Златоустовская гравюра на стали XIX-XX веков. Историческое развитие, вопросы стиля и технологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Смоленков, Анатолий Петрович
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 317
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Смоленков, Анатолий Петрович
Введение.
Глава I. Исторический очерк. Периоды. Мастера.
Глава II. Стилистические особенности и художественный образ Златоустовской гравюры на стали.
Глава III. Типология и виды произведений Златоустовской художественной гравюры на стали.
Глава IV Специфика техники и технологии создания Златоустовской гравюры на стали, изготовления и декорирования Златоустовского холодного оружия.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Деятельность Златоустовской оружейной фабрики по становлению и развитию производства украшенного холодного оружия в России: 1815-1860 гг.2002 год, кандидат исторических наук Куликовских, Светлана Николаевна
Дагестанское оружие в XIX - начале XX вв.2000 год, кандидат исторических наук Салманова, Аминат Казимагомедовна
Московская школа гравюры XVII - начала XVIII века. Истоки сложения стиля русской народной картинки2004 год, доктор искусствоведения Мишина, Елена Александровна
Художественное олово в контексте русской культуры XVII-XVIII вв.2004 год, кандидат искусствоведения Елькова, Елена Юрьевна
Ранний период творчества Генриха Фогелера в контексте художественной жизни Германии конца XIX - начала XX века2007 год, кандидат искусствоведения Любин, Дмитрий Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Златоустовская гравюра на стали XIX-XX веков. Историческое развитие, вопросы стиля и технологии»
Данное научное исследование посвящено уникальному явлению отечественной культуры - Златоустовской гравюре на стали, зародившейся как элемент художественного убранства холодного оружия в XIX веке в России и далее распространившейся на широкий круг предметов декоративно-прикладного искусства. Сегодня Златоустовская гравюра на стали переживает своеобразный Ренессанс. Златоустовское клинковое оружие, сочетающее в себе высокие технические качества и уникальный художественный образ, стоит в одном ряду с выдающимися мировыми достижениями в области создания и украшения оружия. Произведения декоративно-прикладного искусства, украшенные с расточительной роскошью или, напротив, в лаконичном стиле минимализма, востребованы государством и церковью, общественными структурами и частными лицами.
В настоящее время все активнее ставиться вопрос о составлении общей и наиболее полной картины, представляющей характер и развитие культурного пространства отдаленных русских промышленных центров и провинциальных городов. Кроме того в последнее время возрос интерес к Златоустовскому украшенному оружию среди коллекционеров, специалистов, любителей. Составляются масштабные коллекции. Проходит научная обработка уже имеющихся музейных собраний. Практически ни одна международная выставка не обходится без представительного участия Златоустовских художников и оружейников.
К сожалению, на современном этапе, исследованию этого уникального культурного явления уделено мало внимания. Практически все научные изыскания ограничиваются хронологическими рамками XIX века. Деятельность Златоустовских художников-граверов и оружейников в период второй половины XX века изучена недостаточно. И лишь некоторые произведения мастеров второй половины XX века можно увидеть в периодических изданиях и каталогах выставок. Из научного оборота выпал целый пласт, содержащий то выдающееся культурное явление, каким является Златоустовская гравюра на стали. Несмотря на некоторые попытки осветить этот предмет в научной литературе, необходимо признать, что публикаций на эту тему очень мало. Большей частью они носят характер кратких предисловий к художественным альбомам и каталоги, которые издают сами Златоустовские мастера. Недостатком таких самодеятельных изданий является практически полная анонимность опубликованных произведений и отсутствие не только дат создания представленных предметов, но и года выпуска таких каталогов-буклетов, что отчасти могло бы служить критерием хотя бы верхней границы датировок.
