Дискуссия по проблеме "империализма" в английской общественной мысли в конце XIX - нач. ХХ веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Осипова, Ирина Николаевна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Осипова, Ирина Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Новые черты имперской идеологии в 90-х гг. XIX в
1. Политические партии и Британская империя
2. Социал-дарвинизм и социальная антропология на службе 52 империализма
3. Идеи империализма в массовом сознании и культуре. 65 Выводы
ГЛАВА 2. Радикальная критика империализма 84'
1. Генезис взглядов Дж. Гобсона
2. Критика Дж. Гобсоном империалистических теории
3. Модель империализма Дж. Гобсона
4. ПКейн я «ренессанс» концепции Дж. Гобсона
Вывода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Идеология и практика британского милитаризма в конце XIX - начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Степанов, Иван Викторович
Англо-бурская война в английской историографии XX - начала XXI вв.2007 год, кандидат исторических наук Черкашина, Татьяна Николаевна
Империалистическое течение в английской либеральной партии в конце XIX - начале XX в. (1895-1905 гг.)1984 год, кандидат исторических наук Гелла, Тамара Николаевна
Трансформация имперской традиции Великобритании в 70-е годы XIX века1998 год, доктор исторических наук Дронова, Наталия Владимировна
Р. Киплинг об Индии: конфликт и диалог культур, стереотипы и открытия2001 год, кандидат исторических наук Голосеева, Анна Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дискуссия по проблеме "империализма" в английской общественной мысли в конце XIX - нач. ХХ веков»
ВВЕДЕНИЕ.
Данное диссертационное исследование завершает цикл работ по истории имперской мысли, проведенных на кафедре истории Нового и Новейшего времени Саратовского университета. В работе О.ЛГридасова показана новая либеральная концепция Британской империи, сложившаяся в пер. Пол. XIX века.1 Диссертация
Богомолова С.А. рассматривает имперскую идею в 70-80 годы и ее
2
отражение в массовом сознание.
Актуальность, обоснование темы. Данное исследование посвящено 90-м годам XIX века. Это особый период в развитии имперской идеи. Английское общество провозглашается уникальной цивилизацией, обладающей единством и неделимостью. Идея рассширения империи, умножения ее могущества, имперский универсализм становятся главными двигателями экономической, политической и культурной жизни в Великобритании в 90-е годы XIX века. Эти годы характеризовались необычным ростом колониальных захватов, особенно с приходом к власти консерваторов. Великобритания активизируется во всех уголках мира, бурными темпами завершается раздел Африки. Растет милитаризм, все время ведутся «малые войны». Усиливаются противоречия с другими имперскими державами - Францией, Германией, Россией. На рубеже веков начинаются войны за передел колоний (испано-американская, англо-бурская). Все это сопровождалось ростом шовинистических
1 Гридасов О. Л. Английский либерализм и новая концепция империи в первой половине XIX в. Дис. на соиск. ,уч. степ. канд. история, наук. Саратов. 1997г .
л
Богомолов С.А. Имперская идея в Великобритании в 70-80-е годы XIX в. Дис. на соиск. уч. степ. канд. история, наук. Саратов. 1993г.
настроений. Обновляется имперская идея. В ней сохраняется ее основное содержание, тезис о цивилизаторской миссии Великобритании в колониях и выгодности империи для процветания метрополии. Появляются две новые идеи. Во-первых, социал-дарвинистские концепции «выживания сильнейшего», которые оправдывают колониальные захваты «диких» отсталых районов. Причем это завоевание необходимо для сохранения и укрепления английского «национального характера», сохранения здоровья нации. Вторая новая идея - социал-империализм. Сторонники его исходили из идеи, что захват новых колоний поможет решить социальные проблемы, даст возможность осуществить социальные реформы. Если вы хотите сохранить высокий уровень жизни и метрополии - надо расширять империю, быть империалистами.
Невиданный размах приобретают джингоистские настроения, особенно в конце XIX века и в годы англо-бурской войны. Вспомним, когда англичане покорили Судан, они надругались над могилой Махди - суданского религиозного лидера и это не вызвало протеста в пуританской Великобритании. Победа англичан в англо-бурской войне встречалась массовыми манифестациями в поддержку империалистов.
Наконец, на рубеже веков появляется принципиально новый момент - радикальная критика империализма. Книга Д.Гобсона об империализме была первой серьезной работой, поставившей под сомнение все основные доводы империалистов. Он показал, что отнюдь не национальные интересы двигали экспансией, а корыстные интересы некоторых классов и групп населения. Он решительно выступил против социал-дарвинистских теорий и против тезиса о связи империализма и реформ: империализм мешает реформам.
В годы англо-бурской войны еще более обострилась борьба по . проблемам империалистической политики. Поскольку,
Великобритания встретила ожесточенное сопротивление буров, многие стали задумываться о справедливости этой войны. Сопротивление африканцев в других районах Африки так же заставило пересмотреть многие аспекты политики, наряду с методами уничтожения непокорных племен, искать более тонкие методы сохранения своего господства. Это находило отражение в появлении более умеренных «империалистов», требовавших учитывать «иную культуру» местных жителей колониальных территорий. Появились и откровенные критики экспансии. Это было новым явлением.
Актуальность исследования идеологии колониализма усиливается в связи с новыми подходами и направлениями в культурной и интеллектуальной европейской истории, в частности, английской историографии. Что касается отечественной историографии, то уходит в прошлое однозначно негативное отношение к империям как историческому феномену. Воздается должное империям как орудию взаимодействия цивилизаций и трансляций культур Запад - Восток, подчеркивается их роль в глобализации мировых процессов в экономике, политике и культуре. История Британской империи очень поучительна в этом отношении.
Историография. Английская историография широко представлена научными исследованиями по проблемам «нового империализма» - колониальной экспансии на рубеже XIX - XX веков. Разработка данной проблематики отнюдь не была спором по частным вопросам. Она вылилась в обсуждение кардинальных методологических проблем: соотношение капитализма и колониальной экспансии, основных черт новой, империалистической эпохи, причин, мотивов и стимулов колониальной экспансии конца XIX века. К сожалению, социальные, политические, экономические, проблемы империи рассматривались в отрыве друг от друга, что
вызывало определенные трудности для комплексного восприятия имперской истории Великобритании.
Третий том «Кембриджской истории Британской империи» был первой серьезной попыткой создать многоплановый труд общего характера, охватывающий период 1870-1914 гг.1 Общими чертами колониальной экспансии XIX века авторы считают гум шизм и филантропию. По мнению авторов, начинает формироваться содружество наций как прообраз «мирового братства». Империя служит интересам всех, защищая слабых и помогая всем, кто в этом нуждается. Колониальная политика стала, якобы, менее эгоистичной, чем раньше, и основным ее принципом стала опека.
