Армия и исламисты в борьбе за власть в Судане: 1989-2005 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Серёгичев, Сергей Юрьевич

  • Серёгичев, Сергей Юрьевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 214
Серёгичев, Сергей Юрьевич. Армия и исламисты в борьбе за власть в Судане: 1989-2005 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2005. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Серёгичев, Сергей Юрьевич

Список аббревиатур и сокращений, используемых в работе.

Введение.

3 стр.

4 стр.

Глава 1. «Революция национального спасения» в Судане.

Начало строительства исламского государства. 22 стр.

§1. Социально-экономическая обстановка и политическая ситуация в Судане во второй половине 1980-х гг.22 стр.

§2. Политика правительства аль-Башира и исламо-фундаменталистский курс Национального Исламского Фронта.44 стр.

§3. Взаимоотношения НИФ и сект «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийя».69 стр.

Глава 2. Военные и исламисты: обострение противоречий и переход к открытому конфликту.88 стр.

§1. Выборы 1996 г. и образование Национального Конгресса Судана. 88 стр.

§2. Завершение процесса складывания новой политической системы в Судане.102 стр.

§3. Декабрьский кризис 1999 г. и раскол правящей коалиции.114 стр.

Глава 3. Армия и движение исламистов в Судане на современном этапе.131 стр.

§1. Общественно-политическая обстановка в Судане в 2000-х гг.131 стр.

§2. Оппозиционная деятельность исламистского движения и поиск путей его возвращения к власти.157 стр.

§3. Перспективы развития отношений между военными, исламистами и традиционалистами в Судане.174 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Армия и исламисты в борьбе за власть в Судане: 1989-2005 гг.»

Аю-уальность исследования данной темы определяется важнейшими социально-экономическими и политическими последствиями деятельности различных исламо-фундаменталистских групп и организаций, ведущих борьбу за власть в арабских странах региона Ближнего Востока и Северной Африки. В этот конфликт между исламистами и правящими режимами за право установления политического господства в стране неизбежно оказываются втянутыми на той или иной стороне и национальные вооруженные силы. Не стал исключением из этого правила и Судан, крупнейшая страна на африканском континенте, являющаяся своего рода переходной зоной для двух регионов: Северо-восточной и Тропической Африки.

Более того, именно Судан представляет сейчас наглядный пример взаимоотношений двух важнейших общественно-политических сил страны -военных и исламистов в ходе их борьбы за власть. На примере Судана можно сформулировать ряд общих закономерностей в эволюции отношений между армией и исламскими фундаменталистами, выявить и классифицировать различные стадии и этапы, через которые они прошли. Разработанная подобным образом схема может с поправкой на местные реалии применяться и в отношении аналогичных сил других как арабских, так и мусульманских стран.

Научная актуальность работы определяется слабой или недостаточной изученностью тех вопросов и проблем, которые касаются сложного и противоречивого процесса противоборства армии и объединенного исламистского движения во главе с ат-Тураби за власть в современном Судане. Строго научный, свободный от идеологической предвзятости анализ данной проблематики необходим для формирования целостной и объективной картины острого соперничества за власть в стране между военными и исламистами.

Предметом исследования данной работы являются отношения армии и исламистов в ходе их борьбы за руководство Суданом в период с 1989 по 2005 гг.

Цель работы состоит в широком комплексном анализе политико-идеологических, национально-этнических и экономических аспектов всей системы взаимоотношений между армией и исламистами в Судане, изучении концептуальных основ и практической реализации программ военных и исламистов по социально-политическому и экономическому развитию страны, а также хода и результатов политической борьбы между ними.

Исходя из поставленной цели, определены конкретные задачи исследования: рассмотреть общественно-политическую и экономическую ситуацию в Судане во второй половине 1980-х гг., раскрыть причины и предпосылки «революции национального спасения»; выявить и проанализировать причины образования союза военных и исламистов в 1989 г.; определить характер отношений между армией и НИФ в период с июня 1989 г. до марта 1996 г., проанализировать степень влияния и участия исламистов в процессе государственного строительства в данный период; изучить политику исламистов в отношении орденов «аль-Ансар» и «аль-Хатмийя»; раскрыть причины обострения противоречий между исламистами и военными в 1996 - 1999-х гг. и перехода обеих сторон к открытому конфликту; проанализировать отношения армии и исламистов на современном этапе и определить перспективы их развития; разработать подробную периодизацию, освещающую историю отношений между военными и исламистами, борющимися за власть в Судане.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1985 по 2005 гг., то есть с момента свержения диктатуры Джаафара Нимейри и по настоящее время включительно.

Анализ политической истории Судана в исследуемый период позволяет выявить следующие этапы: апрель 1985 г. - июнь 1989 г. - деятельность коалиционных правительств Садыка-аль-Махди по возрождению в Судане демократической системы и созданию гражданского общества; образование Национального исламского фронта (НИФ); военный переворот 30 июня 1989 г.; июнь 1989 г. - октябрь 1993 г. - «революция национального спасения»; образование Совета командования революцией национального спасения (СКРНС); строительство основ исламского государства в Судане; октябрь 1993 г. - март 1996 г. - завершение «революции национального спасения», роспуск СКРНС, переход военных и исламистов к построению режима управляемой демократии; март 1996 г. - декабрь 1999 г. - парламентские и президентские выборы 1996 г.; окончание складывания новой политической системы, принятие в 1998 г. конституции и в 1999 г. закона о партиях, возрождение многопартийности; разгон в декабре 1999 г. парламента; декабрь 1999 г. - январь 2005 г. - углубление раскола между военными и исламистами, переход конфликта в открытую фазу.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной историографии проведен комплексный анализ взаимоотношений между исламистами и армией в Судане на протяжении всего новейшего периода суданской истории с учетом всех особенностей социально-экономического и политического развития страны в этот период. В исследовании дается подробная характеристика процесса строительства новой социально-политической и экономической системы в Судане в конце XX - начале XXI века, дана его периодизация и раскрыты основные этапы данного процесса.

В работе определяется роль и место традиционных общественно-политических сил Судана - дервишеских орденов «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийи» и патронируемых ими партий «Аль-Уммы» и Юнионистско-демократической партии (ЮДП) в борьбе за власть в стране, наряду с военными и исламистами. Подробно проанализированы отношения между сторонами этого своеобразного «политического треугольника» Судана: военными, исламистами и традиционалистами. Изучены варианты их развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В данном исследовании впервые формулируются подробная периодизация противоборства армии и исламистов за власть в Судане в контексте политической истории страны с выделением ключевых его этапов.

При написании работы было использовано большое количество как ^ отечественных, так и зарубежных трудов. Многие из этих материалов вводятся в научный оборот отечественной историографии впервые.

Практическое значение работы состоит в том, что ряд её положений может быть использован в текущей работе соответствующих подразделений МИД РФ при анализе внутриполитической обстановки в Судане с целью разработки рекомендаций для российских компаний, либо работающих в Судане, либо собирающихся открыть там свое дело.

