Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Есенкулов, Бектур Аргенович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Есенкулов, Бектур Аргенович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ЕДИНСТВО ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.
§ I. Сущность духовных потребностей личности и принципы их классификации
§ 2. Творческая деятельность человека - проявление его духовных потребностей
ГЛАВА П. ПУТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В
УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА.
§ I. Освоение культуры как процесс распредмечивания духовных ценностей.
§ 2. Возрастание социальной активности трудящихся - важный фактор удовлетворения их духовных потребностей
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Закон перемены труда и всестороннее развитие личности1984 год, кандидат философских наук Гаджиева, Гюльнара Сабир кызы
Формирование духовных потребностей сельской молодежи в условиях развитого социализма (на материале Белорусской ССР)1984 год, кандидат философских наук Галимова, Наталья Петровна
Формирование духовных потребностей студентов на этапе совершенствования развитого социалистического общества1984 год, кандидат философских наук Логин, Василий Николаевич
Диалектика потребностей и интересов в формировании социалистической личности1984 год, кандидат философских наук Эшанходжаев, Ходжимурат Муминович
Удовлетворение потребностей трудящихся как фактор народного благосостояния1985 год, кандидат экономических наук Бакшеев, Сергей Леонидович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма»
Построение в СССР развитого социалистического общества отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей -материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Решения ХХУХ съезда, Пленумов ЦК последнего времени направлены на полную мобилизацию огромного материального и духовного потенциала страны, что способно придать максимальное ускорение всему нашему развитию по пути исторически длительного этапа зрелого социализма, в начале которого мы находимся,
Формирование всесторонне, гармонически развитой личности представляет собой важную цель и непременное условие совершенствования развитого социлизма. Ведущей тенденцией этого диалектического процесса является возрастание социальной, творческой активности социалистического типа личности, возвышение ее духовного потенциала, проявляющегося в освоении ценностей культуры, "Какую область партийной, государственной, хозяйственной работы ни взять, - отмечал К.У.Черненко, - нигде мы не можем успешно двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую сознательность и культуру всех трудящихся. На громадный духовный, творческий потенциал, накопленный поколениями советских людей"^.
Поскольку духовная деятельность личности обусловлена ее духовными потребностями, то их изучение необходимо для эффективности научного управления духовной жизнью всего общества, коммунистического воспитания людей, в особенности подрастающего поколения, на основе принципов марксизма-чяенинизма.
Важность теоретической разработки проблемы духовных потребт 1
А Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984г. -Правда, 26 сентября 1984г. ностей дичности и путей их удовлетворения объясняется и тем, что она является объектом резко обострившейся идеологической борьбы. Антикоммунистические идеологи пытаются доказать, что господство марксистско-ленинского мировоззрения, руководящая роль коммунистической партии в социалистическом обществе якобы ведут к "духовному подавлению" личности, к нивелировке всей духовной жизни. Концепции "общества высокого массового потребления", "всеобщего благоденствия", "качества жизни" и т.п.* служат для обоснования и цропаганды потребительской идеологии и психологии не только в материальной, но и духовной сфере.
Марксизм осуждает и аскетизм как неразумную и неоправданную крайность, искусственно ограничивающую потребности людей, вследствии неверных представлений о высоких идеалах социализма и путей к ним.
Ни потребительская, ни аскетическая модели образа жизни не являются идеалами социалистического общества, зрелая ступень которого характеризуется возрастанием тенденции гармонического единства материального и духовного начал в жизнедеятельности советских людей, вбирающей в себя все богатство полнокровного человеческого бытия, весь спектр подлинно человеческих ценностей.
Формирование, удовлетворение и возвышение духовных потребностей советских людей не является самоцелью общественного производства при социализме, а выступает необходимым условием воспитания всесторонней, гармонически развитой личности. "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь, - подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС.- Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формироват нии наша партия видит одну из важных задач социальной политики .
Данное партийное положение, основанное на принципах марксистско-ленинского учения о сущности человека, служит общетеоретической и методологической базой научной разработки вопросов становления личности качественно нового типа, что во многом зависит от формирования у нее гармоничной структуры материальных и духовных потребностей, культуры потребления.
