Экзистенциальный модус творчества А. П. Чехова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Михайлов, Игорь Иванович

  • Михайлов, Игорь Иванович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 156
Михайлов, Игорь Иванович. Экзистенциальный модус творчества А. П. Чехова: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Екатеринбург. 2002. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Михайлов, Игорь Иванович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Экзистенциальные основы художественного творчества А.П. Чехова.

Глава II. Пространственно-временные экзистенциалы прозы А.П. Чехова.

Глава III. Чеховское звуковое письмо как форма экзистенциального видения мира.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальный модус творчества А. П. Чехова»

Актуальность диссертационного исследования

Творчество А.П. Чехова давно и прочно вовлечено в орбиту гуманитарных исследований, однако преимущественно в литературоведческом и культурологическом ключе. Емкие, интересные характеристики философской позиции Чехова встречались и ранее, однако основательные, кропотливые, интеллектуальные труды о Чехове-философе отсутствуют. Между тем, в отечественной философской литературе сложилась устойчивая традиция философского прочтения текстов таких представителей русской литературы как Достоевского (работы JI. Шестова, М. Бахтина), Толстого, Пушкина (исследования Ю.М, Лотмана) и др. Результатом этого прочтения явился ряд фундаментальных работ. На наш взгляд, такой философский анализ чеховских текстов в русле сложившейся научной традиции методологически оправдан и потенциально продуктивен. Так, он позволяет ответить на вопросы ранее поставленные в литературоведении, но не получившие ответа и позволяет поставить вопросы до сих пор не возникавшие в поле философско-филологического дискурса. Наиболее значительные из этих вопросов следующие: определение места писателя Чехова в философской традиции и выяснение возможности его причисления к какой-либо из философских школ; анализ времени пространства его произведений; выяснение роли и функции звукового письма в прозе и драматургии Чехова и другие.

Недостаточность эвристических и методологических ресурсов литературоведения диктует необходимость перемещения данной проблемы в поле философского дискурса, неклассического текстоведения. Актуальность темы нашего исследования, таким образом, заключается и в попытке дать нетрадиционно-ориентированные, философские ответы на поставленные и по-своему решаемые литературоведением вопросы.

Данное исследование в значительной мере продуцированное историко-философской культурой, позволит дать целостную философскую характеристику чеховского творчества, понятого как философское мировоззрение, оригинальная система мышления. Данную работу корректно также рассматривать и как современное развитие и систематизацию идей таких мыслителей, угадавших в Чехове философа, как В. Набоков, В. Страда, А. Лосев.

Степень разработанности темы

Одной из лучших работ по творчеству писателя А.П. Чехова, на наш взгляд, следует считать исследование итальянского литературоведа Витторио Страды

Антон Чехов. 1860-1904» (История русской литературы. XX век. Серебряный век. М. 1995 г.). Это небольшое по объему философское эссе, в котором локализировано множество глубоких и нестандартных философских наблюдений-оценок. Здесь автор констатирует и размышляет по поводу неприятия Чехова многими представителями литературной элиты своего времени; отмечает невписанность Чехова в литературоведческие и языковые стандарты прошлой и современной эпох. Анализируя особенности текста писателя (ризоматичность, поэтическую действенность, отсутствие «прямого» говорения) он говорит о новом типе рассказа -чеховском. Помимо этого, В. Страда указывает также на трудность комментирования чеховских текстов (самый «трудный» писатель - В. С.) из всей многочисленной литературы прошлого века в связи с отсутствием в этих произведениях «метаповествовательных истин» (ситуация смыслового сфумато). В то же время литературовед резюмирует впечатление присутствия в чеховской прозе «засюжетного пространства», пространства труднорефлексируемого, антропологически неаутентичного, пространства, как некоей открытости и незаконченности мира. Исследователь касается и музыкальности чеховской прозы. Он говорит, что некоторые фрагменты работ Чехова объединяются общей «музыкально-пейзажной тональностью», говорит о сравнениях Мейерхольдом пьесы «Вишневый сад» с симфонией Чайковского, и необходимости восприятия ее более слухом. Все перечисленные оценки наводят на мысль, что перед нами исследователь далее и более всех проникший в онтопоэтические основы чеховских текстов, в иррациональную сущность его пространственно-временных экзистенциалов, в музыкальный мир его прозы.

