"Асари-Дагестан" Гасана Алкадари как образец художественно-исторической прозы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Мирзабеков, Азиз Абдулмирович

  • Мирзабеков, Азиз Абдулмирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 156
Мирзабеков, Азиз Абдулмирович. "Асари-Дагестан" Гасана Алкадари как образец художественно-исторической прозы: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2012. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мирзабеков, Азиз Абдулмирович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. От исламизации Дагестана до нашествия Шейха Джунейда

§ 1. Обращение к Аллаху и «Краткое содержание «Асари-Дагестан»

§ 2. Культура ислама в Дагестане

§ 3. «Асари-Дагестан» о монголах и Тимурленге на Кавказе

§ 4. Повествование о Шейхе Джунейде и о его потомках

Глава II. История Дагестана XVII-XVIII веков в «Асари-Дагестан»

§ 1. Драматическая участь Кавказа в XVII-XVIII веках

§ 2. Портрет Надир-шаха - правителья и завоевателья

§ 3. Фатали-хан как поэт, полководец и дипломат

Глава III. Отношения России и Дагестана в «Асари-Дагестан»

§ 1. Умахан Аварский

§ 2. Гази Магомед и Гамзат-бек

§ 3. Имам Шамиль

§ 4. Восстание 1877 года в поэтической оценке Гасана Алкадари

Глава IV. Мысли Гасана Алкадари о знатных людях и алимах Дагестана

§ 1. Аббас-Кули-Ага Бакиханов

§2. Ага-бек

§ 3. Об ученых и преподавательях из дагестанцев

§ 4. Магомед-эфенди Яраги и его единомышленники

§ 5. Дополнение к именам дагестанских ученых - арабистов

§ 6. Г.Алкадари о себе и своем труде

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Асари-Дагестан" Гасана Алкадари как образец художественно-исторической прозы»

ВВЕДЕНИЕ

В истории мировой литературы XIX век занимает особое место. Это время пополнило мировую духовную сокровищницу такими именами как А.Пушкин, Л.Толстой, Ф.Достоевский, Дж.Байрон, Ч.Диккенс, Э.Гофман, Г.Гейне, В.Гюго, О.Бальзак, Г.Мелвилл, Г.Лонгфелло и десятками других мастеров слова.

XIX век в истории дагестанской литературы тоже отмечен как плодотворный век. С этим временем связана творческая деятельность таких поэтов и ученых как Етим Эмин, Мирза Али Ахтынский, Ирчи Казак, М.-Э.Османов, Махмуд, Батырай, Мунги Ахмед и т. д.

Одной из ярких звезд на литературной карте Дагестана XIX века является Гасан-эфенди сын Гаджи Абдулла-эфенди Алкадари. Выдающийся просветитель Г.Алкадари оставил богатое наследие: стихи на арабском, персидском и тюркском языках, публицистические статьи, труды по истории, литературе, философии. Он прославился как большой поэт, ученый, публицист, педагог и просветитель, пользовался большим авторитетом у передовой мусульманской интеллигенции.

В творчестве Гасана Алкадари особое место занимает «Асари-Дагестан». Почему-то ученые, говоря о нем как об историческом произведении, до сих пор не оценили его художественные достоинства и не анализировали его как литературное произведение. Ниже мы постараемся определить место его в дагестанской литературе, при этом не отрицая его историческую основу. Как известно, у каждого народа проза возникает позже, чем поэзия. Известно также, что возникновение и формирование прозы проходит несколько этапов. Говоря о развитии древнегреческой прозы, известный ученый, профессор И.М.Тронский отмечает: «Проза зародилась в Ионии вместе с греческой наукой и философией... Анаксимандр... изложил свою философскую теорию письменно и притом в

прозе.... Другая отрасль ионийской прозы - историография. Она развивалась в двух направлениях. С одной стороны, местные хроники, предания об основании ионийских городов, родословные, близкие по своему материалу к «католическим» поэмам школы Гесиода; с другой - произведения полугеографического характера, содержавшие одновременно описания чужих земель, рассказы о быте населяющих их народов и исторические сведения об этих народах»1.

В дагестанской литературе, в частности, в лезгинской, проза возникла в качестве исторических хроник и религиозно-философских сочинений, и это дает нам основание оценить «Асари-Дагестан» как историко-художественное прозаическое произведение, легко укладывающееся в рамки литературы адаба.

В VII веке арабы завоевали Кавказ. В связи с этим, начиная с VIII века, в Дагестане распространяется арабский язык. Появляются центры распространения арабского языка и литературы. На арабском языке создаются представителями дагестанских народов литературные памятники.

К примеру, к таким памятникам можно отнести эпиграфические надписи и

2

прозаические произведения .

Эпиграфические памятники, хотя и кратки по содержанию, но сообщают важные сведения об исторических событиях. Они создавались по

особым традициям и образцам. В них содержались афоризмы, краткие

з

нравоучения, крылатые слова, мудрые изречения и т. д.

Прозаические произведения посвящались отдельным событиям истории. Их авторы сообщали ценную информацию о прошедших временах. К примеру, можно сослаться на такие произведения как «Ахтынаме» (X в.), «История Дербента и Ширвана» (XI в.), «Райхан ал-хакаик ва-бустан ад-

1 Тронский И.М. История античной литературы, М., 1983. С. 96-97.

