Дизайн наградных переходящих кубков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Зырянова, Александра Владимировна

  • Зырянова, Александра Владимировна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 108
Зырянова, Александра Владимировна. Дизайн наградных переходящих кубков: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2012. 108 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Зырянова, Александра Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Ретроспективный обзор старинных кубков

1.1. Историческое развитие кубка как ювелирного изделия

1.2. Классификации кубков XVI - XX веков 19 Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. Дизайн современной кубковой продукции

2.1. Современная наградная продукция

2.2. Дизайнерские проблемы современной кубковой продукции 35 Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. Систематизация кубковой продукции

3.1. Классификации современных наградных кубков

3.2. Требования к дизайну кубков 46 Выводы по главе 3

ГЛАВА 4. Традиционные наградные переходящие кубки

4.1. Классификация наградных переходящих кубков по количеству шильдов

4.2. Формы и размеры шильдов наградных переходящих кубков 55 Выводы по главе 4

ГЛАВА 5. Материалы и технологические параметры для 58 разработки переходящих кубков

5.1. Алгоритм разработки дизайна переходящих кубков

5.2. Материалы и технологии для изготовления шильдов

Выводы по главе 5

ГЛАВА 6. Варианты дизайнерских решений элементов

переходящих кубков, специализированных для размещения и хранения наименований победителей

6.1. ЗБ модели авторских решений подиумов для наградных

переходящих кубков

6.2. Сравнительный анализ возможностей размещения

наименований победителей при традиционном и предложенном вариантах дизайнерского решения подиума наградных переходящих кубков

Выводы по главе 6

Выводы диссертационной работы

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн наградных переходящих кубков»

ВВЕДЕНИЕ

В промышленном дизайне существует множество групп, подгрупп, видов и подвидов изделий, используемых людьми каждый день, иногда или совсем редко. В этом многообразии особое место занимает посуда. Причём, кроме утилитарного значения, она уже давно приобрела и функцию демонстрации благосостояния, статуса, стала играть роль дара, награды, символа. В этом контексте особое место занимают кубки. Именно они составляют значимую часть наград, вручаемых на различных соревнованиях.

Кубки всегда привлекали внимание ювелиров, художников, дизайнеров, что очевидно при сравнении их форм, размеров, материалов и тематики.

Дизайн кубков, которые несут в себе элемент массовой культуры, призван передать современный стиль, специфику уровней, видов и масштабов состязаний, особенности их участников. В дизайне находят отражение результаты взаимодействия искусства и техники, производства и потребления изделий, естественной природы и «второй природы» -искусственной предметно-пространственной среды, а также взаимоотношения материальной, духовной и художественной сфер культуры с присущими им основными формами ее предметного наполнения.

Разнообразие соревнований и их бюджеты диктуют выбор материала для создания наградных кубков - от благородных металлов и драгоценных камней до цветных металлов, керамики и других материалов, а также степень эксклюзивности дизайна - от кубков, имеющих единичное и даже уникальное значение, создающихся по особым технологиям с большой долей ручного труда, до большей их части, производимой серийно.

Анализ литературы показывает, что кубки определяются, как правило, с позиции формы и утилитарного назначения, а понятие спортивного кубка включает в себя его трактовку как соревнования и как приза.

В современном лексиконе кубком называют награду, чаще всего -спортивную. Кубком могут именовать спортивное мероприятие. Иногда кубком называют приз, вручаемый на светском мероприятии.

Тематика спортивных наградных кубков имеет несколько основных аспектов. Спортивные издания говорят о кубках в основном с позиций спортивной значимости турниров и далеко не всегда обращают внимание на их художественную ценность. Многие известные спортивные призы действительно не являются высокохудожественными произведениями ювелирного искусства (например, Кубок Стэнли в НХЛ и др.). Однако изучение спортивной прессы и интернет-сайтов даёт основание утверждать, что учредители спортивных соревнований уделяют значительное внимание, время и средства дизайну и ювелирной ценности будущих трофеев. Некоторые организуют интернет-голосование, предлагая болельщикам выбрать наиболее удачный вариант дизайна, другие устраивают конкурс среди дизайнеров, а затем сами определяют наиболее удачный вариант приза. Все это говорит о нарастающем интересе и внимании к дизайну спортивных наград. В то же время узнать об особенностях дизайна, материалах и производстве спортивных наградных кубков можно только из статей, журналов и книг спортивной тематики, где информация дается не для дизайнеров и ювелиров, а для обычного читателя, болельщика.

Таким образом, существует необходимость обобщения разрозненного материала о наградных кубках и изучение его с позиций дизайна, технологии, ювелирного искусства, художественной значимости изделий. Кроме того, актуально рассмотрение особенностей дизайна, стиля, формы, материалов и особенностей изготовления кубков.

В настоящее время можно наблюдать значительное разнообразие в предложениях как по изготовлению - от изделий из пластмассы до золотых кубков, инкрустированных драгоценными камнями, так и по применению кубковой продукции - от дворовых соревнований и школьных конкурсов до международных спортивных состязаний и престижных фестивалей.

5

Итак, дизайн кубка должен отвечать задачам сочетания технологии и материала, вида спорта и масштаба соревнований, традиций и современности, функциональности и художественного образа.

Наградные кубки несут различную функциональную нагрузку. Среди кубков, вручаемых в спорте, существует категория переходящих кубков. Переходящие кубки - это исторически сложившаяся традиция в спортивных соревнованиях. Главное отличие переходящих кубков от остальных - это периодическое (раз в год или реже, в зависимости от периодичности мероприятия) внесение имен (команды) победителей. Это значит, что кубки несут в себе не только ценность с точки зрения производства, но и престиж предыдущих владельцев, поскольку дизайн как художественно-проектная деятельность направлен не только на изменение повседневного предметного окружения человека, но выполняет и коммуникативную функцию, выступая способом связи между людьми, поколениями и даже культурами. Произведения дизайна могут быть рассмотрены как сообщения, несущие важнейшую информацию. Это тем более приемлемо в границах постмодернистского сознания, для которого текстуальность становится не только способом порождения коммуникативного сообщения, но и способом формотворчества.

