Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Савлучинская, Наталья Владимировна

  • Савлучинская, Наталья Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 128
Савлучинская, Наталья Владимировна. Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2002. 128 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Савлучинская, Наталья Владимировна

Введение.

Глава 1 Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности

1Л. Психологические особенности детского изобразительного творчества

1.2. Специфика обучения студентов дошкольного факультета основам изобразительного искусства.

1.3. Критерии оценки творческой деятельности студентов дошкольного факультета.

Глава 2. Методика формирования творческой активности студентов дошкольного факультета.

2.1. Основные тенденции процесса обучения изобразительной деятельности студентов 4-5 курсов (констатирующий эксперимент).

2.2. Методико-теоретические основы активизации творческой деятельности студентов дошкольного факультета.

2.3. Методы активизации творческой деятельности студентов дошкольного факультета (формирующий эксперимент).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству»

Актуальность исследования. Со сменой образовательной парадигмы происходит переоценка концептуальных подходов реформирования высшего профессионального образования, в том числе в системе дошкольного образования. Разрабатываются новые Государственные образовательные стандарты для конкретных специальностей, существенно меняются условия построения и функционирования образовательного процесса, формы, методы и средства обучения в высшей профессиональной школе.

Разработка теоретической и практической модели художественно-педагогического образования и, в частности, обучение основам изобразительного искусства студентов дошкольных факультетов - это сложная и многоплановая проблема.

Создать благоприятные условия для продуктивного творчества ребенка может педагог, хорошо ориентирующийся в основных аспектах детской и педагогической психологии и дошкольной педагогики, а также способный гибко, вариативно направить этот процесс на образное познание детьми окружающего мира. Одной из функций художественных дисциплин является выявление творческих способностей дошкольников и их максимальное развитие.

Необходимость руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста была достаточно убедительно обоснована еще в трудах основоположника теории начального обучения И.Г. Песталоцци, который стал инициатором введения рисования в общеобразовательной школе. Эффективность изобразительного искусства в творческом развитии детей подчеркивали многие выдающиеся личности, в том числе Ф. Гансберг, В.А.Лай, Г. Спенсер, И. Шмидт. В начале XX века над проблемами художественного воспитания работали А. Бакушинский, Дж. Дьюи, Г. Кершен-штейнер.

К настоящему времени в теории и практике воспитания дошкольников накоплен достаточно обширный материал, позволяющий строить различные концепции активизации творческой деятельности детей посредством изобразительного искусства. Значительный вклад в исследование проблемы развития личности внесли H.A. Ветлугина, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Г.В. Ла-бунская, И.Я. Лернер, П.П. Пидкасистый, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина. Они научно обосновали отдельные методические аспекты руководства изобразительной деятельностью дошкольников. Однако для практической реализации уже наработанных методик необходим высококвалифицированный педагог, владеющий универсальной подготовкой во всех областях дошкольного образования. Следовательно, особое значение приобретает процесс подготовки педагогических кадров, способных обеспечить высокий уровень развития творческих способностей ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Педагогические вузы готовят учителей изобразительного искусства для средних общеобразовательных школ, а также педагогов дошкольного образования, где студенты получают определенную подготовку по изобразительному искусству. Однако в учебных планах дошкольных факультетов предусмотрено минимальное количество часов по изобразительному искусству. В этих условиях необходимо прежде всего научно обосновать общее направление и основные методические принципы обучения изобразительному искусству студентов дошкольного факультета. На решение этой задачи направлены исследования Г.Г. Григорьевой, C.B. Громаковой, У.Ш. Ибрагимова, Л.В. Компанцевой, Н.И. Павловой, М.В. Финько, P.M. Чумичевой. Вместе с тем, целый ряд вопросов активизации творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству остается недостаточно изученным. Это обстоятельство порождает противоречия между следующими сторонами:

- возрастанием сложности профессиональных функций специалиста дошкольного образования, повышением внимания к роли изобразительного искусства в творческом развитии личности ребенка и недостаточной подготовленностью будущих педагогов к руководству изобразительным творчеством дошкольников;

- необходимостью качественных изменений в обучении студентов руководству изобразительной деятельностью дошкольников и отсутствием разработанной дидактической системы, соответствующей новым возросшим требованиям.

