Аукционный дом и его значение в формировании художественной культуры второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Вайгачева, Ольга Сергеевна

  • Вайгачева, Ольга Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 145
Вайгачева, Ольга Сергеевна. Аукционный дом и его значение в формировании художественной культуры второй половины XX века: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2013. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Вайгачева, Ольга Сергеевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Культурные институты и художественная практика: социально-экономические аспекты

1.1. Формирование институтов арт-рынка: сходства и различия между музеями, галереями и аукционными домами

1.2. Экономика и искусство

1.3. Деятельность и роль аукционных домов в условиях глобализации

Глава 2. Аукционные дома и их взаимодействие с музеями

2.1. Роль аукционных домов в формировании музейных коллекций

2.2. Поиск и возвращение утраченных произведений искусства

2.3. Реставрация произведений искусства и установление их подлинности

Глава 3. Современные ауционные дома: практика и технологии социально-культурной деятельности

3.1. Аукционные дома и благотворительность

3.2. Образовательная деятельность аукционных домов

3.3. Новейшие технологии и расширение арт-рынка

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аукционный дом и его значение в формировании художественной культуры второй половины XX века»

Введение

Актуальность исследования. За последние пятьдесят лет крупные аукционные дома стали играть более значимую роль не только на рынке произведений искусства, но и в таких сферах, как образование, благотворительность, а также в деятельности, направленной на выявление новых культурных ценностей, поиск считающихся пропавшими художественных произведений и содействие в их возврате законным владельцам. Ведущие западные аукционные дома, как например, «Сотби» или «Кристи», деятельность которых давно вышла за сугубо коммерческие рамки, зачастую считаются стимуляторами и факторами развития арт-рынка. Превращение аукционных домов в своего рода культурные организации, с профессиональным мнением которых считаются и музеи и арт-дилеры и коллекционеры, побудило к сближению академические учреждения и коммерческие структуры, действующие на арт-рынке. В современных условиях, когда границы между традиционными культурными институтами становятся все более размытыми, ни искусство, ни художественная культура в целом больше не представляют собой строго очерченную сферу деятельности и не мог ут быть отделены от бизнеса. Интерес коммерческих структур к культуре и искусству обусловлен тем, что поддержка культуры в современных условиях представляет собой очень тонкий и точный инструмент освоения и развития рынков, в том числе художественных. Аукционные дома, совмещая в своей деятельности коммерческие и культурно-художественные аспекты, мобильно реагируют на изменения коныонктуры и с большей легкостью адаптируются к меняющимся в связи с глобализацией экономическим условиям, тем самым стимулируя развитие и сотрудничество между учреждениями искусства и финансовыми компаниями.

Настоящее исследование раскрывает меняющуюся социальную роль аукционных домов па примере крупнейших западных домов, среди них -«Крисги», «Сотби», «Бонам» и «Филипс де Пюри». Результаты их деятельности

продуктивно влияют, в том числе, на воспитание, образование, развитие общества, финансирование благотворительных программ, внедрение и пополнение баз данных произведений искусства и многое другое. Культура имеет огромное значение, но, к сожалению, она далеко не всегда способна убедительно доказать собственную значимость, и здесь аукционные дома также незаменимы, поскольку, гибко корректируя своп маркетинговые стратегии, они успешно привлекают внимание общественности к проблемам культуры и тем самым способствуют нахождению новых, соответствующих современным реалиям, решений актуальных проблем. Огромный общественный интерес к аукционным домам в настоящее время обусловлен, чаще всего, громкими продажами шедевров мирового искусства, в то время как специалисты рассматривают вопросы влияния аукционов на арт-бизнес и экономику в целом. Однако развитие и позиционирование аукционных домов как учреждений культуры, а также их деятельность во многих странах мира позволяет говорить о них как о значимых социальных институтах влияющих на разитие общества в целом. Эта сторона деятельности до настоящего момента не привлекала должного внимания со стороны исследователей.

Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая в диссертации проблематика носит междисциплинарный характер, поэтому формирование социальной роли аукционных домов в современном обществе попадает в поле зрения экономистов, социологов, политологов, культурологов и представителей других общественных наук.

Исследование экономических проблем культурной деятельности считается относительно молодым направлением экономической науки. Как правило, возникновение экономики культуры связывают с выходом в свет в 1966 г. крупномасштабного исследования американских экономистов У. Баумоля и У. Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». В 1970-е гг. была образована Международная ассоциация по экономике культуры, которая стала учредителем специализированного научного журнала (Journal of Cultural Economics). На протяжении последних сорока лет на страницах данного

научного издания освещается широчайший спектр социально-экономических проблем культурной деятельности.

Теоретическое обоснование необходимости социальной поддержки культурной деятельности нашло свое отражение в работах таких зарубежных экономистов, как У. Баумоль, У. Боуэн, В. Гинзбург, Д. Тросби и др. Анализом экономических проблем культуры занимались в своих трудах И. Робертсон, П. Ди Маджио, К. Эрроу, Дж. Сноубол, А. Фельд, Д. Фуллертон, М. Фэлтон и

др.

Существует большое количество исследований, посвященных практике и теории аукционной торговли, среди которых можно выделить труды П. Милгрома, Дж К. МакФи, Д. МакМиллана, П. Клемперера и др.