2 Садыки Ф.Ф. Традиции арабской классической литературы и творчество Мирзы Али ал-Ахты (1771-1858). Автореферат диссер. на соиск. уч. ст. канд. филолог, наук, М., 1984. С. 5-7.

3 Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках, ч. И, М., 1968. С. 11.

дакаик» (XI в.), Цахурнаме» (XIII в.), «События в Дагестане и Ширване XIV-XV вв.» (XV в.) и другие.

В исторических источниках нам встречаются имена писателей и ученых: Хаким ибн ал-Ахты (X в.), Абул Фередж ад-Дербенди (XII в.), Хаким ибн Ибрагим ал-Лекзи ал Хиналуги ад-Дербенди (XII в.), Седреддин Сулейман ал-Лекзи (XIV в.), Махмуд ал-Хиналуки (XV в.), Гашим ал-Ахты (ХУП-ХУШ в.), Рахманкули ал-Ахты (XVIII в.), Абдурахман ал-Ахты (XIX в.) и других1.

Кроме них до нас дошло также творческое наследие десятков других крупных представителей арабоязычной лезгинской литературы, как Агамирзы ал-Киани (XVIII в.), Магомеда ал-Яраги (1772-1838), Мирзы Али ал-Ахты (1771-1858), Гасана Алкадари (1834-1910) и т. д.

«Асари-Дагестан» написан в форме восточных исторических хроник. Можно найти в нем и особенности арабской прозаической формы - адаба.

Г. Алкадари разделил свое произведение на предисловие, 12 глав и заключение. В предисловии автор говорит о народностях Дагестана, об округах здешних, о языках и наречиях, на которых говорит местное население, также о религиях, которые местное население исповедовало до принятия ислама. Но надо отметить, что автор был правоверным мусульманином и о до мусульманском периоде историй Дагестана ничего не говорит.

Актуальность темы исследования обусловлена весомым вкладом Гасана Алкадари в дагестанскую литературу. Гасан Алкадари, как было принято в его время, творил на трех восточных языках: арабском, персидском и тюркском. Очень жаль, что до сих пор его литературное наследие на этих языках на должном уровне не изучено. А тюркоязычному художественному творчеству его до сих пор не посвящено ни одно монографическое исследование. В нашей диссертации, посвященной

'Садыки М.М. Творчество лезгинских поэтов XIX века на арабском и азербайджанском языках. Автореферат диссер. на соиск. уч. ст. канд. филолог, наук, Махачкала, 1969. С. 5.

главной работе Гасана Алкадари «Асари-Дагестан», написанной на старотурецком языке, мы старались по мере возможности дать представление об особенностях этого труда ученого, ибо этот труд только теперь раскрывается в своем историко-литературном значении. «Асари-Дагестан» обогащает не только историю, но вносит весомый вклад и в дагестанскую литературу. Отсюда и актуальность, и необходимость полномасштабного изучения этого труда.

Степень изученности темы. Еще при жизни Гасана Алкадари его произведения привлекли внимание передовой интеллигенции, деятелей прогрессивной науки и культуры. Очень большой интерес проявили к его произведениям в Азербайджане. Он стал известным благодаря вышедшей на тюркском языке книге «Асари-Дагестан», а также статьям, проповедующим прогрессивные взгляды на страницах газет «Экинчи», «Хаят» и «Таза хаят». И не случайно первый научный очерк о жизни и творчестве великого мыслителя был написан в Азербайджане. Автором очерка являлся ученый литературовед Фиридун бек Кочарли, который был связан дружескими отношениями с Гасаном Алкадари.

В 1904 году в городе Тифлисе проходило собрание Закавказских мусульманских религиозных деятелей, где Ф.Кочарли познакомился с Алкадари. Ф.Кочарли тогда работал над своей книгой «Литература азербайджанских тюрков». Ученый задумал в этой книге также поместить и очерк о жизни и творчестве Г.Алкадари. Поэтому ему нужна была его биография. В том же году Г. Алкадари написал свою биографию в стихах и отправил Ф. Кочарли, который поместил в своей книге очерк, посвященный ему. В этом очерке азербайджанский ученый высказал ценные суждения и дал анализ тюркоязычного творчества нашего мыслителя. Очерк можно рассматривать как первый научный труд о жизни и творчестве Гасана Алкадари, а также как своеобразные мемуары современника поэта. Очерк не потерял своего значения и в наше время.

Ф.Кочарли отмечает: «Господин, благородный Мирза Гасан-эфенди Алкадари считается видным поэтом и крупным историком. Сведения, которые даны в книге «Асари-Дагестан» этого благонравного человека, доказывают, что ее автор глубоко осведомленный, искусный и зрелый человек. Кроме познаний в разных областях наук, он также имеет мощный творческий дар, проявившийся в красивых стихах»1.

После Ф. Кочарли творчеству Г.Алкадари внимание уделил академик В.В.Бартольд, который высоко оценил научную работу ученого.

В 1913 году в «Энциклопедии Ислама» В.В.Бартольд так писал о главном научном труде его: «Сочинение написано не без таланта и содержит некоторые ценные сведения, особенно для поздней истории Дагестана»2.

