Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2-3 лет тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Хилиль, Алла Юрьевна

  • Хилиль, Алла Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 242
Хилиль, Алла Юрьевна. Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2-3 лет: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2011. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хилиль, Алла Юрьевна

Оглавление.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы дидактической игры как средства формирования музыкально-эстетических интересов.

1.1. Музыкально-эстетические интересы как психолого-педагогическая проблема.

1.2. Музыкально-эстетические интересы в аспекте возрастных особенностей детей раннего возраста.

1.3. Игра как средство воспитания.

1.4. Интеграционный подход к формированию музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста средствами дидактической игры.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Формирование музыкально-эстетических интересов у детей 2-3 лет средствами дидактической игры.

2.1 Методические принципы организации и систематизации дидактических игр детей раннего возраста.

2.2. Подготовительный этап опытно-экспериментальной работы: разработка методики диагностики уровня сформированности музыкально-эстетических интересов детей 2-3 лет.

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы.

Формирующий этап эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2-3 лет»

Серьезные социальные перемены, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, прагматизм и рационализм общества, утрата ценностных ориентаций не могли не отразиться на музыкальных интересах целого поколения. В настоящее время в обществе преобладает равнодушное отношение к содержательной музыке, что оказывает значительное влияние на музыкальные интересы детей. Поэтому в сложившихся жизненных условиях особенно остро встает вопрос о том, как сформировать у детей широкие музыкально-эстетические интересы, как сделать для них язык музыки доступным и понятным, как научить сопереживать выраженным в музыке чувствам, как сформировать основы их музыкальной культуры в будущем.

В настоящее время формирование базиса личностной культуры ребенка, овладение им способами активного взаимодействия с окружающим миром становится приоритетным направлением в дошкольном образовании (Закон РФ «Об образовании», «Концепция дошкольного образования»). Реализация лично стно-ориентированной модели образования подразумевает необходимость поиска интегративных подходов, оказывающих всестороннее влияние на развитие ребенка и способствующих освоению им жизненного пространства. Среди таких подходов воспитание ребенка средствами искусства обладает уникальными возможностями.

Формирование и развитие эстетических чувств, интересов, вкусов, сознания и др. - составляет содержание и предмет эстетического воспитания, важнейшей составляющей которого является музыкальное воспитание. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства отмечено в работах В.М. Бехтерева, Б.М. Теплова, Р.В. Оганджанян, Т.С. Бабаджан, В.А. Петровой и др. При этом, на раннем возрастном этапе воспитание интереса к музыке и музыкальной деятельности является важнейшей педагогической задачей и необходимым условием самой возможности музыкального воспитания и обучения детей (Д.Б. Кабалевский,

Н. А. Ветлугина, Т.С. Бабаджан, И.Л. Дзержинская и др.). Более того, интерес к музыке в современной дошкольной музыкальной педагогике рассматривается как одно из важнейших условий формирования основ музыкальной культуры детей, как необходимый компонент их музыкально-эстетического сознания (А.И. Катинене, О.П. Радынова). Таким образом, очевидно, что в данном контексте само понятие интереса к музыке имеет выраженный эстетический характер, в нем подчеркивается именно его эстетическое содержание. Кроме того, ключ к осмыслению понятия музыкально-эстетических интересов детей раннего и младшего дошкольного возраста содержат работы в области физиологии и психологии, музыковедения, теории и практики музыкального воспитания, посвященные всестороннему развитию и эстетическому воспитанию детей средствами искусства. В них говорится: о роли музыкального искусства в эстетическом, интеллектуальном, нравственном воспитании (JI.C. Выготский,

A.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, П.Н. Якобсон, A.B. Запорожец, Б.В. Асафьев,

B.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Ю.Б. Алиев, H.A. Ветлугина, Л.П. Печко, A.B. Кенеман и др.); о значении музыкальной деятельности в эстетическом воспитании и развитии детей (H.A. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.Н. Зимина, Г.П. Новикова и др.), о важности личностного общения и организованного педагогического процесса для осознания ребенком эстетической значимости музыкального произведения (И.Л. Вахнянская, H.A. Зубачевская, И.Н. Мирошник, П.М. Якобсон, О.П. Радынова и др.), о значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства и об особенностях восприятия музыки детьми младенческого и раннего возраста (В.М. Бехтерев, Б.М. Теплов, Т.С. Бабаджан, В.А. Петрова, И.Л. Дзержинская, Р.В. Оганджанян и др.).

В ряде работ исследована возможность музыкального воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста на шедеврах мировой музыкальной культуры, на произведениях классического наследия. В них говорится о том, что при создании определенных педагогических условий дети способны адекватно воспринимать такую музыку и эмоционально реагировать на нее (О.П. Радынова, А.И. Катинене, В.А. Петрова, И.В. Груздова и др.). Соглашаясь с названными авторами мы полагаем, что ребенок способен воспринимать отдельные образцы классической музыки и сопереживать выраженным в ней чувствам, но только в том случае, если к этому времени у него уже есть некоторый опыт общения с музыкой; если у него накоплен первичный запас музыкальных впечатлений; если он имеет некоторый опыт практической музыкальной деятельности; если он знаком с элементарными сенсорными особенностями музыкального языка. Приобрести такой опыт ребенок может только при условии, если заинтересованность взрослых в его музыкальном воспитании совпадает с его собственным интересом к музыке и музыкальной деятельности. Такая совместная заинтересованность позволяет заложить в раннем возрасте базовый уровень развития музыкально-эстетических интересов, который со временем позволит ребенку войти в широкий мир музыкальной культуры и достаточно хорошо в нем ориентироваться.