Вопросами методики комплектования музейных коллекций занимались М. В. Алпатов, J1. Н. Баткин, Б. Р. Виппер, В. П. Грицкевич, А. А. Гужеловский, Е. П. Ильин, H. М. Полунина, Ф. И. Шмит, Дж. Крук (J. Crook), А. Уиттлин (A. Wittlin) и др. Из периодических изданий можно выделить «The Art Newspaper», «Artinfo», «Art+Auction», «Journal of Museum Studies» и др. Существуют разработки, посвященные проблемам мотивации музейного собирательства в различные культурно-исторические эпохи, в том числе мотиваций современного собирательства и вопросам способа пополнения коллекций. Среди работ, опубликованных еще в конце XIX века и посвященных истории продаж произведений искусства, следует выделить работы Дж. Редфорда (G. Redford, Art Sales, 1888) и У. Робертса (W. Roberts, Memorials of Christie's, 1897). Из современных изданий, данному вопросу уделяют внимание авторы таких периодических изданий, как, например, Journal of Museum Management and Curatorship, Art+Auction, The Art Newspaper, а также электронные публикации на таких сетевых порталах как artinfo.com, artdaily.com, artnet.com, artinvestment.com, artinvestment.ru и целом ряде других.

Что касается благотворительной деятельности аукционных домов, то степень научной разработанности вопроса невысока. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и

сущность данного явления. Это усложняется и тем фактом, что многие аукционные дома на сегодняшний день еще не выработали форму отчетности о своей благотворительной деятельности, поэтому исследование данного вопроса опирается, прежде всего, на интервью с работниками аукционных домов. На настоящий момент наилучшим примером служит аукционный дом Sotheby's, где наиболее систематично собираются данные сведения. В свою очередь, это может быть обусловлено тем, что из всех крупных аукционных домов он является предприятием с открытой и наиболее строгой системой отчетности. Менее крупные аукционные дома также принимают активное участие в благотворительных акциях, но на сегодняшний день не имеют систематизированных данных. Все это говорит о том, что в исследованиях роли аукционных домов и степени их влияния на художественную культуру имеются значительные лакуны, восполнить которые и призвано настоящее исследование.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является исследование деятельности и выявление социокультурной роли аукционных домов в формировании художественной культуры второй половины XX века.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. выявить причины возникновения аукционных домов;

2. охарактеризовать специфику аукционных домов как формы организации арт-рынка и сравнить их с другими формами его организации;

3. проследить изменение роли аукционных домов в меняющихся условиях их деятельности;

4. исследовать специфику деятельности крупных аукционных домов и способы их влияния на арт-рынок;

5. проанализировать формы взаимодействия между аукционными домами и такими участниками арт-рынка, как художники, индивидуальные покупатели предметов искусства, музеи, и государство.

6. продемонстрировать роль крупнейших современных аукционных

домов в формировании музейных коллекций, выявлении культурных ценностей, поиске утраченных произведении искусства и их возвращении законным владельцам, установлении подлинности и реставрации художественных артефактов.

7. раскрыть специфику социальных практик и технологий функционирования аукционных домов, таких как благотворительность, образовательно-просветительская деятельность, расширение рынка современного искусства, поиск и поддержка перспективных талантливых художников, содействие в реставрации, выявлении и возврате культурных ценностей.

Источниковедческая база исследования. За последние двадцать лет арт-рынок претерпел радикальные изменения, а стремительный экономический рост вызвал огромный интерес общественности к произведениям искусства как форме инвестиций и формирования культурного и социального капитала. Механизмы торговли искусством, вопрос ценообразования и так называемого «демонстративного» потребления, термин, введенный еще в начале XIX века американским социологом Т. Вебленом, рассматривается в данной работе с привлечением исследований П. Досси, Д. Томпсона, Ж. Бенаму-Юэ, Л. Бак и Дж. Грир. Материалы, использованные для исследования, также включают в себя труды по теории и практике аукционной торговли П. Клемперера, Ф. Менезеса и П. Монтейро.

Вопрос о культурном и социальном капитале рассматривается с опорой на работы Г1. Бурдье. Из отечественных исследователей следует выделить А. Долгина. Из работ, затрагивающих вопросы рынка искусства и его влияния на социальное развитие общества и послуживших источниками для диссертационного исследования, наиболее соответствующими целям данной работы являются труды Б. Тэйлора, Дж. Кери, X. Белтинга и А. Будденсига.

Анализ проблем рыночных взапмотношенип в мире искусства и вопросов управления музеев и аукционных домов основывается на трудах Д. Тросби, А. Данто, X. Беккера, Д. Хейлбруна и Ч. Грейя, И. Робертсона и П. Верго, Б.

Альсхулера, К. Деркона и М. Наша.

Юридически-правовая база данной работы основывается на труде Р. Кауфманна «The Art Law Handbook», a также на исследовании M. Богуславского «Культурные ценности в международном обороте».