А.Мэдцен пытается представить подъем империалистических настроений как неожиданный и кратковременный.2 Джингоизм, по его мнению, не характерен для британской имперской мысли. Автор признает тот факт, что в это время возникает новая «массовая религия» владения и расового господства, старые идолы были заменены дарвинистским ^выживанием достойнейших.^ Однако А.Мэдцен в то же время настаивает на том, что ее влияние было скорее эмоциональным, чем политическим, а большая часть правящего класса была безразлична к этой религии, а правительство избегало ответственности.3
А.Мэдцен указывает на появление нового вида империализма, характерной чертой которого являлся финансовый, «биржевый спекулянт».4
1 Cambridge History of British Empire. V. 3. Cambridge. 1959.
2 Ibid. P. 339-340.
3 Ibid. P. 341-342.
4 Ibid. P. 341.
Экспансия Англии преподносится как оборонительная, вызванная попытками европейских держав втолкнуть ее в «европейский водоворот» и лишить «фритреда». Англия монополии не искала и другим не давала. Но даже это признание экономических мотивов экспансии сводится на нет рассуждениями о других причинах - необходимости урегулирования европейских проблем, решения вопроса с рабством и т.д. С 1897 года якобы начинает осуществляться политика «двойного мандата».1 Правительство начинает помогать народам колоний. Характерно, что автор все время повторяет, что империя не давала Англии никаких привилегий в торговле. Получается парадоксу историк-экономист доказывал, что экономических стимулов у экспансии не было, а политики конца XIX века наоборот отводили экономическим причинам главенствующую роль.
В духе общей концепции А.Мэдден представляет Солсбери и Дж. Чемберлена как умеренных политиков, не желавших захватов. Д.Чемберлен был «просвдаценным империалистом» и желал только цивилизации колоний, а политика консервативной партии, не забывает заметить автор, по вопросам колониальной экспансии была достаточно туманной.2
Наиболее фундаментальной работой в изучении идеологии империализма является кнШТГорнтона «Имперская идея и ее враги».3 Автор не ограничивает свой анализ прослеживанием филиации идей, а пытается нащупать нити, связывающие идейный климат с фактами социально-экономической реальности. В работе Торнтона немало верных и глубоких характеристик внешней политики
1 Cambridge history of British Empire. P. 470.
2 Ibid. P. 343.
3 Thornton A. The imperial idea and its enemies. L. 1959.
Великобритании и экспансионистской идеологии конца XIX века. Укрепление имперской идеи, колониальная политика не означали внезапной и резкой перемены отношения к проблемам экспансии, а были подготовлены предшествующим ходом идеологического развития Великобритании.1
Торнтон указывает на то, что бурская война явилась естественным продолжением проводимой колониальной политики. Империализм по свой сути не может быть не агрессивным и слабым, при нем всегда существуют пленник и его опекун, а к концу XIX века имперская идея достигла своего апогея.2
Концепция книги Торнтона содержит если не отголоски социальной критики, то, по крайней мере, устойчивые настроения пацифизма. Ему неприятна вспышка джингоизма в Великобритании в конце XIX века, которая, по его мнению, не имела твердых аргументов. Патриотизм не обязательно должен быть убежищем для негодяя, он часто является платформой для одурачивания.3 А ужасы, происходившие в Конго, Омдурмане, по мнению автора, являются следствием не имперской политики, а скорее ее отсутствия.
Работа Р.Кубнера и Г.Шмидта «Империализм»4 посвящена полемике вокруг термина «империализм». Авторы дают в своей работе развернутую характеристику взглядов идеологов колониальной экспансии и их противников. Используя прессу,Р.Кубнер и Г.Шмидг приводят высказывания различных государственных и общественных деятелей по проблемам колониализма. Очень кратко, но ярко и точно авторы показывают узловые моменты их идеологических
1 Thornton A. Op. Cit. Р. 92-94
2 Ibid. Р. 85.
3 Ibid. Р. 86.
4 Koebner R. Schmidt Н. Imperialism. Cambridge. 1964.
конструкций, открывая широкое поле для дальнейших исследований. Каждый государственный и общественный деятель зачастую вкладывал свое содержание в термин «империализм». Анализируя их взгляды^ авторы «Империализма» вообще отрицают существование империализма как феномена.
Р.Кубнер и Г.Шмидт приводят широкий и разнообразный материал о развитии экспансионистской идеологии в Великобритании на рубеже XIX - XX веков. Однако идейные концепции раскрываются в отрыве от их общественной базы, такой подход приводит к смешению различных по своему удельному весу идейных течений.
Интересную попытку анализа взглядов по проблемам идейной борьбы по вопросам колониализма предпринял Б.Портер в книге «Критики империи», вышедшей в 196S году.1 Автор предлагает для рассмотрения широкую палитру взглядов различных политических партий, общественных организаций и течений, анализируя все это в связи с социально-экономическими особенностями развития Великобритании в конце XIX века. Однако, раскрывая роль идейного соперничества, он не обратил внимани&на существовавшие оттенки во взглядах либералов на проблемы колониальной экспансии. Портер Б считает, что однозначно все либералы не интересовались проблемами империи, оказались не готовы к анализу новых явлений.
В одной из своей глав на основании широкого круга источников он рассматривает отношение рабочего движения к имперским проблемам. Однако не совсем правомерно отнесение им к лагерю «антиимпериалистов» М.Кингсли. Конечно^ взгляды М.Кингсли отличались от п^сода к колониальной экспансии ярых империалистов, и тем не менее, она не отрицала ее вообще. Она
1 Porter В. The critics of empire. L. 1968.
выступала за колониализм, но предлагала свои средства и методы для его проведении.
Б.Портер указывает на экономическое отставание Англии в конце XIX века от других держав. Он признает, что нужна была модернизация промышленности, но правительство не могло ее добиться, поскольку бизнесмены получали прибыль и не тратили денежные средства на обновление основного капитала. Он прямо пишет о паразитизме английских капиталистов, заинтересованных в рынках сбыта и сферах приложения капитала. Однако, его мнение о том, что экспансия Великобритании была случайным процессом -весьма спорно. Он признает, что она иногда опережала в захватах другие страны, но инициатива раздела территорий исходила всегда от других держав.
С позиций «социальной» истории рассматривает проблему Д.Филд в работе «К программе имперской жизни», 1 в которой он критикует своих коллег историков за то, что они ограничиваются узким кругом проблем, уходят в фактологию. Д.Филд считает бесперспективными усилия исследователей объяснить колониальные захваты путем перечисления экономических, политических и других факторов без попытки понять их взаимосвязь. Он предлагает обратиться к изучению социальной истории: системы ценностей английского общества, общественного мнения, «состояния умов».
Д.Филд стремится доказать, что элита, господствующая в Англии, задала «программу имперской жизни> человеку с улицы, связала понятие «здорового социального характера с империей, укрепив тем самым стабильность общества.
Наибольший интерес для нас представляет третья глава, в которой подробно исследуются методы «обработки» масс в духе
1 Field D.H. Toward a programme of impérial life. Westport. 1982.
приверженности к империи. Особое место в книге отведено показу роли «дешевой» прессы в идеологической обработке масс.
Тем не менее,Д.Филду не удалось создать детальную картину «взрыва» имперских настроений в английском обществе, понять позиции различных классов. Первое, что обращает на себя внимание, -все идеи^ образы и представления об империи рассматриваются в «вакууме», в отрыве от реальной исторической действительности, вне социального контекста. В работе приведено много высказываний политических деятелей, публицистов, ученых об империи, но нигде нет авторской характеристики действительного места империи в экономике и политике Англии. Можно согласиться с тезисом автора о новом империализме конца XIX века как «массовом феномене».
Необходимо отметить и тот факт, что анализ взглядов Чемберлена, Солсбери и других идеологов экспансионизма выглядит несколько обедненным. Автор выделяет в их работах лишь концепцию «национального характера» и «долга», игнорируя множество других категорий.