Следующей привлекающей внимание небольшой работой о Чехове является сюжет в лекциях по русской литературе, написанными В. Набоковым. (Набоков В. Лекции по русской литературе. М. 1996 г.). Набоков изучает произведения Чехова, их язык и удивляется новой, уникальной (для XIX и для XX веков) языковой собранности рассказов и пьес простоте слов, значимости всего описываемого в рассказах пространства (ризоматичности и равнозначности всех деталей мира), отсутствию общепринятых стандартов построения внешне событийного письма с началом кульминации и концом. Нарушение форм классического письма создало иные основания для написания действенных, поэтизированных произведений. Каковы они? На этот вопрос Набоков не дает ответа. Одно из достоинств чеховской прозы по утверждению писателя заключается в возможности прочтения ее как литературно-исторического документа (памятника) своего времени.

Вписанность AJL Чехова в некую, очень своеобразную этико-философскую модель русской литературы (но без детального изучения) мы можем обнаружить у русского исследователя Ю.М. Лотмана. (Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода // Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.) Работа Ю.М. Лотмана выдвигает интересную концепцию, отражающую философско-этический модус творчества Чехова. Лотман описывает всю русскую литературу через бинарную и тернарную конструкции, основанные на отношении к действительному бытию человека. Бинарная конструкция исходит из средневековой этической религиозной модели. В основе ее: деление бытия на два полюса - добро и зло. Наличное предметное бытие окрашено в негативные тона, опосредовано злом. Добро как некая божественная сущность достижима в инобытии. Тернарная модель вбирает в себя бинарную и оправдывает наличное бытие. Действительная жизнь, существование человека представляет из себя значительную ценность, в ней слиты два начала: добро и зло. Мир «оправдан самим фактом своего бытия. Мир жизни расположен между добром и злом. Эта тернарная модель, начинающаяся от Пушкина, проходит через Толстого и находит свое завершение в Чехове» (Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода // Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994, с.385) Чехов вписывается в тернарную модель, так как основной предмет художественного «исследования» автора -существование человека в мире. Чехов обосновывает (движение, становление) переход от одного модуса отношения к миру к другому. Он, как вышеназванные русские писатели, закрепляет тернарную модель отношения к миру.

Данная точка зрения на русскую литературу и на творчество А.П. Чехова интересна и правомерна, хотя Лотман отмечает ее условность. Некоторые звенья этой конструкции можно использовать для философского осмысления творчества писателя.

Своеобразную оценку чеховской прозы мы может обнаружить в работе о художественном времени-пространстве М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» (Вопросы литературы и эстетики. М. 1975 г.) Бахтин характеризует время чеховских рассказов как «обыденно-житейское циклическое бытовое время» Оно бессобытийно, в нем ничего не происходит, оно кажется почти остановившимся. «Люди в таком времени едят, спят, имеют жен, любовниц, мелко интригуют, сплетничают, и т.д.» (Вопросы литературы и эстетики. М. 1975 г., с.396) В данных утверждениях мы видим мышление автора находящегося на позициях общепринятого современной культурой линейного времени-пространства. Линейный хронотоп позволяет говорить о времени чеховских произведений, как о времени бессобытийном, вялотекущем, остановившемся. В логике языка названных пространственно-временных субстанций можно отметить закономерную логичность и необходимую правомерность таких умозаключений. Однако в основе чеховской прозы лежит другой тип времени и пространства, называемый метахронотопом.

Достаточно широкой по спектру представленных идей является диссертационная работа П. Долженкова «Чехов и позитивизм» («Чехов и позитивизм» Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ. 1985 г.) Долженков отмечает связность, тождество смыслового пространства произведений Чехова с различными философско-психологическими и философскими школами. Это: фрейдизм, позитивизм, экзистенциализм, крайний материализм. Основу же творчества писателя диссертант усматривает в позитивистских умонастроениях. Автор представляемой диссертационной работы соотнеся идеи чеховских произведений с рядом других философских школ, утверждает, что Чехов достаточно широк, чтобы вписать его еще в такие существующие сегодня философские школы, как феноменология, постструктуризм. В тоже время при более внимательном рассмотрении творчества Чехова неоспоримо, что главной доминантой его произведений является экзистенциальная доминанта. Позитивистские изыскания стали лишь материалом для реализации собственного экзистенциального мировоззрения. Материалистические, психоаналитические мотивы, дифференцирующиеся из обширного мотивационного континиума произведений, также не являются первичным текстообразующим фактором.