Все это привело нас к необходимости разработки методической системы обучения основам изобразительного искусства студентов с базовым дошкольным образованием, которая была бы направлена на активизацию их творческой деятельности. Актуальность проблемы предопределила выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является процесс обучения студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству.

Предмет исследования: методика обучения основам изобразительного искусства, направленная на активизацию творческой деятельности студентов факультета дошкольного образования.

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и проверке разработанных методов обучения изобразительному искусству студентов факультета дошкольного образования, направленных на активизацию творческой деятельности.

В основу исследования положена следующая гипотеза: творческая деятельность студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству значительно активизируется, если в процессе обучения студентов основам изобразительного искусства использовать систему обучения, основанную на применении краткосрочных заданий и упражнений, направленных на развитие образов восприятия, представления, воображения, что позволит в дальнейшем успешно руководить изобразительной деятельностью дошкольников.

Для проверки рабочей гипотезы были решены следующие задачи:

1. Раскрыты теоретические основы психологических подходов к детскому изобразительному творчеству.

2. Определены особенности подготовки студентов факультета дошкольного образования.

3. Выявлены основные тенденции в организации процесса обучения основам изобразительного искусства студентов дошкольного факультета.

4. Определены логика и основные этапы методической системы обучения основам изобразительного искусства, направленной на активизацию творческой деятельности студентов.

5. Апробирована методическая система на занятиях по изобразительному искусству со студентами дошкольного факультета.

Методологическую основу исследования составили:

- положения философии и искусствоведения о духовном и эстетическом развитии личности в творческом процессе в области изобразительного искусства (Ю.Б. Борев, С. Васильев, А .Я. Зись, A.C. Молчанова и другие);

- основополагающие исследования по психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, A.A. Леонтьев, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.В. Элькони и другие);

- теоретические положения методики обучения изобразительному искусству (Г.В. Беда, H.A. Ветлугина, H.H. Волков, B.C. Кузин, Н.П. Сакулина, С.П. Ломов, H.H. Ростовцев, Л.А. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, И.Н. Иконников, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Н.М. Сокольникова, Г.В. Лабунская, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, A.C. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов, А.П. Яшухин),

Для достижения поставленной цели были применены следующие методы исследования:

- системный анализ учебной и научной литературы по проблеме обучения изобразительному искусству на факультетах дошкольного образования;

- моделирование методической системы обучения изобразительному искусству;

- педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, просмотр, опрос;

- педагогический эксперимент с последующей интерпретацией его результатов.

Решение задач исследования и проверки его гипотезы осуществлялось в три основных этапа:

1 этап (1994-1996) - аналитико-поисковый. Определены цели, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Проведен констатирующий эксперимент на дошкольном факультете.

2 этап (1996-1999) - разработана методическая система обучения основам изобразительного искусства студентов дошкольного факультета, реализующая задачу подготовки педагогических кадров, способных успешно руководить изобразительной деятельностью дошкольников.

3 этап (1999-2001) - проведен формирующий педагогический эксперимент, позволяющий выявить эффективность предложенной методики, осуществить качественную и количественную обработку экспериментальных данных, проанализировать полученные результаты.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что

- существенно уточнены методико-педагогические подходы к детскому изобразительному творчеству;

- выявлены дополнительные особенности специфики подготовки студентов дошкольного факультета к руководству изобразительной деятельностью дошкольников на занятиях по изобразительному искусству;

- сформулированы условия активизации творческой деятельности студентов дошкольного факультета посредством развития (восприятия, представления, воображения), а также формирования умений работы с изобразительным материалом;

- разработана система краткосрочных заданий по изобразительному искусству, направленная на активизацию творческой деятельности студентов дошкольных факультетов.

