Детерминизм в социокультурном развитии: Философско-методологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Волков, Сергей Георгиевич
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 137
Оглавление диссертации кандидат философских наук Волков, Сергей Георгиевич
Введение
Глава I Характер социального детерминизма
1.1 Понятие социального детерминизма
1.2 Социокультурные толкования причинности
Глава II Природа социоморфогенеза
2.1 Концепции социальных изменений
2.2 Механизм социоморфогенеза
Глава III Парадигмы социальной детерминации
3.1 Классическая парадигма
3.2 Неклассическая парадигма
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Причинность в истории: Социально-философский анализ2003 год, кандидат философских наук Мельников, Павел Александрович
Детерминизм и развитие общества2003 год, кандидат философских наук Алабердина, Ольга Евгеньевна
Принцип детерминизма в контексте парадигмы глобального эволюционизма2006 год, кандидат философских наук Захаров, Андрей Михайлович
Системные изменения социальной детерминации в современном российском обществе2010 год, доктор философских наук Балдицына, Елена Ивановна
Принцип детерминизма в коммуникативной теории общества2004 год, доктор философских наук Бондаренко, Наталья Григорьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детерминизм в социокультурном развитии: Философско-методологический анализ»
Актуальность исследования. Масштабность, драматизм, противоречивость общественных изменений в начале нового века обусловливают глубокий интерес к исследованию их причин и оснований. Решение комплекса сложных задач социального развития, вставших перед Россией, интенсивный рост техники, информатики, глобальные, во многом негативные трансформации, несовершенство социального устройства заставляют искать способы преодоления кризиса, целесообразного преобразования реалий.
Знания о развитии и о его детерминантах дают возможность выявить реально существующие тенденции, силы, факторы, понимание которых служит достижению идеалов, целей социального устройства, расширяют эмпирический базис и содержание философских категорий, их эвристические возможности в качестве принципов анализа общественных явлений, позволяют уточнить представления о причинах мировоззренческого кризиса, сделать выбор более эффективных способов его преодоления.
Концептуальное оформление детерминизма строится на основании идей необходимости, упорядоченности, организованности. Мифологическая, научная, религиозная картины мира, - каждая вносит вклад в формирование идей причинности. Эволюция философских, конкретно-научных представлений о детерминизме двигается от субстратного подхода к системному пониманию.
Отслеживание прогресса специальных областей познания свидетельствует о смене классической парадигмы детерминизма неклассической. Классика реализует традиционный тип рациональности, преимущественно развивающийся в европейской философской культуре, неклассика выстраивает концептуальные основания неодетерминизма, завоевывающие место в методологии обществознания.
Специфика современного взгляда проявляется в усложняющихся опосредованиях предмета знания, действительности и науки, исключает наивно-реалистические представления о связи исследуемой реальности и теоретических конструкций.
Степень разработанности проблемы. Проблемам социального детерминизма посвящена обширная литература. Динамику представлений о детерминизме закономерно проследить в опыте таких авторов, как: Демокрит, Аристотель, Св.Августин, Ф.Аквинский, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.-В.Лейбниц, Г.В.Гегель, С.Булгаков, П.Сорокин, Н.Михайловский, С.Франк, Н.Бердяев, П.С.Лаплас, И.Ньютон, А.Эйнштейн, М.Борн.
В общефилософском аспекте детерминизм исследуется В.П. Бранским, М. Бунге, М.А. Парнюком, А. Поликаровым, Я.Ф. Аскиным, А.С. Кравцом, В.И. Купцовым, Ж.-Ф. Лиотаром, Э. Морэна.
В работах Ю.Б. Молчанова, К. Поппера рассматриваются соотношения детерминизма и индетерминизма, каузальности и акаузальности. Влияние синергетической парадигмы на трактовку детерминизма и социального детерминизма раскрыто в трудах А. Баблоянц, С.П. Курдюмова, И.Р. Пригожина, Г.И. Рузавина, Р. Тома. Социальный детерминизм как совокупность «множества детерминизмов» изучается Н.Аберкомбри, П.Сорокиным, Б.Тернером, С.Хиллом.
Понятие причинно-следственной связи, определение роли субъективного фактора в историческом процессе раскрываются в трудах Б.И. Клейнера, Г.А. Свечникова, В.В. Ильина, К. Ясперса.
При изучении связи детерминизма с законами общественного развития используется идеи структурализма К. Леви-Стросса, структурно-функциональной теории Т. Парсонса, Р. Мертона.