Из многообразной литературы о Чехове необходимо особо выделить работы В. Паперного. Посвящаются они как творчеству писателя в целом, так и отдельным его произведениям. Позиция Паперного несомненно определяется формами классического литературоведения, предоставляющего минимизированно узкий взгляд на проблему исследования. Языковой словарь автора традиционен. Подобная литературная ипостась ограничила смысловое пространство работ В. Паперного вопросами: с кого списал в реальной жизни Чехов своих персонажей (например, Треплев частично списан с И. Левитана и т. д.), какое событие внешней жизни легло в событийный ряд рассказов, насколько точны разнообразные описания людей, вещей, социальных явлений и форм в произведениях Чехова той исторической реальности Г9-го и рубежа 19-20 веков, использование литературоведом математических подсчетов для выявления наибольшей значимости тех или иных литературных форм и т. д.? Необходимо отметить, что для Чехова, как для художника, не существовало общепринятой реальности только в той форме в которую ее заключает В. Паперный. Чехов существовал и в «другом» временипространстве мира - метафизическом. Эта реальность в большей степени явилась истоком его литературного стиля, нежели та, которую так тщательно реконструирует и изучает Паперный. Другой особенностью исследований Паперного является рассмотрение Чехова, как писателя моралиста, проводившего во всех своих произведениях социально-нравственную проповедь в целях нравственного усовершенствования общества. По Паперному, моральный идеал становится единственной и господствующей формой текстопорождения. Данный подход, с точки зрения автора диссертационной работы, является примером упрощения и огрубления сущности исследовательского метода в изучении процесса текстообразования и примером деформации общей картины создания литературного произведения. Положительной же стороной работы исследователя является накопление богатого материала устанавливающего связность и раскрывающего степень объективации жизненных событий писателя в литературный материал произведений.

Что же касается другой многочисленной литературы о писателе Чехове, (как правило, она появилась в советский период и написана в рамках парадигм продиктованных этой культурой), то необходимо сказать о ее эклектичности (В.Я. Линоков «Скептицизм и вера Чехова», МГУ, 1986г.), схематизме и определенности этико-политическими доминантами (Е.П. Челышев «Сопричастность красоте и духу: взаимодействие культур Востока и Запада» М. 1989г. и др.), отсутствии глубинного герменевтического уровня рассмотрения проблем. Поэтому данные «исследования» в рамках представленной работы не вызывают интереса и необходимости их комментирования.

Цель и задачи исследования

Целью данной диссертационной работы является исследование экзистенциальных оснований литературного творчества русского писателя А.П. Чехова.

Исполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- осуществить историко-философский анализ категории «экзистенция»;

- показать конкретные формы использования писателем экзистенциальных конструктов и степень их значимости в построении его произведений;

- рассмотреть пространственно-временные экзистенциалы произведений писателя, определить их имманентно-образные пределы и формы, показать их зависимость от языковой сферы;

- в общих, наиболее важных чертах сопоставить пространственно-временную позицию литератора Чехова с позицией М.М. Бахтина, установить их основополагающие сходства и различия;

- исследовать звуковое письмо в произведениях Чехова, осуществить дескрипцию чеховского текста и выявить приоритетность и базовые значение звукового письма в создании событийного континиума прозы. Методология исследования

В качестве основной методологии исследования в диссертационной работе использована историко-философская методология. В изучении литературного наследия Чехова автор применял принцип единства логического и исторического, и сравнительно-исторические приемы. Сравнительно-исторический принцип позволил выявить и показать глубокую семантическую связность и детерменированность творчества А.П. Чехова экзистенциальной культурой, позволил установить зависимость и редуцированность художественного времени-пространства чеховского текста от его общефилософской культуры. Для восстановления объявленной зависимости был проведен сравнительный анализ пространственно-временной позиции писателя и выдающегося русского исследователя М.М. Бахтина. С помощью логического метода были просмотрены и объединены в стройную систему структуры компоненты экзистенциального письма, и основных метафизических свойств пространственно-временных оснований текстов литератора. Сравнительно-исторический и логический принципы, как часть историко-философской методологии, помогли в осуществлении дескрипции единого фонетического письма исследуемой прозы, рассмотрению экзистенциальных причин и основ звуковой полифонии чеховских произведений, в определении онтосемиотического статуса звука в структурировании текстов, в выявлении первичных, элементарных фонетических структур на которых базируется чеховские текстовое письмо. Для рассмотрения сущности метафизического времени-пространства, сущности звука, выявления семиотической однородности текстового письма был использован также феноменологический метод исследования. Научная новизна исследования

