Духовно-нравственные ориентиры в русской культуре серебряного века: социально-философские аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Синельщикова, Любовь Александровна

  • Синельщикова, Любовь Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 177
Синельщикова, Любовь Александровна. Духовно-нравственные ориентиры в русской культуре серебряного века: социально-философские аспекты: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2015. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Синельщикова, Любовь Александровна

Оглавление

Введение

Глава 1. Философы Серебряного века о социальной значимости духовных идеалов

1.1. Социокультурный кризис на рубеже Х1Х-ХХ вв

1.2. Духовно-нравственные ориентиры в философии космизма

1.3. Социально-философская тематика в религиозно-

реалистической философии на рубеже XIX - XX веков

1.4. Философия русского марксизма о назначении человека в социуме

Глава 2. Утверждение духовно-нравственных ценностей в искусстве Серебряного века

2.1. Поиск духовно-нравственных ориентиров в литературе

Серебряного века

2.2. Социокультурные нормы в живописи

рубежа XIX — XX вв

2.3. Главные моральные принципы, помогающие в постижении смысла бытия в музыкальном и театральном искусстве

Серебряного века

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственные ориентиры в русской культуре серебряного века: социально-философские аспекты»

Введение

Актуальность темы исследования. Современный период истории России является кризисным и во многих отношениях переходным. Сегодня происходит радикальная переоценка многих духовных ценностей и социокультурных традиций, что ведет к потере в обществе ощущения стабильности. Именно поэтому актуальным становится обращение к истории России, к поискам величайшими деятелями отечественной культуры духовно-нравственных ориентиров человека и глубинных социокультурных взаимодействий, что является предметом изучения социальной философии. В качестве рабочего мы будем использовать определение К. X. Момджяна: «Социальная философия - это автономная исследовательская область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий»1.

Отсюда следует, что социальная философия обращена на общество, историю его развития и человека, как субъекта социокультурных взаимодействий. В задачи социальной философии входят также исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и ее основных тенденций. В истории философской мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания целей и задач философского мышления о мире: ценностный (валюативный) и рефлективный.

Ценностная (валюативная) социальная философия исходит из понимания философии как софийного знания, мудрости бытия в мире, призванной ответить на вопрос о смыслах человеческого существования в обществе и истории. Соответственно, задачей социальной философии становится обсуждение желаемых форм общественного устройства, возможного предназначения истории и норм достойного существования в ней, которые соответствуют высшим ценностям человеческого бытия. Ее суждения основаны на ценностных предпочтениях. Эти ценностные предпочтения квалифицируются как истинные

1 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М. 2001.

или ложные лишь в том случае, когда касаются «ценностей-как-средств», но не конечных «ценностей-как-целей», свободно избираемых людьми.

Второй тип социальной философии - рефлективная социальная философия исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия, которая дана субъекту познания феноменологически и все же не зависит от его ценностных предпочтений, являясь объектом верифицируемого знания.

Наше исследование относится к валюативной социальной философии. Оно обращено к Серебряному веку, времени величайшего взлета духовности, а также времени кризиса и перемен, имеющему множество сходных черт с настоящим временем. Этим и диктуется актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Понятие «духовно-нравственные ориентиры» применимо в различных сферах философского знания: этика, философия культуры, философская антропология; оно работает и в контексте социально-философского исследования. Дадим определение каждому компоненту этого словосочетания.

Духовность определяют следующим образом: «Оплодотворение души духом и постоянная тяга к духу (совершенствованию, беспредельности, свободе, предельным целостностям) есть не что иное, как духовность»2. Авторы книги «Природа и дух: мир философских проблем» дают следующее определение духовности: «духовность - направленность человека за пределы своего наличного бытия, природы и одновременно глубокое переживание последней, т. е. стремление связать свой духовный мир с природой, душу с духом. Когда страстная любовь к природе сочетается с интенсивной устремленностью за ее пределы, то при этом достигается максимально выраженная связь духовных миров с нашим миром (природой). Это оптимальный случай, когда реализуется и

2 Современный философский словарь. М. 1996. С. 166.

познание природы, и постижение человека (проникновение в его сущность в сфере искусства). Это есть ситуация высшего проявления духовности человека»3.

Также духовность определяется как понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него.... В этическом аспекте она обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в его сознательной устремленности к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу4.

В работах В. Н. Сагатовского отмечается, что под духовностью понимается приобщенность души к духу (индивидуального начала к целостному, Я и Ты к Мы) как результат «глубинного общения»; присутствие духа в душе5. Подобным образом определяет духовность и академик А. А. Корольков: «Духовность - это проявление устремленности к совершенному, идеальному, целостному. Духовность преодолевает утилитаризм, чисто практическое, точнее прагматическое, бытие человека»6. Солидарен с исследователями в определении духовности петербургский философ Е. Г. Бессонов: «В ... понимании духовного, во-первых, глубже представлено то, благодаря чему человек становится личностью. В данном контексте духовность является тем глубинным явлением, которое и определяет неповторимость, индивидуальность культуры личности. Во-вторых, духовность раскрывается как человеческая способность преодоления отчужденности, изолированности в человеческом отношении к другому, содержащая возможность достижения духовного единства. Разделенность между духовным и идеальным, миром ценностей и сферой отчуждения, народом и

3 Природа и дух: Мир философских проблем. Кн.2. Виды и формы освоения бытия. СПб., 1995. С. 172.

4 Этика- энциклопедический словарь. М., 2001. С. 131-132.

5 Сагатовский В. Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб., 2004. С. 124.

6 Корольков А. А. Духовная антропология. СПб., 2005. С. 15.

властью может преодолеть только самостоятельная и духовно свободная

7

личность как творец и носитель духовных начал своего народа» .

Общим для указанных определений становится стремление человека к единству с духом, другими словами, через духовность человек возвышается над повседневностью, духовно совершенствуется.

Нравственный закон, по определению С. JL Франка, «закон, который человеческое «я» испытывает как внутренне понятный ему и свободно признанный закон...»8. Авторами учебно-научного пособия «Лики морали» нравственность определяется, как способность человека соотносить себя с другим человеком и всей живой природой с точки зрения равенства, превосходства или унижения9. Нравственность является важнейшим аспектом культуры, дающим общее основание человеческой деятельности. Ее разрушение приводит к распаду общества, к катастрофе. Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Ориентиром же является то, что служит опорой в жизни, направляет чью-либо деятельность. Не случайно многие ученые считают, что человек только тогда становится личностью, когда он приобщается к нравственности, вследствие чего сущность человека часто определяется через понятие Homo moralis (человек моральный).

Таким образом, духовно-нравственные ориентиры, в нашем представлении, это совокупность приоритетных для личности нравственных, эстетических и социальных норм, принципов и правил, помогающих в максимальном утверждении гармонического единства с окружающими людьми, со своей страной, природой, и являющихся эталоном в жизни, поведении,

7 Бессонов Е. Г. Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи (философско-аксиологический анализ). СПб., 2006. С. 12.