Исследуя детерминизм в теориях общественного развития, автор опирался на работы отечественных и зарубежных ученых. На роль природных факторов и народонаселения в развитии общества обращали внимание Г.Бокль, Л.И.Мечников, Т.Р.Мальтус, Ш.Монтескье, в качестве предмета концептуального анализа взаимодействие человека с природой обнаруживается в моделях общественного развития К.Маркса, О.Конта, Г.Спенсера.
Актуальность проблемы, степень ее содержательной разработанности определили предмет, объект, цели, задачи диссертации.
Объект исследования — социальный детерминизм как множество обусловливаний, определяющих общественную жизнь.
Предмет исследования - детерминанты, обеспечивающие социальную динамику.
Цель исследования — раскрыть природу социального детерминизма.
Задачи исследования: проанализировать становление идей социального детерминизма; прояснить природу социоморфогенеза; вскрыть характер «причинности» в социальной материи.
Методологическая и теоретическая база работы адекватна целям, задачам, направленности поиска. Учитывая исходно комплексный, динамический статус социального детерминизма, методологическую базу исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, системности, целостности.
Для изучения внутренней структуры, механизма функционирования объекта исследования использован структурно-функциональный, синергетический, статистический методы. Интегративный подход, примененный к исследованию «причинности» как социокультурного феномена, позволяет рассмотреть предмет в различных, взаимодополняющих ракурсах, тем самым выйти на фарватер широких теоретических обобщений. В ходе работы диссертант опирался на результаты исследований авторитетных представителей философской, социологической мысли.
Новизна диссертационного исследования заключается в следующих полученных автором результатах:
- проведен анализ идей социального детерминизма. На основании сопоставления классического и неклассического типов рациональности рассмотрена взаимосвязь структурных и функциональных особенностей детерминизма в зависимости от исторически определенного типа мировоззрения. Показано, что в классических концепциях общественного развития, где закон - отражение жесткой динамической причинно-следственной связи, идея линейного детерминизма (линейной эволюции, линейного прогресса) является доминирующей.
Неодетерминизм, напротив, основывается на принципах случайности, нелинейности, самоорганизации, характеризуется неустойчивыми, неравновесными отношениями. С развитием синергетики переосмысление природы детерминизма происходит коренным образом. Применение синергетики к анализу общественных процессов характеризует социальное развитие через точки бифуркации (кризисы, революционные ситуации). Несоответствие старой социальной структуры новым социальным элементам порождает в общественном сознании представление о возможных вариантах («сценариях») переструктурирования общества. Направляющую силу развития составляет борьба (взаимодействие) социальных идеалов. Их столкновение определяет, какая из возможных структур социального устройства будет избрана и реализована;
- прояснена природа социоморфогенеза: последний предстает как комбинация объективных - циклических, фазовых и субъективных -личностных факторов. Причинность социально-исторического формируется как блок каузальных и казуальных факторов. Каузальную основу социально-исторической причинности составляют природные условия существования индивида (географическая детерминанта), законы (государство), традиция (религиозная детерминанта). Личностное начало имеет первостепенное значение. Действие, поступок, решение корректирует традиционное допущение параметрической стабильности изменяющихся систем, независимости их свойств от происходящих в них процессов;
- выявлены сущностные черты «причинности» в социальной материи. Показано, что социальный детерминизм представляет множество детерминаций, определяющих общественную жизнь, отражает однозначные и вероятностные изменения состояний открытой саморазвивающийся системы, характер изменений в которой определяется географической средой, экономическим положением, политическим строем, человеческим фактором. В отличие от классического этапа развития науки, где законы общества трактуются через механистичные узкие параметры объективного рационализма, современный подход позволяет характеризовать социальные процессы более комплексно и фундаментально с учетом личностного фактора. Избирательные к истории адапционные механизмы носят нелинейный характер, целесообразность привносится в действительность через отработанные жизневоспроизводственные системы.
Теоретическая значимость работы. В работе представлены основные тенденции, факторы становления, развития современного понимания социального детерминизма. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное, методологическое значение для разработки проблематики детерминизма.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут использоваться в общих теоретических курсах по философии, специальных курсах по социальной философии, антропологии, философии истории, социальному управлению и других учебных дисциплинах, посвященных актуальным проблемам гуманитарного профиля.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана и рекомендована к защите. Основные положения диссертации вошли в доклады и научные сообщения автора на научно-практических конференциях Ломоносовские чтения (МГУ, 2003), Рождественские чтения (Нижний Новгород, 2004), а также отражены в публикациях.
