Буддизм и история национального движения в Бурятии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат исторических наук Цыбикдоржиев, Доржи Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Цыбикдоржиев, Доржи Владимирович
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Буддизм и этнополитические процессы в Бурятии в XVII - XIX веках.
1.1. Буддизм в истории формирования государственности у монголов
1.2. Этноконфессиональные отношения и этнополитические процессы в
Бурятии в XVII-XIX веках
Глава II. Буддийский фактор в формировании и эволюции национального движения в Бурятии в начале XX века.
11.1. Роль буддизма в борьбе бурятского народа против колониальной политики царизмав 1901-1907 годах
11.2. Обновленчество и формирование идеологии национального движения после Февральской буржуазно-демократической
революции
П.З. Буддизм и бурятское национальное движение в период
Октябрьской революции и гражданской войны
Глава III. Буддизм в истории бурятской национальной автономии в период становления Советской власти (1923-1938 гг).
III. 1. Реорганизация буддийской церкви и движение за единую национальную государственность бурятского народа
111.2. Внешнеполитические факторы в этноконфессиональной ситуации в БМАССР в 20-х годах
111.3. Кризис бурятского национального движения и гонения на буддизм
в 20-30-х годах
Заключение
Список источников и литературы
61-5020003 (2200x3360x2 НА)
3
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв.2002 год, доктор исторических наук Ангаева, Сэсэгма Пурбоевна
Духовные связи российских буддистов с Тибетом в конце XIX-начале XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Павлов, Павел Александрович
Печатная пропаганда бурятских религиозных деятелей в контексте развития буддизма в Забайкалье во второй половине XIX-начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Шоболова, Светлана Игоревна
Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг.1998 год, кандидат исторических наук Данзанова, Аюна Аюшеевна
Социальная структура буддийских сообществ современной Бурятии2018 год, кандидат наук Бадмацыренов, Тимур Баторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Буддизм и история национального движения в Бурятии»
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена целым комплексом кардинальных перемен в области политического и национально-государственного устройства, происходящих в настоящее время. Изменения произошли и в духовной сфере, что связано с общим процессом демократизации в стране, затронувшим область государственно-церковных отношений. Повсеместно наблюдается укрепление позиций религии в различных регионах Российской Федерации. На политической арене появляются общественно-политические движения и объединения конфессиональной направленности, этнополитические процессы в ряде регионов страны
приобрели религиозную окраску.
Сегодня для решения сложных проблем современной религиозной ситуации, разрешения конфликтов на национальной почве в стране необходимо извлечь из отечественной истории государственно-религиозных, этноконфессиональных отношений и этнополитических процессов необходимые для современности уроки. В условиях противоречивой национальной и конфессиональной политики в стране, имеющей особенности в каждом отдельно взятом регионе, исторические исследования приобретают особую актуальность. На первый план практической деятельности органов государственной власти выдвигаются темы государственно-церковных, этноконфессиональных отношений на уровне субъектов федерации. В этой связи исследование роли древнейшей мировой религии - буддизма в этнополитических процессах и национальном движении в Бурятии становится важной составной частью изучения опыта взаимодействия Российского государства как с буддийской церковью, так и этносами - носителями
буддизма.
61-5020004 (2200x3360x2 НА)
Предлагаемая работа посвящена чрезвычайно важной для понимания сущности этнополитических процессов в буддийских регионах проблеме взаимоотношений буддизма и национального движения, роли буддизма в процессах национального возрождения, борьбы этноса за свои права и государственность. В условиях, когда религиозные идеи берутся на вооружение политическими группировками, используются для обоснования тех или иных правовых актов, политических и национальных лозунгов, тема внутреннего потенциала буддизма, его идейных установок по отношению к проблемам взаимоотношения с государством приобретает особенную остроту. Тем более, что недавние события в Бурятии, связанные с вывозом буддийского раритета и святыни бурятских верующих - «Атласа тибетской медицины», показали неоднозначность ориентаций буддийского духовенства в политической сфере, наличие серьезных противоречий внутри буддийской церкви.
Снятие секретности с огромного количества документов, касающихся истории национального движения, этнополитических процессов, буддизма в XX веке в Бурятии, делает необходимым переосмысление ряда вопросов в этой области. Буддийский фактор в национальном движении начала века ранее выглядел не столь очевидным, основное внимание исследователей занимали проблемы классовой борьбы и национально-освободительных движений, при изучении которых акцент делался также на классовом подходе к проблеме. Теперь же назрела необходимость взглянуть на историю этнополитических процессов и национального движения в регионе с учетом новых данных, что придает поставленной проблеме дополнительную значимость.
Внешнеполитические интересы России на Буддийском Востоке и в Центральной Азии, как следует из ряда архивных документов, всегда тесно увязывались с политикой в отношении бурятского народа. История Бурятии занимает особое место в разработке истории буддизма в России.
61-5020005 (2200x3360x2 tiff)
5
Здесь находился крупнейший исторический центр буддийской конфессии Российской империи, а затем - Советского Союза. Территория этнической и исторической Бурятии была местом первого проникновения буддизма на территорию Российской Федерации. Лидирующая роль бурятского буддизма в России в основном
сохраняется и теперь.
Хронологические рамки исследования. Основное внимание в
диссертации сосредоточено на исследовании роли буддизма в
этнополитических процессах и национальном движении в Бурятии в XX
веке. Однако, совершенно очевидно, что историю буддийских
общественно-политических движений в регионе монголосферы
необходимо исследовать в тесной взаимосвязи с более ранними
историческими периодами, поскольку она неразрывным образом связана
с формированием буддизма в Центральной Азии, прежде всего в Халха-
Монголии.
В связи с вышеизложенным хронологические рамки раздвинуты и исследование начинается с Ш века до нашей эры, когда отмечено первое свидетельство о проникновении буддизма к предкам бурятского народа. Конкретно-исторические события древней истории и средневековья связаны с проникновением буддизма к хуннам на рубеже III-II веков до н.э., принятием буддизма в качестве государственной идеологии в монголо-китайских «варварских» монархиях IV-VI вв., Нирунским каганатом IV-VI вв., созданием в XII в. Монгольской империи. Новые этапы развития буддизма гелук на территории России связаны с вхождением в конце XVII века Бурятии в состав России, указом императрицы Елизаветы Петровны об утверждении штатов буддийского духовенства в 1741 году, принятием «Положения о ламайском духовенстве» в 1853 году, усилением в конце XIX века политики христианизации бурят и начавшимся в ответ на это движением
61-5020006 (2200x3360x2 НА)
6
буддийского «просветительства», земельной и административной реформами в 1895-1905 годах, давшими толчок формированию бурятского национального движения.
Существенное влияние на современное состояние буддизма и бурятского этноса оказали события XX века. Февральская и Октябрьская революции, гражданская война, установление советской власти на территории Бурятии явились этапами борьбы бурятского народа за национальную государственность, одновременно став временем тяжелых испытаний для буддизма и бурятской нации. Эти периоды дали наибольшее количество крайних форм проявлений религиозного и национального сознания. 1901-1903 годами исследователи датируют первый этап бурятского национального движения, 1905-1907 годами, временем Первой русской революции - второй этап. В эти периоды вопрос о свободе вероисповедания был одним из главных лозунгов политической борьбы, буддизм превращается в мощный фактор национального движения, главной целью которого было создание бурятской государственности. С началом Февральской буржуазно-демократической революции связан третий, качественно новый этап национального движения, выразившийся в установлении де-факто национальной автономии. Октябрьская революция и гражданская война ознаменовали четвертый этап национального движения. Пятый этап датируется окончанием гражданской войны, провозглашением национальной автономии в форме Бурят-Монгольской и Монголо-Бурятской автономных областей, а затем - Бурят-Монгольской АССР (1923 г.), и последующими репрессиями и буддийского духовенства, и лидеров национального движения в 30-х годах. Периоды второй мировой войны, оттепели и застоя показали, что в годы, хотя и самого жесткого контроля, но не тотальной политики уничтожения, буддизм способен существовать на бытовом уровне при отчетливой тенденции к
61-5020007 (2200x3360x2 tiff)
возрождению добуддийских верований, воспринимаемых народом как буддийские.