В работе обобщена большая масса фактического материала из российских и зарубежных источников, составлена подробная хронология политической истории Судана в период с 1985 по 2005 гг., в связи с чем это исследование может также найти применение в информационно-справочной работе. Работа может быть использована при подготовке учебных курсов по страноведению, конфликтологии и современной истории арабских государств региона Ближнего Востока и Северной Африки, отдельные её положения могут быть применены в политологических исследованиях по теме исламского движения в развивающихся странах мира. Материалы, представленные в ней, могут быть полезны при анализе проблем исламского фундаментализма, его места в современном мировом процессе.

Теоретической и методологической основой диссертации являются научные положения, разработанные на базе принципа научного историзма и сравнительно-исторического подхода, раскрывающие взаимосвязь между политикой и идеологией, политикой и экономикой, идеологией и экономикой, между внутригосударственными и международными проблемами.

Характеристика источников. Источниковую основу диссертации составляют официальные документы правительства Судана, тексты его законов и нормативных актов, материалы по деятельности суданских политических партий и организаций, протоколы слушаний Конгресса США, отчеты международных финансовых институтов, соответствующих структур ООН, доклады различных международных общественных организаций, новостные и аналитические материалы российских и иностранных печатных, электронных и интернет СМИ, отечественная и зарубежная информационно-справочная литература.

Важнейшими официальными документами суданских государственных структур можно считать текст Соглашения между правительством республики Судан и Национальным демократическим альянсом от 16 января 2005 г. вместе с приложением, отчет Центрального банка Судана за 1999 финансовый год, ежегодник «Ас-Судан» за 2001 г., пресс-релиз посольства Судана в Вашингтоне, касающейся ситуации в Дарфуре.1 Анализ этих источников помогает понять точку зрения официальных властей в Хартуме на те или иные проблемы в общественно-политической и экономической жизни страны, изучить меры, предпринимаемые правительством и президентом, для их разрешения, в, частности, для снижения темпов инфляции и увеличение роста ВВП.

Наиболее значимыми законами и нормативными актами, у, использовавшимися при подготовке работы, следует признать конституционные и административные акты 1996 г., конституцию Судана 1998 г., закон о политических партиях 1999 года.2 С их помощью удалось получить точные сведения о характере и направленности проводившихся в тот момент политических реформ, они также предоставили возможность объективно оценить все особенности и нюансы процесса государственного строительства в Судане во второй половине 1990-х годов. 4 Не меньшее значение для диссертационного исследования имели и материалы, освещающие деятельность крупнейших суданских оппозиционных партий, политических организаций и их ключевых фигур. Среди этих материалов необходимо выделить следующие: труд египетского журналиста Хамди Мохаммеда аль-Хашими, посвященный лидеру суданских исламистов Хасану ат-Тураби, меморандум о взаимопонимании между Суданским народно-освободительным движением (СНОД) и Национальным народным конгрессом (ННК) от 17 марта 2001 года, заявления ННК от 22 февраля и 3 марта 2001 г., рабочий протокол по вопросам мира и переходу к демократии, подписанный СНОД и ННК 3 июня 2003 г.3

Особого внимания из перечисленных выше источников заслуживает работа аль-Хашими. В её основу были положены развернутые интервью, взятые автором у Хасана ат-Тураби в 1987, 1994, 1996 и 1997 г., кроме этого интерес для исследователя представляют материалы под общим названием «Приоритеты для исламского движения до 2020 г.», собственноручно написанные ат-Тураби. Эта монография позволяет изучить взгляды лидера НИФ, ННК на различные вопросы и проблемы, касающиеся истории зарождения, развития и современного положения исламистского движения в Судане.

Большое значение для анализа социально-политической обстановки в Судане в 1990-х гг. имеют материалы слушаний в подкомитете по делам Африки комитета по иностранным делам Конгресса США.4 Большой интерес ^ представляют объемные приложения к данным материалам, где, в частности, приведены важнейшие документы суданской оппозиции, отчеты международных правозащитных организаций по ситуации с защитой прав человека в Судане. Вместе с тем стоит отметить крайне тенденциозный характер изложения этих материалов, что, впрочем, не снижает их ценности, как источников по новейшей политической истории Судана.

Для подробного изучения различных параметров социально-экономической политики суданского правительства, его действий по разрешению внутренних конфликтов в работе использовался широкий круг источников, представленных отчетами мировых финансовых институтов, соответствующих структур ООН, докладами различных международных общественных организаций.5

Данные Всемирного банка по Судану могут служить своего рода критерием для проверки отчетов Центрального банка Судана, особенно в ^ той части, которая касается темпов роста инфляции и увеличения ВВП. Информация, представленная региональными подразделениями ООН, позволяет глубже вникнуть в социально-политические и экономические процессы, происходящие в Судане.

Доклады таких организаций, как «Международная амнистия» и Европейско-суданский совет по общественным делам могут служить источником подробных сведений о природе и причинах вооруженного конфликта в Дарфуре, об отношении к нему как мирового сообщества, так и официальных суданских лиц.

В качестве основных СМИ при работе над диссертацией использовались суданские газеты «Аль-Айям», «Аль-Анба», египетская «Аль-Ахрам», журнал «Азия и Африка сегодня», крупнейшие международные информационные агентства Agency France Press, BBC, Associated Press, Reuters, ИТАР-ТАСС. Их материалы позволили в деталях отобразить социально-политическое и экономическое развитие Судана в конце 1990-х-^ начале 2000-х годов.

При работе над диссертационным исследованием был также привлечен большой круг информационно-справочной литературы, изданной как в нашей стране, так и за рубежом6. Это позволило избежать многих неточностей, связанных с изложением фактов и событий суданской истории указанного периода.

Историография проблемы. Отечественная историография, посвященная ^ изучению вопросов и проблем, напрямую связанных со сложными и неоднозначными перипетиями борьбы за политическую власть в Судане между исламистами и армией в период с 1989 г. по 2005 г., находится в настоящее время в стадии становления.

Современная отечественная историография указанного периода истории Судана сосредоточена на решении иных проблем и вопросов, а именно, на изучении исламистского движения в Судане после июньского переворота Л 1989 г., его характере, эволюции, специфических чертах. Второй по важности темой в современной отечественной суданистике, является определение характера суданской государственности, который она приняла в ходе социально-политических и экономических реформ 90-х годов прошлого века.

Первым исследователем, поставившим перед собой весьма трудную цель - выявить и проанализировать причины и истоки зарождения исламо-фундаменталистского движения в Судане, проследить этапы его становления и развития, дать характеристику его современному состоянию, был К.И. Поляков. В 2000 г. вышла написанная им книга «Исламский фундаментализм в Судане»7, которая стала логичным завершением его многолетнего труда по данной проблеме.

В этой работе Поляковым впервые в отечественной историографии был обобщен и проанализирован весь комплекс причин, обусловивший возникновение на суданской почве первых исламистских организаций и процесс их постепенного превращения в третью по важности силу в стране, временами занимавшую доминирующую позицию в суданской властной иерархии. Работа также интересна детальным анализом эволюции социально-политической доктрины суданских исламистов и взглядов на неё их лидера Хасана ат-Тураби, а также богатейшим материалом по истории деятельности суданских «Братьев-мусульман».