8 Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 85.

9 Лики морали: введение в этику. СПб., 1996. С. 9.

позволяющие личности самосовершенствоваться и улучшать социальный мир.

Проблемы, которые пытались разрешить мыслители Серебряного века, были вызваны изменениями в жизни общества, произошедшими на рубеже XIX - XX вв. Экономическая нестабильность, мировая война и революции, упадок морали, утрата веры в рациональное постижение мира — все это проявления кризисного состояния общества. В таких условиях многие деятели культуры пытались определить причины мировоззренческого кризиса, предугадать последствия и найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Философы Серебряного века рассматривали мир и человека, как правило, в

ключе реалистического мировоззрения, утверждающего единство материального

и духовного начал мира10. Несколько иначе его понимает ученый А. Ф. Замалеев:

под реализмом понимается учение, восходящее к средневековой схоластике и

признающее существование общих понятий и идей, по существу, восходящим к

«линии Платона»11. «Философская метафизика является рациональным

объяснением бесконечных характеристик бытия - приложением четырех

аристотелевских причин: формальной материальной, производящей и конечной -

к относительным и абсолютной реальностям. Это возможно, ибо «законы разума

суть вместе и законы реального мира». Быть реальным - значит быть 11

познаваемым...» - таков взгляд на реализм ученого И.Д. Осипова. Мы согласны с этими определениями, но понимаем реализм несколько иначе - как синтез материального и идеального. Реалистами в XIX в. называли себя как мыслители материалистического и позитивистского направлений (например, А. В. Луначарский13, А. А. Богданов14, В. А. Базаров15 и др., обосновывавшие

10 Обухов В. Л., Зобов Р. А., Сугакова Л. И. Манифест реалистической философии. СПб., 2004. С. 16.

11 Замалеев А. Ф. Десять тезисов о философии реализма // Философия реализма: из истории русской мысли: сб. статей. СПб., 1997. С. 3-7.

12 Осипов И.Д. Онтологический реализм русской философии / под ред. А. Ф. Замалеева. СПб., 1997. С. 49.

13 Луначарский А. В. Религия и социализм. Ч. 1-2. СПб., [1908] - [1911]; Идеализм и материализм/ A.B. Луначарский. Об атеизме и религии. Сборник статей, писеме и других материалов. М., 1972.

14 Очерки философии коллективизма / Сб. 1. СПб., 1909.

позицию реалистического мировоззрения)16, так и философы, которых мы традиционно относим к религиозно-идеалистическому направлению. В то время, в конце XIX - начале XX столетия появляются учения об «идеал-реализме» Н. О. Лосского17 и «абсолютном реализме» С. Л. Франка18, обосновывающие и доказывающие неразрывность материи и духа.

Это время в русской философии характеризуется религиозным Ренессансом -утратив доверие к позитивизму, часть мыслителей обращают свой взор к Богу. Каких нравственных ориентиров следует придерживаться человеку и обществу, живущим в эпоху перемен - к этому вопросу в равной степени обращались Николай Федоров19, Владимир Соловьев20, Сергей Булгаков21, Николай Бердяев22, Семен Франк и др.

Русская религиозная философия рубежа XIX - XX веков рассматривала тему кризиса в широком диапазоне: от утопических теорий (например, у Николая Федорова и космистов, в «теократической утопии» Владимира Соловьева и т.д.) -до явного катастрофизма, проблемы духовного вырождения, конца культуры и цивилизации, трагической судьбы России, смысла революции как исторической катастрофы (у Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Д. С. Мережковского). Лейтмотивом философии того времени была трагедия - трагедия не только отдельной личности, но трагедия всего народа, всей страны. Кризис культуры был всеобщим, и в попытках изыскать выходы из него предлагались самые разнообразные способы и выдвигались различные, в том числе, религиозные ориентиры. В искусстве господствовало декадентство (символизм), а в

15 Базаров В. А. Мистицизм и реализм нашего времени / Очерки по философии марксизма: Филос. сб. СПб., 1908; Базаров В. А. Богоискательство и богостроительство // Вершины. Литературно-критические и фнпософско-публицистические сборники. Кн. 1. СПб., 1909.

1 Очерки реалистического мировоззрения. Очерки реалистического мировоззрения: Сб. ст. по философии, обществ, науке и жизни. 2-е изд. СПб., 1905.

17 Лосский H. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

18 Франк С. Л. Предмет знания: Душа человека. Минск М., 2000.

19 Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1994.

20 Соловьев В. Оправдание добра // Соловьев В. Собр. соч.: в 2 т.: Т. 1., Т. 2.2-е изд. М., 1990.

21 Булгаков С. H. Свет невечериий: Созерцания и умозрения. М., 1994.

22 Бердяев Н. А. Русская идея. М.-СПб., 2005; Бердяев H. А. Самосознание: опыт философской автобиографии. СПб., 2007; Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990; Бердяев Н. А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). M., 2011.

философии - экзистенциализм, иррационализм, персонализм, отражающие кризис рационализма.

Источниковедческая база настоящего исследования представлена: во-первых, трудами деятелей культуры Серебряного века: А. М. Авраамова ,

л 1С П

И. Ф. Анненского , К. Д. Бальмонта , А. Белого , Н. А. Бердяева, А. А. Блока , А. А. Богданова28, В. Я. Брюсова29, С. Н. Булгакова30, И. А. Бунина31, Е. Б. Вахтангова , В. И. Вернадского , 3. Н. Гиппиус , М. Горького , Л. Н. Гумилева36, Н. С. Гумилева37, В. И. Иванова38, И. А. Ильина39, А. Ф. Лосева40, Н. О. Лосского41, А. В. Луначарского42, В. В. Кандинского43, М. А. Кузьмина44, А. И. Куприна45, К. С. Малевича46, В. В. Маяковского47,

23 Авраамов А. M. «Ультрахроматизм» или «омиитональиость»? // Музыкальный Современник. Петроград. 1916. Кн. 4 и 5., Авраамов А. М. Смычковый полихорд// Музыкальный Современник. Петроград. 1915. Кн. 3.

24 Анненский И. Стихотворения и трагедии. Л., 1990.

25 Бальмонт К. Д. Собрание сочинений: в 7 т.: Т. 6.: Край Озириса; Где мой дом?: Очерки (1920 - 1923); Горные вершины: Сборник статей; Белые зарницы: Мысли и впечатления. M., 2010.

26 Белый А. Смысл искусства / Символизм как миропонимание. M., 1994.

27 Блок А. Без божества, без вдохновенья. Собр. соч. в 8 т.: Т. 6. М.-Л., 1962.

28

Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн. 2. М.: Экономика, 1989; Богданов А. А. Эмпириомонизм: Статьи по философии. М., 2003.

