Экзистенциональный германо-немецкий этномиф в архаичном, старом и новом дискурсах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Кузнецова, Юлия Аркадьевна

  • Кузнецова, Юлия Аркадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 217
Кузнецова, Юлия Аркадьевна. Экзистенциональный германо-немецкий этномиф в архаичном, старом и новом дискурсах: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Барнаул. 2007. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кузнецова, Юлия Аркадьевна

Введение.

ГЛАВА I. Основные концепции анализа памятников древней этнокультуры и методология квалификации вербального этносознания.

1.1. Возможные методологические подходы к исследованию памятников древней этнокультуры в филологической науке.

1.2. Понятие «картина мира», ее особенности в памятниках древней этнокультуры как вербальное отражение специфики этносознания.

1.2.1. Понятие «картина мира» в филологической науке.

1.2.2. Специфика вербализации картины мира на разных этапах развития этнокультуры.

1.2.3. Проблема экзистенции как основная аксиологическая проблема в памятниках этнокультуры.

1.2.4. Особенности существования вербальных культурных метафор в текстах разных исторических периодов этнокультуры.

1.3. Понятие дискурса и трудности в исследовании разных типов дискурса в историческом освещении.

1.3.1. Проблема дефиниции понятия «дискурс» в филологической науке.

1.3.2. Трудности в исследовании разных типов дискурса в историческом освещении.

1.4. Истоки и развитие методики формульности в применении к устной народной традиции.

1.5. Методика описания блока экзистенциональных формул на примере германо-немецких памятников в разных исторических эпохах.

Выводы по главе 1.

ГЛАВА II. Языковые и лингвокультурные особенности блока экзистенциональных формул в памятниках архаичного германо-немецкого дискурса.

2.1. Экстралингвистическая характеристика анализируемых источников архаичного германо-немецкого дискурса.

2.2. Жанровые особенности анализируемых источников архаичного германо-немецкого дискурса.

2.3. Классификация экзистенциональных формул в памятниках архаичного германо-немецкого дискурса.

2.3.1. Блок процессуальных космологических экзистенциональных формул.

2.3.2. Блок акциональных экзистенциональных формул миропорядка.

2.3.2.1. Экзистенциональные формулы инхоативной фазы и фазы расцвета.

2.3.2.2. Экзистенциональные формулы фазы конфликта и фазы конца.

2.3.2.3. Экзистенциональные формулы фазы возрождения.

Выводы по главе II.

ГЛАВА III. Языковые и лингвокультурные особенности блока экзистенциональных формул в памятниках старого германо-немецкого дискурса.

3.1. Экстралингвистическая характеристика анализируемых источников старого германо-немецкого дискурса.

3.2. Жанровые особенности анализируемых источников старого германо-немецкого дискурса.

3.3. Классификация экзистенциональных формул в памятниках старого германо-немецкого дискурса.

3.3.1. Блок процессуальных космологических экзистенциональных формул.

3.3.2. Блок акциональных экзистенциональных формул миропорядка.

3.3.2.1. Экзистенциональные формулы инхоативной фазы.

3.3.2.2. Экзистенциональные формулы фазы конфликта и фазы конца.

Выводы по главе III.

ГЛАВА IV. Языковые и лингвокультурные особенности блока экзистенциональных формул в памятниках нового германо-немецкого дискурса.

4.1. Экстралингвистическая характеристика анализируемых источников нового германо-немецкого дискурса.

4.1.1. Экстралингвистическая характеристика анализируемых источников в библейском дискурсе.

4.1.2. Экстралингвистическая характеристика анализируемых источников в песенном дискурсе.

4.2. Жанровые особенности анализируемых источников нового германо-немецкого дискурса.

4.2.1. Жанровые особенности анализируемых источников в библейском дискурсе.

4.2.2. Жанровые особенности анализируемых источников в песенном дискурсе.

4.3. Классификация экзистенциональных формул в памятниках нового германо-немецкого дискурса.

4.3.1. Классификация экзистенциональных формул в памятниках библейского дискурса.

4.3.1.1. Блок акциональных экзистенциональных формул миропорядка.

4.3.1.1.1. Экзистенциональные формулы инхоативной фазы и фазы расцвета.

4.3.1.1.2. Экзистенциональные формулы фазы конфликта и фазы конца.

4.3.2. Классификация экзистенциональных формул в памятниках песенного дискурса.

4.3.2.1. Блок процессуальных космологических экзистенциональных формул.

4.3.2.2. Блок акциональных экзистенциональных формул миропорядка.

4.3.2.2.1. Экзистенциональные формулы фазы конфликта и фазы конца.

4.3.2.2.2. Экзистенциональные формулы фазы возрождения.

Выводы по главе IV.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциональный германо-немецкий этномиф в архаичном, старом и новом дискурсах»

Настоящая работа посвящена выделению и описанию языковых и лингвокультурных особенностей экзистенционального тематического блока этномифа и их сопоставительному анализу в архаичном, старом и новом дискурсах.

В лингвистике последних десятилетий наблюдается четкий сдвиг «центра тяжести» с исследований языка «в себе и для себя», провозглашенный Ф. де Соссюром, на исследование языка во взаимосвязи с культурой и сознанием, т.к. «язык, культура и сознание - это те «три кита», на которых держится человеческое сообщество» [Фесенко, 2005]. Таким образом, центральной становится тема «человек в языке», которая является основной для целого ряда современных научных исследований. Положение об определяющей роли человека говорящего, мыслящего и познающего является тем основанием, на базе которого проводятся научные изыскания в рамках культурологии, социологии, истории и других гуманитарных дисциплин. «В сущности, человек является тем кардинальным связующим звеном, которое придает научным изысканиям смысл, являясь мерилом их значимости, и определяет их конечную цель» [Хомякова, 2002]. Следуя тому принципу, что «каждая культура «говорит» на собственном языке, определяемом этнокультурной средой и «архетипом языкового сознания» носителей данной культуры» [Фесенко, 2005], акцент в современных исследованиях делается на специфику культуры и сознания любого этноса. Ведущее положение в этой связи занимают лингвокультурология и этнолингвистика как научные направления в лингвистике, которые исследуют язык народа во взаимосвязи с его культурой и историей. Методы этих дисциплин позволяют моделировать и реконструировать весь комплекс знаний, представлений, традиций, верований определенного этноса, т.е. картину мира, через язык.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что в фокусе исследования находится такой значительный фрагмент картины мира (далее

КМ) германцев-немцев как экзистенция, которая обладает первичной ценностью, поскольку в ее рамках разворачивается вся жизнедеятельность человечества. Тем не менее, до сих пор нет исследований, посвященных комплексному изучению особенностей восприятия экзистенции в германо-немецкой культуре. Отдельные исследования в области германского фольклора носят, скорее, экстериоризованный характер, т.е. не предполагают «погружения» в историю и культуру этноса. Рассмотрением особенностей древнегерманской КМ занимались, как отечественные ученые М.И. Стеблин-Каменский («Миф», 1976), А .Я. Гуревич («Старшая Эдда», «Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов», 1975), Е.М. Мелетинский («От мифа к литературе», 1958, «Поэтика мифа», 2000), в настоящее время - Т.В. Топорова («Семантическая структура древнегерманской модели мира», «О древнеисландских формулах хаоса и конца мира и их индоевропейских соответствиях», 1994 и др.), так и зарубежные исследователи (Г. Некель, Г. Безеке, А. Хойслер и др.). Однако попытка системного сопоставительного исследования германо-немецкого экзистенционального этномифа (далее - ЭМ) не предпринималась до настоящего времени. В связи с недостаточной разработанностью данной темы представляется особенно актуальным провести языковой и лингвокультурный анализ особенностей германского и немецкого ЭМ и его трансформаций, которые отражают социокультурные изменения общества и сознания человека, т.к. ЭМ - ментальное отражение окружающего мира определенным этносом, этнической общностью. Исследование германо-немецкого ЭМ в эволютивном аспекте позволит реконструировать экзистенциональные представления германцев и проследить произошедшие в них трансформации.

