Жизненное пространство и время как фактор и форма самособирания человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Хаерова, Юлия Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат философских наук Хаерова, Юлия Геннадьевна
Введение.
Глава 1. Эвристическая значимость исследования жизненного пространства и времени человека.
§ 1. Сущность пространства и времени как человеческих жизненных форм.
§ 2. Культурно-исторический анализ представлений о пространстве и времени человеческой жизни.
§ 3. Поиск жизненного пространства и времени человека в ситуации постмодерна.
Глава 2. Пространственно-временные основания жизненного мира человека: диалектика социального и человеческого.
§ 1. Социально-культурный мир .как место проживания человека: совместность и современность людей как необходимые условия общественной жизни.
§ 2. Жизненный мир как родина (дом) жизненных пространств и времен.
Глава 3. Собирание себя в человека в жизненном пространстве и времени. ^ ^
§ 1. Автопоэзис как принцип «живой жизни» человека: феномен современности.
§ 2. Эон-атоп и хронотоп: два способа «прочтения» жизни человека
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальный потенциал метафизики человека2013 год, доктор философских наук Сайкина, Гузель Кабировна
Онтологический статус ментальности человека2010 год, кандидат философских наук Шатохина, Вера Алексеевна
Экзистенциальное время и культура2004 год, кандидат культурологии Черниева, Зинаида Леонидовна
Концепция времени в экзистенциальной философии Карла Ясперса2001 год, кандидат философских наук Байдаева, Фатима Батыровна
"Философия существования" Андрея Платонова2000 год, кандидат филологических наук Червякова, Лариса Валериевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жизненное пространство и время как фактор и форма самособирания человека»
Актуальность темы исследования.
В настоящий период наблюдается глубинное изменение характеристик пространства и времени. Современную ситуацию, вслед за А.В. Ахутиным, можно определить как поворотное время, время концов и начал, «состояние после конца, но до начала»1. Важным критерием отличия настоящей эры «текучей современности» от предшествующей эры «тяжелой» современности 3. Бауман называет пространство и время.
Пространство и время человека выстраиваются в процессе общения и, по сути, являются социальными категориями. С их специфической формой связан способ включения человека в социально-культурный мир. Однако сегодня людям сложно быть современниками, трудно выстраивать пространство совместности для диалога - ослабла гравитация духа времени, распалась единая картина мира. Проблемой оказывается само существование, жизнь человека. Так, в наше время все труднее «родиться», «быть молодым», «стареть», «не стоять на месте» и «не отставать от жизни». Актуализируются темы одномерности, смерти человека, хроноцида (убийства времени), виртуальной реальности, потери человеком метафизического измерения вечности и бесконечности. Социальность оказалась не в состоянии выполнять функцию источника совместности и современности людей. Для поиска этого источника требуется обращение к первоосновным, на наш взгляд, формам пространства и времени - к пространству и времени человеческого бытия.
Для человека актуальна жизнь в двух измерениях: в подлинном (бытийственном) и неподлинном. Но тогда в каких формах пространства и времени человек подлинно живет, где его истинное, живое пространство-время
1 Ахутин А.В. Поворотные времена / А.В. Ахутин. - СПб: «Наука», 2005. - (Серия «Слово о сущем»). - С. 6. жизни? В связи с этим актуальна специфическая постановка проблемы жизненного пространства и времени человека.
В экзистенциальном отношении проблема жизненного пространства и времени человека проявляется в феномене потерянного^ во времени и пространстве, ситуативного, частичного, одномерного человека, живущего «сегодняшним днем» - неистинной, мертвой жизныо, замкнутого на самом себе, утратившего связь с реальностью, не видящего в ней свое место, существа без будущего и прошлого, неспособного овладеть существующими формами пространства и времени жизненного мира и собрать их в целое.
Для современности характерно усиление действия социальных сил (даже свободное время во многом не принадлежит самому человеку, а захватывается социальностью; рабочее и домашнее пространство-время сливаются в одно). Социальные институты, реклама, язык, идеология в различных своих проявлениях пытаются собрать человека извне. Ему легче поддаться внешней * сборке, чем противостоять ей и самому создавать себя. Однако человеку, чтобы 'ч быть и оставаться человеком, необходимо самому прикладывать усилия для собирания. От него самого требуется самостоятельный интенциональный акт ' «заботы о себе» (М. Фуко). Вероятно, той областью, где возможно самособирание человека, и является пространство и время его жизни. Поэтому мы исследуем внутреннее жизненное пространство и время человека в связи с автопоэтическими способами построения самого человека как целого.
