Актуальные аспекты изучения биографии А.Н. Островского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Федотов, Андрей Сергеевич

  • Федотов, Андрей Сергеевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 226
Федотов, Андрей Сергеевич. Актуальные аспекты изучения биографии А.Н. Островского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2011. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Федотов, Андрей Сергеевич

Введение

1. Цензурный, журнальный и театральный контекст и малоизученное окружение А.Н. Островского в конце 1840-х— 1850-х годах

1.1. Письма М.Н. Островского к брату как источник сведений о раннем этапе биографии А.Н. Островского

1.2. Дело купца Коробова как возможный источник сюжета комедии «Свои люди - сочтемся !»

1.3. В.М. Кажинский - автор музыки к «Бедности не порок». О причинах переноса премьеры комедии в Петербурге

1.4. О неизвестной претензии театральной цензуры к комедии «Семейная картина»

1.5. К вопросу о публикации комедии «Доходное место» в журнале «Русская беседа»

1.6. К вопросу о времени знакомства А.Н. Островского с историком И.Е. Забелиным

2. Финансовые аспекты взаимоотношений А.Н. Островского с издателями его сочинений в 1860-х — первой половине 1870-х годов

2.1. Издатель Д.Е. Кожанчиков. Второе собрание сочинений А.Н. Островского

2.2. Издатель C.B. Звонарев. Провалившийся замысел семитомного собрания

2.3. H.A. Некрасов и A.A. Краевский. Третье собрание и финансовые претензии Д.Е. Кожанчикова

2.4. Цена пьесы: ссора H.A. Некрасова и А.Н. Островского из-за пьесы «Снегурочка» 109 Заключение 120 Условные сокращения 123 Библиография 124 Приложение. Письма М.Н. Островского к А.Н. Островскому 1849-1855 годов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Актуальные аспекты изучения биографии А.Н. Островского»

Биография А.Н. Островского к настоящему моменту написана только лишь в самых общих чертах. В разное время над ее составлением и уточнением успешно работали отечественные ученые. Основополагающими для своего времени были составленная Л.Р. Коганом «Летопись жизни и творчества-А.Н. Островского» (далее - «Летопись»), работы А.И. Дубинской и А.И. Ревякина1. Значительный вклад в осмысление Островского как человека Иг художника внесли научно-популярные биографии М.П. Лобанова и В.Я: Лакшина . В 70 -80 годы XX в. новый этап в. изучении жизни и творчества' драматурга. открыли «Полное собрание сочинений. А.Н. Островского»^ (далее — ПСС), не имеющее, впрочем, по объективным причинам академического статуса3, специальный том- «Литературного наследства» и докторская диссертация Лакшина4.

Тем не менее, целый ряд значимых фактов-из жизни? Островского-до сих пор не вписан в его биографию, не введены; в научный) оборот- архивные ^

1 Коган Л.Р. Летопись жизни и творчества А.Н.Островского. М!, 1953. Дубинская А.И. АН.Островский. Очерк жизни и творчества. М., 1951. Ревякин А.И А.Н.Островский. Жизнь и творчество. М., 1949. Ревякин А.И. Москва в жизни- и творчестве А.Н.Островского. М., 1962.

Лобанов М.П. Островский. М., 1979. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. М., 1976.

3 Академического собрания Островского к настоящему времени не существует. Наиболее полное собрание в 12-ти томах не включает ряд переводов и переделок иностранных пьес, статей Островского, его деловых документов, либретто оперы «Сват Фадеич». Но, что важнее всего, это собрание не отражает многочисленных вариантов пьес, содержащихся в черновиках драматурга и различных копиях — режиссерских, суфлерских и проч. Текстологическая работа над наследием Островского по существу еще впереди.

4 Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 12 тт. М., 1973-1980. Литературное наследство. Т. 88: А.Н.Островский. Кн. 1. М., 1974: Лакшин В.Я. А.Н.Островский. Проблемы научной биографии. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1981. ^ 1 свидетельства, представляющие несомненную ценность. Кроме того, некоторые из уже используемых архивных данных нуждаются в перепроверке. Отдельной задачей представляется и переоценка роли ряда лиц из окружения Островского с учетом новых сведений об их жизни и деятельности. В любом случае, работы названных выше ученых служат для? нас ориентиром: мы не касаемся- тех сторон деятельности драматурга, которые представляются нам бесспорными и не нуждающимися в уточнении. В отношении интерпретацию собственно творческих особенностей Островского мы опираемся« на сложившуюся научную традицию, в рамках которой- значительные успехи достигнуты Н.П. Кашиным, Л.М. Лотман, А.И; Журавлевой5.

Отдавая; должное названным, исследователям, следует, тем? не менее, констатировать, что в биографии Островского; остается; множество белых пятен, изучение которых позволяет, существенно уточнить и дополнить уже имеющиеся сведения* а в ряде случаев; повлиять и на представление об Островском: как личности и литераторе: Особую актуальность»данная? задача; приобретает в связи с явной недостоверностью целого- ряда указаний основного справочного источника по биографии драматурга — «Летописи», и во; многом- «моральною устарелостью» этой фундаментальной! работы! Поэтому в. нашей диссертации речь идет не только о введении« в научный оборот фактов, оставшихся неизвестными: Когану, но и об исправлении ряда ошибок, вошедших в наиболее авторитетные биографии! Островского из-за некритического подхода к тексту «Летописи». Так, из-за того, что Коган в ряде случаев- не отделил никак пересказ архивных источников от содержащих; ошибки интерпретирующих уточнений, данные «Летописи» о времени знакомства Островского и историка И.Е. Забелина и о том, к кому из

5 Кашин Н.П. Этюды об A.M. Островском. В 2-х томах. М., 1912. Лотман JI.M. А.Н.Островский; и русская; драматургия его времени. М., J1., 1961. Журавлева А.И. А.Н. Островский-комедиограф. ML, 1981. Журавлева А.И. Русская драма'и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Адлербергов обращался II.А. Некрасов с ходатайством о пенсии для Островского; оказались недостоверными.

