Архитектурные конкурсы 1930-1932 годов на театр массового действа и синтетический театр в СССР. Поиски театра нового типа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Воробьев, Алексей Юрьевич
- Специальность ВАК РФ05.23.20
- Количество страниц 380
Оглавление диссертации кандидат архитектуры Воробьев, Алексей Юрьевич
Введение.стр.
ГЛАВА I. Формирование и эволюция понятий «Синтетический театр» и «Театр массового действа».стр.
§1. Программы конкурсов на театр нового типа 1930-1932 годов в Ростове-на-Дону, Харькове, Новосибирске и Свердловске. Выявление основных направлений, формировавших понятийный аппарат конкурсов.стр.
§2. Публичное пространство оперного театра на примере театров Италии и Франции XVII - конца XIX века.стр.
§3. Авангардные поиски в европейском театре. Формирование нового сценического пространства рубежа XIX - XX веков в контексте социальных изменений в обществе.стр.
§4. От Народного Дома к Рабочему клубу, Дворцу Культуры и Театру массового действа: тенденции эволюции многофункционального комплекса в России в первой трети XX века.стр.
ГЛАВА II. Театр массового действа начала 1930-х в СССР. Многофункциональность как основа градоустройства.стр.
§ 1. Ростовский Оперно-драматический театр: подходы к формированию многофункционального пространства.стр.
§ 2. Международный конкурс на театр массового музыкального действа в Харькове.стр.
ГЛАВА III. Синтетический театр начала 1930-х годов. Проблема организации универсального пространства.стр.
§ 1. Дом Культуры и Науки - Панорамно-планетарный театр - Опера. .стр.
§ 2. Большой Синтетический театр в Свердловске: формирование нового общественного центра города.стр.
§ 3. Театр и город.стр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Архитектура рабочих клубов и дворцов культуры города Новосибирск 1920-первой половины 1950-х гг.2006 год, кандидат архитектуры Духанов, Сергей Сергеевич
Архитектура профсоюзных клубов Подмосковья, 1927-1930-е гг.2001 год, кандидат искусствоведения Чепкунова, Ирина Владимировна
А.Н. Бекетов (1862-1941). Творческая деятельность и вклад в развитие архитектуры юга России и Украины конца XIX - первой трети XX веков2008 год, кандидат архитектуры Дудукина, Дарья Александровна
История становления личности и деятельность советских режиссеров-новаторов в 1930-е гг.: Н.П. Охлопков и В.Ф. Торский2011 год, кандидат исторических наук Петренко, Ольга Владимировна
Пластические искусства в интерьере театра (отечественный опыт последней трети XX- начала XXI вв.)2012 год, кандидат искусствоведения Агафонова, Анастасия Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектурные конкурсы 1930-1932 годов на театр массового действа и синтетический театр в СССР. Поиски театра нового типа»
Актуальность исследования
В Советском Союзе в период 1920-х - 1930-х годов роль архитектурных конкурсов была особенно значимой. Градостроительные и типологические конкурсы, в первую очередь, на общественные сооружения, срастались, как правило, в одну общую, целостно воспринимаемую проблему проектирования. Они были неразрывны с концепцией нового жизнестроения, ориентированной на преобразование существующего городского контекста, обретение ценностей вновь нарождающейся цивилизации. Архитекторы при этом стремились привить обществу доверие к своей профессии как организатора жизни. Дискуссии о городе, о новом общественном устройстве, о его ценностях охватывали все сферы профессиональной деятельности. Театр, будучи неотъемлемым элементом городской публичной жизни, оказывался одним из наиболее востребованных объектов проектных поисков. Ему отводилась особая роль действующего инструмента структурирования города: театр становился полноправным преобразователем жизни. Проектирование театра как части города, поиски его новой роли, учитывающие и его развитие в дальнейшем, наиболее ощутимо проявляются в первые десятилетия XX века - на начальных этапах кардинальной перестройки сложившихся устоев, как в обществе, так и в создании городской среды.
Особую значимость для данной работы приобретают конкурсы начала 1930-х годов на театр массового действа и синтетический театр в СССР, вобравшие самые передовые театральные идеи своего времени. Объединившие их программы предполагали не просто проектирование театра, а ставили задачу по формированию новых ценностей городской среды. Особенно важно, что начальный этап таких поисков пришелся на три года, с 1930 по 1932, когда авангардные архитектурные идеи обрели профессиональную зрелость, и произошло качественное приращение нового знания о подходах к проектированию театра не только в советской, но и мировой архитектуре в целом. Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что поиски театра нового типа в конкурсных проектах рассматриваются в работе неотрывно от идей формирования городской структуры. Понимание развития города как единого целостно воспринимаемого процесса приводит к появлению качественно новых связей между его составляющими, превращая город в систему объектов, связанных между собой культурой и исторически содержательными смыслами, в том числе и в тех случаях, когда они не были заявлены как цели проектирования в программах конкурсов.
Исследование периода крупнейших конкурсов на театр в СССР, в частности, рассмотрение поисков театра нового типа как инструмента преобразования жизнедеятельности в городе, позволяет понять, какими архитектурными методами обеспечивалась связь исторического и вновь создаваемого города и как на это влияли идеи театрального действия, формируемые в новых социальных условиях общественного развития.