Современная противоречивая и непоследовательная
этноконфессиональная политика, проводимая в регионах, демонстрирует целый ряд проблем, которые невозможно решить на государственном уровне без глубоких знаний истории буддизма, национальных особенностей бурятского народа, его этнической психологии. Самые последние события в Бурятии выявили спектр национальных и конфессиональных проблем, корни которых лежат в колониальной политике царизма, в национальной политике СССР. Для решения этих проблем в среде бурятской интеллигенции в конце 80-х - начале 90-х годов в регионах проживания бурят вновь формируется национальное движение, начинается его новый этап, продолжающийся в настоящее
время.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы истории и специфики функционирования буддизма в Бурятии, связанные с формированием этноса, применительно ко всему историческому периоду разработаны неравномерно, несмотря на то, что бурятский буддизм достаточно рано привлек внимание исследователей, миссионеров и государственных чиновников, инспектировавших места проживания буддистов в Российской империи1. Большое внимание истории буддизма уделяли лидеры бурятского национального движения . Роль и место буддизма в процессе формирования национального самосознания бурят, в
1 Кириллов Н. Дацаны в Забайкалье // Записки Приамурского отделения Географического общества.-1896 -Т 1 Вып 4- Доклад иркутского архиепископа Серафима на имя тов. обер-прокурора синода u.c. Даманского.- ГА РФ, ф.№ 3661, д.№814; Нил. Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири,- СПб., 1858; Высочайше утвержденная под председательством статс-секретаря Куломзина Комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. Вып. 6. Население, значение рода у
инородцев и ламаизм.-СПб., 1898 и др. „ с с
2 Богданов M.H. Очерки истории бурят-монгольского народа.- Верхнеудинск, 1926; Барадийн Ь.Ь.
Буддийские монастыри // Очерки истории бурят-монгольского народа.- Верхнеудинск, 1926;
61-5020008 (2200x3360x2 tiff)
8
этноконфессиональных отношениях исследовалась Цыбеном Жамцарано1,
эту тему затрагивал и Л.Я. Штернберг2.
Ранняя история буддизма среди монгольских народов стала объектом
целого ряда исследований в результате ввода в научный оборот материалов
археологических раскопок и данных китайских письменных источников,
датированных II в. до н.э. - XII в. н.э. Тема взаимоотношений буддизма и
государства, специфика положения буддизма в многоэтапном и
поликонфессиональном обществе в периоды до XII века, в эпоху
монгольского великодержавия и на современном этапе затрагивалась в
работах многих российских и зарубежных историков3. Проблемы
государственно-церковных отношений плодотворно исследуются в трудах
ученых кафедры религиоведения Российской Академии государственной
службы при Президенте РФ4. Начиная с 1991 года, когда в Бурятии
отмечалось 250-летие официального признания буддизма в России, ранняя
история буддизма в монгольских государствах и на территории Бурятии
заняла важное место в работах бурятских ученых5.
В советский период развития буддологии в Бурятии первостепенное значение придавалось задаче атеистического воспитания, критическому анализу социальной роли ламаистской церкви в бурятском обществе.
Барадийн Б.Б. Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской
бурят и его критик // Сибирские вопрось,- 1907, Ш» 21* Штернберг Л.Я. Буряты // Формы национального движения в «.времен,^^^^^Тс 3 Коонев В И Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии.-М., 1983, Мартынов A.c.
(Монгольское государство Нирун).- Улаанбаатар, 1992 и др. тпоАимчук - М
* cL • Госулаоственно-церковные отношения в России. Научи, сборник // Сост. H.A. Трофимчук. м
См.. i осударственно цсрллшлм* v Государство и церковь в
10<у>. Птгстттго* МИ ГоСУЛаРСТВО И ЦврКОВЬ. 1917-1935.- М., 1УУ1, иH же. i ut^Aa^viD М Г
PoccÄ^ JUS. 199?"фроновРа E.G. Буддизм в странах Запада и в России (историко-
Sr/it^i оф^ьного Гнаш
ey^TZ^^yZm-, Тиваненко A.B. У истоков проникновения буддизма в Забайкалье
61-5020009 (2200x3360x2 tiff)
9
Вопрос о социальной природе и классовых функциях бурятского буддизма ставился Ф.А. Кудрявцевым и рядом других исследователей в работах по истории Бурят-Монгольской АССР1. Дальнейшее развитие тема получила в монографии K.M. Герасимовой «Ламаизм и национально-колониальная политика в Забайкалье в XIX - начале XX веков»2. Здесь с марксистских позиций была исследована роль буддизма в общественных течениях в Бурятии в период Первой русской революции 1905-1907 гг., затронут вопрос участия буддийского духовенства в движении просветительства во
второй половине XIX века.
Вопроса о роли буддизма и буддийского духовенства на ранних этапах
бурятского национального движения касались Н.П. Егунов в
монографиях «Колониальная политика царизма и первый этап
национального движения в Бурятии в эпоху империализма» и «Первая
русская революция и второй этап национального движения в Бурятии»,
A.A. Елаев в монографии «Бурятия. Путь к автономии и
государственности»3. Этой теме уделялось внимание в работах
бурятских ученых и в материалах научных конференций последних лет4.
// 250-летие...; Чимитдоржиев Ш.Б. Начало распространения буддизма в Бурятии // Бурятский буддизм: история и идеология.-Улан-Удэ, 1997.
1 Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа,-М.-Л., 1940;
2 Герасимова K.M. Ламаизм и национально-колониальная полигика царизма в Забайкалье в 19 - начале
> Е^Гв'нГкоГош^ная полигика царизма и первый этап национального движения в Бурятии в эпоТ^периализм,-Улан-Удэ, 1963; Он же. Первая русская революция и второй о
движения в Бурятии-Улан-Удэ, 1970; Елаев A.A. Бурятия. Путь к автономии и государственности.-М„
'Дарибазарон Э.Ч. К вопросу о теократическом движении в 1918-1926 гг. в Хоринском ведомстве // Цыбиковсжие чтения 7-Улан-Удэ, 1998; Аюшеева А.Б. Религиозная реформация как фактор SXb™ идеологии национально-освободительного движения // ^^ZfZZrl идеология.-Улан-Удэ, 1997; Дамдинов A.B. Ахзан Доржиев в обновленческом^ижении бурятское буддийского духовенства // Бурятский буддизм. История и идеология; Он же. Агван наишшшьно-государственное строительство в Бурятии // Проблемы истории и культурно-Zo— с^льства в республике Бурятия,Улан-Удэ, 1998; Пубаев PJU« Доржиев Национально-освободительное движение бурятского народа.-Улан-Удэ, 1989, Он же. ПЛ. Национально-освободительное движение бурятского народа; Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты // Будциискии мир.-М., 1994 Шаг Дурова И Н. Б. Барадин и общественно-политическая мысль Бурятии // Базар Барадин: жизнь и деят^ьносты-Улан-Удэ^^963; Михайлов T.M. К вопросу о духовной жизни и идеологии у бурят в конце 19 - начале 20 вв.// Национально-освободительное движение бурятского народа; Максанов с. Философские и обществено-политические взгляды Б.Б. Барадина // Тезисы и доклады научно-
61-5020010 (2200x3360x2 tiff)
10
Отдельное направление занимают труды зарубежных, в основном, американских ученых, в которых затрагиваются те или иные аспекты взаимоотношений и взаимовлияний бурятского (как правило, в контексте - панмонгольского) национального движения и буддизма1. Среди них надо выделить работы Роберта Рупена, специально посвященные бурятским лидерам национального движения, их роли в борьбе монголов
Халхи и Китая за независимость2.
Вопрос о внешнеполитических факторах национальной и конфессиональной политики России в Бурятии, связи бурятского национального движения с общемонгольским и с движением панмонголизма стал объектом исследования в последние годы . Ранее его рассматривали зарубежные ученые, о чем говорилось выше.
Обновленческому движению бурятского буддийского духовенства и интеллигенции в 20-х годах посвящен ряд работ отечественных ученых. В первую очередь, это монография K.M. Герасимовой «Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства» и труды ученых Бурятии недавнего времени4. К этой теме вплотную примыкает вопрос о судьбе бурятского буддизма и национального движения в годы
сталинизма5.
теоретической конференции «Банзаровские чтения-2», посвященной 175-летию со дня рождения
Доржи Башарова.- Улан-Удэ, 1997 и др. т
Moses L., Halkovic Stephen A. Jr. Introducion to Mongolian History and Culture.-Indiana, 1985, Lattimore
О Nomads and Comissars. Mongolia Revisited-New York, 1962.
2 Rupen R. The Buriat Intelligentsia // Far Eastern Quarterly.- Vol.15 1956.- N3, Rupen R. Cyben Zamcaranovic Zamcarano (1880-1940) // Harvard journal of Asiatic Studies, Vol. 19,1956, NN 1-2.