Методология настоящего исследования отличается своей комплексностью, представленной основными теоретическими положениями следующих исследовательских направлений: лингвокультурология, этнолингвистика, проблемный блок «язык - сознание - менталитет».

Объектом исследования в данной работе является эволюция германо-немецкой ментальности, отраженная в одном тематическом блоке этномифа -экзистенциональном.

Предметом исследования являются языковые / текстовые формулы, представленные в различных типах дискурса, в содержании которых заключены характеристики экзистенционального тематического блока этномифа. Комплекс разноуровневых формул (слов, словосочетаний, предложений, минитекстов), включающих в себя содержание экзистенционального тематического блока, в текстах разных типов дискурса составляет 200 формульных единиц.

Базовый термин «формула» понимается в настоящей работе как тематический инвариант, представленный единым по теме (экзистенциональным) блоком, выражающийся в близких по смыслу и структуре словах, словосочетаниях, минитекстах, «в которых заключено традиционное содержание [содержание устной традиции этноса - вставка наша: Ю.К.] независимо от их ритмико-синтаксической организации» [Гвоздецкая, 2004]. Единицей исследования выступает случай конкретного употребления формул в анализируемых текстах.

Материалом исследования служат формулы, выделенные в текстах-источниках, которые содержат сакральные сведения экзистенционального характера. Данные тексты распределены по типам дискурса. Под дискурсом понимается особая лингвистическая и социальная данность, которая позволяет реконструировать ментальность «возможного мира». Тексты анализируются как взятые в особых качествах и свойствах - это тексты-источники сведений об особых ментальных мирах. Архаичный дискурс (далее - АД) составляют тексты мифологического содержания, отражающие архаическую ментальность. В старый дискурс (далее - СД) входят тексты, хронологически ограниченные рамками древневерхненемецкого периода, который ознаменован появлением новой религии и, как следствие, постепенной сменой мировоззрений. В новый дискурс (далее - НД), характеризующийся другой исторической и культурной формацией, в данной работе включены тексты, заключающие в себе экзистенциональную аксиологию. В рамках НД выделяются библейский дискурс (далее - БД) и песенный дискурс (далее - ПД). Тесты-источники ПД образуют новейший дискурс (далее - НвД). Данное разделение обусловлено хронологическими границами возникновения и существования текстов, а также их разной прагматической направленностью. БД концентрирует в себе целую идеологию, которая апеллирует к внутреннему миру человека, т.к. заключает универсальные ценностные установки. Тексты ПД характеризуются прежде всего тем, что являются способом самовыражения их авторов. Широкое признание песен и общественный резонанс, которые они вызывают, является доказательством их актуальности и общими взглядами авторов и их слушателей.

Для анализа ЭМ в АД были выбраны три песни из сборника языческих песен «Старшей Эдды» на древнеисландском языке: Voluspa «Прорицание вёльвы», Vafdmdnismal «Речи Вафтруднира», Grimnismal «Речи Гримнира». В сборнике содержится десять песен мифологического и 19 героического содержания. Время записи сборника предположительно вторая половина XIII века. Диапазон в датировке самих песен достигает несколько столетий, однако, исследователи едины во мнении, что большинство песен рукописи бытовало до момента записи в устной традиции [М.И. Стеблин-Каменский, Р. Зимек, Г. Некель].

Источником исследования в СД выступают два памятника: 1) Wessobrunner Gebet «Вессобрунская молитва», запись которой на баварском диалекте датируется исследователями 814 г.; 2) поэма о Страшном Суде Muspilli «Муспилли», названная так обнаружившим ее в 1832 г. А. Шмеллером.

В БД для анализа были выбраны тексты Библии в переводе М. Лютера: 1) Genesis Генезис из Ветхого Завета; 2) тексты из Нового Завета: Das Evangelium nach Matthaus Евангелие от Матфея, das Evangelium nach Markus

Евангелие от Марка, das Evangelium nach Lukas Евангелие от Луки, das Evangelium nach Johannes Евангелие от Иоанна (фрагментарно).

ПД включает некоторые тексты песен современных немецких групп: песни группы Rammstein «Солнце» «Sonne» и «Учитель» «Der Meister»; 2) две песни новоязыческой группы Odroerir «Weltentstehung» «Возникновение мира» и «Idafeld» «Идафельд». Данные памятники представляют особую ценность для реконструкции, поскольку, во-первых, являются репрезентантами этнической ментальности разных исторических эпох; во-вторых, отражают мировоззрение на проблему экзистенции германо-немецкого этноса.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении экзистенциональности / бытийности не в привычном семасиологическом аспекте, а в рамках аксиологического комплекса, т.е. в лингвокультурологической проблематике, а также в использовании впервые нового исследовательского подхода - выделение тематического блока в этнокультурной аксиологии германцев-немцев и анализ его трансформаций в последующих типах дискурса данной этнокультуры.

Теоретическая значимость обусловлена применением в настоящем исследовании комплексной методологии, используемой междисциплинарным подходом в описании новой исследовательской антропоцентрической парадигмы и отражающей актуальные исследовательские практики в современной лингвистике. Значимой также может быть отмечена методика классификации формул с применением комплекса содержательных признаков: выделение единого тематического блока в исходных текстах устной традиции германо-немецкого этноса, рассмотрение всех возможных трансформаций языковых / текстовых формул данного блока в текстах памятников последующих культурных эпох, проведение сопоставления языковых / текстовых формул в текстах разного исторического и лингвопрагматического типов дискурса, фиксирующих тему первичного аксиологического характера в памятниках германо-немецкой этнокультуры - экзистенциональную.

Результаты данного исследования имеют практическую ценность для таких учебных дисциплин как история немецкого, исландского языков, введение в германскую филологию, общее и германское языкознание, литературоведение, для спецкурсов по фольклористике, лингво- и этнокультурологии, а также могут быть использованы на практических занятиях по страноведению и аналитическому чтению.

Методы, использованные в работе: метод формульного анализа, метод компонентного анализа, метод корреляций, метод семантической интерпретации текста, этимологический анализ.

Целью исследования является выделение и описание особенностей языковых текстовых формул экзистенционального тематического блока в АД в качестве первичного аксиологического звена в германо-немецкой культуре, а также выделение аналогичных формул в текстах других дискурсов в сопоставительном аспекте.

