Диалектика эстетических отношений человека к действительности. Аспекты взаимодействия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Чиаурели, Вано Борисович
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат философских наук Чиаурели, Вано Борисович
В в е д е н и е
Глава I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С
ЭСТЕТИЧЕСКИМ ОСВОЕНИЕМ, СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
§ I. Эстетическое освоение
§ 2. Эстетическая деятельность
§ 3. Эстетическое сознание
Глава II. ДИАЛЕКТИКА ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Глава III. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ
§ I. Эстетическая культура личности
§ 2. Особенности формирования эстетической культуры - личности в Грузии в период развитого социализма . III
3 а к л ю ч е н и е
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма1983 год, кандидат философских наук Аллаяров, Мавлян
Эстетическое сознание: сущность и функционирование в условиях развитого социализма (опыт социологического исследования)1982 год, доктор философских наук Аринина, Нэлли Леонидовна
Соотношение этического и эстетического идеалов в фольклоре (на материалах туркменского устного поэтического творчества)1985 год, кандидат философских наук Бабаев, Довлетгельды
Методологические проблемы эколого-эстетического воспитания1984 год, кандидат философских наук Кантария, Роза Григорьевна
Развитие художественного вкуса личности в условиях взаимовлияния культур1984 год, кандидат философских наук Подольская, Зинаида Львовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектика эстетических отношений человека к действительности. Аспекты взаимодействия»
Проблема эстетических отношений актуальна и для эстетики, и для искусстбознания, хотя бы потому, что вне нее нельзя рассматривать категории как общеэстетические (прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное, низменное), так и связанные с процессом художественного творчества (метод, стиль, содержание, форма и т.д.). Поэтому естественен и закономерен интерес к ней как советских, так и зарубежных ученых-марксистов.
Отдавая должное трудам советских ученых, посвященных эстетическим отношения, следует все же отметить, что большинство из них разрабатывает проблему, уделяя преимущественное внимание либо самому исходному понятию эстетических отношений и их структуры, либо рассматривают эстетические отношения в контексте других идеологических отношений (чаще всего во взаимосвязи с нравственными отношениями). Во многих исследованиях основное внимание отводится историческому экскурсу. Зто действительно помогает уяснить диалектику самого исходного понятия, его видоизменение в ходе развития истории эстетических учений, но беда в том, что в большинстве случаев этим дело и ограничивается.Так же довольно часто эстетические отношения рассматриваются как сами по себе, так и в плане борьбы - ма
I. См.: Борев Ю. Эстетика. М., 1975; Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977; Крюковский Н.И. Основные эстетические категории. Минск, 1974; Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965; Шестаков В.П. Эстетические категории. М., 1983 т териализма и идеализма б философии. Практика проявления эстетических отношений нашла свое многостороннее отражение и в педагогической литературе, посвященной проблемам эстетического воспитания. Сюда же относятся и работы советских эстетиков, педагогов и деятелей художественной культуры, внесших свой ощутимый вклад в эстетическое развитие личности. Эти труды представляют значительный научный интерес, поскольку дают богатый фактологический материал, а нередко и его теоретическое 2 обоснование.
К сожалению, можно констатировать и такой факт. До сих пор еще многие философские и педагогические исследования несколько разобщены в силу различных целей и задач, которые ставили перед собой их авторы, исходя, каздый, прежде всего из предмета своей науки, ее законов, категорий и теоретических постулатов.
Все перечисленные выше ракурсы рассмотрения проблемы, предоставляют научную ценность и имеют значение для теории эстетики, истории эстетических учений.
Вместе с тем, на наш взгляд, они все же в большинстве сЕоем теоретически уязвимы.