3 Чимитдоржиев Ш.Б. Панмонголизм // Базар Барадин: жизнь и деятельность-Улан-Удэ, 1993, Цибиков б! Чимитдоржиев Ш. Цыбен Жамцарано,Улан-Удэ, 1997; Лшптованный ЕЖ Историчес.ше взаимоотношения Сибири и Монголии: культура и общество (19 в. - 30-е гг. 20 в.),Улан-Удэ, 1998, а™ а И. От Байкала до священной Лхасы,СПб-Самара-Прага, 1997; Лузянин С.Г. Коминтерн, Монголия и китайская революция 1925-1927 гг.// Восток, 1996, №1; Рощин С-К- Уполномоченный Коминтерна Турар Рыскулов в Монголии // Восток, 1996, №4; Белов Е.А. Россия и Китаи в начале 20
века. - М., 1997 и др. ,,____,, , а(-А
4 Герасимова K.M. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства,Улан-Удэ, 1У&4.
Абаева Л.Л. Трансформация ламаистской церкви в Бурятии на обновленческих принщшах. Автореф. дис... канд. ист. наук,М., 1980; Данзанова A.A. Обновленческое движение в 20-е гг. в Бурят™ // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия, Улан-Удэ, 1УУ».
Ащшеев А.И. От БаХала до священной Лхасы,М,Самара-Прага, 1997; Номогоева B.B. Из истории борьбы с религией в Бурятии в 1920-30-е гг.// Тезисы и доклады международной научно-
61-5020011 (2200x3360x2 tiff)
11
Вопросу о национальном и духовном возрождении бурятского этноса на современном этапе, роли в этом процессе буддизма посвящены доклады научно-практических конференций, статьи бурятских и зарубежных ученых1. Проблеме воспроизводства религиозных традиций в ценностных ориентациях бурятской молодежи посвящена монография Г.Е. Манзанова2. Доктор психологических наук Карнышев А.Д. в своей монографии «Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика» делает попытку рассмотреть социально-психологические предпосылки и факторы эффективности межэтнического сотрудничества3. В целом научных работ по проблемам современного положения бурятского этноса, перспектив его дальнейшего развития, роли буддизма в этнополитических процессах, состояния межнациональных и межконфессиональных отношений мало.
Недостаточно исследована и роль буддизма в бурятском национальном движении, особенно в период между Февральской и Октябрьской революциями, в годы гражданской войны, специально этой теме не уделялось должного внимания. Вопрос о функционировании бурятского буддизма в послевоенные годы, его места в структуре
теоретической конференции «Банзаровские чтения-2»; Данзанова А.А. Буддизм в Бурятии в 19201930-е годы // Тезисы и доклады международной научно-теоретической конференции «Банзаровские чтения-2»; Базаров Б.В., Шагдуров Ю.П. «Пан-монгольская организация» 1937-1938 гг. // Базар Барадин: жизнь и деятельность.- Улан-Удэ, 1993; Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы - бурят-монголы?-Улан-Удэ, 1991; Доржиев Д.Л. Крестьянские восстания и мятежи в Бурятии в 20-30 годы. Хроника языком документа.-Улан-Удэ, 1993.
1 Урбанаева И.С. Центрально-азиатская цивилизация и судьба бурят-монголов: тысячелетия степной культуры и путь национального духа в орбите России // Доклады и тезисы международного симпозиума «Бурят-монголы на пороге 3 тысячелетия: опыт кочевой цивилизации, Россия-Восток-Запад в судьбе народа.-Улан-Удэ, 1997; Михайлов T.M. Этнонациональная культура бурят в свете общественного развития России // Доклады и тезисы международного симпозиума «Бурят-монголы на пороге 3 тысячелетия»; Михайлов T.M. Бурятское возрождение и «россиянизация»// Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия. (Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию образования Республики Бурятия).-Улан-Удэ, 1998; Hamayon R.N. Shamanism, Buddhism and epic hero-ism: which supports the identity of the post-Soviet Buryats? // Central Asian Survey, 1998, N17(1).
2 Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи.-Улан-Удэ, 1997.
3 Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика.-Улан-Удэ, 1997.
61-5020012 (2200x3360x2 НА)
12
национального самосознания бурятского народа ранее рассматривался исключительно с марксистских позиций, немногочисленные исследования в этой области отягощены излишней идеологизацией подходов к религии вообще и буддизму в частности. Что же касается анализа истории буддизма и бурятского национального движения в целом, их взаимовлияний и особенностей, роли буддизма в этнополитических процессах в регионе, то таких исследований на фундаментальном уровне ранее не предпринималось.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение места и роли буддизма в истории этнополитических процессов в Бурятии и в национальном движении бурятского народа в конце XIX - начале XX веков. Исходя из этого, автор ставит перед собой
следующие задачи:
1. Рассмотреть поэтапно развитие взаимоотношений буддизма и государства в Центральной Азии, и Бурятии - в том числе;
2. Определить характер и особенности положения духовенства в бурятском обществе, его роль в национальном движении;
3. Дать анализ этноконфессиональных отношений в Бурятии в разные периоды российской истории (при царизме, в годы Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны, в первые десятилетия Советской власти);
4. Рассмотреть взаимосвязь внешнеполитических интересов России с ее национальной и конфессиональной политикой в Бурятии;
5. Рассмотреть влияние буддийских идей на национальное движение и национальное самосознание бурят.
Методологическая основа исследования. Исходными методологическими посылками исследования являются принципы историзма, системности и комплексности в изучении политической, социально-экономической и духовной истории гражданского общества.
61-5020013 (2200x3360x2 tiff)
13
Процесс распространения и развития буддизма в Бурятии рассматривался в общем контексте истории России и Центральной Азии.
Источники диссертационной работы представляет собой комплекс документов и материалов, включающий в себя делопроизводственные, законодательные, мемуарные и публицистические источники. Основным видом исторических источников по теме нашего исследования служат архивные материалы, статьи, письма бурятских национальных лидеров, мемуары участников и свидетелей исследуемых событий, законодательные и правовые акты Бурятского национального комитета, Бурятской народной Думы, Бурят-монгольского революционного комитета, Бурят-Монгольского автономного управления, а также протоколы бурятских съездов, совещаний, собраний, заседаний органов бурятской автономии, общественных комитетов деятелей бурятского национального движения, переписка с ведомствами Временного правительства, Сибирской директории, семеновской администрации, советского правительства1. Важное место в источниковой базе занимают донесения и докладные записки сотрудников обкома БМАССР, ОГПУ, других представителей властных структур2. Также использовались письма и докладные записки сотрудника Азиатского Департамента МИД П. Бадмаева, представителя Тибета в России Агвана Доржиева1. Привлекались к исследованию и мемуары последнего. Источниками послужили также периодические издания: «Сибирские вопросы» за 1907 г., «Сибирские огни», «Жизнь Бурятии» за 20-30-е гг.
1 НАРБ фф. 2, Р-248, 278; ГА РФ, ф. Varia, д. 392; ф. 1235, оп. 80, д.48; РГИА, ф.391, оп. 80, д. 48; РГВИА, ф. 165, оп.1, д.5304-а; ГАИО, ф.293, оп.1, д.783; Жамцарано Ц. Народническое движение бурят и его критик // Сибирские вопросы, 1907, №№21-25; Элбек-Доржи Ринчино. Документы. Статьи. Письма.-Улан-Удэ, 1994; Национальное движение в Бурятии в 1917-1919 гг. Документы и материалы.-Улан-Удэ, 1994; Бурдуков A.B. В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. - М., 1969; Степанов B.B. Правда об атамане Семенове.-Будапешт, 1921.
2 Доржиев Д.Л. Крестьянские восстания и мятежи в Бурятии в 20-30 годы (хроника языком документа).-Улан-Удэ, 1993; Образование Бурятской АССР. Сборник архивных документов.-Улан-Удэ, 1964; Андреев А.И. От Байкала до священной Лхасы.-СПб-Самара-Прага, 1997;
61-5020014 (2200x3360x2 tiff)
14
Для исследования этнополитических процессов в регионе в XVII-XIX веках использованы этнографические материалы русских, бурятских и иностранных ученых и путешественников, дацанские издания и летописи, фольклорные записи2. Источниками по исследованию истории религиозных представлений монголов, буддизма и государства в средние века и в древности послужили тексты китайских династийных хроник, монгольских летописей «Тайная история монголов», «Cayan teuke», «Алтан тобчи» Лубсан Данзана, «Алтан тобчи» Мэргэн-гэгэна, «Шара
туджи» и другие3.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и научная
новизна исследования определяются тем, что в нем:
-дан анализ роли буддизма в бурятском национальном движении, роли буддийского духовенства в бурятском обществе, влияния буддизма на культуру и психологию бурятского народа, определены основные этапы национального движения в XX веке;
-проанализированы этноконфессиональные отношения в Бурятии, политика Российского государства по отношению к буддизму и национальному движению на разных этапах истории Бурятии и России в
целом;
-определены значение буддийского фактора в формировании идеологии национального движения, роль бурятского буддийского духовенства и мирян в лице национальных лидеров бурятского народа во внешней политике России;
1 За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева.-Л., 1925; Страницы из жизни Агвана Доржиева. Архивные материалы.-Улан-У да, 1993.
