Ингушская литература 1920-40-х годов: эволюция и поэтика жанров в контексте литератур Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Келигова, Радимхан Джабраиловна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Келигова, Радимхан Джабраиловна
Введение.
Глава I. Истоки ингушской литературы. Роль первых просветителей в формировании литературных жанров.
Глава II. Литературное движение 1920-1940-х годов. Общественная и литературная деятельность З.К.Мальсагова.
Глава III. Особенности становления и развития жанров в ингушской литературе 1920-1940-х годов. Контекст. Типология.
IIIЛ. Проза.
111.2. Поэзия.
111.3. Драматургия.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Формирование и развитие малых прозаических жанров в литературах народов Северного Кавказа: 1920-50 гг.2002 год, кандидат филологических наук Башиев, Мурат Хусейнович
Ингушская поэзия начала XX века: Народные традиции. Генезис и поэтика жанров2003 год, кандидат филологических наук Далиева, Эсет Хусейновна
Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе2007 год, кандидат филологических наук Унежева, Марита Кушбиевна
Кабардинская проза 1920-1930-х годов: национальные истоки, специфика формирования жанров, контекст2011 год, кандидат филологических наук Темрокова, Ирина Калчуковна
Ингушская драматургия: национальные истоки, эволюция, жанровая специфика2006 год, кандидат филологических наук Евлоева, Аза Мухтаровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ингушская литература 1920-40-х годов: эволюция и поэтика жанров в контексте литератур Северного Кавказа»
Актуальность темы диссертационного исследования заключается в необходимости системного изучения истоков, своеобразия и эволюции жанров в ингушской литературе, анализа поэтики жанров и стилей в свете современного литературоведения.
Вопросы становления и развития литературных жанров в последнее время приобретают особую актуальность, так как ставятся как в историко-литературном, так и в теоретическом аспектах.
Ингушская литература 1920-40-х годов, как и литературы других народов Российской Федерации, возникла на основе устного народного поэтического творчества, являющегося хранилищем многовекового художественного опыта ингушского народа.
В современной ингушской литературе, относящейся к так называемым «молодым» литературам, давно сложились и успешно развиваются все разновидности поэтических, прозаических и драматургических жанров. С первых шагов своего зарождения и развития ингушская литература прошла все этапы, которые следует разделить на изучение и систематизацию фольклора, этапов развития периодической печати, жанровой специфики национальной литературы, у истоков которой стоят такие выдающиеся деятели, как Ч.Ахриев, А.Базоркин, Т.Беков, А.Долгиев, З.Мальсагов, О.Мальсагов и др. Наименее изученными на сегодняшний день остаются вопросы жанровой эволюции, поэтики стилей, творчества отдельных писателей и поэтов.
За период развития с 1920-х годов до настоящего времени ингушская литература прошла такой путь развития, на который в других условиях потребовались бы столетия. Сегодня она представлена именами И.Базоркина, Т.Бекова, А.Бокова, А.Ведзижева, А.-Г.Гойгова, Х.-Б.Муталиева, А.Озиева, С.Озиева, Дж.Яндиева и др.
В работах многих известных исследователей становление и развитие «молодых» литератур справедливо относится к послеоктябрьскому периоду начала XX века. Придерживаясь данной точки зрения относительно ингушской литературы, мы отмечаем, что вместе с первыми литературными опытами в этот же период получает развитие и критика, которая на певрых порах отстает от предмета своего изучения. Но рецензирование отдельных произведений не только учило писателей, оно подготавливало почву для изучения самого литературного процесса. Так, М.Ф.Аушев в статье «Нужна критика» делает обзор молодой литературы, при этом справедливо отмечая, что критика - инструмент, способный помочь литераторам и литературе в целом.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является изучение ингушской литературы периода 1920-40-х годов в ее эволюционном развитии, типологических связях, художественно-поэтическом своеобразии. Нами впервые предпринята попытка изучения становления и развития жанров в ингушской литературе, формирования их художественного своеобразия в контексте литератур Северного Кавказа. Цель исследования обусловила следующие задачи: -изучить процесс формирования и развития жанров в ингушской литературе 1920-40-х годов;
-выявить исторические, социальные и художественно-эстетические факты, заложившие основы формирования литературных жанров;
-исследовать художественную природу прозаических жанров от очерка до возникновения романа-эпопеи;
-выявить типологические свойства поэтических и драматургических жанров в ингушской литературе исследуемого периода;
-исследовать национально-художественное своеобразие ингушской литературы 1920-40-х годов в контексте литератур народов Северного Кавказа;
-изучить стилистические особенности творчества отдельных ингушских писателей и поэтов.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые исследуются проблемы эволюции жанров ингушской литературы 1920-40-х годов, национально-художественных истоков литературы, поэтики жанров и стилей в контексте литератур Северного Кавказа.
