Большой зал Петербургской консерватории как крупный центр музыкальной жизни города. 1896-1996 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Гаврилина, Ольга Николаевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 362
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гаврилина, Ольга Николаевна
Введение. Обоснование темы. Проблематика.
Глава I. Новая жизнь в новом здании.
1. Архитектурный облик Большого зала.
1) Перестройка здания Большого театра. Торжественная церемония открытия здания Консерватории.
2) Интерьеры, декор. Статуи П.И.Чайковского и А.Г.Рубинштейна.
3) Музеи М.И.Глинки и А.Г.Рубипштейна.
2. Концертно-театральная жизнь первых десятилетий.
1) Спектакли и концерты Консерватории.
2) Концерты Императорского Русского Музыкального Общества.
Глава II. Большой зал - культурно-общественный центр в дореволюционный период.
1. Роль зала как общественного центра.
1) Общественно-просветительская значимость гастролей Московской частной оперы С.И.Мамонтова в 1898 и 1899гг.
2) Организация аренды Большого зала Консерватории. Роль Итальянской оперы Карла Гвиди в музыкальной жизни столицы (1896-1914).
3) Аренда зала. Частные лица, театральные труппы.
4) Благотворительные концерты в период Первой мировой войны.
2. Перестройка зала. 1912-1914.
3. Театр Музыкальной Драмы. 1912-1919.
1) Организация работы театра.
2) Основные репертуарные спектакли.
3) Свидетельства современников.
Глава III. Большие перемены.
1. Большой зал Консерватории как общественно-просветительский центр в послереволюционный период.
1) Премьера «Мистерии-буфф» В.Маяковского - В.Мейерхольда.
2) «Театр трагедию} Ю.М.Юрьева.
3) Открытие Большого драматического театра. 1918-1920.
4) Аренда зала: Кинотеатр «Гигант». «Красный театр» и другие съемщики.
2. Деятельность Оперной студии.
1) Создание Оперной студии (1923). Формирование репертуара.
2) Начало работы студенческого оркестра (1920-е- 1940-е гг.).
Глава IV. Послевоенное 50-летие.
1. Большой зал - центр практики студентов Консерватории.
1) Новое прочтение классики (восстановление репертуара после Великой Отечественной войны, основные репертуарные спектакли). Более редкие репертуарные произведения.
2) Концертная жизнь Консерватории.в 50-е - 80-е гг.
2. Просветительская роль зала.
1) Постановка редких опер, произведений советских композиторов.
2) «Экспериментальная студия камерной оперы Ленинградской консерватории».
3) «Детские» спектакли - новая линия репертуара.
4) Балетные спектакли Студии.
3. Большой зал - крупный общественный центр.
1) Перестройка зала в 1963-65гг.
2) Аренда зала, ее особенности.
3) Большой зал как центр общественных событий (консерваторских и других).
4. Театр оперы и балета Консерватории (1989-1996).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века2009 год, кандидат искусствоведения Салихова, Лилия Извелевна
Становление театра "Геликон-Опера"2011 год, кандидат искусствоведения Буданов, Анатолий Валерьевич
Европейские театральные традиции и оперная режиссура Эммануила Каплана2010 год, кандидат искусствоведения Селиверстова, Наталия Борисовна
Закономерности взаимодействия составляющих художественного процесса: На примере музыкального театра2004 год, кандидат искусствоведения Зыкова, Наталья Сергеевна
Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.2008 год, кандидат искусствоведения Гальцина, Наталья Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Большой зал Петербургской консерватории как крупный центр музыкальной жизни города. 1896-1996»
Историей музыкальной культуры во всех ее проявлениях издавна интересовались специалисты-профессионалы. Существует обширная литература, посвященная как отдельным явлениям культуры, так и различным эпохам, стилям, направлениям музыкального искусства. Чаще всего исследователи уделяют внимание конкретному музыкальному деятелю: композитору, исполнителю, дирижеру. Предметами исследования также становятся музыкальные учебные заведения, театры и театральная жизнь разных стран. Так, опубликованы работы о «Grand Opéra» в Париже («Le Grand Opéra français»/ «Les époques de la musique»), об архитектуре Пражского и Сиднейского оперных театров (Burian K.V. «Svetova operni divadla» (1973); Fromonot Fr. .Torn Utzon: the Sydney Opera House (1998)), «Milano Scala» (Textes de V.Castiglioni), 1976*. В 1988 и 1995гг. изданы книги об Академии музыки им. К.Липиньского в Вроцлаве и о л
Парижской консерватории . Существуют и многие другие работы.
Среди исследованиий, связанных с музыкальной культурой Петербурга-Ленинграда, находим, прежде всего, труды о главных театрах города: «Ленинградский государственный ордена Ленина академический Театр оперы и балета имени С.М.Кирова» о
1967) , «Санкт-Петербургский академический театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского (2001). В этих сборниках отведено место как описанию спектаклей театров в разные годы, так и освещению деятельности известных певцов, танцовщиков, дирижеров, режиссеров. Архитектурному описанию здания и театрального зала авторы, как правило, внимания не уделяют. Тем не менее, указанные труды дают более-менее полное представление о деятельности ведущих театров города. В то же время, книг о жизни того или иного концертного зала написано очень немного. Известны работы И.Гусина и Д.Ткачева «Государственная академическая капелла им. М.И.Глинки», Э.Фрадкиной «Зал Дворянского собрания», Б.Березовского «Филармоническое общество Санкт-Петербурга. История и современность»; сборники «Московская филармония», «Ленинградская государственная ордена Трудового Красного Знамени Филармония». О Малом зале Санкт-Петербургской консерватории в 1990г. написана дипломная работа Ю.Минкиной4. Есть и исследования, повествующие о концертной, театральной жизни
О театре «La Scala» сущестпует книга на русском языке: Константинова И.Г., Тарасов Л.М. Ла Скала: Очерк / И.Г.Константннова, Л.М.Тарасов. - Л.: «Музыка», 1977. - 179с. * Chassain-Dolliou L. Le Conservatoire de Paris ou les voies de la création
3 По истории Кировского театра написано немало книг. Большинство их издано в50-е-70-е гг.