В 1929 году книга «Асари-Дагестан» вышла из печати в городе Махачкала на русском языке. На русский язык ее перевел сын автора Али Гасанов. В книге напечатано послесловие под заглавием «От переводчика» и «Примечание переводчика», заключающие сведения об авторе «Асари-Дагестан». Здесь переводчик, анализируя «Асари-Дагестан», старается широко раскрыть мировоззрение автора и дает толкование вошедшим в книгу ученого стихам и историческим событиям. Толкования и объяснения исследователя и сегодня не потеряли свою научную ценность.

В 1950 году в Москве была издана книга известного ориенталиста академика И.Ю.Крачковского «Очерки по истории русской арабистики». Здесь автор по достоинству оценил книгу Гасана Алкадари «Диван ал-Мамнун». Он отмечает: «Произведение представляет чрезвычайный интерес для всех событий, свидетелем которых был за свою долгую жизнь автор. Подробно им описывается и пребывание в Спасске, Тамбовской губернии, куда он был выслан в связи с движением 70-х годов на Кавказе. Книга дает материал первостепенной важности для понимания всей идеологии тех

' Кочарли Ф. Азербайджанская литература. Том 2. Баку, «Элм» («Наука»), 1981. С. 327 (на азерб. яз.).

2 Бартольд В.В. Дагестан // Сочинения, т. 3. М., 1965. С. 418.

влиятельных группировок, представителем которых в течение многих десятилетий был Хасан ал-Алкадари»1.

По мнению Крачковского, Алкадари является видным представителем арабоязычных поэтических традиций Дагестана.

В 1958 году в Кембридже вышла книга известного историка В.Ф.Минорского «История Ширвана и Дербента X-XI вв.» на английском языке (на русском языке появилась в 1963 г. в Москве). В книге автор высоко оценивает труд Г.Алкадари «Асари-Дагестан» и сосредотачивает на нем внимание как на важном источнике по истории Ширвана и Дербента. Он пишет: «Из более поздних историй Дагестана можно упомянуть «Гюлистани-Ирам» полковника Абас-Кули-Ага Бакиханова и «Асари-Дагестан» Хасан-эфенди ал-Алкадари.... Вторая работа («Асари-Дагестан» - A.M.) написана на местном тюркском языке в 1307 г. //1890 г. (напечатано в Баку в 1902 г.).

Хороший русский перевод её сделан А.Хасановым и издан в Махачкале в 1929 году. Говоря о разных периодах, автор опирается на Дербенд-наме и на Бакиханова, но он лучше излагает события и его объяснения основаны на близком знакомстве с местной обстановкой»2.

В книгах, вышедших на русском языке, - «Мировоззрение Зардаби» З.Геюшева и «Газета «Экинчи» В.Мамедова - проанализированы статьи Мамнуна , опубликованные на страницах газеты «Экинчи».

Начиная с 60-х годов, творчеством Г.Алкадари интересовались не только литературоведы и историки, им стали заниматься и философы и обществоведы. Особенно следует отметить труды философов и журналистов А.Баймурзаева, М.Абдуллаева, Г.Шейдаевой, А.Бамматовой и других в области исследования философских, общественно-политических, научных, педагогических и этических взглядов Г.Алкадари. Среди них следует особо отметить исследования А.Баймурзаева и М.Абдуллаева.

1 Крачковский И. Ю. Избранные сочинения, т. IV, издательство АН СССР, М., - Л., 1960. С. 618.

2 Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда Х-Х1 веков. Издательство Восточной литературы М 1963. С. 25-26.

3 Мамнун - псевдоним Г.Алкадари.

В вышедшей в 1965 году в Махачкале книге «Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX века» А.Баймурзаев рассматривает мировоззрение, философские взгляды просветителя. Он и в последующие годы продолжал исследовательскую работу, связанную с творчеством Г.Алкадари, посвящая ему отдельные статьи.

Следует отметить важность работы философа М.А.Абдуллаева. Анализу мировоззрения, научных и философских взглядов мыслителя он посвятил множество статей.

В 1963 году в Махачкале издана его книга «Мыслители Дагестана». Началом исследовательской работы над творчеством Г.Алкадари М.Абдуллаева явился его очерк, помешенный в этой книге. Другими его книгами, в которых он анализирует творчество просветителя, явились: -«Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.» (М.., 1968), «Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана» (Махачкала, 1986), «Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века» (М., 1987). В них он анализирует не только философию ученого, но и широко и полностью раскрывает социологию, этику, просветительство мыслителя, также останавливается на вопросах мировоззрения Г.Алкадари, исследует его отношение к мусульманской религии.

Исследователями литературного наследия Г.Алкадари являются ученые Г.Садыки, Ф.Вагабова, Э.Кассиев, Г.Гашаров, Р.Кельбеханов и другие. Они выявляют пути формирования Г.Алкадари как писателя.

Г.Садыки в 1969 году в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Творчество лезгинских поэтов XIX века на арабском и азербайджанском языках» дал анализ арабоязычного и тюркоязычного творчества поэта, и сообщает о, неизданных его стихотворениях, некоторые из которых он перевел на лезгинский язык и напечатал в литературном альманахе «Дуствал» («Дружба»)1.

' «Дуствал» («Дружба»), 1964, № 1. с. 106-111 (на лезг. яз.)