Практическая значимость работы состоит в том, что

- определены наиболее важные критерии и показатели оценки творческой деятельности студентов дошкольного факультета;

- разработаны методические рекомендации по обучению основам изобразительного искусства студентов дошкольных факультетов, включая отдельные краткосрочные задания и упражнения на развитие восприятия, представления, воображения;

- результаты исследования включены в практику обучения по изобразительному искусству на дошкольном факультете Омского государственного педагогического университета.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются исходными методологическими позициями, адекватностью применяемых методик, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, подтверждением гипотезы исследования его результатами.

Реализация результатов, полученных в ходе исследования, осуществлялась путем регулярных обсуждений методов обучения основам изобразительного искусства на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии и кафедры живописи Омского государственного педагогического университета. Материалы диссертации были представлены на научно-методической конференции «Научно-методические основы преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства» (Омск, февраль 2001). Основные положения выдвинутой гипотезы, материалы исследования нашли свое отражение в публикациях автора (публикации приводятся в конце автореферата).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Оптимальные методические подходы к обучению изобразительному искусству студентов дошкольного факультета должны быть основаны на учете психологических особенностей детского творчества и специфике подготовки будущих руководителей изобразительной деятельностью дошкольников и младших школьников;

2. Компоненты творческой деятельности студентов дошкольного факультета - личностные и эвристические способности, изобразительная грамотность, активность и самостоятельность;

3. Эффективность системы обучения основам изобразительного искусства на дошкольном факультете обусловлена необходимостью введения определенных, научно обоснованных этапов, направленных на постепенное формирование и развитие основных компонентов творческой деятельности посредством краткосрочных заданий. Цель такого рода заданий - активизировать творческую деятельность студентов.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Савлучинская, Наталья Владимировна

104 Заключение

На основании результатов экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:

- В диссертации раскрыты и обоснованы психологические основы и педагогические подходы к детскому изобразительному творчеству. Исследование показало, что изобразительная деятельность способствует всестороннему (культурному, эстетическому, нравственному, интеллектуальному) развитию личности ребенка.

- Детская изобразительная деятельность всегда является творчеством, которое заключается в создании ребёнком субъективно нового продукта, выражается в поисках путей создания своего представления об изображаемом, в применении способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, в проявлении ребёнком активности и самостоятельности. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Необходимым условием развития детского творчества является целенаправленное научно-обоснованное обучение.

- Проблема подготовки специалистов, способных руководить изобразительным творчеством дошкольников с учетом их возрастных и психологических особенностей ребенка, находится в ряду важнейших педагогических проблем, требующих разноплановых исследований. Подготовка студентов дошкольного факультета направлена на решение задач творческого развития личности ребенка и осуществляется в процессе активной изобразительной деятельности.

- Процесс обучения основам изобразительной грамоты студентов дошкольного факультета необходимо строить в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности. Характерные особенности дошкольной изобразительной деятельности обусловливают внесение изменений не только в содержание, но и в формы обучения студентов дошкольного факультета. Обеспечить высокий уровень развития творческих способностей ребенка в процессе изобразительной деятельности, квалифицированно вести занятия в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста может педагог, сам являющийся творческой личностью и понимающий суть творческого процесса. Это, в свою очередь, ведет к необходимости подготовки одновременно специалиста в области дошкольной педагогики и психологии, а также в области изобразительного искусства. Специфика обучения студентов изобразительному искусству повторяет алгоритм подготовки дошкольника и младшего школьника к изобразительному творчеству. В связи с этим творческая деятельность студентов предполагает наличие следующих компонентов: творческая активность, самостоятельность, изобразительная грамотность.

