Альтернативные модели социализации детей-инвалидов в современном обществе: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Москвичева, Наталья Александровна

  • Москвичева, Наталья Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 146
Москвичева, Наталья Александровна. Альтернативные модели социализации детей-инвалидов в современном обществе: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 2007. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Москвичева, Наталья Александровна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Основные подходы и модели социализации и социальной интеграции детей-инвалидов

1.2. Основные механизмы процесса социализации

1.3. Институционализация социальной интеграции детей-инвалидов

ГЛАВА 2. Философская антропология и антропософия как теоретико-методологическая основа альтернативных моделей социализации детей-инвалидов

2.1. Модель социализации личности в концепции философской антропологии

2.2. Антропософская социальная концепция как теоретико-методологическая основа модели социализации детей-инвалидов

ГЛАВА 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

3.1. Кемпхиллское движение как модель социализации детей-инвалидов

3.2. Проблемы и перспективы использования альтернативных моделей социализации в современном российском обществе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Альтернативные модели социализации детей-инвалидов в современном обществе: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Актуальность социально-философского анализа проблем социализации детей - инвалидов в значительной степени обусловлена сложными, требующими выработки новых подходов для своего решения практическими задачами, которые возникают в процессе реформирования современного российского общества.

Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самых уязвимых его категориях - инвалидах. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов. В России сейчас около десяти миллионов граждан имеют инвалидность.

Особую обеспокоенность общественности вызывает значительное увеличение числа детей-инвалидов. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень детской инвалидности увеличился более чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 млн. инвалидов, из них детей-инвалидов - 1 млн. Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода, ухудшение условий труда женщин, бытовых условий жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, ухудшение экологической обстановки.

Дети-инвалиды - самый социально незащищенный общественный слой России. Тенденция увеличения в России количества детей-инвалидов при общем снижении рождаемости и недостаточность существующих форм обучения и воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, позволяют сделать вывод об определенном несовершенстве социальной и 3 образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития и поставить задачу поиска эффективных путей оказания социально-педагогической помощи детям данной категории.

По отношению к детям-инвалидам сегодня в России ведется активная социальная политика. С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов. Значительное место в современной государственной политике по социально-педагогической защите детей-инвалидов отводится целевым программам (федеральным, региональным), среди которых особое значение имеют «Дети России», «Дети-инвалиды» и др.

Постановка в качестве приоритетных общенациональных задач, имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность - здоровье нации, реформирование в соответствии с требованиями времени системы образования, - предопределила растущий интерес общества к проблемам семей, в составе которых есть дети-инвалиды, к работе с ними социальных служб, некоммерческих организаций и реабилитационных центров различных форм собственности. В центре внимания общественности - поддержка семей детей-инвалидов и поиск наиболее эффективных и наименее психологически безболезненных моделей социализации ребенка-инвалида.

Во многих российских регионах на основе Федерального закона № 181 от 24 ноября 1995 года «О защите инвалидов Российской Федерации» были приняты законодательные акты и губернаторские программы, открыты центры помощи семье и детям, призванные комплексно обслуживать семьи, где есть дети-инвалиды. Закон определил комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе их социальной защиты. Основным механизмом осуществления данного процесса является индивидуальная программа реабилитации инвалидов. Она представляет собой комплекс оптимальных мероприятий, включающих отдельные виды, формы, объемы помощи детям-инвалидам, сроки и порядок их реализации, направленные на восстановление компенсации нарушенных или утраченных функций организма, развитию способностей инвалида в выполнении определенных видов деятельности.

Необходимо признать, однако, что существующие концепции социальной реабилитации и практика их реализации на сегодняшний день не являются достаточно эффективными и действенными, что, по мнению ряда исследователей, в значительной степени обусловлено ограниченностью их теоретико-методологической основы, в силу чего они сводятся к проведению отдельных мероприятий по оказанию почти исключительно материальной помощи. Между тем, сегодня становится все более очевидной недостаточность такого подхода к проблеме социальной адаптации детей-инвалидов, что заставляет научную общественность искать новые, более эффективные модели социализации и реабилитации детей-инвалидов. Эти важные, имеющие особую социальную значимость, задачи не могут быть решены без социально-философского анализа и обобщения различных моделей и механизмов социализации детей-инвалидов, без осмысления накопленного в этой области отечественного и зарубежного опыта.

Другими словами, социально-философский анализ моделей, механизмов и институтов социализации детей-инвалидов в современном обществе, в том числе альтернативных положенным в основу общегосударственной практики, является актуальной научной проблемой, имеющей большое практическое значение.

Степень изученности проблемы. Социокультурная трансформация российского общества конца XX века потребовала изменения государственной и общественной позиции по отношению к проблеме воспитания, развития, обучения детей - инвалидов и заставило искать наиболее эффективные модели социализации в общественную структуру. Данная задача, поставленная перед учеными и общественными деятелями заставила обратиться к опыту решения проблем социализации личности не только в отечественной социально-философской и педагогической науке, но и зарубежному опыту.

В силу своего комплексного, мультидисциплинарного характера проблема социализации детей с отклонениями в развитии является общим предметным полем различных гуманитарных наук, располагаясь на пересечении социальной философии, общей, специальной и социальной психологии, социальной антропологии, социальной педагогики.

Степень разработанности проблемы связана с расширением пространства социального неравенства, практик социальной депривации, невысокой эффективностью действующих социализационных технологий, систем в отношении детей с ограниченными возможностями. Философский анализ социальной интеграции личности как социокультурного феномена возможен на основе трудов социальных философов, принадлежащих к различным школам и направлениям.

