Бал в истории русской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Колесникова, Анна Викторовна
- Специальность ВАК РФ24.00.02
- Количество страниц 273
Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Колесникова, Анна Викторовна
Введение
Глава I. Бал и его социокультурные функции
1. Архетипические функции бала в культуре
1). Функция игры
2). Функция карнавализации. Маскарады и костюмированные балы 17 3). Коммуникативная и нормативно-этическая функция.
Бальный этикет 30 \
2. Презентационные функции бала в культуре
1). Презентационная и дидактическая функции.
Обучение танцам. Детские балы и первый выезд в свет
2). Парадно-церемониальная функции
3). Социально-консолидирующая функция 52 '
4). Функция самоидентификации. «Ярмарка тщеславия»
5). Матримониальная функция. «Ярмарка невест» 71 Бал как образ жизни
Глава II. «Язык» и «грамматика» бала XIX - начала XX вв.
1. Пространство бала в культуре
1). Зеркало
2). Бальная одежда 80 декольтированные платья 85 перчатки 88 бальные туфли 93 шпоры
3). Бальные аксессуары . 96 веер 96 агенда (бальная книжечка)
2. Бальные танцы как знаки культуры бала
1). Полонез
2). Вальс
3). Мазурка
4). Контрдансы 129 Французская кадриль 13 О
5). Полька
6). Котильон
Глава III. Особенности национального бала
1. Русский бал в культуре XVIII - начала XX вв. 144 ^
1) Зарождение русской бальной культуры 144 v
2) «Русский стиль» в бальной культуре
3) Русские маскарады XVIII - XIX вв 159 v
4) Бальная культура русской провинции
2. От истории к современности русского бала 183 Заключение 191 ^ Библиографический список используемой литературы 198 Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК
Лексика бала в русском языке XVIII-XIX вв.: Происхождение, семантика, эволюция2005 год, кандидат филологических наук Дружининская, Ольга Васильевна
Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века2003 год, кандидат искусствоведения Савельева, Юлия Владимировна
Использование государственных и военных церемониалов в системе управления Российской Империи XVIII - начала ХХ вв.2002 год, доктор исторических наук Захарова, Оксана Юрьевна
"Искусство движения" в русской культуре конца XIX века-1920-х годов: от эстетической идеи к идеологической установке2004 год, доктор исторических наук Жбанкова, Елена Васильевна
Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века2006 год, кандидат искусствоведения Догорова, Надежда Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бал в истории русской культуры»
Вопросы культурно-исторического развития России приобретают в настоящее время особую значимость. В последние годы наблюдаются рост интереса к праздничной культуре России и попытки смоделировать и реставрировать отдельные элементы культурной жизни России прошлых веков. Восстановление историко-культурной памяти способствует росту национального самосознания. Тема «Бал в истории русской культуры» представляет интерес для углубления знаний о развитии русской культуры XVIII - начала XX вв.
Актуальность темы исследования. Выбор темы обусловлен значением бала в культуре России. На протяжении более чем двух веков танцевальный вечер являлся одной из главных составляющих отечественной социокультурной реальности, превратившейся в своеобразный знак времени и нашедший отражение в отечественном изобразительном искусстве, музыке и литературе.
Актуальность темы связана также с проблемой научной разработанности вопроса. В современной культурологии отсутствуют самостоятельные фундаментальные исследования, посвященные бальной культуре России XVIII - начала XX вв. Изображение балов как фрагментов русского быта встречается в трудах М.И. Пы-ляева, П.Н. Столпянского, С.Н. Шубинского, Н.К. Шильдера, A.C. Зарина, в периодических изданиях: «Северная пчела», «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский листок», «Русская старина», «Русский архив», «Вестник Европы», «Всемирная иллюстрация» и др., однако, большинство этих публикаций носит по преимуществу описательных характер. Большой интерес представляет мемуарная литература, которая также может служить источником изучения проблемы. В воспоминаниях А.Т. Болотова, А. де Кюстина, Н.И. Греча, С.М. Волконского, А.Ф. Тютчевой, А.О. Смирновой-Россет, В.А. Соллогуба, Е.А. Сушковой-Хвостовой, Е.А. Нарышкиной, А.П. Керн, братьев Булгаковых, а также в записках членов царской семьи сохранились интересные сведения о балах русского общества XVIII -начала XX вв. Однако попыток обобщить мемуарные материалы по бальной культуре этого периода не предпринималось. Наиболее близки к нашей проблематике работы Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства» и «Поэтика бытового поведения в русской культуре», где автор подробно освещает жизнь русского общества прошлых веков, его традиции и нравы. При этом, подробно описывая «грамматику» дворянского бала, показывая значимость этого феномена для культурной жизни страны, автор не ставит своей задачей проследить генезис и историю развития бальной культуры России XVIII - XX вв.
Уникальный материал предоставляют архивные источники из фондов РГИА: высочайшие повеления по придворному ведомству (Ф 466), камер-фурьерские журналы (Ф 516), документы из фондов церемониальной (Ф 473), гофмаршальской (Ф 476) частей, Петергофского дворцового управления (Ф 490), конторы двора наследника великого князя Александра Александровича (Ф 1339), придворной конторы великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны (Ф 537), дирекции императорских театров (Ф 497), большинство которых ранее не исследовалось.
С конца 90-х годов XX века бальная тема как самостоятельная проблема русской культуры стала привлекать к себе внимание отдельных исследователей. Так, одна из глав книги М. Ереминой «Роман с танцем», вышедшей в 1998 году, посвящена культуре балов, а в 1999 году появилось исследование О.Ю. Захаровой «История русских балов». Первая работа представляет собой добросовестную компиляцию, произведенную на основе выдержек из различных дореволюционных самоучителей бальных танцев и руководств по дирижированию танцевальными вечерами. Односторонность второго исследования связана с тем, что его автор - историк по образованию - рассматривает бал лишь с исторической точки зрения. В обоих случаях не предпринимается попытка дать комплексную оценку бальной культуры, рассмотреть танцевальный вечер как специфический культурно-исторический феномен, своеобразный целостный и ценностный организм.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в научной литературе отсутствует системный подход к изучению истории балов в России. Данные теоретической, публицистической и мемуарной литературы в определенной степени формируют наши представления о бальной культуре России XVIII - XX вв. Мы бы хотели предложить новый взгляд на историю русских балов, основанный на взаимосвязи бального этикета, бальных традиций и структуры балов условиям жизни общества в ту или иную эпоху.
Объектом исследования является бал как феномен культуры.
Предмет исследования - русский бал и его национальные особенности; процесс формирования бальной культуры России, динамика развития и изменения русских балов в исторической перспективе во взаимосвязи с переменами в ментально-сти русского общества на протяжении XVIII - начала XX вв.
Целью работы является исследование русского бала XVIII- начала XX как историко-культурного феномена, выявление его основных функций, оценка значения данного феномена для национальной культурной действительности на основе комплексного системного анализа опубликованных и архивных источников.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить роль и место бальной культуры в жизни русского общества XVIII -начала XX вв.
2. Проследить эволюцию русской бальной культуры. Выяснить, каким образом история балов соотносится с историей культуры нашей страны и как менялись их характеристики в процессе общекультурного развития России с начала XVIII до начала XX веков.
3. Проанализировать различные виды русских балов в исторической перспективе.
4. Показать «грамматику» и «язык» бала, анализируя последовательность его частей и выделяя его устойчивые элементы.
5. Рассмотреть особенности бальной культуры в столицах и провинции.
6. Показать, как отображалась бальная культура в зеркале русской литературы.
7. Оценить современное значение русской бальной культуры.
Хронологические рамки исследования охватывают период XVIII - начала XX вв. Культурное преобразование нашей страны, предпринятое Петром Первым в начале XVIII в., положило начало появлению в России ряда импортированных с запада элементов культуры, одним из которых явился бал. На протяжении более чем двух веков бал оставался важным структурным элементом дворянского быта, со временем приобретая новые функции и вырабатывая традиции. Бальная культура переставала быть частью исключительно городской столичной и дворянской культур, проникая в провинцию и захватывая другие слои общества.