29 Брюсов В. Избранная проза. М., 1989.

30 Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

31 Бунин И. А. Антоновские яблоки. Повести и рассказы. М., 1980.

32 Вахтангов Е. Б. Записки. Письма. Статьи [микрофильм]. М.-Л., 1939.

33 Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. M.: Наука, 1994; Научная мысль как планетное явление. [М., 1991]. URL: http://www.trvpillya.kiev.ua/vernadskiv/noosf.htm. (Дата обращения: 31.01.2013); Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. Значение биогеохимии для познания биосферы. - [Л., 1934]. URL: http://book-ist.ru/vernad/vern.html. (Дата обращения: 31.01.2013).

34 Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.

35 Горький А. М. Рождение человека / Дело Артамоновых. Рассказы. М., 1980; Горький А. М. Фома Гордеев. М., 1980; Горький А. М. Избранное: Рассказы. Очерки. Пьесы. М., 1983; Горький А. М. Человек. Собрание сочинений в 18 т.: т. 4. М., 1960.

36 Гумилев Л. H. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М., 2001; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотип. Л., 1990.

37 Гумилев H. Избранное. Красноярск., 1989; Гумилев Н. С. Читатель // Соч. в 3 т.: Т. 3. М., 1991; Гумилев Н. С. Стихи. Поэмы. Тбилиси, 1988.

38

Иванов В. Стихотворения и поэмы. Л., 1976.

39 Ильин И. А. Избранное. М., 2010.

40 Лосев А. Ф. Очерки Античного символизма и мифологии. М., 1993.

41 Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995; Лосский H. О. История русской философии. М.,1994.

42 Луначарский А. В. Основы позитивной эстетики // Собр. Соч. в 8 т.: т. 7. M., 1967.

Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х т.: Т. 1.2-е изд. испр. и доп. M., 2008.

44 Кузьмин М. О прекрасной ясности // Аполлон. 1910. № 4.

45 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. M., 1984.

46 Малевич К. Черный квадрат. СПб., 2001.

47 Маяковский В. Избранные сочинения в 2 Т.: Т. 2. М., 1981. М., 1956.

B. Э. Мейерхольда48, Д. С. Мережковского49, Г. В. Плеханова50, Н. К. Рериха51, А. Н. Скрябина52, В. С. Соловьева, Ф. К. Сологуба53, Л. Н. Толстого54, Е. Н. Трубецкого55, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского56, С. Л. Франка57,

A. П. Чехова58, Л. И. Шестова59, и др.

Во-вторых, использовались монографии и статьи современных исследователей, освещающие наследие Серебряного века: труды В. Ф. Асмуса60, Е. А. Борисовой и Г. Ю. Стернина61, П. П. Гайденко62, А. А. Грякалова63,

C. Е. Глезерова64, А.В. Доливо-Добровольского65, И. И. Евлампиева66,

B.В. Зеньковского67, А.Я. Кожурина68, Н.В. Мотрошиловой69, Л.А. Рапацкой70,

48 Мейерхольд В. О театре // Аполло». СПб., 1909. № 1.

49 Мережковский Д. С. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 4. М., 1990; Мережковский Д. С. Собрание сочинений. Тайна Трех. M., 1999.

50 Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории. Избранные философские произведения в 5 т.: Т. 2. М., 1956.

51 Рерих Н. К. Об искусстве. М., 1994; Рерих H. К. Николай Рерих. Семь великих тайн космоса: Сочинения. М., 2002.

52 Скрябин А. Поэма экстаза. Избр. стихотворения. М., 2008; Бандура А. И. Александр Скрябин. Челябинск, 2004; Бандура А. И. Александр Николаевич Скрябин - мистика творчества и магия светозвука. URL: http://www.theosophv.ru/lib/skr.htm. (Дата обращения: 29.01.2013).

53 Сологуб Ф. Стихотворения. СПб., 2000.

54 Толстой Л. H. Воскресение. Собр. соч. в 22-х т.: Т. 13. М., 1978; Толстой Л. Н. Избранное. Л., 1979; Что такое искусство / Л. H. Толстой. Собрание сочинений в 22 томах: Т. 15. М., 1983.

55 Трубецкой Е. H. Смысл жизни. Пушкино., 2001; Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в ■фасках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М., 1991.

5 Флоренский П. А. История и философия искусства. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000.

Франк С. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия / С. Л. Франк. Минск, 2009.

58 Чехов А. П. Вишневый сад: Пьеса М., 1980; Чехов А. П. Повести и рассказы. M., 1997; Чехов А. П. Рассказы. М.Владимир, 2011.

59 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. M., 2004.

60 Асмус В. Ф. Философия и эстетика русского символизма. М., 2011.

61 Борисова, Е. А., Стернин, Г. Ю. Русский модерн. М., 1990.

62 Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. M., 1970; Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. M., 2001.

63 Грякалов А. А. Письмо и событие (эстетическая топография современности). СПб., 2004; Грякалов А. А. Русский космизм и философия события (Образ - Проект - Событие). «Credo New». №1, 2007. URL:

http://credonew.ni/content/view/718/32. (Дата обращения: 27.11.2012).

Глезеров С. Е. Закат блистательного Петербурга. Быт и нравы Северной столицы Серебряного века. М., 2012. Доливо-Добровольский А. В. Семья Гумилевых. Кн. 1. Николай Гумилев. Поэт и воин. СПб., 2005; Доливо-Добровольский А. В. Философское размежевание поэтов «Серебряного века» русской культуры // Реалистическая традиция в русской философии. Материалы международной конференции. СПб., 2006.

Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта 4 1 СПб., 2000.

67 Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001.

Кожурин А. Я. «Символист» в повседневной жизни (В.В. Розанов) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т.7. № 2. СПб.: РХГА, 2006; Кожурин А. Я. Антропология Владимира Соловьёва в контексте философии XIX века // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва. Материалы

О. Ронена71, Д. В. Сарабьянова72, С. Г. Семеновой73, В. С. Семиной74, Ю. В. Синеокой75, Е. А. Трофимовой76, С. В. Федотовой77.

В третьих, литература, раскрывающая понятие «кризис», «переломные эпохи» и современное состояние общества, представленная авторами: П. С. Гуревичем78, В. А. Дмитриенко79, А. И. Извековым80, В. Л. Обуховым81, Л. Н. Ольховой82, Ю. М. Плотинским83, Т. Ю. Сидориной84, В. Н. Томалинцевым85, Н. Т. Фроловым86.

В-четвертых, монографии авторов, освещающих понятия «идеал», «духовность», «нравственность» и др. Это следующие авторы:

международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия "Symposium", выпуск 32. СПб., 2003; Кожурин А. Я. Взаимодействие власти и науки в федоровской «Философии общего дела» // Стратегии взаимодействия философии, культурологии и общественных коммуникаций. СПб., 2003; Кожурин А. Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. СПб., 2005.