- В ходе экспериментального исследования разработаны содержание, формы и методы занятий по изобразительному искусству, направленные на формирование творческой активности студентов. Выявлены причины затруднений в практической изобразительной деятельности студентов, которыми являются недостаточная сформированность активного восприятия, представления, воображения, творческой активности. Результаты формирующего эксперимента подтвердили необходимость изменений в практической подготовке по изобразительному искусству студентов дошкольного факультета. Процесс обучения основам изобразительного искусства необходимо направить на активизацию творческой деятельности студентов. Созданная теоретическая модель обучения основам изобразительного искусства студентов, состоящая из трех этапов (развивающего, формирующего, рефлексивного), была апробирована на занятиях по изобразительному искусству на дошкольном факультете.

- Наиболее эффективным видом занятий, активизирующим творческую деятельность студентов дошкольного факультета, являются краткосрочные задания и упражнения, ориентированные на формирование целостного восприятия и представления студентов об изображаемом объекте. Эти задания позволяют в короткий срок стимулировать развитие психических процессов, связанных с творческой изобразительной деятельностью студентов и обеспечивают успешность обучения изобразительной грамоте. В исследовании показана высокая эффективность системы краткосрочных заданий. Результаты контрольного эксперимента показали, что использование предложенной модели способствует более успешному овладению студентами основами изобразительного искусства. Студенты более быстро и гибко реагируют на нестандартные ситуации в ходе педагогической практики и легче преодолевают возникшие трудности, проявляют самостоятельность в работе над дипломным проектом. Повысился общий уровень выполнения дипломных работ.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Савлучинская, Наталья Владимировна, 2002 год

1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системевысшего педагогического образования: Учеб. Пособие для студентов пед.

2. Ин-тов, слушателей ин-та повышения квалификации преподавателей пед.

3. Дисциплин ун-тов и пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1984. -208с.

4. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению: Учеб. Пособие. —М.: Изобраз. Искусство, 1985. 152 е.: ил.

5. Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопросы психологии. -1984.-№ 6.-е. 71-78.

6. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 е.: ил.

7. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств.- М. Л., Искусство, - 286 с.

8. В.И.Андреев. Индивидуально-творческие работы учащихся в обучении: автор диссертации к.п.н., М., 1967, 16 с.

9. Антонов А. М. Оценка выразительности учебного рисунка с натуры. -В сб. Вопросы истории, теории и методики преподавания худ.-граф. Дисциплин / Под ред. А. Н. Терентьева. М. 1967,с.134-143.

10. Анцыферова Л.И. Психология личности. Хрестоматия. Том 2.стр 336.

11. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. Пер. с англ. В,

12. Н. Самохина; Общ. Ред. И вступит, статья В. П. Шестак. М.: Прогресс, 1974.-392 е.: ил.

13. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. —М., 1977.

14. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.:Высшая школа, 1974. 384 с.

15. Асмолов А. Г. Деятельности и установка. М.: Изд-во МГ ПУ, 1979. -152с.

16. Н.Астахов И. Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971. - 440 с.

17. Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-46 е.: ил.

18. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.

19. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: изд-во Искусство., 1970.

20. Беда Г. В. К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изо. Искусством. — М., МГПИ, 1983.

21. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция: Пособие для худож. граф. Фак. Пед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1969.-239 е.: ил.

22. Бейер В. И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. Петроград: изд-во Петр. Журн. Внешкольное образование, 1919. - 15 с.

23. Белютин Э. М. Начальные сведения о рисунке и живописи. М.: Искусство, 1957.-78 е.: 15 л.: ил.

24. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1983. 112 е.: ил.

25. Бернштейн М. Д. Проблемы учебного рисунка. М. - Л.: Искусство, 1940.-158 с.

26. Беспалов Б. И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления). -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 192 с.

27. Бесчастнов Н. П., Кулаков В. Я. Изображение растительных мотивов: Конспект лекций. М.: Изд. МТИ, 1982. - 46 с.

28. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века.- М., 1994.

