Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Романенко, Владимир Петрович
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Романенко, Владимир Петрович
Глава 1. Человек и мир, личность и природа в этнохудожественнон традиции Северного Кавказа
1) Эволюция природных символов религиозно языческого мировоззрения в знаковые элементы систем народных культур.
Астрономические образы и эволюция их отражения в мифологии и фольклоре Северного Кавказа
3) Эволюция образов природы в позднем средневековом фольклоре.
Глава 2. Образы и символика природы гор в русской литературе XIX-XX вв. Анализ избранных произведений.
1) Традиции романтизма и нравственные противоречия отношения к природе Кавказа и его народам в литературе XIX в.
2) Человек и природа гор в русской поэзии середины XX в.
3) Тема природы в поэзии конца XX века. Некоторые наблюдения.
Глава 3. Художественная модель мира и концепция человеческой личности в поэзии Северного Кавказа
1) Поиски духовной гармонии природы и личности в поэтическом творческве А.Кешокова.
2). Символика связи духовного мира человека с миром природы в поэзии Кайсына Кулиева
3) Единство духовного мира и мира природы в творчестве
Расула Гамзатова.
4) Человек и природа гор в северокавказской поэзии середины XX-Начала XXI века
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественные традиции в северокавказской поэзии XIX-XX веков: Этнокультурные факторы и контекст2004 год, доктор филологических наук Казиева, Альмира Магометовна
Проблема природы и человека в северокавказской литературе: влияние литературных традиций и национальное своеобразие2020 год, кандидат наук Кипкеева Римма Энверовна
Проблема природы и человека в северокавказской литературе: влияние литературных традиций и национальное своеобразие2022 год, кандидат наук Кипкеева Римма Энверовна
Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести1998 год, кандидат филологических наук Забора, Наталия Николаевна
Генезис новописьменных поэтических систем Северного Кавказа2006 год, кандидат филологических наук Моловцова, Наталья Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы»
Актуальность исследования. Тема отношений человека и окружающей природы волновала и привлекала ученых и деятелей искусства всех эпох и поколений. Она стала средоточием как естественнонаучных, так и экономических, политических, философских, нравственных проблем во всей их сложности и взаимосвязи. Осознание неразрывного единства человека и Природы прошло достаточно длительный путь эволюции - от обожествления природных явлений и феноменов, через иллюзию возможности полного подчинения природы человеку и изменения её основ, к идее ноосферы академика В.И.Вернадского: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Лик планеты - биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все её природные воды. В результате роста человеческой культуры в XX в. всё более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана. Человек должен теперь принимать всё большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие богатства» [10:12]. Более того, эта эволюция привела к возникновению новой науки - экологии, которая рассматривает все существующие связи в природной среде, как на локальном уровне, так и в глобальном масштабе.
Понятие "природа" - одно из важнейших в современной науке. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями:
1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). В этих своих значениях термин "природа" восходит к латинскому слову "natura", которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками мира. Отсюда - и "натуралисты", в смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры. Более внимательный анализ историко-философского, историко-научиого материала и материала, относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-первых, термин "природа" имел и до сих пор сохраняет и другие достаточно важные значения, а, во-вторых, за всеми этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания. Без их осознания невозможно осмыслить роль понятия "природа" в постановке и решении именно философских проблем. Отсюда и необходимость более полного перечня существенно важных значений термина "природа".
Хотя понятие "природа" в значении сущего в целом космоса сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении философских проблем оно обрело после осознания важности таких противоположностей, как "природа - культура" и "природа - дух". По времени это совпадает с периодом гуманистического поворота в развитии древнегреческой философии. Уже софисты стали придавать большое значение различению того, что существует только "по природе", и того, что существует "по положению", то есть по условным (принятым) мнениям, обычаям и другим человеческим установлениям. К этой области условного они относили все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, лишая их, таким образом, внутренней обязательности. С другой стороны, начиная с Сократа, в философии зарождается линия на понимание нравственности, добродетели, как того, что заложено в самой природе, и затем постигается естественным разумом человека. С этой точки зрения, к условному относится как раз всё то, что создано самим человеком, все гражданские и культурные установления и учреждения, не исключая даже государства. Этот взгляд позднее особенно последовательно был развит стоиками, для которых выражения "жить по природе", "жить по разуму" и "жить добродетельно" были синонимами. Это противопоставление "жизни по природе" (как нормальное, естественное и добродетельное) "жизни по культуре" (как чего-то условного, противоестественного и недолжного) вспыхивает вновь в лоне романтических течений в XVIII-XIX веках во взглядах Ж-Ж. Руссо и других, а в своих крайних формах находит выражение в молодежных контркультурных движениях уже XX века. Во второй половине XX века, однако, когда была осознана вся серьёзность возможного глобального экологического кризиса и наивность любых крайних подходов к решению будущего человеческой культуры, стали вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие.
