Антропософское видение проблемы человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Свиридкина, Татьяна Леонидовна

  • Свиридкина, Татьяна Леонидовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 222
Свиридкина, Татьяна Леонидовна. Антропософское видение проблемы человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Москва. 1997. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Свиридкина, Татьяна Леонидовна

Введение стр.

Глава 1.

Мир человека в понятийной системе антропософии стр.

§ 1. Сущность человека, идея трехчленности человеческого существа стр. п. 1. Телесное существо человека стр. п.2. Душевное существо человека стр. п.3. Духовное существо человека. Тело.Душа.Дух. стр.

§ 2. Познание человека как часть всеобъемлющего миропознания стр. п. 1. Антропософская теория познания стр. п.2. Познание человека как часть всеобъемлющего стр. миропознания

§ 3. Свобода человека. Философия свободы - другое название антропософии стр.

Глава П.

Характеристика антропософской мистики стр.

§ 1. Своеобразие Штайнеровской мистики. Традиционный мистицизм, современное мистифицирование и мистика как стр. 105 способ исследования, чуждый современному

§ 2. Сверхчувственное бытие "Я" стр.

§ 3. Сверхчувственное познание. Методы самопознания стр.

Глава Ш.

Вальдорфская педагогика и приложение антропософии в стр. 167 других областях знания

§ 1. Вальдорфская педагогика стр. п. 1. Концепция трехчленности социального организма и стр. 168 вальдорфская педагогика как результат движения за трехчленность п.2 Программа вальдорфских школ и специфика стр.

Российского вальдорфского движения

§ 2. Антропософски ориентированная медицина и стр. психиатрия. Лечебная педагогика

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропософское видение проблемы человека»

Прежде чем начать разговор о таком серьезном синтетическом направлении в философской антропологии как антропософия, следует, прежде всего, остановиться на ее комплексном характере, отражающем само содержание этой духовно-практической концепции.

Что такое антропософия, каковы черты ее принадлежности к философской науке, в чем ее принципиальное отличие от философской антропологии и теософии - вот круг тех вопросов, на которые, в первую очередь, следует обратить внимание.

Антропософия была основана Рудольфом Штайнером (18611925) как продолжение философского воззрения Гете и являет собой подробнейшее описание и объяснение всего мироздания в целом, вбирающего в себя все разнообразие существ физического и духовного мира. Антропософия несет в себе теософские* черты в своей мистической части, но выгодно отличается от систем, предлагавшихся лидерами теософского движения (Блаватская Е., Безант А.) своей Теософия - синкрестическое, религиозно-мистическое течение, возникшее во второй половине XIX века. последовательностью, научной обоснованностью и практическим применением в виде деятельности антропософского движения, давшего мощный импульс развитию альтернативной педагогической концепции, успешно работающей вот уже почти восемьдесят лет по всему миру (более тысячи школ и детских садов). Собственно говоря, сам Штайнер не относил себя к последователям теософского движения, однако начинал свою деятельность в его лоне по причине того, что на тот исторический момент "Теософское" - было единственным обществом, могущим воспринять мистические идеи духоведения* в той степени, насколько это было полезно общественному продвижению Штайнера и утверждению его научного авторитета. В своей первой публикации - "Философии свободы" -основоположник антропософии дает анализ соотношения внутреннего мира человеческого мышления с внешним миром физической данности, а также - анализ внутренней связи умственной деятельности с деятельностью мышления, связывающей эти два мира в единое целое действительного опыта. Штайнер характеризует мышление как путь к свободе, ибо только с его помощью происходит познание, разграничение внутреннего и внешнего, отделение себя от всего Духоведение - наряду с "философией духовной деятельности", "тайноведением", "философией свободы" - другое название антропософии. остального мира, субъекта и объекта. Мистическая сторона дела заключается здесь в том, что мышление выступает орудием высших миров, действующих внутри человека, проводником духовных сил. Поэтому, по утверждению Штайнера, приведя свое мышление в состояние чистой отвлеченности от общих понятий, мы, тем самым, сможем привести свой разум к уровню духовного восприятия и сможем постичь истинную природу вещей. Специфику человеческого мышления Штайнер видит, прежде всего, в способности размышлять о собственном сознании. Применение же этой уникальной способности Штайнер видел, в первую очередь, в достижении такой стадии развития личности в ее земном воплощении, которая бы позволила дать человеку представление о совокупном образе мира, то есть о такой Вселенной, которая состоит из бесчисленного множества существ материального, духовного, а также душевного мира как путь от первого ко второму.

Сама философская система антропософии представлена ее основателем Рудольфом Штайнером в его многочисленных трудах по данному предмету. Причем, чисто теоретический характер носит несколько его программных трудов, таких как "Теософия", "Философия свободы", "Очерк тайноведения", "Тайноведение", "Истина и наука", "Основные черты социального вопроса" и др. Остальные же работы, представляющие собственно развитие антропософии, можно отнести к "практическим", хотя содержащим в своей основе принципиальные положения теории Штайнера и служащим как подкреплению антропософии, так и ее жизненному воплощению и доказательству. Среди таких работ следует отметить как произведения самого Штайнера ("Духовное обновление педагогики", "Общее учение о человеке", "Путь к самопознанию человека", "Порог духовного мира", "Методика обучения и предпосылки воспитания", "Искусство воспитания", "Вопрос воспитания как социальный вопрос", "Педагогика, основанная на познании человека" и множество других), так и работы его последователей Франса Карлгрена ("Антропософский путь познания", "Воспитание к свободе"), Э.Грюнелиуса ("Вальдорфский детский сад"), Т.Вейса ("Как помочь ребенку?"), Э.М.Краниха (Свободные вальдорфские школы") и др. Отдельно следует выделить целый ряд книг, касающийся непосредственно процесса обучения в вальдорфских школах и посвященных антропософской ветви в медицине (Г.Баравалль "Преподавание счета", Г.Громан "Жизнь растений", Э.Дюнфорт "Грамматическое строение языка как произведение искусства", М.Макензен "Обучение физике на основе феноменологического подхода", К.Ф.Гайдебранд "Учебный план вальдорфской школы" и т.д.). Помимо этого, вышел огромный ряд статей, посвященных вальдорфской педагогике и медицине, ориентированной на антропософское видение проблемы человека. Их можно найти в таких изданиях как "Частная школа", "Обруч", "Учительская газета", "Новый педагогический журнал" и проч.

