Двусложные размеры и логаэд в современном кабардинском стихосложении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Кагазежева, Людмила Наурбиевна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кагазежева, Людмила Наурбиевна
Введение .стр.
Глава I. Стопы ямбических стихотворений в современном кабардинском стихосложении.стр.
1.1. Формы вольного и разностопного ямба. стр.
Глава II. Стопы хореических стихотворений в современном кабардинском стихосложении. стр.
2.1. Разновидности вольного и разностопного хорея. стр.
Глава III. Логаэд в современной кабардинской поэзии. стр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Поэтическое творчество В.Г. Гнеушева: Основные мотивы и версификации2004 год, кандидат филологических наук Донцов, Алексей Викторович
Трехсложные размеры в истории русской литературы: проблемы ритмической эволюции и формирования семантических моделей поэтического языка2008 год, кандидат филологических наук Монахов, Сергей Игоревич
Абазинское стихосложение: Истоки и становление2000 год, доктор филологических наук Чекалов, Петр Константинович
Метрико-ритмическая организация русской рок-поэзии 1980-х годов2008 год, кандидат филологических наук Клюева, Наталья Николаевна
Стихосложение В.С. Высоцкого и проблема его контекста2005 год, кандидат филологических наук Фомина, Ольга Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Двусложные размеры и логаэд в современном кабардинском стихосложении»
Стиховедение - одна из областей в литературе, на которую ведущие кабардинские исследователи обращали наименьшее внимание. Между тем, развитие стихосложения, состояние ее форм и разнообразие методов позволяют судить о состоянии национальной литературы, степени ее развития, ее перспективах.
История стиха - важнейшая часть истории поэзии.
Читая стихи, мы никогда не воспринимаем только то, что сказано смыслом их слов - мы всегда ощущаем также и то, что подсказано формой их метра, ритма, рифм, строф [24;3].
Настоящая диссертация подготовлена на основе анализа разновидностей двусложных стихов и наиболее типичных случаев их взаимодействия с неклассическими формами стиха. Несмотря на кажущуюся тематическую ограниченность исследования, рассмотренный нами конкретный материал дает представление о достаточно большом разнообразии в использовании двусложных размеров современными кабардинскими поэтами. Наряду с этим в приложении даются таблицы, отражающие частотность и характер употребления трехстопных размеров, что дает наиболее полное представление обо всем многообразии современного кабардинского стихосложения и о характере употребления разных его форм. В перспективе предстоит специальный анализ трехстопных размеров, что потребует отдельного исследования.
Актуальность темы исследования состоит в том, что для полноты представления о состоянии современной национальной поэзии чрезвычайно важно установить эволюцию техники кабардинского стиха и его современные тенденции. Существующие научные труды в области стихосложения не затрагивают данную проблему в ее системных связях.
Помимо этого, они не охватывают тех процессов, которые происходят в кабардинской версификации в последние десятилетия. Освещение гармонического сочетания национальной поэтики с общими тенденциями отечественной и мировой литературы невозможно без детального изучения процессов, происходящих в стихосложении, чем и вызвана необходимость обращения к избранной диссертационной теме.
Цели и задачи исследования. Основная цель нашего исследования заключается в том, чтобы в меру наших возможностей восполнить представление о состоянии, константах и характере изменений в кабардинской версификации. Для ее достижения требуется решить ряд конкретных задач:
- дать исчерпывающий анализ состояния кабардинского стиховедения;
- определить наиболее разработанные области и первостепенные задачи;
- установить основные этапы эволюции стиха и наиболее употребительные размеры, а затем, используя современную методологию, провести анализ конкретного фактического материала, т.е. стихотворных произведений наиболее известных и представляющих для нас интерес современных кабардинских поэтов.
Научная новизна диссертации состоит в том, что работ, конкретно посвященных данной проблематике, незначительное количество, в них разрабатываются лишь самые общие или, напротив, слишком частные, хотя и весьма важные особенности, представляющие интерес с точки зрения истории литературы и ее теоретического осмысления. Настоящее исследование имеет целью впервые установить основные закономерности и характерные особенности современного кабардинского стиха, опираясь в своих выводах на широкий фактический материал.