2 ОППВ ИМБиТ, ШСМ-851; д.38; Вашкевич В. Ламаиты в Восточной Сибири.-СПб., 1885; Сборник документов по истории Бур™ 17 в. Вып. 1.-Улан-Удэ, 1960; Гирченко В. Русские и иностранные путешественники 17, 18 и пер. пол. 19 вв. о бурят-монголах.- Улан-Удэ, 1939; Хангалов M.H. Собрание сочинений.-Улан-Удэ, 1958; Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов.- СПб., 1891; и др.
3 Бичурин И. Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена,- м.-л., 1950; Е Лун-ли.- История государства киданей (Цидань го чжи).- M., 1979; Жамцарано Ц.
61-5020015 (2200x3360x2 НА)
15
-проанализирована взаимосвязь этнополитических процессов в Бурятии с событиями в зарубежной буддийской Центральной Азии;
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в образовательном процессе для создания учебных пособий, а также при подготовке специальных курсов и семинарских занятий. Вместе с тем, они могут способствовать практическому использованию органами государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации исторического опыта региональных государственно-церковных, этноконфессиональных и межнациональных отношений в начале XX века в условиях формирования единой политики государства в сфере свободы совести и
вероисповеданий.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ и была рекомендована к защите. Основные положения работы были изложены диссертантом в четырех научных публикациях общим объемом 2 п.л.
Монгольские летописи 18 в. // ТИВАН.-Т.16, М,Л., 1936; Лубсан Данзан. Алтай тобчи,М., 1973 и Т.д.
61-5020016 (2200x3360x2 tiff)
16
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Распространение буддизма среди хори-бурят: XVIII - начало XX вв.2001 год, кандидат исторических наук Цыбенов, Базар Догсонович
История взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии в 1917 - 1940 гг.2000 год, кандидат исторических наук Цыремпилова, Ирина Семеновна
Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа2000 год, доктор исторических наук Елаев, Александр Афанасьевич
Социально-философские аспекты буддизма Бурятии2004 год, кандидат философских наук Аякова, Жаргал Аюшиевна
Э.-Д. Ринчино и формирование государственности монгольских народов в первой четверти XX в.2001 год, доктор исторических наук Жабаева, Лариса Будаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Цыбикдоржиев, Доржи Владимирович, 1999 год
Источники и литература.
Архивные материалы.
1. Бурятский обком РКП(б). Докладная записка ЦК РКП(б) 8 декабря 1922 г. -ГАРФ, ф.1318, on. 1, д. 63, л. 9-12.
2. Доклад иркутского архиепископа Серафима на имя тов. обер-прокурора Синода П.С. Даманского. - ГАРФ, ф. 3661, д .814, л. 1-4.
3. Донесения о панмонгольском движении.-ГАРФ, ф.200, оп.1, д.7, 406, 421.
4. Доржиев А. Дополнение к «Записке о моей жизни» (1901 г.).-РГВИА,
ф. 165, оп.1, д.5304-а, л.7,7а.
5. Ербанов М.Н. По ламскому вопросу в Бурятии.-НАРБ, ф.248, оп.1,
д.146, л.17-19.
6. К вопросу об устройстве духовного быта буддистов. Донесение чиновника особых поручений при МВД Рыбакова. - РГИА, ф.821, оп. 133, д.441,444.
7. Материалы Даурской конференции. - РГВИА, ф. 3954, оп.1, д.68.
8. Материалы о теократическом движении.-ОППВ ИМБиТ БНЦ СО РАН, д. 387.
9. Постановление №53 ЦИК БМАССР. -НАРБ, ф. р-248, т.1,д.117, л.4.
10.Приказ №15 русским отрядам на территории советской Сибири. 21мая 1921г.-ГАРФ, ф. Varia, д. 392, л.1-6.
11.Протокол духовного собора буддистов Бурятии. - НАРБ, ф.1, оп.1, д.
20-а, л. 85-108.
12.Протокол частного совещания бурят-монгольских общественных деятелей Забайкальской области. 10.03.1917г.-НАРБ, ф.483, оп.1, д.48, л.32-33.
13.Сахьянова М.М. «Об увязке строительства Бурят-Монгольской Республики с задачами революционной работы в зарубежных монгольских странах». 1928 г. -РЦХИИДНИ,ф.17, оп.85, д.54.
61-5020201 (2200x3358x2 tiff)
201
14.Современное движение среди бурят и значение буддизма в этом движении. - РГИА, ф. 821, оп.133, д.394, л. 63-82.
15.Приамурский генерал-губернатор Суботич. Письмо министру земледелия и государственных имуществ. 9 мая 1903 г.- РГИА, ф.391, on, 1, д.780, л. 102-170.
16.Хангалов М.Н. Материалы по шаманству. 1917г. - ГАИО, ф.293, оп.1,
д.733, л.330.
Опубликованные источники.
17.Агинская Бурятская аймачная Дума 27.05.1918 // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919 гг. Документы и материалы.-Улан-Удэ: Общественно-научный центр «Сибирь», 1994.-198 с.
18.Алтан тобчи. Монгольская летопись ХУ111 века.- Пер. П.Б. Балданжапова.-Улан-Удэ, Бур. кн. изд., 1970.
19.Бадмаев П. О присоединении к России Монголии, Тибета и Китая. Докладная записка царю // За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева.-JI., Госизд., 1925. -С.66.
20.Барадийн Б. Б. Буддийские монастыри // Orient.- Вып.1.- СПб., 1992.-С. 61-120.
21.Барадийн Б.Б. Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности // Бурятиеведение.- 1927.-№3-4.
22.Барсуков И.- Граф H.H. Муравьев-Амурский.- Кн.2.-М. 1891.-С. 113. 23 .Библия. Современный перевод библейских текстов.-М.: Всемирный
библейский переводческий центр, 1997.-1150 с.
24.Бичурин Н. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.- М.- Л., АН СССР, 1950.- т.1.- 424 с.
25.Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа.-Верхнеудинск: Бурмонг. книжн. изд., 1926.-229 с.
61-5020202 (2200x3358x2 ^
202
26.Бурдуков А.В. В старой и новой Монголии.- М.: Наука, АН СССР, Ин-т народов Азии, 1969.-419с.
27.Бурдуков А.В. Человеческие жертвоприношения у современных монголов // «Сибирские огни».- 1927.- №3 .-С. 184-189.
28.Бурятско-калмыцкому комитету. ТелеграммаУ/Национальное движение в Бурятии в 1917-19 годах. Документы и материалы.-СЛО.
29.В бюро Совета сельских депутатов Забайкальской области // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг.-С.38.
30.Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири.- в 2-х т.-СПб.: Тип. 2-го отд. Собств. Его имп. Вел. Канцелярии, 1872.-Т.2.-222с.
31.Вампилов Б.Н. От Алари до Вьетнама.- М.: Наука, 1980.- С.113.
32.Вашкевич В.В. Ламаиты в Восточной Сибири. Составлено чиновником особых поручений при МВД.-СПб.: Тип. МВД, 1885.-144с.
33.Вениамин, архиепископ Иркутский и Нерчинский. Жизненные вопросы православной миссии в Сибири.-СПб.: Тип. А.Н. Котомина, 1885.-75с.
34.Воззвание Бурятско-Калмыцкого комитета // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг.-С.12.
35.Воззвание бурятскому населению Восточной Сибири // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг.-С. 143.
36.Высочайше утвержденная под председательством статс-секретаря Куломзина Комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. Вып. 6. Население, значение рода у инородцев и ламаизм.-СПб.: Гос. тип., 1898.-165 с.
37.Гирченко В. Русские и иностранные путешественники 17-пер. пол. 19 вв. о бурят-монголах.-Улан-Удэ, Бур.-монг. кн. изд., 1939.- 91с.
61-5020203 (2200x3358x2 ^
203
38.Дандарон Б. Д. «Черная тетрадь» о Четырех Благородных Истинах Будды.-СПб.: Изд. «Дацан Гунзэчойнэй», 1995.-96с.