Понятие «музыкально-эстетический интерес» вошло в педагогическую науку недавно. Оно было сформулировано З.М. Явгильдиной, которая определила его как «выраженное устремление личности к духовно-практическому освоению того или иного вида музыкального материала с целью удовлетворения многообразных эстетических потребностей» [208, С.30]. Появление в научно-педагогической литературе данного понятия было подготовлено работами в области эстетики, музыковедения, музыкальной психологии и педагогики: психологическими и педагогическими исследованиями, посвященными месту, которое занимает интерес в структуре личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, A.B. Петровский, Н.Г. Морозова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др.); исследованиями, посвященными факторам и условиям формирования интересов учащихся (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, В.А. Онищук и др.); анализу понятия эстетического интереса и его предметного содержания (В.А. Филиппова, Г.И. Щукина, М.А. Верб и др.); исследованиями, посвященными эстетическому сознанию и эстетической культуре личности

Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, P.A. Тельчарова); педагогическими исследованиями, посвященными проблеме формирования эстетических интересов на уроках искусства (К.К. Платонов, Н.Б. Берхин,

B.А. Филиппова); исследованиям, посвященным понятию музыкального интереса и возможности его формирования (Е.Я. Бурлина, Т.П. Плеснина, А.И. Паламарчук, H.H. Гришанович).

Поиск оптимальных путей и средств формирования музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста (2-3 года) привел к исследованиям, посвященным игре и игровой деятельности. Игра как эстетический феномен широко исследована в научной литературе. Ее изучали философы, этнографы, культурологи, искусствоведы, психологи, педагоги.

Проблеме игры детей дошкольного возраста также посвящено множество исследований: проявления возрастных психологических особенностей в игровой деятельности изучали Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин,

C.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец; теорию и практику ролевой творческой игры исследовали А.П. Усова, P.A. Иванкова, Т.Е. Конникова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко; содержание игровой деятельности дошкольников в процессе художественного и музыкального воспитания изучали Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, H.A. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Е.Д. Макшанцева и др.; роль дидактической игры в сенсорном и умственном развитии дошкольников исследовали В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Р.И. Жуковская, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина и др.

Особенности игры детей раннего возраста также рассмотрены в психолого-педагогической литературе: развитие игры на протяжении дошкольного возраста отражено в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской и др.; становление и развитие процессуальной игры исследовано в работах Ф.И. Фрадкиной, Е.В. Зворыгиной, H.H. Палагиной, Л.Н. Галигузовой; условия, способствующие возникновению и развитию игры и роль взрослых в этом процессе исследованы в работах

Н.М. Аксариной, A.B. Запорожца, В.В. Давыдова; вопросы использования дидактической игры в педагогике раннего возраста отражены в работах

A. Ануфриевой, JI.B. Артемовой, E.H. Вавиловой, В.В. Гербовой, О. Голецыовой, Е.В. Зворыгиной, Н.С. Карпинской, Т.Н. Осокиной,

B.А. Петровой, С.А. Пономарева, Е.В. Проскуры, Е.А. Тимофеевой, Е.И. Тихеевой, Е.И. Удальцовой, В.Г. Яковлева и др.).

В музыкальной педагогике раннего возраста музыкально-игровая деятельность организуется посредством музыкальной и музыкально-дидактической игры, а также с помощью множества игровых приемов, позволяющих порадовать и заинтересовать ребенка, создать или поддержать определенное эмоциональное состояние, вовлечь в разные виды музыкальной деятельности, дать элементарные представления о сенсорных особенностях музыкального языка (Т.С. Бабаджан, H.A. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Петрова, Т.Н. Сауко и др.). Музыкальную основу этих игр составляют народные песни и классический фонд, созданный отечественной педагогикой.

Музыкально-дидактическая игра рассматривается как деятельность ребенка, которая связана с выполнением определенных музыкальных заданий с целью развития музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, совершенствования движений (A.B. Кенеман). Проблема музыкально-дидактической игры и ее роли в развитии сенсорных способностей ребенка подробно разработана H.A. Ветлугиной: создана классификация, охарактеризована структура и содержание игр, определен музыкально-дидактический материал и сформулированы требования к его эстетическому оформлению; в дальнейшем эту работу продолжили Э.П. Костина, А.Н. Зимина. Однако, только наиболее простые из музыкально-дидактических игр предназначены для детей раннего возраста. Как правило, они представляют собой игровые задания, направленные непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение высоты, длительности, силы и тембра звука) и зачастую проводятся вне музыкального контекста.

