Эффект воздействия насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Тарасов, Кирилл Анатольевич
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Тарасов, Кирилл Анатольевич
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты социологического исследования воздействия насилия в художественных фильмах
§ 1. Научные концепции эффекта воздействия аудиовизуальной культуры и их эволюция.
§ 2. Определение понятия "насилие в фильме".
§ 3. Репрезентация насилия в киноискусстве.
Глава И. Насилие в художественных фильмах: воздействие и проблема противодействия
§ 1. Опыт изучения проблемы за рубежом.
§ 2. Аттрагирующее воздействие насилия в фильмах.
§ 3. О противодействии негативному влиянию насилия в фильмах средствами медиа-образования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Кинопроцесс в современном буржуазном обществе. (Критический анализ взаимодействия киноискусства и политического и религиозного сознания)1984 год, доктор искусствоведения Разлогов, Кирилл Эмильевич
Творческое наследие раннего кинематографа в экранном искусстве рубежа XX - XXI вв.2010 год, кандидат искусствоведения Ростовский, Евгений Григорьевич
Насилие в произведениях аудиовизуальной культуры: отображение, воздействие, социальное регулирование: на материале киноискусства2006 год, доктор культурологии Тарасов, Кирилл Анатольевич
Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты2009 год, доктор искусствоведения Познин, Виталий Федорович
Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка2007 год, кандидат искусствоведения Потемкин, Сергей Витальевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эффект воздействия насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение»
Актуальность темы исследования. Социальное функционирование экранного насилия в его нынешних масштабах - явление, возникшее в российской культуре сравнительно недавно и пока не получившее должного освещения в теоретических работах. Отсюда противоречие между потребностями различных институтов российского общества в достоверной информации о масштабах восприятия подрастающим поколением насилия в кино (игровые кино-, теле- и видеофильмы), о реальном воздействии экранного насилия на его социальное поведение и установки и едва ли не полным отсутствием такой информации в отечественных социологических изданиях, зародышевым состоянием самой научной разработки проблемы. Необходимостью разрешить существующее противоречие и продиктовано настоящее исследование.
В советскую эпоху наиболее актуальной была проблема социально активного кинематографа. Сегодняшняя задача - поскромнее. На передний план выдвинулся вопрос о социально ответственном кинематографе. В самом деле, в целом удручающее интеллектуальное и нравственное содержание функционирующего репертуара кинотеатров, видео и кабельного ТВ неотвратимо наводит на мысль об эпидемии духовной "интоксикации", жертвой которой стали многомиллионные зрительские аудитории. При всем том, не подвергнув эту мысль строгой научной проверке, принимать ее за истину нет оснований. Воздействие фильмов на эмоции, социальные установки и поведение человека, вредное в том числе, - процесс, трудно поддающийся объективному исследованию. Обыденное сознание порождает о нем немало мифологически гипертрофированных представлений, а социальная наука на поиски крупиц истины вынуждена затрачивать немало времени, средств и усилий.
Кинематограф предлагает зрителю, детскому и юношескому в том числе, определенную картину социального мира. Будучи воспринятой подрастающим поколением, эта картина мира становится одним из источников его представлений о том, как устроено общество: какие социальные роли выполняют люди, какие цели они преследуют, какими средствами при этом пользуются, в каких ситуациях оказываются и как из них выходят, как реагируют на трудности и т.д. Реально донося такого рода информацию до "юношей, обдумывающих житье", киноискусство оказывается одним из важных институтов социализации.
В фильмах, как и в реальной жизни, дети и юношество могут видеть и положительные, и отрицательные примеры взаимоотношений между людьми. А это означает, что наряду с функциональным воздействием кино на формирование юной личности возможно и дисфункциональное. Последнее становится вполне реальным, если подрастающему поколению предлагается несметное количество фильмов, по замечанию Ф.И. Минюшева, создающих впечатление, что "люди рождаются лишь для того, чтобы превратиться в насильников и их жертв" (29, с. 154).
Подобного рода фильмы приходят к зрителю прежде всего из-за рубежа. Импортеры ввозят страну худшие образцы американских фильмов, в которых, по замечанию Ю.У. Фохт-Бабушкина, "веру заменяет волчья хватка и презрение к слабым, надежда оборачивается мечтой о власти и богатстве, любовь сводится к изощренной эротике" (23а, с. 217). В условиях перехода к рынку, когда, по выражению А.Ш. Викторова, "новое искусство стало искать дорогу к зрителю через образы больного и извращенного сознания" (5, с. 2), создаются такие картины и на наших киностудиях. К примеру, в 1999 г. на РТР началась демонстрация отечественных телесериалов под рубрикой "Русская серия". Анализируя некоторые из показанных фильмов, критик Н. Борзонова в статье под красноречивым названием "Игры со смертью" приходит к выводу: "Чему учит эта "РУССКАЯ серия"? (Ведь любое произведение искусства чему-то учит). Да ликвидируйте вы, ничтоже сумняшеся, всех, кто вам так или иначе мешает или просто не нравится: невестку, опостылевших жену или мужа, надоевшую любовницу. И получите полную свободу" (4, с. 14).
О моральной тревоге, вызываемой подобными фильмами, говорит и такой факт. Выступая на IV (внеочередном) съезде кинематографистов России, Н. Михалков попросил продемонстрировать присутствующим видеоролик с отрывками из современных российских фильмов. Ролик сплошь состоял из сцен жестокого насилия и грубого секса. Оратор прокомментировал его риторическим вопросом: "Кто же вырастет из этих детей (активно потребляющих такого рода кинопродукцию. - Автор)? Что они будут знать про свою страну? За что они должны ее любить? Что может их удержать на этой земле? Что может помочь выживать в тяжелых условиях?" (30, с. 26).
Н. Михалков не одинок в убеждении, что образы насилия оказывают дисфункциональное воздействие на детей. Этой же позиции придерживаются многие ученые. "Общеизвестно, - пишет, например, Б.С. Ерасов, - разлагающее влияние масскульта: пропаганда насилия, порнографии, наркотиков превратилась в его атрибут" (11, с. 418). Бьют в колокола и врачи. Вот что заявляет главный врач ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Е. Яковлева: "Нас предельно волнует проблема влияния на общество идущих в российском прокате западных фильмов, изобилующих сценами насилия и антисоциального поведения. Причем не только на больных или находящихся в пограничном состоянии людей. Самое опасное влияние они оказывают на молодежь, у которой притупляется чувство отрицания жестокости, недопустимости насилия и убийства. Многие идущие в нашем прокате фильмы приучают молодежь к мысли, что убийство или смерть человека, которые в мировой этике всегда считались трагедией, - малозначащие, а то и вовсе смешные пустяки" (цит. по: 58, с. 31).
Согласны с этим представлением и многие работники правоохранительных органов, которые зачастую обнаруживают в своей практике, что применение насилия преступником соседствует с активным восприятием насилия на экране. Один из таких примеров описан в газете "Комсомольская правда" (см.: 1, с. 10).