39.Декларация чрезвычайного Общесибирского съезда по текущему моменту // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг.-С.92.
40.Дневник А.Н. Куропаткина // Красный архив.-М.-Пг., 1922.- №2.-С.5-117.
41. Доклад Комитету общественной безопасности и комиссару области//Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг.-С. 29-31.
42.Доржиев А. В Народный Комиссариат Иностранных дел, Восточный отдел 7.07.1921г.//Страницы из жизни Агвана Доржиева. Архивные документы.-Улан-Удэ: Комитет по делам архивов при Совмине РБ, 1993.-С.30.
43.Доржиев А. Народному комиссару по делам национальностей 21.10.1921г.// Страницы из жизни Агвана Доржиева...-С.92.
44.Доржиев А. Народным комиссарам иностранных дел и по делам национальностей // Страницы из жизни Агвана Доржиева. Архивные документы.-Улан-Удэ, 1993.-С.34.
45.Доржиев Д.Л. Крестьянские восстания и мятежи в Бурятии в 20-30 годы. (Хроника языком документа).-Улан-Удэ:Общественно-научный центр «Сибирь», 1993. - 82с.
46.Е Лун-ли.- История государства киданей (Цидань го чжи).- М.: АН СССР, 1979.-523С.
47.Жамцарано Ц. О том, как развивалось самосознание и правосознание сибирских инородцев - бурят // Право.- 1905.- № 48-49.
48.Жамцарано Ц. О правосознании бурят (к предстоящим реформам). // Сибирские вопросы.- 1906.- № 2.
49.Жамцарано Ц. Народническое движение бурят и его критик // Сибирские вопросы.- 1907.- № 21-25.
50.Жамцарано Ц. Буряты и освободительное движение // Сибирские вопросы.- 1907.- №7.
61-5020204 (2200x3358x2 ^
204
51.Жамцарано Ц. Монгольские летописи 18 в. // ТИВАН.-Т.16.- М.-Л., -1936;
52.3а кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева.-Л.: Гос. изд-во, 1925.- 175 С.
53.Записка подполковника Генерального Штаба Хитрово о далай-ламе и его деятельности 1906 года // Восток.- 1996.- №4.-С.136-141.
54.Ибрагимов Ш. О проявлениях великорусского шовинизма и местного национализма в Бурят-Монголии // Коммунистическая революция.-№13.- 1929.-С.44-50.
55.Из протокола №1 заседания монголо-бурят Забайкальской области, прибывших на областной съезд депутатов сельского населения // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг...-С. 44.
56.Из протокола заседания комиссии по борьбе с бандитизмом 15.05.25//Доржиев Д.Л.- Крестьянские восстания и мятежи в Бурятии в 20-30 годы. Хроника языком документа.- Улан-Удэ: Общественно-научный центр «Сибирь», 1993.-C.33.
57.Инородческий вопрос и задачи советского строительства в Сибири // Элбег-Доржи Ринчино. Документы. Статьи. Письма.-Улан-Удэ, 1994.-С.79.
58.К сведению верующих масс о высшем духовном соборе буддистов Бурят-Монголии // «Шэнэ байдал» (Новая жизнь.-газета). - №22, 2.10.1922г.
59.Кириллов Н. Дацаны в Забайкалье // Записки Приамурского отделения Географического общества.Вып. 4.- 1896.-Т.1.
60.Краткая докладная записка 51 ТКПО ОГПУ «О политическом состоянии Закаменского аймака» //Крестьянские восстания и мятежи в Бурятии в 20-30 годы.. .-С.44.
61.Дамский вопрос в Бурятии. Материалы и документы.-М.: Изд-во Буробкома ВКП(б), 1926.-94с.
62.Лубсан Данзан. Алтан тобчи. Пер. Н.П.Шастиной.-М.: Наука, 1973.
61-5020205 (2200x3358x2 tiff)
205
63.Макеев A.C. Бог Войны - барон Унгерн.-Шанхай: 1934.-С.17.
64.Месячная разведсводка «Обзор бандитизма на территории БМР» 1.08.1924г.// Крестьянские восстания и мятежи в Бурятии в 20-30 годы...-С. 27.
65.Месячная разведсводка «Обзор бандитизма на территории БМР» 1.11.1924г. //Крестьянские восстания и мятежи в Бурятии в 20-30 годы...-С. 31.
66.Наказному атаману Забайкальского казачьего войска // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг...-С. 60.
67.Население России за 100 лет (1897-1997гг.).-М., 1998.
68.Национальное движение в Бурятии в 1917-1919 гг. Документы и материалы. - Улан-Удэ: Общественно-научный центр «Сибирь», 1994.-195с.
69 .Национальный совет при Временном Сибирском областном Совете // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг...-С.93.
70.Нацов С. Социальные корни правой опасности в Монгольской народно-революционной партии // Жизнь Бурятии.- 1929.-№6-С.70-77.
71.Нил. Буд дизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири.- СПб., 1858.
72.0 книгах на тибетском, монгольском и бурятском языках, находящихся в дацанах Бурят-Монголии//Страницы из жизни Агвана Доржиева. Архивные документы.- Улан-Удэ, 1993.-С.59.
73.Объяснительная записка Б. Батуева // Национальное движение в Бурятии...-С.110.
74.0ссендовский Ф. Люди, звери и боги.-Рига, 1927.
75.Письмо тт. Амагаева и Хейсина в Буробком РКП о теократическом движении // Крестьянские мятежи и восстания в Бурятии в 20-30 годы.-Улан-Удэ,1993.-С. 14.
61-5020206 (2200x3358x2 tiff) 206
76.Политика советского правительства и буряты. «Власть труда» 27.04.1918г. // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг... -С. 124.
77.Постановление Бурятско-калмыцкого временного организационного комитета // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919 гг.- Улан-Удэ,1994.-С.9-10.
78.Постановление съезда бурят Иркутской губернии по земельному вопросу // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг...- С.13.
79.Председателю совета министров Львову. Письмо Э.-Д. Ринчино // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг.. .-С. 33.
80.Приговор граждан-казаков Янгажинской станицы // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг...-С. 101.
81.Программа партии прогрессивных бурят. Сибирские вопросы.- 1907.-№16.-С.15
82.Протокол №2 Селенгинского аймачного чрезвычайного съезда // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг...-С. 116.
83.Протокол №20 Второго войскового съезда Забайкальского казачьего войска // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг...-С.52.
84.Протокол №5 заседания Бурнацкома // Национальное движение в Бурятии.-С.25.
85.Протокол заседания Бурят-монгольского обл. комитета РКП №25/2 18.03.22.// Крестьянские мятежи и восстания в Бурятии.-С. 13.
86.Протокол республиканского совещания при НКЮ по вопросу о борьбе с преступностью 14.11.1923г. // Доржиев Д.Л. Крестьянские мятежи и восстания в Бурятии в 20-30 годы.-Улан-Удэ, 1993.-С. 23.
87.Протокол собрания Бурсекции от 29.01.1921г. // Образование БурАССР. Сборник архивных документов.-Улан-Удэ, 1964.-С.44-45.
88.Протокол чрезвычайного собрания бурят разных родов Агинского аймака временно проживающих в Монголии и представителей
61-5020207 (2200x3358x2 tiff)
207
Хоринского и Селенгинского аймаков // Национальное движение в
Бурятии в 1917-1919гг...-С. 133.
89.Птицын В. Селенгинская Даурия. Очерки Забайкальского края.В 2-х частях.- СПб: Экон. Типо-лит., 1896.- 307 с.
90.Рашид-ад-Дин.- Сборник летописей.- Т.1.- Кн.2.- M.-JI: Изд. АН СССР, 1952.-315С.
91.Рерих Н. К. Сердце Азии.- Минск: Изд. «Университетское», 1991.-96с.
92.Ринчино Э. Д. Автобиография, 15 окт. 1934г. // Элбэг-Доржи Ринчино. Документы. Статьи. Письма. - Улан-Удэ: Комитет по делам архивов при Правительстве РБ, 1994.- 236 с.
93.Ринчино Э.Д. «Инородческий вопрос и задачи Советского строительства в Сибири» // Э.Д. Ринчино. Документы. Статьи.
Письма...-С. 86-89.
94.Ринчино Э.Д. Великие державы и независимость Монголии//Э.-Д.Ринчино. Статьи. Рукописи. Письма...-С.112-120.
95.Ринчино Э.-Д. Доклад на краевом съезде // Элбэк-Доржи Ринчино. Документы, статьи, письма.- Улан-Удэ, 1994.-С. 158.