В диссертационной работе предпринята попытка системного исследования истоков формирования и развития поэтических, прозаических и драматургических жанров в ингушской литературе начала XX века, их типологической общности. Особое внимание в работе уделяется проблеме художественной индивидуальности ингушских писателей, поэтов, драматургов: А.-Г.Гойгова, З.Мальсагова, С.Озиева, Х.Осмиева, Дж.Яндиева и других. На наш взгляд, решение данных актуальных проблем имеет не только историко-методологическое, но и типологическое значение, так как позволяет выявить своеобразие и специфику начальных этапов эволюции национальной художественной литературы в контексте других литератур северокавказского региона.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что исследуемая в ней концепция эволюции, типологии и поэтики ингушской литературы 1920-40-х годов, определение национальных истоков и особенностей формирования литературных жанров могут способствовать дальнейшему комплексному изучению специфики жанрового развития как ингушской литературы, так и в целом литератур народов Северного Кавказа. На наш взгляд, решение поставленных в диссертационной работе задач позволяет выявить закономерности формирования и развития жанров в ингушской литературе, особенности ее генетических и типологических связей, а также определить роль и место отдельных художников слова в процессе формирования национальных литератур.
Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории и теории ингушской литературы, при чтении специальных курсов по проблемам формирования литературных жанров, по творчеству отдельных ингушских писателей и поэтов.
Методологической основой диссертации стали принципы и методы, разработанные в трудах ведущих исследователей современного литературного процесса: В.М.Жирмунского, Г.Н.Поспелова, М.М.Бахтина, М.Б.Храпченко, Л.И.Тимофеева, У.Б.Далгат, В.М.Гацака, Н.Джусойты, П.Выходцева, Д.С.Лихачева, В.Я.Проппа и др.
Один из важных моментов диссертационной работы - исследование взаимодействия фольклора и литературы, все усложняющегося процесса их взаимодействия на пути трансформации фольклорных традиций в литературе, а также выявление роли и места просветителей в формировании литературных жанров.
В диссертационной работе также использован опыт научных исследований северокавказских литературоведов: Л.А.Бекизовой, А.М.Гутова, И.А.Дахкильгова, Д.Мальсагова, А.Х.Мусукаевой, Н.Музаева, Ю.М.Тхагазитова, З.Х.Толгурова, А.Х.Хакуашева, Х.Х.Хапсирокова, К.Г.Шаззо, Р.А.Чахкиевой, Р.Ю.Юсуфова, М.Яндиевой и др.
Материалом исследования послужили произведения ингушских писателей, поэтов, драматургов начала XX века: Ч.Ахриева, А.Базоркина, З.Мальсагова, Д.Мальсагова, А.Озиева, А.-Г.Гойгова, Дж.Яндиева и др.
Степень изученности темы. По данной теме нет специального монографического исследования. Однако данная проблема в том или ином аспекте затрагивалась в трудах И.А.Дахкильгова «Ингушская литература» (1975); Н.Д.Музаева «Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров» (1974); Р.К.Ужаховой «Чеченкий и ингушский рассказ»; М.Дж.Яндиевой «Ингушский исторический роман» (1990).
Особое место в национальном литературоведении занимают «Очерки истории чечено-ингушской литературы» (1975), в основу которых положен принцип литературных портретов национальных деятелей литературы.