Подобные факты можно было бы привести в большом количестве. Но они, справедливости ради отметим, не всем кажутся убедительными. Известный тележурналист, президент Российской академии телевидения В. Познер, выступая на парламентских слушаниях в Государственной Думе на тему "Защита прав детей и молодежи и средства массовой информации", заявил, что в мире нет ни одного серьезного исследования, в котором было бы установлено, что насилие на экране стимулирует насилие в жизни. Близкую мысль можно было прочитать и в статье В. Познера, опубликованной в журнале "Дружба народов". Здесь мы читаем: "Нет нигде в мире никаких серьезных научных данных, которые показали бы причинно-следственную связь между увеличением количества насилия на экране и его ростом среди молодежи в реальной жизни" (36, с. 157). Эта статья была откликом тележурналиста на упомянутые парламентские слушания в Госдуме. Обращает на себя внимание оперативность отклика. В майском номере (1999г.) "Дружбы народов" В.Познер писал об отсутствии возможности оперативно откликаться на события в стране на страницах толстых журналов (см.: 35, с. 149). Тем не менее номер журнала "Дружба народов" с его комментарием на упомянутые парламентские слушания находился на полках районных библиотек Москвы спустя всего 50 дней. Тут свою роль, видимо, сыграл и фактор коммерческого интереса. Можно предположить, что существующую практику производства и тиражирования образов насилия деятели СМИ будут защищать долго и упорно.
Говорить о том, что образы насилия в фильмах вообще не воздействуют на формирование юной личности, сегодня нет никаких оснований. Вопрос заключается в другом - каково это влияние на представления и установки, мировосприятие и социальное поведение подрастающего поколения? Дело в том, что влияние зависит и от того, какие фильмы ему предлагаются, и от того, как ребята их выбирают и воспринимают, и от того, в каком социальном контексте происходит киновосприятие.
Сказанное Н. Михалковым о содержании многих современных российских фильмов относится в первую очередь к фильмам западного производства - ведь их наш юный зритель прежде всего и потребляет. Как показывает исследование М.И. Жабского, представителей нового поколения аудитории можно разделить на три группы в зависимости от ценностных ориентаций на отечественный или зарубежный кинематограф (см.: 20, с. 56-57). Первую составляют те, кому дороже отечественные картины. В составе нового поколения московской аудитории таких, можно сказать, "верных" зрителей оказалось 25 процентов. Тех же, кому дороже зарубежное кино, значительно больше-40 процентов (35 процентов ребят не высказали явного предпочтения, составив своего рода нейтральную группу).
Столь отчетливая ориентация значительной части российских юных зрителей на зарубежный кинематограф является одним из последствий коммерциализации и вестернизации отечественного кинопроката, произошедших на рубеже 80-90-х гг. Как следствие, на российские экраны хлынул поток фильмов, насыщенных сценами насилия и жестокости. Так, согласно исследованию И.А. Полуэхтовой, в первой половине 1994 г. боевики с драками и перестрелками в московских кинотеатрах были представлены 27 процентами киносеансов (см.: 34, с. 28). Кроме того, за указанный период 22 процента экранного времени приблизительно в равной степени распределились между детективами, триллерами, приключенческими лентами и мелодрамами (там же). Примечательно, что, как заявляет А. Шемякин, составители кинопрограмм центральных каналов телевидения, особенно НТВ, ориентируются на триаду "эротика - насилие - киносенсации" (см.: 55, с. 26). Большие надежды возлагают на фильмы с насилием также деятели коммерческих сетей кабельного ТВ и видео. Например, по данным Р.В. Мартыновой, в 1990-1993 гг. в Брянске такого рода картины составляли 23-41 процент функционирующего на этих каналах кинорепертуара (см.: 28, с. 135-136). В сегодняшней России, по сути, функционирует своего рода кинематограф насилия, образующий ту часть культуры, которая, по справедливому замечанию В.П. Коломийца, из средства возвышения, развития творческого потенциала человека превращается в "инструмент его закабаления, общественного насилия" (25, с. 10).
Степень разработанности проблемы. Данное исследование связанно с изучением роли современных экранных искусств в первичной социализации, их воздействия на человека и общество. В мировой науке традиционно важным аспектом этой фундаментальной проблемы является изучение восприятия и воздействия образов насилия в фильмах на подрастающее поколение. В России до недавнего времени нужды в подобных исследованиях не было, поскольку отсутствовала острота проблемы. Насилие находило свое отражение в фильмах, но его эскалация и, соответственно, массовое потребление исключались существовавшей системой цензуры. Насилие в фильмах поверялось по критерию идеологической целесообразности, а на изучение его воздействия налагался запрет. Воздействие кино вообще едва изучалось несмотря на то, что к этому прямо призывал В.И. Ленин (см.: 27а, с. 72-73). Показательно, что вопрос о восприятии и воздействии сцен насилия в кино не был даже затронут A.B. Трояновским и Р.И. Егизаровым в их книге "Изучение кинозрителя" (1928 г.), хотя эти авторы стремились к созданию "биосоциологии кинозрелища" и работали в относительно благоприятных идеологических условиях нэпа.
Ситуация коренным образом изменилась в результате вхождения кино, ТВ и видео России в мировой рынок, развития спутникового ТВ, коммерциализации отечественного художественного производства, резкого усиления процесса институционализации домашнего очага в качестве места потребления продуктов аудиовизуальной культуры. Подрастающее поколение стало объектом массового воздействия произведений экранных искусств, в которых насилие предстает едва ли не основным способом разрешения конфликтов во взаимоотношениях между людьми. В связи с произошедшими изменениями сама жизнь настойчиво ставит в повестку дня российской науки вопрос о расширении традиционных границ указанной выше фундаментальной проблемы. Необходимо проведение глубоких исследований нового для российских реалий аспекта социального функционирования художественной культуры, связанного с воздействием насилия в экранных искусствах на подрастающее поколение. Такая работа уже начата теоретическими и эмпирическими исследованиями В.Е. Баскакова, М.И. Жабского, Н.М. Зоркой, Б.С. Ерасова, И.П. Лукшина, Ф.И. Минюшева, И.А. Полуэхтовой, К.Э. Разлогова, А.Д. Рейнгача, Л.Д. Рондели, М. Федорова, А. Шарикова, A.B. Храмова и др.
Что касается изучения проблемы за рубежом, такая работа ведется здесь фактически на протяжении 70 лет. Еще в начале 30-х гг. социолог Э. Дейл (США), подвергнув контент-анализу 151 фильм выпуска 1929-1931 гг., констатировал: насилие становится одним из главных мотивов кинематографа (см.: 91, с. 17). В тот же период Г. Блумер и Ф. Хаузер выносят на суд общественности книгу с весьма тревожным названием: "Кино, делинквентность и преступность" (1933 г.), в которой, в частности, как бы опережая время, высказывают мысль о важной роли опосредующих социальных факторов в воздействии сцен насилия на юных зрителей. Демонстрация преступлений и насилия, утверждали исследователи, сказывается наиболее отрицательно в группах, где ослаблено влияние семьи, школы, церкви и соседства (см.: 78, с. 202).