Изученность проблемы. Как в литературоведении в целом, так и в кабардинском литературоведении в частности, в подавляющем большинстве исследований особое внимание обращалось на проблемы идейно-тематического анализа или состояния поэтического языка, но не на технику стихосложения.
Специальных работ, посвященных данной теме, всего несколько. Прежде всего, это два монографических исследования: А.З. Пшиготыжева «Адыгэ усэ гъэпсыкЬ» (О кабардинском стихосложении) и А.Х. Хакуашева с тем же названием. Последняя охватывает общие проблемы, сопряженные с избранной темой. В ней освещаются особенности кабардинского стихосложения от древних фольклорных образов до стихотворений современных поэтов. Явлениям, происходящим в области кабардинской версификации за последние несколько десятилетий, в названной монографической работе уделено не так много внимания, чтобы можно было эти наблюдения детально анализировать. Автор довольно точно отмечает общие закономерности в функционировании изучаемого явления. В результате последующему поколению стиховедов предоставляется реальная возможность вплотную заняться конкретным анализом и установлением множества случаев более частного порядка, которые в совокупности и формирует эти закономерности.
Работы же А.З. Пшиготыжева, при всей их доказательности и при обилии привлекаемых материалов, написаны около четверти века назад, и, естественно, в ней освещены состояние и тенденции кабардинской стихотворной культуры первой половины и середины XX столетия. Кроме того, конкретная тема, интересующая нас в настоящем диссертационном исследовании, затрагивается А.З. Пшиготыжевым лишь в связи с разрешением проблем более широкого типа. В указанных трудах, а также в статьях Б.И. Куашева, М.Г. Сокурова, З.М. Налоева все же освещены многие основополагающие вопросы кабардинского стихосложения, и без их учета практически невозможно вести исследования в избранной нами области.
Подводя итог, можно отметить что, несмотря на ограниченное число опубликованных исследований и их авторов, в области изучения кабардинского стихосложения сделано немало. В частности, установлены основные характеристики кабардинского устного народного стиха, особенности его эволюции, в результате которой закономерным стало возникновение письменной поэзии. Также отмечены основные размеры и варианты, употребительные в современной кабардинской поэзии. Однако, проблем в данном направлении еще много. Какими бы обстоятельными ни были исследования наших предшественников, отдельные важные вопросы кабардинского стихосложения в его историческом плане остаются недостаточно освещенными или же вообще неразработанными.
Материалом нашего исследования послужили лирические и лиро-эпические произведения кабардинских поэтов: Р.Х. Ацканова, J1.X. Балаговой, Х.К. Бештокова, A.M. Бицуева, Х.Х. Кажарова, З.С. Кануковой, А.П. Кешокова, Б.И. Куашева, Н.Ш. Махотлова, А.ГТ. Оразаева, JI.X. Пшукова, З.М. Тхагазитова, Х.М. Тхазеплова.
При выборе мы учитывали не только уровень профессионализма авторов и их общий вклад в национальную литературу, а и значение исследуемых произведений в определении тенденций, характерных для современной кабардинской поэзии в целом.
Теоретической и методологической базой диссертации является историко-сравнительный метод в применении к анализу стиха. Конкретно мы опирались на труды ведущих отечественных специалистов в области стиховедения: Веселовского А.Н., Гаспарова M.JT., Жирмунского В.М., Лотмана Ю.М., Томашевского Б.В., Харлапа М.Г., Холшевникова В.Е., Эйхенбаума Б.М. и других авторов.
При рассмотрении конкретных материалов мы учитывали состояние изученности кабардинского литературного стиха и особенно труды, написанные в данной области Б.И. Куашевым, А.З. Пшиготыжевым, А.Х. Хакуашевым и другими учеными, а также труды отдельных исследователей литератур народов РФ и Кавказа, в частности, М.-З. Аминова, К.К. Бауаева, А.Г. Гусейнова, B.JI. Цвинариа, П.К. Чекалова и Др.