Структура работы обусловлена целями, задачами, принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Роль социальной синергетики в познании социально-политических явлений2009 год, кандидат философских наук Палатников, Денис Евгеньевич
Синергетическая парадигма: От естествознания к обществознанию. Философский анализ2000 год, кандидат философских наук Николаева, Евгения Михайловна
Диалектика и синергетика: тождественное и различное2010 год, кандидат философских наук Ополев, Павел Валерьевич
Феномен научной неопределенности: Эпистемологический и парадигмальный аспекты2006 год, кандидат философских наук Сучкова, Светлана Михайловна
Эволюция понятия "природа" в контексте европейской рациональности2006 год, кандидат философских наук Иванов, Игорь Анатольевич
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Волков, Сергей Георгиевич
Заключение
Исследование детерминизма в социальном развитии позволяет сделать выводы:
1. В ходе эволюции познания развитие философских и естественнонаучных представлений о детерминизме продвигалось от субстратного подхода к системному. Развитие содержательной интерпретации «детерминизма» отражается последовательностью «субстрат - структура — функция - система». Социальный детерминизм традиционно рассматривался в контексте проблем движущих сил истории, социальной формы движения материи, социальной причинности, законов и закономерностей общественного развития, общественная мысль с опорой на классическую философскую традицию развивала единственно возможное понимание законосообразности социальной реальности. Советская система допускала однобокое «видение» социального бытия: жестко детерминированная объективными факторами развития социальная реальность «формировала» общественное и индивидуальное сознание.
Современная ситуация характеризуется введением парадигмы неодетерминизма, сущность которой сводится к утверждению нелинейного характера детерминации. Для естествознания переход к нелинейной парадигме связан со становлением неклассической науки (от квантовой механики до теории катастроф Р.Тома). Особую остроту изучению вопроса в социальном знании придают условия либерализации общественной жизни нашей стране (происходит отказ от классических образцов рациональности в обществознании наряду со снятием догматически-репрессивного типа политической идеологии). Существенным фактором становится доступ к мировой философской мысли. Настоящая ситуация обеспечивает формирование здорового философского пространства для обсуждения проблемы.
2. Кризис классической науки повлек кризис гносеологических оснований и методологических допущений. Введение герменевтики, синергетики в методологию научного познания позволяет переосмыслить природу познающего субъекта, роль субъективности в познании. Раскрывается иллюзорность натуралистических и рационалистических образов познания, в которых гносеологический субъект предстает как персонификация функции получения объективно истинного знания. В неоклаассической картине мира наука предстает как одна из смысложизненных ориентаций, утрачивая функцию абсолютного и непогрешимого судьи. Наряду с научным, признается правомерность существования иных типов знания с иными социо-культурными функциями и задачами. Через интерпретацию предмет познания получает онтологическую привязку, т.е. осуществляется связь абстрактных научных конструктов с реальностью, без чего невозможно понимание. Понимание в предстает как сложноориентированная деятельность объективации (онтологизации, эмпирической интерпретации и операционализации) концептуальных конструктов в контексте картины мира. Результаты интерпретации могут вступать в противоречия с принятыми в данной картине мира стандартами рационализации или с обыденными представлениями. Противоречия становятся стимулом развития представлений и о рациональности, и о научности, и самой картины мира. Наука тем самым раздвигает горизонты освоенного человеком мира, открывая новые возможности. Понимание представляет включение изучаемого явления в общую картину мира, что аналогично нахождению его смысла. Практическая бесконечность процессов осмысления (понимания и непонимания) создает устремленность науки и ученых к дальнейшему развитию теории.
Смена научных парадигм - не замкнутая внутринаучная проблема, связана с социальными процессами, общекультурной интеллектуальной атмосферой эпохи. Смена образа науки - основа процесса утверждения нового типа ментальности, изменения гносеологических представлений об интерсубъективности, формирования нового архетипа духовности в европейской культуре XX в. На основе этих изменений формируется новая картина мира, в основе которой идея гетерогенной, полиморфной предметности и соответственно адекватная ей методология многомерности измерений. Традиционное отношение «наука - действительность» сменяется отношением «наука - очеловеченная действительность». Вещно-действительное получает оправдание в соизмерении с экзистенциально-жизненной перспективой, истина и ценность образуют мировоззренческую целостность. Таким образом, формируется новая идеология рациональности -гуманитарный антропоморфизм.