4 Работа называется «Малый зал имени Л.К.Глазунова. Страницы летописи». Научный руководитель -профессор Барутчева Э.С. города в определенный временной период. Назовем статьи А.Алексеева «Концертная жизнь на рубеже столетий» в первой книге «Русская художественная культура конца XIX - начала XX века», Л.Раабена «Концертная жизнь» и И.Нестьева «Музыкальные кружки» в третьей книге этой же серии; книги Э.Старка «Петербургская опера и ее мастера», Е.Бронфин «Музыкальный Петроград 1917-1922 гг.», З.Степанова «Культурная жизнь Ленинграда 20-х - начала 30-х годов», «Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет» и «Музыкальный Ленинград». Признавая значимость и ценность данных трудов, подчеркнем, что при описании того или иного явления концертной жизни дореволюционного периода, из них не всегда становится ясно, в каком именно зале состоялся тот или иной спектакль, концерт. Этому вопросу исследователи, как правило, большого внимания не уделяли, так как выявление мест проведения спектаклей и концертов должно было бы превратиться в специальный научный поиск, занявший много времени.
На сегодняшний день не существует ни одного специального исследования, посвященного Большому залу Санкт-Петербургской консерватории. В книгах Т.И.Николаевой «Театральная площадь» (1984)', Ю.А.Кремлева «Ленинградская государственная консерватория» (1937), Л.В.Белякаевой-Казанской «Силуэты музыкального Петербурга» (2001, Глава 17), Л.Е.Гаккеля «Театральная площадь» (1990, Глава 14) и очерке «100 лет Ленинградской консерватории» (1962) залу посвящены лишь небольшие фрагменты текста. Некоторую информацию можно почерпнуть в краеведческой литературе. Кратко о деятельности Консерватории и Оперной студии сообщают туристические справочники и путеводители по Петербургу-Ленинграду. В последние годы, когда значительно вырос интерес исследователей к прошлому Северной Столицы, выпущен целый ряд краеведческих книг. Назовем труды Г.Зуева «Петербургская Коломна» и «Там, где Крюков канал», альманах «Коломенские чтения», из которых также можно узнать некоторые сведения о Большом зале Консерватории. Во всех перечисленных книгах зал упоминается, в основном, в связи с перестройками здания, л а также в разделах, посвященных Оперной студии . Между тем, Большой зал Санкт-Петербургской консерватории имеет богатуЕо и пеструю биографию, вглядеться в
1 Об архитектурном облике Большого Каменного театра и Консерватории Т.Николаевой также написана следующая работа:, Николаева Т.Н. Повое о здании Петербургского Большого театра и консерватории / Т.И.Николаева // Памятники культуры, новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник / АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. - Л.: Наука, 1987. - 576с. - с.520-529.
2 Исключением является книга Гаккеля: автор не пишет об оперных спектаклях Консерватории, но зато в последней, небольшой главе своего труда рассказывает о Театре Музыкальной Драмы (Гаккель Л.Е. Театральная площадь. Очерки / Л.Е.Гаккель. - Л.: Сов. коми., 1990. - 168с. - с. 155-158). Более подробно о театре рассказано в статье автора «Театр Музыкальной Драмы. 1912-1919 годы», вышедшей в 2007г. в альманахе «Коломенские чтения» (Театр музыкальной драмы (1912-1919 годы) // Коломенские чтения 20032006. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. - 268с. - с. 161-177). которую давно назрела необходимость. Именно поэтому темой диссертационного исследования и было выбрано изучение истории Большого зала (в дальнейшем — Б.З.).
Особенность музыкальной жизни Б.З. в ее чрезвычайной многогранности. С момента его открытия здесь проходили и спектакли, и концерты. Это значительно осложняло поиск сведений о событиях в Б.З. Петербуржцы в конце XIX - начале XX веков были настолько осведомлены о культурной жизни столицы, что газеты и журналы часто просто не печатали, где именно проходило то или иное мероприятие. Нам же, живущим сто лет спустя, уже не так просто точно определить место проведения спектакля, зная только, например, название оперной труппы и дату исполнения. Также, в газетах часто писали (без уточнений) о каком-либо концерте «в Консерватории», которая обладала двумя залами. В таком случае без дополнительной информации из другого источника точное место проведения концерта определить было невозможно.
