Африканское Возрождение как парадигма развития современной африканской философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Чуквуджекву Еджике Сэм-Фестус

  • Чуквуджекву Еджике Сэм-Фестус
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 170
Чуквуджекву Еджике Сэм-Фестус. Африканское Возрождение как парадигма развития современной африканской философии: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2020. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чуквуджекву Еджике Сэм-Фестус

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ЕВРОПЕЙСКИЙ И ИСЛАМСКИЙ РЕНЕССАНС: К МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕДПОСЫЛКАМ ИССЛЕДОВАНИЯ АФРИКАНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1. Возрождение как одна из парадигм развития мировых культур: специфика и особенности

1.2. Гуманизм и антропоцентризм как теоретические принципы европейского Ренессанса и основания африканского Возрождения

1.3. Мусульманский Ренессанс: к специфике отличий от европейского Возрождения

Выводы по первой главе

Глава 2. АФРИКАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ДИСКУРСЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

2.1. Формирование методологических подходов африканских философов к исследованию философского Ренессанса в Африке

2.2. Сущность африканского Возрождения в концептуальном осмыслении африканских мыслителей

2.3. Понимание человека в философии африканского Возрождения в сравнении с европейским Ренессансом

Выводы по второй главе

Глава 3. ОБРЕТЕНИЕ АФРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

3.1. Концепции африканской идентичности в западном, восточном и центральном регионах континента

3.2. Философия убунту и «разговорная философия» как выражение южноафриканской и зулусской идентичностей

3.3. Проявление мусульманского Возрождения в северном и юго-восточном регионах: африканская уникальность

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Африканское Возрождение как парадигма развития современной африканской философии»

Актуальность темы исследования

В современных условиях жизнь человечества во многом определяется такими тенденциями глобализации как формирование единого цифрового и медийного пространства, стирание культурных и экономических границ и переход к диалогу культур. Известно, что одним из противоречий глобализации является сохранение колонизаторских проявлений, когда зачастую она протекает как процесс вестернизации, то есть навязывания всем народам и странам западной культуры, ценностей, мировоззрения и образа жизни. В результате многие народы утрачивают свои самобытные традиции, диалекты, обычаи, растворяясь в массовой культуре Запада.

Указанное противоречие с наибольшей очевидностью и масштабностью проявляется на африканском континенте, который исторически развивался под влиянием как западной (европейской), так и восточной (арабо-мусульманской) культур. С одной стороны, через механизм культурного влияния на африканском континенте распространялись достижения арабской и европейской философии, науки, права и искусства, что служило стимулом прогресса в данных областях. Однако, с другой стороны, такое взаимодействие представляло собой не равноправный диалог, а скорее агрессивно-колонизаторское воздействие более устойчивых в пространстве и времени стран на разрозненные локальные культуры африканских народов, вплоть до ассимиляции последних. Борьба против колонизации разума1 на «черном континенте» нашла воплощение в феномене африканского Возрождения, выражающего особенности духовной жизни современных народов этой части мира. Таким образом, актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что африканское Возрождение является средством деколонизации африканского разума и высвобождения африканской идентичности от влияния европейской и восточно-исламской культур.

1Айк Д. Наихудшая из форм колонизации - это колонизация разума. Интернет-ресурс. URL: http://www.da-

vidicke.com/headlines/worst-colonialism-colonising-mind-david-icke-videocast-trailer/

(дата обращения: 03.06.2019)

Значимость данной проблемы подтверждается незавершенностью процесса получения независимости африканскими государствами от стран-метрополий. Сейчас можно говорить о реальной деколонизации в политико-правовом смысле, но на уровнях национальной идеологии, общественного сознания, а также философского теоретизирования высвобождение аутентичной африканской духовности и самосознания происходит значительно медленнее. Причина этого заключается в том, что изменение общественного и индивидуального сознания представляет собой намного более трудный, длительный и противоречивый процесс, чем осуществление экономических, политических и правовых преобразований. Получив политическую и относительную экономическую независимость, африканские народы остаются в зависимости духовной, поскольку ценности западной и арабской культур за прошедшие столетия очень прочно вошли в структуру общественной идеологии и психологии «черного континента».

Поэтому совершенно естественно в ХХ веке возникает африканская философия как реакция на колониализм, проявляющийся не только в политике, но и в общественной мысли. Западные ученые-гуманитарии и философы всегда интерпретировали африканскую культуру как примитивную и слабую, неспособную к формированию такой теоретической формы мировоззрения как философия, и поэтому нуждающуюся в обновлении и совершенствовании путем привнесения достижений западной мысли и перенаправлении духовной жизни «черного континента» в соответствие с духовными традициями Европы. Однако данный цивилизационный стереотип порожден господством западного, классического, образа философствования. Чтобы теоретически его разрушить и подтвердить существование подлинно африканской философии, чтобы концептуализировать ее этнокультурную специфику и уникальность мыслители континента и начали поиски собственной идентичности и особой народной духовности.

Пробуждение самосознания африканцев в эпоху глобализации проявляется в философской рефлексии своих истоков, в антиколониальной борьбе и таком социокультурном феномене как африканский Ренессанс. Содержательно это понятие

означает активизацию духовных, исторических и социокультурных поисков африканцев, стремление мыслителей четко определить место Африки в мировом пространстве в условиях давления со стороны Запада. Чтобы сохранить свою самобытность, на наш взгляд, необходимо сформировать универсальную для всех этносов и субэтносов Африки концепцию цивилизационной идентичности, которая могла бы стать фундаментом как общественно-политической идеологии, так и обыденного сознания большинства африканцев.

Периоды Возрождения переживали Европа, Арабский Восток, Китай. Во многих странах это было связано с актуализацией самосознания, поисками национальной идеи и собственной цивилизационной идентичности. В Африке данный феномен также означает стремление к рефлексии и интеграции всего богатства духовной культуры при ярком его воплощении в африканской этнофилософии. У африканской философии имеется богатая и разнообразная история: ее становление можно проследить начиная с культуры династического Египта и до появления современных философских традиций в Северной, Западной, Центральной Африке и в Африканском Роге. Определяя африканскую философию в целом, можно сказать, что она представляет собой прежде всего этническую философию многообразных африканских народов, рефлексию их культуры и самосознания. Несмотря на то, что африканское мышление основывается на своих оригинальных методах и способах рассуждения и аргументации, однако, по большей части современные африканские философы занимаются определением этнических параметров африканской рефлексивной традиции и определением того, что отличает их от других философских концептуальных построений2. У африканской философии имеется свой специфический объект изучения, собственные способы объяснения становления и развития жизнедеятельности человека как в мире социума и природы, так и в мире личностном. Африканская мысль имеет оригинальные, кардинально отличающиеся от западной и восточной традиций, подходы и методологические приемы осмысления

2 Гречко П.К. Африканская философия: проблема автора // Африка в меняющемся мире. М., 1997.

философских проблем, свои трактовки категорий времени и пространства, отношений человека и общества и т.д.3.