Методологической основой диссертационного исследования послужили теоретические выводы в работах таких ученых, как Ю.М. Лотман, М.С. Каган, H.A. Хренов, а также системная методология рассмотрения бала как культурно-исторического феномена во взаимодействии культурологического, эстетического и семиотического подходов. Объект и предмет исследования обусловили применение историко-сравнительного метода изучения при создании описательных моделей различных видов балов. Методы работы включают в себя использование системного подхода и метод исторического (ретроспективного) моделирования, позволяющий проследить структуру и эволюцию русских балов, исследовать бальную культуру России в развитии, с изменениями и противоречиями, возникающими в процессе ее формирования и становления. Принцип историзма позволяет рассмотреть становление и развитие русских балов в конкретно-исторических условиях и связях. Эмпирический метод - с опорой на обширный круг источников - дает возможность представить явление со всех сторон. Рассматривая изображение бальной культуры в русской литературе, применяются методы искусствоведческого анализа. Выявление особенностей бальной культуры в динамике времени, их анализ и сопоставление, подкрепление теоретических выводов документальными источниками - основное направление исследовательской работы.
Научная новизна: Впервые предложено комплексное историко-культурологическое исследование бальной культуры России XVIII - начала XX вв., кроме того, впервые обобщены материалы русской художественной литературы, отображающей русский бал. Это позволяет представить данный феномен как уникальный культурно-исторический комплекс.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что настоящая диссертация является первым культурологическим, то есть целостным междисциплинарным и системным исследованием бала как феномена русской культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в историко-научных и историко-культурных исследованиях, а также при разработке учебных курсов по мировой художественной культуре, истории мировой и отечественной культуры, практике преподавания предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе, включены в содержание специальных курсов по истории танца XVIII-XX веков. Результаты исследования должны способствовать углублению представлений о месте балов в русской и мировой культуре. Кроме того, в связи с появившейся в последние годы тенденцией к реставрации бальной культуры в современной России, материалы диссертации могут представлять определенный интерес для организаторов подобных танцевальных собраний и, в целом, способствовать духовному возрождению России.
Логика поставленных цели и задач, предмет и объект исследования определили структуру диссертации: введение, 3 главы, заключение, библиографический список используемой литературы и приложение.
Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК
Эволюция повседневной культуры московского дворянства в ХVIII – первой половине ХIХ вв.2009 год, доктор исторических наук Короткова, Марина Владимировна
Мифологема бала в русской литературе 20 - 40-х гг. ХIХ в.2001 год, кандидат филологических наук Юрченко, Татьяна Николаевна
Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность2008 год, доктор культурологии Палий, Елена Николаевна
Классический танец в культурном пространстве Петербурга, XVIII - начало ХХ вв.2001 год, кандидат культурол. наук Юн Ен Сон
Динамика хореографического образования в художественной культуре России XVIII - XX веков2011 год, доктор культурологии Филановская, Татьяна Александровна
Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Колесникова, Анна Викторовна
Заключение
Предпринятое в работе изучение более чем трехвековой истории бала в России позволило раскрыть сущностные характеристики танцевального вечера и его функциональное значение для русского общества. На основе проведенного исследования русского бала как культурно-исторического и эстетического феномена можно сделать следующие выводы:
• Появившись в России в начале XVIII века, бал на протяжении более чем двухсот лет представлял собой целостный, органичный, ценностный феномен русской культуры. 4
• Несмотря на то, что бал как явление не был присущ традиционной русской культуре, а был импортирован с запада вместе с другими новациями, включенными в реформирование общественной и культурной жизни России, его появление в стране было обусловлено сущностными социально-культурными потребностями (связанными в первую очередь с интересами верхов и подготовившими почву для скорейшего проникновения нововведений в Россию). Именно поэтому, вопреки многочисленным противникам нового элемента жизни и настороженному отношению к нему со стороны служителей культа, танцевальный вечер довольно быстро становится неотъемлемой частью обновляющегося образа жизни россиян.
• Бал вступил в противоречие с распространенными традициями и культурными навыками нашей страны и нарушил некоторые основы ее общественной жизни (был снят запрет на танцы в рамках светского общения, высвобожденная из «плена теремной культуры» женщина приобрела на танцевальных собраниях статус «царицы бала»). Однако бал явился одним из эффективных способов выведения культуры из патриархального, замкнутого состояния России, трансформации ее культуры из средневековой в западноевропейскую. Ассамблеи стали местом, где русские люди всех возрастов не только учились развлекаться по-иностранному - эти общественные собрания были призваны научить правильно одеваться, общаться, вести себя в обществе, помогали русскому человеку приобщиться к плодам западной цивилизации.
Бал - это один из краеугольных камней фундамента эстетической культуры России нового времени, это прорыв к гармонизации эстетического пространства культуры. Эстетика танцевального вечера во многом сопрягалась с идеей порядка, со стремлением бала к созданию совершенной, упорядоченной формы. Великолепие бальных туалетов, красота музыки, изобилие яств на праздничном столе, вызывая сильные эмоциональные переживания, не оставляли равнодушным ни одного приглашенного. Балы являлись одним из наилучших способов оптимизации коммуникативной системы. С момента своего появления в России танцевальные собрания превратились в новую форму общения, решительно порывавшую с нормами поведения в допетровской России. Общение было важной составляющей любого танцевального вечера, не уступающей по важности даже организационному стержню бала - танцам. Танцевальная зала приобретала функции клуба, где предоставлялась уникальная возможность завязать новые знакомства, необходимые для продвижения по службе и вхождения в новое общество, найти достойную партию своим детям и даже быть представленным членам царской семьи.
Бал - один из важнейших инструментов сигнификации социальных отношений и структуры русского общества. На первых порах своего существования в России танцевальный вечер в форме петровских ассамблей консолидировал представителей различных сословий, занимавшихся общим делом - строительством новой России - в совместном проведении досуга. После смерти Петра I аристократия изгнала из собраний представителей других сословий, и танцевальный вечер стал инструментом социальной стратификации. Это, однако, не означало, что бальная культура осталась частью лишь дворянской культуры. Напротив, захватив другие слои общества, она способствовала формированию сословной корпоративности. Ассамблея как полисословная акция распалась на составляющие, превратившись, с одной стороны, в дворянские балы со строго ритуализированой программой, с другой стороны, в танцевальные вечера средних слоев общества.
Огромные масштабы отечественной культуросферы объясняли наличие различных модификаций русского бала - от многотысячных публичных балов в Зимнем дворце до небольших танцевальных вечеров в провинции. Здесь позиции традиционной культуры были особенно сильны, а бытовое поведение менее ритуализировано. Смешиваясь с новыми европейскими влияниями, элементы традиционной культуры приобретали странные формы, становясь «смесью французского с нижегородским». И все же, исследование показало, что, хотя место проведения балов сильно влияло на характеристики танцевального вечера, его семиотику и «грамматику», национальная специфика ощущалась практически всегда.
• Одна из основных черт русского бала - его синтетичность. Бальная культура включала в себя разные стороны дворянской жизни: культуру бальных помещений (бальных зал, курительной, буфетной, игровой комнат), бальных аксессуаров, одежды и, конечно, умения танцевать. Обрамление танцевальной залы, ее «рама»: архитектоника зала и окружающего его пространства, сервировка стола играли важное значение. Также, как и на западноевропейских собраниях, ассамблеи в России не ограничивались одними танцами. В домах, где проводились собрания, выделялись специальные комнаты для игр: шахмат, шашек, бирюлек и помещения для новомодного развлечения - курения. Ассамблеи времен Петра I отличались значительным дидактизмом, в последующие эпохи дамы и кавалеры приходят на балы по большей части в поисках развлечения. При этом важно отметить, что, если на петровских ассамблеях основным развлечением были танцы, и в них обязаны были принимать участие все присутствующие, независимо от возраста и положения в обществе, то к концу XVIII века для определенного круга людей танцы перестали быть целью их посещения бала; они приезжали на танцевальные собрания для общения или жаждали других развлечений. Комплекс развлечений в XVIII - XIX вв. был весьма ограничен и далек от той индустрии развлечений, которая появилась в XX веке. Выбор развлечения распределялся между посещением театра, музыкального концерта или бала (во время постов единственным разрешенным местом проведения досуга была концертная зала), причем обычно предпочтение отдавалось последнему. Это объяснялось отчасти тем, что многие танцевальные собрания включали в свою программу и музыкальные выступления, и даже театральные постановки. На балах нередко выступали модные певцы, чтецы-декламаторы, поэты, иногда на них показывались небольшие балетные дивертисменты. Особой популярностью в XIX веке пользовались живые картины, которые заблаговременно готовились приглашенными на бал. Со времен петровских ассамблей непременным спутником бала была игра. В отличие от Европы на светских собраниях начала XVIII века азартные игры, в том числе карты, были запрещены. Поэтому кавалеры тренировали свой ум за партией в шашки или шахматы. Карточная игра становится обязательной частью бального вечера при Анне Иоанновне, и с этого времени многие кавалеры и пожилые дамы предпочитают комнату с зелеными столами танцевальной зале. Помимо карточных игр хозяева бала устраивали лотереи, фанты, различные конкурсы. Обычно это происходило на небольших семейных танцевальных вечерах, где приглашенные были близко знакомы друг с другом. Нередко балы сопровождались красивыми фейерверками. Венчался бал пышным ужином, на организаций? которого хозяева тратили огромные суммы. Благодаря органичному единству всех его составляющих, бал превращался в уникальный культурный комплекс, который был призван обеспечить достойный досуг приглашенным на бал дамам и кавалерам, избавить их от монотонности обыденного.