69 Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). М., 2007.

70 Рапацкая Л. А. Искусство «Серебряного века». M., 1996.

71 ОмриРонен. Серебряный век как умысел и вымысел. (Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 4). 2-е гад. исправ. М., 2000.

72 Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. M., 1998.

73 Семенова С. Г. Николай Федоров: Творчество жизни. M., 1990.

74 Семина В. С. Мир человека и мир вещи в изобразительном искусстве России на рубеже XIX -XX вв. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. Т. 23. № 2.

75 Синеокая Ю. В. Ницше в России // Русская философия: Словарь. М., 1995.

76 Трофимова Е. А. Космизм в русской культуре Серебряного века: монография. СПб., 2012.

77 Федотова С. В. Три концепции человека в литературе Серебряного века // Вестник ТГПУ. 2005. вып. 6 (50).

78 Гуревич П. С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Личность. Культура. Общество. М., 2000.

79 Дмитриенко В. А. Формирование культуротворческой личности как цель образования // Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП. СПб., 2011.

80 Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: кризис культурной идентификации. СПб., 2008.

81 Обухов В. Л. Философский реализм. Избранные труды. Научное издание. СПб., 2008; Обухов В. Л. Избранные труды. 2-е изд. СПб., 2013; Обухов В. Л., Зобов Р. А., Сугакова Л. И. Манифест реалистической философии. СПб., 2004; Обухов В. Л., Зобов Р. А., Сугакова Л. И., Ситников В. Л. Основы человековедения: Человек как мискрокосм: Учебное пособие. 2-е изд., пер. и доп. СПб., 2001.

82 Ольхова Л. H. Трансформация модусов отрицания в русской культуре переходных эпох: монография. М., 2007.

83 Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: пособие для высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

84 Сидорина Т. Ю. Современные проблемы философии: Дискуссии о кризисе культуры в западноевропейской и русской философии: курс лекций. М., 1997; Сидорина Т. Ю. Философия кризиса. М., 2003; Сидорина Т. Ю. Человечество между гибелью и процветанием (философия кризиса в XX веке). М., 1997.

Томалинцев В. H. Человек на рубеже тысячелетий: Парадоксы духовного развития: опыт исследования феномена изощренности в культуре и творчестве. СПб., 2001; Томалинцев В. Н. Экстремаль России: Прогноз развития. СПб., 2007.

Фролов И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. 2-е изд., переработ, и доп. М., 1983.

Е. Г. Бессонов87, М. С. Каган88, А. А. Корольков89, Б. В. Марков90, А. Г. Сабиров91, В. Н. Сагатовский92, Л. Н. Столович93.

Сходство нашего времени и эпохи Серебряного века подтверждается огромным количеством исследований современных авторов, посвященных Серебряному веку и социально-философским аспектам эпохи рубежа XIX - XX вв. Здесь следует упомянуть диссертации С. В. Алябьевой94, Р. Н. Зеленкова95, Н. Г. Коваленко96, И. В. Кутыковой97, М. Н. Маховой98, А. О. Туфанова", С.Я.Ягубовой100.

Тем не менее, проблема духовно-нравственных ориентиров в философии и культуре Серебряного века в ее социально-философских аспектах, определяющих предназначение человека в социуме, на данный момент изучена недостаточно. Нет специальных монографий, посвященных исследованию духовно-нравственных ориентиров, предлагаемых деятелями культуры Серебряного века, а в статьях, посвященных этому вопросу, это понятие даже не определяется. Широко используется понятие «духовно-нравственные ценности», но преимущественно в этических сочинениях и в трудах богословов. Между тем, понятия «ценность» и «ориентир» не совпадают, поскольку между ними

87 Бессонов Е. Г. Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи (философско-аксиологический анализ): Автореф. дисс... канд. философ, наук." 09.00.13. СПб., 2006.

88 Каган М. С. Социальные функции искусства. Л., 1978.

89

Корольков А. А. Духовная антропология. СПб., 2005.

90 Марков Б. В. Люди и знаки. Антропология межличностной коммуникации. СПб., 2011.

91 Сабиров А. Г. Социально-философская антропология: принципы конституирования и предметного определения. М., 1997.

92 Сагатовский В. H. Философия антропокосмизма в кратком изложении: Курс лекций. СПб., 2004.

93 Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. М., 2005.

94 Алябьева С. В. Жизнеучение Л. Н. Толстого в контексте современной философской антропологии: Дисс... канд. филос. наук. 09.00.13. СПб., 2006.

95 Зеленков Р. H. Социально-философское содержание идей акмеизма как феномен петербургской культуры: Дис... канд. филос. наук. 09.00.11. СПб, 2010.

96 Коваленко Н. Г. Символические начала в русской культуре (koh.XIX- пер. половина XX вв.): Дисс... канд. филос. наук. 09.00.13. СПб., 2006.

97 Кутыкова И. В. Проблема смысла истории в философии и культуре переломных эпох: «Серебряный век» и современность: Дис... канд. филос. наук. 09.00.11. СПб. 1999.

98 Махова М. H. Философско-антропологические аспекты культуры «Серебряного века»: Дис... канд. филос. наук. ЛГУ им. А. С. Пушкина. 09.00.13. СПб., 2006.

"Туфанов А. О. Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании: Дисс. на соискание ученой степени кандидата филос. наук. 09.00.13. СПб., 2001.

100 Ягубова С. Я. Учение о человеке С. Л. Франка в контексте современной философской антропологии: Дис... канд. филос. наук. 09.00.13. СПб., 2011.

существуют как единство, так и различие. Ценностями называют вещественные и идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельной личности, либо для всего человечества. Ориентир же, в нашем понимании, включает только духовные идеалы и ценности, и потому является конкретизацией понятия «ценности», его отдельного аспекта.

Но между этими понятиями существует и сходство. Подобно тому, как в аксиологии понятию ценностей противостоят антиценности, так и в духовно-нравственных ориентирах присутствуют и положительное, и отрицательное содержание, что будет показано в дальнейшем.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Синельщикова, Любовь Александровна, 2015 год

Список литературы

1. Авраамов А. М. «Ультрахроматизм» или «омнитональность»? // Музыкальный Современник. - Петроград. -1916.- Кн. 4 и 5. - 12 с.

2. Авраамов А. М. Смычковый полихорд // Музыкальный Современник -Петроград.-1915.-Кн. 3.-9 с.

3. Алябьева С. В. Жизнеучение Л. Н. Толстого в контексте современной философской антропологии: Дисс... канд. филос. наук. 09.00.13. - СПб., 2006. -204 с.

4. Андреев Л. Н. Избранное. - Л.: Лениздат, 1984 - С. 36. - (Мастера русской прозы).

5. Анненский И. Стихотворения и трагедии. - Л.: Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1990. - 638 с. - (Б-ка поэта: Осн. М. Горьким в 1931 г. Большая сер.: 3-е изд.).

