Духовные основы монастырской культуры средневековой Болгарии: IX-XIV вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Кучмаева, Юлия Григорьевна

  • Кучмаева, Юлия Григорьевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 198
Кучмаева, Юлия Григорьевна. Духовные основы монастырской культуры средневековой Болгарии: IX-XIV вв.: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2003. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Кучмаева, Юлия Григорьевна

Введение.

Глава I. Ранние этапы развития монастырской культуры средневековой Болгарии (IX-XII вв.)

1.1. Монастырская культура: понятие и феномен.

1.2. Св. Иоанн Рильский и его «Завет» как духовное основание монастырской культуры Болгарии.

1.3. Святые последователи Рильского подвижника в годы византийского владычества.

Глава II. Духовно-культурная многомерность средневековых монастырей Болгарии (XIII-XIV вв.)

2.1. Типология средневековых болгарских монастырей.

Великая Лавра.

2.2. Традиции исихазма в монастырях Болгарии.

Свв. Феодосий и Евфимий Тырновские.

2.3. Консолидирующая функция монастырей в годы османского ига

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные основы монастырской культуры средневековой Болгарии: IX-XIV вв.»

Актуальность темы исследования. В современном глобализирующемся мире под предлогом экономической интеграции и политического объединения все чаще осуществляется недопустимая нивелировка многовековых культурных традиций многих народов, навязывание им универсальных и зачастую не имеющих культурных корней поведенческих моделей и образа жизни, а также концепций, обосновывающих такую социокультурную инверсию. Каждый отдельный гражданин, подвергаясь активному воздействию средств массовой информации — электронных, печатных, сетевых — оказывается изолированным от живительного, оздоравливающего воздействия родной культуры, не осознавая всей опасности такого насильственного удаления от истоков. Разрыв преемственной связи, девальвация национальных ценностей — для каждого народа своих (будь то древние легенды, песни, церковная живопись или литература) — ведет не только к духовному, но и физическому вырождению нации.

В эпоху интенсивных культурных изменений, углубляющих нестабильность во всех сферах жизни, возникает острая потребность обратить пристальное внимание на те ценности культуры, которые в течение столетий выполняли важную объединительную, синтезирующую функцию в жизни общества.

Особое место в культурном наследии прошлого принадлежит православным монастырям, расположенным в славянских странах, в частности в Болгарии. В течение многих веков испытывая на себе инонациональное давление, болгарский народ неизменно искал моральной опоры и поддержки у своих праведников, проводивших жизнь в уединенных обителях, где складывалась основа его самосознания и духовной культуры.

Средневековая монастырская культура Болгарии представляет собой многогранное и многоплановое явление. Ее изучение в современной социокультурной ситуации, отмеченной глубоким кризисом ценностных оснований, агрессивным вторжением чуждых духовно-культурных компонентов, представляется весьма актуальным, требует широких философских и культурологических обобщений.

Степень научной разработанности темы. Уже в первой половине и особенно в конце XIX века начинается активное изучение рукописей, археологических данных, архитектурных и живописных памятников средневековой Болгарии. Феномен монастырской культуры рассматривается в этих исследованиях неоднократно, но чаще в контексте строго историческом, литературоведческом, религиоведческом или искусствоведческом.

Первый монументальный, целостный труд по истории Болгарии, не утративший со временем своей значимости, принадлежит чешскому ученому К. Иречеку1. Но конкретно вопросов монастырской культуры автор касается лишь вскользь, упоминая несколькими словами деятелей литературных школ при князьях Борисе и Симеоне. Иоанну Рильскому посвящен один небольшой абзац, где он представлен как пассивный наблюдатель, бежавший в пустынные земли от мирской суеты. Совсем не упоминается подвиг св. Иоанна, связанный с социальным служением, постоянное общение в последние годы жизни святого с народом с целью помочь ему, укрепив и просветив, уберечь от ересей. Богомилам же — еретикам и отступникам, автор посвящает множество тщательно проанализированного материала. Более подробно описан вклад Феодосия и Евфимия Тырновских в развитие литературы Болгарии, но, опять же, роль монастырской культуры как целого в средневековой Болгарии подробно не освещается.

В начале XX века история болгарского средневековья наиболее полно и подробно рассматривалась В.Н. Златарским. Наряду с ним нельзя не

1 Иречек К. История на българите. София, 1999. упомянуть таких видных ученых, как Й. Иванов, П. Мутафчиев, Е. Спро-странов, Д. Дечев, посвятивших ряд трудов истории и культуре средневековой Болгарии, в том числе вопросам монастырской культуры.

Хотелось бы отметить особую значимость трудов историка-слависта И. Дуйчева, касающихся не только истории и политики средневековой Болгарии, но и ее культуры, религиозной жизни, святых. В его многочисленных работах о Рильском монастыре, кроме глубокого внимания к источникам, строгого следования историческим фактам и постоянного поиска истины, чувствуется личностное отношение к покровителю болгарского народа св. Иоанну Рильскому2.

В трудах болгарских ученых, работавших в середине XX века и в наши дни, интерес к монастырской культуре заметно возрос. На основе новых археологических данных появляются свежие факты и теоретические разработки в области истории, литературы, духовной жизни средневековой Болгарии. Большую ценность здесь представляют исследования Б. Анге-лова, Д. Ангелова, П. Ангелова, Й. Андреева, И. Богданова, И. Божилова, А. Бончева, С. Ваклинова, В. Велиновой, И. Гошева, В. Гюзелева, Н. Дылевского, П. Динекова, Д. Кенанова, К. Куева, М. Коевой, Н. Кочева, Р. Начевой, Д. Петкановой, К. Попконстантинова, А. Попова, X. Темел-ского, Т. Тотева, X. Трендафилова, А. Ханджийского, X. Христова и др.