Другой разновидностью игр, применяемых в музыкальном воспитании детей раннего возраста, являются игры, направленные на отражение характера музыки и ее сенсорных особенностей посредством движения. Такие игры называют музыкальными, но относят к типу дидактических, поскольку движение рассматривается как одно из средств музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина). Совершенно очевидно, что осуществление подобной музыкально-игровой деятельности возможно только в том случае, если ребенок способен прислушаться к музыке и посредством движения прочувствовать и отразить не только общее настроение музыкального произведения, но и его форму, темповые, тембровые, ритмические и звуковысотные особенности. Однако, ребенок раннего возраста обладает весьма ограниченным запасом движений, которые чаще всего носят непроизвольный характер, зачастую не прислушивается к музыке и не имеет опыта ее осмысленного восприятия. Приобрести такой опыт ребенок может в процессе дидактической игры, основанной на музыке, созданной специально для детей, содержащей близкие и понятные ему образы, и помогающей освоить не только определенные двигательные навыки, но и элементарные связи между музыкой и движением. В противном случае его игровая деятельность будет представлять собой игру под музыку, которая выполняет вспомогательную функцию и служит лишь для сопровождения движений и создания определенной эмоциональной атмосферы. Поэтому дидактическая игра, помогающая приобрести определенные двигательные навыки, на основе которых ребенок сможет освоить элементарные связи между музыкой и движением, является исходной формой музыкальной и музыкально-дидактической игры, а также неотъемлемым компонентом других видов музыкальной деятельности ребенка раннего возраста, имеющих эстетический характер. Игра как средство вовлечения детей раннего возраста в музыкальную деятельность рассмотрена в работах И.Л. Дзержинской, Т.С. Бабаджан и др. В то же время, в научно-педагогической литературе не содержится каких-либо данных о влиянии музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста.

Таким образом, анализ литературы, посвященной раннему музыкальному воспитанию детей, позволяет отметить, что формирование музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста является одной из малоизученных проблем, не смотря на то, что воспитание интереса к музыке и музыкальной деятельности рассматривается в качестве важнейшей задачи на данном возрастном этапе. Кроме того, в научно-педагогической литературе не содержится каких-либо данных о влиянии дидактической игры на формирование музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста. В то же время, наш многолетний опыт свидетельствует о том, что дидактическая игра является неотъемлемым компонентом любой музыкальной деятельности ребенка этого возраста и может выступать и как форма организации занятий, и как способ привлечения внимания ребенка к музыке, и как метод его музыкального воспитания.

В дошкольной музыкальной педагогике музыкальное воспитание ребенка традиционно рассматривается в контексте его эстетического воспитания, всестороннего развития, целостного формирования его личности и осуществляется средствами разных видов искусства и различных видов музыкальной деятельности. Способность музыки и игры проникать во все сферы жизни ребенка также широко изучена в психолого-педагогической литературе, однако интеграционные возможности дидактической игры как средства формирования музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста в научной литературе специально не рассматривались.

Таким образом, из вышесказанного обнаруживаются следующие противоречия:

• между необходимостью создания базиса личностной культуры ребенка и недостаточным использованием возможностей музыкального искусства и игры как средств его формирования;

• между возможностью формирования музыкально-эстетических интересов у детей раннего возраста и недостаточной разработанностью данной проблемы на эмпирическом уровне;

• между широкими педагогическими возможностями дидактической игры и недостаточной изученностью некоторых ее аспектов в формировании музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста.

На основании указанных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в выявлении возможностей дидактической игры как средства формирования музыкально-эстетических интересов у детей раннего возраста.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование проблемы музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста и опытно-экспериментальная проверка эффективности дидактической игры как средства их формирования.

Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на формирование музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста.

Предметом исследования является дидактическая игра как средство, обеспечивающее интеграционный подход к формированию музыкально-эстетических интересов у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что дидактическая игра может быть использована в качестве эффективного средства формирования музыкально-эстетических интересов детей раннего и младшего дошкольного возраста если:

1. раскрыть понятие музыкально-эстетических интересов применительно к детям раннего возраста;

2. выявить особенности дидактических игр детей раннего возраста и осуществить их систематизацию в аспекте формирования музыкально-эстетических интересов;

3. рассмотреть дидактическую игру как средство, обеспечивающее интеграционный подход к формированию музыкально-эстетических интересов у детей раннего возраста;

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «музыкально-эстетические интересы» как психолого-педагогическую категорию и рассмотреть его применительно к детям раннего возраста.

2. Выявить особенности дидактической игры как средства, обеспечивающего интеграционный подход к формированию музыкально-эстетических интересов.

3. Проанализировать современные методики и программы музыкального воспитания детей раннего возраста и разработать методические принципы организации и систематизации дидактических игр.

4. Разработать методику диагностики уровня сформированности музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста.

5. Провести опытно-экспериментальное исследование, проанализировать и обобщить результаты.

Теоретико-методологической основой исследования являются: принцип единства сознания и деятельности (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев); положения гуманистической психологии и педагогики о роли интересов в развитии личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, A.B. Петровский, Н.Г. Морозова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др.); идеи о роли музыкального искусства в эстетическом, интеллектуальном, нравственном воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Б.М. Теплов, Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, A.B. Запорожец, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, H.A. Ветлугина, Л.П. Печко, A.B. Кенеман, А.И. Катинене, О.П. Радынова и др.); идеи о двигательной природе музыкального восприятия (И.М. Сеченов, Б.М. Теплов,

B.B. Медушевский); о движении как способе осмысления музыкального языка (Б.В. Асафьев, С.Д. Руднева, A.B. Пасынкова); педагогическая теория дошкольной игры; принципы народной педагогики; исследования музыкально-дидактической игры и ее роли в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста (H.A. Ветлугина, A.B. Кенеман, JI.H. Комиссарова, И.Л. Дзержинская, Э.П. Костина, А.Н. Зимина, Т.С. Бабаджан, Н.Г. Кононова и др.).

Проверка гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью различных методов исследования: теоретических: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; синтез, классификация, систематизация идей исследования; эмпирических: наблюдение; беседа; обобщение педагогического опыта; диагностические методы (анкетирование, интервью, оценивание результатов деятельности детей, качественная и количественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы).

