Дизайн журналов в контексте новых художественных практик ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Цветкова Анна Владимировна

  • Цветкова Анна Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 263
Цветкова Анна Владимировна. Дизайн журналов в контексте новых художественных практик ХХ века: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2016. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цветкова Анна Владимировна

Введение

Глава 1. Эволюция дизайна журналов в предабстрактный и абстрактный периоды

1.1. Принципы организации новой визуальной формы

печатного издания: лирически-экспрессивная тенденция

1.2. Журнал как площадка для авангардной манифестации: геометрическая тенденция

Глава 2. Трансформация коммуникативной парадигмы

журнального дизайна под влиянием постабстрактных форм

2.1. Зарождение постмодернистской коммуникации:

от «метафизической» эстетики к сюрреалистическому изданию

2.2. Журнал второй половины ХХ века на пути к информационному обществу: поп-арт, концептуализм, минимализм

2.3. Рационально-дизайнерские подходы к построению

графической формы издания

Глава 3. Основные мотивы визуальных образов в журналах

как отражение авангардных практик ХХ века

3.1. Пародийно-саркастическая формула: читатель и общество

как объект деструктивной критики

3.2. Агностическая, трагическая и метафизическая формулы:

три ипостаси «безликости» на страницах журналов

3.3. Эстетическая формула: от рисованной иллюстрации

глянцевого издания к фэшн-фотографии

Заключение

Библиографический список

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн журналов в контексте новых художественных практик ХХ века»

Введение

Актуальность исследования. В начале XXI века печатные СМИ всего мира переживают переломную эпоху: конкуренция газет и журналов друг с другом, с аудиовизуальными СМИ, с интернет-изданиями и социальными медиа заставляет менять свою редакционную политику, искать новые парадигмы работы с информацией и взаимодействия с аудиторией. Чтобы быть успешным, современное СМИ должно отвечать ряду критериев, среди которых возможность быстрого восприятия информации читателем, наличие целостного и узнаваемого визуального облика, сформированная система признаков, отличающих издание от конкурентов и позволяющих быстро ориентироваться в его содержании. Сегодня невербальные знаки играют в судьбе массмедиа ключевую роль, в свете которой исследователи отмечают тенденцию визуализации СМИ и креолизации медиатекстов (процесс сращения, равноправия вербального и визуального компонентов сообщения)1.

В условиях непрерывной борьбы за внимание читателя, в ситуации информационной избыточности, когда адресат медиасообщений тратит все меньше времени на долгое и вдумчивое чтение текстов, визуальные принципы коммуникации становятся неотъемлемой частью теории СМИ и больше не могут исследоваться как нечто дополнительное по отношению к вербаль-

1 Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). - М.: Изд. центр «Академия», 2003; Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник. Вып. 3 (11), Красноярск, 2000. - С. 104-110; Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. №4, 2014. - С. 521; Волкова В. В. Развитие дизайна СМИ // Трансформация систем СМИ в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика 2009» - М.: Ф-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010; Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. - С. 180-189; Газанджиев С. Г. Визуализация как средство структурирования содержания в печатных медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, №3, 2010. - С.10-14; Дизайн периодических изданий / В. В. Волкова, С. Г. Газанджиев, С. И. Галкин и др. - М.: Ф-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013; Корда О.А. Креолизованный текст современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики: автореф. дисс. ... ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный ун-т им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина», 2013; Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 180-186.

ному тексту. Современные реалии требуют междисциплинарного подхода к изучению природы визуального языка периодических изданий, а также анализа побудительных мотивов его развития - концепций изобразительности, изменивших методики СМИ.

Хотя о процессе визуализации контента как одной из тенденций развития СМИ исследователи заговорили относительно недавно , он не является принципиально новым в истории средств информации. Истоки этого явления следует искать на рубеже Х1Х-ХХ вв., когда возникла новая парадигма визуального творчества, и журналы отразили на своих страницах черты абстрактного художественного мышления, кардинально изменившего принципы коммуникации с читателем. Период, когда проявились первые признаки визуализации СМИ, по времени (1890-е - 1910-е гг.) совпадает с формированием авангардных течений, положивших начало современному типу издания, в котором вербальный текст немыслим без визуальной компоненты.

Журнал стоял у истоков формирования новой концепции медиадизай-на. С конца XIX века и по сей день этот вид СМИ является проводником актуальных концепций и художественных идей, определяющих принципы развития визуального языка массмедиа. Журнал и сегодня не сдает своих позиций, играя одну из важных ролей в формировании общественного мнения,

2

По свидетельству М. Б. Ворошиловой, «систематическое изучение паралингвистических средств письменной коммуникации в лингвистике начинается лишь в 1970-е г.». Исследователь отмечает, что «рост интереса к проблеме визуализации обусловлен самими требованиями современной коммуникации» (Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. - С. 180). Среди исследователей, которые также говорят о тенденции неизбежного сращения вербального и визуального компонентов современного текста, - Е. Е. Анисимова, В. М. Березин, А. А. Бернацкая, М. А. Бойко, Л. С. Большиянова, Н. С. Валгина, Л. В. Головина, А. Ю. Зенкова, О. Л. Каменская, В. М. Клюканов, Э. А. Лазарева, Н. В. Месхишвили, О. В. Пойманова, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др.

Под визуализацией СМИ в рамках данного исследования мы будем понимать процесс трансформации визуальных компонентов издания в полноценный содержательный язык, равный вербальному или даже доминирующий над ним, что кардинально отличает современную парадигму медиадизайна от оформительской стратегии предыдущих эпох, когда визуальный знак выполнял необязательную функцию украшения текста и не был неразрывно связан с ним семантической и синтаксической связью.

поэтому перед исследователями стоит задача обратиться к первопричинам столь чуткого реагирования журнальной формы на изменения художественного контекста, которое привело к современным практикам медиадизайна.

Объектом данного исследования является дизайн журналов конца XIX - начала XXI вв. Предмет исследования - принципы конструирования, методы и формы иллюстрирования, типографика журналов в контексте авангардных художественных практик эпохи.

Хронологические рамки обусловлены историей формирования актуальной модели журнального дизайна, традиции которой уходят корнями в протоавангард конца XIX в. и наследуются современными печатными СМИ, опирающимися на художественные системы ХХ столетия. При изучении тенденций развития медиадизайна в ХХ веке было бы неверно ограничиваться периодом 1900 - 2000 гг., не изучив этап слома визуальной системы в конце XIX в. и небольшой период функционирования дизайна в начале XXI в., который органически связан с историей прошедшего столетия.

Новизна исследования

1. Впервые при изучении медиадизайна расширены исторические границы процесса визуализации печатных СМИ, доказана тесная связь этого явления с художественными практиками конца XIX - ХХ вв., которые стали причиной формирования новой парадигмы журнального дизайна.

2. Для исследования принципов визуализации журналов была разработана авторская концепция абстрактного кода, который можно определить как константную структуру визуальных сообщений ХХ столетия, основанную на категориях умозрительности, отвлеченности от конкретного и предметного, придающую самостоятельное эстетическое значение служебным элементам дизайна (линии, букве, цветовому пятну) и позволяющую в сжатом виде передавать больше информации, нежели при структуре миметической; данная теория помогла нам изучить развитие медиадизайна как единый эволюционный процесс, каждый этап которого содержит в себе компоненту общей для всех визуальных систем творческой стратегии эпохи (критерии

для выявления абстрактного кода в эмпирическом материале приводятся в разделе методологии).

