Антропологические основы творчества О. Хаксли: миметический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Фалалеева, Светлана Сергеевна

  • Фалалеева, Светлана Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 281
Фалалеева, Светлана Сергеевна. Антропологические основы творчества О. Хаксли: миметический аспект: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Екатеринбург. 2012. 281 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Фалалеева, Светлана Сергеевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Антропология литературного произведения: методологические аспекты изучения

1.1. Мимесис и антропология литературного произведения

1.1.1. Общее понятие мимесиса

1.1.2. «Классический» и «неклассический» мимесис и анализ 30 произведения

1.1.3. Идея незавершенности мимесиса и миметического «разрыва»

1.1.4. Мимесис и проблема тела 3

1.1.5. Фигура «другого»

1.1.6. Мимесис в эстетической теории Т. Адорно

1.1.7. Аналитическая антропология литературы В. А. По дороги

1.2. Дискурс и повествование

1.2.1. Концепции дискурса М. Фуко, Ж. Лакана, Ф. Лиотара

1.2.2. Повествовательный дискурс: понятие повествовательного 63 дискурса, нарративные типологии и уровни повествования

1.2.3. Теории точек зрения 67 Глава 2. Постановка антропологической нормы и формы

объективации человека в произведениях О. Хаксли

2.1. Знание как условие человеческого бытия и модели 72 рационализации

2.2. Тематика естественнонаучного исследования и особенности структуры произведений

2.2.1. Специфика образа эксцентрика

2.2.2. Ситуация эксперимента

2.2.3. Тактики наблюдения 8

2.3. Герой-спикер и дискурсивность повествования

2.4. Познание и клиническое исследование:

болезнь в системе точек зрения

2.5. Тело как проблема познания и образцы идентификации: 124 психосоматическое тело-канон и тело-канон Не-я

2.6. «Медикализация» антропологической реальности 138 и контроль над телом

Глава 3. Образы и символы «тела вне объективации» в художественном мире О. Хаксли

3.1. Смерть из прошлого и потеря памяти/зрения

3.2. Несформированность телесной идентичности и ее обретение

3.3. Лоуренс - Хаксли: диалог о теле

3.4. Метафора животного и смысл «замещения»

3.5. Фигура монстра

3.6. «Чувственное» и «отвратительное» 205 Глава 4. Формы чувственности в произведениях О. Хаксли

4.1. Слепота и прозрение: феномен непосредственного зрительного 218 восприятия в мировоззрении и художественном мире Хаксли

4.2. Феномен «интеллектуального зрения» в творчестве Хаксли

4.2.1. Интеллект как телесная форма и «речь-поводырь»

4.2.2. Наблюдатель как «идеальная фигура» произведений Хаксли

4.2.3. Дистанцирование телесности 250 Заключение 261 Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропологические основы творчества О. Хаксли: миметический аспект»

Введение

Настоящее диссертационное исследование посвящено антропологии произведений Олдоса Хаксли (1894 - 1963).

Фигура Хаксли является знаковой в литературе и культуре XX века. Он

принадлежал к интеллектуальной элите Британии (к кругу Дарвинов,

Стивенсов, Арнольдов, Веджвудов, Сиджвиков и т.д.) поздневикторианского

периода. Получивший прекрасное образование, один из наиболее образованных

людей своего времени, Хаксли был разносторонне талантлив и обладал

поистине уникальной универсальностью интересов. Так, его письменное

наследие включает стихи, рассказы, романы, публицистику, социально-

философские трактаты, эссе об этике и религии, работы о живописи, музыке,

архитектуре; литературную критику. Особый пласт наследия Хаксли

составляют его работы о науке, ее роли в жизни социума и отдельного индивида.

В известном смысле Хаксли не был свободен в выборе профессионального поприща: от карьеры ученого, о которой он мечтал с детства, желая пойти по стопам своего знаменитого деда, биолога Томаса Гексли1, Олдос был вынужден отказаться уже в возрасте 16-ти лет, когда у него возникли очень серьезные проблемы со зрением. Состояние полуслепоты, в котором Хаксли пребывал на протяжении большей части своей жизни, составляло для него целый ряд проблем во многих отношениях, однако он не только не утратил интереса к науке, но и прекрасно в ней ориентировался, а в некоторых областях обладал познаниями, достойными специалиста. О том, что наука в качестве сферы профессиональной деятельности интересовала Хаксли значительно более, нежели искусство, свидетельствует авторское признание, сделанное им в его книге путевых заметок «В дороге» ("Along the Road" 1925): "Even if I could be Shakespeare, I think I should still choose to be Faraday"2. Хаксли

2 HuZTa д,ПРИТао B ТСК0Й ТРЭДИЦИИ тРанслитеРаЧия фамилии Томаса Генри Хаксли

п^Ж^Х"^ сГ"если бы я мог быть ш™—что «—

был сведущ В биологии, химии, медицине и фармакологии, психологии,

социологии и многих других отраслях знания. Он придерживался твердого

убеждения, что современному интеллектуалу необходимо оперировать научной

картиной мира, поскольку, с его точки зрения, "whether we like it or not, ours is the Age of Science"3.

Науки интересовали Хаксли главным образом с точки зрения их прикладного значения. В этой связи ключевыми вопросами, его занимавшими, были проблемы эволюции человечества и естественного отбора (напомним, что его дед Томас Гексли, является, наряду с Ч. Дарвином, основоположником этих теорий), евгеники, биоэтики, экологии, расовой политики, демографии, природных ресурсов, медицины. Размышления над этими проблемами нашли отражение в утопиях и антиутопиях Хаксли «О дивный новый мир» ("Brave New World" 1932), «Обезьяна и сущность» ("Аре and Essence" 1948), «Остров» ("Island" 1963). Данным проблемам посвящен значительный пласт его non-fiction: «Границы утопии» ("Boundaries of Utopia" 1931), «Наука и цивилизация» ("Science and Civilization" 1932), «Размышления о прогрессе» ("Reflections on Progress" 1947), «Завтра, завтра, завтра» ("Tomorrow and Tomorrow and Tomorrow" 1955), «Политика и биология» ("Politics and Biology" 1957), «Экологическая политика: вопрос выживания» ("Politics of Ecology: the Question of Survival" 1962) и многие другие.

Отличительной чертой литературного творчества Хаксли (возможно, беспрецедентной в англоязычной литературе XX века) является ориентация его как писателя на научное знание о человеке и мире, определяющее совершенно специфические интонации его художественных текстов. Считая, что наука во многом определяет «лицо» современного мира, Хаксли задавался вопросами: "What can a writer do about it?"; "Should the literary artist relate himself to this hierarchy of scientific domains?"4. По его мнению, настоящий писатель должен

Hayt>V ПеГмоГс.ф5С''еПСе- " ' ^ ^ ^ 1991 Р «НР»™ «« - или не, наШ век - это Век

Huxley A. Literary and Science. - L.: Oxford Bow

сделать?» «глот,« „„ „ ~ """" РГе5Я 1991' Р' 70' Р- 71ш<<Что писатель в этой связи может

сделать?», «Следует ли писателю связать себя с научными сферами?». Пер. мой.-С.Ф.

быть в курсе современного состояния науки и опираться на ее данные в ходе

работы над художественным произведением, ибо "the precondition of any fruitful

relationship between literature and science is knowledge"5. До конца Хаксли был

убежден в том, что писатель при изображении антропологической реальности

не должен отрываться от научной картины мира. В своем последнем

(цитировавшемся выше) эссе «Литература и наука» («Literature and Science»

1963) Хаксли сетует, что научное понимание человека остается в подавляющем

большинстве случаев за пределами литературы, что писатели обращаются к

вымышленному человеку, а не к реальному индивиду, изучаемому естественными науками.