Следует также отметить диссертационные работы, выполненные в период 1990-2005 годов и посвященные проблемам развития ингушской литературы, ее жанровой специфике, творчеству отдельных писателей и поэтов: Далиевой Э.Х. «Ингушская поэзия начала XX века» (2003); Хадзиевой А.А. «Эволюция творчества и формирование художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова» (2005); Мартазановой Х.М. «Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина» (2005); Евлоевой A.M. «Ингушская драматургия. Национальные истоки, эволюция, жанровая специфика» (2006) и др.
Наиболее подробно остановимся на некоторых монографических трудах. В фундаментальном научном труде И.А.Дахкильгова «Ингушская литература» (1975) обстоятельно исследуются пути становления ингушской литературы, подробно анализируется развитие жанров как прозаических, лиро-эпических, так и драматургических в их неразрывном единстве темы и идеи, формы и содержания.
Проблемы формирования литературных жанров в контексте взаимосвязи литератур Северного Кавказа исследована Н.Д.Музаевым в монографии «Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров» (1974). Вопросы формирования и развития жанра исторического романа в ингушской литературе анализируются в монографии М.Дж.Яндиевой «Ингушский исторический роман» (1990). Проблема специфики жанра рассказа нашла отражение в статье Р.К.Ужаховой «Чеченский и ингушский рассказ». Истоки национальных литератур исследует Р.А.Чахкиева в статье «Истоки чечено-ингушской прозы» (1979). Заслуживают внимания литературно-критические статьи А.У.Мальсагова, являющиеся своеобразными портретными миниатюрами-зарисовками (1970).
Проблема жанра в литературах народов Северного Кавказа нашла отражение в фундаментальных исследованиях известных ученых. Л.А.Бекизова в работе «От богатырского эпоса к роману» (1974) исследует проблему зарождения письменной литературы адыгов и специфику ее развития, начиная с фольклорных истоков, определивших основу жанрового разнообразия национальных литератур.
В трудах Мусукаевой А.Х. «Поиски и свершения» (1978), «Ответственность перед временем» (1987), «Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология» (1993), «Художественный мир Хачима Теунова» (2003) исследуются прозаические жанры в литературах народов Северного Кавказа в их этно-фольклорном единстве и художественном своеобразии.
Значительную роль в северокавказском литературоведении сыграли труды З.Х. Толгурова «Движение балкарской поэзии» (1984), «В контексте духовной общности» (1991), анализирующие проблемы формирования реализма в литературах народов Северного Кавказа.
Монографические труды Ю.М.Тхагазитова «Адыгский роман (национальная традиция и современность)» (1987) и «Эволюция художественного сознания адыгов: опыт теоретической истории» (1999) исследуют вопросы жанровой модификации и поэтики адыгских литератур.
Труды Т.Ш.Биттировой «Басият Шаханов» (1993), «Деятели карачаево-балкарской литературы конца XIX - начала XX века» (1996) посвящены изучению деятельности карачаево-балкарских просветителей рубежа веков, их роли и места в национальной культуре.
При всем многообразии ценных научных мнений и значительном количестве работ по вопросам эволюции жанров в литературах Северного Кавказа, на сегодняшний день нет специального монографического исследования, посвященного совокупности вопросов национальных истоков, особенностей эволюции жанров и поэтики ингушской литературы начала XX века.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры ингушской филологии Ингушского государственного университета (сентябрь, 2006 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государсвтенного университета (октябрь, 2006 г.).
Основные положения диссертации отражены в материалах научных конференций: «Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры» (г.Майкоп, 2006); «Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика» (г.Казань, 2006), а также в четырех статьях.
Структура диссертационного исследования определена поставленными в нем уелью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушской литературах (60-е годы XIX - 40-е годы XX в.)1984 год, доктор филологических наук Туркаев, Хасан Вахитович
Русскоязычная карачаевская и балкарская проза: жанровая эволюция и поэтика: К. Кулиев и А. Суюнчев2008 год, кандидат филологических наук Ефрюкова, Нина Васильевна
Мифо-фольклорные истоки и литературные взаимодействия в карачаевской прозе второй половины XX века2009 год, кандидат филологических наук Боташева, Зульфия Шамильевна
Жанр рассказа в абазинской литературе: истоки и становление: Сравнительно-типологическое исследование2004 год, кандидат филологических наук Пазова, Марят Сергеевна
Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах: 1920-1970 гг.2004 год, кандидат филологических наук Кочесокова, Мадина Петровна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Келигова, Радимхан Джабраиловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование специфики эволюции жанровых форм в отдельной национальной литературе позволяет определить общие закономерности развития литературного процесса в целом. Самобытное развитие жанров ингушской литературы периода 1920-1940-х годов не исключает типологической общности с другими литературами Северного Кавказа.