Таким образом, когда вся изначально предназначенная для внесения последующих победителей поверхность на кубке заполнена, возникают альтернативные варианты действий:

а) разместить на существующем кубке новые пластины (или кольца) для продолжения внесения очередных владельцев кубка тем же способом;

б) создать (заказать) новый кубок;

в) поменять подиум на такой же, но с новыми шильдами;

г) создать новый подиум, в основу производства которого положен принцип рационального использования внутреннего объёма подиума.

Эти варианты имеют разные сочетания полученных возможностей внесения очередных победителей, сохранения дизайна кубка, использования различных материалов и технологий, необходимых затрат.

Таким образом, на наш взгляд, наиболее интересным и перспективным направлением в кубковой продукции с позиции дизайна, а также с точки зрения потребителей являются переходящие наградные кубки. В пользу этого вывода говорят следующие аргументы:

они разрабатываются не для разового вручения и дальнейшего хранения, а для использования в течение длительного периода (десятки лет); есть возможность реставрации титульного экземпляра; существует возможность и необходимость разнообразия дизайнерских и технических решений внесения ежегодных победителей переходящих кубков;

с позиции экономичности организациям выгоднее вложить средства в дизайн и производство эксклюзивного кубка на многие годы, ежегодно делая лишь медали и копии кубка из менее дорогостоящего материала;

форма, изображение кубка может стать символом (логотипом) соревнований.

Тем самым можно утверждать, что дизайн наградных переходящих кубков является актуальным направлением дизайнерской мысли, позволяющим решать практические задачи и вместе с тем дающим простор для творчества дизайнера.

Цель работы: разработка дизайна наградных переходящих кубков.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Провести ретроспективный обзор старинных кубков.

2. Проанализировать дизайн современных кубков, исходя из их функциональных и стилевых особенностей.

3. Осуществить систематизацию кубков различного назначения.

4. Выявить специфику дизайна наградных переходящих кубков.

7

5. Определить направления совершенствования дизайна переходящих кубков.

6. Разработать коллекцию подиумов наградных переходящих кубков, отвечающих требованиям современного дизайна.

Научная новизна работы:

1. Выявлены функциональные и стилевые особенности старинных кубков.

2. Определены основные тенденции развития дизайна современных кубков.

3. Выявлена специфика дизайна наградных переходящих кубков, позволяющая выделить их в отдельный класс изделий.

4. Проведена общая классификация индивидуальных и переходящих современных наградных кубков.

5. Предложены материалы и технологии для реализации авторского дизайна подиумов наградных переходящих кубков.

Практическая значимость работы:

1. Сформулированы требования к дизайну современных наградных переходящих кубков.

2. Создан алгоритм разработки дизайна переходящих наградных кубков.

3. Предложена система сохранения дизайна наградных переходящих кубков.

4. Разработана коллекция подиумов наградных переходящих кубков.

Апробации результатов работы

По результатам выполненных исследований опубликовано 6 работ, в том числе, 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Результаты работы докладывались на научно - технической конференции «Информатика и технологии» в МГУПИ (Москва 2009 г.,

8

2012г.), научных семинарах кафедры «Компьютерный дизайн» МГУПИ, на международной научно-технической конференции «Проблемы развития дизайна и композиции художественных изделий» в Северном (Арктическом) федеральном университете (Архангельск, май 2010 г).

ГЛАВА 1. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР СТАРИННЫХ КУБКОВ 1.1. Историческое развитие кубка как ювелирного изделия

Ретроспективный обзор развития кубка как изделия, от его первоначальной утилитарной функции в качестве предмета быта через дальнейшую трансформацию в символ богатства и приобретение роли трофея в соревнованиях, позволяют точнее определить место кубков в жизни современного общества.

Анализ истории развития кубков проведен с учетом таких составляющих дизайна, как функциональное назначение, художественно-эстетический образ и материалы изготовления. Базой для исторической части диссертационного исследования является коллекция кубков лондонского музея Виктории и Альберта, крупнейшего в мире музея прикладного искусства и дизайна.

Считается, что история кубков началась с традиции предлагать гостю с дороги хлеб и воду из чаши. Позже чашу с водой стали накрывать тарелкой. Возможно, так и появился кубок как самостоятельное изделие.

В форме кубка - изящной, строгой и торжественной, изначально присутствовало то, что выделило его из семейства посуды и внесло определённую символичность: основание олицетворяет землю; ножка поддерживает чашу, символизирующую дом; край чаши — венец. А завершает кубок крышка, как крыша дома - символ завершенности, победы. В средние века составные части кубка имели такие названия: пойло, тулово, стоян и поддон (рис. 1).

Постепенно, именно благодаря форме, дизайну, кубок из необходимого предмета сервировки стола превратился в дорогой подарок и награду. Кубки стали одной из форм жалования, их вручали за особые заслуги. Наградные кубки подносили вместе с челобитной царю, вельможам и высшему духовенству.

Крыша

Тулово

Стоян

Поддон

Чаша

Ножка

Подиум

а)

б)

Рисунок I - Терминология элементов кубков а) историческая терминология 6) современная терминология На Русь кубок пришел во времена Ивана Грозного. Продажа кубков простолюдинам была запрещена. Пить из них могли себе позволить лишь богатые и знатные люди. Очень быстро кубок перестает применяться по прямому назначению. Кубки подчеркивали богатство и статус, их хранили как драгоценный предмет интерьера [10, 24].

Были периоды и ситуации, когда они ценились не только как произведения искусства. В лихолетье они спасали монархов и целые государства. Кубки из серебряных и золотых сплавов выступали предметом дани, выкупа. Из истории известно, что этот важный предмет, наряду с драгоценными металлами, изготавливался также из хрусталя, дерева,

керамики, а с XVII века - и из стекла, украшался орнаментом и драгоценными камнями.

В среднсвсковьс после рыцарских турниров победителю подпосили кубок вина. Обычай сохранился, и примерно с середины XIX века кубок стал применяться в качестве приза или подарка. В XX веке кубок прочно утвердился в роли трофея. Изменения функционального назначения кубков в ХУ-ХХ веках приведены в таблице 1

Таблица 1.