Для достижения цели исследования в работе ставятся следующие задачи:

1) установление взаимосвязи и взаимозависимости таких понятий, как язык, этническое сознание, картина мира, дискурс и специфичное их преломление в этническом менталитете;

2) выделение и объяснение различия между архаичной, старой, новой и новейшей картинами мира, вербально выраженных в текстах разных типов дискурса;

3) выделение первичного аксиологического смысла германо-немецкой культуры - экзистенционального - и характеристика разных типов дискурса, в которых в основном вербализован экзистенциональный смысл различными языковыми текстовыми формулами;

4) корреляция историко-культурных характеристик формул с их лингво-прагматическими установками в текстах разных типов дискурса;

5) рассмотрение структуры экзистенционального тематического блока ЭМ и описание предлагаемой классификации ЭМ по следующим признакам: 1) «большой» / «малый» мир; 2) первичный процессуальный / акциональный акт экзистенции мира / всего сущего; 3) дискретность экзистенционального процесса / акции с выделением конкретных фаз;

6) толкование трансформаций в вербальном выражении экзистенциональной темы, структуры формул ЭМ и прагматической установки их использования в разных типах дискурса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исходной (первичной) ценностью в этнической германо-немецкой мифосистеме, зафиксированной много позже сначала в устной, затем в записанной формах в мифосодержащих текстах, выступает экзистенция, в исследовательской практике рассматриваемая в качестве экзистенционального тематического блока.

2. В германо-немецких мифосодержащих текстах (иначе - в текстах АД) экзистенциональный тематический блок не отличается последовательностью фиксации и однозначной характеристики: 1) процессуального / акционального характера экзистенции и 2) инхоативной фазы возникновения / создания двух его составляющих: а) «большого» мира, или космологического пространства, и б) «малого» мира, или околоземного миропорядка, созданного германскими богами. Эта дискретность КМ в АД четко прослеживается в двух группах формул ЭМ, имеющих общие и различные характеристики.

3. Группа формул коллективной акции (создания миропорядка в «малом» мире германских богов / людей) имитирует весь экзистенциональный цикл: от создания к развитию до первоакта нарушения миропорядка в «малом» мире - первый полуцикл - и от конфликта через эсхатологический результат до последующего возрождения нового миропорядка, основанного на прежних правилах. Группа формул, выражающая экзистенциональный процесс (возникновение «большого» мира), менее изменчива по фазам и не содержит эсхатологического содержания.

4. В последующих типах этнокультурного дискурса отмечается частотное использование формул экзистенционального тематического блока с заметным превалированием формул второй группы. Однако в СД, НД и НвД формулы содержательно и структурно трансформированы. Это обусловлено изменяющейся прагматической установкой пользователей других поколений данной этнической общности, при этом первичность собственно исходной экзистенциональной ценности каждый раз изменяется и не всегда может быть выделена как таковая.

Структура работы обусловлена целью, задачами и методикой исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы из 151 наименования, из них 15 на иностранных языках, списка словарей из 20 наименований, списка интернет-ресурсов, списка принятых сокращений. Работа снабжена тремя таблицами.

Во введении обосновывается актуальность исследования, указываются объект, предмет, единица и материал исследования, обосновывается научная новизна и теоретическая ценность исследования, определяются цель, задачи и методы исследования, характеризуются эмпирическая база и источники материала исследования, описывается структура работы, а также формулируются основные положения, выносимые на защиту. Первая глава посвящена рассмотрению вопросов соотношения архаической и современной языковых картин мира, а также описанию методологического подхода к их исследованию. Вторая глава представляет описание лингвокультурного анализа структуры и содержания языковых / текстовых формул, которое заключается в характеристике особенностей ЭМ в АД. В третьей главе приводится описание лингвокультурного анализа структуры и содержания языковых / текстовых формул, в которых заключены характеристики ЭМ в СД. Четвертая глава представляет собой описание лингвокультурного анализа языковых / текстовых формул, содержащих характеристики ЭМ в НД и НвД. Каждая глава заканчивается выводами, где резюмируются основные положения (первая глава) и результаты анализа языковых / текстовых формул, содержащих характеристики особенностей германского и немецкого ЭМ (вторая, третья и четвертая главы). В заключении представлены общие результаты исследования.

Апробация: основные положения работы и результаты исследования изложены в форме докладов на X Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2003 г.), I межрегиональной научной конференции «Язык. Миф. Этнокультура» (Кемерово, 2003 г.), на Всероссийской научной конференции с международным участием (Стерлитамак, 2005 г.), на межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Новокузнецк, 2007 г.), IV научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Прокопьевск, 2007 г.). По теме исследования опубликовано одиннадцать работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Кузнецова, Юлия Аркадьевна

Выводы по главе IV

НД охватывает в данной работе тексты эпох, которые разделены несколькими столетиями. В этой связи анализ формул подразумевает сопоставление текстов внутри самого дискурса, в котором выделяются, в свою очередь, два дискурса: библейский и песенный. Анализ формул в НД привел к следующим выводам относительно их особенностей:

1. Формулы в библейском дискурсе отличаются структурной устойчивостью и высокой степенью повторяемости, так что можно говорить о высоко формализованном языке Библии. Формулы в тексте Библии позволяют вычленить формульные конструкции, по которым строится большинство формул.

2. Формулы в ПД, напротив, структурно подвержены процессу разрыхления. Отсутствуют четкие синтаксические и композиционные модели, которые могли бы служить своеобразным «скелетом» для образования новых формул. Поэтической особенностью формул в ПД по сравнению с АД является конечная рифма, которая в данном типе дискурса является жанрово обусловленной.

Можно выделить следующие характерные особенности ЭМ в библейском дискурсе:

1. Христианское мировоззрение основывается на том, что Бог является абсолютом, т.к. он был до сотворения мира и останется после эсхатологической катастрофы. Подтвержением этому является отсутствие космологической фазы до создания мира и пришествие Христа на землю в фазе конца света.

2. Мир в библейском дискурсе был создан, т.е. выступал в качестве объекта творения через Бога, так же как и конец вселенной последует через Бога. Таким образом, весь процесс бытия подчинен одному субъекту.

3. Каждый шаг в процессе миросозидания сопровождается актом номинации независимо от того, является ли он предшествующим или замыкающим звеном цепи. Вербальные акты Бога можно рассматривать как некие сценарии, которые точно реализуются в последующем действии. На языковом уровне это подтверждается использованием одинаковых формул и формульных выражений.

4. Каждый созидательный акт в тексте Библии на языковом уровне четко структурирован, т.е. зафиксирован. Языковая фиксированность свидетельствует о строгой фиксации самих актов в культурной памяти этносов, поскольку они являются образцами, по которым творится мир и которые в случае необходимости должны быть актуализированы.

5. Отсутствие в библейском дискурсе фазы возрождения, т.е. возникновения нового бытия, говорит о том, что время в христианском восприятии линейно и необратимо. Фаза конца рассматривается отдаленной от конечного пункта, т.е. фаза «катастрофы» и конца воспринимается с позиции «настоящее-будущее».

