Диалогическая гносеология С. Кьеркегора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Тетенков, Николай Борисович

  • Тетенков, Николай Борисович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 152
Тетенков, Николай Борисович. Диалогическая гносеология С. Кьеркегора: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Архангельск. 2003. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тетенков, Николай Борисович

Введение 3 —

Глава 1. Псевдонимы и драматургия мысли

§ 1. Биографические, эстетические и психологические трактовки псевдонимов 9

§ 2. Псевдонимы и типы существования 22 -

§3. Псевдонимы С. Кьеркегора - одна из форм непрямой коммуникации 36 —

Глава 2. Псевдонимы С. Кьеркегора - концептуальные персонажи

§1. Понятие концептуальный персонаж 67 -

§2. Общий список концептуальных персонажей и их роль в концепции С. Кьеркегора (Список, их последовательность, характеристики) 82 —

§ 3. Псевдонимы С. Кьеркегора - концептуальные персонажи 98

§ 4. С. Кьеркегор и современные философские представления о реальности 120

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалогическая гносеология С. Кьеркегора»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что философия С. Кьеркегора и в нынешнее время остаётся в центре интереса многих философов, только за последние 10 лет было издано более 300 монографий и статей, анализирующих различные аспекты философских взглядов С. Кьеркегора.

При таком интересе к философии С. Кьеркегора парадоксальным фактом является то, что сам С. Кьеркегор оказался в тени своих интерпретаторов, таких как JI. Шестов, А. Камю. После них творчество С. Кьеркегора стало рассматриваться только в рамках экзистенциальной философии. Став доминирующей тенденцией в интерпретации философии С. Кьеркегора, оно сузило возможность других подходов. С. Кьеркегор стал трактоваться односторонне, что недопустимо, когда речь идёт об одном из * великих философов 19 века. Кроме того, всякий истинный философ всегда шире рамок философского направления, к которому его относят.

А потому актуальность данной работы мы видим в том, чтобы попытаться прочесть С. Кьеркегора вне рамок данных интерпретаций, обратиться к первоисточнику. Таким образом, мы расширяем возможности прочтения С. Кьеркегора, ведь уже М. Бубер говорил об антропологической трактовке философии С. Кьеркегора.

Другим парадоксальным фактом является то, что на интерпретации философии С. Кьеркегора оказывает большое влияние Гегель, непримиримым противником философии которого был С. Кьеркегор.

Так при такой интерпретации сферы человеческого бытия: экзистенциальная, этическая и религиозная - рассматриваются как последовательное движение от эстетической сферы (низшей стадии) к религиозной сфере (высшая стадия), которые человек проходит в течение своей жизни.

И хотя общеизвестно, что С. Кьеркегор был противником гегелевской диалектики и выдвинул в противовес ей собственную диалектику, интерпретации философии С. Кьеркегора в духе Гегеля также всё ещё ^ занимают главенствующее положение.

Отсюда актуальность работы также в том, что мы пытаемся прочесть С. Кьеркегора, исходя из кьеркегоровской диалектики «или - или».

В этой диалектике нет последовательного перехода из одного состояния в другое, нет понятия прогресса, а есть скачок из одного состояния. Причём эти состояния присутствуют изначально как противостоящие друг другу, но не противоречащие сами себе.

Из трактовки в духе Гегеля вытекает и приписываемый С. Кьеркегору монологизм. Усиливает данную точку зрения и представление о С.

Кьеркегоре как о певце одиночества, распространению которого способствовал тот же JI. Шестов. Лишь в последнее время появились работы, разрушающие это стереотипное мнение о С. Кьеркегоре, они показывают С. Кьеркегора как мастера диалога, что, на наш взгляд, ближе к истинному пониманию философии С. Кьеркегора.

Актуальность данной работы, соответственно, мы также видим в том, что мы акцентируем внимание на диалогичности и полифоничности философии С. Кьеркегора, которая вытекает из одновременного существования трёх сфер и необходимости коммуникации между ними.

Степень разработанности темы.

П. Роде, В. Подорога, X. Фенгер, X. Хельвег, М. Тулструп, Р.Хейсс, И. Штремпф во главу комментария философии С. Кьеркегора ставят факты его биографии и исключительностью его биографии объясняют своеобразие его философии.

Из акцентирования биографических фактов вытекают и психологические интерпретации философии С. Кьеркегора, которые также имеют место в работах данных комментаторов. В такой трактовке особенности философии С. Кьеркегора объясняются меланхолией, в которой он постоянно пребывал, депрессией и т. д.

Эстетические взгляды С. Кьеркегора рассматриваются такие исследователи, как Т. Адорно, В. Быховский, В. Наглей, А. Кадаркай, Г. Шапиро, X. Шмидингер, Г. Паттисона, С. Ланг, П. Гайденко, К. Долгова, М. Феррейра, В. Гайдукова, М. Тейлор, Т. Кроксалл.

Они указывают также на связь философии С. Кьеркегора с современной ему литературой, причём акцент делается именно на литературной, а не на философской стороне творчества С. Кьеркегора.

Философию С. Кьеркегор в рамках экзистенциальной философии анализируется в работах В. Хеймбухеля, X. Винда, J1. Шестова, В. Подороги, С. Шейера, А. Камю, А. Киннтера, X. Розенау, В. Рега, О. Ставцева, X. Шульца, А. Долгенко, Е. Петренко, Т Щитцова В. Бибихин и др.

В данных работах отводится большое внимание таким категориям кьеркегоровской философии, как абсурд, страх, существование, выбор, свобода и т.д.

