Человек в обществе потребления: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кузнецов, Дмитрий Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кузнецов, Дмитрий Алексеевич
Введение.
Глава 1. Предмодернизационный и модернизационный этапы развития потребления
1.1. Человек в традиционном обществе (предмодернизационный этап развития потребления).
1.2. Человек «коммерческий» (ранний модернизационный этап развития потребления).
1.3. «Праздный класс» как предпосылка «массового общества» (поздний модернизационный этап развития потребления).
Глава 2. Этап массового потребления: общество потребления на Западе в 50 — 60 годы XX века
2.1. Становление общества потребления на Западе в 50 - 60 годы XX века.
2.2. Символизация потребления в обществе потребления Запада.
2.3. Рекламная коммуникация как инструмент идеологии потребления.
Глава 3. Человек потребительской культуры в позднесовременном обществе потребления Запада с 70 - 80 годов XX века
3.1. Развитие потребительской культуры на Западе.
3.2. Потребительский стиль жизни на Западе.
3.3. Глобальный консъюмеризм.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Функции потребления в социокультурной динамике российского общества2009 год, кандидат социологических наук Шевченко, Дмитрий Николаевич
Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления2012 год, доктор философских наук Овруцкий, Александр Владимирович
Институализация и особенности функционирования информационных процессов в российском обществе2011 год, доктор социологических наук Ратиев, Виталий Витальевич
Трансформация "человека потребляющего" при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу2008 год, кандидат философских наук Батюта, Екатерина Анатольевна
Социализационные траектории молодежи в российском обществе потребления2008 год, кандидат социологических наук Дядиченко, Олег Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек в обществе потребления: социально-философский анализ»
Актуальность исследования. Социально-философский анализ проблем потребления и статуса человека в потребительском обществе является наиболее полным и охватывающим проблему в целом. В настоящее время это актуально в связи с появлением новых мировых тенденций (потребительскими устремлениями незападных обществ, нехваткой ресурсов, перспективой развития человека). Автором избрана для исследования перспектива развития человека - центральная и наиболее актуальная в исследовании эволюции потребления и общества потребления.
Формирования потребительских ценностей представляется актуальным по ряду причин. Несмотря на то, что потребительское общество возникло на Западе, сегодня данная проблема стала актуальной и для многих незападных стран. Вступив на капиталистический путь развития, многие незападные страны, в том числе и Россия, оказались вовлечены в консъюмеристскую идеологию, распространяющуюся в связи с изменениями в производстве и потреблении посредством масс-медиа, рекламы, печати. Эта идеология редуцирует многообразие социальных отношений, которые теперь направлены на присвоение материальных ценностей. Многие страны .проходят те же ценностные трансформации, которые коснулись Запада во второй половине XX века, поскольку число и степень глобальных связей постоянно увеличивается, наблюдается своеобразный экономический рост во многих незападных странах. При этом, критерии, по которым разграничиваются Запад и не-Запад в концептуальном плане, а не только географически, становятся менее ясными, а задача их уяснения приобретает актуальность. Кроме того, всё человечество не может следовать американскому стандарту потребления, для этого не хватит ресурсов Земли. Поэтому, актуальным становится анализ национальных моделей потребления.
Проблема человека в обществе потребления в определенной мере объединяет сегодня Запад и не-Запад. Недопотребление вызывает потребительские ожидания, а перепотребление замыкает человека в системе потребительских ценностей.
Разграничиваются понятия потребления как необходимого и потребительства как сверх-необходимого.
Критика потребительского общества не снимает вопрос об экономическом росте и процветании стран. Она направлена не против ценностей экономического процветания, а против доминирования потребительских запросов в жизни человека.
Социально-философская критика как консьюмеризма, так и недопотребления актуальна тем, что выдвигает приемлемые модели связи экономического роста и потребления. Речь идет о том, чтобы не сводить экономику к проблеме экономического роста, а человека — к возможностям его потребления. Проблеме деградации природы вследствие роста потребления и потребительства (экологическая проблематика) в исследовании отведена подчиненная роль. Акцент делается на искажении культуры, а не природы.