Особенности ЭМ в ПД можно сформулировать следующим образом:

1. Инхоативная фаза и фаза возрождения в песенном дискурсе характерна исключительно для стилизованных песен так называемых новых язычников, которые обращаются к германскому поэтическому наследию. В песнях группы Rammstein, которые сами не относят себя ни к одному новоязыческому течению, выделяется только фаза «конфликта» и возможного скорого наступления конца мира.

2. Квазилогичное построение ЭМ в новоязыческих песнях, которые образуют рамку (начало-возрождение) неадекватно в силу того, что целостная аутентичная языческая КМ в стилизованных песнях НД разрывается на отдельные фрагменты, никак не связанные между собой.

3. Фаза конфликта, представленная в песнях группы Rammstein, отражает отношение к описываемому с позиции «настоящее-настоящее», т.е. изображаемые события локализованы в настоящем и воспринимаются реально.

195

Заключение

1. На всех этапах развития человечества людей интересовала проблема экзистенции-жизни, которая в каждый конкретный период существования ощущалась по-разному. «Присутствуя» всегда в настоящем, человек или оглядывался назад в прошлое, чтобы предсказать будущее (архаическое сознание), или пытался заглянуть в будущее, чтобы изменить настоящее (современное сознание). Таким образом, фактором, объединяющим оба типа сознания, является устремленность в будущее. Ощущение конечности всего в мире исходит из самого мира, в котором все подвержено устареванию и умиранию. Однако языческое сознание в своих наблюдениях над природой сделало бессознательный вывод о постоянном возрождении, которое следует за концом, сформировав циклическую модель бытия. Современное сознание, удалившись от природы в результате интеллектуального и технического прогресса, потеряло это бесконечное чувство экзистенции, смоделировав новую концепцию времени - линейную, т.е. конечную. В связи с этим обострилось восприятие близкого эсхатологического конца, что объясняется виной за грехи, которые в христианской идеологии трактуются как нарушение правил / заветов. В языческом сознании конец, какой бы трагический он ни был, не сопряжен с человеком. Смерть воспринималась как естественное состояние мира, необусловленное ничем иным, как существующим миропорядком. В современном восприятии, которое отличается от христианского и, безусловно, языческого, эсхатологические ощущения усилились в силу того, что внешний миропорядок разрушается по вине человека. Таким образом, экологические проблемы вкупе с мировыми обусловили восприятие человеком реальной близости конца.

Исследователи говорят всегда о нерасчлененности, недискретности архаического сознания. Однако такое состояние менялось с течением времени. Восприятие бытия как субстанции, имеющей определенные фазы и состояния, свидетельствует о способности членить мир на «большой» / малый», «свой» / «чужой», «старый» / «обновленный». Особое значение при выделении процесса бифуркации сознания играет инхоативность, которая маркирует начало любого процесса / фазы, даже фазы конца. Таким образом, в цепи следования «начало» - «конец» каждое звено выполняет в то же время функцию другого, т.е. один и тот же элемент может трактоваться по-разному, одновременно являясь началом в контексте следования и концом на фоне предшествования.

2. В результате анализа формул в АД, СД и НД были выделены два основных блока формул: космологические ЭФ и ЭФ миропорядка. Каждому блоку соответствует характеристика по признаку наличию / отсутствия субъекта: акциональность, процессуальность. ЭФ с акциональным значением отличаются наличием субъекта действия и его активным характером, формально такие формулы выражаются транзитивными глаголами. Процессуальные ЭФ содержат в своем составе интранзитивные глаголы с семантикой «состояния» или медиопассивом транзитивных глаголов. За каждым блоком ЭФ закреплена лишь одна из указанных характеристик: процессуальность - за космологическими ЭФ, акциональность - за ЭФ миропорядка.

Объем и структура формул, а также их презенция неодинаковы в разных дискурсах. В АД формулы представлены единицами практически всех языковых уровней: слово, словосочетание, предложение, микротекст. АД - единственный, в котором последовательно реализуются все фазы экзистенции. В СД структура формул сохраняется лишь в тех фрагментах, которые представляют стилизацию под «старую» германскую традицию. Об этом свидетельствует, в частности, поэтическая организация некоторых формул, как, например, аллитерация. В СД архаичная песенная форма сохраняется во фрагменте «Вессобрунской молитвы». Ее функция в молитве основывается на том, что молитва как новый жанр еще не воспринимается. На данном переходном этапе, как в культуре, так и в сознании германцев-немцев, КЭФ является все еще магической формулой в составе заговора, фактически молитвы. В этом раздвоении языческое-христианское, старое-новое на всех уровнях отражается переходная стадия сознания: композиционном, поэтическом, языковом, содержательном. Процесс разложения традиции наблюдается особенно ярко в композиционном плане в поэме «Муспилли», где соседствует аллитерация и конечная рифма, а также в содержательном, когда наряду со старыми формулами используются новые христианские, заимствованные не только как понятия, но и их вербальные оболочки.

В библейском дискурсе не выделяются формулы на уровне слов. Основное содержание репрезентируется в форме словосочетаний, предложений и минитекста. Структура формул остается, однако, стройной и устойчивой. Песенный дискурс, который отражает современное германо-немецкое сознание, трансформирует форму формул так, что их можно вычленить не на структурном уровне, но фактически только на семантическом. Специфика новоязыческих текстов песенного дискурса заключается в сознательной стилизации, в отличие от СД. Переводы архичных текстов содержательно близки их оригиналам, однако, форма новоязыческих песен, построенных в свободной форме, без соблюдения конечной рифмы, не передает «дух» германской традиции. Однако меняется цель их использования, которая состоит не в том, чтобы сохранить важные сведения о миропорядке, а культуру предков.

3. Исходя из трансформаций формул, изменения претерпел германо-немецкий ЭМ. Основные метаморфозы ЭМ заключаются в следующем. В языческую эпоху мир возникает, зарождается как бы сам. Он сам выступает субъектом процесса под названием «жизнь». В христианской традиции наблюдается существенный сдвиг в космологии: мир не зарождается, а создается в результате великого акта творения. Первое событие воспринимается не как процесс, а как акция, действие, где субъектом, творящим мир выступает Бог-создатель, а мир выполняет функцию объекта, создаваемого в результате творческого божественного акта. Все, что человек делает, повторяет в каком-то смысле «первое деяние», архетипический жест Бога-Творца, результатом которого явилось сотворение мира.

Как начало, так и конец бытия имеют поэтапный характер, т.е. знаменуются чередой событий, которые в совокупности приводят к конечному результату: бытию или небытию. Таким образом, и в языческой, и в христианской КМ мир возникает / создается не в один момент, однако, все события, как космологические, так и эсхатологические, в совокупности -экзистенциональные, спроецированные на ось времени, образуют противоположные точки, между которыми все происходящее неуклонно движется от начала к концу. Особенностью восприятия времени в эсхатологической перспективе, как языческим, так и христианским сознанием является все нарастающее движение по мере приближения к концу. Особенностью германо-немецкого сознания в АД, СД и ПД является максимальная приближенность данного современного момента к конечному пункту бытия. Однако языческое сознание воспринимает эсхатологические события как неизбежность, обусловленную общей судьбой мира, даже необходимую в свете господствующей циклической концепции времени, предполагающей последующее возрождение обновленной вселенной.

