Анархисты в политической жизни России: 1903-1928 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Орчакова, Лариса Геннадьевна

  • Орчакова, Лариса Геннадьевна
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 384
Орчакова, Лариса Геннадьевна. Анархисты в политической жизни России: 1903-1928 гг.: дис. доктор исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2008. 384 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Орчакова, Лариса Геннадьевна

Введение.3

Раздел I. Основные теоретические и методологические подходы исторической науки к исследованию общественно-политической деятельности российских анархистов в 1903-1928 гг. Историография и ис-точниковая база диссертации.9

Раздел П. Идейно-политическая сущность и эволюция теоретической платформы российского анархизма.66

Раздел III. Социальная база анархистского движения в России.134

Раздел IV. Организационная структура анархистских организаций в России.165

Раздел V. Место и значение революционного террора в теоретических разработках и практике анархистов.224

Раздел VI. Ликвидация анархистских организаций в условиях формирования однопартийной политической системы в Советской России.302

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Анархисты в политической жизни России: 1903-1928 гг.»

Актуальность темы диссертации. Леворадикальное движение России начала XX в. представляет интерес для научного исследования, главным образом, из-за своего политического и исторического значения в судьбе страны. Именно левые партии сыграли решающую роль в ходе революционного преобразования России. Как непримиримая оппозиция левые выступали не только за насильственное разрушение существовавшего строя, но и за создание нового социального порядка, реальный механизм которого активно обсуждался их лидерами. Интерес к данной проблематике определяется современными поисками политической стабильности, обрести которую невозможно без опоры на исторический опыт развития различных партий России начала XX в.

Дополнительную актуальность теме исследования придает рост угрозы мирового терроризма, развитие современных идей антиглобализма, обладающих мощным анархическим потенциалом. В этой связи изучение теоретических основ и практической деятельности анархического общественно- политического движения в России в начале XX в. приобретает важное научное и практическое значение, поскольку может способствовать предупреждению и пресечению радикальной, в первую очередь террористической, деятельности.

Современный рост популярности идей анархизма тесно связан с разрастающимся мировым кризисом, который с новой остротой поставил проблему государственной власти. Антиправительственные манифестации студентов, рабочих, членов профсоюзов стали символом переходной эпохи. В современной России анархические взгляды чаще проявляются не в политической, а в социальной сфере. В частности, повышенный интерес вызывают экологические инициативы российских анархистов, выступающих за сохранение окружающей среды, поддержание равновесия общества и природы.

В исторической ретроспективе России движение анархистов тесно связано с развитием идей социал-демократии, большевизма, неонародничества, с событиями трех российских революций. Без глубокого и всестороннего изучения истории анархизма, его общественно-политической деятельности невозможно до конца понять и осмыслить историю революционного движения России на рубеже Х1Х-ХХ веков, а также общие исторические процессы, происходившие в стране.

Анализ историографии, проведенный в первом разделе диссертации, показал, что исследование анархистского движения в России имеет глубокие традиции, однако, несмотря на значительное количество научных работ, до сих пор не изученными остаются многие интересные явления как анархической общественно-политической мысли, так и практики их деятельности. До настоящего времени дискуссионными остаются вопросы организационного строения анархистских групп, принципы их существования и взаимосвязи, динамика численности формирований анархистов, «высшей точки» деятельности, ликвидации анархистских организаций после прихода большевиков к власти. Остается спорным понимание анархистами принципов социальной организации, их отношение к парламентаризму, к общественно-политическим структурам -Государственной Думе, профсоюзам, Советам депутатов, к вопросам террора и экспроприации, к политической борьбе. Ряд пробелов в историографии позволяет обоснованно сформулировать цель и задачи диссертации.

Цель исследования — выявить и показать роль анархистских организаций в общественно-политической жизни России в период поиска новой модели развития страны с привлечением новых документов и материалов.

Цель раскрывается и конкретизируется посредством постановки следующих исследовательских задач:

- выявить основные теоретические и методологические подходы исторической науки к исследованию политической деятельности российских анархистов в 1903-1928 гг., а также с привлечением широкого круга литературы определить главные тенденции в развитии историографии данной темы;

- раскрыть идейно-политическую сущность и показать эволюцию теоретической платформы российского анархизма;

- выявить и показать социальную базу анархистского движения в период революционных преобразований в России;

- рассмотреть специфику организационного оформления анархистских организаций в стране в начале XX в.;

- отразить место и значение радикальных методов революционной борьбы в теоретических разработках и практике анархистов;

- проанализировать причины идейно-политического кризиса российского анархизма в период формирования новой политической системы Советской России.

Хронологические рамки исследования охватывают насыщенный важными историческими событиями период 1903-1928 гг. Диссертационное исследование охватывает время максимальной активизации и последующего заката анархистских организаций России, предложивших стране и обществу оригинальную альтернативу развития. Верхние хронологические границы исследования достаточно условны, поскольку наиболее активные организации анархистов были ликвидированы задолго до 1928 г., а отдельные активисты продолжали свою деятельность в 1930-х гг., в том числе в эмиграции. Последний вопрос не включен в проблематику данной диссертации и может стать предметом отдельного исторического исследования.

Научная новизна диссертации определяется комплексным системным анализом теоретических основ и практической деятельности анархистских организаций России в политическом процессе первой трети XX в.

Неоднородность социальной базы российского анархистского движения, участие в котором принимали представители практически всех национальных, возрастных и общественных групп страны, предопределила формирование широкого спектра различных идейных направлений в рамках единого движения, идейную размытость, разнообразие, а порой и несогласованность политических действий отдельных организаций.

Автор выявляет и показывает серьезные различия в понимании теории и практики столичных и региональных анархистских организаций, являющиеся следствием разного уровня образования и общей теоретической подготовки их членов. Если для анархистов крупных промышленных центров (Москвы, Петрограда, Харькова, Екатеринбурга, где собирались многие амбициозные личности) была свойственна жесткая идейная поляризация по принципиальным вопросам, то для российской провинции были характерны частые случаи перехода не только из одной анархистской организации в другую, но и в иные партии левого толка. Рядовые члены региональных анархистских групп, как правило, предпочитали решительные практические действия и не углублялись в идейное содержание разработок своих лидеров, не видели разницы в теориях революционного преобразования различных течений социал-демократии.

Автор делает вывод о том, что главной причиной поражения анархистов в российском революционном процессе первой трети XX в. являлось отсутствие четкой организации, разобщенность, несогласованность и непоследовательность их действий, как правило, не выходивших за рамки банального террора. Проникновение в ряды организаций личностей маргинального типа и преступного элемента привело к закономерному проигрышу анархистов в состязании с более организованными оппонентами за революционную инициативу.

Уникальность политических взглядов анархистов определила их особый статус в рамках российской общественно-политической системы. Отсутствие властных амбиций и последовательной программы действий долгое время не позволяли большевикам и членам иных партий рассматривать анархистов в числе своих главных политических противников. Даже после завоевания большевиками власти, В.И. Ленин отводил анархистам важную роль вдохновителя общественного движения, борьбы с контрреволюцией, стремился использовать потенциал анархизма в целях борьбы с бюрократией.

По мере укрепления власти большевиков отпала необходимость их инструментального использования. И.В. Сталин и окружавшее его руководство Советской России видели в анархизме весомую угрозу для формирующейся вертикали партийно-государственных структур.

Ликвидацию анархистских организаций в конце 1920-х гг. автор связывает не только с завершением формирования однопартийной политической системы, но и с кризисом самой идеологии анархизма, исчерпавшего свои возможности по активизации движения масс.

В заключительной части работы автор делает вывод о том, что под воздействием анархистских идей, получивших широкое распространение в России переломной эпохи, в отечественном общественном сознании во многом была девальвирована сама идея государственной власти, являющаяся базовой для российского социума. Именно этим объясняется глубина системного кризиса, охватившего страну и общество в первой трети XX в. Не случайно закат анархистского движения в России совпал по времени с эпохой укрепления вертикали государственной власти.