В отличие от работ западных исследователей (в первую очередь, американских), Поляков не признает суданский исламский фундаментализм одним из воплощений мирового зла, считая, что он явился своеобразной защитной реакцией на экспансионистскую политику ведущих мировых держав, особенно США. По его мнению в нынешней обстановке исламский фундаментализм играет роль стабилизирующего фактора в общественной жизни Судана, уравновешивая его основные политические силы.

Вместе с тем, в данной работе отдельно не рассматривается проблема взаимоотношений армии и исламистов в 1990-е годы, она является лишь малой частью более сложной проблемы - феномена исламского фундаментализма в Судане. Поэтому автор и не ставил своей целью специальное изучение вопросов, касающихся борьбы за власть между исламистами и армией в указанный период.

Следующей работой по изучению идеологических и практических основ суданского исламо-фундаменталистского движения стало диссертационное исследование на соискание учёной степени кандидата политических наук Узденова Т. А. «Политическая идеология и практика исламского фундаментализма (на примере современного Судана)».8 Одной из своих задач автор ставит изучение основных проблем и характерных черт попыток институционализации идей исламского фундаментализма в политической жизни Судана.9

По мнению Узденова можно говорить о кризисе в Судане устоев традиционного ислама, «который не может эффективно отреагировать на вызовы современности и уступает свои позиции исламскому фундаментализму как политическому феномену».10 Такой вывод делается автором на основании анализа событий 30 июня 1989 г., про которые он говорит, что «государственный переворот с самого начала был тщательно подготовлен и осуществлен НИФ, вопреки принятой точке зрения, определяющей его как чисто военный».11

Однако следует заметить, что Узденов в своей работе доводит историю НИФ лишь до июньского переворота 1989 г. и не рассматривает последующие этапы в деятельности суданских исламистов.

Ещё одной работой, посвященной роли исламского фундаментализма в Судане, стала монография Фахрутдиновой Н.З. «Исламский фактор в общественно-политической жизни Судана».12 В этой работе сделана попытка рассмотреть деятельность НИФ сквозь призму роли ислама в социально-политическом развитии современного Судана.

Как считает автор «в Судане ислам стал универсальной культурно-политической основой суданской государственности. является неослабевающим интегрирующим фактором».13 Исходя из этого, Фахрутдинова описывает нынешний суданский режим как исламистский, чье возникновение в 1989 г. явилось «не просто очередной сменой власти, но закономерным результатом глубинных социально-политических и идеологических процессов в современном суданском обществе, своеобразном порывом масс, сродни революции».14

В отличие от Узденова, Фахрутдинова признает тарикаты «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийю» и поддерживаемые ими партии «Аль-Умму» и ЮДП «серьезной доминантой в общественно-политической жизни Судана».15

В то же время Фахрутдинова в своей работе практически не затрагивает такие важные события, как разгон в декабре 1999 г. суданского парламента, начало открытой конфронтации военных и исламистов, не называя, соответственно, и их причин. Собственно отношениям в работе между армией и исламистами отведен всего лишь один абзац.

Иные оценки характера действующего в Судане режима можно найти в фундаментальном труде Бабкина С.Э., посвященном деятельности исламистских движений в североафриканском регионе - «Движения политического ислама в Северной Африке».16

По мнению исследователя, современный Судан представляет собой не, ^ что иное как «центр международного исламизма. его функции -теоретическая (главный исполнитель - X. ат-Тураби) и практическая. Последняя осуществляется в трех направлениях - военно-техническом (через подготовку боевиков для исламистских организаций и их оснащение), прикладном (непосредственная организация силовых акций и направление боевиков в «горячие точки») и финансовом (перераспределение средств, получаемых «Зеленым интернационалом», среди национальных ^ организаций) ».17

В отличие от предыдущих работ, здесь дается более подробная характеристика отношений военных и исламистов, согласно которой ат-Тураби и его сторонники полностью контролируют военное крыло правящего режима, являясь, таким образом, полновластными хозяевами Судана.

Стоит, правда, отметить следующий момент: в разделе по Судану автор доводит описание деятельности НИФ и армии лишь до 1997 г., не затрагивая, как и Фахрутдинова с Узденовым, последующих событий.

Из других работ, посвященных анализу социально-политической и ' экономической обстановки в Судане в 1990-х гг., можно выделить труды В.И. Гусарова, О.В. Левина, В.И. Комар, P.C. Мустфаева, Э.Н. Памфиленко, К. Азимова, А.Ж. Хасянова, Джано Джомаа.18 Эти работы освещают различные стороны жизни Судана в конце прошлого века и позволяют изучить те или иные ключевые моменты в истории его внутренней и внешней политики данного периода.

Одним из немногих моментов, крайне слабо отраженным в указанных работах, является проблема взаимоотношения армии и исламистов в Судане. Отчасти этой темы коснулся в своей статье В.И. Гусаров, рассматривая её в контексте анализа сложных и противоречивых процессов взаимодействия армии и власти в Судане с момента обретения им независимости и до наших дней.

В зарубежной историографии также не сложилось исследовательской традиции, посвященной изучению взаимоотношений суданских военных и исламистов в их борьбе за власть в стране. Как правило, зарубежные исследователи больше занимались изучением и анализом идеологии исламского фундаментализма, последствий её практического применения во внутренней и внешней политике для арабских и мусульманских стран. Судан, поэтому рассматривался ими исключительно в качестве удобной модели для изучения результатов использования исламо-фундаменталистских принципов в социально-политической и экономической политике арабского государства. Вопрос о взаимодействии армии и исламистов при таком подходе уходил на второй план, становясь тем самым побочным продуктом изучения основной проблематики.

Среди работ арабских авторов следует отметить исследования Ихаб Абдаллы Аббаса, Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима, Джабера Салима Абу.19 Данные труды интересны тем, что с их помощью можно тщательно рассмотреть и изучить все особенности политического развития Судана на протяжении 90-х гг. XX века, место исламо-фундаменталистского движения в нем, его вклад в эволюцию государственно-политической системы страны, получить детальное представление об идеологической платформе суданских исламистов в тот период, проанализировать роль Хасана ат

Тураби в общественных и политических процессах, происходивших в то время.

В то же время необходимо указать на то, что среди упомянутых арабских авторов напрямую вопросов отношений между армией и политическими организациями исламистов в Судане касался лишь Аббас.