За всю, более чем столетнюю историю существования Б.З. здесь прошло несметное количество интереснейших концертов и спектаклей. Помимо мероприятий Консерватории («оперные упражнения», ученические вечера) и концертов Императорского Русского Музыкального Общества (в дальнейшем ИРМО) в зале постоянно выступали приезжие солисты и коллективы. В дореволюционные годы здесь проходили спектакли оперной антрепризы К.О.Гвиди и других частных оперных групп, в числе которых - Московская частная опера С.И.Мамонтова, антрепризы А.Н.Дракули и князя А.А.Церетели. С 1912 до начала 1919г. помещение Б.З. занимал Театр Музыкальной Драмы, созданный И.М.Лапицким. В спектаклях и концертах выступали такие звезды оперной, балетной и драматической сцен, как Ф.Шаляпин, Л.Собинов, Н.Фигнер, И.Ершов, К.Исаченко, Н.Забела-Врубель, Л.Липковская, М.Долина, М.Бриан, В.Давыдова, Э.Карузо, Т.Руффо, А.Мазини, Д.Ансельми, Л.Кавальери, Л.Тетраццини, М.Баттистини, Э.Идальго, С.Арнольдсон, С.Крушельницкая, М.Гай, А.Павлова, А.Дункан, Е.Гельцер, М.Кшесинская, С.Бернар, Э.Дузе, братья Адельгеймы. В качестве солистов и дирижеров на сцену Б.З. поднимались А.Скрябин и В.Скрябина, А.Есипова, Н.Голубовская, М.Юдина, И.Гофман, Э.Каплан, Л.Ауэр, Б.Губерман, Р.Казадезюс, С.Кусевицкий,
A.Никиш, В.Сафонов, А.Глазунов, Н.Римский-Корсаков, Н.Черепнин, М.Климов, А.Гаук, Н.Рабинович и многие другие крупные музыканты. В 1918г. в Б.З. состоялась премьера «Мистерии-буфф» В.Маяковского при участии автора. Постановку осуществил
B.Мейерхольд. Примерно в это же время в зале проходили спектакли «Театра трагедии» знаменитого актера Ю.Юрьева, а в начале 1919г. именно здесь начал свой путь Большой Драматический Театр.
Новая эпоха жизни зала началась в 1923г., с созданием Оперной студии. Расходы по своему содержанию Студия компенсировала продолжающейся сдачей внаем помещений Б.З. В 1920-с и 30-е гг. зал занимали кинотеатр «Гигант», «Красный театр», «Театр Рабочей Молодежи», Персимфанс. Постоянно проходили здссь спектакли, концерты и собрания различных обществ и рабочих организаций. В 1927г. по предложению А.К.Глазунова Б.З. было присвоено имя Антона Григорьевича Рубинштейна. Произошло это 14 декабря на заседании Правления Ленинградской консерватории. Завершает описание первых пятидесяти лет жизни Б.З. рассказ о послевоенных годах, когда вся Консерватория возвращалась к жизни после эвакуации, а Оперная студия активно восстанавливала репертуар и свои позиции в культурной жизни города.
В последующие годы Оперная студия прочно занимает позицию третьего оперного театра города. Необходимо подчеркнуть, что репертуар Студии был сформирован таким образом, что наряду с оперной классикой на сцене Б.З. постоянно шли спектакли, которые можно было увидеть лишь здесь. Активное развитие в 1950-е -70-е гг. получают новые репертуарные линии театра: редкие оперы, детские спектакли, балеты. Театр постепенно приобретает «свою» аудиторию: спектакли этих лет идут с аншлагами. Наряду с деятельностью Студии Б.З. — по-прежнему крупный общественный центр и важная гастрольная «площадка» города.
Сбор материала по избранной теме представлял известную трудность. Некоюрые сведения необходимо было выверять по различным источникам, так как найденная информация противоречила уже опубликованным до этого материалам. В таких случаях предпочтение отдавалось архивным и мемуарным источникам. Исследование выполнено, преимущественно, на основании архивных материалов (Музея истории Консерватории, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) и Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) в сопоставлении их с материалами прессы, воспоминаниями современников, официальными источниками (опубликованными трудами, искусствоведческими справочниками и словарями). В первые десятилетия жизни Консерватории внимание к концертной и театральной жизни Петербурга было огромным. Все значительные события этой жизни освещались в печати с разных сторон. О спектаклях, концертах писали: «Русская музыкальная газета», «Нива», «Аполлон», «Музыкальный современник», а несколько позже «Театр и искусство», «Искусство и жизнь», «Рабочий и театр». Большое внимание культурной жизни Петербурга уделяли и другие петербургские газеты: «Речь», «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский листок» и др., имевшие постоянный раздел о театральных и музыкальных событиях города. Однако, при описании спектаклей и концертов (как гастрольных, так и ученических) газеты, как уже упоминалось, далеко не всегда указывали место их проведения.
Многие сведения о работе Б.З., начиная с 30-х - 40-х гг. приходилось добывать в неспециализированных периодических изданиях («Ленинградская правда», «Смена», «Красная газета», «Вечерний Ленинград»), так как архивы Петербурга сегодня подобными материалами практически не располагают. Сама Оперная студия в 1920е - 40-е гг. не собирала свои афиши и программы. В этой ситуации большую помощь в работе оказали, например, материалы Архива Ивана Евдокимовича Пичугина, солиста Оперной студии, и в частности, его дневник за 1931-1935гг.', где он отмечал все постановки Студии этих лет, а также указывал имена режиссеров и исполнителей. Собранные Оперной студией материалы о своей деятельности в последующие годы были утеряны. Музей истории Консерватории собирал материалы о работе Студии отдельно, со второй половины 60-х гг.
