Духовно-певческая культура России на рубеже XIX-XX вв.: генезис и исторические трансформации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Мусаев, Тимур Магомедович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат культурологии Мусаев, Тимур Магомедович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ДУХОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ НА РУБЕЖЕ
XIX-XX вв.
§1. Культурологический анализ соотношения междисциплинарных подходов к проблеме художественной
Переходности.
§2. Звуковая эмблематика русской духовно-певческой культуры на рубеже XIX-XX вв.
§3. Межкультурные коммуникации духовно-певческой культуры в контексте концепции «искусство будущего».
Выводы по первой главе.
Глава II. ГЕНЕЗИС И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗНАМЕННОЙ ТРАДИЦИИ И СВЕТСКИХ ЖАНРОВ НА СТЫКЕ
КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ.
§1. Истоки формирования русской средневековой знаменно-певческой традиции как объекта изучения культурной феноменологии.
§2. Пути развития светских жанров духовно- певческой культуры (народный духовный стих; партесный концерт) в Новое время.
Выводы по второй главе.
Глава III. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НЕОКАНОНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.
§1. Социокультурные предпосылки формирования научно-творческой системы композиторов Московской школы Нового направления (рубеж Х1Х-ХХ вв.).
§2. Реализация современной композиторской духовнопевческой модели в контексте жанра «паралитургии».
Выводы по третьей главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Мировоззренческие истоки русской хоровой культуры2003 год, кандидат культурологии Скобелева, Ольга Владимировна
Традиции и новации в русской духовной музыкальной культуре2010 год, кандидат культурологии Цыплакова, Светлана Михайловна
Развитие Заупокойного чина Православной церкви как одно из направлений духовной деятельности русских композиторов в XIX - начале XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Коробейникова, Екатерина Анатольевна
Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков2011 год, доктор искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
Функции диалога культур в генезисе знаменного распева: на материале Нового направления в духовной музыке2007 год, кандидат культурологии Астафьева, Любовь Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-певческая культура России на рубеже XIX-XX вв.: генезис и исторические трансформации»
Актуальность темы исследования отмечена пробудившимся интересом к духовной культуре, возрождением её многовекового наследия в широком историческом контексте. Данная тенденция прослеживалась практически во всех областях российской культуры исследуемого времени. Отмечая бесспорный и общепризнанный статус России как певческой (и музыкально-исполнительской) державы, мы особо выделяем, что в духовно-певческой культуре рубежа Х1Х-ХХ веков происходили изменения также и в канонической сфере. В более широком - историческом и социокультурном - контексте, эти явления способствуют пониманию времени рубежа веков, как времени художественной Переходности, равноценного по мысли ряда исследователей, целой эпохе (А.И.Демченко, Е.Б.Долинская, Н.А.Хренов, С.Т.Вайтман). Указанные тенденции нашли практическое подтверждение в духовно-певческом пространстве Московского Синодального училища хорового пения - в научно - творческой системе Московской школы Нового направления. В своей работе мы подробно рассмотрели культурные факторы данной проблематики и проследили типы их взаимосвязей.
Круг вопросов, попавших в поле зрения современных исследователей русской культуры эпохи Перехода, и этимологически связанных с ним музыкальных, философско-художественных и социокультурных проблем, весьма широк. Значительный объем исследований по русской современной духовно-певческой культуры и событий Переходности подвел к необходимости систематизации научных подходов.
Во-первых, в пространстве культуры Перехода к началу XX века в России; впервые рассмотрено косвенное влияние религиозно-философских знаний и фольклорных традиций на творчество
Синодальных композиторов и регентов, обширная деятельность которых образовала систему духовно-певческой культуры на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Во-вторых, важно признать, что научные платформы культурологических исследований художественной Переходности, во многом ограничены рассмотрением общих творческих тенденций (аспекты духовно-музыкальной культуры; проблемы творческой эволюции; стилистика творчества; тема авторского моделирования; текстология; иконография и т.д.). Многие из них входят либо в сферу отдельного искусствоведческого, либо богословского, знания, но в сумме своей они до сих пор не рассмотрены с позиции социокультурной динамики.
Степень научной разработанности- проблемы. В русле сохранения русской традиционной соборности мы практически подтверждаем уникальность научно-творческой системы Московской школы Нового направления, на которую повлияли:^ русская знаменно-певческая культура, народно-певческая традиция, символистская культурологическая концепция «искусство будущего». Опыт духовного синтеза подтверждается в наличии обширного пласта современного духовно-музыкального композиторского творчества и исполнительской традиции.
Фундаментальной основой понимания данных проблем стали исследования ряда крупнейших ученых, медиевистов и историков-культурологов, среди которых - Г.А.Аванесова, С.С.Аверинцев, А.А.Аронов, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, М.В.Бражников, Н.А.Герасимова-Персидская, Л.Н.Гумилев, А.Я.Гуревич, Г.В.Гриненко, И.А.Гарднер, Ю.М.Лотман, Т.Н.Суминова, Н.Д.Успенский, А.Я.Флиер, П.А.Флоренский и др.
Образ соборной России заставлял обращаться к проблеме духовно-певческой культуры людей, составлявших цвет российской элиты, среди которой были В.Ф.Одоевский, С.А.Рачинский, П.А.Самарин, Н: А.Бердяев, С.В.Смоленский, С.Н.Булгаков, В.В.Иванов,
B.С.Соловьев, свщщ. Дм.В .Разумовский, В.М.Металлов, князь И.С.Аксаков, и многие другие.
Широко проанализированы исторические сведения о генезисе звуковой системы средневековой знаменной культуры (знаменного распева), как о сложном энергетическом процессе - уникальной духовно-певческой модели сакральной реальности (Е.М.Левашев, М.И.Катунян, В.И.Мартынов).
Обозначены попытки осмысления художественного моделирования иной «звуковой реальности», а также формирования языкового и смыслового понимания культурологической концепции «искусство будущего» в художественных манифестах символистов (В.Я.Брюсов, А.А.Блок, К.Д.Бальмонт, А.Белый, Д.С.Мережковский). Идеи трансформации звуковой сферы находят отражение в наследии М.М.Волошина, М.Кандинского, П.А.Флоренского, Н.К. и
C.Н.Рерихов, А.Н.Скрябина, Н.К.Чюрлениса.
В связи с обращением к теме диссертации, несомненный интерес представляют исследования культуры дохристианской (языческой) и раннехристианской Руси * в работах С.С.Аверинцева, Л.Н.Гумилева, В.В.Розанова, Н.К.Рериха, Б.А.Рыбакова, Д.С.Лихачева, В.А.Чудинова, Н.Е.Серегиной, М.А.Сапонова.
Неоценимую помощь оказали труды по систематизации культурно - исторических подходов, применимых в теме объекта исследования (знаменная традиция; неоканоническая модель) - в сфере текстологии и средневекового духовно-певческого стиля (М.В.Бражников, И.А.Гарднер, А.В.Конотоп, Н.Д.Успенский, Ю.И.Паисов); в условиях бытования русской невменной (знаменной) традиции - в системе средневековой культуры, в «метафизике молчания»: Г.К.Вагнер, Т.Ф.Владышевская, Н.А.Герасимова-Персидская, Е.Г.Мещерина, Г.А.Пожидаева, Е.Резников, М.А.Сапонов.
Уделено особое внимание к культуре знаменного пения, структуре и условиям бытования распева (И.А.Гарднер, Г.В.Гриненко, И.Е. Лозовая, Е.М.Левашев, В.И.Мартынов); его контекстному наполнению и сакрально — звуковой, энергетической природе (Э.Курт, Е.Л.Танкелевич, Г.Статис).
Методологически необходимым явилось применение ретроспективного взгляда на тенденцию обновления системы русской духовно-певческой культуры, начавшейся в среде Московской Синодальной композиторской школы, многие аспекты которого также отражены в эпистолярном наследии П.А.Флоренского, А.Белого, А.А.Блока.
Переходная эпоха проявила себя как сложная динамическая структура, совместившая различные социально-исторические и художественно-культурные векторы. Время художественной Переходности понимается многими исследователями (О.Н.Астафьева, Н.А.Герасимова-Персидская, А.И.Демченко, Е.Н.Князева, В.Ф.Красюк, О.А.Кривцун, С.П.Курдюмов, Т.Н.Левая, Н.А.Хренов и др.) как период колоссального накопления и взрыва художественной энергии.
