Духовно-культурные основы карачаево-балкарской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, доктор филологических наук Биттирова, Тамара Шамшудиновна

  • Биттирова, Тамара Шамшудиновна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 1999, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 337
Биттирова, Тамара Шамшудиновна. Духовно-культурные основы карачаево-балкарской литературы: дис. доктор филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 1999. 337 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Биттирова, Тамара Шамшудиновна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПРЕДЫСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ.

§ 1. Художественное пространство общетюркских литературных памятников.

§ 2. Памятники культуры Востока и карачаево-балкарская поэзия досоветского периода.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-культурные основы карачаево-балкарской литературы»

Современная литература балкарцев и карачаевцев давно и прочно заняла достойное место среди национальных литератур России. Художественный перевод лучших ее образцов позволил выйти карачаево-балкарской литературе за пределы своего национального бытия и раскрыть миллионам читателей бывшей СССР и сегодняшней России пройденный народом путь, современное его существование и надежды на историческую перспективу.

Это стало возможным благодаря творчеству талантливых поэтов и писателей Балкарии и Карачая К. Кочкарова, А. Джанибекова, И. Семенова, X. Аппаева, X. Байрамуковой, Б. Гуртуева, Ж. Залиханова, К. Отарова, О. Хубиева, Э. Гуртуева, 3. Толгурова, М. Батчаева, Н. Кагиевой, И. Бабаева, А. Теппеева, М. Мокаева, А. Созаева, Т. Зумакуловой, С. Гуртуева, Б. Лайпанова, М. Ольмезова, А. Узденова и многих других. Поэзия же Кязима Мечиева и Кайсына Кулиева вошла в сокровищницу мировой художественной культуры.

Современная карачаево-балкарская литература стала известна читателям также через монографии, статьи и исследования столичных и местных литературоведов и литературных критиков (1).

В последние два десятилетия на Северном Кавказе и Дагестане сложилась достаточно сильная литературоведческая школа, представители которой Абдуллатипов А., Абуков К., Акбиев С., Акавов 3., Ахмедов С., Баков X., Бекизова П., Гамзатов Г., Гуртуева Т., Гутов А., Джусойты Н., Караева А., Кассиев Э., Мусукаева А., Налоев 3., Ортабаева Р., Толгуров 3., Туркаев Г., Тхагазитов Ю., Хакуашев А.,

Хашхожева Р., Шаззо К. своими исследованиями оказали заметное влияние на развитие российской гуманитарной науки. В их монографиях и статьях рассматриваются различные аспекты и проблемы развития национальных литератур, их своеобразие и типологическое единство. В контексте всех научных поисков просматривается проблема художественного базиса, что предопределило формирование двух научных направлений -изучение просветительства и классиков национальной литературы. Больших успехов в этом направлении добились ученые Дагестана, что вполне закономерно с учетом богатого письменного периода истории дагестанских литератур. Исследованию просветительского движения посвящены многочисленные работы адыгских литературоведов, возглавивших данное научное направление в регионе. Оба направления достаточно хорошо были разработаны в исследованиях осетинских литературоведов. Драматические исторические события последнего десятилетия несколько приостановили процесс изучения духовного наследия, как у осетин, так и у чеченцев и ингушей. Менее всего вопросы духовного наследия изучены у карачаево-балкарцев, а необходимость ее стала очевидной после серии изданий творческого наследия карачаево-балкарских просветителей и индивидуальной авторской поэзии.

Актуальность диссертационной работы заключается в необходимости определить место карачаево-балкарской духовности в системе региональной и общероссийской культуры на фактическом материале карачаево-балкарской литературы досоветского периода.

Духовная культура любого народа определяет его место в мировой цивилизации и отражает исторический опыт многих поколений.

Последние советские десятилетия в истории карачаево-балкарской литературы были периодом выхода на широкую аудиторию. Обогащаясь достижениями мировой цивилизации, посредством русской культуры, в свою очередь, карачаево-балкарская литература внесла определенный вклад в развитие мирового художественного процесса, хотя инонациональный читатель знаком, в основном, с карачаево-балкарской литературой советского периода.

Однако существует большой пласт художественной культуры, неизвестный не только русскоязычным читателям карачаево-балкарской литературы, но и самим балкарцам и карачаевцам. Это, прежде всего, наше литературное наследие, которое сегодня мы вправе начинать с 882 года, года завершения поэмы Микаиля Башту "Дастан о дочери Шана". Нижней временной границей нашего исследования является первая четверть XX века, когда карачаево-балкарская литература была "отлучена" от своих традиционных творческих устоев и в экстремальных условиях, вызванных этим обстоятельством, стала заново вырабатывать эстетическую концепцию, социальногэтические представления и, соответственно, новые нормы литературного языка.

К литературе указанного выше периода принято относиться как к истокам художественности карачаево-балкарской литературы, к ее предыстории. Однако исследования и публикации последних десятилетий позволяют определить его как большой период развития национальной литературы, которая в течение столетий теряла и вновь обретала свои письменные традиции.

Динамика художественной мысли имела в разные периоды советской истории разное ускорение в связи с тем, что один народ оказался в двух разных государственных образованиях СССР: балкарцы - в КБАССР, карачаевцы - в КЧАО, которая, в свою очередь, входила в РСФСР в составе Ставропольского края. Последствия подобной государственной политики оказались особенно драматичными для развития карачаевской культуры и литературы. Союз писателей Карачаево-Черкесии до сих пор не имеет своего литературно-художественного журнала, издательское дело находится на стадии становления. Аналогично и состояние современных средств массовой информации - телевидения и радиовещания. Следствием административного разобщения явились внешние, формальные несоответствия национального художественного бытия, выражающиеся в дифференциации орфографии, терминологии, норм литературного языка, преподавания языка и литературы в школе и вузе, неадекватное освоение новой лексики и т.д.