Методологической основой исследования являются принципы диалектики, историзма, объективности, комплексности, социального подхода, предполагающие рассмотрение источникового материала во всем его многообразии, без каких либо заранее заданных оценочных суждений. В ходе исследования автор основывался на сочетании общегосударственного и регионального подходов. С этих позиций исследован весь комплекс проблем, представленных в диссертации. Применение данных методов и подходов определяется целью, задачами исследования и спецификой используемых источников.

Практическое значение исследования определяется комплексом существенных факторов. Во-первых, оно состоит в накоплении исторического знания по актуальной проблеме отечественной истории. Во-вторых, материалы диссертации могут быть использованы в партийно-политической деятельности современных партий России во избежание ошибок и просчетов прошлого. В-третьих, материалы, содержащиеся в диссертации, можно использовать при подготовке спецкурсов для студентов исторических факультетов.

Апробация результатов исследования. Разнообразные материалы диссертации нашли свое отражение в монографии и публикациях автора, составляют основу подготовленных автором лекционного курса, спецкурса и спецсеминара по истории Отечества. О результатах своего научного исследования соискательница докладывала на кафедре истории Mill У, принимала участие в ряде межвузовских и республиканских научных конференций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Орчакова, Лариса Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Явление, которое получило название «анархизм» имеет намного более широкие хронологические и содержательные границы, чем это обычно принято полагать. Он не вмещается в рамки только лишь политического или социально-экономической доктрины. Анархизм это ориентация сознания в основе, которой лежит определенный аксиологический ряд, ключевым звеном которого является такая общечеловеческая ценность как свобода. На этом основании анархизм можно считать явлением не только российской, но и мировой культуры, своеобразным идеалом свободы, взятой в ее крайних, радикальных выражениях. Именно в этом ключе, в настоящее время представляется наиболее перспективным дальнейшее изучение и осмысление анархизма.

Анархизм, конечно же, нельзя полностью, исчерпывающе свести к такой, системе ценностей как свобода. Но в то же время свобода, о тносясь к общечеловеческим ценностям и имея самые пестрые проявления в различных культурах, в рамках пространственно-временных координат может служить своеобразным индикатором дающим возможность проанализировать специфику проявления анархизма- в разных культурах. Причем, основываясь на этих показателях можно проанализировать и динамику развития этого явления. Свобода, как идеал, так и индикатор представил анархизм в культуре.

Мы можем с большой долей уверенности сказать, что анархизм представляет собой своеобразную философскую систему, т.е. «организованную совокупность (множество) философских идей с отношениями и связями между ними, образующими определенную их целостность или целостное их множество».724 Анархизм-как раз и является такой множественностью философских идей.

724 Каменский З.А. История философии как наука. М., 1990. С. 99.

Анархизм - учение об отрицании власти и государства. Его тенденции присущи всем социальным группам на протяжении всей истории человечества. На ранних стадиях развития общества анархизм был представлен в форме стихийного отрицания государства (восстаний) или в виде ересей.

Как политическое учение анархизм сформировался в середине XIX века. Предпосылками его возникновения стали как развитие капиталистического строя и обострение* связанных с ним противоречий (экономические кризисы и, как следствие, безработица и обнищание населения), так и высокий уровень развития общества, распространение образованиями повышение социального самосознания людей. Все представители анархизма объявляли государственную власть злом и предлагали свои варианты устройства безвластного общества.

Первая анархическая концепция возникла1 в эпоху Просвещения в Англии и принадлежит В. Годвину. В середине XIX века были созданы две теории, на основе которых создавались все последующие, - антиавторитарная теория П.-Ж. Прудона (мютюэлизм) и индивидуалистический- анархизм М. Штирнера. Все три названных теории предлагали мирный (эволюционный) путь перехода к безвластному обществу.

Французский философ и экономист П.-Ж. Прудон считается создателем анархистского учения. Сам термин "анархия" принадлежит именно ему. П.-Ж.Прудон представлял будущее устройство общества как федерацию свободных производителей, созданную на добровольных началах, при этом он не рассматривал отдельно взятую страну, а считал, что такой строй должен распространиться на всю Западную Европу. Учение П.-Ж. Прудона называется федерализмом, П.-Ж. Прудон первым ввел в свою анархическую концепцию понятие "взаимопомощь" mutualité), поэтому иногда его теорию и теории его последователей (Э. Реклю, Ж, Грав и др:) исследователи называют "мютюэлизмом".

Другое учение о безвластии предложил несколько позже П.-Ж. Прудона немецкий, философ и журналист И.К. Шмидт (печатался под псевдонимом Макс Штирнер), который считается основоположником индивидуалистического анархизма. По его мнению, влияние государства и других социальных институтов не должно распространяться на человека. Индивид волен поступать так, как желает он сам, без всякого давления со стороны. Эти две теории - федерализм П.-Ж. Прудона и индивидуализм М: Штирнера - послужили базой для последующих анархических. учений и носят название классического анархизма. Впоследствии все теоретики анархизма принимали за основу именно эти две теории, видоизменяяшх, сочетая, и привнося'что-то свое. Последующие теории, основанные на федерализме и индивидуализме, делятся на корпоративные и индивидуалистические.

Впоследствии анархизм наиболее широко развивался во Франции, две последующие теории - теории Э. Реклю и Ж. Грава - возникли именно там. Оба автора, в отличие от своих предшественников, призывают к революционному свержению старого строя, полагая, что только после этого возможен переход к новому обществу. Э. Реклю детально разработал теорию« революции и настаивал на добровольности ассоциаций и свободном выборе труда. Ж. Грав, наоборот, большее внимание уделял именно новому устройству общества, а не путям перехода к нему. Французские теоретики анархизма - П.-Ж. Прудон, Э. Реклю и Ж. Грав - постоянно общались с М.А. Бакуниным и П.А. Кропоткиным, и их идеи оказывали на русских анархистов непосредственное влияние. Теоретической, базой анархизма в России стали теория об отрицании власти В. Годвина, антиавторитарная'теория, П.-Ж. Прудона и индивидуалистический анархизм М. Штирнера.

В России анархизм начал распространяться с середины XIX века. Он имел свои отличительные особенности. Во-первых, первыми теориями, возникшими в России, были индивидуалистические теории. Произошло это в силу того, что первым анархистским трудом, который попал в Россию, была работа "Единственный и его собственность" М. Штирнера. Во-вторых, в России впервые делаются попытки соединить анархизм и христианскую религию. Так, Н.В. Соколов сочетал анархизм и католицизм, Л.Н. Толстой - анархизм и православие. В начале XX века появился еще ряд теорий, сочетавших анархизм и разные интерпретации христианского учения: в 1906 году вышел сборник "Факелы" под редакцией Г.И. Чулкова, в котором впервые излагались принципы так называемого мистического анархизма. Сторонники Г.И. Чулкова призывали освободить личность от всех государственных, социальных и моральных ограничений и призывали строить жизнь на основе свободного анархического союза и любви. Это направление в анархизме было сочетанием взглядов М. Штирнера и Ф. Ницше. После Октябрьской революции появилось еще одно направление мистического анархизма - сочетание анархизма П.А. Кропоткина с доктриной и некоторыми видоизмененными обрядами масонов и рыцарей-тамплиеров.

Первым крупным теоретиком русского анархизма был М.А. Бакунин. Его учение сочетало в себе прудонизм, анархизм М. Штирнера и славянофильство. М.А. Бакунин представлял себе безвластный строй как федерацию освобожденных от гнета славянских народов, которая должна была быть создана на основе общин, подобных общинам российских крепостных крестьян. М.А. Бакунин считал славян "социалистами по инстинкту", так как их психология состоит в том, что они инстинктивно не подчиняются законам и стремятся к установлению такого порядка, который устраивал бы всех, и при котором все были бы равны и свободны.