3. Проведена классификация направлений журнального дизайна ХХ века с точки зрения их связи друг с другом и художественными практиками эпохи, выявлены четыре тенденции в эволюции визуализации печатного издания: лирически-экспрессивная, геометрическая, концептуально-метафизическая и рационально-дизайнерская.

4. Определены ключевые этапы процесса визуализации, связанные с развитием художественного языка ХХ века: доабстрактный, абстрактный и постабстрактный.

5. По отношению к журнальному дизайну художественные течения ХХ века разделены автором на «лабораторные» - служившие площадкой для разработки методов и принципов визуальной коммуникации, - и «импульсные» - имеющие не только собственно эволюционное значение, но и создающие обширный инструментарий для практического применения в дизайне СМИ. В приведенной модели (прилож. 1.1) «импульсные» явления, повлиявшие на журнальное проектирование или иллюстрацию, обведены контуром: так соотношение двух видов направлений становится наглядным, проясняется картина заимствования дизайнерами приемов из художественной практики, а также определяются основные тенденции развития абстрактной компоненты в визуальном языке печатного издания.

При разработке данной модели были обозначены только наиболее значимые для журнального дизайна художественные течения, определившие смену его направлений и ставшие переломными для его истории. Этим фактом объясняется хронология модели, нижняя граница которой представлена 1960-ми годами - временем перехода медиадизайна к концептуалистской парадигме. Постмодернистская система журнального дизайна, которая формируется в этот период, сохраняет свою актуальность и сегодня, что доказывает ее большой импульсный потенциал и полное соответствие потребностям информационного века.

6. Доказана тесная связь концептуального языка журналов второй половины ХХ века с константами информационного общества, предложена модель взаимодействия современного издания с читателем, основанная на активной горизонтальной, равноправной коммуникации при помощи визуальных средств, которые вовлекают реципиента в творческий процесс наравне с автором медиасообщения.

7. На примере развития антропоморфного образа в журнальной иллюстрации ХХ века показана взаимосвязь кризиса идентичности4 современного человека с константами абстрактного художественного мышления, которое стало основой визуализации СМИ; определены основные тенденции развития антропоморфного мотива в зависимости от позиции издания: пародийно-саркастическая, агностическая, трагическая, метафизическая и эстетическая.

Гипотеза исследования состоит в том, что новая парадигма журнальной коммуникации, основанная на визуализации медиаконтента, возникла в конце XIX столетия и в своем развитии в ХХ веке была имманентно связана с формированием нового типа абстрактного художественного мышления.

Цель исследования - выявить закономерности развития визуального языка журналов XX века под влиянием ключевых художественных концепций эпохи. Для достижения этой цели мы ставили следующие задачи:

1. Изучить этапы эволюции медиадизайна, который прошел путь от технического оформления в конце XIX в. до превращения в полноценную визуальную компоненту медиатекста в начале XXI в.

2. Выявить «лабораторные» и «импульсные» художественные направления по их отношению к журнальному дизайну.

3. Проанализировать, как новое художественное мышление проявилось

4 В данном случае мы употребляем психоаналитический термин Э. Эриксона, обозначающий состояние неопределенности и потери веры в целостность личности в тот или иной период жизни, в широком смысле, понимая кризис идентичности как глобальное фоновое мироощущение человека в ХХ веке. На наш взгляд, именно визуальный язык журналов, использующий мотивы и методы авангардных практик, в полной мере раскрывает это понятие и характеризует современное состояние общества, отраженное на страницах печатных изданий.

в журнальном дизайне, какие принципы заимствовались из искусства при визуализации контента СМИ.

4. Определить, какая из тенденций имела наибольшее влияние при формировании современной модели коммуникации читателя с печатным изданием, и что представляет собой сегодня эта модель.

Разработанность проблемы. В современной теории СМИ роль визуальной коммуникации все еще остается недостаточно изученной. Значительных результатов в исследовании практических принципов медиадизайна и его сущностных, теоретических основ удалось добиться С. Л. Васильеву, В. В. Волковой, С. И. Галкину, С. Г. Газанджиеву, В. В. Тулупову, Е. В. Черневич, К. Фросту5. Развитие медиадизайна ХХ в. в историческом аспекте представлено в работах А. Н. Архиповой, Е. А. Гуровой, П. Меггса, Й. Мюллера-Брокмана, А. С. Сундукова, С. Хелера6. Наиболее полно на се-

5 Васильев С. Л. Алгоритмика читательских действий при восприятии журнала // Вестн. Воронеж. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. № 2, 2007 - С. 163-172; Васильев С. Л. О некоторых свойствах и тенденциях развития формы периодического издания // Вестн. Воронежск. ун-та. Сер. Филология. Журналистика, №1, 2011. - С. 115-118; Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. №4, 2014. - С. 521; Волкова В. В. Развитие дизайна СМИ // Трансформация систем СМИ в современном мире. Материалы Международной научно- практической конференции «Журналистика 2009». - М.: Ф-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010; Галкин С. И. От дизайна «вещей» к дизайну СМИ. - М.: Фак-т журналистики МГУ, 2010; Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала. - М.: Аспект-Пресс, 2008; Газанджиев С. Г. Истинная и мнимая реальность: новое в визуальной структуре печатного издания // Визуальная коммуникация: история и актуальные проблемы современности. - М. Ф-т журналистики МГУ, 2012. - С. 112-121; Тулупов В. В. Изобразительная журналистика в газете. - Воронеж: Кварта, 2012; Тулупов В. В. Дизайн периодических изданий.- СПб: Изд-во Михайлова В. А. 2006; Черневич Е. В. Исследование языка графического дизайна: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.06 / Всерос. НИИ технич. эстетики - М., 1975; Фрост К. Дизайн газет и журналов. - М.: Университетская книга, 2008.

6 Архипова А. Н. Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.06 / Моск. гос. текст. ун-т им. А. Н. Косыгина. - М., 2011; Гурова Е. А. Концепции визуальной коммуникации в журнальном дизайне США (конец XIX - середина XX вв.): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2011; Сундуков А. С. Дизайн российских журналов: история, теория, практика: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Воронежский гос. ун-т - Воронеж, 2011; Meggs P. Meggs' history of graphic design. 5 edition. - John Wiley & Sons, 2012; Heler S. Merz to Emigre and beyond: Avant-garde Magazine Design of the Twentieth Century - New York: Phaidon Press, 2003; Muller-Brockmann J.

годняшний день история журнального дизайна изучена О. И. Рожновой , однако исследователь ограничивает круг своих задач выявлением исключительно формальных принципов визуального языка СМИ, не проясняя причины и смысл смены визуальной парадигмы в ХХ веке.