По его мнению, исламисты оказали большое воздействие на политическое развитие Судана в указанный период. Так он отмечает, что «внутриполитический курс СКРНС формировался под сильным влиянием фундаменталистов. альянс военных с исламистами выразился в формировании «правящей» партии Национального конгресса Судана.».20

Анализируя конфронтацию между президентом Судана аль-Баширом и духовным лидером страны ат-Тураби в конце 1999 г., Аббас считает, что «главной причиной обострения отношений стал конфликт между двумя суданскими руководителями по вопросу дальнейшего развития политической системы страны».21

Изучением проблем и вопросов, связанных с суданским исламо-фундаменталистским движением, его ролью и вкладом в общественно-политическое и экономическое развитие страны активно и достаточно успешно занимались европейские и американские исследователи. Среди них можно отметить следующих авторов: Жиля Кепеля, Т.А.М. Симона и Марка Хьюбанда.22

В работе французского эксперта по исламо-фундаменталистским движениям Жиля Кепеля при анализе деятельности исламистов в Судане большое внимание уделяется вопросам их политической тактики, выяснению обстоятельств и причин, способствовавших приходу НИФ к власти в 1989 г. Рассматривая историю суданских «Братьев-мусульман» с момента их появления в 1944 г. и до восхождения на вершину суданского политического олимпа в 1989 г., Кепель справедливо отмечает, что «в отличие от египетских «Братьев-мусульман», быстро завоевавших популярность в средних слоях населения, деятельность суданских «Братьев» вплоть до 60-х годов оставалась ограничена узким кругом выпускников вузов и интеллектуалов. Как и в других странах Черной Африки, мусульманское религиозное пространство находилось здесь под жестким контролем братств».23

Характеризуя ставшую для суданских исламистов победоносной тактику политической борьбы, Кепель пишет: « «Прагматизм» суданского исламистского движения, для которого ат-Тураби разработал теорию под названием «фикх ад-дарура» («юриспруденция необходимости») и которой побуждал его участников занимать все доступные посты во властных структурах, вытекал из замкнутости и элитарности организации».24

Однако стоит признать основным недостатком работы Кепеля в той её части, которая посвящена суданским исламистам, узкие хронологические рамки изучения деятельности сторонников ат-Тураби в Судане. За «бортом» остаются важнейшие события политической истории страны в период с середины 1990-х годов и начала XXI века, где одну из ведущих ролей играли исламисты.

Американский ученый Тимоти Абду Маликалим Симон работал по приглашению суданского правительства в Хартумском университете. Основываясь на собственных впечатлениях как очевидца и беседах с высокопоставленными функционерами НИФ, он написал монографию, посвященную особенностям исламистского движения в Судане. В ней Абду Симон уделял большое внимание тому вопросу, соответствует ли в действительности движение суданских исламистов классическим канонам или нет.

Один из сделанных им выводов, полностью перечеркивал ранее существовавшее до него мнение о том, что в Судане построено исламское государство. По утверждению Симона, этот тезис следует признать не соответствующим истине, так как в Судане в нарушение всех канонов одновременно сосуществуют и действуют шариатские и гражданские суды, секуляризованное и религиозное образование.25

Работа другого американского исследователя Марка Хьюбанда, X посвящена изучению феномена исламского фундаментализма и анализу различных его проявлений, в том числе и суданского. Эта монография интересна тем, что в ней режим, установившийся в Хартуме после переворота 1989 г., рассматривается как политический союз военных и исламистов.

Изучая развитие этого союза, автор на основе имеющихся у него материалов делает вывод о постепенном снижении самостоятельной и доминирующей роли исламистов в суданской политике и выхода на передний план военной составляющей «союза». Указанное утверждение выгодно отличает исследование Хьюбанда от других аналогичных ему зарубежных работ, представляющих хартумский режим исключительно как исламистский.

Опираясь на анализ вышеизложенных материалов в ходе написания диссертационного исследования, были наиболее полно изучены и раскрыты - основные вехи в истории отношений военных и исламистов в их борьбе за власть в Судане. Также были рассмотрены перспективы развития указанных отношений в ближайшем будущем.

1 Итифакийя бейна хукумати джумхурийяти ас-судан ва ат-таждмаи аль-ватанийи ад-димукратыйи (Соглашение между правительством республики Судан и Национальным демократическим альянсом). Каир, 16 января 2005 г. (на арабском ^ языке); Annual report 1999 the Central Bank of Sudan. Khartoum. 2000; Ас-судан

2001// Ежегодник (на арабском языке). Хартум. 2001; PR: Sudan Government arrests dozens of janjaweed militias // Press Release Embassy of Sudan, Washington, D.C. 12.07.04.

2 The Constitutional and Administrative Law Act of 1996. Khartoum. 1998; Constitution of the Republic of Sudan. Khartoum. 1998; Political Parties Act 1998. Khartoum. 1999.

3 Elhachmi H.M. The making of islamic political leader: conversations with Hasan al-Turabi. - Oxford, 1998; Memorandum of understanding between Sudan People's Liberation Movement and the Popular National Congress // Press Release. 17 march 2001; Байяну аль-муатемери аль-ватанийи аш-шабии (Заявление Национального народного конгресса). Хартум. 22.02.01. (на арабском языке); PNC Statement -Press Release. 03.03.01; Working paper between the SPLM and the PC on the Issues of Peace and Democratic Transition. 03.06.03.

4 Sudan and terrorism / hearing before subcommittee on African affairs of the committee on foreign relations united states senate one hundred fifth congress first session. May 15,1997. U.S. government printing office. Washington: 1997; Sudan today: prospects for peace and democracy // a staff report to the committee on foreign relations united states senate. February 1998. Washington., 1998.

5 World bank: Annual report 2000 II New-York 2002; Country presentation: Sudan II ir)

Second United Nations conference on the least developed countries. Geneva. 1990; Sudan: Special Report IV: Who is Who? // UN Integrated Regional Information Networks. March 11, 2004; U.S. Policy to End Sudan's War// Report of the CSIS Task Force on U.S. - Sudan Policy. Co chairs: Francis M. Deng, J. Stephen Morrison. New-York 2001; Провинция Дарфур (Судан): «Слишком много людей убивают без причины» // Международная Амнистия. 24.02.04; Sudan: Who will answer for the crimes? //Amnesty International USA; The Darfur Road-Map, Sudan and the future // The European-Sudanese Public Affairs Council. 04.11.04; Seven myths hindering peace in Darfur// The European-Sudanese Public Affairs Council. 15.11.04. t >

6Судан // Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. 1989. Вып.ЗЗ. М., 1989; Судан // Ежегодник Большой Советской Энциклопедии 1990. М., 1990, Выпуск 34; Судан // справочник. М., 2000; Арабская Республика Египет // справочник. М., 1990;

Андрюшин И.А., Чернышев А.К., Юдин Ю.А. Мир на пороге XXI века. Сэров. 2001; Судан // Страны Африки 2002. Издание первое. М., 2002; Судан (Республика Судан)//Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. М., 1987; The World Factbook. New-York. 2003; Library of Congress / Federal Research Division / Country studies / Area Handbook series / Sudan. Internet: lcweb2.lok.gov.

7 Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. М. 2000.

Узденов Т.А. Политическая идеология и практика исламского фундаментализма (на примере современного Судана) // автореф. дисс. канд. Пол. Наук. Спб., 2001.

Там же. Стр. 7.

10 Там же. Стр. 21.

11 Там же.

12 Фахрутдинова Н.З. Исламский фактор в общественно-политической жизни Судана. М„ 2004.

13 Там же. Стр. 74. u Там же. Стр. 5. "Там же. Стр. 74.

16 Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. - М., 2000.

17 Там же. Стр. 222,235.

18 В.И. Гусаров. Власть и армия в независимом Судане: взаимодействие и противоречия //Армия и власть на Ближнем Востоке. М., 2002; Левин О.В. Период независимости. Политическое развитие // История Судана в новое и новейшее время. М., 1992; Левин О. Форпост фундаментализма в Африке? //Азия и Африка сегодня. 1994., № 7; Комар В.И. Религиозный аспект политической культуры // Африка: особенности политической культуры. Ученые записки института Африки РАН. М., 1999. Выпуск 12; Комар В.И. Эволюция политических систем в некоторых странах Африки: исламизм, оппозиция и традиции (80-е - 90-е годы). М., 1995; Мустфаев Рахман Сахиб оглы. Ислам и национализм в теории и практике государственного строительства (на примере Судана) II автореф. дисс. канд.