Среди интересных научных публикаций можно отметить статьи A.C. Бурмакина «Исторические данные по ведению изготовления холодного оружия в Златоустовской оружейной фабрике немецкими мастерами» в Горном журнале в 1912 г. и В.Бокова «Немецкие оружейники на Златоуствском заводе», опубликованную в Журнале императорского русского военно-исторического общества в 1913 г. Эти работы, характеризующие меру участия иностранных специалистов в становлении и развитии Оружейной фабрики, основанные на исторических и статистических данных, очень важны для понимания специфики начального этапа развития Златоустовской гравюры. Многочисленный исторический материал приведен М.М. Денисовой в исследовании «Художественной оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики», опубликованном в 1947 году в сборнике статей по материальной культуре ГИМа. Работы М. Глинкина «Златоустовская гравюра на стали», 1967 г.; Гуревича Ю.Г. «Загадка булатного узора», 1985 г.; Т.И. Абольской «Златоустовское художественное оружие XIX века из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи», 1986 г. стали своеобразными основополагающими и хрестоматийными изданиями, содержащими ценнейшие сведения о истории развития, мастерах, художественных особенностях Златоустовской гравюры. В 1992 г. в Магнитогорске было издано исследование Л.Г. Никифоровой «Златоустовская гравюра на стали», предложившей периодизацию этапов развития этого вида декоративно-прикладного искусства. Возможно некоторым недостатком работы, можно считать недооценку участия профессиональных художников к созданию эталонных образцов в гравюре. Среди популярных изданий можно считать прекрасно изданный альбом«Гравюра на стали из Златоуста», 1994 г. (авторы статей Гриер О.М., Самойлов Б.С., Ячменев В.А.) с многочисленными иллюстрациями, раскрывающий тонкости художественного образа Златоустовской гравюры. Известным специалистом в области изучения Златоустовского украшенного оружия является Е.В. Тихомирова - автор ряда публикаций, посвященных вопросам сохранения традиций в современном художественном оружии и введении в научный оборот произведений современных авторов.
Этот небольшой список работ, который можно дополнить двумя краеведческими сборниками статей «Бушуевские чтения», практически и есть тот основной материал, посвященный вопросам истории и развития Златоустовского холодного оружия и предметов декоративно-прикладного искусства украшенных гравюрой на стали. Все это говорит о необходимости дальнейшего изучения в самых разных аспектах Златоустовской гравюры на стали.
Предметом исследования данной работы стала эволюция стиля, художественный образ, технико-технологические особенности Златоустовской гравюры на стали.
В этом контексте исследование исторической и художественной традиции, систематизация произведений Златоустовских оружейников и мастеров гравюры на стали приобретает особое значение. Среди основных задач, решение которых способствовало бы упроченью места Златоустовской гравюры на стали в ряду отечественных культурных и художественных достижений - выявление индивидуальной специфики произведений Златоустоваской гравюры на стали и установление критериев, необходимых для атрибуции памятников, а так же введение в научный оборот произведений Златоустовских мастеров. В связи с этим необходим комплексный искусствоведческий, культурологический, технико-технологический анализа произведений Златоустовских мастеров и сравнение их произведений с зарубежными и отечественными аналогами для определения своеобразия стиля, специфики художественного образа и техники создания.
Источниковедческой базой данного исследования послужили собрания Государственного Эрмитажа, Государственной Оружейной палаты, Государственного Исторического музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Ассортиментного кабинета Златоустовского металлургического завода им. Ленина (16 цех), Златоустовского краеведческого музея, частных собраний и др., а также публикации Златоустовского оружия и гравюры на стали в различных изданиях, производственные базы оружейных мастерских г.Златоуста. б
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв.: предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы2008 год, кандидат искусствоведения Федунов, Сергей Николаевич
Художественная промышленность России XVIII - начала XX веков: производство декоративно-прикладной роскоши2007 год, доктор исторических наук Алимова, Лилия Баторгалиевна
Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв.2008 год, кандидат искусствоведения Чавушьян, Данил Макартычевич
Цинский стиль в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662-1795): традиция и новации2007 год, доктор искусствоведения Неглинская, Марина Александровна
Эволюция ремесленного производства как отражение перемен в жизни Османской империи второй половины XVI - XIX в.: по материалам музейных коллекций2008 год, кандидат исторических наук Кулланда, Мария Всеволодовна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Смоленков, Анатолий Петрович
Заключение.
Культура промышленных центров России, и в особенности, таких многогранных по этническому составу, социальному строю, историческим и культурным традициям, каким является Урал, привлекает внимание исследователей самых разных направлений. Для искусствоведческого анализа особенно интересно развитие и становление художественной традиции, созданной искусственно, но в течении короткого времени совершенно органично вписавшейся в реалии окружения и ментальность общества. Именно в этом качестве перед исследователем предстает Златоустовская гравюра на стали, уходящая своими корнями в западноевропейскую традицию художественного декора клинков и развившаяся в выдающееся достижение российской культуры.