Следует также отметить, что за последние два десятилетия возникло большое количество периодических изданий, освещающих рынок искусств, самым выдающимся из них является The Art Nevvspaper, основанная в 1990 г. Помимо него, в исследовании использовались материалы, опубликованные в «The journal of Cultural Economies», «The Journal of Arts Managements, Law and Society», Art+Auction. Данные о деятельности аукционных домов, в том числе благоворительпой и просветительской, основаны на материалах опубликованных аукционными домами на их сайтах.

Методологические основания исследования. Развитие мира за последние несколько десятилетий, передвижение через государственные и культурные границы не только людей, но и предметов и идей, значительным образом повлияло на гуманитарные и общественные науки. В то время, как влияние этих процессов на общество в целом, и на художественный рынок, в частности, уже изучаются, сами методы анализа остаются традиционными.

Исходя из того, что задачей диссертационной работы является анализ аукционного бизнеса как сложной динамической конструкции, то при его проведении использовалось междисциплинарное и комплексное исследование с применением ряда общенаучных методов.

Центральным методом исследования является культурологический подход, который представляет собой интегративный метод анализа, тяготеющий к философской традиции, в рамках которого происходит выявление, описание, обобщение наиболее общих закономерностей возникновения, развития аукционной деятельности как неотъемлемой части социокультурного развития мирового сообщества. В ходе этого анализа акцент делается на рассмотрении роли аукционных домов в контексте процессов глобализации.

В качестве дополнительных методов в комплексном анализе избранной проблемы широко используются элементы следующих видов анализа:

-сравнительно-исторический анализ деятельности ведущих аукционных домов в ХХ-ХХ1 вв., в результате чего была установлена взаимосвязь между процессами глобализации и расширением сфер влияния аукционных домов.

- маркетинговый анализ применялся для систематичного сбора, фиксации и анализа данных об аукционных домах в целом, и в частности, о видах их деятельности и специализации, регионах присутствия, демографических характеристиках их клиентов, наиболее востребованных услугах, стратегиях ценообразования и т.д.

- социально-экономический метод использовался для интерпретации экономической информации о деятельности аукционных домов в ее связи с такими факторами, такими как поведение, условия деятельности, мнения покупателей, работников, и других участников аукционного бизнеса и арт-рынка в целом.

- структурно-функциональный анализ применялся для определения каузальных связей между исторически сложившимися коммерческими функциями аукционных домов, глобализацией общества и связей аукционных домов с научным миром.

Научные результаты исследования состоят в том, что:

1. Охарактеризованы ключевые моменты становления ведущих аукционных домов, а также развитие форм их деятельности в контексте глобальных культурных процессов.

2. Определен и изучен ряд важнейших социальных аспектов функционирования аукционных домов, таких как благотворительность, образовательно-просветительская деятельность, содействие в реставрации, выявлении и возврате культурных ценностей.

3. Продемонстрирована роль аукционных домов как стимуляторов социокультурного развития общества в целом и художественного процесса в частности.

4. Выявлены связи между культурно-художественными институтами искусства - музеями, галереями, сообществами арт-дилеров, международными организациями, охраняющими мировое и национальное культурное наследие, а также установлены формы их взаимодействия и влияния друг на друга в процессе циркуляции культурных ценностей.

5. Доказана позитивная роль аукционных домов в деятельности по сохранению и популяризации культурного наследия.

Научная новизна исследования. Прежде всего, научной новизной характеризуется сама постановка проблемы, когда предметом отдельного научного исследования стала роль аукционных домов в формировании художественной культуры второй половины XX века. Особое внимание было уделено следующим вопросам:

1. Прослежена деятельность аукционных домов в контексте коммерциализации художественной культуры и глобализации общества.

2. Выявлена роль аукционных домов в деятельности международных организаций, формирующих стандарты и правила использования культурных ресурсов и мирового культурного наследия.

3. Проанализирована благотворительная и просветительская деятельность аукционных домов.

4. Определена роль аукционных домов в формировании эстетических приоритетов общества и потребительских предпочтений собирателей произведений искусства.

5. Установлены стратегии аукционных домов в сфере формирования глобального информационного поля, репрезентирующего магистральные тенденции развития арт-рынка и искусства в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Деятельность по коллекционированию культурных и художественных ценностей взаимообусловлена процессом роста культурно-образовательного уровня общества, что обуславливает систему взаимодействия современного аукционного бизнеса с научными и образовательными

структурами, при этом миссия коммерчески успешных аукционных домов сравнима с образовательно-просветительскими задачами: нести искусство в общество, пропагандируя коллекционирование как образ жизни.

2. Развитие связей и взаимозависимости между различными участниками рынка произведений искусства требует от каждого из них коррекции своих базовых стратегий, адаптации к требованиям глобального рынка и подчинения базовым ценностям современной цивилизации в области изучения и охраны культурного наследия.

3. На сегодняшний день аукционные дома предоставляют возможность на открытой и равноправной основе осуществлять сделки на рынке произведений искусства. Аукцион становится реальным регулятором отношений между сторонами арт-рынка и привлекает внимание все большей аудитории, несмотря на сравнительно недавнее внедрение политики абсолютной конфиденциальности.

4. На сегодняшний день аукционы являются по сути универсальной системой реальной оценки произведений искусства, их места в системе художественного дискурса, тем самым задавая валидные критерии определения их худоясественного уровня.