Другим исследователем литературного наследия Г.Алкадари является профессор Гаджи Гашаров. В своих статьях он дал сведения о жизни Г.Алкадари и анализировал его поэтическое творчество.

В книгах «Лезги литература» («Лезгинская литература») (1981), «История лезгинской литературы» (1983), «Лезги литература школада» («Лезгинская литература в школе») (1985) он тоже рассматривает жизнь и творчество Г.Алкадари.

В последующие годы Г.Гашаров продолжает исследовательскую работу по изучению литературного наследия Г.Алкадари и печатает ряд статей в республиканской периодической печати.

В книге «Лезгийрин поэзиядин антология» («Антология лезгинской поэзии» (1978) и в хрестоматии «Революциядилай виликан лезги литература» («Дореволюционная лезгинская литература») (1980), составителем которой был он, Г.Гашаров издал почти все стихи поэта, переведенные на родной лезгинский язык.

В 1985 году в Баку была издана книга М.Ярахмедова «Азербайджан-Дагыстан эдеби элагэлэри тарихинден» («Из истории азербайджанско-дагестанских литературных связей»). В ней автор дает краткий очерк жизни и творчества Г.Алкадари и его связей с Азербайджаном. Анализируя жизнь и творчество нашего ученого и поэта, исследователь приводит ценные сведения о его связях с деятелями науки и культуры Азербайджана. Однако, М.Ярахмедов часто делает ошибочные выводы, недопустимые для исследователя-литературоведа. Он искажает факты, связанные с жизнью и деятельностью поэта. Например, он указывает, что Г.Алкадари вернулся из ссылки в 1882 году, время встречи с Фиридун-беком - 1906 год, год издания «Асари-Дагестан» указывает 1902-й, якобы под редакцией Ф.Кочарли.

Конечно, М.Ярахмедов не прав. Из ссылки Г.Алкадари вернулся 28 июня 1883 года. В мае 1883 года он получил разрешение на выезд из Спасска в Астрахань, а в конце июня он приехал в селение Алкадар1.

'Историко-литературное наследие Гасана Алкадари. Махачкала, 1988. С. 135.

Он встретился с Ф.Кочарли в 1904 году в городе Тифлисе. «Асари-Дагестан» был издан в городе Баку на тюркском языке на средства миллионера Г.З.Тагиева в 1903 году. Утверждение о том, что произведение редактировал Ф.Кочарли, тоже ошибочно, потому, что он в 1903 году еще не был знаком с автором «Асари-Дагестан». Ф.Кочарли не проживал в это время в Баку, он жил и работал в Тифлисе. У М.Ярахмедова имеются и другие недостоверные факты и искажения.

В 1987 году в сборнике, изданном в Баку под названием «В сокровищнице рукописей», опубликована статья сотрудницы Института рукописей АН Азербайджанской Республики, кандидата филологических наук Т.Нуралиевой под названием «Гасан Алкадари и его коллекция». Статья посвящена творчеству Г.Алкадари и его произведениям и рукописям из его коллекции, которые хранятся в Институте рукописей АН Азербайджанской Республики. В статье даются также сведения о его письмах, адресованных Гасанбеку Зардаби и в редакцию газеты «Экинчи». Здесь опубликована и фотокопия оригинала стихотворения Г.Алкадари «Бах» («Гляди»), а также транслитерация этого стихотворения, хранящегося в Институте рукописей в Баку. Несмотря на некоторые сомнительные выводы автора, в целом статья, можно сказать, что заслуживает похвалы, т. к. она выявила множество фактов, связанных с творчеством поэта.

В 1988 году Дагестанский филиал АН СССР им. Г.Цадасы издал сборник научных трудов мыслителя под названием «Историко-литературное наследие Гасана Алкадари». Здесь были напечатаны статьи литературоведов Г.Гамзатова, Ф.Вагабовой, Г.Гашарова, Э.Кассиева, историков В.Гаджиева, А.Шихсаидова, С.Абдуллаева и других авторов. В книге также напечатаны воспоминания учеников и современников Г.Алкадари, выдержки из его официальной переписки, отрывки из книги «Диван ал-Мамнун». Несмотря на то, что сборник не лишен отдельных недостатков (русские переводы не вполне соответствуют азербайджанскому оригиналу), сборник явился новым вкладом в изучение наследия ученого и поэта.

В 1996 году в Махачкале вышла монография известного ученого, доктора филологических наук С.Х.Ахмедова «Художественная проза народов Дагестана», в которой автор дает высокую оценку «Асари-Дагестан» и показывает синкретический характер этого произведения.

В 1998 году в Махачкале С.Г.Чеснин-Ибрагимова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Жизнеописание и традиции арабской классической литературы в творчестве Гасана Алкадари», где автор исследует арабоязычное творчество поэта и мыслителя.

В 1999 году С.А.Бедирханов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Азербайджаноязычная лезгинская поэзия ХУ11-Х1Х веков», где некоторое внимание уделил и тюркоязычному творчеству Г.Алкадари. Об «Асари-Дагестан» С.Бедирханов не сказал ни слова.

В том же году К.Х.Акимов защитил докторскую диссертацию на тему «Лезгинская национальная проза», в которой отмечены некоторые художественные особенности «Асари-Дагестан».