М.А. Бакунин утверждал, что славяне без всякого руководства извне могут после революции наладить свою жизнь. Главное - это помочь народу совершить революцию, поднять его на стихийный бунт. Последователь М.А. Бакунина, крупный теоретик анархизма П.А. Кропоткин, прибавил к бакунизму некоторые положения теории происхождения видов Чарльза Дарвина. П.А. Кропоткин заявил, что государство биологически чуждо человеку, так как склонно разрушать институты общественной взаимопомощи, которые существуют еще со времен первобытности. По П.А. Кропоткину, самый яркий пример такого института -средневековая городская коммуна. Теория П.А. Кропоткина называется анархо-коммунизм, так как он видел основы будущего строя именно в федерации городских и сельских коммун, образованных на добровольной основе. Идеи П.А. Кропоткина были широко распространены в начале XX века, в частности, в условиях революции 1905 - 1907 годов.

Впоследствии, вернувшись после революции 1917 г. в Россию из эмиграции, П.А. Кропоткин разочаровался в революции и в новой власти, и в 1918 г. уехал в город Дмитров, где работал над своим последним трудом "Этика". В этой труде он утверждает, что перед социальной революцией нужно сначала проводить работу в душах людей и подготовить их морально к будущему строю. Теория П.А. Кропоткина была последней крупной анархической теорией, основанной на значительной научной базе, на основе которой делались последующие попытки воплотить анархическую теорию на практике.

Оба русских теоретика анархизма - М.А. Бакунин и П.А Кропоткин - были непосредственно связаны с Западной Европой, участвовали в революционных событиях, происходящих там, и постоянно общались с европейскими анархистами.

Распространение анархических воззрений в России имело свои экономические причины и порожденные ими социальные условия. Вторая половина XIX века для российского государства — период бурного развития капитализма, становления буржуазного общества, состав которого определялся более или менее многочисленной прослойкой средних классов, в том числе мелких производителей и собственников. Рост капиталистической промышленности, образование монополий, непоследовательность курса реформ ударяли, прежде всего, по мелким производителям. Их отчаянные поиски средств и методов борьбы с капиталом часто находили свой выход в анархических идеях, которые распространялись интеллигенцией. Именно «мелкого собственника, задыхающегося в конкурентной борьбе, ненависти к монополиям, стремящимся его поглотить» представлял себе М.А. Бакунин, говоря о приверженцах своей теории и о тех, кто сметет институт государства.

В первые годы XX в. происходит стремительный рост численности анархистских организаций. В условиях первой российской революции в анархизме явственно определились три основных направления: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм с наличием в каждом из них более мелких фракций. Названные направления были достаточно обособлены друг от друга. Помимо различий программных и тактических, они имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.

В условиях революционного брожения общества большинство анархистских групп состояло из последователей теории П.А.Кропоткина, который оказал огромное влияние на дальнейшую эволюцию анархизма. Продолжая и развивая воззрения М.А. Бакунина, П.А. Кропоткин формулирует теорию «социальной революции». Одно из важных положений этой теории определяет силу, которая совершит эту «социалистическую революцию». В представлении П.А. Кропоткина — это «страдающий народ», который объединяет всех эксплуатируемых: крестьян, рабочих, батраков и т.п.

Стратегические и тактические задачи анархистов в революции были намечены на их I съезде в Лондоне в декабре 1904 г. Целью действий анархистов объявлялась «социальная революция, т.е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом». Началом революции должна была явиться всеобщая стачка обездоленных как в городах, так и в деревнях. Главными методами анархистской борьбы в России провозглашались восстание и «прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров». Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями в зависимости от конкретной ситуации.

Формой организации анархистов должно было быть добровольное объединение «личностей в группы и групп между собой». Накануне первой российской революции П.А. Кропоткин впервые сформулировал идею о необходимости создания в России отдельной и самостоятельной анархической партии. Представители отдельных направлений анархизма категорически отвергли возможность сотрудничества с другими революционными партии России, обусловив это неизбежной изменой анархическим принципам.

Существенным для анархистов был вопрос о будущем обществе, созданном по модели анархо-коммунизма. Освобожденное от пут царизма общество Кропоткин и его последователи представляли как союз или федерацию вольных общин (коммун), объединенных свободным договором, где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности для развития. Первоочередной задачей победившей революции анархисты считали экспроприацию всего, что служило эксплуатации (земли, орудий производства и средств потребления). Считалось, что достигнутый максимум свободы личности будет сопровождаться и максимумом экономического расцвета общества в результате высшей производительности свободного труда. Для планомерного развития экономики Кропоткин предлагал децентрализовать промышленность, установить прямой продуктообмен и интеграцию труда (обработку земли как сельскими, так и городскими жителями, соединение умственного и физического труда, введение производственно-технической системы обучения). В аграрном вопросе анархисты считали необходимым передать всю землю, захваченную в результате восстания (социальной революции), народу, тем, кто сам ее обрабатывает, но не в личное владение, а общине.

Главной опорой анархистов в обществе являлись преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочего класса, недовольные существующими порядками, но слабо представлявшие пути и средства борьбы с ними. В составе анархистских организаций наблюдалось, почти полное отсутствие рабочих ведущих отраслей промышленности, зато обильно были представлены труженики сферы услуг — сапожники, портные, кожевенники, мясники и т.д. Особенно много подобных объединений было в районах Северо и Юго-Запада, в черте так называемой еврейской оседлости, где мелкая промышленность и кустарное производство были распространены довольно широко. Мизерным было представительство в анархистских организациях лиц из привилегированных сословий — дворян, чиновников, купцов и почетных граждан.

На рубеже веков главной силой революции П.А. Кропоткин и его сподвижники считали крестьянство. Анархисты полагали, что восстание может рассчитывать на успех только тогда, когда оно найдет поддержку крестьянства и городских рабочих, но принимать участие в восстании будет и некоторая* часть интеллигенции. Крестьянское восстание долгое время считалось основным двигателем всякой революции. Однако революционные события 1905-1907 гг. изменили представления анархистов по этому вопросу. На первый план П.А. Кропоткин выводит городских рабочих, которые вместе с «интеллигентной молодежью» должны играть главную роль в революции. Крестьянству отводилась лишь роль помощников;

Социальная база анархистских организаций не была однородна по своему составу и в изучаемый период постоянно изменялась. В советской: историографии анархизм считался «выражением недовольства мелкой буржуазии политическим и экономическим господством магнатов крупного капитала».725 Данный тезис представляется^ верным лишь отчасти. Традиционной социальной средой анархизма являлось российское студенчество, которое с легкостью подхватывало революционные идеи. Студенчество по своему имущественному положению не принадлежало? ни к мелким собственникам; ни- к мелким^ производителям; но «горящее» нетерпением и стремящееся получить сиюминутный результат шборьбе за свои права шло за анархистскими идеями. Привлекательны для студенчества были и ультрарадикальные способы борьбы анархистов. Большой популярностью в студенческой среде пользовались идеи приват-доцента Московского университета A.A. Борового, которым была организована группа анархистов-индивидуалистов. Основу подобных организаций составляла не только студенческая молодежь, но и некоторые представители буржуазной интеллигенции, а также анархисты — выходцы из низов общества, предпочитающие индивидуальные методы борьбы с самодержавием.

Спад революционного движения накануне Первой мировой войны привел к изменению социальной базы анархизма. Разгром большинства анархистских организаций способствовал уменьшению в их составе

725

См.: Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840-1917 гг.). М., 1987. С. 3. числа представителей интеллигенции. С этого времени обозначилась тенденция, к криминализации анархистской среды, которая была характерна вплоть до конца исследуемого периода. У правоохранительных органов в этот период сложилось мнение, что отдельные кружки анархистов втягивают в себя по преимуществу безработных пролетариев и незрелую молодежь. По мнению деятеля царской охранки П.П. Заварзи-на, анархистские организации состояли в большинстве случаев из двух совершенно различных элементов: «идейных фанатиков и дегенератов-уголовных преступников».726 Большинство «идейных» анархистов накануне 1917 г! было арестовано или сослано.

Победа большевиков«в октябре 1917 г. привела в ряды анархистских организаций не только представителей оппозиционных сил, членов запрещенных политических партий, но и криминальные элементы, стреI мившиеся к личному обогащению в условиях политической нестабильности.

В 'вопросах политической организации анархистами всячески поощрялись самостоятельность и независимость в действиях. Первые анархистские группы в России появились весной 1903 г. в г. Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих и летом — в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащейся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящей линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах Северо-запада, Юго-запада и Юга страны.