Хаксли также является одним из создателей новых аксиологических смыслов в культуре своего времени: концепции «превентивного пацифизма», идей мультикультурности, толерантности. В этой связи он выступает не только литератором, «кабинетным мыслителем», но и активным общественным деятелем. В предвоенные годы Хаксли был одним из наиболее влиятельных членов Союза сторонников мира, который оказал огромное влияние на становление пацифистского движения во всем мире. После переезда в США Хаксли сближается в 1938 году с индийским духовным учителем, общественным деятелем и религиозным мыслителем Джидду Кришнамурти, влияние которого признавали многие представители западной культуры: Джозеф Кэмпбелл, Айрис Мердок, Генри Миллер, Джексон Поллок и др.6 В тот период времени Дж. Кришнамурти, разочарованный в теософии, посвятил себя осмыслению природы мира и человека вне каких-либо систем научного, религиозного или мистического знания (что стало основой его специфической мировоззренческой концепции); впоследствии его идеи окажут на Хаксли большое влияние. А в конце 1930-х годов Хаксли и Дж. Херд проявляют пристальное внимание к мировоззренческой системе другого, не менее

См.: Blau Е. Krishnamurti: 100 years. - N.Y., 1995. - P. 191, 233

известного в США индийского оратора и проповедника, - Свами Прабхавананды. По словам Питера Вашингтона, "though Huxley and Herd were immediately impressed by Krishnamurti, they were already followers of another, more orthodox Indian guru, Swami Prabhavananda, head of the Ramakrishna Order in Los Angeles"7. Они входят в состав основанной Свами общины. Цель занятий индийскими духовными практиками Хаксли и Дж. Херда Д. Сойер определяет как чисто практическую: "The two men had more than a dilettante's interest in Vedanta; they hoped to learn its techniques of meditation, and they were curious to study the tradition with its representatives and experts"8. В течение ряда лет Хаксли и Дж. Херд примыкают к кругу Свами, однако в 1941 году отходят от него. Хаксли, как и Дж. Кришнамурти, все более укрепляется в мысли о том, что путь самосовершенствования не связан с каким-либо определенным учением, но может осуществляться лишь в индивидуальном духовном опыте. Мировоззрение английского писателя и мыслителя было вообще близко мировоззрению Дж. Кришнамурти; духовное родство подкреплялось взаимным уважением и дружбой. Показательно в этой связи, что Хаксли является автором концептуального предисловия к одной из ключевых книг Дж. Кришнамурти под названием «Первая и последняя свобода» ("The First and Last Freedom" 1954)9; кроме того, Хаксли являлся одним из членов правления Happy Valley School, основанной индийским гуру.

Занятия восточной философией сыграли огромную роль в формировании «положительной программы» Хаксли; в свою очередь, его труды, основанные на индуистской и буддистской картине мира, во многом открыли западной культуре ценности Востока. К числу таких относятся «Вечная философия» ("The Perennial Philosophy" 1945), «Ты - это То» ("Thou art

S« m°t P.Madame BlaVatSkY'S ВаЬ00П: A HiSt0rV °f tHe MVStiCS' MediUmS' a"d Mi5fitS Wh° Brought Слени °м оТкПСа' " ' 1995' " P' 320' <<Х°ТЯ ХЭКСЛИ И Х6РД НЭХОДИЛИСЬ непосредственным vol г!Г1 п , " ур™' °ни являлись последователями другого, более ортодоксального индийского гуру - Свами Прабхавананды, главы Ордена Рамакришны в Лос-Анджелесе». Пер мой - С Ф

Sawyer D. Aldous Huxley: a Biography. - N.Y.: Crossroad, 2002. P. 108. «Интерес к Веданте Хаксли и Херда не был Гt—'°бУ™ - — — — традицию с ее пре^Т™

9 См.: Huxley A. Foreword / Krishnamurti J. The First and Last Freedom. - N.Y., 1954. - P. 9 - is.

7

That" 1945), «Бог в мире» ("God In the World" 1945), «Знание и понимание» ("Knowledge and Understanding" 1956), «Символ и непосредственный опыт» ("Symbol and Immediate Experience" 1959), «Культура и индивидуальность» ("Culture and the Individual" 1964) и др.

Особой вехой в формировании позднего мировоззрения Хаксли являются его эксперименты с психоделическими наркотиками в 1950-е годы. Подобно целому ряду интеллектуалов того времени (среди которых, в первую очередь, битники - Джек Керуак, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз, Люсьен Kapp), он обращается к опыту наркотической трансгрессии. Хаксли стал первым, кто предпринял попытку осмыслить опыт принятия мескалина с научной, культурной и философской точек зрения; результаты и анализ эксперимента отразились в его книгах «Двери восприятия» ("The Doors of Perception" 1954) и «Рай и Ад» ("Heaven and Hell" 1956). Вдохновленный практикой Хаксли, Анри Мишо в 1955 году проводит аналогичную серию опытов с мескалином, изложив развернутый анализ своих переживаний в работе «Отверженное чудо. Мескалин» ("Misérable miracle. La mescaline" 1956). Опыт Хаксли не только предвосхитил научные исследования воздействия психотропных препаратов Тимоти Лири и Станислава Грофа в 1960-е - 1970-е годы, но и оказал значительное влияние на самих исследователей, проявлявших стойкий интерес к возможностям ЛСД в экспериментальной диагностике и лечении заболеваний. Концепция self-transcendence Хаксли, его идеи о сущности того, что он называет Not-self, оказались очень созвучными идеям трансперсональной психологии С. Грофа и терапевтической теории Т. Лири. Необходимо отметить, что встреча Хаксли и Т. Лири состоялась в 1962 году в Кембридже, вскоре после выхода в свет работы последнего «Интерперсональная диагностика личности» ("Interpersonal Diagnosis of Personality: a Functional Theory and Methodology for Personality Evaluation "

1962). Эта встреча положила начало переписке Хаксли и Лири10 и их сотрудничеству в рамках организованного последним Псилоцибинового проекта.

И как писатель и как мыслитель Хаксли не принадлежит к какому-либо определенному литературному направлению или философско-мировоззренческой системе. По словам Р. Сиона, "In fact, Aldous Huxley, as a writer of fiction in the 20th century, willingly assumes the role of a modern philosopher-king or literary prophet by examining the essence of what it means to be human in the modern age"11.

Можно выделить ряд аспектов осмысления его творчества в мировом литературоведении, которые имеют существенное значение для нашего исследования антропологии произведений О. Хаксли.