Урал в начале XIX века был крупным промышленным центром, масштабы которого превосходили известные европейские металлургические и оружейные производства. Кроме того, это был относительно молодой стремительно развивающийся регион, предприятия которого использовали самые передовые научные достижения. Все это способствовало созданию необходимых условий для высокого уровня технической и художественной культуры. В заводских школах и училищах Урала при общем высоком уровне образовательных программ, установленных еще Татищевым, изучали архитектуру и изобразительные искусства. При всех заводах, ориентированных на художественную промышленность, были созданы «знаменательные» (художественные школы). В высоком уровне художественной подготовки Златоустовских мастеров можно усматривать также тот факт, что начавшаяся по немецким образцам, Златоустовская гравюра переросла в многогранный развившийся во времени в различных художественных стилях вид особый вид декоративно-прикладного искусства. В то время как в Золингене немецкие мастера более уделяли внимание технологической и ремесленной стороне вопроса. Возможно, по этому в существующем и в настоящее время оружейном производстве Золингена украшенные клинки не встречаются совсем.
В результате проведенного исследования можно констатировать, что в течение уже первого десятилетия своего существования на российской почве, искусство гравюры на стали совершенно отошло от привнесенных немецкими мастерами схем и шаблонов в композиции, рисунке и самой специфике технологии, влияющей на художественный образ, и переродилось в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства, объемлющий широкий круг холодного оружия, а позже и бытовых и памятных предметов, украшенных гравюрой на стали.
Предметы, декорированные Златоустовской гравюрой на стали, и типы декора, включающие сюжетные, пейзажные сцены, развитые декоративные композиции из символических и аллегорических изображений, шрифты и орнаменты сложились в устойчивые во времени типологические и видовые группы, характерные для этого вида декоративно-прикладного искусства, получившего устойчивое терминологическое название - Златоустовская гравюра на стали.
Сложился особый уникальный художественный язык, сохраняющийся неизменным в течении смен стилистических явлений и направлений. Для него характерны выразительность золотых силуэтов и орнаментов, прорисованных иглой и травленных на разную глубину в несколько приемов, что создавало совершенно специфический прием - почти рельефный рисунок на глубоких цветных фонах. Произведения, украшенные Златоустовской гравюрой на стали, отмечены индивидуальной спецификой художественного стиля и технических приемов отличных от аналогов западноевропейских и отечественных мастеров, что является основой критериев, необходимых для атрибуции памятников.
Большое значение для сложения художественного образа Златоустовской гравюры на стали имели особенности уникального технико-технологического процесса и цветовой палитры металла. Благодаря технологии гравюры на стали, включающей гравировку, травление, синение, никелирование и золочение золотом высшей пробы, возникла специфическая колористическая гамма, присущая только Златоустовской гравюре на стали.
Благодаря развитию технико-технологических приемов сложился разнообразный набор художественных методов, включающий кроме традиционных силуэтных рисунков на равнотонных фонах, еще и изображения с тонкой светотеневой моделировкой. Освоение этого художественного метода в гравюре Златоустовских мастеров стало основой нового художественного направления. Эти разные подходы к созданию композиций на стали достигли своих высших точек в различные исторические периоды. Отточенные золотые силуэты в орнаментах и сюжетных сценах стали в 1820-40 гг. вершиной развития стиля Златоустовской гравюры. Явным упадком, отмечены произведения первой четверти XX века, когда в основе метода и художественного языка Златоустовской гравюры на стали лежала имитация специфики других видов искусств (живописи, фотографии), созданная с помощью никелевых полутонов.
С конца XX века Златоустовская гравюра на стали переживает особенный подъем. Преодолен период ремесленного копирования, образцов. Активно создаются уникальные произведения, выполненные в лучших традициях Златоустовской гравюры на стали. Возникли и успешно развиваются художественные мастерские и объединения, работающие в традиционном направлении Златоустовской гравюры на стали и гармонично совмещающие все художественные методы и технические приемы. Среди них, наиболее известные - художественные мастерские «Булат», ООО «Златоустовская гравюра на стали», художественная мастерская «Практика», художественная мастерская «АРТ-ГРАНИ», ЗАО «Формула ЛТД», ООО «Златоустовская Оружейная Компания», Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК», «Грифон».