Наряду с приемами традиционного историко-сравнительного анализа мы впервые в кабардинском стиховедении применяем способы статистические. В частности, мы определяем частотность и характер употребления разными поэтами тех или иных стихотворных размеров. Это помогает со значительной степенью достоверности, с опорой на количественные данные, определить историю и новейшие тенденции в области стихосложения.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что предлагаемое исследование, т.е. системный анализ кабардинского стихосложения и изменений, произошедших в нем в течение последних десятилетий, восполнит в определенной степени пробел в изучении современного кабардинского стихосложения. Выявленные модификации в использовании силлабо-тонических размеров, применяемых в адыгском стихосложении с 30-х гг. XX в., являются вкладом в создание более широкого обобщающего труда в данной области. В более широком плане результаты проведенного исследования призваны пополнить научно-достоверные, теоретические представления об общих закономерностях и особенностях современной поэзии на языках народов Российской Федерации.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования помогут выявить основные тенденции в эволюции современного кабардинского стихосложения, что будет способствовать, с одной стороны, более полному представлению о состоянии, истории и перспективах рассматриваемого явления, а с другой - самим поэтам поможет лучше ориентироваться в вопросах версификации.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы были изложены и обсуждены на заседании отдела кабардинской литературы, КБИГИ 4 октября 2005 года, а также опубликованы в статьях: «О современном кабардинском стихосложении» («Ошхамахо», 2002 г.), «К истории изучения кабардинского стиха» («Вестник КБИГИ», 2004 г.), «Ямбические стопы в кабардинском стихосложении» («Литературная Кабардино - Балкария», 2005 г.), «Виды логаэда в кабардинской поэзии» («Вестник КБИГИ», 2005 г.)
Объем и структура работы. Структура работы определена содержанием, целями и задачами научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Эволюция тонического стиха в поэзии Иосифа Бродского2003 год, кандидат филологических наук Андреева, Анна Николаевна
Метрика и строфика Н.С. Гумилёва как художественно-выразительное единство2005 год, кандидат филологических наук Грибков, Александр Григорьевич
Лирика А. Кешокова: своеобразие жанровой системы, мотивы и поэтика2009 год, кандидат филологических наук Карамурзова, Зита Султановна
Поэзия П. А. Плетнева в литературном процессе первой трети XIX века2000 год, кандидат филологических наук Белехова, Светлана Павловна
Стих Олжаса Сулейменова1984 год, кандидат филологических наук Бузаубагарова, Карлыгаш Сапаргалиевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Кагазежева, Людмила Наурбиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система любого стихосложения определяется фонетическими особенностями национального языка. «Изучите внимательно фонетический строй языка и, прежде всего - его динамические особенности, и вы сможете сказать, какого рода стихосложение в нем развито», - замечал по этому поводу Э.Сепир [116; 196].
1. В истории кабардинского литературного стиха за последние полвека отмечаются очевидные изменения эволюционного характера. В первые десятилетия существования современной письменной литературы активно шел процесс освоения поэтами классических размеров [89;46]. Это очевидно при рассмотрении произведении поэтов старшего поколения, которым еще долгое время приходилось выдерживать напор традиционного фольклорного стиля. Вследствие этого, каноны классических размеров, далеко не всегда строго выдерживались, хотя тенденция к соблюдению их была на лицо еще в творчестве поэтов 20 - 30-х годов.
2. Вторым этапом в эволюции поэтической техники можно отметить период безусловного утверждения классических размеров в кабардинской поэзии. Это был период необходимый для того, чтобы создатели поэтических произведений накопили навыки совершенного владения техникой стихосложения и одновременно разработали кабардинский литературный язык, доведя до нужного совершенства употребление его отдельных синтаксических и грамматических форм [89; 127].
Этот период отмечается творчеством Б. Куашева, А. Кешокова, А.О. Шогенцукова и поэтов последующего за ними поколения.
Эволюция техники стиха привела в области строфики к освоению таких сложных явлений, как сонет и венок сонетов, что можно признать завершающим этапом истории овладения классическими формами стихосложения.