На наш взгляд, необходимо отметить, что большой вклад в решение этой проблемы внесли идеи и концепции разработанные отечественными и зарубежными философами, психологами, педагогами начиная с XIX - XX вв.

В контексте данного исследования были актуализированы разработки марксистской теории анализа социального неравенства и прогрессирующей поляризации общества, проблема неравенства жизненных шансов людей, М.Вебера, детерминант социальной сегрегации С. Гоарда, институциализации неравенства Е.Балабановой, П. Штомпки, и проблемы динамики неравенства Д. Константиновского.

Различные теоретические аспекты данной проблемы исследовались представителями ряда философских школ и направлений, которые внесли существенный вклад в разработку таких вопросов, как формы общественного устройства, модели и институты социализации личности, основные подходы и механизмы социализации личности, имеющей отклонения в развитии.

Анализ специфики социального неравенства, возможностей доступа представителей социально-уязвимых групп к ресурсам общества, к образованию представлен в работах таких зарубежных ученых как Ч.Кули [69], Дж. Г. Мид [84].

Интересной, на наш взгляд, является концепция представителей социальной феноменологии (П. Бергер, Т. Лукман [13], К. Вольф [28]) и символического интеракционизма (теория стигматизации Э. Гоффмана), которые рассматривали проблемы нетипичности, инаковости инвалида и его болезнь, как социокультурный феномен, как специфическую роль, навязываемую человеку социальным окружением.

В ряде работ современных отечественных и зарубежных авторов, подчеркивается необходимость реализации антропоцентрированной социальной политики, усиления практики социальной помощи и поддержки лиц с ограниченными возможностями, оказания им содействия в ходе интеграции в общество. При этом многие ученые обращают внимание на низкую степень социальной защищенности детей и подростков, в особенности, имеющих отклонения в развитии. В целом проблематика детства как социокультурного универсума исследуется как зарубежными учеными (М. Мид [84].), так и отечественными (И. Кон [68], Б. Эльконин, Д.Зайцев [49]).

Но, наиболее глубоко, на наш взгляд, проблема интеграции в общество детей с ограниченными возможностями была исследована и разработана представителями антропософского направления социально-философской науки Р. Штайнером [154], Б. Ливехудом, которые предложили свой уникальный вариант модели социализации инвалида в общественное пространство.

Важное место в отечественном дискурсе проблем инклюзии личности в общественные отношения принадлежит работам Макаренко, Сухомлинского, Л. Выготского, чьи идеи о связи между социальной активностью, социальным окружением и индивидуальным психофизическим развитием человека заложили методологические основы социально-образовательной интеграции детей с физическими и умственными недостатками.

Рефлексия процесса социализации в контексте институциональных традиций представлена в работах современных исследователей - В. Добренькова, Э. Ильенкова, И. Кона, рассматривающих образование в качестве института социальной адаптации, интеграции личности.

В настоящее время в России, несмотря на традиционность адаптационно-реабилитационного подхода к проблеме социализации детей-инвалидов с ограниченными возможностями актуализируется в исследованиях О. Герасименко [32], Р. Дименштейна [32], Н. Малофеева [80], Л. Шипицыной [149] и др.

Интегрированное образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов включения в общество детей с различным уровнем психического и физического развития. Эта проблема рассматривается как зарубежными (К. Кениг, Б. Левихуд) так и отечественными авторами (Н.Назарова [87], П.Новиков [103], Е. Ярская-Смирнова [167]).

Анализ результатов исследования проблемы социализации детей-инвалидов позволяет выделить несколько основных направлений. Одно из них -психоаналитическое направление, представленное фрейдизмом, суть которого сводится к тому, что процесс социализации личности полностью подконтролен врожденным инстинктам поведения человека как биологического существа в обществе. Сторонники социального подхода рассматривают индивида исключительно как пассивный продукт внешних воздействий. В психологическом направлении социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. В русле интеракционизма социализация трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей (Э. Берне [16], Э. Эриксон [163] и др.). Концепция Д. Мида заложила основы эмпирического исследования социализации: социальные функции детской игры, значение прямого и косвенного общения, характер и типы значимых других, способы принятии роли другого, целостность личности и т.д.

Отмечая основные направления в исследовании проблемы социализации личности, необходимо подчеркнуть, что многие аспекты данной проблемы еще не нашли должного освещения. До сих пор дискуссионными являются вопросы, связанные с моделями и механизмами наиболее эффективного процесса социализации личности, проблемы формирования «бесконфликтного» государственного устройства и место в нем детей и взрослых с ограниченными возможностями, поиск наиболее приемлемых форм их адаптации и взаимоотношений с беспроблемными индивидами в современном обществе.

На наш взгляд, недостаточно внимания уделено философами и социологами антропософской модели социализации личности, базирующейся на собственной системе представлений о социальной структуре общества и места в ней индивида. Именно поэтому в данном диссертационном исследовании автор предпринял попытку социально-философского анализа различных подходов и моделей социализации личности с ограниченными возможностями, институтов и механизмов социализации детей-инвалидов, уделив основное внимание мало изученным вопросам в отечественной гуманитарной науке.

Объектом данного исследования является социализация личности с ограниченными возможностями.

Предметом исследования являются концепции и модели социализации детей-инвалидов и практический опыт их использования в современном обществе.

Цель и задачи исследования. Принимая во внимание актуальность теоретических и прикладных аспектов данной проблемы и отсутствие в настоящий момент монографических и диссертационных исследований проблемы, целью данного исследования является социально-философский анализ ряда теоретических моделей и практического опыта социализации детей-инвалидов в современном обществе.