Обладая большим эвристическим потенциалом, концепт жизненного пространства и времени человека заключает в себе смыслосодержащие ориентиры, позволяющие по-новому (через темпорально-спациальный анализ) взглянуть на жизнь человека и становление личности в социальности, а тематизация проблемы собирания человека в жизненном пространстве и времени - раскрыть ценностные аспекты принципов человеческого существования.
Конкретизацией анализа пространства-времени человеческой жизни становится в этом плане гуссерлианское понятие жизненного мира. Жизненный мир, с нашей точки зрения, продуктивно рассматривать как социальный феномен. Именно в таком качестве он может стать источником конституирования внутреннего мира человека. Анализ пространства и времени жизни человека через выявление социальной основы жизненного мира представляется нам наиболее перспективным способом исследования. Находясь на пересечении проблемных областей социальной философии, философской антропологии и онтологии, исследование приобретает особую жизненную значимость в условиях современного обострения проблематики человеческого существования.
Степень разработанности проблемы.
Долгое время в философии не фиксировалось внимание на жизненном пространстве и времени человека как на отдельной, самобытной форме пространства-времени, имеющей свои специфические особенности. На наш взгляд, проблема жизненного пространства и времени человека оказалась малоразработанной прежде всего потому, что пространство и время традиционно относились к понятиям онтологического дискурса как объективные, независимые от человека внешние границы человеческого. В нашей работе мы рассматриваем пространство и время еще и как имманентные формы жизни человека, как продукты человеческого конструирования. Новаторским является исследование жизненного пространства-времени человека как формы и результата автопоэзиса.
Пространственно-временной подход к исследованию социальных явлений приобретает все большую значимость, предоставляя обширный инструментарий исследования, способствующий раскрытию новых оттенков социальной реальности. Жизненное пространство и время человека находится в методологическом поле многих областей знания, в сфере различных ценностно-целевых ориентации. Однако не осуществлялись попытки синтезировать, по принципу дополнительности, различные модели пространства-времени - не найдено их общее основание, что позволило бы показать их частными случаями универсального жизненного пространства-времени человека.
Исследование в заявленном нами аспекте опирается на рассмотрение жизни как автономного целого представителями философии жизни. Но жизнь берется нами не как безличное первоначало и особая субстанция, как ее понимали, например, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, а жизнь как конкретная, человеческая «действующая жизнь», жизненный мир человека (Э. Гуссерль). Гуссерлианская линия осмысления нашла отражение в работах М. Хайдеггера и феноменологов - М. Мерло-Понти, Г. Башляра, Э. Левинаса и др.
Понятия жизненного пространства и времени человека активно используются в социальной философии, психологии, культурологии, антропологии, геополитике и т.д. Проблематика пространственно-временной оценки мира и человека, социокультурной обусловленности категорий пространства и времени затрагивалась в работах 3. Баумана, М.М. Бахтина, Ж. Бодрийяра, В.И. Вернадского, П.П. Гайденко, Ж. Делеза, И. Канта, К. Леви-Стросса, Б.В. Маркова, Л.А. Микешиной, X. Ортеги-и-Гассета, С.А. Смирнова, А. Дж. Тойнби, Н.Н. Трубникова, М. Фуко, О. Шпенглера. Социальная пространственность человеческого бытия представлена в работах Г. Башляра, П. Бергера, П. Бурдье, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Э. Левинаса, Т.' Лукмана,
П.А. Сорокина, А. Филиппова. Временной аспект человеческой жизни в различных его проявлениях исследовался Аврелием Августином, Аристотелем, Ф. Гваттари, Ж. Делезом, И. Кантом, М.К. Мамардашвили, Платоном, О. Розенштоком-Хюсси, М. Фуко, М. Хайдеггером, В.Г. Щукиным, М. Эпштейном.
Объект исследования - пространство и время как категории человеческой жизни.
Предмет исследования - жизненное пространство и время как фактор человеческой жизни и одновременно результат самособирания человека в жизненном мире.