96.Ринчино Э.Д. Инородческий вопрос и задачи советского строительства в Сибири // Э.Д. Ринчино. Статьи. Рукописи. Письма...-С.83.
97.Ринчино Э.-Д. Письмо Даши Сампилону // Элбэк-Доржи Ринчино. Документы. Статьи. Письма.-Улан-Удэ, 1994...-С. 124.
98.Ринчино Э.Д. Письмо И.В. Сталину и Г.В. Чичерину // Элбек-Доржи Ринчино. Документы. Статьи. Письма...-С. 142.
99.Ринчино Э.Д. Текущий момент // Э.Д. Ринчино. Документы. Статьи.
Письма.-С. 111.
100. Ринчино Э.Д. Телеграмма иркутскому губревкому командарму 5 // Э.Д. Ринчино.. .-С. 188.
61-5020208 (2200x3358x2 tiff)
208
101. Рябинин K.H. Развенчанный Тибет. Подлинные дневники экспедиции Н.К. Рериха в Тибет.- Магнитогорск: «Амрита-Урал», 1996.-729.
102. Сампилон Д. Съезду бурят // Национальное движение в Бурятии в 1917-1919 гг.-Улан-Удэ, 1994.-С.37-38.
103. Сборник документов по истории Бурятии XVIIb. Вып.1.- Улан-Удэ: Бур. кн. изд.,I960.- 493с.
104. Сборник указов и постановлений Временного правительства.-Пг.: 1 гос. тип., 1917.-Вып.1.-566 е., Вып.2.-698 с.
105. Свод законов Российской империи.-СПб: Тип. II отд. Его имп. Велич., 1857.-Т. XI.- 4.1.-264 с.
106. Сирз У. Как тать ночью. Дело о так и не наступившем пришествии.-Импакс, СПб: Импакс, 1993.-252с.
107. Степанов В.В. Правда об атамане Семенове.-Будапешт, 1921.-138с.
108. Страницы из жизни Агвана Доржиева. Архивные документы. -Улан-Удэ: Комитет по делам архивов при Совете министров РБ, НАРБ, ЦДУБ РФ, 1993. - 115с.
109. Тайная история монголов (Сокровенное сказание монголов ).-Улан-Удэ, Бур.кн.изд., 1990.-348с.
110. Телеграмма пред. Хальбинского хошуна в Читу, пред. Бурмонавтупра 13.03.22. // Крестьянские мятежи и восстания в Бурятии...-С. 13.
111. Телеграмма Селенгинского аймревкома 4.05.1920г.// Э.Д. Ринчино. Статьи. Документы. Письма... - С. 83.
112. Термен А.И. Среди бурят Иркутской губернии и забайкальской области. Очерки и впечатления.-СПб: тип. МВД, 1912.-144с.
113. Ульянов Д. Предсказания Будды о Доме Романовых и краткий очерк моих путешествий в Тибет в 1904-1905 гг.- СПб., 1913.
61-5020209 (2200x3358x2 tiff)
209
114. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях (от 26 сент. 1997г.) // Российская газета.-1997г.-1 окт.-
№190 (1800).-С.З-4.
115. Хангалов М.Н. Собрание сочинение. В Зт. -Улан-Удэ: Бур.кн.изд.,
1958.-Т.2.-444С.
116. Штернберг JI. Я. Буряты // Формы национального движения в современных государствах.Австро-Венгрия,Россия,Германия.- СПб: Общественная польза, 1910.-616с.
117. Элбек-Доржи Ринчино. Документы. Статьи. Письма. -Улан-Удэ: Комитет по делам архивов при Совете министров РБ, 1994.-23 5с.
Научные публикации.
1. Абаева JI.JI. Культ Далха у селенгинских бурят // Рериховские чтения.-Новосибирск: Наука, 1983 .-С .4-5.
2. Абай Гэсэр.-Улан-Удэ: Бур.кн.изд., 1960.-574с.
3. Агаджанян А. С. Буддийский путь в XX век. Религиозные ценности и современная история стран тхеравады.- М.: Наука, 1993 .-295с.
4. Ангаева С.П. Буддизм в истории Бурятии и роль А. Доржиева (кон. XIX - 30 гг. XX вв.): Автореф. дис... канд. ист. наук.- М.: Институт
молодежи, 1995.-21 с.
5. Андреев А.И. От Байкала до священной Лхасы. Новые материалы о русских экспедициях в Центральную Азию в первой половине XX века (Бурятия, Монголия, Тибет).- СПб-Самара-Прага: изд-во ООО «Агни» 1997.-335с.
6. Аюшеева А. А. Религиозная реформация как фактор формирования идеологии национально-освободительного движения // Бурятский буддизм. История и идеология.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 1997.-с.55-65.
61-5020210 (2200x3358x2 ^
210
7. Базаров Б.В., Шагдуров Ю.П. «Пан-монгольская организация» 19371938 гг.//Базар Барадин: жизнь и деятельность.-Улан-Удэ: Институт общ.наук СО РАНД993.-С.31.
8. Банзаров Д. Собрание сочинений. -М: АН СССР, 1955.-.375с.
9. Бартольд В.В. Чингиз-хан // Чингис-хан.-СПб, 1998.-С.50. Ю.Батуев Б.Б. М.М. Сахьянова (О ее деятельности в 1917-1928 гг.) //
Национально-освободительное движение бурятского народа.-Улан-Удэ: Институт общ.наук СО АН СССР, 1989.-С.34-35. П.Белов Е. А. Антикитайское восстание князя Удая во Внутренней
Монголии (1912 г.) // Восток.-1996.- №3.-С. 39-45. 12.Белов Е.А. Россия и Китай в начале XX века. - М., 1997. 1 З.Белов Е.А. На заре российско-тибетских отношений // Азия и Африка сегодня.-1994.-№4.-С.64-66.
14.Берлин Л.Е. Хамбо Агван Доржиев (К борьбе Тибета за независимость) // Новый Восток.-1923.- №3.-С.139-156.
15.Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в 18-20 веках.- Новосибирск: Изд-во «Февраль», 1994.-145с.
16.Болыпевики в борьбе за Тибет // Андреев А.И. От Байкала до священной Лхасы-.М.: РАН; СПб.: ФИИЕиТ, «Агни», 1997.
17.Буддизм в России.-М: Институт наследия, 1996.-67с.
18.Буддизм в Японии.- М.: Изд. "Восточная литература", 1993.- 701 с.
19.Буддизм. Словарь.- М: Изд. «Республика», 1992.-286с.
20. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература.-СПб.: АН, 1857.-Ч.1.-664с.
21 .Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры.
-М: Изд. «Наука», 1980.-С. 162. 22.Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос.- Петербург-МСМ ХХШ-М: Гос. изд.,1923.-252с .
61-5020211 (2200x3358x2 tiff)
211
23.Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX- начале XX веков.- Улан-Удэ: Бур.кн.изд., 1957.-158 с.
24.Герасимова К. М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства.- Улан-Удэ: бур.кн.изд., 1964.- 178 с.
25.Герасимова K.M. Синкретизм культа Далха // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии.-Новосибирск, Наука, 1981.-С.15.
26.Гольман М.И. Изучение истории Монголии на Западе.ХШ - середина XX в.- М.: Наука, 1988.- 219 с.
27 .Государственно-церковные отношения в России. Научн. сборник // Сост. H.A. Трофимчук.- М: Изд. РАГС, 1993.-201с.
28.Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. Три века войны со степными народами.
III-IV вв.- СПб: б.и., 1994.-272С.
29.Гумилев Л.Н. Древние тюрки.- М.: Клышников, Комаров и Ко, 1993.-
526с.
30.Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.-СПб: б.и., 1994.-383с.
31.Гумилев Л.Н. Страна Шамбала в легенде и в истории // Ритмы
Евразии.- М., 1993.-С.434.
32.Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Две традиции древнетибетской
картографии // Ритмы Евразии.- М., 1993.-С.446.
33.Далай Ч. Монголия в XIII-XIV веках.-М., 1983.-287с.
34.Дамдин Ш. Алтан Дэвтэр.- Улаанбаатар, 1959.-348с.
35.Дамдинов A.B. Агван Доржиев в обновленческом движении бурятского буддийского духовенства// Бурятский буддизм. История и идеология.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 1997.-С.87.
36.Дамдинов A.B. Агван Доржиев и национально-государственное строительство в Бурятии // Проблемы истории и культурно-национального строительства в республике Бурятия.-Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1998.-30-34с.