Монография Д.Филда убеждает в том, что обращаться к изучению социальной психологии той или иной эпохи нужно. Но нельзя сводить психологию масс к психологии индивидуума. Так же как невозможно понять общественную жизнь исключительно на элитарном уровне.
Заметным явлением в английской историографии стала работа Д.Макензи «Пропаганда и империя».1 В последнее время заметно повысился научный статус понятия «культура». Идет поиск реальных детерминант общественного развития, ибо надежды на автоматическое действие экономических законов не оправдались. Сейчас становится очевидным, что успехи и неудачи общества
1 Mackenzie J.M. Propaganda and Empire. Manchester. 1985.
ТО
зависят не только от интенсивности, но и от тех способов деятельности, которые нам готова предоставить культура социума и которыми мы в силу своей личной культуры способны распорядиися. В своей взаимосвязи эти обстоятельства подготовили почву для активизации исследований детерминантной роли социокультурного аспекта.
С этой точки зрения и интересна работа Д.Макензи «Пропаганда и империя», в которой автор предпринял попытку проанализировать насколько культурная жизнь Великобритании кон. XIX века отражала экономические и политические процессы, происходившие в стране и определить, существовала ли взаимосвязь между ними. Автор представляет развернутую картину методов и средств воздействия на массы, с целью воспитания истинных патриотов империи. Театры, музеи, библиотеки, выставки, школьные учебники предназначались для разжигания шовинистических настроений английского обывателя и в определенном смысле сыграли свою роль.
Культура, формировавшая общественную психологию и общественное сознание несла определенную нагрузку в строительстве империи. От нее зависело насколько удачным и плодотворным будет этот процесс, по какому пути он получит свое дальнейшее развитие. Только с этой точки зрения возможно понять откуда взялась такая жизнеспособность империи на поворотных пунктах исторической судьбы.
Особое место в историографии уделяется книге Д.А.Гобсона «Империализм», впервые опубликованной в 1902 году. «Официальная» историогафия не признала исследований английского экономиста. Более того, не найдется ,наверно, ни одного
исследователя, занимавшегося данной проблематикой, который не подверг бы критике концепцию Дж. Гобсона.
Основной довод критиков заключался в том, что экспорт капитала в Африку был невелик. Д.Гобсон неправ, утверждая, что экспортеры капитала были важнейшей движущей силой экспансии. Концепцию Д.Гобсона объявляли ненаучной, односторонней, «моноказуальной», т.е. сводящей такой сложный феномен как империализм к одному фактору. Историки придерживались плюралистического подхода, подчеркивая политические, стратегические, психологические и другие факторы. Признавался и экономический фактор, но только не роль экспорта капитала и финансов в колониальных захватах.1
В 1949 году в журнале «Экономик хистори ревю» появилась статья Р.Кубнера, направленная против концепции «экономического империализма». В уже упоминавшейся работе «Империализм» Р.Кубнер и Г.Шмидт так же подвергли критике основные взгляды Дж. Гобсона. Авторы отвергали основной тезис Дж.Гобсона о том, что империализм был характерен для периода 1870-1914 годов. Р.Кубнер и Л.Шмидт считали, что Дж.Гобсон, исходя из опыта Южной Африки и Китая, который был уникален, но не типичен, создал миф об империализме. Кроме того, Дж.Гобсон переоценил значение капиталовложений в колониях и не понял их прогрессивного значения в экономическом развитии последних. Р.Кубнер и Г.Шмидт чрезмерно сближали Д.Гобсона с марксистами. Они утверждали, что Д.Гобсон разделял теорию классовой борьбы, выводил идеологию из классовых
1 Парфенов И. Д. Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX века. М. Наука. 1991. Глава 1. Споры о «новом империализме» в современной английской историографии. С. 8-24.
Парфенов И.Д. Англия и раздел мира в последней трети XIX века. Изд-во Саратовского университета. 1978. С. 102.
экономических интересов. А теорию недопотребления Р.Кубнер объявлял продуктом марксистской мысли, что е—корне не соответствовало действительности.
Д.Филдхауз специально занялся опровержением основной мысли книги «Империализм» о роли экспорта капитала в экспансии. Он доказывает незначительность капиталовложений во вновь приобретенных колониях. Но тем самым отнюдь не опровергается теория Д.Гобсона, который располагал теми же данными, которыми оперирует Д.Филдхауз.
В 1961 году выступил со статьей американский экономист Д.Лэндс,1 который объяснял раздел Африки тем, что образовался большой разрыв в уровне развития Европы и Африки, а т.к. сила не терпит пустоты^ Африка оказалась захваченной. Д.Лэндс выступает против тезиса ДжГобсона о том, что государство находится в руках бизнеса, отвергает представление о классе буржуазии как о чем то едином, имеющим общие интересы. Он критикует Д.Гобсона, оспаривая факт эксплуатации «отсталых» народов. Кроме этого, Лэндс считает, что монополии предпочитают сотрудничество конкурентной борьбе и не участвуют в разделе мира.
Для рассмотрения концепции .ДжГобсона интересна и полезна позиция Б.Портера,2 который обстоятельно показывает концепцию империализма ДжГобсона. Автор «Критики империи» предлагает серьезный анализ взглядов английского экономиста, показывает идеологическую атмосферу в которой они формировались, сопоставляет его с современниками.
В отличие от других критиков, Б.Портер не ставит знак равенства между Д.Гобсоном и В.И.Лениным в трактовке
1 Парфенов И. Д. Англия и раздел мира в поел, трети Х1Хв. С. 102-103.
2 Porter В. Op. Cit. Р. 207-230.
империализма,правильно показывая различия в их подходе к проблеме, в тоже время Портер нашел несуществующее противоречие между теориейнедопотребления и подчеркиванием роли финансового
-rJ-^
капитала в политике. Обвиняя Дж. Гобсона в непоследовательном детерминизме, Б.Портер говорит о якобы существующей неопределенности термина «финансы», о том, что Дж.Гобсон создал миф об экономическом империализме.
ДХорнтон признает ДжХобсона выдающимся исследователем современного империализма.1 Он согласен с положением ДжХобсона о том, что корни империализма кроятся в Англии, а не за ее пределами. В тоже время Торнтон вопреки очевидным фактам продолжает оперировать категориями «справедливого цивилизирования».
В конце 70-х годов стали появляться статьи П.Кейна, которые были направлены на реабилитацию Дж.Гобсона как выдающегося теоретика империализма. Наиболее обстоятельно П.Кейн рассмативает проблему поздневикгорйанского империализма в статье «Д.АХобсон, финансовый капитализм и империализм в поздневикторианской и эдвардианской Англии», опубликованной в 1985 году в третьем номере «Журнала истории империи и Содружества»(2)2. Но что еще примечательнее^появился в свет в 1993 году двухтомник «Британский империализм», написанный П.Кейном и А.Гопкинсом и опирающийся на гобсоновскую теорию в объяснении причин экспансии в конце XIX века.3 Более подробно взгляды ПКейна изложены в четвертом параграфе второй главы данного исследования.
1 Thornton A. Op. Cit. Р. 86.
2 Cain P. J. A.Hobson, Financial capitalism and imperialism in late Victorian and Edwardian England //Journal of Imperial and commonwealth history. N 3. 1985. P. 1-2.