• Одним из важнейших свойств русского бала была его полифункциональность. В работе выделяются архетипические (универсальные, неизбывные) и презентационные (позволяющие рассматривать бал в качестве социокультурной инициации индивидуума в социум) функции танцевального вечера. В зависимости от места проведения танцевального вечера, его типа и назначения (столичный/ провинциальный, частный/ публичный, простой/ костюмированный бал) менялась специфика его функционирования. Кроме того, исследование подтвердило, что на характеристики танцевального вечера влияло и время его проведения: в процессе эволюции феномена бала неоднократно наблюдалась переакцентация его функций. Так, если на первых этапах становления бальной культуры в России наиболее значимыми представлялись социальные функции (социально-консолидирующая, коммуникативная функции), то к середине XIX века на первый план вышли развлекательная, эстетическая, художественная функции. Совокупность архетипических и презентационных функций превращала бал в феномен, которому во многом был подчинен образ жизни человека двух прошлых веков.
• Бал в качестве целостного культурно-исторического и эстетического феномена обладал внутренним единством и собственными границами, внутри которых просматривается определенное движение вперед. Танцевальный вечер имел строгую композицию, где каждая его ступень характеризовалась определенными правилами поведения, темами общения, музыкой. При рассмотрении «грамматики» бала мы можем заметить, что, в зависимости от характера исполнения и темпа, каждый танец приобрел свое место в бальном пространстве. Бальная цепочка: строгий, торжественный полонез - чопорная кадриль - романтический вальс - изысканная мазурка - веселая полька - неуправляемый котильон - представляла собой эволюцию от церемониала к игре.
• Русский бал нес в себе характерные типические качества, обусловленные историко-культурными обстоятельствами жизни страны и ментальностью русского общества. В отличи® от поликультурного европейского бала, русский танцевальный вечер - национально-специфичен, что выразилось в ряде его уникальных особенностей:
1. В исполнении полонеза, немецкого вальса, французской кадрили неизменно ощущалось влияние русской национальной культуры.
2. Одной из отличительных черт русских светских собраний стала традиция исполнения на них русских народных танцев. Появившись на петровских ассамблеях как один из пережитков старины, русская пляска прочно укоренилась на придворных балах. В последующие эпохи сосуществование двух культурных традиций - древнерусской и западно-европейской приобрело еще более очерченные формы, а новое профессиональное, рафинированное исполнение русской пляски привело к появлению «окультуренного», «облагороженного» стиля русского танца.
3. Стремление сохранить и укрепить самобытность русской нации, споры об особенностях национального характера, поиски национальной специфики художественного поведения и формирование «русского стиля» в различных сферах творческой деятельности в бальной культуре выразились в появлении многочисленных балов, стилизованных под русскую тему, на которых приглашенные, облаченные в национальные костюмы, слушали народные песни и исполняли народные танцы.
• К рубежу XIX - XX веков содержание понятия бала девальвировалось. Резко сократилось число пышных придворных и частных балов. На смену им пришли публичные танцевальные вечера, имевшие по преимуществу коммерческий характер. Помимо этого, наблюдался процесс упрощения бального этикета, отказ от многих традиционных ритуализированных форм танцевального собрания, что затрагивало саму суть явления, подтачивая его основы изнутри. Гражданская война и революция 1917 года поставили точку в официальной истории бальной культуры в России. Однако история танцевальных собраний на этом не закончилась - танцевальный вечер продолжал присутствовать в отечественной культурно-художественной памяти в качестве «танцулек» конца 1917 года, балов выпускников, а в настоящее время балов предпринимателей, художественной интеллигенции, потомков дворянских родов, занимая важное место в отечественном культурном наследии.
• Образ бала широко представлен в отечественной художественной культуре, получив наиболее полное выражение в литературе. В ходе исследования было замечено, что изображение сцен бала у классиков русской литературы редко применяется лишь в качестве красивого фона тех или иных коллизий литературного произведения. Обычно изображение сцен бала совпадает с кульминационными моментами в развитии сюжетной линии художественного произведения (Именно на балу происходит судьбоносная встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского, здесь же зарождается интрига в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»), При этом, изучение и сопоставление обширного корпуса литературных источников показало, что, если в реальной жизни отношение к балу колебалось между его радостным восприятием и настороженным опасением, то для художественного сознания ощущался явный перевес в сторону его тревожного восприятия, «минорной» атмосферы. Бальная зала превращалась в место роковых страстей и запутанных интриг, где царил злой фатум, разбивавший сердца и переплетавший судьбы. Бал персонифицировался, приобретал способность самостоятельно судить и наказывать.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что танцевальный вечер на протяжении более чем двух веков представлял собой одну из главных составляющих культурной жизни России, неотъемлемую часть отечественной культурно-исторической реальности. Неизменно его присутствие в музыке, изобразительном искусстве и, особенно, в литературе. Ощутимо его влияние на различные стороны отечественной культуры, ее исторической жизни и духовного содержания. Поэтому, мы в праве утверждать, что бал - это символ определенной эпохи в истории России.
Настоящая работа не претендует на всеобъемлющее исследование бальной культуры России. Сознательно акцентировав свое внимание на культуре дворянских танцевальных вечеров как классических образцах бального собрания, мы лишь поверхностно осветили историю танцевальных собраний других социальных слоев. Являясь слепками с дворянских балов, они, однако, имели свои специфические характеристики. Более детальное изучение подобных танцевальных собраний позволит глубже проникнуть в своеобразие отечественной культуры, уточнить и конкретизировать представление о месте балов в истории страны.
Исследуя бальную культуру России, мы не могли не коснуться истории европейских балов и, шире, бала как общекультурного феномена. Дальнейшие исследования могут быть построены на более тщательном и глубоком рассмотрении проблемы национального бала, его особенностей в различных странах мира, взаимодействия различных национальных бальных культур. Неохваченным остался и обширный пласт вопросов, связанных с современным функционированием бала в странах Западной Европы и Америки. Указанные перспективы дальнейшего исследования бальной культуры подтверждают значимость данного феномена, его принадлежность фонду общечеловеческих ценностей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Колесникова, Анна Викторовна, 1999 год
1.Авдеева Е.А. Заметки о старом и новом русском быте. - СПб.: тип. Штаба военно-учебных заведений, 1842. - 153 с.
2. Аксакова-Сиверс Т.А. Семейная хроника. Paris: Atheneum, 1989. -кн.1 - 370 е., kh.II - 351 с.
3. Алданов М.А. Ключ. Бегство. М.: ACT-ЛТД, 1998. - 576 с.
4. Алексеев А. Средь шумного бала//Домовой. 1995. - № 2. - С.49-50
5. Алянский Ю.Л. Танцы на краю пропасти/ТВечерний Петербург. 1993. - № 289. -С.З
6. Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб.: АОЗТ «Пф», 1996. - 268 с.
7. Андреев Н. Петербургская Россия. Эпоха Александра I. (Культурно-исторические очерки России, № 11). СПб.: В.И. Яковенко, 1913. - 103 с.
8. Антонов Б. Танцевальные вечера в Петербурге//Нева. 1992. - № 1. - С.268272
9. Антонов П. Балы концертные, Эрмитажные . зрелище было феериче-ское//Час пик. 1993а. - № 29. - С. 14
10. Ю.Антонов П. Петербургские балы//Час пик. 1993b. - № 26. - С. 14
11. П.Арапова А.П. H.H. Пушкина-Ланская. М.: Демиург, 1994. - 126 с.
12. Арнольд Ю. Воспоминания. М.: тип. Э. Лисснера, 1892. - 204 с.
13. Артемова Е.Ю. Культура и быт России последней трети XVIII века в записках французских путешественников. Автореферат на .- М.: АН СССР. Ин-т истории СССР, 1990. 26 с.
14. Бал в костюмах у графа Н.В. Орлова-Денисова// Московитянин. 1851. - № 5.-8 с.
15. Бал рязанского дворянства в честь избрания на второе трехлетие Губернским предводителем дворянства Леонида Матвеевича Муромцова. Рязань, 1881. — 8 с.