Что касается проблемы развития абстрактного художественного языка, исследователи считают своей главной задачей изучение самого очевидного его проявления - собственно абстрактного искусства, обходя вниманием сущностную особенность визуальной культуры ХХ столетия, которая заключается в наличие абстрактной компоненты во всех наиболее значимых художественных течениях эпохи. Тезис о «беспредметнической константе» встре-

о

чается в работах М. В. Валяевой и В. С. Турчина , но он звучит как гипотетическое замечание, и масштабного исследования в этой области не проводится. Наиболее близко к проблематике абстрактного кода в знаковых системах ХХ века приближаются труды Е. Ю. Андреевой, Е. А. Бобринской, А. Г. Борисовой, Е. В. Сидориной, Е. Г. Тихомировой, О. А. Юшковой9, но и в них

A History of Visual Communication - New York: Hasting House, 1971.

7

Рожнова О. И. История журнального дизайна. - М.: ИД «Университетская книга», 2009.

ВаляеваМ. В.: «<...> если вывести некие условные формулы художественного дискурса в исторической перспективе мирового модернизма и постмодернизма, неизбежно придется отметить практически непрерывное присутствие беспредметнической «константы» на всех этапах парадоксальной эволюции искусства эпохи» // Морфология русской беспредметности. - М.: Виртуальная галерея, 2003, - с. 10; Турчин В. С. также отмечает, что «авангардизм «дорабатывался» до абстрактного искусства во всех своих крупных проявлениях» // По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - с. 125

9 Андреева Е. Ю. Все и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. - СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011; Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. - М.: Новое литературное обозрение, 2006; Бобринская Е. А. Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. - М.: Ш. П. Бреус, 2013; Борисова А. Г. Абстрактное искусство как феномен художественной культуры XX века: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / С-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов - СПб, 2006; Сидорина Е. В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. - М.: Русский мир, 1994; Тихомирова Е. Г. Идея маски в гуманитарной культуре Новейшего времени. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГСУ, 2012; Юшкова О. А. Станция без остановки: Русский авангард. 1910-1920-е годы. - М.: Галарт, 2008.

очерчивается круг задач, в целом далеких от сформулированных в данной работе - художественные практики столетия исследуются преимущественно в искусствоведческом аспекте.

Отсутствие в настоящий момент комплексного исследования взаимоотношений журнального дизайна и художественных теорий ХХ века, основанных на абстрактной компоненте, дает нам основание полагать, что данная тематика будет актуальна и востребована как для практиков, так и для теоретиков медиадизайна.

Теоретическая база. Анализ журнального дизайна предполагает междисциплинарный подход, в связи с чем нами были рассмотрены теоретические источники из разных областей. История развития периодических изданий в исследуемый период представлена в трудах Н. А. Богомолова, И. М. Дзялошинского и М. И. Дзялошинской, Б. И. Есина, С. Я. Махониной, Г. В. Прутцкова, О. В. Смирновой, М. В. Шкондина, М. И. Шостак10. Теория информационного общества, значимая для построения модели визуальной коммуникации современного журнала с читателем во 2 главе исследования, была изучена по трудам Е. Л. Вартановой, Я. Н. Засурского, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера11. Концепции современного медиадизайна и про-

10 Богомолов Н. А. Печать русского символизма: краткий очерк. - Lambert Academic Publishing Saarbrucken, 2012; Дзялошинский И. М., ДзялошинскаяМ. И. Концепция современного периодического издания. - М.: МедиаМир, 2012; Есин Б. И. История русской журналистики. 1703-1917: учеб-метод. комплект. - М.: Флинта: Наука, 2001; Махонина С. Я. История русской журналистики начала ХХ века. - М.: Флинта: Наука, 2004; Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики. 1800 - 1929. Учебно-методический комплект. / под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2012; Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики. 1929 - 2013. Учебно-методический комплект. / под ред. Я. Н. Засурского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2013; Смирнова О. В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. № 6, 2013. - С. 25-37; ШкондинМ. В. Периодическая печать: системные характеристики типологии // Типология периодической печати / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской - М.: Аспект Пресс, 2007; Шостак М. И. Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» изданий // Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2009.

11 Вартанова Е. Л. Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы // Институт развития информационного общества. - Институт развития информационного общества, 2005. - С. 35-48; ЗасурскийЯ. Н. Информационное общество

ектирования печатных изданий нашли свое отражение в работах С. Л. Васильева, В. В. Волковой, Н. И. Ворона, С. И. Галкина, С. Г. Газанджиева,

12

Ю. Н. Мясникова, А. Л. Свитич, В. В. Тулупова .

Для определения основных направлений в изучении визуального языка журналов и его места в контексте культуры для нас был значим ряд исследований, затрагивающих разные сферы: общую теорию и историю дизайна -работы В. Р. Аронова, Т. Ю. Быстровой, Т. Н. Бытачевской, В. Л. Глазычева, Е. В. Жердева, А. Н. Лаврентьева, С. Н. Михайлова, Р. Пойнора, С. И. Серо-

13

ва, И. Н. Стора, О. С. Хан-Магомедова, Е. В. Черневич ; семиотику и психо-

и средства массовой информации // Информационное общество. Вып. 1, 1999, - С. 36-40; Засурский Я. Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика 2008 - 2013. - М.: МедиаМир, 2013; КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000; Национальные модели информационного общества / под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: ИКАР, 2004; От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова -Москва: Изд-во МГУ, 2000; Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2010; Уэбстер Ф. Теории информационного общества / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004;

12

Васильев С. Л. Ориентирование читателя в информационном пространстве газеты и журнала - Тюмень: Мандрика, 2006; Васильев С. Л. Несколько замечаний о модели процесса восприятия периодического издания // Вестн. Башкирск. ун-та. № 2, 2009. -С. 458-461; Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. №4, 2014. - С. 5-21; Волкова В. В. Периодические издания как объект дизайна // Дизайн периодических изданий: учеб. пособие. - М.: Фак-т журн. МГУ, 2013; Ворон Н. И. Эволюция журнальной фотоиллюстрации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. №2, 2008. - С. 39-51; Ворон Н. И. Иллюстрация в газете и журнале // Дизайн периодических изданий. - М., 2004; Галкин С. И. От дизайна «вещей» к дизайну СМИ. - М.: Фак-т журналистики МГУ, 2010; Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала. - М.: Аспект-Пресс, 2010; Газанджиев С. Г. Визуализация как средство структурирования содержания в печатных медиа // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, №3, 2010. - С.10-14; Мясников Ю. Н. Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения содержания проекта и возможностей его разработки // Вест. Томск. гос. ун-та. Филология. Журналистика, 2011, №2. - С. 131-144; Свитич А. Л. Некоторые аспекты изучения иллюстрации как элемента медиатекста // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. №4, 2014. - С. 54-64; Тулупов В. В. Изобразительная журналистика в газете. - Воронеж: Кварта, 2012.