Исследователи в области искусства посвятили многие свои работы неотъемлемой части монастырской культуры — архитектуре, настенным росписям, иконе и графике. В данной области заслуживают внимания исследования таких авторов, как Э. Бакалова, А. Божков, С. Бояджиев, А. Василиев, В. Захариев, К. Крыстев, Н. Мавродинов, JL Мавродинова, К. Миятев, К. Паскалева, Л. Прашков, Н. Тулешков, Б. Филов и др.

2 Дуйчев И. Из старата българска книжнина. София, 1944; его же - Българско средновековие. София, 1972; его же - Проучвания върху средновековната българска история и култура. София, 1981; его же -Пътеки от утрото. Очерци за средновековната българска култура. София, 1985; его же - Рилският светец и неговата обител. София, 1990 и др.

Для данной работы представляет интерес статья Р. Малчева о фольклорном культе святого Николая, епископа Мир Ликийских. В своем труде исследователь особое внимание уделяет таким значимым понятиям, как "монастырская культура", "культурная территория монастыря", "религиозная общность"3.

Хотелось бы также выделить масштабный труд архимандрита Панта-леимона Д. Пулоса, посвященный созданию "обширной биографии" св. Иоанна Рильского на основе подробно проанализированных житийных текстов и других источников, где специальное место уделено созданному святым Иоанном монастырю4.

Ряд обзорных трудов по болгарским монастырям, включающим в себя их историю, культуру и искусство, полезных и доступных даже неискушенному читателю, составил Г. Чаврыков5.

Среди русских авторов, занимавшихся историей и искусством средневековой Болгарии, исследованием монастырских рукописей, житий, начиная с конца XIX века и до наших дней, важно отметить В.Г. Брюсову, А. Грабара, В.И. Григоровича, Н.С. Державина, А.К. Дмитриева, Г.А. Ильинского, Н.П. Кондакова, М.А. Оболенского, Н.Р. Овсяного, A.JI. Погодина, Порфирия (Успенского), К. Радченко, П.А. Сырку, М.Н. Тихомирова, Ф.И. Успенского, И.С. Ястребова, А.И. Яцимирского и других ученых, внесших серьезный вклад в изучение истории и культуры болгарского средневековья, но в своих трудах уделивших внимание лишь отдельным составляющим целостной картины духовной жизни монастырей Болгарии IX-XIV вв. Особого внимания заслуживают труды известных болгаристов И.И. Калиганова и Д.И. Полывянного (не только их фундаментальные исследования, но и

3 Малчев P.P. Фолклорният местен култ към Свети Никола на нос Калиакра // Медиевистични ракурси. Общество за изучаване на славянската старина. София, 1993.

4 Архимандрит Панталеимон Д. Пулос. Св. Иван Рилски. Вечен небесен покровител на българския народ. София, 1992.

5 Чаврыков Г. Болгарские монастыри. София, 1974; его же - Български манастири. София, 2000 и др. антология переведенных ими текстов средневековых болгарских памятников "Родник златоструйный").

Уникально и осуществляемое издание трехтомной "Истории культур славянских народов" (том первый опубликован в 2003 г. в Москве силами ученых Государственной академии славянской культуры). Здесь, в связи с темой диссертации, необходимо отметить главу филолога Е.М. Верещагина, посвященную деятельности равноапостольных Кирилла и Мефодия, и работу И.И. Калиганова, посвященную культуре средневековой Болгарии.

Радует, что в последние годы и в России, и в Болгарии вышло в свет множество новых книг о монастырях и святынях славянского мира, но такое явление, как монастырская культура средневековой Болгарии, его значимость для национального самосознания болгар, мало исследовано. Раскрывая историю создания древних обителей, анализируя особенности росписей, авторы оставляют в стороне вопросы сравнительно-культурного анализа монастырской жизни, особенности развития внутренней духовной культуры в монастырях, отношение насельников к сложившимся монастырским традициям и т.д.

Источниковедческая база исследования. В данной работе в качестве основных источников использованы жития святых — личностей, деяния и подвиги которых стали судьбоносными в духовном, историческом и культурном развитии средневековой Болгарии в целом и, конкретно, в формировании ее монастырской культуры. Автором изучены жития свв. Кирилла и Мефодия, св. Климента Охридского, св. преп. Наума Охридского, св. преп. Иоанна Рильского, св. преп. Петки Болгарской, св. преп. Гавриила Лесновского, св. преп. Прохора Пчинского, св. преп. Иоакима Осоговского, св. Иллариона, епископа Мыгленского, св. Иоакима I, патриарха Тырновского, св. преп. Феодосия Тырновского, св. Евфимия, патриарха Тырновского, св. преп. Романа Тырновского и других.

Ценными источниками, дающими возможность ощутить духовный уровень людей, силами которых закладывался фундамент построения самобытной культуры болгарских монастырей, являются произведения таких средневековых авторов, как Константин Преславский, Черноризец Храбр, Иоанн Экзарх, Козьма Пресвитер, патриарх Каллист Константинопольский, Георгий Скилица, Владислав Грамматик, Димитрий Кантакузин. Значительный интерес представляют также произведения других известных и анонимных авторов средневековья.