В христианской КМ эсхатологическая катастрофа воспринимается как трагедия по той причине, что время конечно и линейно. Конец мира наступает по вине человека, за это люди будут осуждены на Страшном Суде и грешники понесут наказание. Таким образом, христианское эсхатологическое восприятие отличается особым трагизмом в силу неизбежной судьбы каждого человека.

В настоящее время эсхатологические настроения в немецком обществе особенно обострились по многим причинам. Человек рассматривается не просто грешным в своей сущности, но и пагубно действующим на окружающий мир. Таким образом, в ЭМ на современном этапе акцент сместился на его эсхатологическую составляющую и характеризуется экологической проблематикой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кузнецова, Юлия Аркадьевна, 2007 год

1. Агранович, С.З. Гармония цель - гармония: Художественное сознание в зеркале притчи Текст. / С.З. Агранович, И.В. Саморукова. - М., 1997. -190 с.

2. Адмони, В.Г. Исторический синтаксис немецкого языка Текст. / В.Г. Адмони. М.: Высшая школа, 1963. - 335 с.

3. Алпатов, В.М. История лингвистических учений Текст. / В.М. Алпатов.- М.: Языки славянской культуры, 2001. 368 с.

4. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н.Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

5. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук Текст. / М.М. Бахтин. СПб.: Пресса, 2000. - 143 с.

6. Балли, Ш. Язык и жизнь Текст. / Ш. Балли. М.: Едиториал УРСС, 2003.- 232 с.

7. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст. / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-616 с.

8. Бенвенист, Э. Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенист. -М.: Эдиториал УРСС, 2002. 448 с.

9. Ю.Бондарева, Л.М. Память как объект когнитивных исследований Текст. / Л.М. Бондарева // Реальность, язык и сознание: Междунар. межвуз. сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. - Вып. 3. - 153159.

10. Борботько, В.Г. Элементы теории дискурса Текст. / В.Г. Борботько.1. Грозный, 1981.-113 с.

11. Борботько, В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к психосинергетике Текст. / В.Г. Борботько. М.: КомКнига, 2007. - 288 с.

12. Бунге, М. Пространство и время в современной науке Текст. / М. Бунге // Вопросы философии. 1970. - № 7. - С. 81-93.

13. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа Текст. / Й.Л. Вайсгербер / Пер. с нем. О.А. Радченко. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 223 с.

14. Витгенштейн, Л. О достоверности Текст. / Л. Витгенштейн // Философские работы. М., 1994. - Ч. 1. - 520 с.

15. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. / С.Г. Воркачев // Филологические науки: научн. журнал. 2001. - № 1. -С. 64-72.

16. Воркачев, С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии Текст. / С.Г. Воркачев // Теоретическая и прикладная лингвистика: Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж: Модус, 2002. -Вып. 3. - С. 79-95.

17. Ворожбитова, А.А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Монография Текст. / А.А. Ворожбитова. Сочи: Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, 2000. - 43 с.

18. Гак, В.Г. Русская политическая метафора (материалы к словарю) Текст. / В.Г. Гак, А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов // Вопросы языкознания. 1993.3. С. 136-141.

19. Ганина, Н.А. Норны: к генезису и ареальным параллелям образа Текст. / Н.А. Танина // Атлантика: Записки по исторической поэтике. -Изд-во Моск. ун-та, 2004. Вып. VI. - С. 20-36.

20. Гачев, Т.Д. Национальные образы мира: Курс лекций Текст. / Г.Д. Гачев. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.

21. Гвоздецкая, Н.Ю. Нарративные основы формульности древнеанглийского поэтического текста / Н.Ю. Гвоздецкая // Атлантика: Записки по исторической поэтике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - Вып. VI. - С. 3747.

22. Гринберг, Дж. Антропологическая лингвистика: Вводный курс Текст. / Дж. Гринберг. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 224 с.

23. Гришаева, Л.И. «Чужое» как часть «своего» в межкультурной коммуникации Текст. / Л.И. Гришаева // Реальность, язык и сознание: Междунар. межвуз. сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. - Вып. 3. - С. 186-194.

24. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. фон Гумбольдт / Пер. с нем. ред. и предисл. Г.В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1984.-397 с.

25. Гуревич, А.Я. Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов Текст. / А.Я. Гуревич // Понятие судьбы в контексте разных культур. -М.: Наука, 1994. С. 3-5.

26. Гуревич, А .Я. Категория средневековой культуры Текст. / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. - 350 с.

27. Деева, Н.В. Категория бытия: способы представления бытия человека в русском языке Текст. / Н.В. Деева // Слово в лингвокультурологическом аспекте: Коллективная монография / Науч. ред. О.Н. Иванищева. -Мурманск: МГПУ, 2005. Вып.1. - С. 45-47.

28. Деева, Н.В. Концепты жизнь и смерть в русских фольклорных текстах Текст. / Н.В. Деева // Концептуальные сферы «МИР» и «ЧЕЛОВЕК»: Коллективная монография. Кемерово: ИПК «Графика», 2005. - С. 70-86.

29. Дейк, ван Т. Вопросы прагматики текста Текст. / Т. ван Дейк // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики: Сб. статей. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-192 с.

30. Дехнич, О.В. К вопросу о корреляции метафоры и языковой картины мира Текст. / О.В. Дехнич // Реальность, язык и сознание: Междунар. межвуз. сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. -Вып.З.-С. 562-566.

31. Дьяконов, И.М. Архаические мифы Востока и Запада Текст. / И.М. Дьяконов. М.: Наука, 1990. - 246 с.

32. Дюмезиль, Ж. Верховные боги индоевропейцев Текст. / Ж. Дюмезиль. -М.: Наука, 1986.-С. 90-168.

33. Жирмунский В.М. Теория стиха Текст. / В.М. Жирмунский. Л.: Сов. писатель, 1975. - 664 с.

34. Жирмунский, В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки Текст. / В.М. Жирмунский. М.: ОГИ, 2004. -464 с.

35. Иванова, С.В. Лингвокультурологический анализ: исследовательские риски // Реальность, язык и сознание: Междунар. межвуз. сб. науч. тр. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. Вып. 3. - С. 62-68.

36. Капустина, М.А. Немецкий концепт WELT (на материале Библии Мартина Лютера) Текст. / М.А. Капустина: автореф. дисс. . канд. филол. наук.: 10.02.04. М., 2005. - 205 с.

37. Карасик, В.И. Религиозный дискурс Текст. / В.И. Карасик // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. - С. 5-19.

38. Карасик, В.И. О типах дискурса Текст. / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. -Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20.

39. Карыпкина, Ю.Н. Языковое представление эсхатологических мотивов в англо-саксонской прозе X-XI веков (лингво-этнический аспект) Текст. / Ю.Н. Карыпкина: автореф. дисс. . канд. филол. наук.: 10.02.04 -Иркутск, 2002. 19 с.

40. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю.Н. Караулов. М., 1987. - 261 с.

41. Керимов, Р. Д. К проблеме изучения метафоры в лингвокультурологическом аспекте Текст. / Р.Д. Керимов // Слово в лингвокультурологическом аспекте: Коллективная монография. -Мурманск: МГПУ, 2005. Вып.1. - С. 73.

42. Колесов, В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека Текст. / В.В. Колесов. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. - 326 с.

43. Колодезников, С. К. Картина мира в традиционном мировоззрении якутов Текст. / С.К. Колодезников // Дисс. на соискание . канд. филолог, наук. -Якутск, 1996.- 151 с.

44. Коул, М. Мышление и культура Текст. / М. Коул, С. Скрибнер. М., 1994.-261 с.

45. Кошарная, С.А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира Текст. / С.А. Кошарная. Белгород: БГУ, 2002. - 288 с.

46. Кубрякова, Е.С. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. - 216 с.

47. Кузнецова, Ю.А. Германо-немецкая эсхатология в аспекте формульности Текст. / Ю.А. Кузнецова, Л.А. Шарикова // Материалы X Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., 2003. - Вып. 10. - С. 245-246.

48. Кузнецова, Ю.А. Эсхатологический миф в германском и немецком христианском памятниках Текст. / Ю.А. Кузнецова, Л.А. Шарикова // Язык. Миф. Этнокультура. Кемерово, 2003. - Вып. 1. - С. 203-209.

49. Кузнецова, Ю.А. Феномен лингвокультурной формулы (теоретический и прикладной аспекты) Текст. / Ю.А. Кузнецова: материалы VII Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Новокузнецк, 2007. - Ч. 1. - С. 137-141.

50. Кузнецова, Ю.А. К понятию слова «бог» в древнеисландском языковом ареале Текст. / Ю.А. Кузнецова: материалы IV научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Прокопьевск, 2007. -С. 34-38.

51. Купина, Н.А. Сверхтекст и его разновидности Текст. / Н.А. Купина, Г.В. Битенская // Человек текст - культура: Коллективная монография.- Екатеринбург, 1994.-С. 215-231.

52. Кустова, О.Ю. Внутренний мир человека Текст. / О.Ю. Кустова // Сборник трудов молодых ученых КГУ: в 2 Т. Кемерово: Полигаф, 2002. -Т.1.-С. 221-224.

53. Лакофф, Д. Метафоры, которыми мы живем Текст. / Д. Лакофф, М. Джонсон. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

54. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление Текст. / Л. Леви-Брюль // Психология мышления. М.: изд-во МГУ, 1980. - С. 130-140.

55. Леви-Стросс, К. Структура мифа Текст. / К. Леви-Стросс // Вопросы философии. 1970.-№7.-С. 152-165.

56. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление Текст. / К. Леви-Стросс. М., 1994.-384 с.

57. Лейдерман, Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е гг.: монография Текст. / Н.Л. Лейдерман. Свердловск, 1982. - 141 с.

58. Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили Текст. / Д.С. Лихачев. Л., 1973. - 368 с.

59. Лихачев, Д.С. Слово о полку Игореве и культура его времени Текст. / Д.С. Лихачев. Л., 1978. - 359 с.

60. Лихачев, Д.С. Текстология (на материале русской литературы X-XVII вв.) Текст. / Д.С. Лихачев. СПб.: Алетейя, 2001. - 759 с.

61. Лорд, А.Б. Сказитель Текст. / А.Б. Лорд. М.: Восточная литература; РАН, 1994.-368 с.

62. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа Текст. / А.Ф Лосев. М.: Мысль, 2001. -558 с.

63. Лурия, А.Р. Язык и сознание Текст. / А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979.-319 с.

64. Маковский, М.М. Язык Миф - Культура (символы жизни и жизнь символов) Текст. / М.М. Маковский // Вопросы языкознания. - 1997. - № 1-2.-С. 47-62.

65. Маковский, М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике: Учебное пособие Текст. / М.М. Маковский. М.: КомКнига, 2005. - 200 с.

66. Малиновский, Б. Проблема значения в примитивных языках Текст. / Б. Малиновский // Культорология: Дайджест / РАН, Центр гуманит. науч.-информ. исслед. отд. культурологии. М., 2006. - № 1. - С. 119166.

67. Марсель, Г. Таинство бытия. Книга первая. Рефлексия и таинство Текст. / Г. Марсель // Культорология: Дайджест / РАН, Центр гуманит. науч.-информ. исслед. отд. культурологии. М., 2006. - № 1. - С. 46-63.

68. Маслова, В.А. Лингвокультурология: уч. пособие для студ. высш. учеб. завед. Текст. / В.А. Маслова. М.: Академия, 2001. - 208 с.

69. Мелетинский, Е.М. Общее понятие мифа и мифологии Текст. / Е.М. Мелетинский // Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

70. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе Текст. / Е.М. Мелетинский. М.: изд. центр Российского Гос. гуманит. ун-та, 2000. - 170 с.

71. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа Текст. / Е.М. Мелетинский. М.: Восточная литература РАН, 2000. - 407 с.

72. Москальская, О.И. История немецкого языка Текст. / О.И. Москальская. -М.: Высшая школа, 1985. 145 с.

73. Никитина, Н.Г. Этномифы народов Саха о сотворении мира: жанровые особенности, содержание и смысловые аспекты Текст. / Н.Г. Никитина // Язык. Миф. Этнокультура. Кемерово, 2003. - С. 187-190.

74. Никитина, С.Е. Устная народная культура и языковое сознание Текст. / С.Е. Никитина М.: Наука, 1993. 243 с.

75. Нифанова, Т.С. Из истории изучения картины мира Текст. / Т.С. Нифанова // Res philologia. Уч. зап. Архангельск: ПГУ, 2002. -Вып. З.-С. 5-8.

76. Огуречникова, Н.Л. Система слабых прилагательных в мифологическихпеснях Старшей Эдды Текст. / H.JI. Огуречникова // Атлантика: Записки по исторической поэтике. Изд-во Моск. ун-та, 2004. - Вып. VI. -С. 39-68.

77. Падучева, Е.В. Феномен Анны Вежбицкой Текст. / Е.В. Падучева // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. -416 с.

78. Петрухин, В.Я. Мифы Древней Скандинавии Текст. / В.Я. Петрухин. -М., 2001.-464 с.

79. Пименов, Е.А. Некоторые особенности направления этногерменевтики // Этногерменевтика: фрагменты языковой картины мира. Кемерово, 1999. -Вып. 3. - С. 70-75.

80. Пименова, М.В. Этногерменевтика языковой наивной картины внутреннего мира человека Текст. / М.В. Пименова. Кемерово: Кузбассвузиздат; Landau: Verlag Empirische Padagogik, 1999. - 262 с.

81. Писаренко, А.В. Лингвокультурная характеристика культурного героя в германо-немецких фольклорных текстах Текст. / А.В. Писаренко: дисс. . канд. филол. наук. Барнаул, 2006, - 225 с.