В представленной диссертационной работе в центре внимания находится идея развития африканской философии как теоретического воплощения африканского Ренессанса. Возрождение африканского континента и его философии - это не только физическое или материальное возрождение, но и ментально-психологическое. Это - духовная трансформация, осознание африканской идентичности, её оснований, способов мышления и понимания мира, культуры взаимоотношений и мировоззрения. Главная особенность этих процессов состоит в том, что они протекают в стремительно меняющемся глобализирующемся мире. Отсюда возникает противоречие между африканским мировоззрением, культурной самостью многочисленных этносов континента и углубляющейся глобализацией. Следует также подчеркнуть, что на развитие африканской философии в начале и середине ХХ века оказало огромное влияние антиколониальное движение, результатом чего стал социальный и политический резонанс как на африканском континенте, так и его осмысление в мировой философии.

Степень разработанности темы исследования

Все источники темы исследования можно разделить на три группы. К первой группе, посвященной проблемам духовной культуры и межкультурных коммуникаций, относятся работы следующих авторов: Лосев А. Ф.4, Лосский Н. О.5, Соловьев В. С.6, Гуревич П.7, Мосейко А. Н.8, Гречко П. К.9, Сагадеев А. В10,

3 Сагадеев А.В. Между логосом и мифом: проблемы африканской философии // Философское наследие народов Востока и современность. М., 1983. Философия // Африка: энциклопедический справочник. М., 1986. Т.1. С. 75-78

4 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль. - 1982.

5 Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

6 Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. Том 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда, 1989 г. - 583 с.

7 Гуревич П. От Джона Локка - к Жану Бодрийяру (критические заметки об идентичности) // Философская антропология. 2016. Т. 2. № 1. С. 6-22.

8 Мосейко А. Н., Харитонова Е. В. Африканская традиционная этика в контексте современности // Восток. АфроАзиатские общества: история и современность. 2015. № 6. С. 64-75.

9 Гречко П. К. Африканская философия: проблема автора // Африка в меняющемся мире. М., 1997.

10 Сагадеев А. В. Между логосом и мифом: проблемы африканской философии // Философское наследие народов Востока и современность. - М., 1983. Философия // Африка: энциклопедический справочник. М., 1986.

Кага Леинда Х. М.11, Камоио К. М. Ж., Ныгусие К.В.М., Насыров И.Р., Андре К. П., Хациева И. А.12, Мава Н.13, Комар Ю. И.14, Постников С. В.15, Татаров-ская И. Г.16, Бартольд В. В.17, Конрад И. И.18, Кирабаев Н. С.19, Колесников А. С.20, Чистякова О.В. 21.

К второй группе примыкают западные авторы, объединенные интересом к африканской философии и духовной жизни в целом: Гегель Г., Конт О., Сартр Ж.-П., Гуссерль Э., Геллнер Э., Жильсон Э., Манетти Дж., Eze Е.22.

Сущностные особенности африканской философии, ее этнический и религиозный характер выведены в исследованиях следующих зарубежных авторов:

11 Кага Леинда Х. М. Международное признание африканского философствования: к критике периферийности африканской философии // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии. Материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. 2016. С. 231-236.

12 Камоио К. М. Ж., Андре К. П., Хациева И. А. Философия африканского социализма и основные идеи Агостиньо Нето // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10. С. 96-98.

13 Мава Н. «Африканская философия» в свете диалектического и исторического материализма (на материале франкоязычной литературы): дис. канд. филос. наук. - М. 1985.

14 Комар Ю. И. Цивилизационная проблематика в новейших работах африканских ученых // Афро-азиатский мир: Проблемы цивилизационного анализа Вып. 2. Региональные цивилизации: Реф. сб. /. Сер. "Проблемы общественного развития стран Азии и Африки". Центр научн.-информ. исслед. глобал. и регионал. пробл. Отдел Азии и Африки. Москва, 2004. С. 129-159.

15 Постников С. В. Философия войны в контексте развития современных культурно-исторических формаций // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10. С. 74-77; Постников С. В., Мануэль Андре Ф. С. Философско-мировоззренческий анализ воспитательного потенциала общественно-политической мысли Африки // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Р. А. Ромашова. 2015. С. 225-230.

16 Татаровская И. Г. Мифология народов Тропической и Южной Африки: эпистемология и картина мира: диссертация доктора философских наук: 09.00.01 / Татаровская Ирина Геннадьевна; [Место защиты: Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Современная гуманитарная академия", www.muh.ru]. Москва, 2015. - 299 с.

17 Бартольд В. В. Соч.: В 9 т. Т. VI. Работы по истории ислама и арабского халифата. М.: Наука, 1966.

18 Конрад И. И. Запад и Восток: статьи / И. И. Конрад. М., 1972

19 Кирабаев Н. С. Понятия и проблемы классической арабо-мусульманской философии // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2011. № 4. С. 83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-i-problemy-klassicheskoy-arabo-musulmanskoy-filosofii (дата обращения: 07.10.2019)

20 Колесников А. С. Африканская философия в поисках идентичности // Хора. - 2008. - № 2. С. 4 - 29.

21 Chistyakova O. V. Understanding of Human Being and Human Freedom in Christian and Islamic Cultural Traditions // LOGOS. 2020. № 102. С. 90-99.

22 Eze E. Postcolonial African Philosophy: A Critical Reader. Cambridge (MA): Basil Blackwell, 1997.

Fauvelle-Aymar F.-X.23, Griaule M.24, Gbadegesin S.25, Hountondji P.26, Гольдциер И.27, Janz Bruce B. 28, Hallen B., Sodipo J. O.29, Johnson P.30, Bell R. H. 31, Hallen B.32, Gordon L.33, Bernal M34.

Третью группу источников составляют труды по африканской идентичности африканских мыслителей: Mudimbe V. Y.35, Oruka H. O.36, Chimakonam J. O. 37, Sogolo G.38, Nkrumah K.39, More Mabogo P.40, Diop Ch. A.41, Obenga Th. H.42, Senghor L. S.43, Nyerere J. K.44.

Объект и предмет исследования:

Объект исследования - африканский Ренессанс как уникальный феномен возрождения африканского самосознания и этнокультурной идентичности.

23 Fauvelle-Aymar F. X. Qu'est-ce que l'afrocentrisme? // Analele univ. Bucuresti. Istorie. - Buc., 1999 (paru en 2001). -a.48. - P.111-127.

24 Griaule M, Dieterlen G. Le renard pâle: le mythe cosmogonique (1). P. : Institut d'Ethnologie, 1965; Griaule M. Dieu d'Eau: entretiens avec Ogotemmêli. P.: Chêne, 1948; Griaule M. Jeus dogons. P.: Institut d'Ethnologie, 1938.

25 Gbadegesin S. African Philosophy: Traditional Yoruba Philosophy and Contemporary African Realities. N.Y.: Peter Lang, 1991.

26 Hountondji P. African Philosophy. - Bloomington, 1983.

27 Гольдциер И. Философия ислама / Общая история философии. Под ред. А. Введенского, Е. Радлова. В 2-х т. Т. I. СПб.: Общественная мысль, 1910 (Goldzier I. Islamic Philosophy).

28 Janz Bruce B. Philosophy in an African Place. 2009.

29 Hallen B., Sodipo J. O. Knowledge, Belief and Witchcraft: Analytic Experiments in African Philosophy. Palo Alto, CA: Stanford University Press, 1997.

30 Johnson P. "Colonialism's Back-and Not a Moment Too Soon." // New York Times Magazine (18 April 1993): 22.

31 Bell R. Understanding African Philosophy: A Cross Cultural Approach to Classical and Contemporary Issues. - New York, 2002.