3 CcLin P.J. ûnc/ HopKinî, fhriéiSk T<r*>f>er/a¿'LS<m.2. Уо/$. А 1393
В последнее время внимание историков перемещается с проблем экономической и политической истории (хотя они продолжают исследоваться достаточно активно) к проблема «культурной истории». Возрос интерес к истории колониализма среди антропологов, а главное •— литературоведов и языковедов так называемого «постструктуралистского» (постмодернистского) направления. Наблюдается вспышка интереса к «риторике империи» т.е. проблемам идеологии, анализу колониальных текстов (трудов путешественников, администраторов колоний и т.д.) Имперская власть предстает не как материальный феномен, а эпистемологическая система. Власть контролировала умы колонизируемых и колонизаторов. Для того, чтобы восстановить подлинную картину надо провести «деколошвацию» умов.
Вначале британские историки настороженно встретили работы постструктуралистов: последние отвергали историю как науку.
Однако, недавно появилась статья известного историка Д.Кеннеди, который призвал к диалогу с новым направлением.1 Он признал, что постструктуралисты поставили ряд важных научных проблем в идеологии империализма и историки не могут игнорировать этот факт. Нужно давать ответы, не сдавая позиций филологам. Делать вид что ничего не происходит нельзя. Здесь прямой выход на понимание культуры Запада и Востока, их взаимодействия. Однако, это не означает, что должны быть отброшены традиционные методы изучения общественной мысли, психологии и менталитета. В то же время открываются новые направления исследования, которые могут оказаться перспективными.
1 Kennedy D. Imperial history and post-colonial theory.//The Journal of Imperial and commonwealth history. V. 24. N. 3. 1996.
В отечественной исторической литературе нет специального монографического труда об идейной борьбе в Великобритании по вопросам империалистической экспансии на рубеже Х1Х-ХХ веков, но благоприятная научная почва для него была во многом подготовлена.
Одним из крупнейших исследователей проблем колониальной экспансии является Ерофеев H.A. Очень интересна его работа «Английский колониализм в середине XIX века».1 Исследование Ерофеева H.A. состоит из серии очерков, один из которых «Идеология колониализма» посвящен изучению образа «индейца» и «африканца» в глазах англичан. Ерофеев пытается выяснить истоки и причины возникновения европоцентризма и мнения о превосходстве европейцев над другими народами. Автор рассматривает отношение европейцев к различным аспектам жизни туземцев: это материальное производство, быт, религия и культура. Предвзятость объясняется тем, что европейцы выступали, как заинтересованные члены отдельной культуры, чьи религиозные, культурные, умственные, политические тенденции заставляли ограничиваться поверхностной формой восприятия. Психология, раскрыв сложность человеческого мышления, показала огромную роль установки в наблюдении и восприятии. То и другое представляет собой не простой, одномоментный и механический акт, не зеркальное отражение, а сложный и активный процесс. Оно носит избирательный характер: мы воспринимаем только то, для чего наше восприятие уже подготовлено н4шими убеждениями. Остальное мы пропускаем, подчас не заметив. Мы смотрим на действительность наших представлений. Ерофеев H.A. считает, что невозможна объективная оценка нравственного быта и характера народа без пристального
1 Ерофеев H.A. Английский колониализм в середине XIX в. М. 1977.
изучения всех проявлений его жизни. Отсюда и шли искаженные
(
представления англичан о других народах, отсюда и европоцентризм.
Исследователем проблем колониальной экспансии Британской империи является И.Д.Парфенов. В работе «Колониальная экспансия Великобритании в поел,трети XIX века» дается глубокий анализ социально-экономических и политических процессов в метрополии, причин и мотивов, идеологии экспансионизма. Представляет интерес анализ взглядов государственных деятелей и колониальных администраторов.
Ряд других работ Парфенова И.Д. «Концепция империализма Дж.Гобсона и ее влияние на английскую историографию»,1 «Монополия и империя. Английские привилегированные компании и колониальная экспансия 80-90-е годы XIX века»2 так же много дают для понимания условий формирования империалистической идеологии в Великобритании в кон. XIX века.
Гелла Т.Н. в статье «К вопросу о влиянии империалистических идей на английских либералов в конце XIX века» рассматривает политическую ситуацию в Великобритании в конце XIX века, когда социально-экономические изменения привели к переосмыслению роли империи в истории Англии. Соответственно меняется и политика партий в т.ч. и либералов. Либералы оказались в тяжелой ситуации, они вынуждены были защищаться от обвинений в том, что они
1 Парфенов Й.Д. Концепция империализма Д.Гобсона и ее влияние на английскую историографию//Новая и новейшая история. Межвуз. науч. сб. Вып. 2. Саратов. Изд-во СГУ. 1974;.
2 Парфенов И.Д. Монополия и империя. Английские привилегированные . компании и колониальная экспансия 80-90 гг. XIX в. Саратов. 1980
3 Гелла Т.Н. К вопросу о влиянии империалистических идей на английских либералов в конце XIX века,//Новая и новейшая история. Межвуз. науч. сб. Вып. 13. Саратов. 1991 .
развалили империю, доказывать, что они ее большие друзья, и что если империя еще существует^ только благодаря им. В результате в либеральной партии происходит раскол, выделяется направление социал-империалистов, которые в конечном счете и определила деятельность партии.
Статья Судейкина А.Г. «Фабианизм и империя» - первая программа «лейбористского империализма»1 предлагает анализ взглядов фабианцев на проблемы империализма. Автор предлагает для рассмотрения фабианскую программу «Фабианизм и империя», написанную Б.Шоу. Фабианцы выступили на стороне империалистического направления в идейной борьбе по вопросам колониальной экспансии. Мало того, что они одобрили колониальные захваты, они разработали программу преобразований уже завоеванных территории.
Статья Судейкина содержит интересный фактический материал, помогающий рассмотрению отношения лейбористского движения к колониальным захватам.
Монография доктора исторических наук Кертмана Л.Е. «Джозеф Чемберлен и сыновья» посвящена трем представителям династии Чемберленов: Джозефу, Остину и Невиллу, каждый из которых более или менее длительный срок находился на авансцене британской политики. История как бы сама сфокусировала в масштабе личности и деятельности Джозефа Чемберлена общую траекторию британского экспансионизма. Конечно^ нельзя понять суть проблемы только исходя из политических и идеологических построений неординарных
1 Судейкин А.Г. «Фабианизм и империя» - первая программа «лейбористского империализма»//Проблемы Британской империи. М. 1980 . С. 205-217.
л
Кертман Л.Е. Джозеф Чемберлен и сыновья. М. 1990 .
<7 л.
ли
личностей эпохи. Выработанные ими идеи доходили до сознания рядового человека в трансформированном виде. Следовательно, оценить их воздействие возможно лишь при ясном представлении о том, каков был образ мышления и рядового человека. Но исследование Кертмана Л.Е.- значительный шаг в отечественной историографии. Оторвавшись от безликих историко-социальных обобщений и погрузившись с неторопливой обстоятельностью в эпоху, в психологию действующих лиц, автор книги вышел на новый уровень понимания исторических процессов.
Без преувеличения можно сказать, что в своей совокупности культурологические исследования Кертмана Л.Е., предпринятые им в книге «История культуры стран Европы и Америки»1 открыли для отечественной да и для зарубежной историографии совершенно ею прежде не тронутый пласт проблем. Л,Е Кертман выработал свой подход к принципам и задачам историко-культурного исследования, свое системно-структурное понимание категории «культура». В поле его зрения - ценностные ориентации, нравственные нормы, идеолого-теоретические представления различных классов и социальных групп, а так же, разумеется, профессиональных творцов культуры. Факты историко-культурного характера группировались и анализировались Кертманом Л.Е. по идейно-ценностной направленности, мировоззренческим, этическим позициям, воплощенным в них. И хотя не се|всеми выводами автора можно согласиться, масштабность обо£цений, четкая выявленность доминирующих тенденций бесспорна.