В качестве истоков, положивших основу ингушской литературы, мы называем национальный фольклор, творчество писателей-просветителей, а также влияние русской классической и советской литературы. Национальный фольклор - легенды, исторические предания, нартские сказания, сказки, героические и лирические песни и т.д. - послужил почвой для зарождения прозаических, поэтических, драматургических жанров. Народное творчество ингушей не только содержало богатейший жизненный материал и духовный опыт народа, но и заключало в себе, пусть и не в чистом виде, разнообразные жанровые формы. Многие поэтические приемы и средства на первых этапах развития литератур были заимствованы из фольклора. Художественное своеобразие национальной прозы, поэзии и драматургии в решении образа нового человека, в воссоздании новой действительности опиралось на эпические традиции устного народного творчества.
Влияние фольклора на письменную литературу было разным, в зависимости от периодов развития самой литературы. Если в период 1920-х годов использование собственных фольклорных традиций и опыта развитых литератур было нетворческим, то в дальнейшем ингушская литература постепенно освобождается от прямого воздействия народного творчества и переводной литературы, она ставит задачу художественного изображения действительности своими силами и средствами и успешно справляется с ней. И к концу 1930-х годов в ингушской литературе складываются почти все основные формы письменного художественного творчества.
Своеобразным подготовительным этапом в истории формирования литературных жанров стали газетные жанры, получившие развитие в период 1920-х годов. Но уже в это время можно отметить жанровое разнообразие в формирующейся литературе, оно характерно прежде всего тем, что помимо прозы начали вырисовываться контуры художественной поэзии и драматургии. Если для 1920-х годов характерно в целом подражательное отношение к значительным фактам русской литературы, то в 1930-40-е годы литературу отличает творческое использование опыта русской литературы и литератур Северного Кавказа: ингушские писатели постепенно освобождаются от упрощенного изображения жизни и человека. В литературе начинают преобладать реалистические, аналитические начала, она все больше тяготеет к многостороннему анализу действительности.
Начинающие писатели решали художественные проблемы, зачастую используя прием резкого противопоставления, поскольку именно эта форма позволяла нагляднее показать преимущества новой жизни, новой идеологии, создать острые ситуации и конфликты. Но с течением времени прием прямого противопоставления изжил себя; писатели шли к более многомерному и реалистическому освоению действительности. К периоду 1940-х годов ингушская литература стала характеризоваться жанровым и тематическим многообразием, обретением стилевой определенности, в ней сложились почти все основные формы художественного творчества. Темы разрушения старых устоев, роста человека, его общественного сознания в условиях революции и гражданской войны, формирования нового общества были ведущими в произведениях ингушских писателей, но конфликт старого и нового в жизненном укладе оставался основным. Главное идейное направление зарождающейся литературы определялось ярко выраженным интересом к человеку нового общества, к человеку - творцу свей жизни: пассивному герою, как правило, противопоставлялся тип героя, способного вступить в конфликт с привычным укладом, выбрать жизнь коллективистскую.
Если герой эпохи на ранних этапах развития литературы представал как определенная схема, то «одушевление» героя происходило шаг за шагом: он приобретал типические черты. Его авангардная роль и неразрывная связь с народом, особенности психологии, интересы и пути формирования как личности становились предметом художественного анализа в произведениях А.-Г.Гойгова, З.Мальсагова, О.Мальсагова, Х.-Б.Муталиева, С.Озиева, Х.Осмиева, И.Базоркина и других.