Эпоха Перехода явилась культурной платформой для развития самых разных стилистических систем, созидания новой «будетлянской» и звуковой реальности, для формирования нового языка «искусства будущего» (В.И.Иванов, В.В.Хлебников, Т.Н.Левая, Л.Л.Гервер, А.В.Михайлов, И.М.Сахно). Под влиянием философских дефиниций Рихарда Вагнера, Вяч.Иванов впервые в России затронул тему «искусства будущего» в хоровой культуре. Свое понимание 7 данной проблемы выдвигали и другие носители идей эпохи: Д.Л.Андреев, Н.А.Бердяев, Г.Вельфлин, Н.Н.Евреинов, А.А.Григорьев, Л.Н.Гумилев, В.С.Соловьев.
Понимание параллельности явлений художественной Переходности и позиций нелинейной мировоззренческой парадигмы, начиная с трудов И.Пригожина - И.Стенгерс, подробно разработаны исследователями данного направления, среди которых: О.Н.Астафьева, А.В.Барковская, О.И.Базаренко, С.Т.Вайтман, Е.Г.Григорьева, И.В.Кондаков, В.Ф.Красюк, О.А.Кривцун, С.П.Курдюмов,
A.И.Пигалев, К.С.Пигров, Д.И.Саватеева, А.Т.Тевосян, Н.А.Хренов, Я.С.Яскевич и другие.
На настоящий момент не имеет объективного статуса научной дисциплины, но получила историческое право на существование, культура «непознаваемого» среди символистов и исследователей литературно-мистического направления, известная как вненаучная форма познания. Эти взгляды широко отражены в работах К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, Н.К.Богомолова, В.Я.Брюсова,
B.В.Иванова, Д.Лауэнштайн (Элевзинские мистерии), Д.С.Мережковского, Г.В.Обатнина, Б.А.Яншина; М.Холла, А.Эткинда, а также в теме Апокалипсиса культуры (В.В.Бычков, В.В.Розанов, Л.А.Серебрякова, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Л.И.Шестов, Ф.Ницше, О.Шпенглер).
Кроме того, большую роль в нашем исследовании сыграло рассмотрение и систематизация «рифмы» событий Переходности: в XVII в. и на рубеже Х1Х-ХХ вв. Произведена попытка экстраполяции различных аспектов в исследованиях И.А.Азизян, В.А.Апрелевой, Н.К.Богомолова, Е.Г.Григорьевой, Л.Л.Гервер, Б.Д.Кац, А.В.Лаврова, О.В.Томпаковой, Н.А.Хренова, Н.Г.Шахназаровой - в совмещении историко-культурологического и синергийного (нелинейного) подходов к поставленной теме.
Таким образом, несмотря на широкий спектр научных публикаций, отражающих различные точки зрения и суждения относительно генезиса духовно-певческой культуры России и его исторической значимости в эпоху художественной переходности (рубеж Х1Х-ХХ в.), особенностей и форм исторической трансформации духовно-певческой культуры, в том числе, и на современном этапе, нам не удалось обнаружить специального исследования, посвященного формированию и развитию духовно-певческой культуры России на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Объект исследования - духовно-певческая культура России как системообразующий фактор в динамике художественной Переходности на рубеже Х1Х-ХХ вв. (Духовный ренессанс) и в различные исторические периоды: русское средневековье (X в.), Новое время (XVII в.), XX век.
Предмет исследования - публицистические очерки, творческие манифесты, дневники и авторские модели духовных сочинений композиторов Московской школы Нового направления в период ее становления (1881-1918), и в контексте «паралитургичности» в творчестве современных композиторов (1988 - 2010), с проекцией исследуемой проблемы в исторической перспективе.
Цель исследования - комплексно исследовать процессы трансформации системообразующих факторов духовно-певческой культуры в России на рубеже Х1Х-ХХ вв., в контексте историко-культурологического подхода.
Задачи исследования: провести культурологический анализ соотношения междисциплинарных подходов к проблеме художественной Переходности;
- изучить формы проявления звуковой эмблематики русской духовно-певческой культуры на рубеже Х1Х-ХХ вв.;
- исследовать межкультурные коммуникации духовно-певческой культуры России в контексте концепции «искусство будущего»;
- проследить истоки формирования (генезис) русской духовно-певческой системы;
- систематизировать социокультурные предпосылки формирования научно-творческой системы композиторов Московской школы Нового направления на рубеже Х1Х-ХХ вв.;
- выявить характерные элементы светских жанров русской духовно-певческой культуры (народный духовный стих; партесный концерт) в различные исторические эпохи;
- рассмотреть творческие аспекты реализации (трансформации) современной (с 1998 г.) российской духовно-певческой модели в контексте паралитургичности.
Теоретико-методологические основы исследования.
Использование системного подхода, широко применяемого в культурологии, позволило осуществить анализ проблемы российской духовно-певческой культуры на рубеже Х1Х-ХХ вв. в контексте изучения ее генезиса и исторических трансформаций. В данном случае, в системном подходе были применены: теория и практика духовно-певческой культуры России (Т.Ф.Владышевская, И.А.Гарднер, Ю.И.Паисов); история знаменного пения (В.И.Мартынов, В.М.Левашев, И.Е.Лозовая); теория авторства и авторской модели (О.А.Урванцева), феноменологические аспекты канонического творчества (Ю.М.Лотман); прикладной анализ культуры знаменного пения и народно - певческих традиций Древней Руси, Духовного стиха (А.И.Конотоп, Б.А.Рыбаков, М.А.Сапонов); теория этногенеза (Л.Н.Гумилев); теория флуктуации и социокультурная динамика саморазвивающихся систем (И.Пригожин, И.Стенгерс, О.Н.Астафьева); теоретические основания художественной Переходности и смены парадигм (Н.А.Хренов, Я.С.Яскевич, Н.А.Герасимова-Персидская); теоретические основы русского религиозного Космизма (В.В.Иванов, С.Н.Булгаков); основы православной литургики (И.А.Гарднер, М.В.Металлов, П.А.Флоренский).
Методы исследования. В целях реализации культурологической методологии и обеспечения достоверности диссертационного исследования, был использован ряд методов: диалектический; сравнительный; текстологический; ретроспективный; эмпирический; сравнительно-исторический; описательный; структурный; неоканонический метод сочинения.
Гипотеза исследования состоит в том, что генетическая общность духовно-певческой (знаменной) и народно-обрядовой традиции, в ходе исторических трансформаций, максимально проявилась на рубеже Х1Х-ХХ вв. в создании уникальной неоканонической авторской модели, косвенно подтвердив исполнительские аспекты концепции «искусство будущего», и реализовала себя появлением современной интонационно - архетипической авторской модели, реализованной в паралитургическом духовно-певческом жанре.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые в отечественной системе знаний рассматривается историко-культурный ракурс исследования духовно-певческой культуры в условиях «рифмы событий» художественной Переходности, способствующей появлению неоканонической модели духовно-певческой культуры, формированию различных научно-исследовательских стратегий и исполнительских особенностей, подтверждают высокий междисциплинарный статус заявленной темы. При этом:
- произведен культурологический анализ междисциплинарных подходов к проблеме художественной Переходности, позволяющий систематизировать векторы исследований по теме диссертации в культурологических, историко-культурных, социокультурных, философских, искусствоведческих, исполнительских, духовно-литургических ракурсах;
- изучены формы проявления звуковой эмблематики русской духовно- певческой культуры на рубеже Х1Х-ХХ вв., позволяющие значительно расширить представление о системообразующем центре духовно-певческой культуры России в данный период - в изменившейся художественной картине Мира;
- исследованы межкультурные коммуникации духовно-певческой культуры России в контексте концепции «искусство будущего», позволяющие подтвердить актуальность и обоснованность концепций религиозных философов, футуристов и поэтов-символистов начала прошлого века о значении обновляющих тенденций в художественном пространстве России, в частности - в сфере духовно-певческой культуры, с позиции современных гуманитарных знаний;
- проанализированы истоки формирования (генезис) русской духовно-певческой системы, позволяющие вывести тезис об интернациональной природе русского знаменного распева, выраженной в структурном и исполнительском сходстве с греческим, болгарским, византийским распевом, близкой к русской протяжной песне, и к античным обрядово-звуковым культурам; систематизированы социокультурные предпосылки формирования научно-творческой системы композиторов Московской школы Нового направления на рубеже Х1Х-ХХ вв., в значительной мере способствующей проецированию исполнительских и духовно-творческих факторов духовно-певческой культуры России в мировое культурное пространство;
- выявлены характерные элементы светских жанров русской духовно-певческой культуры (народный духовный стих; партесный концерт) в различные исторические эпохи, в значительной мере свидетельствующие о наличии «рифмы событий» во многих сферах отечественной культуры в переходные периоды;
- рассмотрены творческие аспекты реализации (трансформации) современной (с 1998 г.) российской духовно-певческой модели в контексте паралитургичности.1
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка исследования процессов трансформации системообразующих факторов духовно-певческой культуры России в контексте исторического развития. Совмещены культурологические концепции «искусства будущего», ретроспективный анализ духовно-певческой культуры, и практические принципы духовно-музыкального обновленчества, получившие нынешнее развитие в неоканоническом звуковом пространстве.