В 2001 году издана книга Г.Гусейнова под названием «Гасан Алкадари». В ней автор рассматривает жизнь и творчество Гасана Алкадари, но незнание восточных языков не дало ему возможности вникнуть в суть творчества ученого.

В 2004 году появилась большая монография доктора наук, профессора Р.М.Кельбеханова «Два крыла», где поэзия Г.Алкадари рассмотрена в свете суфийской философии. Об «Асари-Дагестан» однако и этот автор ничего не сказал.

Мы остановились на общих чертах публикаций, посвященных жизни и творчеству Г.Алкадари. Кроме вышеуказанных, можно привести еще множество статей, опубликованных в газетах и журналах в разное время. Но они большого значения для изучения жизни и творчества Г.Алкадари не имеют.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она дает наиболее полное представление о главном труде Гасана Алкадари «Асари-

Дагестан». Это первая научная работа, которая представляет собой системное и завершенное исследование названной книги. В ней впервые вводятся в научный оборот ранее неизученные документы и архивные материалы, проливающие свет на творческий путь как Гасана Алкадари, так и в равной степени обогащающие представления современного читателя о сложных историко-культурных процессах, определивших пути развития дагестанской прозы.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является создание целостного представления об «Асари-Дагестан» и его художественных достоинствах, созданного в рамках литературы адаба.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

- анализ композиции «Асари-Дагестан»;

- выявление его двуплановости, синкретизма;

- определение роли повторов;

- рассмотрение композиционной значимости «примечаний», «дополнений» и прочих вставок;

- обозначение и конкретизация художественных особенностей «Асари-Дагестан».

- обозначение характерных черт индивидуальной манеры Гасана Алкадари.

Методологическая база исследования. В диссертации использованы устоявшиеся методы анализа художественных произведений: описательный, сравнительно-исторический, типологический и структурный. Методологической и теоретической основой работы послужили труды русских и зарубежных критиков и литературоведов В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.Н.Веселовского, Д.С.Лихачева, Е.Э.Бертельса, И.Ю.Крачковского, И.С.Брагинского, Х.Г.Короглы, В.В.Бартольда, А.А.Шарифа и других.

Учтены и труды дагестанских литературоведов А.-К. Абдуллатипова, К.Абукова, Г.Гамзатова, Г.Гашарова,. Ш.Мазанаева, М.Юсуфова,

С.Ахмедова, Р.Кельбеханова, К.Акимова, Ф.Вагабовой, Ч.Юсуповой и других.

Объектом исследования является литературно-исторический труд Гасана Алкадари «Асари-Дагестан».

Предметом исследования является выявление особенностей «Асари-Дагестан» как историко-литературного произведения.

Научное и практическое значение исследования заключается в том, что оно может быть использовано при составлении учебников и учебных пособий по лезгинской и дагестанской литературе для школ, педколледжей и университетов, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов филологических факультетов вузов республики.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. «Асари-Дагестан» представляет собой синкретическое произведение, в котором сочетаются свойства литературного произведения и исторического исследования.

2. Исламская идеология является основой «Асари Дагестан».

3. В «Асари-Дагестан» ярко выражено полемическая линия, свидетельствующая об ориентации автора на историческую истину, добро и прекрасное в действительности.

4. Важнейшими особенностями композиции «Асари-Дагестан» являются: насыщенность исторического повествования дополнениями, отступлениями, примечаниями, воспоминаниями; использование жанров биографии, оды, элегии.

5. В «Асари-Дагестане» хотя повествование ведется об исторических событиях, но в ней созданы и замечательные портреты современников автора.

6. «Асари-Дагестан» является произведениям, отвечающим всем требованием литературного жанра адаба.

Структура диссертации определена объектом исследования, состоянием разработанности темы, целью и задачами работы. Диссертация

состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка использованной литературы и составляет вместе с приложениями 155 страниц машинописного текста.

ГЛАВА I. ОТ ИСЛАМИЗАЦИИ ДАГЕСТАНА ДО НАШЕСТВИЯ

ШЕЙХА ДЖУНЕЙДА § 1. Обращение к Аллаху и «Краткое содержание «Асари-Дагестан»

Начинается хроника Словом от автора. Это Слово, написанное стихами, имеет наименование: «Сведения о Дагестане Благословенном». Почему благословенном? Очевидно потому, что Аллах не лишил этот край милости, не обделил своими благами, сохранил как мусульманскую страну. И самое главное: в Слове «Благословенном» есть еще один смысл: пользующийся покровительством Аллаха.

А теперь заметим, что книга Гасана Алкадари, как и хроники многих других восточных авторов, начинается стихотворным обращением к Аллаху. Это первая ее особенность.

Выясним содержание этого обращения. Первые пять строк его - это просьба. Жизнь человека не в его руках. Она может оборваться в любое время по воле Всевышнего. Поэтому автор просит его дать ему возможность завершить свой труд:

Во имя творца земли и неба,

Владыки милостивого и руководителя милосердных.

Начинаю задуманный мною труд,

Хваля Аллаха за его благодеяния,

Прося его помочь мне окончить его

Так, чтобы улемы были им довольны1.

1 Алкадари Г. Асари Дагестан. - Махачкала, 1994. С. 7. Дальше после цитаты из этой книги в скобках будет указаны год издания и страница.