32 Hallen B. A Short History of African philosophy / Barry Hallen. - Indiana University Press, 2002.

33 Gordon L. An Introduction to Africana Philosophy. - Cambridge, 2008.

34 Bernal M. Black Athena. - L.-New Brunsweck, 1987.

35 Mudimbe V. Y. The idea of Africa. - Bloomington: Indiana polls: Indiana univ. press; L.: Currey, 1994. - XIX, 235 p.;

Mudimbe V. Y. The Invention of Africa: Gnosis, philosophy a. the order of knowledge. - Bloomington; Indiana polls: Indiana univ. press, 1988. - XII,241 p.

36 Oruka H. O. Trends in Contemporary African Philosophy. - Nairobi, 1990.

37 Chimakonam J. O. History of African Philosophy // University of Calabar, Nigeria.

38 Sogolo G. Foundations of African Philosophy: A Definitive Analysis of Conceptual Issues in African Though. - Ibadan, Nigeria, 1993.

39 Nkrumah K. Consciencism: Philosophy and Ideology for De-Colonization. 1964.

40 More M. P. African Renaissance: the politics of return // Afr. j. of polit. science. - Harare, 2002. - Vol. 7, № 2. - P. 6580.

41 Diop Ch.A. Nations nègres et culture. De l'antiquité nègre égyptienne aux problèmes culturels de l'Afrique noire d'aujourd hiu / Ch. A. Diop. - Paris: Presence africaine, 1979.

42 Obenga Th. H. Le sens de lutte contre l'afrocentrisme eurocentrisme / Th. H. Obenga. Khepera; L'Harmattan, 2001. 125 p.

43 Senghor L. S. On African Socialism. N.Y.: Praeger, 1964.

44 Nyerere J. K. Ujamaa: Essays on Socialism. N.Y.: Oxford University Press, 1968.

Предмет исследования - философемы африканского мышления, составляющие интеллектуально-смысловое ядро африканского Возрождения.

Цель исследования - анализ африканского Возрождения как историко-философского феномена, в котором проявляется стремление к деколонизации африканского разума и возрождению африканской идентичности.

Задачи исследования:

1. На основе рефлексии специфических черт Ренессанса обосновать европейское и мусульманское Возрождение как парадигмы развития в многообразии мировых культур.

2. Охарактеризовать гуманизм и антропоцентризм европейского Ренессанса в сравнении с мусульманским Ренессансом в контексте их влияния на последующее Возрождение африканского сознания в ХХ-ХХ1 вв.

3. Провести анализ истории формирования методологических подходов африканских философов к исследованию философского Ренессанса в Африке.

4. Обосновать понимание сущности африканского Возрождения на основе рефлексии философских концепций африканских мыслителей.

5. Сформулировать целостную картину понимания человека в философии африканского Возрождения в контексте проведения компаративного анализа с европейским Ренессансом.

6. Вывести основные концепции африканской идентичности и показать их специфику применительно к западному, восточному и центральному регионам континента.

7. Проанализировать и вывести философемы мышления убунту и разговорной философии в качестве примеров уникальных типов южноафриканской и зулусской идентичностей.

8. Охарактеризовать проявления мусульманского Ренессанса в Северной и Юго-Восточной Африке в сопоставлении его с европейским мусульманским Возрождением; обосновать специфику и уникальность черт африканского ислама.

Научная новизна работы:

В диссертации изложено авторское понимание сущности и перспектив африканского Возрождения как философского, социокультурного и духовного феномена современности, в котором, с одной стороны, воплощается стремление народов «черного континента» деколонизировать африканское сознание от влияния европейской и арабо-мусульманской культур и идеологий, а с другой, происходит формирование новой возрожденческой парадигмы становления самобытной философии Африки и концептуальных осмыслений африканской этнической идентичности.

Более конкретизировано новизна исследования выражается в следующих пунктах:

1. Феномены европейского и мусульманского Возрождения обоснованы в качестве методологической исследовательской парадигмы для рассмотрения развития мировых культур в их многообразии и единстве, и, в частности, как методологический подход для анализа философской ситуации в Африке.

2. Проведен компаративный анализ европейского и мусульманского типов Ренессанса с выделением их сущностных антропологических и гуманистических черт с целью выявления их значимости для современных процессов Возрождения африканского сознания.

3. Рассмотрена история формирования методологических подходов африканских философов к исследованию философского ренессанса в Африке как теоретического основания возрожденческих тенденций континента.

4. Обоснована сущность африканского Возрождения, состоящая в теоретическом воплощении стремления деколонизировать африканский разум от абсолютного влияния европейской и арабо-мусульманской культур и идеологий.

5. Выведена целостная картина понимания человека в философии африканского Возрождения в контексте сопоставления с антропоцентрическими идеями европейского Ренессанса.

6. Рассмотрены основные концепции африканской идентичности западного, восточного и центрального регионов африканского континента, репрезентирующие специфику оригинальных этнокультур этих территорий в экзистенциальном многообразии африканских народов.

7. Сформулированы философемы мышления убунту и разговорной философии в качестве демонстрации уникальных типов южноафриканской и зулусской идентичностей.

8. Проанализирована специфика концепций мусульманского Ренессанса в Северной и Юго-Восточной Африке в сопоставлении с идеями европейского мусульманского Ренессанса, показана уникальность африканского ислама и его теоретического выражения в работах африканских философов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие принципы и подходы:

1. Культурный релятивизм, указывающий на самоценность и уникальность африканской культуры, философии и ментальности.

2. Постмодернистский принцип развития гуманитарной науки (антикумуля-тивизм), согласно которому развитие мировой философии представляется как дискретный процесс возникновения и сосуществования равноценных теоретико-мировоззренческих парадигм.

3. Цивилизационный подход к рассмотрению истории, позволяющий представить Африку, ее население и культуру как уникальный и самобытный куль-турно-цивилизационный тип.

4. Религиозно-философский подход, состоящий в рассмотрении феномена европейского Возрождения, мусульманского Ренессанса в Европе и Африке в контексте взаимодействия теологической и философской типов рефлексии.

5. Философско-антропологический подход, состоящий в использовании специфических категорий и понятий, позволяющих рассматривать принципы африканского Ренессанса в ракурсе так называемой «философии человека».

Методы исследования:

В ходе подготовки диссертационной работы были использованы следующие исследовательские методы:

• метод компаративного анализа, позволивший сравнить формы философии европейского и мусульманского типов Ренессанса с африканским Возрождением в его проявлениях этнической и религиозной идентичностей;

• феноменологический метод для выявления сущности феномена «африканское Возрождение», анализируемого в дискурсе его теоретического, социального, культурологического становления и влияния на историческое развитие Африки как своеобразной цивилизации;

• общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возрождение как парадигмальный феномен, имеющий различные проявления в исторических формах культур, характеризуется актуализацией духовных сил общества, что, в свою очередь, интенсифицирует развитие философии, науки, этнокультуры, искусства. Африканское Возрождение, как и европейское, сопровождается пробуждением поиска национальной, или цивилизационной, идентичности, который осуществляется посредством синтеза собственной этнической самости и достижений культуры иной духовной парадигмы. При этом реализация возрожденческих тенденций в разных этнокультурах имеет свою специфику, которая уникальным образом воплотилась в африканском самосознании и стремлении к аутентичному пути развития, освобожденному от исторически-заданных схем европейского Запада и европейского арабо-мусульманского влияния.