Произведения, украшенные в лучших традициях Златоустовских мастеров востребованы на государственном уровне, в музейной и выставочной практике, у коллекционеров и любителей искусства.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Смоленков, Анатолий Петрович, 2006 год
1. Абольская Т.И. Златоустовское художественное оружие X1. века из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Л., 1986 г.
2. Авторское холодное художественное оружие 2002. М., 2002 г.
3. Аносов П.П. Собрание сочинений. М., Из-во АН СССР,1954 г.
4. Архангельский Л.Стальная экзотика. Справочник «Клинок». М2003 г
5. Ашурков В. И.Х. Гамель и его "Описание тульского оружейного завода" // Вопросы социально-экономической истории СССР.- Тула, 1976 г.- С.98-104.
6. Бадер О. Н. Древнейшие металлурги Приуралья. М., 1964 г.
7. Бакланов Н. Б. Златокузнецы Дагестана: о кустарях металлистах селения Кубачи. М., 1926 г.
8. Бакърджиев Г. Кованная медь. София, 1957 г.
9. Белов В. Д. Исторический очерк Уральских горных заводов. СПб., 1896 г.
10. Беляев Н. И. О булате // Горный журнал 1874 г. - № 6.
11. Беляев Н. Т. Аносова в области металлургии// Горный журнал. -1914 г.-№3.
12. Берс А. Златоуст в 1905 году. Свердловск, 1930.
13. Богачев И. Н. Секрет булата. М. - Свердловск, 1957 г.
14. Боков В. Е. Посещение высочайшими особами г. Златоуста 30 июня 1904 г.-Уфа, 1904.
15. Боков В. Немецкие оружейники на Златоуствском заводе. Журнал императорского русского военно-исторического общества. 1913 г. №№ 5, 6, 7, 8,11,12,13.
16. Бурмакин А. С. Исторические данные о введении изготовления холодного оружия в Златоустовской фабрике немецкими мастерами. // Горный, журнал. 1912 г. - № 10, 11.
17. Быков 3. Н., Майков Н. К. Конструирование архитектурно-художественных изделий из металла. М., 1950 г.
18. Василевский В. С. Комсомольские топоры. М.-Л.1931 г.
19. Василенко Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М., 1977 г.
20. Великий русский металлург П. П. Аносов: Сб. Челябинск, 1949
21. Верзаков В. А., Черноземцев В. В., Понуров Н. В. Златоуст./ 2-е изд., доп. Челябинск, 1984 г.
22. Верзаков Н. В. Златоустовский им. Ленина. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1971 г.
23. Верзаков Н. В. Наследие славы: К 240-летию ПО <Булат>. -Златоуст: Газета, 1994 г.
24. Верзаков Н.В. Имена, вошедшие в историю. Златоустовский завод имени Ленина. Стр. 23-28: О П.П. Аносове.
25. Версилов Н. Геогностическое описание седьмого и части восьмого участков округа златоустовских заводов// Горный журнал. 1837. - № 3.
26. Весновский В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. -Екатеринбург, 1904.
27. Вихрев Е. Ф. Художественный Златоуст, 1933 г. № 4 (апр.).
28. Вяткин М. П. Горнозаводский Урал в 1900-1917 гг. М.-Л.: Наука, 1965 г.
29. Гайдамак А. Русский ампир. М., 2000 г.
30. Герман И. Ф. Описание заводов, под ведомством Екатеринбургского горного начальства стоящих: В 2 т. Екатеринбург, 1808. - Т. 1-2.
31. Глинкин М. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967 г.
32. Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII-XIX вв.: Сб. док. Свердловск: УФ АН СССР, 1956.
33. Гравюра на стали. В/к «Новоэкспорт» СССР, Москва. Внешторгиздат, заказ № 4063СС), без даты.
34. Гриер О. М., Самойлов Б. С., Ячменев В. А. Гравюра на стали из Златоуста, Челябинск, 1994 г.