Накануне первой российской революции усилиями пропагандистов сформировались три крупных центра анарходвижения — Белосток,

726

См.: Заварзин П.П. Работа тайной полиции. Издание автора. Париж: Фран-• ко-русская печать, 1924. С. 146.

Екатеринослав и Одесса, существенно возросла численность анархистских организаций. В 1905 г. их насчитывалось уже 125 (в 110 городах и населенных пунктах), в 1906 г. - 221 (в 155 городах) и в 1907 г., считающемся вершиной движения, в стране действовало уже 255 формиро

797 ваний в 180 городах и населенных пунктах.

В организационной структуре анархистских образований имелись свои особенности. Среди анархистов преобладали сравнительно малочисленные группы (от 3-6 до 30 членов); но встречались и крупные формирования (федерации) групп с большим числом участников (от 80-90^до 150—200 человек) с разветвленной сетью кружков и «сходок» для различных категорий и слоев населения; Крупные федерации анархистов действовали в традиционных регионах их нахождения (Центр, Северо-Запад, Юг, Юго-Запад; в городах: Москве; Екатеринославе, Одессе, Житомире и др.).

Накануне Первой мировой войны в анарходвижению наблюдался процесс стремительного распада исамоликвидации крупных организаций. Если в 1908 г. действовало 108 групп анархистов в 83 населенных пунктах страны, то в 1909 г. их насчитывалось уже 57 в 44 городах, в 1910 г. - только 34 группы в 30 пунктах, в 1911 г. — всего 21 организация, в 1912 г. — 12, в 1913 г. — 9 групп. Таким образом, вопреки утвердившимся в исторической литературе оценкам, в 1908—1913 гг. анархистские организации не исчезли бесследно с политической арены, хотя их число значительно сократилось.

Начало Первой мировой войны привело к расколу в анархистской среде. К оборонцам примкнул П.А. Кропоткин, призывавший к войне «до конца германского милитаризма», ибо считал, что победа Германии будет подлинной национальной; катастрофой для России. Ему противо

727

См.: Ударцев С.Ф. Власть и государство в теории анархизма в России: XIX - начало XX века / Анархия и власть М., 1992. С. 34. стояли анархисты-интернационалисты, осуждавшие любые военные действия. Затянувшееся военное противостояние способствовало новой активизации анарходвижения в России. В 1915 г. анархистские организации имелись в восьми городах страны, в конце следующего года их насчитывалось уже 15. Было заметно, что анархисты нащупывали свои методы воздействия на массы, но их общее число едва достигало 250— 300 человек.

Февральская революция 1917 г. принесла обновление и русскому анархизму. Вновь на арену политической борьбы вышли анархо-коммунисты, индивидуалисты и сторонники анархо-синдикализма. Однако анархисты не могли быстро восстановиться после потерь военных лет. Их новоявленной агитации поддавались лишь наименее зрелые слои рабочих и солдат.

В условиях хаоса революционного времени анархисты выступали за замену государства федерацией синдикатов, захват фабрик и заводов рабочими коллективами. В 1917 г. под их контролем оказались союзы металлистов, портовых рабочих, булочников, отдельные фабрично-заводские комитеты. Линия анархистов на установление действительного рабочего контроля на производстве была практически идентична позиции большевиков. Разница в подходах казалась несущественной, но именно в ней крылась суть дальнейших идейных различий: анархисты требовали строительства и организации общества снизу вверх, а большевики — перехода всех средств производства государству (центру), которое и должно было распоряжаться ими от имени рабочих, что в конечном итоге и случилось.

Большое значение анархисты придавали революционному террору. Методы террора и экспроприаций являлись главными в арсенале лидеров российского анархизма. Значение революционного террора отмечали многие современники. А.И. Гучков в речи по поводу убийства П.А.

Столыпина, произнесенной им в Третьей Думе, говорил: «Поколение, к которому я принадлежу, родилось под выстрелы Каракозова; в 70-80-х годах кровавая и грозная волна террора прокатилась по России, унося за собою того монарха, которого мы славословили как Царя - Освободителя. Террор тогда затормозил и тормозит с тех пор поступательный ход реформы. Террор дал оружие в руки реакционерам. Террор своим кровавым туманом окутал зарю русской свободы».728 Разумеется, речь Гучкова отражала позицию определенной (октябристской) политической группы. С точки зрения лидеров российского анархизма террор как раз принес «зарю русской свободы».

Уже в 1904-1905 гг. анархистский террор и экспроприации стали значительным явлением. Наряду с отдельными героическими эпизодами борьбы в движении все больше процветали уродливые отклонения — убийства из удальства, грабежи с целью обогащения и наживы. Значительная часть анархистов предпринимала подобные акции по личной инициативе, не согласуя их с решениями организаций или съездов. В 1905-1906 гг. «народился новый тип революционера», констатировал П.Б. Струве, произошло «освобождение революционной психики от всяких нравственных сдержек».729 Анархисты считали допустимыми тактику «пропаганды действием» и борьбу против непосредственных эксплуататоров, выливавшиеся нередко в бессмысленные убийства посетителей «буржуазных» кафе или ограбления мелких лавочников.

Годы первой российской революции вошли в историю анархического движения как время непрекращавшихся террористических актов и

728 •

Цит. по: В Думе: Запросы об убийстве Столыпина // Будущее (L'Avenir). (Paris). N 3 от 5 ноября 1911. С.З.

770

Струве П.Б. Преступление и жертва // Русская мысль. 1911. Кн. 10 - Цит. по: История терроризма в России. Сост. О.В.Будницкий. Ростов-на-Дону, 1996. С.516. экспроприации, вооруженных сопротивлений и грабежей. Вскоре в этом движении стали заметны и новые тенденции. Например, Амур-Нижнеднепровский комитет партии анархистов-коммунистов, учитывая, что в организации сплотились различные по своему происхождению, темпераменту и боевому опыту анархисты, решил разделить эту организацию на две группы: Центральный комитет, которому вменялось в обязанность вести в основном агитационно-пропагандистскую деятельность и отдавать полученные деньги на нужды всей организации, и «группо-виков-экспроприаторов», которые должны были совершать «эксы» на свой страх и риск и могли тратить полученные от грабежей средства на себя. Однако даже элементарная попытка наведения порядка в анархистской среде вылилась в поножовщину и перестрелку анархистов друг с другом. В мае - июле 1907 г. Екатеринославское охранное отделение зафиксировало-более десяти убийств на почве этого разлада. Полицейские отметили тот факт, что впервые в анархистской среде произошло четкое деление на лиц, занимавшихся исключительно организационной работой, и тех, кто стал на путь боевой, разрушительной деятельности. Масштабы подобной работы анархистов были весьма значительны в различных регионах страны.

Российские анархисты не оставались равнодушными к просьбам своих коллег из других стран, оказывая им поддержку в совершении ряда терактов. Так, они участвовали в подготовке покушений на германского императора Вильгельма и некоторых высокопоставленных лиц Франции.

Важным для понимания анархистской тактики является выяснение вопроса об отношении анархистов к экспроприациям. Лидеры российского анархизма, как правило, поддерживали экспроприации организованные и массовые и категорически отрицали необходимость подобных актов для личных целей, сравнивая их с воровством. Однако, несмотря на это, мелкие «эксы» буквально разрывали движение. Именно так начинал свою деятельность среди анархистов Нестор Махно, будущий руководитель крестьянского движения на Украине в годы гражданской войны. Постепенно в анарходвижении широкое распространение получили заурядные шайки грабителей-налетчиков с экзотическими названиями «Анархисты-террористы», «Кровавая рука», «Лига красного шнура», «Черные вороны», «Мстители», «Ястреб» и т.п.

В начале XX века в России среди анархистов-практиков существовали два направления, основанные собственно на теории П.А. Кропоткина - анархо-коммунизм и анархо-синдикализм. В каждом из этих направлений существовали отдельные течения. Взгляды их представителей основываются на уже существующих теориях, но теории некоторых из этих течений являются сочетаниями анархизма с другими философскими концепциями, в частности, с теорией сверхчеловека, провозглашенной Ницше (сборник "Факелы"), или с религиозными постулатами (толстовство).

