Человек и история в романах Грэма Свифта: "Водоземье", "Отныне и навсегда", "Последние распоряжения" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Стринюк, Светлана Александровна

  • Стринюк, Светлана Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Пермь
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 165
Стринюк, Светлана Александровна. Человек и история в романах Грэма Свифта: "Водоземье", "Отныне и навсегда", "Последние распоряжения": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Пермь. 2003. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Стринюк, Светлана Александровна

Введение

Глава I Философские и исторические концепции романов Г.Свифта

Глава II Субъективная проза Г.Свифта: Проблемы героя и 54 концепция личности

Глава III Жанровое своеобразие романов Г.Свифта

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек и история в романах Грэма Свифта: "Водоземье", "Отныне и навсегда", "Последние распоряжения"»

Имя писателя Грэма Свифта (род.1949) уже известно русскому читателю; на русский язык переведены несколько его рассказов, романы «Waterland» (1983) («Водоземье», пер. В.Ю.Михайлина, 1999) и «Last Orders» (1996) («Последние распоряжения», пер. В.Бабкова, 1998). Его творчество оценено престижными премиями и наградами. Романы Свифта весьма типичны для современной английской литературы, поскольку в них заострены проблемы истории и времени, человека и осмысления им себя в исторической перспективе.

Во второй половине XX в. английская литература оказалась на переломном этапе: серьезные изменения в общественной и политической жизни Британии (распад Империи и утрата статуса великой державы), катастрофические последствия двух мировых войн заставили общественное сознание вырабатывать новые ценностные ориентиры, одновременно пересматривая свое отношение к прошлому. Устойчивую тенденцию историзации прозы конца XX в., вызванную, по остроумному определению датского писателя, критика и переводчика Х.Бяльке, синдромом «Fin de siifcle», отмечают многие критики На наш взгляд, она проявляется в насущной потребности осмыслить накопившийся сложный опыт, выйти на метафизический уровень обобщения исторического опыта, определить вектор дальнейшего движения человека.

Литература конца XX в. оказалась в эпицентре эпистемологического кризиса, возникшего в 70-е гг. в исторической науке и спровоцированного недоверием к традиционным способам получения исторического знания. Тотальный скептицизм по отношению к историографическим источникам серьезным образом отразился на литературе, что выразилось в появлении изрядного количества произведений, проблематика которых отвечает злободневным вопросам достоверности исторического знания. Вопросы ценности познания и сомнения в гуманности Homo sapience, его способности мыслить аналитически и извлекать уроки из исгорического опыта художественно по-разному поднимаются в романах П.Акройда, А.С.Байетг, С.Рушди и других английских писателей.

Антропология XX в. утвердила господство тех либеральных идей, которые акцентируют безусловную важность человеческой индивидуальности, что подняло ценность человеческой жизни до не виданных ранее высот. С другой стороны, в XX в. начинается активное исследование повседневности как научной философской проблемы. Все эти факторы наравне с другими объективными процессами, происходящими в собственно литературном развитии, приводят к тому, что персональная человеческая история мифологизируется, оттесняя всеобщую историю на второй план и приобретая гипертрофированно ценностный характер, а исследование личности в различных ее аспектах и проявлениях (и прежде всего в лингвисти-ко-философском и историческом) в английском романе 80-90-х гг. XX в. выходит на первый план.

Актуальность данного исследования обусловлена насущной потребностью проследить, каким образом типичный для периода интерес к истории как способу существования человека воплощен в конкретном художественном произведении. В связи с этим особое значение приобретает изучение творчества Г.Свифта, чьи романы как нельзя лучше иллюстрируют тенденцию современной английской прозы к «дегероизации» истории, ее переход в «частную собственность», что выражается в изменении статуса «приватной» истории, ином соотношении частной и общей истории. Общественная история перемещается на «задний план» и становится фоном для персональной истории человека, которая является предметом литературного изображения и приобретает неизмеримо больший вес, практически не обусловливала при этом историей всеобщей.

В романах этого периода с особой остротой поставлены животрепещущие вопросы нынешнего этапа развития человечества и, пожалуй, главный: что мы знаем о себе и каким образом мы получаем это знание. Эти проблемы в полной мере отражены в творчестве Г.Свифга.

Вместе с тем произошедшие перемены затронули и форму художественного произведения. Специфическое содержание романов Свифта делает актуальным изучение способов его воплощения в конкретном художественном произведении. «Историзация» прозы 80-90-х гг. ставит вопросы о жанровой природе романов «об истории»; к примеру, требуют ответов вопросы взаимодействия «историзированной» прозы с жанром исторического романа. В нашем исследовании мы обращаемся не только к классическому определению жанра исторического романа, данному отечественными и зарубежными учеными, но и к получившей широкое распространение концепции «историографической метапрозы» Л.Хатчеон, обозначившей этим термином произведения, ставящие во главу угла проблему истории как способа существования человека, времени, путей исторического движения; выясняем, насколько эффективно предложенная концепция отражает художественную специфику романов Свифта.

Цель диссертационного исследования - выявление художественного своеобразия романного творчества Г.Свифга, меры влияния современных исторических и историографических концепций на творчество Свифта, особенностей его философского мышления. Особый интерес представляет изучение жанровой природы романов Свифта и их поэтологических особенностей. Не претендуя на полное и всестороннее решение теоретической проблемы жанра «историзированной» прозы, своей целью мы ставим исследование ее основных свойств на примере прозы Свифта.