Степень разработанности проблемы. При изучении проблемы существования человека в обществе потребления выделяются две отправные точки анализа. Первая позиция родилась на Западе в структуралистской философской среде. Идеи К. Леви-Строса («Структурная антропология», 1958) о влиянии ' коллективных структур на характер общественных отношений и работы Р. Барта («Мифологии», 1957) о принципе буржуазной мистификации социальной действительности, переосмыслил французский исследователь Ж. Бодрийяр. Детальную разработку проблемы потребления он произвел в 1970 году, создав первую полноценную теорию общества потребления Запада. В ней он соединил структуралистский метод и марксистский критицизм. Существование общества потребления было зафиксировано в начале 50-х годов XX века в послевоенном западным мире. Ввиду большого внимания к мифологическому характеру воздействия правящих элит при этом подходе использовались аналогии с ранними, первобытными обществами. Критический характер теории позволял сосредоточиться на острых проблемах современности, не углубляясь в периодизацию потребления, в его традиционные и раннесовременные формы, хотя это было необходимым.
С преодолением данного онтологического пробела, относящегося к периоду традиционных обществ и началу Нового времени, связана вторая исследовательская позиция. Его источником стала концепция консъюмеристской революции, предложенная в 1982 году Н. МакКендриком, Дж. Брювером и Дж. Г. Пламбом. Они задали новую точку отсчета в развитии потребления - XVIII век, Англия. Это меняло отношение к проблематике потребления, выводило его за границы потребительского общества Запада 50-х годов XX века. В основе концепции этих авторов лежит веберовский подход, осмысливающий процессы модернизации Запада.
Их работу поддержали две группы исследователей. Первая сфокусировалась на историческом аспекте развития потребления, предпосылках общества потребления - П. Стирнс, К. Кэмпбелл, Д. Роше, развивающих соревновательную теорию потребления. Другие авторы (Р. Бокок, Д. Миллер, Дж. Ритцер) принимали во внимание важность модернизационных преобразований в развитии потребления, сконцентрировавшись на современных методах его исследования и последствиях его роста для человека и общества.
К этому направлению можно отнести и других авторов, осмысливающих проблемы потребления. Г. Зиммель и Т. Веблен анализируют поздние модернизационные преобразования рубежа XIX—XX вв. X. Ортега-и-Гассет проясняет возникновение массового общества и массового человека на Западе в период между двумя мировыми войнами.
Таким образом, сначала возникает критическая теория (Ж. Бодрийяр, 1970), осмысливающая небольшой исторический период 1950-60 годов. Затем появляется теория потребительской революции (Н.—МакКендрик,
1982), переносящая принципиальный этап развития потребления в XVIII век. Наконец, появляется теория мирового консъюмеризма (П. Стирнс, 2006), анализирующая трансформации стандартов потребления, начиная с традиционного общества и заканчивая современным обществом (конец XX века). 3. Бауман изучает этот процесс и в XXI веке, ставя вопрос о том, что консьюмеризм приобретает настолько доминирующее значение, что вытесняет мораль и обедняет возможности человеческого развития. Данная концептуальная эволюция уже не ограничивает проблему потребления только потребительским обществом Запада.
В последней трети XX века существенное влияние на осмысление проблем общества потребления оказывают постструктуралистский и постмодернистский подходы. Появляется - ряд исследователей, которые рассматривают структуры повседневности и потребительский образ жизни человека (М. Фезерстоун, Э. Гидденс, П. Стирнс, Д. Миллер, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Джеймсон, С. Жижек, У. Бек, С. Лэш и др.). Многие авторы (Ж. Бодрийяр, Р. Бокок, П. Стирнс и др.) говорят об увеличении желания обладать предметами, о символизации потребления (Р. Бокок). Здесь оказываются значимыми элементы психоаналитической философии. С. Жижек анализирует идеологию потребления, основываясь на ' структурном психоанализе Ж. Лакана. М. Фезерстоун рассматривает удовольствие как составляющую потребительской культуры. П. Стирнс говорит о трансформации желания. Ж. Бодрийяр включает в анализ тело человека как объект потребления.
Отечественных исследователей потребления можно разделить на две большие группы. К первой относятся теоретики социалистического периода. С начала 1970 годов потребности в качестве объекта социально-философского анализа рассматривали В.Г. Афанасьев, Г.Е. Глезерман, М.В. Демин, В.Ж. Келле, М.С. Коган, A.B. Маргулис и другие.
Потребление как важный элемент общественного воспроизводства в рамках исторического материализма изучали В.М. Межу ев, Ю.К. Плетников, И.Н. Сиземская.
Потребление в советском обществе анализирует большое число исследователей в 1970-80 годы. Среди них Т.П. Кармазина, А.И. Арнольдов, Э.А. Орлова.
Ко второй группе относятся ученые, работающие в постсоветской России и не акцентирующие приоритеты классиков марксизма. Их можно условно сгруппировать в четыре направления.