5. Сохранение и восстановление истории художественного предмета, являясь одной из важнейших функций современных аукционных домов, подразумевает не только провенанс и экспертизу подлинности, но и воссоздание сложившегося вокруг него культурно-исторического контекста.

6. Аукционные дома активно способствуют формированию правил пользования культурными ресурсами посредством участия в различных международных организациях, занимающихся вопросами изучения и охраны культурного наследия.

7. Благотворительность, будучи важной составляющей деятельности крупных аукционных домов, представляет собой не только способ проявления социальной ответственности бизнеса, но и эффективный вариант

«продвижения» аукционного дома как коммерческой структуры и формирования его положительного имиджа в обществе.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют расширить знания о социальной роли, которую играют крупнейшие мировые аукционные дома. Исследование способствует более глубокому пониманию аукционного бизнеса в целом, а также демонстрирует глубокую взаимосвязь и взаимозависимость между различными участниками арт-рынка. Методологическая база исследования может быть использована для изучения других аспектов аукционной деятельности, их экономической и культурной значимости в современном мире. Широкое использование междисциплинарного подхода в рамках настоящей работы делает возможным использование ее результатов в культурологии, социологии, экономике и истории. Особое значение исследования заключается в раскрытии меняющейся роли аукционных домов и других культурных учреждений в контексте глобализации и коммерсализации общества. Материалы данной работы могут использоваться при написании научных и популярных работ, создании учебных пособий, подготовке учебных программ по культурологии, социологии, экономике, теории и истории культуры. Кроме того, результаты исследования могут быть применены практически для продолжения и развития сотрудничества между различными участниками рынка в условиях глобального рынка.

Апробация исследования

Результаты диссертационного исследования были апробированы в ходе систематической работы с предметами декоративно-прикладного искусства. Поиск оригинальных работ мастеров русского искусства, тесный контакт с коллекционерами и музеями нашел результат в организации специализированных аукционов с изданием их полных каталогов, в которых были отражены история коллекции, судьба ее владельцев, наиболее полная характеристика составляющих ее предметов. Основные результаты

диссертационного исследования были представлены в трех статьях, опубликованных в журналах из перечня ВАК.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Санкт-Петербургского государственного университета 3 декабря 2013 года.

Структура работы: диссертация состоит из введения, девяти параграфов, объединенных в три главы, и заключения.

Глава 1. Культурные институты и художественная практика: социально-экономические аспекты

1.1. Формирование институтов арт-рынка: сходства и различия между музеями, галереями и аукционными домами

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «тошеюп», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до и. э. она насчитывала более 700 ООО рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами

из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранилищами произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа — галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали одну цель —

удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в ХУ1-ХУП веках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые отражали интересы и художественный вкус их владельцев — представителей знати и буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Вайгачева, Ольга Сергеевна

Заключение

Результаты диссертационной работы позволяет расширить знания о социальной роли, которую играют крупнейшие мировые аукционные дома. Исследование способствует более глубокому пониманию аукционного бизнеса в целом, а также демонстрирует глубокую взаимосвязь и взаимозависимость между различными участниками арт-рынка.

Проведенная работа показала, что сама постановка исследовательской задачи была проведена корректно, а само исследование в границах поставленной цели можно считать завершенным. Это не означает, что сама по себе тема присутствия аукционных домов на арт-рынке и возможных иземений их роли в постоянно меняющихся условиях цивилизационного развития оказалась полностью исчерпанной. Конечно же, более подробного исследования требуют малые формы арт-рынка, поскольку именно они могут рассматриваться как источник пополнения коллекций, представленных, среди прочего, и на торгах аукционных домов. Методологическая база исследования может быть использована для изучения других аспектов аукционной деятельности, их экономической и культурной значимости в современном мире. Представляют интерес и частные вопросы взаимодействия аукционных домов с коммерческими, государственными и социальными структурами, а также ряд тем, исследовательское поле для которых было намечено в диссертации. Важно отметить, что подобные исследования могут проводиться не только в рамках культурологии, но также в дисциплинарных границах философских наук, искусствоведения, экономических наук, социологии. Ряд вопросов, связанных с возможностью создания единого информационного поля арт-рынка может изучаться и в рамках технических наук. Широкое использование междисциплинарного подхода в рамках настоящей работы сделало возможным использование ее результатов в культурологии, социологии, экономике и истории.

Деятельность по коллекционированию культурных и художественных ценностей взаимообусловлена процессом роста культурно-образовательного уровня общества, что обуславливает систему взаимодействия современного аукционного бизнеса с научными и образовательными структурами, при этом миссия коммерчески успешных аукционных домов сравнима с образовательно-просветительскими задачами: нести искусство в общество, пропагандируя коллекционирование как образ жизни. Развитие связей и взаимозависимости между различными участниками рынка произведений искусства требует от каждого из них коррекции своих базовых стратегий, адаптации к требованиям глобального рынка и подчинения базовым ценностям современной цивилизации в области изучения и охраны культурного наследия. На сегодняшний день аукционные дома предоставляют возможность на открытой и равноправной основе осуществлять сделки на рынке произведений искусства. Аукцион становится реальным регулятором отношений между сторонами арт-рынка и привлекает внимание все большей аудитории, несмотря на сравнительно недавнее внедрение политики абсолютной конфиденциальности.