Представляется важным выделить среди источников "Завет св. Иоанна Рильского"6, дающий представление об особенностях монашеского делания в Болгарии X века. Нельзя не упомянуть древний письменный законодательный славянский памятник "Закон судный людем", созданный после крещения Болгарии, во время царствования князя Бориса I, Ватопедскую грамоту Ивана Асена И, Виргинскую грамоту царя Константина Асена, Рильскую грамоту царя Ивана Шишмана и другие исторические источники.

Большую ценность представляют также неопубликованные или мало известные архивные материалы, хранящиеся в Российском государственном архиве древнейших актов (РГАДА), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Центральном историческом архиве Москвы и Московской области (ЦИАМ), отделах рукописей 7

Российской государственной библиотеки (РГБ) .

Целью исследования является целостный, концептуальный анализ особенностей средневековой монастырской культуры Болгарии IX-XIV вв. в единстве ее ценностно-ориентирующей, объединительной, эстетической и духовно-компенсаторной функций.

6 Текст "Завета" представлен с комментариями в следующих изданиях: Архим. Серафим. Свети Иван Рилски и значението му за българския народ. София, 1992; Свети Иоан Рилски и неговият завет. Пловдив, 1996; Велинова В. Заветьт на св. Иван Рилски. Из архивното наследство на И. Дуйчев. София, 2000; Житие, чудеса и акатист на преподобния наш отец Иван Рилски, Чудотворец. Света гора Атон, 2002 и др.

7 Например, исследованы следующие единицы хранения ГАРФ: ф. 1750, on. 1, ед. хр. 3,32,44,64, 72,79; ф.730, on. 1, ед. хр. 529,964, 965; РГАДА: ф. 395, ед. хр. 27,28,29,30, 504 и документы других архивов.

Достижение поставленной цели предполагает разрешение следующих исследовательских задач:

- рассмотрение социально-культурных и духовных предпосылок развития средневековой монастырской культуры Болгарии;

- уточнение понятий "монастырская культура", "культурная территория монастыря", "культурологическая типология монастырей";

- анализ особой роли деятельности Иоанна Рильского, Феодосия и Евфимия Тырновских как духовного основания монастырской культуры Болгарии;

- раскрытие содержания, основных функций и стабилизирующих компонентов монастырской культуры Болгарии эпохи средневековья;

- определение путей интериоризации духовных ценностей средневековой культуры Болгарии, особенно в периоды иноземных владычеств.

Объект исследования: монастырская культура средневековой Болгарии, рассмотренная в ракурсе ее ценностных доминант и объединительных интенций.

Предмет исследования: культурная многомерность и духовные основы средневековых монастырских комплексов IX-XIV вв. с их консолидирующей социальной ориентацией и особой значимостью духовных авторитетов.

Методология исследования определяется спецификой объекта исследования, его целью и совокупностью поставленных задач. В качестве методологической основы принимается принцип системности, поскольку явление рассматривалось как целостная система, состоящая из суммы элементов, связанных между собой функциональной зависимостью. Данный аспект анализа предполагает сочетание частных методологий социальной и культурной антропологии, исторической науки, философии, религиоведения, психологии, филологии, искусствоведения. Особенности * исследования определили конкретные методы анализа: сравнительно-культурный, предполагающий поиск общего и особенного в единицах анализа; контекстный анализ источников; дескриптивный метод, без которого невозможно представить взаимосвязь носителей монастырской культуры и общества; историко-функциональный метод, метод исторической реконструкции, историко-логический метод, имеющий целью выявление генезиса, основных историко-культурных факторов развития монастырской культуры средневековой Болгарии.

При разработке отдельных аспектов темы мы опирались на труды отечественных культурологов, философов, историков, филологов, психологов Г.С. Батищева, В.В. Бычкова, Е.М. Верещагина, М.Н. Громова, И.И. Калиганова, Е.В. Кузнецовой, И.К. Кучмаевой, Г.П. Мельникова, |А.С. Панарина|, В.Н. Расторгуева, JI.A. Сугай, А.В. Сухарева, В.И. Шамшурина, А.В. Шестопала и других.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. IX-XIV вв. в истории Болгарии связаны с формированием монастырской культуры как феномена, с одной стороны, обладающего специализированными сферами проявления (богословская мысль, гомилии, иконография, гимнография и т.д.), с другой — не являющего просто человеческое творчество, которое всегда ищет конкретной завершенной формы. В этом, втором, главном смысле, монастырская культура суть выход на такой уровень не только творческой, но духовной завершенности, который, как следует из суждений святых, не нуждается в конкретном воплощении, когда познание истинного Творца, подлинного Света преодолевает трагизм мира. То есть, суммируя позиции носителей монастырской культуры, речь идет о таком высочайшем уровне духовности, который не искажается творческим воображением человека и выводит в сферу Боговидения.

2. Не удивительно поэтому, что средневековая Болгария интуитивно и осознанно выбирала духовное наследие Иоанна Рильского как выход на путь, созвучный национальным представлениям о духовном развитии личности, являющейся единосущной частью всего человеческого рода.

Великий Рильский старец ориентировал притекавших к нему людей на устремленность к вечному вместо поиска временного, суетного. Созидая на таких основаниях свой монастырь, он одним из первых болгарских подвижников открыл возможный образ идеальной киновии, благодаря чему не нарушалась целостность мироощущения, а также ключевых понятий о сущности духовной жизни, которые в рамках сциентистской парадигмы с необходимостью разводятся, переосмысляются или даже противопоставляются (представления о культуре, духовности, нравственности и т.п.).