Принципам непрямой коммуникации в философии С. Кьеркегора посвящены работы Д. Келленбергера, X. Розенау, А. Крутс, К. Лович, Ф. Мортенсена, Т. Бриджес, Д. Шиттакера, А. Подороги Н. Хейсса, Н. Мусхелишвили, Н. Шабурова, Ю. Шрейдера, П. Гардинер, А. Фришман, В. Лурье, Л. Макей и т.д.

В них же рассматривается связь теории непрямой коммуникации С. Кьеркегора с сократовской майевтикой.

Теория концептуальных персонажей представлена в работах Ж.Делёза, Ф. Гваттари, В. Визгина, С. Фокина.

Понятие контингентности и плюрализма анализируется X. Вольфом, В. Лейбницем, Э. Кантом, Х.Зандкюлером.

Принцип индетерминизма и дополнительности исследовали Н. Бор, X. Хёффдинг, А. Паршин, математический аппарат обоснования принципа дополнительности дан А. Фурье.

Диалогизму философии С. Кьеркегора посвящены работы А. Фришмана, Т. Щитцовой, М, Бубера, на диалогичность философии С. Кьеркегора указывал М. Бахтин.

Сам принцип диалогизма и полифонии на примере М. Бахтина исследуется Г. Батищевым.

Датский комментатор А. Фришман, Т. Щитцова рассматривают философию С. Кьеркегора в контексте взглядов М. Бахтина, что даёт также возможность проследить влияние кьеркегоровских идей и на русскую философию. Речь идёт не только об очевидном влиянии С. Кьеркегора на Л. Шестова, оно было гораздо глубже, чем это принято считать.

Й. Глебе - Мёллер, А. Ханнау, Й. Кук, К. Криган, М.Ферейра и Г.Волфарт в своих работах показывают связь неопозитивизма, в первую очередь Л. Витгенштейна, с философией С. Кьеркегора.- Они обращаются и к проблеме веры у Л. Витгенштейна и у С. Кьеркегора и, что ново, и к проблеме языка.

И. Фейсланд, И Капуто, С. Еммануель, X. Финк - Эйтель, Р. Маннинг, М. Дулей обращают внимание на то, какое влияние оказали философские идеи С. Кьеркегора на модернизм и постмодернизм, в частности, на М. Фуко и Ж. Деррида.

X. Роземонт, Г. Раттисон, М. Макги, Т. Смит указывают на общность проблематики философии С. Кьеркегора с восточной мудростью.

М. Вестфал, М Плекон, М. Ким, К. Пулмер, Д. Флехер, Й. Хаухан, М. Маттис, Э. Каттероель, Е. Йегструп рассматривают философские взгляды С. t

Кьеркегора в социально - философском аспекте, у них же намечается антропологический подход, прежде всего это наиболее ярко прослеживается у М. Плекона, к философии С. Кьеркегора.

Долгое время оставались в тени религиозных и эстетических интерпретаций С. Кьеркегора его этические взгляды, но работы И. Валкера, У. Мюллера, Р. Мартинеца, Р. Любке, А. Саги, Е. Дузинга, Ш. Сулливана посвящены именно этике С. Кьеркегора.

Исследованию религиозных взглядов С. Кьеркегора посвящены работы таких комментаторов философии С. Кьеркегора, как М. Весфала, Л. Поймана, Г. Шуфрейдера, Й. Рике, X. Гердеса, В. Анца, Д. Элдора, Д. Паттерсона, С. Дуннинг, М. Фогеля, М. Рапоза, Т. Морриса, X. Люиса, В. Ниттмана, Д. Виздо и т.д.

Диалектику С. Кьеркегора рассматривается в работах А. Маккинона, X. Деизера, Р. Халла, А. Кренца, А. Адорно.

Сравнению философских взглядов К. Маркса и С. Кьеркегора посвящены работы Е. Вайнрайта, А. Кадаркая, А. Буханана.

Тема «С. Кьеркегор и М. Хайдеггер» рассматривается в исследованиях В. Янке, X. Халл, Л. Дрейвис, Д. Рубин, В. Швейдлер, Г. Волфарт, М.Вушогрод.

Цели и задачи исследования

Объектом исследования является псевдонимия как характерная особенность способа философствования. Предметом исследования являются диалогические аспекты псевдонимии. Задачами данного исследования является:

• Рассмотреть место и роль псевдонимии в философии С. Кьеркегора.

• Показать основные философские подходы в исследовании псевдонимов С. Кьеркегора.

• Сравнить псевдонимы С. Кьеркегора и концептуальные персонажи в понимании Ж. Делёза.

• Показать место и роль идей С. Кьеркегора в современно научном и философском дискурсе.

Специфика предмета исследования требует комплексного подхода к его изучению. Теоретическая основа диссертации содержит историко-философский материал, включающий как произведения самого С. Кьеркегора, так и его комментаторов. В работе используются работы как на русском, так и немецком и английских языках.

Методологические основы исследования Методологической основой исследования являются: герменевтический анализ текстов, теория концептуальных персонажей Ж. Делёза, основные принципы диалогической традиции в её интерпретации М. Бубером и М. Бахтиным.

Научная новизна Новизна данного исследования заключается в следующем:

• Систематизированы основные мнения о причинах использования псевдонимов в философии С. Кьеркегора.

• Составлен наиболее полный список псевдонимов С. Кьеркегора, показано их место в концептуальной системе С. Кьеркегора.

• Показано, что псевдонимы могут трактоваться как концептуальные персонажи. 1

• Персонажность раскрыта как один из принципов диалогизма.