Функциональное назначение кубков ХУ-ХХ веков

Век

До XV

ХУ-ХУ1

XVII

ХУШ-ХХ

за о

о

>5

•Л. о К X а т я в

м

я

ц

4> О

Ч я

о

Я

Ы

е

Бытовой

питьевои

сосуд

Аристократический питьевой сосуд

Дорогой подарок

Награда, приз, трофей

Как видно из таблицы, форма кубков претерпела значительные изменения с течением времени. Необходимо отметить, что первые упоминания о кубках датируются еще до нашей эры, однако информация о материалах, формах и функциональных назначениях очень скудна, что не

позволяет говорить конкретнее об изменениях в кубках во время этого периода. Таким образом, в данной работе подробное описание кубка как ювелирного изделия начинается с XV века.

В средние века ювелиры уделяли большое внимание этому виду посудной группы изделий, используя различные материалы для разнообразия как внешнего вида, так и назначения кубков.

Среди широкого разнообразия форм изделий из серебра, создававшихся немецкими мастерами в ХУТ-ХУТТ веках, особого внимания заслуживают питьевые сосуды. Наиболее характерными из них были ложчатые кубки — двойные или с крышками. На рисунке 2 представлены ложчатые кубки из коллекции музея Виктории и Альберта, анализируемые в данной работе.

К 80-м годам XV века ложчатые кубки получили самое широкое распространение, и немецкие мастера не имели себе равных в их создании. Одной из самых излюбленных форм ложчатых сосудов была форма кубка в виде цветка аквилегии — А§е1еуЬесЬег (рис. 2а).

Двойные кубки (рис. 26) были популярны среди немецких ювелиров позднего Средневековья - до начала XVII века. Такие кубки были традиционным свадебным подарком в те периоды, когда они не использовались, один из кубков устанавливался на верхней части другого. Выгравированный орнамент на подобных кубках с плотным растительным орнаментом является типичным для кубков этого периода.

а) б) в)

Рисунок 2 - Ложчатые кубки из коллекции музея Виктории и Альберта

17 век, Германия, Нюрнберг, (фото автора)

а) кубок формы цветка аквилегии.

б) двойной кубок,

в) кубок в форме виноградной лозы.

На рисунке 2в представлен типичный немецкий кубок средних веков, составные части которого часто собирались с помощью винтов, а не пайки. Это означает, что они могли легко быть разобраны для очистки, но также означает, что их составные части могли быть неправильно собраны. На представленном кубке знак производителя на чаше и ножке не совпадает, что говорит о принадлежности чаши и ножки к разным, но аналогичным кубкам.

Влияние запада нашло свое отражение у русских ювелиров, пример такой работы представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 — Ложчатый кубок, Россия, Оружейная палата [3]

С появлением первых набросков Дюрера для серебряных изделий в немецком ювелирном искусстве появляются мотивы, заимствованные из природы; возникновение многочисленных лягушек, улиток, змеек, ящериц, отлитых по живым моделям, знаменует собой проникновение в немецкое серебряное дело стиля "пэ^ие", т.е. сельского. Все эти фигурки призваны были удивить и поразить зрителя своей необычностью, восхитить технической виртуозностью.

Другим аспектом стиля "т^ие" было использование натуральных

раковин и их имитаций из цветного камня и металла, страусовых яиц, зубов

нарвала, скорлупы кокосовых орехов для создания кубков, чаш, различных

сосудов сугубо декоративного назначения. Изделия из этих материалов еще

15

со времен раннего Средневековья имели символическое значение и были окружены таинственностью.

Немецкий бюргер находил вполне уместным пить из кубка-лошади, кубка-совы или кораблика гю время шумных застолий. Многие из этих "кубков-забав" служили и серьезным целям — дарились по случаю рождений, крестин, обручений, свадеб и других значительных событий в жизни человека.

Большое распространение получил такой природный материал, как наутилус - это перламутровые раковины, широкие очертания которых как бы предназначаются для кубка. В королевских кунсткамерах хранились различные экзотические раковины. Они могли быть как необработанными, то есть в естественном виде, так и искусно оправленными и ставшими частью какого-либо изделия. Великолепными образцами такой работы являются кубки-наутилусы. Смысл создания подобных причудливых изделий, не имеющих практического назначения, состоял в том, чтобы показать в самом фантастическом виде редкие и драгоценные творения природы, которые ювелир, соревнуясь с их природной красотой и проявляя высокое мастерство, пытался дополнить и соответствующим образом оформить.

Раковины с гравировкой помещали в ажурную оправу, превращая их в диковинные украшения, чаще - кубки. Работы подобного рода были весьма популярны среди нюрнбергских мастеров конца XVII -начала XVIII вв. В декоре кубков-иаутилусов обычно использовались изображения мифологических персонажей, так или иначе связанных с морской стихией.

а) б)

Рисунок 4 - Кубки- наутилусы [2,30]

а) Голландия, I пол. XVII в. Раковина, медь; чеканка, литье, резьба, золочение

б) Кубок - лебедь, Германия, Нюрнберг, начало XVII в. , Мастер - Эрг Руель, Раковина, серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение

Ювелиры превращали раковины в кубки-наутилусы, обрабатывая их с помощью кислотных растворов. Кубки- наутилусы (рис.4), несмотря на то время, когда они были изготовлены, и в наше время имеют необыкновенное очарование, благодаря чудесным раковинам, и выглядят всегда таинственно и влекуше. Перламутр из наутилуса также оправлялся и в бокалы и был излюбленным материалом на всём Западе.

Красота раковин и удобство их обработки позволило ювелирам XVI-XVII веков создавать работы, которые использовали как дары и призы. Обладатель такого кубка выносил его лишь в самых торжественных случаях как символ своего престижа.

Другой природный материал, который своей формой и размером подталкивал ювелиров для использования в создании кубков, является яйцо страуса. Также он имел и мистический смысл: считалось, что оно принадлежит птице Фениксу.