Доминирующим этот взгляд стал не скоро. Какое-то время находившиеся под влиянием концепций массового общества и бихевиоризма исследователи склонялись к признанию сильного "прямого" воздействия кино. Но к концу 50-х гг. в исследовательской среде влиятельной оказалась концепция либерализма. Сочетание нового взгляда на отношения между масс-медиа и индивидом и широкое распространение телевидения сообщило дополнительные импульсы разработке проблемы. В центре внимания оказались вопросы, возникающие сегодня и перед российскими социологами.
Не вдаваясь в анализ конкретных публикаций по этим вопросам (такого рода анализ содержится в первой главе диссертации), отметим, что в 1982 г. в рамках деятельности второго Научно-консультативного комитета по изучению телевидения и социального поведения (США) были обобщены данные 2 500 исследований, на основании чего был уверенно подтвержден ранее сделанный вывод аналогичного комитета: насилие на экране ведет к насилию (особенно подростковому) в жизни (см.: 86, с. 106).
Но изучение эффекта воздействия экранного насилия обнаруживало и противоположные результаты. В целом были выявлены четыре типа последствий: катарсис, формирование готовности к агрессивным действиям, научение посредством наблюдения, закрепление существующих установок и образцов поведения. В изучение этого комплекса последствий наиболее значительный вклад внесли А. Бандура, Л. Берковитц, У. Белсон, Б. Бушмэн, Б. Гантер, Дж. Гербнер, Дж. Грё-бель, Э. Доннерстайн, Э. Дайнер, Д. Зилльманн, Д. Канкель, Дж. Кантор, Г. Камбербэтч, Дж. Комсток, Дж. Милавски, Дж. Поттер, Э. Ру-бинстайн, Д. Сингер, Дж. Сингер, Э. Уартелла, Т. Уиэльямс, С. Фэш-бак, У. Шрэмм, X. Химмельвейт, Дж. Хэллорэн, Р. Хьюзманн, Р. Эрон и др. Несмотря на обилие авторитетных имен и публикаций, вопросов пока больше чем достоверных ответов. В последние годы западные исследователи в целом пришли к твердому выводу, что насилие на экране способствует насилию в жизни, и акцентируют внимание на изучении процесса, механизмов воздействия.
Цели и задачи исследования. Цель исследования - изучение в социологическом аспекте эффекта воздействия насилия в фильмах на подрастающее поколение. Достижение поставленной цели обеспечивается решением ряда конкретно-исследовательских задач:
• изучение и систематизация зарубежных концепций эффекта воздействия аудиовизуальной культуры;
• междисциплинарный анализ сложного комплекса причин, обусловливающих широкую репрезентацию насилия в современном кинематографе;
• анализ имеющихся определений понятия "насилие в фильме" и выработка авторского определения;
• обобщение зарубежного опыта эмпирических исследований информационно-заражающего воздействия "кинематографа насилия";
• эмпирическое исследование и анализ аттрагирующего воздействия насилия в фильмах на подрастающее поколение в России;
• определение перспективных подходов к противодействию негативному влиянию образов насилия на подрастающее поколение в процессе медиа-образования, саморегулирования и общественного регулирования аудиовизуальной коммуникации.
Объект диссертационного исследования - многоканальное функционирование киноискусства в обществе. Предметом исследования являются содержание феномена насилия в художественных фильмах, причины его широкой репрезентации в киноискусстве, воздействие насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение и социальные технологии противодействия ему.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем теоретическом аспекте исследование базируется на междисциплинарном подходе, синтезирующем идеи и методы эстетики, искусствознания, социальной антропологии, психологии, социологии, генетики, экономики и статистики. Проблема эффекта воздействия насилия в фильмах ставится и решается с позиций системного и структурно-функционального подходов. Следуя методологическим требованиям системного анализа, автор рассматривает массовую аудиовизуальную коммуникацию как внутренне организованную содержательную целостность. Парадигма структурно-функционального подхода выводит исследование на вопрос о связях экранного насилия с социальным контекстом в аспекте его стабильности, динамического равновесия. В свете этой парадигмы определенным образом интерпретируется моральная тревога в обществе, вызванная влиянием образов насилия в фильмах на т.н. когнитивные ориентации подрастающего поколения (установки, верования, образцы восприятия и т.д.), и, в свою очередь, стимулирующая научный интерес к рассматриваемой проблеме. Оба явления предстают как силы, функционально необходимые для устранения отклонений, связанных с тиражированием образов насилия в фильмах. Постулаты структурно-функциональной парадигмы направляют также мысль от изучения эффекта воздействия насилия в фильмах к поиску социальных технологий противодействия его негативному влиянию.
В концептуальном плане автор исходит из представления об известном взаимопроникновении понятий восприятия и воздействия. Нетрудно видеть, что сам факт массового восприятия фильма с насилием является результатом его воздействия. Просмотр фильма предполагает и включает в себя в качестве одного из моментов аттраги-рующее его влияние, в котором определенную роль играют и сцены насилия. Границы и структура выполненного исследования определены с учетом этого концептуального соображения.
Эмпирическая база исследования. Автор опирался на эмпирические материалы трех исследований, проведенных им в рамках социологической работы НИИ киноискусства Госкино РФ с применением метода выборочного опроса (Москва, ноябрь-декабрь 1995 г. и апрель 1998 г.; Белгород - сентябрь 1999 г.). Объектом этих исследований являлась прослойка учеников 9-11-х классов общеобразовательных школ. Их формирование в качестве зрителей совпало с вхождением российских аудиовизуальных средств в рынок, и следовательно, с резким увеличением доли фильмов с насилием в кинорепертуаре. В лице данной социальной категории к настоящему времени в России сформировалось первое поколение постсоветской аудитории киноискусства, ориентирующееся на продукцию товарного художественного производства.
Методика репрезентативного опроса разработана специалистами отдела социологии упомянутого института. В исследовании, проведенном в Москве в 1995 г., использовалась четырехступенчатая выборка. Сначала отбирались административные округа Москвы, три из десяти (северо-восточный, в школах которого учатся в основном дети из рабочих семей, центральный и юго-западный со смешанным составом населения при сравнительно высокой доле научной и художественной интеллигенции, предпринимателей и т.д.). На второй ступени отбирались школы, по десять из каждого округа (всего 30 школ). Список обследуемых школ составлялся с таким расчетом, чтобы отразить в выборке существующие пропорции различных их типов и дифференциацию социального состава обслуживаемых ими микрорайонов. При этом в качестве экспертов выступали работники просвещения. На третьей ступени в выборку включались отдельные классы (всего - 52). Отбор - случайный, что позволило выдержать реальные пропорции 9-х, 10-х и 11-х классов. На четвертой ступени в выборку попал каждый второй ученик обследуемых классов. Использовался систематический отбор. Величина выборки - 507 школьников. В 1998 г. исследование было проведено на том же объекте и по той же методике (опрошено 543 школьника). Примерно такая же методика была использована и при опросе старшеклассников Белгорода (опрошено 435 человек).