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые:

- обосновывается и доказывается принадлежность А.П. Чехова к философской школе экзистенциализма; показывается каким образом автор использовал бытие экзистенции в создании текстов, в организации структур и событийных рядов рассказов и пьес;

- делается вывод о том, что в основе литературных произведений писателя лежит метафизическое время-пространство, которое имманентно, знаково, онтологически устойчиво и которое детерминировано экзистенциальной культурой автора; второй тип времени-пространства - физическое время-пространство, которое основано на трехмерности мира, законах физического взаимодействия и часового времяисчисления - присутствует в текстах произведений, как второстепенная инстанция и вспомогательный материал для выстраивания литературного письма;

- в работе устанавливается семиотический статус речи персонажей чеховских произведений; анализируется ряд нетрадиционных звуковых конструктов (пустое слово, звук имени и т.д.), имеющих эмманационное значение и являющихся онтосемиотической основой чеховского текстообразования.

- анализируются неречевые формы звукового письма: звуки природы, фабрики, деревни; рассматривается логика их становления в окружающем мире и их влиянии на человеческое существование.

На защиту выносятся следующие основные положения

Исходя из установленной цели, задачи и новизны диссертации, на защиту выносятся следующие положения:

- русский писатель А.П. Чехов является экзистенциальным философом, философствующим посредством создания особого литературного письма, имеющего экзистенциальную природу и происхождение; литературное письмо Чехова дескритируется посредством выявления двух повествований: экзистенциально-философского и линейного; экзистенциальное повествование опосредовано адекватной ему философской позицией автора; использованием реальных художественно-экзистенциальных форм в конструировании текстовых событий, единой метафизической логикой произведения; линейные формы повествования составлены из реальности физического, трехмерного мира, как определенной последовательности «внешних событий»;

- две сосуществующих в единстве формы повествования показывают приоритетность экзистенциального письма, которое использует для своего дискурса линейное (физическое письмо), в виде структурирования определенной последовательности социальных событий; экзистенциальное повествование включается и «растворяется» в линейном повествовании, сохраняя за собой доминирующие позиции;

- в основе литературных произведений русского писателя лежит метафизическое время-пространство, редуцируемое экзистенциальной позицией автора;

- пространственно-временные позиции писателя А.П. Чехова и исследователя М.М. Бахтина диаметрально противоположны и при этом существуют в диалектической связности; М.М. Бахтин проводит анализ художественных произведений, основываясь на приоритетности линейных форм времени-пространства, что не позволяет ему прийти к заключению существования другого организующего центра произведения и к объяснению многих важных особенностей художественного прозы;

- звуковое письмо, также опосредованное экзистенциальным мышлением литератора, играет первостепенную роль в его произведениях; выявленные звуковые конструкты - пустое слово, звуки - знаки пространства; звуки -знаки имени, звуки - знаки речи персонажей - являются основными составляющими, а зачастую основным остовом вокруг которого центрируется материал произведения; А.П. Чехов является единственным из русских литераторов 19 века создавшим и осознавшим высокий онтосемиотический статус звуковых форм и звукового письма в текстообразовании.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Такая последовательность и структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Основное содержание диссертации

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Михайлов, Игорь Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экзистенция как некая смысловая реальность существует в произведениях самых различных авторов - писателей, философов, поэтов. Данную реальность, при внимательном прочтении произведений, мы обнаруживаем и в прозе русского писателя А.П. Чехова. Она играет немаловажную роль. Экзистенция как бытие Предела, бытие Смерти, явилась для Чехова важной смысловой формой собственной жизни, которая, посредством фигур физического времени-пространства, была опредмечена в своих произведениях. Это (а именно экзистенция, Предел-Бьггие, Смерть) позволяет нам называть А.П. Чехова не только писателем, но и философом. Главная особенность его письма заключается в том, что оно двусмысловое, т.е. один язык повествования вобрал в себя письмо овнешненное и экзистенциальное, как сложное знаковое письмо из смысловой реальности экзистенции. Экзистенция, как смысл-реальность мира (смысл всегда единственная реальность) является и художественной формой на которой строятся многие чеховские рассказы, и неким j свойством (высшим и божественным) человеческой жизни, и собственной (авторской) формой пребывания в мире.