Рисунок 5 - Кубки из страусовых яиц

Германия, Южная Германия. Около 1600 г. Страусовые яйца, золоченое серебро. Высота 42,5 см, 37,3 см, 42,4 см, 45,5 см.

Существовали также кубки, которые с течением времени утратили свой

первоначальный символический смысл, превратившись в кубки-забавы,

своего рода игрушки. Это кубки- кораблики (рис. 6). В средние века смысл

таких сосудов был многозначным. На первом месте был сакральный смысл,

заложенный в такие кубки. Они использовались как сосуды для вина; в

качестве реликвии эти кораблики должны были оберегать от невзгод в море

житейском. Также в средние века кубки-кораблики служили в качестве

сосуда для вина на княжеских трапезах, солонками и, наконец, настольными

украшениями, в которые клали пряности и ставили перед особо почетными

18

гостями. Эти сосуды, благодаря придававшемуся им сакральному значению, должны были предохранять пряности от яда и, следовательно, уберегать их владельцев от отравления, а в качестве реликвии - оберегать от невзгод или спасать во время кораблекрушения.

Рисунок 6 - Кубки - кораблики

Кубки - кораблики со второй половины XVI века становятся постепенно шуточными, став простым настольным украшением. К XVII веку кубки-кораблики окончательно утрачивают заложенный ранее смысл, став просто кубком-забавой.

1.2. Классификация кубков ХУ1-ХХ веков

Базой для исторической части диссертационного исследования является коллекция кубков лондонского музея Виктории и Альберта, крупнейшего в мире музея прикладного искусства и дизайна [23].

В музее собраны коллекции, не имеющие себе равных по разнообразию и объему. Здесь хранится огромное наследие многих богатейших мировых культур, относящееся к более чем 3000-летнему периоду, включая керамику,

19

мебель, предметы из области моды, стекло, украшения, изделия из металла, фотографии, скульптуры, ткани и картины.

Наиболее интересной, с точки зрения данной темы исследования, является галерея серебра и золота, которая включает более 3500 объектов от Средневековья до наших дней, в том числе, произведения многих знаменитых ювелиров мира.

Рисунок 7 - Фасад здания музея Виктории и Альберта (Великобритания, Лондон), фото автора Для анализа было сфотографировано 64 кубка, представленных в коллекции музея. Сопровождающая информация к экспонатам была также сфотографирована и для дальнейшей работы переведена на русский язык (приложения 1,2,3,4,5).

Полученная информация позволяет провести развёрнутую классификацию кубков для выявления совокупности факторов, определяющих все аспекты дизайна кубков как ювелирных изделий.

Классификация кубков музея Виктории и Альберта в Лондоне проводилась по таким параметрам, как страна, материал, виды художественной обработки, стиль, принадлежность и художественные особенности кубков. Рассмотрим каждый из этих параметров в отдельности

Таблица 2.

Классификация кубков XVI - XX веков по материалам и странам.

Страны Материалы итого

Стекло Серебро Золото Позолоченный металл (серебро, медь) Позолоченное серебро + другие материалы* Серебро + другие материалы *

Кубки XVI века

Германия - 1 - 4 3 - 8

Великобритания 1 - - 1 1 - 3

Нидерланды - - - 2 - 2 4

Бельгия - - - - 1 - 1

итого 1 1 0 7 5 2 16

*другие материалы - кокос, кость, камень, эмаль Кубки XVII века

Германия - - 1 13 - 2 16

Великобритания - 1 2 1 - - 4

Нидерланды - - - - 1 - 1

Швейцария - 2 - 2 - - 4

итого 0 3 3 16 1 2 25

* другие материалы - драгоценные камни (гранаты), раковина моллюска Кубки XVIII века

Германия 2 - - 1 1 - 4

Великобритания 1 - - - - 1

Норвегия 1 - - - - - 1

Продолжение таблицы 2

Россия - 1 - 3 - - 4

итого 3 2 0 4 1 0 10

*другие материалы - рог оленя, перламутр. Кубки XIX века

Великобритания 2 1 1 9

Ь

* другие материалы - стекло Кубки XX века

Великобритания - 2 - - - 2 4

ИТОГО 4 10 4 32 8 6 64

Кол-во в процентах 6,25% 15,6% 6,25% 50% 12,5% 9,4 %

*другие материалы - эмаль.

Из таблицы видно, что общая сумма кубков составляет 64 единицы, большая доля из них приходится на XVII век - 28 кубков, меньшая доля - на XX век - 4 кубка, на XVI, XVIII, XIX века приходится 16, 10, 9 кубков соответственно.

Процентное соотношение кубков по материалам, из которых они изготовлены, выглядит так. Большую часть занимают позолоченные кубки -62,5%, из них 50% кубков с позолотой, где основным материалом являются сплавы на основе серебра, реже - меди, и 12,5%) кубков с позолотой, где основным материалом являются сплавы на основе серебра в сочетании с различными материалами, такими как кокос, кость, камень, эмаль, драгоценные камни (гранаты), раковина моллюска, рог оленя, перламутр, стекло.

Кубки, изготовленные из сплавов на основе серебра, составляют 25 % от всех кубков в коллекции музея, из них 9,4% - это кубки из сплавов на основе серебра в сочетании с различными материалам.

Интересно, что соотношение кубков из позолоченного серебра и серебра без покрытия к концу XIX - началу XX века выравнивается.

Стеклянные и золотые кубки имеют одинаковый процент - 6,25, что говорит о более редком использование этих материалов для изготовления кубков.

Анализируя страны- изготовители, можно утверждать, что до XIX века явным центром ювелирного искусства была Германия (табл. 3). Очагом культуры эпохи Возрождения был Нюрнберг — свободный имперский город, стоявший на пересечении важнейших торговых путей, родина Альбрехта Дюрера.

Можно выделить такие города, как Страсбург, Нюрнберг, Кёльн - XVI век, к ним добавляются Аугсбург, Хайльбронн в XVII веке и Потсдам, Дрезден в XVIII веке. Кубки XIX, XX веков в музее представлены только из Великобритании (Лондон).

Таблица 3.