Нельзя не считаться с историческими традициями народов, с теми фундаментальными ценностями и нормами, которые образуют их ядро (генотип, культурный код), нельзя пытаться внедрить в народную
1 Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки 1870-1914гг. М.
198Г ■
жизнь ценности, нормы, социальные институты других народов с другой культурой (даже если эти иные ценности более гуманны, более соответствуют идеалам человеческого устройства). Но столь же антиисторично абсолютизировать консерватизм особых культурных типов, препятствуя их активному и плодотворному взаимодействию, обмену ценностям, взаимообогащению, интеграции.
Целесообразность исследования данного подхода, основные методы и направления исследований изложены в статье Креяенко Н.С., Никитина М.Д., Парфенова И.Д. «Колониальное взаимодействие востока и запада: проблема трансляции кулмур».1
Вся история человечества есть история взаимодействия различных типов культур, в ходе которого и складывалось своеобразие каждой из них, и человечество в целом совершало движение к высшим формам существования.
Один из прочно установленных законов культурного взаимодействия состоит в том, что, заимствуя любые ценности «чужих» культур, заимствующая культура превращает «чужое» в «свое», не утрачивая своего исконного своеобразия. Каждый особый тип культуры самоопределяется через взаимодействие с другими типами культур, обретает стимулы и материал для своего самовоспроизводства. Полностью изолирующая себя от универсального взаимодействия социокультурная общность хиреет и гибнет.
Книга Никитина М.Д. и Парфенова И.Д. «Колониализм в Африке: проблемы историографии и методологии»2 рассматривает
'Креленко Н.С. Никитин М. Д. Парфенов И.Д. Колониальное взаимодействие Востока и Запада: проблема трансляции культур//Новая и новейшая история. Межвуз. науч. сб. Вып. 17. Саратов. 1988 . С. 156-167.
Никитин М.Д. Парфенов И.Д. Колониализм в Африке: проблемы историографии и методологии. Саратов. 1996...
пути исследований проблем колониального взаимодействия, протяженности, результатов и последствий.
Цели и задачи исследования. Цель данной диссертации заключается в стремлении показать суть развернувшейся в английской общественной мысли полемики по вопросам империализма. Рассмотреть разнообразные подходы к имперской идее, культурные истоки имперской идеи, критическое направление общественной мысли Великобритании в конце XIX века.
Задачей данного исследования является показ специфики империалистической идеологии в Великобритании в 90-е годах XIX века; выяснение ее социальных и идейных истоков, общественной значимости и взаимосвязи с историческими, политическими и социологическими теориями и доктринами. Показать как империалистические идеи внедрялись в массовую культуру и сознание. Попытаться дать анализ вызреванию элементов антиимпериалистической идеологии, рассмотреть идейную платформу концепции Дж. Гобсона, генезис его взглядов.
Хронология исследования. В плане хронологическом диссертация охватывает события 90-х годов XIX века^ начало XX века, эпицентром которых является наивысший расцвет империалистической идеи, носящей шовинистический характер, особенно усилившемся в годы англо-бурской войны. Специально англо-бурская война в диссертации не рассматривается.1
Теоретическая основа и методология работы. Под империализмом понимается политика расширения империи, проводимая Великобританией в конце XIX века. Имперская идея рассматривается с точки зрения альтернативности имперской эволюции, как комплексное явление, в котором соединились
1 См.;Нюситина Ц.Л. Захват Бурских республик Англией. М. 1970 .
о о
объективные и субъективные факторы и закономерности социально-экономического, политического, культурно-религиозного и расово национального характера; идеи ученых, общественных и государственных деятелей и отражение этих идей в массовом сознании. Прослеживаются попытки повлиять на ориентацию и поведение рядового англичанина. Наряду с традиционными методами анализа используются некоторые методы социальной психологии и культурологии.
Ключ к пониманию важнейших проблем имперской истории дает междисциплинарный подход. Оценить механизм формирования, устойчивость, изменчивость, содержание стереотипов массового сознания, выявить устойчивые инвариантные черты психологии и эстетического сознания народов Востока и Запада невозможно усилиями одной исторической науки.
Источники. Замысел работы опредшшл круг и характер привлеченных источников. Ценные сведения содержит сборник «Концепция империи»,1 в котором приведены материалы различных конференций, собраний и съездов, проходивших в Великобритании в кон. 90-х годов XIX века.
Речи видных общественных и государственных деятелей отражают идейно-политическую борьбу по важнейшим проблемам империи. Важны и интересны материалы речей Дж. Чемберлена2 в Уолсэле 15 июля 1895 года, в Имперском институте 11 ноября 1895 года, на обеде в Канадском клубе в Лондоне 25 марта 1896 года и другие, позволяющие судить о настроениях и взглядах %)ж*.
1 ТЬе сопсер1 оГЕтрке 1774-1947. Охбж! Ьопёоп. 1962.
21.СЬатЬег1шп. БреесЬ а1 Ше 1трепа1 ГпБЙйДе 11 поуетЬег 1895. ЗреесЬ а! Ч^акаИ 15 Зи!у 1895//Т11ё сопсерг оГ Етрке. СМогё. Ьопёоп. 1962. Р. 313-317.
Прекрасное поле для исследований предоствляют речи и других идеологов империализма, сэра Майкла Хикс - Бич в защиту империи 30 июня 1897 года, маркиза Сэлсбери на банкете у Премьер-министра 18 июня 1897г.1
Интересна переписка сэра Уильяма Харкорта и Розбери, которая позволяет судить об оттенках взглядов либералов на проблемы колониализма. Письмо У. Харкорта к Розбери2 в Мэлвуд 27 сентября 1982 года свидетельствует о сомнениях Харкорта в целесообразности колониальных расширений Британской имприи.
Из речей Дж. Морли, например, в Палате Общин 24 февраля
о
1899г., можно судить о зарождающейся критике политики колониальных захватов, проводимой британским правительством.
Речи государственных и общественных деятелей интересны еще и тем, что в них содержится не только позиция «за» или «против», но и важная для исследователя мотивация, которая позволяет рассматривать проблему гораздо шире, наблюдать материализованные результаты идей.
Важна так же, предоставляемая этими речами, возможность проследить генезис взглядов того или иного государственного деятеля, понять как менялись акценты взглядов на различные имперские проблемы.
Для изучения проблемы формирования идей
1 Marquess of Salisbury. Reply to the toast, «The Legislatures of the Empire», at the Banquet to the Colonial Prime Ministers/TThe concept of Empire. P 321-322.
2 Sir W.Harcourt. Letter to Lord Rosebery.Malwood. 27 September. 1892//The concept of Empire. P. 309-310
J.Morley. Speech on the Annexation of the Sudan//The concept of Empire. P. 324-325,
империалистической экспансии важнейшее значение имеют теоретические труды ее идеологов. Большинству концепций присуще обоснование «английской исключительности». В этом плане интересна работа Б.Кидца «Социальная эволюция».1 Анализу этой книги посвящен один из параграфов настоящего исследования. Рассмотрение «Социальной эволюции» в качестве исторического источника позволяет сделать вывод, что наряду с экономически обусловленными действиями строителей империи; были и такие, которые коренились в этических, культурных и религиозных представлениях, выработанных долгим ходом истории, вылившихся в убеждения «избранности» англичан как «имперской расы». «Социальная эволюция» позволяет судить о том, что наложило отпечаток на импрскую идею и что предопределило пути ее дальнейшего развития.