Ценностные искания О. Хаксли в аспекте его взглядов на человека

Ценностные искания Хаксли обусловлены конфликтом его «идеальных» установок (если угодно, требований к человеку) и реальностью человеческого существования - данная идея является общепринятой в литературе о Хаксли. Исследователи сходятся в мысли о том, что в 1920-е годы Хаксли переживает мировоззренческий кризис, что проявляется в произведениях в сатирическом пафосе и общей нигилистической тональности произведений этого периода. Дж. Мекьер указывает, что "the First World War, in Huxley's opinion, was the final step in the gradual breakdown of nineteenth-century ideals"12, когда "no one calls for the creation of new standards"13. H. К. Ильина в этой связи отмечает: «Разочарование в ценностях жизни дало толчок ироническому отношению к современному писателю обществу, а также лишило веры в истинность какой бы

Избранные письма из переписки Хаксли и Т. Лири в переводе на русский язык см.: Тимоти Лири: искушение будущим / Под ред. Р. Форте. - М„ 2004. - С. 139 - 148. Также см. письма Хаксли к Т. Лири в содержащей письма за период 1962 -1963 части книги Letters of Aldous Huxley / Ed. by G. Smith. - L: Chatto & Windus 1969

Sion R. T. Aldous Huxley and the Search for Meaning. - L, 2010. - P. 2. «Действительно, Олдос Хаксли как писатель XX века охотно принимает роль современного философа или проповедника от литературы в своем исследовании сущности того, что значит быть человеком современной эпохи». Перевод мой - С Ф

Meckier J. Satire and Structure. - L„ 1969. - P. 26. «Первая мировая война, по мнению Хаксли, была последним шагом в постепенном разрушении идеалов девятнадцатого столетия». Перевод мой - С Ф

Meckier J. Satire and Structure. - L„ 1969. - P. 26. «Никто не выступает за создание новых стандартов ценностей». Перевод мой. - С.Ф.

то ни было жизненной философии»14. При этом существуют две тенденции в трактовке ценностного характера поисков Хаксли.

В рамках первой скептицизм и неприязнь по отношению к человеку признаются существенными элементами мировоззрения Хаксли, определяющими негативные коннотации в репрезентации человека в его произведениях. Данной позиции придерживаются, в частности, К. Фриерсон15, Э. Бургум16, У. Тиндалл17, К. Фернс18 и др. Так, К. Фриерсон в 1942 году фиксирует отсутствие позитивной мировоззренческой ориентации Хаксли19 -при том, что к тому времени вышли в свет трактат «Цели и средства» ("Ends and Means" 1937) и роман «После многих лет умирает лебедь» ("After Many а Summer Dies a Swan" 1939), которые, по мнению ряда исследователей, транслируют основные идеи «положительной программы» позднего Хаксли. Вторая тенденция в трактовке ценностных исканий Хаксли исходит, напротив, из идеи изначальной ориентации Хаксли на незыблемые ценности. В этом контексте элементы скепсиса и пессимизма Хаксли по отношению к человеку рассматриваются исследователями как признаки кризисного мироощущения, не отменяющие позитивной направленности творчества в целом. Таковы, например, работы Дж. Вудкока20, С. Гхоуза21, П. Баверинга22, П. Фиршоу23 и др. Например, П. Баверинг пишет, что все произведения Хаксли нацелены на поиск смысла человеческого существования, являющийся центральной проблемой его творчества. Учет целостности позволяет ученому утверждать, что "everything he wrote earlier is in a sense preparatory, everything subsequent a tailing off, except for

14

is Ильина H. К. ОлдосХаксли и английская новелла 1920-х годов - Л 1987 -С 1

^ См.: Fnerson С. The English Novel in Transition. - Oklahoma, 1942.

^ См.: Burgum E. B. The Novel and the World's Dilemma. - N.Y., 1963

ig См.: Tindall W. Forces in Modern British Literature. 1885 -1946. - N.Y., 1947

См.: Ferns С. Aldous Huxley: Novelist.-L., 1980.

* Frierson C. The English Novel in Transition. - Oklahoma, 1942 - P 44

и См.: Woodcock G. Dawn and the darkest Hour: a Study of Aldous Huxley - L 1972

^ См.: Ghose S. Aldous Huxley: a Cynical Salvationist. - L., 1962

2з См.: Bowering P. Aldous Huxley: a Study of the Major Novels. - L, 1968 См.: Firshow P. Aldous Huxley. Satirist and Novelist. - Minneapolis 1972

the final Utopian vision of Island' . Учитывая проблемы интерпретации позиции Хаксли, ряд ученых выдвигает идею комплексного анализа его творчества. Помимо монографии Дж. Вудкока, в этой связи показательны концептуальные исследования Дж. Мекьера25, Дж. Халла26, Р. Сиона27 и ряда других исследователей, пытавшихся показать неточность определений Хаксли как циника (на основе творчества 1920-х гг.) или как «чистого» мистика (на основе поздних текстов). Общим местом становится выявление в романах 1920-х гг. элементов будущих позитивных взглядов писателя, а в поздних текстах выявляются параллели с произведениями так называемого «агностического» периода. В этой связи особую значимость обретает вопрос о периодизации творчества Хаксли и критериях ее построения. Так, в основе периодизации Дж. Вудкока лежит критерий авторских поисков позитивных ценностей; ученый выделяет три этапа эволюции мировоззрения Хаксли, отразившиеся в его творчестве: 1) 1920-е годы (период разочарования в идеалах и одновременно поиски истины), 2) вторая половина 1930-х годов (время активных поисков ценностных ориентиров), 3) вторая половина 1930-х - начало 1960-х (период обретения духовного идеала, связанного с комплексом западных и восточных религиозно-философских систем)28. В. С. Рабинович ориентирует свою периодизацию относительно ценностного «максимализма» Хаксли: 1) период «абсолютного сомнения» (1920-е гг. - начало 1930-х годов), 2) период постулирования радикальных мер - «освобождения от индивидуальности» (конец 1930-х - 1940-е годы); 3) период синтеза различных ценностей (1950-е -начало 1960-х гг.)29.

С учетом различных трактовок скепсиса Хаксли литературоведы сходятся во мнении об отсутствии в 1920-е гг. у Хаксли позитивной системы

Bowering P. Aldous Huxley: a Study of the Major Novels. - L„ 1968. - P. 20. «Все, что он написал ранее, является в некотором смысле подготовительным, а все последующее - постепенно завершающим, подводящим к финальной утопии «Остров»». Перевод мой. - С.Ф.

См.: Meckier J. Satire and Structure. - L., 1969.

См.: Hull J. Aldous Huxley. Representative Man. -Berlin - Hamburg - London - Wien, 2004.

Sion R. T. Aldous Huxley and the Search for Meaning. - L., 2010.

Woodcock G. Dawn and the darkest Hour: a Study of Aldous Huxley. - L., 1972. - P. 22.

См.: Рабинович B.C. Олдос Хаксли: эволюция творчества. - Екатеринбург, 2001.

ценностей, интерпретации этой ситуации различны. Логика духовной эволюции писателя выявляется в связи с особенностями агностицизма Хаксли в 1920-е годы. Так, К. Гилл в своей статье «Нирвана для агностиков: Олдос Хаксли и азиатский контекст» ("Nirvana for Agnostics: Aidons Huxley and the Asian Context" 2006) выявляет закономерный характер перехода Хаксли от агностицизма к «новой вере»30. Исследователи стремятся выявить параллели между художественной реальностью 1920-х гг. и реальностью последующих произведений, в которых воплотилась «положительная программа» писателя. Например, Дж. Вудкок в основу своего исследования творчества Хаксли кладет метафорическую идею движения писателя от «тьмы» к «свету»: "The search for light in darkness that is the grand metaphor of his life"31. Истоки «позитивного» мировоззрения Хаксли подробно прослеживаются в концептуальных монографиях М. Бернбаума32, П. Баверинга33, Дж. Халла34 и др.

Ряд исследователей рассматривает мировоззрение Хаксли в контексте

его связи с ценностями двух культур, Востока и Запада, выделяя в этой связи

несколько ключевых источников, оказавших на него значительное влияние:

индуизм, индийское и китайское направления буддизма (в версиях разных

школ). В частности, анализируя эволюцию взглядов писателя, Б. Л. Чаку пишет,

что по складу мышления "Huxley would have become an Vedantin even if he had never heard of Indian philosophy"35.