В ингушской литературе исследуемого периода выдвигается ряд идейно-эстетических проблем, общих для литератур Северного Кавказа. Если в русской литературе историко-революционная тематика способствовала появлению в литературе различных модификаций проблемы диалектики отдельной личности и народа, то в ингушской литературе историко-революционная тема решалась в основном одним вариантом -художественное изображение этапов революционного становления простого труженика, постепенного его превращения из стихийного бунтаря в сознательного борца за народное счастье. Формирование личности изображалось при этом на фоне пробуждающегося революционного сознания народа.
В то же время к концу 1930-х годов в ингушской литературе появились закономерности, свидетельствующие о наступлении периода самостоятельности. Общие для всей страны исторические события, сходные идейно-эстетические цели и жизненный материал не снимали проблем поиска новых художественных форм и самостоятельных оригинальных решений в литературе. Черты качественно нового этапа в национальном литературном развитии видны в произведениях Б.Дахкильгова, Х.-Б.Муталиева, О.Мальсагова, Дж.Яндиева и других.
В период 1940-х годов значительно изменились идейно-тематическое содержание произведений и жанрово-структурные принципы творчества. События Великой Отечественной войны поставили перед писателями и поэтами проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Тема «человек на войне» требовала глубокого осмысления гуманистических, идеологических и философских вопросов, связанных с действительностью, с фактом, с личностью. В результате, в литературе образовался новый структурно-типологический пласт, имеющий много общего с литературами Северного Кавказа, с русской литературой и с другими литературами страны. В этот период наблюдается закономерность в обращении к традициям фольклора - к героической песне, к песне-плачу и др. Героико-романтический способ изображения лег в основу формирования поэтических и прозаических жанров. Особое значение для молодой литературы имело и то, что изображение строилось на конкретном фактическом материале.
Ингушская литература 1940-х годов не дала крупных эстетических явлений, но ее формирование, непростые процессы, происходившие в ней, заслуживают внимания с точки зрения отражения в них общих, типологических закономерностей. Национальная литература выработала такие проблемно-стилевые и структурные особенности, которые сыграли значительную роль в формировании нового этапа развития литературы.
Особое значение в формировании литературных жанров имел и усилившийся в этот период процесс взаимовлияния литератур народов страны, значительное увеличение количества переводов. В итоге, освоение военной действительности и ее художественное отражение явилось начальным этапом формирования нового периода развития национальной литературы с ее структурно-типологическими особенностями. В литературе рождалась масштабная проблематика: общечеловеческие нравственно-философские аспекты военной тематики способствовали расширению идейно-художественных рамок, выходу за пределы национальных проблем.
В ингушской литературе определились основные пути развития: идейная проблематика, пафос, художественные черты.
Формирование жанров в национальной литературе, как известно, процесс сложный, длительный, обусловленный историческими, социально-политическими, идеологическими, нравственно-психологическими проблемами общества. В истории ингушской литературы период 1920-40-х годов явился важнейшим этапом формирования и развития жанров прозы, поэзии и драматургии: возникали различные виды литературных жанров, но главное, рождалось новое, реалистическое направление в литературе с организованной сюжетно-композиционной архитектоникой, способами типизации, психологическим анализом характеров и различными стилевыми решениями художественной проблемы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Келигова, Радимхан Джабраиловна, 2007 год
1. Азадовский М. Статьи о литературе и фольклоре. - М.-Л.: Художественная литература, 1960. - 545 с.
2. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957.380с.
3. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.-654с.
4. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М.: Наука, 1972. - 190с.
5. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. -Махачкала, 1996.-271с.
6. Берков П.Н. О многочисленном характере советской литературы. -Л.: Высш. шк., 1969.- 171 с.
7. Базоркина А.И. Воспоминания об отце. Нальчик: Эль-фа, 2001. -170с.
8. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1973.-320с.
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1995. - 502с.
10. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. -318с.
11. Белинский В.Г. Избранное в 2-х книгах. Кн. 1. М.: Советский писатель, 1959.-559с.
12. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Советский писатель, 1983.-239с.
13. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. -М.: Наука, 1978.-280с.
14. Большой энциклопедический словарь. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1991.
15. Бочаров А. Бесконечность поиска. М.: Советский писатель, 1982.-290с.
16. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. JL: Наука, 1969. - 228с.
17. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. -М.: Наука, 1976.-511с.
18. Воробьева Н.Н. Принципы историзма в изображении характера. -М.: Наука, 1978.-210с.
19. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987. - 397с.
20. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. (Критические статьи и исследования). Грозный. 1989. - 280с.
21. Гамзатов Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000.-280с.
22. Гамзатов Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти.-М.: Наследие, 1996.-651с.
23. Гачев Г. Неминуемое: ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989. -431с.
24. Гегель. Эстетика. Т. 3. М.: Наука, 1971. - 510 с.
25. Гей Н.К. О художественности. М.: Наука, 1967. - 364с.
26. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1979. - 510 с.
27. Горький М. О литературе. М.: Худож. литература, 1975. - 270 с.
28. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.:Наука, 1967. - 319с.
29. Гусейнов Ч.Г. Форма общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1977. - 230с.
30. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Советский писатель, 1988.-429с.
31. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М.: Наука, 1972.-280с.
32. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. -М.: Наука, 1981.-303с.
33. Дахкильгов И.А. Ингушская литература. Грозный, 1975. - 208с.
34. Дахкильгов И.А., Мальсагов А.О. Ингушская советская литература. Грозный, 1987.
35. Движение в жизни и литературе. Современные проблемы социалистического реализма. Сб. ст. М., 1978. - 340с.
36. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. -М.: Советский писатель, 1974. -396с.
37. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. М.: Художественная литература, 1967. - 290с.
38. Ибрагимов М. Заметки о литературе. Классики и современники. -М.: Худож. литература, 1971. 309с.
39. Иванов В.В. Соотношение истории и современности как методологическая проблема. М.: Советский писатель 1973. - 210с.
40. Ингушетия и ингуши. Т. 1. (Составитель М. Яндиева). Назрань-Москва, 1999.
41. Ингуши. Сб. ст. Саратов, 1996. -280с.
42. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. -Л., 1974.-320с.
43. История адыгейской литературы. Т. 1. Майкоп: «Меоты», 1999. -521 с.
44. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1. - М.: Наука, 1995. - 240с.
45. История советской многонациональной литературы. В 6 т. М.: Наука, 1970-1974.
46. Камбачокова Р.Х. Адыгский исторический роман. Нальчик: Эльбрус, 1999,- 116с.
47. Караева А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979.176с.
48. Кашежева JI.H. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962.147с.
49. Кедрина З.С. Введение. История советской многонациональной литературы. Т.4. М.: Наука, 1972.
50. Колобаева А.Н. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. М, 1990. - 270с.
51. Каракасян JI. Концепция личности и герой литературы. Ереван, 1982.- 183с.
52. Ленобль Д. История и литература. М., 1977. - 31 Ос.
53. Литвинов В. Мир глазами публициста. М.: Знание, 1967. - 93с.
54. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.410с.
55. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.-750с.
56. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - М.-Л.: Советский писатель, 1984. - 209с.
57. Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Наука, 1991. - 310 с.
58. Лихачев Д.С. Тревоги совести. (Книги не молчат). М.: Советский писатель, 1972. - 210с.
59. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальной литературы. -М.: Современник, 1972. -248с.
60. Мальсагов А.О., Базоркин И.М. Очерки истории чечено-ингушской литературы. Грозный, 1963. - 217с.
61. Мальсагов А.У. В боевом строю. Грозный, 1971. - 185с.
62. Мамий Р,Г. Вровень с веком. Майкоп, 2001. -338с.
63. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. - 297с.
64. Миф фольклор - литература. Сб. ст. - JL: Наука, 1978. - 250с.
65. Многоликая Ингушетия. Санкт-Петербург, 1999. - 210с.
66. Музаев Н.Д. Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный, 1974. - 175с.
67. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик: Эльбрус, 1978. -131с.
68. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192с.
69. Мусукаева А.Х., Шетова Р.А. Художественный мир Хачима Теунова. Нальчик: Эльбрус, 2003. - 191с.
70. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972.-246с.
71. Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. -М.: Мысль, 1964.-370с.
72. Неупокоева И. Проблемы взаимодействия современных литератур. М.: Наука, 1980. - 272 с.
73. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. М.: Наука, 1972. - 266с.
74. Охотникова С.Р. Концепция мира и человека в русской культуре XX века. М.: Современник, 1986. - 210с.
75. Очерки чечено-ингушской литературы. Грозный, 1963. - 315с.
76. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. -275с.
77. Патиев Я. А я жду. Очерк жизни и творчества И. Базоркина. -Назрань, 2000.- 195с.
78. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.325с.
79. Роль фольклора в литературах народов СССР. Сб. ст. М.: Наука, 1975.-248с.
80. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик: Эльбрус, 2001. - 147с.
81. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Советский писатель, 1972. - 230с.
82. Скачков И.А. Герой и история. М., 1988.
83. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. В 2-х частях. 4.1. Саратов, 1973. - 278с.
84. Султанов К.К. Динамика жанра. (Особенное и общее в опыте современного романа). М.: Наука, 1989. - 152с.
85. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М.: Наследие, 2001. - 195с.
86. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель, 1977.-208с.
87. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. - 280с.
88. Схаляхо А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. - 190с.
89. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974.174с.
90. Тимофеев J1. Основы теории литературы. М., 1966. - 340с.
91. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик: Эльбрус, 1991.-208с.
92. Трифонова Т. Русская советская литература 30-х годов. М., 1962.-210с.
93. Туркаев В. Путь к художественной правде. Грозный, 1987.170 с.
94. Туркаев В. О путях развития чеченской литературы. Грозный, 1973.- 189с.
95. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман. /Национально-эпическая традиция и современность/. Нальчик, 1987. - 1 Юс.
96. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик: Эльбрус, 1972. - 174с.
97. Фидарова Р.Я. Герои, характеры, жизнь. Орджоникидзе: PIP, 1990.- 197с.
98. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик: Эльбрус, 1978.-258с.
99. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. Нальчик: Эльбрус, 2000. - 352с.
100. Хапсироков Х.Х. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Ставрополь, 1964. - 144с.
101. Хашхожева Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. -Нальчик: Эльбрус, 2000. 416с.
102. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1972. - 406с.
103. Чамоков Т. В защиту человека. Майкоп, 1992. - 190с.
104. Чеченский и ингушский роман. Проблемы жанра. Грозный, 1986.- 118с.
105. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238с.
106. Шортанов А.Т. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. -Нальчик, 1961. — 217 с.
107. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. JL: Наука, 1989. - 247с.
108. Яблокова Г. У истоков книги. Грозный, 1990. - 180с.
109. Яндиева М. Ингушский исторический роман. Грозный, 1990.210с.1.
110. Абукаров А. Дороги любви // «Сердало», 1999, 24 февраля.
111. Аникин В.П. Мудрость народов // Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961.
112. Ахматова Р. Пусть крепнет дружба литератур // Кабардино-Балкарская правда, 1968, 27 ноября.
113. Базоркина А.И. Терпение // Так это было. В 3-х томах, Т.2. М.,1993.
114. Борова А.Р. Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова // Автореферат кандидатской диссертации. -Нальчик, 1999.
115. Васенина Н. И. Базоркин. «Я еще не все сказал.» // Комсомольское племя, 1989, 22 апреля.
116. Взаимодействие и взаимообогащение. Русская литература и литература народов СССР. (Статьи, материалы) // Ленинград, Наука, 1989.
117. Воробьева Н.Н., Хитарова С.М. На новых рубежах // О многонациональной прозе наших дней. М., 1974.
118. Вышегуров М. Как жаль, что ты улетел // Сердало, 1995, 24 января.
119. Гачев Г., Кожинов В. Содержательность литературных форм // Теория литературы в историческом освещении. М., 1984.
120. Газиков М. Гордость ингушской литературы // Сердало, 2001.
121. Гусейнов А. Литература и нравственность. Нравственность, литература, писатель //Литературная учеба, 1984, №3.
122. Давыдов И. Военная дорога писателей // Кабардино-Балкарская правда, 1987,12 мая.
123. Далгат У.Б. О взаимосвязях дагестанских и северокавказских литератур // Пути развития советской многонациональной литературы. М., 1960.