1 См.: Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.,1956; Ванслов В.В. Проблема прекрасного. M. M., 1957; Иваньо И.В. Очерк развития эстетической мысли Украины. M., 1981; Крю-ковскии Н.И. Человек прекрасный. Шнек, 1983; Эстетическое. M., 1963; Яковлев Е.Г. Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике. M., 1983
2 См.: Гаврилюк П.И. Эстетическая культура и социальный прогресс. Киев, 1978; Кабалевский Д.М. Дорогие мои друзья.М., 1977; Кияценко Н.И., Леизеров H.JI. Теория отражения и проблемы эстетики. M., 1983; Неменский Б.М. Мудрость красоты. M., 1961; Природа и функции эстетического.м., 1968;! Система эстетического воспитания школьников. М.,1983; Эстетическое воспитание студентов.М.,1980; Эстетическое воспитание в детском саду. М.,1978: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. M., 1983
Явно недостаточно, например, рассматривать эстетические отношения как самозамкнутые, поскольку подчеркивая, что это особые отношения, некоторые исследователи абстрагируются от диалектики общего и единичного.
Не вполне убедительна расширительная трактовка эстетических отношений, как объединяющих в себе чуть ли не все другие эстетические понятия и термины (т.е. под эстетическим отношением понимается все,что относится и к процессу эстетического освоения мира, взаимодействию с ним на уровне созерцания и общения, а также на уровне преобразовательной деятельности).
Отсюда не только понятия, но и категории эстетики, как правило, рассматриваются то слишком узко, то излишне широко. При таком толковании обычно теряются сами особенности эстетического освоения мира в его формирующем и одновременно воспитывающем человека отношениях.
В наши дни все большую актуальность приобретает разработка проблемы эстетических отношений человека к действительности в связи с формированием социалистического типа личности, ее эстетической культуры, в связи с творческим участием человека в совершенствовании развитого социалистического общества. В свете задач, выдвинутых практикой реального социализма.очевидным становится недостаточность абстрактного теоретизирования и углубления в историю эстетических учений. Все это, разумеется, важно и значимо. Но наиболее актуальна разработка проблемы, исходя из задач, выдвинутых практикой тех серьезных вопросов, касающихся развития человека, которые отчетливо акцентируются в партийных документах последних лет. Характерно, что в материалах и ХХУ1 съезда КПСС, и последующих Пленумов ЦК
КПСС проблемы формирования нового человека, взаимосвязаны с его нравственным и эстетическим воспитанием. В докладе К.У. Черненко на июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС, "Актуальные вопросы идеологической, массово-экономической работы партии" подчеркивалось, что "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства".^ Высшая цель коммунистического общества -всестороннее и гармоническое развитие личности, т.е. формирование личности широко образованной, обладающей научным мировоззрением, принципами коммунистической морали, эстетически и художественно развитой "личности, строящей жизнь по зако2 нагл социальной справедливости и разума, добра и красоты".
Дальнейшее обоснование эти положения получили в документах, касающихся реформы школы, где, в частности, отмечалась необходимость систематического эстетического воспитания и приобщения к миру прекрасного, что само по себе невозможно вне формирования эстетических отношений к действительности в свете коммунистического общественно-политического, нравственного и эстетического идеала.
На торжественном пленуме Союза писателей СССР, посвященном 50-летию I съезда Союза писателей, Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко сказал: "Приобщение человека к художественной культуре, эстетическое воспитание дает прочные результаты, когда оно начинается с малых лет. Бесспорной заслугой нашей школы является то, что у нас практически нет осмеянных
1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г., с. 27
2 Там же, с. 35 классиком "митрофанушек". Но вот с недорослями в эмоционально-психологическом сшсле ш еще, к сожалению, встречаемся. Надо, видимо, использовать школьную реформу для того, чтобы усилить влияние литературы и искусства на формирование личности".1
Актуальна разработка проблемы эстетических отношений человека к действительности и в контексте обострения идеологической борьбы в современном мире. Хорошо известно, что наши идеологические противники берут, например, на вроружение теоретические посылки, свойственные различным идеалистическим течениям буржуазной философии, обращаются к наследию субъективного идеализма, к его наиболее реакционным сторонам.