Столь же далеко идущие последствия имела и формулировка другой пары противоположностей - "природы" и "духа". В ясной форме она сформулирована уже в философии Платона с его четким противопоставлением "мира идей" "миру вещей". Этот дуализм природы и духа был воспроизведен в Новое время, причем в двух наиболее влиятельных философских системах - в учениях Декарта и Канта. У Декарта указанный дуализм существовал в виде представления о двух субстанциях, лежащих в основе каждой из этих областей бытия, а именно субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант же противопоставил, во-первых, природу как царство необходимых законов нравственной свободе человека, а, во-вторых, природу как мир познаваемых в опыте явлений непознаваемому миру "вещей в себе". Эта дуалистическая установка была в конце XIX -начале XX века воспроизведена в виде противопоставления "наук о природе" "наукам о духе" (по другой терминологии - "наукам о культуре"), что вылилось в расхождение двух культур - естественно-научной и гуманитарной - и самым серьезным образом сказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX веке. В настоящее время однако, все более осознается, что именно современное развитие "наук о природе", возникновение неклассических, а затем и постнеклассических научных концепций создает условия для преодоления этого раскола и выработки единого языка для диалога двух культур. Весьма продуктивным в этом смысле является применение принципов синергетики, которые позволяют рассматривать гуманитарную и естественнонаучную составляющую части развития науки, не только как две ветви единого процесса, имеющего общую начальную основу, но во всём многообразии их взаимосвязей.
Изучая философские аспекты отношений природы и человека в литературе, необходимо понимать, что литература - это составная и неотъемлемая часть культуры. А слово "культура" имеет достаточно обобщенное значение, и им называют всё, что создано человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются её существенные черты. Один из современных философов, изучающих отношения природы и человека И.Т. Фролов указывает на роль культуры, как «второй природы»: «Культура предстаёт как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Из этого определения вытекает также, что не следует искать особой "сферы культуры". Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Можно сказать, что для философского понимания культуры её определение как "второй природы" является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры (и литературы в частности) — это всё, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы. Лес -это природа, а парк - явление культуры, ибо человек наложил на естественную природу печать своей деятельности, воплотил в ней определенный замысел» [58:27]. Но в ходе этого преобразования могут создаваться разнообразные объекты, даже отдаленно не напоминающие то, что имеется в природе. Если парки, каналы, искусственные водоемы и даже плотины подобны тому, что имеется в природе без человека, то этого не скажешь о машинах, зданиях, и т.д. Культура может всё более уводить человека от мира природы, создавая особую искусственную среду. Но искусственная среда никогда не заменит живой природы, с которой человек не может терять связь без ущерба для своего физического и психического здоровья. От характера отношений культуры и природы во многом зависит ход человеческой истории.
Различные стороны отражения природы в литературе и, прежде всего, в литературе России, имеет смысл начать с изучения достаточно обширного теоретического материала, содержащегося в различных работах отечественных ученых-литературоведов в течение многих десятилетий. Наиболее полно эти исследования представлены в работах М.Н.Эпштейна, и Ю.М.Лотмана [65], [39] . Так, М.Н.Эпштейн рассматривает поэзию о природе как творчество, уже содержащее философскую составляющую. В книге «Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии» он пишет: «Поэзия, разумеется, не философствует о природе в системе понятийных категорий так, как это делает философская наука. Но вот что знаменательно: там, где философы излюбленным предметом своих размышлений избирали природу, как в древнее время Гераклит и Эмпедокл, в новое - Яков Беме, Шеллинг, их язык максимально приближался к поэтическому. Природа в своей чувственной непосредственности требует, чтобы гордый язык абстракций, проникая в её тайны, смирялся, приобретал свойства образной речи, богатой живыми лексическими корнями, которые своими первичными значениями врастают в мир природы. "Небо", "огонь", "вода", "свет", "воздух" - все это вполне наглядные, конкретные представления и вместе с тем предельно общие, неразделимые понятия, которыми пользуются и поэзия, и философия, тем самым через природу "природняясь" друг другу. Поэзия, постигшая сущность природных явлений, становится философской, а философия, постигая явленность природных сущностей, поэтической»[65:12].