3.В последние 2 — 3 десятилетия особенно частыми стали попытки некоторых поэтов преодолеть стихи смешанного характера, а также стихотворения, в которых ритм преднамеренно нарушается. Качественное отличие данного феномена от случаев несоответствия канонам, отмечаемых в первом этапе (20 - 30 гг. XX в.), заключается в том, что до начальной стадии диссонанс был вызван отсутствием навыков и традиции, а во втором случае — стремлением преодолеть уже установившиеся каноны и обрести большую свободу путем введения новшеств в технике стиха.
4. Рассмотренный материал позволяет сделать несколько выводов.
Большей популярностью у кабардинских поэтов пользуется ямб. Количество стихотворений написанных этим размером составило 506 из рассмотренных 1 250. Если вести счет в строках, это составляет 10 046 стихов.
Двустопным ямбом поэты пользуются крайне редко, так же как и шестистопным. Несмотря на то, что трехстопный ямб тоже не особо популярен у кабардинских поэтов, он отмечен почти у всех авторов, чьи стихи мы исследовали.
5. Самым предпочтительным из силлабо-тонических размеров у кабардинских авторов является четырехстопный ямб. Им уверенно пользуются поэты всех поколений. Разнообразные методы построения этого размера, с точки зрения строфики, ритмики, рифмы проанализированы в нашей работе, а примеры рассмотрены в таблицах.
Необходимо отметить, что четырехстопный ямб используется чаще четырехстопного хорея, доминирующего в поэзии многих народов и занимающего достаточно места и в кабардинском стихосложении.
6. Пятистопный ямб встречается у поэтов старшего поколения ранее. Из поэтов среднего поколения стихи, написанные этим размером, чаще отмечены у А. Бицуева и А. Оразаева. Из более молодого поколения им часто пользуются Н. Махотлов и А. Пшуков.
7. Несмотря на то, что вольный и разностопный ямб в кабардинской поэзии не был особо распространен, в последнее время поэты стали обращаться к нему охотнее. Примеров разного их построения немало в нашей работе. 8. В результате исследований стало очевидным, что хорей значительно уступает ямбу по частотности употребления.
Так же как и примеров двустопного ямба, двустопный хорей нами обнаружен всего дважды; одинаково невысока и частотность употребления в кабардинской поэзии трехстопного хорея.
9. Большую часть стихотворений, написанных хореическими размерами составляют четырехстопные. А среди общего числа написанного этим размером, в большинстве случаев, выдерживается форма четырехстрочной строфы с перекрестной рифмой, с перекрестными мужскими и женскими окончаниями.
Прослеживая вариативность использования всеми авторами четырехстопного хорея, мы установили разнообразие форм этого размера с точки зрения строфики, ритмики, способов рифмовки, т. е. техники стихосложения в комплексе.
10. Рассматривая разные варианты использования пятистопного хорея, мы пришли к выводу, что здесь тоже чаще встречается четырехстрочные строфы с перекрестной рифмовкой, с женскими окончаниями в I, 3 - й строках и мужскими окончаниями во 2, 4 — й строках. Следует отметить, что пятистопный хорей встречается в кабардинской поэзии не только в двух-, четырех-, пятистрочных строфах, но есть примеры образования строф по шесть, восемь, двенадцать, четырнадцать, шестнадцать, а то и более стихов. Такие большие формы используют 3. Тхагазитов, А. Бицуев, 3. Канукова.
11. Разновидности использования кабардинскими поэтами вольного и разностопного хорея тоже разнообразны. Например, Б. Куашев чаще всего совмещает в разностопном хорее четырех- и трехстопные размеры. Есть примеры, в которых совмещены шестистопные и пятистопные хореи (у JI. Балаговой), одна и шесть стоп (у 3. Кануковой).
При сравнительном анализе произведений поэтов разных поколений очевидны перемены, и стремление к новизне.
12. Безусловно, логаэд заслуживает отдельного, самого детального анализа. В наших исследованиях встретились примеры с разными конструкциями логаэда: совмещение ямба и хорея, ямба и анапеста, анапеста и дактиля, амфибрахия и дактиля и т.д.
Опираясь на изученный материал, мы имеем веское основание утверждать: у поэтов старшего поколения стихи, написанные в манере логаэда, встречаются реже, чем у поэтов среднего и младшего поколений.