В последние годы появился ряд серьезных исследований, в которых освещаются общефилософские и методологические проблемы духовных потребностей /В.Г.Афанасьев, Л.П.Буева, И.В.Бестужев-Лада, Р.В.Гребенников, Г.Г.Дилигенский, Ю.Я. Звирбулис,
A.Г.Здравосмыслов, Д.А.Кикнадзе, Е.Г.Куделин, Н.Н.Михайлов,
B.И.Тарасенко, М.В.Тараткевич, И.М.Чудинова и др./ . т
Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981, с.63. ^ Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом.- М.: Политиздат, 1977; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.-М.:Мысль,1978; Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей.-В кн.: Прогнозирование в социологических исследованиях.-М.:Мысль,1978; Гребенников Р.В.Потребности личности: программно-целевой подход. -Минск: Беларусь,1978; Дилигенский Г.Г.Проблемы теории человеческих потребностей.-Вопросы философии,1976,№9; 1977,№ 2; его же, Исследование человеческих потребностей.-В кн.:Будущее науки.-М.: Знание,1978; его же, Кризис капитализма и проблема потребностей.-Вопросы философии,1982,№ 2; Звирбулис Ю.Я. Взаимосвязь материальных и духовных потребностей личности, В сб.:Проблемы формирования целостной личности.-Рига: Зинатне,1976; Здравосмыслов А.Г.Жизненные потребности трудящихся и их удовлетворение в условиях развитого социализма.-М.:3нание,1977; Кикнадзе Д.А.Потребиости.Поведение. Воспитание.-М.:Мысль,1968; Куделин Е.Г.Диалектика производства и потребностей.-М. .'Политиздат, 1977;Михайлов Н.Н.О потребностях человека, их возвышении и формировании.-М,:3нание,1981; его же, Социализм и разумные потребности личности.-М.Политиздат,1982? Тарасенко В.И. Социальные потребности личности формирование,удовлетворение, развитие.-Киев:Наукова думка,1982;Тараткевич М.В. Человек. Среда.Потребности :Диалектика формирования разумных потребностей. -М.:Беларусь,1980;Чудинова И.М.Развитие потребностей личности в условиях социализма:Автореф.дис.,докт.филос.наук.М.,1977,и др.
Кроме того исследуются закономерности формирования, определяется роль в развитии личности отдельных видов духовных потребт ностей, нацример, нравственных, эстетических . Анализируются конкретно-исторический характер духовных потребностей различных общественных классов социализма, влияние производительных сил и цроизводетвенных отношений, социальной деятельности на формирование, развитие духовных потребностей советских рабочих и р крестьян . Разрабатываются теоретические проблемы духовных 3 потребностей в системе социалистического образа жизни . Рассматриваются развитие духовных потребностей социалистического общества^, место духовных потребностей в процессе становления личност
Джидарьян И.А. Эстетическая потребность#-М.:Наука,Х97б; Кругов Н.Н, Мораль в действии /о закономерностях влияния морали на поведение личности/.44.: Политиздат, 1977; Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности /на материале музыкального восприятия/.- М, : Наука, 1979, и др. о
Бандурин А.П. Возрастание регулятивной роли духовных потребностей рабочего класса в условиях развитого социализма: Автореф. дис. .канд.филос.наук. Ростов-на-Дону,1979; Злотников Р.А. Духовные потребности советского рабочего.-Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975; Карыпкулов А.К. Рост культурных потребностей советских крестьян: Автореф.дис. канд.филос. наук, Фрунзе,1969, и др. о Атаева A.M. Социалистический образ жизни и развитие духовных потребностей.- Ташкент: Узбекистан, 1983; Зацепин В.И. Социалистический образ жизни и духовное развитие личности. - М.: Знание, 1977; Шоненбург А. Социалистический образ жизни и формирование духовных потребностей личности: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1976, и др. Пчелов Б.А. Духовные потребности и закономерности их удовлетворения в условиях перехода к коммунизму: Автореф.дис. канд.филос.наук.Л.,1971; Рябов В.Ф. Наш духовный мир.-Л.:Лен-издат,1974, и др. ти социалистического типа*. Изучается взаимосвязь духовных потр ребностей и деятельности личности .
Отмечая достижения в изучении проблемы духовных потребностей личности, следует обратить внимание на то, что такие ее аспекты, как единство духовных потребностей и творческой деятельности, механизм их формирования, цути удовлетворения через освоение культуры и повышение социальной активности трудящихся, рассмотрены пока недостаточно. Нуждается в дальнейшем уточнении и конкретном анализе содержание понятий "духовные потребности личности" и "удовлетворение духовных потребностей".