Далее, отмечая, что осмысление сущности природных феноменов в современной науке давно отошло от методов натурфилософии и переместилось в область точных наук, которые становятся все более и более специальными, дробясь на сотни отраслей, автор задается вопросом: не значит ли это, что необходимости в творческом освоении и в целостном осмыслении природы как единого целого более не существует? «Нет, конечно, — отвечает автор. — . сферой постижения природы как целого, вместо старой умозрительной натурфилософии, все больше становится искусство, а в частности поэзия с ее особым, образным философизмом. По мере того как натурфилософия низвергалась со своего трона революционными науками о природе, возрастало значение медитативной, размышляющей лирики, которая в творчестве Гете, Гельдерлина, Рильке, русских поэтов -Тютчева, Баратынского, Заболоцкого - достигает своих высот. Эта поэзия вбирает масштаб мысли, свойственный натурфилософии, но освобождает её от схоластики, погрешностей против научного знания, придавая обобщающей мысли точность иного, ненаучного толка — образную, метафорическую. В философской лирике природы так или иначе воспроизводятся основные вопросы, которые извечно ставила перед собой всякая философия, прежде всего — о родственности и враждебности природных начал человеческой душе. Духовна ли природа изнутри, есть ли в ней разумное, зрячее начало, или она слепа и бессмысленна в грозном своем могуществе? Инородны или соприродны первозданные стихии мыслящему и чувствующему "я"?» [там же].
В силу многих противоречий (в том числе и объективных) между изменяющимися с течением времени потребностями человека и окружающим миром, смыслом развития земной цивилизации в течение многих веков были борьба с дикой природой, стремление подчинить её, «исправить», использовать в своих интересах. Развитие производительных сил привело к безудержной и ничем не ограниченной эксплуатации природных ресурсов, гибели обширных ареалов флоры и фауны, необратимым изменениям ландшафтов. Сегодня утрачивается важнейшее качество климата планеты - повторяемость его цикличности, что приводит температурным и другим катастрофическим катаклизмам, которые подвигают человечество к новым гигантским материальным затратам, прежде всего в сфере потребления энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. Это, в свою очередь, влечёт за собой новые глобальные изменения природной среды, утрату её устойчивости и самовосполняемости. Такого рода отрицательная по характеру обратная связь с середины XX века привела к ряду лавинообразных процессов в природе, что в свою очередь может иметь непоправимые последствия для судьбы цивилизации на Земле.
Очевидно, что все эти явления и процессы имеют выраженный нравственный аспект, поскольку они, в конечном счете, завязаны на сфере потребления, охватывающей жизнь каждого человека. Но стремление каждого из членов сообщества иметь абсолютно все материальные блага, причем в неограниченном количестве, на самом деле приводили и приводят не только к экологическим катастрофам, но и к катастрофам нравственности - вопиющему социальному неравенству, ограблению обширных регионов и даже целых континентов и, наконец, к политическим катаклизмам в виде военных конфликтов. Именно стремление к обладанию ценными энергетическими и сырьевыми природными ресурсами стало причиной практически всех мировых и локальных войн от начала прошлого века до настоящего времени. Кроме уничтожения людей и их достояния в ходе любой войны, как известно, уничтожаются и все нравственные основы, обретенные народами за несколько тысячелетий, в том числе и нравственные нормы отношения к природе. Особую опасность этот аспект обретает в условиях обладания ядерным оружием, способным многократно уничтожить всё живое на Земле. Сегодня можно с определенной степенью уверенности считать, что личные материальные запросы каждого отдельного человека в сумме своей приобрели характер невыполнимых в планетарном масштабе, эгоистических по сути амбиций, которые находятся за гранью предельных возможностей природной среды. Всемирный экологический конгресс, состоявшийся в Бразилии еще в 1968 г. в своей резолюции определил направление развития современной, технологической и экспансивной по своей сущности цивилизации, как тупиковое и предложил правительствам самых развитых стран ряд рекомендаций, но они так и не нашли какого-либо понимания.
С другой стороны, попытки объяснять многие глобальные явления и тем более - бороться с ними - по сей день сочетаются с абсолютно недостаточным знанием их природы, непониманием их причин, в основе которых лежат самые глубинные свойства материи, а не последствия деятельности человека. Речь идет, например, о концентрации озона в атмосфере, землетрясениях, высыхании крупных водоёмов, изменениях движения морских течений и пр. Поверхностные и далекие от истинной науки суждения по этому поводу также приводят к деяниям, которые, как правило, лишены смысла. Изучение таких сложных явлений - это первоочередная задача современной науки и дальнейшая гармонизация отношений человека с природой, разумеется, невозможна без её развития.
На каждом историческом этапе параллельно с эволюцией научных взглядов и появлением новых идей, связанных с исследованиями взаимосвязей Цивилизации с миром природы, литература и искусство отражали в художественных образах эту эволюцию. Творцы эпических произведений античных эпох видели в грозных силах природы добрых или разгневанных богов (мифология древнего Египта, древних эллинов, кельтов и др.). В фольклоре средневековья образы природных феноменов отождествлялись с персонажами сверхъестественных существ (эпос Нарты, народные сказания и песни). Более поздние эпохи дали такие направления и литературные течения, связанные с осмыслением роли природы в жизни человека, как романтизм и реализм.