Для достижения цели диссертационного исследования необходимо решить следующие задачи диссертационного исследования:

- исследовать особенности субъекгивизации прозы Свифта, в частности выявить концепцию личности в романах Г.Свифта, специфику категории характера, тип повествователя в его произведениях;

- выделить историософские концепции XX в,, отразившиеся на творчестве Г.Свифта;

- исследовать мегаисторическую и метафизическую составляющую его романов;

- исследовать способы художественного воплощения философских и историографических идей в произведениях Свифта;

- рассмотреть вопросы жанровой специфики и полемики с жанровой традицией в творчестве Свифта и определить жанровую принадлежность его романов;

Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем, по сути дела, впервые в отечественном литературоведении предпринимается попытка освещения творчества одного из самых интересных английских прозаиков последней трети XX столетия - Грэма Свифта - преимущественно в жанрологическом аспекте. В русском литературоведении значительные эстетические достижения и художественные поиски английских писателей последних десятилетий ушедшего столетия неполно отражены в силу некоторых объективных причин; отсутствия временной дистанции, которая затрудняет объективность оценок художественных произведений (вместе с тем непосредственная причастность к историко-культурному контексту писателя дает известные преимущества), недостаточной активности российских переводчиков и издателей, являющейся серьезным препятствием на пути осмысления романного творчества современных английских писателей.

Теоретико-методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных литературоведов по теории и истории романа (М.М.Бахтина, В.В.Кожинова, Г.Д.Гачева, Д.В.Затонского, НЛЛейдермана, Н.СЛейтес, М.Б.Храпченко, Л.Хатчеон, М.Брэдбери, А.Газиорека и др.); исследуя романное творчество Г.Свифта, автор опирается на принципы историко-литературного анализа и труды В.В.Веселовского, В.М.Жирмунского, Е.М.Мелетинского, И.Г.Неупокоевой и других ученых., труды по психологии искусства (Л.С.Выготского), исследования по истории английской литературы.

Освещенность в литературоведении. Коллективные монографии [4] обращаются к исследованию романов конца 80-х гг. XX столетия, при этом литературный процесс двух последних десятилетий ушедшего века остается «белым пятном» на карте литературной Британии. Творчество Г.Свифта в отечественном литературоведении не получило полного освещения; вместе с тем, в диссертационных исследованиях В.В.Струкова [124] и Ю.В.Дворко [39] предприняты попытки вписать творчество Свифта в контекст современной английской литературы, прежде всего с точки зрения поднятых в романах историографических проблем. В.В.Ивашева в последней книге о литературе Великобритании и английских писателях пишет о том, что роман Свифта «Водоземье» по праву может считаться одним из наиболее интересных современных английских романов о современности [58].

Романы Свифта привлекают внимание критиков, и появляющиеся материалы в периодических изданиях - хорошее тому подтверждение. В статье И.Поповой «Земноводный Грэм Свифт» (Независимая газета. 1999. 23 дек.) отмечается пристрастие Свифта к истории, к «вечным» философским вопросам; Д.Ольшанский в статье «Смешные, некрасивые и пьющие» (Независимая газета. 2001. 5 янв.) обращает внимание на необычайную лаконичность и легкость стиля Свифта.

К.Хьюитт в статье «О Грэме Свифте: современный английский романист. Семьи, наваждения и «Последние распоряжения» (Иностранная литература. 1998. №1) пишет о том, что Свифт вглядывается в человека и его сознание, а интеллектуально насыщенная проза отражает ход напряженной мысли писателя, его стремление раскрыть с разных сторон отношения внутри семьи. Не меньшее внимание уделяется автором разрешению экзистенциальных вопросов жизни и смерти. Но, как верно отмечается исследователем в небольшом обзоре, посвященном современной британской литературе и культуре, для Свифта характерно углубленное исследование личности в исторической перспективе и особый угол зрения на историческую проблематику, который во всех романах Свифта обусловливает критическое отношение героев к прошлому, их стремление переосмыслить исторический опыт. В частности, о романе «Водоземье» К.Хьюитт пишет: «История начинается с вопроса «Почему?», когда все идет не так, как надо. Это процесс непрерывных попыток ответить на вопросы» (149; 164).

В статье этого же автора «Новая английская историческая беллетристика спрашивает; «Почему?» отмечается, что Свифт является одним из наиболее интересных британских прозаиков 80-90-х гг. XX в, не столько обращающихся к исторической проблематике, сколько использующих возможность критического осмысления прошлого через призму настоящего [148].

Большая часть критических заметок о творчестве Г. Свифта акцентирует внимание на тематическом аспекте его творчества и стремится определить место Свифта на литературной сцене современной Британии. Так, Э.Сандерс [206], не вдаваясь в подробности, выделяет в современной английской литературе четыре основные тенденции: развитие давно утвердившейся готической традиции, новый виток феминизма, новые вариации исторического романа и поиск новой идентичности, Она говорит также о том, что приход в английскую литературу большого числа авторов - выходцев из различных частей бывшей Британской Империи, -тоже весьма любопытный знак литературной эпохи. Г.Свифг по этой классификации с обязательностью попадает в рубрику «разновидности исторической прозы». Как справедливо замечает Э.Сандерс, в его романах превалирует частная, точнее семейная история, а намеренный выбор событий в разных временных пластах в их особой соотнесенности рождает ощущение течения жизни, сходное с медленным течением реки.