Вводится большое количество фактов по изучению данной темы от зарождения по наши дни включительно. Приведенный теоретический и фактический материал расширяет в научном плане представления о роли русской духовно-певческой культуры в различные периоды развития Российского государства (России), а также для становления духовной культуры Русского Зарубежья.
1 Под паралитургичностыо понимается особый современный жанр духовно-музыкальных произведений современных композиторов, выходящий за пределы традиционной литургии: включение в православную культурную символику светских звуковых элементов; использование неоканонического метода сочинения; работа с жанрово-интонационной архетипикой обрядовых и традиционных систем. Сюда также может входить использование «восточных» медитативных элементов в технологии создания партитур, косвенно трансформирующих традицию знаменного «дления»; внедрение в авторскую модель партитуры элементов иных языковых систем (инструментальный театр, сонористика, джаз, электронная музыка, пластические формы).
Унифицирована система междисциплинарных знаний по теме исследования с позиции сложных развивающихся систем.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования при формировании учебных планов и программ подготовки кадров культурологического профиля. Анализ современного состояния духовно-певческой культуры является значимым для определения некоторых направлений социокультурной политики в России. Фактический материал и выводы диссертационного исследования способствуют популяризации и практическому освоению уникального духовно-певческого наследия России в эпоху художественной Переходности в мировом культурном пространстве и в концертно-сценической деятельности (хоровое исполнительство).
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное изучению генезиса и историко-культурологического аспекта духовно-певческой культуры России на рубеже Х1Х-ХХ вв., соответствует п.7 «Культура и религия», п. 14. «Возникновение и развитие современных феноменов культуры», п.27 «Прогностические функции культуры» паспорта специальности 24.00.01 - Теория и история культуры (культурология).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Существующая модель духовно-певческой культуры России явилась результатом сложного процесса трансформации системообразующих факторов духовно-певческой культуры в России на рубеже Х1Х-ХХ вв., с опорой на его традиционные и авторские элементы - в системе отечественной духовной культуры.
2. Генезис и развитие знаменного распева, явившегося самобытной формой русской средневековой духовно-певческой культуры, имеет признаки интернациональной природы.
3. Интернациональная природа знаменного распева выражена в структурном и исполнительском сходстве знаменного и - греческого, болгарского, византийского распевов, а также — в использовании пространственно-акустических принципов организации звучащего «дления», континуальности, близкой к русской протяжной песне, и к античным обрядово-звуковым культурам.
4. Практическая реализация русской знаменной культуры и народного духовного стиха, их культурная и национальная общность, специфика и их формы сохранения и трансляции этой традиции по Руси и за ее пределами, свидетельствуют о ее пассионарном характере.
5. Научно - творческая система композиторов Московской школы Нового направления, как уникальная типологизирующая модель духовно-певческой культуры эпохи Перехода, определила закономерность трансформации модели духовно-певческой культуры, с выходом на уровень универсального паралитургического жанра.
Апробация результатов исследования.
1) Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 6 публикациях, в том числе — 1 в издании, рекомендованном ВАК Минобрануки РФ.
2) Материалы диссертационного исследования получили апробацию на научно-практических конференциях и «круглых столах» - «Реальность этноса: Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности»: X Международная научно-практическая конференция. (Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена, 8 -11 апреля 2008г.); «Музыкальная культура и образование: Актуальные проблемы и перспективы развития»: Международная научно - практическая конференция (Москва, МГУКИ, 18 марта 2011 г.).
3) Результаты исследования становились основой в ряде курса лекций, читаемых на кафедре музыкального образования МГУКИ: «История русского хорового искусства», «Хороведение и хоровая аранжировка», «Интерпретация хоровых произведений», в практическом курсе «Хоровой класс и практика работы с хором» (проводился ряд тематических концертов); в курсах, читаемых на кафедре истории, истории культуры и музееведения: «История отечественной культуры», «Историография отечественной культуры», «История искусства» Московского государственного университета культуры и искусств.
4) Диссертация прошла обсуждение и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 08 декабря 2010 г. (Протокол № 7).
Структура диссертации, обусловленная целью и задачами исследования, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Творчество А. Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы2006 год, кандидат искусствоведения Карпов, Павел Евгеньевич
Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков: Специфика жанра и организация цикла2004 год, кандидат искусствоведения Ковалев, Андрей Борисович
Претворение литургических традиций в духовной музыке Георгия Свиридова2010 год, кандидат искусствоведения Федулова, Елена Анатольевна
Народные распевы пасхального тропаря "Христос воскресе" в традициях Верхнего Поднепровья2009 год, кандидат искусствоведения Подрезова, Светлана Викторовна
Русская духовная певческая культура: философско-культурологические аспекты2007 год, кандидат философских наук Цуканова, Наталья Витальевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Мусаев, Тимур Магомедович
Выводы по III главе.
Концептуально обобщив весь художественно-философский опыт эпохи (весь XX век), мы можем свидетельствовать о том, что звуковая модель научно-творческой системы Московской школы Нового направления, стала одним из важнейших духовных субъектов эпохи художественной Переходности (Х1Х-ХХ вв.).
Духовно-творческая модель российской культуры на рубеже XIX-XX вв, ассимилировав весь ретро-исторический опыт духовной музыки, и опираясь на футурологические основания русской культуры, она сформировала необходимые предпосылки возникновения постновейшей духовно-певческой модели культуры.
Духовно-творческий процесс звуковой сакрализации пространства представляется как организованная система (неоканонический метод сочинения) - одновременно создателем неоканонической модели и воспринимающей аудиторией.
Подводя итог исторически - ретроспективного и футурологического (прогностического) подходов к изучению современной духовно-певческой культуры, мы подтверждаем наличие ее закономерной взаимосвязи с научно-творческой системой Московской школы Нового направления в контексте неоканонического пространства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ методологических подходов и различных культурологических концепций о закономерности знаковой трансформации духовно-певческой модели эпохи перехода, актуализирует проблему научно-творческого синтеза в духовно-певческой традиции начала прошлого века (Московское Синодальное училище - Московская школа Нового направления). В эпоху художественной переходности, данная традиция получила новые векторы развития, потенциально заложенные в ней самой, но реализованные в творческом акте на новом уровне.
К настоящему моменту видится возможным совмещение ретроспективных и футурологических ракурсов исследования. Подробно рассмотрена текстология и специфика существования русской знаменной культуры, в тесном взаимодействии с народно-певческой традицией. Сделан вывод о новом «русском стиле» духовно-певческих сочинений в начале XX века, в которых были заложены основы исконной русской хоровой культуры. Опираясь на теоретические исследования нового сакрального пространства, мы говорим уже о возникновении современного духовно-музыкального вектора - паралитургический синтез духовно-певческой модели культуры.
На конкретных примерах мы проследили универсальный характер взаимосвязей народно-певческой культуры, духовного стиха - с канонической певческой системой, учитывая параллельность их исторического развития. Был определен культурный статус духовного стиха, и механизмы его оформления в динамическую народно-религиозную и музыкально-поэтическую систему.
В рамках исследования, мы сделали необходимые заключения, подтверждающие актуальность и правомочность темы исследования:
1) Профессиональное хоровое исполнительство (регентство и Синодальный хор) сумело вывести русское (соборное) хоровое пение на уровень всемирно-значимого субъекта мировой музыкальной культуры;
2) Научное объединение единомышленников с четкой методологией исследования средневековых знаменных распевов, национально-обрядовой традиции, и изучения дохристианских звуковых цивилизаций; организация фонографических экспедиций привело к созданию уникальной Этнографической школы;
3) Творческий союз композиторов Синодальной школы, выработавших индивидуальный (авторский) стиль профессиональной хоровой обработки знаменных распевов, с опорой на народно-певческую традицию, сформировал уникальную интонационно-архетипическую платформу для возникновения новой (неоканонической) модели русской духовно-певческой культуры.