Важным источником являются произведения Р.Киплинга. ^ Стихи и рассказы Киплинга2 дают исследователю гораздо больше, чем многие работы зарубежных и отечественных историков. Они помогают осознать характер эпохи, понять смысл различных экономических, политических преобразований в странах Востока.
Важнейшим источником является одно из наиболее комплексных и фундаментальных исследований различных аспектов империализма работа Д.Гобсона «Империализм.Исследование».3 Эта книга состоит из статей, написанных Дж. Гобсоном в разное время. Автор был современником описываемых событий, из книги хорошо видно как происходило становление его взглядов. Он был членом общества фабианцев и был вынужден выйти из него как только оно
1 Кидд Б. Социальная эволюция. С-Петербург. 1897г.
2 Киплинг. Р. Рассказы. Стихи. Сказки. Москва, 1990г,
Д.Гобсон. Империализм. Исследование. Ленинград. 1927г.
/¿О
одобрило империалистическую экспансию. Он был активным участником этических обществ, которые явились прфодителями радикально-критического направления. А потому его выводы являются ценным источником для осознания/ каким образом происходило формирование империалистической идеологии в Великобритании^ Каковы были приоритеты идеологической борьбы.
В книге Д.Гобсона в изобилии представлены высказывания различных государственных и общественных деятелей, ученых, что позволяет составить весьма полную картину о характере самой эпохи, о характере происшедших изменений в Великобритании в 90-х годах XIX века.
Как иследователь природы империализма Дж. Гобсон приводит огромное количество фактического материала и сравнительных таблиц, свидетельствующих об экономическом и социальном положении Великобритании.
Кроме всего прочего само появление «Империализм.Исследование» является прямым свидетельством неоднородности имперской мысли, существования в ней критического направления.
Существенно важный дополнительный материал для понимания важнейших срезов идеологического процесса содержит уже упоминавшаяся книга Б.Портера «Критики империи». Для составления представления о различных оттенках во взглядах империалистического направления, его мотивация были использованы высказывания представителей различных политических партий, их переписка.
Свежие краски в характеристику политических и идеологических настроений исследуемого времени вносит и периодическая печать и пресса. Различные журналы «Девятнадцатое
1 О
столетие», «Современное обозрение» и др. позволяют проанализировать взгляды представителей различных партий на значение империалистической экспансии и ее основные направления.
Новизна работы. В работе показана преемственность имперской идеи как неотъемлемой части культуры викторианской эпохи и новые черты, свойственные 90-м годам как периоду нового подъема экспансионистских настроений и джингоизма, борьба конкурирующих империй.
Впервые 90-е годы рассматриваются как самостоятельный период в развитии имперской идеи, во всей его сложности и противоречивости. Подчеркивается неоднородность комплекса империалистических идей, выделяется экстремистское направление и более умеренные империалисты. Подробно показаны социал-дарвинистские корни идей экспансионизма и выступления критиков колониальной политики с целью совершенствования последней.
Показаны формы и методы проникновения идей империализма в массовое сознание, навязывание стереотипов об империи, «цивилизаторской миссии», и народах колоний как «детях» и подготовка взрыва джингоизма в годы англо-бурской войны.
Впервые подробно показан генезис взглядов ДХобсона, критика им империалистических теорий. Впервые столь многопланово проанализирована его концепция империализма, которая весьма однобоко подавалась и в английской, и в отечественной историографии. Автор не согласен с оценкой этой теории как мелкобуржуазной, считает ДХобсона радикалом либерального толка. Автор воздает должное глубине анализа проблем, поднятых Д.Гобсоном и его критике политики экспансии.
1 ТЬе МюйеепЙ! сепШгу. 1908.
2 СоМешрогагу Кеу1е\у. 1898.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Трансформация колониальной системы в первой трети XX века2006 год, кандидат исторических наук Чернов, Виталий Викторович
Антивоенные программы и деятельность британских социалистов в 1900-1914 гг.2011 год, кандидат исторических наук Корнеев, Константин Анатольевич
Малайский архипелаг в планах и политике Великобритании в конце XVIII-первой четверти XIX в.2006 год, кандидат исторических наук Новопашина, Лидия Юрьевна
Имперская идея и викторианская пресса: репрезентация образа колониальной империи Великобритании в 70 - е гг. XIX века2013 год, кандидат исторических наук Богомолова, Наталия Николаевна
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Осипова, Ирина Николаевна
Выводы. Концепция Д.Гобсона оказала глубокое влияние на английскую и мировую историографию. Известно, что В.Н.Ленин высоко оценил книгу Д.Гобсона об империализме и использовал некоторые данные из нее при разработке своей теории империализма, хотя между двумя этими концепциям! заметна существенная разница. Работа видного английского экономиста имеет огромное количество как последователей так и критикой, нападки которых нисколько не умаляют значения выводов Джона Гобсона> проверенных временем.
Надо было обладать достаточным мужеством, чтобы в условиях разгула шовинизма выступить с подобной концепцией. Лучше Д.Гобсона ни в конце XIX века, ни до сих пор никто глубже не показал корни колониальной экспансии, не указал причин усиления реакций внутри страны, роста милитаризма и джингоизма. Д.Гобсон впервые проанализировал формы и методы колониальной эксплуатации. Несмотря на то, что он верил в возможность «здорового» колониализма^заслуга его велики. Что же касается его тезиса об империализме, то его нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Все зависит от нашей точки зрения на важность, например, психологии, силы, экономики или других каких-то факторов в качестве основополагающих исторических мотиваций. А это в свою очередь основано на нашем мнении о том, какого рода фактор считать главным или первостепенным, будет ли это сознательный выбор государственных деятелей , или «рытые и, возможно, подсознательные причины, или внешние факторы, которые определяют политику, или давление «снизу». Все эти причины разного рода,« каждый исследователь выберет на его взпнп главную.
Книга «Империализм» начинается и заканчивается призывом к интернационализму, к международной федерации наций. Д.Гобсон был рационалистом к идеалистом, ратающи«* зч прогресс. Его экономическая теория слишком нереалистичч« для того, чтобы отвечать требованиям практического реформизма. Его нелюбовь к имерчшшму возникает первоначально из его убеждения, что это переход в развитии человечества от примитивной стадии конкуренции к разумной кооперации. Он смотрят вперед, в будущее, когда конкуренция будет исключена из практики и поднята в сферу интеллектуального н морального соревнования, и также в международных отношениях он надеялся, что «естественный отбор» конкурирующих империализм ой будет заменен естественным отбором международной кооперации, что вызовет к жизни высшие виды конкуренции, борьбу языков, литератур, религий, научных теорий, различных искусств т ремесел, достижений, которые являются самыми высшими и самыми важными критериями каг. национальной так и частной жизни. В какой-то степени он предпочитал идею диалога культур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В развернувшейся в Великобритании дискуссии по вопросам империалистической экспансии на рубеже Х1Х-ХХ веков нашли необычайно рельефное выражение социально-экономические изменения и противоречия поздневикториаиской эпохи. Потеря Англией монопольного господства на мировом рынке, обострение-борьбы за. обладание колониями, экономические кризисы, глубокая депрессия, поразившая сельское хозяйство в 70-80-е годы, рост рабочего и социалистического движения - такова была социально-экономическая почва, на которой вызревала идеология империалистической экспансии.