3. Совершенное выражение духа монастырской культуры средневековой Болгарии состояло в том, что, закладывая духовные основы будущей жизни силой носителей этой культуры, люди не выходили за пределы нравственных, культурных норм в отношении к иноземцам. Так, противостояние насаждению византийского духовного владычества в Болгарии сочеталось с пониманием сущности великой византийской культуры. А после свержения византийского диктата в XIII-XIV вв. именно представители так называемой "греческой партии" Феодосий и Евфимий Тырновские, отстаивая значимость вселенских христианских ценностей, были наиболее последовательными выразителями национальных интересов Болгарии.

4. При рассмотрении вопроса о типологии средневековых болгарских монастырей обращает на себя внимание тот факт, что избранных святых, которым посвящались обители, не так много (монастыри Свято-Троицкие, Никольские, Михайлоархангельские и т.д.). В посвящении монастыря тому или иному святому выражено православное призвание болгарского народа, обозначена ориентация на те символы, которые пустили корни в глубинах народного сознания. Сама эта посвященность, становясь вековой традицией, обращалась в одну из духовных основ монастырской культуры.

5. Многие средневековые монастыри Болгарии были школами богословской мысли, центрами укрепления православного христианства, школами церковных художеств. Не имея возможности подробно рассмотреть девятнадцать заявленных оснований типологизации монастырей, в качестве примера диссертантом выделены два — монастыри царские, развивающиеся по особой программе, и монастыри исихастского направления, поскольку именно идеологи этого направления были носителями монастырской культуры в ее глубинном смысле. Наиболее характерными чертами жизни и деятельности носителей данной культуры были христо-центризм и сотериологичность их деятельности.

Научная новизна исследования:

- впервые в историко-культурологическом исследовании поставлен вопрос о духовных основах монастырской культуры средневековой Болгарии, определены общие черты и особенности ее проявления на различных исторических этапах;

- выявлен и обоснован круг понятий, позволяющий наиболее полно и адекватно охарактеризовать феномен монастырской культуры;

- впервые развитие монастырской культуры рассматривается как противоречивый, сложный и в то же время системный, целостный процесс, динамика которого определялась особенностями исторической ситуации и духовным уровнем уникальных личностей — носителей монастырской культуры;

- впервые предложен целый ряд оснований для типологизации средневековых болгарских монастырей;

- консолидирующая функция монастырей Болгарии в годы османского ига рассмотрена в целой системе взаимосвязей, определяемых территориально-локальными моментами, способностью монастыря выступить в качестве культурно-просветительского центра для конкретных болгарских земель, готовностью обратить монастырь в оборонительную крепость, сакральной посвященностью монастыря и т.д.;

- в научный оборот введены ранее не использованные или мало использованные источники: документы РГАДА, ГАРФ, ЦИАМ, отдела рукописей РГБ, жития святых и др.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования позволяют включить в систему современного научного знания новый теоретический, информационный, переводной материал как некоторую основу для создания объективного представления о духовных основах монастырской культуры средневековой Болгарии.

Анализ историко-культурологических, философских проблем, предложенный автором диссертации может быть использован в вузовских учебных курсах и спецкурсах, при подготовке учебно-методической литературы по культурологии и истории Болгарии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры.

Основные положения диссертации были представлены автором в форме докладов на Международной конференции "Русско-Турецкая Освободительная война (1877-1878 гг.) и восстановление болгарской государственности. Исторические последствия и оценки" (София, 2003); на внутривузовской конференции "Агиологическое древо русской культуры" (Москва, 2000); в выступлениях на открытиях выставок "Средневековые монастыри Болгарии" (София, 2001); "Святыни Болгарии" (София, 2003).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных рукописных и опубликованных источников, а также исследовательской и справочной литературы, содержащего более 130 наименований, и трех приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кучмаева, Юлия Григорьевна

Выводы ко второй главе

1. Свержение византийского владычества послужило побудительным импульсом к возникновению монастырей не только возле столицы и ряда традиционно сложившихся мест, но по всей Болгарской земле. Крепкое и прочное строительство монастырских комплексов соответствовало характерным чертам болгарской народной религиозности. Разнообразие монастырей в этот период времени было так велико, что позволяет говорить об их типологическом членении.

2. Развитие монастырской культуры Болгарии в XIII-XIV веках это духовный процесс, имеющий несколько вершин, соотносимых с именами великих подвижников, таких, как свв. Феодосий и Евфимий Тырновские. Будучи последовательными сторонниками исихазма, они в то же время ярко выразили свое христианское призвание служения миру. Реализация этого учительного призвания нашла отражение в высокой культуре устных проповедей, в литературных трудах, в глубоких полемических речах, обличающих ереси. Прижизненное почитание святых со временем стало оцерковленным народным признанием. Без анализа и учета итогов развития монастырской культуры Болгарии вряд ли можно понять, как в условиях, когда великое христианское государство стало эфемерным, а Болгарская Православная Церковь практически прекратила существование в качестве социального института, народ сумел сохранить свою идентичность! При очевидной государственной децентрализации консолидирующую функцию играли расположенные повсюду средневековые монастырские комплексы, где в течение всего периода рабства звучали проповеди, наполненные достойным духовным и культурным содержанием, стремлением закрепить в сознании людей негативное отношение к иноконфессиональному диктату. Поиск защитного и наступательного духовного маневра переходит в эти годы из столицы в целый ряд духовно крепких регионов-обителей, где обозначаются основные ветви культурного развития страны и основные направления противостояния османам.