13

Аронов В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1992; Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001; Бытачевская Т. Н. Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: Теоретические концепции и проблемы интерпретации: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.06 / Моск. гос. худож.-промышл. ун-т им. С. Г. Строганова. - М., 2005; Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. - М.:

логию восприятия - книги Р. Арнхейма, Р. Барта, В. В. Иванова, Ю. М. Лот-мана, Ю. С. Степанова14; историю и теорию художественных концепций ХХ века - труды Н. Б. Автономовой, Е. Ю. Андреевой, Е. А. Бобринской, В. В. Бычкова, В. Г. Власова, Т. В. Горячевой, Б. Е. Гройса, И. П. Ильина, К. Каррьеро, Н. Б. Маньковской, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина, А. С. Шатских, Л. Штейнберга15. Также для нашего исследования оказалось необходимым изучить теоретические труды художников и философов ХХ

Европа, 2010; Жердев Е В. Метафорическая образность в дизайне - М.: Изд-во МСХА, 2004; Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: Гардарики, 2007; Михайлов С. Н. История дизайна. В 2 томах. - М.: Союз дизайнеров России, 2003; Серов С. И. Стиль в графическом дизайне 60-80-х гг. - М.: ВНИИТЭ, 1991; Стор И. Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. - М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003; Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995; Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм - концепция формообразования. - М.: Стройиздат, 2003; Черневич Е. В. Исследование языка графического дизайна: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.06 / Всерос. НИИ технич. эстетики - М., 1975; Poynor R. No more Rules. Graphic Design and Postmodernism - London: Laurence King Publishing, 2003.

14 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина. - М.: Прогресс, 1974; Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр.

С. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003; Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. -М.: Языки славянских культур, 2007; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек -текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры. 1966; Степанов Ю. С. Семиотика и искусствометрия. - М.: Наука, 1971.

15 Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. -СПб: Азбука-классика, 2007; Бобринская Е. А. Русский авангард: истоки и метаморфозы. -М.: Пятая страна, 2003; Бобринская Е. А. Концептуализм. - М.: Галарт, 1993; Бычков В. В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. № 10, 2003. -С. 55-61; Бычков В. В. ХХ век: предельные метаморфозы культуры // «Полигнозис». №2, 2000 - С. 63-76; № 3. - С. 67-85; Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь в 3 томах - СПб: ^льна, 1995-1997; Горячева Т. В. Супрематизм как утопия. Соотношение теории и практики в художественной концепции К. Малевича: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.00, 07.00.12 / МГУ. - М., 1996; Гройс Б. Е. Политика поэтики. - М.: Ad Marginem, 2012; Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996; Каррьеро К. Потребление и поп-арт: предъявление предмета и кризис объективации / пер. с итал. Е. Балаховской, Г. Смирнова, - М.: Искусство XXI в., 2010; Маньковская

Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. - М., СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2009; Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. - М.: Галарт, 1994; Сарабьянов Д. В., Шатских А. С. Казимир Малевич: Живопись. Теория. - М.: Искусство, 1993; Турчин В. С. Образ двадцатого... В прошлом и настоящем. - М.: Прогресс-Традиция, 2003; Steinberg, L. Other Criteria. Confrontations with Twentieth-Century Art. Oxford University Press, NY, 1972.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цветкова Анна Владимировна, 2016 год

Библиографический список

I. Книги

1. Андреева Е. Ю. Все и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. - СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011 - 359 с.

2. Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. - СПб: Азбука-классика, 2007. - 488 с.

3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 128 с.

4. Ануфриев С. А., Захаров В. А. Тупик нашего времени: тупик как жанр. -Кельн: Издание Пастора Зонда, 1997. - 81 с.

5. Американская обложка конца XIX - начала ХХ века из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Автор-составитель И. Никифорова. - М.: СканРус, 2013 - 240 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ.

B. Н. Самохина. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.

7. Аронов В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. -М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.

8. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Изд-во худ. лит., 1965. - 530 с.

9. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр.

C. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 513 с.

10. Бенъямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996. - 121 с.

11. Бердяев Н. А. Кризис искусства (Репринтное издание). - М.: СП Интерпринт, 1990. - 48 с.

12. Бобринская Е. A. Русский авангард: границы искусства. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 294 с.

13. Бобринская Е. А. Русский авангард: истоки и метаморфозы. - М.: Пятая страна, 2003. - 304 с.

14. Бобринская Е. А. Концептуализм. - М.: Галарт, 1993. - 216 с.

15. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Н. Зенкина. - М.: Рудомино, 2001. - 95 с.

16. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. - 288 с.

17. Богомолов Н. А. Печать русского символизма: краткий очерк. - Lambert Academic Publishing Saarbrucken, 2012. - 128 с.

18. Валяева М. В. Морфология русской беспредметности. - М.: Виртуальная галерея, 2003. - 584 с.

19. Васильев С. Л. Ориентирование читателя в информационном пространстве газеты и журнала - Тюмень: Мандрика, 2006. - 112 с.

20. Вёлъфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / пер. с нем. А. А. Франковского. -

М.: В. Шевчук, 2009. - 344 с.

21. Вёлъфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии / пер. с нем. Е. Г. Лундберга. - СПб: Азбука-классика, 2004. - 287 с.

22. Власов В. Г., Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм -СПб: Азбука-классика, 2005. - 320 с.

23. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь в 3 томах - СПб: Кольна, 19951997. - 1872 с.

24. Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга I - М.: Зебра Е, 2014. - 256 с.

25. Галкин С. И. От дизайна «вещей» к дизайну СМИ. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. - 80 с.

26. Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала. -М.: Аспект-Пресс, 2008. - 215 с.

27. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. - М.: Европа, 2010. - 320 с.

28. Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М.: Искусство, 1970. - 191 с.

29. Гройс Б. Е. Политика поэтики. - М.: Ad Ма^тет, 2012. - 400 с.

30. Грыгар М. Знакотворчество: Семиотика русского авангарда / пер. с чешского М. Шерешевской, Е. Чебучевой, Г. Вириной. - СПб: Академический проект, Изд-во ДНК, 2007. - 519 с.

31. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Концепция современного периодического издания. М.: МедиаМир, 2012. - 343 с.

32. Дебор Г. Общество спектакля / пер. с франц. С. Офертаса и М. Якубович. - М.: Логос, 2000. - 184 с.

33. Дёготъ Е. Ю. Русское искусство ХХ века. - М.: Трилистник, 2000 - 224 с.

34. Дизайн периодических изданий / В. В. Волкова, С. Г. Газанджиев, С. И. Галкин и др. - М.: Факультет журналистики МГУ им.

М. В. Ломоносова, 2013. - 151 с.

35. Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

36. Есин Б. И. История русской журналистики. 1703-1917: учеб-метод. комплект. - М., 2001.

37. Засурский Я. Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика 2008 - 2013. - М.: МедиаМир, 2013. - 296 с.

38. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: Англорусский толковый словарь концепций и терминов. - М.: Изд-во Моск. унта, 2004. - 416 с.

39. Европейский символизм / под ред. И. Е. Светлова - СПб: Алетейя, 2006. -496 с.

40. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне - М.: Изд-во МСХА, 2004. - 227 с.

41. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. - М.: Языки славянских культур, 2007. - 794 с.

42. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада. 1998. - 255 с.

43. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. - 256 с.

44. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. В 2 томах. -М.: Гилея, 2001. - Т.1 - 392 с., Т.2 - 346 с.

45. Кандинский и «Синий всадник». ГМИИ им. А. С. Пушкина, каталог выставки / К. Альтхаус, А. Хоберг, Н. Б. Автономова - М.: СканРус, 2011. -160 с.