Мы ограничили анализ жизни Б.З. 100-летним периодом его существования: 18961996. При формировании глав за основу был взят хронологический принцип. О четырех разных периодах в жизни зала рассказывают четыре главы: «Новая жизнь в новом здании», «Большой зал — культурно-общественный центр в дореволюционный период», «Большие перемены» и «Послевоенное 50-летие». В каждой главе неизменно отводится место освещению как внутренней жизни Консерватории, ее концертов и оперных постановок, так и жизни общественной. При этом нашей целью было осветить наиболее интересные события и ранее неизвестные факты. Рассказ обо всех событиях из жизни Б.З. Консерватории вышел бы за рамки исследования. Специальные разделы в I, II и IV главах посвящены постройке и перестройкам зала, а также описанию его архитектурного убранства. Эти разделы совершенно необходимы в общем контексте. При работе над ними в архивных, мемуарных и периодических источниках выявлены новые сведения о строительных и отделочных работах. Это позволяет понять некоторые, на первый взгляд странные факты жизни зала: почему в первый же сезон работы он был сдан Итальянской опере или почему первая перестройка началась именно в 1912г.
О многих событиях на страницах исследования рассказано впервые. Так, введены в научный оборот ранее неизвестные архивные материалы об аренде зала (включая точные данные о съемщиках, сроках аренды, репертуаре проходивших гастролей и даже об
1 Дневник И.Е.Пичугина и другие материалы из его Архипа хранятся в Музее истории Санкт-Петербургской консерватории. оплате), которые, на наш взгляд, не только интересны, но и важны для понимания особенностей жизни Консерватории. Из разных источников впервые «собран» репертуар Театра Музыкальной Драмы с указанием примерной или точной даты постановки. Интересные и новые факты удалось выявить и при работе над разделами о «Театре трагедии» Юрьева, о БДТ, о музеях Глинки и Рубинштейна, об Оперной студии. Соблюдение точного хронологического принципа в построении самой работы оказалось невозможным: это привело бы к излишней дробности и к появлению практически одинаковых разделов в каждой главе. Более правильной и логичной показалась возможность рассказать о различных событиях в жизни зала, исходя из его роли на «музыкальной карте» города: роли общественного, просветительского или учебного центра. Некоторые дополнительные, представляющие интерес материалы включены в Приложение. Основной текст дополнен также списком использованной литературы; иллюстрациями, часть из которых малоизвестна даже специалистам; указателем имен и списком принятых в тексте сокращений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948): организация и творчество2005 год, кандидат искусствоведения Учитель, Константин Александрович
Музыкальная жизнь Курской губернии до 1917 года2009 год, кандидат искусствоведения Горлинская, Светлана Евгеньевна
Русское оперное товарищество И. П. Прянишникова и некоторые проблемы развития оперной культуры России конца XIX века.1989 год, кандидат искусствоведения Пергамент, Елена Александровна
Русско-немецкие культурные связи в конце XIX - начале XX в.2000 год, кандидат исторических наук Огородникова, Ольга Александровна
Смешанные жанры в советском музыкальном театре 60 - 70-х годов1982 год, кандидат искусствоведения Черная, Галина Иосифовна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Гаврилина, Ольга Николаевна
Заключение.
Большой зал Петербургской консерватории впервые стал объектом специального научного исследования, целью которого было показать принадлежность зала к самым крупным центрам музыкальной и культурной жизни города, таким, как Зал Дворянского Собрания, Мариипский театр, Народный Дом, Малегот. Удалось продемонстрировать, что в разные годы зал являлся крупнейшим центром практики студентов, средоточием видных и общественно-значимых в мире искусства событий; источником просвещения, получения новых знаний как для студентов, так и для самых разных слоев общества. В центре внимания исследователя была культурно-историческая жизнь Б.З. с 1896г.: путь от «оперных упражнений» учащихся Консерватории к Оперной студии и Театру онеры и бале га Петербургской консерватории; спектакли и концерты различных организаций в Б.З., деятельность выдающихся режиссеров и антрепренеров, связанная с Большим залом.
В результате исследования удалось выявить факты выступлений в Б.З. многих известнейших музыкантов, певцов и солистов с мировым именем; найти, исследовать и обобщить материалы о них. Весьма примечательно, что имена многих из этих музыкантов в настоящее время малоизвестны, тогда как в свое время их прекрасно знали и в России, и Европе. Речь идет, например, о Б.Губермане, Л.Крейцере, И.Гофмане, Р.Видаль, Ф.Де Лючия, А.Пасхаловой, Н.Ван-дер-Брандт, М.Чупрынникове, И.Яунзем, братьях Адельгейм. Впервые в исследовании приведены сведения и о личностях крупных деятелей Консерватории, ранее остававшихся в тени. Личности В.Тура, Д. и А.Джиоргули, М.Нейшеллера, А-Церетели, А.Дракули ранее были практически неизвестны как широкому кругу, так и специалистам. Настоящим исследованием удалось подтвердить значимость роли Заведующих зданием Консерватории в дореволюционный период, когда зал стал важным культурно-просветительским центром столицы. Эти люди не один год ведали арендой зала, во многом определяли «арендную политику» Консерватории. В доказательство этого в исследовании приведены ранее неизвестные архивные материалы ЦГИА СПб. Впервые освещен механизм аренды Б.З.; рассказано о двух Заведующих зданием Консерватории (В.Тур, Д.Джиоргули), руководивших всеми процессами по проведению концертов и спектаклей в зале. Все эти факты подкреплены ссылками на заслуживающие доверие источники (в основном, архивные). Впервые указано на причины, побудившие Консерваторию постоянно приглашать в зал арендаторов и заботиться, прежде всего, о долгосрочной аренде Б.З. Неизвестны ранее были и материалы о гастролях в Консерватории оперных антреприз Церетели и Дракули. В соответствующем разделе II главы исследования впервые представлены сведения о работе в зале Консерватории этих оперных трупп, данные об артистах антреприз, репертуаре и др. Много новых, ранее не опубликованных материалов об Итальянской опере Карла Гвиди выявлено в ЦГИА СПб и источниках периодической печати дореволюционного периода. В исследовании представлены тексты подлинных документов (писем, договоров, др.); сведения о репертуаре Оперы, о гонорарах и выступлениях артистов, рецензии на состоявшиеся спектакли и другие материалы. Из приведенных сведений об арендаторах Б.З. становится ясно, что зал долгое время «соперничал» с самым крупным концертным залом города - Залом Дворянского Собрания. Здесь также проходили концерты Зилоти, Шереметева, Андреева, Кусевицкого, Русские симфонические. Исходя из представленных в исследовании документов, делается вывод об исключительно щепетильном подходе администрации вуза и ИРМО к вопросам аренды зала: здесь имели возможность выступать лишь самые известные музыканты.