Такая постановка цели определяет необходимость решения ряда исследовательских задач:

- осуществить анализ исследования проблемы социализации детей-инвалидов в рамках различных социально-философских направлений и школ;

- проанализировать возможности и потенциал социализации детей-инвалидов в рамках традиционных моделей воспитания и обучения;

- рассмотреть философскую антропологию и антропософию как теоретико-методологическую основу альтернативных традиционным моделей социализации личности ребенка-инвалида; осуществить анализ проблем и перспектив использования альтернативных моделей социализации детей-инвалидов в контексте процессов социокультурной трансформации российского общества;

- проанализировать основные итоги и результаты использования антропософской модели социализации детей-инвалидов в отечественной и зарубежной лечебно-педагогической практике.

Теоретико - методологической основой диссертационного исследования явились принципы объективности, всесторонности, историзма, единства логического и исторического, требующие комплексного изучения всех общественных явлений в их возникновении, движении и развитии, внутренней закономерности и взаимной связи. Анализ поставленной проблемы осуществляется не только с учетом изменения ее временных форм, но и в контексте экономического, общественно-политического и социально-психологического развития российского общества на рубеже XX - XXI вв.

В контексте заявленной тематики диссертационного исследования теоретическими и методологическими основаниями анализа проблемы социализации детей с ограниченными возможностями выступают:

-концепции «нормализации» и человеческого капитала; «гипотеза контакта» и «теория моделирования»; концепции дифференциации (Г.Спенсер [119]), стратификации (М.Вебер [24], П.Сорокин [115]) и социальной депривации, а также концепции социальной интеграции (Э. Дюркгейм [45], Т. Парсонс [94]); интеграции в общество детей с ограниченными возможностями; концепции компенсации дефекта (А. Адлер) и маргинальной идентичности (Р. Парк);

-основные положения философии образования Э.Дюркгейма, экосистемного подхода (Е. Ярская-Смирнова), теории структурации Э. Гидденса;

-работы М. Мид по культурантропологической проблематике, труды по общей методологии социологических исследований отечественных авторов (Э. Ильенкова, В.Ярская, Е.Ярская-Смирнова).

-фундаментальные разработки в русле социального интеракционизма (Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани), социального конструктивизма и структурализма (П.Бергер, Э.Гидденс, Т.Лукман), а также классического функционализма (Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, П.Сорокин), структурного функционализма и неофункционализма (Т. Парсонс).

Для решения поставленных задач в работе использовались методы феноменологического анализа, сравнительно-исторический метод, а также методы смежных с социальной философией наук - социальной психологии и педагогики.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

- осуществлен анализ исследования проблемы социализации детей-инвалидов в рамках различных социально-философских направлений и школ и выявлены основные философские подходы к процессу воспитания и обучения детей-инвалидов;

- выявлено, что традиционные концепции социальной реабилитации и практика их реализации являются недостаточно эффективными и действенными; сводятся к проведению отдельных мероприятий по оказанию почти исключительно материальной помощи, что в значительной степени обусловлено ограниченностью их теоретико-методологической основы;

- проанализированы идеи и положения философской антропологии и антропософии о структуре личности, в которой впервые рассматривается духовно-душевная составляющая индивида в тесной связи с социально-экономической структурой общества, создавая тем самым, теоретическую основу альтернативной концепции социализации личности ребенка-инвалида;

- обобщен зарубежный опыт использования альтернативных моделей социализации детей-инвалидов;

- проанализированы основные итоги и результаты применения антропософской модели социализации детей-инвалидов в отечественной лечебно-педагогической практике.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Анализ процесса социализации личности выявил широкий спектр концепций и моделей этого процесса, понимаемого главным образом, как процесс обучения и воспитания личности и следующие основные подходы к нему: диагностический, художественный, констатирующий, формирующий, «развивающее обучение», гуманитарный, технологический, антропологический и антропософский.

2. Большинство представленных подходов к процессу социализации имеют существенные недостатки: директивность образовательного процесса, его зависимость от социально-экономических, политических и идеологических трансформаций, упор на естественно-научную компоненту, отсутствие методик духовно-душевного развития ребенка и методик развития индивидуальных качеств личности. Такая односторонность образовательного и воспитательного процесса приводит к формированию непредсказуемой, склонной к девиантному поведению личности, ограничивает возможности полноценной социализации инвалидов. Традиционные модели социализации детей-инвалидов, базирующиеся на сугубо детерминистском понимании этого процесса, обрекают их в перспективе на социальную изоляцию в домах для инвалидов и специнтернатах;

3. Альтернативой традиционным моделям социализации является антропософская модель социализации детей-ивнвалидов, которая базируется на особых представлениях о структуре личности, рассматривая в качестве доминантной духовно-душевную компоненту личности ребенка.

4. Предпринятый в диссертации анализ позволяет сделать вывод о том, что антропософская концепция является целостной, всесторонне проработанной моделью социализации детей-инвалидов, которая делает возможным в перспективе их активное включение в полноценную социальную жизнь, в частности через организацию специальных поселений и коммун совместного проживания инвалидов и здоровых членов социума (кемпхилл - движение).