2. Основополагающими принципами европейского Возрождения являются гуманизм и антропологизм. Человек выводится на центральный план в ренес-сансной картине мира, приобретая статус субъекта, стремящегося к гармоничному всестороннему развитию. В нем целостно сочетается телесное и духовное, а значит, равной значимостью обладают и вечное духовное бытие в эсхатологической перспективе и земное существование в бренном мире. Мусульманский Ренессанс, в

отличие от европейского, был обусловлен бурным развитием науки и сравнительного богословия. Сходство европейского, мусульманского и африканского типов Возрождения проявляется в рецепции античного философского наследия, развитии гуманистических идей и стремлении к модернизации общественного сознания.

3. В африканской философии соединяются два полюса отношения к западному мировоззрению и культуре. С одной стороны, отчетливо проявляют себя деколониалистские тенденции как отражение и философское обоснование антиколониальной политической борьбы при доминировании мета-идеи освобождения африканского разума от тотального влияния европейской и арабо-мусульманской культур и идеологий. С другой стороны, африканские мыслители в разработке своих философских теорий, концепций африканской идентичности, социально-философских моделей используют рефлексивные достижения наиболее авторитетных европейских мыслителей.

4. Концептуальное обоснование понимания человека в современной африканской мысли, проводимое в дискурсе компаративистики с антропологической традицией европейского Возрождения, позволяет определить место африканской философии в мировом культурном развитии. Целостное видение человека в единстве его духовных, нравственных, телесных качеств и форм жизнедеятельности создает в африканском теоретизировании особую, этноантропологическую, картину мира и проясняет метафизические основания африканского культурно-этнического сознания, обусловленные его самобытностью и уникальностью. Антропологизм африканской философии способствует ее продуктивному взаимодействию с другими пластами мировой философии.

5. Исследование основных концепций африканской идентичности приводит к выводу о том, что именно этнофилософии принадлежит определяющая роль в функционировании и развитии всей духовной культуры африканского континента, которая долгое время находилась в тени культур европейских стран. В данном контексте африканское Возрождение рассматривается как движение по восходящей линии духовной деколонизации (т.е. освобождения разума от преобладания западной парадигмы мышления), нацеленное на восстановление африканской

идентичности с учетом глобализационных условий современного мира. Значительную роль в этом играют концепция убунту и разговорная философия, представляющие собой репрезентацию уникальных этнокультур южноафриканской и зулусской идентичностей со специфическими способами мышления и философским мировоззрением.

6. Ислам как мировоззренческая система был принят на африканском континенте не в первозданном виде арабо-мусульманской средневековой и возрожденческой традиций, а интегрирован в укорененные в глубинных слоях ментальности жителей континента религиозные представления и верования, образовав феномен так называемого «черного ислама». Однако, в результате насильственного внедрения ислама в Северо-Восточной Африке, в этом регионе мусульманское вероисповедание сохранилось практически в аутентичном арабском виде. В Восточной и Южной Африке, где осуществлялась миссионерская деятельность и развивалась торговля с арабскими купцами, установления ислама синтезировались с традиционными верованиями африканцев. Обе эти разновидности африканского ислама имеют специфичные формы теоретического и практического выражения на континенте, но сопоставимы с проявлениями так называемого мусульманского Ренессанса в Европе.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Диссертационное исследование и полученные результаты представляют научный интерес как в теоретическом, так и в практическом смыслах. Теоретическая значимость работы состоит в возможности применения полученных выводов для историко-философских исследований многообразных культур и цивилизаций, в том числе, малоизученной африканской мысли. Представленная диссертация также имеет значение для решения актуальных социально-философских и культурологических проблем. Положения диссертации могут использоваться в качестве основы для дальнейшего исследования африканской идентичности, форм религиозности Африки, что, в свою очередь, важно для установления межэтнического диалога как внутри континента, так и в глобальном мире.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чуквуджекву Еджике Сэм-Фестус, 2020 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абу-Хайян ат-Таухиди. Диалог логика с грамматиком [Электронный ресурс] / Абу-Хайян ат-Таухиди. - URL: https://iphras.rU/uplfile/smirnov/ishraq/3/38_frol.pdf (дата обращения: 11.07.2019).

2. Августин, Аврелий. О свободе воли / Аврелий Августин. Кн. II [Пер. М. Ермаковой, А. Шарниной]. О христианском учении [Пер. С. Неретиной] // Антология средневековой мысли. В 2 томах. Т. 1. - СПб.: РХГИ, 2001. - 292 с.

3. Адамов, А. К. Ноосферная демократия - система истинного народовластия / А. К. Адамов. - Саратов: Аквариус, 2003. - 144 с.

4. Адо, П. Духовные упражнения и античная философия / П. Адо. - СПб.: Степной ветер, 2005. - 358 с.

5. Айк, Д. Наихудшая из форм колонизации - это колонизация разума / Д. Айк [Электронный ресурс]. URL: http://www.davidicke.com/ headlines/worst-colo-nialism-colonising-mind-david-icke-videocast-trailer/ (дата обращения: 03.06.2019)

6. Аль-Джанаби, Майсем Мухаммед Жизнь и творчество аль-Газали: опыт философского осмысления. Часть 1. Аль-Газали в оценках современников и "газа-лиана" XIX-XX вв. [Электронный ресурс] / Майсем Мухаммед Аль-Джанаби // Пространство и Время. - 2017. - № 2-4 (28-30). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zhizn-i-tvorchestvo-al-gazali-opyt-filosofskogo-osmysleniya-chast-1-al-gazali-v-otsenkah-sovremennikov-i-gazaliana-xix-xx-vv (дата обращения: 07.10.2019).

7. Антипов, М. А. Гуманизм в системе социальной танатологии. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Антипов Михаил Александрович - Саранск, 2009. - 173 с.

8. Бабкин, С. Э. Движения политического ислама в Северной Африке / С. Э. Бабкин. - М.: ИИИиБВ, 2000. - 341 c.

9. Бартольд, В. В. Соч.: в 9 томах. Т. VI. Работы по истории ислама и арабского халифата / В. В. Бартольд. - М.: Наука, 1966. - 772 с.

10. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. 268 с.

11. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. - М.: Аспект-пресс, 1994. - 369 с.

12. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Беркли, Дж. Сочинения / Дж. Беркли. - М, 1978. - 398 с.

13. Боккаччо, Дж. Фьямметта. Фьезоланские нимфы / Дж. Бокаччо [Издание подготовили И. Н. Голенищев-Кутузов, А. Д. Михайлов]. - М., Наука, 1968. - 412 с.

14. Бондаренко, Д. М. Черная Африка накануне прихода европейцев / Д. М. Бондаренко // Всемирная история. В 6 томах / отв. ред. П. Ю. Уваров. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока. - М.: Наука, 2012. - С. 770-783.

15. Буркхардт, Я. Культура Италии эпохи Возрождения / Я. Буркхардт. - М.: Юрайт, 2019. - 285 с.

16. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер; пер. с фр. С. Я. Шейнман-Топштейн; отв. ред. В. Н. Кузнецов. - М.: Наука, 1988 г. - 750 с.