Что касается отечественной литературы, то в осмыслении проблемы отношений человека и природы (в соответствии с классификацией М.Н.Эпштейна), то, начиная с 18-го века, отчётливо выражены по крайней мере четыре этапа: "теологический", "трагический", "утопический" и "экологический". Первый - это XVIII век (М.Ломоносов, Г.Державин, Н.Карамзин), когда природа представала как проявление законов высшего и свидетельство воли Творца (философская проблематика проявляется в этот период неотчетливо, сливаясь с поэтической "теологией"). Второй этап - XIX век. Этот этап более всего представлен натурфилософией Е.Баратынского и Ф.Тютчева, в которой обозначилось антагонистическое противоречие между человеком и природой (у автора — «внеразумное о природе, внеприродное в человеке, что и привело к постановке мучительных вопросов о причине разлада и путях его преодоления»). Третий этап начался в первой половине XX века, когда вопрос о разладе был решен в пользу человека. Характерно, что в литературе этого периода уже начинали бороться две тенденции - два взгляда на роль человека в природе. Одна из этих тенденций - героизация покорения природы, утверждение подавляющей и безраздельной власти над ней человека, право homo sapiens на любые изменения в окружающем мире. Такой подход характерен особенно для литературы 30 - 50 х. годов. Так, рассказывая в произведениях 30-х годов о покорении человеком природы (Кара-Бугаз, 1932, Колхида 1934) К.Паустовский верил, что герои борются не с самой природой, а с ее разрушительной силой [123]. Не располагая современными сведениями об опасности нарушения экологического баланса, писатель воспевал разумную «реконструкцию» природы во имя её самой и блага человека. Однако идея сохранения природы звучала уже тогда. «А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! - говорил Паустовский в «Повести о лесах» устами одного из своих героев более 25 лет назад. — Её нужно беречь, как бережем мы саму жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву». Даже всю жизнь проникновенно писавший о природе М.Пришвин весьма положительно интерпретировал вмешательство в жизнь природы в романе о строительстве Беломорканала «Край непуганых птиц»: В эту природу пришел человек, имеющий власть, и приказал. - Слушаю! - ответил другой человек. И взял на себя великий труд расставить реки, озера, скалы в новый порядок, какого не бывало в природе. Тогда вся природа . стала против новой деятельности человека, и началась война у природы за свой вечный покой и у человека за своё лучшее будущее»[124]. В соответствии со взглядами этого времени природу необходимо было «воспитывать», «улучшать», «укрощать» формировать в ней гуманистический, разумный облик. Воплощение этого пафоса "обра-зумливания" ярко выражено и в поэзии, например в стихах Н.Заболоцкого.
Романтика подобных идей (многими определенная впоследствии, как ложная) с особой силой звучала в приключенческих и полуфантастических романах А.Казанцева (например, «Полярная мечта» [109]). Они печатались миллионными тиражами и в полной мере соответствовали общественно-политическому устройству страны с её гигантскими по размаху всенародными стройками. Автор далёк от цели - дать всестороннюю оценку и этим литературным произведениям, и исторической необходимости вмешательства в природу в указанный период времени. Существенная часть созданного в ту эпоху была, возможно, действительно необходима для выживания государства. Одно несомненно - эти произведения оказывали существенное влияние на формирование взглядов нескольких поколений, нравственных основ их отношения к природе. Было бы, однако, ошибкой считать, что эта литературная традиция возникла именно в нашей стране в эпоху индустриализации. Целый ряд созвучных романов и повестей созданы еще в XIX веке и принадлежат, например, таким известным европейским писателям - фантастам, как Ж.Верн и Г.Уэлс [94], [141].
Другое течение, звучавшее до 60-х годов значительно тише, представленное немногочисленными литературными произведениями, отстаивало необходимость беречь природу, как основу жизни, источник самых добрых гуманистических начал. Наиболее значительным примером такого понимания роли человека в природе автору представляется роман JI.M. Леонова «Русский лес» [113], героями которого стали несколько поколений людей, сберегавших и охранявших лесное богатство России.
Четвертый этап, который начался во второй половине XX века, вероятно, ещё продолжается. И именно в этот период развитие индустрии и связанное с этим развитием, не имевшее аналогов в истории давление на природную среду привело к тяжёлым последствиям, часто принимавшим форму настоящих экологических катастроф. Серьёзную тревогу общественности за дальнейшую судьбу природы страны отражали в своих произведениях писатели Ч.Айтматов, В.Белов, В. Распутин, С. Залыгин, В Солоухин и другие прозаики XX века. В их произведениях настойчиво звучит мысль о том, что человек до конца не раскрыл ещё природу в себе и себя, как порождение природы, и что любые формы борьбы с природой — это путь самоуничтожения. Эти же мотивы присутствуют и в поэтическом творчестве таких разных поэтов, как Р.Гамзатов, А.Кешоков, К.Кулиев, А.Кушнер, А.Суюнчев, А. Тарковский, О.Чухонцев. Цивилизация не превзошла природу, а ещё только находится на подступах к ней, только начинает осознавать нерасторжимость своего союза с ней - это мироощущение лежит в основе современной лирической философии.