Вообще, исследователи Хаксли часто затруднялись с квалификацией его взглядов. Речь идет о достаточно ярком (если не сказать - контрастном) переходе Хаксли от агностицизма и скепсиса 1920-х годов через сложный комплекс идей пацифизма (с одной стороны), индуизма и буддизма (с другой) к

- Aldous Huxley and the Asian context"A,dous Hux,ey: Annual- -Ber,in - Hambure

31 Woodcock G. Dawn and the darkest Hour: a Study of Aldous Huxley. - L, Viking Press, 1972 - P 41 «Поиск света

во тьме и есть великая метафора его жизни». Перевод мой. - С Ф

зз См.: Birnbaum М. Aldous Huxley's Quest for Values // Aldous Huxley: a collection of critical essays. - N Y 1974

^ См.: Bowering P. Aldous Huxley: a Study of the Major Novels. - L 1968 ' '

з5 См.: Hull J. Aldous Huxley. Representative Man. -Berlin - Hamburg - London - Wien, 2004

Веданты t^T*^ ^ ^^ " L'198L ~ P" 243"«Хаксли стал бы приверженцем

Веданты, даже если бы никогда не слышал о индийской философии». Перевод мой - С Ф

особой синтетической концепции человека, в рамках которой мистико-

религиозные смыслы соседствуют с идеями рационально-прагматического толка.

Хаксли-писатель и Хаксли-эссеист: идеологический и эстетический аспекты творчества

Одной из наиболее сложных является проблема соотношения в художественном мире Хаксли идейного содержания и собственно литературной формы - комплекса поэтических особенностей, которые позволяют говорить о тексте как об эстетическом явлении. В этом смысле писательская манера Хаксли неоднократно ставила исследователей в тупик: выраженная идеологизированность его художественных произведений заставляет их противопоставлять Хаксли-писателя (художника) и Хаксли-моралиста (проповедника).

Условно можно выделить два направления осмысления данной оппозиции. В рамках первого литературоведы склонны рассматривать все творчество Хаксли как внеэстетический феномен. Значительная роль в этом принадлежит трудам Д. Дэйчеса. В работе «Романы Олдоса Хаксли» ("Novels of Aldous Huxley" 1939) и книге «Роман и современный мир» ("A Novel and the Modern World" 1939) он оспаривает художественный статус произведений Хаксли, ссылаясь на "essential inorganic quality of his technical apparatus"36 и определяет его как «псевдороманиста» ("pseudo-novelist"). Поздние сочинения Хаксли критик категорически выносит за пределы романного жанра и изымает свою статью об этом писателе из текста «Романа и современного мира» в редакции 1960 года. Д. Дэйчес считает, что по своим характеристикам эти тексты не могут быть отнесены к жанру романа. При этом, признавая талант Хаксли-мыслителя и моралиста, критик замечает: "His real genius is as an

essayist"37.

DaichesD. Novels of Aldous Huxley//New Republic -1939 -Noupmhpr p r

его литрпятл/пныу nnnoi.no n nepuuuc. iy;5y. November. - P. 365. «Сущностная неорганичность

ci и ли Iературных приемов». Перевод мой. - С.Ф.

DaichesD. Novels of Aldous Huxley //New Republic. - 1939. - November -P 203-210 P ?m „rr„ no гений -это [гений] эссеиста». Перевод мой. -С.Ф. 210. Р. 210. «Его реальный

Сходной позиции придерживаются литературоведы, критикующие художественную манеру Хаксли как таковую; основными пунктами критики являются нагруженность текстов Хаксли «идеями» (как то уместно, например, в эссе и трактатах) неразвитость художественной формы.

Другая группа исследователей признает эстетический статус исключительно за произведениями Хаксли 1920-х - первой половины 1930-х годов, то есть до антиутопии «О дивный новый мир» включительно38; дальнейшие тексты рассматриваются как внеэстетические по сути, лишь внешне имитирующие романы. В 1969 году Дж. Мекьер в своей монографии «Олдос Хаксли. Сатира и структура» ("Aldous Huxley. Satire and Structure") предпринимает попытку восстановить репутацию Хаксли-романиста и исследует сатиру - как главный, с его точки зрения, элемент поэтики писателя -в ее связи с образной системой и композицией романов писателя: "Huxley's musical metaphor is indeed appropriate to the novel's satiric themes and overall design". Полифонию, или прием «контрапункта», Дж. Мекьер выявляет в качестве ведущей композиционной техники писателя. Морализаторские интенции «позднего» Хаксли, по мнению исследователя, ведут к уничтожению «контрапунктической» структуры, свойственной более ранним его произведениям: "Huxley, in the late 1920s, developed an excellent form for the dramatic presentation of ideas... in terms of conflicting viewpoints that were almost like characters. But the novelist of ideas, the man with programme to present, the writer who wishes to state his views rather than develop them dramatically in discussions, gradually wins out over the discussion novelist"39. Ученый связывает это обстоятельство с изменением самой структуры романов: если в романах 1920-х годов она основана на контрапункте точек зрения, то в «поздних»

года.

39

Некоторые исследователи, например, Дж. Мекьер, рассматривают в этой связи и роман «Слепой в газе» 1936

Meckier J. Satire and Structure. - L„ 1969. - P. 160. «В конце 1920-х годов Хакгли =======

замечательно развил форму

определенную пппгпямм» персонажам. Но романист идей, человек, представляющий

разв^их Ж6ЛаеТ СК0Р6е УТВ8РДИТЬ СВ°И ВЗГЛЯДЫ' ™ художественно

дискуссиях, постепенно одерживает верх над дискуссионным романистом». Перевод мой. - С.Ф.

романах преобладает лишь одна точка зрения (героя-идеолога), а все остальные подчинены ней.

С учетом сверхнагруженности произведений Хаксли «идеями» вопрос об их жанровом определении вызывал споры еще при жизни автора. Общим местом в литературе о Хаксли почти сразу становится номинация «роман идей» (novel of ideas). Критики и исследователи используют термин, употреблявшийся самим Хаксли по отношению к своим собственным романам; он получает обоснование в романе «Контрапункт», герой которого, писатель Куорлз, подробно описывает в своей записной книжке поэтическую специфику novel of ideas. Данное определение немедленно экстраполируется на произведения самого писателя; так, Л. Кроненбергер в своей рецензии 1928 года на «Контрапункт» именует романы Хаксли, вслед за автором, «романами идей» ("Не remains where he began: a satirist, a sophisticate, a worker in the 'novel of ideas'")40. В 1946 году Ф. Хоффман выступает со статьей, в которой анализирует поэтические особенности романов Хаксли 1920-х годов как «романов идей», "not the which incidentally illustrates ideas but the novel which uses them in default of characterization and other qualities of the traditional narrative"41. Данный подход к анализу романов Хаксли получил широкое распространение в литературоведении, посвященном его творчеству.

Жанровый статус поздних текстов Хаксли является особенно проблемным. Дж. Хоффман определяет «поздние» тексты Хаксли как «драматические эссе» (dramatic essays)42. Дж. Нанке выявляет близость романов Хаксли драме в связи с обилием прямой речи персонажей в монологовой и диалоговой форме. В этой связи она предлагает считать Хаксли не писателем-

: .^ror;enberger L Mr Huxley's New Novel is Savage Satire (New York Times Book Review, 14 October 1928) // The

~ ИГ"98" A'd0US^Xley- - L" N-Y"' 201°- - P«Он остается там же, где нач Л: сатири софи т труженик романа идей"». Пер. мой,-С.Ф.