Заключение

Резюмируя сказанное выше, можно сделать следующие выводы общего характера. В диссертации предпринята попытка анализа лишь части, но самой главной части монастырской культуры средневековой Болгарии, которая выражена в ее духовных основаниях. Ибо святым и их ученикам, творившим эту культуру, важнее всего было донести до сознания людей представление о жизни духовного мира в ее единстве, о том, что каждое духовное явление оставляет свой неизгладимый след в этом бытии. Поэтому уровень развитости монастырской культуры в значительной мере определяется способностью приближения к такому ведению. В том случае, если духовные основы монастырской культуры были достаточно высоки, эта культура становилась мерилом человеческой жизни.

Те святые люди, чья деятельность формировала определенные этапы развития монастырской культуры, всегда были устремлены к поиску идеала в любом деле, за которое они брались. И находили его образ, показывая истинный духовный путь к нему через созидающую и спасающую силу любви. Даже их противодействие соблазну людей легкомысленным еретическим словом осуществлялось как открытие еретику пути к самому себе, должному (вспомним беседу-увещание св. Феодосия Тырновского с Феодоритом).

Редкая способность сочетать подвиг безмолвия и подвиг учительства, что так ярко проявилось в жизни св. Григория Синаита, Григория Паламы, Иоанна Рильского, Феодосия и Евфимия Тырновских, давала удивительные плоды в саду монастырской культуры. Не будь этих плодов, т.е. целой плеяды духовно развитых, высоко образованных учеников-проповедников, Болгарию в годы рабства ожидала бы судьба вытеснения древнего народа в резервации или массовое омусульманивание.

Характерно, что и в случае с освобождением от византийского владычества, и в случае победы над османами противостояние народа развертывалось в опоре на территории монастырей для подготовки общенародного восстания. А венцом победы всегда было строительство мемориального памятного монастыря.

Притягательность и сила монастырской культуры Болгарии, вызревшей с IX по XIV вв., была столь велика, что даже разрушение монастырей в годы османского ига, как правило, не становилось итогом их бытия — они возрождались монахами и мирянами. Более того, именно в условиях турецкого рабства, несмотря на систематические угрозы, грабежи и поджоги обителей, возрождались уникальные монастырские комплексы, которые являлись не только духовными, но и культурно-просветительскими центрами.

Высокие эстетические характеристики монастырской культуры болгарского средневековья уживаются с аскетическим подвигом монахов и даже подготовкой вооруженного восстания против османов на территории ряда монастырей, что говорит о неповторимых, исторически обусловленных чертах этой культуры, о духовной зрелости ее носителей.

Одна из основных задач работы состояла в том, чтобы не только дать целостную картину духовных основ монастырской культуры, но выделить ряд этапов ее развития; показать влияние этой культуры на исторические судьбы народа; обозначить пропасть между примиренчеством и подлинным миролюбием носителей монастырской культуры; выявить образцы отношения учеников к их великим духовным наставникам; раскрыть смысл "профессии" носителей монастырской культуры, которая в трудные дни состояла во врачевании измученных и смятенных душ людей.

Если иметь в виду общие характеристики духовных основ монастырской культуры IX-XIV вв., то в первую очередь следует отметить следующие моменты:

- отсутствие на каком-либо этапе развития монастырской культуры отклонения от христианского идеала;

- монастырская культура рассматривалась ее носителями как достойный путь духовного очищения, образования и просвещения;

- признаком высокого развития носителей этой культуры можно считать если не дерзание судить власть, то независимость в беседе с государем во имя истины;

- отличительная черта носителей монастырской культуры — мягкосердечие, что, видимо, отрицательно влияло на монастырскую дисциплину. Но в следовании этому безгневию, кротости виделась память о распинаемом, униженном Христе;

- одно из главных назначений носителя монастырской культуры состояло в служении живым мудрым словом, богословской мыслью, что требовало высокого уровня образования;

- поскольку в центре внимания носителей монастырской культуры всегда была добровольная нищета Спасителя, одной из отправных точек проповедей стало утверждение обманчивости прельщения возможными благами, бессмысленности любого стяжания на земле, что всегда закрывает путь к человеку божественных энергий. Это становилось исходной позицией к проповеди широкой благотворительности, милосердия, нищелюбия.

Достигнутый уровень осмысления духовных основ монастырской культуры средневековой Болгарии, несмотря на большие успехи ученых в рассмотрении ряда вопросов, явно недостаточен. Поэтому представляется важным продолжить работу по следующим направлениям:

- необходимо провести типологизацию монастырских средневековых комплексов Болгарии, возможно, по ряду тех оснований, которые предложены в первом разделе второй главы данной диссертации;

- нуждается в дальнейшей разработке понятийно-категориальный аппарат. Прежде всего требуют уточнения понятия "монастырская культура", "культурная территория монастыря", "реальный и потенциальный фонды монастырской культуры", поскольку в теоретическом плане этот вопрос почти никем не затрагивался;

- большое значение приобретает сегодня изучение монастырской культуры средневековья как специфичной сферы национальной культуры (с выделением и определением места в ней монастырской проповеди, богословской мысли, иконографии, гимнографии и т.д.);

- требуется детально оценить вклад святых Болгарии в развитие монастырской культуры, в борьбу за национальное освобождение, как это сделано И.И. Калигановым относительно Георгия Нового;

- необходимо изучение сущности и содержания тех уставов, которые регламентировали жизнь различных монастырей, что поможет реконструировать внутримонастырскую жизнь, основы развития монастырской культуры.