При изучении репрезентации насилия на экране использовался метод киноведческого анализа фильма. Источником используемых эмпирических данных явились также доступные автору зарубежные публикации.
Научная новизна исследования. В отечественной социологии представленная работа является первой попыткой монографического исследования проблемы воздействия насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение. Этим во многом определяется новизна полученных результатов:
• выявлены и систематизированы наиболее значительные зарубежные концепции воздействия аудиовизуальной культуры;
• с позиций междисциплинарного подхода вскрыт комплекс причин, обусловливающих широкую репрезентацию насилия в современном кинематографе;
• впервые в отечественной науке осуществлена концептуализация феномена насилия в художественных фильмах, позволяющая обоснованное в понятийном плане эмпирическое изучение проблемы;
• обобщены и в целом критически оценены результаты многолетних зарубежных исследований эффекта воздействия насилия в фильмах;
• на обширном материале собственных эмпирических исследований воссоздана многоплановая картина аттрагирующего воздействия насилия в фильмах на старшеклассников общеобразовательных школ России;
• с учетом положительного зарубежного опыта намечены подходы к выработке социальной технологии противодействия негативному влиянию насилия в фильмах на подрастающее поколение;
• в научный оборот введен значительный материал многолетнего изучения проблемы за рубежом, что способствует преемственности в ее разработке силами российских ученых, проведению отечественных исследований на уровне требований мировой науки.
Практическая значимость исследования. Диссертация сочетает в себе элементы фундаментального и прикладного исследования. Содержащиеся в ней материалы и выводы могут быть использованы при изучении воздействия аудиовизуальной культуры, в лекционных курсах по проблемам социологии культуры и массовой коммуникации, в системе медиа-образования, а также практики саморегулирования и общественного регулирования массовой аудиовизуальной коммуникации.
Апробация работы. Основные материалы и выводы исследования опубликованы в ряде научных статей, излагались в сообщениях на конференции и "круглом столе", в виде информационно-аналитической записки представлены в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и получили положительную оценку. По материалам диссертации прочитана лекция в студенческой аудитории.
17
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и списка основных литературных источников, использованных автором.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Современная реклама кино и особенности ее воздействия на аудиторию: социологический анализ2011 год, кандидат социологических наук Дьяченко, Игорь Валерьевич
Телесериал начала XXI века в контексте традиций отечественной кинодраматургии2011 год, кандидат искусствоведения Акопов, Александр Завенович
Художественное пространство и время в историческом кино2011 год, кандидат философских наук Макиенко, Максим Геннадьевич
Пространственно-временной континуум российского кинематографа переходного периода (1984-1992). К методике исследования экрана перестроечного времени2009 год, кандидат искусствоведения Безенкова, Мария Викторовна
Белорусское киноискусство: проблемы становления, особенности современного кинопроцесса1982 год, доктор искусствоведения Красинский, Анатолий Викторович
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Тарасов, Кирилл Анатольевич
Заключение
В структуре общества подрастающее поколение представляет собой социально-возрастную категорию, играющую исключительную роль в воспроизводстве и трансляции культурного опыта. С помощью институтов социализации общество стремится отобрать из своего опыта и передать подрастающему поколению все, что необходимо ему для успешного развития. Важную роль при этом играет художественная культура, в том числе киноискусство, произведения которого, широко тиражируемые аудиовизуальными средствами массовой информации, являются повседневной духовной пищей подрастающего поколения.
Констатируя созидательную роль киноискусства в качестве средства первичной социализации индивида, обретения им способности жить в условиях конкретной культуры и в согласии с ней удовлетворять свои жизненные запросы, нельзя не видеть существующей здесь проблемы. Социальные качества детей и подростков, как известно исстари, формируются по образу и подобию всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают, погружаясь в конкретную социокультурную среду. Понимая исключительную роль механизма подражания в первоначальной передаче социального опыта от поколения к поколению, общество, казалось бы, должно использовать средства массовой информации для того, чтобы готовить подрастающее поколение ко всем сложностям жизни, ориентируя его при этом на позитивные модели социального поведения, чувствования и мышления. Но что видит на кино-, теле- и видеоэкране сегодняшнее подрастающее поколение, от которого зависят судьбы России в XXI в.? О чем оно думает, в каком направлении работают его мысли и чувства при погружении в образный мир экранных искусств?
Контент-анализ функционирующего репертуара показывает, что зачастую насилие является приоритетной формулой создания образа киногероя, а следовательно, и образа реального социального героя в сознании детей. Человек человеку волк - такой мотив постоянно звучит во многих фильмах. Его и воспринимает, если не разумом, то, по крайней мере, сердцем вступающее в неведомую жизнь российское поколение "X". Определенным подтверждением тому является обнаруженный нами факт: каждый седьмой старшеклассник Москвы и Белгорода уверенно заявляет, что фильмы с обилием сцен насилия учат его ровесников тому, как добиваться своих целей в жизни. Есть основания полагать, что определенная часть подрастающего поколения, усвоив уроки жестокости, которые преподает ей сама реальность оказавшегося в глубоком кризисе российского общества, с помощью фильмов не без наслаждения продолжает осваивать искусство и идеологию социальной агрессивности. Негативные явления в реальной жизни и функционирующем кинорепертуаре сходятся в едином процессе деструктивного воздействия на подрастающее поколение.
Какими бы ни были негативные последствия экранного насилия, списывать их всецело на тех, кто создает и распространяет фильмы было бы серьезной ошибкой. Реальное влияние фильмов, как известно, является производной от взаимодействия трех факторов - фильмов, зрителей и социального контекста потребления фильмов. Можно, конечно, надеяться на то, что со временем фильмы и зрители станут иными. Но так ли это?
Активно потребляя экранное насилие, подрастающее поколение большей частью не находит в этом особого удовольствия. Об этом заявляют 68% ребят в Москве и 63% в Белгороде. Выходит, роль сцен насилия в качестве мотива просмотра фильма и источника зрительского наслаждения не столь уж значима. Пользуясь огромной любовью ребят к киноискусству, видеопрокат, ТВ и кинотеатры, по сути, навязывают им восприятие "агрессивной кинодиеты". В таком случае ростки здоровых зрительских интересов и вкусов ими не только не культивируются, но и в угоду коммерческим амбициям всячески деформируются. Совершенно очевидно, что большая часть подрастающего поколения попала в ловушку экранного насилия. И выбраться из нее без помощи общественных институтов она не сможет. Необходима реальная система защиты прав и законных интересов детей как потребителей продуктов аудиовизуальной культуры.