3. Современным методологическим трактовкам принципа причинности вводятся новые концептуальные модели социального знания, формируется иная парадигма природы социального бытия. Перспективными разработками являются идеи социальной фенологии, ритмодинамики. Согласно данному ракурсу история изучается посредством методологии циклов и ритмов, пропорций и фаз, поступков и деяний. Причинность в истории доступна теоретическому описанию через призму трех уровней социальной реальности: макро-, мега- , микросфер (с соответствующей методологией изучения). Объективное и субъективное становятся взаимообуславливаемыми» факторами.
Смысл человеческой истории базируется на основании фиксации капитальных для него ценностей - продление существования; обретение совершенного существования. Новый виток развития социальной теории предполагает ее развитие как аксиологичной науки. Современная общесоциологическая парадигма строится на основании соединения «органицизма», «экологизма», «всеединства».
Инструментализму, механицизму противопоставляется самоценность условий существования человека. Редукционизму, линеаризму — признание плюралистичности мира, его полифоничности, самодостаточности культур, национально-государственных формирований.
Второй уровень теоретического рассмотрения вопроса предполагает описание конкретных лиц. Сам по себе отдельный индивид нерационализируем, неконцептуализируем. Внутренний мир открыт для понимания в силу причастности человеческому. Приемами описания частного выступают партиципация (когда по отдельной части судится о целом на основании анализа экзистенциального сознания — случайностей, деталей, синтетических, основанных на чувстве, оценок обстояний), синхрония (когда точкой отсчета в понимании ситуации становится некаузальная связь с опорой на ситуационную логику; происходит радикализация мгновения-момента, узаконивающая важные для человека жизненные интервалы), эмпатия (когда основанием экзистенции является не рациональное доказательство, а эмоциональное постижение существа ситуации на базе персональной идентификации, сочувствия, сопереживания; эмпатия выступает основой единения с бытием и людьми). Стратегия разработки отличной от классических образцов рациональности носит антропологический характер.
Общество - открытая система, интенсивно обменивающаяся информацией с окружающей средой и, следовательно, характеризующаяся неустойчивыми, разнообразными, неравновесными и нелинейными отношениями. Множество возможных социальных структур создается социальными бифуркациями, в роли которых выступают периодически наблюдаемые в любых обществах социальные кризисы, связанные с революционными ситуациями. Цель, смысл развития общества вводятся из устроения социальности. Жизнь «выстраивается» вокруг ценностей развития как движение к реализации материальных и духовных потребностей, полноте самореализации личности через социальный и экзистенциальный прогресс.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Волков, Сергей Георгиевич, 2004 год
1. Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток. - М.: АН СССР, 1959. - 598с.
2. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982.-334с.
3. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. М.: Мысль, 1986. - 204с.
4. Аристотель. Соч. в 4-хт. М.: Мысль, 1975. - Т.1. - 550с.
5. Арлычев А.Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопросы философии. 1999. - №3. - С.85-97
6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.-607с.
7. Артемов В.А. Социальное время: проблемы изучения и использования. Новосибирск: Наука, 1987. - 240с.
8. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. -М.: мысль, 1977.- 188с.
9. Асп Э. Введение в социологию. СПб.: Алетейя, 1998. — 249с.
10. Ю.Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь: Введение всамоорганизацию материи. — М.: Мир, 1990. — 373с.
11. П.Барг М.А. Цивилизационная методология: историографический контекст//Международные исследования. — М., 1993. — С.6-28
12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.-615с.
13. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: МГУ, 1982.-346с.
14. Батыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция, 1991: Философский альманах. -М. Политиздат, 1992. С.263-293
15. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1996.-255с.
16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
17. Белик А.П. Социальная форма движения. М.: Наука, 1982. — 270с.
18. Беллман Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях. Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир. -1976.
19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323с.
20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Правда, 1989. 607с.
21. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: опыт систематизации. — М.: Наука, 1987. — 212с.
22. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование в социологических исследованиях // Социологические исследования. — 1977. — №1. — С.47-58.
23. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование в социологических исследованиях: Методологические проблемы. — М.: Мысль, 1978. 272с.
24. Бланшо М. Неописуемое сообщество. — М.: МФФ, 1998. 80с.
25. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982. - 263с.
26. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. - 286с.
27. Боровков А.А. Теория вероятностей. — М.: Наука. — 1976.
28. Бранский В.П. теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. - №4. - С. 112-129
29. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. -М.: ЕСПЕКИ-ПРЕСС, 1998. 285с.