На основании исследованных примеров можно заключить, что если в ло-гаэдном стихотворении первые две стопы в строках трехсложные, чаще всего и третьи стопы тоже будут трехсложными. Если же первые стопы в строках логаэдных стихотворений двусложные, последние стопы обычно бывают двусложными.
Таким образом, можно заключить, что современное кабардинское стихосложение достигло достаточно больших успехов, позволяющих говорить о высоком развитии и литературного языка и его поэтики.
148
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кагазежева, Людмила Наурбиевна, 2005 год
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1970.-390 с.
2. Актуальные проблемы литератур Кабардино Балкарии. Сборник статей. - Нальчик: Нарт, 1994. - 176 с.
3. Алакаева Л.Н. Жанр поэмы в абазинской литературе.: Дис. . канд. фи-лол. наук. Майкоп, 1997. - 154 с.
4. Аршба Н.В. Динамическое ударение и редукция гласных в абхазском языке. Тбилиси, 1979. - 142 с.
5. Аминов Магомед Загид. Тенденции развития дагестанского стихосложения. - Махачкала, 1974. - 155 с.
6. Баевский B.C. История русской поэзии 1730 1980. - М.: Интерпракс. 1994. - 296 с.
7. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Меоты, 1994. - 253 с.
8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Уни-верс, 1994.-616 с.
9. Бахтин М.М. Литературно критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.10V Бацаев К.К. Основы балкарского стихосложения. Нальчик: «Эльфа», 1999.- 132 с.
10. Бгажноков Б.Х. Вопросы изучения адыгейской советской литературы. В двух томах. Кн. II. Майкоп: 1980.
11. Бгажноков Б.Х. Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Кн. II. Майкоп: 1980. - 96 с.
12. Бгажноков Б.Х. Восток Запад. Исследования - М.: Наука, 1989. - 7 с.
13. Бекмурадов А. Основные тенденции развития стихосложения туркменской советской поэзии: Дис. . канд. филол. наук. Ашхабад, 1979. — 174 с.
14. Бехер И.Р. Любовь моя, поэзия. О литературе и искусстве. М.: художественная литература. - 1959. - 559 с.
15. Брюсов В.Я. Избранные произведения в двух томах. М.: Гослитиздат.- 1955. Т.2. 65 с.
16. Брюсов В.Я. Кое что о рифме. М.: Гиз., 1920. - 75 с.
17. Брюсов В.Я. Опыты по метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам. М.: Гиз., 1918. - 302 с.
18. Брюсов В.Я. Основы стихотворения. М.: Гиз., 1920. - 75 с.
19. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894 — 1924: Манифесты, статьи, рецензии. — М.: Сов. Писатель, 1990. 720 с.
20. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Наука, 1975. - 423 с.
21. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. - 848 с.
22. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
23. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. — 304 с.
24. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.
25. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998. - 432 с.
26. Гачев Г.Д. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы. — М.: Художественная литература. 1989. -431 с.
27. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л.: 1987. - 400 с.
28. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Советский писатель, 1964. - 381 с.
29. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. — М.: Наука, 1983.-352 с.
30. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. -М.: Наука, 1991.- 192 с.
31. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — М.: Рольф, 2001. — 560 с.
32. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы: Очерки творчества.- Нальчик: Эльбрус, 1994. 207 с.
33. Гусейнов А.Г. Основы дагестанского стихосложения (на материале лакской поэзии). -М.: Наука, 1979.- 191 с.
34. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т 1: А — 3. — М.: ТЕРРА, 1994. — 800 с.
35. Дарвин М.Н., Тюиа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина. Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск: Наука, 2001. -293 с.
36. Жирмунский В.М. Теория стиха. JI.: Сов. Писатель. - 1975.
37. Заблуждающийся разум : Многообразие вненаучного знания / Ответственный ред. и сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - 404 с.
38. Илюшин А.А. Русское стихосложение: Учебн. пособие для фил. спец. Вузов. М.: Высш. школа 1982. - 168 с.