82. Попова, З.Д. Язык и национальная картина мира Текст. / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Модус, 2003. - 60 с.

83. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. - С. 8-69.

84. Потебня, А.А. Мысль и язык Текст. / А.А. Потебня. Киев: СИНТО, 1993.- 192 с.

85. Пропп, В.Я. Об историзме фольклора и методах его изучения Текст. / В.Я. Пропп // Фольклор и действительность: избранные статьи. М.: Наука, 1976.-С. 116-132.

86. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура Текст. / Б.Н. Путилов. -СПб.: Наука, 1994.-45 с.

87. Реан, А.А. Язык и сознание Текст. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум // Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.-С. 92-106.

88. Режабек, Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ) Текст. / Е.Я. Режабек. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.

89. Резанова, З.И. Метафорический фрагмент внутренней формы языка Текст. / З.И. Резанова // Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. - С. 1820.

90. Садохин, А.П. Этнология: Учебник Текст. / А.П. Садохин. М.: Гардарики, 2002. - 256 с.

91. Саморукова, И.В. Дискурс художественное высказывание -литературное произведение: Типология и структура эстетической деятельности Текст. / И.В. Саморукова. - Самара, 2002. - 194 с.

92. ЮЗ.Санцевич, Н.А. Моделирование вариативности языковой картины мира на основе двуязычного корпуса публицистических текстов (метафоры и семантические оппозиции) Текст. / Н.А. Санцевич: автореф. дисс. . канд. филол. наук.: 10.02.04. -М., 2003.-245 с.

93. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии Текст. / Э. Сепир. М.: Прогресс, 2001. - 655 с.

94. Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка Текст. / Г.Н. Скляревская. -СПб.: Наука, 1993.- 150с.

95. Соловьева, JI.H. Древние германцы и их языки Текст. / JI.H. Соловьева // Введение в германскую филологию. М.: Наука, 1980. - С. 7-27.

96. Ю7.Стеблин-Каменский, М.И. Миф Текст. / М.И. Стеблин-Каменский. -Л.: Наука, 1976.- 104 с.

97. Стеблин-Каменский, М.И. Комментарии Текст. / М.И. Стеблин-Каменский // Старшая Эдда. СПб: Питер, 2001. - С. 395-460.

98. Топоров, В.Н. Модель мира Текст. / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1992. - Т. 2. - С. 161.

99. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное Текст. / В.Н. Топоров. М.: Прогресс, 1995.-624 с.

100. Ш.Топорова, Т.В. (а) Семантическая структура древнегерманской модели мира Текст. / Т.В. Топорова. -М.: Радикс, 1994. 190 с.

101. Топорова, Т.В. (б) О древнеисландских формулах хаоса и конца мира и их индоевропейских соответствиях Текст. / Т.В. Топорова // Вопросы языкознания. 1994. - № 4. - С. 48-51.

102. Топорова, Т.В. Об архетипе «воды» в древнегерманской космогонии Текст. / Т.В. Топорова // Вопросы языкознания. 1996. -№ 6. - С. 90-99.

103. Топорова, Т.В. О древнеисландских космологических загадках как феномене языка и культуры Текст. / Т.В. Топорова. М.: Радикс, 2002. -236 с.

104. Топорова, Т.В. Язык в зеркале культуры: древнегерманские двучленные имена собственные Текст. / Т.В. Топорова. М.: Радикс, 1996. - 253 с.

105. Феоктистова, Н.В. Формирование семантической структуры слова (На материале древнеанглийских отвлеченных имен) Текст. / Н.В. Феоктистова: автореф. дисс. . доктора филол. наук: 10.02.04. Л., 1984.-30 с.

106. Фесенко, Т.А. Специфика национального культурного пространства в зеркале перевода Текст. / Т.А. Фесенко. Тамбов: Изд. ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 228 с.

107. Фесенко, Т.А. Этнокультурный контекст и концептосфера языка Текст. / Т.А. Фесенко // Концептуальные сферы «МИР» и «ЧЕЛОВЕК»: Коллективная монография. Кемерово: ИГТК «Графика», 2005. - С. 30-44.

108. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности Текст. / О.М. Фрейденберг. М.: Наука, 1978. - 605 с.

109. Фуко, М. Археология знания Текст. / М. Фуко. Киев: Ника-Центр, 1996.-416 с.

110. Хомякова, Е.Г. Эгоцентризм речемыслительной деятельности Текст. / Е.Г. Хомякова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 220 с.

111. Хроленко, А.Т. Основы лингвокультурологии: Учеб. пособие для филологов и культурологов Текст. / А.Т. Хроленко. М.: Флинта: Наука, 2005.-184 с.

112. Шарикова, JI.A. Реконструкция германской ментальности (онтологические основания этнорелигиозного герменевтического концепта) Текст. / J1.A. Шарикова // Mentalitat. Konzept. Gender. -Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2000. C. 194-198.

113. Шарикова, JI.A. (а) Проблемы интерпретации этномифа Текст. / JI.A. Шарикова // Социокультур. герменевтика: проблемы и перспективы: Материалы междун. научн.-практ. конференции. Кемерово, 2002. -С. 127-130.

114. Шарикова, JI.A. Смешанный тип формульности в текстах германских языческих и христианских заговоров Текст. / JI.A. Шарикова // Человек и его язык (К 75-летию проф. В.П. Недялкова). Кемерово, 2003. - Вып.4. -С. 183-189.

115. Шарикова, JI.А. Слово как лингвокультурная формула в текстах германских заговоров Текст. / Л.А. Шарикова // Слово в лингвокультурологическом аспекте: Коллективная монография / Науч. ред. О.Н. Иванищева. Мурманск: МГЛУ, 2005. - Вып.1. - С. 95-102.

116. Элиаде, М. Словарь религий, обрядов и верований Текст. / М. Элиаде. -М.: Рудомино; СПб.: Унив. кн., 1997.-414 с.

117. Элиаде, М. Трактат по истории религий Текст. / М. Элиаде. СПб.: Алетейя, 1999. - Т. 1. - 394 с. - Т. 2.-416 с.

118. Элиаде, М. Аспекты мифа Текст. / М. Элиаде. М.: Академический проект, 2000. - 222 с.

119. Assman, J. Religion und kulturelles Gedachtnis: zehn Studien Text. / J. Assman. Munchen: C.H. Beck, 2000. - 256 S.

120. Boor, H. de. Geschichte der deutschen Literatur Text. / H. de Boor. -Munchen: C.H. Beck, 1949. S. 16-74.

121. Braune, W. Althochdeutsche Grammatik Text. / W. Braune bearb. von I. Reiffenstein. 15. Aufl. - Tubingen: Niemeyer, 2004. - 394 S.

122. Grimm, J. Deutsche Mythologie Text. / J. Grimm. Gottingen: Dieterische Buchhandlung, 1844. - 1246 S.

123. Gschwandter, O. Alteste Gattungen germanischer Dichtung Text. / O. Gschwandter // Neues Handbuch der Literaturwissenschaft. Wiesbaden, 1985. -Bd. 6.-S. 91-97.