Экзистенция, как реальность мира Смерти (реальность из ее мира), означает пребывание человека в ином (нежели общепринятое, социально-узаконенное) времени-пространстве. Человек оказывается в метафизической реке Вечности, т.е. в метафизическом времени-пространстве мира (оно трансцендентно, имманентно, знаково, иррационально), как неком Едином Бытии. Отсюда можно полагать, что основой чеховских рассказов и пьес является внутреннее время-пространство, именуемое метахронотопом. Чехов не отделен, и не отделим от Языка своих пьес, рассказов, от бытия экзистенции, от экзистенциального метафизического времени-пространства, он пребывает в них, они - в нем, и это единое бьгтие материализуется в письменах произведений.

Особое внимание писателя-философа А.П. Чехова мы видим в его отношении к Языку, Речи, к Звуку в целом. Мир есть смысл, смысл существует, даруется нам прежде всего в Языке, в Говорении. Чеховские работы предстают перед нами как Жизнь Языка, как описание определенных стандартов Речи, за которыми существует заблудившийся в Мире человек. Именно отсюда возникает тонкость чеховских образов, извечность чеховских типов (Язык это Вечность). Отсюда бессобытийность внешней жизни персонажей, при предельной наполненности языковыми событиями чеховских произведений. Это внутренняя событийность без внешней. Это полное погружение в мир Языка, как абсолютной реальности жизни. Жизнь в Языке связана со слышанием Звуков: человеческих голосов, звуков Природы, звуков, образованных человеком социальных форм. Чехов помимо своих размышлений о Речи, представляет нам свою "концепцию" Звука, Звука как великой (к сожалению забытой) материи мира. Логика изменения звука печальна, трагична - человек переселяется в мир тяжелых, грубых, уродливых, разрушающих звуков. Создается Новый мир (цивилизация) звуков. Его апогеем в чеховских работах являются фабрика госпожи Ляликовой со звуками: "дрын-дрын-дрын", "дер-дер-дер", "жак-жак-жак". Поэтому Чехов тоскует, "заставляя" тосковать вместе с ним и своих читателей, и отсюда общая мелодия почти всех его произведений (конечно же кроме юмористических) тепла, поэтична и бесконечно тосклива.

Таким образом, подводя итог рассуждениям о творчестве А.П. Чехова в контексте поставленных вопросов-ответов, можно сказать} что чеховская проза представляет собою сложное, знаковое, звуко-смысловое письмо, письмо,вобравшее в себя экзистенциальное чувствование мира автором, письмо предельно поэтизированное, литературно-философское, письмо уникальное и до конца не прочитанное современной культурой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Михайлов, Игорь Иванович, 2002 год

1. Абрамчева Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопросы философии 2001, №6, с.68-83.

2. Августин А. Исповедь. СПб., 1999.

3. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996 с.155-355.

4. Аристотель. Сочинения. М., 1976 т. 1.

5. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.

6. Батай Ж. Литература и зло. Московский университет, 1994.

7. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-85. М. 1986

8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

9. Бергер Т., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

10. Бергсон А. Собрание сочинений, т. 1, М., 1991.

11. Бланшо М. Ожидание забвение. СПб., 2000.

12. Бланшо М. Опыт-предел // Танатография эроса. СПб., 1994.

13. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998.

14. Блок А. Об искусстве. М., 1980.

15. Блок А. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1971 т.5-6

16. Булгаков С.Н. Философия имени. СПб. 1998

17. Виан Б. Пена дней. СПб., 2000.

18. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1957.

19. Витгенштейн Л. Философские работы, ч. 1, М., 1994.

20. Владелец вещи или онтология субъективности. Теоретический и исторический очерк. Йошкар-Ола, 1993.

21. Волошинов В. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995.

22. Время философия пространство. Школа философского перевода. Хайдеггер. Шолем. Беньямин. Олсон. Эльпггайн.

23. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

24. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1998.

25. Гессерль Э. Собрание сочинений. М., 1994, т. 1.

26. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950 // Правила для руководства ума, с.77-171.