Оказалось возможным прояснить, дополнить ранее известные материалы и добыть новые сведения о деятельности архитекторов, художников, скульпторов, участвовавших в строительных работах Консерватории: Т.Бардта, В.Николя, Я.Троупянского, Э.Саля и др.; режиссеров И.Лапицкого, Ю.Юрьева; дирижеров А.Угетти, М.Бихтера и др. Уточнены известные ранее данные и добыты новые сведения о постройке и перестройках здания Консерватории в 1891-1896, 1912-14 и 1963-65гг., об открытии и работе музеев Глинки и Рубинштейна в ее здании. Так, приведены ранее неизвестные широкому кругу факты биографии архитектора Траугота Бардта, предоставленные его правнуком. Впервые представлены данные из Отчета архитектора на заседании «Комиссии по перестройке Большого зала» о проделанных в проекте изменениях, найденные в ЦГИА СПб. Выдвинута гипотеза о личности художника Саля, расписавшего плафон зала в 90-е гг. XIX века. Ранее неизвестно было даже имя художника. Выявление архитектурных особенностей здания Консерватории, Большого зала в разные периоды существования позволило по-другому оценить «особенности» его музыкально-общественной жизни; определить место зала среди других концертно-театральных помещений Петербурга, причины «наплыва» и «спада» арендаторов в разные временные периоды.
В исследовании использовались архивные и мемуарные материалы, источники периодической печати, позволяющие по-повому взглянуть на работу в Б.З. в период 19121919гг. Театра Музыкальной Драмы - совершенно уникального явления театральной жизни столицы. В настоящее время о театре известно очень мало, а между тем, его постановки освещались в прессе наравне с Мариинским театром и Народным Домом. О деятельности ТМД литературы практически не существует: ему лишь посвящена глава в мемуарах С.Левика «Записки оперного певца». Интересные и ранее неизвестные материалы о работе театра удалось обнаружить в ЦГИА СПб, ЦГАЛИ СПб, а при сопоставлении этих сведений с подробными рецензиями на спектакли в различных петербургских газетах впервые был составлен полный репертуар ТМД с указанием точной или примерной даты премьеры.
Благодаря найденным и исследованным материалам о концертно-театральной деятельности Консерватории (архивные документы, рецензии периодической прессы, мемуарная литература) совершенно очевидно, что исключительно важной функцией зала с самого открытия здания было предоставление учащимся Консерватории возможности иметь концертно-театральную практику во время всего периода обучения. Особое место здесь заняла постановка оперных спектаклей, в которых были заняты студенческий хор, оркестр, пели солисты (также из числа учащихся). В соответствующих разделах III и IV глав исследования впервые обобщается материал о спектаклях и концертах Консерватории разных лет, дается представление об их организации и репертуаре. Важной задачей стало исследовать и обобщить материалы о работе в Оперной студии выдающихся режиссеров и дирижеров: И.Ершова, С.Масловской, Д.Мусиной, Э.Каплана, В.Чарушникова, Э.Пасынкова, А.Киреева, Н.Рабиновича и др., проследить связи между концертно-театральными событиями Консерватории и театрами, концертными залами Петербурга-Ленинграда. Эти данные также систематизированы впервые. Ранее неизвестные материалы приведены и в разделе о концертах ИРМО.
Предлагаемое исследование не исчерпывает всей проблематики темы: материалов найдено очень много. Так, не представлялось возможным поместить все найденные сведения о деятельности ТМД, об «оперных упражнениях» и концертах учащихся, работе Оперной студии и аренде зала в 20-е гг. Сознательно неосвящены со всей степенью подробности оперные и балетные постановки как Оперной студии, так и других театров; методы работы режиссеров оперного класса и Оперной студии Консерватории, гастрольные поездки Студии могли бы стать отдельной исследовательской темой. История Б.З. еще не раз привлечет внимание исследователей. Возможно, со временем окончательно прояснится вопрос о личности художника, расписавшего плафон Б.З.; будут найдены новые интересные факты, касающиеся строительства и перестройки зала; сведения об архитекторах и художниках, участвовавших в этих работах; о работе ТМД, Итальянской и Мамонтовской опер, о деятельности Оперной студии в 30-е гг. и послевоенное время. В дополнительном исследовании «нуждается» аренда зала в 30-е —
50-е гг. и позже: архивных материалов по этому вопросу не существует. До конца, на сегодняшний день, неизвестно и то, какие именно, и как часто в дореволюционные годы проходили экзамены в Б.З.