На сегодняшний день аукционы являются, по сути, универсальной системой реальной оценки произведений искусства, их места в системе художественного дискурса, тем самым задавая валидные критерии определения их художественного уровня. Сохранение и восстановление истории художественного предмета, являясь одной из важнейших функций современных аукционных домов, подразумевает не только провенанс и экспертизу подлинности, но и воссоздание сложившегося вокруг него культурно-исторического контекста. Аукционные дома активно способствуют формированию правил пользования культурными ресурсами посредством участия в различных международных организациях, занимающихся вопросами изучения и охраны культурного наследия. Благотворительность, будучи важной составляющей деятельности крупных аукционных домов, представляет собой не только способ проявления социальной ответственности бизнеса, но и эффективный вариант «продвижения» аукционного дома как коммерческой

структуры и формирования его положительного имиджа в обществе.

Что же касается нашего исследования, то мы можем утверждать, что поставленные перед ним задачи были выполнены, положения, выносимые на защиту, нашли свое подтверждение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вайгачева, Ольга Сергеевна, 2013 год

Список литературы:

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. Москва, 1976

2. Антиквариат: Энциклопедия мирового искусства / Ред. X. Маллалью. 2003г.

3. Барабанов, Е. Искусство на рынке или рынок искусства? // Художественный журнал, №46, 2002г. // Электронный ресурс: http://xz.gif.ru/numbers/46/i-ynok

4. Барчукова Н.К. Конвенция ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям //Московский журнал международного права. - 1996,-№2

5. Бахрушин А.П. « Кто что собирает» 1916 г.

6. Бобров, Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. Москва: Эдсмит, 2004

7. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М., Межд. Отношения, 1979.

8. Болотова, Л. Спонсорство и фандрейзинг в российской культуре: новейшие тенденции и обзор опыта. [Электронный ресурс] / Л. Болотова. - Загл. с экрана

9. Большой художественный справочник / Ред. А. Бочкарева. М., 2004г.

10. Борев, Ю., Эстетика. Москва, Искусство, 2005.

11. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

12. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия РАН. Серия географическая, 2001, № I, с. 7-14.

13. Взгляд из Эрмитажа, Санкт-Петербургские Ведомости, 2005 - 2009

14. Галенская Л.Н. Музы и право (правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры). Л., Изд-во Ленингр.ун-та, 1987.

15. Ганиянц М. Аукционный дом «Кристис» открывает московское отделение // РИА «Новости», 13.04.2010 г.

16. Геродот. История в девяти книгах. М. Искусство, 1990.

17. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

18. Долганова, Е. Арт-рынок. Теория // Социлогия власти, № 5, 2010.

19. Долгин, А. "Прагматика культуры", философско-литературный журнал "Логос", 2 2002 (33), стр. 47-96

20. Долгин, А., "Экономика символического обмена", Москва, ИНФРА-М, 2006.

21. Досси, П. Продано! Искусство и деньги. СПб: Лимбус Пресс, 2011.

22. Дукельский, В.Ю. "Культура возвращается домой" // Культура на границах. Вып. 2. М.: ИКП, 2004

23. Енишерлов, В. Ярмарка тщеславия или Русские сезоны в Лондоне // Информпространство. №3. // Электронный ресурс: http://www.informprostranstvo.m/N03_2008/aukcioni.html

24. Заславский, М.А. Ландшафтные экспозиции музеев мира. М. Искусство. 1979.

25. Калякина, А.В. Маркетинг в музее: Основные этапы разработки и осуществления маркетинговой политики //Справочник руководителя учреждения культуры. — 2004. — № 2. — С.60-66

26. Кузнецов, Ю.И. Голландская живопись XVII - XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л., 1979.

27. Лебедев, А. Что такое результат в культуре? Электронный ресурс // http://rudocs.exdat.com/docs/index-421908.html

28. Лелеков, Л.А. Теоретические проблемы современной реставрационной науки // Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М„ 1989

29. Линденмайер, А. Бедность не порок: благотворительность, общество и государство в Российской империи. СПб., 1889.

30. Максаковский, В.П. Всемирное культурное наследие. М.: Логос, 2002. 3 1. Маркина, Т. От императоров до мишек. Christie's продает коллекцию

галереи Popoff, // Weekend» № 39 (135). 09.10.2009

32

33

34

35

36

37

38,

39

40.

41.

42.

43.

44.

45.

Мартынова В.А., Соловьева A.B., Фомин Э.А. Мотивы и формы благотворительной деятельности банков Санкт-Петербурга // Российские банки сегодня: финансовый, общественный и культурный капитал / Под ред. Д.Л. Волкова, Н.П. Евдокимовой и др. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 311-320. Международное право и охрана культурного наследия: Документы, библиогр. / Сост. М.А. Полякова; Ред. С.И. Сотникова-Афины: Б.и., 1997. Михальченко М.Л., Савченко Т.И. Бизнес для благотворительности и благотворительность для бизнеса/ Михальченко М.Л., Савченко Т.И.Благовещенск: Производственно-коммерческое объединение «Зея», 2001. С.127

Модель, И.М. Благотворительные общественные организации как институт гражданского общества/И.М. Модель, Б.С. Модель// Благотворительность в России - СПб., 2003. С.385-396.