Это первая мысль обращения. Она имеет отношение к автору. Следующая мысль - это характеристика Аллаха, перечисление его основных деяний, включая и то, что пророк Мухаммед передал его божественный дар, Коран, лучшим из людей, то есть мусульманам. Решения Аллаха справедливы и неоспоримы:

Поистине он славен, лучший покровитель. Он научил людей тому, чего они не знали. Он из них одну группу наделил благочестием, И та поднялась на высокую ступень, И справедливость его решила оставить Некоторых несведущих в состоянии слепоты. Так он судья справедливый во всем. Он велик в своих решениях праведных. Он послал великих мудрых пророков Людям, включая вождя последнего1, Славнейшего избранного, лучшего из вестников, Который передал от него то, что он ниспослал2. Боже, благослови их, а также

Их народы и их последователей почтенных (1994, с. 7). Заключительные стихи опять переносят мысль автора на себя. Он просит Аллаха помиловать его, божьего раба Мемнуна и тех, кто относится к нему сочувственно. Далее он просит Всевышнего облегчить ему труд, взятый на себя, и который оказался бы полезен другим писателям.

Так становится ясно, что обращение Гасана-эфенди к Аллаху выдержано в форме обрамления. Его начало и конец варьирует мысль, которая имеет отношение к самому автору.

«Обращение к Аллаху» можно рассматривать как отдельное стихотворение, которым автор начинает свое произведение.

1 Вождь последних - пророк Мухаммед.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мирзабеков, Азиз Абдулмирович, 2012 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. - Махачкала, 1963.

2. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (19171965). - Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1969.

3. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана. - Махачкала, 1963.

4. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана в XIX. - М., Наука, 1968.

5. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. - Махачкала, Дагучпедгиз, 1986.

6. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века. - М., «Наука», 1987.

7. Абдуллатипов. А.-К.Ю. Литература правды жизни. - Махачкала, Даггиз, 1984.

8. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года). - Махачкала, 1995.

9. Абдуллатипов А.-К.Ю. Ю.Темирбулат Бейбулатов // Дагестан: время, судьбы. - Махачкала, 1995.

10. Абдуллатипов А.-К.Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова. - Махачкала, 1995.

11. Абдурахман ал-Газигумуки. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля. - М., 2002.

12. Абдурахман из Газикумуха. Воспоминания. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997.

13. Абу Мухаммад Ахмад Ибн-Асам ал-Куфи, Книга завоеваний. Пер. З.М.Буниятова. - Баку, изд-во «Элм», 1981.

14. Агаев А.Г. Лезгинская литература. - Махачкала, 1959 (на лезг.

яз.).

15. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. -Махачкала, 1971.

16. Айтберов Т., Иванов A.A., Казанбиев А.Д. Новые эпиграфические памятники с территории Аварии // Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований в Дагестане в 1976-1977 гг. - Махачкала, 1978.

17. Азербайджанская Советская энциклопедия. Т. 4. - Баку, 1980. С. 163(наазерб. яз.).

18. Акавов З.Н. Диалог времен: история кумыкской литературы в зеркале современности. - Махачкала, 1996.

19. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур. - Махачкала,

1985.

20. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. - Махачкала, 1989.

21. Алиев Б.Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. - Махачкала, 1988.

22. Алиев С.М.-С. Зарождение и развитие кумыкской литературы.

- Махачкала: Изд-во ДГУ, 1977.

23. Алиев С.М.-С. Дорога в современность. - Махачкала, Даггиз,

1977.

24. Алкадари Гасан. Китаби Асари Дагестан. - Баку, 1903 (на тюрк.

яз.).

25. Алкадари Гасан. Джираб ал-Мамнун. - Темир-Хан-Шура, 1912 (на араб. яз.).

26. Алкадари Гасан. Диван ал-Мамнун. - Темир-Хан-Шура, 1913 (на араб. яз.).

27. Алкадари Г.Э. Асари-Дагестан: Исторические сведения о Дагестане. - Махахачкала, 1994.

28. Атаев Д.М. Основные итоги историко-археологического изучения средневековой Аварии // УЗ ИИЯЛ. Т. XI. - Махачкала, 1963.

29. Атаев Д.М. Христианские древности Аварии // Учен. зап. ИИЯЛ.

- Махачкала, Т. 4, 1968.

30. Ахлаков A.A. Героико-исторические песни народов Дагестана и

Северного Кавказа. - Махачкала, 1968.

31. Ахлаков A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. -М., 1981.

32. Ахмедов Э.М. Философия азербайджанского просвещения. -Баку, Азернешр, 1983.

33. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала, 1978.

34. Ахмедов С.Х. Обогащение жанровой системы дагестанской прозы // Сб. статей. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана.-Махачкала, 1987. С. 20.

35. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. - Махачкала, 1990

36. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. -Махачкала, 1996.

37. Ахмедов С.Х. Истории лакской литературы. I том. - Махачкала,

2008.

38. Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX века. - Махачкала, 1965.

39. Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. - Махачкала, 1982.

40. Бартольд В.В. Сочинение. М., - 1965. Т. 3.

41. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. Актуальные вопросы восточного литературоведения. М., Наука, 1974.

42. Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI-XI вв. // Исторические записки, 1963, Т. 3.

43. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1987.

44. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. - Махачкала, 1970.