Ист. наук. Баку. 1994; Э.Н. Памфиленко. Отношения Судана с арабскими и африканскими странами // Ближний Восток и современность. М., 2002. Выпуск 16; Камиль Азимов. Судан: ислам и нефть // Россия и мусульманский мир. Бюллетень реферативно-аналитической информации. Мм 2003 - 6 (132); Хасянов А.Ж. Экономическая ситуация в Судане и его внешнеторговые связи на рубеже XX -XXI веков И Ближний Восток и современность. М., 2002. Выпуск 14; Хасянов А.Ж. Современное состояние нефтегазового комплекса Судана // Ближний Восток и современность. М., 2002. Выпуск 15; Джано Джомаа. Государственная политика в области сельского хозяйства: опыт Сирии, Саудовской Аравии и Судана //Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. M., 1995. Выпуск 1.

19 Ихаб Абдалла Аббас. Особенности политического развития Судана в годы независимости // автореф. дисс. канд. пол. наук. М., 2003; Абдуллах Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право). М., 1999; Джабер Салим Абу. Хасан ат-Тураби и его роль в истории становления общественной мысли на арабском Востоке второй половины XX века // автореф. дисс. канд. Пол. Наук. Спб., 2002. (текст на арабском языке).

20 Ихаб Абдалла Аббас. Указ. соч. Стр. 17.

21 Там же. Стр. 18.

22Жиль Кепель. Джихад: экспансия и закат исламизма. М., 2004; T. Abdou Maliqalim Simone. In whose image? Political Islam and urban practices in Sudan. Chicago, London. 1994; Huband M. Warriors of the Prophet: the struggle for Islam. Bulder (Colorado). 1998.

23 Жиль Кепель. Указ. соч. Стр. 181.

24 Там же. Стр. 183-184.

25 J. Abdou Maliqalim Simone. Op. cit. P. 163.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Серёгичев, Сергей Юрьевич

Заключение.

Новейшую историю взаимоотношений между армией и исламистами в Судане обычно принято начинать с событий 30 июня 1989 г., когда страна узнала имя своего очередного «спасителя» - нынешнего президента Омара аль-Башира и главного идеолога его режима Хасана ат-Тураби. Вместе с тем подобный подход ошибочен, так как началом нового восхождения ат-Тураби и его сторонников к вершинам власти, и, соответственно, его активных отношений с суданской военной элитой является май 1985 г., когда различные группы и организации исламистов объединились в одно мощное движение - Национальный Исламский Фронт.

Учитывая это обстоятельство, можно выделить пять периодов, на которые делится история отношений между военными и исламистами, борющимися за власть в Судане.

Первый период (6 апреля 1985 г. - 30 июня 1989 г.) многие суданские историки называют третьим периодом суданской демократии (1-й - 1956 -1958 гг., 2-й - 1964 - 1969 гг.). Действительно, в этот период была сделана попытка направить развитие страны по демократическому пути. Но в силу целого ряда причин она не удалась.

Во-первых, это было связано с партийной раздробленностью, когда каждая партия боролась исключительно за свои интересы, ставя их зачастую выше государственных. В условиях, когда страна начинала приходить в себя после шестнадцатилетнего правления Джаафара Нимейри, был просто необходим прочный союз ведущих политических партий страны, возможно даже организованный по типу национального фронта. Только в этом случае правительство аль-Махди могло обладать достаточным запасом прочности для осуществления радикальных мер в политической и социально-экономической областях. К числу таких мер стоит отнести отмену исламского уголовного кодекса, нормализацию отношений с Югом путем восстановления там положения, установленного Аддис-Абебским соглашением 1972 г., отмену действующего там с 1983 г. чрезвычайного положения, установление над вооруженными силами страны надежного гражданского контроля.

Во-вторых, у правящего кабинета не было четкой и продуманной стратегии общественно-экономического и политического развития страны, из-за чего действия суданского правительства в этот период скорее напоминали действия пожарной команды, которая, не успев потушить один пожар, уже выезжает на другой. Но при всем при этом надо отметить, что аль-Махди делал все от него зависящее для исправления сложившийся ситуации. Тем не менее, стать спасителем нации ему не удалось.

В-третьих, и без того сложную социально-экономическую и политическую обстановку обостряли действия ряда политических сил, в первую очередь исламистов, стремившихся ради получения власти устроить масштабный национальный кризис и на его гребне войти во власть в образе спасителей нации.

Провал в Судане очередного демократического эксперимента вновь вызвал к жизни столь популярные прежде методы прямого военного правления. Реализовать их на практике взялась группа суданских офицеров под руководством Омара аль-Башира, тесно связанная с набирающим силу НИФом. Эта группировка военных и совершила 30 июня 1989 г. успешный государственный переворот, дав начало новому «революционному» этапу в истории страны.

Второй период (30 июня 1989 г. - 16 октября 1993 г.) - «революция национального спасения», характеризовался доминирующем влиянием НИФ на принимаемые руководством страны политические и социально-экономические решения. В этот период военные для удержания своей власти вынуждены блокироваться с исламистами. В обмен на запуск программы исламизации Судана генеральская хунта получает от НИФ поддержку для противодействия оппозиции, силой пытающейся сместить режим аль-Башира. Основной целью программы МИФ было построение на территории Судана исламского государства, идеологической основой которого будут выступать Коран и Сунна, а законодательство будет базироваться на шариате. Период завершается роспуском 16 октября 1993 г. СКРНС, осуществленным под нажимом ат-Тураби.

Третий период (16 октября 1993 г. - март 1996 г.) отмечен нарастающим соперничеством исламистов и армии. Первые стремятся сохранить свои доминирующие позиции и даже улучшить их, вторая же начинает предпринимать шаги по ограничению власти НИФ. Период завершается одновременными парламентскими и президентскими выборами в марте 1996 г. Исламисты находятся на пике своего могущества, полностью контролируя главный законодательный орган страны.

Четвертый период (март 1996 г. - декабрь 1999 г.) представляет собой закат и распад коалиции военных и исламистов. НИФ в ответ на предложение усилить роль главы государства и, в частности сделать его единственным руководителем правящей партии - Национального Конгресса Судана, и тем самым оттеснить Фронт от руля власти, начинает пересмотр конституции на предмет урезания властных полномочий президента. Возникает открытый конфликт, который разрешается роспуском 12 декабря 1999 г. парламента и началом отстранения исламистов от власти.

В этот же период военные начинают искать замену своим неблагонадежным партнерам по правящей коалиции - исламистам. Стремясь привлечь влиятельные оппозиционные партии «Аль-Умма» и ЮДП к сотрудничеству, аль-Башир и его окружение разрабатывают и принимают в 1998 г. достаточно «европеизированную» конституцию, а в 1999 г. и закон о партиях, положивший начало возрождению суданской многопартийной системы.

Задача президентской команды на данном этапе развития социально-политической ситуации в стране состояла в построении в Судане общества так называемой «управляемой демократии» со столь же послушной власти многопартийной системой. Политические события 1999 года, связанные с вступлением в силу закона о политических объединениях и легализацией партией получили в правительственной прессе название «четвертого демократического периода».