Глубокой осенью 1878 года Москва ликовала в связи с освобождением народов Балканского полуострова от 500-летнего османского ига. Город был богато иллюминирован и празднично украшен. Перед парадным подъездом генерал-губернаторского дома на Тверской была воздвигнута триумфальная арка, а рядом, на площади установлен огромный щит с вензелем Александра II. По обеим сторонам щита, освещенного разноцветными огнями, развивались национальные флаги России. Как только император Александр II с императрицей прибыли к генерал-губернаторскому дому, дом на Тверской заиграл всеми доступными тогда световыми эффектами.

24 июня 1912 года Митрополит Московский и Коломенский Владимир в присутствии Великого Князя Михаила Александровича, родного брата императора Николая II, на площади перед генерал-губернаторским домом освятил памятник «белому генералу», герою русско-турецкой войны 1877-78 гг., как называли современники М.Д. Скобелева, который в дни жестоких сражений имел обыкновение появляться в самых критических ситуациях боя непременно на белом коне и в белом сюртуке, заражая воинов своей лихой неустрашимостью.

Именование этой площади города Скобелевской было встречено консервативными москвичами с пониманием и благожелательностью.

Давно разрушено уникальное внутреннее убранство генерал-губернаторского дома в Москве, снесен в 1918 году за ненадобностью памятник выдающемуся русскому полководцу, равно как и царю-освободителю.

Но несмотря на разностилье исторических ветров, памятник русскому царю и память о русских генералах и солдатах свято хранят в Болгарии.

Как бы ни была велика заслуга России в русско-турецкой войне, ф) победа над османским игом стала возможна в значительной мере потому, что Болгария и в годы рабства развивалась в русле богатой православной традиции, что в эти годы повсеместно возникали очаги христианской культуры, а ее носители имели непререкаемый авторитет во всей стране, доказывая силу укоренившегося наследия свв. Кирилла и Мефодия. Ш

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

1. Кульминационные периоды в развитии монастырской культуры Болгарии // Агиологическое древо русской культуры. - М., 2000. - 0,9 п.л.

2. Житие св. Иоанна Рильского как духовное основание средневековой культуры Болгарии // Вопросы культурологии. Сборник аспирантских работ. Вып. 2. - М., 2002. - 0,4 п.л.

3. Монастырская культура: понятие и феномен // Вестник славянских культур. № 5б. - М., 2002. - 0,4 п.л.

4. Место св. Феодосия Тырновского в средневековой культуре Болгарии // Вопросы культурологии. Сборник аспирантских работ. Вып. 3. — М., 2003. — 0,5 п.л.

5. Вклад монастырской культуры средневековой Болгарии в победу над османским игом // Вестник славянских культур. № 8. - М., 2003. - 0,7 п.л.

6. Монастырская культура средневековой Болгарии. - М., 2003. - 3,4 п.л.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Кучмаева, Юлия Григорьевна, 2003 год

1. ГАРФ, ф. 1750, он. 1, ед. хр. 3, 32, 44, 64, 72, 79 и др.

2. ГАРФ, ф. 730, он. 1, ед. хр. 529, 965.

3. Отдел рукописей РГБ, ф. 239, п. № 9, ед. хр. 40, 50.

4. Отдел рукописей РГБ, ф. 86, п. № 2, ед. хр. 11.

5. РГАДА, ф. 395, on. 1, ед. хр. 27, 28, 29, 30, 504 и др.

6. ЦИАМ, ф. 16, оп. 67, ед. хр. 117.

7. ЦИАМ, ф. 1845, on. 1, ед. хр. 32.1. Опубликованные источники

8. Бончев А. Климент Охридски. Слова и поучения. София, 1970.

9. Велинова В. Заветьт на св. Иван Рилски. Из архивното наследство на Ив. Дуйчев. София, 2000.

10. Гошев И. Рилски глаголически листове. София, 1955.

11. Жития на светиите. Синодално издателство. София, 1991.

12. Извори за българската история. Т. XV. София, 1960.

13. Калиганов И.И., Полывянный Д.И. Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков. М., 1990.

14. Киселков В. Свети Иван Рилски. Жития. София, 1940.

15. Марчевски И. Житие на свети Теодосий Търновски от патриарх Калист Константинополски. Велико Търново, 1995.

16. Милев А. Гръцките жития на Климент Охридски. Увод, текст, превод и обяснителни бележки. София, 1966.

17. Славов X. Средновековна българска литература IX-XVIII век. Т. I. София, 2001.

18. Научная литература по теме диссертации

19. Andreev I. The miracles of saint Nicholas. The sacred places of saint Nicholas in Bulgaria. Sofia, 1993.

20. Ангелов Б. Из старата българска, руска и сръбска литература. Т. I. София, 1958.

21. Ангелов Б. Старобългарско книжовно наследство. София, 1983.

22. Ангелов Д. Българинът в Средновековието. Светоглед, идеология, душевност. Варна, 1985.

23. Ангелов П. Българско средновековие. София, 1999.

24. Андреев Й. Всекидневието на българите (XII-XIV в.). София, 1992.

25. Архимандрит Панталеимон Д. Пулос. Св. Иван Рилски. Вечен небесен покровител на българския народ. София, 1992.

26. Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977.

27. Бакалова Е., Бояджиев С., Прашков JI. Манастирите в България. София, 1992.

28. Богданов И. Български твърдини. София, 1971.

29. Божилов И. Цар Симеон Велики (893-927). Златният век на Средновековна България. София, 1983.

30. Божков А. Българска икона. София, 1984.