Николенко В.П., Михайлова Г.Г. Фотоматериалы и их значение для музейных фондов. Актуальные проблемы фондовой работы. М. 1979. Политова, М. Вопросы экспертизы фарфора // Электронный ресурс: http://iso-nuiseum.Ri/blog/page_a.html

Ревякин, В.И. Художественные музеи. М. Искусство, 1974. Руководство по ввозу и вывозу культурных ценностей: Россия и Европейский Союз // Электронный ресурс http://www.delrus.ec.europa.eu/ Рыбак, И.Г. «Антиквариат: История, основы атрибуции и экспертизы» 2003 Рябов, В.Ф. Искусство как общественная потребность. Ленинград, 1977 Тульчинский, Г.Л. Социальные функции и социальные партнерства бизнеса // Менеджер XXI века: проблема подготовки и социальной ответственности. -СПб., 2003. С. 142-146.

Устав НОЭКСИ // Электронный ресурс: http://noexi.in/ustav.htm Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. - 1998. -№ 6. - С. 138-148. Фомин, Э.А. Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи // Благотворительность в России. Социальные и

исторические исследования / Под общ. ред. О. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2001. С. 17-40.

46. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Пер. с нем. М. Кузнецова. М. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997

47. Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

48. Чижова, Л.В. «Из истории художественных музеев России» 1991г.

49. Шекова, Е.Л. Модели функционирования благотворительных организаций при учреждениях культуры // Благотворительность в России. - СПб., 2003. -С.43 3-441

50. Шиманский, Е.А. Справочная книга для русских библиофилов и коллекционеров. 1905г.

51. Шмит, Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории музейного дела. 1919.

52. Эрроу, К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов//THESIS. Вып. 2. 1993. С. 53-68

53. Abowd, J., Ashenfelter, О. Art Auctions: Prices Indices and Sale Rates for Impressionist and Contemporary Pictures, - Mimeo: Department of Economics, Princeton University, 1988.

54. Albrecht, M. Bamett, JH., Griff, Mason (eds.), The Sociology of Art and Literature, 1970.

55. Alonso, J.A. Globalisation, civil society, and the multilateral system// Development in practice. - Oxford, 2000. - Vol. 10, № 3-4.

56. Ammann, R. Die Welt in Zahlen, Brand eins, Heft 6, 2004.

57. Associated Press, 17.06.2009

58. Baumol, H. and Baumol, W. J. Performing Arts: The Economic Dilemma. M.I.T. Press, 1966.

59. Bayer, T. M., Page, J. R., The Development of the Art Market in England: Money as Muse, 1730-1900, London: Pickering & Chatto, 2011.

60. Blaug, M. The Economics of the Arts. M. Robertson, 1975.

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72,

73.

74.

75.

Bolch, В. W., Damon, W. W. and Hinshaw, С. E. Visual Artists' Rights Act of 1987: A Case of Misguided Legislation // The Cato Journal, 8 (1988) pp.71-78. Bourdieu, P., Esquisse d'une théorie de la pratique, précédé de trois études d'ethnologie kabyle, Genève, Droz, 1972/

Burcaw, G. Introduction to Museum Work. Rowman Altamira, 1997. Buying in the market: a checklist for Электронный ресурс: www.museumsassociation.org

Chanel, О., Gerard-Varet, L., Ginsburgh, V. Prices and Returns on Paintings: An Exercise on How to Price the Priceless // The Geneva Papers on Risk and Insurance Theory, № 19, 1994.

Cohen-Solal A. Leo and His Circle: The Life of Leo Castelli. Alfred A. Knopf, 2010,

Cooper A. A., third Lord of Shaftesbury, Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times (1711), ed. J.M. Robertson, 2 vols, Indianapolis, IN and New York: University of Indiana Press, 1964), vol. 1.

The Council of Europe and cultural heritage: 1954-2000. Intergovernmental work: basic texts, Council of Europe, March 2001.

Cox, K. Cubists and Futurists are Making Insanity Pay. 16 March 1913: VI, 1. Cubists of All Sorts. 16 March 1913, p. 1 Crook, J. The British Museum. L., 1972

Crow, K. Chicago Museum Sells Four Works to Pay for Malevich // The Wall Street Journal, 9 февраля 2011

The Culture Industry: Enlightenment as Mass Deception (1944) // электронный ресурс: http://www.marxists.org/reference/archive/adorno/1944/culture-industry.htm

Degen N. New Buyers on the Block // Financial Times, 20.05.2011 Department of Communications, Canadian Federal Government. Charter of Rights for Creators. (All Party Sub-Committee report to the Minister) 1985. Dewey, J. Art As Experience, 1934

76. DiMaggio, P. Cultural Capital and School Success: The Impact of Status Culture Participation on Grades of U.S. High School Students //American Sociological Review, 1982, 47 (2), pp. 189-201

77. Doyle R. A.; Baska S. History of Auctions: From ancient Rome to today's hightech auctions, Auctioneer, May 17, 2008, retrieved 2008-06-22

78. Dolfsma W. A Status Quo in the Economics of Art and Culture: A View of Some Recent Developments // The Economist, Vol. 145, 1997.