6. Аполлон. Художественно-литературный ежемесячник // под ред. С. Маковского. - 1909 - № 1. - С. 71.

7. Аполлон. Художественно-литературный ежемесячник // под ред. С; Маковского.-1910.-№4.-С. 5- 10.

8. Аполлон. Художественно-литературный ежемесячник // под ред. С. Маковского. - 1910. -№ 5. - С. 6.

9. Аристотель Сочинения в 4 т.: Т. 1. - М.: Мысль, 1975. - 546 с.

10. Асмус В. Ф. Философия и эстетика русского символизма. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 88 с. (Из наследия мировой философской мысли: эстетика).

11. Базыма Б. А. Психология цвета. Теория и практика. - СПб., 2007. - 172 с.

12. Бальмонт К. Д. Собрание сочинений: в 7 т.: Т. 6.: Край Озириса; Где мой дом?: Очерки (1920 - 1923); Горные вершины: Сборник статей; Белые зарницы: Мысли и впечатления. - М.: Книжный клуб книговек, 2010 - 624 с.

13. Бандура А. И. Александр Скрябин. - Челябинск: Аркаим, 2004. - 384 с. -(Биографические ландшафты).

14. Бандура А. И. Александр Николаевич Скрябин - мистика творчества и магия светозвука: [Электронный ресурс]. URL: http://www.theosophy.ru/lib/skr.htm. (Дата обращения: 29.01.2013).

15. Белый А. Смысл искусства / Символизм как миропонимание / Сост., вступ. Ст. и прим. JI. А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с. - (Мыслители XX в.).

16. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. - М.: Наука, 1990. - 224 с.

17. Бердяев Н. А. Русская идея - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005 - 832 с.

18. Бердяев Н. А. Самосознание: опыт философской автобиографии. - СПб.: Азбука-классика, 2007. — 416 с.

19. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.

20. Бердяев Н. Смысл творчества (опыт оправдания человека). - М.: Астрель, 2011.-670 с.

21. Бессонов Е. Г. Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи (философско-аксиологический анализ): Автореф. дисс... канд. философ, наук. 09.00.13:-СПб., 2006.-17 с.

22. Блищ Н. Л. Автобиографическая проза А. М. Ремизова (проблема мифотворчества) / Н. Л. Блищ. - Минск: ЕГУ, 2002. - 116 с.

23. Блок А. Без божества, без вдохновенья. Собр. соч. в 8 т.: Т. 6. - М.-Л.: Гослитиздат, [Ленинградское отделение], 1962. - 556 с.

24. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн. 2 / Редкол. Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др. / Отд-ние экономики АН СССР. Инт экономики АН СССР. — М.: Экономика, 1989. — 351 с. — (Экон. наследие).

25. Богданов А. А. Эмпириомонизм: Статьи по философии / отв. ред. В. Н. Садовский, поел. В. Н. Садовского; А. А. Андреева и М. А. Маслина. - М.: Республика, 2003. - 400 с. - (Мыслители XX в.).

26. Борисова, Е. А., Стернин, Г. Ю. Русский модерн: альбом / Елена Андреевна Борисова, Григорий Юрьевич Стернин; под ред. И.А. Гута. - М.: Советский художник, 1990. - 359 с.

27. Брюсов В. Избранная проза. - М.: Современник, 1989. - 671 с. -(Классическая библиотека «Современника»).

28. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / [подгот. текста и коммент. В. В. Сапова; Послесл. К. М. Долгова]. - М.: Республика, 1994. - 414 [1] с. - (Мыслители XX века).

29. Бунин И. А. Антоновские яблоки. Повести и рассказы. - М.: Советская Россия, 1980. - 272 с. - (Школьная библиотека).

30. Вайль П. Гений места / Послесл. JI. Лосева. - М.: КоЛибри, 2006. - 488 с.

31. Василенко Л. И. Краткий Религиозно-Философский словарь. - М.: Истина и Жизнь, 1998.-254 с.

32. Вахтангов Е. Б. Записки. Письма. Статьи [микрофильм].- М.-Л.: Искусство, 1939.-408 с.

33. Вергилий. Энеида. Книга Пятая // Буколики. Георгики. Энеида (Вергилий): [Сб.: пер. с лат.] / Публий Вергилий Марон. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Наука поэзии: [Сб.: пер. с лат.] / Квинт Граций Флакк. — М.: ACT: ACT Москва, 2009. —908 с.

34. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1994. - 672 с.

35. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление: [Электронный ресурс]. М.: Наука, 1991. URL: http://www.trypillya.kiev.ua/vernadsk iy/noosf.htm. (Дата обращения: 31.01.2013).

36. Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. Значение биогеохимии для познания биосферы: [Электронный ресурс]. Л.: Издательство академии наук СССР, 1934. URL: http:^ook-ist.ru/vernad/vern.html. (Дата обращения: 31.01.2013).

37. Верховский Ю. Струны: Собр. Соч. - М.: Водолей Publishers, 2008. - 928 с. - (Серебряный век. ПараАллоцеусоу).

38. Вершины. Литературно-критические и философско-публицистические сборники. Кн. 1. - СПб.: Прометей, 1909.-421 с.

39. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. - М: Искусство, 1970. - 248 с.

40. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 472 с.

41. Глезеров С. Е. Закат блистательного Петербурга. Быт и нравы Северной столицы Серебряного века. - М.: Центрполиграф, 2012. - 542, [2] с.

42. Горький А. М. Рождение человека / Дело Артамоновых. Рассказы. - М.: Правда, 1980.-496 с.

43. Горький М. А. Фома Гордеев. - М.: Худож. лит-ра, 1980. - 414 с. -(Классики и современники. Советская литература.).

44. Горький М. Избранное: Рассказы. Очерки. Пьесы / Послесл. и коммент. И. И. Вайнберга. - М: Просвещение, 1983. - 288 с.

45. Горький М. Человек. Собрание сочинений в 18 т.: т. 4. - М.: Гослитиздат, 1960.-424 с.

46. Грякалов А. А. Письмо и событие (эстетическая топография современности). - СПб.: Наука, 2004. - 485с. - (серия «Слово о сущем»).

47. Грякалов А. А. Русский космизм и философия события (Образ - Проект -Событие). - «Credo New»: [Электронный ресурс]. 2007, №1. URL:: http://credonew.ru/content/view/718/32. (Дата обращения: 27.11.2012).

48. Гумилев JI. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. - М.: Рольф, 2001. - 384 с.

49. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера Земли. - 3-е изд., стереотип. - JL: Гидрометеоиздат, 1990. - 528 с.

50. Гумилев Н. Избранное / Составление, примечания, комментарии Ю. Г. Кротова. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. - 709 с.

51. Гумилев Н. С. Читатель // Соч. в 3 т.: Т. 3. - М.: Худож. лит-ра., 1991- 428 с.