Хотя процесс насильственного разобщения балкарцев и карачаевцев начался по произволу царской администрации на Кавказе еще в XIX веке, тем не менее признаки этого процесса более всего стали проступать в 30-е годы XX века. Революционное развитие средств массовой информации в последние десятилетия ускорили этот процесс.

Несмотря на сказанное выше, литература балкарцев и карачаевцев, благодаря единому многовековому историческому развитию, единых художественных традиций не потеряла тенденций к общему развитию. Прежде всего это видно в главном атрибуте художественного творчества - национальном языке. На современном историческом этапе лексические несоответствия у балкарцев и карачаевцев имеют характер окказионализмов, а семантические оттенки неологизмов сглаживаются устойчивостью основной лексики. Такие же незначительные расхождения можно заметить в жанрах фольклора и литературы. Ломка традиций велась в основном на идеологическом уровне. Фольклор, авторская традиция прошедших столетий, - естественная эстетическая база национальной литературы в любом временном отрезке противопоставлялась "пролетарской литературе", в которой социальный аспект обязан был превалировать над гуманистическим и даже художественным.

В современном литературоведении понятия "карачаевская литература" и "балкарская литература" существуют самостоятельно и их развитие рассматривается как развитие родственных литератур. Но исследуемый нами период невозможно расчленить на такие составляющие, т.к. до установления Советской власти это было неразрывное духовное целое.

В данной работе мы ставим целью проследить эволюцию карачаево-балкарских литературно-художественных традиций, определить основные этапы литературного процесса на протяжении ее более чем тысячелетней истории через анализ и обобщение имеющихся фактов литературы и культуры и на этой основе составить наиболее полную картину культурно-духовных основ современной литературы балкарцев и карачаевцев.

Известные на сегодняшний день отрывочные сведения о развитии духовной культуры балкарцев и карачаевцев свидетельства древних и средневековых ученых, археологические и эпиграфические памятники, древнетюркские литературные памятники, содержание устного народного творчества, историко-этнографические сведения, позволяют обозначить контуры древней культуры и литературы балкарцев и карачаевцев.

Карачаево-балкарское литературоведение ориентировано, в основном, на современный литературный процесс. В очерках, посвященных истории балкарской и карачаевской литератур, была сделана попытка осмысления культурно-художественных истоков современного этапа карачаево-балкарской литературы. /2/ Но неизученность вопроса, отсутствие публикаций и археографических разысканий стали серьезной преградой при освещении этой актуальной проблемы истории карачаево-балкарской литературы. Позже, после выхода в свет очерков истории карачаевской и балкарской литератур, были опубликованы книги, посвященные отдельным авторам, жившим и творившим в досоветский период. /3/ Однако небольшое число исследований, посвященных, в основном, литературным персоналиям дооктябрьского периода, не решают этой задачи во всем объеме.

Объективным препятствием в деле осмысления культурных основ балкарской и карачаевской литературы были и недостаточная изученность гражданской истории народа, его материальной культуры, этнографии, общественно-политического устройства и других культурологических и социальных институтов.

Из всех гуманитарных дисциплин наиболее сложным является исследование истории народа. Это наглядно прослеживается на примере истории народов Северного Кавказа. В силу ряда объективных и субъективных причин история карачаево-балкарцев даже в этой непростой ситуации является, пожалуй, самой сложной.

Причина заключается в особенностях гражданской истории народа. Скорее всего не только в древности и в раннем средневековье, (по которым существуют введенные в научный оборот бесспорные источники), а в новом и новейшем периодах. К объективным причинам сложности изучения истории позднего средневековья и нового периодов можно отнести катастрофическое сокращение численности народа в результате походов войск Чингиз-Хана и Тимур-Ленга, нескольких эпидемий опустошительной чумы /1394,1690,1804-1810 годы/, каждый раз доводившие народ до критической черты.

К субъективным причинам, прежде всего, можно отнести отсутствие ученых, исследующих историю карачаево-балкарского народа. Наиболее разработанными периодами можно считать раннее и классическое средневековье /У-ХУ вв. / , благодаря усилиям историка И. М. Мизиева - автора ряда работ, посвященных этногенетической истории карачаево-балкарцев. /4/

Неизученность гражданской истории народа создает большие сложности исследователям других гуманитарных дисциплин. Так, история культуры карачаевцев и балкарцев не нашла должного освещения в науке.

В последние десятилетия этот пробел начал постепенно устраняться. Появились исследования, посвященные развитию общественно-политической мысли, фольклору, социальным институтам, истории литературы . /5/

Чтобы представить общую панораму духовной культуры карачаево-балкарцев в прошлом, необходимо вести исследования в нескольких направлениях, которые в свою очередь имеют определенные пространственно-временные и типологические характеристики:

1. Этногенез и гражданская история.

2. Материальная культура.

3. Рунические памятники Балкарии и Карачая.

4. Древняя и новая эпиграфика /руническая и арабописьменная/.

5. Древнетюркские литературные памятники в их отношении к карачаево-балкарской духовной культуре.

6. Христианство и деятельность православных храмов Балкарии и Карачая.

7. Памятники ранней и средневековой исламской культуры.

8. Пути развития индивидуальной авторской литературной традиции.

9. Памятники письменности и литературы XIX века.

10. Религиозные учебные заведения - медресе.

11. Творчество карачаево-балкарских деятелей культуры XIX -начала XX вв.

Некоторые из этих научных направлений активно разрабатываются, другие находятся на стадии изучения - сбора и систематизации фактического материала, третьи пока еще не попали в поле зрения ученых. Все эти направления научных исследований тесно взаимосвязаны и процессы их изучения взаимообусловлены. Результаты исследований в одной области стимулируют, корректируют, влияют на ход исследования в другой. Однако очевидна необходимость изучения сложных путей развития литературы и культуры балкарцев и карачаевцев, не дожидаясь результатов всего комплекса исследований.