Актуальна разработка проблемы так же и в связи с преодолением потребительских мещанских настроений на пути утверждения коммунистического эстетического идеала в личностном сознании.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы - анализ взаимодействия субъективных и объективных начал как в эстетических отношениях, так и в их конкретизации в процессе освоения и преобразования мира, а так же самого человека.
На этом пути диссертант решает ряд задач:
- не повторяя того, что нашло отражение в трудах предшественников, избегая полемики по поводу дефиниций, которые уже с достаточной полнотой разработаны в марксистско-ленинской эстетике, соискатель попытался по мере сил уточнить такие понятия как "эстетические чувства", "эстетический вкус", "эстетические потребности", "эстетический идеал", раскрывая специфи
I Правда, 26 сентября 1984 года ку последних через их роль в структуре эстетического сознания;
- привлекая опыт эстетической практики в Советской Грузии, нам необходимо было выявить условия и механизм повышения общего культурного уровня личности, в первую очередь исходя из закона перехода количественных изменений в качественные;
- Сущность диалектики нельзя познать вне ее законов. В эстетическом освоении мира переход количественных изменений в качественные дает новый уровень развития эстетических отношений.
В ходе эстетического познания, которое, как и всякое познание, путь от незнания к знанию, накопление знаний, их количественный рост, аккумулируется идеологическими установками личности, что позволяет с позиций, идеала всякий раз пересматривать наличный эстетический опыт, отказываясь в нем от того, что явно не соответствует идеалу, либо, базируясь на донаучном, антинаучном и обыденном в мировоззрении, не соответствует почерпнутым в процессе поиска истины научным данным;
- В эстетическом освоении мира закон отрицания отрицания проявляет себя, что вполне естественно, через соответственные отношения. В этой связи в диссертации поставлена задача исследовать эстетическое освоение человеком объективной действительности через проявление его многосторонних и, в первую очередь, активных действенных связей с окружающей его и изменяемой им реальностью;
- В эстетическом освоении через эстетические отношения проявляется диалектика творческого и репродуционного начала, поскольку эвристические моменты могут и проявляться, и отсутствовать в процессе потребления эстетических ценностей.
Причем именно ^характер эстетических отношений человека к действительности - показатель наличия, либо отсутствия эвристического начала в эстетическом освоении реальности.
В связи с разработкой проблемы через отдельные моменты истории эстетических учений, в диссертации предпринята попытка выявить истоки ошибочного понимания эстетических отношений субъективным идеализмом. Эстетически осваивая природу, человек, несомненно, привносит в это освоение многое от своего "Я", от личностного сознания. Создается возможность для ложного представления об эстетической деятельности и эстетическом освоении как свойстве преимущественно сознания, его законов, вне связи с объективной реальностью вообще.
Вместе с тем, как в рамках решения основного вопроса философии, так и в рамках эстетической практики, очевидно, что если природа существует независимо от сознания и отражается игл, то и эстетическое сознание не может творить произвольно, совершенно независимо от реальности. Реальность художественного творчества неизбежно соотносится с объективной действительностью, так или иначе отражая ее. Мало того, отталкиваясь в эстетическом освоении от природы, эстетическое сознание не только отражает ее, но и в процессе эстетической деятельности выбирает из нее объекты для отражения, соотносит их с элементами сознания (в частности, вкусом, идеалом). Однако красота многих природных объектов остается не раскрытой, не освоенной неразвитым эстетическим сознанием. Причем не освоенной в силу недостаточного уровня развития, либо консервативности эстетических отношений;
- Рассматривая .диалектику эстетических отношений, их своеобразное проявление в освоении и изменении мира, мы стремились акцентрировать внимание на исследовании эмоционально-чувственных начал, специфических для отношений такого рода;
- Специфика эстетических отношений выявляется при исследовании сущности эстетического. Воспринимая реальность, мы выделяем те связанные с эстетическими категориями стороны, которые в наибольшей мере способны воздействовать на мир человеческих чувств. Поэтому в диалектике эстетических отношений,их проявлении в эстетическом освоении мира и эстетической культуре личности, акцентируется внимание на исследовании эмоционально чувственных начал, специфичных для эстетического отношения.