В данном вопросе российское государство и общественность все еще занимают большей частью пассивно-созерцательную позицию. Особенно, в сравнением с тем, что предпринимают в западных странах, откуда наши прокатчики с энтузиазмом, достойным лучшего применения, импортируют экранное насилие. Здесь уже осознали факт войны, ведущейся коммерческим производством с нравственностью и этикой. Вопрос о влиянии на детей широкого показа насилия и жестокости в кино-, теле- и видеофильмах и необходимости нейтрализации этого влияния, противодействия ему горячо обсуждается на протяжении многих десятилетий. Активное участие принимают ученые. Библиография научных работ составляет десятки тысяч названий! Исследования щедро финансируются из государственной казны. Так, при ЮНЕСКО и Информационном центре стран северной Европы по вопросам СМИ и исследования коммуникации (Nordicom) в 1997 г. образован Международный совет (Clearinghouse), специально занимающийся распространением знаний о влиянии экранного насилия на детей и молодежь. Работу этого совета финансируют правительство
Швеции и ЮНЕСКО. На государственные деньги в США, Голландии и других странах разработаны специальные программы медиа-образования, имеющие своей целью противодействие "интоксикации" экранным насилием.
Суть проблемы, вставшей перед органами государственной власти, заключается прежде всего в обеспечении баланса между социальными правами и социальной ответственностью поставщиков экранного насилия. Деятели кинематографа, ТВ и видеопроката пока не проявляют должного понимания того факта, что на рынке продуктов массовой аудиовизуальной культуры в качестве покупателей и потребителей выступают также дети, большей частью в принципе не готовые вступать в самостоятельный критический диалог с продавцами, в полной мере сознавать оказываемое на них негативное воздействие. Тем, кто участвуют в создания и распространении фильмов, уместно было бы подумать за детей и попытаться увлечь их, не злоупотребляя показом насилия и жестокости. С этой целью как минимум необходимо создавать профессиональные кодексы, способные эффективно обеспечить самодисциплину и саморегуляцию в деятельности СМИ, чего, кстати добивается и ЮНЕСКО.
Органам государственной власти важно оказать информационную помощь семье в осознании того факта, что, показывая фильмы, российский экран больше не берет на себя роль мудрого учителя жизни. Более того, возведя прибыль в ранг основного критерия общественной полезности своей деятельности, он зачастую оказывается экологическим фактором риска для духовного здоровья детей и юношества. Родителям необходимо также помочь осознать, что сегодня де-факто именно на семью переложена социальная ответственность за воздействие коммерческого кинозрелища на детей. Поскольку ТВ и видеопрокат в известной степени являются также источниками загрязнения духовной среды непосредственно в жилище, то обращение ребят к экрану, по меньшей мере в пространстве семьи, должно находиться под разумным родительским контролем. Со стороны родителей необходимы и активные протестные действия в отношении различных каналов проката фильмов. Их деятели должны понять, что они не имеют права поставлять детям зрелище, которое не заказывали и не приемлют их родители. Но пока ничего подобного в должной мере не происходит. Как правило (76%), находясь в лоне семьи, ребята сами выбирают фильмы для просмотра. При этом 67% ребят редко или никогда не обсуждают фильмы с родителями.
Импортируя недоброкачественные культурные продукты, созданные в лоне западного общества, нельзя не видеть и не заимствовать те педагогические технологии, которые это же западное общество разработало и использует для ограничения негативных последствий социального функционирования такого рода продуктов. Тем более, что для России, столь трудно переживающей смену общественных идеалов и ценностных жизненных ориентиров, эти технологии более важны, чем для стабильного, в целом благополучного Запада.
Наконец важным действием органов государственной власти по защите ребенка от аудиовизуальной продукции, тиражирующей образы насилия и жестокости, могло бы стать налаживание оперативной и постоянно функционирующей обратной связи между аудиторией и средствами массовой информации. Такая связь существует, но она обслуживает главным образом не общественные, а частные коммерческие потребности. Должная информация об обеспокоенности аудитории воздействием на детей образов насилия и жестокости деятелям СМИ не поступает. Остается в неведении и широкая общественность.
164
Позитивные сдвиги в этом направлении способствовали бы развитию в системе СМИ механизмов саморегулирования при показе насилия и жестокости на российском экране.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Тарасов, Кирилл Анатольевич, 2000 год
1. Аверкин С. Мать душила Наташеньку, совсем как в том "ужастике". // Комсомольская правда. - 1999. - 18 октября.
2. Базен А. Что такое кино? Москва: Искусство, 1972. - 382 с.
3. Баскаков В.Е. В ритме времени: Кинематографический процесс сегодня. М.: Искусство, 1982. - 335 с.
4. Борознова Н. Игры со смертью. РТР: "Русская серия" пощечина для русских // Мир за неделю. - 1999. - 13-20 ноября.
5. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1988. - 232 с.
6. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. М.: Советский художник, 1971. - 248 с.
7. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М.: Республика, 1998.-495 с.
8. Губин В.Д. Русская культура и феномен насилия // Вопросы философии. -1995. № 5. - С. 3-5.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Москва: Русский язык, 1998. - Т. 2. - 781 с.
10. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 591 с.
11. Жабский М.И. Кино и зритель 70-х гг. М.: Знание, 1977.64 с.
12. Жабский М.И. Кино и массы: (Проблемы социокультурного взаимодействия). М.: Знание, 1987. - 64 с.
13. Жидков В.С. Рынок и регулирование культурной жизни // Искусство и рынок: проблемы и перспективы / В.С. Жидков, А.Я. Рубинштейн (редакторы-составители). М.: Гос. инс-т искусствознания, 1996.-С. 77-102.
14. Зись А.Я. В поисках художественного смысла: Избранные работы. М.: Искусство, 1991. - 350 с.16. "Знакомьтесь: главный контролер эфира". Б. Пинский беседует с С. Сеславинским // Деловой экран. Октябрь 1999. - №6. -С. 3-4.
15. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. М.: Искусство, 1981.- 167 с.
16. Иванов С. Лицом к стене // Советская Россия. 1999. - 1 июля.
17. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. Санкт-Петербург: Акрополь, 1997.-464 с.
18. Испытание конкуренцией: отечественное кино и новое поколение зрителей / Под общ. ред. М.И. Жабского. М.: НИИ киноискусства Госкино РФ, 1997. - 121 с.
19. Каковин Г., Максимова Э. Молодежь времен упадка и рассвета // Известия. 1999. - 28 сентября.
20. Карлов Н.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998.-№ 11. - С. 3-19.
21. Карпухин Ю. Неучтенное зло // Труд. 1999. - 23 февраля.23а. Кино: пути от фильма к зрителю / Под общ. ред. М.И. Жабского. М.: НИИ киноискусства Госкино РФ, 1998. - 266 с.
22. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: Пер. с. нем. М.: Республика, 1997. -240 с.