• Показана некорректность монологических трактовок С. Кьеркегора. Введены в научный оборот источники, которые не переведены на русский язык: часть произведений самого С. Кьеркегора - «Дневники», «Диапсалмата», «Стадии непосредственно - эротического и музыкально -эротического», «Стадии жизненного пути», X. Фенгер «Кьеркегор: мифы и их источники», П. Гардинер «Кьеркегор», В. Лурье « Короткая жизнь Кьеркегора», М. Тейлор «Путешествие к Я. Гегель против Кьеркегора», Р. Хейсс «Великие диалектики 20 века», Л. Макей «Кьеркегор: род поэта», Т. Кроксалл «Кьеркегор», «Исследования С. Кьеркегора со специальным упоминанием а) Библии, б) нашего времени».

Апробация работы По материалам диссертации были сделаны доклады на 2 педагогических чтениях и 7 областной студенческой научной конференции, проходившей в 2000 году, на научно — практической конференции молодых учёных «Ломоносова достойные потомки» 2001 года, на 4 Ломоносовских студенческих и аспирантских чтениях, проходивших в ПТУ в 2002 году, на международной научной конференции «Человек в современном мире» в 2003 году.

Теоретическая и практическая значимость Материалы и выводы исследования могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего исследования как творчества самого С. Кьеркегора, так и философских импликаций его идей в современном европейском мышлении.

Некоторые положения диссертации могут способствовать лучшему пониманию диалогической традиции в философии. Общие теоретические выводы могут найти применение при разработке курсов по истории философии, онтологии и теории познания, а также спецкурсов, посвящённых различных аспектам философии С. Кьеркегора.

Структура работы Данная диссертация состоит из введения, 2 глав, 7 параграфов (1 глава включает в себя 3 параграфа, 2 глава — 4 параграфа), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Тетенков, Николай Борисович

Выводы из второй главы

125 Разговоры с Бахтиным // Человек, 1993, № 4, С. 151.

126 Батищев Г.С. Диалогизм или полифонизм? (Антитетика в идейном наследии М.М. Бахтина) // М.М. Бахтин как философ. М., 1992, с. 140.

Таким образом, делая вывод из всего вышесказанного, мы можем сказать, что псевдонимы С. Кьеркегора и те персонажи, которых относят к литературным героям, являются концептуальными персонажами.

Диалогизм является неотъемлемым свойством концептуальных персонажей, так как проявить себя они могут только во взаимодействии с другими концептуальными персонажами. А потому диалогизм является характерной особенностью философии С. Кьеркегора.

Из равноправия концептуальных персонажей и, соответственно, сфер человеческого бытия, которые представляют данные персонажи, вытекает, что эти сферы сосуществуют по принципу дополнительности и контингентности. Эти идеи далее повлияли на развитие неклассической физики.

Заключение

В заключении мы вновь перечислим причины, по которым, как считают комментаторы и исследователи философии С. Кьеркегора, С. Кьеркегор использовал такое огромное количество псевдонимов:

A)эстетические:

• Псевдонимы выражают мнение С. Кьеркегора, и, в этом смысле, тождественны ему.

• Псевдонимы выражают мнение С. Кьеркегора в тот период, когда писалась книга.

• Псевдонимы - сам С. Кьеркегор в бесконечных версиях.

• Псевдонимы - марионетки в руках автора, С. Кьеркегора.

• Псевдонимы - дань литературной моде.

• Псевдонимы - эстетические фигуры.

• Псевдонимы - знаки определённой сферы.

Б) биографические:

• Псевдонимы - желание объясниться с Региной Ольсен.

• Псевдонимы используются из-за невозможности С. Кьеркегора прямо высказать свои взгляды: у него на это не хватало мужества.

B) психологические:

• Псевдонимы - спасение от одиночества.

• Псевдонимы выполняют функцию психотерапевтической защиты.

• Псевдонимы использованы из-за любви С. Кьеркегора к мистификации.

Г) экзистенциальные:

• Псевдонимы - новый взгляд на смерть.

• Псевдонимы - тоска по иному телу.

• Псевдонимы выражают иные, отличные от автора, формы человеческого бытия.

• Псевдонимы имеют автономное существование и выражают различные формы человеческого бытия.

• Псевдонимы - возможности, которые С. Кьеркегор обнаружил в своей личности.

Д) Псевдонимы как форма коммуникации:

• Свои мысли С. Кьеркегор выражает диалектически, что требует формы диалога и, соответственно, использования псевдонимов в качестве персонажей диалога.

• Псевдонимы - одна их форм «непрямой» коммуникации.

• Псевдонимы - развитие или вариант сократовской майевтики.

Мы отказывались от эстетических, психологических, биографических интерпретаций использования псевдонимов, аргументируя это тем, что при всей близости литературного творчества и написания философского трактата, акцент всё же сделан именно на смысловом содержании, а не эстетическом оформлении. На этот факт, говоря о С. Кьеркегоре, указывал М. Бахтин, что даёт нам возможность отказаться от эстетической трактовки, или точнее, не считать её главной.

Так как философское произведение в первую очередь принадлежит сфере мысли, то это позволяет нам считать второстепенными и ссылки на бессознательное и, соответственно, психологические объяснения причин использования псевдонимов и самой философии С. Кьеркегора.

Философствуя, человек стремится к трансценденции, к выходу за пределы собственного опыта, соответственно, по этой причине и факты биографии становятся лишь материалом для философствования и не играют главной роли.

Вместо данных трактовок мы предлагаем интерпретировать философию С. Кьеркегора иначе, чем это принято. Мы считаем, что псевдонимы С. Кьеркегора и те персонажи, которых относят к литературным героям, являются концептуальными персонажами, которые позволяют С. Кьеркегору показать возможные формы человеческого бытия, выражают концепт в экзистенциальном плане.