Анализ этот взаимосвязывается в ходе исследования проблемы с эстетической практикой, в частности, эстетическим формированием личности.
Разумеется, формирование это неотъемлемо от конкретно-исторических условий реального социализма, когда особую значимость приобретает именно эмоциональное развитие, как непосредственный путь к реализации понятий теоретического сознания в убеждениях. Эмоциональная неполноценность свидетельство не только неразвитости эстетических отношений, но и их фактически искаженного характера проявления у человека не способного на чувственный отклик при восприятии эстетических явлений реальности. Оценка, не подкрепленная эмоциональным импульсом, базирующаяся лишь на рациональной основе - свидетельство односторонности в развитии и функционировании эстетических отношений;
- На основе анализа формирования эстетической культуры личности в Советской Грузии в диссертации намечены пути преодоления дисгармонии рациональных и эмоциональных начал в эстетических отношениях и общей культуре отдельной личности и всего общества;
В данном исследовании было выдвинуто предположение, согласно которому в основе диалектики эстетических отношений лежит взаимодействие исторически определенной меры объекта (предмета) и субъекта (человека). Их несовпадение, противоречие между объективностью содержания и субъективностью Форш - источник самодвижения эстетических отношений. Методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС, связанные с проблемой формирования человека и его сознания. Б своей работе диссертант опирался на то ценное, что достигнуто в разработке проблемы предшественниками, на труды видных советских ученых (философов, эстетиков, искусствоведов, психологов), на обобщение опыта эстетического воспитания, связанного с формированием соответственных отношений, в трудах советских педагогов и деятелей художественной культуры. Автор использовал в своей работе опыт функционирования в Советской Грузии социальных институтов, связанных с распространением художественных ценностей. Сравнительный анализ полученных данных позволил теснее определить специфические особенности реализации эстетических отношений в культурной жизни одного из национальных регионов нашей страны.
Достоверность и репрезентативность результатов и выводов диссертации обеспечивается применением марксистско-ленинской методологии, изучением на фактическом материале опыта формирования эстетической культуры в национальном регионе. Научная новизна исследования. Научная новизна настоящего исследования состоит прежде всего в стремлении проанализировать эстетические отношения без какого-либо отрыва от их функционирования в жизни общества.
При этом диссертант уделяет первостепенное внимание диалектической специфике такого рода отношений, равно отвергая как локально-узкую, так и непомерно-расширительную их трактовку. Новизна состоит так же в разграничении процессов эстетического освоения мира (формирования эстетического "Я" индивида) и эстетического отношения к миру, как эстетического изменения и преобразования его.
Практическая значимость диссертации. Практическое значение работы состоит в возможности широкого внедрения результатов исследования в практику учебно-воспитательной работы в первую очередь в ВУЗах, что подтверждает деятельность такого рода самого соискателя в Грузинском политехническом институте.
Рассмотренные в диссертации актуальные теоретические проблемы позволили сделать ряд выводов и рекомендаций, направленных на совершенствование всей системы эстетического, художественного, а через них нравственно-политического воспитания. Они могут быть использованы в процессе идейно-воспитательной работы с учащимися и населением в деле воспитания активной жизненной позиции советских людей.
Апробация исследования.Диссертация обсуждена и одобрена на заседании проблемной группы "Эстетическое сознание общества и эстетическое воспитание" Отдела общественного сознания Института философии АН СССР.