23. Коломиец В.П. Становление индивидуальности (социологический аспект). М.: Издательство МГУ, 1993. - 141 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
25. Латинско-российский лексикон: В двух частях. / Сост. И. Кро-ненберг. М.: Типография С. Селивановского, 1834. - Часть вторая. -1786 с.27а. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55-ти т., т. 40. -изд. пятое. М.: Политиздат, 1963. - 506 с.
26. Лукшин И.П. Социологическое описание фильма // Кино и зритель. Проблемы социологии кино / Л.В. Хренова, Б.П. Долынин (редакторы). М.: НИИ теории и истории кино Госкино СССР, 1978. -С. 59-81.
27. Мартынова Р.В. Видео в контексте массовой культуры (на примере исследования социокультурной среды г. Брянска). Диссертация на соискание ученой степени канд. социол. наук. М., 1995 г. -159 с.
28. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). -М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 192 с.
29. Молль А. Социодинамика культуры: Пер. с. фран. М.: Прогресс, 1973.-406 с.31а. Мюнстерберг Г. Психология и учитель: Пер. с англ. 3-е изд., испр. - М.: Совершенство, 1997. - 320 с.
30. Невский В. Когда "шалят" подростки. // Домашний адвокат. 1997. -№ 16.-С. 8-9.
31. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1981.-816с.
32. Под знаком вестернизации: кино публика - воздействие / Под общ. ред. М.И. Жабского. - М.: НИИ киноискусства Госкино РФ, 1995.- 128 с.
33. Познер В.В. "Речь о нас самих. " //Дружба народов. 1999. -№5.-С. 149-150.
34. Познер В.В. А ларчик (то бишь ящик) просто открывался. // Дружба народов. 1999. - № 7. - С. 156-157.
35. Полуэхтова И.А. Американские фильмы на российском киноэкране // Социологические исследования. 1994. - № 10. - С. 113-119.
36. Разлогов К.Э. ".Иль перечти "Женитьбу Фигаро" // Искусство кино. 1999. - № 6. - С. 23-29.
37. Райли-младший Дж., Райли М. Массовая коммуникация и социальная система // Социология сегодня: проблемы и перспективы (американская буржуазная социология середины XX в.) / Под общ. ред. Проф. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1965. - С. 613-662.
38. Рейнгач А.Д. Феномен насилия в современном киноискусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. М.: Мое. гос. унив-т культуры, 1996. - 20 с.
39. Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, унив-та, 1984. 144 с.
40. Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. документов и материалов. Изд. 2-е, дополненное. - М.: Искусство, 1973. - 243 с.
41. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М.: Инст-т повышения квал-ции работников теле-ния и радио-ния, 1998. - 82 с.
42. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под. ред. А.П. Евстигнеевой. М.: Институт русского языка АН СССР, 1983. - Т. 3 - 673 с.
43. Соловьев С. Искусство это прекрасное, радостное дело // Искусство кино. - 1994. - № 7. - С. 4-11.
44. Федоров М. Приливы и отливы (эволюция молодежной темы в российском кино) // Встреча: Культ.-просвет работа. 1998. - № 1. -С. 26.
45. Фохт-Бабушкин Ю.И. Школьник и искусство // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. Сб. научных трудов / Ю.И. Фохт-Бабушкин (отв. ред.). М.: Росс, академия обр-ния, мин-во культуры РФ, 1998. - С. 5-32.
46. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. - 296 с.
47. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидер. М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
48. Холличер В. Человек и агрессия. 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1975. - 132 с.
49. Храмов A.B., Храмова Е.В. Экология телевидения наука XXI века // Материалы парламентских слушаний на тему "Защита прав детей и молодежи и средства массовой информации". 1 июня 1999 г. - М.: Гос. Дума Федерального Собрания РФ, 1999. - С. 28-30.
50. Хренов H.A. Социальная психология искусства. Теория, методология, история. М.: Гос. инст-т искусствознания, 1998. - 278 с.
51. Художественная жизнь современного общества: В 4-х т. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б. Соколов. - М.: "Дмитрий Буланин", 1996. - 236 с.
52. Шариков А. "Съел и порядок"?: Этюд по возрастной психологии (уменьшается кол-во и снижается кач-во дет. и юнош. передач на рос. телевидении) // Культура. - 1998. - № 10. - С. 5
53. Шемякин А. Кино + ТВ // Искусство кино. 1996. - № 1. -С. 25-27.
54. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. - 215 с.
55. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-239 с.
56. Щербаков А. Учебник убийства и пособие по наркомании // Российская газета. 1999. - 12 февраля.
57. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1973. - 483 с.
58. Эстетика. Словарь. / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
59. Янсон Х.В., ЯнсонЭ.Ф. Основы истории искусств: Пер. с англ. Спб.: АОЗТ "Икар", 1996. - 512 с.62. "Я обожаю насилие". Интервью А. Мунипова с А. Пламмер // Известия. 1999. - 10 июля.* *
60. Agee, W., Ault, Р.Н., and Emery, E. Introduction to Mass Communications. -New York: Harper & Row, 1985. 609 pp.
61. Anderson, J.A. and Ploghoft, M.E. Receivership skills: The television experience // Communication Yearbook 4. New Brunswick, NJ: Transaction1. Books, 1980.-Pp. 543-575.
62. Anderson, J. A. The theoretical lineage of critical viewing // Journal of Communication. 1980. - Vol. 30, № 3. - Pp. 67-70.
63. Atkin, C.K., Greenberg, B., Korzenny, F. and McDermott, S. Selective exposure to televised violence // Journal of Broadcasting. 1979. - Vol. 23, № l.-Pp. 5-13.
64. Baker, R. and Ball, S., (eds.). Violence and the Media. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1969. - 613 pp.
65. Bandura, A., Ross, D. and Ross, S.A. Imitation of film-mediated aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. -Vol. 66, № l.-Pp. 3-11.
66. Barnouw, E. Tube of Plenty: The Evolution of American Television. -2nd revised edition. N.Y.: Oxford University Press, 1990. - 536 pp.
67. Baron, R.A., and Richardson, D.R. Human Aggression. 2nd edition. -N.Y.: Plenum Press, 1994. - 419 pp.
68. Bell, D. The end of ideology. N.Y.: Collier Books, 1961. -312pp.
69. Belson, W.A. Television and the Adolescent Boy. Farnboroughp England: Saxon House, 1978. - 529 pp.
70. Berkowitz, L. and Geen, R.G. Film violence and the cue properties of available targets // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. -Vol. 3, № 5. - Pp. 525-530.
71. Berger, G. Violence and the Media. N.Y.: Franklin Watts, 1989. -193 pp.
72. Bisky, L., und Wiedemann, D. Der Spielfilm Rezeption und Wirkung. Kultur-soziologische Analysen. - Berlin: Kunst und Gesellschaft, 1985. -179 S.