Распределение кубков массива исследования из коллекции музея Виктории и Альберта по странам

Страна Количество кубков

Германия 28

Великобритания 21

Нидерланды 5

Швейцария 4

Россия 4

Норвегия 1

Бельгия 1

итого 64

Анализируя коллекцию кубков по видам художественной обработки материала, можно выделить основные виды декорирования: гравирование,

чеканка. Кубки богато украшали рельефным орнаментом, добавляя литые фигурки и элементы художественной ковки. Такие сложные материалы, как орех кокоса, раковина моллюска, рог оленя также имеют рельефную поверхность с изображением сюжетов древних мифов.

Кубки, как и другие декоративные столовые предметы (вазы, подносы, графины), нередко несли только художественную нагрузку, создавались в качестве экспонатов, образцов. Так, некоторые кубки XVI-XVIII веков имеют название masterpiece, что в переводе с английского, исторически значит -лучший образец, образцовое изделие. Такой образец должен был изготовить и представить ремесленник в средневековых цехах для получения звания мастера. Так получались уникальные по форме и дизайну кубки.

а) б)

Рисунок 8 - Кубки на звание мастера в средневековых цехах (Masterpiece cups)

(Фото автора)

а) Серебро, Нюрнберг, Германия, 1580-1600 б) Серебро, Берген, Норвегия, 1745-50

По такому аспекту, как принадлежность, сложно проследить и выявить закономерность в истории владельцев кубками, этот показатель не является определяющим, однако можно отметить, что кубками владели богатые, имеющие власть люди или целые организации. Так, например, в ХУТ-ХУШ веках кубки могли принадлежать церкви, королеве (Виктории, Елизаветы), правителям других стран, министерству образования, ювелирным корпорациям и частным владельцам. В XIX, XX веках все чаще кубки принадлежат крупным компаниям, некоторые делаются специально для выставок и остаются в музеях как выставочные экспонаты.

Анализируя коллекцию кубков по странам и эпохам, можно выделить некоторые стилевые направления. Таким образом, стилистика кубков XVI века - это Северный Ренессанс - немецкий, нидерландский, английский. Основные отличия именно Северного Ренессанса - это большое влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательность и детализация в работе. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась реформация в Европе, которая не могла не повлиять на стиль и форму кубков.

Кубки, датированные 1580-м или 1590-ми годами, выполнены в стиле Маньеризм. Как известно из истории искусств, возникновение Маньеризма и Барокко является следствием назревшего кризиса идей Возрождения, что нашло отражение в истории кубков. Кубки в стиле Маньеризм, выполнены в сочетании традиционных материалов (серебро, позолоченное серебро) и экзотических, привезенных материалов, таких как орех кокоса, на котором выполнена резьба изображений сцен древнегреческих мифов (рис.1а).

Кубки начала XVII века, представленные в коллекции музея, продолжают стиль Возрождения. Чаши из раковин моллюска на изящной ножке из серебра воплощают в себе редкость, драгоценность и виртуозность мастеров и эпоху того времени (рис 96).

а) б)

Рисунок 9 - Кубки из коллекции музея Виктории и Альберта (Фото автора)

а) Кокосовый кубок (Coconut сир) , Нидерланды (Амстердам) 1590 г.

б) Неподвижный кубок (Standing сир), Германия (Нюрнберг), конец XVII века.

Другие кубки начала XVIT века из Германии являются началом возрождения Готического стиля XV века. Чаша этих кубков состоит из шарообразных скрученных сегментов, такие же шарообразные сегменты есть у основания ножки и крышки. Иной формой кубков этого времени была гроздь винограда, так явно символизирующей предназначение этого кубка -распитие вина (рис. 10а ).

На рисунке 106 представлен уникальный кубок, который был создан в начале XVII века (идея XVI века, Германия). При повороте па 180° он приобретает форму обычного открытого кубка (без крышки), однако из

основания такого кубка, повернув его вокруг своей оси, также можно нить жидкость.

а) б)

Рисунок 10 - Кубки из коллекции музея Виктории и Альберта (Фотоштора) а) Кубок в форме виноградной грозди, Германия (Нюрнберг) около 1609 б) Кубок Пари (Wager сир), Нидерланды (Дордрехт), 1621 год

Уже в 1630 году появляется кубок, совмещающий в себе два стиля, тем самым являющийся переходным: нижняя часть кубка выполнена в готическом стиле XV века, верхняя часть чаши кубка уже имеет элементы нового стиля. Этот и последующие кубки не имеют крышки, как предыдущие.

Как и кубки XVII века, представленные в музее экспонаты выполнены в Неоготическом стиле, это кубки из Германии, России и Норвегии.

Кубки начала XIX века отражают стиль Барокко, в форме появляется мощь, сила, объем. Для декора используют натуралистические конструкции в виде растущей виноградной лозы, на которой сидят ангелы, или чашу может увенчивать венок из виноградной лозы; ручки у таких кубков крупные с орнаментом цветов и листьев (рис. 1 1)

Рисунок 11 - Кубки из коллекции музея Виктории и Альберта оФото автора) а) Кубок на крещение (Christening сир), Великобритания (Лондон), 1842 б) Кубок в парусном спорте (Sailing trophy), Великобритания (Лондон), 1827

В последние годы XIX столетия появляются совершенно иные кубки, стиля Модерн, которые продолжаются и в XX веке (рис. 12).

а)

б)

Рисунок 12 - Кубки из коллекции музея Виктории и Альберта

(Фото автора)

а) Кубок с крышкой (Сир and cover), Великобритания (Лондон), 1900 год.

б) Кубок с крышкой (Сир and cover). Великобритания (Лондон), нач. XX века.

На рисунке 126 видно, что форма кубка начала XX века вполне соответствует современному представлению о кубках как о спортивных трофеях, памятных призов, а не как предмета столовой утвари.

Выводы по главе 1

1. Выделены функциональные назначения кубков до XX века, такие как бытовой питьевой сосуд - до XV века, аристократический сосуд- XV-XV! века, дорогой подарок -XVII век, награда, приз, трофей -ХУШ-ХХ века

2. Выявлены, что наиболее характерной формой кубков в исследуемом периоде были ложчатые кубки (двойные, с крышками, в форме цветка аквилегии, в форме виноградной лозы).