Данное мнение мы и пытаемся обосновать в данной диссертации.

Неотъемлемым свойством концептуальных персонажей С. Кьеркегора является диалогизм, так как проявить себя они могут только во взаимодействии с другими концептуальными персонажами, а потому диалогизм, полифония являются характерной особенностью философии С. Кьеркегора.

Из равноправия концептуальных персонажей и, соответственно, сфер человеческого бытия, которые представляют данные персонажи, их совместного сосуществования вытекает, что эти сферы существуют по отношению друг к другу по принципу дополнительности и контингентности.

Идеи дополнительности и контингентности далее оказали большое влияние на Н. Бора, а через него на развитие неклассической физики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тетенков, Николай Борисович, 2003 год

1. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. — М.: Наука, 1983. - 288 с.

2. Асмус В. Ф. Лев Шестов и Киркегард // Философские науки. 1972.- № 4.- с. 72 - 80.

3. Батищев Г.С. Диалогизм или полифонизм? (Антитетика в идейном наследии М.М. Бахтина) // М.М. Бахтин как философ. М., 1992, с. 140.

4. Бахтин М. Эпос и роман. Литературно критические статьи. - М., 1986, с.

5. Биллесков Я. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество. Копенгаген, 1990. -15 с.

6. Бибихин В.В. Кьеркегор и Гоголь // Мир Кьеркегора: русские и датские интерпретации творчества Сёрена Кьеркегора. М.: Ad Marginem, 1994. -с. 82-90.

7. Бойченко А. В. Проблема сократовского познания в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше / Черновицкий ун-т. Черновцы, 1995. — 15 с.

8. Бондаренко Н.Д. Апология безысходности. М.: Мысль, 1984. - 208 с.

9. Бор Н. Квантовая физика и философия // Избр. науч. труды. — М.: Наука, 1971.-т. 2.- с. 138- 143.

10. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464 с.

11. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. - 238 с.

12. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» // Логос, 1993, № 4, с. 78.

13. Великие мыслители Запада. — М.: Крон — Пресс, 1997. 798 с.

14. Визгин В.П. Ницше глазами Делёза // Вопросы философии. М., 1993. № 4. - с. 47- 48.

15. ГайдеНко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология 20 века. -М.: Республика, 1997. 495 с.

16. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Кьеркегора. М.: Искусство, 1970. 247 с.

17. Гайдукова Т.Т. У истоков. СПб: Алетея, 1995.- 113 с.

18. Голик Н.В. Трагизм человеческого существования: (Кьеркегор -Стриндберг) // Август Стриндберг и мировая культура. СПб., 1999. - с. 117-126.

19. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Алетейя, 1998.- 288 с.

20. Джемм'ер М. Эволюция понятий квантовой механики. — М.: Наука. — 1985.-384 с.

21. Доброхотов A.JI. Две конференции // Вопросы философии. М., 1991. -№7.-с. 177-179.

22. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. — М.: Искусство, 1990. 399 с.

23. Енсен П.А. Борис Пастернак как художник эстетического склада (В кьеркегоровском смысле) // Путь. М., 1995. - № 8. - с. 181 - 217.

24. Жилко.Б. М.М. Бахтин и С. Кьеркегор: к происхождению некоторых бахтинских идей в области философии языка // Язык, общество, культура. Вильнюс, 1997. - с. 22 - 27.

25. Зандкюлер Х.И. Действительность знания. М.: ИФ РАН. - 1996. - 166 с.

26. Исаев С.А. Длинные вещи жизни: Сб. ст. М.: ГИТИС, 2001. 304 с.

27. Исаев С. А. Кьеркегор как создатель экзистенциальной диалектики // Вестник Московского ун-та. М., 1980. - № 5. - с. 56 - 66.

28. Исаев С.А. Теология смерти. М, 1991. - 263. С

29. Исаев .С.А. Философско — эстетическое учение С. Кьеркегора: (Критический анализ). Автореферат дис. канд. филос. наук / АН СССР. Ин-т философии. М., 1982. — 19 с.

30. Камю А. Бунтующий человек. М.: Республика, 1999.- 416 с.

31. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре о духе // Культурология 20 век. М., 1998. № 11. - с. 37 - 66.

32. Киркегор С. Афоризмы эстетика. Л.: Северо — Запад, 1990. — 124 с.

33. Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: AirLand, 1994. — 504 с.

34. Князев Н.А. Причинность: новое видение классической проблемы. М., 1992. -ртр. 10.

35. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и культуре. М.: Политиздат, 1980.-360 с.

36. Кьеркегор С. Или или. М.: Арктогея, 1993. - 378 с.

37. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» // Диалог. Карнавал. Хронотроп. — Витебск, 1994. № 3. — с. 82 — 97.

38. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» // Философский поиск. Витебск, 1995. - № 1. — с. 98 - 115.

39. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.- 416 с.

40. Кьеркегор С. Несчастнейший. СПб: Эйдос, 1991.- 24 с.

41. Кьеркегор С. Повторение. М.: Лабиринт, 1997.- 160 с.

42. Кьеркегор С. Страх и трепет. М: Республика, 1998.- 384 с.

43. Кузьменко Г.Н. Интерпретация этического учения С.Кьеркегора в советской историко — философской литературе // Вопросы истории этической мысли в преподавании этики. — М., 1991. — с. 41 —48.

44. Лавренцова Е. Субъективность и парадокс // Философия. С., 2000. - Г. 9, №2.-с. 27-34.