В настоящее время изучены различные формы композиторской модели духовно-певческой культуры, среди важнейших из которых были выделены неоканонический метод сочинения; синтез сакрально-канонической и обрядовой архетипики; Паралитургийный жанр и Неоканоническое пространство. Определены структурные закономерности новой (неоканонической) модели, и доказана возможность ее «выхода» за пределы православного литургического жанра; охарактеризованы условия, способствующие сохранению ее стабильности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Мусаев, Тимур Магомедович, 2011 год
1. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: Два типа духовности // Новый мир. 1988. - №9. - С.209-220.
2. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы.— М.: Coda, 1997.-343с.
3. Аверинцев, С.С. «Скворешниц вольных гражданин.»: Вячеслав Иванов: Путь поэта между мирами. СПб.: Алетейя, 2001. -167с.
4. Адаменко, В.А. Игорь Стравинский и Велемир Хлебников: Мир первоэлементов художественного языка // Примитив в искусстве. Грани проблемы. -М.1992. С. 149-169.
5. Адорно, Т. Философия новой музыки. М.Логос, 2001. — 343с.
6. Андреев, A.JI. Искусство, культура, сверхкультура: (Философия искусства Н.А.Бердяева). М.: Знание, 1991. - 64с. -(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика»; №6).
7. Андреев, Д.Л. Роза мира. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К0», 1992. - 278с.
8. Апрелева, В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры. СПб: Инфо-да. 2004. - 380с.
9. Апрелева, В.А. Философские и эстетические проблемы в творчестве русских композиторов. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.-196с.
10. Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. -М.: Музыка. 1991. 320с., нот., илл.
11. Аркадьев, М.А. Временные структуры новоевропейской музыки: Опыт феноменологии исследования. М.: Советский композитор, 1992. - 160с.
12. Асафьев, Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. - 200с.
13. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. -М.: Парацельс, 1999. — 368с.
14. Астафьева, О.Н. Коммуникативные стратегии теоретического знания о культуре / Нелинейная динамика и постнеклассическая наука: Сборник статей. -М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 181-190.
15. Асмус, В.Ф. Философия и эстетика русского символизма. / СПб: Аргус, 1992.
16. Афанасьев, В.В. Светозвуковой музыкальный строй: Элементарная теория аудиовизуальных стимулов. М.: Музыка, 2002. -70с.
17. Базаренко, О.И. Синергетические потенции философии русского Космизма / (258), С.52-54.
18. Байдин, В. «Космический бунт» русского авангарда // Росс, ежегодник "90. -М.: Сов. Россия. 1990. -Вып.2. С.181-207.
19. Бальмонт, К.Д. «Горные вершины». Кн.1. М.: Книгоизд. «Триумф», 1904. / (271). С.52-61.
20. Бальмонт, К Д. «Зовы древностей». — Пб.: Пантеон, 1907. — 211с.
21. Бальмонт, К.Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. — М.: Российское музыкальное издательство, 1917.-24с.
22. Бандура, А.И. Александр Скрябин. Челябинск: Аркаим, 2004. - 384с., илл. - (Биографические ландшафты).
23. Баранова, В.И., Карабанова Л.Т. Культура мировоззрения на рубеже XXI века: (Новые тенденции) / (258). С. 132-133.
24. Баркова, A.JI. Буддийская живопись в собрании Международного Центра Рерихов / Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись.-М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001.
25. Барковская, A.B. Статус природы в нелинейных структурах мышления / (258). С.54-56.
26. Баткин, JI.M. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. — Отв. ред. А.Я.Гуревич. М.: Наука. 1990. -С.126-163.
27. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. — С.9-191.
28. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук / Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. — С.381-393.
29. Белый, А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А.Сугай. М.: Республика, 1994. - 528с. - (Мыслители XX в.).
30. Бельтинг, X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс- Традиция, 2002. 752 с.
31. Бердяев, H.A. Душа России. Л.: Предприятие «Сказ», 1990.31с.
32. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства. -В 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1994. - 542 с. То же. - Т.2. - 510с. (Русские философы XX века).
33. Бернштейн, Б.М. Традиция и канон. Два парадокса // Сов. искусствознание. 80. -М.: Сов. художник, 1981. — С. 112-153.
34. Беседы с Альфредом Шнитке. Сост. А.Ивашкин. — М.: Классика XXI, 2003. - 320с., илл.
35. Блок, A.A. О современном состоянии русского символизма. — Петербург, Алконост, 1921. 31с.
36. Богомолов, H.A. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 560 с.
37. Бражников, М. В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование / Общ. ред. Н.Серегиной и А. Крюкова. Л.: Музыка, 1984. -304с., илл., нот.
38. Булгаков, С.Н. Первообраз и образ. Сочинения в 2-х т. СПб: ИНАПРЕСС; М.: Искусство, 1999. Т.1 -416с. То же - Т.2. - 448 с.
39. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. -М.: Республика, 1994. 415с. - (Мыслители XX века).
40. Брюсов, В.Я. Избранная проза. М.: Современник. 1989. -670с.
41. Брюсов, В.Я. Ключи тайн / (271). С.61-64.
42. Бычков, В.В. 2000 лет христианской культуры. В 2-х тт. Т.2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. - СПб: Университетская книга, 1999.-528с.
43. Бычков, В.В. Художественный апокалипсис культуры: Строматы 20 века. В 2-х кн. М.: Культурная революция, 2008. Кн.1 -816с. Кн.2. — 832с.
44. Вагнер, Г.К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников середины XIX начала XX в. — М.: Искусство, 1993. - 176с.
45. Вагнер, Р. Искусство и революция / Вагнер Р. Кольцо Нибелунга: Избранные работы. М.: ЭКСМО - Пресс; СПб.: Terra Fantastica, 2001. - 800с. - (Антология мысли). — С.667-704.
46. Варакин, М.А. Певческая школа Синодального хора: Истоки, судьба, перспективы. М.: Госуд. Академия славянской культуры, 2004. - 72с.
47. Вайтман, С.Т. Идея художественной переходности / (266). С.204 296.
48. Валькова, В. А. Музыкальные подтексты (К проблеме семантических возможностей рассредоточенного тематизма) / (259). С.97-125.
49. Васшъченко, Е.В. Природа — звук — человек. Звукоэкологические образы цивилизаций земли / Музыкальные культуры мира. М.: Изд-во РУДН, 2001. - С.61-110.
50. Вашкевич, КН. Дионисово действо современности // Театр и искусство. СПб, 1905. - №35. - С.558-560. То же. - №36. - С.577-580.
51. Велижева, Н.К. Метроном и специфика новоевропейской музыкальной культуры / (274). С.65-86.
52. Велъфлин, Г. Истолкование искусства. М.: Дельфин, 1922. —39с.
53. Велъфлин, Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в Новом искусстве. М.- JL: Academia, 1930. - 230с.
54. Вернадский, В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965. - 338с.
55. Владышевская, Т.Ф. Музыка Древней Руси / Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. -С. 172-249.
56. Волошин, М.А. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. - 848с.
57. Гаврюшин, Н.К. Вехи русской религиозной эстетики (Предисловие) / Философия русского религиозного искусства XIX-XX вв. Антология / Сост., ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина. -М.: Искусство, 1993.-С.7-33.
58. Галлеев, Б.М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань: Таткнигоиздат. 1976. - 272с.
59. Галлеев, Б.М. Синестезия и музыкальное пространство / (274). С.36-43.
60. Галлеев, Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. — М.: Знание, 1982.-64с.
61. Гарднер, И. А. Богослужебное пение: Сущность. Система. История. В 2-х тт. Т.1. Сергиев Посад: Моск. Духовная академия, 1998. - 592 с. То же. -Т.2.- 640с.
62. Гачев, Г.Д. Умозрение о музыке (Фрагменты из экзистенциального трактата «Музыка и световая цивилизация») / (274). С.6-35.
63. Герасимова, И.А. Человек в мире: Эволюция сознания. — М.: Альтекс, 1998. 127с.
64. Герасимова-Персидская, H.A. Переход от «знамени» к «киевской квадратной ноте» в музыке юго-западной Руси XVI века / (277). С.58-64.
65. Герасимова-Персидская, H.A. Русская музыка XVII века -встреча двух эпох. — М.: Музыка. 1994. 126с., нот.
66. Гервер, JI.JI. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). — М.: Индрик, 2001. -248с.