Цель диссертационной работы - социально-философский анализ жизненного пространства и времени как фактора и формы события самособирания человека через выявление темпорально-спациального измерения жизненного мира. Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:
- критически исследовать представления о пространстве и времени и рассмотреть культурно-исторический процесс овладения пространством и временем, выявив тем самым эвристическую значимость исследования жизненного пространства и времени человека;
- выявить диалектику социальной сферы и жизненного мира, обнаружив недостаточность существующего подхода к социальности как оторванной от жизненного мира человека;
- раскрыть значение феномена жизненного мира как «дома» всех возможных форм пространства и времени, «родины» человеческой культуры и места культурного рождения каждого конкретного человека;
- подвергнуть анализу сущностные характеристики понятия «хронотоп» М.М. Бахтина, выявив границы применения данного понятия, в том числе при исследовании жизни человека;
- выявить специфику способа самособирания (автопоэзиса) человека в жизненном пространстве и времени как формы проживания человеком настоящей, «живой жизни» в событии совместности и современности.
Методологические основания исследования. На наш взгляд, в своих крайних формах традиционный социально-философский подход применительно к проблеме жизненного пространства и времени человека может быть нацелен преимущественно на исследование социального и культурно-исторического пространства и времени и тем самым выносить за скобки конкретную жизнь человека, а философско-антропологический подход при анализе может уводить от социальной реальности. Мы пытались избежать этих крайностей и осмыслить жизнь человека как единство культурно-общественного и личностно-человеческого пространства-времени.
В диссертации нашли применение методы и принципы топологического и темпорального анализа бытия человека в его классической (Аристотель, Платон, Августин, Р. Декарт, И. Кант), феноменолого-экзистенциалистской (М. Хайдеггер, М.К. Мамардашвили, О. Розеншток-Хюсси), постструктуралистской (Ж. Делез, Ф. Гваттари, М. Фуко) трактовках.
Большую роль в исследовании сыграли идеи М.К. Мамардашвили: психологической топологии пути жизни, «заново-рождения», «живой жизни», «утраченного времени», тавтологии, собирания человека через эстезис, у-топос, великодушие и современность и др. Для формирования концептуальной основы работы оказались значимы: идея «второй навигации» (Платон); анализ пространства и времени как форм субъективности, хотя и не в виде жизненного
4 О пространства и времени (И. Кант); образ дома (Г. Башляр, Э. Левинас, Б.В. Марков, Г.П. Меньчиков, К. Ясперс), понятие хронотопа, «исторической инверсии» (М.М. Бахтин); анализ Зона и Хроноса (Ж. Делез), идея автопоэзиса-самопроизведения (Ж. Делез, Ф. Гваттари, С.А. Смирнов); концепция современности, принцип «epimeleia» - «заботы о себе» (М. Фуко), исследование проблем онтологии и метафизики человека (В.Д. Губин), культурно-исторический анализ представлений о пространстве и времени как жизненных формах (Г.Д. Гачев, П.П. Гайденко, Н.Н. Трубников) и др.
Жизнь человека немыслимо рассматривать вне ценностных категорий смысла и ценности жизни. Поэтому в ходе работы было необходимо социально-философский, философско-антропологический и экзистенциальный аспекты анализа дополнить ценностным подходом. Использование указанных подходов методологически значимо на фоне логико-проблемного метода, связанного с обнаружением основных проблемных узлов жизненного пространства-времени человека, диалектического метода, рассматривающего явления и процессы в их единстве и взаиморазвитии, исторического метода, метода анализа и синтеза, компаративистского метода, основанного на сопоставлении и сравнении философских систем, подходов к проблеме жизненного пространства-времени человека.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
- выделен новый срез проблематики социального пространства и времени - анализ жизненного пространства-времени человека, что впервые позволило
2 Пространство и время предстают у Канта априорными формами теоретической разработки, а не практической жизни. определить понятие «жизненный мир» как категорию социальной философии, а сам феномен жизненного мира представить как основу и источник жизненности социальной сферы;
- выявлена амбивалентность функционирования жизненного пространства-времени человека в ситуации постмодерна: с одной стороны, человек теряет жизненную основу в мире в виде объективного пространства и времени; с другой стороны, открывается возможность жизни в непосредственном человеческом жизненном пространстве-времени (человек, чтобы оставаться человеком, оказывается вынужденным самостоятельно заботиться о своей человечности, а его одиночество и бесприютность могут способствовать открытию его новой свободы);
- в социально-философский анализ жизненного пространства-времени введено понятие эон-атопа для обозначения особой формы подлинного жизненного пространства-времени - настоящего как единства неделимого события, «живой жизни», чистого становления, синхронности времен (Эона) и свободы от определенного места (atopon'a), что позволило выявить событийную сущность жизненного пространства и времени человека;
- установлено, что человек собирает себя в акте автопоэзиса по принципу «второго плавания», смысл которого заключается в связи времен и создании цельного личного пространства посредством внутренней проблематизации и актуализации смыслов жизненного мира. Данный принцип позволил осмыслить жизненное пространство-время человека как одновременно свободную по отношению к внешнему миру форму и продукт самоконструирования человека;
- форма жизненного пространства-времени человека определена как единство и взаимодополнение двух измерений - жизнепредставления (хронотопа) и жизнепроживания (эон-атопа), что позволило выявить связь жизненного мира человека с внепространственным и вневременным «срезом» мира (бытием) через событие совместности и событие современности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социальная ситуация постмодерна, резюмируемая в тезисах конца человека и смерти самого социального, оказывается оторванной от жизненного мира и приводит к одиночеству, «онтологической неуверенности» человека и разрушению связи человека с социальностью и миром в целом. В этой связи данное исследование вырабатывает особую философскую позицию, обращенную непосредственно к жизни человека и к самому человеку как источнику, цели и средству «оживления» социального.