52. Гумилев Н. С. Стихи. Поэмы. - Тбилиси: Мерани, 1988. - 493 с. - (XX в. Россия - Грузия. Сплетение судеб).

53. Гуревич П. С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Личность. Культура. Общество. - М., 2000. - С. 40.

54. Гуро Е. Г. Небесные верблюжата. Избранное. - Ростов н/Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1993.-288 с.

55. Дарвин Ч. Р. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с. - (Серия «Психология-классика»).

56. Дмитриенко В. А. Формирование культуротворческой личности как цель образования // Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост. ред. А. С. Запесоцкий, О. Е. Лебедев. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 672 с.

57. Доливо-Добровольский А. В. Семья Гумилевых. Кн. 1. Николай Гумилев. Поэт и воин / А. В. Доливо-Добровольский; (Федер. Целевая прогр. «Культура России», Подпрогр. «Поддержка полиграфии и книгоизд. России»). - СПб.: Русская военная энциклопедия, 2005. - 720 с.

58. Доливо-Добровольский А. В. Философское размежевание поэтов «Серебряного' века» русской культуры // Реалистическая традиция в русской философии. Материалы международной конференции. - СПб.: ХИМИЗДАТ, 2006.-С. 83-88.

59. Достоевский Ф. М. О русской литературе / Вступ. ст. и комментарии Ю. И. Селезнева. - М.: Современник, 1987. - 399 с. - (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия).

60. Дягилев С. П. В час итогов... // Весы. — 1904. - № 4. - 86 с.

61. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Ч. 1. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.

62. Замалеев А. Ф. Русская религиозная философия: XI - XX вв. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2007. - 208 с.

63. Философия реализма: из истории русской мысли: сб. статей / под ред. А. Ф. Замалеева. - СПб.: Изд-во С. - Пб. университета, 1997. - 148 с.

64. Зеленков Р. Н. Социально-философское содержание идей акмеизма как феномен петербургской культуры: Дисс... канд. филос. наук. 09.00.11. - СПб, 2010.-151 с.

65. Зеньковский В. В. История русской философии. — М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с. - (Summa).

66. Иванов В. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1976. - 559 с. -(Библиотека поэта. Малая серия).

67. Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: кризис культурной идентификации. - СПб.: СПбГУ, 2008. - 245 с.

68. Изгоев А. Социализм, культура и большевизм // Из глубины. Сборник статей о русской революции. - М.: Новости, 1991. - С. 208.

69. Ильин И. А. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 726 с. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).

70. Каган М. С. Социальные функции искусства. - Л.: о-во «Знание», РСФСР. Ленингр. орг., 1978. - 34 с. - (В помощь лектору / о-во «Знание» РСФСР, Ленингр. орг.).

71. Казютинский В. В. Космическая философия К.Э. Циолковского: за и против/ В. В. Казютинский // Земля и Вселенная. - 2003. - № 4. - С. 35 - 42.

72. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х т.: Т. 1. - 2-е изд. испр. и доп. / под ред. Н. Б. Автономовой, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина. 1901 - 1914 гг. -М.: Гилея, 2008.-429 с.

73. Карсалова Е. В., Леденев А. В., Шаповалова Ю. М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996. - 192 с.

74. Кирилл, митрополит Смоленский и Калиниградский. Духовно-нравственные ценности современного российского общества/ под ред. О. Т. Богомолова // Экономика и общественная среда: Неосознанное взаимовлияние: Научные записки и очерки / под ред. Богомолова О. Т. - М.: ИНЭС, 2008. - 439 с.

75. Коваленко Н. Г. Символические начала в русской культуре (koh.XIX- пер. половина XX вв.): Дисс... канд. филос. наук. 09.00.13. - СПб., 2006. - 161 с.

76. Кожурин А. Я. «Символист» в повседневной жизни (В.В. Розанов) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т.7. - № 2. - СПб.: РХГА, 2006. - С. 179-191.

77. Кожурин А. Я. Антропология Владимира Соловьёва в контексте философии XIX века // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва. Материалы международной конференции 14 - 15 февраля 2003 г. - Серия "Symposium". - выпуск 32. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.-395 с.

78. Кожурин А. Я. Взаимодействие власти и науки в федоровской «Философии общего дела» // Стратегии взаимодействия философии, культурологии и общественных коммуникаций. - СПб.: РХГИ, 2003. - С. 182 -193.

79. Кожурин А. Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. -СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005. - 184 с.

80. Козырев Д. Н. Философия техники А. А. Богданова.: Автореф. дисс... канд. филос. наук. 09.00.08. - СПб., 1997. - 21 с.

81. Корольков А. А. Духовная антропология. — СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2005. -324 с.

82. Кузьмин М. О прекрасной ясности // Аполлон. - 1910. - № 4. - С. 5 - 10.

83. Кузьминский К., Янечек С., Очеретянский А. Забытый авангард. Россия. Первая треть XX столетия.: Сб. справ, и теорет. мат-лов. - Wiener slawistiscer almanah, 1988.-336 с.

84. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. - М: Худож. лит-ра, 1984 - 335 с. - (Классики и современники. Русская классическая литература).

85. Кутыкова И. В. Проблема смысла истории в философии и культуре переломных эпох: «Серебряный век» и современность: Дис... канд. филос. наук. 09.00.11. - СПб. 1999. - 185 с.

86. Кутыкова И. Тенденции исторического сознания первого постсоветского поколения // Вестник СПбГУ. - 2012. - Сер. 12. - Вып. 4. - С. 207 - 213.

87. Кутыкова И.В. Традиции и инновации духа народа на рубеже XIX-XX веков: культурологический и социально-философский анализ // Обсерватория культуры.-2012.-№ 5.-С. 4 - 11.

88. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения. Переводы. Воспоминания / Бенедикт Лившиц; [Вступ. ст. А. А. Урбана, С. 5 - 36; Примеч. П. М. Нерлера и др.; Худож. Л. Яценко]. - Л.: Сов. Писатель, Ленингр. отд-ние, 1989.-718 с.

89. Лики морали: введение в этику. - СПб.: ТОО Ривьера, 1996. - 189 с.

90. Лондон Д. Собрание сочинений в 14 томах : Т. 6. - М.: Правда, 1961 г. - 631 с.

91. Лосев А. Ф. Очерки Античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.-959 с.

92. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / сост. А. П. Поляков; Подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой - М.: Республика,' 1995. - 400 с. - (Мыслители XX века).

93. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. — 460 с.

94. Луначарский А. В. Основы позитивной эстетики // Собр. Соч. в 8 т.: т. 7. -М.: Худож. лит-ра., 1967. - 736 с.

95. Луначарский А. В. Религия и социализм [микрофильм]: Ч. 1-2 / А. Луначарский. - Санкт-Петербург: Шиповник, [1908] - [1911]. - 2 т.; 22 см.