39. Исследования по истории и семантике стиха. Сборник научных трудов. Караганда: Изд. Кар. ГУ, 1989. - 404 с.
40. Историзм // Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000. — 404 с.
41. Историзм // Новая философская энциклопедия: В. 4 т. М.: 2001.
42. История и современность в литературах Северного Кавказа. Межвузовский сборник статей. Орджоникидзе, 1980. - 62 с.
43. Калачева С.В. Стихосложение. М.: Московский университет, 1970. -55 с.
44. Калачева С.В. Стихи и ритм (о закономерностях стихосложения). М.: Знания, 1978.-96 с.
45. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.-375 с.
46. Кедров К. Поэтический космос. М.: 1989. - 321 с.
47. Кессиди Ф.К. От мифа к логосу. М.: 1972. - 271 с.
48. Классовский В. Версификация. СПб, 1863. - С. 5 - 10.
49. Коваленков А.А. Практика современного стихосложения. 2-е изд.; испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 1962. - 160 с.
50. Коваленков А.А. Степень точности. М.: Советский писатель, 1972. -144 с.
51. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М.: Сов. Россия, 1980. - 340 с.
52. Литературный энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1987. — 752 с.
53. Ломтатидзе К.В. Историко-сравнительный анализ абхазского и абазинского языков. Тбилиси, 1977.
54. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Республика, 1991. -532 с.
55. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л.: 1972. 260 с.
56. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1993.
57. Матушевский И. Дьявол в поэзии. М.: 1902. - 294 с.
58. Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея»; 2002. - 516 с.
59. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М.: 1987. Т. I 671 е., М.: 1988. Т. 2.-719 с.
60. Называть вещи своими именами. Программа выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. М.: Прогресс, 1986. - 640 с.
61. Налоев З.М. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968.
62. Налоев З.М. Послевоенная кабардинская поэзия (1945 1956). - Нальчик: Эльбрус, 1970. — 154 с.
63. Образцы изучения лирики. В 2-х частях. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1997. - 604 с.
64. Овчаренко О.А. Русский свободный стих. М.: Советский писатель, 1976. - 206 с.
65. Озеров Л.А. Мастерство и волшебство. — М.: Советский писатель, 1976. 504 с.
66. Проблемы адыгейской литературы и фольклора (выпуск 9). Майкоп «Меоты», - 1995. - 404 с.
67. Проблемы исторического познания. М.: Наука, 1999. - 300 с.
68. Пшибиев И. Эхо времени. Нальчик: Эльбрус, 2000. - 168 с.
69. Пшиготыжев А.З. О кабардинском стихосложении. Нальчик: Эльбрус, 1981.- 144 с.
70. Родионов В.Г. Генезис и эволюция чувашского стиха. М.: 1992. - 36 с.
71. Родионов В.Г. Генезис и эволюция чувашского стиха. М.: 1992.— 236 с.
72. Русское стихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфике русских поэтов. М.: Наука, 1979. - 453 с.
73. Самойлов Д. Книга о русской рифме. М.: Худ. литература. - 1973.
74. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991. -366 с.
75. Сельвинский И. Студия стиха. М., 1962. - 346 с.
76. Сильман Т. Заметки о лирике. Л.: 1977. - 223 с.
77. Стеблин Каменский М.И. Историческая поэтика. - Л.: ЛГУ, 1978. -174 с.
78. Стихотворение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина М.: Флинта, 2002. — 248 с.
79. Тимофеев Л.И. Слово о стихе. М.: Советский писатель, 1982. - 344 с.
80. Тимофеев Л.И. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. -М.: Советская литература, 1964. 523 с.
81. Тимофеев Л.И. Стихи и проза. Теория литературы для начинающего писателя. М.: ГИХЛ, 1935.-206 с. ••
82. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1985. - 205 с.
83. Толгуров З.Х. Информационно эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. - Нальчик: Эльбрус, 1999. - 128 с.
84. Томашевский Б.В. Стих и язык. М., 1959. - Л.
85. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. — Нальчик: Эльбрус, 1996. 256 с.
86. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. - 225 с.
87. Франк C.J1. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 225 с.