17. Вольф, М. Н. Средневековая арабская философия: мутазилитский калам [Электронный ресурс] / М. Н. Вольф. - Новосибирск: изд-во НГУ, 2005. URL: https://nsu.ru/classics/Wolf/kalam.htm

18. Гавристова, Т. М. Афроцентризм (философия культуры или теория социальных перемен) / Т. М. Гавристова // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва; Магнитогорск, МГПИ, 2000. - Вып. 9. - С. 387-395.

19. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. - В двух томах. - Том 2. / Сост. и общая ред. А. В. Гулыги. - М.: Мысль, 1973 г. - 629 с.

20. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. - М.: Прогресс, 1991. -

126 с.

21. Гельвеций, К. Сочинения: в 2 томах. Том 2 / Клод Гельвеций. - М.: Мысль, 1974 г. - 687 с.

22. Гобино, Ж.-А. Опыт о неравенстве человеческих рас / Ж.-А. Гобино. - М.: Самотека, 2016. - 452 с.

23. Гольдциер, И. Философия ислама / И. Гольдциер. // Общая история философии / под ред. А. Введенского, Е. Радлова. В 2 томах. Т. I. - СПб.: Общественная мысль, 1910.

24. Гордон, Л. Философия, наука и география африканского разума / Л. Гордон // Личность. Культура. Общество. - Том 12. - Вып. 2 (№ 55-56).

25. Гречко, П. К. Африканская философия: проблема автора / П. К. Гречко // Африка в меняющемся мире. - М., 1997.

26. Гречко, П. К. Эфиопский мыслитель в контексте споров об африканской философии (общечеловеческие ориентиры истинного философствования) / П. К. Гречко // Человек как философская проблема: Восток - Запад / отв. ред. Н. С. Ки-рабаев - М.: изд-во УДН, 1991. - 279 с.

27. Гуревич, П. От Джона Локка - К Жану Бодрийяру (критические заметки об идентичности) / П. Гуревич // Философская антропология. - 2016.- № 1. - Т. 2.

- С. 6-22.

28. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. - М.: Академический проект, 2010. - 229 с.

29. Данилова, B. C. Планетарное мышление и его основные характеристики / В. С. Данилова // Вестн. Моск. ун-та. - Сер.7. Философия. - 2001. - № 3. - С. 28.

30. Данте, Алигьери. Божественная комедия [Электронный ресурс] / Алигь-ери Данте. - URL: http://lib.ru/POEZIQ/DANTE/comedy.txt_with-big-pictures.html.

31. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. - М.: Госполитиздат, 1950. - 712 с.

32. Деннет, Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания / Д. Деннет. -М.: Идея Пресс, 2004. - 184 с.;

33. Дидро, Д. Сочинения в 2 тт. Т. 1 / Д. Дидро [пер. с фр. П. С. Попова и др].

- М.: Мысль, 1986 г. - 590 с.

34. Диоген Лаэртский. О Жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. - 426 с.

35. Добаев, И. П. Исламский радикализм: социально-философский анализ / И. П. Добаев; отв. редактор А. В. Малашенко. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. - 120 с.

36. Добронравин, Н. А. Ислам в Африке / Н. А. Добронравин. - СПб.: Президентская библиотека, 2015. - 135 с.

37. Докинз, Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена / Р. Докинз. - М.: Астрель, 2010. - 512 с.

38. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм // Западно-европейская социология XIX - начала ХХ веков - М. : Международный университет бизнеса и управления, 1996. - 520 с.

39. Емельянов, А. Л. Черный ислам / А. Л. Емельянов // Новая и новейшая история. - 2016. - № 1. - С. 44-55.

40. Жильсон, Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Э. Жильсон; общ. ред., послесл. и примеч. С. С. Неретиной. - М.: Республика, 2004. - 678 с.

41. Ибн Араби. Геммы мудрости / Ибн Араби. // Религиозно-философские учения Востока (сборник) / под ред. Г. Б. Шаймухамбетовой - М.: Мысль, 1989. -382 с.

42. Измайлов, Р. Г. Социальное учение ислама в условиях глобализации / Р. Г. Измайлов // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. - Т.3. - М.: «Современные тетради», 2005. - С. 47.

43. Кага Леинда, X. М. Международное признание африканского философствования: к критике периферийности африканской философии / X. М. Кага Леинда // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии: Материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. - М.: РГУ, 2016. - С. 231-236.

44. Камоио, К. М. Ж. Философия африканского социализма и основные идеи Агостиньо Нето / К. М. Ж. Камоио, К. П. Андре, И. А. Хациева // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2016. - № 10. - С. 96-98.

45. Ныгусие, К.В.М. Этнические конфликты и проблемы их разрешения в Африке в начале XXI века // Конфликтология / nota bene. 2016. № 3.

46. Ныгусие, К.В.М. Этническая сегментация африканского общества в начале XXI века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия политология. 2014 . № 1.

47. Кирабаев, Н. С. Аль-Газали и философия восточного перипатетизма [Электронный ресурс] / Н. С. Кирабаев // Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 2011. - № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/al-gazali-i-filosofiya-vostochnogo-peripatetizma (дата обращения: 07.10.2019).

48. Кирабаев, Н. С. Знание, разум и вера в арабо-мусульманской и христиан-ско-патристической традициях эпохи Средневековья / Н. С. Кирабаев, М. М. Аль-Джанаби, О. В. Чистякова // Вопросы философии. - 2020. - № 4. - C. 5-19.

49. Кирабаев, Н. С. Понятия и проблемы классической арабо-мусульманской философии [Электронный ресурс] / Н. С. Кирабаев // Вестник РУДН. - Серия: Философия. - 2011. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatiya-i-problemy-klassicheskoy-arabo-musulmanskoy-filosofii (дата обращения: 07.10.2019).

50. Кирабаев, Н. С. Философия в контексте классической арабо-мусульман-ской культуры: к вопросу об основных понятиях и категориях [Электронный ресурс] / Н. С. Кирабаев // Вестник РУДН. - Серия: Философия. - 2012. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-v-kontekste-klassicheskoy-arabo-musulmanskoy-kultury-k-voprosu-ob-osnovnyh-ponyatiyah-i-kategoriyah (дата обращения: 07.10.2019).

51. Кирей, Н. И. Территориальное распространение ислама в Азии и Африке / Н. И. Кирей // ИСОМ. - 2012. - № 2. - С. 41-45.

52. Колесников, А. С. Африканская философия в поисках идентичности / А. С. Колесников // Хора. - 2008. - № 2. - С. 4-29.

53. Колесников, А. С. Диалог культур в эпоху мультикультурализма // Studia Culturae. 2017. № 34.

54. Комар, Ю. И. Цивилизационная проблематика в новейших работах африканских ученых / Ю. И. Комар // Афро-азиатский мир: Проблемы цивилизацион-ного анализа. Вып.2. Региональные цивилизации: Реферативный сборник статей. -М.: РАН. ИНИОН. Центр научн.-информ. исслед. глобал. и регионал. пробл. Отдел Азии и Африки, 2004. - 172 с. - С. 129-159.

55. Конрад, И. И. Запад и Восток: статьи / И. И. Конрад. - М.: Наука, 1972. -

496 с.