96. Малевич К. Черный квадрат. - СПб.: Азбука, 2001. - 576 с.

97. Марахов В. Г. Пассионарное сознание // Социальная философия. - СПб.: СПбГУ, 2009.-С. 312.

98. Марков Б. В. Люди и знаки. Антропология межличностной коммуникации. - СПб.: Наука, 2011. - 667 с. - (серия «Слово о сущем»).

99. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения в 30 т.: Т. 19. - 2-е изд.. - М.: Политиздат, 1961. - 672 с.

100. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: Т. 42. - 2-е. изд. - М.: Политическая литература, 1974 - 535 с.

101. Махова М. Н. Философско-антропологические аспекты культуры «Серебряного века»: Дис... канд. филос. наук. ЛГУ им. А. С. Пушкина. 09.00.13. -СПб., 2006.- 168 с.

102. Маяковский В. Избранные сочинения в 2 Т.: Т. 2. - М.: Худож. лит-ра, 1981. -558 с.- (Библиотека классики Советской литературы).

103. Маяковский В. Полное собрание сочинений. Т. 2. 1917 - 1921. - М.: Худож. лит-ра, 1956.-520 с.

104. Мережковский Д. С. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 4. - М: Правда, 1990. -672 с.

105. Мережковский Д. С. Собрание сочинений. Тайна Трех / Редкол.: О. А. Кростелев и др.; Сост. и подгот. текста А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 1999.-608 с.

106. Мирский Д. Литературная энциклопедия: в 11 Т.: Т. 9. — М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энцикл.», 1935. - 832 стб.

107. Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). - М.: Республика; Культурная революция, 2007.-477 с.

108. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т.: Т. 1. / Сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; Пер. с нем. - М.: Мысль, 1996. - 829 с. - (Филос. наследие).

109. Ницше Ф. Сумерки идолов или как философствуют молотом / Так говорил Заратустра. - М.: Эксмо. - СПб.: Мидгард, 2005. - 1024 с.

110. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Преде, научно-ред. совета В. С. Степин. -М.: Мысль. 2001.

111. Обухов В. Л. Философский реализм. Избранные труды. Научное издание. -СПб.: «Копи-Парк», 2008. - 224 с.

112. Обухов В. Л. Избранные труды. - 2-е изд. - СПб.: Химиздат, 2013. - 300 с.

113. Обухов В. Л., Зобов Р. А., Сугакова Л. И. Манифест реалистической философии. - СПб.: Химиздат, 2004. - 64 с.

114. Обухов В. Л., Зобов Р. А., Сугакова Л. И., Ситников В. Л. Основы человековедения: Человек как мискрокосм: Учебное пособие. — 2-е изд., пер. и доп. - СПб.: Химиздат, 2001. - 272 с.

115. Обухова С. Колыбель дома // Человек без границ: [Электронный ресурс] -URL: http://www.manwb.ru/articles/arte/painting/petrov_vodkin. (Дата обращения: 10.04.2013).

116. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - 9-е изд., исправ. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 816 с.

117. Ольхова Л. Н. Трансформация модусов отрицания в русской культуре переходных эпох: монография. Моск. гос. ин-т. межд. Отношений (ун-т) МИД России. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 304 с.

118. ОмриРонен. Серебряный век как умысел и вымысел (Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 4). - 2-е изд. исправ. - М.: ОГИ, 2000.-152 с.

119. Основы антропоэкологии / Под ред. д-ра филос. наук В. Л. Обухова и д-ра биол. наук В. Б. Сапунова: Учеб. пособие для 10-11 классов средней школы к курсу «Человек и окружающая среда» - СПб.: Химиздат, 2000. - 288 с.

120. Оцуп Н. Океан времени: стихотворения; дневник в стихах; статьи и воспоминания / Сост., вступ. Ст. Л. Аллена; коммент. Р. Тименчика. - Второе издание. - СПб.: Logos, 1994. - 616 с. - (Литература русского зарубежья).

121. Очерки реалистического мировоззрения: Сб. ст. по философии, обществ, науке и жизни. - 2-е изд.. - Санкт-Петербург: С. Дороватовский и А. Чарушников, 1905.-VIII, 666 с.

122. Очерки философии коллективизма [микрофильм] / Сб. 1 - СПб: Знание, 1909.-21 см.

123. Очерки по философии марксизма [микрофильм]: Филос. сб. - СПб.: Зерно, 1908.-329 с.

124. Памятники литературы Древней Руси: Конец XV - первая половина XVI века.: [Сборник / Сост. и общ. Ред. JI. А. Дмитриева; Д. С. Лихачева; Вступ. ст. Д. С. Лихачева]. - М.: Худож. лит-ра, 1984. - 768 с.

125. Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность / Отв. Ред. В. Л. Мальков; Ин-т всеобщей истории. - М.: Наука, 2003. - 482 с.

126. Платон. Диалоги / пер. с древнегреч.; вступ. Ст. В. Соловьева. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009. - 636 с. - (Библиотека античной литературы).

127. Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории. Избранные философские произведения в 5 т.: Т. 2. - М.: Политздат, 1956. - 824 с.

128. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: пособие для высших учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2001. - 296 с.

129. Погорелый Д. Э. Политология / Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов; Под общ. Ред. С. Н. Смоленского. - М.: Эксмо, 2008. - 320 с. -(Библиотека словарей. Общественно-гуманитарные науки).

130. Природа и дух: Мир философских проблем: Учеб. - науч. пособие. В 2 кн.: Кн.2. Виды и формы освоения бытия / 3. С. Алябьева, Л. А. Микешина, В. А. Федорович и др. Под ред. В. Л. Обухова. - СПб., 1995. - 178 с.

131. Путин В. В.: миру не нужны суверенные государства, ему нужны вассалы. [Электронный ресурс]. URL: http://aftershock.su/?q=node/38655. (Дата обращения: 20.01.2014).

132. Рапацкая Л. А. Искусство «Серебряного века». - М.: Просвещение: Владос, 1996.- 192 с.

133. Рерих Е. И. Сакральное знание: Агни Йога о человеке, космосе, жизни / Сост. Н. Ковалева, М. Мусина. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 608 с.

134. Рерих Н. К. Об искусстве. - М.: Международный Центр Рерихов, 1994. -128 с.

135. Рерих Н. Николай Рерих. Семь великих тайн космоса: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 960 с. - (Серия «Антология мысли»).

136. Русская идея / Сост. и авт. Вступ. статьи М. А. Маслин. - М.: Республика, 1992.-496 с.

137. Русская литература XX века: Дооктябр. Период: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русс, и лит.» / Сост. Н. А. Трифонов. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987 - 655 с.

138. Русская философия.: Учебное пособие. / В. JI. Обухов, А. Ф. Оропай, В. А. Ефимов и др. Под ред. В. JI. Обухова. - Спб. - Пушкин: Гамма, 2011. - 175 с.