Такое огромное количество литературы, посвященной проблемам антропософского плана говорит о несомненно растущем интересе ученых различных областей знания и общественных деятелей к концепции Штайнера и выводам из нее. Более того, сам тот факт, что из антропософии выросло целое направление практической педагогики и медицины (а так же агрономии - биодинамическое сельское хозяйство-, широко распространенной в ряде Западных стран, особенно - в Голландии) говорит о применимости и дееспособности антропософии как, прежде всего, методологии различных областей знания. Что примечательно - к тем же практическим выводам сейчас приходят и многие другие, в частности, педагогические, направления (это школы "йена-плана" в Петербурге, школа "Ковчег" в Красногорске и др.). Что касается медицины, то здесь, помимо цветотерапии, можно наблюдать огромный сдвиг в сторону антропософских принципов, хотя многие из врачей и теоретических исследователей пришли к подобным выводам, вовсе не имея представления об антропософии. Все эти факты явно свидетельствуют о правомерности данного философского направления и его жизнеспособности. Процесс человеческого познания идет различными направлениями, выдвигая ряд гипотез, право на существование которых может отстоять только их практическая приложимость, а их объективность выражается, прежде всего, в доказуемости другими способами.

Среди общих антропософских понятий следует отметить такие как "тело", "душа", "дух" и их разновидности, а так же специфические понятия "имагинации", "инспирации", "интуиции", относящиеся к области самопознания человека. Такие термины как "тайноведение" и "духоведение", а так же "философия свободы" употребляются для расставления акцентов на различные функции антропософии, что подробно освещено в диссертации.

Целью данного рассмотрения антропософии является не ее критика, что было представлено уже в диссертации Грауманиса, выпускника философского факультета Ленинградского Государственного университета, а выявление ее именно положительного, "рационального зерна", давшего всходы на жизненном поприще, поскольку именно сегодня встал вопрос о дефиците духовности (как сочетании духовного и душевного в человеке, т.е., говоря в привычных терминах, гармонии интеллекта и морали). Через всю диссертацию красной нитью проходит идея расширения границ познания, в частности, до уровня интуитивного познания, и освещение положительного результата такого подхода к познанию на примере воспитательно-образовательной концепции вальдорфской педагогики. Автор стремится показать гуманистическую направленность антропософии и ее практическую ценность.

Опубликованы две статьи автора диссертации. Это "Человек духовный" в сборнике "Мир человека и человек в мире" и "Антропософия как методология формирования активного мышления" отдельной брошюрой в качестве учебно-методического пособия. Готовится к изданию статья, посвященная соотнесению антропософии с другими философскими концепциями как идеалистического, так и материалистического направлений.

Научная новизна исследования

1. Впервые в философской литературе изучена и представлена широкого обзора малоизвестная система философской антропологии -антропософия. Показана специфика духовного исследования человека и ее проявление в педагогике, медицине и т.д.

2. В диссертации не только освещен мистический уклон антропософии Рудольфа Штайнера, но и удалось доказать, что, кроме мистики, в антропософии содержится "рациональное зерно", а именно, плодотворная попытка Штайнера научно обосновать три формы бытия человека - физическое, душевное и духовное бытие, раскрыть их подлинное содержание и взаимосвязь.

3. В диссертации показано положительное влияние идей антропософии на процесс обучения и воспитания детей в вальдорфской школе, раскрыта биография распространения этих школ во многих странах мира.

4. На основе антропософии и ее методологии в диссертации показана дегуманизирующая роль современного технического прогресса в формировании духовного облика человека, обращено внимание на позитивную роль духовного облика человека, обращено внимание на позитивную роль духовной науки Штайнера в формировании всесторонне развитого человека. Через всю диссертацию красной нитью проходит идея о том, что прогрессирующая бездуховность современного мира - это прямое следствие расщепления целостного духовного мира человека вычленением и односторонним овеществлением в технике рационалистического аспекта духовного мира, что техническое отчуждение - "ахиллесова пята" рационализма. Такой вывод можно было сделать на основе скрупулезного исследования антропософии и преодоления огульного отождествления ее с мистифированием.

1. ГЛАВА

МИР ЧЕЛОВЕКА В ПОНЯТИЙНОЙ СИСТЕМЕ АНТРОПОСОФИИ

§ 1. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ИДЕЯ ТРЕХЧЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА.

Исследование сущности человека в антропософии занимает центральное место, поскольку и сам термин, и задачи этого философского направления указывают на предмет, который включает в себя всю совокупность проблем, связанных с разработкой, прежде всего, проблемы человека. Отличие именно антропософского подхода от других состоит в специфике так называемого духовного исследования, цель которого - в развитии способности сверхчувственного познания, в возвращении человека к его духовному существованию. Поэтому сам вопрос о сущности человека в антропософии сводится к вопросу о человеческой духовности. Что такое духовность, духовное, дух вообще - есть предмет исследования антропософии или, по-другому, тайноведения, духоведения, философии свободы. Все эти названия одной теории выражают как различные аспекты в целостном подходе к проблеме человека, так и расставляют акценты на важнейших областях разработки данного вопроса. Термин антропософия указывает на связь духовного мира и человека, тайноведение - на то, что в человеке находится некоторая "тайна", т.е. сущность, скрытая, воспринимаемая не по внешней природе, а там где самопознание обращается к духу, т.е. духовное познание - познание сверхчувственными методами и сверхчувственного предмета - духа. Отсюда - духоведение.

Некоторый терминологический ввод понадобился для того, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений по поводу "размытой" понятийной организации антропософского языка. При исследовании мистического предмета зачастую приходится прибегать к описаниям и синонимам, носящим скорее образный, неточный характер, наводящий на интуитивное "схватывание" смысла. В этом, думается, состоит как преимущество учения (соответствие метода предмету), так и его недостаток (невозможность точного изложения). Последний указывает, несомненно, на ненаучность данного исследования в смысле естественнонаучного подхода. Исследование сущности человека с точки зрения его соотнесенности с духовным миром, безусловно, предполагает рассмотрение как самого этого сс м ^ . неприродного мира, так и закономерностей связи духовного с физическим и взаимодействия внутренних членов духовной структуры. В этом аспекте необходимо подробно остановиться на трехчленном строении человеческого существа как основы духовной сущности человека. В традиционном представлении и представлении философского материализма сознание человека есть вторичный феномен, продукт материальных процессов. Внутреннее состояние, в котором сознание человека частично или полностью освобождается от тела недопустимо для этого подхода.