5. Социально-философский анализ опыта практического использования идей и положений антропософской лечебной педагогики в современной России показывает, что, несмотря на неоднозначное отношение к ним отдельных групп общественности, возможно их успешное применение в практике социальных работников, педагогов и врачей для решения задач социализации детей-инвалидов на основе преимущественной коррекции духовно-душевной составляющей личности ребенка-инвалида.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В рамках используемого подхода построена модель социализации детей-инвалидов в условиях современного российского общества, которая дает возможность детям-инвалидам, имеющим недостатки развития, более безболезненно включиться в общественную жизнь. Особый интерес представляет возможное практическое применение положений данной работы в процессе воспитания и обучения детей-инвалидов.

Выводы, полученные в ходе работы, могут быть полезны при подготовке курсов социальной философии, культурологии, социологии, социальной психологии, педагогики, психологии личности.

Апробация основных положений работы проводилась в выступлениях на научно-практических конференциях в Донском государственном техническом университете. По результатам исследований были сделаны доклады на ежегодных Штайнеровских чтениях (г. Ростов-на-Дону, 2001-2007 гг.), медико-педагогической конференции «Экология ребенка» (г. Ростов-на-Дону, 2003 г.), Лосевских чтениях (г. Ростов-на-Дону, 2004 г.), областной научно-практической конференции «Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» (г. Ростов-на-Дону, 2005 г.), международных конференциях «Итоги и перспективы развития русской духовности» (12-13 февраля 2005 г.). В 2007 г. в реферируемом журнале Северо-Кавказского научного центра высшей школы была опубликована статья «Поиск эффективной модели социализации детей-инвалидов: опыт социально-философского анализа». По результатам исследований опубликована монография «Рудольф Штайнер» (Ростов н/Д.: МарТ, 2006). Всего было опубликовано девять статей и одна монография в общем объеме 6 п.л.

Результаты диссертационного исследования были использованы в практической работе с детьми-инвалидами по реализации лечебно-педагогической инициативы «Свеча» (С верой в человека). Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, который включает 187 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Москвичева, Наталья Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ социально-философских работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных моделям, институтам и механизмам социализации детей-инвалидов позволяет сформулировать ряд выводов и положений, имеющих принципиальный характер.

Прежде всего, нами был выявлен широкий спектр концепций и моделей этого процесса социализации личности, понимаемого главным образом, как процесс обучения и воспитания личности, а так же определены основные подходы к нему: диагностический, художественный, констатирующий, формирующий, «развивающее обучение», гуманитарный, технологический, антропологический и антропософский.

В результате проведенного исследования, нами был сделан вывод о том, что представленные подходе к процессу социализации инвалида имеют существенные недостатки, такие как директивность образовательного процесса, его зависимость от социально-экономических, политических и идеологических трансформаций, упор на естественно-научную компоненту, отсутствие методик духовно-душевного развития ребенка и методик развития индивидуальных качеств личности. Еще одним существенным недостатком представленных моделей социализации личности-инвалида - наличие в них определенных норм развития личности. С нашей точки зрения, проблема «нормы» является не адекватной, так как в русле современных тенденций формирование моделей социализации личности, должно проходить с учетом развития индивидуальных особенностей. Если не учитывать уникальность личности ребенка, а особенно ребенка-инвалида, то это приводит к формированию непредсказуемой, склонной к девиантному поведению личности и ограничивает возможности полноценной социализации инвалидов. Традиционные модели социализации детей-инвалидов, базирующиеся на сугубо материалистическом понимании этого процесса, обрекают их в перспективе на социальную изоляцию в домах для инвалидов и специнтернатах.

Проведенный анализ традиционных моделей социализации позволил сделать вывод о необходимости формирования новых, альтернативных методик и моделей социализации детей-инвалидов. Такой альтернативной моделью социализации на наш взгляд и является антропософская модель социализации детей-инвалидов, которая базируется на особых представлениях о структуре личности и рассматривает в качестве доминантной духовно-душевную компоненту индивида.

Предпринятый в диссертации анализ позволяет сделать вывод о том, что антропософская концепция является целостной, всесторонне проработанной моделью социализации детей-инвалидов, которая делает возможным в перспективе их активное включение в полноценную социальную жизнь, в частности через организацию специальных поселений и коммун совместного проживания инвалидов и здоровых членов социума (кемпхилл - движение).

Социально-философский анализ опыта практического использования идей и положений антропософской лечебной педагогики в современной России показывает, что, несмотря на неоднозначное отношение к ним отдельных групп общественности, возможно их успешное применение в практике социальных работников, педагогов и врачей для решения задач социализации детей-инвалидов на основе преимущественной коррекции духовно-душевной составляющей личности ребенка-инвалида.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Москвичева, Наталья Александровна, 2007 год

1. Аберкромби Н., Хил С., Тернер Б.С. Социологический словарь/Пер. с англ. Под редакцией С.А. Ерофеева,- Казань, Издательство Казань Ун-та, 1997.-165с.

2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. Пер. с англ. М.: 1991. -235с.

3. Амонашвили III.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики,- М.: Амоношвили, -М.: 2000. 142 с.

4. Антонова В.К. Мультикультурализм как фактор усиления социальной природы государственной службы в США и Канад., Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики. Саратов, ПАГС, 2002. 185-190 с.

5. Антология социальной работы. В 5т. Социальная политика и законодательство в социальной работе/ сост. М.В.Фирсов -М.: Сварог, 1995. -Т.З 15 с.

6. Аристотель. Афинская политика. Государственное устройство афинян. Издательство 2 пер. С.Н. Радцига М.: Госсоцэкиздат, 1937. -23-27 с.

7. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. - М.: 1992. - 342 с.

8. Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. М.: Веге, 2001. -479 с.

9. Барулин B.C. Социальная философия. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: ГРАНД, 2000. - 559 с.