61-5020212 (2200x3358x2 tiff)
212
37.Данзанова A.A. Буддизм в Бурятии в 1920-1930-е годы // Тезисы и доклады международной научно-теоретической конференции «Банзаровские чтения-2»-Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1997.-С.90-93.
38.Данзанова A.A. Обновленческое движение в 20-е годы в Бурятии // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия.-Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1998.-С.189-192.
39.Дарибазарон Э. Ч. К вопросу о теократическом движении в 1918-1926 гг. в Хоринском ведомстве // Материалы научной конференции « Цыбиковские чтения 7».- Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 1998.-С. 100.
40.Доржиев Д.Л. Буддизм и антирелигиозная кампания в Бурятии рубежа 1920-1930-х годов // Цыбиковские чтения 7.- Улан-Удэ, 1998.-С.97.
41.Доржиев Д.Л. Крестьянские мятежи и восстания в Бурятии в 20-30 годы.-Улан-Удэ: Общественно-научн.центр «Сибирь», 1993 .-82с.
42.Дугаров Д.-Н.С. Исторические корни белого шаманства. -М., 1993.-С.27.
43.Дугаров Р.Н. Культ медведя в традициях бурят // Доклады и тезисы международного симпозиума «Бурят-монголы на пороге III тысячелетия».- Улан-Удэ: Изд.БНЦ, 1997.-С. 94-95.
44.Егунов Н.П. Колониальная политика царизма и первый этап национального движения в Бурятии в эпоху империализма.- Улан-Удэ: Бур. кн. изд., 1963 .-315с.
45. Егунов Н.П. Первая русская революция и второй этап национального движения в Бурятии.-Улан-Удэ: Бур. кн. изд., 1970.-198с.
46.Елаев А. А. Бурятия: путь к автономии и государственности.- М.: «Антал», 1994.-176 с.
47.Жабаева Л. Окинские сойоты // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия.-Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998.-С.69-74.
61-5020213 (2200x3358x2 ^
213
48.Жамсуева Д.С. Хроника строительства Анинского дацана // «Легшед». Религиозный, научный, научно-популярный альманах.- Улан-Удэ: Изд. Буддийского института «Даши Чойнхорлин», 1998.- №3.-С.60-67.
49.Жимбиев Ц.-Ж. 300 лет Указу Царя Петра 1 братскому народу.-Улан-
Удэ: Бур.кн.изд., 1997.-С.6.
50.Жуковская Н. Л. Балагатское движение // Буддизм. Словарь.- М.:Изд.
«Республика», 1992.-С.43.
51.Жуковская Н. Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты // Буддийский мир.- М.: Изд. «Раритет», 1994.-С.10-16.
52.Жуковская Н.Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы.- М.: РАН, 1997.-24с.
53.Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии.- М.: «Наука», 1977.- 197с.
54.3аятуев Г. Н. Агван Доржиев - выдающийся буддийский деятель России // 250-летие официального признания буддизма в России.-Улан-Удэ: Бурятская буддологическая Ассоциация, 1991.-С. 37-40. 55.3аятуев Г.-Н. Цанид-хамбо Агван Доржиев(1858-1938гг.).-Улан-Удэ: Бур.кн.изд., 1991.- 46с.
56.Игнатович А.Н. Учения о теократическом государстве в японском буддизме // Буддизм и государство на Дальнем Востоке.- М.: «Наука», 1987.- С. 146-179.
57.История Бурятии в вопросах и ответах.Вып.2.- Улан-Удэ: Бур.отд. Ассоциации молодых историков, 1991.-125с.
58.История Бурятии. XX век. Часть 1.-Улан-Удэ: ОНЦ «Сибирь», 1993.-С.35.
59.Ихенова О.С. Этно-культурные факторы религиозности: динамика и особенности проявления в поликонфессиональном обществе: Автореф. дисс... канд. фил. наук.-М.: РАГС, 1998.-20с.
61-5020214 (2200x3358x2 tiff)
214
60.Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика.-Улан-Удэ: Изд.Бур. госуниверситета, 1997.-183с.
61.Конрад Н.И. Избранные труды. История.-М.: «Наука», 1974.-471с.
62.Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии.-М.: «Наука», 1983.-246с.
63.Крадин H.H. Империя Хунну.- Владивосток: Дальнаука, 1996.-163с.
64.Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов.В 2т.-Якутск: Нац.кн.изд. Респ. Якутия, 1992.-Т.2.-334с.
65.Кудрявцев Ф. А. 1905 год в Бурят-Монголии.-Улан-Удэ: Бургосиздат, 1936.-58С.
66.Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. - M.-JL: Изд.АН СССР, 1940.-242с.
67.Курас JI.B., Базаров О.Д. Дело Баярто Вампилона // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия.-Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1998.- С.48.
68.Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX века.Структура и социальная роль культовой системы.- Новосибирск: «Наука», 1983.-С.114.
69.Лиштованный Е.И. Исторические взаимоотношения Сибири и Монголии: культура и общество(ХЕХ-30-е гг.ХХв).- Улан-Удэ: Изд.БНЦ, 1998.-172с.
70. Ломакина И. Голова Джа-ламы.-Улан-Удэ-СПб.: Агенство «Экоарт»,1993 .-222с.
71.Лузянин С.Г. Коминтерн, Монголия и китайская революция 19251927 гг.// Восток.- 1996.- №1.-С.39.
72.Лузянин С.Г. Коминтерн, Монголия и китайская революция 19251927 гг. // Восток. 1996.- №1 .-С.70.
73.Максанов С. Философские и обществено-политические взгляды Б.Б. Барадина // Тезисы и доклады научно-теоретической конференции
61-5020215 (2200x3358x2 tiff)
215
«Банзаровские чтения-2», посвященной 175-летию со дня рождения Доржи Банзарова.- Улан-Удэ: Изд.БЩ, 1997.-С.197-200.
74.Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации.-М.: «Наука», 1978.-127с.
75.Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодёжи.-Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1997.-114с.
76.Мартынов A.C. Государство и религия на Дальнем Востоке // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. Сб. статей.-М.: "Наука", 1987.-
225с.
77.Махакова А.С.-Д., Балданов С.С. Из истории жизни Будды Рабданова // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов РБ. Вып.2.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1995.-С.93-97.
78.Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии.- Новосибирск:
«Наука», 1989.-191с.
79.Михайлов Т. М. К вопросу о духовной жизни и идеологии у бурят в конце XIX - нач. XX вв. // Национально-освободительное движение бурятского народа.- Улан-Удэ: ИОН БНЦ СО АН СССР, 1989.-С.26-31.
80.Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции.-Новосибирск: «Наука»,1987.-287с.
81.Михайлов Т.М. Бурятское возрождение и «россиянизация»// Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия. (Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию образования Республики Бурятия).-Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1998.-С. 112-118.
82.Найдаков В.Ц. О сущности и истории интеллигенции // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального
61-5020216 (2200x3358x2 tiff)
216
возрождения народов Республики Бурятия. Вып.2.-Улан-Удэ: Изд.
БНЦ, 1995.-С.З-11.
83.Никольский Н. М. Сектантство и развитие капитализма в России // Религия и общество.- М.: Изд. «Аспект Пресс»,1996.-С. 622638.
84.Номогоева В.В. Из истории борьбы с религией в Бурятии в 1920-1930-е годы //Тезисы и доклады международной научно-практической конференции «Банзаровские чтения-2».- Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1997.-С.80.
85.Одинцов М.И. Государство и церковь. 1917-1938.- М.: Изд. РАГС,
1991; Он же. Государство и церковь в России: XX век.-М., 1994; 86.0кладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов.- JL:
«Соцэкгиз», 1937.-427с. 87. Орлова В .К. Цанит-чоре в Калмыкии // Бурят-монголы на пороге 3
тысячелетия.. .-С.112. 88.0чиров С.Б., Раднаев Д.-Н. Т. Э.-Д. Ринчино: размышления о последних днях // Неизвестные страницы истории Бурятии.- Улан-Удэ, 1991.-С. 34.
89.Петри Б.Э. Старая вера бурятского народа.-Иркутск: Изв. ИГУ, 1928.-С. 92-100.
90 .Петрушевский И. П. Иран и Азербайджан под властью хулагуидов // Татаро-монголы в Азии и Европе. Сб.статей.- М.: «Наука», 1970.-С.222-254.
91.Политология. Энциклопедический словарь.- М.: «Publishers", 1993.-С.212.
92.Порпшева Е.В. Проблема насилия и буддизм // Научная конференция Дальневосточный буддизм. История, философия, психология. Тезисы докладов.-СПб.: Изд. Госунив., 1992.-С.52-57.