В своем труде "Антропософский путь познания" Франс Карлгрен приводит данные одного из самых известных экспериментов последних лет, направленного на изучение связи между "физическим" и "психическим". Этот эксперимент был проведен канадским нейрохирургом У.Пенфилдом. Он собрал материал, достаточно обширный, о действиях, вызываемых тонкими электродами, которыми стимулировались различные точки коры на открытом мозге человека. В результате экспериментов он пришел к выводу, что центральные психические функции никогда не активизировались таким образом (в отличие от двигательных движений или галлюциногенных переживаний). У пациентов никогда не удавалось вызвать состояние раздумья или принятия решений. Пенфилд пришел к выводу, что часть человеческой сущности, с которой он столкнулся, была только физическим мозгом, а не контролирующей управляющей субстанцией, которую он назвал "душа", "сознание". Несмотря на то, что он не взял на себя права утверждать о нематериальной природе этой субстанции, он убедился, что она должна существовать независимо от центральной нервной системы. На основании этого он написал свою книгу "Тайна души", в которой попытался обобщить результаты своих экспериментов. Там, среди прочего, говорится: "Так как по-видимому становится абсолютно невозможным истолковать душу как функцию активности нейронов мозга, и так как душа, очевидно, развивается независимым образом и становится более зрелой в течении жизни индивида, и так как компьютерамозг есть не что иное как компьютер -должен программироваться и должен управляться инстанцией, которая может думать самостоятельно, я вынужден принять гипотезу, гласящую, что в основе нашего существа должны лежать некоторые фундаментальные элементы (а именно: тело и душа как самостоятельные функции).

Безусловно, физические наблюдения, подобные описанным, еще не являются доказательством для существования феноменов, которые будут рассматриваться в данной работе, но могут послужить иллюстрацией существования двух различных способов мышления, один из которых представлен учением Рудольфа Штайнера.

Говоря о существе человека как основе его сущности в смысле результата структурного взаимодействия его членов, антропософия, прежде всего, определяет исходную точку пути, на котором оно может быть познано. Таким образом, Штайнер выделяет три области, на которые падает внимание человека. Поскольку мы живем в мире предметов, мы выделяем их свойства через отношения как между самими этими предметами, так и через их отношение к нам самим. Итак, первая область - это предметы, вести о которых постоянно поступают к человеку посредством его органов чувств. Определяя так свойства вещей, он измеряет их аршином своих эмоций, желаний, чувства удовлетворенности и т.д. Гете, предтеча антропософского учения, характеризует этот этап, этот способ соотношения с действительностью, как доставляющий немало ошибок и ввергающий человека в смущение и дезориентирующий его. Далее мы имеем дело со второй областью - областью впечатлений, которые производят на нас эти предметы. Так мы подходим к третьей области: посредством такого "преодоления" отчуждения, вживания в чуждый нам внешний мир, возникает познание, которое мы как "богоподобные" существа получаем о предметах, равнодушно исследуя то, что есть, а не то, что нравится, беря мерило не из себя, а из круга наблюдаемых вещей: это, выражаясь антропософским языком, тайны действия и бытия этих предметов.

Из сказанного следует, что человек трояко связан с миром -первое есть то, что он застает как данный факт. Благодаря второму он делает мир чем-то, имеющим значение лично для человека. Третье рассматривается как цель, к которой он должен постоянно стремиться.

Опираясь на вышеизложенное, Рудольф Штайнер говорит о существовании трех сторон в существе человека и обозначает их тремя соответствующими понятиями: тело, душа, дух, оговариваясь при этом, что никоим образом не стоит связывать их с установившимися и ставшими традиционными штампами. Даже гипотезы следует исключать при подходе к ним, поскольку следует, прежде всего, определить предмет учения, а не блуждать в околонаучных дискуссиях с неясной темой.

Итак, Штайнер дает следующие определения трем ипостасям человеческого существа: "Под телом здесь подразумевается то, посредством чего для человека открываются предметы окружающего мира. Слово "душа" указывает на то, посредством чего человек связывает эти вещи со своим собственным бытием, посредством чего ощущает он от них удовольствие или неудовольствие, приятное и неприятное, радость и боль. Под духом подразумевается то, что открывается в человеке, когда он спокойно, беспристрастно взирает на вещи."1 Так Штайнер определяет триединую структуру человека.

В немногочисленных публикациях по теоретическому наследию Р.Штайнера имеет место критика именно этого "идеалистического" определения существа человека.2 Считаю необходимым обратить внимание на вышеупомянутое предостережение Р.Штайнера относительно "ярлыков", навешиваемых на некоторые понятия, встречающиеся в антропософии. По сути, разбираясь в том, что стоит за идеалистическими основоположениями Штайнера, мы не сможем упрекнуть его в оторванности от реальности. Другой вопрос - с точки зрения каких гносеологических предпосылок истинности мы подойдем к данному учению. Сам основоположник антропософии равнодушно относился к тому, к какому лагерю его причисляют "критики" или "приверженцы" учения. Спокойно реагировал он на подобного рода характеристики, трепетно относясь, между тем, к тому, чтобы учение его не было истолковано искаженно и упрощенно невнимательными и поверхностными исследователями. Известный протестантский пастор, современник Рудольфа Штайнера, Ф.Риттельмайер, впоследствие оставивший свою карьеру религиозного деятеля, став последователем антропософского движения, вспоминает по этому поводу : "Мне неоднократно приходилось наблюдать, что люди, имевшие имя или положение в обществе, принимались читать антропософские книги с наивным намерением в ближайшее время писать о них или говорить. К беседам по этим вопросам с истинными знатоками они не стремились, иногда даже отклоняли их. Так, по моим личным наблюдениям, возникли многие из сочинений, впоследствии серьезно принятых общественностью. "3

Итак, возвращаясь к теме изложения, человек, по Штайнеру, есть аккумулят трех миров. Своим телом он принадлежит к миру физических тел, своей душой строит себе свой собственный мир, который хранит в себе недолго, лишь соприкасаясь с внешним миром посредством впечатлений, через дух же он "выступает из себя" и предоставляет вещам говорить о самих себе. Эмоция, переживаемая его душой, принадлежит ему, но те вечные законы, которые он постигает в мысли, в духе, принадлежат не ему, а самой действительности. Очертив существенные различия между этими тремя мирами, Штайнер приходит к выводу о необходимости трех различных способов исследования, подразумевая под этим как бы синтез трех различных уровней знания.

4.1. ТЕЛЕСНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

При помощи телесных органов чувств мы познаем тело человека. И, следовательно, способ рассмотрения не может быть иным, чем тот, при помощи которого познаются другие чувственно-воспринимаемые вещи. Как мы изучаем свойства минералов, растений, животных, так же подходим и к человеку в его телесной форме существования. Он сродни этим трем формам бытия. Подобно минералам, человек строит. свое тело из веществ природы; подобно растениям - питается, дышит и размножается; подобно животным он воспринимает окружающие его предметы и, на основании впечатлений от них, строит свои внутренние переживания и поведение. Так, Штайнер приписывает человеку бытие минеральное, растительное, животное, которые суть три формы бытия, различающиеся между собой как степенью концентрации веществ, так и качеством строения бытия, содержащего в себе все-предшествующие уровни бытия и отличающегося тем новым порождением сложного взаимодействия низших уровней, которое позволяет сформировать принципиально новую систему. В этом вопросе явствует аналогия с идеей о формах бытия, идущей от Аристотеля через Фому Аквинского к Вл.Соловьеву.