79. Dorian, Frederick, Commitment to Culture: Art Patronage in Europe, Its Significance for America, 1964

80. Elite International Art Trade at the End of the Dutch Golden Age, University of Amsterdam, 2008

81. Elsworth P., The Art Boom: Is It Over, or Is This Just a Correction? The New York Times, 16 декабря 1990

82. European Cultural Convention. // ETS No. 18. 1982

83. Farhat M. Depoliticizing Modem and Contemporary Arab Art: Christie's and the Rush to «Discover» the Arab World, Nov. 2006 http://www;al-hakawati.net/letterl 1 .asp

84. Gaillard Y. et al. Propositions de loi portant diverses mesures fiscales tendant au développement du marché de l'art et à la protection du patrimoine national, Rapport 250, Sénat Session Ordinaire de 1999-2000.

85. Geary P. Sacred Commodities. The Circulation of medieval relics, Appadurai: 1989.

86. Gibbens, R.D., The Moral Rights of Artists and the Copyright Act Amendments // The Canadian Business Journal, (vol. 15, 1989) pp. 441-470.

87. Ginsburgh, V. Economics of Art and Culture // Smelser, N. Baltes, P., International Encyclopedia of the Social and Behavioural Sciences, Amsterdam: Elsevier, 2001, pp. 758-764.

88. Goetzmann, W.N., Oster, S. Does Governance Matter? The Case of Art Museums, University of Chicago Press. 2003.

89. Gramp, W. «Pricing the Priceless. Alt, Artists and Economics», - New York: Basic Books, 1989.

90. Graw, I. Der groe Preis, Sternberg Press. 1994.

91. Graves, A., Art Sales from Early in the Eighteenth Century to Early in the Twentieth Century, New York: Burt Franklin, 1970, vol. 2.

92. Hans J. Van Miegroet and Neil De Marchi, History of Art Markets // Handbook on the Economics of Art and Culture. Edited by Ginsburgh, V. and Throsby,

D. Elsevier Science, Amsterdam-London-Tokyo, 2006, pp.69-122

93. Haskell, F. Patrons and Painters: A Study in the Relations Between Italian Art and Society in the Age of the Baroque, 1963

94. Hauser, A. Sozialgeschichte der Kunst und Literatur, 2 vol. 1953; (Eng. trans, of vol. 1, The Social History of Art, 2 vol., 1957)

95. Herchenröder С. Kunstmärkte im Wandel. Vom Jahrzehnt des Umbruchs in die Gegenwart. Düsseldorf. 2000.

96. Hermann F. The English as Collectors, W.W. Norton & Co, New York, 1972

97. Hochfield, S., "Artists Rights: Pros and Cons", Art News (May 1975) pp.20-25.

98. Horowitz, N. Art of the Deal, Princeton University Press, Princetown, 2011.

99. How to Cultivate Demand for the Arts: Arts Learning, Arts Engagement, and State Arts Policy// Art+Auction, 11.09.2008.

100. Howel, C. Space: The Final frontier? // A Manual for the 21st century art institution, Koenig Books/Whitechapel Gallery, London, 2009.

101. The Importance ofNYC's Auction Houses: Warhol and Picasso vs. 15 CPW and The Plaza Электронный ресурс // http://www.nycedc.com/economic-data/february-2012-economic-snapshot

102. Inomata, Takeshi, "The Power and Ideology of Artistic Creation" // Current Anthropology, 2001, Vol. 42, Issue 3, pp. 321-350.

103. Jeffery, S. What is Globalisation? The Guardian, 31.10.2002.

104. Jonckheere, K. The Auction of King William's Paintings (1713).

105. Kaufman, R., ed. Art Law Handbook, Aspen Law & Business, Gaithersburg, New York, 2000, C.899-958

106. Keene, Geraldine, Money and Art: A Study Based on the Times-Sotheby Index, 1971

107. Kindler A., Aesthetic Development and Learning in Art Museums: A Challenge to Enjoy, The Journal of Museum Education Vol. 22, No. 2/3, Understanding the Visitor Experience: Theory and Practice Part 1 (1997), pp. 1216.

108. Levy, S.M., Liability of the Ait Expert for Professional Malpractice, 1991.

109. Lippincott, L. Carnegie Museum Deaccessions Romneys //The Pittsburgh Tribune, 11 January, 2011.

110. Lubina, K. Sotheby's Restitution Symposium: Sotheby's Amsterdam, The Netherlands (January 30, 2008), Conference Report, International Journal of Cultural Property (2008), Cambridge University Press.

111. Lowenthal, C. An Annotated Checklist of Cases and Disputes Involving Art Wrongfully Taken During the Nazi Era and its Aftermath, 40 ALI-ABA 11, 1998

112. Netherlands (January 30, 2008)", Conference Report, International Journal of Cultural Property (2008), Cambridge University Press.

