Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Иевлев, Елисей Кириллович

  • Иевлев, Елисей Кириллович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 185
Иевлев, Елисей Кириллович. Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Якутск. 2003. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иевлев, Елисей Кириллович

Введение.

Глава 1. Актуализация нравственно-духовного аспекта литературных произведений как путь школьного анализа

1.1. Проблема актуализации нравственно-духовного аспекта в процессе изучения якутской литературы в школе.

1.2. Философия любви как осмысление процесса нравственно-духовного формирования человека на уроках якутской литературы.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Актуализация нравственно-духовного аспекта в процессе изучения произведений якутской литературы.

2.1. Реализация нравственно-духовного аспекта произведений устного народного творчества на уроках литературы.

2.2. Постижение нравственно-духовных позиций поэтов при изучении лирических и лиро-эпических произведений.

2.3. Прослеживание и осмысление нравственно-духовного аспекта при анализе эпических произведений.

2.4. Раскрытие нравственно-духовного аспекта при анализе драматических произведений.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе»

Актуальность темы исследования. Одним из последствий стремительного технологического развития общества, которое стало особенно сильно проявлять себя в последние десятилетия XX века, является общий кризис образования. Этот кризис охватывает сегодня практически все страны мирового сообщества, в том числе Россию. Как пишут известные ученые, философы, писатели Г.Н. Волков, Е.С. Ермакова, В.А. Канке, К.К. Колин, # В.А. Левидов, Д.С. Лихачев и другие, сложившаяся система образования с ее строго технократичной направленностью не может в точной мере обеспечить воспитание нравственно-духовной личности. Новые условия существования человечества в XXI веке предъявляют к образованию ряд принципиально новых требований. Сегодня крайне необходимо не просто повышение уровня нравственности, духовности, иного образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным, и информационным реалиям постиндустриального мира. Такую точку зрения очень убедительно отстаивают И.Ю. Алексашина, Дж. Кришнамурти, С.Н. Лазарев, А. Мень, В.В. Налимов и ряд других ф отечественных и зарубежных ученых, философов и гуманистов. По их мнению, в центре философии образования должен быть человек, основной задачей педагогики должна стать личность ученика, целью - одухотворение, развитие его как человека разумного, нравственного. А основополагающей идеей воспитания такого человека признается - любовь.

Любовь есть основа всей человеческой жизни, она пронизывает три составляющие сути человека: физическое тело, чувства и духовную сферу. Ребенок до трех лет способен только впитывать в себя любовь на чувственно бессознательном уровне. С семи лет начинается активная, акцентированная духовная фаза становления человека, когда он сам должен научиться активно любить, т.е. вести над собой духовную работу. Как пишет Е.Н. Ильин, наступает пора, когда человек должен осознать необходимость быть не только добросердечным, но и добродумным.

Любовь, которую человек на протяжении своей жизни получает от родных и окружающих людей, создает способность любить, отдавать тепло души другим, т.е. нравственность. А это служит предпосылкой для гармоничной, синхронной деятельности сознания и чувственного мира индивида, т.е. духовности.

Но нравственность и духовность сами по себе не выступают абсолютным гарантом социально ценных норм поведения человека. Только парадигма образования и воспитания, основанная на философии любви к человеку, к жизни, может способствовать развитию у детей внутреннего, на уровне подсознания, духовного состояния, выработке в них глубинного сознания чувства единения с социальным миром, с прошлым, настоящим и будущим.

В школе основным предметом, способным наиболее глубоко и системно нести идею философии любви, является литература.

До мелочей разработано и разъяснено учителю, чему и как учить в плане социально-историческом и историко-литературным, но далеко не всегда и крайне скупо разъясняется, чему именно учить в плане осмысления общечеловеческих нравственных проблем (И.Я. Кленицкая). Поэтому для того, чтобы нравственное воспитание молодежи в нашем обществе стало первостепенной задачей социально-идеалогического ранга, необходима актуализация нравственно-духовного аспекта художественных произведений в форме философии любви.

Основной проблемой, затронутой в произведениях зачинателей якутской литературы А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева,

В.В. Никифорова является гуманизм, человеколюбие. В их произведениях на фоне освещения социально-ценностной и нравственно-психологической картины жизни современников раскрыты духовно-нравственные постулаты, пронизанные идеей просветительства, стремлением освобождения человека от рутины невежества, от порабощения его ума и сердца.