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях естественного педагогического процесса на базе Государственного Учреждения Культуры «Дома Культуры «Огонек» Хорошевского района города Москвы. В эксперименте участвовало 30 детей и 30 родителей.

Исследование было проведено в три этапа:

Первый этап (2005 — 2007 г.г.) — поисково-теоретический включал в себя теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме. Были определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования. Параллельно отбирался и апробировался на практике музыкально-игровой материал.

Второй этап (2007 — 2009 г.г.) - опытно-экспериментальный. Разработана методика опытно-экспериментального исследования. Проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента.

Третий этап (2009 - 2010 г.г.) - обобщающий. Осуществлен анализ результатов эксперимента, сформулированы выводы.

Научная новизна исследования:

• сформулировано понятие музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста и выявлена их структура, включающая потребностный, эмоциональный, сенсорный, коммуникативный и действенно-практический компоненты;

• рассмотрены интеграционные возможности дидактической игры в педагогическом процессе, направленном на формирование музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста;

• выявлены особенности и принципы организации дидактических игр детей раннего возраста, осуществлена их систематизация, в основу которой положены организационные особенности игр и характер музыкального сопровождения;

• обоснованы и разработаны параметры и критерии сформированности музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста, определены их уровни.

Теоретическая значимость исследования:

• выявлена сущность и специфика понятия «музыкально-эстетические интересы» применительно к детям раннего возраста;

• теоретически обоснована и опытно-экспериментально доказана эффективность использования дидактической игры как средства, обеспечивающего интеграционный подход к формированию музыкально-эстетических интересов у детей раннего возраста;

• результаты исследования могут служить основой для дальнейшей научной разработки проблемы формирования музыкально-эстетических интересов.

Практическая значимость работы заключается в том, что она способствует совершенствованию педагогического процесса, направленного на формирование музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста. Разработанные принципы организации музыкальных занятий на основе дидактической игры могут быть использованы в дошкольных учреждениях, занимающихся как музыкальным воспитанием, так и общим развитием детей раннего возраста.

Достоверность результатов исследования обеспечивается их теоретическим обоснованием с опорой на достижения современной педагогической науки; разнообразием научных источников; использованием адекватных цели и задачам современных методов и приемов исследования, достаточной длительностью опытно-экспериментальной работы, позволяющей провести объективный анализ исследуемой проблемы; значимостью полученных результатов; апробацией и внедрением основных положений исследования в Хорошевском районе г. Москвы.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Музыкально-эстетические интересы в раннем возрасте представляют собой выраженные музыкальные предпочтения ребенка, возникающие в результате эмоционально-чувственного восприятия музыки в условиях приобретения им жизненного и музыкального опыта в их неразрывном единстве.

2. Структура музыкально-эстетических интересов ребенка раннего возраста включает в себя потребностный, эмоциональный, сенсорный, коммуникативный и действенно-практический компоненты.

3. Дидактическая игра детей раннего возраста, направленная на формирование их музыкально-эстетических интересов, обладает собственной логикой и закономерностями, обусловленными возрастными психологическими особенностями детей и их игровыми возможностями.

4. Дидактическая игра является эффективным средством формирования музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования представлялись на ежегодных научно-практических конференциях в МГГУ им. М.А. Шолохова (2005 - 2010 г.г.), а также в публикациях научных статей. Результаты исследования внедрены в практику музыкальных занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности автора диссертации в ГУК «ДК «Огонек» и используются в работе двух коллективов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Хилиль, Алла Юрьевна

Заключение

Проблема формирования музыкально-эстетических интересов детей раннего и младшего дошкольного возраста чрезвычайно актуальна в современной личностно-ориентированной педагогике. Признание самостоятельной ценности каждого периода детства, стремление к воспитанию активной, творческой личности, способной ценить, сохранять и преумножать богатства мировой музыкальной культуры влечет за собой необходимость поиска новых интегрированных подходов, позволяющих уже в раннем детстве осуществлять музыкальное воспитание ребенка в контексте его всестороннего развития и способствующих освоению ребенком жизненного пространства средствами музыкального искусства.

В процессе изучения теоретических материалов, связанных с проблемой формирования интересов личности, и научно-педагогической литературы, посвященной музыкальному воспитанию детей, был сделан вывод о том, что понятие музыкально-эстетических интересов является близким понятию музыкально-эстетического сознания, но при этом акцентирующим внимание на лежащем в его основе интересе, который в раннем и младшем дошкольном возрасте имеет решающее значение. Поэтому в данном возрасте это понятие было определено нами как выраженные музыкальные предпочтения ребенка, возникающие в результате эмоционально-чувственного восприятия музыки в условиях приобретения им жизненного и музыкального опыта в их неразрывном единстве. Изучение проблемы музыкально-эстетических интересов в контексте возрастных особенностей детей раннего возраста позволило также выявить его структуру, в которой присутствуют потребностный, эмоциональный, сенсорный, коммуникативный и действенно-практический компоненты.

Изучение теоретической литературы и анализ общего состояния теории и практики использования дидактических игр как средства музыкального воспитания позволили прийти к выводу о том, что дидактические игры, связанные с отражением в движении образного содержания музыки и ее сенсорных особенностей, доступны ребенку раннего возраста. Их роль в формировании музыкально-эстетических интересов определяется тем, что проникая практически во все виды музыкальной деятельности детей раннего возраста, дидактические игры становятся их источником, неотъемлемым компонентом, средством развития и совершенствования, а общение со взрослым в процессе таких дидактических игр обеспечивает возможность накопления коммуникативного, речевого, двигательно-динамического, сенсорного, эмоционального и практического опыта в непосредственной связи с музыкой. В диссертации рассмотрены организационные особенности дидактических игр детей раннего возраста и осуществлена их систематизация.