16. Барабанова М.Б. Летний сад в социокультурном аспекте//Петербургские чтения 97. СПб.: Русско- балтийский инф. центр БЛИЦ, 1997. - С.620-622
17. Баратынский Е.А. Бал//Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1958.1. С.273-294.
18. Барковская B.C. Новейший учебник и самоучитель танцев. Тифлис: тип. Конт. газ. «Кавказ», 1890. - 32 с
19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. - 543 с.
20. Бегичев Д.Н. Ольга. Быт русских дворян в начале нынешнего столетия. -СПб.: Изд. А. Смирдина, 1840. 408 с.
21. Белый А. Маскарад. Собр. соч. в 2-х тт., Т.1. ML: Худ. лит., 1990. -С.-127129
22. Белый А. Петербург. Собр. соч. в 2-х тт., Т.2. М.: Худ. лит., 1990. - С.7293
23. Бельская А. Очерки институтской жизни былого времени//3аря. 1870, кн.8. - С.107-149, кн.9. - С.3-65
24. Беляев М.Д. H.H. Пушкина в портретах и отзывах современников. СПб.: Библиополис, 1994. - 112 с.
25. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX -начала XX вв.//0 России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. -С.43-272
26. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.-400 с.
27. Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. -СПб.: БЛИЦ, 1997.-493 с.
28. Благово Д.Д. Рассказы бабушки. СПб.: Тип. A.C. Суворина, 1885. -461 с.
29. Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. -М.: тип. Лазаревского ин-та вост. яз., 1864. 225 с.
30. Блок А. Балаганчик. Собр. соч. в 8 тт., Т.4. М.-Л.: Гослитиздат., 1961. -С.7-2231^»огословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XIII вГ- Пг.: Задруга, 1918. 47 с.
31. Богословский М.М. Русское общество и наука при Петре Великом. Л.: Изд-во АН СССР, 1926 - 28 с.33..Болотов А.Т. Записки. СПб., 1871. - Т. 1 - 967 е., Т.2 - 896 с.
32. Борисов С. Ледовый бал на Неве//Вечерний Петербург. 1992. - № 60. - С.З
33. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб.: Лениздат, 1992. - 142 с.
34. Борсук Ф.Д. Самоучитель настоящего венского вальса. Могилев: тип. Ш.А. Фридлянда, 1903. - 15 с.
35. Брабич В.М. Карусель на Адмиралтейском лугу//Санкт-Петербургская панорама. 1992. - № 5. - С.34-35
36. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, Т.36. СПб.: Ти-по-лит. И.А. Ефрона, 1896. - 962 с.
37. Булгаков А.Я. Письма к отцу//Русский архив. 1899. - кн.1. - С. 167-180, 246-252, 396-409, 545-622.
38. Булгаков А.Я. Письма к брату//Русский архив. 1900 - С.493-518, 1902 -42-157, 269-325, 507-542, 577-66226.
39. Булгаков М.Б Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Минск: Юнацтва, 1988.-400 с.
40. Булгаков К.Я. Письма к брату//Русский архив. 1904. - кн.1. - С.70-98, 244-286, 407-449, 555-588.
41. Булгаков Я.И. Письма к сыну//Русский архив. 1898. - кн.2 - С.41-66, 289-302, 365-387.
42. Булгарин Ф.В. Новое общественное заведения//Северная пчела, 1830а. № 15.-С.2-3
43. Булгарин Ф.В. Новый маскарад в доме госпожи Энгельгардт//Северная пчела, 1830b. -№ 17. С.2-4
44. Булгарин Ф.В. Маскарад, 9 февраля у госпожи Энгельгардт//Северная пчела, 1830с. -№ 18.-С.4
45. Булгарин Ф.В. Маскарад в доме госпожи Энгельгардт//Северная пчела, 1830d. № 21. - С.1-2
46. Бунин И.А. Собр. соч. в 9 тт. -М.: Худ. лит., 1965 1967.
47. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Записки. М.: «Современник», 1991. -299 с.
48. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1963.-22 с.
49. Васильчикова Л.П. Исчезнувшая Россия: Воспоминания княгини Л.Л. Ва-сильчиковой. СПб.: Петербургские сезоны, 1995. - 543 с.
50. Вашкевич Н. История хореографии всех веков и народов. М.: изд. Кне-бель, 1908.-79 с.
51. Вдовина Л.Н. Повседневность городской жизни русской провин-ции//Русская провинция. М.: РИК, 1993. - С.43-47
52. Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения». М.: ГМИИ, 1989. - 300 с.
53. Вересаев В.В. В юные годы. М.: Недра, 1927. - 218 с.
54. Вересаев В.В. Пушкин в жизни. В 2-х тт. СПб.: Лениздат, 1995. - т.1 -430, т.2-478 с.
55. Вилинбахов Г.В. О функциях Зимнего дворца//Анциферовские чтения. Л., 1989. - С.146-147
56. Вистенгоф П. Очерки Московской жизни. М.: тип. С. Селиванского, 1842. -210с.
57. Воейков В.Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. М.: Терра, 1995. - 480 с.
58. Военский К.А. Русский двор при Петре III и Павле I. СПб.: типо-лит. В.В. Комарова, 1903.-508 с.
59. Волков Н.Е. Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. -СПб.: печатня Р. Голике, 1900. 246 с.
60. Волкова М.А. Грибоедовская Москва в письмах к В.И. Ланской//Вестник Европы. 1875. - Т.Х. - С.221-225
61. Волконский С.М. Воспоминания. -М.: Искусство, 1994. 286 с.
62. Воронина И.А. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1980. - 128 с.
63. Воронов Н.И. Воспоминания об императоре Николае I и его семье, бывшего кадета второго корпуса Н.И. Воронова. Владимир: тип. т-ва В.Е. Андреев и К.,1907,- 16 с.
64. Воронцов М.С. Выписки из дневника светлейшего князя М.С. Воронцова с 1845 по 1854 гг. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1902. - 45 с.
65. Воспоминания и дневники XVIII- XX вв. Указатель рукописей. М.: Книга, 1976.-621 с.
66. Всеволодская-Голушкевич О. Веселая царица и русская пляска//Советский балет,-1991.-№ 2. С.41-45
67. Вульф А.Н. Дневник. 1828-1831. Петроград: М. И С. Сабашниковы, 1915.- 246 с.
68. Гавликовский H.JI. Руководство для изучения танцев. СПб.: Рус. скоропе-чатня, 1907.- 160 с.
69. Галкина Т.И. Детские годы Великого князя Александра Николаевича в Царском селе// Александр II и его эпоха: Тезисы докладов конференции. СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 1995. - С. 9-12
70. Гарин-Михайловский Студенты. Собр. соч. в 5-ти т., Т.2. М.: Худ. лит., 1957.-562 с.
71. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. M.: М. И С. Сабашниковы, 1914.- 120 с.
72. Гете И.В. Страдания юного Вертера. Собр. соч. в 10 тт., Т. 6. М.: Худ. лит., 1978. - 180 с.
73. Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники. СПб.: т-во М.О. Вольф, 1912.-330 с.
74. Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера. -M.-JI.: Иск-во, 1940. -248 с.
75. Гоголь Н.В. Мертвые души. Собр. соч. в 6 тт., Т. 5. М.: Худож. лит., 1949.- 428 с.
76. Гозенпуд A.A. Дом Энгельгардта: из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века. СПб.: Сов. композитор, 1992. - 245 с.
77. Голсуорси Дж. Собственник. Собр. соч. в 16 тт., Т.1. М.: Правда, 1962. -416 с.
78. Город и культура. Сборник статей. СПб.: СпбГиК, 1992. - 171 с.
79. Готье Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1988. - 396 с.
80. Греч Н.И. Записки о моей жизни. М.: Книга, 1990. - 392 с.
81. Грибоедов A.C. Горе от ума. М.: Худож. лит., 1946. - 144 с.
82. Григорович Н.И. Придворные маскарады 1750-1752 гг.//Русская старина. -1874.-Т.Н.-С.775
83. Гришкевич Б. Руководство дирижировать танцами. Вильно: "Znicz", 1910.-58 с.
84. Громилов С. Полька в Париже и Петербурге. СПб.: тип. СПб. губерн. Правления, 1845. - 64 с.
85. Грубер Б.А. Венский вальс и полька. Киев: тип. М. Рутгайзера, 1903.29 с.
86. Грубер Б.А. Руководство к самообучению бальным танцам. Одесса:, 1903. - 18 с.
87. Даль В.И. Картины русского быта. СПб., 1856. - 50 с.
88. Дашкова Е. Записки. М.: Мысль, 1992. - 260 с.