10. Батищев Г.С. Введениев диалектику творчества. СПб: Р.ХГИ, 1997.- 463 с.

11. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. М.: Просвещение, 1984.-295 с.

12. Белый Андрей Р.Штайнер и Гётев мировозреннии современности. Воспоминание о Штайнере. -М.: Издательство Республика, 2000. 719 с.

13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.- 321 с.

14. Бергсон А. Творческая эволюция; Материя и память. Перевод с французкого. Минск, Харвест, 1999. - 140 с.

15. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи. Философия свободного духа. -М.: 1994. 318-363 с.

16. Берне Э. Игры в которые играют люди. -М.: 1996. 193 с.

17. Берне Р. Развитие Я концепций и воспитание. Перевод с английского Москва.: Прогресс. 1986 - 36 с.

18. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. В 2-х томах. С.-П. Государственный университет, факультет психологии. Ответственный редактор: Т.С.Никифоров, Л.А. Коростылева, том 2 Объективное изучение личности. СПб: Алетейя, 1999. - 283 с.

19. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Учебное пособие: Университет российской академии образования, составил Б.М. Бим-Бод. М.: УРАО, 1998. - 57 с.

20. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования /МВД Россия С-П университет научный редактор A.C. Колесников, В.П. Сальников. СПб.: Лань, 1999. - 222 с.

21. Бондарев Г.А. Опыт энциклопедического издания духовной науки Р. Штайнера в 2 тт. М: Институт общегуманных исследований, 1999. - 800 с.

22. Бурдье П. Опыт рефлексивной социологии под редакцией В.И. Добренькова. М.: Издательство.МУБ, 1996. - 236 с.

23. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: 1994. - 43-77 с.

24. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Издание Вебер М. Избранное произведение. М.: Эко Пресс, 2001. -61-272 с.

25. Вейс Томас. Как помочь ребёнку? Опыт лечебной педагогики в Кемпхилл- общинах. М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992. - 167 с.

26. Видеман. Карл Кёниг. Калуга, Духовное издание, 2001. 505 с.

27. Вилькен Фолькерт. Самостоятельная экономика, как условие развития общества. М.: Антропософия, 1994. - 224 с.

28. Вольф Отто. Антропософская медицина и лечебные средства. Калуга: Духовное издание, 2004. - 102 с.

29. Выготский JI.C. Собрание соч.в 6 тт.Т. 5. Основы дефектологии, - М.: Педагогика, 1983.-465 с.

30. Гартман Н. Эстетика. Перевод с немецкого Т.С.Батищевой, под редакцией к.ф.н. А.С.Васильева. М.: Издательство иностранной литературы, 1938. - 692 с.

31. Гебель Вольфганг. Глеклер Михаэля. Ребёнок. От младенчества к совершенству. М.: Энигма, 1998. - 591 с.

32. Герасименко O.A., Дименштейн Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции // Социально-педагогическая интеграция в России // Под редакцией Цыганюк. М., 2001. -.7 с.

33. Гершунский. Философия образования для XXI века: (в поисках практико-ориентированных концепций) // Российская академия образования; институт теории образования и педагогики. М.: Совершенство, 1998. - 605 с.

34. Гёте В. Собр. Соч. в Ютт. Т.7// Иоганн Вольфганг Гёте. Под общим редактором А.Аникста и Н.Вильмонта. М.: Художественная литература, 1975.- 526 с.

35. Глазл Фридрих. Предприятия будущего. Калуга, Духовное познание, 1997.-122 с.

36. Глеклер М. Способности и нарушения. Практические указания по вопросам воспитания и судьбы. Екатеринбург, Центр по лечебной педагогике,- \J \j' i. 1 и I w .

37. Гоббс Т. Избр. Соч. в 2 тт. Т.2. М.: Мысль, 1964. -744-745 с.

38. Громан Герберт. Жизнь растений. М.: 1995.- 240 с.

39. Грюнелиус Е. М. Вальдорфский детский сад. М.: Издательство МПИ, 1992.-66 с.

40. Гудонис В. Критерии оценки «человека депровацией» зрения в античные времена// Дефектология, 1996. 51 с.

41. Гуревич Е. Владимир Соловьев и Рудольф Штайнер. М.: Мартис, 1993. -97 с.

42. Гюго В. Собор Парижской богоматери. Перевод с французского Н.Коган. -М.: Художественная литература, 1977. 153 с.

43. Дементьева Н.Ф., Багаева ГН., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьёй ребенка с ограниченными возможностями. М.: Издательство Института социальной работы, 1996. - 364 с.

44. Добролюбов H.A. Собрание сочинений в 3 тт. М.: Художественная литература, 1978. - 756 с.

45. Дюркгейм Э. Самоубийство. М.: Мысль, 1994. - 645 с.

46. Дюркгейм Э. Социология. Ее предназначение, метод. М.: Канон, 1995-76 с.

47. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001. - 159 с.

48. Завьялова E.H. Воспитание и обучение умственно отсталых детей. М., 1934.-49 с.

49. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России // Саратов, 2003,- 350 с.

50. Земский Х.С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1980. -398 с.

51. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История обучения и воспитания с древних времен до середины XX века. М.:1995. - 14 с.

52. Зеньковский В. История русской философии в 2тт. Т. 1-2 Л.: Эго,1991. -547 с.

53. Зиммель Г. Общение. Пример чистой или формальной социологии // Избранное. Созерцание жизни. -М.: Юрист, 1996. 486-500 с.