Таким образом, отмечает Р.Штайнер, "как нужно было приписать человеческому телу три формы бытия. так нужно' приписать ему и четвертую, особенную, человеческую"4, что составляет, во всяком случае, возможность и первое необходимое условие для высшего познания.

4.2. ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА Как самостоятельный внутренний мир, душевное существо человека отличается от его телесности. Это выражается, прежде всего, в простейшем явственном ощущении. Несомненно, у каждого человека по-разному протекают "переживания" ощущений (болевые пороги, дальтонизм, атрофия нервных окончаний и другие специфические обстоятельства восприятия). Из этого непосредственно следует, что уже простое чувственное ощущение принадлежит внутреннему миру (носит отпечаток субъективности). Сообразно с этим Штайнер обозначает чувственные ощущения как нечто душевное, (субъективное). С принятием этого положения, внутренние переживания не кажутся только мозговыми процессами, поскольку каждый человек имеет свое отношение к определенному ощущению (жары, вкусовым качествам и т.д.). К ощущению, прежде всего, примыкает чувство (например, удовольствия или неудовольствия), которое есть движение внутренней, душевной жизни человека.

В этом вопросе мысль Штайнера кажется немного привязанной к • общей концепции, поскольку нельзя не принять во внимание физическую природу образования чувств. Так, специфику ощущения формируют многообразные био-социальные факторы, такие как строение и состояние организма, функционирование его различных систем и органов, а также воспитание и социо-культурная Среда существования и развития человека.

Но в то же время нельзя упускать из внимания и тот факт, что' лично человеку присуще именно его, индивидуальное, отношение к ощущению, чувство, обусловленное уже не только деятельностью мозга и нервной системы, но и уже порождением, следствием этой' деятельности - эмоциональностью, темпераментом, характером и другими высшими психическими параметрами. С этой точки зрения, объединяя их в единое понятие и отвлекаясь от традиционного налета одиозности на отношение к самому термину "душа", можно вполне принять точку зрения Штайнера. Тем более, что не приняв то или иное положение исключительно из-за его "неудобоваримого" терминологического обличия, рискуем напрочь лишиться возможности приобрести новое знание. Наложив "выверенную схему" на теорию и обнаружив ее несоответствие рассматриваемой концепции, неизбежно приходишь к неприятию последней, вместо корректировки устоявшейся шкалы. В своем программном труде "Тайноведение" Штайнер пишет по этому поводу: Новое "понимание не может наступить. в том случае, если сам ставишь перед собой препятствия к этому, приобретая предрассудки, которые наше время образовало из неверно понятого природовоззрения о "границах" познания."5

Продолжая исследование предмета, подведу некоторый итог Штайнеровскому рассуждению о душе. Ощущения - это движения внутренней, душевной жизни человека. В своих чувствах человек присоединяет еще второй мир к тому, который воздействует на него извне. И еще нечто третье присоединяется к ним: воля, посредством которой происходит обратное воздействие. И этим он налагает на внешний мир отпечаток своего внутреннего существа. Душа человека в его волевых актах как бы изливается наружу. "Поступки человека именно тем отличают его от внешней природы, что носят на себе отпечаток его внутренней жизни. Так душа противопоставляет себя внешнему миру, как нечто собственное (Eigene) человека. Из внешнего мира он получает побуждения. Но в соответствии с этими побуждениями он строит свой собственный мир. Телесность становится основой душевного."6

Ч.З. ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА.

ТЕЛО. ДУША. ДУХ.

Безусловно, говоря о чувственном впечатлении, нужно иметь ввиду, что человек действует не столько под влиянием внешних раздражителей и процессов его тела, сколько в результате размышлений о своих восприятиях и о своих поступках, внося, таким образом, разумную связь в свою деятельность и получая те или иные познания о вещах. Здесь Штайнер отмечает двоякую необходимость, перед которой встает душевное - это подчинение силам природы, поскольку производится впечатление через ощущение посредством органов чувств тела, и, второе, - это подчинение законам мышления,. подчинение более высокого - духовного - порядка. Дух не имеется ввиду, когда говорят о душевных переживаниях, протекающих через человека, предающегося внешнему миру или своей телесной жизни. На. это антропософия обращает особое внимание, поскольку считает, что, к тому, кто путем мышления хочет уяснить себе сущность человека, должно быть предъявлено требование, чтобы путем размышления о самом себе он уяснил различие между телом, душой и духом. Человек должен правильно понять себя, а это возможно лишь когда он вполне уяснит себе значение мышления в своем собственном существе.

Телесной основой мыслящего духа является мозг, в котором тело • находит свой венец. Рассматривая строение мозга, всегда имеют ввиду, прежде всего, эту его задачу - быть телесной основой мыслящего духа. Тем, кто недооценивает значение мышления и апологетам теорий приоритета ощущений Р.Штайнер противопоставляет тот довод, что при обыденном мышлении, касающемся "области полезного", ощущения, несомненно, играют главенствующую роль. Но высшие чувства не являются сами собой, а достигаются путем энергичной работы мысли.

Структура человеческого тела соответствует задаче мышления. Те же вещества и силы, что находятся в "минеральном царстве", можно найти в человеческом теле в таком сочетании, что через последнее может проявляться мышление. Это строение Р.Штайнер называет физическим телом, которое возникает путем размножения и приобретает законченный облик путем роста. Форма живого воспроизводится путем наследственности и образует вид. Вещества, поставляющие живое существо, сменяются постоянно, вид же остается в цепочке предок-потомок и определяет сочетание веществ. Эта сила, образующая вид, получает в антропософии название жизненной силы.

Проявление жизненной силы не воспринимается обыкновенными чувствами, дающими человеку осязание, слух, зрение и т.п. В связи с этим Штайнер вводит понятие об органе восприятия жизненной силы. Речь идет об "эфирном" или "жизненном" теле, с помощью которого человек может воспринять не только физический облик, но и самостоятельную действующую сущность, которая лишь и вызывает к жизни названные физические вещества и силы. Здесь стоит отметить тот факт, что сам Р.Штайнер был вынужден ввести термин "тело образующих сил", ничем принципиально не отличающийся от "эфирного тела" и "жизненной силы", если не принимать во внимание принятые в старом естествознании подобные понятия, которые обозначали особенный образ действия в организме неорганических сил. Духовный исследователь говорит об эфирном теле постольку, поскольку в организме открывается еще нечто иное, нежели в безжизненном.