К сожалению, в наши дни тема нравственного отношения человека к природе почти исчезла из художественной литературы и осталась в основном в публицистике. Ложная, навязанная извне идея о том, что мерилом всего, в том числе нравственности и таланта, являются деньги, привела к засилию коммерческой литературы, основой которой являются не духовно-нравственные и философские искания, а наспех «сбитые» бульварные книги. Назвать это явление нормальным невозможно, поскольку проблема противоречий развития цивилизации и дальнейшего существования природы обострилась как никогда. Во имя извлечения прибыли ещё быстрее происходит вырубка лесов, загрязнение рек, истощение фауны, а их восстановление объявляется нерентабельным - в памяти невольно всплывает образ чеховского «Вишнёвого сада», гибнущего под топором оборотистого предпринимателя. Поэтому привлечение внимания к данной проблеме остаётся актуальным и будет таковым в обозримом будущем. Исследование эволюции взглядов на отношения человека и природы в литературе, особенно эволюции нравственной, позволяет понять причины проблем этих отношений и, главное, дает возможность провести экстраполяцию дальнейшего развития философских и нравственных идей, связанных с существованием личности и общества в неразрывном пространстве ноосферы. Еще одна проблема состоит в том, что в современную эпоху стремительного развития научно-технических возможностей со всей четкостью обозначилось отставание нравственного развития, потому задача гармонизации эволюций материальной и духовной сферы жизни цивилизации становится важнейшей в общем движении прогресса, причем задачей планетарного масштаба.
Основной целью диссертации является изучение эволюции философских и нравственных концепций отношения человека и природы от античных эпох до настоящего времени — в мифологии, фольклоре и в литературе. Основным материалом для изучения являются литературные произведения писателей России, посвященные, главным образом, Кавказу. Кроме того, для сравнительного анализа произведений античности и выявления взаимосвязей различных культур привлекаются литературные и фольклорные источники других этносов и эпох. Акцент на литературе о Кавказе обусловлен тем, что именно в этом регионе жизнь десятков народов тесно связанна с природой, где на горной вертикали сосредоточены практически все природно-климатические зоны - от жаркой степи до субальпийской тундры, где, как нигде более, природное равновесие является уязвимым и хрупким, и где, как ни в каком другом регионе, столь различны и многообразны интересы людей, живущих среди природы и взаимодействующих с этой природой в течение многих столетий. Исходя из этого, автор ставит перед собой следующие задачи: исследовать эволюцию отношений человека и природы в древней мифологии, взаимосвязь и различия философских и нравственных взглядов различных этносов и культур античных эпох;
- произвести анализ философских взглядов на отношения человека и природы в эпосе и фольклоре средневековья на основе эпических произведений Северного Кавказа;
- исследовать значение природы в нравственных и философских взглядах, выраженных в литературе о Кавказе в XIX вв.;
- исследовать философский и нравственный аспекты проблемы «человек и природа» в прозе и поэзии XX в.
Научная новизна. Представляемая диссертация является первым крупным монографическим исследованием по теме «Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы». Выявлена эволюция сюжетов мифологии Северного Кавказа в соответствии с изменяющимися представлениями о природе и в связи с совершенствованием знаний и эволюцией практической деятельности, определена связь солярных мифов и обрядов Северного Кавказа с рядом мегалитических сооружений Карачаево-Черкесии. Исследованы различные типы восприятия природы гор в русской литературе, определено принципиальное различие этого восприятия для жителей гор и равнин. Исследовано влияние романтизма в поэзии, посвященной природе гор в русской литературе и в поэзии Северного Кавказа. Рассмотрен феномен т.н. «самодеятельной» поэзии, относящейся к природе гор и его нравственное значение в культуре середины XX века.
Предметом исследования являются процессы эволюции взглядов на отношения между природой и человеком от эпохи создания эпических произведений и легенд до настоящего времени, а также сложившиеся в связи с этим нравственные компоненты отношений природы и человека, перешедшие впоследствии в литературу.
Объектом изучения являются эпические и фольклорные произведения различных народов и эпох (эпос «Нарты, эпосы и легенды древнего мира), поэзия Северного Кавказа (Р.Гамзатов, А. Кешоков, К.Кулиев, и другие авторы), а также произведения поэзии и прозы русских поэтов и писателей о Северном Кавказе (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Бестужев-Марлинский, П.Пвалешсо, А.Губин, ряд авторов второй половины XX века).