41 Hoffman F. j. Aldous Huxley and the novel of ideas // Aldous Huxley: a collection of critical essays - N Y 1974 - P

д py rw< 'со едете та а л и и U/UH0Cmpup^em ИД6И'9 Р™ан' использует их за неимением описания и'

других средств традиционного повествования». Пер. мой. - С.Ф.

Hoffman Ch.-G. The Change in Huxley's Approach to the Novel of Ideas // Personalist. - 1961. - Vol. 42. - P. 87.

романистом, а «литератором особого типа»43, в произведениях которого

преобладают прямые выражения идей, не опосредованные (либо слабо

опосредованные) художественной формой. Некоторые ученые в этой связи

вообще исключает какие-либо пути их литературоведческого анализа. Так, М.

Брэдбери определяет Хаксли после 1937 года как "a modern thinker rather than a novelist"44.

Утопическое и антиутопическое миромоделирование О. Хаксли

Изучение утопических и антиутопических концепций Хаксли занимает в литературе о нем особое место. Это связано с тем, что утопии и антиутопии Хаксли рассматриваются учеными как концептуальные отражения его образа мира, с одной стороны, и в качестве репрезентативного этапа в истории утопического миромоделирования в литературе, с другой.

А. Л. Мортон в монографии «Английская утопия» ("The English Utopia" 1952) рассматривает утопические и антиутопические модели Хаксли в ряду с «Утопией» Томаса Мора, «Бракосочетанием Рая и Ада» Уильяма Блейка и др.;

этой связи особый акцент сделан автором на современном Хаксли утопическом контексте. В частности, А. Л. Мортон выявляет ряд аспектов, роднящих роман Хаксли «О дивный новый мир» с творчеством Герберта Уэллса, демонстрирует несовпадение с Э. Форстером. А. Л. Мортон также критически оценивает антиутопическое произведение Хаксли «Обезьяна и сущность», действие которого разворачивается после третьей мировой войны,-в ситуации социально-экономической и духовной деградации человечества. С точки зрения исследователя, само изображение деградировавшего человечества, которое живет на кладбище и истребляет само себя самыми варварскими и отвратительными способами, свидетельствует о неприязни автора к человеку вообще. Общая картина антиутопической линии творчества Хаксли в интерпретации А. Л. Мортона предстает как свидетельство неприязни

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фалалеева, Светлана Сергеевна, 2012 год

Список использованной литературы

1. Huxley A. After Many a Summer Dies a Swan / A. Huxley. - L, Chatto & Windus 1967.-314 p.

2. Huxley A. Along the Road / A. Huxley. - L.: Chatto & Windus, 1948. - 259 p.

3. Huxley A. Antic Hay / A. Huxley. - L.: Chatto & Windus, 1949. - 254 p.

4. Huxley A. Ape and Essence / A. Huxley. - N.Y.: Harper & Brothers, 1958. - 205 p. *

5. Huxley A. The Art of Seeing / A. Huxley. -N.Y.: Harper, 1942. - 273 p.

6. Huxley A. Brave New World / A. Huxley. - N.Y.: Harper & Row, 1969. - 178 p.

7. Huxley A. Collected Essays / A. Huxley. - N.Y.: Harper & Row, 1964. - 339 p.

8. Huxley A. Crome Yellow / A. Huxley. - N.Y.: George H. Doran Co, 1922. - 307 p.

9. Huxley A. The Devils of Loudun / A. Huxley. - L.: Chatto & Windus, 1971.-374 p.

10. Huxley A. The Doors of Perception / A. Huxley. - L.: Chatto & Windus, 1971. - 147 p.

11. Huxley A. Do What You Will / The World of Aldous Huxley / A. Huxley. - N.Y, Harper & Brothers, 1947. - P. 474 - 480. - 544 p.

12. Huxley A. Ends and Means/A.Huxley.-Chatto & Windus, 1941.-355 p.

13. Huxley A. Eyeless in Gaza/A.Huxley.-N.Y, Harper & Brothers, 1937.-473 p. "

14. Huxley A. Farcical History of Richard Greenow / Huxley A. Limbo / A. Huxley. - L.: Chatto & Windus, 1946. - P. 1 - 146.

15. Huxley A. Foreword / Krishnamurti J. Lhe First and Last Freedom / A. Huxley. - N.Y.: Harper, 1954.-P. 9- 18.

16. Huxley A. Happily Ever After / Huxley A. Lhe Gioconda Smile / A. Huxley. - L.: Lriad Grafton Books, 1986.-P.7-49.

17. Huxley A. Lhe Human Situation. Lectures at Santa Barbara / A. Huxley. - N.Y.: Harper & Row, 1977.-261 p.

18. Huxley A. Heaven and Hell / A. Huxley. - N.Y.: Harper & Brothers, 1956. - 103 p.

19. Huxley A. Island / A. Huxley. - N.Y.: Harper & Row, 1972. - 295 p.

20. Huxley A. Literature and Science / A. Huxley. - L.: Oxford Bow Press, 1991. - 118 p.

21. Huxley A. Lhe Perennial Philosophy / A. Huxley. - L.: Chatto & Windus, 1970. - 358 P-

22. Huxley A. Point Counter Point / A. Huxley. - Harmonsworth: Penguin Books; L.: Chatto & Windus, 1971.-448 p.

23. Huxley A. Proper Studies / A. Huxley. - L.: Chatto & Windus, 1957. - 299 p.

24. Huxley A. Lhose Barren Leaves / A. Huxley. - L.: Penguin Books, 1972. - 356 p.

25. Huxley A. Lomorrow and Lomorrow and Lomorrow / Huxley A. Collected Essays / A. Huxley. - N.Y.: Harper & Row, 1959. - P. 291 - 298.

26. Huxley A. Wordsworth in the Lropics / Modern British Literature: the Oxford Anthology of English Literature. - L., Toronto: Chatto & Windus, Oxford University Press, 1973. - P. 576-583.

27. Letters of Aldous Huxley / A. Huxley / Ed. by G. Smith. - L.: Chatto & Windus, 1969.

- 992 p.

28. Хаксли О. Вечная философия / О. Хаксли. - М.: Эксмо, 2004. - 463 с.

29. Хаксли О. Визионерская сила искусства пейзажа / Шадурский М. Литературная ' утопия от Мора до Хаксли / / О. Хаксли. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С. 134 - 139.

30. Хаксли О. Двери восприятия / Хаксли О. Двери восприятия. Рай и Ад / О. Хаксли.

- М.: Эксмо, 2004. - С. 7 - 88.

31. Хаксли О. Желтый Кром / Хаксли О. Желтый Кром. Рассказы / О. Хаксли. - М.: Художественная литература, 1987. - С. 19 - 184.

32. Хаксли О. И зажили они счастливо / Хаксли О. Желтый Кром. Рассказы / О. Хаксли. - М.: Художественная литература, 1987. - С. 209 - 257.

33. Хаксли О. Как вернуть зрение / О. Хаксли. - М.: Независимый альманах «Конец века», книжное приложение, 1993. - 131 с.

34. Хаксли О. Контрапункт / О. Хаксли. - СПб.: Амфора, 1999. - 603 с.

35. Хаксли О. Контрапункт / Хаксли О. Контрапункт. Новеллы / О. Хаксли. - Л.: Лениздат, 1990. - С. 7 - 446.

36. Хаксли О. Рай и Ад / Хаксли О. Двери восприятия. Рай и Ад / О. Хаксли. - М.: Эксмо, 2004. - С. 91 -202.

37. Хаксли О. О дивный новый мир / Хаксли О. О дивный новый мир. Через много лет / О. Хаксли. - СПб.: Амфора, 1999. - С. 15 - 208.