45. Легчилин А.А. Проблема свободы интерпретирующего (к вопросу о репреции идей Киркегора на русской почве) // Понимание и существование. Сборник докладов международного научного семинара. — Мн.: Прайчлен, 2000. -114-117.

46. Личность. Познание. Культура. -М.: МПГУ, 2002.- 560 с.

47. Махлин В.Л. Бахтин и Запад (Опыт обзорной ориентации) // Вопросы философии. М., 1993. № 1. с. 94 1 и.

48. Мир Кьеркегора. М.: Ad Marginem, 1994.-128 с.

49. Лунгина Д.А. Керкегор и проблема науки // Вопросы философии. М., 2000.-№ 1. — с. 161-167.

50. Лунгина Д. Узнавание Керкегора в России // Логос. — М., 1996. вып. 7.-с. 168-183.

51. Ляшева' Р.П. С. Кьеркегор, В. Соловьев и современная советская проза // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. М., 1989. - № 1. — с. 9 - 14.

52. Малинин В. А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1963. -240. .

53. Мельвиль Ю.А. Пути буржуазной философии 20 века. М.: Мысль, 1983. -247 с.

54. Мортенсен Ф. X. До Кьеркегора было слово. // Мир Кьеркегора: русские и датские интерпретации творчества С. Кьеркегора. М.: Ad Marginem, 1994.-с. 75-82.

55. Мусхелишвили Н.Л. Шабуров Н.В. Шрейдер А.Ю. Символ и поступок. -М., 1987. Препринт. - 68 с.

56. Мусхелишвили Н.Л. Шабуров Н.В. Проблема парадокса и анализ сознания // Ин-т молекулярной генетики АН СССР, Межвед. науч. совет по проб. „Сознание". М., 1987. - Препринт. - 80 с.

57. Мусхелишвили Н.Л. Шрейдер Ю.А. Притча как средство инициации живого знания // Философские науки. М., 1989. - № 9. - стр. 101 — 104.

58. Нарский И.С. Диалектические контроверзы морального сознания // Философские науки.-М., 1991. № 6. - с. 112-116.

59. Новая философская энциклопедия в 4 т. т. 2 е м. - М.: Мысль, 2001. - с. 634.

60. Ноткин Г. „Мгновение" Серена Кьеркегора // Нева. — СПб., 1993. № 3. — с. 213-232.

61. От Я к Другому. Мн.: Менск, 1997.- 276 с.

62. Паршин А. Н. Дополнительность и симметрия // Вопросы философии, 2001, № 4, с. 102.

63. Петренко Е.А. Фихте и Кьеркегор: о трансцендентальной и экзистенциальной субъективности // Иоганн Готлиб Фихте: философия свободы. М., 1997. - с. 167 - 181.

64. Пигулевский В.О. Символ, пародия и парадокс в неклассической философии // Эстетические категории и искусство. — Кишинёв, 1989. с. 115-135.

65. Попиашвили А.Д. Проблема индивида в философии С. Кьеркегора и Ф. Ницше: Автореферат диссертации доктора философских наук / Тбил. гос. ун-т. Тбилиси, 1989. - 51 с.

66. Платон. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1999.

67. Подорога В.А. Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии в философской культуре 19-20 вв.-М.: Наука, 1993. — 319 с.

68. Подорога В.А. Выражение и смысл: Ландшафтные игры философии: С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка. М.: Ad Marginem, 1995.- 426 с.

69. Понимание и существование. Сборник докладов международного научного семинара. Мн.: Изд-во ЕГУ Прайчлен, 2000. - 137 с.

70. Разговоры с Бахтиным // Человек, 1993, № 4, С. 151.

71. Рогова Е.М. «Негативная диалектика» как метакритика познания: (Критический анализ) // Вестник Ленинградского ун-та. Л., 1980. - № 23, Экономика. Философия. Право, вып. 4 - с. 32 - 35. •

72. Роде П.П. Серен Киркегор. Челябинск: Урал LTD, 1998.- 434 с.

73. Савченко Н. Пределы героя в диалектической традиции: (Бахтин, Бубер, Кьеркегор) // Бахтин и философская культура 20 века. СПб., 1991. -Вып. 1.4. 1. — с. 112-118.

74. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987.

75. Современная буржуазная философия и религия. М.: ИПЛ, 1977.- 376 с.

76. Ставцева О.И. Основные положения кьеркегоровской трактовки экзистенции // Современная зарубежная философия: проблема трансформации на рубеже 20 — 21 веков. СПб, 1996. — с. 39 - 40.

77. Ставцева О.И. Понятие экзистенции у Кьеркегора и в немецком экзистенционализме // Тенденции развития современной зарубежной философии и философской компаративистики в конце 20 века: Материалы межвузовской конференции. — СПб, 1995. с. 52 - 53.

78. Старостова Л.Э. Философия человеческой судьбы С. Кьеркегора и К. Ясперса / Уральский государственный ун-т им. М. Горького. — Екатеринбург, 1993. 16 с.

79. Стрельцова Г.Я Парадокс философии С. Кьеркегора // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. М., 2000. - № 4. с. 106 — 120.

80. Тавризян Г. Мировая культура: Философские прозрения 20 века. Размышления об одной книге // Свободная мысль. — М., 1991. № 18.-е. 56-64.

81. Тихонова Е.В. Протестантизм в «философии» С. Кьеркегора // 27 Огарёвские чтения. Саранск, 0998. - ч. 3. - с. 18-20.

82. Тутов А.И. Бог, мир, человек в философии С. Кьеркегора и Н. Бердяева // Социологические и методологические проблемы культуры миропонимания. — Харьков, 1995.- с. 5 — 15.