30. Бурдье П. Социология и политика. М.: Socio-Logos, 1993. -336с.
31. Булгаков С. Собрание сочинений. — М.: Наука, 1993. 284с.
32. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. М.: Изд.иностр. лит., 1962. - 511с.
33. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991. -452с.
34. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808с.
35. Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. -М.: Юрист, 1994. С.78-308
36. Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Особенности детерминации в общественных науках // Философские науки. — 1982. — №5. — С.34-41
37. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск: НГУ, 1992.-228с.
38. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987.-183с.
39. Глобальные проблемы и будущее человечества. М.: ИНИОН, 1987.-227с.
40. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. -М.: Прогресс, 1990. 304с.
41. Гольбах П. Избр. антирелигиозные произв. — Т.1. М., 1934
42. Грэхем JI.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. — М.: Политиздат, 1991. — 480с.
43. Грязнов Б.С. Теория и ее мир / Теория и ее объект. М.: Наука, 1973.-С. 40-47
44. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. —462с.
45. Давыдов А. А. Модульная теория социума / Проблемы теоретической социологии. Спб., 1996
46. Деменчонок Э.В. Теория и общество / Новые тенденции в западной социальной философии. — М.: Прогресс, 1989. С.51-77
47. Диев B.C. Гносеологические и методологические аспекты неопределенности в принятии решений // В сб. Личность и познание.-М.- 1991.-С. 192-211.
48. Ильин В.В. Новый миллениум для России: путь в будущее. М., 2002.-224с.
49. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М.: МГУ, 1996. - 399с.
50. Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология. М.: МГУ, 1995. - 254с.
51. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. 1994. — №5. - С.27-46
52. Каримский A.M. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность. — М.: Мысль, 1984. — 208с.
53. Карпенко А.С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. 1995. -№5. - С.72-79
54. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. М.: Мысль, 1988. - 203с.
55. Категории «закон» и «хаос». Киев: Наук.Думка, 1987. - 292с.
56. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М.: МУПК, 1998. -244с.
57. Келле В.Ж. Соотношение детерминизма и системности в методологии социального познания // Вопросы философии. — 1983. №6. - С.57
58. Келле В.Ж. Социальная динамика современной науки. — М.: Наука. 1995.-319с.
59. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. - 288с.
60. Клейнер Б.И. Социальная причинность, ее природа и специфика. М.: Высшая школа, 1991. - 128с.
61. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. — М.: Прогресс, 1994. 120с.
62. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир. Новые представления о самоорганизации в природе и обществе / В поисках нового мировидения. М.: Прогресс, 1991. - С. 15
63. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. -1992. №12. - С.3-20
64. Козловски П. Общество и государство. М.: Республика, 1998. -223с.
65. Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. — СПб.: Экономическая школа, 1996.- 158с.
66. Колеватов В.А. Парадокс социального развития и волновые процессы в обществе // Закономерности социального развития:ориентиры и критерии моделей будущего. В 2-хч. 4.1. -Новосибирск: РАН, Сиб.отделение, 1994. С. 11-15
67. Кон А. «О новой экономике» Е.Преображенского. М., 1927.
68. Кондорсэ Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Госсоцэкгиз, 1936. — 265с.
69. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. — М.: Радио и связь. -1982.
70. Кохановский В.П. Философия и методология науки. — Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1999. — 576с.
71. Кравец А.С. Природа вероятности. М.: Мысль, 1976. — 173с.
72. Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. — М.: Наука, 1982. — 258с.
73. Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М.: Политиздат, 1976. -256с.
74. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Н. Синергетика — теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы. — М: Знание, 1983. -64с.
75. Курдюмов С.П. Синергетика новые направления. - М.: Знание, 1989.-48с.
76. Лапина С.В. Социологическое познание: методологические проблемы исследования социальных явлений и процессов. -Минск: Белорусская школа, 1998. 207с.
77. Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. — М.: Сабашниковы, 1908.-89с.
78. Ленин В.И. Полн. собр. соч. — М.: Политиздат, 1979. Т.1. - 346с.
79. Леонтьев А., Хмельницкий Е. Очерки переходной экономики. — М., 1927.
80. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.-412с.
81. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1960. — Т.13.
82. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. — М.: Наука, 1981. 463с.
83. Маслиева О.В. Становление категории причинности. Л.: Наука, 1980.-105с.
84. Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. — Л.: ЛГУ, 1977.-104с.