Пятый период (декабрь 1999 г. - январь 2005 г.) характеризуется дальнейшим нарастанием противостояния военных и исламистов, переходящим в фазу открытой борьбы за власть между аль-Баширом и ат-Тураби. Аль-Башир отстраняет лидера НИФ от руководства НКС, в ответ ат-Тураби создает свою партию - Национальный Конгресс народа. Попытки ат-Тураби дестабилизировать обстановку в стране и создать благоприятную для прихода к власти исламистов ситуацию заканчиваются провалом. Его активная деятельность и, в частности, две попытки военного переворота, приводят ат-Тураби в тюрьму, где он и находится по настоящий момент.

Таким образом, начавшаяся в конце 1980-х гг. борьба за власть в Судане между армией и исламистами продолжается и по нынешний день, несмотря на то, что НИФ и его приемник ННК потерпели за это время ряд сокрушительных поражений от военных. Причины данных поражений разнообразны, как и степень их влияния на современное положение исламистов.

Во-первых, ат-Тураби и его сторонники, даже находясь в начале 1990-х гг. на пике своего могущества, не смогли предпринять ничего эффективного против многомиллионной армии сторонников орденов «аль-Хатмийи» и «аль-Ансар», двух самых сильных, кроме армии, противников исламистов. Более того, их политика жесткого насаждения везде и всюду законов шариата вкупе с экономическими неудачами только укрепила веру людей в дервишеские ордена, ставшие для большинства суданцев чуть ли не единственным «спасательным кругом» в сложившейся ситуации.

Во-вторых, проигрывая традиционалистам по числу своих сторонников, исламисты решили в борьбе с ними, а также и с неугодными им военными опереться на лояльную к НИФ, а позже ННК часть суданского силового аппарата. Вместе с тем такая опора на силовиков была возможна только путем достижения взаимовыгодного компромисса между ними и исламистами. Подобная тактика компромиссов начисто исключала возможность сколько-нибудь значительной реорганизации национальных вооруженных сил, полиции и аппарата госбезопасности страны. Максимум чего удалось добиться НИФу, так это произвести в начале 1990-х гг. чистки в армии и полиции, но создать собственную армию и полиции им не дали.

В-третьих, ат-Тураби и его «зеленым экономистам» не удалось решить коренные социально-экономические проблемы Судана, а именно ликвидировать огромную безработицу, высокий уровень инфляции, гигантскую внешнюю задолженность, громадные диспропорции в развитии отраслей национальной экономики и т.д.

Наконец, последнее - главная причина поражения суданских исламистов кроется в особенностях их же собственной тактики. Она, в свою очередь, исходит из выдвинутой ат-Тураби ещё в конце 70-х гг. прошлого века теории «фикх ад-дарури» («юриспруденции необходимости»). Её основное положение состоит в том, что суданские исламисты должны всячески использовать для своих целей существующую общественно-политическую систему, а не создавать сначала свою систему и вытеснять с её помощью прежнюю. В этом и сила и слабость теоретиков и практиков суданского исламского фундаментализма. Сила в том, что, внедряясь в господствующую систему, исламисты могут занять там командные посты и попытаться перенастроить её на свой лад. Слабость же в том, что это не их система и исламистам всего лишь позволили в обмен на некоторые уступки контролировать её. Но контролировать не единолично, а вместе с теми, кто эту систему выстроил.

В нашем случае система была выстроена крупнейшими силами страны - дервишескими орденами «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийя», которые управляли ею через свои партии «Аль-Умма» и ЮДП. Военные - часть этой системы и поэтому могли периодически брать её под своё управление, возвращая его потом истинным хозяевам системы. Исламистам этого не было позволено, поэтому они и вынуждены были разделить власть с военными, которые до определенного времени видели в сторонниках ат-Тураби прекрасный инструмент давления на «традиционалистов».

Однако, как только суданские исламисты начали активно строить в недрах действующей системы свою систему, они были тут же остановлены и военными, и «традиционалистами». Максимум чего удалось добиться исламистам, так это стать частью существующей системы, заняв в ней свою нишу.

Вместе с тем, нанесенные военными удары не только не привели к гибели организованного движения исламских фундаменталистов в Судане, но и, наоборот, укрепили его, дав ему цель для своей дальнейшей деятельности - свержение режим аль-Башира и возвращение к власти.

Будущее покажет, удастся ли им это. Но в любом случае они вряд ли смогут не считаться с армией и традиционалистами. Кроме того, им придется, как и их конкурентам в борьбе за власть учитывать все возрастающее влияние юга и запада страны (Дарфура), а также - давление внешних сил (Запада, Египта, Саудовской Аравии), которые скорее будут играть на противоречиях между различными политическими силами Судана, нежели поддерживать одну из них.

Дополнительные материалы.

Основные даты и события новейшей истории Судана (1985 - 2005 гг.).

6 апреля 1985 г. - государственный переворот, возглавленный министром обороны Абдурахманом Сиваром ад-Дахабом, низложение президентства Джаафара Нимейри.

9 апреля 1985 г. - образование Переходного военного совета (ПВС).

22 апреля 1985 г. - 6 мая 1986 г. - переходный кабинет министров под председательством Дафаала Джазули.

11 мая 1985 г. - возникновение Национального исламского фронта (НИФ). Октябрь 1985 г. - принятие ПВС временной конституции. 1-12 апреля 1986 г. - всеобщие парламентские выборы. 24 апреля 1986 г. - роспуск ПВС.

Май 1986 г. - сформирован состав Верховного государственного совета во главе с Ахмедом Али аль-Миргани.

15 мая 1986 г. - май 1987 - первое коалиционное правительство Садыка аль-Махди.

4 июня 1987 г. - 22 августа 1987 г. - второе правительство аль-Махди.

Январь 1987 г. - НИФ принимает «Хартию Судана». 15 мая 1988 г. - январь 1989 г. - третья коалиция аль-Махди. 15 ноября 1988 г. - подписание соглашения между ЮДП и СНОА. Январь 1989 г. - 11 марта 1989 г. - четвертая коалиция аль-Махди.

20 февраля 1989 г. - ультиматум армии аль-Махди. Отставка министра обороны Абд аль-Маджида Хамида Халиля.

30 июня 1989 г. - военный переворот под руководством полковника аль-Башира. Начало «революции национального спасения». Образование Совета командования революцией национального спасения (СКРНС).

9 июля 1989 г. - сформировано новое правительство под контролем СКРНС.

Июль 1989 г. - учреждение чрезвычайных судов.

21 октября 1989 г. - подписание оппозиционными политическими партиями и профсоюзами Национальной хартии, на основе которой началось формирование Национально-демократического альянса.

Январь 1991 г. - принятие СКРНС «Программы введения шариата».

Февраль 1991 г. - указ аль-Башира о постепенном введении на всей территории Судана уголовного законодательства, основанного на нормах шариата.

22 марта 1991 г. - начало действия нового уголовного кодекса, основанного на шариате.

25 - 28 апреля 1991 г. - образование Исламо-арабской народной конференции (ИАНК). I конгресс ИАНК.