Мельком упоминается роман Свифта «Водоземье» в обзоре Р.Стивенсона [210], в котором делается акцент на форму романа как урока географии и истории. К.Калил и К.Толбин [166], рассуждая о романе «Последние распоряжения», отмечают виртуозную повествовательную технику Свифта и сравнивают четырех друзей с паломниками Чосера, а их характеры - с забытыми средневековыми фресками в старой английской церкви. Нельзя не согласиться с мнением авторов о том, что это роман о любви, терпении, о тех значительных событиях, которые остаются в закоулках человеческой памяти и составляют человеческую историю.

Более серьезное внимание творчеству Свифта уделяется в статье ДЛ.Хигдона, посвященной анализу образа повествователя в романах Свифта и

С.Рушди [186]. Исследователь видит в произведениях этих авторов много общего, в частности, наличие особого типа повествователя reluctant narrator («ленивый повествователь»), «парализованное сознание», человека, испытавшего нравственные потрясения настолько сильные, что он может рассказать о них только через некие символы, как бы надевая защитную маску. Справедливо положение автора о приверженности обоих писателей жанру психологического романа, в котором повествование от первого лица максимально отвечает намерению автора обратиться к внутреннему миру героя.

Литературоведы практически единодушны во мнении, что прозу Свифта отличает внимание к серьезным философским проблемам. Неоднократно отмечается, что это внимание влечет за собой соответствующие последствия и в выборе темы, и в системе характеров, и в манере письма. Так, Д.Л.Хигдон, в противовес мнению К.Калил и К.Толбина, считает героев в романе Свифта «Последние распоряжения» однотипными, а идею - преобладающей над психологической достоверностью и индивидуальностью образа человека.

Л.Хатчеон предлагает использовать термин «историографическая метапро-за» для обозначения произведении, обращающихся к историографической тематике, ставящих под вопрос доверие к историческому знанию. Как и Л.Хатчеон [189], в своем авторитетном и влиятельном исследовании «поэтологии» постмодернизма указывавшая на близость вопросов, поднимаемых современной историографией и литературой, МБрэдбери [163] также отмечает смещение интересов большого числа английских романистов в сторону историографии начиная с 60-х гг. XX в. Критик акцентирует внимание на философском осмыслении Свифтом истории, ее неровном, «петлеобразном» движении, столкновении частной и всеобщей истории. Вместе с тем по меньшей мере странным выглядит предположение автора о близости произведений Свифта к ((региональным романам»: М.Брэдбери считает, что в связи с активизацией деятельности «зеленых» можно говорить о всплеске «регионального» романа.

Большой интерес представляет собой монография А.Газиорека [180], в которой исследуется влияние концепций английского историка и философа Т.Карлейля (T.Carlyle) на историческую концепцию романа «Водоземье». Спорным представляется предположение автора о том, что концепции истории Карлейля и учителя Тома Крика совпадают. Безусловно, следует принять во внимание, что размышления литературного героя - это не единственный источник, по которому можно судить о взглядах автора на вопросы философского смысла исторического процесса. Необходимо также принимать во внимание, что литературное произведение функционирует по иным, отличным от историко-философского трактата законам и не меньший интерес представляет изучение структуры художественного произведения, в котором на особом (художественном) уровне могут быть воплощены идеи автора о времени и человеке. К примеру, композиция романов Свифта, их сложная пространственно-временная структура, идеологизированный конфликт, противостояние героев - антагонистов и т.д.

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских и школьных курсов по истории английской литературы, специальных курсов по современной английской литературе, при разработке проблем теории романа и истории английской литературы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 218 наименований на русском, английском, французском, немецком языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Стринюк, Светлана Александровна

Заключение

Анализ романов современного английского писателя Г.Свифта «Водоземье», «Отныне и навсегда» и «Последние распоряжения» позволяют сделать ряд выводов, характеризующих не только романное творчество этого писателя, но и сложившуюся в английской литературе 19809-90-х гг. практику «художественной работы» с историей (романы И.Макьюэна, С.Рушди, М.Брэдбери, Х.Куреиши, М.Эмиса и других писателей).

Творчество Г.Свифта безусловно принадлежит к числу тех авторов, произведения которых, поднимают тему существования человека во времена пересмотра его отношений с миром, трансформации жизненного пространства, включающего и пересмотр ценностных, нравственных, национальных и культурных ориентиров. В 1980-90-е гг. происходит смещение исторической перспективы в сторону локализации, сужения диапазона восприятия англичанином себя в мире. То, что этот процесс не был безболезненным талантливо показал Г.Свифт. Его романы художественно продемонстрировали, что в связи с изменением «исторического горизонта» не могут не произойти изменения самоощущения человека: драматическое осознание им своего нового места в историческом процессе во временном континууме отражается во всех сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

В XX в. происходит особенно активное взаимодействие многих отраслей знания, в первую очередь философии, психологии, истории и литературы. В то же время, испытывая влияние естественнонаучных концепций, литература впитывает этот научный опыт, по-своему перерабатывая его, воплощая в своем специфическом художественном образном ключе. Человек естественно оказывается в центре происходящих изменений, а роман как жанровая форма, изначально настроенная на исследование бытия человека и сути его взаимоотношений с миром, наиболее чувствительна к переменам в мировосприятии человека XX столетия, в том числе и к его сомнению в своей познавательной способности, к кризису легитимации знания, закату рационализма как способу освоения и обобщения человеческого опыта.