89. Деловой и веселящийся Санкт-Петербург. Новый путеводитель адрес -календарь и хроника на 1895 г. - СПб., 1895. - 344 с.
90. Демиденко Ю. Петербургские балы художников//Наше наследие. 1995. -№ .-С.35-40
91. Державин Г.Р. Записки//Сочинения. т .6 - СПб., 1876. - С.556-557
92. Дмитриев И.И. Полное собр. стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1967. -502 с.
93. Долгоруков И.М. Капище моего сердца, или словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течении моей жизни. М.: Унив. тип., 1890. - 402 с.
94. Достоевский Ф.М. Двойник. Полное собр. соч. В 30 тт., Т.1. Л.: Наука, 1972.-520 с.
95. Дуков Е. Бальная культура России XVIII- первой половины XIX века// Музыкальная академия. 1996. - № 3-4. - С. 147-154
96. Евреинов М.М. Записки московского ополченца 1812 г. М.М. Евреинова. Память о 1812 г.//Русский архив. 1874. - кн.1. - С.95
97. ЮО.Екатерина II Записки. СПб.: Суворина, 1907. - 750 с. 101.Еремина М.Ю. Роман с танцем. - СПб.: ООО ТФ «Созвездие», 1998. -252 с.
98. Ермилов Н. Черты из жизни императора Николая Павловича. По рассказам современников. СПб.: изд. Крайз, 1900. - 182 с.
99. И)).Жизнь в свете, дома и при дворе. М.: СП «Интербук», 1990. - 140 с.
100. Жильяр П. Император Николай II и его семья. Л.: Лениздат, 1990. -420 с.г^ 105лЖитейская мудрость или правила вежливости и светских приличий. -СПб., 1871.- 104 с.
101. Юб.Жол тсовский А. Морфологические и исторические корни рассказа Л.Н. Толстого «После бала»//Блуждающие сны и другие работы. М.: Худ. лит., 1994. -С.87-102
102. Забелин И.Е. Хроника общественной жизни в Москве с половины XVIII столетия//Современник. 1889. - т.ХХХП, отд.П. - С. 1 -41108уЗаписки и воспоминания русских женщин XVIII -пер. половины XIX вв. -М.: Мысль, 1990.-390 с.
103. ЦО^.Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. Исторические очерки. М.: тип. И.Д. Сытина, 1913. - 148 с.
104. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х гг. Записки очевидцев. Л.: Лениздат, 1991. - 269 с.
105. Захарова О.Ю. Бал эпохи Петра Великого//Родина. 1995. - № 1. -С.117-119
106. Захарова О.Ю. Веселье без перерыва. Балы и маскарады Елизаветы Пет-ровны//Родина. 1995. - № 6 - С.84-88
107. И.Захарова О.Ю. История русских балов. М.: Журналист, агентство «Гласность», 1999.-88 с.
108. Захарова О. Не потерять каданс//Родина.- 1996. № 3. - С.58-60115.3ет И.В. Новый салонный танец «Каприз». Казань: лито-тип. И.Н. Харитонова, 1899. - 15 с.
109. Золотой век Екатерины Великой: Воспоминания. М.: Изд-во Моск. Унта.,1996. - 328 с.117.3оля Э. Бальная книжечка. Собр. соч. в 26 тт., Т.1. М.: Худ. лит., 1960. -С. 22-37118.3оммер В.И. Крепостное право и дворянская культура в России XVIII в.
110. М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1910. 156 с.
111. Иванов И.И. Новейший самоучитель бальных танцев. М.: тип. П.В. Бельцова, 1908.-48 с.
112. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX вв. JI.-M.: Искусство, 1948.22 с.
113. Идельсон М.И. Венский вальс с фигурами. Гомель: типо-лит. Ш.А. Соськина и X. Кагана, 1899. - 32 с.
114. Ильин И.А. За национальную Россию. Манифест русского движе-ния//Слово, 1991. № 7. - С.75-90
115. Император Николай I. Его жизнь, царствование и черты характера. М.: Универ. тип., 1907. - 78 с.
116. Ирошников Н. Николай II последний русский император. - СПб.: Духовное просвещение, 1992. - 511 с.125^История жизни благородной женщины. -М.: Новое литер, обозрение, 1996.^478 с.
117. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: АО «Сла-вия», 1996.-408 с.
118. Каган М.С. Культура города и пути ее изучения//Город и культура. Сборник статей. СПб.: Академия Культуры им. Н.К. Крупской, 1992. - С.15-34
119. Капелюшник Н.И. Руководство для легкого изучения дирижирования и самоучитель главных танцев. Пинск: типо-лит. Р. Вилькович, 1900. - 16 с.
120. Карамзина E.H. Из дневника Екатерины Николаевны Карамзиной, впоследствии княгини Мещерской. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1908. - 24 с.
121. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. М.: Символ, 1992.-283 с.
122. Карнович Е.П. Император Николай I. Его царствование и черты характера в рассказах современников. СПб.: т-во М.О. Вольф, 1897. - 24 с.
123. Аз^Сарнович Е.П. Ассамблеи при Петре Великом// Исторические рассказы и очерки СПб.: Тип. Суворина, 1884. - С.238-250
124. Кветная О.В. Историко-бытовой танец в репертуаре хореографических коллективов: Учебно-методическое пособие. М.: ЗНУИ, 1981. - 76 с.
125. Кеворков Э.Х. Дирижер бальных вечеров. Екатеринбург: типо-лит. А.П.1. Сташевского, 1899. 16 с.
126. Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. -М.: Правда, 1989. -480 с.
127. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII -первой половины XX вв. М.: Искусство, 1995. - 381 с.
128. Клемм Б. Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев. СПб.: тип. А. Каспари, 1884а. - 171 с.
129. Клемм Б. Теоретико-практический самоучитель общественных танцев. -М.: С.И. Леухин, 1884b. 144 с.
130. Княжицкий А., Невский А., Усова Е. Путешествие в пушкинскую Москву.- М.: Мирос, 1993.-96 с.
131. Князьков С.А. Из прошлого Русской земли. Времена Петра Великого. -М.: Планета, 1991.-709 с.
132. Князьков С.А. Москва в ее прошлом и настоящем. Т. 8. М., 1911. - 126 с.
133. Князьков С.А. Санкт-Петербург и Санкт-Петербургское общество при Петре Великом. СПб.: П. Луковников, 1914. - 80 с.143 .Коваленко Т.А. Дворянская культура//Вторые культурологические чтения.- М.: ИППК МГУ, 1997. -С.41-52
134. Козырев A.B. Культурные реформы Петра Первого. Ставрополь: Ставропольская краевая типография, 1948. - 20 с.
135. Колиньяр, де' Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола.- М.: тип. А. Гатцука, 1890. 204 с.
136. Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. М.: Университетская Тип., 1846. - 48 с.
137. К омелова Г.Н. Публичные маскарады в Зимнем дворце в XVIII в.// Эрмитажные чтения памяти Б. Пиотровского. СПб.: Государственный Эрмитаж, 1993. -С. 21-23
138. Кондаков A.A. Дирижерство танцев: вальса, мазурки, кадрили и котильона. Баку: тип. Губернского правления, 1906. - 30 с.
139. Коренное изменение русского быта при Петре I. М., 1869. - 72 с.
140. Корнилович А.О. Балы в России //Полярная звезда. 1823. - С.3-5 151)Корнилович А.О. Нравы русских при Петре Великом. - СПб.: A.C. Суворин, 1901.-88 с.152^Сорнилович А.О. Первые балы в России// Сочинения и письма. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1957. - С.179-188
141. Корнилович А.О. Русская старина. Карманная книжка для любителей отечественного на 1825 г. СПб.: тип. Департамента Народного Просвещения, 1824. -352 с.
142. Корф Восшествие на престол императора Николая I. СПб., 1857. - 238 с.
143. Крадман A.A. Программа бальных и характерных танцев, составленных для училищ и курсов учительницей танцев A.A. Крадман. Казань, 1916. - 38 с.
144. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века,- М.: Просвещение, 1987. 384 с.
145. Кублицкий Г.Ф. Кадриль-лансье. Одесса: тип. Ульриха и Шульце, 1870. - 13 с.
146. Кублицкий Г.Ф. Французская кадриль. Одесса: тип. Алексомати, 1884.26 с.
147. Культура и искусство Петровского времени. Л.: Аврора, 1977. - 200 с.
148. Культура русской провинции XVIII- нач.Х1Х вв. М.: ГПИБ. Отдел массовой работы, 1996. - 20 с.