Жизненное тело, по Штайнеру, есть сущность, благодаря которой на протяжении жизни тело постоянно сохраняется от распада. Для того, чтобы увидеть жизненное тело, чтобы воспринять его у другого существа, необходимо иметь как бы "духовное око". Духовная наука предлагает принять это просто как обозначение описываемого предмета, не смущаясь этим термином и отвлекаясь от предвзятого отношения к подобного рода "мистическим" понятиям.

Как и в примере с физическим телом, эфирное тело человека можно понять, лишь рассматривая его по отношению к мыслящему духу. Своей приспособленностью к мыслящему духу эфирное тело человека отличается от эфирного тела животных и растений.

Та деятельность, посредством которой происходит ощущение, весьма существенно отличается от действия образующей жизненной силы. Можно далеко проследить то, что называется внешним миром -мы не найдем в нем ощущения. Лучи света проникают в глаз, распространяясь там вплоть до сетчатки вызывая там, таким образом, химические процессы, порождающие раздражения; раздражения, в свою очередь, по зрительному нерву передадутся в мозг. Подобные же материальные процессы мы видим повсюду во внешнем мире. Если я могу наблюдать жизненное тело ("тело" не смешивается здесь с чувственной телесной формой, а обозначает то, что придает существу некий "облик", "форму"), то я восприму, что физический процесс в мозгу есть одновременно и жизненный процесс. Но само цветовое ощущение, которое испытывает воспринимающий световые лучи, я этим путем постичь не могу. Оно возникает лишь в душе воспринимающего. То есть из действия жизненной силы вызывается внутреннее переживание. Таким образом, человек, получающий впечатления от ощущений, одновременно является и источником деятельности, направленной туда, откуда происходят впечатления.

Впечатления вызывают ощущения. В науке о духе этот источник "ответной деятельности" получает название "души ощущающей".

Для наглядности Штайнер сравнивает ее с содержанием картины, представляя тем самым "физическое тело" лишь ее полотном. Телесные органы, таким образом, слепы (глухи и т.д.) к восприятию "души ощущающей", которая может быть постигнута лишь путем сверхчувственных восприятий. В этом случае человек созерцает ощущения. В свой собственный мир ощущений может, проникнуть каждый человек; мир ощущений другого существа остается недоступным до той поры, пока у человека не развивается, так называемое, "духовное око". В наше время уже трудно не считаться с фактом наличия такого органа у некоторых людей,7 обладающих способностью сверхчувственного восприятия или, выражаясь популярным языком, "экстрасенсорного". Такой человек способен наблюдать не только физические процессы, происходящие в • организме, но и получает гораздо более полную картину, присовокупляя к имеющемуся знанию созерцание ощущений другого человека. В нынешних медицинских учебных заведениях, не обладая. такой способностью, будущий врач вынужден дополнять картину физических процессов наблюдением за собственной реакцией на те или иные возбудители, чтобы впоследствии по косвенным признакам "восстановить" "мир ощущений" пациента. На основании собственной реакции на боль, делается вывод о характере болевого ощущения у пациента, его интенсивности и т.д. Но хорошо известен тот факт, что реакции разных организмов совершенно различны и, • поэтому, в сегодняшней медицине, психиатрии, в частности, психологии и других областях прикладного человекопознания чрезвычайно важен опыт тех специалистов, которые умеют "проникать" в другое существо на уровне восприятия его "астрального" или "эфирного" тела.

В своей деятельности "душа ощущающая" определена и ограничена телом, это выражается в степени ее развитости и' различных других физических параметрах, таких как общее физическое состояние человека и т.п. Но граница души ощущающей не совпадает с границами физического тела. Она уже как бы "выше" и "мощнее" физической организации тела. Следовательно, Р.Штайнер представляет следующую картину: физическое тело тело душа эфирное тело душевное ощущающая

Душевное тело связывает душу ощущающую с физическим телом и его жизненной силой. Или:

Эта схема отображает лишь часть человеческого существа, ту,' которая рассмотрена выше. Схема отвлечена от последующих членов структуры, но уже здесь наглядно представлена зависимость душевного тела от физического, а также иерархическая и функциональная зависимость членов и то, как структура человеческого существа образует его сущность. Рисунок проясняет выраженную мысль о том, что то, что называется ощущением (душа ощущающая) есть лишь часть душевного существа. К ощущениям примыкают чувства удовольствия и неудовольствия, влечения, инстинкты, страсти. Все это носит тот же характер личной жизни, как и ощущения и, подобно им, зависит от телесности.

Душа ощущающая находится во взаимосвязи не только с телом, но и с мышлением, духом. Человек составляет себе мысли о своих ощущениях и так проясняет внешний мир. То, что называется материальной культурой, движется именно таким образом. Благодаря этому происходит научно-технический прогресс, который служит удовлетворению потребностей души ощущающей. Подобно тому, как жизненная сила пронизывает физическое тело, так и сила мысли охватывает душу ощущающую. Эту силу Р.Штайнер обозначает как душу рассудочную (для простоты ее можно назвать характером). Наглядно это можно было бы описать следующим образом: Поместим воображаемый цветной экран перед душой ощущающей, при прохождении "света души рассудочной" через этот экран, душа ощущающая будет охвачена как бы цветовым облаком, которое и есть душа рассудочная. Это показывает и то, что душа рассудочная представляет собой самостоятельную сущность, и то, как она связана функционально с другими членами человеческого существа, а также и то обстоятельство, что интенсивность ее воздействия может меняться в зависимости от степени развитости соответствующего "органа" -"души рассудочной".

Благодаря мышлению человек выводится за пределы своей личной жизни и при этом в нем остается убеждение в полной согласованности законов своего мышления с мировым порядком. Это дает ему адаптацию к внешнему устройству жизни. В процессе мышления и познания человек как бы ищет истину в себе, в своей душе, и в этой истине отражается, с одной стороны - окружающая действительность, а с другой - человеческая душа.