38. Хаксли О. Обезьяна и сущность / Хаксли О. Контрапункт. О дивный новый мир.

Обезьяна и сущность. Рассказы / О. Хаксли. - М.: НФ «Пушкинская библиотека»; ACT, 2002. - 986 с.

39. Хаксли О. Остров / О. Хаксли. - СПб.: Академический проект, 2000. - С. 15 - 360.

40. Хаксли О. Предисловие / Хаксли О. О дивный новый мир. - СПб.: Амфора, 1999.

41. Хаксли О. Через много лет / Хаксли О. О дивный новый мир. Через много лет / О. Хаксли. - СПб.: Амфора, 1999. - С. 230 - 517.

42. Хаксли О. Шутовской хоровод / О. Хаксли. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1996. -701 с.

43. Aldous Huxley: Annual / Ed. by Firshow P., Fietz L„ Nugel B. - Vol. 6. - 2006. - 248 p.

44. Aldous Huxley, Man of Letters: Thinker, Critic and Artist / Ed. by B. Nugel, L. Fietz. -Berlin - Hamburg - London - Wien: Lit Verlag Munster, 2007. - 292 p.

45. Aldous Huxley And Indian Thought / Ed. by Sumita Roy, K. S. Sunita. - Sterling Pub, 2003.- 166 p.

46. Bald R. S. Aldous Huxley as Borrower // College English / R. S. Bald. - 1950. -№11. -P. 183 - 187.

47. Bedford S. Aldous Huxley: a Biography. 1894 - 1939 / S. Bedford. - L.: Chatto & Windus, 1973.-400 p.

48. Bedford S. Aldous Huxley: a Biography. 1940 - 1963 / S. Bedford. - L.: Chatto & Windus, 1974.-378 p.

49. Bentley J. The Later Novels of Huxley // Aldous Huxley: a collection of critical essays / Ed. by R.E. Kuehn. - N.Y.: Prentice-Hall, 1974. - P. 142 - 153.

50. Birnbaum M. Aldous Huxley's Quest for Values / M. Birnbaum. - Knoxville: University Tennessee Press, 1971. - 245 p.

51. BlauE. Krishnamurti: 100 years/E. Blau.-N.Y.: Stewart; Tabori & Chang, 1995.284 p.

52. Bowering P. Aldous Huxley: a Study of the Major Novels / P. Bowering. - L.: the Athlone Press, 1968. - 242 p.

53. Bowering P. Eyeless in Gaza // Aldous Huxley: a collection of critical essays / Ed. by R.E. Kuehn.-N.Y.: Prentice-Hall, 1974.-P. 119-142.

54. Bradbury M. The Modern British Novel. 1978 - 2001 / M. Bradbury. - L.: Penguin Books, 2001.-621 p.

55. Burgum E.-B. Aldous Huxley and His "Dying Swan" / Burgum E.-B. The Novel and

the World's Dilemma / E. Burgum. - N.Y.: Oxford University Press, 1947. - P. 140 -156.

56. Chakoo B. L. Aldous Huxley and Eastern Wisdom / B. Chakoo. - Delhi, London: Atma Ram; Brill Academic Press, 1981.-308 p.

57. Clareson J. Aldous Huxley's "Brave New World" // Science and society: midcentury readings. -N.Y.: Harper, 1961.

58. Clark R. W. Lhe Huxleys / R. Clark. - L.: Heinemann, 1968. - 398 p.

59. Daiches D. Lhe Novel and the Modern World / D. Daiches. - Chicago, 1939.

60. Daiches D. Novels of Aldous Huxley // New Republic. - November. - 1939. - P. 203 -210.

61. Deery J. Aldous Huxley and Mysticism of Science / J. Deery. - Palgrave Macmillan, 1996.-231 p.

62. Dunaway D. K. Aldous Huxley Recollected: an Oral History / D. Dunaway. - N.Y.: Carroll & Graf Publishers, 1999. - 225 p.

63. Ferns C. Aldous Huxley: Novelist / C. Ferns. - L.: Lhe Athlone Press, 1980. - 240 p.

64. Firshow P. Aldous Huxley. Satirist and Novelist / P. Firshow. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1972. - 204 p.

65. Firshow P. The Music of Humanity: Point Counter Point // Aldous Huxley: a collection of critical essays/ Ed. by R.E. Kuehn. - N.Y.: Prentice-Hall, 1974. P. 97 - 118.

66. Frierson C. The English Novel in Transition. - Norman University Oklahoma Press, 1942.-333 p.

67. Gide A. [On Point Counter Point, 1931] // The Critical Heritage: Aldous Huxley / Ed. byD. Watt. -L., N.Y., 2010.-P. 189- 190.

68. Gill K. Nirvana for Agnostics: Aldous Huxley and the Asian Context // Aldous Huxley: Annual / Ed. by Firshow P., Fietz L., Nugel B. - Vol. 6. - 2006. - P. 159 -176.

69. Ghose S. Aldous Huxley: a Cynical Salvationist / S. Ghose. - L.: Asia, 1962. - 205 p.

70. Henderson A. Aldous Huxley / Henderson. - N.Y.: Rassel & Rassel, 1954. - 258 p.

71. Henderson A. [On Huxley, 1936] // The Critical Heritage: Aldous Huxley / Ed. by D. Watt. - L., N.Y., 2010. P. 278 - 281.

72. Hesse H. Review on Huxley's Brave New World in Die Neue Rundschau II The Critical Heritage: Aldous Huxley /Ed. by D. Watt. -L., N.Y., 2010. -P. 221.

73. The Hidden Huxley: Contempt and Compassion for the Masses 1920 - 1936 / Ed. by David Bradshaw. - L.: Faber & Faber, 1994. - 255 p.

74. Hoffman Ch.-G. The Change in Huxley's Approach to the Novel of Ideas // Personalist. - 1961. - Vol. 42. - P. 85 - 90.

75. Hoffman F. J. Aldous Huxley and the novel of ideas // Aldous Huxley: a collection of critical essays / Ed. by R.E. Kuehn. -N.Y.: Prentice-Hall, 1974. P. 8 -17.

76. Holmes Ch. Aldous Huxley and the Way to Reality / Ch. Holmes. - Bloomington, London: Indiana University Press, 1970. - 238 p.

77. Hull J. Aldous Huxley. Representative Man / J. Hull. - Berlin - Hamburg - London -Wien: Lit Verlag Munster, 2004. - 600 p.

78. Huxley J. Memories. 1 vol. / J. Huxley. - Harmondworth: Penguin, 1978.

79. Huxley L. A. This timeless moment / L. Huxley. - N.Y.: Celestial Arts, 1975. - 240 p.

80. Kronenberger L. Mr Huxley's New Novel is Savage Satire (New York Times Book Review, 14 October 1928) II The Critical Heritage: Aldous Huxley / Ed. by D. Watt. -L., N.Y., 2010. - P. 164- 166.

81. Leeper G. The Happy Utopias of Aldous Huxley and H. Wells // Meanjin Quarterly. University of Melbourne. - 1965. - Vol. 24. - № 1. _ p. 120 - 124.

82. Lawrence D. H. Point Counter Point // The Critical Heritage: Aldous Huxley / Ed. by D. Watt.-L., N.Y., 2010.-P. 172- 173.

83. Marovitz S. E. Aldous Huxley's Intellectual Zoo // Aldous Huxley: a collection of critical essays / Ed. by R. Kuehn. - N.Y.: Prentice-Hall, 1974. - P. 33 - 45.