149. Куприн А.И. Собр. соч. в 6 тт. -М.: Худ. лит., 1957 1958
150. Кургатников А. Оригинальный отказ Павла I от поездки на бал к кн.Куракину//Нева. 1992. - № 11-12. - С.286-2871бЗ.Кургатников А. Повествование о России XVIII в. от Петра Великого до Павла 1//Нева. 1992. - №8. - С.203
151. Курочкина И.Н. Взаимодействие этикета, обычаев и традиций в русском j обществе второй половины XVIII века. Автореферат на соискание . М.: Мое- ' ковск. гос. социал. ун-т, 1997. - 30 с.
152. Кусков И. Танцевальный учитель, заключающий в себе правила и основания сего искусства к пользе обоего пола, со многими гравированными фигурами и частью музыки. СПб.: При Импер. Шляхетском Сухопут. Кадетском корпусе, 1794.-45 с.
153. Кюстин Адольф де Записки о России французского путешественника маркиза де Кюстина, изложенные и прокомментированные В. Нечаевым. М.: СП
154. Интерпринт», 1990а. 350 с.
155. Кюстин Адольф де Николаевская Россия. М.: Политиздат, 1990b. - 350 с.
156. Лелина В. Город влюбленных//Нева. 1995. - № 8. - С.235-239
157. Линдрет Н. Первоначальный правила для изучения бальных танцев. Составил учитель танцевания Линдрет для реального училища при Московском Николаевском сиротском институте. С рисунками и нотами для скрипки. М.: тип. В. Готье, 1871.-11 с.
158. Лист Ф. Ф. Шопен. -М.: Музгиз, 1936.-230 с.
159. Лихой русский танцор и плясун без помощи учителя или книга-школа и самоучитель всех русских плясок и домашних, бальных и общественных танцев. -М.: тип. Ф.К. Иогансон, 1885.- 178 с.
160. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-нач.Х1Х века). СПб.: Искусство-СПб., 1994. - 399 с.
161. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт. Таллин: Александра, 1992.
162. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство, 1995. - 847 с.
163. Любецкий С.М. Село Останкино с окрестностями своими. Воспоминания о старинных праздненствах, забавах и увеселениях в нем. М.,1868. - 120 с.
164. Любецкий С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских. М.: тип. Н.Ф. Савича, 1872. - 350 с.
165. Максин А. Изучение бальных танцев. М.: тип. Н. Степанова, 1839. - 46 с.
166. Маркевич Б.М. Перелом. Полное собр. соч., т.VI. М.: Изд. Саблина В.М., 1912.-510 с.
167. Маскарад//Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. -СПб., 1896. Т.36. - С.715-716
168. Маслов П. Танцор и дирижер. Полный самоучитель всех употребительных и новейших модных бальных танцев. -М., 1911.-88с.
169. Т84^4едведева С.Д. Из истории быта, нравов, культурной жизни России Петровских времен//История России: Тезисы спецкурсов. СПб.: Петербург. Гос. Ун-т
170. Путей сообщений, 1997. С. 101-107
171. Мельгунова П.Е., Сивков К.В., Сидоров Н.П. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век. В 4-х томах. -М.: «Задруга», 1914- 1923.
172. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист. Антихрист (Петр и Алексей). Собр. соч. в 4-х тт., Т.2. М.: «Правда», 1990. - С.319-760
173. Мессельер Заметки о пребывании в России // Русский архив, 1874, кн. I, вып. 4. С. 45-68
174. Мильчина В.А. Маскарад в русской культуре конца XVIII нач. XIX вв.//Культурологические аспекты теории и истории русской литературы. - М., 1978. - С.40-50
175. Мир русской провинции и провинциальная культура. СПб.: ГИПС Дмитрий Буланин, 1997. - 139 с.
176. Мир русской усадьбы: Очерки. М.: Наука, 1995. - 293 с. 191 .Митрофанов А. Балы//Столица. - 1994. -№21.- С.44-45
177. Михайлова Р.Ф. История русской культуры. Учебное пособие. СПб.: Российская Академия Художеств, 1994. - 57 с.
178. Михневич В. Пляски на Руси в хороводе, на балу и в балете//Исторические эпизоды русской жизни, Т.2. СПб.: Тип. Ф.С. Сущинского, 1882. - С. 193-376.
179. Модный котильон. СПб.: тип. Морского кадетского корпуса, 1854. - 5 с.
180. Морозова E.H. Русская культура рубежа XIX-XX веков. Саратов: Изд-во Госуд. учебно-научн. центра «Колледж», 1995. - 23 с.
181. Москва, или исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского. -М.: Тип. С. Селивановского, 1831. -416 с.
182. Московский альбом: Воспоминания о Москве и москвичах XIX-XX вв. -М.: Журнал «Наше наследие», 1997. 556 с.
183. Муратов JI. Бал Рязанского дворянства. Рязань, 1881. - 12 с.
184. Муромцов М.М. Веселая Москва до 1812 г.//Русский архив. 1890. - №1. -С.78-79
185. Мякотин В.А. Из истории русского общества. Этюды и очерки. СПб., 1902.-394 с.
186. Нарышкина Е.А. Мои воспоминания. СПб., 1906. - 384 с.
187. Настольная книга для молодых людей, составленная по руководствам артистов императорских театров московским учителем танцев. Тифлис: тип. A.A. Михельсона, 1886. - 44 с.
188. НащокинßB. Записки. СПб., 1842. - 290 с.
189. Неверин Н. Маскарад. СПб.: Электро-тип. Н.Я. Стойковой, 1913. - 25 с.
190. Никифоров Д.М. Воспоминания из времен императора Николая I. М.: Унив. тип., 1903. - 63 с.
191. Новейший полный самоучитель модных бальных танцев. М., 1911. —98 с.
192. Новиков Д. Дилижанс или наблюдатель отечественных нравов. М.: тип. Н. Степанова, 1829. - 197 с.
193. Otto A.K. Полный практический самоучитель новейших бальных танцев для обоего пола. М.: В.И. Чумаков, 1902. - 155 с.
194. Очерки русской культуры XVIII века,- М.: Изд-во МГУ, 1985. 384 с. 219.Павленко И.А. Нравы русского общества в Екатерининскую эпоху. - Архангельск: Н. Алексеев, 1912. - 158 с.
195. Павлов Н.Ф. Воспоминания о Московских балах//Московский наблюдатель. М.: тип. А.Семена,1835. -Ч. 1. - С.200-205
196. Павлов Н.Ф. Избранное: Повести; Стихотворения; Статьи. М.: Худ. лит., 1988.-366 с.
197. Павлов Н.Ф. Московский бал//Телескоп, 1832, 4.7. М.: Тип. Н. Степанова. - С.27-43
198. Панин П.И. Русский двор в 1725-1744 гг. СПб., 1879,- 230 с.
199. Пастернак Б.Л. Стихотворения. Поэмы. Проза. М.: Худ. лит., 1997.-704 с.
200. Перовский Л. Правила для благородных общественных танцев. Харьков: Универ. тип., 1825. - 140 с.
201. Перро Ш. Золушка. Минск: Юнацтва, 1984. - 20 с.
202. Петербург и губерния. Историко- этнографическое исследование. Л.: Наука, 1989.- 165 с.2^8^1етербург Петровского времени. Л.: Лениздат, 1948. - 160 с.
203. Петров Н.П. Опыты методики обучения танцам в учебных заведениях. -М.: тип. И.Я. Полякова, 1903. 220 с.
204. Петрова М.Ю. Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев. СПб.: Типо-лит. Дома призрения малолетних бедных, 1883. - 159 с.231 .Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев. Харьков: Университет, 1825. - 140 с.
205. Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад? Ростов: «Феникс», 1995. - 575 с.
206. Половцева Е. Екатерининский институт полвека назад. М.: Универ. тип., 1900.-50 с.
207. Положение о выходах при Высочайшем дворе, о представлении Их Императорских Величеств, о приглашении на балы и другие при Дворе собрания, о выходе за кавалергардов и о старшинстве придворных чинов и званий. СПб., 1858. — 6 с.
208. Поляков В. Руководство к изучению новейших бальных танцев. СПб, 1848.-45 с.
209. Постников И.Н. Записки Бежецкого городского старосты. Черты городского общественного быта конца XVIII столетия. Тверь: Изд. Тверск. Ученой Архивной Комиссии, 1914. 19 с.
210. Праздник, данный Ее Высокопревосходительству двора при Их Императорских Величеств фрейлине Софье Ивановне Загрязской Его Высокоблагородием г. майором H.J1. Инеховым. 1808 год апреля 19 дня. М.: Универ. тип., 1808. - 4 с.