Теоретическая и практическая значимость указанных аспектов этой важной проблемы обусловила выбор темы, продуктивное раскрытие которой побудило обратиться и к литературе,
3 4 посвященной философским проблемам личности , идеального , Вюст О.Я. Взаимосвязь социальной активности и духовных потребностей личности: Автореф. дис. канд.филос.наук. М.,1980; Меренков А,В. Диалектика формирования духовных потребностей и интересов личности при социализме: Автореф.дисс.канд.филос. наук. Свердловск,1975; Семенова Л.И. Духовные потребности и их место в процессе становления личности коммунистического общества: Автореф.дис.канд.филос.наук. Волгоград, 1972, и др. 2
Барсук В.Л. Культурная потребность и культурная деятельность. - В кн.: Культурная деятельность. Опыт социологического исследования.- М.: Наука, 1981, с.42-67; Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности. - Философские науки, 1976, № I, с.9-16, и др. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978; Смирнов Г.Л. Советский человек. Изд.третье. дополн.-М.Политиздат, 1980; Фролов И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки цроблемы, дискуссии, обобщения.- М.: Политиздат, 1979, и др. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в общест-ве.-М.: Политиздат, 1977; Дубровский Д.И. Проблема идеального.-М.,Мысль,1983; Ильенков Э.В» Проблема идеального.- Вопросы философии, 1979, -№ 6, № 7, и др.
- 8
I 2 Ч культуры , отражения и творчества , социальной активности , ду
4 ^ ^ ховного производства , духовной жизни и общественного сознания .
Основная цель диссертации заключается в том, чтобы показать механизм формирования и возвышения разумных духовных потребностей, их важную роль в становлении всесторонне, гармонически развитой личности как самоцели коммунистической общественно-экономической формации.
Цель определяет и задачи работы:
- рассмотреть структуру духовных потребностей личности;
- показать относительную самостоятельность развития духовных потребностей и механизм их формирования через включение в творческую деятельность:
1 Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь.-М.: Политиздат,1984; Иовчук М.Т.,Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы.-М.:Политиздат, 1979; Межуев В.М. Культура и история.-М.Политиздат,
1977, и др. о л Библер B.C. Мышление как творчество,-М»: Политиздат,1975; Да-вьщова Г.А. Творчество и диалектика.45.:Наука,1976; Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание.-М.Политиздат,1979, и др. о
Арефьева Г.С. Социальная активность /проблема субъекта и объекта в социальной црактике и познании /М.: Политиздат,1974; Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих.-М.Политиздат, 1979; Мордкович В,Г. Социальная активность личности.-В кн.: Социализм и личность.- М.: Мысль, 1979, с.152-171, и др. Толстых В.И. Духовное производство как проблема исторического материализма.- Вопросы философии, 1978, № 2; Сиземская И.Н. Диалектика материального и духовного производства.- М.: Знание, 1978, и др. 5
Алтмышбаев А.А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа.- Фрунзе: Илим, 1980; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания.- М.: Прогресс, 1982; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М.: Мысль, 1980, и др.
- используя статистические данные, результаты конкретно-социологических исследований, выявить специфические особенности проявления духовных потребностей и путей их удовлетворения в процессе ценностно-практического освоения действительности личностью;
- раскрыть несостоятельность концепций буржуазных исследователей, рассматривающих данную проблему /Фрейд, Маслоу, Марку-зе, Сартр и др./.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем духовные потребности личности зрелого социализма рассмотрены как активные состояния ее сознания, направленные на освоение ценностей общества и созидание не только духовных, но и материальных благ; раскрыты роль и место духовных потребностей советских людей в их жизнедеятельности; показано, что целенаправленное формирование гармоничной структуры духовных потребностей во многом определяется активным участием личности в общественно значимых видах деятельности; в органичном единстве рассмотрены пути удовлетворения духовных потребностей человека, которые связаны с его общественным воспроизводством во всем богатстве социальных связей и отношений, развитием творческих сил и способностей.
Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения:
- на этапе развитого социализма актуализируется значение духовных потребностей, динамичное развитие которых возвышает людей над определенным уровнем простого воспроизводства их жизни, способствуя все более богатому и глубокому становлению человеческой индивидуальности;
- возвышение самих духовных потребностей личности связано с относительной самостоятельностью ее сознания, которое обогащается в процессе социально значимой творческой деятельности, что
- 10 и является важнейшим механизмом формирования развитой структуры духовных потребностей;
- если для капиталистической общественно-экономической формации все более острыми становятся различные виды духовного отчуждения, резкое разделение людей, производящих и потребляющих духовные ценности, то для развитого социализма характерно в массовом масштабе проявление гармонического сочетания закономерностей активного освоения и созидания культуры.
Практическая значимость. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы цри изучении соответствующих тем курса исторического материализма, научного коммунизма, а также при составлении планов социального развития производственных коллективов.