Состояние изученности вопроса и источники исследования
В современном архитектуроведении театр начала 1930-х годов рассматривается в основном как этап, наследующий театрально-массовую и агитационно-зрелищную деятельность, центром которой служил советский клуб 1920-х годов. Во второй половине XX - начале XXI вв. в отечественной архитектурной науке в разные годы к исследованию экспериментального проектирования, развивающего новые театральные идеи, обращались А.В.Анисимов, М.И.Астафьева-Длугач, В.В.Базанов, М.Г.Бархин, А.В.Боков, Ю.П.Волчок, Ю.П.Гнедовский, C.B. Гнедовский, Г.В. Есаулов, А.В.Иконников, И.А.Казусь, А.В.Рябушин, В.Э.Хазанова, С.О.Хан-Магомедов, И.В. Чепкунова и др., а также искусствоведы и театроведы В.И.Березкин, A.A. Гозенпуд, М.В.Давыдова, Д.И. Золотницкий, Г.Ф.Коваленко, А.А.Михайлова, М.Н.Пожарская, Е.И. Стрельцова и др. В большинстве исследований с разных точек зрения рассматриваются тенденции развития театрального строительства в СССР в разные годы, описываются и анализируются конкурсные проекты, в том числе новых театральных объектов, результаты конкурсов. Однако изучение взаимодействия пространства и организации нового театра с городским контекстом не стало предметом самостоятельного рассмотрения. По сей день новые, передающие в полной мере свое время идеи в архитектуре советского театра рубежа 1920-1930-х годов являются не до конца изученным явлением, что делает их постоянным источником для профессиональных дискуссий. В том числе и конкурсы на новый тип театра не были осмыслены как целостное, творчески самостоятельное явление в архитектуре.
Исследование проектирования нового типа театра рубежа 1920-х - 1930-х годов было начато в работе с поиска современных публикаций последних пяти лет. Их первичный анализ показал, что авторы, в круг которых входят в основном исследователи из городов, где проводились анализируемые конкурсы: Новосибирска, Харькова, Ростова-на-Дону, Свердловска -опираются, в первую очередь, на материалы газетных и журнальных статей 1930-х - 1980-х годов (см. библиографию), опубликованных непосредственными участниками исследуемых событий: Я.Корнфельдом, Г.Крутиковым, В.Щуко, В.Гельфрейхом, Г.Б. и М.Г.Бархиными, В.Седляром, С.Баландиным, А.Мордвиновым, А.Лшецьким, Я.Ребайном, Б.Оглы, Г.Чибряковым и др. Представленный в работах современных исследователей материал, в частности в статьях А.Токарева (Ростов-на-Дону), Е.Дудки (Харьков), Л.Токмениновой (Екатеринбург), С.Филонова (Новосибирск), насыщенный множеством малоизвестных фактов, лишь косвенно затрагивает градоустроительный аспект конкурсов. Также без ответа остался ряд первоочередных вопросов: зачем задумывали строить театр нового типа? какова природа его формообразования? в чем заключаются основные закономерности его внутренней структуры? в чем отличия от параллельно существующего традиционного типа театра? чем отличается содержание конкурсов на синтетический театр от театра массового действа? Научные командировки в Ростов-на-Дону, Новосибирск, Екатеринбург и Харьков, на то время крупнейшие города страны, работа в архивных и музейных фондах как в Москве, так и в этих городах, позволили выявить и документально проследить локальные особенности каждого конкурса в условиях реального города, в том числе и факторы формирования программы творческих поисков нового типа театра. Архивные исследования открыли не только ранее не рассматривавшиеся материалы конкурсов, но и дали возможность проанализировать и оценить то влияние, которое оказали театральные конкурсы начала 1930-х годов на сложившуюся и вновь формируемую градостроительную ситуацию.
Рабочая гипотеза. Поиски театра нового типа в конкурсах начала 1930-х годов на театр массового действа и синтетический театр, осуществляемые на основе организационно-деятельностного подхода, делают архитектурное проектирование неотрывным от формирования городской структуры, связывая воедино ценности исторического и вновь создаваемого города.
Цель исследования: выявить значение архитектурных идей в конкурсных проектах 1930-1932 годов на театр массового действа и синтетический театр в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Свердловске и Харькове для развития театра нового типа и формирования структуры городских центров.
Задачи диссертационного исследования:
1. Проанализировать процесс формирования и содержание программ конкурсов 1930-1932 годов на театр нового типа в Ростове-на-Дону, Харькове, Свердловске и Новосибирске и выявить основные направления, предопределившие проектные поиски архитектурных решений в этих конкурсах;
2. Рассмотреть:
• проекты конкурсов в Ростове-на-Дону и в Харькове, объединенных понятием «театр массового действа», на предмет выявления возможности деятельностного подхода в формировании и развитии театрального комплекса как многофункционального объекта в городской структуре;
• проекты конкурса в Свердловске и проектирование Дома Культуры и Науки в Новосибирске, объединенные понятием «Синтетический театр», на предмет выявления формотворческих возможностей пространственного подхода к архитектурному решению театральных комплексов;
3. Зафиксировать творческую состоятельность взаимодополнительной неразрывности деятельностного и пространственного подходов к архитектурному проектированию, проявившуюся в конкурсных проектах театра нового типа, и обосновать возможность врастания проектируемого театрального комплекса в окружающую его городскую структуру;
4. Определить место и роль творческих результатов конкурсного проектирования театра нового типа начала 1930-х годов в СССР в истории профессиональных идей мировой архитектуры XX века.
Объект исследования - архитектурные конкурсы 1930 - 1932 годов на театр массового действа и синтетический театр в Новосибирске, Харькове, Ростове-на-Дону и Свердловске.
Предмет исследования - конкурсные проекты театра нового типа 1930 — 1932 годов.
Методика исследования основана на комплексном выявлении и анализе текстовых и графических источников и материалов в архивах и музеях, в отечественной и зарубежной литературе, в том числе архитектурной периодике и других изданиях, в кинохрониках 1920-х - 1930-х годов, на натурном обследовании в городах, в которых проводились конкурсы на новый тип театра. К анализу проектного материала привлекался графоаналитический метод. Сопоставление основных понятий, предопределивших содержание конкурсов, 7 опиралось на сравнительный анализ, осуществляемый в границах архитектуроведения.
Границы исследования. Рассматриваются проектные работы, представленные на конкурсы на театр нового типа в СССР для Ростова-на-Дону, Харькова, Новосибирска и Свердловска в 1930 - 1932 годах.
Научная новизна.