Романы Г.Свифта, историка по образованию, являются одним из наиболее ярких примеров усиливающегося критического отношения к истинности знания человека о мире и о себе, о смысле исторического опыта и о его ценности, о познаваемости истории в целом. В этом отношении произведения этого, бесспорно, значительного британского прозаика, служат прекрасным примером современной «историзированной» прозы, в которой центральное место отведено человеку сомневающемуся, но, в то же время, человеку познающему, подвергающему критическому осмыслению свой жизненный опыт.

Как убеждает анализ произведений писателя одной из основных черт прозы Свифта мы должны назвать углубленность в исследование внутреннего мира героя, познающего себя в потоке времени; его медитирующее сознание направлено на выявление закономерностей бытия в самом широком философско-историческом смысле этого слова.

Свифтом признается трагическое положение человека в мире, «семейный контекст» героя также предоставляет мало надежды для ожидания счастливого будущего. Герои Свифта вынуждены мириться с непонимание близких, они практически не способны выйти за рамки внутреннего «Я», замыкаясь в солиптическом восприятии мира.

На наш взгляд, сложная жанровая природа романов Свифта, его стремление «сказать обо всем» в изрядной степени определяет специфику героя. Субъективно-личностное повествование, реконструирующее внутреннее «Я» героя, в совокупности с практически полным совпадением голоса автора с голосом повествователя, в полной мере отражают крайний индивидуализм современного человека, «разорванность» его сознания, устремление «вглубь» психики.

В поэтологическом плане герои Свифта представляют собой сложное переплетение двух доминирующих начал - психологического и философского. На базе традиций семейной прозы с ее любопытным реконструированием социального через нравственно-психологическое Свифт исследует не только духовно-нравственный облик англичанина XX в., но и наделяет своих героев возможностью философски осмыслять мир, отстаивать концептуальность своих суждений в идеологических по сути спорах с другими героями.

В единственном романе «Отныне и навсегда» Свифт использовал «интеллектуальные клише» - «вечный образ» Гамлета и элементы психоанализа для углубления образа персонажей, провоцирующего активную работу ассоциативного мышления читателя.

Философские и историографические концепции, так или иначе воплощенные в романах Свифта, отражают уже ставшие едва ли не традиционными для XX в. идеи принципиальной непознаваемости истории, ее непроницаемости для взгляда исследователя. Вольность в истолковании смысла истории, «хождение» исторического процесса кругами, постоянное возвращение к уже имевшему место историческому опыту воплощено автором не только на проблемно-тематическом, структурно-композиционном, повествовательном, жанровом уровнях. Сложная организация романов Свифта, ретроспективное повествование, смещение пространственно-временных пластов, «сплав» жанровых структур является типичным для современной прозы в целом.

Спецификой английской прозы в этом отношении является обращение к «золотому веку» английской культуры - викторианству, в чем в полной мере проявляется одно из наиболее интересных особенностей исторических концепций Свифта: доминирующее значение частной истории, «уход» всеобщей истории в тень индивидуального опыта, субъективного взгляда на историю. При этом писателя отличает поиск констант, определяющих жизнь человека в любую эпоху,

В творчестве Свифта сложно переплетены взгляды как современных (в том числе и постмодернистских) историософских идей, викторианских концепций одного из наиболее интересных историков XIX в. - Т.Карлейля. Примечательно, что уже в его трудах обнаруживается критическое отношение к рационалистическому причинно-следственному восприятию исторического опыта, что позднее вылилось в тотальное недоверие к историческому знанию вообще.

Как показывает анализ произведений писателя, творчество Свифта представляет собой поиск жанровой формы, которая наиболее полно отвечала бы его замыслам и подходам к изображению «человека в потоке истории». На синтезе семейной саги, социально-психологического романа,историзированного повествования и романа идей рождается то особенное художественное пространство, в котором герои раскрывают свой внутренний мир, демонстрируя богатство философского содержания вкупе с достоверным психологическим рисунком характера, автор получает возможность высказать свои идеи.

Наряду с проблемно-тематическим аспектом и спецификой героя конфликт определяет жанровую принадлежность конкретного литературного произведения. Семейная сага и семейная хроника характеризуется переведением конфликта в психологическую плоскость. Герои Свифта страдают в первую очередь от отсутствия внутренней гармонии, что не позволяет им выйти за рамки своего «Я» и определяет их «аутичность». Вместе с тем, важно подчеркнуть, что не менее значимым оказывается и следование сюжетного развития логике философской идеи, лежащей в основе всего романа. Так, сюжет развивается благодаря конфликтному противостоянию героев-антагонистов наравне с собственно фабульным движением.

Анализ традиционных концепций позволяет сделать вывод о том, что хотя роман Свифта насыщена историческими концепциями, она не является исторической прозой в строгом смысле этого слова, скорее это, как уже было сказано,сплав психологического романа и романа идей.