Отдельную проблему представляет собой и изучение ближайшего окружения; Островского, а в особенности наименее «ярких» представителей этого окружения. Если мемуарные? и эпистолярные источники,. касающиеся взаимоотношений драматурга с известными писателями, редакторами^ и театральными деятелями, опубликованы достаточно полно, то этого никак нельзя сказать о тех архивных документах, которые оставлены родственниками Островского и теми; из его друзей и приятелей; которые не имели?прямого отношения; к литературно-театральным кругам или занимали в этот среде явно? маргинальное положение. Так,, из более чем? 370 писем брата драматургам М-Н: Островского,, чиновника?Государственного контроля, позднее министра1 государственных имуществ, до настоящего времени было опубликовано полностью лишь

586. Не вошли в г. существующую публикацию письма, касающиеся ранней служебной практики драматурга, его отношений с. братьями, покупки: вместе с М1Н*. Островским имения Щелыково й-другие. Предпринятая нами публикация? всей переписки: братьев? Островских7-имеет своею целью, осветить именно эти маргинальные: составляющие биографии драматурга. .•'■. •

Не изданы и дневники? друга Островского чиновника Московской дворцовой конторы и театрала. Н.А. Дубровского, которые, как нам кажется; также могли бы внести существенное? уточнение в существующий корпус: сведений« о жизни драматурга; Эти дневники; хранящиеся в НИОР РГБ, включают и чрезвьшайно любопытный «Театральный дневник» за 1860—1861

6 Фрадкина КС. Письма М.Н. Островского к Островскому// Литературное наследство. Т. 88. А.Н: Островский. Кн. 1. М:, 1974. С. 219274.

7 Первые две части см.: Письма М.Н. Островского к А.Н. Островскому: 1848-1849 // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011. №3. С. 194-221; Письма М.Н. Островского к А.Н. Островскому (1851—1855) // Памяти А.И. Журавлевой. М., 2011. В печати. и 1865 годы, содержащий важные сведения о деятельности любительского Красноворотского театра в доме Н.И. Давыдова (зять Островского, муж его сестры Натальи Николаевны, умершей в 1852 году). Подготавливаемая в настоящее время Шуйским педагогическим университетом энциклопедия «Островский» призвана отчасти решить проблему явного дефицита данных об окружении такого рода.

В сборниках по итогам проводимых раз в два года в Шуе конференций изданы работы' о взаимоотношениях Островского с наиболее видными из его современников, журналами и социальными^ институтами его времени8. Большая часть из этих статей ляжет в основу соответствующих материалов

8 Журавлева А. И. Островский и московский университет // А.Н. Островский. Материалы и исследования. Сборник- научных трудов. Шуя, 2006. С. 25-30. Мелъгунов Б.В.

Современник» и молодой Островский // Там же. С. 31—45. ПуряеваН.Н. Островский и

Погодин // Там же. С. 145-147. Ермолаева H.JI. А.Н. Островский и А.Ф. Писемский // Там. же. С. 148-159. ОрловаГ.И. А.Н.Островский и И.Ф.Горбунов // Там же. С. 160-168. ТамаевП.М. А.Н.Островский и A.A. Потехин: начало жизненных и1 творческих отношений 7/ Там- же. С. 169-177. Егоров Б. Ф. Островский и славянофилы // А.Н: Островский. Материалы и исследования; Сборник научных трудов. Выпуск 2. Шуя, 2008. С. 16—21. Ермолаева H.JI. Островский и Гончаров // Там же. С. 61—74. ФарковаЕ.Ю. А.Н. Островский и «Вестник Европы» // Там же. С. 85-97. Белякова E.H. А.Н. Островский и журнал «Дело» // Там же. С. 98-104. Орлова Г.И. Из родословной А.Н.Островского (братья и сестры драматурга) // Там же. С. 138-145. РевякинаА.А. А.Н.Островский и цензура // Там же. С. 173-181. СмирноваJI.H. А.Н.Островский и цензоры // Там же. С. 182-188. Вакулин В.А. Островский и сцена // Там же. С. 205-212. Лебедев Ю.В. C.B. Максимов и А.Н. Островский // А.Н. Островский. Материалы и исследования. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Шуя, 2010. С. 12-22. ФарковаЕ.Ю. Островский в контексте журналов,«Время» и «Эпоха» // Там же. С. 128—139. Белякова E.H. Творчество А.Н. Островского в оценке журнала «Северный вестник» (1885-1898) // Там же. С. 140— 159. Капустин Н.В. А.Н.Островский и А.П.Чехов: к итогам изучения темы // Там же. С. 187-195. Михновец Н.Г. А.Н. Островский и Александринский театр // Там же. С. 209218. Фокеев A.JI. А.Н. Островский и А.Н. Пыпин (культурно-просветительский аспект) // Там же. С. 227-232. энциклопедии. Следует оговорить, что по содержанию эти работы варьируются от таких, в которых автору за счет привлечения новых архивных материалов или новых методов удается действительно указать на нечто новое в науке об Островском, до таких, в которых дело ограничивается лишь систематизацией ранее доступных сведений.

С 2000 года в Государственном' мемориальном и природном музее-заповеднике А.Н. Островского «Щелыково» проводятся ежегодные Щелыковские чтения, посвященные широкому спектру проблем, связанных с жизнью и творчеством драматурга, с историей русского театра, с историей и судьбой самой усадьбы Щелыково. По прочитанным там материалам изданы одиннадцать сборников научных статей под редакцией И.А. Едошиной. Структурное и тематическое многообразие сборников предопределило попадание и в них ряда чрезвычайно полезных работ об окружении Островского разной степени близости и литературном и общественно-бытовом контексте его жизни9.

9 Звоюшкова JI.A. А.П. Чехов и А.Н. Островский // Щелыковские чтения. 2000. А.Н. Островский и современная культура. Кострома, 2000. С. 97—981 Везепин П.П. А.Н.Островский и его костромское окружение // Там же. С. 102—103. Павлов A.B. А.Н. Островский и C.B. Максимов (к проблеме личных и творческих взаимоотношений)'// Щелыковские чтения 2002. Проблемы эстетики-и поэтики творчества А.Н. Островского. Кострома, 2003. С. 153-158. Чернова JI.A. А.Н.Островский и М.О. Микешин (к. истории взаимоотношений) // Там же. С. 171-178. ТихомировВ.В. А.Н.Островский — лауреат литературных премий // Щелыковские чтения 2003. А.Н. Островскийв современном мире. Кострома, 2004. С. 18-28. Тамаев П.М. Драматургия журнала «Москвитянин» // Там же. G. 29—40. Дьяченко Е.М. Драматургия А.Н. Островского в контексте провинциальной сцены (к постановке проблемы) // Там же. С. 263—271. Тихомиров В.В. Творчество А.Н. Островского и русская эстетическая критика // Щелыковские чтения 2004. Творческое наследие и личность А.Н. Островского: бытие во времени. Кострома, 2004. С. 22-32. Купцова О.Н. Еще раз об Островском и Дюканже // Там же. С. 145-157. Виноградов A.A. А.Н. Островский, К.Н. Леонтьев и Н.Я. Соловьев: литературная контаминация // Там же. С. 158-167. Лобкова H.A. Александр Николаевич Островский в письмах Алексея Феофилактовича Писемского // Там же. С. 183-200. Орлова Г.И.