Человек входит в человечество, как пишет Н. Бердяев, через национальную индивидуальность, как национальный человек. Национальное зачастую понимается теперь как основа общечеловеческого, поскольку именно через национальное проявляется общечеловеческое (А.Н. Мыреева). Выходит, что только через родной язык и родную литературу человек может глубоко впитать в свой эмоционально-логический мир философию духовной любви, выраженную в фольклоре и литературе своего народа. Только через ее освоение человек становится носителем духовности, культуры родного народа, что предопределяет в последующем становление его как разумного, высоконравственного человека. Вот почему одной из важнейших проблем исследования методики изучения якутской литературы в школе выдвигается поиск путей и методов актуализации ее нравственно-духовного аспекта. Этим и определяется актуальность темы данного исследования.

Сегодня все более востребованными становятся труды писателей-гуманистов JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и других, педагогов и психологов JI.C. Выготского, П.П. Блонского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и других, философов и искусствоведов М.М. Бахтина, О.Н. Корякина, С.Н. Лазарева, В.А. Левидова, Д.С. Лихачева и др. Их представления о сущности восприятия искусства человеком как о личностном, творческом, духовном процессе находит подтверждение и практическую реализацию в трудах современных исследователей-педагогов Л.С. Айзермана, Е.Н. Ильина, И.К. Кузьмичева, Н.М. Мещеряковой, Б.М. Неменского, Т.Д. Полозовой и др. Нам близок духовно-личностный подход к организации процесса восприятия художественной литературы, последовательно исследуемый Т.Д. Полозовой. Проявление более глубокого, личностно значимого, эстетического восприятия исследователь видит в раскрытии подтекста произведения, в освоении авторской позиции. В этом смысле по Т.Д. Полозовой, читатель как бы повторяет путь, пройденный писателем, познает художественное произведение через призму мыслей и чувств автора.

Объект исследования: методика преподавания родной литературы в якутских школах.

Предмет исследования: методическая система, ориентированная на актуализацию нравственно-духовного аспекта произведений якутской литературы.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить пути и методы актуализации нравственно-духовного содержания художественного произведения как средства наиболее глубокого, личностно значимого, эстетического восприятия его учащимися.

Гипотеза: актуализация нравственно-духовного аспекта произведений родной литературы способствует наиболее глубокому, целостному эстетическому восприятию ее учащимися.

Реализация приведенной гипотезы возможна при условии, если: учитель сам эстетически грамотен, понимает специфику художественного творчества, владеет способностями творческого чтения, целостного, эстетического восприятия художественного произведения; в своей деятельности педагог учитывает, что сущность художественного произведения кроется в его эстетическом, нравственно-духовном содержании;

- процесс изучения художественного произведения строится как эстетическая, духовная деятельность, направленная на постижение авторской позиции, жизненно важных приоритетов, нравственности, духовности, философии любви.

Задачи исследования: выявить образовательные и воспитательные возможности актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения якутской литературы; теоретически и методически обосновать взаимозависимость и взаимообусловленность актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения и его эстетического восприятия; разработать пути и методы актуализации нравственно-духовного содержания произведений якутской литературы, обеспечивающие наиболее глубокое, личностно значимое, эстетическое восприятие их учащимися.

Методологической основой исследования явились: философская концепция антропоцентризма в педагогике и художественном творчестве; теория эстетического восприятия, рассматривающая в единстве процесс рационально-чувственного освоения картины мира как основу внутреннего творческого потенциала личности; психолого-педагогическое обоснование актуализации нравственно-духовного аспекта литературных произведений на основе эстетического, морального образования учащихся.

Методы исследования: теоретический (изучение философской, литературоведческой, психологической, педагогической, методической литературы); эмпирический (анализ учебников-хрестоматий, методических пособий для учителей, обобщение опыта работы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, анкетирование учащихся); экспериментальный (проведение педагогического эксперимента).

Базой исследования явились: Кемпендяйская, Хоринская восьмилетние, Куокунинская средняя школа Сунтарского улуса.

Этапы исследования:

Г этап (1993-1995) - изучение педагогического опыта и исследований по философии образования и воспитания, педагогике, психологии, методике преподавания литературы; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня литературного образования в аспекте темы исследования.