После Октябрьской революции 1917 г. попытки осуществления анархических идей на практике делались в двух направлениях: на основе чистого анархо-коммунизма (махновское повстанческое движение) и на основе работы "Этика" с добавлением видоизмененных и сильно упрощенных ритуалов рыцарей-тамплиеров и масонов (анархо-мистики Кропоткинского комитета, они же "Орден Света", они же тамплиеры и Масонская ложа А. Солоновича). Каждое из этих направлений по-своему интерпретировало и развивало теорию П.А. Кропоткина.

Первая попытка построения анархического общества была сделана повстанческой армией под предводительством Н.И. Махно на Украине. Он пытался строить анархическое общество на основе теории П.А. Кропоткина, добавляя некоторые положения концепций всех существовавших в то время течений в анархизме. Объяснялось это присутствием в махновской армии представителей и, что самое важное, теоретиков всех этих течений. Теоретики махновской армии проанализировали все известные им анархические концепции, стараясь отобрать из них самое лучшее и жизнеспособное. Тем не менее, все попытки социальных экспериментов повстанцев и вся агитация основывались на теории анархо-коммунизма П.А. Кропоткина. Повстанцы трансформировали ее в соответствии с обстановкой, в которой им приходилось работать. Так, появилось положение о вольном Советском строе как о переходном периоде к новому обществу и положение о вольных Советах как о единицах, составляющих анархическое общество.

Махновское повстанческое движение просуществовало на Украине до осени 1921 года, полтора года из них (1919 - первая половина 1920) махновцами велась деятельность по организации промышленных и сельскохозяйственных коммун и налаживанию связей между ними. Деятельность эта была затруднена постоянными военными действиями и нестабильностью отношений повстанцев с Советской властью, неоднократно пытавшейся их уничтожить, даже находясь с ними в состоянии военного союза. Махновское движение было очень популярно не только среди украинского крестьянства, но и среди рядовых солдат враждебных махновцам армий (Красной Армии, армий Врангеля и Деникина и т.д.). Реввоенсовет и Культпросветотдел повстанческой армии постоянно вел анархическую агитацию среди рабочих, крестьян и солдат и имел тесные связи с анархистами других регионов России. После второго союза с Красной Армией и совместного штурма Крыма и победы над Врангелем армии Махно были разгромлены, а сам он и его соратники бежали за границу. Попытка построить анархическое безвластное общество на практике потерпела неудачу из-за постоянных военных действий, которые махновцам приходилось вести как против белых войск, так и против красных.

Вторая* попытка практического воплощения анархической теории на практике была предпринята анархистами-мистиками Кропоткинского комитета, организованного в феврале 1921 г. после смерти П.А. Кропоткина. Вошедшие в Комитет в 1925 г., мистики стали использовать его в своих целях, вызывая своим поведением недовольство других анархистов не только в России, но и за рубежом. Анархо-мистики занимались активной кружковой' работой. В кружках существовала строгая иерархия. Анархо-мистицизм был сочетанием отдельных положений теории М.А. Бакунина и различных мистических и оккультных учений: теософии, индуизма, средневековых ересей и масонства. Деятельность кружков была связана с выполнением определенных ритуалов, сходных с принятыми в средневековых рыцарских орденах.

Тем не менее, в. доктрине анархо-мистиков можно проследить определенное влияние теории П.А. Кропоткина. Во-первых, мистики принимали его теорию социальной революции и считали, что она необходима; только ее подготовка, согласно их теории, должна была вестись другими методами. Социальная революция, как считали анархо-мистики, невозможна без предварительной работы по духовному совершенствованию человека. Таким образом, мистики Кропоткинского комитета опровергали присутствующий во всех анархических теориях тезис о том, что человек изначально обладает высокой нравственностью. Во-вторых, в доктрине анархо-мистиков присутствует теория анархической работы в массах, которую П.А. Кропоткин тоже считал одним из важнейших факторов подготовки революции. Также мистики принимают тезис об отсутствии собственности, только обосновывают его с нравственной, духовной точки зрения. Конечной целью анархо-мистиков является коммунизм, но понимаемый иначе, чем коммунизм П.А. Кропоткина: анархо-мистики уделяли внимание не столько свободной безвластной организации.жизни, сколько внутренней свободе личности. В 1929 г. члены "Ордена Света" были репрессированы. Деятельность этой организации завершает период существования и развития анархизма в России.

Идеи анархизма были и остаются привлекательными и перспективными для людей. Человечеству всегда было свойственно размышлять о свободе личности, о жизни, не регламентированной рамками государственного устройства или приказами вышестоящих лиц. На протяжении всей своей истории существовали и будут существовать люди, считающие высшей свободой свободу личности, мечтающие о ней и стремящиеся жить самостоятельно. Поэтому интерес к анархизму не исчезает.

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Орчакова, Лариса Геннадьевна, 2008 год

1. Документы и материалы. Анархисты. Документы и материалы. 1917-1935 гг. М., 1999. Т. 2. С. 106.

2. Бюллетень ЦК Партии социалистов-революционеров. 1906. № 1. С. 13-14.

3. Вокруг учредительного собрания: Сборник статей и документов. Пг., 1918. С. 24-25.

4. Двенадцать смертников. Суд над социалистами-революционерами. Берлин, 1922. С. 41.

5. Декларация Северной группы биокосмистов // Бессмертье. Пг. 1922. № 1.

6. Декреты Советской власти. М., 1972. В 2 т.

7. Деятельность Центрального Комитета партии в документах.// Известия ЦК КПСС. 1989, № 5.

8. Из программы синдикального анархизма. М., 1907. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов-на-Дону, 1996.

9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т. 1.

10. Меньшевики: Документы и материалы. 1903 февраль 1917 гг. М.,1996.

11. Муниципальная программа (ближайшие требования при переустройстве городского самоуправления). М., 1917.

12. Накануне мировой войны (Доклад ПСР, приготовленный к международному социалистическому конгрессу в Вене 1914 г.). М.: «Земля и воля», 1917.

13. Объединенное дворянство. Съезды уполномоченных губернских дворянских комитетов. 1906-1916 гг. В трех томах. Т. 1. 1906-1908 гг. М., 2001.

14. Памятная книжка социалиста-революционера. Вып. 1. 1911. М., С43.

15. Партия «Союз 17 октября»: В двух томах. Т. 1. М., 1996. Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. 1900-1922 гг. В 3-х тт. / Т. 1. 1900-1907 гг. М., 1996.

16. Политические партии России (Программные документы политических партий). М., 1994.

17. Правые партии: документы и материалы: В двух томах. М., 1998. Программа политических партий России. Конец XIX начало XX вв. С. 140-143.

18. Программы российских политических партий. Пг., 1917. С. 10. Протоколы конференции российских национально-социалистических партий. СПб., 1908.

19. Протоколы Центрального комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии: В шести томах. Т. 1, 2, 3, 4, 5. М., 1996-1997.

20. Архивные источники Государственный архив Российской Федерации1. ГАРФ).

21. Фонд 63 — Отделение по охранению общественной безопасности и порядка в Москве;

22. Фонд 280 — Московские центральные районные охранные отделения;

23. Фонд 58 Московское губернское жандармское управление; Фонд 102 - Департамент полиции (1881-1917);

24. Фонд 104 — Канцелярия министра внутренних дел (1859-1917);

25. Фонд 124 — Министерство юстиции. Уголовные отделения первого департамента Министерства Юстиции;1. Фонд 1129 П.А. Кропоткин;

26. Фонд Р-5969 М.И. Гольдсмит;

27. Фонд 826 — В. Ф. Джунковский;

28. Фонд 111 — Санкт-Петербургское охранное отделение;

29. Фонд 75 Московско-Камышин-ское жандармское полицейское управление ж/д;

30. Фонд 76 — Московско-Киевское жандармское полицейское управление ж/д;

31. Фонд 77 — Московско-Рижское жандармское полицейское управление ж/д;

32. Фонд 128 — Петроградско-Виндавское жандармское полицейское управление ж/д;

33. Фонд 122 — Главное тюремное управление 1867-1917;

34. Фонд 1167 — Коллекция вещественных доказательств;

35. Фонд 1741 Коллекция нелегальных листовок и брошюр, отложившихся в материалах полицейских учреждений;

36. Фонд Р-6 978 Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (списки членов).

37. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ)

38. Фонд 131 — Московская судебная палата;

39. Фонд 418 — Московский университет;

40. Фонд 623 — МЦПТ (Бутырская). Личное дело П.Д. Турчанинова (1907 г.);

41. Фонд 1101 — Московское губернское жандармское управление;

42. Фонд 1293 — Московская ссыскная полиция;

43. Фонд 629 Московский военно-окружной суд.

44. Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки1. ОР РГБ).1. Фонд 410 П.А. Кропоткин;

45. Фонд 91 материалы Дмитровского краеведческого музея (18541940 г);

46. Фонд 369 В.Д. Бонч-Бруевич (деятельность анархистских организаций в 1905-1908 гг.).1. Мемуары.

47. Вишняк М.В. Дань прошлому. Нью-Йорк, 1954. С. 114.

48. Воспоминания Льва Тихомирова. М.;Л.,1927. С.104-105.

49. Дебагорий-Мокриевич Вл. «Воспоминания» изд.З-е, б/г, с. 162.

50. Джунковский В.Ф. Воспоминания: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997. Т. 1.

51. Дневники императора Николая II. М., 1991 С. 220.

52. Из воспоминаний Н.К.Михайловского. I. Вера Фиг-нер//Революционная Россия. Э54. 30.10.1904. С.10.

53. Каганович Л.М. Памятные записки. М.: «ВАГРИУС», 1996.

54. Калинин М.И. За эти годы. Статьи, беседы, речи. М.: Политиздат, 1926. Кн. 2.

55. Крушение царизма: Воспоминания участников революционного движения в Петрограде (1907 г. февраль 1917 г.). Л., 1986.

56. Луначарский A.B. Революционные силуэты. М., 1923.

57. Микоян А.И. В начале двадцатых. М.: Политиздат, 1975.

58. Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917). Т. 1. Нью-Йорк, 1935.

59. Плеханов Г.В. Дневник социал-демократа. № 1-7. // Собр. соч. Т. 15. М., 1926.

60. Розанов В.В. Опавшие листья. М., 1992. С.105.

61. Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992. С.36. Чернов В.М. Перед бурей. Воспоминания. М., 1993.1. Периодическая печать.1. Анархист

62. Без руля: Орган анархистов1. Бунтарь1. Буревестник

63. Вестник русской Революции.1. Дело народа.1. День.1. Жизнь.

64. Заря (Staggart). Земля и воля! Знамя труда. Кавказский телеграф. Коммуна

65. Листки «Хлеб и воля» Листок группы «Безначалие» Мысль.

66. Народное дело. Революционная мысль. Революционная Россия. Социалистический вестник. Социалист-революционер. Париж. Хлеб и Воля

67. Работы лидеров общественно-политического движения и

68. Авксентьев Н.Д. Творчество культуры. // «Вехи», как знамение времени, М., 1910. С. 108-129.

69. Атабекян Ал. Старое и новое в анархизме. М.: Почин, 1918. С. 22.

70. Атабекян А. Вопросы теории и практики. Об анархистской литературе, тактике и организации. М., 1918. С. 11.

71. Атабекян А. Против власти. М.: Голос труда, 1918.

72. А-Ъ (псев. A.C. Гроссмана). Анархизм и революционный синдикализм // Буревестник. Париж, 1907. № 6-7. Сентябрь.

73. Базаров В. Анархизм и марксизм. СПб., 1906. С. 14.

74. Базаров В. Анархический коммунизм и марксизм. СП5., 1906. С, 34.

75. Бакунин М. А. Государство к анархия. //Философия. Социология. Политика. М, 1989. С. 291.

76. Бакунин М. А. Письма сестрам (середина сентября 1839 г. Петербург) // Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем. Т. 2. Гегелианский период. 1837-1840. М., 1934. С. 262-263.

77. Бакунин М.А. Бог и Государство // Равенство. 1906. С. 26-28.

78. Бакунин М.А. Избранные сочинения. Пг.; М., 1921. Т. 5.

79. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987. С. 42-43.

80. Бакунин М.А. Материалы для биографии Бакунина. Т. 3. Бакунин в Первом Интернационале. М.-Пг. 1928. С. 625.

81. Бакунин М.А. Письмо родным (Сестрам и братьям) (1 мая 1845 г.)// Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем. Т. 3. Период первого пребывания за границей. 1840-1849. М., 1934. С. 252.

82. Бакунин М.А. Прибавление А. // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 503-504.

83. Бакунин М.А. Программа общества международной революции// Материалы для биографии Бакунина. Т. 3. С. 128.

84. Бакунин М.А. Федерализм, социализм. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 40-41.

85. Боровой А. Анархизм. М., 1918. С. 5.

86. Боровой А. Общественные идеалы современного человечества. Либерализм. Социализм. Анархизм. 2-е изд. Н.В. Петров. Клнч. М„ 1917. С. 46.

87. Боровой A.A. Анархия и власть. М., 1922.

88. Боровой A.A. Общественные идеалы современного человечества, либерализм, социализм, анархизм. М.: Идея, 1906.

89. Герценштейн М.Я. Аграрный вопрос. М., 1906. С.36-41. Дзержинский Ф.Э. Избранные статьи и речи. 1908-1926. М., 1947. С.114.

90. Зиновьев Г.Е. Наши разногласия. М.-Л.: Гос. изд-во, 1926.

91. Каменев Л.Б. Между двумя революциями. М., 1923.

92. Кауфман A.A. Аграрный вопрос в России. М., 1918.

93. Кропоткин П. А. Хлеб и воля. М., 1917. С. 138-143.

94. Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.,1991.

95. Кропоткин П. Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя? // Революционное народничество семидесятых годов XIX века. Т.1.М. 1964.

96. Кропоткин П. Речи бунтовщика//Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. М., 1999. С. 25-32.

97. Кропоткин П.А. Анархизм. Сборник 1. Б.м., 1907. Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789-1793. С. 444-445.

98. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Пг., М., 1922, С. 93.

99. Кропоткин П.А. Завоевание хлеба. СПб., 1906. С. 149.

100. Кропоткин ILA. Записки революционера. М.: Московский рабочий, 1988. С. 276-280.

101. Ленин В.И. П.С.С. Опыт классификации русских политических партий России. Т. 14. С.

102. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 14-41.

103. Мартов Ю.О. Политические партии в России. Спб., 1907.

104. Милюков П.Н. Вторая Дума. Публицистическая хроника. СПб.,1908.

105. Милюков П.Н. Год борьбы. Публицистическая хроника. 19051906. Спб., 1907.

106. Михайловский Н.К. Литература и жизнь // Русское богатство. 1984. № 1.

107. Михайловский Н.К. Последние сочинения. Т. 1. СПб., 1906. С. 442. Плеханов Г. H.A. Некрасов. Женева, 1903. Плеханов Г.В. Сочинения. 2-е изд. М. 1924. Т. 1. С. 19-20. Рафаилов М. (Гоц М.) О критике и догме, теории и практике. М.,1906.

108. Ревицкий А. (М.Р. Гоц). Беглые заметки. // Вестник русской революции. 1903. № 3.

109. Свердлов Я.М. Избранные произведения. М., 1960. Т.З. Сталин И.В. Анархизм и социализм. Собр. соч. 1953. Т. 1. С. 294373.

110. Сталин И.В. Собрание сочинений. М., 1953. Т. 13. С. 96.

111. Струве П.Б. Patriótica. Политика, культура, религия, социализм. СПб., 1911. С.13-17.

112. Струве П.Б. Размышления о русской революции. София, 1921. С.18.

113. Троцкий Л.Б. Сочинения. Т. 2. М.- Л., 1925.