Важной стороной определяющей творчество Свифта является обращение к национальной идее, проявляющейся на разных уровнях: от «цитирования» культурных эпох (заметим, с иных, нежели у типичных писателей-постмодернистов позиций) с целью выявить доминанты человеческого существования во все времена и повторяемость истории, до использования социально-значимых, «клишированных» локусов - образов пабов, географических пространств и т.д.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Стринюк, Светлана Александровна, 2003 год

1. Аксенов И.А. Елизаветинцы. М.: Гослитиздат, 1938. 718с.

2. Алеева Е.З. Художественный мир УХолдинга. Автор, дне. канд. филол. наук. Н. Новгород, 1993. 25с.

3. Анастасьев НА. У слов долгое эхо ( к спорам о постмодернизме)// Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. М.: Диалог - МГУ, 1997. - 307-330с.

4. Английская литература 1945-1980 / Под ред. А.П. Саруханян М.: Наука, 1987. 510с.

5. Аникин Г.В. Английский роман 60-х годов XX в. М.: Высш. шк., 1974. -104с.

6. Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск: Ур. гос. ун-т, 1971.-310с.

7. Аникст А.А. Английские писатели XIX-XX веков о литературе// Писатели Англии о литературе. М.: Прогресс, 1981. - 3 - 18с.

8. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М.: Худож. лит-ра, 1963. 615с.

9. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М.: Просвещение, 1986. 223с.

10. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.: Сов. писатель, 1974. 607с.11.«Архипелаг Павнч». Беседа с Милорадом Павичем и Ясминой Михайлович. Подготовка материла А. Романовой // Иностранная литература. 2002. № 2. -254 - 259с.

11. Баканов А.Г. Современный зарубежный исторический роман. Киев; Выща шк., 1989.- 182с.

12. Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. XX век. М.: Искусство, 1994. 413с.

13. Бауман 3. Спор о постмодернизме// Социологический журнал. 1994. № 4. -69 - 80с.

14. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит-ра, 1975. 502с.

15. Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444с.

17. Белая Г.А. Философско-эгические проблемы современной литературы. М.: Знание, 1982. 40с.

18. Бельский А.А. Английский роман 1800-1810-х годов. Пермь: Издательство ПТУ, 1968.-333 с.

19. Бернштейн И. Литература социалистических стран: итоги, тенденции развития, задачи изучения // Вопросы литературы. 1986. №1. 32 - 36с.

20. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета, канонические. М.: Библейские общества, 1992. 308с.

21. Бяльке X. Литература это новости, которые никогда не устаревают // Иностранная литература. - 1992. №7. 232 -241с.

22. Варфоломеев И.П. Типологические основы жанров исторической романистики. Ташкент: Фан, 1979. 168с.

23. Веселовский А.Н.Исггорическая поэтика. Л.: Высш шк., 1989. 404с.

24. Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики. М.: Сов. писатель, 1972. -423с.

25. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера. М.: Наука, 1978.-264с.

26. Вулф В. Современная литература // Писатели Англии о литературе. М.: Прогресс, 1981. - 276 - 281с.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576с.

28. Гальцева Р. Борьба с логосом// Новый мир. 1994. №9. 170 - 181с.

29. Гачев Т.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. М.: Наука, 1964. Т. 2. - 17 - 38с.

30. Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1968. Т1. - 312с.

31. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. 222с.

32. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: ИНТРАДА, 1999. 416с.

33. Голубева Т.И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний: Автореф. дис. канд. филол. Наук. М., 1989. 20с.

34. Горский И.К. Исторический роман Сенкевича. М.: Наука, 1966. 307с.

35. Горский И.К. Польский исторический роман и проблема историзма. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 263с.

36. Григорьян Б.Т. Основные тенденции современной буржуазной философской антропологии// Буржуазная философская антропология XX в. ML: Наука, 1986. 5-22с.

37. Гурина Т.Л. Некоторые предпосылки изучения авторской позиции в интеллектуальном романе XX в.// Проблема автора в художественной литературе. Вып. I. Ижевск: Удмут. гос. ун-т, 1974. 200 209с.

38. Дворко Ю.В. Основные тенденции британской прозы 80-х годов XX века. Автореф. канд. филол. наук. М., 1992. 18с.

39. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 240 с.

40. Демурова Н. Глазами художника и моралиста// Иностранная литература. -2002. №5. 274 -278с.

41. Днепров В.Д. Проблемы реализма. Л.: Сов писатель, 1961. 371с.

42. Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1985. 288с.

43. Домашнее А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. М.: Просвещение, 1983. 192 с.

44. Елистратова А.А. История английской литературы. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. Т. 2. Вып. 2. - 443с.

45. Жантиева Д. Английский роман XX века: 1918-1939. М.: Наука, 1965. 346с.

46. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М.: Высш. шк., 1984. -488с.

47. Ивашева В.В. На пороге XXI века. М.: Худож. лит-ра, 1979. 318с.

48. Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М.: Сов. писатель, 1986. -285с.

49. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей. М.: Сов. писатель, 1989. 448с.

50. Ивашева В.В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1977. М.: Сов. писатель, 1977. 336с.

51. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. 491с.

52. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм. М.: Знание, 1988. 62с.

53. Ивин А.А. Введение в философию истории. М.; ВЛАДОС, 1997. 288с.

54. Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М., 1988. 280с.

55. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: ИНТРАДА, 1998. 255с.

56. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНТРАДА, 2001. 384с.

57. Ильин И.П. Проблема взаимоотношения постмодернизма с поздним модернизмом в современном литературоведении// Литературоведение на пороге XXI века. М.: Рандеву АН, 1998. 387 с.

58. Кабанова И.В. Проблема жанровой типологии в английской прозе 1930-х годов. Автореф. дис. док. филол. наук. М., 2001. 28с.

59. Кирнозе З.И. Французский роман XX в. Горький: Волго-Вятское книжн. изд-во, 1977. -351 с.

60. Кичигин В.П. Словесно-художественные формы выражения авторского сознания (некоторые теоретические и исторические аспекты. Автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1982. 20 с.

61. Кожинов В.В. Виды искусства. М: Искусство, 1960. 12871 .Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Советский писатель, 1963. 440с,

62. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. 240с.

63. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара: Изд-во Самарск. гос. ун-та, 1995.124с.

64. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.; Просвещение, 1972. 110с.

65. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора// Страницы истории русской литературы. М.: Наука, 1977. 199 - 207с.

66. Кортасар X. Беседы с Эвелин Пикон Гарфилд. Фрагменты книги. Иностранная литература. 2001. №6. 177 - 203 с.

67. Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т8. -11Збстб.

68. Круглов Д.Н. Повседневность как предмет философский рефлексии. Автореф. канд. филос. наук. СПб., 1996. 20с.

69. Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины XX века. М.: Моск. лицей, 2002. 208с.

70. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М: Просвещение, 1973. 188с.

71. Кюнг X. Религия на переломе эпох // Иностранная литература. 1990. №11. -223 - 229с.

72. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига: Зинатне, 1990. 510 с.

73. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во. 1982. 254с.

74. Лейтес Н.С. Конечное и бесконечное. Размышление о литературе XX века: мировидение и поэтика. Пермь: Перм. ун-т, 1992. 120с.

75. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь: Перм. ун-т, 1985. -80с.

76. Ленобль Г.М. История и литература. М.: Худ. лит-ра, 1977. 300с.

77. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики, Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997.-317с.

78. Лисеев И.К. Философская концепция человека и глобальные проблемы современности. М., 1987. 296с.

79. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1978. 352с.

80. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384с.

81. Любимова А.Ф. Проблематика и поэтика романов Г.Уэллса 1900-1940-х годов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. 104с.

82. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000, 352с.

83. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. 382с.

84. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная лит-ра РАН, 1995. 408с,.

85. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М.: Братья Карие, 1997. 192с.

86. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман 20 века. М,: Высш. шк., 1982. 192с.

87. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск: Наука, 1994. 198с.

88. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, 1984. 435с.

89. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: Изд-во Иркут ун-та, 1987. 199с.

90. ЮО.Мотылева Т.Л. Роман свободная форма. М.: Сов. писатель, 1982. - 399с.

91. МотылеваТ.Л. Иностранная литература и современность. М.: Сов. писатель, 1961.-368с.

92. Нотт П. Переделывая Америку; ценностная революция// Иностранная литература. 1996. №5. 238-245с.

93. Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький: Горьк ун-т, 1960.480с.

94. Ю4.0скоцкий В.Д. Роман и история. М.: Худ. лит-ра, 1980. 384с.

95. Ю5.Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. -373с.

96. Юб.Реизов Б.Г. История и теория литературы. Л.: Наука, 1986. 318с.

97. Ю7.Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.- Л.: Худ. лит-ра, 1965. 498с.

98. Ремизова М. «Детство героя». Современный повествователь в попытках самоопределения// Вопросы литературы. 2001. март-апрель. 3 -20с.

99. Ю9.Репина Л,П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. 1996. - 26 - 35с.

100. ПО.Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989.- 128с.111 .Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Воронеж, 1978

101. Садовская И.Г. О жанровом своеобразии философского романа Т.Уайлдера «Теофил Норт»// Влияние науки и философии на литературу. Ростов, 1987. - 64 - 72с.

102. ПЗ.Саруханян А.П. Роман среды и характера: английская литература 70-х годов// Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е годы. М.: Худ. лит-ра, 1982. 101 -134с.

103. СвифтГ. Водоземье. Н. Новгород: Perspective Publications, 1999. 382с.

104. Свифт Г. Последние распоряжения. М.: Независимая газета, 2002. 320с.

105. Скачков И. Нравственные уроки истории. М.; Сов писатель, 1984. 256с.

106. П7.Скороденко В, послесловие к переводу. К.Исигуро. Остаток дня// Иностранная литература. 1992. №7. 116 -118с.

107. Снегирева Н.С. Средства языкового выражения и стилистические функции лейтмотива в художественной прозе. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1980. 24с.

108. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев; Вища шк., 1983. 140с.

109. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1991. -432с.121 .Соловьева Н.А. Литература Великобритании// Зарубежная литература XX в. Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. 464 490с.

110. Спивак Р.С. Философский метажанр. Позиция автора и формы ее выражения// Проблема автора в художественной литературе. Устинов: Удмуртский госуниверситет, 1985. 49 - 55с.

111. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе// Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. 168 - 202с.

112. Струков В.В. Художественное своеобразие романов П.Акройда. (К проблеме британского постмодернизма.) Автореф. канд. филол. наук. Воронеж. 1998. 24с.

113. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма М.: Сов. писатель, 1977. 526с.

114. Сучков Б.Л. Роман-миф// Т.Манн. Иосиф и его братья. М.: Правда, 1987. 3 -26с.

115. Тавризян Г.М. Проблемы человека во французском экзистенциализме. М.: Наука, 1977.141с.

116. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.Просвещение, 1963. 478с.

117. Тураев С.В. От просвещения к романтизму (трансформация героя). М.; Наука, 1983.-255с.

118. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574с.

119. Урнов Д. М., Урнов М.В. Литература и движение времени. М.: Худ. лит-ра, 1978. 268с.

120. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Худ. лит-ра, 1986. -380с.

121. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX -начало XX в.). М.: Наука, 1970. 432с.

122. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и его время. М.: Наука, 1964. -206с.

123. Успенский Б. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 255с.

124. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Просресс, 1978. 325с.

125. Филиппов Л.И. Философская антропология Жана-Поля Сартра. М.; Наука, 1977. 287с.

126. Философия истории/ Панарин А.С., Василенко И.А., Карцев Е.А. и др.; под ред. А.С.Панарина. М.: Гардарики, 1999. 432с.

127. Философский словарь/под ред. Й.Т.Фролова. 6-е изд. М.: Политиздат, 1991.-560с.

128. Филюшкин А.И. «Постмодернистский вызов» и его влияние на современную теорию исторической науки// Топос. Философско-культурологический журнал. 2000. №3. 67- 78с.

129. Филюшкина С.Н. Современный английский роман. Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. 182с.

130. Флоровская О.В. Французский историческии роман XX в. Кишинев: Штиинца, 1989. 126с.

131. Фокин С.Л. Литературные мотивы в «Истории безумия» Мишеля Фуко// Литература в контексте культуры. М СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998. - 252с.

132. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университет, кн., 1997.-576с.

133. Хотимский Б. Ради грядущего. М.: Знание, 1979. 63с.

134. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1972. 406с.

135. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1978. 416с.

136. Хьюитт К. Новая английская историческая беллетристика спрашивает: «Почему?»//Иностранная литература. 1995. № 10. 232 -238с.

137. Хьюитт К. О Грэме Свифте: современный английский романист. Семьи, наваждения и «Последние распоряжения»// Иностранная литература. -1998. -№1.- 195 176с.

138. Чосич Б. Роль моей семьи в мировой революции. СПб.: Азбука, 2001. 304с.151 .Швырев B.C. Философия и наука. М.: Наука, 1972. 324с.

139. Штейман М.А. Поэтика английской иносказательной прозы XX в. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2000. 24с.

140. Эйхенбаум Б.М. О прозе; о поэзии. Л.: Наука, 1986. 375с.

141. Элиаде М. Азиатская алхимия. М.: Янус-к, 1998. 606с.

142. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест- ППП, 1995. 240с.

143. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 311с.

144. Эпштейн М. Прото, или Конец постмодернизма// Знамя. - 1996. №3. 196 -209с.

145. Эсалнек А.Я. Типология романа. М.: Изд-воМГУ, 1991. 1991с.

146. Ankersmit F. Historiography and Postmodernism // History and Theory. 1989. Vol. 28. №2 149-152 p.

147. Barthes R. Inroduction a Г analyse strusturale des racits// Communication. Paris, 1966. № 8 Цит. по Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНТРАДА, 2001.-384 с.

148. Booth W.C. The Rhetoric of Fiction. London.: Penguin Books, 1991. 556p.

149. Boulton M. The Anatomy of the Novel. London: Roulledge, 1979. 273p.

150. Bradbury M. The Modern British Novel. London: Penguin Books, 1994. 528p.

151. Brooke-Rose K. Palimpsest History// Interpretation and Overinterpretation. Ed. by Collini S. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 154p.

152. Bulwer-Litton E. Bulwer-Litton on Historical Romance// Scott: The Critical Heritage. Ed. by Hayden O. J. New York: Barnes and Nobles, 1970. 328 - 33!p.

153. Callil C., Tylbin C. The Modern Library. The 200 Best Novels in English since 1950. London: Penguin, 1999. 25lp.

154. Carlyle T. On History// A Carlyle Reader. Ed. by G.B.Tennison. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 55 - 66p.

155. Carlyle T. On Sir Walter Scott// Critical and Miscellaneous Essays, vol. 4. London: Chapman and Hall, 1899. 22 - 87p.

156. Charles Darwin, Thomas Huxley; Autobiographies. Ed. by Beer G. de. Oxford: Oxford University Press, 1974. 370p.

157. Clarke P. Someone Else, Somewhere Else// London Literary Review of Books. 1997. 13 Nov. 16p.

158. ColIingwood R.G. The Idea of History. Oxford: Clarendon, 1966. -453p.

159. Connor S. The English Novel in History: 1950-1995. London and New York: Routledge, 1996. 260p.

160. Dudek L. The First Person in Literature. Toronto: Routledge, 1967. 247p.

161. Eagleton T. Literary Theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1983. -463p.

162. Fleishman A. The English Historical Novel: Walter Scott to Virginia Woolf. Baltimore: Johns Hopkins University, 1970. 346p.

163. Fokkema D. The Semantic and Syntactic organisation of postmodernist texts// Approaching Postmodernism. Ed. by Bertens H., Fokkema D. Amsterdam and Philadelphia,! 986. 81- 98p.