2. Человеческое жизненное пространство и время, по сути, есть форма жизни человека - не нейтральная, не абстрактная по отношению к человеку субстанция, но всегда ценностно нагруженная, конкретно-жизненная форма. Жизненное пространство и время связаны с сакральным измерением, неоднородны, не существуют сами по себе, а свободно выстраиваются жизнью человека через событие совместности и современности. Через со-бытие трансцендирования (в ситуации «тавтологии» - совпадения сущности и существования) жизненное пространство-время может выходить в измерение «живой» вечности и бесконечности.
3. Жизненный мир является многомерным смысловым единством пространства и времени — он содержит в себе все жизненные экзистенциальные возможности (все возможные пространственно-временные смысловые формы). В жизненном мире можно выделить ядро - центральные, глубинные, интимные «домашние» структуры внутреннего мира человека, для которых характерны архаичное время и закрытое, защищенное внутреннее пространство, существующие по законам души. Этот «домашний» жизненный мир, поддерживая форму человека, не давая ему раствориться в себе, одновременно связывает человека с жизненным миром культуры. Известная метафора дома получает в данном контексте новое определение в качестве социальной антитезы бытийственной бездомности человека.
4. Хронотоп как принцип осмысления и описания мира и человека в науке и искусстве представляет собой характерное для мышления классической культуры прямое перспективное видение, мертвое «картинное» представление жизни извне, с абстрактной точки зрения. Однако жизненное пространство-время человека выстраивается по принципу «пойэмы» и поэтому не может быть описано исключительно через понятие «хронотоп».
5. Жизненный мир в аспекте анализа пространства и времени представлен в проекции взаимодействия двух планов: плана хронотопического - научного анализирующего, разделяющего, определяющего, разворачивающегося в измерении «мертвой жизни», ставших структур, и плана эон-атопического - целостного, событийного, экзистенциального измерения «живой жизни». Эон-атопичсский подход способен дать адекватное описание событий социальной и человеческой жизни, которые существуют по особым, неньютоновским законам души и великодушия: им присуще нелинейное течение времени, сосуществование разнородных времен и неоднородное пространство. Два плана жизни - хронотопнчный и эоничный - существуют в режиме взаимодополнения и соединяются в жизни человека, определяя форму его самособирания в целое в автопоэзисе.
Научно-практическая значимость.
Настоящая диссертационная работа раскрывает потенциал темпорально-тополошческого подхода в области постановки социально-философских проблем и их исследования. Предлагается новый вариант целостного осмысления феномена жизненного пространства и времени в контексте жизненного установления человека. В ходе проведенного исследования обобщен и систематизирован значительный объем концептуально разрозненных работ в различных областях знаний, посвященных проблеме пространства и времени и жизни человека.
Результаты диссертации могут быть использованы при дальнейшей концептуальной разработке проблематики пространства и времени, жизни и человека, жизненного мира, а также при подготовке лекционных курсов и семинаров по социальной философии, философской антропологии, онтологии, культурологии, истории и философии науки, этике и эстетике.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационной работы изложены в 9 публикациях автора (одна - в издании, рекомендованном ВАК).