Первое связано с исследованием так называемого потребительского поведения. Особенностью этого подхода является высокая практическая значимость, возможность прикладного использования в маркетинге и рекламной деятельности. Среди многих авторов (Г.А. Васильев, О.М. Меликян, Н.И. Лыгина, Т.Н. Макарова, А.Н. Саевец) следует выделить В.И. Ильина. Признавая значимость модернизационных преобразований, В.И. Ильин оставляет в стороне ранние этапы развития потребления и сосредотачивается на современном потребителе. Детально и целостно у него рассмотрены важнейшие аспекты поведения потребителей, которое анализируется в качестве следствия модернизации.
В фокусе второго направления находится «человек потребляющий». Это культурно-антропологический взгляд, находящий в потребительских практиках онтологическую сущность человека. «Человек потребляющий» это метафора, указывающая на высокую значимость роли потребления в жизни современного человека. К этому направлению принадлежат работы Е.А. Батюты, Е.Николаевой, В.П. Веряскиной. Е.А. Батюта обобщает значительное количество текстов по социологии потребления и социальной психологии, используя теорию коммуникации.
Третье направление можно охарактеризовать как интерпретативное. Часто для исследователей этого направления потребление выступает вспомогательным конструктом. В. Фуре видит теорию символического потребления в свете «радикального постмодернистского теоретизирования». Е.А.Самарской символическое потребление рассматривается в контексте осмысления индустриального общества и социализма.
В четвертое направление можно включить исследователей, сосредоточенных на изучении динамики капитализма и модернизационных преобразованиях Запада. Потребление здесь выступает как составная часть капиталистического способа производства, а также как эффективное средство при распространении глобального капитала. Сюда можно отнести
В.Г. Федотову, В.А. Колпакова, Г. А. Хакимова, A.C. Панарина, B.JL Иноземцева, А.И. Колганова. Осмысление и соотнесение друг с другом таких понятий, как современность, глобализация, модернизация и капитализм являются неотъемлемой частью при исследовании общества потребления.
В целом, первые два из обозначенных направления можно считать теоретико-социологическими, а вторые два - социально-философскими.
Неразработанной в отечественной мысли является проблема периодизации развития потребления, особенно в связи с тем, как изменение модели потребления влияет на человека. Это затрудняет теоретическое конструирование общей логики роста и диверсификации потребления. В связи, с этим, современному теоретику пока не ясно, какие потребительские стандарты возникли в далеком прошлом, а какие имеют недавнее происхождение, когда началась интенсификация потребления, соизмеримая с настоящим временем, в какой степени можно говорить о потреблении как природном свойстве человека, какую роль в социальной иерархии играло и играет потребление, каковы перспективы потребительского общества в будущем. Ответы на эти вопросы пока отсутствуют.
Поэтому в данном диссертационном исследовании делается попытка охватить логику развития потребления в единой периодизации, используя вышеуказанные теории; проанализировать эволюцию человека через эволюцию его потребительских практик, начиная с традиционных* обществ, а .затем останавливаясь -на-развитии потребительской модели-Англии -XVIII-и-------
США XIX веков, и только после этого обращаясь к потребительскому обществу Запада середины XX века, превращающему его в общество потребления, и далее к распространению консьюмеристской идеологии Запада на незападные страны.
Объект исследования. Объектом исследования является социальное бытие современного человека.
Предмет исследования. Предмет исследования - человек в системе потребления и потребительском обществе.
Цель исследования. Цель диссертационной работы - рассмотреть взаимосвязь эволюции стандартов потребления и эволюции, человека от ранних предмодернизационных форм до общества потребления Запада XX— XXI вв. и консьюмеристских тенденций незападных обществ путем экспликации типов человека, адекватных этапам развития потребления.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- дать анализ эволюции потребления от традиционных обществ до современных обществ Запада;
- проанализировать особенности потребительских запросов западных обществ;
- исследовать распространение западных стандартов потребления в незападных обществах;
- характеризовать типы человека, адекватные типам потребления.
Теоретико-методологическая основа исследования формируется на сочетании интерпретативной и критической парадигм. Первая позволяет находить в историческом процессе определенные явления и трансформации и соотносить их с социально-философскими понятиями, сформированными в социальных теориях. Используется веберовская теории перехода Запада к современности. Применяются культурологический, социальный, тендерный методы, выявляющие типические черты человека, которые взращиваются - ■ обществом на определенном этапе развития. . . .
Критическая парадигма соответствует сложившейся социальной реальности, обнажившей ряд негативных сторон тотального распространения потребительских идеалов. Используется марксистская теория, конкретизированная структуралистскими методами Р.Барта, Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Ф. Фезерстоуна, позволяющими раскрыть принципы потребительской идеологии и демистифицировать интересы буржуазных элит.