С 1 января 2007г. Театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории вновь стал частью вуза. Этого события коллектив Консерватории ждал много лет. К сожалению, не удалось избежать потерь: большая часть коллектива театра не осталась на прежнем месте после реорганизации. За прошедший год театр показал три премьеры: «Черное домино» Обера, «Прекрасную Елену», «Кармен». Крупным событием музыкальной жизни города стал спектакль «Кармен»1, прошедший в Б.З. в апреле 2008г. под управлением маэстро М.Янсонса. Сам факт подготовки и исполнения оперы Бизе консерваторскими хором, оркестром, солистами показал, что студенты «возвратились» в зал, и что он вновь открыт для их практики. Серьезная реорганизация не позволила пока театру определить собственную репертуарную политику, но есть надежда, что после преодоления всех сложностей будут восстановлены и «традиционные» консерваторские спектакли, и детский абонемент. На пороге 150-летия Петербургская консерватория надеется вновь обрести восстановленный бардтовский Большой зал с его уникальной акустикой и скромным благородным декором. Возможно, после реализации этого проекта судьба зала сложится по-другому, но не менее интересно. Оперу показали в концертном варианте. Премьера состоялась 22 апреля 2008г.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гаврилина, Ольга Николаевна, 2009 год
1. ЦГИА СПб (Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга)
2. Фонд 361, оп. 9 «Петроградская консерватория. Личные дела профессоров, преподавателей и служащих».
3. Фонд 361, оп. 9 №51 «Личное дело техника при зданш СПб Консерваторш архитектора А.К.Джиоргули. 07.03.1896-1903». 17л.
4. Фонд 361, оп. 9 №52 «Личное дело помощника заведывающаго Музеемъ Д.К.Джиоргули. 01.1898». 55л.
5. Фонд 361, оп. 9 №166 «Личное дело стагскаго советника В.А.Тура. 01.01.1881-19.12.1896». 28л.
6. Фонд 361, оп.9 №167 «Личное дело секретаря и казначея Дирекции, правителя делъ и заведывающаго зданиемъ Консерваторш В.А.Тура. 1882-1903». 26л.
7. Фонд 361, оп. 11 «Петроградская консерватория. Делопроизводство»
8. Фонд 361, оп. 11 №326 «Общая переписка по переустройству Большого театра. 28.05.1895-12.05.1898». 86л.
9. Фонд 361, оп. 11 №327 «Императорское Русское Музыкальное Общество. СПб отделеше. Хозяйственная часть. Общая переписка (контрольные сметы и прочее).1603.1895-19.12.1916». 163л.
10. Фонд 361, оп.11 №329 «Императорское Русское Музыкальное Общество. СПб отделен ¡с. О торжественномъ открыли в присутствие Ихъ Имнераторскихъ Величествъ новаго здашя СПб консерваторш. 28.10.1896-13.11.1896». 62л.
11. Фонд 361, оп. И №330 «Императорское Русское Музыкальное Общество. СПб отделеше. Объ устройстве Музея А.Г.Рубинштейна въ зданш СПб консерваторш.0809.1896-04.11.1906». 115л.
12. Фонд 361, оп. 11 №331 «Императорское Русское Музыкальное Общество. СПб отделеше. Объ устройстве Музея М. И. Глинки при С.-Петербургской консерваторш. 08.11.1896-19.07.1906». 77л.
13. Фонд 361, оп. 11 №332 «Императорское Русское Музыкальное Общество. О концерте учащихся 26 ноября 1896г. 22.11.1896». 13л.
14. Фонд 361, оп.11 №362 «Императорское Русское Музыкальное Общество. СПб отделеше. По разной переписке Г.Заведывающаго здашем С.- Петербургской консерваторш. 16.01.1898-14.04.1908». 281л.
15. Фонд 361, оп. 11 №364 «О концертномъ сезоне 1898-1899 годов. 16.04.1898-17.02.1899». 46л.
16. Фонд 361, оп. 11 №416 «Императорское Русское Музыкальное Общество. СПб отделеше. Объ отдаче в наймы концертно-театрального зала въ Петербургской консерваторш. 18.02.1901-09.12.1903». 58л.
17. Фонд 361, оп.11 №418 «Смета на перестройку Царской ложи съ Гостиными, увеличешя Музея Глинки и фойэ в зданш С.- Петербургской консерваторш. 1901». 19л.
18. Фонд 361, оп. 11 №488 «Императорское Русское Музыкальное Общество. СПб отделеше. Объ отдаче в наймъ Большого зала СПб Консерваторш на сезонъ 1904-1905гг. и 1905-1906гг. 01.03.1904-07.07.1906». 72л.
19. Фонд 361, оп. 11 №502 «Императорское Русское Музыкальное Общество. СПб отделеше. Объ отдаче в наймы Большого зала СПб Консерватор!и на сезонъ 1906-1907гг.
20. Фонд 361, оп. 11 №504 «Концерты и оперные упражнешя учащихся в Консерваторш сезона 1906-1907гг. 16.11.1906-12.04.1907». 173л.
21. Фонд 361, оп. 11 №520 «Русское Музыкальное Общество. СПб отделеше. О концертахъ и оперныхъ упражненияхъ учащихся в Консерватории. Сезон 1907-1908гг. 26.11.1907-21.03.1908». 165л.
22. Фонд 361, оп. 11 №524 «Об отдаче в наймы Большого зала Консерваторш на сезонъ 1907-1908гг. 06.02.1907-18.04.1908». 82л.
23. Фонд 361, оп.11 №586 «Императорское Русское Музыкальное Общество. СПб Коисерватор1я. Об отдаче залъ Консерватории на сезонъ 1912-1913. 10.08.1912-27.04.1913». 42л.