На основе результатов социологических исследований, проведенных автором на четырех промышленных предприятиях Киргизии в 1980-1982 годах, разработаны научно обоснованные рекомендации, которые используются администрацией, общественными организациями этих предприятий в практической работе по совершенствованию организационной структуры коллективов, управлению процессом развития духовных потребностей личности и совершенствования путей их удовлетворения.
Материалы и теоретические положения исследования использовались в течение 1980-1983 годов при чтении лекций аспирантам и соискателям кафедры философии АН Киргизской ССР на тему: "Ленинское учение о культуре и всестороннее развитие личности".
Методологической основой и теоретическими источниками исследования являются произведения основоположников марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС, Программа КПСС, Конституция СССР, важнейшие документы Коммунистической партии и Советского правительства, выступления Генерального секретаря ЦК КПСС К.У.Черненко по вопросам идеологической работы.
- II
Диссертант в своем исследовании опирался на труды советских обществоведов, зарубежных философов-марксистов, использовал данные периодической печати.
Апробация работы. По теме диссертации опубликовано семь научных статей общим объемом около 3 п.л. Результаты исследования доложены автором на всесоюзных научно-теоретических конференциях: "Актуальные вопросы социалистической культуры". Навстречу ХХУ1 съезду КПСС" /Ташкент, ноябрь 1980г./; "Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа" /Фрунзе, сентябрь 1981г./, на республиканских конференциях молодых ученых, посвященных 60-летию образования СССР /Фрунзе, январь 1983г./ и 60-летию образования Киргизской ССР и Коммунистической партии Киргизии /Фрунзе, октябрь 1984г./.
Диссертация обсуждена на объединенном заседании сектора исторического материализма и кафедры философии Института философии и права АН Киргизской ССР.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Реализация принципа дифференцированного подхода в деятельности клубных учреждений по удовлетворению и развитию культурных потребностей тружеников села1984 год, кандидат педагогических наук Петров, Игорь Федорович
Социальная сущность и специфика формирования отношения к труду как к потребности1983 год, кандидат философских наук Алиев, Сейран Аскерович
Художественный конфликт и нравственные искания героя в современной киргизской драматургии (1960-1970-е годы)1984 год, кандидат филологических наук Байгазиев, Советбек Орозканович
Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера1984 год, кандидат философских наук Бастрова, Анна Натановна
Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ)1984 год, кандидат философских наук Сыромятникова, Лариса Михайловна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Есенкулов, Бектур Аргенович
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:
1. Особая значимость возрастания социальной активности личности объясняется тем, что ее интеллектуальное и нравственное развитие становятся все более важными условиями социалистического культурного прогресса, необходимыми факторами развития общественного производства, что означает, прежде всего, производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, перестройка которых в условиях развитого социализма завершается на внутренне присущих ему коллективистских началах.
2. Духовное удовлетворение в процессе и результате общественно значимых видов деятельности приобретает на современном этапе существенное значение, поскольку формирование и воспитание всесторонне и гармонично развитой личности не может быть решено без развития и реализации ее творческого потенциала. Поэтому механизм формирования разумной структуры духовных потребностей личности представляет собой диалектический процесс активного распредмечивания человеком ценностей культуры и сознательного участия в общественно значимых видах деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Есенкулов, Бектур Аргенович, 1984 год
1. Ю.ЧЕРНЕНКО К.У. По-ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984г. - М.: Политиздат, 1984. - 16 с.
2. И.БОГОЛЮБОВА Е.В. Культура и общество (вопросы истории и теории), М.: Изд-во МГУ, 1978. - 232 с. - 132 -
3. НО.СЕМЕНОВ Н.Н. Наука и общество.-М.: Наука, 1973.- 479 с.
4. III.СЕРЖАНТОВ В.Ф., ГРЕЧАНЫЙ В.В. Человек как предмет философ ского и естественнонаучного познания.- Л. : Изд-во ЛГУ, 1980.- 216 с. 4.112.СИЗЕМСКАЯ И.Н. Человек и труд; условия гармонии и развития.-М.: Политиздат, I98I . - 126 с.
5. ИЗ.СМИРНОВ Г.Л. Советский человек. Изд. третье, дополн.-М.: Политиздат, 1980.- 461 с. 4.114.СМИРНОВ В.А. Социальная активность советских рабочих. М.: Политиздат, 1979.- 207 с.
6. II5.СНЕГИРЕВА Т.И. Духовная культура развитого социалистического общества.- М,: Наука, I98 I , - 149 с.
7. I22.TAPACEHK0 А.А. Общественные интересы и личность,- Минск: Наука и техника, 1980.- 151 с,
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.