В литературоведческой науке принято считать, что так называемые "младописьменные" литературы вызваны к жизни Октябрем 1917 года. К таковым относят и карачаево-балкарскую литературу. Однако очевидно, что литература не может сложиться в течение десятилетий. Мир художественных образов и представлений проходит долгий путь прежде чем стать эстетической системой.

Также невозможно формирование литературного языка в такой малый отрезок времени. Где же искать истоки расцвета карачаево-балкарской литературы, имевшей место в последние 80 лет?

Если очерки, статьи, эссе некоторых просвещенных карачаевцев и балкарцев - публицистические жанры недостаточное основание, чтобы заявить о существовании карачаево-балкарской литературы в дореволюционный период как системы, способной отражать сложные явления горской жизни, то поэзия Кязима Мечиева, Аппы Джанибекова, Каспота Кочкарова, Исмаила Семенова, дошедшие до наших дней фрагменты литературы позднего средневековья и некоторые удачные попытки создания пьес, басен, повестей, литературно-критических статей и рецензий на рубеже веков в общей сложности позволяют сделать вывод о том, что карачаево-балкарская литература зародилась задолго до Октябрьской революции. Естественно, невозможно умалить или игнорировать то обстоятельство, что в годы Советской власти были созданы благоприятные условия для развития карачаево-балкарской культуры, в том числе художественной словесности. Но это неизбежно сопровождалось отказом от прошлого эстетического опыта, преданием забвению этических, религиозных, философских принципов, выработанных народом веками.

Историко-литературные исследования последнего десятилетия позволяют расширить границы истории балкарской и карачаевской литератур, и говорить о карачаево-балкарском этапе ее развития, который заканчивается в 20-е годы нашего столетия, когда художественная мысль карачаевцев и балкарцев стала развиваться самостоятельно, потеряв ту эстетическую нишу, которая защищала ее, создавала условия для совместного развития и взаимовлияния, взаимообогащения. До этого периода истоки, обогащающие литературу карачаевцев и балкарцев, были общими. Условно эти истоки можно разграничить следующим образом:

1. Фольклор.

2. Восточные традиции /литературные, коранические и библейские /фрагментарно/ сюжеты, распространенные в народе в списках и устной передаче/.

3. Авторская традиция - творчество Калтура, Дебо улу Кючюка, Кязима, Аппы, Каспота и др. поэтов XIX века.

4. Художественная публицистика.

Если первый компонент художественно-эстетической системы достаточно полно освещен карачаево-балкарской фольклористикой, то второй оказался вне поля зрения исследователей и на сегодняшний день этот структурный элемент требует не только научного анализа, но и более тщательного сбора и систематизации археографического материала. Сбор и исследование образцов письменной литературы /3 исток/ ведется в течение нескольких десятилетий и ее роль в формировании художественности более или менее определена. И наконец, одним из наименее изученных, однако весьма существенных, истоков является художественная публицистика карачаево-балкарских деятелей культуры конца XIX -первой четверти XX века.

Карачаево-балкарский фольклор, как и в любой другой литературе, является и основой литературы и ее мерилом. Соответственно, каждый, кто обращался к истории карачаево-балкарской литературы, рассматривали его как основной и зачастую, единственный источник письменной литературы.

Карачаево-балкарская фольклористика сделала первые значительные шаги по сбору, систематизации и публикации устно-поэтического творчества после возвращения народа из депортации в 1957 году. В 60-е годы, когда представилась такая возможность, этой работой активно занялись С. Шахмурзаев, А. Холаев, Р. Алиев, А. Соттаев, А. Бозиев, М. Хубиев, М. Хабичев, У. Алиев. В 70-е к ним присоединились А. Теппеев, Р. Ортабаева, С. Алиев, Ф. Урусбиева, М. Джуртубаев, X. Малкондуев, А. Рахаев, Т. Хаджиева и др.

В последнее десятилетие идет интенсивное научное "освоение" накопленного материала. Написаны исследования по отдельным жанрам карачаево-балкарского фольклора. /6/ Фольклорные материалы послужили базовым источником при написании монографий М. Джуртубаева "Древние верования балкарцев и карачаевцев" III, Ю. Асанова "Песня-поэма "Каншаубий" или "Плач княгини Гошаях" /8/, М. Каракетова "Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев", М. Гуртуевой "Балкарский фольклор о народном опыте воспитания'79/

Изучение духовно-культурных основ карачаево-балкарской литературы связано со множеством проблем. В том числе как освоение идейно-художественного опыта родственных тюркских литератур средневековья. Несмотря на ее актуальность до настоящего времени она не стала в должной мере объектом внимания специалистов, хотя некоторые аспекты проблемы затрагивались учеными, занимавшимися литературой советского периода, А. Караевой /10/, 3. Толгуровым /11/, А. Теппеевым /12/.

В истории карачаево-балкарской литературы особое место занимает рубеж XIX - нач. XX веков, период, отмеченный такими явлениями, как развитие просветительского движения /религиозного и светского/, появление печатного дела / на Северном Кавказе, в Крыму и Поволжье/, книгоиздательства, открытие светских и конфессиональных школ на Кавказе, в Крыму и Поволжье. В этот период "усиливаются взаимные поездки друг к другу, обмен культурными и литературными достижениями". / 13/ Как отмечает исследователь дореволюционной дагестанской литературы С. X. Акбиев, "этот период связан также с многогранной деятельностью таких видных представителей культуры, литературной и просветительской мысли Дагестана и Татарии, как М. Казембек, Ш. Марджани, К. Насыри, X. Фейзханов, М. Э. Османов, Д. М. Шихалиев, Н. Батырмурзаев, М. Алибеков, А. Акаев, Г. Тукай, Г. Ибрагимов, Г. Камал, 3. Батырмурзаев, А. П. Салаватов, А.-Х.Ш. Джанибеков и др. " / 14/ Общественная деятельность и произведения названных авторов оказали огромное влияние на развитие не только своих национальных литератур, но и литератур народов Северного Кавказа, в частности на развитие просветительской и общественной мысли карачаево-балкарцев, представители которых учились и сотрудничали со многими из названных С. Акбиевым деятелями культуры и литературы.