85. Молчанов Ю.Б. Причинность и детерминизм // Современный детерминизм и наука. — Новосибирск: Наука, 1975. T.I. - С.106-116
86. Морозов Е.И. Введение в теорию социальных систем. М.: МГУ, 1992.-284с.
87. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. М.: Мысль, 1969. — 297с.
88. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта. М.: Наука, - 1986.
89. Николис Г. Динамика иерархических систем: Эволюционное представление. М.: Мир, 1989. — 486с.
90. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979. - 512с.
91. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение. — М.: Мир, 1990.-342с.
92. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений. М.: Радио и связь, — 1989.
93. Огородников В.П. Познание необходимости: детерминизма как принцип научного мировоззрения. — М.: Мысль, 1985. 206с.
94. Паркин В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развитого социализма. М.: Наука, 1981. - 207с.
95. Парнюк М.А. Принцип детерминизма в системе материалистической диалектики. Киев: Наук.думка, 1972. -355с.
96. Парсонс Г. Человек в современном мире. — М.: Прогресс, 1985. — 429с.
97. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. - 312с.
98. Плотинский Ю.М. Математические модели динамики социальных процессов. М.: МГУ, 1992. - 133с.
99. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998. - 280с.
100. Понимание как логико-гносеологическая проблема. — Киев, 1982
101. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс. 1983.-605с.
102. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993. -187с.
103. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992.-Т.2.-528с.
104. Постмодернизм. Энциклопедия. МН.: Книжный дом, 2001.-1040с.
105. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. - №8. - С.3-19
106. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1986. 431с.
107. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М.: Прогресс, 1994. 435с.
108. Прикладные нечеткие системы (Пер. с япон.) К.Асан, Д.Ватада, С.Иваи и др. М.: Мир. — 1993.
109. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. - 288с.
110. ИЗ. Рассел Б. История западной философии. — Новосибирск: НГУ, 1994. -Т.2.- 400с.
111. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М.: Прогресс, 1985.-344с.
112. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998.-413с.
113. Риск исторического выбора в России // Вопросы философии. 1994. - №5. - С.3-26
114. Россия: стратегия развития в XXI в. Вариант анализа ситуации и прогноза условий устойчивого развития страны. М.: Ноосфера, 1997. - 4.1. - 72с.; 4.2 - 144с.
115. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. - №8. - С.63-72
116. Рябоконь Н.В. Социальная причина // Категории социальной диалектики. — Минск: Литература, 1978. С.125-126
117. Свечников Г.А. Причинность и связь состояний в физике. — М.: Наука, 1971.-304с.
118. Современные социологические теории социального времени. М.: ИНИОН РАН, 1993. - 47с.
119. Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии. 1993. - №2. — С. 140-149
120. Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991. — 187с.
121. Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки). М.: Мысль, 1978. — 357с
122. Стецкий А. Ленин и социалистическое планирование. М., 1933
123. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 554с.
124. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12т. М., 1958. - Т.7.
125. Тоффлер Э. Осознание новой цивилизации. Политика третьей волны. — Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996. 104с.
126. Тюрго А. Избранные философские произведения. — М., 1937
127. Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975. -296с.
128. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. — М.: Луч, 1993. 275с.
129. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.342с.
130. Фролов И.Т., Юдин Б.Т. Этика науки: проблемы и дискуссии. — М.: Политиздат, 1986. — 399с.
131. Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. - 240с.
132. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. - 404с.
133. Хакен Г. Синергетика: иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. -419с.
134. Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989.-186с.
135. Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. Проблема движущих сил развития общества. — М.:Политиздат, 1985. 159с.
136. Ядов В. А. Стратегия социологических исследований. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, 1998. 596с.
137. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991.-527с.
138. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С.119-146
139. Lukasiewicz Y. On determinism // The polish Review. 1968. -Vol.13.-P.46-61
140. Simon H. The Structure of Ill-structured Problems // Artificial Intelligence. 1973, - V. 4. - P.l 81 - 202.
141. Simon H.A. The New Science of Management Decision. New York: Harper and Row. 1960.
142. Urchs M. On determinism still unproved in classical logic // Bulletin of the Section of Logic. - 1992. - Vol.21. - P.l 68-170
143. Yordan Z. Logical determinism // Notre Dame Yournal of Farmal Logic. -1963. Vol.4. - P.l-38
144. Zadeh L.A. Furry Sets // Information and Control. — N. 8. 1965. -P. 338-353.
145. Zadeh L.A. Furry Sets as a Basis for a Theory of Possibility // Furry Sets and Sistems. V. 1. N. 1. - 1978. - P. 3-28.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.