54. Зинченко В.П. Методические вопросы психологии. М.: Издательство МТУ, 1983.- 164 с.

55. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и другие меры опыта. М.: ИКЦ, Март, Ростов-на-Дону, издательский Центр Март, 2003. - 192 с.

56. Знанецкий Ф.В. Исходные данные социологии. / Американская социологическая мысль: Тесты / Под редакцией В.И.Добренькова. М.: Издательство МУБиУ, 1996. - 60 с.

57. Камю А. Бунтующий человек. Перевод с французского. М.: Терра-Книжный клуб, 1999. - 415 с.

58. Кант И. Сочинения в бтомах. (Под общ. Редакцией В.Ф. Асмуса и др.) М.: «Мысль», 1964 Акад. Наук СССР, Ин-т философии, Философ, наследие. Т.З/ред. Т.И. Ойзерман. 1964. 799 с.

59. Карлгрен Франс. Воспитание к свободе. Педагогика Р.Штайнера из опыта международного движения вольдорфских школ. М.: Издательство московского центра вальдорфской педагогики, 1993. - 269 с.

60. Кернинг К. Лечебно-педагогическая диагностика. Чебоксары: Антропософский центр социальной терапии, 2001.- 190 с.

61. Кернинг К. Кэмпхиллское движение. М.: Evidentis, 2003. - 90 с.

62. Кенинг К. Человек в Camphille. Калуга, Духовное познание, 1995. - 251 с.

63. Климм Г. Лечебная педагогика, основанная на антропософии. Калуга, Духовное познание, 1992. - 41 с.

64. Ковалевский П.И. Отсталые и ненормальные дети, их лечение и воспитание. М.: 1911. - 173 с.

65. Коршиков В. С болью в сердце. Одесса, Ассоциация Мир через культуру, 2001. - 95 с.

66. Кристи Нильс. По ту сторону одиночества. Сообщество необычных людей. Калуга, Духовное познание, 1993. - 178 с.

67. Кнабе Г.С. Римская биография: Жизнеописание Агриколы Тацита// Вестник древней истории, 1980. №4, .27 с.

68. Кон Н.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: Социально-педагогический анализ, Институт этнологии и антропологии РАН. Дубна (Московская обл.).

69. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX в). М.: Академический проект, 2002. - 112 с.

70. Кули Ч.Х. Человеческая природа. (Перевод с английского под общим научным редактором А.Б. Толстова). М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000.-300 с.

71. Кюлевинд Г. От нормального к здоровому. М.: Evidetis, 2004. - 242с.

72. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Т.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988. - 168 с.

73. Ленин В.И. О государстве // Ленин В.И. Полное собрание сочинений Т.39. -М.: 1963.34 с.

74. Лес Бос Доверие. Дарение. Благодарение. Калуга, Духовное познание, 2001.-264 с.

75. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. - 52 с.

76. Ли Керол Джен Таубер Дети индиго. -М.: София, 2002. 288 с.

77. Ливехуд Б. Человек в сообществе. Социальные формы на примере лечебно-педагогических учреждений. Калуга, Духовное познание, 1996. - 137 с.

78. Лошакова H.H., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов// Социально-психологичекие проблемы образования детей с отклонениями в развитии. Саратов: Издательство В.П. Латонов, 2002. 15-21 с.

79. Макаренко A.C. Собрание сочинений в5 тт. Т.12. -М.: 1971.- 384с.

80. Малофеев H.H. Специальное образование в России и за рубежом. В «2-х частях. М.: Печатный двор, 1996. 37 с.

81. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 тт. Т.2 М.: Политиздат, 1985. - 5-508 с.

82. Марсель Г. Опыт конкретной философии / Габриель Марсель; (Перевод с французского В.П.Большакова и В.П.Визгина), -М.: Республика, 2004. 222 с.

83. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М.-Педагогика, 1974. - 284-297 с.

84. Мид ДЖ. Г. Азия. Тексты / Американская социологическая мысль. / Под редакцией В.Н. Добренькова. М.: Издательство МУБиУ, 1996. - 225 с.

85. Милле Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль / Под редакцией В.И. Добренькова. М.: Издательство МУБиУ, 1996. - 145 с.

86. Мнухин С.С. О резидуальных психических расстройствах у детей // В кн. Резидуальные невро-психические расстройства у детей Редактор Мнухин С.С. Ленинградский психиатрический медицинский институт. Т.51,1968. -5-22 с.

87. Назарова Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате социальной педагогики и ее современных лингвосементических проблемах // Понятийный аппарат педагогики и образования. / Под редакцией Е.В. Ткаченко. -Екатеринбург, 1995. выпускП 1 с.

88. Назарова Н.М. О двух концепсиях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. -Красноярск, 1996.- 132 с.

89. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров или как философствовать молотом; О философах; Об истине во вненравственном смысле: (перевод с немецкого) / Фридрих Ницше. Минск: Хорвест, 2003. - 383 с.

90. Нураева А.У. Побеги из дома при патологических нарушениях поведения у подростков // В книге Патологические нарушения поведения у подростков. -Л.: 1973.-24-31 с.

91. Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестматия/ сост. Л.М. Шипицына. СПб.: 1997. 160 с.

92. Озерецкий Н.И. Трудновоспитуемые дети. Имущественные правонарушения у детей и подростков. М.: 1986. - 423 с.

93. Основы ортопедагогики / Под редакцией Б. Пузанова, Э. Брукарт; Перевод с нидерландского. -М.: 1993.- 67 с.