II этап (1996-1999) - изучение научной литературы по теме исследования; уточнение его гипотезы; подготовка экспериментальных материалов и учебных пособий; проведение формирующего и контрольного экспериментов и проверка научной достоверности гипотезы.

III этап (2000-2003) - продолжение экспериментальной работы, обобщение полученных данных, их теоретическое осмысление, уточнение и корректировка основных положений исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: в теории и практике изучения якутской литературы в школе проведено исследование путей и методов актуализации нравственно-духовного аспекта художественных произведений, выявлен их образовательный и воспитательный потенциал; теоретически и методически обоснованы взаимозависимость и взаимообусловленность актуализации нравственно-духовного аспекта художественного произведения и его личностно значимого эстетического восприятия учащимися; представлены обоснованные, экспериментально проверенные пути и методы изучения, анализа художественного произведения на основе актуализации его нравственно-духовного аспекта.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая система изучения художественных произведений якутских писателей на основе актуализации их нравственно-духовного аспекта. Теоретические положения и практический материал исследования могут быть использованы учителями якутского языка и литературы, преподавателями педагогических факультетов при проведении лекций и практических занятий по методике преподавания литературы. Предложенные методические разработки применимы для обновления учебников-хрестоматий и методических пособий по якутской литературе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях возрастания необходимости формирования нравственно-духовной личности крайне актуально повысить уровень восприятия нравственно-духовного содержания художественных произведений, изучаемых в школе. Сложившаяся в наше время конкретно-историческая ситуация требует развития духовной, морально-эстетической личности. Основу нравственно-духовного развития составляют эстетическое восприятие, пробуждение чувственно-логической деятельности психики учащегося.

2. Нравствен но-духовное образование и воспитание осуществляется через индивидуальное эстетическое переживание, пробуждающее ассоциативное состояние читателя. В основе «ассоциативных образований в психике» (Т.Д. Полозова) лежат эмоции и чувства наравне с ранее накопленным опытом мышления, переживаний. В результате такой динамики психоэмоциональных процессов достигается предрефлексивный уровень подсознания читателя. Субъективно это выражается как катарсис.

3. Актуализация нравственно-духовного аспекта художественного произведения продуктивна на основе учета перехода сознания и переживания читателя из плана индивидуальных переживаний в иной план общечеловеческих ценностей и идеалов. Такой результат достигается, если подсознательные процессы психики, воображение индивида озарены, очеловечены философией любви. Философия любви вырабатывается в процессе общения читателя с писателем и героем, с учителем и другими учащимися.

4. Философия любви - это нравственность и духовность, осердеченные, пробужденные любовью, находящиеся в диалектическом единстве с эстетическим восприятием. Личностно-ценностное, индивидуально ориентированное диалогическое общение ученика и учителя достигается, когда в процессе анализа произведения учащийся постигает авторскую позицию, соотнеся с собственным морально-психологическим состоянием. Такой творческий духовный резонанс урока ведет к достижению катарсиса, внутренней свободы учащегося.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены на Первой республиканской научно-практической конференции «Духовность - веление Времени» (Якутск, 2001); на научно-практической конференции, посвященной 115-летию А.И. Софронова (Якутск, 2001); на Всероссийской научной конференции «А.Е. Кулаковский: общность исторических судеб народов» (Якутск, 2002); на региональной научно-практической конференции «Язык, литература и культура саха в первой четверти XXI века» (Якутск, 2002); на заседаниях кафедры и Ученого Совета факультета якутской филологии и культуры ЯГУ.

Проведены три авторских курса по повышению квалификации учителей якутского языка и литературы на тему: «Пути и методы актуализации нравственно-духовного аспекта произведений на уроках родной литературы» (1990 г. - Сунтарский улус, 1991 г. - Намский улус, 1994 г. - г. Якутск).

Методика актуализации нравственно-духовного аспекта произведений родной литературы одобрена и принята учителями якутского языка и литературы республики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Иевлев, Елисей Кириллович

Выводы:

Исследование произведений якутской литературы с точки зрения их нравственно-духовного аспекта дает основание для следующих выводов:

1. Философия любви якутской литературы является школой мудрости, помогающей раскрытию у детей способности уметь видеть в малом весь внутренний мир личности во взаимосвязи с внешним миром, в органическом единстве духовного и материального. Это единство заключается в синхронном процессе развития в трех основах: физической, эмоциональной, духовной, которые присутствуют в неразрывном единстве в нравственно-духовной практике якутского народа.