88. Хакуашев А.Х. Кабардинское стихосложение. Нальчик: Эльбрус, 1998.-287 с.
89. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск: 1968. -104 с.
90. Харлап М.Г. О стихе М.: Художественная литература. - 1966. - 150 с.
91. Холшевников В.Е. Основы стихотворения. Русское стихосложение. — Л., 1972 .-с.
92. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия.- Л., 1991. 256 с.
93. Цвинарна B.JI. Абхазское стихосложение: Метрика. Ритмика. Композиция. Сухум: Алашара, 1987.-350 с.
94. Чекалов П.К. Абазинское стихосложение: Истоки и становление. — Ставрополь: Изд-во СГУ. — 215 с.
95. Чекалов П.К. Абазинские писатели: Библиографический справочник. -М.: Агент, 1996.-80 с.
96. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 236 с.
97. Шенгели Г. Техника стиха. I960.- 312 с.
98. Щепилова Л.В. Введение в литературоведение. М.: «В.Ш.» - 1968.
99. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. - 552 с.
100. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988.
101. Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. Ред. М.Л. Гас-парова. М.: Прогресс, 1987. 464 е., 12. Л.Ил. - (Языковеды мира).1.
102. Алиева М.А. Некоторые вопросы кумыкского стихосложения // Советская тюркология. 1990. - № 4. - С. 33 - 40.
103. Баталов К. О метрике абазинского стиха // Вопросы абазинской и адыгской филологии. Ставрополь, 1974. - Вып. 2. - С. 36 - 48.
104. Вельская JI.JT. К вопросу о двух концепциях свободного стиха в советском стиховедении // Русская литература. Вып. 6.-Алма-Ата 1976. -С. 90-98.
105. Васюточкин Г.С. О распределении форм четырехстопного ямба в стихотворных текстах // Теория стиха. Л.: Наука, 1940. — С. 125 - 155.
106. Гаспаров М.Л. В поисках «настоящего верлибра» // Литературная учеба.- 1980.-№6-С. 208-211.
107. Гаспаров М.Л. Лингвистика стиха // Славянский стих: стиховедение, лингвистика и поэтика: материалы международной конференции. 19-25 июня 1995 г. М., 1996. - 254 с.
108. Гончаров Б.П., Кожинов В.В., Тимофеев Л.И. О путях развития современного стихотворения // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.: Наука, 1985. - С. 3 - 10.
109. Гулыга А. Пути мифотворчества и пути искусства // Новый мир. 1969.- № 5. С. 19-28.
110. Добренко Е. Соцреализм в поисках «исторического прошлого» // Вопросы литературы. 1997. - № 1 - С. 26 - 56.
111. Жирмунский В.М. О национальных формах ямбического стиха // Теория стиха. Л.: Наука, 1968. - С. 7 - 23.
112. Жовтис А.Л. Границы свободного стиха // Вопросы литературы, 1996. -№5-с. 105- 123.
113. Жовтис А.Л. Свободный стих Фета // Русское и зарубежное языкознание. Вып. 3. Алма-Ата, 1970.
114. Зенкин С. Филологическая иллюзия и ее будущность // Новое литературное обозрение. 2001. - № 47. - С 72 — 77.
115. Илюшин А.А. О метрике силлабо-тонического стиха // Советское славяноведение. 1986. - № 5. - С. 49 - 56.
116. Исакова И.Н. О субъектной организации системы персонажей в лирике // Филологические науки. 2003. - № 1. - С. 27 - 36.
117. Казбекова 3. Пути интеграции и самосохранения национальных культур // Вопросы литературы. 1990. - № 3 - С. 3 - 25.
118. Картов А.С. Пути нового и свободный стих // Стих и время. М.: Наука, 1955.-С. 185-219.
119. Квятковский А.П. Русский свободный стих // Вопросы литературы. -1963.-№ 12.-С. 60-77.
120. Колмогоров А.Н. Пример изучения метра и его ритмических вариантов // Теория стиха. JL: Наука, 1968. - С. 145 - 168.
121. Куашев Б.И. Стихосложения нартского эпоса // Куашев Б.И. Собр. соч. — Нальчик, 1966. Т. 2. - С. 166 - 189.