- в диссертации впервые конкурсы на синтетический театр и театр массового действа начала 1930-х годов в Ростове-на-Дону, Харькове, Свердловске и Новосибирске рассматриваются вместе как единое, самоценное, творчески значимое явление в истории архитектуры Новейшего времени; впервые воссоздано содержание конкурсных программ на архитектурное проектирование театра нового типа в начале 1930-х годов в СССР. Оно вбирает в себя ориентацию на организацию пространства оперного театра, основанную на осознании в большей мере градоустроительной, нежели типологической роли, первоначально заложенной в понятие «Опера»;
- в диссертации показано, что деятельностный и пространственный подходы к проектированию театра нового типа, декларируемые в программах конкурсов раздельно, в конкурсных проектах реализуются совместно как взаимодополнительный, целостно понимаемый подход к архитектуре театра нового типа, что позволило сформировать единое понятие «Синтетический театр массового действа» и на его основе выявить архитектурные приемы взаимосвязи исторического и вновь создаваемого города.
На защиту выносится:
- формирование содержания конкурсных программ на архитектурное проектирование театра нового типа в начале 1930-х годов в Ростове-на-Дону, Харькове, Новосибирске и Свердловске, вобравшего в себя четыре основных направления, совокупно отвечающие характерным для своего времени представлениям о профессиональном подходе к проектированию современного городского публичного театра, сделавших эти конкурсы уникальным, исторически значимым явлением;
- ориентация на организацию пространства оперного театра в XVII - XIX веках, основанную на осознании в большей мере градоустроительной, нежели типологической роли, первоначально заложенной в понятие «Опера»;
- преемственность конкурсного проектирования театра нового типа авангардным экспериментам в европейском театре, в том числе опыт создания новых театральных технологий, машинерии, а также - методов организации пространства театра в Германии в 1910-е - 1920-е годы, нашла отражение в программах-заданиях и была в полной мере реализована и развита во многих конкурсных проектах театра нового типа начала 1930-х годов в СССР;
- конкурсы на театр нового типа в начале 1930-х годов в СССР сохранили преемственность социальных программ, заложенных в проектирование клубов в 1920-е годы и призванных воспитывать у горожан навыки городского образа жизни;
- конкурсное проектирование театра нового типа в начале 1930-х годов в СССР, рассматриваемое в диссертации как инструмент преобразования жизнедеятельности в городе, позволяет глубже понять, какими архитектурными приемами обеспечивалась взаимосвязь исторического и вновь создаваемого города и как на этот процесс влияли новые идеи взаимоотношений театра и зрителя, аккумулируемые в объединяющем их понятии «Синтетический театр массового действа».
Теоретическая значимость исследования:
- конкурсы начала 1930-х годов на театр нового типа в СССР осмыслены в работе на основе анализа процесса формирования конкурсных программ и осознания большей значимости первоначально заложенного в понятии «Опера» его градоустроительного содержания, нежели типологического, что позволило авторам конкурсных проектов рассматривать архитектуру театра неотрывно от формирования городской структуры;
- взаимодополнительность понятий «Синтетический театр» и «Театр массового действа» позволяет сформировать единое понятие «Синтетический театр массового действа», творческий потенциал которого еще недостаточно реализован. Совместное функционирование и взаимовлияние деятельностного и пространственного подходов перерастает в необходимость проектирования театра и города как единого целостно воспринимаемого пространства для деятельности, формирующего городскую структуру, что нашло подтверждение во вновь появляющихся архитектурных идеях современных крупных театральных комплексов.
Практическое значение исследования:
- материалы и результаты диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории отечественной и зарубежной архитектуры Новейшего времени, а также учитываться при формировании творческих и технических заданий программы на проектирование, в том числе и конкурсное, современных театров, погруженных в городской контекст;
- результаты исследования могут быть использованы в учебных программах и курсах лекций по истории отечественной и зарубежной архитектуры Новейшего времени, а также для проектных концепций и формирования конкурсных программ.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования представлены в докладах автора на научных конференциях: «Пространство ВХУТЕМАС: наследие, традиции, новации», (МАРХИ, Москва, 2010 г.); Всеукраинской научно-практической конференции, посвященной 40-летию Архитектурного факультета Полтавского НТУ им. Ю.Кондратюка (Полтава, Украина, 2011 г.); Международной научной конференции памяти академика РААСН С.О.Хан-Магомедова (НИИТИАГ РААСН, Москва, 2012 г.); научнопрактической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование» (МАРХИ, Москва, 2012 г.); Международной научной конференции «Современная архитектура мира: основные процессы и направления развития» (НИИТИАГ РААСН, Москва, 2012 г.). По теме диссертации автором опубликовано 18 научных статей.
Структура работы
Диссертация состоит из двух томов.
ТОМ1 Введение
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Творчество архитектора В.Д. Соколова2004 год, кандидат архитектуры Смирнов, Леонид Николаевич
Актуализация архитектурной классики в петербургской конкурсной практике 1900-1910-х годов2006 год, кандидат искусствоведения Басс, Вадим Григорьевич
Преемственность в архитектуре и градостроительстве Ростова-на-Дону 1920 - 1930-х годов2000 год, кандидат архитектуры Токарев, Артур Георгиевич
Неоклассицизм в архитектуре Свердловска: 1930-1950 гг.2004 год, кандидат архитектуры Иовлева, Елена Валентиновна
Реконструкция исторического центра Рима в 1920 - 1930 - е годы и архитектура рационализма2011 год, кандидат искусствоведения Вяземцева, Анна Геннадиевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Воробьев, Алексей Юрьевич
Общие выводы исследования:
1. В результате анализа процесса формирования и содержания программ конкурсов на театр нового типа в диссертации выявлены четыре основных направления, составившие архитектурное содержание проектных поисков, объединившее исторически сложившиеся профессиональные представления о публичном городском театре, их эволюцию и возможности творческой реализации в новых социальных условиях:
• Организация пространства публичного оперного театра. В работе она вслед за конкурсными программами рассматривается на материале театров Италии и Франции XVII - конца XIX века. Для данного исследования решающе важным стало то обстоятельство, что первоначально понятие «опера» акцентировало внимание не на типологически ориентированных особенностях музыкального общегородского театра, а на его значительной градоустроительной роли в организации городской структуры и общественного пространства, как правило, в центре города. Именно в этом своем значении в основном понятие «опера» и вошло в конкурсные программы архитектурных поисков театра нового типа.