Способность музыки и игры проникать во все сферы жизни ребенка и оказывать влияние на его всестороннее развитие и формирование его личности, побудили к рассмотрению их интеграционных возможностей в педагогическом процессе, организованном как дидактическая игра и направленном на формирование музыкально-эстетических интересов. В процессе исследования был сделан вывод о том, что дидактическая игра представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом методов музыкального воспитания, обеспечивающих интеграционный подход к формированию музыкально-эстетических интересов ребенка раннего возраста, осуществляемому в неразрывной связи с целостным формированием его личности и познанием окружающей действительности. Объединяя музыку, поэтическое слово, пластическое движение, драматическое действие, художественные объекты и игру, дидактическая игра осуществляет формирование музыкально-эстетических интересов средствами разных видов искусства и различных видов музыкально-эстетической деятельности и создает условия для интеграции в области: физического, психического и эстетического развития; развития психических процессов; развития эмоционально-чувственной и интеллектуальной сферы; организации учебного процесса; освоения различных видов музыкальной деятельности; приобретения жизненного и музыкального опыта. Кроме того, в дидактической игре музыкально-эстетические интересы формируются в неразрывной связи с познавательным и нравственным интересами, образуя единую группу интересов, объединенных общей направленностью на освоение культурных ценностей, созданных в области музыкального искусства. При этом дидактическая игра выполняет функцию стержневого содержания музыкально-эстетической деятельности ребенка, а эмоционально-чувственное восприятие музыки, выраженное в движении — механизма, обеспечивающего интеграционные процессы в формировании его музыкально-эстетических интересов.

Научно-методическое обеспечение эксперимента по выявлению роли дидактической игры в формировании музыкально-эстетических интересов потребовало разработки модели педагогической диагностики его сформированности, в основу которой были положены эмоциональный, психический и деятельностно-практический параметры. В соответствии с этими параметрами были определены критерии оценки сформированности музыкально-эстетических интересов, соответствующие низкому, начальному, среднему и высокому уровням.

В ходе опытно-экспериментальной работы доказана эффективность дидактической игры как средства формирования музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста и ее широкие интегративные возможности. Итоговые результаты дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены, цель достигнута.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Формирование базиса личностной культуры, воспитание активной, творческой личности можно и нужно начинать в раннем детстве, используя адекватные возрасту формы и методы, среди которых музыкальное искусство и дидактическая игра занимают важное место.

2. Музыкальные предпочтения детей, возникающие в результате эмоционально-чувственного восприятия музыки в условиях приобретения жизненного и музыкального опыта в их неразрывном единстве, являются основой для формирования музыкальноэстетических интересов в раннем возрасте. Их структуру составляют пять основных компонентов: потребностный, эмоциональный, сенсорный, коммуникативный и действенно-практический.

3. Особенностями дидактической игры, используемой с целью формирования музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста, является ее опора на процессуальную игру и способность оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка.

4. Анализ педагогических возможностей дидактической игры и проведенное опытно-экспериментальное исследование доказали ее безусловную педагогическую ценность в решении задач, связанных с формированием музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста, поскольку дидактическая игра действительно обладает широкими интегративными возможностями.

5. Разработанные принципы организации и систематизации дидактических игр позволяют обеспечить заинтересованность детей и их активное участие в музыкально-эстетической деятельности, в процессе которой осуществляется формирование их музыкально-эстетических интересов.

6. Эмоциональный, психический и деятельностно-практический параметры, а также критерии и показатели заинтересованности и активности детей в процессе дидактической игры позволяют отслеживать динамику формирования музыкально-эстетических интересов и выявлять уровни их сформированности - низкий, начальный, средний, высокий.

7. Проблема формирования музыкально-эстетических интересов нуждается в дальнейшем научном исследовании с целью поиска способов управления данным процессом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хилиль, Алла Юрьевна, 2011 год

1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. -М.: Просвещение, 1979. -177 с.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1974. -252 с.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Щукиной Г.И. — М.: Просвещение, 1984. 176 с.

4. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Советский композитор, 1988. 302 с.

5. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1986.- 112 с.

6. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ, 1959, вып. 16, №265, С. 41-61.

7. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. — Ярославль: Академия развития, 2005. 96 с.

8. Ануфриева А., Митюкова О. Игры и занятия для малышей. Горький: Горьковское кн. изд., 1960. — 268 с.

9. Арефьева С.А. Разбудим голосок, пособие под ред. Анисимова П.В. -Владимир: ВОИУУ, 1994. 47 с.

10. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 376 с.

12. Афанасьева А.Б. Метаметодика и ее реализация при освоении этнокультуры в начальной школе // Начальная школа. №12, 2007, С. 7— 13.

13. Бабаджан Т.С. Музыкально-двигательная работа с преддошкольниками. — М.: Гос. муз. изд-во «Образцовая», 1934. 47 с.

14. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1967. - 192 с.

15. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мауковского. -СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.

16. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика, № 2, 1995. — С. 42-45.

17. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1916.-13 с.

18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Психологическое исследование. —М.: Просвещение, 1968. 464 с.

19. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М.: МГПИ, 1985. — 67 с.

20. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006. - 352 с.

21. Бурлина Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» / Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, вып. 2, 1975. - С. 63-74.