67. Гозенпуд, A.A. Рихард Вагнер и русская культура: Исследование. — Л.: Сов. комп-р, 1990. -288с., илл.
68. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI-XIX вв. / Сост., вступ. статья, примеч. Л.Ф.Солощенко, Ю.С.Прокошина. -М.: Московский рабочий, 1991. 351с.
69. Гречанинов, А. Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений / (285). С.430-434.
70. Гречанинов, А. Т. По поводу моей статьи «О «духе» церковных песнопений» / (285). С.447-452.
71. Григорьев, В.П. Грамматика идиостиля: В.Хлебников. М.: Наука, 1983.-225с.
72. Григорьева, Е.Г. Эмблема: Очерки по теории и прагматике регулярных механизмов культуры. М.: Водолей Publishers, 2005. -232с.
73. Гриненко, Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация: Логико-семиотический анализ сакральной магии. — М.: Новый век, 2000. 448с.
74. Гуляницкая, Н. С. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений / (292. Вып.1). С. 117-149.
75. Гуляницкая, Н.С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432с.
76. Гумилев, JJ.H. Древняя Русь и Великая степь. М., Тверь: ACT - Хранитель, 2006. — 656с.
77. Гумилев, JJ.H. От Руси до России. — М., Тверь: ACT — Хранитель, 2006. 416с.
78. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990. 395с.
79. Гусейнова, З.М. Руководства по теории знаменного пения XV века (Источники и редакции) // Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990. С.20-46.
80. Дрожжина, М.Н. Феномен художественной школы в каноническом искусстве: (Онтологический аспект) / (273). С.57-69.
81. Евин, И.А. Синергетика искусства. -М., 1993. 171с.
82. Евреинов, H.H. Театрализация жизни: (Поэт, театрализующий жизнь). -М.: Время, 1922. 15с.
83. Ермилова, Е.В. Теория и образный мир русского символизма. -М.: Наука, 1989.-176с.
84. Зверева, С.Г. Александр Кастальский: Идеи, творчество, судьба. М.: Вузовская книга, 1999. - 240с., ил. — (Русская духовная музыка в документах и материалах).
85. Земское, В.Б. Одноглазый Янус. Пограничная эпоха — пограничное сознание / Кануны и рубежи: Типы пограничных эпох -типы пограничного сознания. Материалы российско-французской конференции (в 2-х ч.). 4.1. М., 1998.
86. Зобов, Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства / (284). С.11-25.
87. Зорин, С.М. Новый инструментарий художника для отражения тонких миров в мире проявленном / (II, 267). С.58-69.
88. Иванов, В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX века/(284). С.36-67.
89. Иванов, В. И. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В.М.Толмачева. М.: Республика, 1994. - 428с. - (Мыслители XX века).
90. Из наследия П.А.Флоренского. К истории отношений с Андреем Белым. Подг. текста игумена Андроника (А.С.Трубачева) и др. / Вступит, слово и комм. Е.В.Ивановой и Л.А.Ильюшиной. / (270). С.З-122.
91. Ильин, И.А. Одинокий художник / Сост., предисл. и примеч. В.И.Белов. М.: Искусство, 1993. - 348с. - (История эстетики в памятниках и документах).
92. Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания СПб: Азбука-классика, 2008. — 192с.
93. Калошкина, Г. Религиозно-философская символика в монументальных сочинениях Рахманинова и его современников начала
94. XX века / Рахманинов в художественной культуре его времени. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1994. — С.102-109.
95. Кандинский, А. И. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника) Вступ. ст. / С.В.Рахманинов. Всенощное бдение. — М.: Музыка, 1989. -С.73-78.
96. Кандинский, А.И. Хоровые циклы Рахманинова / (292. Вып.1). С.66-117.
97. Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. - 560с., илл.
98. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / (96). С.23-140.
99. Кандинский, В.В. Текст художника. Ступени /(96). С. 141-192.
100. Карпычев, М.Г. Семантическая функция музыки и ритуалы ее бытования / (273). С.47-55.
101. Кастальский, А.Д. Статьи, воспоминания, материалы / Сост., ред., авт. примеч. Д.В.Житомирский. -М.: Музгиз, 1960. 292с.
102. Катунян, М.И. «Плач Иеремии»: Сакральное слово и неоканонический стиль Владимира Мартынова / Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова. М-лы науч. конф. / Науч. тр. МГК им. П.И.Чайковского. Сб.36. -М., 2002. С. 341-351.
103. Катунян, М.И Сакрально-обрядовые архетипы в современной композиции / (280). С. 162-180.
104. Келдыш, Ю.В. Рахманинов и его время. М.: Музыка. 1973. — 432с., илл., нот.
105. Кнабе, Г. С. Понятие энтелехии и история культуры // Вопросы философии, 1993, №5. С.64-74.
106. Кнайфелъ, A.A. Человек по своей природе авангарден // Интервью газ. «Культура» №39/2005, с. 16.
107. Книга Белеса. Перевод и комментарии А.И.Асова. — М.: Наука и религия, 1997. 288с.
108. Колесов, В.В. Философия русского слова — СПб: ЮНА, 2002. -448с.
109. Кондаков, И.В. О механизмах повторяемости в истории русской культуры / (266). С.269-283.
110. Конотоп, A.B. «Волынка» в храме, или загадка знака Э II Русская музыкальная газета. — 1989. № 11. — С.6-7.
111. Конотоп, A.B. Русское строчное многоголосие в литургической музыке XVII в. / (260). С.З 77-394.
112. Конотоп, A.B. Строчное многоголосие и фольклор: Параллели и пересечения / (292. Вып.2). С.3-68.
113. Коробова, А. Ноуменальное и феноменальное в музыкальном произведении и жанрово-коммуникативный опыт культовой музыки // Музыкальное искусство и религия. М-лы конф., РАМ им. Гнесиных, 1994.-М.: РАМ, 1994. - С.189-198.
114. Красюк, В.Ф. Философия. Синергетика. Фракталы. / (278). С.36-37.
115. Кривцун, O.A. Историческая антропология и художественный процесс / (266). С. 224-241.
116. Кузмин, М.А. Эссеистика. Критика. — М.: Аграф, 2000. 768с.
117. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта / Под ред. Б.В.Асафьева. -М.: Гос. муз. изд-во, 1931. 304с.
118. Лавров, A.B. Русские символисты: Этюды и разыскания. — М.: Прогресс-Плеяда, 2007. 632с.
119. Левашев, Е.М. Традиционные жанры древнерусского певческого искусства от Глинки до Рахманинова / (292. Вып.1). С.6-41.
120. Левая, Т.Н. Космос Скрябина / (286). С. 123-150.
121. Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исслед. — М.: Музыка, 1991. — 166с., нот.
122. Левитин-Краснов, А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. Книга 9. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1992.-672с.
123. Лившиц, Б. Полутороглазый стрелец. — Д.: Сов. писатель. 1989.-718с.
124. Лихачев, Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. — М.- Л., Изд-во АН СССР, 1945. 120с.
125. Логинова, В. Творческий облик Н.Н.Черепнина в контексте русского искусства начала XX века: Личность и стиль. Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. ун-та искусств, 2002. — 108с.
126. Лозовая, И. Е. Древнерусский котированный Параклит в кругу Ирмологиев XII первой половины XVb.: Мелодические варианты и версии в роспеве канонов / (260). С.217-239.
127. Лосев, А.Ф. Бытие Имя - Космос / Сост. А.А.Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1993.-958с.
128. Лосев, А.Ф. Имя. СПб: Алетейа, 1997. - 638с.
129. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис; Изд. группа «Прогресс», 1992.-272с.
130. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / (131). С. 150-390.
131. Лотман, Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Об искусстве. СПб.: Искусство - СПб, 1998. - 704с., илл.
132. Лотман, Ю.М. Семиосфера. СПб: Искусство - СПБ, 2000. -704с.
133. Лукшин, И.П. «Говорить о мистерии на языке мистерий» (Эстетическая концепция и творчество В.Кандинского). М.: Знание, 1991. - 64с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», №5).
134. Магницкая, Е.А. Творческая интерпретация космоса: Монография / РАМ им. Гнесиных. М., 1996. - 197с.
135. Мазаев, А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. — М.: Наука, 1992. — 326с.
136. Мамардашвили, М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 199 - 216с.
137. Маточкин, Е.П. Н.К.Рерих и высшая реальность древнего искусства / (267). С.70-83.