К числу малоизученных аспектов жизни и творчества Островского относится финансовая составляющая его взаимоотношений с редакторами журналов и издателями собраний его сочинений. Принятая в науке точка зрения, согласно которой Островский подвергался безжалостной эксплуатации со стороны издателей сочинений (А.Г. Кушелева-Безбородко, затем Д.Е. Кожанчикова и C.B. Звонарева), как нам кажется, основана на общей «презумпции виновности» книгопродавца перед литератором и не соответствует реальному положению дел.

Этим же объясняется и своеобразная «фигура умолчания», принятая в отечественном литературоведении относительно известной ссоры Островского и Некрасова из-за цены на пьесу «Снегурочка», ведь харизматичный и авторитетный редактор «Отечественных записок» предложил коллеге писателю почти вдвое меньше, чем гораздо менее яркий в литературном отношении М.М. Стасюлевич. На наш взгляд, хотя Островский . и не претендует на роль литературного дельца, но и роль жертвы жадных . издателей ему явно не подходит. Как и в некоторых других своих поступках, драматург ( здесь обнаруживает чрезвычайную последовательность и сдержанность: он всегда знает цену своих текстов и демонстрирует цепкость в финансовых вопросах. Пересмотр финансового аспекта деятельности Островского позволит нам и «реабилитировать» честного Кожанчикова и неудачливого Звонарева.

Бенефисные пьесы А.Н. Островского (к вопросу взаимоотношений с актерами) // Там же. С. 203-212. Юнисов M.B. А.Н. Островский и любительский театр // Щелыковские чтения 2005. А.Н. Островский: личность, мыслитель, драматург, мастер слова. Кострома, 2006. С. 239-255. Лебедев Ю.В. И.С.Тургенев и А.Н.Островский в начале 1850-х годов // Щелыковские чтения 2006. В мире А.Н.Островского. С. 191-198. Мураткина E.JI. К проблеме: А.Н.Островский и Л.Н.Толстой // Там же. С. 198-207. ОрловаГ.И. А.Н.Островский и Ф.А. Бурдин // Там же. С. 207-217. Пенская E.H. Подражатели А.Н. Островского в контексте прессы середины XIX века // Щелыковские чтения 2007. А.Н. Островский в контексте мировой культуры. Кострома, 2008. С. 231-240. Ожимкова В.В. Петербургское окружение Островского //Там же. С. 248-259.

Что же до отношений Островского с Некрасовым, также традиционной темы исследователей Островского, то существующее представление об этих отношениях, на наш взгляд, нуждается в корректировке в сторону ограничения и уменьшения значения влияния редактора на драматурга. Как мы пытаемся показать, переход в «Современник» был для драматурга сменой журнала не на более «идеологически правильный», но на более авторитетный и более прибыльный. Не в последнюю очередь об этом говорят и рассматриваемые нами случаи, когда уже в статусе постоянного сотрудника журналов Некрасова Островский отказывался помещать в них свои пьесы

Доходное место» и «Снегурочка»).

В ходе работы над диссертацией мы пользовались материалами трех крупных архивных хранилищ — Рукописного отдела ИР ЛИ РАН, Научноисследовательского отдела рукописей РГБ и Рукописного отдела ГЦТМ им.

A.A. Бахрушина. О последнем из этих архивов следует сказать особо. В первой половине XX века сотрудники театрального музея подготовили и издали несколько ключевых сборников переписки Островского,

10 4 используемых решительно в каждой, серьезной работе об Островском . После этого публикаторская деятельность архива была приостановлена до 1974 года, когда в упомянутом уже томе «Литературного наследства» вышла подборка писем актеров и театральных деятелей к Островскому11.

И даже эта публикация не исчерпала запасов театрального музея. Не говоря еще раз о насущной необходимости полного издания писем М.Н. Островского, отметим, что значительная часть писем из подборки

10 А.Н. Островский и Ф.А. Бурдин: Неизданные письма из собрания Гос. театр, музея им. А.А.Бахрушина. М., Пг., 1923. Неизданные письма к А.Н. Островскому. По материалам Гос. театрального музея им. А.А.Бахрушина. М., JL, 1932. А.Н. Островский и русские композиторы: Письма. М., Л., 1937.

11 Письма к Островскому актеров и театральных деятелей. Вступительная статья М.Е. Соковнина. Публикация Е.С. Мясниковой и Е.В. Филипповой // Литературное наследство. Т. 88. А.Н. Островский. Кн. 1. М., 1974. С. 275410.

1974 года не приведена полностью, а пересказана составителями. Часть писем, например, от театральных чиновников и провинциальных актеров, вовсе не введена в научный оборот. Не использованы чрезвычайно ценные документы о ранней служебной практике Островского в Совестном и Коммерческом судах. Роспись спектаклей Островского в Малом театре, составленная режиссером С.А. Черневским, использована лишь отчасти в фундаментальной «Истории русского драматического театра». В частности, не привлекли внимания исследователей указания на размер денежных сборов, которые могли бы послужить одним из индикаторов популярности той или иной пьесы у публики. Все эти документы еще ждут своего исследователя.

Принципиальная «собранность» и цельность существующего образа Островского, с одной стороны, и несомненное существование белых пятен и ошибок в его биографии, с другой стороны, предопределили структуру нашей работы. Не обращаясь к тем сторонам и эпизодам биографии I драматурга, которые казались нам бесспорными или освещенными верно в научной литературе, мы сосредоточились на тех аспектах его деятельности, которые заслуживают более подробного освещения или представление о которых нуждается в исправлении: 1) отношения Островского с родственниками (М.Н. Островский); 2) малоизвестными театральными деятелями (В.М. Кажинский); 3) театральной цензурой; , 4) кругом московской интеллигенции (И.Е. Забелин); 5) финансовый аспект отношений с издателями собрания сочинений (Кушелев-Безбородко, Кожанчиков, Звонарев) и 6) Некрасовым. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В приложении приводятся полностью письма М.Н. Островского 1850-х годов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Федотов, Андрей Сергеевич