35. Гудков Г. Ф., Гудкова 3. И. Из истории Южно-Уральских горных заводов XVIII-XIX вв.: Ист.-краевед, очерки: В 2 ч. Уфа, 1985-1993. -Ч. 1-2.
36. Гуревич Ю. Г. Загадка булатного узора. М.,1985
37. Денисова М.М., Портнов М.Э. Тульское художественное оружие XVIII-XIX в.в. в собрании Государственного исторического музея. М.,1952 г.
38. Денисова М.М. Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики. Труды Государственного исторического музея. М.,1947 г.
39. Дидуров В.А. Русское наградное оружие VIII-начала XX вв. Москва-Смоленск, 1994 г.
40. Дизайн и технология художественной обработки материалов. Сборник статей. Челябинск, 2004 г.
41. Загребин С. Раскрывший тайну "дамасской стали" // Южноурал. панорама. 1998. - № 40. - С. 9;
42. Златоустовская гравюра на стали. Внешторгиздат. Изд. № 2940СО.
43. Златоустовская оружейная компания. Каталог №2. Челябинск, 2003
44. Златоустовская энциклопедия. Т. 1: А К / Сост. Козлов A.B., Косиков H.A., Чабаненко В.В. - Златоуст, 1994.
45. Златоустовские художественное оружие XIX века: из собрания Воен.-ист. музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Авт. вступительной статьи Т. И. Абольская. Л.: Художник РСФСР, 1986 г.
46. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. М., 1967 г.
47. Золотой век русского оружейного искусства. Царское оружие и конское убранство VII века (из собрания Государственной оружейной палаты). М., 1993 г.
48. Зотов Б. Н. Художественное литье. М., 1959 г.
49. Зубов В. Работы Златоустовского завода // Хозяйство Урала. 1926 г. №2.
50. Из истории Урала: Урал с древнейших времен до 1917 г. Сб. док. и материалов. Свердловск, 1971 г.
51. Изделия Златоустовских мастеров. М., 1977 г.
52. Иосса А. А. Отчет о действии Златоустовских заводов. // Горн. журн. -1857 г.-Кн. 3,21.
53. Исторический очерк 27-й Омской стрелковой дивизии РККА. М.-П, 1923 г.
54. История Урала в период капитализма. М.: Наука, 1990 г.
55. История Урала: В 2 т. /Под общ. ред. Ф. С. Горового. Пермь, 1963-1965.-Т. 1-2.
56. Кавадеров А. Князе-Михайловская сталепушечная фабрика в Златоусте// Горный журнал. 1868 г. -№ 1.
57. Кавадеров А. Павел Матвеевич Обухов // Русская старина. 1905 г. -Кн. 7.
58. Казаринов Б. Н. Кузнецы Урала. Екатеринбург, 2002 г.
59. Каменский В. Художники крепостного Урала. Свердловск, 1957
60. Кафка Л. В. Искусство обработки металла М., 1924 г.
61. Кашинцев Д. История металлургии Урала. М.-Л.: ГОНТИ, 1939
62. Кнауф А. Обозрение чугуноплавильного и железного производства завода хребта Уральского в 1827 г.// Горный журнал 1830г. - Ч. 4.
63. Ковина Е., Окунцов 10. Оружейная фабрика / Златоустовская энциклопедия. Златоуст, 1997. - С. 68 - 69.
64. Костин И. И., Очерский В. Златоустовская гравюра: Очерк. -Челябинск, 1943 г.
65. Краткое описание Златоустовской оружейной фабрики // Горный журнал. 1836 г. - Ч. 4.
66. Куликовских С. Н. Художественный металл Златоуста XIX начала XX вв.: синтез технологии и искусства / Первые Бушуевские чтения: Сборник статей. - Челябинск, 2003. - С. 95 - 98.
67. Куликовских С. Обухов Павел Матвеевич / Златоустовская энциклопедия. Златоуст, 1997. - Т. 2. - С. 63. Об инженере-металлурге, управителе фабрики в 1854 - 1860 гг.
68. Кулинский А. Н. Европейское холодное оружие. СПб., 2003 г.
69. Кулинский А. Н. Русское холодное оружие. СПб., 2005 г.
70. Кулинский А.Н. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800- 1917 годов: Определитель. СПб., 1994 г.