• Авангардные эксперименты в европейском театре, в первую очередь: опыт создания новых театральных технологий и машинерии, а также -методов организации пространства в театрах Германии во второй половине 1920-х годов как одних из первых, откликнувшихся на новое понимание места человека в театре, а также роли театра в жизни общества и в развитии городской культуры, были внимательно изучены авторами конкурсных программ и зафиксированы в заданиях на проектирование. Они нашли свое место в архитектурном формообразовании в многочисленных конкурсных проектах;
• Клубная деятельность, получившая широкое распространение в первые годы Советской власти, представительствовала в конкурсных программах на театр нового типа, реализуя социальную проблематику в крупных городах. Она продолжала в проектировании нового типа театров эволюцию многофункционального пространства, восходящего к Народным домам и Рабочим клубам в нашей стране, призванным воспитывать у новых горожан первые навыки городского образа жизни;
• Поиски творческих подходов к реализации концепции жизнестроения в советском городе как центре формирования ценностей индустриальной эпохи предопределили выделение понятия «Город» («Городская структура») как основного фактора целевой программы конкурсов на театр нового типа. Проектирование театрального комплекса неразрывно с окружающей его городской структурой реализовалось в большом числе конкурсных проектов.
2. В результате анализа проектов, представленных на конкурсы, с точки зрения применения понятий «Театр массового действа», понимаемого как «Театр
Город» и «Синтетический театр» как «Театр-Дом» выявлены два подхода к организации театра нового типа в начале 1930-х годов в СССР: деятельностный подход, описываемый закономерностью
Театр - Город» «Дом» и являющийся гибко адаптированным к новым функциям при дальнейшем развитии городского контекста и пространственный подход, описываемый как «Театр - Дом» с=> «Город», который при наличии конечной архитектурной формы становится более конфликтным с точки зрения организации одновременной деятельности разнообразных функций в едином объеме здания театра. При достоинствах и
168 недостатках каждого из двух подходов в отдельности они представляют собой односторонний взгляд на решение поставленной конкурсами проектной задачи и становятся доминирующими в зависимости от условий городского контекста;
3. При анализе влияния конкурсов на театр нового типа в начале 1930-х годов в СССР на сложение градостроительного контекста в исследуемых городах доказана взаимодополнительность понятий «Синтетический театр» и «Театр массового действа», что позволяет сформировать единое понятие «Синтетический театр массового действа». Совместное функционирование и взаимовлияние деятельностного и пространственного подходов, составляющих суммирующее их понятие «Синтетический театр массового действа», перерастает в необходимость проектирования театра и города как единого целостно воспринимаемого пространства для деятельности, формирующего городскую структуру, объемлющую исторические и современные представления о культуре городской жизни, что подтверждает рабочую гипотезу работы.
4. Результаты диссертационного исследования позволяют утверждать целесообразность объединения рассматриваемых в работе конкурсов на театр нового типа в начале 1930-х годов в СССР в самостоятельное, самодостаточное и творчески значительное явление в истории мировой архитектуры Новейшего времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ конкурсных программ и представленных проектов позволил выявить понятие «Синтетический театр массового действа» - термин, введенный для обобщения нового типа театра рубежа 20-х-30-х годов XX века. Принципы его формирования явились результатом десятилетней эволюции многофункционального общественного пространства народного дома и рабочего клуба конца 1910-х годов. Клубная деятельность была тесно взаимосвязана с поисками нового театрального пространства. Авангардное мышление советских и западных архитекторов, художников, музыкантов, режиссеров породило целый ряд экспериментальных работ, отвечающих новой роли театра в жизни общества. Раньше всех социальные изменения воспринял немецкий театр, архитектурные концепции которого оказали сильнейшее влияние на мастеров молодой советской страны. В самой же России слом театральных стереотипов начался с работы Частной оперы С.И.Мамонтова и Московского Художественного театра, в которых происходила конфронтация старого «театра созерцания» и новых принципов театра действия. Как для актеров, так и для зрителей театр становился «домом», в определенной степени даже клубом. В первые десятилетия XX века концепции «соборного театра» В.И.Иванова, «театральности» Н.Евреинова и «биомеханика» Вс.Мейерхольда переосмысливали роль театра в повседневной жизни, возвращаясь к его истокам. Тип созерцательного театра, формировавшего в ХУШ-Х1Х веках, трансформировался согласно их идеям в «театр делания», что кардинальным образом поменяло принципы формирования театрального здания, превращая его в многофункциональную структуру и тем самым расширяя влияние театрального объекта на городское окружение и деятельность горожан.
Клубные организации, русский и немецкий театр конца XIX века -первой трети XX века различными путями пытались прийти к одинаковой цели - созданию «театра деятельности», который, объединяя все известные типы действ - от массовых карнавальных шествий до элитарной оперы, становился универсальным местом общения горожан, центром культурной жизни города.
При исследовании понятия «Синтетический театр массового действа» как явления удалось выявить две его составные части: «Синтетический театр» как понятие творческого применения организации пространства и «Театр массового действа» как понятие организации деятельности. Наиболее важным аспектом рассмотрения этих понятий стало выявление на конкретных примерах городов механизмов их взаимодействия, результат которого подтвердил рабочую гипотезу данного диссертационного исследования. Таким образом, слияние понятий «Синтетический театр» и «Театр массового действа» стало воплощением компромиссного сосуществования массовости и элитарности, сочетания одновременной работы нескольких функций в соответствующем для этой работы, организованном пространстве. Решение проблемы одновременности сосуществования различных функций в едином объеме становилось ключевым в работе архитекторов, результаты которой были рассмотрены на конкретных конкурсных примерах первых лет зарождения новых идей в архитектуре театра начала 1930-х годов. Исследование показало, что использованные архитекторами подходы, как с точки зрения организации пространства, так и идущие от деятельности, оказались дополнениями друг друга, так как каждый из них рассматривал проблему только с одной стороны, тогда как другая оказывалась «ущемленной», что и показала практика конкурсного проектирования. При формировании пространства театра в едином объеме вставала проблема организации деятельности в нем. И, наоборот, при приоритете, отдаваемом организации театрального действа, вставала проблема целостной формы здания и ее возможного роста и развития. Слияние понятий «Синтетический театр» и «Театр массового действа» воедино заключается именно в обретении целостности, на основе умозрительно воспринимаемого понятия «Синтетический театр массового действа», которое становится реализуемым при подходе к проектированию театра и города как единого целого. Такой подход был использован как стимул для развития города, что и было востребовано в конкурсах на новый тип театра в начале 1930-х годов. Дальнейшую эволюцию его можно проследить в современных проектах оперных театров, также возвращающихся к первоначальному пониманию того, что есть опера для города. В них опера становится одной из возможных функций в здании театра, а пространство театра-города становится актуальным центром общения горожан.