29. Бодалев А. А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. -188с.

30. Боос В. В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов. Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. МГПУ, 1991., 17 с.

31. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. — М.: Знание, 1991. 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»;).

32. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. —М.: знание, 1983. С.96.

33. Ванслов В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобраз. Искусство, 1983. - 437 с.

34. Вебер Э. Техника рисования на классной доске белым и цветным мелом. -Спб.: изд-во Художественно-Педагогического журн., 1912. — 27 с.

35. Венгер Л. А., Мухина B.C. Психология.- М.: Просвещение, 1988.- 336 с.

36. Венгер А. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96 с.

37. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение. 1974, с. 157.

38. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Изобраз. Искусство, 1985. - 288 с.

39. Волков В. Г. Организация восприятия действительности в обучении школьников изобразительному искусству. // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа. 1984. С. 8895.

40. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 е.: ил.

41. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 379 с.

42. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 6. Научное наследство/ Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С.400.

43. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 2. Научное наследство/ Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1982. С.504.

44. Гагарин Б. Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи: В системе подготовки учителя изо. Искусства. — Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. -М., 1974., 18 с.

45. Гальперин П. Я. Введение в психологию.- М.: изд-во МГУ, 1976.- 147 с.

46. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974. — 152 с.

47. Герчук Ю. Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. — М.: РИО Мособлупрпоиграфиздата, 1994. 176 с.

48. Гинзбург И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. Л. - М.: Искусство, 1940. - 203 е.: ил.

49. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. 320 с.

50. Голубева Э. А. Способности и склонности: Комплексные исследования; Науч. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 200 е.: ил.

51. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 259 с.

52. Громов Е. С. Художественное творчество: Опыт эстет. Характеристики некоторых проблем. М.: Политиздат, 1970. - 262 с.

53. Грегори В. Разумный глаз.- М.: Мир,1972, 290 с.

54. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студ. Высш. Пед. Уч. Зав.- М., 1999.- 344 с.

55. Даниэль С. М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990.-223 с.

56. Дейнека А. А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. -М.: изд-во АХ СССР, 1961.-222 с.

57. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по спец. 2002 «Дошк. Воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. Учреж.» / В.

58. И. Ядешко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др. 2.е изд., - М.: Просвещение, 1986.-415 с.

59. Дранков В. JI. Психология художественного творчества. Учебное пособие. Ленинград, 1991. 78 с.

60. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.

61. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М.,1966.

62. Езопова С. А. Формирование личной профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Автор. Дис. Кан. Пед. Наук. Санкт Петербург, 1999, 18 с.

63. Журавлев В. В. Учебный рисунок. М., 1947.61.3анков Л. В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

64. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.бЗ.Зеньковский В. В. Педагогика. М.,1996, 412 с.

65. Зинченко В. П., Вергилис Ю. Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: изд-во МГУ, 1969.106 с.65.3ись А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. - 447 с.

66. Ибрагимов У.Ш. Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью детей. Автореф. Дис. Канд.пед.наук. М., 1998, 19 с.

67. Игнатьев Е. И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологии исследования формирования образа. М.: Просвещение, 1954. - 224 с.

68. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1961. - 222 с.

69. Изобразительное искусство в начальных классах./ под ред. Б. Л. Юсова. -Минск., 1986, с. 212.

70. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. -М.: Педагогика, 1980. 169 с.

71. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: автор. Дис. Кан. Пед. Наук. М., 1983. - 17 с.

72. Кардовский Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: изд-во АХ СССР, 1960. 340 е.: ил.

73. Катханова Ю. Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графических факультетов в графической деятельности: Дис. Д-ра пед. Наук. М., 1994. - 477 с.

74. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. - 303 с.

75. Кирилле А. А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. 32 е.: 7 л. ид.

76. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. И доп. M.: Просвещение, 1969.-391 с.

77. Ковешникова E.H. Теория и методика художественного профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров). — М., 2000. Авто-реф. Дис. Док. Пед.наук. 388 с.

78. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии», 1996. - 224 с.

79. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Просвещение, 1976. - 158 е.: ил.

80. Коменский Я. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - с. 242-476.

81. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М. 1985, 96 с.

82. Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учебн. Пособие. M.: Прометей, 1991. 112 с.

83. Крымов H. М. Художник и педагог: Статьи, воспоминания. М.: изд-во АХ СССР, 1960.-212 с.

84. Кузин В. С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. -256 с.

85. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 3 классах. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1979, с. 192 79.

86. Кузин В. С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М.: АГАР, 1997.-304 е., ил.

87. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: изд-во ЛГУ, 1967.-182 с.

88. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград.: Знание, 1985.-32 с.

89. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. - № 2. - с. 21 -30.

90. Лабунская В. А. Особенности развития способности к психологической интерпритации невербального поведения. -Вопросы психологии, № 3. 1987, 34-48 с.

91. Лаптев А. Рисунок пером.-М.: Изд-во АХ СССР, 1962.-165 с.

92. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога.- Автореф. Дис. .док. пед. Наук. -М., 1994.-27 с.

93. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280с.

94. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: Биогр. Очерки / Авт. Вступ. Ст. Л. А. Аннинский. М.: Республика, 1993. - 320 е.: ил.

95. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983.-Т.*1. 391 е.; Т. 2.-316 с.

96. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.-№ 1.-е. 7-17.

97. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с. 91

98. Лернер И. Я. Методы обучения. М.: Педагогика, 1982. - с. 49.

99. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. Учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528с.

100. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло-гии.М.: Наука, 1984. 444 с.

101. Мамугина В. П. Подготовка учителя по изобразительному искусству на художественно-графических факультетах педвузов: Автор. Кан. Пед наук. -Омск, 1999. 16 с.

102. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с. - (психол. Наука - школе).

103. Материалы и техники рисунка / под ред. В. А. Королева уч. Пособие для худож. Вузов. М., Изобраз. Искусство, 1987. - 93 с.

104. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. Фак. Пед. Ин-тов. -М.: Просвещение, 1986. 159 е.: ил.

105. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96 с.

106. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека; Кн. Для учителя / Пер. с нем. Г. В. Яцковской. М.: Просвещение, 1989. - 159, (1) с

107. Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования./ Психология процессов художественного творчества.- Л.: Наука, 1980, 5-23 с.

108. Михайлова О. В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII векаМ.: Искусство, 1951. с. 27.

109. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. М.: Искусство, 1956. - 519 с.

110. Молева Н., Белютин Э. П. П. Чистяков теоретик и педагог. - М.: изд-во АХ СССР, 1953. - 228 е.: ил.

111. Молева H., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство, 1958. — 116с.

112. Морозова В.В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения небросков и зарисовок на пленере. Аврореф. Дис. Канд. Пед. Наук.-М., 2000. 18 с.

113. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981, 176 с.

114. Найда Ю. И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах художественно-графических факультетов. Автореф. Дисс. канд. Пед. Наук. - М., 1978. - 18 л.

115. Назарова Н. С. Экологическое воспитание студентов / Отв. Ред. В. И. Давиденко. Киев: Изд-во при Киевском госуд. Ун-те издат. Объединение «Виша школа», 1985. - 47 с.

116. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

117. Немов P.C. Психология. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСД997.-688 с.

118. Нукало В. А. Общие теоретические и методические вопросы учебного рисунка. Авореф. Дисс. Канд. Пед. Наук. - Краснодар, 1968. - 20 л.

119. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

120. Омаров X. Г. Наброски и зарисовки как средство активизации творческих способностей учащихся 1-4 кл. на уроках изобразительного искусства в школе: Авореф. Дисс. Канд. Пед. Наук. М., 1993. - 19 л.