73. Blumer, H. The Movies and Conduct. N.Y.: Macmillan, 1933. -211 pp.
74. Blumer, H. and Hauser, P.M. Movies, Delinquency, and Crime. -N.Y.: Macmillan, 1933. 353 pp.
75. Bouzereau, L. Ultraviolent movies: From Sam Pekinpah to Quentin Tarantino. Seaucus, NJ: Citadel Press, 1996. - 244 pp.
76. Bryson, B. The Lost Continent: Travels in Small-Town America. -N.Y.: Harper & Row, 1989. 384 pp.
77. Cantor, J. Fright reactions to mass media // Media Effects: Advances in Theory and Research / D. Zillmann and J. Bryant, (eds.). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1994. - Pp. 213-246.
78. Cantor, J., and Nathanson, A.I. Predictors of children's interest in violent television programs // Journal of Broadcasting & Electronic Media. -1997.-Vol.41.-Pp. 155-167.
79. Charters, W.W. Motion Pictures and Youth: A Summary. N.Y.: Macmillan, 1933.- 251 pp.85a. Communications Research 1948-1949 / P.F. Lazarsfeld and F. Stanton, (eds.). -N.Y.: Harper & Row, 1949. 569 pp.
80. Comstock, G. and Paik, H. Television and the American Child. N.Y.: Academic Press, 1993. - 398 pp.
81. Comstock, G. and Strasburger, V.C. Deceptive appearances: Television violence and aggressive behavior // Journal of Adolescent Health Care. -1990.-Vol. 11, № l.-Pp. 31-44.
82. Cooper, E. and Jahoda, M. The evasion of propaganda // Journal of Psychology. 1947. - Vol. 23. - Pp. 15-25.
83. Dale, E. The Content of Motion Pictures. N.Y.: Macmillan, 1935. -301 pp.
84. Day, R.C. and Ghandour, M. The effects of television-mediated aggression and real-life aggression of Lebanese children // Journal of Experimental Child Psychology. 1984. - Vol. 125, № 5. - Pp. 1156-1171.
85. DeFleur, M.L. and Ball-Rokeach, S.J. Theories of Mass Communication. 4th edition. -N.Y.: Longman, 1982. - 263 pp.
86. Derevensky, J. and Clain, C. Children and the media // Seeing Ourselves: Media Power and Policy in Canada / H. Holmes and D. Taras, (eds.). Toronto: Harcourt Brace Jovanovich, 1992. - Pp. 287-330.
87. Dubow, E.F. and Miller, L.S. Television violence viewing and aggressive behavior // Tuning In to Young Viewers: Social Science Perspectives on Television / T.M. MacBeth, (ed.). Thousand Oaks, CA: Sage, 1996. -Pp. 117-148.
88. Eron, L.D., Huesmann, L.R., Lefkowitz, M.M. and Walder, L.O. Does television violence cause aggression? // American Psychologist. 1972. -Vol. 27, №4.-Pp. 253-263.
89. The Effects of Media Violence on Children. Ottawa: National Clearinghouse on Family Violence, 1993. - 55 pp.
90. Finney, A. The State of European Cinema: A New Doze of Reality. -London: Cassell, 1996. 262 pp.
91. Forman, H.J. Our Movie-Made Children. N.Y.: Macmillan, 1933.-285 pp.
92. Frost, R. and Stauffer, J. The effects of social class, gender, and personality on physiological responses to filmed violence // Journal of Communication. 1987. - Vol. 37, № 2. - Pp. 29-45.
93. Furhammer, L. and Isaksson, F. Politics and Film. London: Studio Vista, 1971.-276 pp.
94. Gerbner, G. Violence in TV drama // News on Children and Violence , on the Screen. 1997. - Vol. 1-2, № 1. - Pp. 6-7.
95. Gerbner, G. Violence and Terror in the Mass Media. Paris: UNESCO, 1988.-45 pp.
96. Gerbner, G., and Gross, L. Living with television: The violence profile // Journal of Communication. 1976. - Vol. 26, № 2. - Pp. 173-199.
97. Gerbner G., Gross L., Morgan M. and Signorielli N. Growing up with television: The cultivation perspective // Media Effects: Advances in Theory and Research / D. Zillmann and J. Bryant, (eds.). Hillsdale, NJ: Lawrence
98. Erlbaum Associates, 1994. Pp. 17-42.
99. Glucksmann, A. Violence on the Screen: A Report on Research into the Effects on Young People of Scenes of Violence in Films and Television. Trans, from French by S. Bennett. London: The British Film Institute, 1971. -79 pp.
100. Grant, G. Tehcnology and Empire. Toronto: House of Anansi, 1969.- 197 pp.
101. Gunter, B. Dimensions of Television Violence. Aldershot, Hants, Eng.: Gower Publishing Co., ltd., 1985. - 282 pp.
102. Gunter, B. and Furnham, A. Perceptions of television violence: Effects of programme genre and type of violence on viewers' judgement of violent portrayals // British Journal of Social Psychology. 1984. - Vol.23, № 2. -Pp.155-164.
103. Gunter, B. and McAleer, J.L. Children and Television. The One-Eyed Monster? London: Routledge, 1990. - 233 pp.
104. Hearold, S. A synthesis of 1043 effects of television on social behavior // Public Communication and Behavior (Vol. 1) / G. Comstock, (ed.). Orlando, FL: Academic Press, 1986. - Pp. 65-133.
105. Himmelweit H., Oppenheim, A.N. and Vince, P. Television and the Child. London: Oxford University Press, 1958. - 488 pp.
106. Ho viand, C., Lumsdaine, A. and Sheffield, F.D. Experiments on Mass Communication. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1949. -401 pp.
107. Howitt, D. and Cumberbatch, G. Affective feeling for a film character and evaluation of an anti-social act // British Journal of Social and Clinical Psychology.- 1972.-Vol. 11.-Pp. 102-108.
108. Huesmann, R., Eron, L.D., Lefkowitz, M.M. and Walder, L.O. Stability of aggression over time and generations / Journal of Developmental Psychology. 1984. - Vol. 20, № 6. - Pp. 1120-1134.
109. Hunter, S. Violent Screen: A Critic's 13 Years on the Front Lines of Movie Mayhem. New York: Delta, 1997. - 390 pp.119. "Inside out". David Fincher interviewed by Gavin Smith // Film Comment. 1999. - № 5. - Pp. 59-68.
110. Kaminsky, S.M. American Film Genres: Approaches to a Critical Theory of Popular Film. Dayton, OH: Pflaum Publishing Co., 1974. -225 pp.
111. Klapper, J.T. The Effects of Mass Communication. N.Y.: The Free Press, 1960.-302 pp.
112. Kunkel, D., Wilson, B., Donnerstein, E., Linz, D., Smith, S., Gray, T., Blumenthal, E. and Potter, W.J. Measuring television violence: The importance of context // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 1995. -Vol. 39.-Pp. 284-291.