В центре нашего исследования - контуры тысячелетней истории карачаево-балкарской духовности. Хронологические ее рамки обусловлены спецификой и характером объекта исследования. Исходной датой берется конец IX века - время написания поэмы М. Башту "Дастан о дочери Шана" - общего литературного наследия карачаево-балкарцев, кумыков и татар. Исследование ограничивается первой четвертью XX века, когда литературы балкарцев и карачаевцев стали развиваться самостоятельно. Кроме того в этот период литература отошла от своих традиционных форм поэтики и содержания. Идейно-эстетические принципы и художественные средства, характерные для духовной культуры прошлого, в этот период можно наблюдать только у Кязима Мечиева, Исмаила Семенова и некоторых менее известных авторов - Хусея Будаева, Иссы Каракетова, Асхата Биджиева.

Материалом для настоящего исследования послужили, главным образом, архивные, письменные и литературные источники дореволюционных и советских авторов, а также материалы, собранные во время археографических экспедиций по Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Апробация работы. Основные положения и научные результаты исследования нашли отражение в серии книг - научных изданий творческого наследия деятелей Балкарии и Карачая Х1Х-нач. XX вв., в авторском сборнике очерков "Итиль сууу агъа турур" ("И будет течь река Итиль"), учебных пособиях, статьях, тезисах и выступлениях на научных конференциях.

Методологическая ориентация нашего исследования будет базироваться на работах литературоведов Северного Кавказа, Дагестана и Татарстана, непосредственно связанных с нашей проблемой.

Теоретической базой являются исследования отечественных и зарубежных литературоведов, лингвистов, историков, культурологов, в которых исследуются различные аспекты родственных тюркских культур и литератур.

Введение. ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Бычков Д., Пипинис В. Балкарские советские писатели. Нальчик,

I958. Налоев Дж. Поэты Кабарды и Балкарии. // Революция и горец, I933-5. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик, I974. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик, I974. Он же. Движение балкарской поэзии. Нальчик, I988. Урусбиева Ф. А. Путь к жанру. Нальчик, I972. Рассадин С. Кайсын Кулиев. М., Художественная литература. I974, Дементьев В. Кавказская тетрадь. М., Современник, I989. Эфендиева Т. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. М., Советская Россия, I985.

2. Караева А.И. Очерки истории карачаевской литературы. М.,

I966. Теппеев А. М., Толгуров 3. X., Урусбиева Ф. А. и др. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, I98I.

3. Кязим Мечиев. Стихотворения и поэмы. В 2 томах. Составитель, автор предисловия и комментария А. М. Теппеев. Нальчик, I989. Кочкаров Каспот. Стихи и песни. Составитель и автор предисловия М. Хабичев. Черкесск, I986.

По следам Калай улу Аппы. /Стихи и песни Аппы Джанибекова/. Составители Р. Ортабаева и А. Биджиев. Черкесск, I996.

4. Мизиев И. М. Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая.

Нальчик, I970. Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории. Нальчик, I98I. Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик, I986. История рядом. Нальчик, I990.

5. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие горских народов Северного Кавказа. Ставрополь, I966. Он же. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - нач. XX века. Нальчик, I996. Хутуев Х.И. Становление и развитие социалистической культуры советской Кабардино-Балкарии. Нальчик, I985. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века. Нальчик, I976.

6. Рахаев А.И. Песенная эпика Балкарии. Нальчик, I988.

Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, I990. Он же. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, I996.

7. Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев.

Нальчик, I99I.

8. Асанов Ю.Н. Песня-поэма "Каншаубий" или "Плач княгини Гошаях".

Историко-сравнительный анализ карачаево-балкарских и адыгских вариантов: аргументы и факты. Нальчик, "Эль-фа", I966

9. Каракетов М.Д. Из традиционной и обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.; Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. Нальчик, 1995.

10. Караева А. И. Очерк истории карачаевской литературы. М.,1966

11. Толгуров 3. X. Движение балкарской поэзии. Нальчик, I984

12. Теппеев A.M. Кязим Мечиев. Нальчик, I979

13. Акбиев С. X. Дагестанско-татарские литературные связи XIX - нач. XX века. Автореферат докторской диссертации. Алма-Ата, I989, с.2

14. Там же, с.З

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Биттирова, Тамара Шамшудиновна, 1999 год

1. Дирингер Д. Алфавит. Пер. С англ. М., изд. Иностр. лит. 1963.

2. Гумилев Л. Н. Хунну. М., 1960. Он же. Древние тюрки. М., 1993. Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971.

3. Байчоров С. Я. Древнетюрские рунические памятники Европы. Ставрополь, 1989.

4. Кононов А. Н. Грамматика языка тюркских рунических памятников. Ленинград, 1980.

5. Подробнее см.: Насилов Д. М. В. В. Радлов и изучение уйгурских памятников. ТСб., М., 1970.

6. Малов С. Е. Енисейская письменность тюрков. М. Л., 1952 Он же. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М. - Л., 1959.

7. Преловский А. Большая надпись в честь Кюль-Тегина. // Звезда Востока. Ташкент, 1991, № 6, 107 с.

8. Амалия фон Габен. Культура письма и печатания у древних тюрков. // Зарубежная тюркология. М., 1986, т. 1, 59-190 с.

9. Бомбачи А. Тюркские литературы. Введение в историю и стиль. // Зарубежная тюркология. М., 1986, т. 1, 191-192 с.11. Байчоров С. Я. Указ. раб.