Отдельные теоретические положения и результаты исследования были изложены в выступлениях на итоговых научных конференциях студентов Казанского государственного университета (Казань, 2002-2004 гг.), на Международном научном симпозиуме «Время культурологии», посвященном 75-летию Российского института культурологии (Москва, 23-26 мая 2007 г.). t
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Онтология коммуникации2005 год, доктор философских наук Костина, Ольга Викторовна
Проблема одновременности: Социально-философский анализ2002 год, кандидат философских наук Шиповалова, Лада Владимировна
Антропологическая концепция времени.2011 год, доктор философских наук Гарбузов, Дмитрий Викторович
Эстетика события в театре XX века2005 год, кандидат философских наук Андрукова, Оксана Александровна
Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека2006 год, доктор философских наук Волкова, Вера Олеговна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Хаерова, Юлия Геннадьевна
Заключение
Проблема жизненного пространства и времени человека в современности приобретает особую актуальность в связи с тем, что постмодерн, концентрируя жизнь в земном измерении «здесь и сейчас», открыл не столько возможность, сколько необходимость творения самим человеком подлинно человеческого жизненного пространства и времени. Человек получил возможность самостийно строить собственное жизненное пространство и время.
В процессе работы был обобщен и систематизирован значительный объем концептуально разрозненных работ в различных областях знаний, посвященных проблеме пространства и времени и жизни человека. Продуктивным оказалось выявление темпоралыю-спациального измерения жизненного мира человека как точки схождения социального и человеческого планов бытия.
В ходе анализа способов понимания и представления пространства и времени в логическом и историческом аспектах было выяснено, что пространство и время являются по своей сути категориями человеческой жизни; они не существуют сами по себе, а полагаются жизнью человека. Причем при исследовании человека и его жизни пространство и время не могут пониматься абстрактно, как субстанции, внешние жизни человека. Наоборот, своей жизнью, которая сама в этом случае является субстанцией, человек в некотором роде творит пространство и время. Таким образом, жизненное пространство и время человека оказываются продуктами человеческого жизнепроживания, автопоэзиса.
Жизненное пространство и время, по сути, есть формы жизни человека, которые выстраиваются по особым экзистенциальным законам души и «великодушия». Поэтому жизненное пространство и время человека - это не абстрактные по отношению к человеку субстанции, но всегда ценностно нагруженные, конкретно-жизненные формы, которые характеризуются прерывностью, анизотропностью, анизохронностыо (неравномерностью) и обратимостью. Жизненное пространство и время человека диалектично связано с внепространственно-вневременным «срезом» мира — способно прорываться в измерение «живой» бытийственной вечности и бесконечности через событие трансценденции.
Жизненное пространство и время социально обусловлено: именно в социальном пространстве и времени заложены структурные основы организации жизненных реалий. Жизненное время выстраивается жизнью человека через событие современности, а жизненное пространство - в событии совместности. Но жизненное пространство-время человека может выстраивать собственную реальность. Жизненное и социальное пространство и время человека обуславливают друг друга в своем становлении: социальное является фундаментом и фактором пространства и времени жизни человека, а жизненный мир является основой и источником жизненности социальной сферы, оживляет социальные структуры, компенсирует недостаточную развитость общественных отношений и институциональных форм.
В «жизненном мире» в виде множества «узелков» собраны жизненные смыслы. Жизненный мир является домом (родиной) форм жизнепроживания человека. Жизненное пространство и время человека не есть нечто исключительно автономное. Человек неразрывно связан с жизненным миром. Поэтому потеря связей с ним ведет к ощущению человеком бездомности, безместности, одиночества, пустоты. Человека самого можно понимать как жизненный мир.
В жизненном мире можно выделить ядро - глубинные, интимные «домашние» структуры внутреннего мира человека, которые действуют по законам души, подобным логике бессознательного и мифа. Этот «домашний» жизненный мир, собирая форму человека, не дает ему раствориться в себе и одновременно связывает его с внешним миром.
Сущность человека противоречива, поэтому в своей жизни он не может пониматься одномерным, определенным. Человек разорван диалектическими противоречиями внутри себя. Он собирает себя и свою жизнь в противоречивое драматическое целое во времени и в пространстве (выступая здесь как автопоэзис) по принципу «эстезиса», «пойэмы», «великодушия» и «второго рождения»: делая «современным» и «сопространственным» себе (то есть проблематизируя, делая актуальным) жизненный мир, со-бытийствуя ему.