Таким образом, через истину мышление приобретает самостоятельное значение. К примеру, эмоциональная реакция на какое-либо явление не может существовать отдельно от человека, производящего эту реакцию. В свою очередь, мысли, логические заключения и научные выводы не только приобретают самостоятельное, "отчужденное", существование, но и становятся достоянием других людей. Следовательно, овладевая истиной, душа соединяется с чем-то, что несет свою ценность в самом себе. Причем, возникая с душевным ощущением, она не исчезает вместе с ним. Это, в свою очередь, не противоречит тому факту, что истины, "добытые отдельным человеком, в определенное время познаются как частичные или полные заблуждения, поскольку человеческое мышление порождает идеи, являющиеся не более, чем преходящими формами проявления вечных истин.8 Антропософия считает, что человек познает истину, прислушиваясь к своим переживаниям: ". жить в истине - означает не что иное как замечать, какое в нас возникает внутреннее переживание при рассмотрении каждого отдельного предмета."9 "Так истина является нам в ее индивидуальном одеянии. Она соответствует своеобразию личности. Это особенно верно для высших, важнейших для людей истин."10 В этих мыслях, они были записаны в 1897 году, индивидуализм, как, пожалуй, специфическая черта антропософии, находит свое ярчайшее выражение, поскольку из этого следует, что сущность мира раскрывается в человеке. Истина в каждом отдельном человеке выражается по-разному и по-разному окрашена, соответственно только его личности. Но, при этом, истина, • столь разнообразно высказывающая себя, - всегда одна и та же истина. Эта мысль впоследствии станет основополагающей в антропософии, поскольку разовьется в идею особой формы духовного ученичества. Об этом речь пойдет позже, во второй главе настоящего исследования. А пока мы установили основной тезис антропософской науки, который состоит в том, что весь мир есть подлинная мировая загадка, а человек есть ее разрешение. Причем, это разрешение не является только мыслью или теорией, но частью мирового процесса. Поскольку же процесс этот проявляется через человека, постольку и познание является процессом реальности. Вопросы проявляют себя в мире, ответы открываются в действительности, познание человека есть не что иное как его сопричастность тому, что существа и процессы духовного и физического мира стремятся выразить как свою сущность.

Иными словами, ценность вечной истины не только не умаляется, но и подтверждается, поскольку имеющее вечное значение побуждает и вечное отношение к себе. Значит, не имей истина самостоятельного значения, она и не была бы общечеловеческой целью. О том, почему стремление к истине является присущим человеческому существу, речь пойдет в параграфе, посвященном познанию как средству преодоления отчужденности между человеком ■ и миром. Аналогично же антропософия подходит к понятию "добра".

Вечная нравственная ценность, нравственно-доброе, т.е. приемлемое, не зависит конкретно от устремлений людей, их страстей и поведения. Последние являются лишь формами проявления частных представлений людей о том, что является нравственно ценным, находятся в подчинении у вечных параметров добра. Желание же или нежелание соответствовать нравственно высокому - это уже, как говорилось выше, свойства души отдельной личности, склонности характера, которые можно развивать до такой степени, что они без принуждения будут следовать признанному долгу. В этом смысле, нравственная ценность так же самостоятельна, как и вечная истина, поскольку, получая свое существование через душу ощущающую, она находит свое дальнейшее существование независимо от нее.

Штайнер отмечает, что позволяя жить внутри себя вечной истине, добру (т.е. подниматься до служения долгу), человек поднимается выше души ощущающей. Его существо "пронизывается светом вечного духа". Таким образом, душа становится сопричастной вечному, и человек соединяет свое собственное бытие с вечным бытием. Это положение является центральным для всей антропософии, поскольку из него выводятся основополагающие принципы "духоведения", составившие базу прикладных наук, развивающихся в соответствии с антропософской методологией. То, что несет в себе душа как истину и добро - то в ней бессмертно. То, что в душе составляет отпечаток вечного11, Штайнер называет здесь душой сознательной. В "Антропософском календаре души", сборнике изречений, предназначенном для ежедневной медитативной работы в продолжение года, читаем:

Так чувствую я мир,

Который без души моей участья,

Лишь пустота и жизни холод,

И в откровении бессильном

Себя воссозидая в душах,

Лишь смерть в себе найти способен.

Таинственно я ощущаю, Как в юном самобытии Встарь сбереженное восстало, Чтоб силы мира, пробуждая, Излить во внешние мои деянья, В бытьи запечатлев мой облик.12

Несмотря на не совсем удачный перевод, смысл все же остается вполне ясным:" юное самобытие" - есть не что иное как земная форма бытия человека, а "встарь сбереженное" - непреходящая духовная сущность человека, единящая его с миром, которая выражает себя через "внешние деянья". Следовательно, в самом человеке уже живет истина, и та часть души, в которой она живет должна быть признана сознательной. Как душа ощущающая и душа рассудочная живут во внешнем мире, так третий член души погружается в божественное, когда душа достигает восприятия своей собственной сущности.

В связи с этим может возникнуть недоразумение, будто "тайноведение" признает сущность человека за единую с Богом. Но здесь речь вовсе не о том, что "Я"(как сущность человека) и Бог есть одно и то же. Как капля воды, взятая из моря, не есть то же, что море, так и третий член своей души есть тот орган, через который человек приобретает внутреннее знание о самом себе, находит в себе Божественное, поскольку сама сущность человека взята из Божественного. Лишь в душе сознательной раскрывается действительная природа "Я". В ощущении и в рассудке душа теряется во внешнем, душа сознательная охватывает свою собственную сущность. Восприятием "Я" - с обращением мысли на себя -начинается внутренняя деятельность этого "Я". Благодаря этой деятельности восприятие "Я" в душе сознательной имеет для человека абсолютно другое значение, нежели наблюдение всего того, что. доходит до него через его телесную структуру. Сила, выявляющая "Я" в душе сознательной, есть так же и та сила, которая проявляется в реальности. Поэтому, познавая ее в самом себе, человек может найти ее также и в ее проявлениях - во внешнем мире. Итак, обозначая некоторую черту под сказанным, отмечу три главных члена души, которые разделяет Штайнер:

- душу ощущающую

- душу рассудочную

- душу сознательную

Душа человека находится в двояком положении: с одной стороны на нее действуют ограничивающие свойства телесности, а с другой -расширяющие возможности духовности: дух душа Т тело

Штайнер, говоря о сверхспособностях, отмечает буквально следующее: "созерцающий" душу видит некое "излучение света", распространение светового поля. В наше время уже никого не удивит, что существуют люди, способные видеть ауру, некое "поле", которое излучается вокруг человека, образуя "оболочку", охватывающую его физическое тело. Человек, наделенный даром подобного видения, даже не задумывается над тем, является ли "телесность" единственной формой проявления бытия человека. Для него очевиден тот факт, что тело, которое мы воспринимаем пятью органами чувств, являет собой только часть "всего человека". Но ценность антропософии состоит не только и не столько в открытии человеческой ауры, а то, что она впервые (до сих пор достаточно оригинально) исследует процессы, происходящие в этом члене человеческого существа, с философской точки зрения.