10. Зарубежная тюркология, 196 с.13. Там же, 201 с.

11. Башту Микаиль ибн Шамс Тебир. Шан кьызыны дастаны. -Сказание о дочери Шана. 882 год, Турецкая Республика. Издание министерства культуры. Истанбул, 1991.

12. Там же, статья Ф. Нурутдинова "Судьба и зов древней поэмы".

13. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992, 92 с.

14. Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991, 96 с.

15. Стеблева И. В. Развитие тюркских поэтических форм в XI веке. М„ Наука, 1971, 8 с.

16. Муталибов С. Предисловие к первому тому "Дивани лугати ат-тюрк" /на узб. Языке/. Ташкент, 1960, 15 с.

17. Рустамов Э. Р. Узбекская поэзия первой половины XV века. М., 1963, 51 с.

18. Дивани лугати ат-тюрк, т. 1, 66 с.

19. Кононов А. Н., указ. Раб., 276-277 с.

20. См. Об этом подробнее в книге Мусаев К. М. Лексика тюркских языков в сравнительном освещении. М., 1979.

21. Суюншалиев X. Становление и развитие казахской литературы /с раннего периода до конца XIX века/. Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. Алма-Ата, 1969, 16 с.

22. Литературный энциклопедический словарь. М. СЭ, 1987, 523 с.

23. Короглы X. Г. Шасенем и Гарып, Касым-оглан и другие туркменские повести. М., 1991, 8 с.

24. Фахретдинов Р. Знаменитые женщины. Оренбург, 1903.

25. Хисамов Н. III. Поэмы "Кыссаи-й Исуф" Кул Гали. Анализ источников сюжета и авторского творчества. М., Книга, 1979.

26. Ленин байрагьы, 1990, от 18 октября.

27. Абусуфьян Акаев. Пайхампарны елу булан. Махачкала, 1997, т. 2, 65 с.

28. Алиев Г. Дурбек и его поэма "Юсуф и Зулейха" в книге Дурбек. Юсуф и Зулейха. М., 1987, 6-7 с.

29. Кязим Мечиев. Бузжигит. В кн: Кязим Мечиев в 2 томах, том 1.

30. Толгуров 3. X. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984, 64 с.

31. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996, 17 с.

32. Гамзатов Г. Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. М., 1982, 297 с.

33. Бартольд В. В. Сочинения, т. УП, М., изд. Восточной литературы, 1971,217 с.

34. Об этом подробнее Асадов Ф. М. Арабские источники о тюрках в раннем средневековье. Баку, Элм, 1993.

35. Зарубежная тюркология. Т. 1, М., 1986, 196 с.

36. Мец Адам. Мусульманский Ренессанс. М., «Наука», 1966, 163 с.

37. Долинина А. Восходы лун на стоянках веселья. М., 1983, 7 с.

38. Микаиль Башту. Дастан о дочери Шана. Истанбул, 1991.

39. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1991

40. Лавров Л. Л. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 1. Надписи XXVII вв. М., 1966. Часть 2. Надписи XVIII XX вв. М„ 1968. Часть 3. Надписи Х- XX вв. Новые находки. М., 1980.

41. Цит. по книге: Мизиев И. М. История рядом. Нальчик, 1990, 112 с.

42. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941, т. 2, с. 28.

43. Шаманов И. Народный календарь карачаевцев // Из истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1974, 340 с.

44. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XII XIX вв. Сост., коммент., вступит, статья В. К. Гарданова. Нальчик, 1974, с. 213.

45. Вахушти География Грузии. // ЭКОРГО. Тифлис, 1904, вып. 24, 139 с.

46. Адыги, балкарцы, карачаевцы ., с. 214.

47. Цитата по книге: Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. // ВДИ, 1947, № 3, 67 с.

48. Алкадари Г. Асари Дагестан. Изд. Даг. НИИ. Махачкала, 1929

49. Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана. /Дореволюционный период/. Махачкала, 1989, 16 -17 с.

50. Валидов Д. Очерки истории образованности и литературы татар. /До революции 1917/ Москва-Петроград, 1923, 51 с.

51. Новые селения Карачая и Балкарии во второй половине XIX -начале XX вв. // Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии, 1987, 95 с.

52. СМОМПК, 1913, выпуск 43, 112 с. См. также: ССК, 1885, т. УШ, 67 с.

53. ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 933, 9-10 лл.23. Там же, л. 18 об.

54. Валидов, указ. раб., 46 с.

55. Материалы 2-ой краевой конференции по вопросам культуры и просвещения горских народов Северного Кавказа. Из выступления Ульбашева /Келлета / Пятигорск, 1929, 162 с.

56. Записано от Чочаева III. 77 лет, с. Гунделен в 1996 году.

57. ЦГАОР, ф. 1318, оп. 1, д. 55, л. 141.

58. Газ «Ленин байрагьы», 1990, 19 мая.

59. Газ. «Къарачай», 1990, № 31.

60. ЦГА КБР, ф. 9, оп. 1, д. 44, л. 128.31. Там же, л. 8 об.

61. ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 993, л. 9.

62. ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 17, л. 26.

63. Документы по истории Балкарии. Нальчик, 1962.

64. Кязим Мечиев. Составление, комментарий, биографический очерк Бегиева А. М. Нальчик, 1996.

65. Из личного архива жены Исмаила Сюлеменовича Чабдарова -Фатимат Чабдаровой.

66. Карачаево-балкарско-русский словарь. М., «Русский язык», 1983.

67. Мец. А. Указ. Раб., 251 с.

68. Бартольд В. В. Ислам. Петроград, «Огни», 1918, 63 с.

69. Подлинники рукописей С.Чабдара хранятся у Фатимат Чабдаровой (г.Тырнауз) и у имама Тахира Атмурзаева.

70. Об Асанове Л. см. Статью Биттировой Т. Ш. в книге «Асановы». Нальчик, 1998.

71. Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов в 6 томах. СПб, 1879-1891.

72. Хайбулаев С. Духовная культура аварцев. Махачкала, 1998.

73. Алгъышла, нарт таурхула, жомакъла, жырла, эльберле .-Благопожелания, легенды о нартах, сказки, песни, загадки . Предисловие Биттировой Т. Ш., Нальчик, 1997, 146 с.

74. ЦГАОР, ф. 1318, оп.1, д. 55, 141 л.46. Там же.

75. Абдурахман из Какашуры. Сборник песен /турки/ суфийского толка. Темирхан Шура, тип. М. Мавраева, 1909.

76. Газ. «Къарачай», 1992, № 3.

77. Они не изданы, находятся в частной коллекции Н. X. Будаевой, которая любезно предоставила их в наше распоряжение.

78. Акаев Абусуфьян. Мавлид. Темирхан Шура, 1914.

79. Ленин В.И. Памяти Герцена. ПСС, 5 изд., том 21, 255-262 с.

80. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. М., 1982, 304 с.

81. Материалы по истории осетинского народа. Оржоникидзе, 1942, Т.5, 8 с.

82. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды иБалкарии в XIX веке. Нальчик, 1968, 337 с.

83. Впервые такая попытка в Кабардино-Балкарии была сделана И. А.Урусбиевым в 1908 году. Однако ранняя смерть помешала осуществлению его замыслов.

84. Максимов П. Горские сказки. // На подъеме. Ростов н/Д, 1935, №1.

85. Асанов Локман. Къылыкъ китап. Темирхан Шура, 1908.

86. Пятигорский листок. 1905, № 272; Терские ведомости, 1906 №11.

87. Из воспоминаний Д.Д. Балкароковой и А.М. Шакмановой. Личный архив Т.Ш. Биттировой.

88. Эти сведения сообщены автору Т.Б. Шахановым.

89. ЦГА КБР. Ф.6. оп. 1, д. 932, л. 97 Об.

90. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека //СМОМПК,1892, вып 4,154 с.

91. Мусаханова Г. Очерк истории дореволюционной кумыкской литературы. Махачкала, 1958, 8 с.

92. Журнал Министерства просвещения. СПб, 1890, №8, 75 с.

93. Тепцов В.Я. Указ. раб., 108-110 с.

94. Халилов Х.М. Письмо в редакцию ж. "Мусульманин".Мусульманин, Париж, 1911, №3, 137-139 с.

95. Байрамуков И.М. Среди кубанских горцев. //Мусульманская газета, 1913, № 29.

96. Хубиев И.Ш. Клич друзьям трезвости. //Кубанские областные ведомости. 1907, № 186.21. Кавказ, Баку, 1997, № 2.

97. Сафарян С.Н. Султанбек Абаев. 115 с.

98. ЦГА КБР. Ф.И-46, оп. 1, д. 197, 18а5-186 лл.

99. Мусульманин, Париж, 1910, № , 79 с.

100. Хутуев X. И. Становление и развитие социалистической культуры советской Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1985; Азаматов К.Г.,Хутуев Х.И. Мисост Абаев, Нальчик, 1981 г.; Сафарян С.Н. Султанбек Абаев. Нальчик, 1988 г.

101. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978, 19 с.

102. ЦГВИДА ф.38, оп.30/286, св.854, д.14, лл.213.

103. ЦГВИА, рукоп. фонд, ф.1, оп.2, д.17, лл.125-127.

104. Мусукаев А. И. Балкарский тукум. Нальчик, 1978, 13 с.

105. Архивный фонд КБНИИ, 656 ф/8.

106. Попов A.B. "Поэма Лермонтова "Хаджи-Абрек" в кн. "Материалы по изучению Ставропольского края". Вып.11, Ставрополь, 1964, 238 с.

107. Газ. "Коммунизмге жол", 1977, 29 окт., № 214.

108. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII нач. XX вв.", М., "Наука", 1974, 99 с.

109. Архивный фонд КБНИИ, ф. 622

110. Думанов X. Новое о Шоре Ногмове. // "Кабардино-Балкарская правда". 1983 1 сентября.

111. Азаматов К. Г. Русско-балкарские отношения в XVII-XVIII в.в. // "Коммунизмге жол", от 27 окт. 1979 г.

112. Гиляровский В.А. Избранное. Т.1., М., "Московский рабочий", 1960, 580 с.

113. Г-д. Поездка к южному склону Эльбруса, "Библиотека для чтения", СПб, 1849.

114. История поиска тетради изложена в кн: О. Опрышко. Через века и судьбы. Нальчик, 1990 г.

115. ЦГАКБР, ф.12, оп.4, д.109, 39 л.

116. Вестник Европы. СПб., 1886, т.1, 94 с.

117. Переписка Чайковского и Танеева. Изд. Юргенсона, 1901 год. MO-MI с.

118. Беляев В. По поводу записей музыки кавказских горцев С. И. Танеева, В кн. "Памяти Танеева", М-Л., 1947, 212 с.47. Там же.48. "Терские ведомости", 1891, № 56.

119. ЦГА СОАССР, ф.12, оп.4, д.ЮЗ, с.39. Там же, ф.12, оп.5, д.199.

120. Грове. Холодный Кавказ. 131 с.

121. Мур ученый, сопровождавший Грове по Кавказу.

122. Грове. Холодный Кавказ. 131 с.

123. Очерки школы и педагогической мысли народов СССР, вторая половина XIX века., М., Педагогика", 1976, 179 с.

124. В горских обществах Кабарды. Из путешествия Вс. Миллера и М. Ковалевского. "Вестник Европы", 1884, кн.4.56. Там же.

125. Приказы по корпусу лесничих. СПб, 1892, (ЦГВИА, ф.243, оп.З, л.1, л.18).58. "Кабардино-Балкарская правда", от 9 июня 1981 г.