61-5020217 (2200x3358x2 tiff)
217
94.Пубаев Р. Е. Агван Доржиев // Национально-освободительное движение бурятского народа.- Улан-Удэ: БИОН СО АН СССР, 1989.-С.94-98.
95.Пубаев P.E. П. А. Бадмаев // Национально-освободительное движение бурятского народа.- Улан-Удэ, 1989.- С.90-93.
96.Пубаин P.E. Из истории освободительной войны тибетского народа в период китайской революции 1911-1913 гг. // Ученые записки БМГПИ. Вып.14.- Улан-Удэ, 1958.-С.44.
97.Райцанова Д.А. Гэсэриада как объект развитого религиозного культа // Бурят-монголы на пороге 3 тысячелетия...-Улан-Удэ, 1997.-С. 7375.
98.Религия и общество. М.: «Аспект Пресс», 1996.-775с.
99.Розенберг О.О. Труды по буддизму.-М.: Наука, 1991.-295 е..
100. Рощин С.К. Уполномоченный Коминтерна Турар Рыскулов в Монголии // Восток.- 1996.- №4.-С.24-36.
101. Санжиев Б.С. Изменение в численном составе бурятского народа в дореволюционную и советскую эпохи // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Вып.2.- Улан-Удэ, 1996.-С.43.
102. Сафронова Е.С. Буддизм в странах Запада и в России (историко-культурологический анализ). Автореф. дисс. д.и.н. - М.: Изд. РАГС, 1999.-37с.
103. Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия XVI - нач. XX в. -Новосибирск: «Наука», 1988.-102с.
104. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана.-М.: Изд.
«Вост.литература», 1997.- 215с.
105. Строганова Е.А. Милленаристские представления современных бурят // Вестник Евразии.-М., 1996.- №2(3).-С.79.
106. Тибетский буддизм. Теория и практика.- Новосибирск: СО РАН,
1995.-254с.
61-5020218 (2200x3358x2 tiff)
218
107. Тиваненко A.B. У истоков проникновения буддизма в Забайкалье // 250-летие официального признания буддизма в России.- Улан-Удэ, 1991.-С.52-57.
108. Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят.-Улан-Удэ, 1989.-С. 9.
109. Урбанаева И. С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии: философия истории.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1995.-287с.
110. Ухтомский Э. Из области ламаизма. К походу англичан на Тибет,-СПб.: «Восток», 1904.-128 с.
111. Федотова М. Бидиядара. (Материалы к биографии Б.Д. Дандарона) // «Гаруда», СПб, изд. «Алга-фонд», Ассоциация «Алга», 1996.- №2.-С.31.
112. Хаптаев П.Т. Культурное строительство в Бурятии в период Октября // Из истории народов Бурятии.- Улан-Удэ: БКНИИ СО АН СССР, 1962.-С.41.
113. Хоппал М. Шаманизм в постсоветскую эпоху // Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты.-Улан-Удэ, 1996.-С.114.
114. Цибиков Б. Д. Цыбен Жамцарано (К 80-летию со дня рождения) // Из истории народов Бурятии.- Улан-Удэ: Бур.кн.изд., 1962.-С.133.
115. Цибиков Б., Чимитдоржиев Ш. Цыбен Жамцарано.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1997.-С. 19.
116. Цыбикдоржиев Д.В. Оним как главный символ человека, этноса и государства у монголов // Бурят-монголы на пороге 3 тысячелетия. Доклады международного симпозиума.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1997.-С. 18-21.
117. Цыремпилов В.Б. Распространение буддизма в Монголии // 250-летие официального признания буддизма в России.-Улан-Удэ: Бур.буддол.Ассоциация, 1991.-С.68-70.Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы -бурят-монголы?-С.41.
61-5020219 (2200x3358x2 tiff)
219
117. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы - бурят-монголы? Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.-59с.
118. Чимитдоржиев Ш.Б. Начало распространения буддизма в Бурятии // Бурятский буддизм.- Улан-Удэ, 1997.-С.18-27.
119. Шагдаров Л.Д. Б.Барадин о путях создания бурятского литературного языка // Базар Барадин: жизнь и деятельность.-Улан-Удэ: Изд «Олзон», 1993.-С.67-69.
120. Шагдурова И. Н. Б. Барадин и общественно-политическая мысль Бурятии // Базар Барадийн: жизнь и деятельность.-Улан-Удэ: Изд.
«Олзон», 1993 .-С .41-43.
121. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму.-М.: Наука, 1988.-
426с.
122. Шерешевский Б. М. Разгром семеновщины.- Новосибирск, 1966.-С.66.
123. Шиловский М. «Национальная идея Эльбека-Доржи Ринчино» / «Правда Бурятии», 14 апреля 1998 Г.-С.5.
124. Ширендыб Б. История монгольской народной революции 1921
го да.-М., «Наука», 1971.-288с.
125. Шулунов Н.Д. Становление советской национальной государственности в Бурятии.-Улан-Удэ,1964.-С.293.
126. Янгутов Л. Е. Бурятский буддизм: проблемы и перспективы исследований // Бурятский буддизм: история и идеология.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1997.-С.З-17.
Источники и литература на иностранных языках.
127. Andrews R. Ch. The New Conquest of Central Asia. A Narrative of the Explorations of the Central Asiatic Expeditions in Mongolia and China. 1921-1930. Natural History of Central Asia.-Vol. 1, N.Y., 1932.-P.135-137.
128. Eberhard W. Das Toba-Reich Nord Chinas.- Leiden, 1949.-395 p.
61-5020220 (2200x3358x2 tiff)
220
129. Friters D. Outer Mongolia and it's international Position.- Baltimore, 1949.-217 p.
130. Gandantegchinling Monastery.- Ulan-Bator, 1961.-C. 4.
131. Grousset R.- L/Empire des Steppes.- Paris, 1960.-P. 98
132. Hamayon R.N. Shamanism, Buddhism and epic hero-ism: which supports the identity of the post-Soviet Buryats? // Central Asian Survey, 1998.-N17(1).
133. Hedley J. Tramps in Dark Mongolia.- London-Leipzig: Unwin, 1910.360 p.
134. Hyer P. Lamaist Buddhism and Japanese Policy in Mongolia.- M. S. University of California, Berkeley, 1953.-P. 33.
135. Knutson N. Outer Mongolia: a Study in Soviet Colonialism.- HongKong, 1959.-109 p.
136. Lattimore O. Mongol Journeys.- New York - London: Doubleday,
Doran and Co, 1941.- 200 p.
137. Lattimore O. Nomads and Comissars. Mongolia Revisite.- New York,
Oxford univ. press, 1962.-P. 208.
138. Lattimore O. The Mongols of Manchuria. Historical relations with
Manchus and Chinese and Present political problems.- New York: The
John Day Co, 1934.-313 p.
139. Moses L., Halkovic Stephen A. Jr.- Introduction to Mongolian History
and Culture.-Indiana, 1985.-145 p.
140. MPR.The Mongolian Peoples Republic(Outer Mongolia). Vol. 1.- New
Haven, 1956.-P.12.
141. Rupen R. Mongols of Twentieth Century. Indiana University Publications, Uralic and Altaic Series, vol. 37, part 1-2.- Bloomington: The
Hagne Mouton, 1964.- P. 357.
142. Rupen R. The Buriat Intelligentsia // Far Eastern Quarterly.- Vol.15,
1956.-N3.-P 383-398.
61-5020221 (2200x3358x2 tiff)
221
143. Rupen R. Cyben Zamcaranovic Zamcarano (1880-1940) // Harvard journal of Asiatic Studies.- Vol. 19,1956.- NN 1-2
144. Rupen R. Outer Mongolian Nationalism.- Seattle, 1954.- P. 163.
145. Sagaster K. Die Weisse Geschichte. Eine Mongolische Quelle zur Lehre von den Beiden Ordnungen Religion und Staat in Tibet und der Mongolei. - Wiesbaden, 1976, X.- P.l 16.
146. Sato Shusui. The Character of Yun kang Buddisms.-Memories of the Research Department of the Toyo Bunko, 1978, N 36.-P.64.
147. The Mongolian People's Republic (Outer Mongolia).- New Haven, 1956, vol.L-P.12.
148. Wieger L. Textes historiques.- Hien-Hien, 1905-1907, t.2.-P.555.
149. Sabluyatu jirtin-cu-yin oron-u baidal kigedangqa toytoy sang joson-u nomlal.- ОППВ ИМБИТ CO PAH, № KM-851 (13 л.), л. 16.
150. Сухбаатар Г. Монгол Нирун улс.- Улаанбаатар, 1992.- 265с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.