24. Фонд 408 «Императорское Русское Музыкальное Общество. 1848-1916», оп.1
25. Фонд 408, оп.1 №412 «По разной переписке с Главной Дирекцией Императорскаго Русскаго Музыкальнаго Общества. 25.06.1898-14.04.1909». 103л.
26. Фонд 408, оп. 1 №423 «О концертахъ Итальянской Оперы. 1899.16л.
27. Фонд 408, оп. 1 №476 «По разной переписке по Консерваторш и Обществу. 03.1901-11.1909». 147л.
28. Фонд 408, оп. 1 №582 «Тяжба князя А.А.Церетели с Императорскимъ Русскимъ Музыкальнымъ Обществомъ. 11.01.1907-07.05.1910». 12л.
29. Фонд 408, оп. 1 №609 «По праздновашю 50-летия деятельности Общества и вся переписка до сего относящаяся. 07.10.1909-30.10.1910». 101л.
30. Фонд 408, оп. 1 №610 «О чествованш 50-летнего юбилея музыкальной деятельности Ц.А.Кюи. 24.12.1909-1910». 63л.
31. Фонд 408, оп.1 №632 «Заседашя Дирекцш по вопросамъ перестройки здашя. 02.1910-04.1915». 69л.
32. Фонд 408, оп. 1 №654 «Русское Музыкальное Общество. СПб отделеше. Капиталь Максимшпана Леопольдовича Нейшеллеръ. 10.07.1910-21.05.1910». Зл.
33. Фонд 408, оп. 1 №695 «Переписка с Театром Музыкальной Драмы. 12.03.1912-31.05.1917». 49л.
34. Фонд 569, оп. 14 №24 «Дело по Канцелярш Санкт-Петербургского Градоначальника. Театральный залъ СПб Консерваторш. 1-я часть. 11.01.191201.09.1915». 106л.
35. Фонд 569, оп. 14 №39 «Музыкальная Драма (Театръ Консерватор!и). О разрешенш на проведете спектаклей в театре Музыкальной Драмы. 27.09.191327.02.1916». 134л.
36. ЦГАЛИ СПб (Центральный Государственный Архив литературы и искусства Санкт-Петербурга)
37. Фонд 92 «Каплан Эммануил Иосифович», оп. 1
38. Фонд 92, оп.1 №44 ««Кащей Бессмертный». Письмо Д.Мусиной о постановке спектакля. 01.03.1926». 4л.37. ' Фонд 92, оп.1 №121 «Афиши и программы Зальцбургского театра о гастролях Ленинградской Оперной студии. На немецком языке. 1928». 9л.
39. Фонд 92, оп.1 №122 Э.Каплан «Оперная студия Ленинградской консерватории на моцартовских торжествах в Зальцбурге в 1928г. Статья». —42л.
40. Фонд 92, оп.1 №126 М.Шмидт «Гастроли Ленинградской Оперной студии (Письмо из Зальцбурга). Статья. 1928». 1л.
41. Фонд 92, оп.1 №130 Э.Каплан «О трех встречах: Шаляпин, Асафьев, Мейерхольд. Статья. Набросок. Без даты». 6л.41. Фонд 92, оп.1 №226
42. Фонд 298, оп.1 №3а «Переписка с РМО, Правлением Русской Музыкальной Драмы, Наркомпросом об утверждении программ, устройстве концертов и др. 28.09.1917-15.11.1918». -81л.
43. Фонд 298, оп.1 №4 «Переписка по хозяйственным вопросам. 14.03.19723.08.1918».- 176л.
44. Фонд 298, оп.1 №6 «Отчет и баланс за 1917-1918гг. 1917-1918». 30л.
45. Фонд 298, оп.1 №22 «Переписка с Наркомпросом, кинематографическим обществом «Межрабпом-Русь» о перемещении кадров, аренде Большого зала кинотеатром «Гигант. 03.10.1928-11.09.1939». 160л.
46. Фонд 298, оп.1 №23 «Финансовый отчет Консерватории за второе полугодие 1918г. 1918»,-131л.
47. Фонд 298, оп.1 №27 «Отчет о деятельности Петроградской Государственной консерватории за 1919-1920гг. 1919-1920». 2л.
48. Фонд 298, оп.1 №34 «Переписка с Наркомпросом, ГАТОБ о праве пользования зданием. Сентябрь 1920 — сентябрь 1920». — 2л.
49. Фонд 298, оп.1 №43 «Материалы о деятельности Петроградской государственной консерватории. Статистические сведения о финансовой деятельности консерватории. 31.08.1921 -10.11.1921». 5л.
50. Фонд 298, оп.1 №76 «Материалы о деятельности Оперной студии. 11.06.1923-26.12.1925». 98л.
51. Фонд 298, оп.1 №93 «Описи декораций по спектаклям и сведения о служащих, проживающих в здании консерватории. 20.05.1924-30.07.1924». 83л.
52. Фонд 298, оп. I №97 «Договора о сдаче для постановок и юбилеев Большого зала, на отопление и ремонт. 05.04.1924-26.09.1925». -47л.
53. Фонд 298, оп.1 №117 «Расписание спектаклей в театре Большого зала. Март 1925г. апрель 1925г. - 2л.
54. Фонд 298, оп.1 №118 «Ленинградская государственная консерватория. Общая канцелярия. Материалы Оперной студии о постановках оперных спектаклей (режиссерские разработки, сметы, сводки). 23 Л1.1925-07.02.1928». 60л.