Настоящее по своей сути диалектично. Оно может быть представлено в проекции взаимодействия двух планов: плана хронотопического - научного анализирующего, разделяющего, определяющего, разворачивающегося в измерении «мертвой жизни», ставших структур, и плана эонического -целостного, событийного, экзистенциального измерения «живой жизни». Два плана жизни - эоничный и хронотопичный - существуют в режиме взаимодополнения и соединяются в жизни человека.
На наш взгляд, в дальнейшем следует обратить внимание на феномен одиночества человека, исследовать проблему присутствия (жизни) человека в жизненном мире.
В исследовании жизненного хронотопа возможно более глубокое применение метода, лишь частично использованного в работе: анализ метафор, описывающих жизнь человека пространственно-временным образом и, может быть, более полно выражающих многомерность и диалектическое единство и противоречивость жизни человека, например - «жизненный путь (дорога)», «дом», «жилище» в жизни человека, «идти в гору», «жить на дне (на обочине чего-либо)» и другие.
Большое поле изыскания несет в себе исследование таких феноменов, как память, сознание, надежда, мечта, отчаяние, воспоминание, «радость жизни», счастье и др., когда проявляются качества, присущие именно жизненному пространству-времени человека. Вероятно, собственно обращение к исследованию непосредственных жизненных феноменов человека поможет полнее раскрыть нашу тему.
Можно далее продолжать исследование соотношения социального и жизненного миров, например, в ракурсе рассмотрения особых мест в жизненном и социальном мирах, анализа непосредственного механизма трансценденции (экзистирования) человека.
Перспективным представляется дальнейший поиск экзистенциального содержания абстрактных естественнонаучных представлений о пространстве и времени, что может обогатить исследование жизненного пространства и времени человека.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хаерова, Юлия Геннадьевна, 2008 год
1. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию: пер. с нем. / X. Абельс; общ. ред. Н.А. Головина и В.В. Козловского. СПб: Изд-во «Алетейя», 1999. - 272 с.
2. Августин А. Исповедь: пер. с лат. М.Е. Сергеенко / А. Августин; общ. ред. и статья А.А. Столярова. М.: Канон +, ОИ «Реабилитация», 2000. - 464 с. - (Классическая философская мысль).
3. Августин Блаженный. О граде Божием / Блаженный Августин. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 1296 с.
4. Алексеев П.В. Философия. Учебник. 2-е изд., перераб. и дополненное / П.В. Алексеев, А.В. Панин. — М. «Проспект», 1999. — 576 с.
5. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность (1): в пер. с итал. и под ред. С.А. Мальцевой / Д. Антисери, Дж. Реале. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - (Приложение) - С. 266 - 299.
6. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4): в пер. с итал. и под ред. С.А. Мальцевой / Д. Антисери, Дж. Реале. СПб.: Изд-во «Пневма», 2003. - 880 е., ил.
7. Аристотель. Физика / Перевод В.П. Карпова / Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 3 / Аристотель; вступ. ст. и примеч. И.Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981. - С. 59-262. - (Филос. наследие). - В надзаг.: АН СССР. Ин-т филос.
8. Арьес Ф. Возрасты жизни / Ф. Арьес // Философия и методология истории: сб.ст.; общ. ред. и вступ. ст. проф. И.С. Кона. М.: «Прогресс», 1977. -С. 216-244.
9. Аскин Я.Ф. Проблема времени / Я.Ф. Аскин. М.: Мысль, 1996. - 200 с.
10. Ахутин А.В. Поворотные времена / А.В. Ахутин. СПб: «Наука», 2005. - 743 с. - (Серия «Слово о сущем»).
11. Баткин JI.M. Европейский человек наедине с самим собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания / JI.M. Баткин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 1005 с.
12. Баткин J1.M. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности / JI.M. Баткин // Одиссей. Человек в истории. 1990: Сб.ст. -М.: Наука, 1990.-С. 59-75.
13. Бауман 3. Индивидуализированное общество: в пер. с англ. и под ред. B.JI. Иноземцева / 3. Бауман. М.: Логос, 2002. - 390 с.
14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: «Худож. лит.», 1975. - 504 с.
15. Башляр Г. Дом от погреба до чердака. Смысл жилища Электронный ресурс. / Г. Башляр // Логос. 2002. - № 3/4 (34). - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/09.pdf, свободный.
16. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Московский философский фонд и др., 1995.-323 с.
17. Бергсон А. Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна): пер. с франц. А.А.Франковского / А. Бергсон. СПб.: ACADEMIA, Российская Государственная Академическая Типография, 1923. - 154 с.
18. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М.: Канон-Пресс, Кучково Поле, 1998. - 294 с.
19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век/В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1991.-412, 1.с.
20. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального Электронный ресурс.: Пер. с франц. яз. Н.В. Суслова / Ж. Бодрийяр. Режим доступа: http://anthropologia.spbu.ru/ru/texts/baudrill/index.html, свободный.
21. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры: пер. с франц., послесл. и примеч. Е.А. Самарской / Ж. Бодрийяр. М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с. - (Мыслители XX века).
22. Бубер М. Я и Ты: пер. с нем. Ю.Терентьева, Н. Файнгольда; послесл. П.С. Гуревича; под общ. ред. С.Я. Левит / М. Бубер. М.: Высш. Шк., 1993. - 175 е.: ил. - (Б-ка философа).
23. Бурдье П. Практический смысл: пер. с фр. А.Т. Бикбова, К.Д. Вознесенской, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко / П. Бурдье. — СПб.: Алетейя, 2001. 562 с. - («Gallicinium»).
24. Бурдье П. Социология политики: пер. с фр.; Сост. Н.А. Шматко / П. Бурдье.-М.: Socio-Logos, 1993.—335с.
25. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с.
26. Гачев Г.Д. Европейские образы Пространства и Времени / Г.Д.Гачев // Культура, человек и картина мира: Сб.ст. «Наука», 1987. - С.198-227.
27. Гелен А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии: Сб. ст., переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. С. 152-201.
28. Генисаретский О.И. Храмовое ведение / О.И. Генисаретский // Человек. RU: Гуманитарный альманах. № 3 (2007). - Новосибирск: НГУЭУ, 2007. - С. 34-52.
29. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. Электронный ресурс. / Ф.И. Гиренок. Режим доступа: http://www.hrono.info/libris/libg/girbytieOO.html, свободный.
30. Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия / В.Д. Губин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003. - 205 с.
31. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 191 с.
32. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства/ А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. - 395, 1. с.
33. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию: пер. с нем. Д.В. Скляднева / Э. Гуссерль. СПб.: Фонд «Университет», Изд-во «Владимир Даль», 2004. - 399 с.
34. Делез Ж. Кино / Ж. Делез. М.: «Ад Маргинем», 2004. - 623 с.
35. Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М.: «Академия», 1995. - 298 с.
36. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки: пер. с фр. Е.Г. Соколов / Ж. Делез. -СПб.: «АЛЕТЕЙЯ», 1999. 187 с.
37. Делез Ж. Что такое философия: пер. с франц. и послесл. С.Н. Зенкина / Ж. Делез, Ф. Гватари. М.: Инст-т экспериментальной социологии, СПб: Алетейя, 1998.-288 с. - (Серия «Gallicinium»).
38. Деррида Ж. О грамматологии: пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой / Ж. Деррида. Москва: AD MARGINEM, 2000. - 513 с.
39. Деррида Ж. Письмо и различие: пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина; Сост. и общ. ред. В. Лапицкого / Ж. Деррида. СПб: Академический проект, 2000. - 432 с.
40. Дильтей В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. -1995.-№ 10.-С. 129-143.
41. Звиглянич В.А. Конечное и бесконечное как категории социально-культурного бытия / В.А. Звиглянич, М.А. Парнюк // Философские науки. -1987.-№6.-С. 49-56.
42. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Сумерки богов; сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. - С. 222-318. -(Б-ка атеист, лит.).
43. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник / Н.Н. Козлова. М.: Ключ-С, 1998. - 192 с.
44. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. / П. Козловски. М.: Республика, 1997. - 240 с. — (Философия на пороге нового тысячелетия).
45. Кроче Б. Антология сочинений по философии / Б. Кроче. — СПб: «Пневма», 1999. 480 с.
46. Кругликов В.А. Пространство и время «человека культуры» /
47. B.А. Кругликов // Культура, человек и картина мира: Сб.ст. М.: Наука, 1987.1. C. 167-197.
48. Кукрак О.Н. Эстетика / О.Н. Кукрак // Новейший философский словарь; сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - С. 850-852.
49. Культурология XX век. Энциклопедия: в 2 т. СПб.: Университетская книга, 1998.
50. Курашов В.И. Начала прагматической антропологии / В.И. Курашов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003.—330, 1.с.: портр.