124. Maier, В. Die Religion der Germanen: Gotter, Mythen, Weltbild Text. / B. Maier. Munchen: C.H. Beck, 2003. - 206 S.

125. Meyer, R.M. Die altgermanische Poesie nach ihren formelhaften Elementen beschrieben Text. / R.M. Meyer. Hildesheim - Zurich - New York: Georg Olms Verlag, 1985.-549 S.

126. Nedoma, R. Kleine Grammatik des Altislandischen Text. / R. Nedoma. -Heidelberg: Winter, 2001. 144 S.

127. Rubekeil, L. Diachrone Studien zur Kontaktzone zwischen Kelten und Germanen Text. / L. Rubekeil. Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, 2002. - S. 181-292.

128. Schmid, G. Kirchen, Sekten, Religionen Text. / G. Schmid. Zurich: Theologischer Verlag Zurich, 2003. - 528 S.

129. Schmidt, W. Geschichte der deutschen Sprache Text. / W. Schmidt. 9., verbes. Aufl. - Stuttgart: Hirzel, 2004. - S. 35-240.

130. Schnurbein, S. Religion als Kulturkritik: Neugermanisches Heidentum im 20. Jahrhundert Text. / S. Schnurbein // Skandinavistische Arbeiten. -Heidelberg: Carl Winter Verlag, 1992. Bd. 13. - 338 S.

131. Simek, R. Religion und Mythologie der Germanen Text. / R. Simek. -Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2003. 323 S.

132. Sonderegger, S. Althochdeutsche Sprache und Literatur Text. / S. Sonderegger. 3., durchges. und erw. Aufl. - Berlin, New York: de Gruyter, 2003.-390 S.

133. Tacitus, C. Germania. Lateinisch-deutsch Text. / C. Tacitus. Diisseldorf / Zurich: Artemis&Winkler, 1998. - 105 S.

134. Список публикаций всемирной сети Интернет

135. Власов, А.Н. Устная память традиции в контексте письменной культуры Электронный ресурс. / А.Н. Власов. Режим доступа: http://www.centrfolk.ru/vlasov 1 .htm

136. Дискурс / Энциклопедия «Кругосвет» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.www.krugosvet.ru/articles/82/1008254/1008254al.htm

137. Лурье, С.В. Культурная традиция и этнос / Историческая этнология Электронный ресурс. / С.В. Лурье. Режим доступа: http://www.liber.rsuh.ru/Fulltext/081101/7.htm

138. Лютер М. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.krotov.info/library/l/luther

139. Лютер М. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bibl-center.ru

140. Мелетинский, Е.М. (а) Миф и историческая поэтика фольклора (Доклад на конференции «Фольклор: поэтическая система») Электронный ресурс. / Е.М. Мелетинский. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky4.htm

141. Мелетинский, Е.М. (б) Скандинавская мифология как система Электронный ресурс. / Е.М. Мелетинский. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky3.htm

142. Мелетинский, Е.М. Статус слова и понятие жанра в фольклоре Электронный ресурс. / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/melneklnov.htm

143. Неклюдов, С.Ю. Семантика фольклорного текста и «знание традиции» Электронный ресурс. / С.Ю. Неклюдов. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov 14.htm

144. Этнолингвистика / Энциклопедия «Кругосвет» Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.www.krugosvet.ru/articles/82/1008269/1008269al.htm

145. Юдин, А.В. Этнолингвистика на Западе Электронный ресурс. / А.В. Юдин. -Режим доступа: http://www.kapija.narod.ru/Ethnoslavistics/yudzapad.htm

146. Edda / Die freie Enzyklopadie Wikipedia Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.de.wikipedia.org/wiki/Edda

147. Odroerir / Официальный сайт группы Odroerir Электронный ресурс. Режим доступа: www.odroerir-fix.de

148. Rammstein / Die freie Enzyklopadie Wikipedia Электронный ресурс. Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Rammstein

149. Schamanismus / Die freie Enzyklopadie Wikipedia Электронный ресурс. -Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Schamanismus

150. Список словарей и справочных источников

151. БЭС Языкознание. Большой энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 688 с.

152. БСЭ Большая советская энциклопедия Электронный ресурс. - Режим flocTyna:http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=encabc&encabc=*&how=encab crev&encpage=bse

153. БТСРЯ Большой толковый словарь русского языка Текст. / Сост. и гл. ред. СЛ. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 1998. - 1536 с.

154. ДИАС Древнеисландско-английский словарь Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.northvegr.org/zoega/index002.html

155. ЛЭС (а) Лингвистический энциклопедический словарь Текст. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.

156. ЛЭС (б) Литературный энциклопедический словарь Текст. / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.

157. СРЯ Словарь русского языка: в 4-х т. Текст. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1982. - Т.2. - 736 с.

158. ССР ЛЯ Словарь современного русского литературного языка Текст. -М.-Л., 1957.-Т.6.-1459 с.

159. СФТ Словарь философских терминов Текст. - М.: Инфра-М., 2004. -237 с.

160. СС Тресиддер, Дж. Словарь символов Текст. / Дж. Тресиддер. - М.: Фалер-Пресс, 2001. - 448 с.

161. ФС Философский словарь Текст. / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., переработ, и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

162. KLM Bellinger, G. Knaurs Lexikon der Mythologie: 3100 Stichworter zu den Mythen aller Volker von den Anfangen bis zur Gegenwart Text., - Munchen: Droemer Knaur, 1989. - S. 328-329.

163. WR Bertholet, A. Worterbuch der Religionen Text. / 3. Aufl. neu bearb., hrsg. Von Kurt Goldamer. - Stuttgart: Kroner, 1976. - S. 402.

164. LAM Holzapfel, O. Lexikon der Abendlandischen Mythologie Text. / O. Holzapfel. - Freiburg, Breisgau: Herder, 1993. - 461 S.

165. EWdS Kluge, F. Etymologisches Worterbuch der deutschen Sprache Text. / F. Kluge bearb. von E. Seebold. - 24., durchges. und erw. Aufl. - Berlin, New York: de Gruyter, 2002. - 1023 S.

166. IEW Pokorny, J. Indogermanisches etymologisches Worterbuch Текст. / J. Pokorny. - Bern; Miinchen, 1959. Bd. I-II.

167. RGA Reallexikon der Germanischen Altertumskunde Text. / Hrsg. J. Hoops. -Berlin / New York: Walter de Gruyter, 2003.

168. AW Schiitzeichel, R. Althochdeutsches Worterbuch Text. / R. Schutzeichel. -5., uberarb. und erw. Aufl. - Tubingen: Niemeyer, 1995. - 341 S.

169. LGM Simek, R. Lexikon der germanischen Mythologie Text. / R. Simek. -Stuttgart: Kroner, 2006. - 573 S.

170. AEW Vries, J. de. Altnordisches etymologisches Worterbuch Text. / J. de Vries. - 2. Aufl. - Leiden: Brill, 1962. - 689 S.

171. Список принятых сокращенийдвн. древневерхненемецкий Ген. - «Генезис» И. - «Евангелие от Иоанна» JI. - «Евангелие от Луки» М. - «Евангелие от Марка» Мат. - «Евангелие от Матфея»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.