Заключение

Биография Островского раннего периода обычно описывается исходя из ограниченного списка мемуарных и эпистолярных источников, при этом сложилась некая презумпция того, что этими источниками и исчерпывается документальная база; между тем, эта база может быть расширена, в том числе за счет материалов, известных и отчасти использованных, но не в полном объеме и не всегда должным образом. Так, ранние (1848— 1855) письма М.Н. Островского содержат множество ценных сведений о биографии А.Н. Островского, которые еще нуждаются в осмыслении и систематизации, в том числе о разделе наследниками Н.Ф. Островского его имущества, об отношениях между братьями Островскими и судебной практике А.Н. Островского в Коммерческом и Совестном судах; о начале работы А.Н. Островского в погодинском «Москвитянине» и неосуществившемся сотрудничестве самого М.Н. Островского в этом журнале. База источников сюжета первой крупной комедии А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся!» изучена далеко не полным образом: помимо собственно литературных источников, о которых уже говорилось в научной литературе, возможно обнаружить источники другого типа. Как нам кажется, их следует искать в деловой практике молодого Островского, в том числе, например, в деле купца И.И. Коробова, о котором известно из симбирской части писем М.Н. Островского.

Чрезвычайно ценный и богатый подробностями о Москве времен Островского дневник приятеля драматурга H.A. Дубровского нуждается если не в полной публикации, то как минимум в гораздо более пристальном внимании, чем то, которое было проявлено к нему до сих пор; в частности, те сведения, которые из него уже извлечены и использованы в науке об Островском, должны быть перепроверены. Об этом говорит разбираемый нами случай, когда на основании дневника Дубровского JI.P. Коганом был сделан неправильный вывод о времени знакомства Островского с историком

И.Е. Забелиным, и эта ошибка не только вошла в авторитетные работы об Островском, но и курьезным образом повлекла за собой полемику.

Корпус финансовых документов - и переписки Островского с издателями собраний его сочинений, хранящийся в РО ГЦТМ, должен лечь в основу описания той важной части жизни писателя, которая, до сих пор не; признавалась достойной исследования и в тех случаях, когда о ней приходилось упоминать, трактовалась исходя из стереотипных представлений о взаимоотношениях русского писателя с книгопродавцами. Кстати, анализ/ этого корпуса позволяет внести важные коррективы в датировки и комментирование писем не только Островского, но и Некрасова,, в, которых речь также идет о финансовых вопросах. Сама фигура книгопродавца - на основании указанных выше документов — получает новое и более справедливое освещение: издатель оказывается не эксплуататором: наивного и не приспособленного к ведению дел литератора, но полноценным игроком книжного рынка со своими законными интересами и;своим вкладом в общее дело. - : .; Более внимательное отношение к доступным данным о цензурировании; пьес Островского для театра (например^ суфлерским экземплярам в .СПбГТБ) может позволить не только более полноценно описать» сценическую судьбу этих пьес, но и сказать что-то новое о самом цензурном механизме, логике цензора и тех, кто над.ним стоит. Вообще в истории сценического бы тования пьес Островского- много белых пятен,, в частности, есть такие фигуры в театральной жизни, взаимодействие которых с Островским и его текстами не получило должного освещения. В нашем случае речь идет о довольно известном? в. театральных кругах композиторе польского- происхождения В.М. Кажинском; неожиданным, образом сорвавшаяся; из-за. не написанной Кажинским вовремя музыки петербургская премьера «Бедности не порок» и комментарии; корреспондентов Островского об этой истории обнаруживают в •кругу драматурга и, видимо, в самом Островском априорно не предполагавшуюся обеспокоенность возможным отражением польского культурного влияния в музыке к пьесе и целесообразностью такого влияния.

Один из наиболее полно описанных аспектов биографии Островского-взаимоотношения с Некрасовым и его журналами - нуждается в существенных уточнениях, несмотря на то, что здесь необходимые источники введены в научный^оборот давно и полно. «Переход» Островского в некрасовский «Современник» до сих пор понимался как переход в. идеологически близкий журнал. Между тем, хотя бы на примере истории публикации «Доходного места» в славянофильской «Русской беседе» вопреки заключенному незадолго до этого «обязательному соглашению» видно, что в основании мотивов'поступков и решений Островского лежали в том числе внеидеологические факторы: личная, близость к приятелям по «молодой редакции» «Москвитянина» или финансовые соображения. И в период стабильного сотрудничества Островского в- «Отечественных записках» были возможны конфликтные ситуации, которые не обсуждались в науке или оценивались только как недоразумения. Как нам кажется, однако, довольно^ известная* ссора Островского- с Некрасовым, связанная с материальной и эстетической оценкой «Снегурочки», была неслучайной. В действительности имела место попытка Некрасова отказать Островскому, сохранив на будущее его как ценного« сотрудника. Итак, на наш взгляд, необходимо ограничение устоявшегося- мнения о значительном мировоззренческом родстве Островского Ик Некрасова.

Надеемся, что^ показанные случаи, когда привлечение неизученных архивных источников, уточняющее прочтение известных или взгляд на уже обсуждавшиеся сюжеты с актуальных позиций приводят к хотя и* частным, но новым результатам, задают спектр проблем, которые в рамках построения научной биографии Островского могли бы выйти на первый план.

Условные сокращения

Архив села Карабихи — Архив села Карабихи. Письма H.A. Некрасова и к Некрасову. М., 1916.

Государственные деятели — Государственные деятели России XIX — начала XX в. Биографический справочник. Сост. И.И. Линьков и др. М., 1995. ГЦТМ - Рукописный отдел Государственного центрального театрального музея имени A.A. Бахрушина.

ИРЛИ— Рукописный отдел Института русской литературы РАН.

Летопись — Коган JI.P. Летопись жизни и творчества А.Н. Островского. М.,

1953.

Летопись Некрасова — Летопись жизни и творчества H.A. Некрасова. Том третий. 1867-1877. СПб., 2009.

ЛИ53—54 — Литературное наследство. Т. 53-54. Некрасов (1П):М.,1949. ЛН 88(1) - Литературное наследство. Т. 88. А.Н. Островский. Кн. 1. М:, 1974. Неизданные письма — Неизданные письма. Из архива,А.Н. Островского. М., Л., 1932.

Некр. сб. XI-XII- Некрасовский сборник. Вып. XI—ХП. СПб., 1998.

НИОР РГБ - Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

Новые материалы — Островский. Новые материалы, письма, труды и дни, статьи. Под ред. М.Д. Беляева. М., Пг., 1924.

Островский в воспоминаниях — А.Н. Островский в воспоминаниях современников. М., 1966.