124. Дахкильгов И.А. Наша национальная гордость // Ингушетия, Грозный, 1994, 31 мая.
125. Демидчик JI. Преемственность и переосмысление традиций // Вопросы литературы, 1982, №12.
126. Джусойты Н. Все начинается с размышления // Вопросы литературы, 1976, №5.
127. Емельянов А. Солнце в каждом доме // Литературная Россия, 1963, 26 апреля.
128. Ивашова В. О границах понятий // Литературное обозрение, 1976,1.
129. Кандиев Б. Книга жизненной правды. // Социалистическая Осетия. Орджоникидзе, 1969,19 февраля 1969.
130. Лихачев Д.С. Служение памяти // Наш современник, 1983, №3.
131. Ломидзе Г. Великая сила пролетарского интернационализма // Литература и современность, 1972, Сб. №11.
132. Ломидзе Г. Расширение эстетического диапазона // Вопросы литературы, 1971, №9.
133. Ломидзе Г. Традиции дружбы и братства // Вопросы литературы, 1982, №12.
134. Мальсагов А.У. Поэзия мужества // Комсомольское племя, 1970, 30 июня.
135. Мальсагов Д. Ингушская литература // Революция и горец. -Ростов-на-Дону, 1933, №1-2.
136. Мальсагов О.А. По пути роста // Грозненский рабочий. -Грозный, 1957,10 декабря.
137. Мамиева В.А. Современный литературный процесс и развитие художественного сознания народов Северного Кавказа // Советская литература и Кавказ. Грозный, 1987.
138. Мартазанов A.M. Проблема в творчестве И.Базоркина // Орджоникидзевская, 1994.
139. Мерквиладзе Г. Пути творческого взаимообогащения национальных литератур // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. М., 1964.
140. Многонациональная советская литература в контексте мировой социалистической культуры // Вопросы литературы, 1982, №12.
141. Художественное взаимообогащение литературы народов СССР // Вопросы литературы. 1982, №12.
142. Налоев Дж. От мертвого к живому // Кабардино-Балкария (Литературно-художественный альманах). Вып. 1.- Нальчик, 1933.
143. Неуспокоева Н.Г. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур // Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. М., 1961.
144. О большом эпосе малых народов // Вопросы литературы, 1987,1.
145. Оскоцкий В. Человек во времени // Литературная учеба, 1979.6.
146. Павленко П. На Северном Кавказе // Литература и искусство, 1943,12 июня.
147. Панченко И.Г. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее // Вопросы литературы, 1983, № 6.
148. Панченко И.Г. О фольклорно-мифологических традициях в современной многонациональной советской прозе // Вопросы литературы, 1984, №2.
149. Пархоменко М.К. К достижению полного единства // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. М., 1964.
150. Полонская Е. Мысль, чувства, поэзия. // Грозненский рабочий, 1963, 14 июня.
151. Проблема характера в литературе // Тезисы докладов зональной научной конференции 24-26 октября 1990г., ч.Н. Челябинск, 1990.
152. Революция и горец, ж. Ростов-на-Дону, 1932. № 1.
153. Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы. М.: Просвещение, 1984.
154. Танкиев А. Об истории и культуре ингушского народа // Ингуши. Саратов, 1996.
155. Чахкиева Р.А. Истоки чечено-ингушской прозы //Вопросы литературных связей, Т.8. Грозный, 1979.
156. Чмыхов Л.М. Исторический роман в литературе Северного Кавказа. Многообразие и специфика жанра //Советская литература и Кавказ. -Грозный, 1987.
157. Шахбулатов А. Дороги любви. Заметки о спектакле // Грозненский рабочий, 1966, 4 марта.
158. Шошин В.А. К проблеме взаимодействия национальных литератур в советском литературоведении // Русская литература и литература народов СССР. Л.: Наука, 1989.
159. Якименко В. Границы и возможности //Вопросы литературы, 1978, №11.
160. Якименко Л. Художественная летопись бессмертного подвига // Армия и литература. М., 1978.
161. Яндиева-Албогачиева М. И.Базоркин в жанре неклассического жития // «Сердало», 1994, 8 июля.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.