Основные положения диссертации отражены в опубликованных автором работах:
1. Диалектика развития эстетических отношений человека к действительности. - В сб.: Философско-методологические проблемы социально-гуманитарного познания. М. 1983, 0,2 п.л.
2. Эстетическое сознание и его структура. - В сб.: Ис-торико-методологические проблемы эстетического познания. М. 1983, 0,4 п.л.
3. Диалектика объекта и субъекта и проблема художественно-эстетического отношения к действительности. В сб.: Эстетические проблемы художественного творчества. М. 1984, 0,4 п.л.
4. Роль эмоций в формировании эстетической культуры личности. В сб.: Человек, философия, культура, вып.1,М.1984, 0.4 п.л.
5. К вопросу о структуре эстетической культуры личности. В сб.: Марксистско-ленинская теория и совершенствование социалистического общества. М. 1985, 0,3 п.л.
- 14
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи1984 год, кандидат философских наук Захарова, Наталья Сергеевна
Диалектика национального и интернационального в художественно-эстетическом отражении действительности1984 год, Айрапетьянц, Галина Сергеевна
Эстетическое и художественное освоение действительности: специфика и соотношение1983 год, доктор философских наук Коротков, Николай Захарович
Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе1984 год, кандидат философских наук Матиец, Евгения Евгеньевна
Становление марксистско-ленинской эстетики в Литве (до 1940 г.). Историко-философский анализ1984 год, доктор философских наук Мурейка, Юозас-Сигитас Владович
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чиаурели, Вано Борисович, 1985 год
1.1. Маркс К», Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1. с* 342«
2. Маркс К,, Энгельс Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Соч. 2-е изд., т. 3, с. 3, с. 19.Х.З. Маркс К., Энгельс i. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. П, с. 387.
3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс i. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 92-95,с. II8-I25.
4. Ленин В.И. Материализм и эмшфиокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18,
5. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч. т. 29, с. 104, с. 151.
6. Официально-документальные материалы
7. Закон о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., Политиздат, 1984.
8. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., Политиздат, 1980. - 47 с.
9. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981. -223 с.
10. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1984. - 80 с.
11. Правда, 26 сентября 1984 года.
12. Решения июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС в жизнь!- Тбилиси, 1984. 120 с.
13. Черненко К.У. На уровень требовании развитого социализма.- М., Политиздат, 1984.
14. Материалы конференций, симпозиумов
15. Философско-методологические проблемы социально-гуманитарного познания: (Тез. докл. к шк. молодых ученых. Москва, май, 1984 г.). М., 1983. - ч. 2, - 98 с.4. Книги
16. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., "Наука", 1980. - 335 с.
17. Акопджанян Е.С. Эстетическое в научном творчестве. Ереван, изд-во АН АрмССР, 1978. - 118 с.
18. Актуальные проблемы коммунистического воспитания. Новосибирск, Новосиб. Гос. ун-т им. Ленинского комсомола, 1982.- 160 с.
19. Анантьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М., "Наука", 1977. 380 с.
20. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., "Прогресс", 1974. - 392 с.
21. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. Ташкент, "§ан", 1975. - 243 с.
22. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т., У1 т. М., изд-во АН СССР, 1953-1956.
23. Белозерцев В.й. Диалектика развития техники. М., 0-во "Знание" РСФСР, 1974. - 54 с.
24. Борев Ю. Эстетика. М., Политиздат, 1975. - 339 с.
25. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., "Искусство", 1956. - 292 с.
26. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., "Искусство", 1977.- 199 с.
27. Ванслов В.В. Проблема прекрасного. М., Госполитиздат, 1957. - 263 с.
28. Васадзе А. Проблема художественного чувства. Тбилиси, "Мецниереба", 1978, - 174 с.
29. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., изд-во гЛГУэ 1980. - 192 с.
30. Визитей Е.Б», Селиванов В.В. Социалистический образ жизни и развитие эстетической культуры. Кишинев, "Штиин-ца", 1981. - 166 с.
31. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М., изд-во МГУ, 1984. - 174 с.
32. Восприятие музыки. М., "Музыка", 1980. - 256 с.
33. Гаврилюк П.И. Эстетическая культура и социальный прогресс.- Киев, "Наук. Думка", 1978. 244 с.
34. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика в 4-х т. М., "Искусство", 1968.- 1973
35. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М., изд-во МГУ, 1977. - 248 с.
36. Гуляева JI.M. Эстетическое воспитание и творческая активность личности» М., "Знание", 1983« - 64 с.
37. Гулыга A.B. Эстетика истории. М., "Наука", 1974. - 128 с.
38. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. П.- М., "Рус* язык", 1979. 779 с.
39. Добрович А#Б. Общение: Наука и искусство. М., "Знание", 1980. - 158 с.
40. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., Политиздат, 1978.- 272 с.
41. Еремеев к.§. Эстетическое освоение действительности. -Свердловск, 1963. 35 с.
42. Зеленов Л.А. Методологические проблемы эстетики, Горький, 1971. - 79 с.
43. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. формирование зрительного образа. Изд-во МГУ., М., 1969. 106 с.
44. Иваньо И.В. Очерк развития эстетической мысли Украины. -М., "Искусство", 1981. 423 с.
45. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., "Искусство", 1984. - 349 с.
46. Кабалевский Д.М. Дорогие мои друзья. М., "Молодая гвардия", 1977. - 191 с.
47. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетики. Л., Изд. МГУ, 1971. - 766 с.
48. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. Л., 0-во "Знание", РСШЧР, 1984. - 32 с.
49. Какабадзе З.М. Феномен искуства. Тбилиси, "Мецниереба", 1980. -135 с.
50. Калинин М.И. Избранные произведения. М., Политиздат, 1975. - 448 с.
51. Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. -М., изд-во МГУ, 1983, 119 с.
52. Каниковский В.И. Эстетическая культура личности в развитом социалистическом обществе. Кишинев, "Штиинца", 1983.- 116 с.
53. Кант И. Соч. в 6-ти томах. М., "Мысль", 1966, т. У. -564 с.
54. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М., "Молодая гвардия", 1977. - 191 с.
55. Киященко Н.И., Леизеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М., "Искусство", 1983. - 224 с.
56. Киященко Н.И., Леизеров Н.Л. Эстетическое творчество. -М., "Знание", 1984. 112 с.
57. Комарова А.И. Эстетическое воспитание студентов. Львов, "Вша шк.", 1984. - 160 с.
58. Краткий словарь по эстетике. М., "Просвещение", 1983.- 224 с«4.44* Крюковский Н.И. Кибернетика и законы красоты. Минск, изд-во БГУ им. Ленина, 1977. 254 с.
59. Крюковский H.H. Основные эстетические категории. Минск, изд—во БГУ им. Ленина, 1974. - 287 с.
60. Крюковский Н.И. Человек прекрасный. Минск, изд-во БГУ им. Ленина, 1983. - 303 с.
61. Крылова Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции.- М., "Знание", 1984. 64 с.
62. Куликова И.О. Антиискусство и буржуазная действительность. М., "Искусство", 1978- 172 с.
63. Куликова И.С.Долгов K.M., Провозин В.Б. $илософско-эсте-тические основы метода социалистического реализма. М., "Искусство", 1983. - 199 с. 1
64. Культура в свете философии. Тбилиси, "Хеловнеба", 1979.- 321 с.
65. Леизеров Н.Л. В поисках и борьбе. М., "Искусство", 1971.- 192 с.
66. Леизеров Н.Л. Образность в искусстве. М., "Наука", 1974.- 207 с.
67. Леизеров Н.Л. Шормщювание нового человека. М., "Моск. рабочий", 1974. - 184 с.
68. Ленинская теория отражения и современность. София, "Наука и изкуство", 1969. - 725 с.
69. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975. - 304 с.
70. Лилов А. Природа художественного творчества* М., "Искусство", 1981. - 479 с.
71. Липский В.Н. Эстетическая культура советского человека. -М., "Знание", 1984. 60 с.
72. Лихачев Д.С. Земля родная. М., "Просвещение", 1983. -256 с.
73. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий.- М., "Искусство", 1965. 374 с.
74. Лукин Ю.А. В.И. Ленин и современная эстетика» М., "Знание", 1980. - 112 с.
75. Назаикинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., "Музыка", 1972. 383 с.
76. Неменский Б.М. Распахни окно. М., "Молодая гвардия", 1974. - 188 с.
77. Новикова Л.И. Искусство и труд. М., "Высш. школа", 1974.- 176 с.
78. Овсянников M.S. Искусство и капитализм. М., "Искусство", 1979- 343 с.
79. Овсянников М.ш. История эстетической мысли. М., "Высш. школа", 1978. - 352 с.
80. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М., "Высшая школа", 1975. - 224 с.
81. Политическая культура социализма. Фрунзе, "Илим", 1984.- 467 с.
82. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., "Наука", 1976»- 303 с.
83. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М., "Искусство", 1984. - 325 с.
84. Природа и функции эстетического. М., "Искусство", 1968.- 287 с.
85. Проблемы эстетической культуры и искусства. М., "Искусство", 1982. - 240 с.
86. Психология процессов художественного творчества. Л., "Наука" Ленинг. отд., 1980. - 285 с.
87. Психология формирования и развития личности. М„, "Наука, 1981• - 365 с.
88. Раппопорт С.Х. Творить мир по законам красоты. М., "Сов. композитор", 1962. - 133 с.
89. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., изд-во АН СССР, 1962. - 328 с.
90. Система эстетического воспитания школьников. М., "Педагогика", 1983. - 264 с.
91. Соковнин В.М. 0 природе человеческого общения. Фрунзе, "Мектеп", 1973. - 116 с.
92. Творчество в научном познании. Минск, "Наука и техника", 1976. - 231 с.
93. Ткемаладзе A.A. Вопросы эстетического познания. Тбилиси, "Хеловнеба", 1982. 179 с.
94. Философский словарь, ред. И.Т. Фролова. М., Политиздат, 1980. - 445 с.
95. Философский энциклопедический словарь* М., "Сов. энциклопедия", 1983. - 939 с.
96. Ханазаров К.Х. Актуальные проблемы социалистической культуры. Ташкент, "Фан", 1981, - 219 с.
97. Хилл П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решения. М., "Мир", 1973. -263 с.
98. Хмара В.Н. Эстетический идеал и творчество. М., "Сов. писатель", 1983. - 271 с.
99. Художественное творчество. Л., "Наука" Ленинг. отд.,1982.
100. Художественное восприятие; Л., "Наука" Ленинг. отд., 1971.
101. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, "Мецние-реба", 1984. - 171 с.
102. Чернышевский Н.Г. ПСС в 15-ти томах. М., "Худож. лит.", 1949, т. 2.
103. Шеварднадзе Э.А. Советская Грузия. М., Политиздат, 1982. - ПО с.
104. Шеллинг Философия искусства. М», "Мысль", 1966.
105. Шестаков В.П. Эстетические категории. М., "Искусство",1983. 358 с.
106. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Кн. первая, М., 1902.
107. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М,, "Просвещение", 1983. - 304 с.
108. Эстетическая культура советского человека. Л., изд-во Ленинг. ун-та, 1976. 168 с.
109. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М., "Искусство", 198I» - 256 с.
110. Эстетическое. М., "Искусство", 1963. - 352 с.
111. Эстетическое воспитание в детском саду, M«, "Искусство", 1978.
112. Эстетическое воспитание студентов. М., "Высш. школа", 1980. - 248 с.