Переписка Некрасова — Переписка H.A. Некрасова в 2-х томах. Т. 1. М., 1987. Письма Бурдина - А.Н. Островский и Ф.А. Бурдин. Неизданная переписка. М., Пг., 1923.

Письма к Островскому — Письма к Островскому актеров и театральных деятелей. Публ. Е.С. Мясниковой и Е.В. Филипповой // Литературное наследство. Т. 88 (А.Н. Островский). Кн. 1. М., 1974. С. 275-410.

ПСС - Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 12 тт. М., 1973-1980. РГАЛИ- Российский государственный архив литературы и искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Федотов, Андрей Сергеевич, 2011 год

1. Абенсур Ж. Спор с театром классицизма как элемент поэтики А.Н. Островского (на материале пьесы «Доходное место») // Щёлыковские чтения 2004. Творческое наследие и личность А.Н. Островского: бытие во времени. Кострома, 2004. С. 102—107.

2. Акимова Т.М. Песня и романс в творчестве А.Н. Островского // Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей: сб. статей. Саратов, 2001. С. 165-169.

3. Александров Ал. К биографии А.Н. Островского // Русский библиофил. 1915. №3. С. 81-88.

4. Альтшуллер А .Я. Театр* прославленных мастеров. Очерки истории александринской сцены. JL, 1968.

5. Архив села Карабихи. Письма H.A. Некрасова и к Некрасову. М., 1916.

6. Ашукин Н.С. Словарь к пьесам А.Н. Островского. М., 1993

7. БабичеваЮ.В. А.Н.Островский и «Современник» 50-60-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. JL, 1955.

8. Бельчиков Н.Ф. А.Н. Островский. М., 1923.

9. Белякова E.H. А.Н. Островский и журнал «Дело» // А.Н. Островский. Материалы и исследования. Сборник научных трудов. Вып. 2. Шуя, 2008. С. 98-104.

10. Библиотека А.Н. Островского. Описание. Л., 1963.11 .Божерянов И. Из воспоминаний об А.Н. Островском. (К ХХ-летию со дня кончины) // Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 1906. № 932 Г. 2 июня. С. 3.

11. Бурдин Ф.А. Из воспоминаний об А.Н. Островском. Материалы для его биографии // Вестник Европы. 1886. № 12. С. 667-678.

12. Бурдин Ф.А. Из воспоминаний 1843—1883 гг. // Вестник Европы. 1901. № 10: С. 576-600.

13. Вакулин В.А. Островский и сцена // А.Н. Островский. Материалы и исследования. Сборник научных трудов. Вып. 2. Шуя, 2008. С. 205— 212.

14. Варнеке Б.В. Заметки об Островском. Одесса. 1912.

15. Варнеке Б.В. К вопросу об источниках Островского // Русский филологический вестник. 1913. № 1. С. 153—180.

16. Варнеке Б.В. Островский и сценические исполнители // Творчество А.Н. Островского. Юбилейный сборник. М., Пг., 1923. С. 171-199.

17. Варнеке Б.В. Приемы творчества Островского // А.Н.Островский. 1823-1923. Сборник статей под-редакцией Б.В. Варнеке. Одесса, 1923. С. 53-75.

18. Вдовин A.B. Концепт «глава литературы» в русской критике 1830— 1860-х годов. Тарту, 2011.

19. Венгеров С.А. Молодая редакция «Москвитянина». (Из истории русской журналистики) // Вестник Европы. 1986. № 2. С. 581-612.

20. Вишневская И.Л. Талант и поклонники. М., 1999.

21. Высоцкая Ю.В. «Не сошлись характерами!»: эволюция замысла // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Шуя, 2006. С. 138-144.

22. Глумов А.Н. Музыка в русском драматическом театре. М., 1955.

23. Головко В.М. Из истории отношений И.С. Тургенева к творчеству Островского // А.Н. Островский и русская литература. Кострома, 1974. С. 12-14.

24. Гольдман А. А.Н. Островский — председатель Общества драматических писателей. М., 1948.

25. Государственные деятели России XIX — начала XX в. Биографический справочник. Сост. И.И. Линьков и др. М., 1995.

26. Григорьев A.Ä. Александринский театр // Репертуар и Пантеон. 1846. №9. Разд.: Театральная летопись, авг. С. 64—74.

27. Григорьев A.A. Театральная критика JL, 1985.

28. Гродская Е.Е. Споры вокруг творчества А.Н: Островского: H.A. Добролюбов и A.A. Григорьев // Щелыковские чтения 2005. А.Н. Островский: личность, мыслитель, драматург, мастер слова. Кострома, 2006. С. 199-205.

29. Гузовская JI.A., Недзвецкая Е.Ю. Островский и московские театры j (неизданные документы) // Литературное наследство. Т. 88. А.Н. Островский. Кн. 2. М., 1974. С. 71-99.

30. Данилова Л.С. Театроведческое изучение А.Н. Островского // Вопросы . театроведения: сборник научных трудов. СПб., 1991. С. 120-132.

31. Демченко A.A. А.Н. Островский в условиях «обязательного соглашения» 1850-х годов // А.Н.Островский! Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 3. Шуя, 2010. С. 43-55.

32. Державин К.Н. Александр Николаевич Островский. 1823-1886. Л., М., 1950:

33. Де-Рибас А. Первенец Островского «Свои люди — сочтемся» // А.Н.Островский. 1823-1923. Сборник статей под редакцией Б.В. Варнеке. Одесса, 1923. С. 103-123.

34. Долгов Н. А.Н. Островский. Жизнь и творчество. М., Пг., 1923.

35. Дризен Н.В. Эпизод из истории русского театра // Новости и биржевая газета. 1896. № 173. 25 июня. С. 3.

36. Дризен Н.В. Эпизод из жизни А.Н. Островского // Исторический вестник. 1906. № 11. С. 528-543.

37. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. М., 1913.

38. Дризен Н.В. Из истории драматической цензуры при Николае I // Русское богатство. 1914. №31.3 августа. С. 646-647.

39. Дризен Н.В. Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881 .СПб, 1917.

40. Дубинская А.И. А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. М., 1951.

41. Дубровский П.С. Рынок и нравственность в произведениях А.Н. Островского // А.Н. Островский в движении времени: материалы всероссийской научной конференции. В 2 тт. Т. 1. Шуя, 2003. С. 47—52.

42. Дубровский П.С. Экономические проблемы в произведениях А.Н. Островского // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Шуя, 2006. С. 248-255.

43. Дурылин С.Н. А.Н. Островский на сцене Малого театра. Л., М., 1939.