Какой бы сложный характер ни носила филиация идей, какими бы изощренными ни были идеологические конструкции - все виднейшие государственные и общественные деятели, поддерживающие колониалную экспансию, исходили из необходимости решить социально-экономические проблемы, стоявшие перед британским обществом. Однако глас политического деятеля - не всегда глас Божий. Политический класс должен чутко прислушиваться к ритмам национальной культуры, чтобы не нарушить тонкой гармонии социума. К уже имеющемуся убеждению об исключительности англичан, которое но сути было составной частью национального духа, национального самосознания английского народа, в 90-е годы XIX века прибавляется откровенная пропаганда экспансионизма. Европоцентризм и мнение о превосходстве англичан над другими народами явились благодатной почвой для взращивания социал-дарвинистских учений, которые в свою очередь с определенной гибкостью использования» политической и экономической элитой, по тем или иным причинам заинтересованной в расширении империя, для обоснования призывов к колониальным захватам.
Идеи изложенные в фундаментальных трудах социал-дарвинистов. преподносились в «облегченных» популярных вариантах, Призывы к экспансионизму, завуалированные а форму национального патриотизма, раздавались с университетстких кафедр и церковных амвочов. В распространении социал-дарвинистские идеи большую роль сыгрздм периодическая печать и так называемая «желтая пресса», на страницах которых выступали публицисты, экономисты и социологи. Искусство политики как раз и заключается в том, чтобы заставить социокультурные традиции служить политическим целям.
Политические процессы как бы встроены внутрь более «крупных» социокультурных процессов. Поэтому в тех случаях, когда, ритмы культурной, идеологической а политической жизни совпадают, наступает явление резонанса - общество получает как бы «второе дыхание». Так стана возможна вспышка джингоизма ? Великобритании в годы анго-бурской войны. Хотя вряд ли это было осознанным желанием большинства или соответствовало каким бы то ни было его интересам. В английском обществе были те, их шло немало кто отрицали и не понимали шовинистических выходок приверженцев колониальной экспансий. И/гем не менее, джингоизм стал возможен^ и даже более того^ он явился характерной чертой экономических, политических и культурных процессов, происходивших в Великобритании в 90-е годы XI X века начале XX века
Господствующая система взглядов на прогресс и место Англии в г развитии человеческого общества оказали решающее влияние на представления англичан о других народах: об уровне их культуры, умственном развитии, морали и нравственности. Образ жителя колоний под влиянием социал-дарвинистских учений был грубо искажен. Неверные представления усиливали самомнение англичан, их убеждение в своем превосходстве над другими народами, в своем праве управлять их судьбами, диктовать им свою волю; они питали идеологию колониализма.
Исследования английского экономиста Джона Гобсона не только явились зачатками антиимпериалистический идеологии в Великобритании, но и положили начало действительно научному подходу в анализе проблем империализма
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Осипова, Ирина Николаевна, 1998 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.ЙГТ-0ЧНЙКИ.
1.1. Реуш государственных и общественных деятелей.
Chamberlain J. Speech at the Imperial Institute П, november 1895//The concept of Empire. Oxford. London. 1962
Chamberlain 1. Speech at Walsall 15 July 1895/ЯЪе concept of Empire. Oxford London. 1962.
Chamberlain L Speech at the Royal Colonial Institute Dinner 31 march
lftWIbe concept of Empire. Oxford. London. 1962.
Hormdge W.B. Presidential Address to the Trades Union Congress 8 September !.903.//The concept of Empire. Oxford London. 1962. Morley J. Speech on the Annexation of the Sudan./УТЬe concept of Empire. Oxford London. 1962
Marquess' of Salisbury Speech in the House of Lords 14 feb.ru ary
!§95>Ll?.e concept of Empire. Oxford London 1.962.
Resebery A. Speech at the Anniversary Banquet of *he Royal Colonial
Institute I march 1893.
1.2. Труд.! социологов и экономистов. Гобсон Д. Империализм. Ленинград. 1927. HobsonX imperialism. L. 1902(1965). Hobson X The war in Africa L 1900(1969).
Unburn J. and A. Mummery. The physiology of industry. L. 1889 Кщщ'Б. Социальная эволюция. С.Петербург. 1897. Kidd В. Social evolution. L. 1906. Pearson K. Side limits on the evolution of man, London. 1921.
1.3. Статьи публицистов в журнале девятнадцатое столетие.
Arnold-Foster И.О. Our position, as Naval Power.//The Nineteenth century. N 71.1883. P. 1-13.
Borthwick A. The Primrose League.//The Nineteenth century. N 113.
1886. P. 9-33.
Dicey E. The Unionist Vole.//Hie Nineteenth century. N113.PI -9. Forbes A. The Present and Future of the Australian Colonies.// The Nineteenth century. N 80.1883. P. 32-722.
Forster W.E. Imperial Federation. //The Nineteenth century. N. 96. 1885. P. 16-201.
Gladstone W.E. England,s mission. //The nineteenth century. N 4. 1878. P. 70-569.
Grey G. Prospect in South Africa.// The Nineteenth century. N 121.
1887. P. 52-428.
Merriman J. The closer Union of the Empire./ZTfie Nineteenth century. N122.1887. P. 17-507.
Morton L. Imperial Federation - Its Ira possibility.//The Nineteenth century. N 91.1884. P. 16-505
Wilson S.A. Scheme for Imperial Federation.//The Nineteenth century. N 98.1885. P. 8-590.
1.4. Пресса.
Fortnightly Review. 1877-84
Times. 1884.
Contemporary Review. 1898. August. Contemporary Review. 1900. January.
I.5. Художественная литература
Дом англичанина. Английская классическая новелла. М, 1989 Киплинг Р. Награды и феи. М. 1996 Киплинг Р. Рассказы. Стихи. Сказки. М. 1990. Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений в 5 томах. М. Ш1.
II. Литература.
Богомолов С.А. Имперская идея в Великобритании в 70-80-е годы XIX века Дне. на сонск. уч. степ. канд. нстор. наук. Саратов. 1993. Виноградов В Н. У истоков лейбористской партии. М. 1965. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Д. 1975.
Виноградов К.Б. Науменков-" O.A. На службе британского
колониализма. //Новая ш новейшая история. 198!. К* 1,2.
Вятхииа P.P. Колониальная политика Великобритании в Южной
Африке. //Проблемы британской истории. М. 1982.
Гаяеви Э. История англии в эпоху империализма, т. 1. М. 193?.
Гелла Т.Н. К вопросу об отношении либерал-империалист о в i
внешнеполитическим проблемам Великобритании в кон. Х1Х-нач.ХХ
вв. //Проблемы британской истории. М. 1984.
Гелла Т.Н. Позиция английских либ ер ал- и м пер чал и сто в по рабочему вопросу. //Проблемы британской истории. М. 1987.
Гелла Т.Н. Английские политические круги и имперские идеи в поел, трети XIX века//Общественная мысль и социально-политические движения в новое и новейшее время. Вып. 1. Волгоград. 1994.
Гелла Т.Н. К вопросу о влиянии империалистических идей на английских либералов в кон. XIX векаШовая и новейшая исгория.Межвуз. науч. сб. Вып. 13. Саратов. 1991.