71. Кустарные промыслы Уфимской губернии. Уфа, 1912.
72. Лавров А. О приготовлении стальных орудий // Артиллерий-ский журн. 1866 г. -№ 10.
73. Левинсон Н. Р. Русская художественная бронза. Декоративно-прикладная скульптура XIV в. М., 1958 г.
74. Ледзинсий В. С. Современная художественная ковка. М., 1994 г.
75. Ленц Э. Булат. //Труды Гос. Эрмитажа. Вып. 2. - Петроград, 1923 г.76. «Лик» Златоуста. Мастерские декоративно-прикладного искусства «Лик» Альбом. М., 2004 г.
76. Лотарева Р. М. Города-заводы России: XVIII перв. пол. XIX вв. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993 г.
77. Лямин И. В. Художественная обработка металлов. М., 1988 г.
78. Малченко М. Д. Тульские златокузнецы. Л., 1974 г.
79. Маркелов В., Козин И. Слава Златоуста: Очерк о гравюре. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1963 г.
80. Мастерские декоративно-прикладного искусства «Лик». Каталог. Челябинск, 2001 г.
81. Материалы к изучению Златоустовского округа: Сб.-Златоуст, 1926
82. Материалы по истории Златоуста: Сб. Златоуст, 1958 г. - (Златоуст, краеведч. музей)
83. Мацевич Б. Т. Ровесник века: Из истории Златоустовского металлургического завода. Челябинск, 1971 г.
84. Машуровский Д. И. Технология художественной обработки металлов М, 1947 г.
85. Мезенин Н. А. Украшенная сталь / Мастеровые / Челябинск, 1988 г. -С. 58-66.
86. Мезенин H.A. Повесть о мастерах железного дела. М., 1973 г.-С. 6272.
87. Менушенков П. Обзор работы Златоустовского метал-лургического завода. М.: ЦНИИЧермет, 1960 г.
88. Металлургические заводы на территории СССР с XVIII века до 1917 г.: Чугун. Железо. Сталь. Медь. М.-Л.: АН СССР, 1937 г.
89. Милова О.Л. Златоустовская оружейная фабрика. Отечественная история: история России с древнейших времен до 1917 г.// Энциклопедия. М., 1996. - Т. 2. - С. 277 - 278.
90. Молло Е. Русское холодное оружие XIX века. Париж, 1962. -(Воен.-ист. б-ка <Военные были>).
91. Нестеровский К. Я. Материалы к биографии Аносова// Горный журнал. 1918 г. - № 1-6.
92. Никифорова JI. Г. Златоустовская гравюра на стали: (Прошлое и настоящее). Магнитогорск: Гос. пед. ин-т, 1992 г.
93. Новиков В. П. Современные художественные изделия из металла Л., 1990 г.
94. Окунцов Ю.П. Военная приемка на Златоустовских заводах. Бушуевские чтения. Сборник материалов. Челябинск, 2003 г.
95. Павленко Н. И. История металлургии России в XVIII в. М.: АН СССР, 1962.
96. Павловский Б. В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. -М.: Искусство, 1975 г.
97. Павловский Б. В. Урал в Эрмитаже: К 200-летию основания Эрмитажа// Урал. -1964. № 10.
98. Падучев П. П. Первые русские стальные пушки: История изобретения// Ист. вестник. 1894 г. - Т. 56.
99. Переселенцы и переселенческое дело в Златоустовском уезде Уфимской губернии. Уфа, 1898 г.
100. Петров К., Швецов В. Из прошлого Златоустовских заводов. -Златоуст: Общество краеведения. 1926 г.
101. Пешкин И.С. Аносов. 2-е изд., испр. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1987 г.
102. Подшибякин A.C. Холодное оружие. М.,2003 г.104. «Практика» художественная мастерская. Златоустовская гравюра на стали, Златоустовское украшенное оружие. Каталог. Челябинск, 1999 г.
103. Прокошкин Д. А. Павел Петрович Аносов: 1799-1851. М.: Наука, 1971 г.
104. Просвещение на Южном Урале: Сб. Златоуст: Общество краеведения, 1928 г.
105. ПС (Павел Свиньин). Златоустовский завод. // Отечественные записки. 1825. - Ч. XXII, XXIII. - 1826. - Ч. XXVI.