138. Мартынов, В.И. Зона opus posth или рождение новой реальности. М.: Классика - XXI, 2005. - 288с.
139. Мартынов, В.И. Игра, пение и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы. — М.: Филология, 1997. — 208с.
140. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М.: РИО Федеральных архивов, Русские огни, 1994. - 240с.
141. Мартынов, В.И. Конец времени композиторов / Послесл. Т.Чередниченко. -М.: Русский путь, 2002. -296с.
142. Медушевский, В.В. Новое сакральное пространство или вечная юность традиции: Минимализм в его отношении к традиции / (280). С.107-112.
143. Мережковский, Д.С. Иисус Неизвестный. — Харьков: Фолио; М.: ACT, 2000.-832с.
144. Мережковский, Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893 / (271). С.34-41.
145. Металлов, В.М. О национализме и церковности в русской духовной музыке. -М., Русская печатня, 1912. — 16с.
146. Металлов, В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. Изд. второе. — М., Типо-лит, Высочайше утвержд. Т-во И.Н.Кушнерев и К0, 1896. 136с., прил., нот.
147. Мещерина, Е.В. Музыкальная культура средневековой Руси. -М.: Канон+. 2008. 320с.
148. Мусаев, Т.М. Кросскультурные аспекты неоканонического звукового пространства России: культурный диалог, синергия, традиция и перспективы // Обсерватория культуры. Гл. ред. -Т.И.Лаптева. М.: НИЦ Информкультура РГБ, 2011, №1. С.44-50.
149. Мусаев, Т.М. Художественно-философская метаморфоза церковного догмата: Каноническая и авторская модели // Тетради Международного Университета в Москве. Сб. трудов. Вып.8. / Гл. ред. А.Д.Берлин. -М.: МУМ, 2007. С.235-248.
150. Мизун, Ю.В., Мизун, Ю.Г. Русь ведическая. М.: АиФ Принт, 2004. - 528с., илл.
151. Нестъев, И. Светила и спутники: (Прокофьев в его контактах с современниками) / (288). С.260-289.
152. Никольская — Березовская, К.Ф. Русская вокально — хоровая школа IX XX веков. - М.: «Языки русской культуры», 1998. - 192с.
153. Никольский, A.B. К вопросу о новых путях в области хоровой композиции // Музыкальная Новь. 1924, №№ 6-7. - С. 12-13.
154. Никольский, A.B. Инертно ли русское регентство? // Хоровое и регентское дело. — 1909, № 2. С.53-55.
155. Никольский, A.B. С.В.Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки // Хоровое и регентское дело. -1912, №10. -С.151-156.
156. Никольский, A.B. Формы русского церковного пения. Пг: Изд. журнала «Хоровое и регентское дело», 1915. — 32с.
157. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Пер. с нем. Н.Н.Полилова. 2-е изд. СПб, Тип. Имп. Академии наук, 1903. -225с.
158. Обатнин, Г. Иванов-мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907-1919)). М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 240с.
159. Овсянникова, И.П. К вопросу о времени в русской духовной музыке конца XIX начала XX века / (276). С.41-58.
160. Овсянникова, И.П. Некоторые принципы сакрального символизма в русской духовной музыке. / (262). С.232-235.
161. Овчинников, P.A. Мистериальные аспекты музыки А.Н.Скрябина / (273). С.584-596.
162. Орлова, Э.А. Структура познания культурных феноменов / (283). С.38-53.
163. Паисов, Ю.И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. -М.: Издательский дом «Композитор», 2004. 600с.
164. Паисов, Ю.И. Беседы с композиторами / (292. Вып.1). С.190232.
165. Паисов, Ю.И. Духовный концерт в современной музыке России / (292. Вып.2). С.231-262.
166. Паисов, Ю.И. Жизнестойкость романтического миросозерцания: Рахманинов / (286). С.91-122.
167. Паисов, Ю.И. Мотивы христианской духовности в современной музыке России / (292. Вып.1). С. 150-189.
168. Пантилеев, Г.Я. Херувимская песнь как предмет культурологического анализа / (282). С.90-92.
169. Ларин, A.B. Хождение в Невидимый град: Парадигмы русской классической оперы. — М.: Аграф, 2000. — 464с.
170. Переписка В.И.Вернадского и П.А.Флоренского II Новый мир. -1989. -№2.-С. 194-203.
171. Пигалев, А.И. Пограничная эпоха как фаза исторической катастрофы: Возникновение, динамика, амбивалентность / (269). С.37-58.
172. Плахов, Ю.И. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии. — Ташкент, 1988. 159с.
173. Плотинова, Н. Принципы обработки древних роспевов в творчестве А.Д.Кастальского. / (260). С.600-609.
174. Покидъко, Е.Б. Знаки ритуальности в произведениях Юрия Юкечева 1980-1990гг. / (273). С. 551-557.
175. Польдяева, E.H. Апокриф или послание? / (257). С. 192-132.
176. Польдяева, Е., Старостина, Т. Звуковые открытия раннего русского авангарда. / (286). С.589-622.
177. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л.Климонтовича и Ю.В. Сачкова. — М.: Прогресс, 1986. — 432с.
178. Прилуцкий, A.M. Семиотика религии. СПб: Инкери, 2007. — 902с.
179. Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня. -М.: Лабиринт, 2007. 350с.
180. Птица, КБ. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. -М.: Музыка, 1970. 120с.
181. Раабен, Л.Н. Размышления о веке уходящем / (277). С.5-12.
182. Рахманова, М.П. Русская духовная музыка в XX веке / (286). С.371-405.
183. Резников, Е. Сравнительный подход в интерпретации крюков / (260). С.556-562.
184. Рерих, Е.И. У порога Нового мира. -М.: МЦР, 1997. 176с.
185. Рерих, Н.К Культура и цивилизация. -М.: МЦР, 1997. 200с.
186. Рерих, Н.К О Вечном . М.: Республика, 1994. - 462с. - (Б-ка этической мысли).
187. Рерих, С.Н. Искусство и Жизнь / Пер. с англ. Т.В.Кожевниковой, И.И.Нейч. М.: МЦР, Мастер - Банк, 2004. - 330с., илл.
188. Рерих, С.Н. Свет Искусства. -М.: МЦР, 1994. 95с.
189. Русский хоровой концерт конца XVII — первой половины XVIII веков. Хрестоматия. Сост. — Н.Д.Успенский. — JL: Музыка, 1976. — 240с.
190. Рыбаков, Б.А. Стригольники (Русские гуманисты XIV столетия). М.: Наука, 1993. - 336с.
191. Рыцарева, М.Г. Русская музыка XVIII века. -М.: Знание, 1987. 128с.
192. Сабанеев, JI.JI. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика -XXI, 2000. - 400с.
193. Саватеева, Д.И. Синергетика как современная мировоззренческая парадигма / (258). С.32-34.
194. Савенко, С. И. Миры Стравинского / (286). С. 151-184.
195. Сапаров, М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения / (284). С.85-103.
196. Сапонов, M.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. -М.: Классика XXI, 2004. - 400 е., ил.
197. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С.Белоненко. -М.: Молодая гвардия, 2002. 7982.с., илл.
198. Серебрякова, JI.A. Образ бытия в художественной картине мира Н.А.Римского -Корсакова // Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М.: Наука, 1991. - С.227-256.
199. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем / Сост. Прот. В.Металлов. М., Типография т/д. Н.Бердоносов, Ф.Пригорин и К°, 1911. - 149с.
200. Скребкова Филатова, М.С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. - М.: Музыка, 1985. -285с., нот., схем.
201. Скрябин, А.Н. Письма / Сост., ред. и примеч. А.В.Кашперова. М.: Музыка, 2003. - 720с.
202. Слонимская, Р.Н. Содружество муз в XX веке: Музыкальный авангард 20-х годов и творческие параллели между смежными искусствами / (275). С.25-34.
203. Собрание сочинений Александра Блока. Том шестой, 19071912. Берлин: «Алконост», 1923. - 350с.
204. Соколов, A.C. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. — 230с., нот.
205. Статис, Г. Искусство пения в православном богослужении: Сущность византийского и поствизанитйского пения / (260). С.74-86.
206. Стернин, Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. - М.: Сов. художник, 1984. - 296с.
207. Стогний, И. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема / Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. трудов
208. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. М.: ГМПИ им. Гнесиных. 1989. -С.23-41.
209. Стравинский, И.Ф. Хроника. Поэтика. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 368с.
210. Танкелевич E.JI. Духовная сущность музыки / (282). С.25-27.