44. Дурылин С.Н. А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. М., Л., 1949.

45. Евгеньев-Максимов В.Е. Неудавшаяся коалиция. Из истории «Современника» 1850-х годов // Литературное наследство. Т. 25-26. М., 1936. С. 357-380.

46. Егоров Б.Ф. А.Н. Островский и «молодая редакция» «Москвитянина» // А.Н. Островский и русская литература. Кострома, 1974. С. 21-27.

47. Егоров Б.Ф. Островский и славянофилы // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 2. Шуя, 2008. С. 16-21.

48. Ермолаева H.JI. Островский и Гончаров // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 2. Шуя, 2008. С. 61—74.

49. Ерофеева O.A. «Бедность не порок» в журнальной критике 1854 года // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 3. Шуя, 2010. С. 107-114.

50. Журавлева А.И. А.Н. Островский-комедиограф. М., 1981.

51. Журавлева А.И. Жанровая система драматургии А.Н. Островского. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1985.

52. ЖуравлеваА.И., НекрасовВ.Н. Театр А.Н.Островского: пособие для учителей. М., 1986.

53. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

54. Журавлева А.И. «Бедная невеста» в творческой эволюции Островского // Щелыковские чтения 2006. В мире А.Н. Островского. Кострома, 2007. С. 47-54.

55. Журавлева А.И. Островский и московский университет // А.Н. Островский. Материалы и исследования. Сборник научных трудов. Шуя, 2006. С. 25-30.

56. Журавлева А.И. Проблема цикла в творчестве А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2007. А.Н. Островский в контексте мировой культуры. Кострома, 2008. С. 39-45.

57. Забелин И.Е. Дневники. Записные книжки. М., 2001.61.3вонникова JI.A. А.П. Чехов и А.Н. Островский // Щелыковские чтения 2000. А.Н. Островский и современная культура. Кострома, 2000. С. 9798.62.3ограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX века. М., 1960.

58. Иванов Г.К. А.Н. Островский в музыке. М., 1976.

59. Иванов И:И. А.Н. Островский^ его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. СПб., 1900. , '

60. Исторические комментарии к сочинениям* А.Н: Островского: Хронологический сборник критико-библиографических статей. Собрал В: Зелинский. М., 1906.

61. Кабинетская Т.Н. «Весенняя сказка» «Снегурочка» в контексте драматургии А.Н. Островского // «Снегурочка» в контексте драматургии^ A.Hf Островского:; материалы научно-практической конференции. Кострома, 2001. С. 94—98.

62. Кашин Н.П. К истории текста произведений А.Н. Островского. СПб., . 1908.70:КашишН;П:.А;Н10стровскийшшисьмах ишоспомйнаниях // Ежегодник императорских театров. 1910. Вып. 6. С. 24-42. ,

63. Кашин;Н;Ш Этюды об А.Н; Островском; B'2-x томах; М!, 1912:

64. Кашин'НШг К, характеристике одного: типа у Островского // А.Н. Островский. 1823—1923. Сборник статей под редакцией Б.В. Варнеке. Одесса, 1923. С. 79-99:

65. Кашин Н.П: Рукописи А.Н. Островского. М., 1939.

66. Коган JI.P. Летопись жизни и творчества А:Н- Островского. М., 195375 .Кропачев H.A. А.Н. Островский на службе при императорских театрах.1. М., 1901.

67. Лакшин В-Я'. Островский и Гоголь (К научной биографии Островского) // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX-XX веков. Л., 1974. С. 44-62.

68. Лакшин В.Я. Поиски молодого Островского («Бедная невеста») // А.Н. Островский и русская литература. Кострома, 1974. С. 15-16.

69. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. Проблемы научной биографии. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1981.

70. Лакшин В.Я. Театр А.Н. Островского. М., 1985.

71. О.Лакшин В .Я. А.Н. Островский. М., 2004.

72. Лебедев A.A. Драматург перед лицом критики. (Вокруг А.Н: Островского и по поводу его. Идеи и темы русской критики). М., 1974.

73. Лебедев Ю.В. Об истоках «весенней сказки» А.Н. Островского «Снегурочка» // «Снегурочка» в контексте, драматургии А.Н. Островского: материалы научно-практической конференции. Кострома, 2001. С. 7-13.

74. Лебедев Ю.В. И.С. Тургенев и А.Н. Островский в начале 1850-х годов // Щелыковские чтения 2006. В мире А.Н. Островского. Кострома, 2007. С. 191-197.

75. Лебедев Ю.В. C.B. Максимов и А.Н. Островский // А.Н. Островский. Материалы и исследования. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Шуя, 2010. С. 12-22.

76. Летопись жизни и творчества H.A. Некрасова. В 3-х тт. СПб., 20062009.ь

77. Лобанов М.П. Островский. М., 1879.з

78. Лобкова H.A. Александр Николаевич Островский в письмах Алексея Феофилактовича Писемского // Щелыковские чтения 2004. Творческое наследие и личность А.Н. Островского: бытие во времени. Кострома, 2004. С. 183-202.

79. Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М., Л., 1961.

80. Лотман Л.М. Островский и литературное движение 1850-1860-х годов // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX—XX веков. Л., 1974. С. 83-110.

81. Лотман Л.М. Драматургия Островского в свете проблем современной культуры // Русская литература. 1987, № 4.

82. Макашин С.А. Ликвидация «обязательного соглашения». Из истории «Современника» конца 1850-х годов // Литературное наследство. Т. 53— 54. М., 1949. С. 289-298.

83. Материалы для биографии Островского. Публикация М.С. Ивановой // Литературное наследство. Т. 88. А.Н. Островский. Кн. 1. М., 1974. С. 449-454.

84. Мельгунов Б.В. А.Н. Островский в, ярославском крае // А.Н. Островский в, движении времени: материалы всероссийской научной конференции. В 2 тт. Т. 1. Шуя, 2003. С. 53-67.

85. Мельгунов Б.В. «Современник» и молодой Островский // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Шуя, 2006. С. 31-45.

86. Мильдон В.И. Женитьба и семья в драмах А.Н. Островского как проявление национального архетипа // Щелыковские чтения 2003. А.Н. Островский в современном мире. Кострома, 2004. С. 79-87.

87. Мильдон В.И. Философия русской драмы: мир Островского. М., 2007.

88. Михновец Н.Г. А.Н. Островский и Александринский театр // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 3; Шуя, 2010. С. 109-218.

89. Москвина Т.В. В спорах о России: А.Н. Островский. СПб., 2010.