122. Куашев Б.И. Строение кабардинского стиха // Куашев Б.И. Собр. соч. — Нальчик, 1966. Т.2. - С. 190 - 197. •
123. Кузнецов А.Ю. О достоверности в лирике // Филологические науки. — 1998.-№5-6.-С. 57-63.
124. Монроз Луи. Изучение ренессанса: поэтика и политика культуры // Новое литературное обозрение. — 2000. № 42. — С. 13 - 36.
125. Невзглядова Е. Повод и сюжет в лирическом стихотворении // Вопросы литературы. 1987. - № 5. - С. 125 - 137.
126. Павлова В.И. Исследование стиха методами экспериментальной фонетики // Теория стиха. Л.: Наука, 1968. - С. 211 - 218.
127. Панова Л.Г. Пространство и время в поэтическом языке О. Мандельштама // Известия А Н. Серия литературы и языка. 1996. -№4.-С. 29-41.
128. Панченко A.M. О рифме и декламационных нормах силлабо-тонической поэзии VIII в. // Теория стиха. Л.: Наука, 1968. - С. 280 - 294.
129. Полозова И.В. Онтологические основы метафоры // Философские науки. -2003.-№4. С. 51-69.
130. Поэзия и проза // КЛЭ. М., 1968. - Т.: 5 - С. 929 - 932.
131. Скороспелова Е.Б., Голубков М.М. На рубеже тысячелетий: литература XX века как предмет научного исследования // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2002. - № 2. - С. 7 - 19.
132. Смирницкая О.А. Древнегерманский стих, как архаическая система стихосложения // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1984. - № 3. - С. 14-22.
133. Сыркин А.Я. Объяснение стихотворных размеров // Панчатантра (литературные памятники). М.: Просвещение, 1958. - С. 324 - 339.
134. Тимофеев Л.И. Особенности стихотворного языка. Системы стихосложения // Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 1971. — С. 268 — 349.
135. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов.; О древнем, среднем и новом стихотворении российском // Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М.: Л., 1963. - С. 365 - 450.
136. Уайт Хейден. По поводу «Нового историзма» // Новое литературное обозрение. 2000. - № 42. С. 37 - 46.
137. Чамоков Т.Н. Об адыгейском стихосложении // Адыгейская филология. Ростов - на - Дону, 1970. - Вып. 4. - С. 83 - 96.
138. Шехтман Н.А. Лингво культурные аспекты понимания // Филологические науки. - 2002. - № 23. - С. 50 - 52.
139. Эпштейн М., Юкина Е. Мир и человек // Новый мир. 1981., № 4. -С. 21-32.1.I
140. Ацканов Р.Х. Кредо. Нальчик: Эльбрус, 1983. - 123 с.
141. Балагова Л.Х. Каменная ограда. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 152 с.
142. Бештоков Х.К. Дорога вдоль океана. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 184 с.
143. Бештоков Х.К. Лирика. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 312 с.
144. Бицуев A.M. Избранное: Стихи, баллады, поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1997.-288 с.
145. Канукова З.С. Бусы с неба. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 112 с.
146. Кешоков А.П. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. IV. Стихи и поэмы. -Нальчик: Эльбрус, 1998. 320 с.
147. Кажаров Х.Х. Избранное: Стихотворения и баллады. Нальчик: Эльбрус, 1998.-320 с.
148. Куашев Б.И. Стихотворения и поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1996. - 304 с.
149. Махотлов Н.Ш. Разговариваю с камнем. Нальчик: Эльбрус, 1997. -114 с.
150. Оразаев А.П. Старый холм: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 248 с.
151. Пшуков JI.X. Утренняя заря. Нальчик: Эльбрус, 1991. - 48 с.
152. Пшуков JI.X. Отметина на сердце: Стихи и поэма. — Нальчик: Эльбрус, 1997.-96 с.
153. Тхагазитов З.М.Избранное: В 2 т. Т. 2: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1997. -416с.
154. Тхазеплов Х.М. Звездный караван: Стихи и поэмы. — Нальчик: Эльбрус, 1997.-288 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.