121. Обухова Н.П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в ВУЗах США: автор диссертации к.п.н., Казань, 1990, 16 с.)

122. Орехов А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач: автор диссертации к.пс.н. М., 1985, 16 с.

123. Основы педагогического мастерства: Учеб. Пособие для пед. Спец. Высш. Учеб, заведений / И. А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.И.Тарасевич и др.; Под ред. И. А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989.-302 с.

124. Основные направления и тенденции разития педагогической науки в конце XIX начале XX в.в. // Сб.науч. труд. - М., 1980.

125. Павлова JI. И. Формирование педагогического творчества у студетов факультета дошкольной педагогики и психологии в процессе методической практики: автор. Дис. Канд. Пед. Наук., М., 2001, 17 с.

126. Пахомова Т.П. Подготовка студентов к творческой деятельности в процессе постановки задач: автор диссертации к.п.н., М., 1989, 16 с.)

127. Платонов К.К. Проблемы способностей.—М.:Изд-во Наука,1972.- 312 с.

128. Подымов Н. А., Подымова JI. С. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя. Курск: Изд-во КГПУД996 194 с.

129. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. - 96 с. / Новое в жизни, науке и технике. Сер. 4. Педагогика и психология, № 11/.

130. Постоногова JI. П. Подготовка студентов хгф к анализу и оценке детских рисунков. // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа. 1984. С. 28-39.

131. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей: сб. науч. Тр./ Под ред. В. А. Кру-тецкого. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. - 109 с.

132. Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. - 333 с.

133. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М.: 1963,315 с.

134. Радлов Н. Э. Рисование с натуры. 3-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1978.-120 с.

135. Развитие художественных способностей / Под ред. Н. П. Сакулиной // Известия АПН РСФСР. Вып. 100. - М., 1959. - 367 с.

136. Ракитин В. И. Искусство видеть. М.: Знание, 1972. - 128 с.

137. Раушенбах Б. В. Пейзажи: Перспектива и зрительное восприятие // Природа. 1986. - № 3. - с. 76-82.

138. Рождественская Н. В. Восприятие природы и формирование творческого потенциала личности // Человек природа - искусство: Сб. статей.-Л.:Наука. 1986.-е. 101-108. Г

139. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: Учеб. Для студент, худож. -граф. Фак. Пед. Ин-тов. 3-е изд., доп. И перераб. - М.: Просвещение,Владос, 1995.-239 е.: ил.

140. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Рус. И сов.школа рисунка: Учеб. Пособие для студентов худож. граф. Фак. Пед.ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

141. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. Пособие. М.: Изобраз. Искусство, 1983. - 288 е.: 193 ил.

142. Ростовцев Н. П., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. Пособие для студентов худож. Граф. Фак. Пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 176 е.: ил.

143. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Спб.: Питер Ком, 1998.-688с.

144. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.

145. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории// Вопр. Психол. 1960 № 3, 3-15 с.

146. Сапожников А. И. Воспитание творческой целеустремленности в учебном процессе (вуза) // Психологический журнал. 1985. - т. 6. - № 2.-е. 54-58.

147. Сапожников А. П. Курс рисования. СПб., 1875. - 107 с.

148. Сакулина Н.П.,Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., 1982. 246 с.

149. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Подъякова. М., 1969., 138 с.

150. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения / Под ред., со вступит, статьей и примеч. В. М. Каганова. — М.: Госполитиздат, 1947. 647 е.: со схем.

151. Сеченов И. М. Элементы мысли. Физиология нервной системы.- М.: Медгиз, 1952.-352с.

152. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.-Просвещение, 1976.-159 с.

153. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4-х ч. Ч. 4 Краткий словарь художественных терминов. Об-нинск: Титул, 1996. - 80 е.: цв. Ил.

154. Соловьев А. М., Смирнов Г. Б., Алексеева Е. С. Учебный рисунок. -М.: Искусство, 1953. 238 с.