164. Fokkema D. The Semiotics of Literary Postmodernism// International Postmodernism. Theory and Literary Practice. Ed. by Bertens H., Fokkema D. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamin,1997. 485p.

165. Freedman R. The Lyrical Novel: Retrospect and Prognosis// Essentials of the Theory of Fiction. Ed. by Hoffman M., Murphy P. Durham and London: Seeker and Warburg. 1988. 354p.

166. Genette G. Palimpsestes: Le Liter6ture au second degrfi. Paris, 1982. 178p.

167. G.Nflorek A. Post-war British Fiction. Realism and After. London: Edward Arnold Publishing House, 1995. 202p.

168. Harlan D. Intellectual History and the Return of Literature// American Historical Review. 1989. Vol. 94 881p.

169. Hazlitt W. Selected Writings. Aylesbury: Penguin Books, 1970. -51 lp.

170. Hazlitt W. Spirit of the Age or Contemporaiy portraits. London and Glasgow: Collins, 1969. I76p.

171. Hewitt D. The approach to fiction: Good and bad reading of novels. Bristol, 1972

172. Hewitt K. Understanding English Literature. Oxford, 1997

173. Higdon D.L. «Unconfessed Confessions»: The Narrators of Graham Swift and Julian Barns// English and Irish Novel since 1960 Ed. by J. Acheson. London, 1991,- 174- 191p.

174. Holquist M. Dialogisure: Bakhtin and His World. London and New York: Routledge, 1990. 421p.

175. Houghton W.E. The Victorian Frame of Mind, 1830-1870. New Haven and London, 1985

176. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. New York and London: Routledge, 1996. 268p.

177. Hutcheon L. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox. New York: Wilfrid Laurier University Press, 1984. 348 p.

178. James H. «Fiction and Sir Walter Scott» Review of Essays on Fiction, by Nassau W.Senior, North American Review. 1864. Oct. xcix: 580 587p.

179. Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Seeker and Warburg, 1994. p.

180. Jameson F. The Political Unconscious: Narrative as a Socially Symbolic Act. Ithaca: Cornell University Press 1981. 234p.

181. Kayser W. Die Vortragsreise: Studien zur Literatur. Bern, 1958. Цит. по Ильин И. Постмодернизм, Словарь терминов. М.: ИНТРАДА, 2001. 384 с.

182. Luwith К. Meaning in History: The Theological Implications of the Philosophy of History. Chicago: University of Chicago Press, 1949. vii - ixp.

183. Langbaum R. The Misteries of Identity. A Theme in modern Literature. Chicago and London: Routledge, 1982. 354p.

184. Lee A. Realism and the Power. London and New York: Routledge, 1990. 154p.

185. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Theory and History of Literature. Vol. 10. Manchester: Manchester University Press, 1997. -lllp.

186. Mackenzie R. The Nineteenth Century A History (1880)// Цит. no Collingwood R.G. The Idea of History. Oxford: Clarendon, 1966. - 453p.

187. MacQueen J. The Rise of the Historical Novel. Edinburgh: Scottish Academic Press, 1989.-295p.

188. Massie A. The Novel Today. London and New York: Longman, 1990. 97p.

189. McEvan N. Perspective in British Historical Fiction Today. London: Macmillan, 1987.-264p.

190. Nyu R. Histoiy and Literature: Branches of the Same Tree// Essays on History and Literature. Ed. by R.H. Bremner. Ohio: Ohio State University Press, 1966. 123-159p.

191. Romberg B. Studies in the Narrative Technique of the First Person Novel. Stockholm: University Press, 1962. 213p.

192. Rothfork J. Zen Comedy in Postcolonial Literature: Kazuo Ishiguro's The Remains of the Day// Mosaic. 1996. vol. 9.

193. Sanders A. The Short Oxford History of English Literature. Oxford: Oxford University Press, 1996. 768p.

194. Scanlan M. Traces of Another Time: History and Politics in Postwar British

195. Fiction. Princeton: Princeton University Press, 1990. 270p. 208.Spanos V. W. The Specter of History: Rethinking Thinking in the Post-Cold War

196. Age//Mosaic. Vol. 34. №4. December. 2001.-21 -46p. 209.Stanzel F. Narrative Situation in the Novel. Bloomington and London: Macmillan, 1971. -310p.

197. Stevenson R. A Reader's Guide to The Twentieth Century Novel in Britain.

198. Hertfordshire, 1993. 176p. 211.Swift G, Ever After. London: Picador, 1992. 264p. 212.Swift G. Last Orders. London: Picador, 1996. - 296p.

199. Swift G. Learning To Swim And Other Stories. London: Picador, 1982. 154 p. 214.Swift G. Waterland. London: Picador.1983. - 358p.

200. The Portable Victorian Reader. Ed. by Haight G. S. Harmondsworth. London. Penguin Books, 1976. 658 p.

201. The Twentieth Century Ed. by Dodsworth M. London: Penguin Books, 1994. -470

202. The Victorian Age. An Anthology of Sources and Documents. Ed. by Guy J. M. London and New York: Routledge, 2002. 632 p.

203. White H. The Fictions ofFactual Representation// The Literature of Fact. Ed. by Fletcher A. New York: Columbia University Press, 1976. 432 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.