22. Бурлина Е.Я. Проблемы музыкальных интересов советской молодежи (на материале исследования школьников и студентов): Автореф. дисс. канд. искусствовед. Л., 1978. - 28 с.

23. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2005. — 556 с.

24. Вавилова E.H. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1983. — 144 с.

25. Валицкая А.П. Метаметодический подход: конфликт интерпретаций // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: (Материалы II Всерос. науч.-практ. конф.). СПб., 2005. С. 11

26. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дисс. . канд. псих. наук. — М., 1980. 15 с.

27. Венгер JI.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

28. Верб М.А. Эстетическая культура школьника: курс лекций. — СПб.: изд-во РГПУ, 1997. 110 с.

29. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.-416 с.

30. Ветлугина H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958. - 247 с.

31. Ветлугина H.A. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. — М., 1982. С. 15-19.

32. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. Л.: Наука, 1978. — С. 158-189.

33. Вихарева Г.Ф. Дом наш родной. Песни, хороводы, танцы, фрагмент сценария, сказка. СПб.: Изд-во «Композитор Санкт-Петербург», 2003. -48 с.

34. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. -М.: Просвещение, 1981. 223 с.

35. Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. — М.: Изд-во Московского университета, 1976. — 319 с.

36. Выготский Л.С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Приложение к книге Д.Б. Эльконина Психология игры. -М.: ВЛАДОС, 1999. 358 с.

37. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

38. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -344 с.

39. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

40. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. — М.: Прогресс, 1988.-699 с.

41. Гарнер Б. Развитие игры от рождения до четырех лет. Пер. с англ A.B. Шиховой / Игра со всех сторон. Под ред. Е.С. Жорняк. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003. - 432 с.

42. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940.-376 с.

43. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. - 127 с.

44. Гессе Г. Паломничество в страну востока. Игра в бисер. Рассказы. — М.: Радуга, 1984.-588 с.

45. Голецыова О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. М.: Просвещение, 1966. - 252с.

46. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: МИП «NB Магистр», 1993.- 191 с.

47. Гришанович H.H. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки: Дисс. . канд. пед. наук. Минск., 1980. - 236 с.

48. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.

49. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания // Вопросы психологии. 1979. - №5. - С. 40-54.

50. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. -М.: Просвещение, 1985. 160 с.

51. Дзержинская И.Л. Руководство начальными видами музыкальной деятельности детей до 4 лет // Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. H.A. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. — С. 65-70.

52. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1962. —267 с.

53. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

54. Жаринов Б.М. Тайны эстетики. М.: Память, 1990. - 60 с.

55. Железнов С.С. Методическое пособие для родителей и воспитателей. Обучение игре на клавишных инструментах и развитие музыкальных способностей в раннем детстве. М.: Издательский дом «Глянц», 1997.-96 с.

56. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. — М.: АПН РСФСР, 1963.-319 с.

57. Запорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принципы развития в психологии (Сб. статей) / отв. Ред. Л.И. Анциферова. М.: Наука, АН СССР, Институт психологии, 1978. - С. 243-265.

58. Запорожец A.B. Избр. психол. труды. В 2 т. Т. 1: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — 320 с.

59. Запорожец A.B., Венгер JI.A., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие / Под ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. -322 с.

60. Зворыгина Е.В. Карпинская Н.С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.

61. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988.-94 с.

62. Зимина А.Н. Народные игры с пением. Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 64 с.

63. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

64. Зубачевская H.A. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1995. — 25 с.

65. Изард К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1980. — 440 с.

66. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Авт. Т.И. Алиева, Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук и др. М.: Изд. дом «Карапуз», 1997. - 278.

67. История дошкольной педагогики в России / Под ред. С.Ф. Егорова. — М.: Просвещение, 1987. 432 с.

68. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1984.-250 с.

69. Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. 1987. - № 5. - С. 30-36.

70. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1971. - 766с.

71. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

72. Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб.: «Петрополис», 1997.-544 с.

73. Кант И. Критика способности суждения // Собр. Соч.: в 6 т. Т. 5. -М.Мысль, 1966. 564 с.

74. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

75. Каргопольцев С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия: Дисс. . канд. пед. наук.-М., 1987.-213 с.

76. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. -Ярославль: Академия развития, 1977. — 135 с.

77. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.

78. Кенеман A.B. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1955.-21 с.

79. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224 с.

80. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. — СПб.: СОЮЗ, 1998.- 176 с.

81. Козлова С.А. Дошкольная педагогика; учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.

82. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

83. Комарова Т.С., Антонова A.B., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2—7 лет. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.

84. Коменский Я.А. / сост. Чечель И.Д. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

85. Комиссарова JI.H. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1980.- 18 с.

86. Комиссарова JI.H., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

87. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя: — М.: Просвещение, 1982.-96 с.

88. Кононова Н.Г. Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1990. 157 с.

89. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1994. — 141 с.

90. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: Сб. статей и речей. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

91. Кузина Т.Ф. Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — 2-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2001. — 144 с.

92. Лебедева Е.Ю. Потягушечки-порастушечки (двигательные забавы для самых маленьких). М.: Планета 2000, 2004. — 48 с.

93. Левин-Щирина Ф.С., Менджерицкая Д.В. Воспитание и обучение детей 3-7 лет / Под ред. В.И. Ядэшко. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975.-313 с.

94. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977.-304 с.

95. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика. 1944. - № 8-9, С. 37-47.

96. Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1988. - 400 с.

97. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - 944 с.