45. Гаджиев В.Г. Сочинение И.Гербера «Описание стран и народов

между Астраханью и рекою Курою находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. - М., 1979.

46. Гаджиев В.Г. Хайдарбек Геничутлинский и его историко-биографические очерки (введение) // Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки. - Махачкала, 1992.

47. Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. Генезис и онтогенез жанровых модификаций в эпоху нового общественного политического строя. Поэтика. XX в. Ч. I. - Махачкала, 1999.

48. Гайдарбеков М. Хронологические выписки из истории Дагестана // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии. Ф.З.Оп.1. Дело №236.

49. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. -Махачкала, 1990.

50. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения ХУШ-ХГХ вв. - Махачкала, 2000.

51. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М., 1996.

52. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. -Махачкала, 1986.

53. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, 1978.

54. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. -Махачкала, 1982.

55. Гамзатов Г.Г., Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. Арабо-мусульманская литературная традиция в Дагестане // Гамзатов Г.Г. Дагестан: Историко-литературный процесс. - Махачкала, 1990.

56. Гасанов А. Асари Дагестан // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Вып. 46. - Махачкала, 1929.

57. Гамзатов Г. Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, 1986.

58. Гаджиев А. А. Романтизм и реализм. - Баку, «Эльм» («Наука»),

1972.

59. Гаджиев A.A. Реализм в литературах советского Востока. — Баку, «Язычи» («Писатель»), 1978.

60. Гаджиев A.A. Этапы азербайджанского реализма. - Баку, «Язычи» («Писатель»), 1983.

61. Гаджикулиев Б. Созвездие братских литератур. - Махачкала,

1977.

62. Гасанов М.Р. Исторические связи Дагестана и Грузии, - Махачкала,

1991.

63. Гасанов А.Г. От переводчика // Г. Э. Алкадари. Асари-Дагестан. -Махачкала, 1986, № 3. С. 88-91.

64. Гасанов М. Деятель культуры // Газ. «Коммунист», 16 ноября 1984 г. (на лезг. яз.).

65. Гашаров Г. Г. История лезгинской литературы. Краткий очерк. -Махачкала, 1983.

66. Гашаров Г. Г. Лезгинская литература (XIX века и начало XX века). - Махачкала, 1981 (на лезг. яз.).

67. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература в школе. I часть. -Махачкала, Дагучпедгиз, 1985 (на лезг. яз.).

68. Гашаров Г.Г. Несколько слов о художественном методе Гасана Алкадари. «Литературный Дагестан». Махачкала, 1986, № №, С. 88-91 (на лезг. яз.).

69. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература: история и современность. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.

70. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды II сессии ассоциации арабистов. - М.; Л., 1941.

71. Геюшев З.Б. Мировоззрение Г. Б. Зардаби. Изд-во АН Азерб. ССР.-Баку, 1962. С. 60-61.

72. Глушков Н.И. Очерковая проза. - Ростов-на- Дону, 1979.

73. Грузинский «хронограф» XIV века о народах Кавказа // КЭС, вып.VII. - М., Л., 1980

74. Гусейнаев А. Г., Кассиев. Э. Ю. Очерки лакской советской литературы // Даг. ФАН СССР. - Махачкала, 1964.

75. Гусейнов Н. Известный ученый, педагог и мыслитель // Газ. «Коммунист», 11 октября 1984 г. (на лезг. яз.).

76. Дагестанские исторические сочинения // «Тарих Дагестан» Мухаммед Рафи, М., 1993.

77. Джафарзаде А. Товарищ по идеалу // Журн., «Азербайджан». -Баку,1989,№ 1.С. 119-124.

78. Жизнь и творчество Б. Малачиханова // Составитель А. М. Муртазалиев. - Махачкала, 2004.

79. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л, 1977.

80. Забитов С.И. Арабоязычная поэзия Дагестана (общий обзор). -Махачкала, 1986//РФИИАЭ ДНЦРАН. Ф.З. опЛ.Л.

81. История Дагестана, М., Наука, 1967, Т. 1.

82. История Дагестана. М., Наука, 1968. Т. 2.

83. Историко-литературное наследие Гасана Алкадари. Сборник научных трудов. - Махачкала, 1988.

84. История Ирхана // Дагестанские исторические сочинения. - М.,

1993.

85. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. - М., 1988

86. Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе. - Махачкала,

1994.

87. Караев Я. Этапы азербайджанского реализма. - Баку, «Язычи» («Писатель»), 1982.

88. Караулов Н.А. Сведения арабских географов о Кавказе // СМОМПК, 1901, Вып. 29. Вып. 38.

89. Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. Даг. ФАН СССР. - Махачкала, 1959.

90. Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму. - Махачкала, 1982.

91. Каталог арабских рукописей Института истории, языка и литературы Дагестанского Филиала АН СССР. - М., 1977.

92. Рукописная и печатная книга в Дагестане // Сб. ст. - Махачкала,

1991.

93. Каталог арабских рукописей научной библиотеки Дагестанского государственного универститета. - Махачкала, 2004.

94. Каталог рукописей из фонда М.-С.Саидова. - Махачкала, 2005.

95. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., «Наука», 1972.

96. Краткая литературная энциклопедия. - Москва, 1975.

97. Крачковкий И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Избранные сочинения. Т. VI. - M.,-JI., 1960.