55. Фонд 298, оп.1 №121 «Переписка с биржей груда, Губоно, Главпрофорбом о перемещении кадров, постановке памятника Глинке, работе Оперной студии и др. 1.09.1925-30.09.1926».-402л.
56. Фонд 298, оп.1 №124 «Договоры, сметы и условия по хозяйственным вопросам. Договоры о сдаче Большого зала и Малого зала в аренду, проведении ремонтных работ. 05.10.1925-27.09.1926». 57л.
57. Фонд 298, оп.1 №125 «Договор с Севзапкино о сдаче в аренду Большого зала. 05.11.1925-27.08.1926». 16л.
58. Фонд 298, оп.1 №146 «Договоры об оркестровке опер, сдаче в аренду Большого и Малого залов, проведении ремонтных работ. 04.10.1926-29.09.1927». — 60л.
59. Фонд 298, оп.1 №165 «Календарь постановок Оперной студии Консерватории за сезон 1927-29гг. 1927-1929».- 17л.
60. Фонд 298, оп.1 №172 «Материалы о сдаче в аренду Большого зала кинотеатру «Гигант». 01.06.1927-26.05.1930». 21л.
61. Фонд 298, оп.1 №173 «Договоры о сдаче в аренду Большого зала, Малого зала, проведении ремонтных работ и др. 08.10.1927-26.09.1928». 119л.
62. Фонд 298, оп.1 №175 «Переписка с Управлением театрально-зрелищных предприятий, кинематографическим акционерным обществом «Межрабпом-Русь» и дирекцией кинотеатра «Гигант» о сдаче в аренду Большого зала кинотеатру «Гигант». 29.09.1927-24.12.1927». 19л.
63. Фонд 298, оп.1 №189 «Протоколы заседания правления Художественного совета, акты приема декораций и сдачи в аренду Большого зала. 14.12.1927-25.09.1929». -214л.
64. Фонд 298, оп. 1 №193 «Протоколы заседаний местного комитета, переписка с Рабисом об организации гастролей, концертов, о переквалификации преподавателей и др. 11.01.1928-12.09:1929».- 145л.
65. Фонд 298, оп.1 №206 «Материалы о деятельности Оперной студии (протоколы, планы, списки и др.). 09.04.1928-11.12.1929». 57л.
66. Фонд 298, оп.1 №213 «Переписка с Управлением государственных академических театров, государственной академической капеллой, ленинградским отделом народного образования о вопросах преподавания, постановке опер, правилах нового приема и др. 1928». 227л.
67. Фонд 298, оп.1 №221 «Переписка с Наркомпросом, кинематографическим обществом «Межрабпом-Русь» о перемещении кадров, аренде Большого зала кинотеатром «Гигант»». 160л. ,
68. Фонд 298, оп.1 №223 «Договоры с трестом «Музпред», КУЖДом, правлением Дома культуры им. Бабушкина о сдаче в аренду Большого и Малого залов, о прокате инструментов. 10.10.1928-14.09.1929». 75л.
69. Фонд 298, оп. 1 №243 • «Договора на предоставление помещений Консерватории различным организациям. 19.09.1929-30.12.1929». -21л.
70. Фонд 298, оп.4 №14 «Финансовый отчет Консерватории за 1934 год. 1934». -27л.
71. Фонд 298, оп.4 №25 «Финансовый отчет Консерватории за 1935г. и материалы к нему. 1935». — 32л.
72. Фонд 298, оп.4 №180 «Годовые отчеты Консерватории, Музыкальной школы-десятилетки и Оперной студии за 1937г. 31.12.1937-04.03.1937». — 140л.
73. Фонд 298, оп.4 №509 «Стенограммы, отчеты заседаний оперно-режиссерской кафедры 16.01.1946-10.04.1946». 32л.
74. Фонд 298, оп.4 №520 «ЛОЛГК. Финансовые отчеты за 1946 год. 1946». -78л.
75. Фонд 298, оп.4 №526 «Материалы о проведении 85-летия ЛОЛГК. 1947 год. 1947». 89л.
76. Фонд 298, оп.4 №1228 «Положение об Оперной студии. 1954». 22л.
77. Фонд 298, оп.4 №1229 «Докладные записки Секретарю Ленинградского Горкома о сохранении режиссерского отделения и о работе Оперной студии. Октябрь -июль 1954г.». 9л.
78. Фонд 298, оп.4 №1279 «Заседание Ученого Совета 28 декабря 1954г. О работе Оперной студии, о концертной работе в Малом зале. 1954». 74л.
79. Фонд 298, оп.4 №1314 «Доклад и.о. профессора Аленевой (кафедра оперной подготовки) «Работа М.А.Бихтера в Оперном классе». 1954». 30л.
80. Фонд 298, оп.4 №1318 «Отзывы о работах студентов музыковедческого и оперно-режиссерского отделения. 15.05.1954-20.06.1954». 54л.
81. Фонд 489 «Софья Дмитриевна Масловская», оп. 1
82. Фонд 489, оп.1 №2 «Программы спектаклей, поставленных С.Д.Масловской. 1927-1946. 5л.»
83. Фонд 489, оп.1 №22 «Отзывы о режиссерско-педагогической деятельности С.Д.Масловской в Ленинградской государственной консерватории. Машинопись. 1929». -4л.
84. Материалы из фондов Музея истории Консерватории
85. Афиши, программы спектаклей и концертов Консерватории разных лет (Ф. Оп. 2, Оп. 3, Оп. 6)
86. Фотографии интерьеров Консерватории (конец 90-х гг. XIX века 1912г.) (Ф.Оп. 6 №№283-312)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.