3. Основным материалом для изготовления кубков в анализируемой коллекции, на протяжении всего периода описываемого времени было позолоченное серебро, реже серебро без покрытия или чистое золото. Кроме того, популярностью в средние века пользовались наутилус, орех кокоса, яйца страуса.

4. Главным способом художественной обработки материалов было гравирование в сочетании с чеканкой и художественной ковкой.

5. Были выявлены изменения стилистических особенностей кубков в на протяжении рассматриваемого периода. XVI век - Северное Возрождение, Маньеризм. XVII век - возрождение Готического стиля, переход к новому стилю. XVIII век - Барокко, Неоготический стиль. XIX, XX века - Барокко, Модерн.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Зырянова, Александра Владимировна

Выводы диссертационной работы

1. Установлено, что при многократном использовании наградных переходящих кубков существует проблема дизайна этих кубков при внесении имен новых обладателей и сохранении истории соревнований.

2. На основе анализа отечественных и зарубежных кубков ХУ1-ХХ веков выявлены функциональные и стилевые особенности старинных кубков, определены тенденции развития материалов и технологий при их производстве.

3. Проанализирована наградная продукция, предложена классификация кубков по области и сфере использовании, по характеру наград.

4. Определены требования к разработке дизайна наградных переходящих кубков.

5. Разработан универсальный алгоритм создания дизайна кубков для переходящих и индивидуальных наградных кубков.

6. Представлены рекомендации по выбору материалов и технологий, используемых при изготовлении шильдов различного дизайна для наградных переходящих кубков.

7. Предложен дизайн коллекции подиумов и шильдов для наградных переходящих кубков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Зырянова, Александра Владимировна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Л г А А V / / Т/~\

1. 500 дизаин проектов ювелирных изделии // л^велир. студия Арт Дизайн Альянс - М., 2002 - 184 с.цв. ил., портр.

2. Nautilus-перламутровое чудо [Электронный ресурс]// Liveinternet [сайт] — URL: http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/postl 93918031//

3. Абрамова Н. Английские кубки в собрании Оружейной палаты // Пинакотека. - 2004. - № 18/19. - С. 140-145: ил.

4. Аксенов Г.П. Эволюция художественно-образной выразительности графического дизайна в процессе развития полиграфических средств: автореферат дис. ...канд. искусствоведения: 17.00.06/ Г.П. Аксенов. - М., 2008. - 20 с.

5. БалландТ.В. Аксиологические аспекты дизайна: дис.... канд. филос. наук: 09.00.04/Т.В. Балланд. - М., 2004. - 117 с.

6. Барбашина Ю.А. Дизайн художественных изделий из цветных сплавов, декорированных покрытиями на основе титана : дис.... канд. тех. наук : 17.00.06 / Барбашина Юлия Александровна. - М., 2009. - 123 с. : ил.; Фрагмент [Электронный ресурс]. -

URL:http://www.dissercat.com/content/dizain-kliudozhestvennykh-izdelii-iz-tsvetnykh-splavov-dekorirovannykh-pokrytiyami-na-....

7. Бесценный футбольный трофей [Электронный ресурс]// Интерфакс: [сайт] - URL: http://www.interfax.ru/sport/txt.asp?id=144761.

8. Благова Т.Ю. Теория и методология дизайна: учебное пособие: Федеральное агентство по образованию, Амурский гос. ун-т, фак. прикладных искусств - Благовещенск : Изд-во АмГУ, 2008 - 91 с. табл.

9. Большая олимпийская энциклопедия: БОЭ: [чемпионы и рекордсмены, страны-участницы, завоеванные награды, олимпийские виды спорта, рекорды и достижения] : самое полное современное издание / [Бакал Д. С. и др.] Москва : Эксмо , 2008 - 591 с. ил=5 табл.

10. Борисов Игорь. Как на Руси чемпионов чествовали//Спортивная жизнь России. - 1997. - № 9. - 54-55 с.

11. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль...: введение в философию дизайна/ Т.Ю. Быстрова. - Екатеринбург, 2001. - 286 с.

12. Быстрова Т.Ю. Феномен вещи в дизайне: философ.-культурол. анализ: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13/ Т.Ю. Быстрова. - Екатеринбург, 2003.-304 с.

13. Быстрова Т.Ю. Проект как базовая категория философии дизайна [Электронный ресурс]// Архитектон: изв.вузов. - 2007. - №17. -URL: http://archvuz.ru/numbers/2007 1/des 1.

14. Ващун O.A. Швейцарская школа графического дизайна как явление проектной культуры XX в.: автореферат дис.... канд. искусствоведения: 17.00.06/0.А. Ващук - Спб., 2009. - 23 с.

15. Вишневская Е.В. Дизайн как средство развития творческих способностей: монография/ Е.В. Вишневская. - Федеральное агентство по образованию, Российское образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский гос. Университет сервиса», ПВГУС, 2009.- 107 с.

16. Вытяжка [Электронный ресурс]// Техспектр: [сайт] - URL: http://www.tech-spektr.ru/vitiaika.html.

17. Ганиев М.М. Промышленный дизайн: учеб. пособие. -Елабуга.: Камская гос. Инженерно-экономическая акад., 2009. - 62 с.

18. Гизе М.Э. Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII - XX вв.: автореферат дис. ...д-ра наук/ М.Э. Гизе. — М., 1997.-62 с.

19. Гой М.В. Дизайн ювелирных изделий золотых сплавов 585 пробы различной цветовой палитры: автореферат дис. ...канд. тех. наук/ М.В. Гой - М., 2009.- 18 с.

20. Дегтярев М.А. Анализ и технологическое обеспечение свойств декоративно-защитных металлических плазменных покрытий: автореферат дис. .. .канд. тех. наук/ М.А. Дегтярев. — Спб., 2008. — 18 с.

21. Елочкин М.Е. Русский дизайн: его философия, социальные и эстетические аспекты, - и проблемы обучения им [Электронный ресурс]// Образование: исслед. в мире: междунар. пед. науч. Интернет-журнал с б-кой депозитарием. - 21.01.06. - URL: http://www.oim.ru/reader@nomer=518.asp.