56. Корнеев, М. Я. Африканские мыслители XX в.: Эскизы к интеллектуальным портретам / М. Я. Корнеев. - СПб., 1996.

57. Кутырев, В. А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Куты-рев. - Н. Новгород: «Нижний Новгород», 1994. - 199 с.

58. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений: в 30 т. / Владимир Ильич Ленин. - М.: Политиздат, 1958. - 29 т. - C.528

59. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль. - 1982. -

623 с.

60. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

61. Мава, Н. Африканская философия в свете диалектического и исторического материализма (на материале франко-язычной литературы): дис. ... канд фил. наук: 09.00.03 / Нестор Мава. - М., 1985. - 192 с.

62. Маматов, М. А. Сущность суфизма: для студентов с углубленным изучением истории и культуры ислама / М. А. Маматов. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011.168 с.

63. Манетти, Дж. О достоинстве и превосходстве человека. [Электронный ресурс] / Дж. Манетти. URL: http://renaissance.rchgi.spb.ru/Manetti/opus1.htm.

64. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 616 с.

65. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы / К. Маркс. - М.: Академический Проект, 2010. 784 с.

66. Марченко, О. В. Памяти В. Ф. Эрна / О. В. Марченко // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2017. - №2 4-2 (10). - С. 197.

67. Мец, А. Мусульманский Ренессанс / А. Мец. 2-е изд-е / Пер. с нем., пре-дисл., библиогр. и указатель Д. Е. Бертельса. Ответственный редактор В. И. Беляев - М., Главная редакция восточной литературы; изд. «Наука», 1973. - 473 с.

68. Мирандола, Д. П. Речь о достоинстве человека [Электронный ресурс] / Д. П. Мирандола. URL: http://www.platonizm.ru/content/piko-della-mirandola-rech-o-dostoinstve-cheloveka.

69. Михалина, О. А. Африканская философия образования в поисках смысла / О. А. Михалина // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Философия. - 2010. - № 3. - C. 40-41.

70. Мосейко, А. Н. Африканская традиционная этика в контексте современности / А. Н. Мосейко, Е. В. Харитонова // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2015. - № 6. - С. 64-75.

71. Насыров, И.Р. Аргументы в пользу бытия Бога в каламе / Ислам в современном мире. 2019. Т. 15. № 2. С. 23-46.

72. Насыров, И.Р. Формирование общего блока вопросов метафизики в каламе в IX-XII вв. // Исламоведение. 2017. Т. 8. № 1 (31).

73. Омельчук, С. С. Методологические основы социально-философского исследования межпрофессионального дискурса / С. С. Омельчук // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 8-3. - С. 29-31.

74. Панофский, Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Э. Панофский. - СПб.: Андрей Наследников, 2002. - 237 с.

75. Панофский, Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада / Э. Панофский. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 544 с.

76. Постников, С. В. Философия войны в контексте развития современных культурно-исторических формаций / С. В. Постников // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2016. - № 10. - С. 74-77

77. Постников, С. В. Философско-мировоззренческий анализ воспитательного потенциала общественно-политической мысли Африки / С. В. Постников, Ф. С. Мануэль Андре // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общей редакцией Р. А. Ромашова. М. - 2015. - С. 225230.

78. Прозоров, С. М. Ислам как идеологическая система / С. М. Прозоров. -М.: Восточная литература РАН, 2004. - 471 с.

79. Роттердамский, Эразм Философские произведения / Эразм Роттердамский; пер. и коммент. Ю. М. Каган. - М.: Наука, 1986. - 704 с.

80. Сагадеев, А. В. Между логосом и мифом: проблемы африканской философии / А. В. Сагадеев // Философское наследие народов Востока и современность.

- М.: Наука, 1983. - С. 152-174.

81. Сагатовский, В. Н. Что такое гуманитарное развитие общества / В. Н. Са-гатовский // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 3. - С. 71.

82. Сианар, С. Дискуссия об африканской философии / С. Сианар // Философские науки. - 1980. - № 4. - С. 108-115.

83. Смирнов, А. В. Перипатетизм арабоязычный [Электронный ресурс] / А. В. Смирнов // Энциклопедия «Кругосвет». URL: https://www.krugosvet.ru (дата обращения: 23.10.2019).

84. Смокотин, В. М. Особенности этнокультурной идентичности в многоязычных обществах Северной Африки / В. М. Смокотин // Язык и культура. - 2010.

- № 4. - С. 57-65.

85. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. -М.: Высшая школа, 1984 г. - 448 с.

86. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / под ред. Л. М. Брагиной. - М.: Наука, 1985. - 386 с.

87. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза. - СПб.: Азбука СПб, 2016. - 336 с.

88. Сурдель, Д. Цивилизация классического ислама / Д. Сурдель, Ж. Сурдель; пер. В. А. Бабинцева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 538 с.

89. Татаровская, И. Г. Мифология народов Тропической и Южной Африки: эпистемология и картина мира: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01 / Татаровская Ирина Геннадьевна. - М., 2015. - 299 с.

90. Тертуллиан, К. С. Ф. О Душе / К. С. Ф. Тертуллиан. - СПб., 2004. - 256 с.

91. Тимкук, Д. А. Диалогический аспект Африканского коммунитаризма в философии убунту / Д. А. Тимкук // Социодинамика. - 2017. - № 9. - С. 113-122.

92. Тримингэм, Дж. С. Суфийские ордены в исламе / Дж. С. Тримингэм; пер. А. А. Ставиской, под ред. и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука, 1989. 327 с.

93. Чекалов, К. А. Буркхардт и наука о Возрождении // Якоб Буркхардт. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 1996. - С. 5-12.

94. Чистякова, О. В. Проблемы этнокультурной политики в «национализирующемся» государстве / О. В. Чистякова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2010. - № 4. - С. 5-12.

95. Чистякова О.В., Аль-Джанаби М. М., Кирабаев Н. С. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2019. - Т. 35, вып. 1. - С. 159-174.

96. Чуквуджекву Е. Сэм-Фестус, Африканская философия в современном мире / Е. Сэм-Фестус Чуквуджекву // LOGOS et Praxis. 2019. Т. 18. №. 2. С. 143149.

97. Шаймухамбетова, Г. Б. Гегель и Восток. Принципы подхода / Г. Б. Шай-мухамбетова. - М.: Восточная литература, 1995. - 289 с.

98. Шаоюн, Б. Утверждение философией: антропологические ресурсы метафизики / Б. Шаоюн // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 8-4 (50). - С. 63-66.

99. Шестаков, В. П. Гармония как эстетическая категория / В. П. Шестаков. -М.: Наука, 1973. - 256 с.

100. Шино, Д. Особенности этнического самосознания африканцев / Джон Шино // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С. 128-140.

101. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. - СПб.: Алетейя, 2003. - 256 с.

102. Abdou, T. La civilization quotidienne en Côte devoir / Touré Abdou. - Paris, 1982. - P. 24.

103. Afrocentrismes. L'histoire des Africains entre Égypte et Amérique / Ed. Par Fauvelle-Aymar F. X., Chretien G. P. et Perrot C. H. - Paris: Khartala, 2000.

104. Bell, R. Understanding African Philosophy: A Cross Cultural Approach to Classical and Contemporary Issues / R. Bell. - New York, 2002. - 240 p.