27. Делёз Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000, с. 7-312

28. Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998.

29. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. СПб., 1998.

30. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999.

31. Деррида Ж. Кроме имени // Эссе об имени. СПб., 1998.

32. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

33. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999, с. 7-789

34. Долженков П. Чехов и позитивизм. М., 1995 (автореф. дисс.).

35. Достоевский Ф.М. Идиот. М., 1989.

36. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII-XX вв.). Екатеринбург, 1995.37. Замятин Е. Мы. М. 1989

37. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1988.

38. История русской культуры. XX век. Серебряный век. М., 1995.

39. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Бушующий человек. М., 1990.

40. Камю А. Посторонний // Камю А. Избранное. М., 1990.

41. Камю А. Творчество и свобода М., 1990.

42. Карасев Л.В. Живой текст // Вопросы философии 2001, №9, с.54-71.

43. Карасев Л .В. Онтология и поэтика // Вопросы философии 1996, №7, с. 110-125.

44. Кафка Ф. Замок. СПб., 1999.

45. Квинтэссенция. Философский альманах. 1991 с.294-396.

46. Коган Л.А. Закон сохранения Бытия // Вопросы Философии 2001, №4, с.56-70.v 48. Коз&ва М.С. Философия и язык. М., 1972 с.26-128. ^

47. Кузанский Н. Сочинения, М., 1980, т.2.

48. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

49. Лабиринты души. Августин, Паскаль. Симферополь, 1998.

50. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.

51. Лакан Ж. Семинары. М., 1999, кн. 2

52. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

53. Лосев А.Ф. Русская философия // Страсть к диалектике. М., 1990.

54. Лосский И.О. История русской философии. М., 1994.

55. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Таллинн, 1992, т.З.

56. Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

57. Лукач Д.К онтологии общественного бытия. М., 1991.

58. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995.

59. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1989.

60. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.

61. Мирча Элиаде. Аспекты мифа.

62. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.

63. Ницше Ф. Воля и власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

64. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1990, т.2.

65. Павич М. Обратная сторона ветра. СПб., 1998.

66. Паперный В. Записные книжки Чехова. М., 1968.

67. Парменид. О природе //Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983.

68. Перовская Е.В. Фигуры времени // Вопросы философии. 2001, № 10, с.56-58.

69. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М., 1999.

70. Прокл Диадох. Комментарий на "Алкивиад" Платона // Вопросы философии. 2001, №4, с.119-129.

71. Пруст М. Беглянка. М., 1999.

72. Пруст М. Обретённое время. М., 2000.

73. Пруст М. Пленница. М., 1999.

74. Пруст М. Против Сен-Бёва. Статьи и эссе. М., 1999.

75. Пруст М. Содом и Гоморра. М., 1993.

76. Рильке Э.М. Записки Мальте Лаудриса Бригге. СПб., 2000.

77. Розеншток-Хюсси О. Назад, к риску Языка // Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. М., 1998.

78. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. М., 1999.

79. Сартр Ж.П. Проблемы метода М., 1994.

80. Сартр Ж.П. Стена. Избранные произведения. М., 1992.

81. Сартр С.П. Тошнота. Стена. Харьков, 1999.

82. Страда В. Антон Чехов // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.

83. Сумерки Богов. М., 1990. с.319-345.

84. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х томах. М., 1984.

85. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьёва. В 2-х томах. М., 1995.

86. Трубецкой Е.Н. Свет Фаворский и Преображение ума // Вопросы философии. 1989, №12, с. 102-116

87. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998.

88. Фёдоров Н. Философия общего дела или воскресение и воскрешение. Белград, 1994.

89. Фет АЛ. Сочинения в 2-х томах. М., 1982.

90. Филиппинов Л.И. Философская антропология Ж.П. Сартра.

91. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

92. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992.

93. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

94. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.

95. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1999.

96. Чехов А.П. Избранное в 3-х т. М., 1994.

97. Чехов А.П. Повести и рассказы. В 2-х т. Кишинев, 1980.

98. Чехов А.П. Три сестры. Сургут, 1996.

99. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1954.

100. Шекспир У. Гамлет. М., 1985.

101. Шеллинг. Сочинения в 2-х томах. М., 1987 т. 1.

102. Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.

103. Ясперс К. Духовная ситуация времени. //Человек и его ценности. М., 1988, ч.1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.