98. Крачковский И.Ю. Арабская рукопись воспоминаний о Шамиле //Избранные сочинения. Т.VI. -М.,-Л., 1960.

99. Кочарли Ф. Азербайджанская литература. - Баку, изд-во «Эльм» («Наука»), 1981. Т. 2.

100.Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. - М., 1984.

101. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987.

102. Магомедов М.Г. Исторические сведения о дидойцах // ВИД, - Махачкала, 1975, Вып. 2.

103.Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. -М.. 1983.

104.Магомедов P.M. По аулам Дагестана. -Махачкала, 1977.

105.Малачиханов Б. О прошлом Аварии. - Махачкала, 1928.

106. Мамедов В. Газета «Экинчи». - Баку, Азернешр, 1977 (на азерб.

яз.).

107. Мамедли Г. Псевдонимы. - Баку, Азернешр, 1977. С. 66 (на азерб. яз.).

108. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. - М., 1963.

109. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народов Северного Кавказа и Дагестана, пер. с древнегруз., предисл. и комм. Г.В. Цулая. - М..1979.

110. Цулая Г. В. Грузинский «хронограф» XIV века о народах Кавказа // КЭС, T.VII, - М.,1980

111. Мухаммад Рафи. Тарих Дагестан // Дагестанские исторические сочинения, М., 1993.

112. Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Ч. 2. - Махачкала, 1990. С.18.

113. Нуралиева Т. Гасан Алкадари и его коллекция // В сокровищнице рукописей. - Баку, 1987. Т. 8 (на азерб. яз.).

114. Образцы арабоязычных писем Дагестана, Т. 1. - Махачкала, 1957.

115. Очерки истории Дагестана, Т. 1. - Махачкала, 1957.

116. Просветительство в литературах Востока. Сборник статей. - М., Наука, 1973.

117. Рифтин Б. Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. -М., 1974.

118. Садыки М. М. Творчество лезгинских поэтов XIX века на арабском и азербайджанском языках. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Махачкала, 1969.

119. Садыки Ф. М.-Г. Традиции арабской классической литературы и творчество Мирзы Али ал-Ахты (1771-1858). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1984.

120. Саидов М.-С. Дагестанская литература на арабском языке. - М.,

1963.

121. Сборник сведений о кавказских горцах. (ССКГ). - Тифлис, 1868. Вып. I.

122. Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1869. Вып. II.

123. Сергеенко А.П. «Хаджи-Мурат» Льва Толстого». М.: «Современник», 1983.

124. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982.

125. Султанов К.К. Очерки истории дагестанских литератур XIX -нач. XX вв. - Махачкала, 1978.

126. Султанов К.К. Этюды о литературах Дагестана. - М., 1978.

127. Тагирова H.A. Абдурахман из Газикумуха и его сочинение «Хуласат ат-Тафсил ан ахвал ал-имам Шамуил» // Абдурахман ал-Газикумуки. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля. -М, 2002.

128. Филыптинский И.М. Арабская поэзия средних веков. Послесловие // Арабская поэзия средних веков. - М.: Худ. лит., 1975.

129. Филыптинский И.М. История арабской литературы X-XVIII веков. -М., 1991.

130. Филыптинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (XIII-XII вв.). - М., 1971.

131. Хайбуллаев С.М. О дореволюционной аварской литературе. -Махачкала, 1974.

132. Хайбуллаев С.М. Поэзия газавата. - Махачкала, 2003.

133. Хайбуллаев С.М. Поэзия мужества и нежности. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

134. Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия (система жанров). - Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.

135. Хайбуллаев С.М. Страницы аварской литературы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

136. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. - Махачкала,

1998.

137. Хайбуллаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. -Махачкала, 1966.

138. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. - Махачкала, 1983.

139. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. - Махачкала, 1992.

140. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М., 1978.

141. Хроника «Обращение Картли», - Тбилиси, 1979.

142. Шейдаева Г. О значении натурфилософских взглядов Гасана Алкадари. // Альм. «Дуствал» («Дружба»). - Махачкала, 1976, № 4. С. 85-90 (на лезг. яз.).

143. Шихсаидов А.Р. Вопросы исторической географии Дагестана XXIV вв. (Лакз, Гумик) // Восточные источники по истории Дагестана, -Махачкала, 1980.

144. Шихсаидов А.Р. Дагестанские авторы X - начала XX века и рукописи их сочинений // Шихсаидов А.Р, Тагирова H.A., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. - Махачкала: Дагкингоиздат, 2001.

145. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. - Махачкала,

1969.

146. Шихсаидов А.Р. О пребывании монголов в Рича и Кумухе// УЗ ИИЯЛ, Т. IV. - Махачкала, 1958.

147. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // УЗ, Т.З. - Махачкала, 1957.

148. Шихсаидов А.Р., Тагирова H.A., Гаджиева Д. X. Арабская рукописная книга в Дагестане. - Махачкала, 2001.

149. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. - М., 1993.

150. Юсупова Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX - начало XX века. - Махачкала, 2000.

151. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. -Махачкала, 1994.

152. Юсуфов Р.Ф. Дагестанская поэма. - М.: Наука, 1988.

153. Юсуфов Р.Ф. Введение // История дагестанской советской литературы: В 2. т. Т. 1. - Махачкала, 1967.

154. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.