94. Парсонс Т. Функциональная иеория измерения // Американская социологическая мысль / Под редакцией В.Н. Добренькова. М.: МУБиУ, 1996. - С.474-476. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. -М.: Медиум, 1995.-321 с.

95. Парсонс Т. Система современных обществ / Перевод с английского Л.А. Седова, А.Д. Ковалева под редакцией М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.-18 с.

96. Паулинг П. Есть ли будущее государственной школы? Сложной для учеников, учителей и родителей или являются ли вальфдорские школы лучшими на сегодняшний день. // Развитие, 1998. №2. 39-69с.

97. Паулинг П Школьно-политическое значение вальдорфских школ. 1990. -26 с.

98. Петровский A.B. Психология: учебник для студенческих вузов, обучающихся по педагогике слепых. -М.: Высшая школа, 2001. 501 с.

99. Пинский A.A. Вальдорфская педагогика. Антология. М.: Просвещение, 2003.-494 с.

100. Постановление СНК РСФСР от 23.11.1926 года. Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков. М.: Приор, 2001.-32 с.

101. Прокофьев С.О. Антропософия мудрость человеческого сердца. -Одесса, Издательство «Путь познания», 1999. - 542 с.

102. Прокофьев С.О. Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля. М.: ENIGMA, 1995. - 542 с.

103. Прокофьев С.О. Восток в свете с Западом. СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 1993. - 166 с.

104. Прокофьев С.О. Р. Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени. -Ереван, Ной, 1992. 537 с.

105. Радаев В.В., Шкаратен О.Н. Социальная стротификация. М.: Аспект Пресс, 1995.-13 с.

106. Радугин A.A. Философия. М.: Издательский центр, 2001. - 102 с.

107. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятии: логическое введение в исторические науки. Перевод с немецкого. СПб.: Наука, 1997.-531 с.

108. Розанов С.С. Среди художников. М.: Издательство Республика, 1994. -400 с.

109. Российская педагогическая энциклопедия / Под редакцией В.В. Давыдова. -М.: 1993.- 159 с.

110. Сартр Ж-П. Бытие и ничто: Опыт феноменальной онтологии; Перевод с французского предисловие В.И. Колярка; примечание: В.И. Колярка, Р.К. Медведевой. М.: Республика, 2000.- 639 с.

111. Седдон Ричард Конец тысячелетия и за его пределами. Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2000. - 52 с.

112. Селецкий A.C. Психопотология детского возраста. Киев, 1987. - 29-31 с.

113. Советская энциклопедия. М.: 1970 - 345 с.

114. Соловьев B.C. Сочинение в двух томах. М.: Издательство Мысль, Академия наук СССР, 1990. - Т. 1 893с., Т.2 - 823 с.

115. Сорокин П.А. Явление взаимодействия как коллективное единство // Система социологии в 2 тт. Т.2 М.: Наука, 1993. - 12-20 с.

116. Сорокин П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология. М.: Книжный дом, Университет, 2002. -144 с.

117. Словарь. Социальное управление. М.: 1994. - 132с.

118. Социальная философия в конце XX века.-М.: 1991.-487 с.

119. Спенсер Г. Основания социологии. СПб.: 1876. - 496 с.

120. Словарь иностранных слов / Под редакцией Н.В. Лёхина и Ф.Н. Петрова. -М.: 1955.-С.276.

121. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России // Социологические исследования. 1998.-56 с.

122. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: 1959.-76 с.

123. Сухомлинский Е.Г. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) Перевод с украинского Н.Дангуловой. М.: Молодая гвардия, 1975. -239 с.

124. Терёхина Т.В. О некоторых клинико-патогенетических закономерностях формирования девиантного поведенияу детей школьного возраста // Актуальные вопросы невропотологии и психиатрии детского возраста. Тезисный доклад. -Ташкент, 1987.-236-237 с.

125. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. СПб.: 1915. - Т.2 -67 с.

126. Турчинская K.M. Профориентация во вспомогательной школе. Киев, 1976.-230 с.

127. Феоктистов В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. М.: 1973. - 123 с.

128. Философский энциклопедический словарь. М.: 1998. - 345 с.

129. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М.: 1996. - 342 с.

130. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем. // Изд.: Флоренский П.А. Сочинения в 4 тт. Т.2 М.: 1996. -45-87 с.

131. Фрейд 3. Психоанализ и культура Леонардо да Винчи. СПб.: Алетейя, 2000.-296 с.

132. Фромм Э. Бегство от свободы(учеб. Пособие) / Э.Фромм; перевод с английского Т.Ф. Швейника. 3 издание. М.: Флита: Московский психологический институт: Прогресс, 2006. - 246 с.

133. Фрейеров O.E. Легкие степени дебильности. М.: 1964.- 45 с.

134. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: 1999. - 50 с.

135. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. - 179 с.

136. Хайдеггер М. Время и бытиё. М.: 1993 - 87 с.

137. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. М.: Прогресс, 1984. - 34 с.

138. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.: 1995. - 34 с.

139. Хольцалфель В. Дети нуждающиеся в особом уходе. Калуга, Духовное познание, 1997. - 295 с.

140. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения в 2 тт. Л.: 1975. - 67 с.

141. Шадриков В.Д. Ведение в психологию: способности человека / В.Д. Шорников. М.: Логос, 2002. - 159 с.

142. Шецкий В. Связь теорий с практикой в обучении. Опыт Петрушевской средней школы. Под ред. Чл.-кор. АПИ РСФСР Б.П. Есипова. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1955. - 104 с.

143. Шашунова H.H. Социализация личности. М.: 2000. - 98 с.