211. Тасалов, В.И. Светоэнергетика искусства: Очерки теоретического искусствознания. СПб: Дмитрий Булганин, 2004. -462с.
212. Тевосян, А. Т. Переход, пространство культуры и музыкально-исторический процесс / (266). С.242-267.
213. Томпакова, О.М. Певец русской темы: Александр Тихонович Гречанинов. М.: Компания Спутник +, 2002. - 172с.
214. Томпакова, О.М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX начала XX века. Новые течения. - М.: Музыка, 1997. -38с., илл.
215. Топоров, В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб: Искусство - СПб, 2003. - 616с.
216. Тютюгина, Н.В. Истоки формирования православной образности в творчестве Николая Рериха / (291). С.286-297.
217. Успенский, Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянской культуры, 2006. - 488с.
218. Успенский, Б.А. Семиотика искусства. -М.: Языки славянской культуры, 2005. 360с.
219. Успенский, Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Изд.2, дополн. Д.: Музыка, 1971. - 356с., нот.
220. Учение Живой Этики. Аум. М.: МЦР, 1996. - 304с.
221. Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. II. Второе изд., доп. - Рига: Угунс, 1995. -232с.
222. Учение Живой Этики. Знаки Агни-Йоги. М.: МНР, 1994. -416с.
223. Учение Живой Этики. Иерархия. Париж, 1931. Переизд. Новосибирск: Сибирское Рериховское общество, 1990. — 224с.
224. Учение Живой Этики. Община. -М.: МНР, 1994. -240с.
225. Федоренко, Т.Г. О некоторых особенностях старообрядческого пения в свете апостольского предания / / (II, 262). С.220-224.
226. Федоровский, В. Сергей Дягилев, или закулисная история русского балета. Пер. с франц. А.Васильковой. М.: Эксмо, 2003. -320с., илл.
227. Флоренский, П.А. Вопросы религиозного самопознания / П.А.Флоренский. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 235,5.с. -(Философия. Психология).
228. Флоренский, П.А. Иконостас / (293). С.265-280.
229. Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Сост. Игумена Андроника (А.С.Трубачева). М.: Мысль, 2000. - 446, 1.с., 1 л. портр., 1л. ил. -(Философское наследие).
230. Флоренский, П.А. Храмовое действо как синтез искусств / Вопросы религиозного самопознания, 2004. С.213-232.
231. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия. Минск: Изд-во Белорусского экзархата. 2006. - 608с.
232. Франтова, Т.В. Религиозные концепты в современном композиторском творчестве / (282). С.41-44.
233. Холопова, В.Н. Композитор Альфред Шнитке. Челябинск: Аркаим, 2004. -256с., илл. - (Биографические ландшафты).
234. Холопова, В.Н. Русско-украинский хоровой концерт эпохи барокко: Специфика музыкального языка и композиции / (292. Вып. 1). С.90-107.
235. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб: Академический проект, 2003. — 814с.
236. Хёйзинга, Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В.Сильвестрова; Коммент. Д.Э.Харитоновича. М: Прогресс - Традиция, 1997. - 416с.
237. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. А.Е.Майкапара. М.: КРОНН-ПРЕСС, 1996. - 656с.
238. Холл, М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. Новосибирск: Наука, 1997. - 794с.
239. Хренов, H.A. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиторал УРСС, 2002. - 448с.
240. Хренов, H.A. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов / (266). С.11-55.
241. Хренов, H.A. Социальная психология искусства: Теория, методология, история. М.: Альфа - М, 2005. - 622с.
242. Чинаев, В.П. «Новый тип исполнителя» в контексте русского художественного авангарда 10-20-х годов / (265). С.123-144.
243. Шапошникова, Л.В. Великое путешествие. Книга вторая. По маршруту Мастера. I. М.: МЦР, Мастер Банк, 1999.
244. Шапошникова, Л.В. Град светлый. М.: МЦР, 1999. - 192с.,илл.
245. Шапошникова, Л.В. Мудрость веков. -М.: МЦР, 1996. -480с.,илл.
246. Шахназарова, Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Иссл. — М.: Сов. композитор, 1983. — 152с.
247. Шевченко, H.A. Духовная реальность и театральная иллюзия. Традиция и понятие новой мистериальности в театральном искусстве / (267). С.232-243.
248. Шелудякова, O.E. К вопросу возникновения чина всенощного пения/(262). С.211-215.
249. Шестов, Л.И. Афины и Иерусалим. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2001. - 400с. - (Б-ка «Р.Х. 2000». Серия «Религиозная философия»).
250. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: Монография. В 2 т. Т. 1. М.: Айрис-Пресс, 2004. - 528с. То же. - Т.2. - 624с. - (Б-ка истории культуры).
251. Шукуров, Ш.М. Искусство и тайна. М.: Алетейа, 1999. -248с.
252. Эткинд, А. Хлыст: Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 685с.
253. Эткинд, А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. -М.: Гнозис; Прогресс-Комплекс, 1994. -376с.
254. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. СПб: Алетейя, 1998. - 250с.
255. Юнг, К— Г. Архетип и символ / Сост. и вст. ст. А.М.Руткевича. -М.: Ренессанс, 1991. 304с.
256. Яскевич, Я. С. Антропологический поворот в современной науке/(258). С.66-69.1.. Коллективные издания, Сборники статей, Тезисы
257. Алемдар Караманов. Музыка, э/сизнъ, судьба: Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи. М.: Классика - XXI, 2005. - 364с., илл.
258. Великие преобразователи естествознания: Илья Пригожий: XIV Междунар. чтения. Минск, 1998. - 208с.
259. Вопросы музыкального содержания: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 136 / Отв. ред. Л.П.Казанцева. М.: РАМ, 1996. -164с.
260. Гимнология: М-лы Междунар. науч.конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» I Ученые записки Науч. центра русской церковной музыки имени прот-я Димитрия Разумовского. Отв. ред., сост. И.Лозовая. В двух книгах. — М., 2000. 672с., нот., илл.
261. Дух и космос: Культура и наука на пути к нетрадиционному миропониманию: Тезисы докл. и выступл-й Междисциплинарного симпозиума (28-30 сентября 1992г.) —Харьков, 1992. 151с.
262. Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тезисы докл. и сообщ-й Межрегион, науч.-практ. конф. 24-25 мая 1996г. Кемерово, 1996. - 346с.
263. Звучащая философия: Сб. статей. / Под. ред. К.С.Пигрова. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 198с.
264. Ивановка. Времена. События. Судьбы / Труды музея -усадьбы С.В.Рахманинова. Сост-ли: А.И.Ермаков, А.В.Жогов. М.: Изд-во Фонда Ирины Архиповой, 2003. - 192с.
265. Из истории музыкальной жизни России (XIX-XX). Сб. науч.трудов. М.: МГК, 1992. - 145с.
266. Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред. Н.А.Хренов. М.: Наука, 2002. - 467с.
267. Искусство как способ познания. М-лы Междунар. общественно-научной конф. 1998. / Ред. колл.: П.С.Гуревич и др. М.: МЦР, 1999.-304с.
268. И.Ф.Стравинский. Статьи. Воспоминания. / Ред. сост. Г.С.Алфеевская, И.Я.Вершинина. -М.: Сов. комп-р, 1985. -376с., илл., нот.
269. Кануны и рубежи: Типы пограничных эпох — типы пограничного сознания: М-лы российско-французской конф. (В 2-х частях). Часть I. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 303с.
270. Контекст-1991: Литературно-теоретические исследования. / Отв. ред. А.В.Михайлов. -М.: Наука, 1991. 256с.
271. Литературные манифесты: От символизма до «Октября» / Сост. Н.Л.Бродский и Н.П.Сидоров. -М.: Аграф, 2001. 384с.
272. Московская музыкальная жизнь // Золотое руно. М. 1906. -№№ 11-12.-С.145-148.
273. Музыка и ритуал: Структура, семантика, специфика: М-лы Междунар. науч.конф., 3-6 октября 2002г. Новосибирск: Сиб. изд-во «Наука», 2004. - 643с.
274. Музыка культура - человек: Сб. статей. Вып.2. / Отв. ред. М.Л.Мугинштейн. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 226с.
275. Музыка XX века в контексте культуры / Ред.-сост. Р.Н.Слонимская. СПб.: Санкт-Петерб. госуд. Академия культуры, 1995.-93с.
276. Музыкальное искусство и культура: Наблюдения, анализ, рекомендации: Сб. статей. Вып.2. Новосибирск: Трина, 1996. - 208с.