Степень научной разработанности проблемы. Философские аспекты отношений природы и личности наиболее последовательно раскрыты в трудах И.Т. Фролова [58]. Диалектика связи символов природы с духовным миром человека, неразрывной связи имен и символов с окружающим миром, наиболее точно отражена в работах русского философа А.Ф.Лосева [34], [35], [37]. Различные стороны отражения природы в литературе и прежде всего в литературе России, рассматриваются М.Н.Эпштейном[65], и Ю.М.Лотманом, [39] . Так, М.Н.Эпштейн рассматривает поэзию о природе как творчество, уже содержащее философскую составляющую. В его книге «Природа, мир, тайник вселенной.» даётся наиболее полный анализ пейзажных образов в русской поэзии. Анализ связи природных феноменов с образами героев эпоса «Нарты» достаточно подробно представлен в работах Ж. Дюмезиля (например, в [23]). Кроме того, обширные исследования эволюции эпоса в фольклор содержатся в работах Е.М. Меле-тинского. Значительный интерес представляют также и исследования по кавказскому фольклору М.Джуртубаева, , М. Талпа, А.Шортанова и др. Глубокий анализ развития кавказских национальных литератур дан в работах Л.А.Бекизовой [6] . Наименее проработанными в современной науке оказались вопросы связи астрономических символов в эпосе и фольклоре с археоастрономическими исследованиями. В этом случае при подготовке данной работы пришлось привлечь историко-астрономические издания. Это, прежде всего, «История астрономии» А.Паннекука [45] , «Карачаево-балкарская этнохореография и символика» М.Кудаева [30]. Для определения положения небесных объектов, упоминающихся в эпосе и фольклоре, в прошлых эпохах использовалась компьютерная программа "COSMOS". Теоретические и методические положения, которые содержатся в перечисленных работах, а также в некоторых других статьях, являются теоретической и методологической базой данной диссертации.
Методическая и практическую значимость. Проведённые исследования позволяют более полно представить культурно-исторические процессы в развитии различных ветвей цивилизации, как единый путь эволюции научного, технологического, политического и культурного развития. Работа может быть использована в преподавательской деятельности для иллюстрации взаимосвязи мифологии, фольклора и современной литературы, прежде всего - поэзии Северного Кавказа, а также взаимосвязи мифологий различных этносов и различных исторических эпох.
Достоверность научных исследований подтверждается согласованностью их результатов с другими работами, опубликованными в рамках данной темы, а также оценками работы, полученными при её обсуждениях.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
I. Ведущие рецензируемые научные журналы, рекомендованные ВАК:
1. Романенко В.П. Символика связи духовного мира человека с миром природы в поэзии Кайсына Кулиева. Наследие фольклора и образы эпохи.// Вестник Ставропольского государственного университета, № 49. - Ставрополь, 2007. - 0,5 п.л.
II
2. Романенко В.П. Поэзия высоты и высота поэзии. //«Образование, наука, творчество», №2. - Майкоп, 2004. - 0,5 п.л.
3. Романенко В.П. Философское и нравственное значение природных феноменов в эпосе «Нарты». //«Образование, наука, творчество», №3. -Майкоп, 2005. - 0,5 п.л.
4. Романенко В.П. В поисках гармонии природы и личности Традиции романтизма в поэзии А.Кешокова. //«Образование, наука, творчество», №4. - Майкоп, 2005. - 0,5 п.л.
5. Романенко В.П. Астрономические мотивы в мифологии и фольклоре Северного Кавказа. //«Образование, наука, творчество», №2. - Майкоп, 2006. - 0,5 п.л.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикации его основных положений в научных изданиях. Ряд положений данной работы докладывался на международной конференции в г.Невинномысске. Диссертация обсуждена на заседании кафедры литературы народов России Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Алиева (2007), а также на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (сентябрь 2008) и на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» (октябрь 2008).
Структура исследования: Структура диссертационного исследования определена его материалом, основными целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественные истоки и формирование новой поэтики в литературах Северного Кавказа: на основе творчества А. Кешокова и К. Кулиева2007 год, кандидат филологических наук Алафаева, Валерия Александровна
Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия2010 год, кандидат филологических наук Мамчуева, Фатима Османовна
Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе: По произведениям якутских писателей начала XX века2005 год, кандидат филологических наук Саввинова, Гульнара Егоровна
Духовно-исторические истоки национального самосознания в русской поэзии первой трети XIX века2008 год, доктор филологических наук Нестерова, Татьяна Петровна
Мифо-фольклорные истоки и литературные взаимодействия в карачаевской прозе второй половины XX века2009 год, кандидат филологических наук Боташева, Зульфия Шамильевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Романенко, Владимир Петрович
Выводы по гл. 3:
1. Философия поэтического восприятия природы в поэзии Северного Кавказа основана на диалектическом единстве духовного мира человека и мира окружающей его природы.