По свидетельству Ф.Риттельмайера, на своих лекциях Рудольф Штайнер не стремился к популяризаторству, завоевывая внимание и признание публики "чудодейственными" опытами и представлениями эффектных опытов, как это делает большинство "экстра-сенсов" нашего времени, а, напротив, рассчитывал всегда на подготовленную, серьезную аудиторию, которая могла бы воспринять его учение творчески и с научным интересом. Несмотря на то, что ему приходилось иной раз принимать до двухсот человек в день по вопросам физических и психических недомоганий, просто интересующихся людей, Р.Штайнер не искал громкой славы "народного целителя". Будучи философом и личностью, по свидетельству современников, "глубоко преданной человечеству", как ни пафосно это звучит, Штайнер исходил из задачи научить увидеть мир и человека в нем как выражение его сущности, помочь сориентироваться в нем и действовать сообразно этому миропониманию и видению. Его антропософия воспринимается некоторыми как мощные удары молота по всему мирозданию. По словам Штайнера, "наступило время, когда каждый отдельный человек должен знать больше и о том, откуда он пришел и каким жизненным связям он принадлежит."13

Говоря о структуре человеческого существа, Штайнер отмечал, что тело, как самое грубое образование, находится в ряду прочих, проникающих друг в друга образований. Эфирное тело, как жизнеформа, напоминает физическую плоть, а астральное тело - душу, выступая за пределы телесной формы. Таким образом, можно определить некоторую систему подмножеств: душа сознательная душа рассудочная душа ощущающая душевное тело (астральный облик) эфирное тело физическое тело

Эти образования и есть, по мнению Штайнера, человеческая аура. Ей обогащается существо человека, если увидеть его в том смысле, в каком хочет дать представление о нем антропософия.

В раннем детстве человек как бы не отличает себя от внешнего мира, ребенок трудно осваивает местоимения, говорит о себе в третьем лице и т.д. Путем самосознания человек определяет себя как самостоятельное отдельное существо "Я", в котором собирает все свои телесно-душевные переживания. Таким образом, тело и душа выступают носителями "Я". В них осуществляется деятельность "Я". С этой точки зрения их можно назвать "оболочками" и условиями жизни "Я". В большинстве языков имя "Я" никогда не употребляется в отношении к чему-то отличному от говорящего. Когда человек произносит "Я", он имеет дело с чем-то внутренним, сокровенным, не имеющим ничего общего, по существу, ни с одним из тех миров, откуда взяты вышеупомянутые оболочки. Переживания души и тела соединяет в себе "Я", мысли истины и добра могут вливаться в "Я". От вечных истин "Я" как бы получает свой смысл и назначение. А тело и душа становятся орудиями для выполнения означенных целей.

Я"живет в физическом теле- подчиняется минеральным законам Благодаря эфирному телу - законам воспроизведения и роста Благодаря душе ощущающей и душе рассудочной - законам мира душевного

Благодаря душе сознательной (воспринимающий дух) - законам жизни духа Высшее проявление "Я" - душа сознательная - излучается из духа, наполняет всю душу и через нее воздействует на тело. Этот, проявляющийся через "Я", "сам", дух получает название "самодуха". Различие между душой сознательной и самодухом состоит в том же, в чем состоит различие между физическим и эфирным телом: душа сознательная соприкасается с человеческой аурой, являясь как бы субстанцией, а самодух и есть то "духовное наполнение", "духовная сила", наполняющая "Я", индивидуализированная в нем. Согласно антропософии, "самодух" есть откровение духовного мира внутри "Я" (так же, как и чувство - откровение физического мира в "Я"). И как первое откровение (духовного мира) в духоведении обозначается "интуицией", так второе - "ощущением". Если бы вещи раскрывались нам только через ощущения, то не могло бы быть прогресса в духовном развитии. Природу ощущает и дикарь, через законы природы раскрываются мысли высокоразвитого человека. Мысль, причастная вечной истине, являющая собой форму проявления абсолютной истины, причастна духу (вечно познающемуся абсолюту). Дух доступен нам лишь интуитивно, частично, неосязаемо, не связанно с ощущением.

В традиционных понятиях мы бы сказали, что "интуитивное" в духоведческом понимании, есть недоступное опыту, имея ввиду ту часть опыта, которая не относится к сверхчувственным экспериментам. В этой связи полезно прочитать некоторые отрывки из рассказа летчика, проделавшего в 1928 году перелет через Атлантику. Среди всех правдоподобных сообщений, о "Я" - переживаниях" этот, пожалуй, один из самых интересных. Здесь с достаточной ясностью предстает перед нами тот факт, что само по себе "Я" не имеет физически-телесной природы, и мы имеем дело с феноменом, который по праву может быть назван "сверхчувственным опытом". В своей книге "Дух св.Луиса" Линдберг описывает последовательные состояния, которые он переживал за период, начиная с подготовки к старту и заканчивая завершением полета. Ввиду ряда объективно сложившихся обстоятельств, пилот сел в кабину после двух бессонных ночей. Из-за абсолютной необходимости сохранять бдительность и внимание он погрузился в особое состояние сознания, которое описал следующим образом: "после критических мгновений и многих часов перенапряжения дух и тело смогли настолько сильно разделиться, что в конце концов они оказались совершенно различными элементами: как будто бы тело было лишь приютом, в котором временно задержался дух, все же несколько связываясь с ним. через неопределенное время мне показалось, что я отделился от моего тела, как будто бы я был сознанием, распространившемся в пространстве. Я начал смутно ощущать новое измерение. казалось, я состою теперь из трех личностей. Вот, прежде всего мое тело, которое теперь окончательно знает, что в этом мире оно не хочет больше ничего, кроме как спать. Вот затем моя совесть. Она постоянно принимает решения, которые мое тело отказывается выполнять. Вследствие этого она быстро теряет свое влияние. А вот, наконец, и третий элемент.

41 * < V*

Кажется, что с усталостью он не только не слабеет, но напротив, становится сильнее. Это духовный элемент, направляющая сила, которая вышла откуда-то из глубины и начала контролировать ум и тело. Снова и снова я засыпаю с открытыми глазами. Я знаю, что засыпаю и не могу этому противостоять. Когда я засыпаю таким образом, мои глаза так же оторваны от моей естественной способности понимания, как если бы они были на самом деле закрыты. Но зато они связаны с тем новым, исключительным пониманием, которое заметно лучше справляется с получаемыми ими впечатлениями."14 По истечении многочасового перелета, при посадке и расслаблении, Линдберг почувствовал возвращение в нормальное состояние сознания, в котором прекратилось разделение его существа на три части, и тело снова стало повиноваться уму. Линдберг, как известно, целый и невредимый приземлился в Париже. Его переживания существенно отличаются от галлюцинаций, которые иногда происходят у изолированных лиц, когда они лишены общения с другими людьми и депревированы от сенсорных впечатлений. Такие галлюцинации часто имеют угнетающее действие и, соответственно, более или менее нейтральное содержание. В случае Линдберга, жизнь пилота была спасена благодаря его внутренним переживаниям. Вообще же, говоря о подлинности "сверхчувственных" переживаний, стоит иметь ввиду, что их отличие от галлюцинаций заключается, прежде всего в том, какое воздействие они оказывают на организм человека в целом и на ход событий, в которых участвует "переживающий" измененное состояние сознания человек. Совершенно естественно, что людям после подобных внутренних испытаний трудно критически отстраниться от пережитого. В этом смысле весьма показателен пример протестантского епископа Рихарда Вурмбранда, исповедовавшего теологические взгляды, чуждые спиритуальным переживаниям, который после второй мировой войны провел много лет в румынской тюрьме. В своем физически ослабленном состоянии он пережил в одиночестве своей камеры множество галлюцинаций, примеры которых он потом описал в своей книге "С Христом 14 лет в коммунистических застенках". Вурмбранд отмечает, что, наряду с этими различными иллюзорными впечатлениями, у него были и переживания совсем другого рода, подобные описанным в случае с летчиком, которые также помогли ему сохранить жизнь. Основополагающее отличие между галлюцинациями и "подлинными" сверхчувственными переживаниями заключается, следовательно в том, что последние могут иметь далеко идущее значение для человека и его жизни, в то время как чисто иллюзорные переживания не проявляют таких последствий. Однако, все же, стоит иметь ввиду и непреложность того факта, что действительную подлинность нам может дать только собственный опыт.