105. Bernal, M. Black Athena / M. Bernal. - L.: New Brunsweck, 1987.

106. Broodryk, J. Ubuntu: Life lessons from Africa / J. Broodryk. - Pretoria: Ub-untu School of Philosophy, 2002.

107. Chimakonam, J. O. Conversational Philosophy as a New School of Thought in African Philosophy: A Conversation with Bruce Janz on the concept of 'Philosophical Space / Jonathan O. Chimakonam // Confluence: Journal of World Philosophies. - 2015 b. - N 3. - P. 9-40.

108. Chimakonam, J. O. History of African Philosophy / Chimakonom O. Jonathan. - University of Calabar, Nigeria.

109. Chimakonam, J. O. What Is Conversational Philosophy? A Prescription of a New Theory and Method of Philosophising, in and Beyond African Philosophy / Jonathan O. Chimakonam // Phronimon. - Jun 2017. - Vol. 18, N 1. - P. 115-130.

110. Chistyakova, O. V. Dialogue of Religions in the Postsecular Age: Anthropological Meanings of Islam and Christianity / O. V. Chistyakova // Proceedings of the 2018 3rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - Paris: Atlantis Press, 2018. - P. 1447-1450.

111. Chistyakova, O. V. Philosophical-anthropological grounds of Self and God (as Other) relationship in Christian and Islam Discourses. In the context of interreligious communications / O. V. Chistyakova // Proceedings of the 2017 4rd International Conference on Education, Language, Art and Inter-Cultural Communication. (ICELAIC 2017). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Volume 142. -Paris: Atlantis Press, 2017. - P. 734-738.

112. Chistyakova, O. V. Russian Religious Philosophy as the Basis for State Identity / O. V. Chistyakova // Journal of Eurasian Research. - 2003. - Vol. 2, iss. 1.

113. Chukwujekwu E. S.-F. The problem of understanding and interpretation of African philosophy / Чуквуджекву Е. Сэм-Фестус // Вестник РУДН. Сер. Философия. М., 2020, Т. 24, № 1. С. 134-142.

114. Chukwujekwu, E. S.-F. Renaissance as a Cultural Phenomenon: Historical and Philosophical Analysis / E. S.-F Chukwujekwu // 3rd International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2019). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 310. Paris: Atlantis Press, 2019. P. 28-31. P. 699-703.

115. Chukwujekwu, E. S.-F. The Major Trends in the Development of African Philosophy in the Contemporary World / E. S.-F Chukwujekwu // 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2019). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol 329. Paris: Atlantis Press, 2019. P. 28-31.

116. Cobb, W. Jr. Out of Africa: The Dilemma of Afrocentricity / W. Cobb Jr. // The Journal of Negro History. Vol. LXXXII. - Washington: Associated Publishers, 1997.

117. Diop, C. A. The African Origin of Civilization: Myth or Reality. Chicago Review Press, 1989.

118. Diop, C. A. Nations nègres et culture. De l'antiquité nègre égyptienne aux problèmes culturels de l'Afrique noire d'aujourd hiu / Ch. A. Diop. - Paris: Presence africaine, 1979.

119. Elias, G. Ubuntu Philosophy incompatible with Business Ethics? Reflections on business viability in rural Shona communities in Zimbabwe / G. Elias, Konyana Hunhu. // OSR Journal of Humanities and Social Science (IOSR-JHSS). - Mar. - Apr. 2013. - Vol. 10, iss. 2. - P. 67-71.

120. Eze, E. Postcolonial African Philosophy: a Critical Reader / E. Eze. - Cambridge (MA): Basil Blackwell, 1997.

121. Fanoudh-Siefer, L. Le Mythe du nègre et de l'Afrique noire dans la littérature francaise de 1800 à la 2e guerre mondiale. 1968.

122. Fauvelle-Aymar, F. X. Qu'est-ce que l'afrocentrisme? / F. X. Fauvelle-Aymar // Analele Universitatii Bucaresti, Istorie. - Buc., 1999 (paru en 2001). - P. 119-120.

123. Gbadegesin, S. African Philosophy: Traditional Yoruba Philosophy and Contemporary African Realities / S. Gbadegesin. - N.Y.: Peter Lang, 1991.

124. Gordon, L. An Introduction to Africana Philosophy / L. Gordon. - Cambridge, 2008. - P. 28

125. Griaule, M. Dieux d'eau: entretiens avec Ogotemmêli / M. Griaule. - P.: Editions du Chêne, 1948.

126. Griaule, M. Le renard pâle: le mythe cosmogonique (1) / M. Griaule, G. Di-eterlen. - P.: Institut d'Ethnologie, 1965.

127. Gyekye, K. An Essay on African Philosophical Thought: The Akan Conceptual Scheme / K. Gyekye. - N.Y.: Cambridge University Press, 1987 (2nd edn.: Philadelphia (PA): Temple University Press, 1995).

128. Gyekye, K. Tradition and Modernity: Philosophical Reflections on the African Experience / K. Gyekye. - Oxford: Oxford University Press, 1997.

129. Hallen, B. A Short history of African philosophy / Barry Hallen. - Indiana University Press, 2002.

130. Hallen, B. Knowledge, Belief and Witchcraft: Analytic Experiments in African Philosophy / Barry Hallen, J. O. Sodipo. - Palo Alto, CA: Stanford University Press, 1997.

131. Hebga, M. Logic in Africa / Meinrad Hebga // Philosophy Today. - 1958. -N 2 (4). - P. 221-229. - DOI 10.5840/philtoday19582435.

132. Hitchens, C. Africa without Pity / Christopher Hitchens // Vanity Fair. - Nov 1994. - P. 43-52.

133. Hountondji, P. African Philosophy. - Bloomington, 1983.

134. Howe, S. Afrocentrism: Mythical pasts and imagined homes. - L.; N.Y., Version, 1998.

135. Idahosa, Stephen Osaherumwen. Chukwujekwu, Ejike Sam-Festus. Domino Theory for the Promulgation of Instability in the Sahel Region: Post Gadhafi Era in Perspective // Revista Inclusiones. Vol: 7. Numero Especial (2020). Pp. 240-250.

136. Ikuenobe P. The Parochial Universalist Conception of «Philosophy» and «African Philosophy» / P. Ikuenobe // Philosophy East and West. - 1997. - Vol. 47.

137. James, G. G. M. Stolen Legacy: The Egyptian Origins of Western Philosophy / George G. M. James. - USA: Feather Trail Press, 2010.

138. James, G. G. M. Stolen Legacy: Greek Philosophy is Stolen Egyptian Philosophy / George G. M. James // The Journal of Pan African Studies, 2009. eBook. URL: https://archive.org/details/STOLENLEGACY/mode/2up.

139. Janz, B.B. Conversation in Place and About Place: Response to Chimakonam, "Conversational Philosophy as a New School of Thought in African Philosophy: A Conversation with Bruce Janz on the Concept of "Philosophical Space" / Bruce B. Janz // Journal of World Philosophies. - Winter 2016. - N 1. - P. 41-50.

140. Janz, B.B. Philosophy in an African Place / Bruce B. Janz. - Lexington Books,

2009.

141. Johnson, P. Colonialism's Back-and Not a Moment Too Soon / Paul Johnson // New York Times Magazine. - 18 April 1993. - P. 22.