Научная новизна исследования состоит в раскрытии связи модернизационных процессов, типов человека и потребительских стандартов . в единой периодизации. Научная новизна исследования заключается в следующих результатах:
- Сформулированы задачи социальной философии как методологии анализа потребления;
- использованы ее методы для решения проблемы эволюции этапов потребления, меняющихся в ходе модернизации;
- выявлена логика развития потребления в единой периодизации и в ее связи с развитием производства;
- раскрыта значимость национальных моделей потребления в сегодняшних условиях;
- проанализирована эволюция человека через развитие его потребительских практик;
Положения, выносимые на защиту:
- Особая роль социальной философии состоит в обобщении и анализе материалов исследований историков, экономистов и социологов, разрабатывающих концепции общества потребления и доведении их до уровня философской теории, позволяющей поставить в соответствие эволюцию этапов потребления и типов человека.
- Следуя методам социальной философии, в развитии потребления выделяется три крупных этапа: предмодернизационный, модернизационный
- - - - - и этап массового потребления. - ----- -.
Логика развития потребления: потребление в традиционных обществах, характеризуемое значительным разрывом высших и низших слоев общества; национальная потребительская модель Англии XVIII века, отличающаяся поэтапным разрушением традиционных сословных иерархий; национальная потребительская модель США XIX века, основанная на новом уровне достатка; возникновение потребительского общества Запада в середине XX века; распространение консьюмеристской идеологии Запада на незападные страны.
Исторические и национальные стандарты и стили потребления выявляют действительные формы материальной жизни человека и сегодня имеют большое значение. Они могут стать новым этапом развития культуры потребления, поскольку равнение на американскую модель экономического роста все большего числа стран не может быть обеспечена ресурсами Земли.
Практика потребления последовательно трансформирует социальное бытие человека, что позволяет выделить на каждом этапе специфический тип человека. Эта периодизация включает страны, которые эволюционируют в сторону консьюмеризма. Она не охватывает страны, в которых имеется недопотребление.
Анализ консьюмеризма должен иметь в виду проблему бедности большинства стран мира, которая также не способствует развитию духовных потребностей, как и консьюмеризм. Преодоление этих полюсов «сверхпотребление - недопотребление» обеспечит перспективы социального бытия человека в будущем.
Научно-практическая значимость исследования определяется научной ценностью новизной перечисленных результатов.
Научно-практическая значимость результатов исследования связана с возможностью дальнейшего систематического осмысления проблем общества потребления. Анализ общества потребления может быть продолжен в контексте общих исследований динамики капитализма* глобализационных исследований,-модернизационных теорий. Данная-работа- ~ -имеет методологическое значение при осмыслении актуальных проблем современности, одной из которых и выступает потребление.
В совокупности с исследованиями социологов и экономистов, работа может помочь в разработке социальной стратегии в сфере потребления.
На основе проведенного исследования могут быть прочитаны спецкурсы для студентов.
Апробация работы. Существенные положения диссертационного исследования излагались автором на . заседаниях сектора социальной философии Института философии РАН.
Результаты диссертационной работы были опубликованы в ряде научных статей автора (список публикаций представлен в конце автореферата). Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора социальной философии Института философии РАН.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Потребительская культура как регулятор поведения потребителей2004 год, доктор социологических наук Ростовцева, Людмила Ивановна
Социализация личности в обществе потребления2012 год, кандидат философских наук Николаев, Михаил Сергеевич
Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра2009 год, кандидат социологических наук Папушина, Юлия Олеговна
Демонстративное потребление в современном обществе: институциональный анализ2007 год, кандидат экономических наук Цимерман, Юлия Александровна
Динамика культурных потребностей и культурная политика в современной России2005 год, кандидат культурологических наук Зиятдинова, Юлия Ефимовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кузнецов, Дмитрий Алексеевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационном исследовании была сделана попытка понять особенности социального бытия человека в обществе, ориентированном на достижение прежде всего материального благополучия. Когда в социальном пространстве ценность обладания материальными благами становится центральной, общество называется обществом потребления. Возникновение общества потребления относится к 50 - 60 годам XX века.
В ходе исследования были получены результаты, которые можно сформулировать в виде следующих выводов.