139. Русские поэты «серебряного века»: Сб. стихотворений в 2 т.: Т. 2 / Сост., авт. вступ. Статьи и комментариев Н. Ю. Грякалова. — JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1991.-432 с.

140. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков; Коммент. А. Н. Богословского. -М.: Прогресс, 1991.-448 с.

141. Сабиров А. Г. Социально-философская антропология: принципы конституирования и предметного определения. — М.: изд-во Моск. пед. ун-та, 1997.-120 с.

142. Сагатовский В. Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении: Курс лекций. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 232 с.

143. Сапунов В. Глобальная динамика температуры и мировая история. // Аномалия. -№ 6(448)2010. - 8 с.

144. Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти / Д. В. Сарабьянов: [Гос. ин-т искусствознания и др.; Послесл. Г. И. Ревзина]. - М.: журн. «Искусствознание», 1998 - 431, [1] с. - (Библиотека журнала «Искусствознание» / Ред. совет:... В. Т. Шевелева (отв. ред.) и др.).

145. Сартр Ж. П. Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

146. Семина В. С. Мир человека и мир вещи в изобразительном искусстве России на рубеже XIX -XX вв. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. Т. 23. № 2. - С. 66.

147. Сидорина Т. Ю. Современные проблемы философии: Дискуссии о кризисе культуры в западноевропейской и русской философии: курс лекций. - М.: МГУП «Мир книги», 1997. - 102 с.

148. Сидорина Т. Ю. Философия кризиса. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 465 с.

149. Сидорина Т. Ю. Человечество между гибелью и процветанием (философия кризиса в XX веке). - М.: МГУП «Мир книги», 1997. - 242 с.

150. Семенова С. Г. Николай Федоров: Творчество жизни. - М.: Советский писатель, 1990. - 384 с.

151. Синеокая Ю. В. Ницше в России // Русская философия: Словарь. - М., 1995. -С. 323-326.

152. Скрябин А. Поэма экстаза. Избр. стихотворения. - М.: Водолей Publishers, 2008. - 128 с. - (Малый Серебряный век).

153. Соловьев В. Собр. соч.: в 2 т.: Т. 1. / Общ. Ред. И сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева; Примеч. С. Л. Кравца и др. - 2-е изд. - М.: Мысль, 1990. - 892 с. -(Филос. Наследие. Т. 110).

154. Соловьев В. Сочинения: В 2 т.: Т. 2. - 2-е изд. — М.: Мысль, 1990. - 822 с. -(Филос. Наследие. Т. 111).

155. Сологуб Ф. Стихотворения / Вступ. ст., сот., подгот. текста и примеч. М. И. Дикман. - СПб.: Академический проект, 2000. - 680 с.

156. Солонин Ю. Н. Привитие философии (Философские факультеты и философская культура) // Вопросы философии. К 70-летию факультета. - 2011. -№2 -С.4-12.

157. Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. - М.: Республика, 2005.-495 с.

158. Струве П., Франк С. Очерки философии культуры // Полярная звезда. -1905. -№2.-126 с.

159. Толковый словарь живого великорусского языка / сост. В. И. Даль в 4-х томах. Т. 2. - Второе издание, испр. и доп. - СПб. - М.: Изд-во М. О. Вольфа, 1881.-780 с.

160. Толстой JI. Н. Воскресение. Собр. соч. в 22-х т.: Т. 13. - М.: Худож. л ит-ра, 1978.-494 с.

161. Толстой Л. Н. Избранное. - Л.: Лениздат, 1979. - 752 с.

162. Толстой Л. Н. Что такое искусство / Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 томах.: Т. 15. - М.: Худож. лит-ра, 1983 - 432 с.

163. Томалинцев В. Н. Человек на рубеже тысячелетий: Парадоксы духовного развития: опыт исследования феномена изощренности в культуре и творчестве. -СПб.: С-Петербургского университета, 2001. - 112 с.

164. Томалинцев В. Н. Экстремаль России: Прогноз развития. - СПб.: Фонд Отечество, 2007. - 288 с.

165. Трофимова Е. А. Космизм в русской культуре Серебряного века: монография / Е. А. Трофимова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 228 с.

166. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. - Пушкино: Грааль, 2001. - 336 с.

167. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. - М.: ИнфоАрт, 1991. - 112 с.

168. Туфанов А. О. Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании: Дисс. на соискание ученой степени кандидата филос. наук. 09.00.13. - СПб., 2001. - 143 с.

169. Умов Н. А. Роль человека в познаваемом им мире // Природа. - 2011. - № 3. — 96 с.

170. Федоров Н. Ф. Сочинения. - М.: Раритет, 1994. - 416 с. - (Библиотека возрождения).

171. Федотова С. В. Три концепции человека в литературе Серебряного века // Вестник ТГПУ. - 2005. - вып. 6 (50). - С. 32.

172. Современный философский словарь // Под общ. ред. В.Е. Кемерова. - М.Бишкек-Екатеринбург: Одиссей, 1996. - 608 с.

173. Флоренский П. А. История и философия искусства. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. - М., 2000. - 446 с.

174. Франк С. Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с. -(Мыслители XX в.).

175. Франк С. Л. Предмет знания; Душа человека. - Минск М.: Харвест ACT, 2000. - 990 с. - (Классическая философская мысль).

176. Франк С. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия. - Минск: Белорусская Православная церковь, 2009. - 560 с.

177. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности / пер. с нем. А. Вяхирева, И. Полякова. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2012. - 256 с.

178. Фролов И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. - 2-е изд., переработ, и доп.— М.: Политиздат, 1983.-350 с.

179. Хомяков А. С. Сочинения в 2 т.: Т. 2. // Вопросы философии. - М.: Медитум, 1994. - 478 с.

180. Чехов А. П. Вишневый сад: Пьеса / Предисл. В. А. Богданова; Рис. В. П. Панова. - М.: Дет. Лит., 1980. - 95 с. - (Школ. б-ка. Для сред.школы).

181. Чехов А. П. Повести и рассказы / А. П. Чехов; сост. В. И. Порудоминский; худож. В. Панов. - М.: Дет. Лит., 1997. - 319 с. - (Школьная библиотека).

182. Чехов А. П. Рассказы. - М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 443 с. -(Русская классика).

183. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности - М.: Изд-во ACT, 2004. - 221 с.

184. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.: Т. 20. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1961. - 828 с.

185. Этика: энциклопедический словарь/ под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

186. Ягубова С. Я. Учение о человеке С. Л. Франка в контексте современной философской антропологии: Дисс... канд. филос. наук. 09.00.13. - Санкт-Петербург, 2011. -178 с.

\

187. Brumfield W.C. The Origins of Modernism in Russian Architecture. — Berkley: University of California Press, 1991. - 345 p.

188. Golberg M. La morale des lignes. - Paris, 1908.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.