126. Там же, от 11 ноября 1966 г.60. "Вокруг света", 1898, № 13.

127. Танеев С.И. Письма, М., 1951, 170 с.

128. Памяти С.И. Танеева. М-Л., 1947.

129. Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество терских татар.64. "Терские ведомости", 1900, № 112-114.

130. ЦГА СОАССР, И-26, оп.1, д.44, л. 174.

131. Там же, ф.193, оп.1, д.23, л.2.

132. ЦГА КБР, ф.6.оп.1, 860 д., 43 л.

133. Журнал министерства просвещения, 1871, № 10 (приложение, 143е.).

134. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы,Орджоникидзе 1959, 70 с.

135. Деятели революционного движения а России: библиографический словарь. М., 1929, т.2, вып.1, 1с.

136. Скитский Б.В. Из истории революционного движения 70-х годов в Осетии. "Известия Горского пединститута, т.5, Владикавказ, 1929 г.

137. Ардасенов Н.М. Алихан Ардасенов.Орджоникидзе. 1970; Его же, Революционно-народническое движение на Тереке, Орджоникидзе, 1987 г.

138. Ардасенов Н. М. Революционно-народническое движение на Тереке, 178 с.74. Указ раб., 59 с.

139. ЦГА СОАССР, ф.12, оп.7, д.523, 7 л.

140. Там же, ф.6, оп.1, д.442, 2 об.

141. Сатунин К.А. Деятельность этнографического отдела Кавказского музея. "Кавказ", 1908 г., № 96, 27 апр.

142. Известия Кубанского областного казачества. Екатеринодар. 1910, 126 с.

143. Юхотников Н. Письма с Кавказа. //Русское слово. 1861 № 4, 5 с.

144. Мусульманин, Париж, 1910 № 11-12; 253-255 с.

145. Мушкетов И.В. Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхалты на Кавказе. СПб, 1896.

146. Молодой ленинец, 1964 № 11.

147. Революция н горец. 1932 № 2-3, 117 с.

148. ГАКК, ф.454, оп.1 лл.946 7 л.85. Мусульманин, 1911 № 6-7.86. Там же.

149. Военная энциклопедия. М., 1974, т. 1, 255 с.

150. Крепость Воздвиженская заложена 3 июля 1844 г. генерал-лейтенантом Гурко на передовой Чеченской линии.

151. Терские дела. "Каспий", 1899, № 267.

152. ЦГВИА, ф.248, оп.1, д.524, 1900-191 лл.

153. Там же, ф.229, оп.1, д.336, д.26.

154. Хутуев Х.И. Просветители Балкарии конца XIX нач. XX вв. Газ. "Кабардино-Балкарская правда", 1963, № 136.

155. В кн.: Торжество ленинской национальной политики КПСС. Нальчик, 1983, 179 с.

156. Газ. "Казбек", 1901, № 1028, от 22 апреля.

157. Газ. "Терский вестник" от 3 сентября 1917 с.

158. Газ. "Вольная Кубань", 1919, март.

159. Джанхот. "Картинка", "Казбек", 1899, от16 апреля, № 436. Заметка из слоб. Воздвижение. Там же, № 446. Звериное остроумие . Там же, № 464 и др.98. "Казбек", 1899 № 436.

160. Карцов. "Причины разбоев на Кавказе", газ. "Санк-Петербургские ведомости", 1898, 31 декабря, № 358.

161. Ленин В.И. "Переселенческий вопрос", ПСС, т.21, 330 стр.

162. Ардасенов И.М. Алихан Ардасенов. Орджоникидзе, 1976, 109 с.102. "Терский вестник", 1917 г., 7 мая, № 6.

163. Кешев А.Г. О незаметном вымирании горских песен и преданий. См. "Каламбий. Записки черкеса". Вступительная статья и составление текстов Р. X. Хашхожевой. Нальчик, 1988, 259-261 с.

164. Шаханов-Джнхотов. Памяти В.И. Грамматикова. Газ. "Казбек", 1899, № 625.105. "Приазовский край", 1899, №; 321.106. "Казбек", 1899, № 577.107. Там же, 1899, № 560.108. Там же.

165. ЦГИА Гр. ССР, ф. 12, оп.7, дела 2358, 2853, 3751 и др.

166. Асланбек. Письмо в редакцию. Газ. "Казбек", 1899, № 825. Его же. По поводу высшего образования ардонских семинаристов. Там же, № 577; Г. Б. Корреспонденция из сел. Базоркинского, "Казбек", № 577 и др.

167. Тульчинский Н. Мой ответ г. Шаханову-Джанхотову. Газ. "Казбек", 1899, № 594-588.

168. Шаханов-Джанхотов. Терские дела. "Каспий", 1899, № 267.

169. Шаханов-Джанхотов. Терские письма. "Приазовский край" № 324.

170. Алиева А. И. История записи и публикации фольклора балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века. - Предисловие к книге "Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях", Нальчик, 1983, 6 с.

171. Карачаево-балкарские деятели культуры XIX нач. XX вв. Избранное. Т. 1, 41 с.3. Там же, 173 с.

172. Басият Шаханов. Избранная публицистика. Нальчик, 1991, 50 с.

173. Беляев В. По поводу записей музыки кавказских горцев С. И.Танеева. Памяти С. И. Танеева. М. - Л. , 1947, 217 с.

174. Рахаев А. И. Песенная эпика Балкарии. Нальчик, 1988, 13 с.7. // Инглаб ве маданият. Баку, 1929-9, 33-35 с.