83. Фалеев А.Н. М Экхарт и С. Кьеркегор: анализ этической проблематики // Гуманитарные исследования. -Уссурийск, 1998. Вып. 2 - с. 30 - 35.

84. Фарман И.П. Теория позания и философия искусства // Гносеология в системе мировоззрения. М., 1983. - с. 324 - 363.

85. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.- 815 с.

86. Философская энциклопедия, т. 3 коммунизм наука. - М.: Наука, 1964.584 с.

87. Фокин C.JI. Делёз и Ницше: персонаж философа. // Ж. Делёз. Ницше. — СПб: Axioma, 1997. стр. 164.

88. Фришман А. Достоевский и Кьеркегор: диалог и молчание // Из истории русской эстетической мысли. — СПб., 1993. с. 55 - 71.

89. Фришман А. О Сёрене Кьеркегоре и Михаиле Бахтине «с постоянной ссылкой на Сократа». // Мир Кьеркегора: русские и датские интепретации творчества Сёрена Кьеркегора. — М.: Ad Marginem, 1994. с. 106 — 122.

90. Харь А.А. Антисциентистская интерпретация этики в философии С. Кьеркегора и JI. Шестова // Вестник Московского ун-та. сер. 7, Философия. М., 1996. - № 6. - с. 86 - 88.

91. Хюбнер К. Критика научного разума. -М., 1994.- 326 с.

92. Черданцева И.В. Ирония как философское понятие: генезис и основные характеристики сократовской иронии (о знании незнающего Сократа и о незнании знающего Кьеркегора) Философские дескрипты. — Барнаул, 2001.-с. 269-278.

93. Чухина J1.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии: Критический очерк. Рига: Зинатне, 1980. -288 с.

94. Шестов Л.И. Афины и Иерусалим. СПб: Азбука, 2001.- 448 с.

95. Шестов Л.И. Киркегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс — Гнозис, 1992.-304 с.

96. Швайгервальд Р. Буржуазная философия и ревизионизм в империалистической Германии. — М.: Прогресс, 1983. — 446 с.

97. Щитцова Т.В. Достоевский и Киркегор. // Русская культура на межконфессиональных перекрёстках. М., 1995. — с. 111—112.

98. Щитцова Т.В. Киркегор и Достоевский — «двойники» // Философ. Поиск. Витебск, 1996.- № 2.- с. 47 - 52.

99. Щитцова Т.В. Международная конференция «Философия Киркегора и современность» // Философский поиск. — Витебск, 1996. № 2.- с. 158 — 160.

100. Щитцова Т.В. К герменевтике события у Хайдеггера и Бахтина // Понимание и существование. Сборник докладов международного научного семинара. Мн.: Прайчлен, 2000. — с. 28 — 33.

101. Щитцова Т.В. К онтологии человеческого бытия // Диалог. Карнавал. Хронотроп. Витебск, 1995. № 3. - с. 34 - 42.

102. Щитцова Т.В. Онтология в рамках религиозного сознания (С. Кьеркегор) // Философия и философы: взгляд молодых. Минск, 1997. - с. 9-26.

103. Щитцова Т.В. Человек — Диалог — Культура. (К онтологии культуры в экзистенциальной философии Киркегора и Бахтина) // Бахтинские чтения. -Витебск, 1998.-№ 2 .-с. 17-22.

104. Щитцова Т.В. «Что» и «Как» в духовном поиске Августина и Киркегора // Философский поиск. Витебск, 1995.- № 1. — с. 116 — 128.

105. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. 254

106. Abraham M. Soren Kierkegaards "bewaffnete Neutralitat" // Neue Ztschr. fur systimatische Theologie und Reliegionphilosophie. B. (West), 1995. - Bd. 37, H. 3. — s. 308-323.

107. Adorno T. Kierkegaard. Konstruktion des Asthetischen mit einer Beilage. -Frankfurt a. M., 1962. p. 325.

108. Anz W. Zur Wirkungsgeschichte Kiekegaards in der deutschen Theologie und Philosophie // Ztschr. fur Nheologie und Kirche. Tubingen, 1982. - Jg. 79, H. 4. - s. 451-482.

109. Cohen A. Kiekegaard as a psichologist of philosophy // J. of the Brit. soc. for phenomenology. Manchester, 1982. - vol. 13, № 2.- p. 103 - 119.

110. Concepts and alternatives in Kierkegaard. Copenhagen: Reitzel, 1980. -297 p.

111. Craemer Schroeder S. Declination des Autobiographischen: Goethe, Stendal, Kierkegaard. - В.: Schmidt, 1993. - 110 s.

112. Croxall T. Kierkegaard commentary. New York, 1956. - p. 258.

113. Croxall T. Kierkegaard studies with special reference to a) the Bible b) our own age. London, 1948. - p. 215

114. Dalton S. How to avoid writing: Prefaces and points of view in Kierkegaard // Philosophy today. Chicago, 2000. - Vol. 44, № 2. - p. 123 - 136.

115. Dierkes H. Friedrich Schlegels "Lucinda", Schleiermacher und Kierkegaard // Dt. Vierteljarsschrift fur Literaturwiss. u. Geistesgeschichte. Stuttgart, 1983. - Jg. 57, H. 3. - s. 431 - 449.

116. Dru A. The Journals of Kierkegaard 1834 1854. - London; Glasgow: Fontana Books, 1960. - p. 254.

117. Dunning S.N. Kierkegaard's "Hegelian" response to Hamann // Thought. — N.Y., 1980. vol. 55, № 218. - p. 259 - 270.

118. Diising E. Die ^Constitution des Selbst in ethischen Bewustseinsstufen: Untersuchungen zu Fichte und Kierkegaard // Letzbegriindung als Systeme? -Bonn, 1994.-s. 214-235.