31. Ваклинов С. Формиране на старобългарстката култура. София, 1977.

32. Василиев А. Банковски манастир. София, 1971.

33. Василиев А. Български светци в изобразителното изкуство. София, 1978.

34. Василиев А. Троянски манастир. София, 1962.

35. Велинова В. Климент Охридски — учителят и творецът. София, 1995.

36. Велинова В. Слово за епископ Константин Преславски. София, 1998.

37. Влахова JI., Генова Е. 24 утвари от Рилския манастир. София, 1988.

38. Гошев И. Църковни старини във Враца и Врачанска епархия. София, 1934.

39. Грабар А. Боянската църква. София, 1978.

40. Гюзелев В. "Велико светило за целия свят" (Св. Иван Рилски в измере-нията на своето време) // Светогорска обител Зограф. Т. III. София, 1999.

41. Гюзелев В. Библиотеката на Зографския манастир през XIII-XV век // Светогорска обител Зограф. Т. I. София, 1995.ф 41. Гюзелев В. Средновековна България в светлината на нови извори.1. София, 1981.

42. Динеков П., Куев К., Петканова Д. Христоматия по старобългарска литература. Т. I. София, 1976.

43. Дуйчев И. Българско средновековие. София, 1972.

44. Дуйчев И. Из старата българска книжнина. София, 1944.

45. Дуйчев И. Проучвания върху средновековната българска история и култура. София, 1981.ф 46. Дуйчев И. Пътеки от утрото. Очерци за средновековната българскакултура. София, 1985.

46. Дуйчев И. Рилският светец и неговата обител. София, 1990.

47. Дилевский Н.М. "Великата лавра на славянското племе" на Балканите и нейният основоположник свети Иван Рилски извън пределите на Отечеството през Средновековието // Светогорска обител Зограф. Т. III. София, 1999.

48. Дылевский Н.М. Рыльский монастырь и Россия в XVI-XVII вв. София, 1947.т

49. Житие, чудеса и акатист на преподобния наш отец Иван Рилски, Чудотворец. Света гора, Атон, 2002.

50. Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970.

51. Иванов Й. Старобългарски раскази. София, 1935.

52. Икони от Балканите. Синай. Гърция. България. Югославия. София-Белград, 1966.

53. Иречек К. История на българите. София, 1999.

54. История на българското изобразително искуство. София, 1976.

55. Калиганов И.И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000.

56. Калиганов И.И. Жанры в болгарской литературе IX-XII вв. // Развитие прозаических жанров в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1991.

57. Калиганов И.И. Культура средневековой Болгарии // История культур ф славянских народов. Т. I. М., 2003.

58. Квинто JI. Археологически данни от Царевец за украсата на ръкописите през XIII-XIV век // Палеобалканистика и старобългаристика. Първи есенни национални четения «Професор Иван Гълъбов». Велико Търново, 1995.

59. Кенанов Д. За литературните източници на патриарх Евтимий // Палеобалканистика и старобългаристика. Първи есенни национални четения «Професор Иван Гълъбов». Велико Търново, 1995.

60. Кенанов Д. Творчески връзки между Патриарх Евтимий и Григорий Цамблак // Паметници. Поетика. Историография. Пети международен симпозиум (Велико Търново, 6-8 септември 1989 г.). Велико Търново, 1994.

61. Киселков В. Рилският манастир. София, 1927.

62. Коева М. Рилският манастир. София, 2000.

63. Кръстев К., Захариев В. Стара българска живопис. София, 1960.

64. Куев К. Съдбата на старобългарските ръкописи през вековете. София, 1979.

65. Мавродинов Н. Старобългарското изкуство (XI-XIII век). София, 1966.

66. Мавродинова JI. Стенната живопис в България до края на XIV век. София, 1995.

67. Малчев P.P. Фолклорният местен култ към Свети Никола на нос Калиакра // Медиевистични ракурси. Общество за изучаване на славянската старина. София, 1993.

68. Миятев К. Архитектурата на Средновековна България. София, 1956. ^ 71. Непубликувани чудеса на свети Иван Рилски. Пловдив, 1999.

69. Нешев Г. Български манастири. София, 2000.

70. Николова Б. Устройство и управление на българската православна църква (IX-XIX век). София, 1997.

71. Николова Я., Робов М. Теодосиевият манастир при Килифарево в светлината на археологическите проучвания. Паметници. Поетика. Историография. Пети международен симпозиум (Велико Търново, 6-8 септември 1989 г.). Велико Търново, 1994.

72. Норовская псалтырь. Среднеболгарская рукопись XIV века. В 2-х ч. 4.1. София, 1989.

73. Петканова Д. Константин-Кирил: денница на славянския род. София, 1994.

74. Петканова Д. Черноризец Храбър. София, 1999.

75. Петкова И. Житието на св. Йоан Рилски от Георги Скилица // Светогорска обител Зограф. Т. III. София, 1999.

76. Поливянни Д. Средновековният български град през XIII-XIV век. София, 1989.

77. Поливянний Д. Почитанието на св. Иван Рилски в Московска Русия // Светогорска обител Зограф. Т. III. София, 1999.

78. Попов А. Тырновската "Велика Лавра". С., 1985.

79. Прашков Л. Хрельовата кула. София, 1973.

80. Свети Иван Рилски и значението му за българския народ. София, 1992.

81. Свети Иоан Рилски и неговият завет. Пловдив, 1996.

82. Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии XIV века. Спб., 1898.