98. Макаренко A.C. Соч.: в 7 т. М.: Изд-во АПН, 1957. Т.4. -552 с.

99. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М.: Просвещение, 1991.-61 с.

100. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999. — 425 с.

101. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-262 с.

102. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. 253 с.

103. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». — М.: Просвещение, 1987. 240 с.

104. Мирошник И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися: Автореф. дисс. . канд. псих. наук. — М., 1990. 20 с.

105. Михайленко Н.Я. Короткова H.A. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990. — 156 с.

106. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения: В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 112 с.

107. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.

108. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

109. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: Карапуз, 2000. -270 с.

110. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М.: АПН РСФСР, 1961.-224 с.

111. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.-48 с.

112. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. -М.: Просвещение, 1969. 280 с.

113. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа / Н. Ветлугина, И. Дзержинская, JL Комиссарова. М.: Музыка, 1995. - 112 с.

114. Музыка в детском саду. Первая младшая группа. Песни, игры, пьесы. / Составители Н. Ветлугина, И. Дзержинская, JL Комиссарова. — М.: Музыка, 1995.- 128 с.

115. Мухина B.C. Детская психология. М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.

116. Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека. —Л: Ученые записки ЛГУ, 1959. Т.265. с.32-41.

117. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

118. Народное детское поэтическое творчество: Сборник фольклорных материалов / Запись, составление и нотация Г.М. Науменко. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - 478 е.: ноты.

119. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов / Запись, составление и нотация Г.М. Науменко. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - 462 е.: ноты.

120. Немов P.C. Психология: в 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1994. - 572 с.

121. Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т. 1. -М.: Мысль, 1990. 829 с.

122. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2000. 203 с.

123. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; под ред. A.B. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. - 464 е., ил.

124. Оганджанян Р.В. Развитие музыкальности у детей первого года жизни: Автореф. дисс. . канд. псих. наук. -М., 1985. -22 с.

125. Онищук В.А. Урок в современной школе. — М.: Просвещение, 1981. -191 с.

126. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

127. Палагина H.H. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. Бишкек: Илим, 1992. - 123 с.

128. Паламарчук А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1981. - 16 с.

129. Петрова В.А. Музыка малышам. (1—3 года). — М.: Мозайка-Синтез, 2001.- 144 с.

130. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. —М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. 490 с.

131. Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. трудов. -М.: АПН СССР, 1991. С. 6-19.

132. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 216 с.

133. Плеснина Т.П. Музыкальный интерес и динамика его развития // Вопросы эстетического воспитания в школе. — М., 1974. С. 32-56.

134. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М.: Изд-во соц.- эк. лит-ра, 1958. - 903 с.

135. Познавательные процессы: ощущение, восприятие / Под ред. A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. -336 с.

136. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей. Киев: Радяньска школа, 1985.-128с.

137. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред.

138. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.

139. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.И. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.

140. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. М.: МГОПУ, AHO О НОУ, 1999. - 272 с.

141. Психология: Словарь / Под обш. Ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

142. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2-х ч. М.: ВЛАДОС, 1997.-4.1.-608 с.

143. Раевская Е.П., Руднева С.Д., Соболева Г.Н., Ушакова З.Н., Царькова

144. B.Г. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

145. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 с.

146. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве: Сб. статей / Под ред. A.B. Запорожца и М.И. Лисиной. -М.: Просвещение, 1966. 302 с.

147. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Под ред. Н.М. Аксариной. Л.: Медицина, 1965. - 292 с.

148. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет / Под ред. Н.М. Щелованова. -М.: Просвещение, 1969. 181 с.

149. Ребенок в раннем и дошкольном детстве / H.H. Палагина, Л.В. Ахромеева; Под общ. ред. H.H. Палагиной. Фрунзе: Мектеп, 1982.-76 с.

150. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть или онтология игры. М. Липецк: Липец, изд-во, 1997. 143 с.

151. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет. — Ярославль: Академия развития, 2006. 128 с.

152. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Наука, 1946. -387 с.

153. Руднева С.Д., Пасынкова A.B. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. - Т.З. №3. - С. 84-92.

154. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972. — 334 с.

155. Русские народные детские песни и сказки с напевами / Запись. Составление и нотация Г.М. Науменко. — М.: Изд-во Центрополиграф, 2001.-414 е.: ноты.

156. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2—3 лет. — СПб.:ЛОИРО, 2001.- 120 с.

157. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга: попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. М: URSS, 2007. - 123 с.

158. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. H.A. Ветлугиной. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 370 с.

159. Соколова Е.Е. На празднике нашем поем и пляшем. Песни, игры, стихи, песни-танцы для малышей // Колокольчик. — 1998. — №6.-16с.

160. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982 - 96 с.

161. Сохор А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки // Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, 1969. — С. 38-69.

162. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: Дис. док. пед. наук. -М., 1990.

163. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: Автореф. дис. . док. пед. наук. -М., 1990. 32 с.

164. Тарасов Г.С. О природе музыкальной потребности человека: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1971. 20 с.

165. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

166. Тельчарова P.A. Музыка и культура: личностный подход. — М.: Знание, 1986. 62 с.

167. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.-379 с.

168. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. М.: Просвещение, 1986.-67 с.

169. Титова И.М. Метаметодический подход к модернизации обучения в общеобразовательной школе // Академические чтения. Вып.З. Теория и практика модернизации отечественного образования. — СПб., 2002. — С. 92

170. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. — М.: Просвещение, 1965.