Антропософская литература стремится показать, что возможностей получить такой опыт значительно больше, чем принято, как правило, считать.

Итак, из вышесказанного, можно распознать "три ступени сознания". У нас есть физическое тело, которое может существовать только в соответствии с нормальными условиями внешней среды и гармоничного функционирования его физиологической природы. У нас есть также и некоторая внутренняя субстанция, которая пытается побудить тело к тем или иным действиям. Ей могут соответствовать различные названия, такие как "разум", "совесть", "воля", даже, как у Штайнера, "душа". С этической точки зрения все эти понятия строго различаются по своему значению. Но в данном, онтологическом контексте, нас интересует не точная номинология, а именно попытка обозначить некоторую отдельную от тела субстанцию, руководящую телом. Вообще, подобный предмет исследования заключает в себе, прежде всего, сложность определений описываемых субстанций и явлений, поэтому приходится принять пока такое положение вещей, когда с помощью различного рода синонимов и описаний "нащупывается" понимание предмета. В свою очередь, Р.Штайнером была разработана достаточно оригинальная система терминов, но и она имеет своим недостатком некоторую соотнесенность с традиционно принятыми в философии понятиями, зачастую не схожими по смыслу. Третьей ступенью обозначим тот "уровень сознания", который, зачастую, не принадлежит к области повседневного опыта. Но в особых ситуациях, как, например, в описанных, это ограничение до определенной степени снимается. Если рассмотреть физическое тело в тесной связи с эфирным и астральным телом (как выражением "душевной жизни"), то только что описанное можно изобразить следующим образом: тело" "душа" "дух" человек физическое тело + эфирное астральное тело "Я" тело животное физическое тело + эфирное астральное тело тело растение физическое тело + эфирное тело минерал физическое тело

Такая схема может немного прояснить ситуацию с соотношением элементов человеческого существа, а также наглядно показать эволюционную иерархию этих элементов. Явления, о которых идет речь, становятся наглядными, когда их рассматривают не отдельно, а в общем онтологическом контексте.

Как ощущение не может воспроизвести предмет, которым вызвано, так и самодух не создает то духовное, из которого питается. Духовный мир построен аналогично физическому, но на совершенно ином уровне. В духовном, как и в физическом мире, существует как внутреннее, так и внешнее. Вещества физического тела перерабатываются организмом; духовное, взятое из духовного мира, так же осваивается и становится частью самого человека. "Не хлебом единым." - духовное есть извечная пища человека. В духовном мире человек есть такое же отдельное существо, как и в мире физйческом. Это самостоятельное духовное существо получило в антропософской интерпретации название "духочеловека".

Духооболочка (аурическая оболочка) есть то, что, подобно коже человека, отделяет его от внешнего мира. Подобно жизненной силе, у "Духочеловека" существует свое эфирное тело, названное в антропософии "жизнедухом". Таким образом, налицо три составляющие духовного существа человека: Духочеловек, Жизнедух и Самодух как аналогия астрального тела на духовном уровне.

Из вышеназванного вытекает девятичастное строение человека, согласно антропософскому духоведению

- физическое тело

- эфирное тело или жизненная сила

- душевное тело

- душа ощущающая

- душа рассудочная

- душа сознательная

- Самодух

- Жизнедух

-Духочеловек

В земной жизни по Рудольфу Штайнеру, душевное тело и душа ощущающая сливаются воедино, душа сознательная и Самодух - тоже. Таким, девятичастным строением, человек принадлежит трем мирам и является их носителем. Это, соответственно, физический, душевный и духовный миры. Можно привести следующую наглядную аналогию:

Жизнедухом, Самодухом и Духочеловеком личность расцветает в мир духовный.

Душой ощущающей, рассудочной, сознательной связывает два мира физическим телом, жизненной силой, душевным телом коренится в физическом мире.

В соответствии с этим, антропософия говорит о том, что человек в процессе своего духовного совершенствования в земной жизни, осуществляет преобразование физического тела в Духочелоеека

Жизненной силы в Жизнедух через развитие "Я"

Астрального тела в Самодух как зерно души

В этой связи Штайнер критикует современную ему психологическую науку, которая, по его мнению, страдает от последствий церковнодогматического постановления 869 года, вытеснившее основанное на древнем инстинктивном знании представление о том, что человек состоит из тела, души и духа. Состоявшийся в Константинополе Восьмой собор Христианских церквей, признаваемый в католичестве "Вселенским", постановил, что человек не несет в себе духа (как самостоятельного члена своего существа), но имеет лишь душу, наделенную некоторыми духовными свойствами. Поэтому сегодня, в связи с психологией, почти всегда говорят о двучленности человеческого существа.

Говорят, что человек состоит из тела и души либо, что он. состоит из плоти и духа; тело и плоть, а равно душа и дух рассматриваются при этом как довольно равнозначные вещи. Невозможно составить себе действительное представление о человеческом существе, если считать это двучленное построение единственно правильным. По этому поводу антропософия рассматривает закон сохранения энергии как величайшее препятствие для понимания человека, поскольку до тех пор, пока возникновение • новых сил будут считать невозможным, не придут к познанию истинного существа и сущности человека. Ибо истинное существо человека состоит в том, что через него, посредством его постоянно образуются новые силы. В условиях этого мира человек - единственное существо, образующее новые силы и новые вещества. Но современное мировоззрение не хочет принимать в себя такие элементы, с помощью которых может быть познан человек, и поэтому приходит к закону сохранения энергии, который ничему более или менее не мешает, пока речь идет о природе, внешней человеку (минеральной, растительной, животной), но который уводит от понимания природы человека.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.