83. Тотев К. Стеатитови икони от Търновската църква "Св. 40 мъченици" // ^ Паметници. Поетика. Историография. Пети международен симпозиум

84. Велико Търново, 6-8 септември 1989 г.). Велико Търново, 1994.

85. Тотев Т. Преславската култура и изкуство през IX-X век. Студии и статии. София, 2000.

86. Тотева П. Икони от Пловдивски край. София, 1975.

87. Трендафилов X. Иоан Екзарх Български. София, 2000.

88. Тулешков Н. Архитектурата на българските манастири. София, 1988.

89. Филов Б. Старобългарската живопис през XIII и XIV в. София, 1930. щ 93. Филов Б. Старобългарското изкуство. София, 1924.

90. Ханджийский А. Обители в скалах. София, 1985.

91. Христов X. Рилският манастир. История. Архитектура. Резби, стенописи. София, 1937.

92. Чавръков Г. Български манастири. София, 2000.

93. Чаврыков Г. Болгарские монастыри. София, 1974.

94. Янкова В. Цикълът български аскетични жития и търновската агиографска традиция от XIII-XVI век // Паметници. Поетика. Историография. Пети международен симпозиум (Велико Търново, 6-8 септември 1989 г.). Велико Търново, 1994.

95. Научная лиетатура по культурологии, философии, религиоведению, истории, исскуствоведению

96. Батищев Г.С. Универсалии культуры глубинного общения // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

97. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Ступени самообретения.ж

98. Проблемы образования и культуры в малом городе. Под ред. И.К. Кучмаевой. М., 1992.

99. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.

100. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М., 1992.

101. Верещагин Е.М. История возникновения древнего общеславянского ф литературного языка. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия иих учеников. М., 1997.

102. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. М., 2001.

103. Внутренняя жизнь. Слова Епископа Феофана. М., 1893.

104. Громов М.Н. Европа, Россия и славянство // Россия и славянство. Вып. 1.М., 1998.

105. Громов М.Н. Эстетическое содержание натурфилософии Иоанна Ф Экзарха Болгарского // Философские и богословские идеи в памятникахдревнерусской мысли. / Отв. ред. и сост. предисловия М.Н. Громов, В.В. Мильков. М., 2000.

106. Державин Н.С. История Болгарии. Т. 2. М.-Л., 1946.

107. Достоевский Д.М. Дневник писателя за 1876 год. Спб., 1911.

108. История Болгарии. Печатается по изданиям: Овсяный Н.Р. Болгария. Спб., 1900, Погодин А.Л. История Болгарии. Спб., 1910, Дмитриев К. Болгария. М., 1941. М., 2002.

109. История культур славянских народов. В 3-х тт. Т. I. Древность и Средневековье. / Отв. ред. Г.П. Мельников. М., ГАСК, 2003.

110. Кусков В.В. История древнерусской литературы. 5-е изд. М., 1989.

111. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М., 1987.

112. Кучмаева И.К. Русская святость и русская культура // Агиологическое древо русской культуры. М., 2000.

113. Кучмаева И.К. Феномен духовного учительства в России // Россия и * славянство. Вып. 1.М., 1998.

114. Кучмаева И.К., Громов М.Н. Культура как способ общения // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

115. Мельников Г.П. Зарубежные славянские культуры в конце XX века // Россия и славянство. Вып. 1. М., 1998.

116. Мельников Г.П. Славянский ареал // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

117. Мельников Г.П. Славянский съезд в Праге в 1848 г. // Россия и славянство. Вып. 1. М., 1998.

118. Монашество и монастыри в России XI-XX века. Исторические очерки. М., 2002.

119. Орлова Э.А. Концепция социокультурного пространства. М., 2002.

120. Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни. М., 2002.

121. Панарин А.С. Запад, Россия, Восток на рубеже тысячелетий: цивилизационный и геополитический анализ // Россия и славянство. Вып.1. М., 1998.

122. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.

123. Погодин A.JI. История Болгарии. Спб., 1910.

124. Попов Н.А. Из истории Славянского благотворительного комитета в Москве. М., 1872.

125. Радченко К.Ф. Религиозное и литературное движение. Киев, 1898.

126. Расторгуев В.Н. Государство и культура в региональном аспекте // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

127. Роль религии в формировании южнославянских наций. М., 1999.

128. Сугай JI.A. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX вв. // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

129. Шамшурин В.И. О знаках и началах // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.1. Периодические издания

130. Алексиев И., Попконстантинов К. Нови данни за един крайградски търновски манастир (Старият Преображенски манастир) II Родина, 1997, № 1-2.

131. Гюзелев В. Покръстването на българския народ според някои малко познати извори и исторически съчинения от IX-XV век II Родина, 1996, № 2.

132. Мельников Г.П. Культурология и история II Вестник славянских культур. № 1. М., 2000.

133. Начева Р. Особености на книжовната дейност в българските манастири през XIII-XV век // Родина, 1997, №3-4.

134. Расторгуев В.Н. Геополитический горизонт и экологическое измерение национальных и субнациональных (региональных) стратегий // Вестник славянских культур. № 5-6. М., 2002.

135. Расторгуев В.Н. Русская культура и российская политика // Трибуна русской мысли. № 2. М., 2003.

136. Темелски X. Църковно-народният събор от 1871 г. // Родина, 1996, № 2.

137. Успенский Л. Исихазм и гуманизм: палеологовский расцвет // Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата. № 58. Париж, 1967.

138. Шамшурин В.И. О русской культуре и русской идее // Вестник славянских культур. № 1. М., 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.