211. Праусс Л.И. Подробное описание французской кадрили с финалом. -Одесса: тип. А. Шульце, 1891. 12 с.
212. Г 239^Предтеченский A.B. Население и быт Петербурга//Петербург Петровского времени. Л.: Лен. газетно-журн. и книжн. изд-во, 1948. - С.145
213. Проект инструкции для преподавания танцев в кадетских корпусах. -СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1888. 20 с.
214. Пропп Русские аграрные праздники. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1963. - 143 с.24^).Публичные концерты и балы в столицах//Русский архив. 1885. - кн.2. -С. 442
215. Пушкин A.C. Арап Петра Великого. Полное собр. соч., Т.6. М.: Изд. АН СССР, 1957,- С.7-57
216. Пушкин A.C. Евгений Онегин. Полное собр. соч., Т. 5. М.: Изд. АН СССР, 1957. - С.9-217
217. Пушкин A.C. «Бал» Баратынского. Полное собр. соч., Т. 7. М.: Изд. АН СССР, 1958. -С.82-86
218. Пушкин A.C. Критика и публицистика. Полное собр. соч., Т.7 М.: Изд. АН СССР, 1958.-766 с.
219. Пушкин A.C. Пиковая дама. Полное собр. соч., Т.6. М.: Изд. АН СССР, 1957. - С.317-357
220. Пушкин A.C. Роман в письмах. Полное собр. соч., Т. 6. М.: Изд. АН СССР, 1957. - С.57-77
221. Пыляев М.И. Замечательные чудаки и оригиналы. М.: Интербук, 1990. -256 с.
222. Г1ыляев М.И. Старая Москва: Рассказы о былой жизни первопрестольной столицы. М.: Московский рабочий, 1990. - 410 с.
223. Пыляев М.И. Старое житье. СПб.: тип. A.C. Суворина, 1892. - 319 с.
224. Пыляев М.И. Старый Петербург. Л.: Титул, 1990. - 498 с.
225. Равинский Д.К. Петербургские балы//Танец, 1997. № 3. - С.30
226. Раевский Ф.В. Дирижер. Практическое руководство дирижировать бальными и общественными танцами. СПб.: изд. Раевского, 1896. - 188 с.
227. Распорядитель, на балах или точное указание строя и исполнения 125 совсем новых и вновь измененных фигур. Варшава: тип. Т. Насиоровского, 1888. -19 с.
228. Рассадин С.Б. Русские, или из дворян в интеллигенты. М.: Кн. Сад, 1995. -415 с.
229. Растопчина Л. Семейная хроника. М.: Звезда, 1912. - 289 с.
230. Романов А.М. Книга воспоминаний. Париж: Лев, 1980. - 333 с.
231. Русский быт по воспоминаниям современников. -М.: Задруга, 1914. -431с.26^.Русский двор сто лет тому назад. 1725-1783. СПб.: тип. «Освобождение», 1907.-304 с.
232. Руссов H.H. Помещечья Россия по запискам современников. М.: Образование, 1911. - 176 с.
233. Рылов A.A. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1977. - 286 с.
234. Сабанаева Е.А. Воспоминания о былом. Из семейной хроники 1770-1838 гг. Е.А. Сабанаевой. СПб.: тип. М. Стасюлевича, 1914. - 172 с.
235. Сальто А. Новейший практический самоучитель бальных, салонных, модных танцев и характерных плясок для лиц обоего пола. С рисунками маскарадныхкостюмов и нотами. М.: Книгоиздательство торгового дома Евдокия Конноваловаи КО, 1912,- 80 с.
236. Самый новейший самоучитель бальных танцев. Практическое руководство для самоизучения бальных и всевозможных новейших танцев и характерных народных русских плясок. М., 1911. - 82 с.
237. Светозарская С. Светский человек, изучивший свод законов общественных и светских приличий. СПб.: Тип. Б.Г. Янпольского, 1880. - 128 с.
238. Свиньин П.П. Письмо в Москву о публичных удовольствиях в Рос-сии//Отечественные записки, 1830b, № 120.-С.125-131
239. Свиньин П.П. Поездка в маскарад/Ютечественные записки, 1830а, № 118. С.472-478
240. Селиванов А.З. Очерки социального быта Рязанского края. Рязань: Ряз-тип. Мосполиграфа, 1930. - 80 с.
241. Семенова JI.H. Общественные развлечения в Петербурге в первой половине XVIII в.//Старый Петербург. Историко-этнографическое исследование. Д.: Наука, 1982.-С. 147-163
242. Семенова JI.H. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XIII в. JI.: Наука, 1982. - 279 с.
243. Серафимович A.C. Сопка с крестами. Собр. соч. в 7 тт., Т.З. М.: Худ. лит., 1959.-680 с.
244. Сизинцева Л.И. Хронотоп провинциала//Русская npoBHH4raXVIII XX вв. -М.: 1993. - С.32-36
245. Скальковский К.А. Танцы, балет: их место в ряду изящных искусств. -СПб.: тип. A.C. Суворина, 1886. 280 с.
246. Ските кий Б.В. Очерки быта русской провинции во второй половине XVIII векаУ/Известия Горского Педагогического Ин-та. Владикавказ, 1927. - С.20-23
247. Славина О.И. Ритуалы Петровского Петербурга // Анциферовские чтения.- JT.,1989. С.185-197
248. Смирнов Д. Картинки нижегородского быта XIX в. Горький: Горьков-ское изд-во. - 1948. - 248 с.
249. Смирнова-Россет А.О. Воспоминания. Письма. М.: Правда, 1990. - 540 с.
250. Смирнова-Россет А.О. Записки. М.: Скоропечат. A.A. Левенсон, 1911.31 с.
251. Собрание фигур котильона числом 224. СПб.: тип. департамента Народного Просвещения, 1828. - 100 с.
252. Современный любимейший танец полька. Девять изображений, представляющих труднейшие и нужнейшие па этого танца. М.: В. Логинов, 1846. - 9 с.1. Г \
253. Соколов Д.И. Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом. М.: тип. ведом. Москов. Город. Полиции, 1855. - 142 с.
254. Сологуб В.А. Воспоминания. СПб.: Суворина A.C., 1887. - 287 с.
255. Сологуб Ф.К. Свет и тени: Избр. проза. Мн.: Мает, лит., 1988. - 383 с.
256. Соловьев Н.В. Придворная жизнь 1613-1913 гг. СПб.: Кружок любителей русских изящных искусств, 1913. - 103 с.
257. Стамбули О.П. Описание фигур французской кадрили. Херсон: тип. Л. Горбунова, 1891. - 16 с.
258. Стасов В.В. Собрание соч., т.Н. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1894. -483 с.
259. Столица и усадьба. Журнал красивой жизни. СПб., 1913-1917. 29(}.Столпянский П.Н. Петербург: как возник, основался и рос Санкт
260. Петербург. СПб.: НИЦ «НеГа», 1995.-384 с.29^.Столпянский П.Н. Танцы в старом Петербурге//Столица и усадьба. 1914.- № 25. С.9-12
261. Строганова Н.М. Записки баронессы. СПб.: М. И С. Сабашниковы, 1914.- 15 с.
262. Стуколкин Л.П. Новый салонный танец «кадриль-мазурка». СПб.: тип. Н. Лебедева, 1894.- 16 с.
263. Стуколкин Л.П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. СПб.: В.И. Губинский, 1901. - 192 с.
264. ЗО^.Сумароков П.И. Старый и новый быт. СПб., 1841. - 223 с.30|)Тайны царского двора: Из записок фрейлин. М.: Знание, 1997. - 351 с.
265. ЗОЗуТанеев С. Публичные концерты и балы в столицах// Русский архив, 1885. С. 442-446.
266. Танцы, их история и развитие с древнейших времен до наших дней. -СПб.: изд. «Нового журнала иностранной литературы», тип. A.C. Суворина, 1903. -118с.
267. Тарловская В.Р. Провинциальный город и просвещенный абсолю-тизм//Русская провинция. М.: РИК, 1993. - С.39-42
268. Телеш В.Е., Иванов В.И. Культура России в конце XIX-нач. XX вв. Л.: Наука, 1975.-42 с.
269. Теоретическая культурология и проблемы истории отечественной/культуры: Сб. научн. трудов. Брянск: БГПИ, 1992. - 152 с.
270. Теория и методика преподавания историко-бытового танца. Челябинск, 1978.-48 с.
271. Тихомиров А.Д. Самоучитель модных бальных и характерных танцев. -M.: С. Кашинцев, 1901. 158 с.
272. О.Толстой А.К. Средь шумного бала. Собрание соч. в 4-х т., Т.1. М.: Правда, 1980.-496 с.
273. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20 тт. -М.: Худ. лит., 1962-1965
274. Толстой А.Н. Петр Первый. Собр. соч. в 10 тт., т.7. М.: Худож .лит., 1959.- 862 с.
275. Тургенев И.С. Отцы и дети. Собр. соч. в 12 тт., Т. 3. М.: Худож. лит., 1954. - С.167-373
276. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра И. М.: Мысль, 1990. - 189 с.
277. Умеете ли Вы танцевать? Практическое руководство к самоизучению всех современных круговых и групповых танцев. Варшава: Изд. Р. Стерельни, 1911.-28 c.
278. Фасмер M. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт., Т.1. Спб.: Азбука - Терра, 1996. - 576 с.
279. ФерроМ. Николай И.-М.: Международные отношения, 1991.-352 с.
280. Флобер Г. Госпожа Бовари. М.: Эксмо-пресс, 1999. - 640 с.
281. Фореггер Н. Опыты по поводу искусства танца//Ритм и культура танца. Сборник статей. JL: Academia, 1926. - С.37-39
282. Фрадкина Э.А. Зал дворянского собрания: Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга. СПб.: Композитор, 1994. -200 с.
283. Фредерикс М. Воспоминания. Тула: Приок. книжн. изд-во, 1991. - 128 с.
284. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3-х тт. М.: Республика, 1993-1994.
285. Халиф Л.Г. Искусство быть дирижером. Одесса: тип. З.Л. Слапака, 1895. -39 с.
286. Халиф Л.Г. Французская кадриль. Одесса, тип. Б.Сапожникова, 1896.27 с.
287. Хвостова Е.А. Записки. СПб.: печатня Головина, 1871.-261 с.
288. Хейзинга Й. Homo Ludens. M.: Прогресс, 1992. - 464 с.
289. Хмыров М.Д. Графиня Е.И. Головкина и ее время. СПб.: изд. C.B. Звона-рева, 1867.-242 с.
290. Холачев С.Я. Объяснение французской кадрили. Одесса: тип. К-де-Морей, 1902.- 15 с.
291. Хороший тон. М.: Книгоиздательство торг. Дома Е. Коновалова и К, 1911.-192 с.
292. Хренов H.A. Мифология досуга. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. - 448 с.
293. Хржановский Б. Новейший самоучитель танцев. Рига: тип. Гутенберг, 1903.-23 с.
294. Худеков С.Н. История танцев. В 3-х тт. СПб.: тип. Петерб. газ, 19131918.
295. Цареградская Т.В. На танцплощадке три века назад. М.: Знание, 1991.63 с.
296. Целлариус Г. Руководство к изучению новейших бальных танцев. СПб.: тип. В. Полякова, 1848. - 113 с.
297. Цорн A.A. Грамматика танцевального искусства и хореографии. Одесса: тип. А. Шульце, 1890. - 346 с.
298. Цорн A.A. Дирижер танцев. Одесса: тип. Л. Нитче, 1900. - 34 с.
299. Цорн A.A. Французская кадриль. Одесса: тип. Шульце, 1884. - 16 с.
300. Чарторийский А. Русский двор в конце XVIII и начале XIX вв. СПб.:типо-лит. т-ва "Свет", 1908. 162 с.
301. Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. СПб.: Гос. тип., 1914.-440 с.
302. Чечулин Н.Д. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века. СПб., 1889. - 115 с.
303. Чехов А.П. Анна на шее. Собр.соч. в 12 тт., Т.8. М.: Худож. Лит., 1956. -С.12-25
304. Чехов А.П. Маска. Собр.соч. в 12 тт., Т.2. М.: Худож. лит., 1954. -С.406-411
305. Чистяков А.Д. Методическое руководство к обучению танцам в средних учебных заведениях. СПб., 1893. - 189 с.
306. Чичерин Б.Н. Воспоминания//Русское общество 40-50 гг. XIX в. М.: Изд.-во МГУ, 1991. - С. 52-95
307. Шехтман Л. Терминологический словарь танцевального искусства. -Одесса: тип. Б. Сапожникова, 1902. 36 с.
308. Шильдер Н.К. Император П.П. М.: Фирма «Чарли»: ТОО «Алгоритм», 1996.-540 с.
309. Шуазель-Гуффье Исторические мемуары об Императоре Александре и его дворе графини Шуазель-Гуффье, урожденной графини Фитценгауз, бывшей фрейлины при Российском дворе. М.: Книгоизд-во К.Ф. Некрасова, 1912. - 280 с.
310. СЗб6;Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. М.: Таллин, 1994. -637 с.
311. ЗбКШубинский С.Н. Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом. СПб.: тип. АН., 1864. - 19 с.362^Шубинский С.Н. Очерки из жизни и быта прошлого времени. СПб.: тип.
312. A.C. Суворина, 1883. 162 с.
313. Шуманский Е.А. Одесское благородное собрание. Ист. очерк . Одесса: тип. С.Н. Скарлати, 1914. - 111 с.
314. Шухмин X. Бальные и балетные танцы. Практический самоучитель. Танцы всех наций и веков. М., 1914.
315. Щавурский Р.Э. Мазурка. Житомир: тип. М. Дененмана, 1895. - 27 с. Збб^Щербатов М. О повреждении нравов в России. - Лейпциг: Э.Л. Каспорович, 1876.- 104 с.
316. Щербачев Т.Д. Воспоминания. Маскарад в Новгороде//Русский архив. -1890. -№1.-С.92-93
317. Энгельгардт Л.Н. Записки. М.: Изд-во «Русского архива», 1867. - 238 с. 369.Энциклопедический словарь (под ред. проф. В.Я. Железнова). - М.: Рус. библиограф, инс-т ГРАНАТ, Т.50. - М., 1931. - 684 с.
318. Этикет: Умение жить и вести себя дома, в семье и обществе. М.: Цитадель - Триада, 1996. - 224 с.
319. Юности честное зерцало. М.: Планета, 1990. - 88 с.
320. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры первой половины XIX в. Л.: ЛГУ, 1989. - 165 с.
321. Яковкина Н.И. Русская культура начала XX века Л.: Лен. Изд. Лен. Унта, 1972.-62 с.
322. Яцевич А.Г. Пушкинский Петербург. Л.: Пушкинское общество, тип. Котлякова, 1935.-431 с.
323. Янковский В.Ф. 100 фигур мазурки. Кострома: Губ. Тип., 1891. - 118 с.
324. Аноним Бал в Коммерческом собрании//Северная пчела, 1825. № 10.1. С.З
325. Аноним Бал в костюмах у графа Н.В. Орлова-Денисова//Москвитянин, 1851. -№ 15.-С.1-6
326. Аноним Бал в Николаевском зале Зимнего дворца//Всемирная иллюстрация, 1883а. -№ 736.-С. 162
327. Аноним Бал гвардейских войск в Дворянском собрании//Всемирная иллюстрация, 1879. № 532. - С.234
328. Аноним Бал журналистов в Петербурге//Всемирная иллюстрация, 1898b.1519. С.252-253
329. Аноним Бал Санкт-Петербургских архитекторов//Всемирная иллюстрация, 1873с. -№1306.-С.94-95
330. Аноним Бал французской колонии в Москве 27 декабря 1883 го-да//Всемирная иллюстрация: 1883с.- № 782. С.34-35
331. Аноним Бал французской колонии в Петербурге//Всемирная иллюстрация, 1898а. № 1517. - С.204-205
332. Аноним Бал художников//Петербургский листок, 1899b. № 16. - С.З
333. Аноним Большой бал в Николаевском зале Зимнего дворца//Всемирная иллюстрация, 1896. № 1409. - С.129
334. Аноним Венецианский карнавал в здании Дворянского собра-ния//Всемирная иллюстрация, 1873а. № 219. - С. 170
335. Аноним Вчерашний великосветский бал//Петербургский листок, 1899а. -№4. -С.З
336. Аноним Елка и бал в Дворянском собрании//Всемирная иллюстрация, 1873b.-№213.-С. 74
337. Аноним Костюмированный бал у Великого князя Владимира Александровича 25 января//Всемирная иллюстрация, 1883b. № 737. - С. 182-183
338. Аноним Маскарад в Большом театре в Санкт-Петербурге//Всемирная иллюстрация: 1872. № 165. - С. 143
339. Аноним Новости мод//Мода, 1856. №1. - С.9
340. Аноним Объявление о бале 20 февраля в доме г-жи Энгельгардт//Северная пчела, 1843.-№39.-С.З
341. Аноним Парижские моды//Московский телеграф, 1829. № 18. - С.416
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.