114. Чернов В.М. К переживаемому моменту // Знамя труда. 1907. № 8. Чернов В.М. Конструктивный социализм. Т. 1. Прага, 1925. Чернов В.М. Марксизм и славянство. / К вопросу о внешней политике социализма /. Пг., 1917.

115. Чернов В.М. Некоторые особенности развития России // Социалистические этюды. М., 1908.

116. Ярославский Е.М. Анархизм в России: Как история разрешила спор между анархистами и коммунистами в русской революции. М.: ОГИЗ, 1939.1. Литература

117. Адлер Георг. Анархизм. Ист.- критич. очерк. Лейпциг, СПб., 1906. Амон О. Социализм и анархизм. М.: Заратустра, 1906. Анархические устремления в русском сектантстве XVI-XX вв.// Очерки истории анархического движения в России». Сборник статей М., 1926.

118. Баллер Э.А. Идейный разгром анархизма товарищем И.В. Сталиным в 1907-1917 гг.: Дис. . канд. фил. наук. М., 1950.

119. Балыбердин Ю.А. Политические партии в Вятской губернии в период первой мировой войны (1914-1917 гг.) М., 1995.

120. Бебель А. Покушение и социал-демократия. Пер. с нем. А. Френа. Одесса: М.С. Козман, 1905 г.

121. Белый А. Избранная проза/ Воспоминания, М., 1988 С, 335. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 4.

122. Благоева Т.И. Соборность как философская категория у А.С.Хомякова// Славянофильство и современность. СПб., 1994. С. 180.

123. Богучарсккй В. Активное народничество семидесятых гадов. II Прокламация «К молодому поколению» 1861 г. М, 1912. С. 48.

124. Большевики в борьбе против мелкобуржуазных партий в России (1910-1920). М., 1969.

125. Бонч-Бруевич В.Д. Мои воспоминания о Петре Алексеевиче Кропоткине // Звезда. М., 1930.

126. Боргиус В. Теоретические основы анархизма. Одесса: Свободное слово, 1906.

127. Брам А. В поисках "ортодоксии". СПб., 1909.

128. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология. М., 2000.

129. Бух Н.К. Воспоминания. М., 1928.

130. Вардин Ил. Политические партии и русская революция. М.: Красная новь, 1922. С. 16.

131. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 2000. С.26.

132. Великая Октябрьская социалистическая революция. Маленькая энциклопедия. М., 1968. С. 31.

133. Виленская Э.С. Новые архивные материалы о деятельности «Земли и воли» (1862 г.) / Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. М., 1965.

134. Витюк В.В., Эфиров С.А. "Левый" терроризм на Западе: история и современность. М.,1987. С.222-223.

135. Возможна ли анархическая социальная революция. «Источник». М.: Почин, 1918.

136. Волобуев П.В. Россия. 1917 год. М., 1989.

137. Вопросы теории и практики. Об анархической литературе, тактике и организации. М., 1918.

138. Генкин И.И. По тюрьмам и этапам. П., 1922. С. 280.

139. Гогелия Г.И. К характеристике нашей тактики. II. Террор//Хлеб и воля. 1905. № 5. Декабрь. С. 1-3.

140. Гордин А. Анархо-универсализм. Классы и типы // Через социализм к анархо-универсализму. 1921. № I. С 10.

141. Горев Б.И. Анархизм в России. М, 1930. С. 66.

142. Горев Б.И. Анархисты, максималисты и махаевцы. Анархистские течения в первой русской революции. Пг.: Книга, 1918. С. 21—22.

143. Гридчин Ю.В. Социальная философия русского анархизма. ДКФН. М., 1984.

144. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата» // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 67.

145. Гроссман-Рощин И. Думы о былом (Из истории белостоцкого анархического, «чернознаменского» движения)//Былое. 1924. № 27-28. С. 177.

146. Диль Карл. Анархизм. М.: Единение, 1906.

147. Ермаков В.Д. Анархическое движение в России: история и современность. СПб., 1997.

148. Ерошкин Н.П., Овруцкий Л.М., Подщеколдин A.M. Бюрократизм тормоз перестройки. В кн.: Историки спорят. М., 1989. С. 433.

149. Жерар Андре. Политический краткий очерк происхождения и развития анархизма. М.: Равенство, 1906.

150. Забрежнев В.И. За массой. В кн.: Декабрь 1905 года на Красной Пресне. 3-е изд. М., 1925.

151. Заварзин П.П. Работа тайной полиции. Издание автора. Париж: Франко-русская печать, 1924. С. 146.

152. Заключение съезда. Политическая и экономическая револю-ция//Листки «Хлеб и Воля». Лондон, 1906. № 1. 30 октября. С. 6.

153. Залежский В. Анархисты в России. М.: Молодая гвардия, 1930. С.26.

154. Заявление. Заграничная группа анархистов «Безначалие»//Листок группы «Безначалие»: Издание анархистов-коммунистов. Париж, 1905. № 1. Апрель. С. 1.

155. Зензинов В.М. Пережитое. Нью-Йорк, 1953. С.108.

156. Зиновьев Г.Е. Об итогах VIII съезда РКП(б) // Известия ЦК КПСС. 1989. №8. С. 187.

157. Зольников Д.М. Классы и партии в Сибири в марте-апреле 1917 г., в кн.: Классы и политические партии в Октябрьской революции и гражданской войне в Сибири. Новосибирск, 1991.

158. Зольников Д.М. Классы и партии в Сибири в марте-апреле 1917 г., в кн.: Классы и политические партии в Октябрьской революции и гражданской войне в Сибири. Новосибирск, 1991.

159. Из истории русской культуры. // Егоров Б.Ф. Очерки по истории русской культуры XIX века. М., 1996. Т. V. С. 52.

160. Ильин И.А. Ваши задачи. Историческая судьба и бутике России: Статьи 1948-1954 голов: В 2 т. М., 1992. Т. 1.С. 245.

161. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 371-372.

162. Ионов И.Н. Профсоюзы рабочих Москвы в революции 1905-1907 гг. М.: Наука, 1986.

163. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс ЦК ВКП(б). (Одобрен ЦК ВКП(б), 1938). М.: Госиздат, 1953.

164. История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 2. М., 1967. С. 245.

165. История политических партий в России. М., 1994. С. 199. История политических партий России/Под ред. А.И. Зевелева. М.,1994. С. 194.

166. История политических партий Центрального Черноземья. Курск,1995.

167. История России. IX—XIX вв.: Курс лекций. Брянск, 1995. Лекция 1. С. 4-15.

168. К характеристике нашей тактики//Хлеб и Воля. Женева, 1904. № 12-13. С. 3.

169. Каменский З.А. История философии как наука. М., 1990. С. 99. Кандинский В. О духовном искусстве. М., 1992, С. 40.

170. Канев С.Н. Методологические основы критики В.И. Лениныманархизма в годы первой русской революции. М., 1976.

171. Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма (Борьба партии большевиков против анархизма 1917-1922 гг.). М., 1974.

172. Канев С.Н. Революция и анархизм. Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840-1917 гг.). М., 1987. С.88.

173. Карпентер Э. Философия анархизма. М., 1906.

174. Книжник (Ветров) И.С. Анархизм, его теория и практика. СПб.,1906.

175. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. Спб. 1995. С. 49-50.

176. Комин В.В. Анархизм в России. М., 1969.

177. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.С.

178. Корноухов Е.М. Борьба партии большевиков против анархизма в России. М., 1981.

179. Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. М., 1964.

180. Кочегаров А. Земельная программа Анархистов-коммунистов. Лондон: Изд-во Хлеб и воля, 1912.

181. Кривенький В.В. Анархисты в революции 1905-1907 годов: Дис. . канд. ист. наук. С. 214.

182. Кривенький В.В. Анархисты. //Полис. №2. 1993. С. 151. Кровавая неделя в Москве. (Впечатления очевидца гражданской войны). М.: Почин, 1919.

183. Литературные манифесты. От символизма до «Октября»// Креато-рий биокосмистов. М., 2001. С. 275-276.