Во-первых, производство материальных благ существовало в традиционном обществе, однако, человек в нем не становился систематическим потребителем. Для этого были принципиальные препятствия, которые были обусловлены системой ценностных установок. Эта система ценностей черпала свои истоки в религиозных доктринах всех крупных цивилизаций. Потребление в высшем классе, располагавшем значительными запасами материальных ценностей, стандартизировалось в аристократическом консъюмеризме. Главные мотивы здесь - религиозные установки и чувство долга (доблесть, честь). Другим важнейшим стандартом потребления выступало семейное потребление, которое было организовано не вокруг индивида, в вокруг сложного коллективного субъекта (община, крупная патриархальная семья). Потребительские идеалы были лишены своей самой действенной побуждающей силы — эгоистической ориентации потребителя. Кроме этого, большинство населения не имело в распоряжении достаточно свободных денежных средств, чтобы регулярно и систематически повышать свои потребительские запросы. Таким образом, общество потребления не могло возникнуть в традиционном обществе.
Во-вторых, в ряде стран Западной Европы в XVI — XVII вв происходят фундаментальные изменения, в совокупности обозначенные как первая модернизация. Становление современного Запада происходит в это время в - рамках крупного проекта Реформации. Здесь происходят принципиально важные для развития потребления явления. Главное — это радикальная трактовка христианства в протестантизме. Суть трансформации, состоит в том, что богатство и состоятельность теперь являются не препятствиями в системе координат традиционных ценностей, а, напротив, маркером «богоугодности». Накопительство получает предельно общую основу для развития. К началу XVIII века Европа подошла с экономикой, работающей на принципиально ином, ценностном фундаменте.
В-третьих, в первые, шесть десятилетий XVIII века в Англии развитие накопительских интенций на протестантской основе вылилось в потребительскую «революцию». Возможность участия в индивидуальном потреблении существенно возросли. Проекты Просвещения и Романтизма привели к началу утраты коллективного субъекта потребления. Широкие слои общества стали фокусироваться на активном повышении своих потребительских запросов. Развитие печатных изданий и повышение темпов моды усиливали рост и диверсификацию потребления. Производители осознали выгоду от потребительской ориентации общества. Английская потребительская модель, основанная на прозрачности социальной иерархии и завистническом соперничестве, заимствуется в США.
Четвертый вывод гласит, что к середине XIX века потребление по обе стороны Атлантики выравнивается и начинается процесс интенсификации потребления. К концу XIX века США начинают лидировать в сфере потребления, здесь формируется новый праздный класс. Он начинает формировать новые модели показного и демонстративного потребления, предписывающего специфические сферы потребления для мужчин и женщины. Разграничивается атрибутивная и досуговая части потребления. Первая связана с одеждой, едой, украшением жилища, всевозможными аксессуарами. А вторая включает курорты, салоны, клубы, прогулки. Здесь женщине отводится; роль маркера благосостояния своего хозяйства, принадлежащего мужу или отцу. Возникает потребительская модель, • основанная на новом уровне достатка. Главной особенностью-здесь являетсяпринципиальная неудовлетворимость потребительских интенций, поскольку они всегда сопоставляются с более высоким уровнем потребления. Обнажаются негативные стороны консъюмеризма: растет число краж, межличностные отношения все больше фокусируются на материальных благах, увеличивается число разводов.
Пятый вывод касается развития потребления в межвоенное время XX века. Принципиально иным стало присутствие широких слоев в логике общественного развития. Количественный рост и концентрация населения приводит к качественной трансформации социальной структуры, для которой все более характерно господство масс. Массовые вкусы и массовая мораль начинают видоизменять и усреднять индивида. Происходит утрата аристократических вкусов без равнозначной социо-культурной альтернативы. Массовый человек эгоистичен и безответственен. Он гораздо больше сфокусирован на удовлетворении своих потребностей, которые все меньше становятся культурными (не говоря уже духовными), и все больше материальными. В 20 - 30 годы XX века происходит непосредственная подготовка становления общества потребления.
Шестой вывод фиксирует самые обширные ценностные трансформации в западном послевоенном мире в 50 - 60 годы XX века. Здесь интенсифицировались тенденции «омассовления», что приводит к утрате долгосрочных стратегий в пользу кратковременной выгоды. Постоянная ориентация на эгоистическое удовлетворение собственных желаний, связанных с обладанием материальными благами, приводит к утрате ценностных ориентиров, возникает ситуации аномии. Все общество сфокусировано на потреблении товаров, что теперь само по себе принимается как центральная ценность. Возникает два массовых стандарта потребления в Англии, где специфически разграничивается атрибутивная и досуговая части потребления. Благополучные работники автомобильной индустрии сосредоточены на удовлетворении потребностей домашнего - -хозяйства (атрибутивная часть -и остаточный-смысл семейного потребления),-. а рабочие традиционных тяжелых индустрий сфокусированы на досуговой части потребления, отвлеченной от «дома».