Это доказывает преемственность подходов и логики мышления в организации публичного городского пространства, складывающегося неразрывно с проектированием театра. Его интерпретация принимает различную архитектурную форму, сохраняя при этом целостность восприятия пространства театра и города как единой структуры.
Диссертационное исследование аргументированно показало: конкурсные проекты на театр массового действа и синтетический театр начала 1930-х годов в СССР - творчески значимое, самоценное явление - один из закономерных заметных этапов истории мировой архитектуры Новейшего времени.
Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Воробьев, Алексей Юрьевич, 2012 год
1. Выступление М.И. Курилко. Стенограмма Заседания в УТЗП по вопросу о Новосибирском театре от 28/ХП-1933 года // РГАЛИ, ф.2310, оп.1, д.20;
2. От Наркомпроса РСФСР Нар. Артисту, тов. Мейерхольду // РГАЛИ, Ф. 998, оп. 1, д.2774, л. 33;
3. Предложения по реорганизации театрального дела в Ивановской области // РГАЛИ, Ф. 645, оп. 1, д. 285, лл. 13-14;
4. Программа .здания театра Вс.Мейерхольда. // РГАЛИ, Ф. 998, оп. 1, д. 2888, лл. 2-13;
5. Стенограмма Заседания в УТЗП по вопросу о Новосибирском театре от 28/ХП-1933 года II РГАЛИ, ф.2310 оп.1, д.20, лл.1-19;
6. Стенограмма Совещания у т. Имаса в Театральном Управлении Всесоюзного Комитета по делам Искусств, 20 мая 1936 г. //РГАЛИ, ф.2310 оп.1, д.20, лл.20-38;
7. Телефонограмма из НКПроса Директору ГосТИМ т.Мейерхольду // РГАЛИ, Ф. 998, оп. 1, д. 2774, л. 29;- из Государственного архива Новосибирской области (далее ГАНО):
8. Выводы обследования Строительства Б.Оперного Театра в гор. Новосибирске (произведено Комбанком в декабре месяце 1937 года) // ГАНО, ф. Р-1020, оп.1, д.48, лл.11-23(об);
9. Выписка из письма архитектора Гордеева Главному инженеру Стройконторы ДНиК // ГАНО, ф. Р-47, оп. 1, д. 2157, л. 19-19(об.);
10. Докладная записка Председателю ЗапСибКрайИсполкома тов. Грядинскому II ГАНО, ф. Р-47, оп. 1, д. 2158, лл. 58-59, 65-66;
11. Докладная записка Комиссии Всесоюзного Комитета по делам искусств по обследованию строительства большого театра в гор. Новосибирске // Г AHO, ф. Р-47, оп.1, д. 2157, лл. 36-38;
12. Докладная записка члену Президиума ЗапСибКрайИсполкома тов.Зайцеву И.Г. от 14 апреля 1934 года /IГАНО, ф. Р-47, оп. 1, д. 2158, л. 26-39;
13. Заключение по годовому отчету Новосибирского Областного отдела по делам искусств за 1938г. по строительству оперного театра // ГАНО, ф. Р-1376, оп.1, д. 4, лл. 48-48(об);
14. Наркомпрос РСФСР А.С.Бубнову от 1/IV -34г. // ГАНО, Ф. Р-47, оп.1, д.2158, л. 7;
15. Наркомпрос РСФСР УТЗП т.Аркадьеву М.П. II ГАНО, Ф. Р-47, оп.1, д.2158, л.9;
16. Перечень необходимых помещений Новосибирского театра // ГАНО, ф. Р-47, оп.1, д.2158;
17. Письмо К.С.Станиславскому от Ф.Грядинского // ГАНО, ф. Р-47, оп.1, д.2157, л.64;
18. Письмо М.М. Шлуглейта // ГАНО, Ф. Р-47, оп.1, д.2158, л.42;
19. Письмо Председателю Зап.Сиб.Крайисполкома Ф.П.Грядинскому от Директора СФТИ, профессора В.Д.Кузнецова // ГАНО, ф. Р-47, оп. 1, д. 2157, л. 57;
20. Постановление №9303 Президиума Западно-сибирского краевого исполнительного комитета от 10 октября 1934 года // ГАНО, Ф. Р-47, оп.1, д.2157, л.7;
21. Протокол №5 Совещания при председателе ЗапСибКрайИсполкома, 17 апреля 1934 года //ГАНО, Ф. Р-47, оп.1, д.2158, л.Ю;
22. Список оборудования, приобретенного за счет средств Д.Н.К. // ГАНО, ф. Р-47, оп.1, д.2157, л.59-59(об);
23. Сроки сдачи // ГАНО, Ф. Р-47, оп.1, д.2158, л.20;
24. ЦК ВКП (б). Культурно-просветительский отдел, тов. Щербакову // ГАНО, ф. Р-47, оп.1, д.2157, л.Ю;
25. Эскизный проект реконструкции здания Новосибирского Большого театра в Научно-технический совет Наркомпроса // ГАНО, ф. Р-47, оп. 1, д. 2157, л. 11-11 (об);- из Государственного архива Ростовской области (далее ГАРО):
26. Выписка из журнала Управления Ростгорстройконстроля от 2 марта 1931 года // ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д.149, л. 1-1 (об);
27. Выписка из Протокола Заседания Президиума Ростовского-на-Дону Совета от 7 мая 1930 года II ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д.149, л.ЗО;
28. Выписка из Протокола №3 Оценочного комитета при Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства от 13 января 1931 года // ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, л. 172;
29. Выписка из Протокола №51 заседания Президиума Ростовского н/Д Городского Совета от 18 февраля 1928 года II ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, л. 13;
30. Докладная записка по вопросу о постройке театра в г.Ростове-на-Дону Заместителю Председателя Горсовета тов.Мельникову от Врио Начальника ГосСтройКонтроля тов.Черкесиана от 19 января 1929 г. // ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, л.10-12(об.).