2. Изучение якутской литературы в школе служит стимулом для осознания как явных, так и скрытых процессов работы сознания, одновременно помогая учащимся истолковывать собственные переживания, настроения, вводит их в мир собственной души и духа, способствует пониманию самого себя; развивает у учащихся способности воображения, сопереживания в единстве с процессами эволюции самосознания, самоидентификации, которые являются основой творческой, нравственно и духовно свободной личности.

3. Изучение якутской литературы в нравственно-духовном аспекте является необходимым условием для самоидентификации личности детей в сопряжении с балансировкой нравственно-духовной и логико-сознательной сфер. На основе этого в процессе изучения якутской литературы происходит интегрированное осмысление философской, научной, этической, эстетической картин мира. Все это может воспитать у учащихся способность к сублимированию негативных явлений, мыслей, не доводя до уровня поступка.

4. Как видно из анализа произведений якутской литературы, философия любви, выраженная в ней, слагается из синтеза обыденно-практического, мифологического, художественно-образного, философского и религиозного, научного и вненаучного познаний. Философия любви как модифицированное осмысление в соответствии с условиями нового времени, нравственно-духовного воспитания, означает актуализацию личностного знания бытия для формирования самоидентификации, самосознания. Только в таком случае возможно формирование ядра личности, обладающей позитивным оценочным моментом смысла жизни, свободой духовного выбора.

Опыт изучения якутской литературы в школе позволяет убедиться в совпадении идеи постулата о том, что содержание общественного сознания гораздо шире содержания индивидуального, но в то же время индивидуальное содержание может быть в ряде случаев богаче общественного содержания. Таким образом, мысль о базисном характере индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию соответствует принципам философии любви. Исходя из положения, что единственным источником новообразований в общественном сознании служит индивидуальное сознание, учащимся прививается убеждение в непреходящей значимости развития социальных и духовных качеств личности.

ГЛАВА 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО АСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЯКУТСКОЙ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иевлев, Елисей Кириллович, 2003 год

1. Реализация нравственно-духовного аспекта устного народного творчества на уроках литературы

2. Пятый класс. Сказка «Старушка Бэйбэрикэн с пятью коровами»

3. Шестой класс. Предание «Майагатта»

4. Анализ устных и письменных ответов учащихся позволяет зафиксировать усвоение учащимися идейно-художественного содержания предания, правильную оценку ими душевного состояния персонажей, понимание нравственной глубины произведения.

5. Постижение нравственно-духовных позиций поэтов при изучении лирических и лиро-эпических произведений

6. Пятый класс. Семен Данилов. Стихотворение «Зимний день»

7. Десятый класс. А.Е. Кулаковский-ОкСбкулээх Элексвй.1. Поэма «Сновидение шамана»

8. Прослеживание и осмысление нравственно-духовного аспекта при анализе эпических произведений

9. Седьмой класс. Эрилик Эристин. Рассказ «Хачыгыр»

10. Девятый класс. Су орун Омоллон. «Анчик»

11. Одиннадцатый класс. А.И. Федоров. «Рассказ студента»

12. Раскрытие нравственно-духовного аспекта при анализе драматических произведений

13. Седьмой класс. Т.Е. Сметании. Драма «Локут и Ньургусун»

14. В драме «Локут и Ньургусун» Тимофея Сметанина выражена философия любви якутского народа, адресованная молодому поколению.

15. На уроке литературы учителем и учениками совершается «создание нового и осознание старого как нового» 83, 52. Учитель должен убедить детей в том, что книги, написанные вчера, учат жить сегодня.

16. Топор — символ силы, труда. Символ претворения в жизнь мечты Кюсенгяя о семье, символ продолжения жизни, символ его лучших благих устремлений.

17. Восьмой класс. А.И. Софронов. Драма «Любовь»

18. У нее сильнее, чем прежде пробуждается жажда жизни, любви. Она уже совершенно по-другому воспринимает красоту природы, ставшей очень близкой, прекрасной.

19. Природа уже дает ощущение простора, свободного дыхания. Подошедшие к тому времени девушки и парни своим весельем подчеркивают полет души Катерис.

20. Данные результатов опытно-экспериментального исследования

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.