113. Malaro, M. A legal primer on managing museum collections. Washington D.C.: Smithsonian Institution Press. 1998.

114. Maneker, M. Carnegie Museum Deaccessions Romneys // The Pittsburgh Tribune, 11.01.2011.

115. Marx, K. Capital. Volume One, Part I: Commodities and Money, 1873

116. Morrison, W., Copyright Law, Inalienable Rights and the Market for Works of Art, Working Paper Series #94004, Wilfrid Laurier University

117. Morrison, W., Economics and Economic Perceptions of the Art Market // http://www.law.harvard.edu/faculty/martin/art_law/mon-ison.html

118. O'Neill, M ,The good enough visitor // Sandell R. (ed) Museums, Society, Inequality. London: Routledge, 2002.

119. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention, WHC. 05/2, 2 February 2005.

120. Pagel, M. Wired for Culture. W. W. Norton & Company; 1 edition, February 27, 2012.

121. Palmer, N. Museums and Cultural Property, ed. Peter Vergo The New Museology, Reaktion Books, London, 1989, c. 202-203.

122. Patten, R. W. (Summer, 1970), Tatworth Candle Auction, Folklore (London, United Kingdom: Taylor & Francis, Ltd.) 81 (2): 132-135/

123. Pesando, J. E. Art as an Investment: the Market for Modem Prints, Institute for Policy Analysis. University of Toronto, 1990.

124. Pollock, L. American art weak at Sotheby's and Christie's New York sales despite museums' clear-out // The Art Newspaper, 24 июня 2009

125. Radcliffe, J. Fighting art crime with Art Loss Register, интервью, февраль 2011 // Электронный ресурс: http://www.exclusive-art-news.com/articles_05_en.htm

126. Read, Herbert Edward, Education Through Art, 1943.

127. Redford, G. Art Sales. 1888.

128. Redman, E. Three Models of Corporate Social Responsibility, 2005.

129. Reitlinger, G. The Economics of Taste. London: Barrie and Rockliff, 1961.

130. Reynolds, J. Discourses on Art, ed. R.R. Wark, New Haven, CT and London, Yale University Press, 1959.

131. Richardson, J., Essays on the whole Art of Criticism as it relates to Painting, London, 1719, pp.15-16

132. Rivière, P. Rethinking Pitt Rivers. Analyzing the activities of a nineteenth century collector, http://web.prm.ox.ac.uk

133. Roberts, W. Memorials of Christie's, 1897.

134. Robertson, I, Chong, D. The Art Business, Routledge London, New York, 2008.

135. Robertson, I. Understanding International Art Market and Management, Routledge London, New York, 2005

136. Ruskin, J. The Political Economy of Art, Kessinger Publishing (reprint), 2006

137. Rykner D„ La Tribune de l'Art, 10 марта 2008 и 2 мая 2011

138. The Seoul Agenda: Goals for the Development of Arts Education, UNESCO's Second World Conference on Arts Education, Seoul, the Republic of Korea, 25 -28 May 2010.

139. Schmitt-Tegge J. Online consultation on Europe's new culture policy // NEMO, 1/2011.

140. Social Investment Forum. 2003 Report on Socially Responsible Investing Trends in the United States. December 2003. http://www.socialinvest.org

141. Sotheby's, English Silver Treasures from the Kremlin: A Loan Exhibition, каталог выставки, 1991.

142. Stein, J., The Monetary Appreciation of Paintings // Journal of Political Economy, 1982.

143. The British Art Market, Annual report. 2009.

144. The Times, 13 мая и 10 августа 1988ю

145. The World Art Market-Yesterday's Blooms, The Economist. December 22, 1990.

146. Thompson, D. The $12 Million Stuffed Shark, Aurum Press, London, 2008

147. Thompson, G. The Museum Environment, 1978

148. Throsby, D. The Production and Consumption of the Arts: A View of Cultural Economics // Journal of Economic Literature, American Economic Association, vol. 32(1), pp. 1-29.

149. Throsby, R. and Withers, G., Economics and Arts: a review of seven years // The Economic Record, 58 (September, 1983).

150. Travers, T. Museums and Galleries in Britain: Economic, social and creative impacts, LSE, 2006.

151. UNESCO Kicks Off First-Ever Global Conference on Arts Education, 7 марта 2006 // Электронный ресурс: www.artinfo.com

152. Vidokle A., Art without Market, Art without Education: Political Economy of Art// E-Flux No. 43, 03/3013 http://www.e-flux.com/journal/art-without-market-art-without-education-political-economy-of-art/

153. Vogel, C. Museums Set to Sell Art, and Some Experts Cringe // The New York

Times, 26 октября 2005

154. Vogel, С. Lauder Pays $ 135 Million, a Record, for a Klimt Portrait // The New York Times, 19 июня и 7 августа 2006

155. Wallace, J. Your Art Sold at Christie's or Sotheby's Auction. Can the Auctioneer Undo Your Sales Years Later? Probably, Yes // Spencer's Art Law Journal. Vol. 1, No. 1,2010

156. Weil, S. A deaccession reader. Washington D.C.: American Association of Museums. 2000.

157. West, E. G. Subsidizing the Performing Arts, Ontario Economic Council Policy Studies. 1986.

158. Whitley W.T., Artists and Their Friends in England 1700-1790, London & Boston, MA: The Medici Society, vol.1.

159. Wright P. The Quality of Visitors' Experiences in Art Museums // Vergo P. (ed.), The New Museology. London. 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.