Седьмой вывод выявляет масштабный процесс символизации потребления на Западе. Здесь происходит создание идеологии потребления, призванной инкорпорировать потребительские ценности в тонкую ценностную ткань общества. Предметы потребления становятся одним из главных критериев социального разграничения. Однако, еще большее значение приобретает знаковая стоимость вещей. Самым важным становится не полезность или цена вещи, а ее значимость в аспекте демонстрации благосостояния потребителя. С использованием средств медиа происходит становление системы потребления, как системы управления знаками. Роль массовых коммуникаций начинает возрастать благодаря возможности эффективно распространять потребительскую идеологию.
Следующим выводом служит достижение понимания формирования потребительской культуры и потребительского образа жизни на Западе. Логика консъюмеризма, усиленного развитым потребительским аппаратом, идеологией потребления и системой потребления, начинает вовлекать в свой дискурс культурные основания общества. Статус культуры и искусства активно пересматривается с позиций потребительских ценностей. Культурные устремления превращаются в культурные запросы, а логика искусства искажается вследствие коммерческой ангажированности буржуазными элитами. В обществе с большей вероятностью остается тот культурный объект, который организован как потребительский продукт, как торговая марка. Это противоречит фундаментальным истокам культуры и духовности, это разрушает сам принцип создания предметов искусства. Жизнь индивида становится редуцированной к бесконечному и бесцельному поиску предметов потребления, смысл жизни упрощен до стиля жизни. Здесь мы сталкиваемся с нетерпимым навязыванием буржуазными элитами предельно расширенной идеологией потребления.
Заключительный вывод касается глобализации потребления, которая приводит к формированию глобального консъюмеризма. Это принимаемая большинством стран система потребительских стандартов и культурных ценностей, которая полностью вписана в логику капиталистического способа производства. Возникает противоречивая культурная комбинаторика, сочетающая усвоение возникшей на западе потребительской культуры и становления какого-либо аспекта «национальной» культуры в качестве глобальной. Формируется глобальный потребительский аппарат, задействующий все возможные средства производства и распространения объектов культуры. Идеология потребления распространяется благодаря росту глобальной мобильности населения. При этом возникают и незападные формы антиконсъюмеристских протестов. Процесс глобализации потребления происходит в настоящий момент, возможно в будущем, его следует исследовать как отдельный этап развития потребления. Рационализация потребительский практик осуществляется с помощью макдоналдизированных систем, сводящих к упрощенным эффективным формам досуговую часть потребления. Упрощенная рациональность акцентирует роль потребителя прежде всего как рабочего, стимулирующего производительность.
Перспективы исследования проблематики потребления следующие. Исследование проблем, на наш взгляд, должно идти по линии углубленного анализа выделенных в данной диссертации этапов. Здесь важно привлечь внимание к освоению большого количества непереведенной на русский язык литературы в соотнесенности с теми исследованиями, которые осуществлялись советскими и российскими теоретиками. В этой связи, возможно использование разработанного в диссертации аппарата для рассмотрения особенностей развития России.
Научная работа должна быть направлена на теоретически обоснованное опровержение потребительских идеалов в обществе, печати, на телевидении, в -Интернете с целью адекватного осознания- роли потребления в жизни общества и определения действительной роли, какую оно должно играть, чтобы не мешать культурному и духовному росту личности и развитию общества.
Ниже приведена таблица этапов развития потребления.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кузнецов, Дмитрий Алексеевич, 2010 год
1. Альтюссер JI. Ленин и философия. М.: «Ад Маргинем», 2005. — 175 с.
2. Барт Р. Избранные работы; Семиотика; Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. -616 с.
3. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.
4. Батюта Е.А. Трансформация человека потребляющего при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 2008.
5. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 188 с.
6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002. 390 с.
7. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М. Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
8. Бове К.Л. Современная реклама. Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995.-704 с.
9. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. 2-е изд., испр. и. доп. М.: Библион - Русская книга, 2004. - 304 с
10. Ю.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: «Добросвет», 2000. -387 с.
11. П.Бодрийяр Ж. Система вещей., М.: Рудомино, 1999.-218 с.
12. Бодрийяр Ж. Соблазн. M.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.
13. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.
14. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVII вв. Т.2. Игры обмена/ 2-е изд. М.: Издательство «Весь мир», 2007. - 654 с.
15. Бычков В., Маньковская Н., Иванов В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФ РАН,2007. 240 с.