31. Заключение Техсовета Управления Горстройконтроля по проекту Ростовского Городского театра от 29-31 января, 1-2 февраля 1931 года // ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, лл.34-40, 161-165;
32. Замечания Горздравотдела по проекту Ростовского Городского театра от 22 февраля 1931 года // ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, лл. 177-178;
33. Начальнику Управления строительства театра т. Стамблеру // ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, л. 173;
34. Основные требования программы проектирования Ростовского драмтеатра. Управление строительства Ростовского Оперно-драматического театра // ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, л.73-75;
35. Пояснительная записка к проекту Гор. Драмат. театра в Ростове н/Д // ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, лл. 69-72;
36. Протокол №2 Заседания Комиссии Горсовета по постройке нового Драмтеатра от 7 марта 1928 года //ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, лл.14-15;
37. Протокол Заседания Комиссии по подысканию места для постройки театра в городе Ростов-на-Дону от 20 декабря 1929 года // ГАРО, ф. Р-175, оп. 1, д. 149, л.27;
38. Стенограмма Заседания Управления строительством театра, совместно с работниками театра и заинтересованными учреждениями от 3 февраля 1931 года//ГАРО, ф. Р-175, оп.1, д.149,лл. 101-160;
39. Телефонограмма№4342 от9/ХП-29г. //ГАРО, ф. Р-175, оп.1, д.149, л. 25;
40. Постановление №823 Президиума Свердловского Городского Совета Р.К. и К.Д. от 11 марта 1932 года о проекте большого Свердловского театра // ГАСО, Ф.Р-286, оп.1, д. 144, лл. 234-235;
41. Постановление №1435 Президиума Свердловского Городского Совета Р.К. и К.Д. от 4 сентября 1932 года о рассмотрении проекта Большого Свердловского Синтетического театра // ГАСО, Ф.Р-286, оп.1, д. 149, л. 127;
42. Программа Всесоюзного конкурса на составление проекта здания Большого Государственного театра БССР на 2250 чел. в г. Минске. Минск. Февраль 1934 г. // ЦДНТА Украгны, Ф. №47, ком. №2, оп. №2, од. зб. №93, лл.34-51;
43. Программа международного конкурса по составлению проекта национального украинского театра массового музыкального действа на 4000 человек в г.Харькове // ЦДНТА Укра'ши, Ф. №47, ком. №2, оп. №2, од. зб. 93, лл. 53 63;
44. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
45. Альбом старинных планов г.Харькова, снимков его видов и портретов его деятелей // История города Харькова. Приложение ко II тому / сост. проф. Д.И.Багалей, Д.П.Миллер. Харьков: Издание Харьковского городского общественного управления, 1912;
46. Аркин Д.Е.Дворец Культуры Пролетарского района в Москве (клубная часть) IIАрхитектура СССР, 1937, №12. С. 18-25;
47. Базанов В.В. Искусство театра и техника сцены -Л.: Искусство, 1975;
48. Базанов В.В. Сцена XX века. Л.: Искусство, 1990;
49. Базанов В.В. Техника и технология сцены. М: Искусство, 1976;
50. Базанов В.В. Эстетические функции театральной техники / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1971;
51. Баландин С.Н., Баландин B.C. Новосибирск: что остаётся в наследство?. -Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990;
52. Баландин С.Н., Баландин B.C. История строительства Новосибирского театра оперы и балета/Интернет-ресурс. URL: http://arx.novosibdom.ru;
53. Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 гг. -Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978;
54. Бальян К.В. Город, смотрящий на Арарат // Проект Классика, XVIII-MMVI - 10.08.2006;
55. Баранов Н. В. Развитие советского градостроительства . Строительство СССР 1917-1957. М, 1958;
56. Бархин Г.Б. Архитектура театра. М.: Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1947;
57. Бархин Г.Б., Бархин М.Г. Проект Большого государственного театра в Минске // Архитектура СССР, 1934, №12 С. 26-29;
58. Бархин М. Г. Архитектура и город. М.: Наука, 1979;
59. Бархин М.Г. Архитектура и человек. Проблемы градостроительства будущего. М.: Наука, 1979;
60. Бархина А.Г. Г.Б.Бархин М: Стройиздат, 1981;
61. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990;
62. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра / в 2 кн.: книга 1. От истоков до середины XX век» М.: Едиториал УРСС, 1997;бР.Березкин В.И. Художники Большого театра. М.: Советский художник, 1976;
63. Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога / В. С. Библер. — М: Политиздат, 1975;
64. Богданов A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука / в 2-х кн.: «Экономика», М., 1989;
65. Брук П. Нити времени. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005;
66. Брук П. Пустое пространство, М.: Искусство, 1976;
67. Букин В.П., Пискунов В.А. Свердловск. Перспективы развития до 2000 года. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982;
68. Бунин A.B. История градостроительного искусства / том 1 М.: Государственное издательство по литературе и искусству, 1953г.;
69. Буряк А.П., Крейзер И.И. Между конструктивизмом и Ар Деко./ Метод и стиль в архитектуре Харькова 20-х — 30-х гг. // A.C.С. № 3. Киев, 2000. -С. 100-103;
70. Виноградов В. М. Театральные здания. Вчера, сегодня, завтра. М.: Стройиздат, 1971;
71. Вопросы синтеза искусств / Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев.- М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1936;
72. Вс. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы / под ред. A.B.Февральского -М.: Искусство, 1968г.;
73. Всеобщая история архитектуры (в 12 томах) /т. 12 М.: Стройиздат, 1975;
74. Встречи с Мейерхольдом / сборник воспоминаний под ред. Л.Вендровской -М.: Всероссийское театральное общество, 1967;
75. Гассерт К. Города /пер. с нем.- М.: Типо-литография Высочайше утвер. Т-ва И.Н. КушнеревиК, 1912;
76. Гасснер Дж. Форма и идея современного театра. М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1959;
77. Гвоздев A.A. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. -М.: Издательская группа URSS, 2012;