24 февраля 1992 г. - учреждение Переходной национальной ассамблеи (ПНА).

18 мая 1992 г. - введение в обращение новой денежной единицы - динара. Начало финансовой реформы.

16 октября 1993 г. - СКРНС назначил аль-Башира президентом и принял решение о самороспуске. Завершение «революции национального спасения». декабрь 1993 г. - II конгресс ИАНК. февраль 1994 г. - принятие декрета о создании федерации в составе 26 провинций (вилаятов). март 1995 г. - III конгресс ИАНК.

26 июня 1995 г. - покушение в Аддис-Абебе на жизнь президента АРЕ Хосни Мубарака.

31 января 1996 г. - СБ ООН одобрил резолюцию № 1044, обвиняющую Судан в поддержке международного терроризма.

6-17 марта 1996 г. - одновременные выборы президента и депутатов национального парламента. апрель 1996 г. - попытка государственного переворота, устроенная партией «Аль-Умма».

26 апреля 1996 г. - СБ ООН принял резолюцию № 1053, вводящую «дипломатические санкции» против Судана и предусмотрел возможность частичного запрета на воздушное сообщение с этой страной. май 1996 г. - высылка из Судана Усамы Бен Ладена. апрель 1997 г. - переговоры правительства с рядом вооруженных группировок, действующих отдельно от СНОА. октябрь 1997 г. - создание Конституционного комитета для работы по составлению текста конституции.

1998 г. - возобновлена добыча нефти.

1 июля 1998 г. - начало действия новой конституции Судана.

1 января 1999 г. - вступление в силу «Акта о политических партиях 1998 г.». январь 1999 г. - «Меморандум 10-ти».

3 февраля 1999 г. - состоялся первый официальный съезд Национального конгресса Судана (НКС).

7-9 октября 1999 г. - в Хартуме прошел общесуданский съезд НКС.

12 декабря 1999 г. - Омар аль-Башир издает указы о досрочном прекращении полномочий Национальной Ассамблеи и о введении в стране чрезвычайного положения сроком на три месяца.

24 января 2000 г. - пленум Консультативного совета НКС.

13-22 декабря 2000 г. - одновременные выборы президента и депутатов национального парламента. май 2000 г. - аль-Башир своим указом снял с поста генерального секретаря НКС Хасана ат-Тураби и назначил на его место Ибрагима Ахмада Омара. июнь 2000 г. - образован Национальный народный конгресс (ННК) во главе с ат-Тураби.

20 февраля 2001 г. - подписание меморандума о взаимопонимании между ННК и Суданской народно-освободительной армией (СНОА).

21 февраля 2001 г. - арест ат-Тураби. август 2001 г. - Судан получил статус страны-наблюдателя в ОПЕК. июль 2002 г. - подписание в кенийском городе Мочакос совместного протокола между правительством Судана и НДА.

25 апреля 2003 г. - начало эскалации вооруженного конфликта в Дарфуре.

13 октября 2003 г. - ат-Тураби выпущен из тюрьмы.

28 марта - 1 апреля 2004 г. - попытка государственного переворота, устроенная ННК. Арест ат-Тураби.

24 сентября 2004 г. - вторая попытка государственного переворота, устроенная ННК.

16 января 2005 г. - подписание в Каире «Соглашения между правительством республики Судан и Национальным демократическим альянсом».

21 января 2005 г. - освобождение 38 членов ННК, за исключением ат-Тураби. Среди освобожденных исламистов сын лидера партии Садык Наджль ат-Тураби.

Схема 1. Вооруженные конфликты на территории современного Судана.

Схема 2. Рост добычи сырой нефти в Судане в 1992 -2004 гг.

Sudanese Crude Oil Production, 1992-2004

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Серёгичев, Сергей Юрьевич, 2005 год

1. Андрюшин И.А., Чернышев А.К., Юдин Ю.А. Мир на пороге XXI века. Саров. 2001.

2. Арабская Республика Египет // справочник. М., 1990.

3. Провинция Дарфур (Судан): «Слишком много людей убивают без причины» // Международная Амнистия. Нью-Йорк, 24.02.04

4. Судан // Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. 1989. Вып.33. М., 1989.

5. Судан // Ежегодник Большой Советской Энциклопедии 1990. М., 1990, Выпуск 34.

6. Судан // справочник. М., 2000.

7. Судан // Страны Африки 2002. Издание первое. М., 2002.

8. Судан (Республика Судан) // Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. М., 1987.

9. Хасан ат-Тураби. Ислам и время //Азия и Африка сегодня. 1994. № 11

10. Итифакийя бейна хукумати джумхурийяти ас-судан ва ат-таждмаи аль-ватанийи ад-димукратыйи (Соглашение между правительством республики Судан и Национальным демократическим альянсом). Каир, 16 января 2005 г. (на арабском языке).

11. Байяну аль-муатемери аль-ватанийи аш-шабии (Заявление Национального народного конгресса). Хартум. 22.02.01. (на арабском языке).

12. Ас-Судан 2001// Ежегодник (на арабском языке). Хартум. 2001.

13. Annual report 1999 the Central Bank of Sudan. Khartoum. 2000.

14. Communique PNC SPLM.17.02.02.

15. Constitution of the Republic of Sudan. Khartoum. 1998

16. Country presentation: Sudan // Second United Nations conference on the least developed countries. Geneva. 1990.

17. Defense assistance: Articles and services. Washington, 1985.

18. Elhachmi H.M. The making of islamic political leader: conversations with Hasan al-Turabi. Oxford, 1998.

19. Library of Congress / Federal Research Division / Country studies / Area Handbook series / Sudan. Internet: lcweb2.lok.gov.

20. Memorandum of understanding between Sudan People's Liberation Movement and the Popular National Congress // Press Release. 17 march 2001.

21. PNC Statement Press Release. 03.03.01.

22. Political Parties Act 1998. Khartoum. 1999.

23. PR: Sudan Government arrests dozens of janjaweed militias // Press Release Embassy of Sudan, Washington, D.C. 12.07.04.

24. Seven myths hindering peace in Darfur//The European-Sudanese Public Affairs Council. 15.11.04.

25. Sudan and terrorism / hearing before subcommittee on African affairs of the committee on foreign relations united states senate one hundred fifth congress first session. May 15, 1997. U.S. government printing office. Washington: 1997.

26. Sudan country analysis brief// Energy Information Administration. March 2005.

27. Sudan // Political parties of Africa and the Middle East: a referenca guide / Ed.: East R., Joseph T. London, New-York.

28. Sudan: Special Report IV: Who is Who? // UN Integrated Regional Information Networks. March 11, 2004.

29. Sudan today: prospects for peace and democracy // a staff report to the committee on foreign relations united states senate. February 1998. Washington., 1998.

30. Sudan: Who will answer for the crimes? // Amnesty International USA.

31. U.S. Policy to End Sudan's War// Report of the CSIS Task Force on U.S. -Sudan Policy. Co chairs: Francis M. Deng, J. Stephen Morrison. New-York 2001.