119. Eldor J.W. Climacus, Anti Climacus and the problem of suffering // Thought. - N.Y., 1980. - vol. 55, № 218. - p. 306 - 319.

120. Eldor J.W. Kierkegaard and Christendom. — Princeton: Princeton univ. press, 1981.-24, 320 p.

121. Engstler A. Urteilsenthaltung und Gluck. Eine Verteidigung nthisch motivierter Skepsis. // Ztschr. Fur philos. Forschung. Meisenheim am Glan, 1995.- Bd. 45. H. 2.- s. 194 -219.

122. Fenger H. Kierkegaard, the myths and their origins. New Haven, 1980. - p. 264. .

123. Gerdes H. Soren Kierkegaards "Einbindung im Christentum": Einf. u. Erl. -Darmstadt: Wiss. Buchges., 1982. 10, 138 s.

124. Guarda V. Die Wiederholung: Analysen zur Grundstruktur menschlicher Existenz im Verstandnis Soren Kierkegaards. Konigstein / Ts.: Forum Acad., 1980.- 179 s.

125. Hannay M. Kiekegaard. London etc.: Routledge and Kegan Paul, 1982. — 12,385.

126. Hannay M. Kierkegaard and what we mean by 'philosophy' // Intern, j. of philos. Studies.- Abingdon, 2000/ Vol. 8, № 1. - p. 1 - 22.

127. Heimbuchel B. Verzweiflung als Grund phanomen der menschlichen Existenz: Kierkegaards Analyse der existierenden Subjektivitat. — Frankfurt a. M. ect.: Lang, 1983. 286 s.

128. Heiss R. Die grosen Dialektiker des 19 Jahrhunderts Hegel, S. Kierkegaard, Marx. Berlin, 1963. - p. 314.

129. Hughes E.J. How subjectivity is truth in the "Concluding unscientific postscript" // Religion studies. Cambridge N.Y., 1995. - Vol. 31. № 2. - p. 107-208.

130. Janke W. Existenzphilosophie. В.; N.Y.: De Gruyter, 1982. - 237 s.

131. Jegstrup E. Kierkegaard on tragedy: The aporias of interpretation // Philosophy today. Celina, 1991. Vol. 40, № 2 p. 298- 300.

132. Kekes J. Constancy and purity // Mind. Oxford, 1983. - vol. 92, № 389. p. 499-518.

133. Kierkegaard S. // Metzler Philosophen Lexikon. Von den Vorsokratieker bis zu den Neuen Philosophen. -Stuttgart, Weimar: Verlag J. B. Metzler, 1995. s. 453-458.

134. Kierkegaard S. Concluding Unscientific Postscript. Princeton, 1944. - p.

135. Kierkegaard S. Gesammelte Werke. Koln, 1950.

136. Kierkegaard S. A. Kierkegaard's writings. Princenton (N.Y.): Princenton univ. press, 1978. - Vol. 25: Letters and Documents. / Transl. by Rosenmeier H. with introd. a. notes. - 28,518 p.

137. Kierkegaard S. A. Kierkegaard's writings. Princenton (N.Y.): Princenton univ. press, 1978. - Vol. 14: The ages of revolution and the present age. A lit. rev. / Ed. a. transl. with introd. a. notes by Hong H.V. and Hong E.H. -12,187 P

138. Kierkegaard S. A. Kierkegaard's writings. Princenton (N.Y.): Princenton univ. press, 1982. — Vol. 13: The "Corsair" affair and articles related to the writings / Ed. a. transl. with introd. a. notes by Hong H.V. and Hong E.H. — 45, 323 p. '

139. Kierkegaard's truth: The dicslosure of the self. New Haven; London: Yale univ. press, 1981. - 17, 438.

140. Kierkegaard's view of Christianity. Copenhagen: Reitzel, 1978. - 194 p.

141. Kim M. Der Einzelne und das Allgemeine: Zur Selbstverwirklichung des Menschen bei Soren Kierkegaard / Mit einem Vorw. Vom Mader J. Wien; Miinchen: Oldenbourg, 1980. - 127 s.

142. Kodalle K.M. Hegels Geschichtsphilosophie — erortert aus der Perspektive Kiekegaards // Neue Z. fur systematische Theologie und Religionsphilosophie. В.; N.Y., 1982. - Bd. 24, H. 3. - s. 277 - 294.

143. Krentz A.A. Kierkegaard's dialectical image of human existence in the "Concluding unscientific postscript to the philosophical fragments" // Philosophy today. Celina, 1997. - Vol. 41, № 2. - p. 277 - 287.

144. Lang B. Irony, ltd., and the future of art // Artifacts, representations and social practice. Dordrecht etc., 1994. - p. 87 - 103.

145. Levine M.P. Kierkegaard: What does the subjektive individual risk // Intern, j. for philosophy of religion.-The Hague, 1982.-vol. 13, № l.-p. 13-22.

146. Lowrie W. A short life of Kierkegaard. Princenton, 1941. - p. 315.

147. Lowith K. Kierkegaard und Nitzsche // Samlische Schriften. Stuttgart: Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1987. - Bd.6. - s. 75 - 100.

148. Lowith K. Kierkegaard und Nitzsche oder philosophische und theologische Uberwindung des Nihilismus // Samlische Schriften. — Stuttgart: Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1987. Bd.6. - s. 53 - 74.

149. Lowith K. Wissen, Glaube und Skepsis. Zur Kritik von Religion und Theologie // Samlische Schriften. Stuttgart: Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1985. - Bd.l. - s. 469.