113. Lang, K. and Lang, G.E. Politics and Television. Chicago, IL: Quadrangle, 1968.- 322 pp.
114. Lasswell, H.D. Propaganda Techniques in the World War. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1927. - 359 pp.
115. Laurie, D.T. and Towels, D.E. Sex, violence and the media // Journal of Communication. 1989. - Vol. 39, № 2. - Pp. 251-283.
116. Lazarsfeld, P.F., Berelson, B. and Gaudet, H. The People's Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Election. N.Y.: Columbia University Press, 1948. - 402 pp.
117. Lewis, D.O., Shanok, S.S., Grant, M. and Ritvo, E. Homicidally aggressive young children: Neuropsychiatric and experiential correlates // American Journal of Psychiatry. 1983. - Vol. 140. - Pp. 148-153.
118. Lexikon der Psychologie. Herausgegeben von W. Arnold, HJ. Ey-senck, R. Meili. Band 2. Graphologie bis Prompting. - Freiburg: Herder, 1973.-852 S.
119. Lowery, S.A. and DeFleur, M. Milestones in Communications Research. Media Effects. N.Y.: Longman, 1988. - 424 pp.
120. Maletzke, G. Psychologie der Massenkommunikation. München, 1969.-237 pp.
121. Mattelart, A. European film policy and the response to Hollywood // The Oxford Guide to Film Studies / J. Hill and P.C. Gibson, (eds.). London: Oxford University Press, 1998. - Pp. 478^185.
122. McLuhan, M. Understanding Media: The Extensions of Man. N.Y.: McGraw-Hill, 1964. - 385 pp.133a. Mustonen, A. Nature of screen violence and its relation to program popularity // Aggressive Behavior. 1997. - Vol. 23. - Pp. 281-292.
123. Noelle-Neumann, E. Return to the concept of powerful mass media // Studies of Broadcasting: An International Annual of Broadcasting Science / H. Eguchi and K. Sata, (eds.). Tokyo: Nippon Hoso Kyokai, 1973. - Pp. 67112.
124. O'Carroll, R.E. and Bancroft, J. Androgens and aggression in man: A controlled case study // Aggressive Behavior. 1985. - Vol. 11. - Pp. 1-7.
125. Potter, W.J., and Ware, W. An analysis of the contexts of anti-social acts on prime-time television // Communication Research. 1987. - Vol.14, № 6. - Pp. 664-686.
126. Potter, W.J., and Warren, R. Considering policies to protect children from TV violence // Journal of Communication. 1996. - Vol. 46, №4. -Pp. 116-138.
127. Rand, M.R., Lynch, J.P., and Cantor, D. Criminal Victimization, 1973-95. Washington, DC: Bureau of Justice Statistics, report NJC-163069, 1997.-8 c.
128. Roe, K. Adolescents' use of socially disvalued media: Towards a theory of media delinquency // Journal of Youth and Adolescence. 1995. - № 5. -Pp. 617-631.
129. Schramm, W., Lyle, J. and Parker, E.B. Television in the Lives of Our Children. Stanford, CA: Stanford University Press, 1961. - 324 pp.
130. Signorielli, N., Gernber, G., and Morgan, M. Violence on television: The Cultural Indicators project // Journal of Broadcasting & Electronic Media.- 1995. Vol. 39, № 2. - Pp. 287-283.
131. Singer D.G., Zuckermann D.M., Singer J.L. Helping elementary school children learn about TV // Journal of Communication. 1980. -Vol. 30, № 3. - Pp. 84-93
132. Sklar, R. Movie-Made America: A Social History of American Movies. New York: Random House, 1975. - 610 pp.
133. Snyder, H.N., Sickmund, M., and Poe-Yamagata, E. Juvenile Offenders and Victims: 1996 Update on Violence. Washington, DC: Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention, 1996. - 32 pp.
134. Sobchack, T. and Sobchack, V.C. Introduction to Film. 2nd edition.- Boston: Little, Brown & Co., 1987. 514 pp.
135. Stark, R. Sociology. 4th edition. - Belmont, CA: Wadsworth, 1992.- 678 pp.
136. Stephenson, F. The algebra of aggression // Florida State University Research in Review. 1996. - Vol. VII, № 1. - Pp. 12-17, 19-21, 28-30.
137. Stephenson, F. The evil gene // Florida State University Research in Review. -1996. Vol. VII, № 1. - Pp. 18-19, 31-32.
138. Strasburger, V.C. Adolescents and the Media: Medical and Psychological Impact. Thousand Oaks: Sage, 1995. - 137 pp.
139. Tichenor, D., Donohue, G. and Olien, C. Mass media flow and differential growth in knowledge // Public Opinion Quarterly. 1972. - Vol. 36. -Pp. 176-187.
140. Thornton, W. And Voight, L. Television and delinquency // Youth and Society. 1984. - Vol. 15, № 4. - Pp. 287-299.
141. Turner, G. Film as Social Practice. -N.Y.: Routledge, 1988. 184 c.
142. Unprecedented surge in future youth crime predicted // Youth Record. 1996. -March 31. -№ 6. -Pp. 1,12-14.
143. Vooijs, M.W., vanderVooiI, T.H.A. Teaching children to evaluate television violence critically: The impact of a Dutch school television project // Journal of Educational Television. 1993. - Vol. 19, № 3. - Pp. 139-152.
144. Webster's New Collegiate Dictionary. Springfield, MA: G. & C. Merriam Company, 1974. - 1549 pp.
145. Werner, S.J. and Tankard, J.W., Jr. Communication Theories: Origins, Methods, and Uses in the Mass Media. 3rd edition. - White Plains, NY: Longman, 1992. - 364 pp.
146. Westmorland, J. Media violence: A new report on television violence // FWATO Newsletter, 1992. Vol. 11, № 2. - Pp. 6-12.
147. Wilson, B.J., Kunkel, D., Linz, D., Potter, J., Donnerstein, E., Smith, S., Blumenthal, E., and Gray, T. The National Television Violence Study. Vol. 1. - Thousand Oaks, CA: Sage, 1997. - 568 pp.
148. Withrow, F.B. Objectives for critical television viewing skills curricula // Television & Children. 1980. - № 3. - Pp. 32-33.
149. Wood, W., Wong, F.Y. and Chachere, J.G. Effects of media violence on viewers' aggression in unconstrained social interaction // Psychological Bulletin. 1991. - Vol. 109, № 3. - Pp. 317-383.
150. Wrangham, R., and Peterson, D. Demonic Males: Apes and the Origins of Human Violence. Boston: Houghton Mifflin, 1996. - 350 pp.
151. Wurtzel, A., and Lometti, G. Determining the acceptability of violent program content at ABC // Journal of Broadcasting. 1984. Vol.28, № 1. -Pp. 89-97.
152. Zillmann, D. Arousal and aggression //Aggression: Theoretical and Empirical Reviews / R.G. Geen and E.I. Donnerstein, (eds.). -N.Y.: Academic Press, 1983.-Vol. 2.-Pp. 75-101.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.