46. Каррьеро К. Потребление и поп-арт: предъявление предмета и кризис объективации / пер. с итал. Е. Балаховской, Г. Смирнова, - М.: Искусство XXI в., 2010. - 315 с.

47. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

48. Клиффорд. Дж. Иконы графического дизайна / пер. с англ. А. В. Захарова. - М.: Эксмо, 2014. - 240 с.

49. Коваленко Г. Ф. Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. - М.: Наука 2000. - 309 с.

50. Крючкова В. А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - 304 с.

51. Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.

52. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н. А. Шматко. - СПб: Алетейя, 2013. - 160 с.

53. Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 264 с.

54. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. - М.: Языки русской культуры. 1966, - 447 с.

55. Малевич К. С. Черный квадрат. - СПб: Азбука, 2001. - 574 с.

56. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. - М., СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2009. - 495 с.

57. Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века. -М.: Флинта: Наука, 2004 - 368 с.

58. Михайлов С. Н. История дизайна. В 2 томах. - М.: Союз дизайнеров России, 2003. - Т.1 - 270 с., Т.2 - 393 с.

59. Многогранный мир Кандинского / под ред. Н. Б. Автономовой -М.: Наука, 1998. - 205 с.

60. Национальные модели информационного общества / под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: ИКАР, 2004. - 410 с.

61. Ортега-и-Гассет. Х. Дегуманизация искусства / пер. С. Л. Воробьева // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - С. 218-259

62. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова - Москва: Изд-во МГУ, 2000. - 256 с.

63. Пит Мондриан, 1872-1944. Путь к абстракции / науч. ред. Т. В. Горячева, пер. с гол. Ю. А. Доброхотовой. - М.: Государственная Третьяковская галерея, 2013. - 111 с.

64. Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики. 1800 - 1929. Учебно-методический комплект. / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 416 с.

65. Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики. 1929 - 2013. Учебно-методический комплект. / Под ред. Я. Н. Засурского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2013. - 432 с.

66. Рожнова О. И. История журнального дизайна. - М.: ИД «Университетская книга», 2009. - 272 с.

67. Сарабъянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. - М.: Галарт, 1994. - 174 с.

68. Сарабъянов Д. В., Шатских А. С. Казимир Малевич: Живопись. Теория. -М.: Искусство, 1993. - 413 с.

69. Сарабъянов Д. В. Россия и запад. Историко-художественные связи. XVII -начало XX века. - М.: Искусство, 2003. - 296 с.

70. Серов С. И. Стиль в графическом дизайне 60-80-х гг. - М.: ВНИИТЭ, 1991. - 117 с.

71. Сидорина Е.В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. М.: Русский мир, 1994. - 374 с.

72. Символизм и модерн - феномены европейской культуры / под ред. И. Светлова. - М.: Спутник +, 2008. - 384 с.

73. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / пер. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина - М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. - 248 с.

74. Сонтаг С. О фотографии / пер. с англ. В. Голышева. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 272 с.

75. Степанов Ю. С. Семиотика и искусствометрия. - М.: Наука, 1971 - 168 с.

76. Стор И. Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. - М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. - 296 с.

77. Тихомирова Е. Г. Идея маски в гуманитарной культуре Новейшего времени. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГСУ, 2012. - 116 с.

78. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2010. - 784 с.

79. Тулупов В. В. Изобразительная журналистика в газете. - Воронеж: Кварта, 2012. - 183 с.

80. Тулупов В. В. Дизайн периодических изданий. - СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2006. - 224 с.

81. Турчин В.С. Образ двадцатого... В прошлом и настоящем. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 648 с.

82. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

83. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) / пер. с англ. Г. М. Северской. - М.: Ad Маг^пет, 2014. - 256 с.

84. Уорхол Э., Хэкетт П. Попизм. Уорхоловские 60-е. - СПб: Амфора, 2012. - 352 с.

85. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

86. Фрост К. Дизайн газет и журналов / пер. с англ. М.В. Лапшинов. -М.: Университетская книга, 2008. - 231 с.

87. Футуризм - радикальная революция. Италия-Россия. К 100-летию художественного движения. ГМИИ им. А. С. Пушкина - М.: Красная площадь, 2008. - 304 с.

88. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995. - 423 с.

89. Хан-Магомедов С. О. Творческие течения, концепции и организации советского авангарда. - М.: Архитектура, 1997. - 193 с.

90. Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. В 2-х томах. - М.: ЯЛ, 1997. - 710 с.

91. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. - М.: Три квадрата, 2009. - 464 с.

92. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект пресс, 2013. - 464 с.

93. Юшкова О. А. Станция без остановки: Русский авангард. 1910-1920-е годы. - М.: Галарт, 2008. - 224 с.

94. Чихольд Я. Новая типографика: руководство для современного дизайнера. М.: ИЗДАЛ, 2011. - 244 с.

II. Статьи:

1. Анисимова Е. Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) // Филологические науки. № 5, 1996. - С. 74-83.

2. Азизян И. А. Казимир Малевич. Универсализм и мессианство // Диалог искусств Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 111-130.

3. Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник - Вып. 3 (11). - Красноярск, 2000. - С. 104-110

4. Бычков В. В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. - № 10, 2003. - С. 55-61.

5. Бычков В. В. ХХ век: предельные метаморфозы культуры // «Полигнозис». № 2, 2000. - С. 63-76; № 3. - С. 67-85.

6. Вартанова Е. Л. Индустрия СМИ в XXI веке: смена парадигмы? Основные тенденции развития и концепции анализа современных систем СМИ // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2007: сб. статей. -

М.: МедиаМир, 2008.

7. Вартанова Е. Л. Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы // Институт развития информационного общества, 2005. - С. 35-48.

8. Вартанова Е. Л. От человека социального - к человеку медийному // От книги до Интернета. Десять лет спустя / под ред. Н. Э. Микеладзе,

А. В. Раскина. - М.: Ф-т журн. МГУ: МедиаМир, 2009.

9. Васильев С. Л. Алгоритмика читательских действий при восприятии журнала // Вестн. Воронеж. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2007. № 2. - С. 163-172.

10. Васильев С. Л. Несколько замечаний о модели процесса восприятия периодического издания / С. Л. Васильев // Вестн. Башкирск. ун-та. №2,

2009. - С. 458-461.

11. Васильев С. Л. О некоторых свойствах и тенденциях развития формы периодического издания // Вестн. Воронежск. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. №1, 2011. - С. 115-118.

12. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. № 1, 1992. - С. 109-136.

13. Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. №4, 2014. - С. 5-21.

14. Ворон Н. И. Эволюция журнальной фотоиллюстрации // Вестн. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. №2, 2008. - С. 39-51.

15. Ворошилова М. Б. Креализованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. - С. 180-189.

16. Газанджиев С. Г. Визуализация как средство структурирования содержания в печатных медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, №3,

2010. - С.10-14

17. Газанджиев С. Г. Истинная и мнимая реальность: новое в визуальной структуре печатного издания // Визуальная коммуникация: история и актуальные проблемы современности. - М. Ф-т журналистики МГУ, 2012. -С. 112-121.