78. Гвоздев A.A., Пиотровский Андр. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма / из кн. История Советского театра, т.1. JI.: Ленинградское отделение государственного издательства художественной литературы, 1933;
79. Где строить? (в порядке предложения) // Харьковский Пролетарий, 28 июня 1929 года, №146 (1563). С. 3;
80. Где строить оперный театр? // Харьковский Пролетарий, 4 июля 1929 года, №151 (1568). С. 3;
81. Генель Е. Институт Жака Далькроза в Хеллерау // Новая студия №5, 1912;
82. РО.Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1975;
83. Гинзбург М. Стиль и эпоха.- М.: Государственное издательство, 1924;175
84. Гозенпуд A.A. Музыкальный театр в России. —Л.: МУЗГИЗ, 1959; РЗ.Гозенпуд A.A. Рихард Вагнер и русская культура. СПб.: Советский композитор, 1990;
85. Р^.Гозенпуд A.A. Русский оперный театр между двумя революциями. 19051917. —Л.: Музгиз, 1975; Р5.Гозенпуд A.A. Русский оперный театр XÎX века (1836-1856). Л.: Музыка, 1969;
86. Рб.Гозенпуд A.A. Русский оперный театр XIX века (1857—1872). Л.: Музыка, 1971;
87. Давыдова М.В. Художник в театре начала XX века. М: Наука, 1999;
88. Делюмо Жан. Цивилизация Возрождения. М.: ACT, 2008;
89. Евреинов H.H. Двойной театр. М.: Совпадение, 2007;
90. Евреинов H.H. Оригинал о портретистах М.: Совпадение, 2005;
91. Евреинов H.H. Самое главное. М: Совпадение, 2006;
92. Есаулов Г.В. Архитектурно-градостроительное наследие Юга России (Его формирование и культурный потенциал) : Дис. . д-ра архитектуры : 18.00.01 : Москва, 2004 482 с. РГБ ОД, 71:05-18/5
93. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова н/Д. -Ростов н/Д, 1999;
94. Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября. Л.: Искусство. Ленингр.отд-ние, 1978;
95. Из истории советской архитектуры 1917-1925 гг. / Документы и материалы, сост. Хазанова В.Э. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963;
96. Иконников A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальность. / в 2 томах.
97. М.: Прогресс-Традиция, 2001;
98. Иконников A.B. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. — M.: URSS, 2006;
99. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1986;
100. История Мировой культуры. Наследие Запада: Античность, Средневековье, Возрождение / под ред. Серебряного С.Д. М.: Рос. Гос. Гуманит, университет, 1998;
101. История промышленности Новосибирска / Исторические очерки, т. I-IV.- Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2004;
102. Kappa А. Архитектура театра. Конкурс на проект театра МОСПС // Строительство Москвы, 1932, №7. С. 13-19;
103. Ко дин В.А. Роль архитектурных конкурсов в развитии архитектурнойтеории и практики /Зб.наук.працъ., вип.7, Одеса: 2007- С.236;176
104. Конкурс на проект Дворца Культуры Пролетарского района. / Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. Под ред. И.Маца, Л.Рейнгардт, Л.Ремпель, ОГИЗ-ИЗОГИЗ Москва Ленинград, 1933г. С.547;
105. Конкурс на сооружение оперного театра // Харьковский Пролетарий, 7 января 1930 года, №5 (1725);
106. XVII Конференция Всесоюзной Коммунистической партии(б): Стенографический отчет. М.: Партийное издательство, 1932;
107. Корепанов Н.С., Блинов В.А. Город посредине России: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург: СОКРАТ, 2005;
108. Корнфельд Я.А. Театр им.Горького в Ростове // Архитектура СССР, 1936, №3 С. 36-38;
109. Крутиков Г.Т. Большой синтетический театр в Свердловске // Советская архитектура, 1932, №1(7) С. 5 7-73;
110. Крутиков Г.Т. Вопросы пространственной организации культурного комбината и нового театра // Строительная промышленность, 1930, №10;
111. Крутиков Г.Т. Проектирование и строительство театров в СССР // Архитектура СССР, 1934, №3 С.8-17;
112. К постройке в Харькове государственного театра массового музыкального действа. / Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. Под ред. И.Маца, Л.Рейнгардт, Л.Ремпель, ОГИЗ-ИЗОГИЗ Москва Ленинград, 1933г. С.545 - 547;
113. Лавров В.А. Город и его общественный центр. М.: Стройиздат, 1964;
114. Ложкин А. Оперный. Проектирование // Проект Сибирь. 2005. № 22;
115. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.- М.: Мысль, 1978;
116. Мамонтов Я. Проблема музичного театру (до будуваня «театру масового музичного дшства») // Радянський театр, №3. С.56-63;
117. Международный конкурс проектов украинского государственного театра массового музыкального действия в Харькове // Соц1ял1стична гндустргя, Видае видавництво «Шляхи 1ндустр1ял1зацИ», №6, 1931;
118. Милютин H.A. Соцгород. Проблемы строительства социалистических городов: Основные вопросы рациональной планировки и строительства населенных пунктов СССР. M.-JI.: Государственное издательство, 1930;
119. Муратов П.П. Образы Италии / т.1. СПб.: Азбука-классика, 2009;
120. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М: Искусство, 1982;
121. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX века. - Л.: Искусство, 1984;
122. Новониколаевск Новосибирск. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2003;
123. Новониколаевск Новосибирск. Историко-литературный фотоальбом. -Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2005;
124. Новониколаевск Новосибирск: история города. Исторические очерки. -Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2005;
125. Новосибирск. 100 лет. События. Люди. Новосибирск: ВО «Наука», 1993;
126. Оглы Б. И. Новосибирск: от прошлого к будущему / Интернет-ресурс.: http://arx. novosibdom. ru;
127. Оглы Б., Чибряков Г. Большой театр Сибири // Архитектура СССР, 1989, №3 С. 96-99;
128. Оперный театр и памятник Шевченко. Создана комиссия содействия // Харьковский Пролетарий, 28 июня 1929 года, №146 (1563). С. 3;
129. Орлов Л. Дважды рожденный // Век театральной культуры. Ростов н/Д, 1963.-С.41;
130. Пыляев М.И. Старое житье. Очерки и рассказы о бывших в отшедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни. СПб.: Типография А.С.Суворина, 1897;
131. Ребайн Я.А. Завтра нашего города. Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1960;
132. Ребайн Я.А. Ростов-на-Дону. М.: Госиздат архитектуры и градостроительства, 1950.