277. Музыкальный миллениум: Искусство истории — история искусства: Сб. науч. статей. / Ред. сост. Л.А.Купец. - Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 2000. — 208с., нот.
278. Музыкальный театр XX века: События, проблемы, итоги, перспективы / Ред. сост. А.А.Баева, Е.Н.Куриленко. - М.: Едиторал УРСС, 2004. - 376с.
279. Новая эпоха — Новый человек. М-лы Междунар. научно-практич. конф. 2000 / Ред. колл.: В.В.Фролов, Е.Н.Черноземова, Л.В.Шапошникова. -М.: МЦР, 2000. -336с.
280. Новое сакральное пространство: Духовные традиции и современный культурный контекст. Материалы науч. конф. — Сб. статей МПС. Вып. 47 / Ред. М.И.Катунян. - М.: Изд - воМГК, 2004. -272 е., нот., илл.
281. Нелинейная динамика и постнеклассическая наука: Сб. статей. / Ред.- сост. О.Н.Астафьева. М.: Изд-во РАГС, 2003. - 438с.
282. Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тезисы докладов Всесоюзной научно практич. конф. — Ростов-на-Д., 1990. — 216с.
283. Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 11 / Редколл.: О.К.Румянцев (отв. ред.) и др. М.: М-во культуры РФ, РИК, 2001. -360с.
284. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. сост. Зобов P.A., Мостепаненко A.M. - Л.: Наука, 1974. - 300с.
285. Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Отв. ред., сост. М. Арановский. -М.: Гос. Инс-т искусствознания, 1997. 876с.
286. Семиотика и искусствометрия / Ред. Ю.М.Лотман. — М.: Мир, 1972.-364с.
287. Сергей Прокофьев: 1891-1991: Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания. / Сост. Тараканов М.Е. — М.: Сов. комп-р, 1991. —320с.
288. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия / Общ. ред. С.С.Хоружего. -М.: Ди Дик, 1995.
289. Синяя птица: Сб. статей. — М.: Проблемы искусства, 1908. —97с.291. 100 лет со дня рождения С.Н.Рериха: М-лы Междунар. научно-обществ. конф. 2004. / Глав. ред. Т.О.Книжник. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. - 584с.
290. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью. Вып. 1 / Ред.-сост. Ю.И.Паисов. Вып.1. М.: Композитор, 1999. — 232с., нот. - То же. - Вып.2., 2004. - 264с., нот.
291. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина. — М.: Прогресс, 1993. — 400с. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып.1).
292. I. Диссертации, Авторефераты
293. Борисова, НЕ. Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме. Дисс. . канд. культурологии. СПб.: Росс. гос. педагог, ун-т им. А.И.Герцена, 2000. -215с., прил.
294. Варакина, Г.В. Музыка как эстетический феномен: Музыкальная культура на страницах художественных журналов рубежа XIX-XX веков. Дисс. . канд. культурологии. -М.: РИК, 1999. 192с.
295. Вартанова, Е.И. Черты стиля позднего симфонического творчества Рахманинова. Дисс. .канд. иск. — Саратов: СГК, 1988. — 184с.
296. Давыдова, H.A. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX начала XX веков. Дисс. . кандидата культурологии. - Ярославль: ЯЛТУ им. К.Д. Ушинского, 2009.-241 с.
297. Демченко, А.И. Отечественная музыка начала XX века: К проблеме создания художественной картины мира. Дисс. . докт. иск. -М.:МГК, 1991.
298. Исхакова, С.З. «Неклассическое» звуковое пространство: Музыкальная композиция начала XX века в контексте идей времени. Дисс. . канд. иск. -М.: РАМ, 1998. 244с.
299. Комарова А.Н. Русская духовная музыка как умозрение в звуках. Дисс. .канд. филос. наук. Н.Новгород: НГАСУ,2008. - 179 е.:
300. Конотоп, A.B. Русское строчное многоголосие: Текстология, стиль, культурный контекст. Дисс .докт. иск. М.: Гос. ин-т искусствознания. 1996. — 221с.
301. Малацай, JI.B. Роль А.В.Никольского в развитии русской церковно-певческой культуры начала XX века. Дисс. канд. иск. -Ростов-на-Дону: РГК, 1999. 199с., нот.
302. Панова, Ж.В. Илья Сац — «Композитор на театре»: (Художник в зеркале «Серебряного века»). Дисс. .канд.иск. М.: РАМ, 1994. -226с., текст, прил., нот. прил.
303. Плотникова, Н.Ю. Многолосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX начала XX веков. Дисс. . канд. иск. М.: МГК, 1996. -264с., нот., прил.
304. Польдяева, Е.Г. Русский музыкальный авангард 1910-х годов: К вопросу об истоках «Новой музыки» XX века. Дисс. . канд. иск. -М.: Росс. Ин-т искусствознания, 1993. 188с., нот.
305. Урванцева, O.A. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX-XX вв. на примере творчества С.В.Рахманинова. Дисс. . канд. иск. — Екатеринбург: УГК, 1997.
306. Сахно, И.М. Русский авангард: Живописная теория и поэтическая практика. Автореф. дисс. . докт. филолог, наук. — М.: МГУ, Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1999. 59с.
307. Тевосян, А.Т. Современные проблемы хорового искусства (1965-1995гг.). Автореф. дисс. .канд. иск. в виде научного доклада. -М., 1995.-50с.
308. Тюрина, В.Н. Музыка как феномен культуры: (Методологические аспекты). Дисс. . канд. культурологии. -М.: Росс, ин-т переподг. раб-в искусства, культуры и туризма. 139с.
309. Сафонова, O.P. Мотивы кристалла и зеркала в русской музыкальной культуре начала XX века. Дисс. . канд. иск. — Н.Новгород: НТК, 1999. 147с., нот., прил.
310. Федоров, Д.В. Смысл музыки: Его анализ на основе эстетики П.А.Флоренского и русской философско-религиозной традиции. Дисс. . канд. иск. М.: МГК, 1999. - 152с.
311. Шарипова, А.Р. Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры. Дисс. канд. филос. наук. Казань: КГУКИ, 2010.-175 е.: ил.
312. Югова, С.А. Константы духовной культуры в экзистенциализме H.A. Бердяева. Дисс. . канд. филос. наук. Барнаул: Алтайский ГУ, 2009. - 155 с.1.. Зарубежные издания
313. Adorno, Th. W. Einleitungdie musiksoziologie. Fr. a/M., 1969.
314. Berio, L. Music und dichtung eine Erfahrung // Darmstädtler zur neuen Musik. —Hg. W. Steineke mainz: Shotf s Söhne, 1959.
315. Dixon, G. Some English Impressions of the Russian Church and It's Music. / (П, 260), p. 583-593.
316. Ellmar, A. Hauptprobleme der Osteuropaischen Musikgeschihte // Musik des Ostens. Sammel bände für historische und vergesihende forschung. — Bärenreiter Verlag — Kassel - Basel — London - New York. 1962.
317. Flindell, F. Some early acounts concerning liturgial and secular music noted down by foreign travellers to Russia. / (II, 260), p.572-582.
318. Gardner, J. V. System und Wesen des russischen Kirchengesanges. -München, Wiesbaden: Harrasowitz, 1976.
319. Hauser, A. Kunst und Zesellschaft. München, 1973.
320. Mcluhan, M. Understnding media. London, 1987.
321. Muzica antiqua. V: Acta scientifica / Ed. Anna Czekanowska; Filharmonia Pomorska im. I. Paderewskiego w Bydgoszczy. Bedgoszcz, 1978.-629s.
322. Riesmann, O. Die Notation des alt russische Kirchen gesanges. — Leipzig: Verlag von breitkopf und Härtel, 1909.324. «Sieg über die Sonne». Aspekte russischer kunst zu Beginn der 20 Jahrhunderts. Berlin: Akademie der Kunsti der DDR, 1983. - 236s.
323. Talbot, M. Mysticism and the New Physics. London, 1981.
324. Totzke, J. Die russische kirschenmusik auserhalß Rußlands. Versuch einer Ubersicht // Kirhe im Osten, 1984. Bd.27.
325. Uchastkina, Z. History of Russian Hand Papermills and thear watermarks. Hilversum. Holland, MCMLXII. - 508p.
326. White, E.W. Stravinsky // European music in the 20-th centure / Edited by H.Hartog. — Penguin books Ltd, Harmondsworth, Middlessex, Australia: Penguin books, 1961.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.