Гридассн О.Л. Английский либерализм и новая концепция империи в первой половине XIX века. Дис. на со иск. уч. степ. канд. истер, наук. Саратов. 1997.
Давидсон А.Б. Сесил, Роде и его время. М. 1984.
Дронова Н.В. О приоритетах и методологий изучения истории Британской империи.//Новая н новейшая нстория. Межвуз. науч. сб. Вып. 17. Саратов. 1998.
Еремин Л.Н. Некоторые проблемы генезиса идеологии британского
империализма в английской буржуазной историографии. Вопросы
методологии и истории исторической науки. М. 1997.
Ерофеев H.A. Африка в королевстве кривых зеркал.
Источниковедение африканской истории. М. 1977.
Ерофеев Е А. Английский колониализм в середине X) X века, М. 1977.
Ерофеев H.A. Английский колониализм и стереотип африканца в кон.
XIX века //Вопросы истории. № 12.1971.
Зарин В А Запад и Восток в мировой истории XI У-XIX вв. М. 1991.
Карлинер М.М. Джон Гобсон: легенда и
действительность. //Проблемы британской истории. М. 1974.
Кертман Л.Е. Джозеф Чемберлен и сыновья. М. 1990.
Кертман Л.Е. История культуры стран Европы л Америки в 1870-1914
гг. М. 1987.
Кантор K.M. Четвертый виток историк.//Вопросы философии. № 8.
1996.
Креленко Н.С. Никитин М.Д. Парфенов Й.Д. Колониальное взаимодействие Востока и Запада: проблема трансляции
культурно в ая и новейшая история. Межвуз. науч. сб. Вып. 17. Саратов. 1998.
Ленин Б.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Шли. собр. соч. 5-е изд. Т. 27.
Лени В Н. Тетради по империализму. Поли. собр. соч. 4-е изд. Т. 39. Лоцманова Г.И. Из истории формирования колониальной идеологии английского империализма. //Вопросы истории. № 2.1963, Маркс К., Энгельс Ф. О колониальной системе капитализма. М. 1989. Мигранян А.М. Переосмысливая консерватизм.//Вопросы философии. №11.1990
Никитин М.Д.. Парфенов Й.Д. Колониализм в Африке: проблема историографии и методологии. Саратов. 1996.
Парфенов Й.Д. Англия и раздел мира в последней трети XIX века.
Саратов. 1978.
Парфенов Й.Д. Концепция империализма Д. Гобеона « ее влияние на
английскую историографию/7Новая и новейшая история. Межвуз.
нау». сб. Вып. 2. Саратов 1974.
Парфенов Й.Д. Монополия и империя. Саратов. 1980.
Парфенов Й.Д. Колониальная экспансия Великобритании в последней
трети XIX века М. 1991.
Парфенов И. Д. Новые тенденции в современной английской историографии колониальной экспансии XIX ».//Вопросы истории. №
3. 1978.
Скршяикова Л.В. От колоний к суверенитету. М. 198.1
Сорокин II Человек, цивилизация, общество. М. 1992.
Субботина И.П К вопросу об истории формирования
империалистической концепции английского колониализма.// Уч. зап.
Московского пединститута им. Н.К.Крупской. Т.288. Всеобщая
исторрч. Вып. 13.1971,
Судейкив А.Г. «Фабианизм и империя» - первая программа «лейбористского империализм а».//Проблемы Британской империи.
M. I 980.
Федотов Г.П. Судьба империи. //Знамя. № 3,4.1992. Черняк Е.Б. Адвокаты колониализма М. 1964.
Barker Е. ideas and Ideals of the British Empire. Cambridge. 1951.
Belofif M. Tlie debate on the American Revolution. L 1960.
British 'Economists and the Empire, by Gohn Cunningham Wood. L.
Croom Helm. 1.98.1.
Burt A. Tlie evolution of the British empire and commonwealth from the American revolution. Boston. 1965.
Cain P. Economic foundation of British overseas expansion 1815-1914. L.
1980.
Cam P. and Hopkins A. British imperialism. V. 1-2.1993. Cain P. i.A.Hobson, Financial capitalism and imperialism in late Victorian and Edwardian England.// The Journal of imperial and commonwealth history. Vol, 13 .N 3.
Cambridge History of British Empire. V. 3. Cambridge. 19^9.
Campston J. The discussion of imperial problems in the British
•Parlament.''/Transactions of Royal Historical Society. V. 13.1,1963.
Dean P. Cole W, British Economic Growth 1688-1959. Cambridge. 1962.
Etherington N. Theorils of imperialism in southern Africa.//African
afiairs. July. 1982.
Etherigton N. Hyndman, the Social-democratic Federation and Imperial?Fin.//Hisiorica! Studies. Aprii. 1974.
Eldridge C.C. England's mission. L. 1973.
Faber R. Vision and Need. L 1966
Farwell B. Queen Victoria's wars. New-York. 1972.
Field D.H. Toward a programme of imperial life. Westpoit. 1982.
Fieic&ouse D. Imperialism.// Economic History Review. 196L N 2.
Fieldhouse D. Economics and Empire. London. 1976. Eraser P.J. Chamberlain, Radicalism and Empire. L 1966. Grampp W. llie Manchester SchoolofEconomic. Stanford I960. Garni L. The birth of plural society. Manchester. 1958.
Grenwill J. Lord Salisbury and foreign policy m the close of the
nineteenth century. L. 1964.
HobsbawmEJ. Mass-producing traditions: Europe 1870-191.4.
Hal! II The colonial Office. L. 1937,
Harlow V. The character of british Imperialism. L 1939.
Imperialism and popular culture, Manchester. 1985 .
Judd ?. The Victorian empire 1837-1901. L. 1970.
Knaplimd P. The British Empire 1815-1939, L 1941.
KoebnerR. Empire. Cambridge. 1961.
Koebner R, Schmidt H. Imperialism. The story md signiflcice of a. political world 1840-1960. Cambridge. 1964.
Kennedv D. Imoerial historv and Post colonial theory.//The Journal of
/ A J
imperial aid commonwealth history, V. 24. N 3.1996.
Kemp T Iheories of Imperialism. L. 1967.
Langer W. A critique ofIfflperiaIism..//Foreigii Affairs. Oct 193$.
Mansergh N. The "Name and Nature of the British Commonwealth.
Cambridge. 1954.
Morrelt Wl The Colonial Policy of Peel and Russet. Oxford 1930.
Mackenzie J.M. Propaganda and Empire. Manchester. 198.\
Mangan I. A. Images of Empire in the Victorian Edwardian public school.
London. 1951,
Porter B. 'Hie critics of empire. 1,1968.
Felling M. Popular Politics and Society in Late Victorian Baitain. London, 1979,
S ehren der, Deryck M. The cultural factor in victoria« Imperialism: A case - study of the Britisli civilising miss ion.//The journal of imperial and commonwealth history. Vol 4. N 3. Semmel B. Imperialism aid Social Reform. London. I960. Thornton A. The imperial idea and its ememies. L. 1959. Thornton A. Doctrina of imperialism. New York, London, .Sydney. Tyler IE. The struggle for Imperial Unity 1868-95, L 1938 Wetter P. The sew liberalism: Liberal social theory in Great Britain 18891914. New York, London. 1982. Wool??. Economic imperialism Oxford. 1920. Wood .1.0 British economists and Empire. L. 1983.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.