18. Горячева Т. В. Супрематизм и неопластицизм: концепция высшей реальности // Сообщения Государственной Третьяковской галереи. Искусство второй половины XIX-XX вв. - М., 1995. - С. 143-156.

19. Горячева Т. В. Малевич и метафизическая живопись // Вопросы искусствознания. № 1, 1993. - С. 49-59.

20. Гринберг К. Авангард и китч / пер. с англ. А. Калинина // Художественный журнал. № 60. 2005. URL: http://xz. gif.ru/numbers/60/ avangard-i-kitch/ (дата обращения: 24.07.2014)

21. Гройс Б. Е. Русский авангард по обе стороны «Черного квадрата» // Вопросы философии. № 11, 1990. - С. 67-73.

22. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / пер.

с фр. Г. К. Косикова // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М.: Прогресс, 2000. - С. 407-420.

23. Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика, №2, 2005. - С. 28-34.

24. Дробышева Е. Э. «Ускользающая красота»: Роль постмодернистской иронии в переосмыслении классических оснований искусства в пространстве Contemporary art // Дробышева Е. Э. Аксиология постмодерна: ирония: Моногр. / Санкт-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - СПб, 2008. - С. 151-161.

25. Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество, 1999. № 1.

26. Ковалев А. А. Существовал ли «русский авангард»? Тезисы по поводу терминологии // Вопросы искусствознания. №1, 1994. - С. 123-130.

27. Коклен А. Эстетика перед лицом технообразов / пер. с фр.

Н. Б. Маньковской // Декоративное искусство: Диалог истории и культур. №1, 2002. - С. 67-70.

28. Маньковская Н. Б. От модернизма к постпостмодернизму via постмодернизм // Коллаж-2: социально-философский и философско-антропологический альманах. - М.: ИФ РАН, 1999. - С. 18-25.

29. Мофра Ф. Постпостмодернизм, или законченное прошедшее - (архео) модерность? / пер. с фр. К. Чекалова. URL: http://xz. gif.ru/numbers/61 -62/postpostmodernizm/ (дата обращения: 30.07.2014)

30. Мясников Ю. Н. Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения содержания проекта и возможностей его разработки // Вест. Томск. гос. ун-та. Филология. Журналистика, 2011, №2. - С. 131-144.

31. Николаева Е. В. Арт-объект и его коммуникативные пространства // Культурологический журнал. - 2013. - №1. URL: http://www.cr-

journal.ru/rus/journals/190.html&j id= 13 (дата обращения: 28.10.2014)

32. Пронин Е. И. Медиапсихология: новейшие информационные технологии и феномен человека // Общественные науки и современность, № 2, 2013. -С. 151-162.

33. Рабинович В. Л., Рылеева А. Н. Синий всадник еще в пути. Время Кандинского в большом времени XX века // Вопросы философии. №6, 1999. -С. 37-58.

34. Савчук В.В. Идеология постинформационной искренности// Художественный журнал. № 30-31, 1999 URL: http: //www.guelman.ru/ xz/362/xx30/xx3005.htm (дата обращения: 26.07.2014)

35. Свитич А. Л. Некоторые аспекты изучения иллюстрации как элемента медиатекста // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. №4, 2014 - С.54-64

36. Сидорина Е. В. Дизайн 20-х: образ мира и образ творчества // Техническая эстетика: Труды ВНИИТЭ. Вып. 41, 1983. - С. 15-38.

37. Смирнова О. В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6. - С. 25-37.

38. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. №2, 2005. - С. 7-15.

39. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. -

М.: Высшая школа, 1990. - С. 180-186.

40. Софронова Л. А. Маска как прием затрудненной идентификации // Культура сквозь призму идентичности. - М.: Индрик, 2006. - С. 343-359

41. Толшин А. В. Функции маски в ритуале и обряде // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007 - №47 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-maski-v-rituale-i-obryade (дата обращения: 30.07.2014)

42. Хан-Магомедов С. О. Две концепции стилеобразования предметно-пространственной среды: конструктивизм и супрематизм (московская и витебская школы) // Проблемы стилевого единства предметного мира. -М.: ВНИИТЭ, 1980 - С. 83-107.

43. Черневич Е.В. Пространство культуры графического дизайна // Техническая эстетика, №1, 1987. - С.16-17.

44. Шкондин М. В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2003. № 2. - С. 12-32.

45. Шостак М. И. Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» изданий // Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект пресс, 2009 - С.79-92.

III. Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Архипова А. Н. Эволюция художественно-графического языка иллюстраций журналов мод: дисс. ... кандидата искусствоведения: 17.00.06 / Моск. гос. текст. ун-т им. А. Н. Косыгина. - М., 2011. - 410 с.

2. Бытачевская Т. Н. Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: Теоретические концепции и проблемы интерпретации: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.06 / Моск. гос. худож.-промышл. ун-т им. С. Г. Строганова. -

М., 2005. - 57 с.

3. Борисова А. Г. Абстрактное искусство как феномен художественной культуры XX века: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов - СПб, 2006. - 175 с.

4. ГоленокМ. П. Дизайн в культуре русского авангарда: 1910-1920-х гг.: дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Вят. гос. гуманитар. ун-т. - Киров, 2004. - 142 с.

5. Горячева Т. В. Супрематизм как утопия. Соотношение теории и практики в художественной концепции К. Малевича: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.00, 07.00.12 / МГУ. - М., 1996. - 24 с.

6. Гурова Е.А. Концепции визуальной коммуникации в журнальном дизайне США (конец XIX - середина XX вв.): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2011. - 24 с.

7. Корда О. А. Креолизованный текст современных печатных СМИ: автореф. дисс. ... ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина», 2013. - 20 с.

8. Пигулевский О. В. Функционализм и минимализм в современной культуре: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Юж. федер. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2008. - 23 с.

9. Сундуков А. С. Дизайн российских журналов: история, теория, практика: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Воронежский гос. ун-т - Воронеж, 2011. - 22 с.

10. Хлопотникова В. Н. Эстетика американского минимализма: архитектура и дизайн: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.04 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 2010. - 24 с.

11. Ширшков И. А. Принципы формирования художественно-пластического языка К. Малевича как знаковой системы в контексте культуры XX в.: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Моск. гос. ху-дож.-пром. ун-т им. С. Г. Строганова - М., 2006. - 18 с.

12. Черневич Е. В. Исследование языка графического дизайна: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.06 / Всерос. НИИ технич. эстетики - М., 1975. - 175 с.

IV. Книги и статьи на английском языке

1. Corris, M. Conceptual art: theory, myth, and practice. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2004 - 365 p.

2. Greenberg C. Modernist Painting. URL: http://www.sharecom.ca/ greenberg/modernism.html (дата обращения: 30.07.2014)

3. Fiell C. Fiell P. Graphic Design for the 21st Century - KoIn: Taschen, 2003. - 192 р.

4. Harvey D. The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change. - Oxford, New York, 1989. - 379 p.

5. Heler S. Merz to Emigre and beyond: Avant-garde Magazine Design of the Twentieth Century - New York: Phaidon Press, 2003. - 240 р.

6. Hicks S. R. C. Explaining postmodernism. Skepticism and socialism from Rousseau to Foucault. - Tempe, Arizona: Scholargy Publishing, 2004 - 230 p.