2. Поэзия Северного Кавказа сочетает в себе образы и символы природы из богатого фольклорного наследия, что определяет многоцветие и яркую образность лучших ее произведений.
3. В поэзии Северного Кавказа тема философского осмысления роли и места человека в мире природы гор неразрывно связана с темами Родины, семьи, нравственных традиций горских народов.
4. Философская глубина произведений А. Кешокова, К.Кулиева и Р.Гамзатова сочетается с традициями романтизма, свойственными русской классической поэзии.
5. Поэзия XX в и современная поэзия Северного Кавказа в целом сохраняет в себе нравственные традиции поэзии прошлого и содержит глубокую озабоченность судьбой природы Кавказа и будущих поколений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Романенко, Владимир Петрович, 2008 год
1. Алиева А.И. Адыгский нартский эпос. - М.- Нальчик, 1969. - 650с.
2. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1992. - 242 с.
3. Алиева А.И. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983. — 432с.
4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1995. T.I. -414 с.
5. Аталиков В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии Нальчик, 2000. -93с.
6. Бекизова Л.А.Черкесская советская литература.- Черкесск, 1964. -282с.
7. Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986. - 150 с.
8. Братов Х.С. Символика огня и меча в адыгском эпосе « Нарты».- Черкесск, 2002.-158 с.
9. Волков Ф.И. Теория Литературы. М., 1995.-256 с. Ю.Вернадский В.И., Научная мысль как планетное явление. М., 1991. —272 с. П.Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов.-Майкоп, 1986. - 440 с.
10. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Дагестана.- М.,1991. -237 с.
11. Гачев Т.Д. Ментальности народов мира.- М., 1988. 448с.
12. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики —М., 1995. — 355с.
13. Гуляев А.В. Основы естествознания. Екатеринбург, 1997. - 412 с.
14. Гумилев Н.С. Анатомия стихотворения. Стихи, письма о русской поэзии. М., 1990. - 447с.
15. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.,2002. -318 с.
16. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- М., 1990. 356 с.
17. Гумилёв Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 2002. — 384 с.
18. Джуртубаев М.Ч. Духовная культура Карачаево-балкарского народа.-Нальчик, 1987 148 с.
19. Джуртубаев М. Ч. Древние верования карачаевцев и балкарцев. Нальчик,1991. -255 с.
20. Джуртубаев М.Ч. Карачаево-балкарский героический эпос,- М., 2003. -288 с.
21. Дюмезиль Ж., Осетинский эпос и мифология,- М., 1976. — 276 с.
22. Египетская мифология. / Под ред. Е Басовой. -М., 2002. — 591 с.
23. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в./Под ред. Б.Б.Пиотровского М., 1988.-544 с.
24. Карачаево-балкарский фольклор: Нарт, сказания, легенды, новеллы, сказки Карачаево-Черкесии. НИИ истории, филологии и экономики. Черкесск, 1987.-341 с.
25. Кельтская мифология./ Под ред. Е Басовой,- М., 2002. — 640с.
26. Круть И.В., Забелин И.И. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988. - 358 с.
27. В.Б.Ковалевская. Конь и всадник.- М,, 1977. 152 с.
28. Кудаев. М Ч. Карачаево-балкарская этнохореография и символика.1. Нальчик, 2003. 103 с.
29. Кузнецов В. А. В верховьях Большого Зеленчука. Пятигорск, 2008. -240 с.
30. Кун Н.А.Легенды и мифы древней Греции. С-П., 2000. — 464с.
31. Кучукова З.А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. Нальчик,2005.-312 с.
32. Лосев А.Ф.Знак. Символ. Миф.-М., 1982. -480 с.
33. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. -М., 1993. 958 с.
34. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.- М.,1993. 959 с.
35. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. - 525 с.
36. Лосев А.Ф. Античная философия истории,- М., 1977. —207 с.
37. ЛотманЮ.М. Символ в системе культуры. / Избранные статьи.
38. Таллинн, 1992. T.I.-480 с.
39. ЛотманЮ.М. "О поэтах и поэзии". Анализ поэтического текста. С-П.,1996. 846 с.
40. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма,- М., 1976г. 380с
41. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа,- М., 1976. 408 с.
42. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники.- М., 2004. 462 с.
43. Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия,- Нальчик, 1970. 155 с.
44. Паннекук А. История астрономии. М., 1966. — 592 с.
45. Полгацук В.И. Культурология, М., 1998. - 446 с.
46. Рак В.И. Легенды и мифы Древнего Египта. С-П., 2001. - 224 с.
47. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962. - 256 с.
48. Саводник В.Ф.Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева.-М., 1911.-264 с.
49. Скатов Н.Н. Русские поэты природы. -М., 1980. 64 с.
50. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. М., 1989. - 352 с.
51. Сохряков Ю. Природа и человек.- М., 1990. 63 с.
52. Тертерян И.А. Романтизм как целостное явление М.: СП., 1988. - 320 с.
53. ТомашевскийБ. Теория литературы. Поэтика. М., 1930г. - 240с.
54. Тройский И.М. История античной литературы М. 1983. — 464 с.
55. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX — начала XX века.- Нальчик, 1979. 420 с.
56. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия: Человек и природа.-Л, 1984.-207 с.
57. Введение в философию./ Под ред. Фролова И. Т. М., 2003, - 609 с.
58. Хорват К. Романтическое воззрение на природу. Европейский романтизм-М., 1973.-426 с.
59. Холаев А.З. Карачаево-балкарский нартский эпос. Нальчик, 1974. - 143 с.
60. Хализев В.Е. Теория литературы.- М., 2000. 344 с.
61. Шортанов А.Т. Адыгская мифология .- Нальчик. 1982, 188 с.
62. Шортанов А.Т. Адыгские культы. . Нальчик, 1992. -162 с.
63. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. -М, 1967. 216 с.
64. ЭпштейнМ.Н. Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии,- М., 1990. 304 с.
65. Эстетика природы,- М., 1994. 230 с.
66. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. - 304 с.
67. Яблоков Е. Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20- 30-х гг.- М., 1990. -216 с.П
68. Азарьев Б. Народ и его поэт.// «Татарский мир», № 8.- М, 2002.
69. Айтматов Ч.Т. К сборнику стихов К.Кулиева «Прислушайся к словам. Избранная лирика»//Предисловие к сборнику стихов К.Кулиева.- Нальчик, 2002.
70. Антюхина А.В., Натурфилософские мотивы в поэтическом творчестве К.Кулиева.// Интернет-сайт ПГЛУ, 2004.
71. Андроников И. О Кайсыне Кулиеве. // Вступительная статья к собр. сочинений К.Кулиева в 3-х томах. М. 1977.
72. Бекизова JI.A. Поэтическое русло черкесской литературы .// Антология литературы народов Северного Кавказа. Пятигорск, 2002. T.I, ч.1.
73. Буханцов Н. Перед лицом матери природы.// «Дон», № 6 - Ростов-на-Дону, 1982.
74. Гамзатов Р.Г. «Я взвешиваю потери». // Интервью газете «Вольная Кубань», цитируется по тексту официального интернет-сайта Расула Гамзатова www. Gamzatov.ru.
75. Гатиев Б. Суеверия и предрассудки осетин. //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IX. -Владикавказ, 1976.
76. Дементьев В. Со временем в ладу.// Очерк жизни и творчества Алима Кешокова. Нальчик, 1985.
77. Карпенко В. Лицом к природе.// «Радуга», №4, 1979.
78. Кулиева Ж. Мокаев Магомет Хасуевич. // Очерк творчества. Нальчик,2006.
79. Меретуков К. Нартский эпос: красота в человеке.// «Нарт», № 32, 1993.
80. Налоев А. Нарт Сосруко- бог Солнца Ра.// «Нарт», №22, 23, 1993.
81. Николюкин А.Н. К истории понятия «романтический» // РЛ., №4, 1984.
82. Сулизов Н.Ф., Вопросы народной словесности// ЭО, №1, 1890.
83. Тихонов Н.А. Джисса культовая гора раннего средневековья.// Доклады XXIV Крупновских чтений, Ставрополь, 2006
84. Талпа М.Е. Кабардинский фольклор. //Вступ., статья, коммент. и словарь. -М.-Л., 1936.
85. Усманова Р.Ф. Джордж Гордон Байрон.// Статья, к собр. соч. в 4-х томах. -М., 1981.
86. Эфендиев С. Кайсын Кулиев и Инна Кашежева. //Литературная Кабардино-Балкария, №4, Нальчик, 2006.Ш
87. Адыгов Тенгиз. Вершины остаются непокоренными. -Нальчик, 1997.
88. Антология литературы народов Северного Кавказа: стихи. Пятигорск, 2001.
89. Ацканов Р. Бегущие травы: Стихотворения и поэма. М., 1986 .
90. Бестужев-Марлинский А. А. Полное собр. соч. в 4т. (2-е издание). -М.,1994.
91. Бестужев-Марлинский А. А.: Кавказские повести. СПб, 1995.
92. Бунин И. А. Собрание сочинений. М., 1987. T.I
93. ВернЖ. Властелин мира./ Собр. соч. в 8-ми томах. М., 1985. Т.8.95.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.