113. Алавидзе О.Г. Особенности эстетического отношения младших подростков к произведениям изобретательного искусства. В сб.: Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников. - Тбилиси, "Мецниереба", 1980, - с. 23-29.
114. Бадалян Л. Мозг эволюционирующая система. - Наука и жизнь, М., 1982, № 6, с. 54.
115. Василеску Г.Я. Стремление к красоте и эстетическая культура. Изв. АН МССР, сер. обществ, наук, Кишинев, 1984, $ I, с. 36-41.
116. Игорь Бестужев Лада, Марианна Озерная. Музей в системе культуры. - Декоративное искусство. М., 1976, № 9, с. 12.
117. Какабадзе В.Л. Специфическое значение искусства в деле формирования всесторонне развитой личности» В кн.: Проблемы общей теории и методики эстетического воспитания школьников. - Тбилиси, 1980, с. 70-71.
118. Кондратенко §.Д. Эстетическое отношение и эстетическая оценка. В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. М ., "Искусство", 1981, с. 165-222.
119. Корниенко Н. Театр на площади. фурьер ЮНЕСКО, М., 1983, май, с. 22.
120. Корольков H.A. К вопросу о диалектике объективного и субъективного в эстетическом отношении. Весн. Беларус. Ун-та, Сер. 3, Минск, 1984, № I, с. 29-31.
121. Манешин B.C. Эстетические отношения и методология их исследования. Этика и эстетика, Киев, I98X, вып. 24, с. 76-82.
122. Мелик-Пашаев А.; А. Личность и эстетическое отношение к действительности. Коммунист* М», 1984, № 3.
123. Мелик-Пашаев A.A. О психологических условиях адекватного восприятия картины школьниками. В сб.: Музей и дети, -Ташкент, 1982, с. 21.
124. Мыслободский М., Удовольствие инструмент эволюции. -Наука и жизнь. М., 1972, № 8, с. 39.
125. Наконечная О.П. Эстетические потребности в системе художественной культуры. Философия, политика, культура: (тез. к конф.). М., 1984, вып. 4,с. 127-128.
126. Орлов Б.В. Единство эстетических знаний и потребности в эстетическом и художественном отношениях. В сб.: Наука и развитие обществ нных отношений. Свердловск, Уральск, гос. ун-т, 1980, с. 50-52.
127. Саломов X. Роль эстетической культуры в развитии познавательных ценностей личности. В кн.: Проблемы диалектикии логики научного познания. Ташкент, "Фант", 1984, с. 298299.
128. Тамбиева Т. Эстетика, творчество, общение.- Народное образование, М., 1977, № 5*
129. Тушинский О.Д. Эстетическое отношение как основа процесса художественного творчества, Этика и эстетика, Киев, 1981, вып. 24, с. II7-I24.
130. Чиаурели В.Б. Диалектика развития эстетических отношений человек к действительности. Философско-методологические проблемы социально-гуманитарного познания: (тез. докл. к шк. молодых ученых, Москва, май 1984 г.). М., 1983, ч. 2, с. 58-60.
131. Юсов Б.П. Современные направления в развитии теории и практики развития художественного востриятия школьников.- В сб.: Всесоюзная межмузейная конференция "Музей и дети".- Ташкент, 1982, с. 9.6. Авторефераты
132. Большаков В.П. Сущность эстетического во взаимодействии человека с действительностью. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1980. - 16 с.
133. Визитей Е.Б. Эстетическое отношение в свете марксистской теории деятельности. Автореф. дис. . канд. филос. фнаук. Л., 198I. - 16 с.
134. Самотеева Р.В. Нормирование эстетической культуры личности в развитом социалистическом обществе: (На материале МССР). Автореф. дис. . канд. философ, наук., М., 1982. - 24 с.
135. Щульмина Л.Н. Актуальные проблемы воспитания сельского населения в период развитого социализма. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1983. - 16 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.