184. Лозовский А. Анархо-синдикализм и коммунизм//В сборнике статей. М.: Красная новь, 1923.

185. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. С. 5. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989. С 191.

186. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989.

187. Марков В.Ф. История русского футуризма. М., 2000. С. 116.

188. Морозов К. H. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. М.,1998. С.376, 423-426.

189. Морозов О.П. Проблема власти и свободы в социальных доктринах теоретиков русского анархизма. Дис. . канд ист. н., СПб., 1994.

190. H.A. Бердяев о русской философии. Изд-во Уральского ун-та. 1991. С. 16, 19-21.

191. Наше Отечество. Опыт политической истории / Кулешов C.B., Во-лобуев О.В., Пивовар Е.И. и др. М., 1991.

192. Неизданные записки Л.Тихомирова // Красный архив. 1928. Т.4(29). С. 153.

193. Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли в России // Вопросы философии 1991. № 8. С. 90.

194. Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцер и тамплиеры в Советской России. М., 1998. С. 157.

195. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты: Опыт критической характеристики. Л., 1972. С. 16-17.

196. Новомирский Д.И. Анархическое движение в Одессе/Ючерки истории анархического движения в России. Михаилу Бакунину 1976-1926 гг.: Сборник статей/Под ред. А. Борового. М., 1926. С. 257-258.

197. Новомирский Д.И. П.А. Кропоткин как теоретик анархизма //Коммунистический интернационал. М., 1921. № 6.

198. Новомирский Я. Из программы синдикального анархизма. М.,1907.

199. Новомирский Я. Что такое анархизм. М., 1907.

200. О результатах встречи некоторых анархистов-коммунистов различных групп с группой «Хлеб и Воля»//Хлеб и Воля. Женева, 1905. № 14. Январь.

201. Обзор революционных движений в России. СПб., 1909.

202. Одесский М., Фельдман Д. Поэтика террора и новая административная ментальность: Очерки истории формирования. М.,1997. С.8.

203. Очерки истории анархического движения в России. М, 1926.С. 37.

204. Паннекук А. Социализм и анархизм. Киев, 1906.

205. Перелом в анархистском учении. М., 1918.

206. Пирумова Н.М. П.А. Кропоткин. М., 1972.

207. Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М., 1990. С. 231-301.

208. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.

209. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1999.

210. Политические партии России. Конец XIX первая треть XX ве-ка//Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 33.

211. Политические партии России: история и современность // Энциклопедия. М., 2000. С. 214.

212. Полянский Ф.Я. Социализм и современный анархизм. М., 1973.

213. Пономарев Н.В. Критика анархической концепции власти и современность. Казань, 1978.

214. Пономарев Н.В. Проблема власти в политической доктрине анархизма и максимализма (Критический анализ). Дис. . канд. ист. н., Казань, 1993.

215. Поссе В.А. Мой жизненный путь. Дореволюционный период/1866-1917 /. Ред. и прим. Б.П. Козьмина. Пред. В.И. Невского с портретом автора. М.-Л.: Земля и фабрика, 1929. С. 430.

216. Преображенский Е.А. Анархизм или коммунизм. М. — Пг.: Коммунист, 1918.

217. Прокламация Московской группы анархистов-коммунистов к 1-му Мая//«Хлеб и Воля». Женева, 1905. № 17. Май. С. 12.

218. Пронякин Д.И. Анархизм: исторические претензии и уроки истории. Л., 1990.

219. Пронякин Д.И. Анархизм: исторические претензии и уроки истории. Л., 1990.

220. Розенталь И.С. К вопросу об особенностях российского анархо-синдикализма/ТБольшевики в борьбе с непролетарскими партиями, группами и течениями. Материалы конференции/Под ред. И.И. Минца. М., 1983. С. 69.

221. Рокк.ер Р. Ревизия анархизма. I // Рассвет, 1925, 3 апреля. С. 2. Русская Революция и Анархизм. Доклады, читанные на съезде коммунистов-анархистов в октябре 1906 года/Под ред. П.А. Кропоткина. Лондон, 1907.

222. Салтык Г.А. Неонародническое движение Черноземного центра России: 1901-1923 гг. М., 2002.

223. Северянин. Альманах. Сборник по истории анархистского движения в России. С. 48.

224. Северянин. Москва//Буревестник. Париж, 1906. № 3. 30 сентября.1. С. 13.

225. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Курсив, 1995.

226. Современный анархизм. Изложение, источники, критика. СПб.,

227. Старое и новое об анархизме. М., 1918.

228. Степняк-Кравчинский С.М. Сочинения в двух томах. М., 1987.1. С.28.

229. Струве П.Б. Преступление и жертва // Русская мысль. 1911. Кн. 10 -Цит. по: История терроризма в России. Сост. О.В.Будницкий. Ростов-на-Дону, 1996. С.516.

230. Твардовская В.А. Н.А.Морозов в русском освободительном движении. М.,1983. С.96-103.

231. Террористическая борьба. Лондон (на самом деле Женева), 1880. Террористический элемент в нашей программе// По вопросам программы и тактики: Сборник статей из "Революционной России". Женева., 1903. С.71.

232. Тихонова Е.Ф. Творческое наследие В.В. Розанова: опыт культурологической реконструкции. Дисс. на соиск. ученой степени канд. фнлос. Наук. Ростов-на-Дону, 1997.

233. Тол очко А.П. Непролетарские партии в Сибири (1905 г. февраль 1917 г.). Омск, 1995.

234. Тютюкин C.B., Шелохаев В.В., Марксисты и русская революция. М., 1996.

235. У Толстого. 1904-1910. "Яснополянские записки" Д.П. Маковиц-кого. Кн. третья //Литературное наследство. Т. 90 в четырех книгах, кн. З.М., 1979. С. 236.

236. Ударцев С.Ф. Власть и государство в теории анархизма в России:

237. XIX — начало XX века/Анархия и власть. Дис. . канд. ист. н., М., 1992.

238. Ударцев С.Ф. Кропоткин. М., 1989.

239. Ударцев С.Ф. Эволюция теории анархизма в России в XIX-XX вв. (классический и постклассический периоды), сайт www.terrorism.wallst.ru.

240. Фомиченко В.В. Антикоммунистическая сущность социально-политических концепций современного мелкобуржуазного анархизма: Дис. . канд. фил. наук. Киев, 1977.

241. Худайкулов М. Из истории борьбы большевистской партии с анархизмом. Ташкент, 1984.

242. Ценкер. Анархизм. М.: Свободная мысль, 1906. Чулков Г.И. О мистическом анархизме. СПб., 1906; Черный Л. (Турчанинов П.Д.) Новое направление в анархизме: ассоциационный анархизм. М., 1907.

243. Шило С.И. Борьба И.В. Сталина против социологии анархизма 1906-1907 гг.: Дис. . канд. фил. наук. Киев, 1949.

244. Штырбул A.A. Анархистское движение в Сибири, первая четверть

245. XX века: Дис. докт. ист. наук. Омск, 1997.

246. Щегорцов A.A., Щегорцов В.А. Советская молодежь: эволюция политических взглядов. М., 1990. С. 85.

247. Эльцбахер П. Сущность анархизма. Изложение учений: Годвина, Прудона, Штирнера, Бакунина, Туккеда и JI.H. Толстого с полной биографией. СПб., 1906 г.1. Иностранная литература

248. Hildermeier Manfred. The Terrorist Strategies of the Socialist-Revolutionary Party in Russia, 1900-1914//Social Protest, Violence and Terror in Nineteenth- and Twentieth-century Europe. N.Y.-Lnd.,1979. P.81.

249. Naimark, Norman. Terrorism and the Fall of Imperial Russia // Terrorism and Political Violence. Vol.2. Numb.2. Summer 1990. P. 172.

250. Terrorism: Theory and Practice. Boulder, 1979. P.4.

251. The Terrorism Reader: A Historical Anthology. Ed. by Walter Laqueur. Temple University Press. Philadelphia, 1983. P. 183.

252. Schmid A.P. Terrorism and the Media: The Ethics of Publicity // Terrorism and Political Violence. 1989. Vol. I. No. 4. P.539-565.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.