155. Соломатин А. М., Гам В. И. Теория и практика педагогического проектирования. Омск., 2001.- 113 с.

156. Сухарева А. П. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству. Автореф. Дис. Кан. Пед. Наук.Омск, 2000.-16 с.

157. Сухомлинский В. А.Сердце отдано детям. Киев: Радяньска школа, 1973.-288 с.

158. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дош.)» /В. Б Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1985. - 255 с.

159. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. -360 е.: ил.

160. Теплов Б. M. Проблемы индивидуальных различий. М.: изд-во Академии пед. Наук РСФСР, 1961.-536 с.

161. Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. -175 е., ил.

162. Терентьев А. Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. -Автореф. Дисс. Канд. Пед. Наук. М., 1977.16 с.

163. Тютюнова Ю. М. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (на материале подготовки учителя изобразительного искусства; худ. Декор. И т. д.): автор. Дис. Кан.пед.наук.- М.: 2001, 17 с.

164. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966.- 450 с.

165. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 с.

166. Унковский А. А. Рисунки-наброски. J1, 1963.

167. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунова: В 2-х т. Т. 1. - с. 229-547.

168. Фаворский В. А. О рисунке. О композиции / Вступ. Статья А. Н. Михалева. Фрунзе: Кыргыстан, 1966. -11 с. с ил.

169. Филина C.B. Способности зрительного восприятия: Автор. Дис. Канд. Псих. Наук. Ярославль. 1995.18 с.

170. Финько М.В. Подготовка студентов к творческому руководству изобразительной деятельностью детей (в системе заочного педагогического образования): автореф. Дис.канд пед.наук.- М., 1998, 17с.

171. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.-М., 1956, 179 с.

172. Флерина Е. А.Эстетическое воспитание дошкольника/ Под ред. В. Н. Шацкой, М.: 1961, 189 с.

173. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляу-дис. M.: изд-во МГУ. 1989. - 240 с.

174. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1984, 430 с.

175. Фридман JI. М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. - М.: Просвещение, 1985. - 224 с.

176. Холмовская В. В. Генезис способности к зрительной оценки пропорций // Генезис сенсорных способностей / Под ред. J1. А. Венгера.-М., 1978,-с. 135-161.

177. Хрусталев В. А. К истории высшего педагогического образования в РСФСР. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963.- 166 с.

178. Художественное творчество и ребенок / Под. Ред. H.A. Ветлугиной. -М., 1972. 289 с.

179. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования: Учебное пособие Омск: Омский гос. Педуниверситет, 1993. - 71 с.

180. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953.

181. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике.Сер. «Педагогика и психология»; № 8).

182. Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. -М.: Знание, 1990. 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер «Педагогика и психология»; № 12).

183. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи.- М., 1992.- 150с.

184. Шабанов Н. К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе. Курск, изд-во КГПИ, 1994. - 166 с.

185. Шабанов Н. К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподдавания художественных дисциплин в педвузе Автореф. Дисс. Докт. Пед. Наук. М., 1995. - 27 с.

186. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. 320 с.

187. Шадриков В. Д. Способности человека.- М: Из-во «Инс. Пр. псих.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 228 с.

188. Шадриков В. Д., Черемошкина JI. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. -М.: Педагогика, 1990. 176 с.

189. Шакуров P. X. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. - 80 с.

190. Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. Фак. Пед. Ин-тов. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 е.: ил.

191. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М., 1996. 236 с.

192. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Д.: Просвещение, 1967.-266с.

193. Элконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития детей в раннем возрасте// Вопр. Псих.- 1971. № 4. 60-65 с.

194. Эсаулов А. Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. — М.: Высшая школа, 1982. 221 с.

195. Юсов Б.П. Роль искусства в общем образовании. Педагогика и школа за рубежом: Критико-реферативный сборник. Вип. 2 — М.: Педагогика, 1974. 3-18 с.

196. Яшухин А. П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. - 288 е.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.