175. Караева А. И. О фольклорном наследии карачаево-балкарскогонарода. Черкесск, 1961

176. Ортабаева Р. К. Карачаево-балкарские народные песни. Черкесск,19 77

177. Рахаев А. И. Песенная эпика Балкарии. Указ.раб.Алиева Ф. Р. Песенное стихосложение карачаевцев и балкарцев. Автореферат дис. на соискание кандидата филол. наук. Махачкала, 1995

178. Карачаевские пословицы. Составитель С. Алиев. Черкесск, 1963. Карачаевские загадки. Сост. С. Алиев. Черкесск, 1984

179. Аверинцев С. С. Мифы. КЛЭ, т. 4, 876 стлб.

180. Оганесян Д. А. Хабар в культурном сознании общества доисламской и раннеисламской Аравии. // Проблемы арабской

181. Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973, 12 с.

182. Чобанзаде Б. В. Малкар адабияты. Балкарская литература. // Инглаб вэ маданият. Баку, 1929 - 9, 33-35 с.

183. Туркаев В. Г. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Горзный, 1978, 336с.

184. Гуревич А. Я. Эдда и сага. М. , 1979, 94 с.

185. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996, 32 с.

186. Толгуров 3. X. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984, 132 с.

187. Акбаев И. , Абаев И. Наша сила в нашей земле. М. , 1926

188. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М. , 1978, 45 с.

189. Книга тысячи и одной ночи. Т. 1, М. , 1958, 328 с.

190. Ахлаков А. А. Исторические песни народов Дагестана и СеверногоКавказа. Махачкала, 1981, 192-226 с.

191. Толгуров 3. Указ. раб. , 56 с.

192. Очерки истории балкарской литературы. . 94 с.29. // Революция и горец, Ростов н/Д, 1935, №5, 67 с.

193. Толгуров 3. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. . . 155 с.

194. Абакарова Ф. О. Очерк даргинской литературы. Махачкала, 1963

195. Абдуллаев М. А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века. М. , Наука, 1987

196. Абдуллатипов А. Ю. История кумыкской литературы до 1917 года. Часть 1, Махачкала, 1995

197. Абдурахман из Какашуры. Сборник песен \турки\ суфийского толка. Темирхан Шура,тип. М. Мавраева,1909

198. Абуков К. И. Выходя на магистраль. Махачкала, 1976

199. Абуков К. И. Ступени роста. М. , Сов. Россия, 1982

200. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992

201. Аверинцев С. С. Мифы. КЛЭ, т. 4

202. Адаб баксанского культурного движения. Составитель Налоев 3. М. Нальчик, 1991

203. Азаматов К. Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX века. Нальчик, 1968

204. Азаматов К. Г. , Хутуев X. И. Мисост Абаев. Общественно-политические взгляды. Нальчик, 1980

205. Акавов 3. Н. Биринчилер. Историко-литературные очерки формирования и эволюции художественного метода кумыкской литературы \на кумыкском языке \. Махачкала, 1996

206. Акавов 3. Н. Диалог времен. История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала, 1996

207. Акавов 3. Н. Нравственные истоки. Опыт изучения творческого развития М. Османова и проблемы новаторства в кумыкской дореволюционной литературе. Махачкала, 1978

208. Акаев Абусуфьян. Мавлид. Темирхан Шура, 1914

209. Акаев Абусуфьян. Пайхампарны елу булан. В 2-х томах. Составитель Г. Омаров. Махачкала, 1997

210. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур.Махачкала, 1985

211. Акбиев С. X. Дагестанско-татарские литературные связи XIX -нач. XX века. Автореферат докторской диссертации. Алма-Ата, 1989

212. Акбиев С.Х. Верность дружбе. Махачкала, 1989

213. Акбиев С.Х. Истоки. Махачкала, 1994

214. Алгьышла, нарт таурухла, жомакъла, жырла, элберле. -Благопожелания, легенды о нартах, сказки, песни, загадки. Предисловие Биттировой Т. Ш. , комментарий Габаевой А. Б. Нальчик, 1997

215. Алиева А. И. История записи и публикации фольклора балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века. Предисловие к книге «Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях». Нальчик, 1984

216. Алиев С.М-С. Дорога в современность. Махачкала, 1976

217. Алиева Ф. Р. Песенное стихосложение карачаевцев и балкарцев. Автореферат канд. дис. Махачкала, 1995

218. Амалия фон Габен. Культура письма и печатания у древних тюрков. \\ Зарубежная тюркология. М. , 1996, т. 1

219. Античные источники о Северном Кавказе. Составитель В. Аталиков. Нальчик, 1990

220. Арабская средневековая культура и литература. Сб. статей зарубежных ученых. Составитель И. М. Фильштинский. М. , Наука, 1978

221. Ардасенов Н. М. Революционно-народническое движение на Тереке. Орджоникидзе, 1987

222. Ардасенов X. Н. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1987

223. Артамонов М. История хазар. Ленинград, изд. Гос. Эрмитажа, 1962

224. Асадова Ф. М. Арабские источники о тюрках в раннем средневековье. Баку, Элм, 1993

225. Асанов Локман. Къылыкь китап. \Книга наставлений на балкарском языке\. Темирхан Шура, 1908

226. Асанов Ю. Н. Песня-поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях». Историко-сравнительный анализ карачаево-балкарских и адыгских вариантов: аргументы и факты. Нальчик, 1996

227. Аутлева С. Ш. Адыгские историко-героические песни 16-17 вв. Нальчик, 1973

228. Ахлаков А. А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 1981

229. Ахмедов С. Г. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996

230. Байчоров С. Я. Древнетюркские рунические памятники Европы. Ставрополь, 1989

231. Баласагунский Ю. Благодатное знание. Пер. С. Н. Иванова. М. , Наука, 1983

232. Бартольд В. В. Ислам. Петроград, «Огни», 1918

233. Бартольд В. В. Сочинения. Т. 7. М. , изд. восточной литературы, 1971

234. Басият Шаханов. Избранная публицистика. Вводная статья, комментарий и составление Биттировой Т. Ш. Нальчик, 199142.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.