22. Емельянова H.JI. Философско-социалогический анализ дизайн деятельности: автореферат дис. ...канд. филос. наук/ Н.Л. Емельянова. -Томск, 1986.- 17 с.

23. Зырянова A.B. Развитие дизайнерских идей в XVI-XX вв. (на примере экспозиции кубков музея Виктории и Альберта (Лондон))./ A.B. Зырянова, М.Л.Соколова, А.В .Сучков // Санкт-Петербург.: Дизайн. Материалы. Технология. - 2011.- №3. - с. 108-113

24. Императорские призы // Антиквар, обозрение. - 2007. - № 1 (22). - С. 56-57 : ил.

25. Исаев В.И. Красота, дизайн, мода [Текст]: Размышления о стилях, идеях формообразования в современном дизайне. - М. : Дели принт, 2009. - 95 с.

26. Казарин A.B. Дизайн как социокультурный феномен: дис. ... канд. филос. наук/ A.B. Казарин. - Н. Новгород, 2002. - 165 с.

27. Каталог кубков [Электронный ресурс]// Компания LAURUS: [сайт] - URL: http://www.laurus.cc/catalogue/cups/junior/.

28. Ковка «Кубок с розами» [Электронный ресурс]// Кузнечных дел мастер: [сайт] - URL: http://wwvv.kyznica.m/article.php?id=102.

29. Коротаева Н.Ф. Разработка методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла: автореферат дис. ...канд. тех. наук/ Н.Ф. Коротаева. - Спб., 2008. - 20 с.

30. Кубки - «Наутилусы» и другие редкости [Электронный ресурс]// Livejournal: [сайт] - URL: http://marinm.livejournal.com/206502.html.

31. Кубки [Электронный ресурс]// Лензнакак: [сайт]. - URL: http ://www. lenznak.ru/cups.php.

32. Кубки [Электронный ресурс]// Спорт класик : [сайт]. - URL: http://sport-classic.com.ua/kubkil.html.

33. Кубки [Электронный ресурс]// Творческие мастерские «Никуло»: [сайт]. - М.: 2009 - URL: http://nikulo.ru/work/kubki/.

34. Кубки наградные спортивные, призы и награды [Электронный ресурс]// фирма «Триумф»: [сайт] - URL: http://www.dogtriumf.ru/kubki-02.html.

35. Кубки наградные, Кубки спортивные [Электронный ресурс]// Спортивные награды: [сайт]. -URL:http://www.sportnagrady.ru/catalog 10.html.

36. Кубки стандартные [Электронный ресурс]// Sportservice - всё для спорта»: [сайт] - URL:

http://www.sportservice.dp.ua/index.php?option=com virtuemart&Itemid=54& category id=2&page=shop.browse&limit=20&limitstart=40.\

37. Кубки, крышки и таблички для кубков [Электронный ресурс]// ЗАО «Артанс»: [сайт] М.:2009 - URL:

http://artans.ru/catalog/kubki i nagradyi s rossiyskoy simvolikoy/.

38. Кубки, медали, награды [Электронный ресурс]// Век спорта: [сайт] — URL: http://www.nagrad.net/catalog/kubki/3

39. Кубок власти и мудрости [Электронный ресурс]// Искусство зеркало истории: [сайт] - URL: http://utahch.blogspot.com/201 l/10/blog-post 17.html.

40. Лаврентьев А.Н. Основные тенденции в развитии советского художественного конструирования в 20-30-е годы: автореферат. — М., 1983.- 19 с.

41. Лившиц В.Б. Художественное литье : материалы, технология, практика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 121200 "Технология худож. обраб. материалов" / В. Лившиц ; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. акад. приборостроения и информатики. - М. : Рипол Классик, 2004. - 190 с. : ил. - (Домашняя мастерская).

42. Лола Г.Н. Дизайн как социо-культурный феномен: филос.анализ: дис....д-ра филос. наук: 09.00.13/ Г.Н Лола. - СПб., 1998. -305 с.

43. Лола Г.Н. Дизайн: опыт: метаф. Транскрипции/ Г.Н. Лола; [Послесл. Н.Б. Иванова]. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. - 259 с.

44. Любомирова Е.Е. Всероссийские художественно-промышленные выставки: автореферат дис. ...канд. искусств, наук/ Е.Е. Любомирова. - М., 1991.-23 с.

45. Мазурина Т. А. Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06/ Т.А. Мазурина. -М., 2008. - 18 с.

46. Матюшина А.Э. Гравирование полихромных изображений на стали с применением лазерных технологий: автореферат дис. ...канд. тех. Наук: 17.00.06/ А.Э. Матюшина. - М., 2008. - 20 с.

47. Махашвили Г.Д. Художественный язык книжной графики Д.С. Бисти в отечественном книжном дизайне: 1960 1980-х гг.: автореферат дис....канд. искусствоведения: 17.00.06/ Г.Д. Махашвили - Спб., 2009. - 24 с.

48. Михайлова A.C. Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства XX века: 1920 -1980 гг.: автореферат дис. канд. искусствоведения: 17.00.06/ A.C. Михайлова - М., 2009. - 26 с.

49. Мосорова H.H. Философия дизайна: социал.-антропо л. проблемы: дис. ...д-ра филос. наук: 09.00.13/Н.Н. Мосорова. — Екатеринбург. 2001. - 335 с.

50. Мосорова H.H. Философия дизайна: учеб. Пособие/Н.Н. Мосорова; М-во общ. и проф. образования Рос. федерации, Урал. гос. архит.-худож. акад. - Екатеринбург: Урал. гос. архит.-худож. акад.: Архитектон, 1999. - 173 с.

51. Наградная продукция: награды, призы, кубки [Электронный ресурс]// Студия 3D WORKS: [сайт] - URL: http://www.3dworks.m/?menu=3&level2=&z=l.

52. Петров A.A. Цветовой дизайн металлических художественных изделий: автореферат дис. ...канд. тех. наук/ A.A. Петров. — М., 2005. — 19 с.