106. Разина Т. М., Суслов И. М. Русский художественный металл. М.,1958 г.
107. Рафиенко JI. С. Горный инженер Н. В. Воронцов. Пермь, 1988 г.
108. Рафиенко J1. С., Ковина Е. П. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Челяб. обл. М.: Изд-во НИИ культ. 1986 г.
109. Ш.Савин В. А. Златоустовский металлургический завод. Златоуст, 1934 г.
110. Савин В. А. Златстрой. Златоуст, 1932 г.
111. Савин В. А. Косотурские художники. Свердловск, 1937 г.
112. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии: Т. 6. Златоуст, уезд. Оценочно-стат. материалы по данным местных исслед. 1897 г.-Самара, 1899г.
113. Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течение 1866 и 1867 гг. Уфа, 1868 г.
114. Семерак Г., Богман К. Художественная ковка и слесарное искусство. М, 1982 г.
115. Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь,1959 г.
116. Современное авторское холодное оружие. Каталог выставки ГИКМЗ «Московский Кремль». М., 2004 г.
117. Соловьев К. А. История художественного металла. М., 1963 г.
118. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка в трех томах. Т. 3, Ч.2.М, 1989 г.
119. Тарынин М. А. Чудесный сплав. Челябинск, 1987 г.
120. Тихомирова Е.В. Традиции и современность в художественном оружии. Справочник «Клинок». М., 2003 г.
121. Толстой И.Л. Булат некоторые аспекты современного понимания. Справочник «Клинок». М., 2003 г.
122. Трубников Б.Г. Холодное оружие. М., 2004 г.
123. Уральская железная промышленность в 1899 г. Отчет о поездке ученых во главе с Д. И. Менделеевым на Урал. СПб, 1900 г.
124. Уральская советская энциклопедия: Т. 1. Свердловск, 1933 г.127. «Формула». Златоустовская гравюра на стали. Народно-художественный промысел. Каталог. Златоуст. Б/г.
125. Холодное оружие (под редакцией Лемиговой Г.). М., 2004 г.
126. Холодное оружие. Энциклопедический словарь. М., 2005 г.
127. Художественные работы тульских оружейников. Л., 1971 г.
128. Художественный металл в России XVII—начала XX вв. Г. Э. Л., 1983 г.
129. Художественный металл России: Традиции и современность Вып II. М., 2003 г.
130. Художественный металл России: Традиции и современность Вып. I. М., 2002 г.
131. Художники Южного Урала. Л., 1963 г.
132. Чепуров А. А. Развитие Златоустовского ордена Трудового Красного Знамени машиностроительного завода в 1917-1977 гг. Златоуст: ПО <Булат>, 1994 г.
133. Чернявская Г. А. О женском труде на горных заводах Урала в первой половине XX в.// Сов. архивы. 1983 г. - № 5.
134. Шедевры тульских оружейников. М., 1981 г.
135. Шишкарева JI. Почетный гражданин Златоуста XIX века. Об управителе фабрики в XIX веке А. X. Деви. Челябинск, Златоуст, рабочий. 1994 г.
136. Шкерин В. Город славных традиций. Челябинск, 1955. С. 3
137. Шубина И. 1896 год: признание в Нижнем Новгороде. Челябинск. / Златоуст, рабочий. 1996 г.
138. Шубина И. Первое оружие. Челябинск. / Златоуст, рабочий. 1996 г.
139. Deutsch Kunstschmiede—Arbeiten: Verschiedener Stylepochen. — Leipzig, 1877.
140. Jubinal. M. A. Illustrated catalogue of a collection of anoient cutiery. London, 1874 (каталог ножевых изделий)
141. Miller J.A., Stahl-Glanz-Gold. Zlatouster Prunk-Klingen aus der Zarenzeit. Ausstellung in Hagen bei Solingen. 295 S., 133 abgebildete Objekte, davon 75 in Farbe. Ardey-Verlag, Münster 2000
142. Schöbel J., Prunkwaffen. Waffen und Rüstungen aus dem Historischen Museum Dresden. Aufnahmen von Jür gen Karpinski. 257 S., 184 meist färb, fotogr. Abb. Econ, Wien/Düsseldorf 1973.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.