7. Huyssen, A. After the great divide Modernism, mass culture, postmodernism. -Bloomington; Indianapolis Indiana univ. press Cop., 1986 - 244 p.

8. Kirby, A. Digimodernism: How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture. - New York: The Continuum International Publishing Group Inc, 2009. - 282 p.

9. Kosuth J. Art after Philosophy / Kosuth J. Art after Philosophy and After, Collected Writings, 1966-1990 / Ed. by G. Guerico. - Cambridge, Mass.& London: The MIT Press, 1991. - P. 13-32.

10. Malpas, S. Postmodern debates (Readers in Cultural Criticism) - Basingstoke (Hants.) Palgrave, 2001. - 191 p.

11. Muller-Brockmann J. A History of Visual Communication - New York: Hasting House, 1971

12. Meggs P. Meggs' history of graphic design. 5 edition. - John Wiley&Sons, 2012. - 624 p.

13. Poynor R. No more Rules. Graphic Design and Postmodernism - London: Laurence King Publishing, 2003. - 192 p.

14. Steinberg, L. Other Criteria. Confrontations with Twentieth-Century Art. Oxford University Press, NY, 1972. - 436 p.

15. Vartanova E. The media and the individual: economic and psychological interrelations // Psychology in Russia: State of the Art. - 2013. - Vol. 6, № 1.

16. Zassoursky Y. Mass-culture as market culture // Journal of Communication. -1991. - Vol. 2.

Приложение 1.1. Тенденции развития дизайна журналов в контексте художественных практик ХХ века. «Лабораторные» и «импульсные» направления

Импрессионизм (1870-е)

Постимпрессионизм -Ван Гог, Лотрек (конец 1880-х, 1890-е)

Модерн + символизм -Бердслей (1890-е)

Чистый символизм (вторая половина 1890-х)

Фовизм (конец 1890-х)

Постимпрессионизм -Гоген, Сезанн (конец 1880-х)

Модерн + символизм -Климт (1890-е)

Экспрессионизм (1905)

Кубизм (1906-1907)

Абстракционизм Кандинского (1910)

Экспрессионизм, предсюрреализм Клее (1910-е)

Футуризм (1909)

Алогизм (1913) и супрематизм (19151920-е) Малевича

Неопластицизм (1910-е)

Абстрактный сюрреализм Миро (1920-е)

Конструктивизм (1919-1920)

Баухауз (1919)

Неоэкспрессионизм -Поллок, Горки, де Кунинг (1950-е)

Оп-арт (начало 1960-х)

Новая геометрическая абстракция -Ротко, Ньюмен, Ноланд (1950-е)

Минимализм (начало 1960-х)

Лирически-экспрессивная тенденция

Геометрическая тенденция

Концептуально-метафизическая тенденция

Рационально-дизайнерская тенденция

Значительное (не эпизодичное) влияние на дизайн журналов и иллюстрацию

Концептуализм (конец 1950-х)

Метафизическая живопись (начало 1910-х)

Дадаизм (1916-1918)

Сюрреализм

Магритта

(1920-е)

Поп-арт (конец 1950-х)

Принципы организации новой визуальной формы печатного издания: лирически-экспрессивная тенденция

1. К. Моне. Руанский собор, 1892-1893 2. В. Ван Гог. Звездная ночь, 1889 3. А. Тулуз-Лотрек. Марсель Лендер танцует 4. О. Бердслей. Иллюстрация

болеро в "Чилперик", 1895 к книге О. Уайлда "Саломея" 1893

5. О. Редон. Красный сфинкс, 1912 6. А. Матисс. Танец, 1910 7. Э. Кирхнер. Две женщины на 8. Э. Нольде. Автопортрет, 1912

улице, 1914

1. Studio, №30, сентябрь 1895

2. Yellow Book, вып. 4, январь 1898

3. Inland Printer, №4, июль 1894

4. Jugend, №7, 15 февраля 1896

5. Jugend, №23, 6 июня 1896

11. Jugend, №31, 31 июля 1897

12. Jugend, №23, 4 июня 1898

13. Jugend, №8, 19 февраля 1898

14. Jugend, №17, 23 апреля 1898 15. Jugend, №31, 31 июля 1897

16. Jugend, №16, 18 апреля 1896

17. Chap Book, номер к Дню Благодарения, 1895

18. Chap Book, декабрь 1895

19. Jugend, №16, 16 апреля 1898

мшкшютшг1 прщнмотш,

20. Harper's Bazar, июль 1903

21. Мир искусства, №15, 1899 22. Мир искусства, №1-2, 1900 23. Мир искусства, №5, 1901 24. Мир искусства, №6, 1901 25. Мир искусства, №3, 1902

ТН£ FtBR-UAftY l9l5 iOcents

MASSES

5. Jugend, №11, 12 марта 1900 6. Jugend, №20, 14 мая 1900 7. Jugend, №29, 16 июля 1900 8. Vogue, рождественский номер, 9. Vogue, октябрь 1922 10. Vogue, ноябрь 1926

1916

1. Der Blaue Reuter (альманах "Синий всадник"), сентябрь 1911

2. Плакат для журнала Der Sturm (автопортрет О. Кокошки), 1910

3. Der Sturm, №20, 14 июля, 1910

4. Der Sturm, №27, 1 сентября, 1910 5. Der Sturm, №58, 8 апреля, 1911

6. Die Aktion, №8, 16 ноября 1918

7. Der Sturm, №196-197, 1 февраля 1914

8. Masses, №4, февраль 1916

9. Masses, №6, март 1914

10. Der Sturm, №7, 15 октября1917

1. В. Кандинский. Сонная импровизация, 1913 2. П. Клее, Космическая композиция, 1913 3. Х. Миро. Созвездие: пробуждение на рассвете, 4. Х. Миро. Лестницы через голубое небо

1941 к огненному колесу, 1953

5. П. Пикассо. Женщина с воздетыми руками, 1936 6. А. Горки. Печень как петушиный гребень, 1944 7. Дж. Поллок. Номер 8 (фрагмент), 1949

1. В. Кандинский. Графическая схема к фотографии "Прыжок 2. New Yorker, 5 октября, 1963 3. New Yorker, 7 ноября, 1964 4. New Yorker, 6 января, 1968 5. New Yorker, 23 марта, 1968

танцовщицы Палукки" // Точка и линия на плоскости, 1926

6. Vogue, ноябрь 1947 7. Harper's Bazaar, июль 1956 8. Vogue, ноябрь 1962 9. Arts and Architecture, январь 1965 1 0. Rolling Stone, сентябрь 1973

Тб.СгарЫБ, №44,1952

17. бгарМБ, №44, 1954

Тв.СгарИЬ;, №63, 1956

21. вгарЫз, №26, 1949 22. бгарМБ, №55, 1954 23. бгарМБ, №62, 1955 24. бгарМБ, №80, 1958 25. бгарМБ, №83, 1959

26. вгарЫз, №89, 1960 27. бгарМБ, №104, 1963 28. бгарМБ, №133, 1967 29. бгарМБ, №133, 1976 30. бгарМБ, №133, 2004