150. Lowith K. Von Hegel zu Nitzsche // Samlische Schriften. Stuttgart: Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1988. - Bd. 4. - s. 561

151. Mackey L. Kierkegaard: A Kind of Poet. Philadelphia, 1972. - p. 308

152. Mackey L. Kierkegaard's Lyric of Faith: A Look at Fear and Trembling // The Rice Institute Pamphlet. 1960. - Vol. 47, № 2. - p. 30 - 47.

153. Mackey L. Philosophy and Poetry in Kierkegaard I I The Review of Metaphysics, 1969. Vol. 23, № 2. - p. 316 - 332.

154. Mackey L. Some Version of the Aesthete: Kiekegaard's Either / Or // Rise University Studies, 1964. Vol. 50. No. 1. - p. 39 - 54.

155. Mackey L. The Analysis of the Good in Kierkegaard's Purity of Heart // Experience, Existence and the Good. Carbondale: Southern Illinois Press, 1961.-p. 260-274.

156. Mackey L. The Loss of the World in Kierkegaard's Ethics // The Review of Metaphysics, 1962. Vol. 47, № 2. - p. 602 - 620.

157. Materialien zur Philosophie Soren Kierkegaards / Hrsg. u. eingel. Von Theunissen M. u. Greve W. — Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1979. 624 s.

158. Mc Kinnon A. Some place names Kierkegaard's writing // Thought. N.Y., 1980. - Vol. 55, № 218. - p. 333 - 345.

159. Nagley W.E. Kierkegaard's early and later view of Socratic irony // Thought. N.Y., 1980. - vol. 55, № 218. - p. 271 - 282.

160. Piety M.G. Kierkegaard on religious knowledge // History of Eyrop. Ideas. Elmford (N.Y.); Oxford, 1996. - Vol. 22, № 2. - p. 105 - 112.

161. Plekon M. "Anthropological contemplation" Kierkegaaard and modern social theory // Thought. N.Y., 1980. - vol. 55, № 218. - p. 346 - 369.

162. Pojman L.P. Kierkegaard on faith and history // Intern, j. for philosophy of religion. The Hague, 1982. - vol. 11, № 2. - p. 57 - 68.

163. Pojman L.P. The logic of subjecticity // Southern j. of philosophy. -Memphis, 1981.-vol. 19, № 1. p. 73 83.

164. Pulmer K. Die dementiere Alternative: Gesellschaft und Geschichte in der asthetischen Konstruktion von Kierkegaards "Entweder Oder". — Frankfurt a. M.; Bern: Lang, 1982. - 241 s.

165. Rotenstreich N. Love and leap // Kant Studien. - 1983. - Jg, 74, H. 4. - p. 437-352.

166. Sarf H. Reflection on Kierkegaard's Socrates I I J. of the history of ideas. -N.Y., 1983. vol. 44, № 2. - p. 255 - 276.

167. Schufreider G. Kierkegaaard on belief without justification // Intern, j. for philosophy of religion. The Hague, 1981. - vol. 12, № 3. - p. 149 - 164.

168. Schufreider G. The logic of the absurd // Philosophy and phenomenological research. Buffalo, 1983. - vol. 44, № 1. - p. 61 - 83.

169. Schmidinger H.M. Das Problem des Interesses und Philosophic Soren Kierkegaards. Freiburg; Munchen: Alber, 1983. - 484 s.

170. Schulz H. Jener uberaus zahlebiege MiBtand: Irrtum Wille im Sundenbegriff der „Krankheit zum Tode" // Neue Ztshr. fur systematische Theologie und Reliegionphilosophie. B. (West), 1995. - Bd. 37, H. 3. - s. 286 - 307.

171. Schulz H. Philosophie als Existenzwissenschaft: Empirismuskritik und Wissenschaftklassifikation bei Soren Kierkegaard // Theologie und Philosophie. Freiburg etc., 1996. - Jg. 71, H.2. - s. 205 - 223.

172. Shain K. Situating Derrida: between Kierkegaard and Hegel // Philosophy today. Chicago, 2000. - Vol. 44, № 4. - p. 388 - 403.

173. Shapiro G. Some genres of post Hegelian philosophy // Metaphilosophy. -Oxford, 1982. - vol. 13, № 3 - 4. - p. 267 - 276.

174. Steigen L. Die selbstseelsorge Kierkegaards // Neue Ztschr. fur systematische Theologie und Reliegionphilosophie. B. (West), 1995. - Bd. 37, H.3.-S. 242-285.

175. Stolle J. Levinas and the performative act: Kierkegaard's (IM / possible) direct communications // Philosophy today. Chicago, 2001. - Vol. 45, № 2. -s. 132- 143.

176. Taylor M. Journeys to selfhood. Hegel & Kierkegaard. Berkley, Los Angeles, London: Univ. of California press, 1980. - p. 298.

177. The existentialist tradition: Sel. Writing. Atlantic Highlands (N.Y.), 1981. -459.

178. Thust M. Soren Kierkegaard. Der Dichter des Religiosen. — Miinchen, 1986. -p. 126

179. Thompson J The lonely labyrinth. Illinois, 1967. p. 231

180. Walker J. Ethical beliefs: A theory of truth without truth values // Thought. - N.Y., 1980. - vol. 55, № 218. - p. 295 - 305.

181. West'phal M. Kierkegaard's politics // Thought/ N.Y., 1980. - Vol. 55, № 218.-p. 320-332.

182. Vejda M. Die Krise der Kulturkritik: Fallstudien zu Heidegger, Lucas u. anderen. Wien: Passagen - Verl.,1996. — 205 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.