133. Ростовский драматический театр имени Максима Горького. Ростов н/Д: Азчериздат, 1935;
134. Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2000;
135. Свобода Йозеф. Тайна театрального пространства: Лекции по сценографии / пер. с итал. А. Часовниковой М.: ГИТИС, 2005;
136. Семенов В. Благоустройство городов. М: УРСС, 2003;
137. Синявский М.И. Дом б. Общества политкаторжан на улице Воровского в Москве II Архитектура СССР, 1936, №2 С. 32-36;
138. Стариков A.A., Звагельская В.Е., Токменинова Л.И., Черняк Е.В. Екатеринбург. История города в архитектуре. Екатеринбург: СОКРАТ, 1998;
139. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л.: Художник РСФСР, 1984;
140. Стрельцова Е.И. Частный театр в России. От истоков до начала XX века. M : ГИТИС, 2009;
141. Таиров А. Я. Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. М.: ВТО, 1970;
142. Театры в заводскую гущу! Культпоходы мейерхольдовцев на харьковские предприятия // Харьковский Пролетарий, 9 августа 1929 года, №181 (1598). - С. 4;
143. Токарев А.Г. Архитектура Ростова-на-Дону советского времени. // Проект Россия. №20. Журнал Москва, Издательство А-Фонд, 2001. С. 73 -88;
144. Токарев, А.Г. Выбор места под строительство театра им. М. Горького в Ростове-на-Дону / А.Г. Токарев // Архитектура устойчивого общества: материалы междун. науч. практич. конференции, 11-15 октября 2011 г. -Ростов-на-Дону: ИАрхИ ЮФУ, 2011. - С. 52-56;
145. Токарев А.Г. История строительства Дворца Труда в Ленгородке // Рубикон: Сб. науч. Работ молодых ученых.-Вып.5. С. 125-177;
146. Токарев А.Г. Преемственность в архитектуре и градостроительстве Ростова-на-Дону 1920 1930-х гг. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры, М., 2000. 227 е.;
147. Токменинова Л.И. Архитектура конструктивизма в Екатеринбурге -Свердловске / Сб. Город Екатеринбург: историко-культурное наследие и современность (материалы научно-практического семинара). Екатеринбург-1996;
148. Токменинова Л.И. Жилой комплекс НКВД. М.: Tallin Publishers, 2012;
149. Улицы расскажут вам. / сост. Е. Березко, А. Кривоногова. -Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973;
150. Френкель 3. Г. Основы общего городского благоустройства. М.: Государственное издательство, 1926;
151. Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. М.: Наука, 1980;
152. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925. -М.: Наука, 1970;
153. Хазанова В.Э. Клубная жизнь и архитектура клуба 1917-1941. М: Жираф, 2000;
154. Хан-Магомедов С. О. Александр Веснин и конструктивизм. М: Архитектура-С, 2007;
155. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М.: Стройиздат, 1996;
156. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. М.: Архитектура-С, 2007;
157. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003;
158. Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. М: С. Э. Гордеев, 2011;
159. Хан-Магомедов С. О. Рационализм "формализм". - М.: Архитектура-С, 2007;
160. Хан-Магомедов С.О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда: билингва. -М: УРСС, 2005;
161. Хан-Магомедов С.О. Супрематизм и архитектура. Проблемы формообразования. М.: Архитектура-С, 2007;
162. Хрипунов Ю. Архитектура Большого театра. М.: Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре, 1955;
163. Хрипунов Ю., Гнедовский Ю., Гнедовский С., Лазарев В., Матвеева Н., Окунева Э. Архитектура Советского театра. М.: Стройиздат, 1986;
164. Чепкунова И.В. Клубы, построенные по программе профсоюзов 19271930 годов. М.: Линия График, 2006;
165. Щуко В.А., Гельфрейх В.Г. Ростовский театр им.Горького // Архитектура СССР, 1936, №1. С. 30-39;
166. Дудка О.М. Оргашзацшш процеси в apxiTeKTypi 20-30-х роюв XX стол1ття та ïx вплив на формування проектно'1 практики / О.М. Дудка // BwhukХДАДМ: Зб.наук. працъ. Хартв: ХДАДМ, 2009. -№11.- С.36-41;
167. МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (государственная академия)1. На правах рукоп04201350139иси1. Воробьев Алексей Юрьевич
168. АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНКУРСЫ 1930 1932 ГОДОВ НА ТЕАТР МАССОВОГО ДЕЙСТВА И СИНТЕТИЧЕСКИЙ ТЕАТР В СССР. ПОИСКИ ТЕАТРА НОВОГО ТИПА
169. Специальность 05.23.20 «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия»
170. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры Том II
171. Научный руководитель: кандидат архитектуры, старший научный сотрудник Волчок Юрий Павлович1. Москва-20121. ОГЛАВЛЕНИЕ.стр. 2
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.