16. Васильев Г.А. Поведение потребителей. — М.: Вузовский учебник,2008. -240 с.
17. Васильева В.Н. Проблема регулирования потребностей: экологический аспект. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. с. 183-190.
18. Вебер М. История хозяйства. Биржа и ее значение. — М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. 432 с.
19. Вебер М. Протестантская этика. Ч. 1. М.: Ротапринт ИНИОН АН СССР, 1972.- 178 с.
20. Вебер М. Протестантская этика. Ч. 2, 3. М.: ИНИОН АН СССР, 1973. -325 с.
21. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Издательство «Прогресс», 1984.-367 с.
22. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб.: Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995. 228 с.
23. Гольман И. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гелла-принт, 2002. - 400 с.
24. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество.-М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига»; СПб.: Terra Fantastica, 2004.-602 с.
25. Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004. -235 с.
26. ГлезерманТ.Е. Классы и нации.■—М-.: «Прогресс», 1979. 272 с.
27. Дебор Г. Общество спектакля. М.: «Логос», 1999 224 с.
28. Демин М.В. Проблемы теории личности (социально-философский аспект). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 240 с.
29. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.-240 с.
30. Жижек С. Глядя вкось. Введение в психоанализ Лакана через массовую культуру. Режим доступа: http:// www.philosophy.ru31 .Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального — М.: Фонд "Прагматика культуры", 2002. 160 с.
31. Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом. М.: Издательство «Европа», 2009. - 336 с.
32. Жижек С. Хрупкий абсолют или Почему стоит бороться за христианское наследие. М.: «Художественный журнал», 2003. - 178 с.34.3омбарт В. Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. 342 с.
33. Ильин В. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. - 480 с.
34. Ильина И.Ю. Трансформация потребительского поведения населения в условиях формирования новых стандартов жизни. М.: Экон-Информ, 2006.- 18 с.
35. Канаева H.A. Индийская философия древности и средневековья. М.: ИФ РАН, 2008.-255 с.
36. Кармазина Т.П. Человек среди вещей. Мн.: Наука и техника, 1987. -46 с.
37. Лакан Ж. Я в теории Фрейда (Семинары: Книга II (1957/1958)). М.: ИТДГК "Гнозис", Издательство "Логос", 2002. - 570 с.
38. Лакан Ж. Образования бессознательного (Семинары: Книга V (1957/1958)). -М.: ИТДГК "Гнозис", Издательство "Логос", 2002. 608 с.
39. Лакан Ж. Функция и тюле речи и языка в психоанализе. М.: Издательство «Гнозис», 1995. - 192 с.
40. Леви-Строс К. Структурная антропология М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-512 с.
41. Jle Гофф Ж. Рождение Европы. — СПб.: «Александрия», 2007. — 398 с.
42. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества//Социо-Логос. Выпуск 1. М.: «Прогресс», 1991. — 480 с. С. 194-215
43. Лыгына Н.И., Макарова Т.Н. Поведение потребителей: учебник. — М.:Форум: Инфра-М, 2009. 208 с.
44. Мар'гулис A.B. О потребности как социологической категории. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. филос. н. -Харьков, 1967.-28 с.
45. Маркс К. К критике политической экономии. М.: Политиздат, 1990. -206 с.
46. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 700 с.
47. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 526 с.
48. Меликан О.М. Поведение потребителей. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 264 с.
49. Морозова И. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. М.: Гелла-принт, 2002. - 272 с.
50. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. — М.: ИФ РАН, 2007. 268 с.
51. Музыкант В.Л. Теория: и практика современной рекламы. Ч. 1. — М.: Евразийский регион, 1998. 400 с.
52. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 2. М: Евразийский регион, 1998. - 328 с.
53. Наумова Н.Ф., Роговин В.З. Культура разумного потребления. — М.: Педагогика, 1987. 128 с.
54. Николаева Е. Человек потребляющий: культурологические аспекты антропологии ТВ-рекламы Режим доступа: http:// www.ethnonet.ru - -
55. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.:АСТ: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 269 с.
56. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с
57. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Центр, 1998. - 352 с.
58. Радаев В.В. Потребности как экономическая категория социализма. — М.: «Мысль», 1970. 223 с.
59. Радаев В.В. Потребности: социально-экономическая сущность и закономерности развития. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1974. - 48 с.
60. Родионов Б. Коммуникация как социальное явление. — Издательство Ростовского университета, 1984. — 144 с.
61. Саевец А.Н. Поведение покупателей. Минск: БГЭУ, 2009. - 201 с.