32. The Constitutional and Administrative Law Act of 1996. Khartoum. 1998.

33. The Darfur Road-Map, Sudan and the future // The European-Sudanese Public Affairs Council. 04.11.04.

34. The World Factbook. New-York. 2003.

35. World bank: Annual report 2000 // New-York 2002.

36. Working paper between the SPLM and the PC on the Issues of Peace and Democratic Transition. 03.06.03.1. Литература.

37. Абдуллах Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право). М., 1999

38. Абрамова И.О., Смирнова Г.И. Судан: трудности и противоречия буржуазного развития // Страны Северной Африки. Национальный частный сектор: тенденции 70-80 -х годов. М., 1990.

39. Африка: многовариантность развития. М., 1997.

40. Азимов К. Судан: ислам и нефть // Россия и мусульманский мир. Бюллетень реферативно-аналитической информации. М., 2003-6 (132).

41. Бабич Д. Конец Амира правоверных / Ytro.ru. М., 31.03.2004.

42. Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. -М., 2000.

43. В.И. Гусаров. Власть и армия в независимом Судане: взаимодействие и противоречия //Армия и власть на Ближнем Востоке. М., 2002.

44. Джабер Салим Абу. Хасан ат-Тураби и его роль в истории становления общественной мысли на арабском Востоке второй половины

45. XX века // автореф. дисс. канд. Пол. Наук. Спб., 2002. (текст на арабском языке).

46. Джано Джомаа. Государственная политика в области сельского хозяйства: опыт Сирии, Саудовской Аравии и Судана //Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. М., 1995. Выпуск 1.

47. Жиль Кепель. Джихад: экспансия и закат исламизма. М., 2004.

48. История Новейшего времени стан Европы и Америки 1945 2000 // под ред. Е.Ф. Язькова. Москва. 2002.

49. Ихаб Абдалла Аббас. Особенности политического развития Судана в годы независимости // автореф. дисс. . канд. Пол. Наук. М., 2003.

50. Капитонов К. Отец террора: остальной мир уже научился содрогаться при упоминании его имени // Фигуры и лица № 3, М., 10 февраля 2000.

51. Комар В.И. Религиозный аспект политической культуры //Африка: особенности политической культуры. Ученые записки института Африки РАН. М., 1999. Выпуск 12.

52. Комар В.И. Эволюция политических систем в некоторых странах Африки: исламизм, оппозиция и традиции (80-е-90-е годы). М., 1995.

53. Кудряшова И.В. Идеологический дискурс политического ислама // Миссионерское обозрение, № 12. 2003.

54. Панда Р.Г. История Алжира. XX век. М., 1999.

55. Левин З.И. Реформа в исламе: быть или не быть. Опыт системного и социокультурного исследования. Москва., 2005.

56. Левин О.В. Период независимости. Политическое развитие // История Судана в новое и новейшее время. М., 1992.

57. Левин О. Форпост фундаментализма в Африке?// Азия и Африка сегодня. 1994., №7.

58. Маслов А. Дарфурский кризис и проблемы безопасности в Судане // Экспорт вооружений. № 4 (июль-август). М., 2004.

59. Мустфаев Рахман Сахиб оглы. Ислам и национализм в теории и практике государственного строительства (на примере Судана) // автореф. дисс. . канд. Ист. наук. Баку. 1994.

60. Нимейри надеется вернуться к власти // Азия и Африка сегодня. М.,1994., №2.

61. Новейшая история стран Азии и Африки. Ч. 3.1945-2000. М., 2001.

62. Э.Н. Памфиленко. Отношения Судана с арабскими и африканскими странами II Ближний Восток и современность. М., 2002. Выпуск 16.

63. Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. М. 2000.

64. Раззаков Ф.И. Век террора.- М., 2003.

65. Сапронова М.А. Арабский восток: власть и конституции. М., 2001.

66. Северная Африка: ислам и общество. М., 1999.

67. Судан: опора на собственные силы? //Азия и Африка сегодня. М., 1996. №1.

68. Туров А. Мир несвободы // Еженедельный журнал. 30 июня 06 июля. М., 2003.

69. Узденов Т.А. Политическая идеология и практика исламского фундаментализма (на примере современного Судана) II автореф. дисс. . канд. пол. наук. Спб., 2001.

70. Файсал Джаллул. Хартумский «Исламинтерн» полтора года спустя // Монд Дипломатик. Париж, 25.10.93.

71. Фахрутдинова Н.З. Исламский фактор в общественно-политической жизни Судана. М., 2004.

72. Халид Гузик. Станет ли Судан вторым Ираком? «Арраид». М., 08.09.04.

73. Хасан Ибрагим Хасан. Гражданская война в Судане (1958 1999 гг.) //дип. .раб., РУДН, Москва, 2003.

74. Хасянов А.Ж. Современное состояние нефтегазового комплекса Судана II Ближний Восток и современность. М., 2002. Выпуск 15.

75. Хасянов А.Ж. Экономическая ситуация в Судане и его внешнеторговые связи на рубеже XX XXI веков II Ближний Восток и современность. М., 2002. Выпуск 14.

76. Юнанов Б. Суданный день. II Московские новости. Выпуск 29. М., 2004.

77. Gabriel R. Warburg. The sharia in Sudan: implementation and repercussions II Sudan: state and society in crisis. Bloomington, Indianapolis 1991.

78. Masud E. Opinion: Sudan, Oil, and African muslim vs. African muslim // The Wisdom Fund. New-York. 08.08.04.fr7 78. Warburg G.R. Turabi of the Sudan: soft-spoken revolutionary II Middle Eastern Lectures. Number one. Tel-Aviv, 1995.

79. Woods E. Peace Accord in Sudan: Good News for People or Oil Companies? // Institute for Policy Studies. New-York. 14.01.05.

80. Huband M. Warriors of the Prophet: the struggle for Islam. Bulder (Colorado). 1998.

81. Salih K.O. The Sudan 1985-1989: the failing democracy // Sudan after ^ Nimeiri. London, New-York. 1991.

82. T. Abdou Maliqalim Simone. In whose image? Political Islam and urban practices in Sudan. Chicago, London. 1994.

83. Газеты, журналы, интернет-СМИ.83. Время Новостей. М. 2004.84. ИТАР-ТАСС. М. 1999, 2005.85. «Независимая газета». М. 1999.86. «Новая газета». М. 2002.87. Пульс планеты. М. 1999.88. РБК. М. 2002,

84. Agency France Press. P. 2003 2005 .90. по материалам HHTepHeTa:www.arabicnews.com./ansub/daily/day.

85. Associated Press. L. 2004 2005.92. Al-Hayat. 2004.93. Business Report. 2005.

86. BBC digests II November. L. 1999.95. BBC news. L. 2002.96. The Economist. 2001.

87. Foreign Affairs. N.Y. 1996.98. по материалам HHTepHeTa:www.lslamohline.99. по материалам интернета: www.lslamua.net/islamua/news/newscol. Shtml?865100. по материалам интернета: Lenta, ru.

88. Middle East International. Cairo. 2004.102. The Muslim News. L. 2004.103. New Kerala. Bombei. 2005.104. О AG. New-York. 2005.

89. Reuters. L, New-York. 2004-2005.106. Аль-Айям. Хартум. 1989.

90. Аль-Анба. Хартум. 1999, 2002.

91. Аль-Ахрам. Каир. 1996, 2003.109. Синьхуанет. Пекин. 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.