142. Kaplan, R. The Coming Anarchy / Robert Kaplan // Atlantic Monthly. - February 1994. - P. 44-76.

143. Le Roux, J. The concept of «ubuntu»: Africa's most important contribution to multicultural education? // Multicultural Teaching. - 2000. - 18 (2).

144. Lefkowitz, M. Black Athena revisited / M. Lefkowitz, G. M. Rogers. - Chapel Hill, Univ. of Northern Carolina press, 1996.

145. Lefkowitz, M. Not out of Africa. - How Afrocentrism became in excuse to teach myth as history / M. Lefkowitz. - N.Y.: Basic books, 1996.

146. Li, Huey-li. Multicultural Foundations for Philosophy of Education: A Propaedeutic / Huey-li. Li // The Yearbook of Philosophy of Education Society. - 1998. - P. 195-202.

147. Loti, P. Le Roman d'un spahi / P. Loti. - P.: Caiman-Levy, 1888. (The Romance of Spahi. Trans. ML. Watkins. N.Y.: 2000).

148. Louw, D. J. Ubuntu: An African Assessment of the Religious Other / D. J. Louw. - URL: http://www.bu.edu/.

149. Mangena, F. On Ubuntu and Retributive Punishment in Korekore-Nyombwe Culture: Emerging Ethical Perspective / F. Mangena. - Harare: Best Practices Books, 2012.

150. Makumba, M. M. An Introduction to African Philosophy: Past and Present / Muhatia Makumba Maurice. - 2007. - P. 25. - URL: https://books.google.com/books?isbn=9966082964.

151. Mbiti, J. African Religions and Philosophy / John Mbiti. - London: Heinemann, 1969 (2 ed., 1990)

152. More, M. P. African Renaissance: the politics of return / Mabogo P. More // Afr. j. of polit. science. - Harare, 2002. - Vol. 7, N 2. - P. 65-80.

153. Mudimbe, V. Y. The idea of Africa / V. Y. Mudimbe. - Bloomington: Indiana polls: Indiana univ. press; L.: Currey, 1994. XIX, 235 p. (Afr. system of thought) - Bib-liogr.: p. 212.

154. Mudimbe, V. Y. The Invention of Africa: Gnosis, philosophy a. the order of knowledge / V. Y. Mudimbe. - Bloomington; Indiana polls: Indiana univ. press, 1988. XII, 241 p. (African systems of thought). Bibliogr.: p. 138-139.

155. Nicolson, R. Persons in community: Ubuntu in the global village / R. Nicolson // Persons in Community: African Ethics in a Global Culture / R. Nicolson (Ed.)/ - Kwa-zulu-Natal: University of Kwazulu-Natal Press, 2008. - P. 136-287.

156. Nkrumah, K. Consciencism: Philosophy and Ideology for De-Colonization / K. Nkrumah. - 1964. - P. 49-79.

157. Nussbaum, B. Ubuntu: Reflections of a South African on our common humanity / B. Nussbaum // Reflections. - 2003. - N 4. - P. 21-26.

158. Nweke, V. C. A. David A. Oyedola and the Imperative to Disambiguate the Term 'African Philosopher': A Conversation from the Standpoint of the Conversational School of Philosophy (CSP) / Victor C. A Nweke // Filosofia Theoretica: Journal of African Philosophy, Culture and Religions. - 2015. - N 4 (2). - P. 94-99.

159. Nweke, V. C. A. Mesembe Edet's Conversation with Innocent Onyewuenyi: An Exposition of the Significance of the Method and Canons of Conversational Philosophy / Victor C. A Nweke // Filosofia Theoretica: Journal of African Philosophy, Culture and Religions. - 2016. - N 5 (2). - P. 54-72.

160. Nyerere, J. K. Ujamaa: The basis of African Socialism. Dar es Salaam / J. K. Nyerere. - Oxford University Press, 1968.

161. Nyerere, J. K. Ujamaa: Essays on Socialism / J. K. Nyerere. - N.Y.: Oxford University Press, 1968.

162. Obenga, Th. H. Le sens de lutte contre l'afrocentrisme eurocentrisme / Th. H. Obenga. Khepera; L'Harmattan, 2001. - 125 p.

163. Ogotemmeli: An Introduction to Dogon Religious Ideas. - L.: Oxford University Press, 1965.

164. Okere, T. African Philosophy: A Historico-Hermeneutical Investigation of the Conditions of its Possibility / T. Okere // N.Y.: University Press of America, 1983.

165. Omoregbe, Joseph I. African Philosophy: Yesterday and Today / J. I. Omo-regbe // African Philosophy: An Anthology. Ed. Emmanuel C. Eze. Massachusetts: Blackwell Publishers, 1998. P. 5.

166. Oruka, H. O. Trends in Contemporary African Philosophy / H. O. Oruka. -Nairobi, 1990.

167. Pearce, C. Tsika, Hunhu and the Moral Education of Primary School Children / C. Pearce. // Zambezia. - 1990. - Vol. XVII (II). - P. 145-160.

168. Ramose, M. B. African Philosophy through Ubuntu / M. B. Ramose. - Harare: Mond Books, 1999.

169. Sartre, J.-P. Preface. In the Wretched of the Earth F. Fanon / J.-P. Sartre. -New York: Grove Press, 1968.

170. Senghor, L. S. On African Socialism, / L. S. Senghor. - N.Y.: Praeger, 1964.

171. Sogolo, G. Foundations of African Philosophy: A Definitive Analysis of Conceptual Issues in African Though / G. Sogolo. - Ibadan, Nigeria, 1993.

172. Spencer, Н. First principles / Н. Spencer. - N.Y., 1998.

173. Tempels, P. Bantu Philosophy / P. Tempels. - P.: Presence Africaine, 1959.

174. Turner, V. Betwixt and between. The liminal period in rites of passage [Электронный ресурс] / V. Turner. - URL: http://www2.fiu.edu/~ereserve/010010095-1.pdf (дата обращения: 28.09.2019).

175. Urstad, K. James G. M. George, Stolen Legacy: The Egyptian Origins of Western Philosophy / K. Urstad // Kritike. - December 2009. - Vol. 3, N 2. - P. 167-170.

176. Venter, E. Philosophy of Education as a Means to Educate Humanity in a Diverse South Africa / E. Venter. - URL: http://www.bu.edu/wcp/Papers/Educ/ EducVent.htm/

177. Venter, E. The Notion of Ubuntu and communalism in African educational discourse / E. Venter // Studies in Philosophy and Education. - 2004. - Vol. 23, N 2-3.

178. Williams, Chancellor. Destruction of Black Civilization: Great Issues of a Race from 4500 B.C. to 2000 A.D. (Paperback - Revised Ed.); 1987.

179. Wiredu, K. Philosophy and an African Culture: The Case of Akan / K. Wiredu. - Cambridge, 1980.

180. Wole, S. A conversation with Ulli Beier / S. Wole // Isokan Yoruba Magazine. - 1997, Summer. - N 3. - URL: http://www.yoruba.org/magazine/summer97/f (accessed 17 December 2012).

181. Wole, S. The credo of being and nothingness / S. Wole. - Ibadan: Spectrum Books Limited, 1991.

182. Xinhua News Agency. "France: Creditors Should Do More for Africa's Debt Problem." Paris, March 27, 1988. - Item N 0327019.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.