31. "Пте, 18 июля 1955

32. "Пте, 23 апреля 1956

33. "Пте, 21 апреля 1958

34. "Пте, 8 декабря 1958

35. "Пте, 30 июля 1965

36. "Пте, 7 июля 1967

37. "Пте, 25 августа 1967

38. "Пте, 26 сентября 1969

39. "Пте, 26 января 1970

40. "Пте, 29 марта 1982

Журнал как площадка для авангардной манифестации: геометрическая тенденция

3. Г. Климт. Ожидание (фрагмент), 1909 4. П. Пикассо. Натюрморт с лилиями, 1914 6. У. Боччони. Атака улан, 1915

5. Ver Sacrum, январь 1898

6. Ver Sacrum, январь 1898

7. Ver Sacrum, февраль 1898

8. Ver Sacrum, февраль 1898

13. Ver Sacrum, декабрь 1898

14. Ver Sacrum, апрель 1899

15. Ver Sacrum, апрель 1899

16. Ver Sacrum, май 1899

F.T

ADRIAN OPOLl OTTO BR Е 1912

%

4

%

£

%

A

%

1. Ф. Т. Маринетти. Обложка книги Zang Tumb Tuuum, 1914

2. Киевская афиша выступления футуристов, 1914

3. А. Крученых. Обложка книги "Миллиорк", 1919

4. Ф. Деперо, Subway, 1929

TO SUFFRAGETTES.

A WORD OF ADVICE.

IN DESTRUCTION, AS IN OTHER THINGS, stick to what you understand.

WE MAKE YOU A PRESENT DF OUR VOTES.

ONLY LEAVE WORKS OF ART ALONE.

YOU MIGHT SOME DAY DESTROY A GOOD PICTURE BY ACCIDENT.

THEN !—

MAIS S0YE2 BONNES FILLES! NOUS VOUS SIMONS!

WE ADMIRE YOUR ENERGY. YOU AND ARTISTS ARE THE ONLY THINGS (YOU DON'T MIND BEING GALLED THINGS?) LEFT IN ENGLAND WITH A LITTLE LIFE IN THEM.

BLAST

The Past Office Frank Brangwyn Robertson Nicot Rev. Pennyfeather Galloway Kyle

(Bells) (Cluster of Grapes)

Bishop of London and all his posterity Galsworthy Dean Inge Croce Matthews Rev. Meyer Seymour Hicks lionet Gust G. B. Fry Bergson Abdul Bahal Hawtrey Edward Elgar Sardlea

Filson Young Marie Corelli Geddes Codliver Oil St. Loe Strachey Lyceum Glub Rhabindraneth Tag ore Lord Glenconner of Glen Weiniger Norman Angel Ad. Mahon Mr. and Mrs. Dearmer Beecham Ella

A. C, Benson

(Pills, Opera. Thomas) Sydney Webb

British Academy Messrs. Chapell

Countess of Warwick George Edwards

Willie Ferraro Captain Cook R. J. Campbell Clan Thesiger Martin Harvey William Archer George Grossmith R. H. Benson Annie Besant Chenil Clan Meynell Father Vaughan Joseph Holbrooke Clan Strachey

5. Blast, №1, 1914

6. Blast, №1, 1914

7. Blast, №1, 1914

8. Blast, №1, 1914

9. Blast, №1, 1914

10. Blast, №1, 1914

11. Blast, №2, 1915

12. Blast, №2, 1915

13. Blast, №2, 1915

14. Blast, №2, 1915

15. Ф. Dinamo Futurista, март, 1929 16. Das Plakat, сентябрь, 1929

17. Graphis, №281, 1992

18. Graphis, №316, 1998

1. К. Малевич. Супрематизм, 1920-1922

2. К. Малевич. Голова крестьянина, 1928-1929 3. М. Ротко. Белый центр, 1950

4. К. Ноланд. Браво, Барселовна, 1983

5. Esquire, апрель 1964 6. Fortune, сентябрь 1951 7. Graphis, №59, 1955

8. Graphis, №87, 1960

9. Graphis, №204, 1980

10. Graphis, №237, 1985

i> r a p h i s 2 2

FORTUNE

й iflB

Iv №

t oil

H.rnH^,, 1Д fONT

11. Fortune, октябрь 1943

12. Graphis, №22, 1948

13. Graphis, №30, 1950

14. Fortune, октябрь 1950

15. Graphis, №35, 1951

16. Fortune, апрель 1953

17. Graphis, №46, 1953

18. Graphis, №47, 1953

60

19. Graphis, №60, 1955

20. Graphis, №74, 1957

Трансформация коммуникативной парадигмы журнального дизайна под влиянием постабстрактных форм

тяшёж

щ-^Шт Ш ш

ь шде f ■ ■ : cW ' ш щ

1

1. К. Малевич. Англичанин в 2. Дж. де Кирико. Песнь любви, 1914 3. К. Малевич. Черный супрематический Москве, 1914-1915 квадрат, 1915

4. К. Малевич. Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве), 1915-1916

5. М. Дюшан. L.H.O.O.Q., 1919

6. 391, №5, июль 1917

7. Der Dada, №2, декабрь 1919 8. Der Dada, №2, декабрь 1919 9. Der Dada, №3, апрель 1920 10. 391, №8, февраль 1919

11. Der Dada, №3, апрель 1920

12. К. Малевич. Дама у рояля, 1913 13. 291, №1, март 1915 14. 291, №1, март 1915 15. 291, №5-6, июль-август 1915 16. 291, №5-6, июль-август 1915

17. 291, №5-6, июль-август, 18. 291, №5-6, июль-август, 19. 291, №2, апрель 1915 20. 291, №9, ноябрь 1915 21. 291, №3, май 1915 1915 1915

í5 IllSLt 1916 n" 3 « fc al ael I» umfm

A PROPOS D'UN DESSIN

Plus expressif quaucune lettre, le beau dessin (le premier d une série que nous publierons) de notre collaborateur et aini A.-D. de Segonzac est une preuve ajoutée ù celle cerlilude que les Français, même hors de leur cadre et malgré la diversité constante d une existence si nouvelle, peuvent conserver,avec une insouciance vraiment PAISIBLE, la possession parfaite de tous leurs m o ven s*

Devant la lucidité de ces lignes, comment imaginer que I auteur est lui-même un soldat, qu'il se bal et que la même main, en des instants consécutifs,a commandé (attaque et construit ce contour?

chq< «crû wni|J«m*n> SriB'irmr

Admirons celle force qui est la (bree Française,

"■^.T'îsxi;—

22. 291, №2, апрель 1915

23. 291, №9, ноябрь 1915

24. L'Elan, №2, 1 мая 1915

25. L'Elan, №3, 15 мая 1915

26. L'Elan, №10, декабрь 1916

27. Sic, №4, апрель 1916

28. Sic, №17, май 1917

29. Der Dada, №1, июнь 1919

30. Der Dada, №1, июнь 1919

31. Der Dada, №3, апрель 1920

32. Der Ararat, №1, 1918

33. Der blutige Ernst, №4, ноябрь 1919 34. Die Pleite, №6, январь 1920

35. Die Pleite, №6, январь 1920

36. Le Coeur a barbe, №1, апрель 1922

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.