62. Самарская Е.А. Подъем и упадок индустриального социализма. — М.: ИФ РАН, 2007. 253 с.
63. Свендсен Л. Философия моды. -М.: Прогресс-традиция, 2007. 256 с.
64. Сиземская И.Н. Диалектика материального и духовного производства. М.: «Знание», 1978. - 64 с.
65. Сычева Т.А. Кинематограф XX века в киноэстетике Жиля Делеза. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 3. М.: ИФ РАН, 2008. - 248 с.
66. Уткин А.И. Подъем и падение Запада. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008.-761 с.
67. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова H.H. Глобальный капитализм: три великие трансформации. — М.: Культурная революция, 2008. — 608 с.
68. Федотова В. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 544 с.
69. Фуре В. Радикальная социальная теория Жана Бодрийяра. Режим доступа: http:// vvvvw.philosopliv.ru
70. Фрейд 3. Я иОно: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1999. - 1040 с
71. Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. М.: ИФ РАН, 2006. 199 с.
72. Фромм Э. «Иметь» или «быть». М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. -314 с.
73. Фромм Э. Марксова концепция человека // Из кн.: Фромм Э. «Душа человека». М.: «Республика», 1992. с. 375-414
74. Фромм Э. Социальное бессознательное // Зарубежный психоанализ. -СПб.: Питер, 2001.-512 с. С.371-395
75. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007.-571 с.
76. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.
77. Ясперс К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-Цзы, Нагарджуна. М.: ИФ РАН, 2007. 240 с.
78. Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни. Отв. Ред. B.I-I. Шевченко. М.: ИФ РАН, 2008. - 195 с.81 .Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. Отв. Ред. Ю.К. Плетников. М.: Изд-во
79. Московского университета. 1969. - 396 с .
80. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты. Л.: ЛГИТМиК, 1987.-107С.
81. Историческйй материализм и анализ социальных явлений. Под ред.-Демина М.В. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 119 с. .
82. Исторический материализм и буржуазная философия. Отв. ред. В.М. Межуев. М.: ИФ АН СССР, 1978. - 111 с.
83. История Древнего Востока. Под. Ред. В.И. Кузищина. М.: Высш. шк.,2007.-462 с.
84. Новые идеи в социальной философии. Отв. Ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2006. - 324 с.
85. Ориентиры. Вып. 4. Отв. Ред. Т.Б. Любимова. -М.: ИФ РАН, 2007. -269 с.
86. Социалистический образ жизни и новый человек. Под общ. ред. А.И. Арнольдоваи Э.А. Орловой. -М.: Политиздат, 1984. 176 с.
87. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
88. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Отв. Ред.
89. М.С. Киселева. М.: ИФ РАН, 2008. - 249 с. 93.Этическая мысль. Выпуск 8. Отв. Ред. А.А.Гусейнов. - М.: ИФ РАН,2008.-263 с.
90. Bauman Z. Consuming Life. Cambridge: Polity Press, 2007. - 160 p.
91. Bocock R. Consumption. -Routledge, 1993.-132 p.
92. Campbell C. The Romantic Ethic and The Spirit of Modern Consumerism. -Alcuin Academics, 2005. 301 p.
93. Cronk R. Consumerism and the New Capitalism Режим доступа: http:// www.westland.net
94. Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. SAGE Publications, London, 2007. - 203 p.
95. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, CA Stanford University Press, 1991.
96. Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. Duke University Press, 1991. 438 p.
97. Lacan J. The fundamental concepts of Psycho-analysis. George J. McLeod Limited, Toronto. First American edition, 1978. -290 p.
98. McKendrick N., Brewer C., Plumb J.H. The Birth of a Consumer Society: The Commercialization of Eighteenth-Century England. -Bloomington: Indiana University Press, 1982. 345 p.
99. Ritzer G. The McDonaldisation of society: An Investigation into the Changing Character of Contemporary Social Life. Thousand Oaks, CA : Pine forge press, 1996 - 265 p.
100. Shah A. Effects of Consumerism Режим доступа: http:// www.globalissues.org
101. Stearns P. N. Consumerism in World History: The global transformation of desire (Second edition). Routledge, 2006. - 164 p.
102. Stearns P. N. Modern Europe 1789/1914. Scott, Foresman and Company, Glenview, Illinois, 1969. 227 p.
103. Consumption and everyday life. Edited by Hugh Mackay. Sage Publications in association with The Open University, 1997. 320 p.
104. Mapping Ideology. Edited by Slavoj Zizek. London: Verso, 1994. -333 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.