144. Шевченко В.Н. Социально-философский анализ развития общества. М.: 1984.-274 с.

145. Шелер М. Избранные произведения / Перевод с немецкого: Денежкина A.B. и др. М.: Гнозис, 1994.- 413 с.

146. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани; перевод с английского В.Б. Ольшанского, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. - 538 с.

147. Шиллер П.Е. Антропософский путь ученичества. Калуга, Духовное познание, 1992. - 130 с.

148. Шипицына JT.M. Экскурс в историю интеграции // Специальная педагогика / Под рад. М.Н, Назаровой. М.: Академия, 2000. -355 с.

149. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Издательство «Дидактика-Плюс», 2002. -259 с.

150. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. / Артур Шопенгауэр; (перевод с немецкогоЮ.И. Айхенвальд). Минск, Харвест, 2005. - 844 с.

151. Штайнер Р. Общее учение о педагогике, как основа педагогики. М.: Парсифаль, 1996.- 174 с.

152. Штайнер Р. Основные социальные требования нашего времени, М.: Новалис, 2003. - 303 с.

153. Штайнер Р. Основные черты социального вопроса. Ереван, Ной, 1992. -139 с.

154. Штайнер Р. Педагогика, основанная на познании человека. М.: Парсифаль, 1996.- 123 с.

155. Штайнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание. М.: Парсифаль, 1996.-208 с.

156. Штайнер Р. Социальное будущее. Калуга, Духовное познание, 1993. -240 с.

157. Штайнер Р. Философия свободы. Ереван, Ной, 1993. - 228 с.

158. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга, Духовное познание, 1992. - 110 с.

159. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М.: Парсифаль, 1993. - 40 с.

160. Штайнер Р. Лечебно-педагогический курс. Калуга, Духовное познание, 1993.-245 с.

161. Штерн Вильям. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении. М.:Духовное познание, 1999.- 120 с.

162. Эриксон Э. Детство и общество / Э.Г. Эриксон; (перевод с английского и науч. ред. А.А. Алексеева), 2 издание, переработанное и дополненное. СПб.: Летний сад, 2000. - 415 с.

163. Юнг К. Человек и его символы. М.: 1997. - 91-97 с.

164. Яницкий О.Н. Социология и рискология. // Россия: риски и опасности переходного общества. -М.: 1998. 9-35 с.

165. Ярская В.Н. Нетипичность в предмете социологии оьразования: Социальная педагогика и социальная работа // Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. Е.Ф. Смирновой. Саратов, Издательство СГТУ, 1997. -44с.

166. Ярская В.Н. Пространство социальной политики в аспекте управления. // Актуальные проблемы управления и социальной политики. Саратов, Издательство СГТПП, 2002. -12 с.

167. Ярская Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, СГТУ 1997.- 120 с.

168. Ярская Смирнова Е.Р Принцип инклюзивного образования а прав инвалидов. // Материалы научно-практической конференции. Воронеж, ВГУ, 2002.- 116-119 с.

169. Яспер К. Всемирная история философии: Введение. (Перевод с немцкого К.В. Лощевского). СПБ.: Наука, 2000. - 272 с.

170. Adler A. Whats lief should mean to gou. Boston: Little, Brown, 1931.- 41 p.

171. Bronfenblenner U. Ecological systems theory // Six theories of child development. London, 1992. 67 p'.

172. Cahan E, MechlingJ, Sutto-Smith B, WhiteS. The elusive historical child: Ways of Knowing the child of history and psychology // children in time and place. London, 1998.-192 p.

173. Cochran M. Enviromental factors conrecting network development // Extending families. N.Y., 1990.-.227 p.

174. Etzioni A. The active society. New York: Free Press, 1968. -.417 p.

175. Fermald W.E. The burden of feeblemindedness I I Psycho-Asthenics. N.-Y., 1913.-152 p.

176. Giddens A. Centrel prob lems in social theory: Action, strocture and contradiction in social analysis. London: Macmillan Press, 1979. -76 p.

177. Goffman E. Stigma: Notes on the management spoiled identity. New York, London, A Touchstone Book, 1986. 78 p.

178. Langsted L., Sommer R Derimar K // The Jntermational Hend book of child Care Policies and Programs. Westport. 147 p.

179. Muller G. Bildung and Erziehung in Humonismus der italienschen Renaissanse. Wisbaden, 1987. -36 s.

180. Park R. Assimilation // Jntroduction to the Science of Sociolody / Ed. By R.Park and E Burgess. Chicago, -L.: Chicago Unir. Press, 1969. -734-739 p.

181. Parsons T. Societies: Evolutionary and comparative perspectives. New Jersen, 1966.-76 p.

182. Schad, Wolfgang. Menschenbild und Medizin. Methodologische Zugange. In: Mathias Girke et al. - Köln: Deutseher Arzte - Verlag, - 29-40 s.

183. Smith D, McJntyre. R. Husserl and Jntertionality. Dortrecht, Boston, London, 1982.-30 p.

184. Visual impairment in children and adolescents / James E. Jan, E Reger, D. Freeman, Eileen B. Scott. New York: Grüne and Stratton, 1977; Pielaseh H, Jaedicke V, Geschichte des Blindenwegen in Deutschland and in DDR. Leipzig, 1971. 30 p.

185. Wainnapel S.P., Bernbaum M. The husican with visual impairment of blindness // Archives of Ophtalmology, 1986. Vol. 104. 4 n.

186. Walker P. Coming home from deinstitutionalization to supporting people in their own homes in region. New Hempshire, 1993. 46 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.