90. Муратова К. Д. Библиография литературы об А.Н.Островском. 1847-1917. Л., 1974.

91. Мясникова Е.С. Островский и Л.П. Косицкая // Литературное наследство. Т. 88. А.Н. Островский. Кн. 2. М., 1974. С. 100-137.

92. НазароваН.Л. Островский и Тургенев // А.Н.Островский и литературно-театральное движение XIX-XX веков. Л., 1974. С. 111— 129.

93. Неизданные письма. Из архива А.Н. Островского. М., Л., 1932.

94. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений: В 15 тт. Л., СПб., 1981-2000.

95. Нелидов Ф.Ф. А.Н. Островский в кружке «молодого «Москвитянина» //Русская мысль, 1901. № 3. Отд. 2. С. 1-36.

96. Новиков А.Н. А.Н.Островский. Биография, разбор его главных произведений, темы и планы. СПб., 1913.

97. Нос А. А.Н. Островский. (Биографический очерк). М., 1890.

98. Носков А.И. Александр Николаевич Островский в Самаре // Самарский краевед. Историко-краеведческий сборник. Самара, 1994. С. 126-138.

99. Носков А.И. А.Н.Островский в Симбирской губернии в 1849 году // Русская литература. 1999. № 3, С. 93—101.

100. ОжимковаВ.В. «Злато, злато! Сколько через тебя зла-то» («бешеные» деньги в пьесах Островского) // Щелыковские чтения 2002. Проблемы эстетики и поэтики творчества А.Н. Островского. Кострома,2003. С. 95-103.

101. Орлова Г.И. Один год из жизни Островского: метафизический концепт // Щелыковские чтения 2003. А.Н. Островский в современном мире. Кострома, 2004. С. 9-17.

102. Орлова Г.И- А.Н.Островский и И.Ф.Горбунов // А.Н: Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Шуя, 2006. С. 160-168.

103. Орлова Г.И. А.Н. Островский и Ф.А. Бурдин // Щелыковские чтения 2006. В мире А.Н: Островского. Кострома, 2007. С. 207-217.

104. Орлова Г.И. Из родословной А.Н. Островского (братья и сестры драматурга) // А.Н. Островский: Материалы и исследования: сборник научных трудов. Выи. 2. Шуя, 2008. С. 138-145.

105. Основин В.В. Финал в ранних пьесах Островского // А.Н. Островский и русская литература. Кострома, 1974. О. 100—103.

106. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В. 12 тт. М., 1973—-1980. ' . '1201 А.Н. Островский? в; воспоминаниях современников: Подготовка, вступительная статья и примечания А.И. Ревякина. М., 1966.

107. Островский в неизданной переписке современников: Публикация ' и комментарии Л:Р; Ланского.//Литературное наследство. Т. 88.

108. А.Н. Островский. Кн. 1. М., 1974. С. 596-635.

109. А.Н: Островский и Ф.А. Бурдин. Неизданная переписка. М., Пг., 1923. : , ■ ,123 . А.Н. Островский и его современники. М:, Пг., 1923.124: .'. Островский. Новые материалы. Письма. Труды и дни: Статьи. Под ред. М.Д. Беляева. Л., 1924.

110. Пайков Н:Н: Личность H.A. Некрасова как художественный материал в творчестве А.Н. Островского // А.Н: Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов: Шуя, 2006. С.178-192.

111. Пенская E.H. Подражатели А.Н. Островского в-контексте прессы середины XIX века // Щелыковские чтения 2007. А.Н. Островский в контексте мировой культуры. Кострома, 2008. С. 231-239.

112. Переписка PLA. Некрасова в 2-х томах. М., 1987.128; Петербургский вестник // Москвитянин. 1854. №1. Отд. 7. С. 67— . 73.

113. Петровская И.Ф. Островский и актерское искусство в провинциальном театре России; 1860-е годы // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX-XX веков. Л., 1974. С. 194' 213. . / . ■ '

114. Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России: Вторая половина XIX века. Л., 1979.

115. ПиксановН.К. Островский. Литературно-театральный семинарий. Иваново-Вознесенск, 1923;

116. Пирогов Т.П. А.Н: .Островский^ Семинарий; Л!, 1962. 135: ПисаревД:И: Собрание сочинений: В12 тт. ,М:, 2000-.

117. Писарев М.И. К материалам для биографии А.Н:.Островского // Ежегодник императорских театров; Сезон 1901—1902 гг. Приложение 4. СПб., 1903. С. 1-14.

118. Писарев М.И. К материалам для биографии А.Н. Островского. (Историко-литературная справка) // Островский А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 10. ПодредакциейМ.И. Писарева. СПб., 1905. С. XXV-XXXVI.

119. Письма Островского к разным людям. Публикация Е.Н:. Дунаевой, E.G. Мясниковой и А.И. Ревякина // Литературное наследство. Т; 88. А.Н; Островский. Кн. 1. М., 1974. С. 202-214.

120. Письма к Островскому актеров и театральных деятелей: Вступительная статья М.Е. Соковнина. Публикация Е.С. Мясниковой и Е.В. Филипповой // Литературное наследство. Т. 88. А.Н. Островский; Кн. 1.М., 1974. С. 275-410.

121. Рёвяки» А.И: A.Hi Островский: Жизнь и творчество; М:, 1949:

122. Ревякин А.И. Условия ! участия А.Н. Островского в журнале «Москвитянин», предложенные им М.П. Погодину // Записки Отдела рукописей Библиотеки GCGP им. В.И1 Ленина. Вып. 11. М:, 1950:

123. Ревякин А.И. Москва в жизни и творчестве А.Н: Островского. М:,1962. ' ■ .у-,./;: . .

124. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н: Островского. М., 1974.

125. Ревякин А.И. Новое об отце Островского // Литературное наследство. Т. 88: А.Н: Островский. Кн. 1. М.9 1974. G. 455-459.

126. Ревякин А.И. Первая жена Островского // Литературное наследство. Т. 88. А.Н. Островский. Кн. 1. М., 1974. С. 460-468.

127. Ревякин А.И. А.Н. Островский в Щелыкове. М., 1978

128. РевякинаА.А. А.Н.Островский и цензура // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 2. Шуя, 2008. С. 173-181.

129. Ревякина И.А. Завершающая правка или автоцензура? (К истории первого издания комедии «Свои люди — сочтемся!») // Литературное наследство. Т. 88. А.Н. Островский. Кн. 1. М., 1974. С. 469^77.

130. РезепинП.П. А.Н.Островский и его костромское окружение // Щелыковские чтения 2000. A.Hi Островский и современная культура. Кострома, 2000. С. 102-103.