171. Ткачев А.П. Основные факторы формирования интересов школьников к учебным предметам: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1982. 235 с.

172. Торопова A.B. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореф. дисс. канд. пед. наук. —М., 1995.- 17 с.

173. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966. - 223 с.

174. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: Едиториал УРСС,2003.-264 с.

175. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1958. 152 с.

176. Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1970. -206 с.

177. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. -96 с.

178. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения, Т.2, М., 1954. -645 с.

179. Ушинский. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с. -(Антология гуманной педагогики)

180. Филиппова В. А. Формирование эстетических интересов старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1973. - 21 с.

181. Философский энциклопедический словарь / Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. М: ИНФРА-М, 1999. - 576 с.

182. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М.: Просвещение, 1973. - Режим доступа: http://www.infant-school.ru/igra/flerina.htm

183. Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве (генетические корни дошкольной игры): Дис. . канд. пед. наук. -М., 1946.

184. Фребель Ф. Детский сад. Пед. соч. Т. 2. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913.-581 с.

185. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. М.: Изд-во Института Психотерапии,2004. 480 с.

186. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. Киев: Радяньска школа, 1987.- 144 с.

187. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.-464 с.

188. Хренов H.A. Мифология досуга. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. - 448 с.

189. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. - 204 с.

190. Цукерман B.C. Музыкальные интересы школьников // Воспитание школьников. 1968. - №4. - С. 55-57.

191. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1995.-272 с.

192. Шаграева O.A. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2001.-368 с.

193. Шаров Ю.В. Формирование духовных потребностей подрастающего поколения // Советская педагогика, 1970. № 5. с. 91-105.

194. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

195. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1 -304 с.-Т.2.-414 с.

196. Шевцов Е.В. Основы, средства и формы эстетического воспитания: Наследие A.B. Луначарского и современность. М.: Просвещение, 1985.- 192 с.

197. Шестакова В.И. Праздники и развлечения для дошкольников и младших школьников (Ноты) /В.И. Шестакова. М.: ВЛАДОС, 2004. -110 с.

198. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании / Собр соч. в 7 т. Т. 6. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.-792 с.

199. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. 352 с.

200. Щукина Г.И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. -Л., 1967. 272 с.

201. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

202. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

203. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. H.A. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1985. -207 с.

204. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1998. - 263 с.

205. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. — 64 с.

206. Яковлев В.Г. Физическое воспитание детей в семье. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 144 с.1. Прилоэ/сение 1

207. Появляется мышка и спрашивает, не опоздала ли она на праздник, объясняя детям, что хотела посмотреть на часы, но часы так громко «били», что она страшно испугалась и так и не посмотрела, сколько сейчас времени.

208. Проводится игра «Вышла мышка», по ходу которой дети поют песенку и посредством пальчиковых движений изображают, как мышь «скатилась кувырком», услышав, как часы «бьют» (песня из программы Т. и С. Железновых).

209. Узнав, что она пришла вовремя, мышка приглашает детей отправиться вместе с ней в путешествие и спрашивает на чем им лучше поехать?

210. Проводится игра, по ходу которой дети слушают знакомую музыку, узнают и называют лошадку (муз. М. Раухвергера), поезд ( муз. М. Старокадомского), машину (муз. К. Волкова).

211. Выбрав, на чем ехать в путешествие, дети играют в соответствующую игру, с условиями которой они давно и хорошо знакомы.

212. Когда игра окончена, мышка объявляет, что они приехали, и предлагает детям прислушаться к звукам леса. Дети и их родители поднимают руки и, раскачиваясь из стороны в сторону, произносят звук «ш-ш-ш», изображая шум листвы на ветру. Звучит голос кукушки.

213. Проводится игра «Зовет зверей кукушка» (эст. нар. пес.), по ходу которой дети поют песню, подражая то высокому голосу кукушки, то низкому ворчливому голосу медведя, которого она разбудила.

214. Появляется игрушечный медведь, который просит детей помочь ему собрать рассыпавшиеся по полу еловые шишки в корзинку, а потом предлагает сходить вместе за медом.

215. Мишка рассказывает, что он не любит пчел, потому, что они кусаются, и предлагает детям познакомиться с жуком, который тоже умеет жужжать, но делает это более низким голосом, а затем предлагает детям угадать, кто жужжит: пчела или жук.

216. Проводится игра «По дороге жук» (русск. нар.), по ходу которой дети изображают посредством пальчиковых движений действия жука и подпевают песне.

217. Когда игра окончена, появляется игрушечная белка, которая рассказывает детям, что потеряла своих бельчат и просит детей помочь их отыскать.

218. Белка благодарит детей за помощь и предлагает всем вместе поиграть.

219. Проводится игра «Пошла коза по лесу» (русск. нар.), по ходу которой дети выполняют совместные движения, подсказываемые текстом песни.

220. По окончании игры мышка предлагает детям присесть и послушатьсказку.

221. Проводится игра-сказка «Кораблик» (русск. нар. напев), по ходу которой дети, держа в руках игрушечных персонажей сказки, поочереди сажают их в лапоть и помогают взрослому напевать песенку, подражая высоте, динамике и тембру его голоса.

222. Когда сказка окончена, мышка предлагает детям сесть в поезд и вернуться домой.

223. Игра «Поезд» (сл. Т. Бабаджан, муз. Н. Метлова) давно и хорошо знакома детям. Вместе со своими родителями дети «становятся паровозиком», и, сделав несколько кругов по комнате, покидают помещение, где проводился праздник.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.