53. Преображенская М.М. Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий: автореферат дис. .. .канд. тех. наук/ М.М. Преображенская. - М., 2008. — 15 с.

54. Производство заказной продукции из хрусталя с металлическим декором [Электронный ресурс] // Русский хрусталь : [сайт]. - [Б.м., б.г.]. - URL: http://ruscrystal.ru/rus/text/&id=394.

55. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества [Электронный ресурс]// Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт] - URL: http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86а6-1 lda-a72b-0800200с9а66/21629/?&onpage=20&page=2.

56. Рекламно-сувенирная продукция [Электронный ресурс]// Art4you: [сайт] — URL: http://art4you.ru/.

57. Ремнев К.С. Вытяжка с утонением стенки цилиндрических деталей из двухслойных материалов : автореферат дис. ... канд. тех. наук : 05.03.05/К.С. Ремнев. - Тула, 2003. -23 с.

58. Сантитов Радна. Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья: автореферат дис. ...канд. тех. наук/ Р. Сантитов. - М., 2008. - 20 с.

59. Семьянинов А. Новый кубок России выставлен в подземном Манеже // Новые изв. - 2001. - 15 июня ;[Электронный ресурс]. -URL: http://newssng.ru/57/120.

60. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетики дизайнерского творчества/ Дизайн: сб. науч. тр. - М.: 1993. - С.70.

61. Скворцов К.А. Художественная обработка металла, стекла, пластмассы / К.А. Скворцов. - М. : Профиздат, 2010. - 142 с. : ил. -(Ремесло и рукоделие).

62. Соколова M.JL Дизайн ювелирных изделий с использованием вставок из кожи / М.Л.Соколова, A.B. Сучков, A.B. Зырянова // Санкт-Петербург.: Дизайн. Материалы. Технология. - 2011.- №2. - с.20-23.

63. Соколова M.J1. Классификация кубков как условие их дизайнерско-технологического анализа / М.Л Соколова. А.В.Зырянова// Киров, ВятГУ: Сборник материалов. Всероссийская научно-техническая конференция. Наука - Производство - Технология - Экология. - 2010.: — с.

А i X

259-261 .

64. Соколова М.Л. Металлы в дизайне / М.Л. Соколов. - 2-е изд., доп. - М. : МИСИС, 2003. - 174 с. : ил.

65. Соколова М.Л. Спортивные кубки как направление ювелирного искусства / М.Л. Соколова, A.B. Зырянова//- Проблемы развития дизайна и композиции художественных изделий: Материалы науч. конф. (Архангельск, 18-21 мая 2010г.).- Архангельск, 2000.- с.84-86

66. Спортивно наградная продукция. Кубки [Электронный ресурс]// Челябинская художественная фабрика «Брегет»: [сайт] - URL: http://breget.ru/catalog/3/#content3

67. Спортивные призы [Электронный ресурс]// Призы, награды и кубки: [сайт] - URL: http://www.Htie.ru/prizes-and-awards#sport.

68. Сучков A.B. Кожевенное сырье для использования в дизайне ювелирных изделий [Электронный ресурс] / А.В Сучков., А.В Зырянова. // ЭНИ ДТП электронное научное издание «Дизайн. Теория и Практика». -2011г. Выпуск №6. С 80-91: http://enidtp.mgupi.гu/vypuski

69. Творчество молодых: Дизайн, реклама, информационные технологии. - 21, 2009. - 247 с.

70. Техническая эстетика, дизайн и технология художественной обработки материалов : тр. IX Всерос. науч.-метод, конф. по направлению 261000 "Технология худож. обраб. материалов", (Ижевск, 2-5 окт. 2006 г.). - Ижевск : ИжГТУ, 2008. - 115 с. : ил.

71. Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции: учебное пособие для студентов специальности

052400 - Дизайн / С. К. Ткалич ; Московский гос. ун-т культуры и искусств. - М.: Московский гос. ун-т культуры и искусств , 2007 - 190 с.табл.

72. Ткач Д.Г. Художественное шэоектиоование (Ьоаннузского

г т • ■ X X ± ±

сюжетного текстильного печатного рисунка: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06/ Д.Г. Ткач. - М., 2008. - 24 с.

73. Урвачев В.П. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди / В.П. Урвачев, В.В. Кочетков, Н.Б. Горина. - Челябинск : Металлургия, 1991. - 165 с. : ил.

74. Философские аспекты дизайна и искусства/ Федер. агенство по образованию, Рост. гос. акад. архитектуры и искусства, 2006. — 103 с.

75. Фурникэ М.Ш. Дизайн предметов посудной группы, изготавливаемых из металлических сплавов: автореферат дис. ...канд. тех. наук/ М.Ш. Фурникэ. - М., 2005. - 16 с.

76. Хорошилова O.A. Эксперименты художников парижской школы в области проектирования текстиля и костюма: автореферат дис. .. .кандидата искусствоведения: 17.00.06/ O.A. Хорошилова. - Спб., 2009. -22 с.

77. Чижиков В.В. Дизайн и культура: монография/В. В. Чижиков; М-во культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Московский гос. ун-т культуры и искусств.- М.: МГУКИ , 2006 - 361 с. ил.

78. Чижиков В.В. Дизайн икультура: монография/ В.В. Чижиков. -М.: МГУКИ, 2006.-361 с.

79. Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений - М.: ЗАО Универсум Паблишинг, 2004: - 153 с.цв. ил., портр.

80. Шильды и способ их изготовления [Электронный ресурс]// Таблички и шильдики : [сайт] - URL: http://www.tab-shild.ru/shi Icliki.html.

81. Шильды, наклейки [Электронный ресурс]// Laser Mark: [сайт] -URL: http://www.lasermark.ru/shildi//

82. Эксклюзив. Кубки, медали [Электронный ресурс]// Наградной: [сайт]-URL:

http://nagradion.ru/index.php?option=com_content&view:=article&id=6.

83. Эксклюзивные кубки: Кубки [Электронный ресурс]// Диалог-конверсия: [сайт] М.:2010 - URL: http ://www.dialcon.ru/mdex.php?id= 10&с=52.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.