131. Рейтблат А.ИЙ Цензурование театральных рецензий в театральную * эпоху // Цензура в России: история и современность.

132. Сборник научных трудов.* Вып. 4. СПб., 2008. С. 64-80.156. ■ Рейтблат А.И: От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической'социологии русской литературы. M.,v2009.'ts 157. Розанова»Л.А. Александр Николаевич Островский. Биография'.1. M., т, 1965.1 i

133. СахновскийВ.Г. Влияние театра^ Островского^ на русское" сценическое искусство // Творчество А.Н. Островского. Юбилейный сборник. М., Пг., 1923. С. 200^-240:

134. СветаеваМ. «Разумный консерватизм и культурная традиция.» Российские Императорские театры // Pro scenium. Вопросы театра. М., 2007. С. 221-235.

135. Серман И.З. Островский и Николай Полевой (Истоки купеческой темы в драматургии Островского) // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX-XX веков. Л., 1974. С. 28-43.

136. Серов А.Н. Статьи о музыке: В 7-ми вып. Вып. 1. М., 1984.

137. Смирнова Л.Н. А.Н. Островский и цензоры // А.Н.Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 2. Шуя, 2008. С. 182-188.

138. СоколовА. А.Н.Островский; в письмах к Ф.А. Бурдину // Петербургский дневник театрала. 1909. № 19, 9 мая. С.6; № 20, 16 мая. С. 6; № 21, 23 мая. С. 5-6; № 22, 30 мая. С. 6.

139. Стасов В.В. Избр. соч.: В 3-х тт. М., 1952.

140. ТамаевП.М. Драматургия- журнала. «Москвитянин» // Щелыковские чтения 2003. А.Н. Островский в современном мире. Кострома, 2004. С. 29-42.

141. Тамаев П.М. А.Н.Островский и А.А. Потехин: начало жизненных и творческих отношений // А.Н- Островский: Материалы и исследования: Сборник научных трудов; Шуя; 2006; С. 169-177.

142. Тихомиров ВІВ: Творчество А.Н; Островского и русская эстетическая критика // Щелыковские чтения 2004: Творческое наследие и личность А.Н; Островского: бытие во времени. Кострома; 2004. С. 22 34.

143. Тихомирова Т.Д. Творчество А.Н.Островского 1853-1855 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1960.

144. ФарковаЕ.Ю. А.Н.Островский и «Санкт-Петербургские ведомости» // Щелыковские чтения 2006. В мире А.Н. Островского. Кострома, 2007. С. 293-302.

145. ФарковаЕ.Ю. А.Н.Островский и «Вестник Европы» // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 2. Шуя, 2008. С. 85-97.

146. ФарковаЕ.Ю. Островский в контексте журналов «Время» и «Эпоха» // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 3. Шуя, 2010. С. 128-139.

147. Федотов A.C. К вопросу о публикации «Доходного места» в журнале «Русская беседа» // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сборник научных трудов. Вып. 3. Шуя, 2010. С. 115-122.

148. Федотов A.C. А.Н.Островский и И.Е.Забелин в октябре 1872 года (Из уточнений к «Летописи жизни и творчества А.Н. Островского») // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011. №6. В печати.

149. Федотов A.C. Письма М.Н.Островского к А.Н.Островскому: 1848-1849 // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011. №3. С. 194-221.

150. Федотов A.C. Письма М.Н.Островского к А.Н.Островскому (1851-1855) // Памяти А.И. Журавлевой. М., 2011. В печати.

151. Федотов A.C. Цена пьесы: ссора Некрасова и Островского из-за «Снегурочки» // Русская филология. 22. Сборник работ молодых филологов. Тарту, 2011. С. 61-67.

152. Федотов A.C. О возможном источнике пьесы А.Н.Островского «Свои люди сочтемся! // Русская филология. Сборник научных работ молодых филологов. Выпуск 23. Тарту, 2012. В печати.

153. Федотов A.C. «Шпилен зи полька»: О причинах переноса премьеры комедии Островского «Бедность не порок» в Петербурге // Studia Slavica. Сборник научных трудов молодых филологов. Выпуск 11. Таллин, 2012. В, печати.

154. Филиппова E.B. Островский и С.В.Васильев // Литературное наследство. Т. 88. А.Н. Островский. Кн. 2. М., 1974. С. 138-160.

155. ФинкельМ.Е. «Доходное место» А.Н.Островского и русская общественная комедия конца 50-х годов XIX века // А.Н. Островский и русская литература. Кострома, 1974. С. 37-40.

156. Фомин A.A. Связь Островского с предшествующей драматической литературой // Творчество А.Н. Островского. Юбилейный сборник. М., Пг., 1923. С. 1-25.

157. Формозов A.A. Историк Москвы И.Е. Забелин. М., 1984.

158. Формозов A.A. И.Е.Забелин и А.Н.Островский // Московский журнал. 1992, №3. С. 57-59.

159. Формозов A.A. Классики русской литературы и историческая наука. М., 1995. Глава «Об исторической драматургии А.Н. Островского». С. 92-103.

160. Хализев В.Е. «Снегурочка» А.Н.Островского и мифотворчество писателей второй половины XIX века // Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М., 2005.

161. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1963.

162. Холодов Е.Г. А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества. Ярославль, 1968.

163. Холодов Е.Г. Из истории идейной борьбы вокруг первых пьес Островского // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX-XX веков. Л., 1974. С. 63-82.

164. Холодов Е.Г. А.Н. Островский в 1856-1857 годах // Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 12 тт. Т. 2. М., 1974. С. 658-690.

165. Хромова И.А. Музыкальное начало в творчестве А.Н.Островского // Щелыковские чтения 2003. А.Н.Островский в современном мире. Кострома, 2004. С. 143—152.

166. Чучмарев З.И. Социально-экономический момент в творчестве Островского (опыт марксистского освещения) // А.Н. Островский. 1823-1923. Сборник статей под редакцией Б.В. Варнеке. Одесса, 1923. С. 5-48.

167. Шамбинаго C.K. А.Н. Островский. М., 1937.

168. Шаталина H.H. А.Н. Островский-читатель. М., 2003.

169. Штейн АЛ. Мастер русской драмы. М., 1973.

170. Штейн А.Л. Добрый гений русского театра. М., 2004.

171. Яковлев В.В. Общественно-театральная деятельность Островского // Творчество А.Н. Островского. Юбилейный сборник. М., Пг., 1923. С. 26-57.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.