84. Meckier J. The Counterpoint of Flight: Huxley's Early Novels // Aldous Huxley: a collection of critical essays. / Ed. by R. Kuehn. - N.Y.: Prentice-Hall, 1974. - P. 81 -96.

85. Meckier J. Quarles among Monkes Huxley's Zoological Novels // Aldous Huxley / Ed. by H. Bloom. - N.Y.: Infobase Publishing, 2010. - P. 59 - 78.

86. Meckier J. Aldous Huxley: Satire and Structure / J. Meckier. - L.: Chatto & Windus, 1969.-224 p.

87. Monro G. On Huxley's Poems, 1920 // The Critical Heritage: Aldous Huxley / Ed. by D. Watt. - L„ N.Y., 2010. - P. 52 - 54.

88. Mortimer R. Review in Dial, June 1922 // The Critical Heritage: Aldous Huxley / Ed. by D. Watt. - L., N.Y., 2010. - P. 65 - 67.

89. Morton A. L. The English Utopia / A. Morton. - London, Berlin: Seven Seas of Books, 1952.-295 p.

90. Nance G. A. Aldous Huxley / G. Nance. -N.Y.: Continuum, 1988. - 154 p.

91. Nance G. A. Aldous Huxley and the Mind-Body Connection / Lhe perennial satirist /

Ed. by Bernfried Nugel, Peter Edgerly Firchow, Hermann Josef Real. - Lit Verlag, Muenster, 2005. - P. 276 - 290.

92. Rolo Ch. J. Review in Atlantic Monthley, 1948 // Lhe Critical Heritage: Aldous Huxley / Ed. by D. Watt. - L., N.Y., 2010. - P. 371 - 372.

93. Lindall W. Forces in Modern British Literature. 1885 / W. Tindall. - N.Y.: Vintage Books, 1947. -316 p.

94. Sawyer D. Aldous Huxley: a Biography / D. Sawyer. - N.Y.: Crossroad, 2002. - 208 p.

95. Sion R. T. Aldous Huxley and the Search for Meaning / R. Sion. - L.: McFarland & Company, 2010.-232 p.

96. Svarny E. Gender, War and Writing in Aldous Huxley's Farcical histoiy of Richard Greenow // Gender and warfare in the twentieth centuiy. Lextual Representations / Ed. by A. K. Smith. - Manchester: Manchester University Press, 2004. - P. 3 - 74.

97. Washington P. Madame Blavatsky's Baboon: A Histoiy of the Mystics, Mediums, and

Misfits Who Brought Spiritualism to America / P. Washington. - N.Y.: Schocken Books, 1995.-470 p.

98. Watt D. Vision and Symbol in Aldous Huxley's Island // Aldous Huxley: a collection of critical essays/ Ed. by R.E. Kuehn. -N.Y.: Prentice-Hall, 1974. -P. 167 - 182.

99. West A. Review on Ape and Essence in New Statesman and Nation, March 1949 //

Lhe Critical Heritage: Aldous Huxley / Ed. by D. Watt. - L„ N.Y., 2010. - P. 373 -376.

100. Williams N. M. The Sciences of Life: Living Form in William Blake and Aldous Huxley / Romanticism. - Vol. 15. - Edinburg, 2009. - P. 41 - 53.

101. Woodcock G. Dawn and the darkest Hour: a Study of Aldous Huxley / G. Woodcock. - L.: Viking Press, 1972. - 296 p.

102. Woolf V. [Unsigned review in TLS, February 1920] // The Critical Heritage: Aldous Huxley / Ed. by D. Watt. - L., N.Y., 2010. - P. 41 - 42.

103. Анджапаридзе Г. А. Печальный контрапункт светлого завтра // Хаксли О. Контрапункт. О дивный новый мир. Обезьяна и сущность. Рассказы. - М.: НФ «Пушкинская библиотека»; ACT, 2002. С. 5 - 11.

104. Анджапаридзе Г. А. Предисловие // Huxley A. Crome Yellow. - М.: Progress Publishing, 1976. С. 3 - 32.

105. Анджапаридзе Т., Мартина Т. Предисловие // Хаксли О. Желтый Кром. Рассказы. -М.: Художественная литература, 1987. С. 3 - 16.

106. Апенко П. Настоящее и будущее по Олдосу Хаксли // Хаксли О. Остров / П. Апенко. - СПб.: Академический проект, 2000. - С. 5 - 12.

107. Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской. - М.: Крон-пресс, 1998.-236 с.

108. Еальцева Р., Роднянская И. Помеха - человек: опыт века в зеркале антиутопии // Новый мир. - 1990. - № 12. - С. 217 - 230.

109. Еоловачева И. В. Наука и литература: археология научного знания Олдоса

Хаксли / И. В. Еоловачева. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.-344 с.

110. Зверев А. «Когда пробьет последний час природы...» Антиутопия. XX век // Вопросы литературы. - 1989. - № 1. - С. 26 - 29.

111. Зверев А.Зеркала антиутопий // Антиутопии XX века: Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл. - М.: Книжная палата, 1989. - С. 336 - 349.

112. Ильина Н. Олдос Хаксли и английская новелла 1920-х гг. / Н. Ильина. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1987. - 207 с.

113. Палиевский П. Гибель сатирика // Современная литература за рубежом. -М.: Советский писатель, 1962. - С. 451 - 476.

114. Рабинович В. С. Олдос Хаксли: эволюция творчества / В. С. Рабинович. -Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2001. - 448 с.

115. Редина О. Н. «Роман идей» Олдос Хаксли / О. Н. Редина. - М.: Изд-во МПУ «Сигналь», 1999. - 137 с.

116. Фокс Р. Роман и народ / Р. Фокс. - Л.: Лениздат, 1939.

117. Шадурский М. Литературная утопия от Мора до Хаксли / М. Шадурский. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 160 с.

118. Шестаков В. Социальная антиутопия Олдоса Хаксли: миф и реальность // Новый мир. - 1969. - Т. 7. - С 230 - 247.

119. Anthropology of a Body / Ed. J. Blacking. - L.: Academic Press, 1977. - 84 p.

120. Baudrillard J. Simulacra and Simulation / J. Baudrillard. - University of Michigan Press, 1996.

121. Lawrence D. H. A Propos of Lady Chatterley's Lover / D. H. Lawrence. - L.: Mandrake Press, 1930.

122. Parish N. Henri Michaux: Experimentation with Signs / N. Parish. - Amsterdam, N.Y.: Rodopi В. V., New York, 2007. - 346 p.

123. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Leтpaди по аналитической антропологии / Под ред. В. А. Подороги. - М.: Логос, 2001. - 438 с.

124. Адорно L. Эстетическая теория / L. Адорно. - М.: Республика, 2001. - 527 с.

125.

Аристотель. Поэтика / Аристотель. - М. : Азбука-классика, 2010. - 3 52 с.

М.: Мысль,

126. Аристотель. Сочинения : 14 т. Т. 3: Физика / Аристотель 1981.-613 с.

127. Арто A. Learp и его Двойник / А. Арто. - СПб.: Симпозиум, 2000. - 440 с.

128. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / ф. Арьес. - М.: Прогресс; Академия, 1992. - 528 с.

129. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. - М.: Прогресс, 1976. - 556 с.

130. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -М.: Прогресс; Универс, 1994. - С. 462 - 518.

131. Батай Ж. Внутренний опыт / Батай Ж.. - СПб.: Аксиома; Мифрил, 1997. -336 с.

132. Батай Ж. Литература и Зло / Батай Ж.. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994 -166 с.

133. Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности. К философским основам гуманитарных наук / М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

134. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1972. - 471 с.

135. Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / Бахтин М. Литературно-критические статьи. - М, Художественная литература, 1986. - 543 с.

136. Бергсон А. Материя и память / Бергсон А. Сочинения. - СПб., 1914. - С 160 -322.

137. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

138. Джеймс Г. Искусство прозы // Писатели США о литературе. В 2-х т. Т. 1 -М.: Прогресс, 1982. - С. 243-253.

139. Гайденко П. Эволюция понятия науки / П. Гайденко. - М.: Наука, 1980 -567 с.

140. Грехнев В. А. Словесный образ и литературное произведение: Книга для

учителя / В. А. Грехнев. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.-669 с.

141. Гумилев Л. Н. Энтогенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. - М.: Библ. информ. Объединение «Танаис»: ДИ-ДИК, 1994. - 637 с.

142. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Ж. Деле., Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 670 с.

ИЗ. Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - М, Академический проект 2007. - 495 с.

144. Доддс Э. Греки и иррациональное / Э. Доддс. - СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с.

145. Дубова О. Б. Мимесис и пойэсис. Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества / О. Б. Дубова. -М.: Памятники исторической мысли, 2001.-271 с.

146. Женнет Ж. Фигуры : в 2 т. / Ж. Женнет. - М, Издательство им. Сабашниковых, 1998.

147. Зенкин С. Умозрение и словесность: заметки (не совсем) о теории // Новое литературное обозрение. - 2007. - № 85. - С. 388 - 396.

148. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов / И. Ильин. - М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения); Интрада, 2001. - 383 с.

149. Канетти Э. Массы и власть. - М.: Ad Marginem, 1997.

150. Карасик В., Ярмахова Е. Лингвокультурный типаж «английский чудак» / В. Карасик, Е. Ярмахова. - М., 2006. - 240 с.

151. Корман Б. О. О целостности литературного произведения // Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - С. 119- 128.

152. Кривцун О. Мимесис // Философский энциклопедический словарь. - М.: Интра-М, 2002.

153. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении / Ю. Кристева. - СПб.: Алетейя, 2003.-68 с.

154. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда / Ж. Лакан. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 184 с.

155. Лакан Ж. Семинары. Книга 1 / Ж. Лакан. - М.: Гнозис, 1998. - 432 с.

156. Лакан Ж. Семинары. Книга 2 / Ж. Лакан. - М.: Енозис, 1999. - 304 с.

157. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в сознании. - М.: Енозис, 1995. -222 с.

158. Леви Т. С. [От составителя] // Психология телесности / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. - М.: ACT, 2007. С. 5 - 9.

159. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

160. Лоуренс Д. Г. Порнография и непристойность / Лоуренс Д. Е. Психоанализ и бессознательное. Порнография и непристойность,- М.: Эксмо, 2003. - С. 32 -80.

161. Лоуренс Д. Е. Психоанализ и бессознательное / Лоуренс Д. Е. Психоанализ и бессознательное. Порнография и непристойность,- М.: Эксмо, 2003. - С. 82 -179.

162. Лоуренс Д. Г. Фантазия на тему о бессознательном / Лоуренс Д. Е. Психоанализ и бессознательное. Порнография и непристойность,- М.: Эксмо, 2003.-С. 170-470.

163. Магун А. Понятие мимесиса в эстетике и онтологии XX века. [URL: fel/Zwwwxu^b^^ content&task=view&id=332&Itemid=24 IMrngzm (дата обращения: 05.03.2011)].

164. Ман П. Слепота и прозрение / П. де Ман. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2002.-256 с.

165. Мерло-Понти М. Пространство // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. - Томск: «Водолей», 1998. - С. 27 - 95.

166. Мерло-Понти М. Феноменология восприятии. - СПб.: Ювента; Наука. 1999.-603 с.

167. Морсон Г. Границы жанра: антиутопия как пародийный жанр // Утопия и утопическое мышление. - М.: Искусство, 1991 - С 233 - 251

168. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М.: Политиздат, 1996.

169. Нанси Ж.-Л. Corpus / Ж.-Л. Нанси. - М.: Ad Marginem, 1999. - 225 с.

170. Ницше Ф. Воля к власти. Одыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. -М.: Культурная революция, 2005. - 880 с.

171. Овчинников В. В. Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел / В. В. Овчинников. -М.: Просвещение, 1988. - 608 с.

172. Платон. Сочинения : в 4 т. Т. 3 : Государство / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и

В.Ф. Асмуса. - СПб.: Изд-во С,Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007 -752 с.

173. Подорога В. А. Выражение и смысл / В. А. Подорога. M.: Ad Marginem 1995.-426 с.

174. Подорога В. А. Мимесис: материалы по аналитической антропологии литературы : в 2 т. Т. 1 : Н. Гоголь, Ф. Достоевский / В. А. Подорога. - М, Культурная революция; Логос, 2006. - 486 с.

175. Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию / В. А. Подорога. - М.: Ad Marginem, 1995. - 340 с.

176. Подорога В. А. Полное и рассеченное // Психология телесности: между душой и телом. - М.: ACT, 2007. - С. 67 - 138.

177. Подорога В. А. Словарь аналитической антропологии / ЛОГОС. - 1999 -№2.

178. Пристли Дж. Б. Маньяки // Пристли Дж. Б. Заметки на полях. - М 1988 -С. 52-55.

179. Соловьева И. А., Матевосян.С. Н. Психодиагностический потенциал телесного образа «Я» в работе с лицами с нарушениями половой идентичности // Психология телесности: между душой и телом. - М.: ACT, 2007. - С. 270 - 280.

180. Татаркевич В. История шести понятий / В. Тататаркевич. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - 373 с.

181. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999. - 286 с.

182. Тимоти Лири: искушение будущим / Под ред. Р. Форте. - М.: Ультракультура, 2004. - 448 с.

183. Тищенко Т. Д. Тело: философско-антропологическое истолкование // Психология телесности: между душой и телом. - М.: ACT, 2007. - С. 139 - 165.

184. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: за и против. - М.: Прогресс, 1975. -С. 37- 113.

185. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 227 - 284.

186. Торчинов Е. А. Буддийская философия в Китае // Философия китайского буддизма. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - С. 3 - 40.

187. Трубина Е. Е. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 103 с.

188. Успенский Б. А. Поэтика композиции / Успенский Б. А. Семиотика искусства. - М.: Языки русской культуры, 1995. - С. 9 - 220.

189. Фрейд 3. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 6 : Истерия и страх. - М.: Фирма СТД, 2006.-319 с.

190. Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани. 1991.

191. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.

192. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб.: Университетская книга, 1997.-567 с.

193. Фуко М. История сексуальности. - Киев: Ерунт-Рефл Бук; М.: Дух и литература, 1998. - 228 с.

194. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: Ad Marginem, 1999.-480 с.

195. Фуко М. Рождение клиники. - М.: Смысл, 1998. - 308 с.

196. Хоружий С. С. Еерменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя // Психология телесности: между душой и телом. -М.: ACT, 2007.-С. 166- 192.

197. Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской письменности, 2008. -310 с.

198. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб: Симпозиум, 2004. - 160 с.

199. Ямпольский М. Демон и лабиринт: диаграммы, деформации, мимесис (Новое литературное обозрение. Научное приложение. Выпуск VII). - М.: Новоё литературное обозрение, 1996. - 336 с.

200. Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. - М.: Ас! Маг^пет, 2000. - 288 с.

201. Ямпольский М. О близком. Очерки немиметического зрения. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 240 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.