51. Лазарев С.С. Понятие «время» и геологическая летопись земной коры / С.С. Лазарев // Вопросы философии. 2002. - № 1. - С. 77-89.
52. Лакан Ж. Стадия зеркала, как образующая функцию я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте Электронный ресурс. / Ж. Лакан.- Режим доступа: http://lacan.narod.ru/indlak/lacr6.htm, свободный.
53. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас. -М.; СПб: Университетская книга, 2000. 416 с. - (Книга света).
54. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост» / Ж.-Ф. Лиотар // Иностранная литература. № 1. - 1994. - С. 56-59.
55. Лобковиц Н. Что такое «личность»? / Н. Лобковиц // Вопросы философии. 1998. - № 2. - С. 54-64.
56. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство» / А.Н. Лой. Киев: «Наукова думка», 1978. - 129 с.
57. Луман Н. Понятие общества: пер. с нем. Н.А. Головин Электронный ресурс. / Н. Луман. Режим доступа: http://www.soc.pu.ru:8101/persons/golovin/rluhmannl.html, свободный.
58. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества: пер. А.Ф. Филиппова / Н. Луман // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991.-С. 194-218.
59. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации / М.К. Мамардашвили.- М.: «Аграф», 2002. 320 с.
60. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили. - М.: «Аграф», 1997. - 320 с.
61. Мамардашвили М.К. Лекции по современной европейской философии (XX век). Беседа 1 Электронный ресурс. / М.К. Мамардашвили. -Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1991-2html, свободный.
62. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / М.К. Мамардашвили // Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки; под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. М.: «Лабиринт», 1996. - С. 351-359.
63. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. М.Пруст. В поисках утраченного времени / М.К. Мамардашвили. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та. Журнал «Нева», 1997. - 571 с.
64. Мамардашвили М.К. Социальная физика Электронный ресурс. / М.К. Мамардашвили. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/mamar02/index.htm, свободный.
65. Марков Б.В. Культура повседневности Электронный ресурс. / Б.В. Марков. Режим доступа: http://philosophy.pu.ni/7pcHl 5% 1=5, свободный.
66. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. СПб.: «Алетейя», 1999. - 304 с.
67. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1 // Сочинения: 2 изд.; Т. 23 / К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1960. - 908 с.
68. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»). Часть третья (главы XIX-XXIV) // Сочинения: 2 изд.; Т.26, ч. 3./ К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1964. - 675 с.
69. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Часть вторая. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1859 годов) Вторая половина рукописи. // Сочинения: 2 изд.; Т. 46. Ч. И. / К. Маркс, Ф. Энгельс -М.: Политиздат, 1969. 620 с.
70. Мацейна А. Великий инквизитор: пер. с литов., вступ. ст. и коммент. Т.Ф. Корнеевой-Мацейнене / А.Мацейна. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. - 380 с. - «COR INQUIETUM» («Смятенное сердце»).
71. Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и новации: Учеб. пособие для вузов / Г.П. Меньчиков. Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 240 с.
72. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход / Бен Миюскович // Лабиринты одиночества: Сб. ст., пер. с англ. / Сост., общая ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. - С. 52-87.
73. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике / Ю.Б. Молчанов. М.: Наука, 1977. - 192 с.
74. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001.
75. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Восстание масс: сб.ст., пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. - 509. 3. с. -(Philosophy).
76. Платон. Тимей // Избранные диалоги; сост. и коммент. В.В.Шкоды / Платон. М.: ACT, 2006. - 506, 6. с. - (Philosophy).
77. Платон. Федон / Перевод С.П. Маркиша // Платон. Собрание сочинений: В 4т. Т.2: пер. с древнегреч. / Платон; Рос. АН, Ин-т философии; Примеч. А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1993.-с. 7-81.
78. Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию / X. Плеснер // Проблема человека в западной философии: Сб.ст., переводы; сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. С. 96-151.
79. Покровский Н.Е. Предисловие / Н.Е. Покровский // Лабиринты одиночества: Сб. ст., пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. - С. 5-20.
80. Порошенко О.Ю. Проблема одиночества в контексте соотношения индивидуального и общественного: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Ю. Порошенко; Казан, гос. ун-т. Казань, 1998. - 23с.
81. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий).
82. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. М.: Моск. филос. фонд. «Academia-Центр», «МЕДИУМ», 1995. - 415 с.
83. Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого: пер. с нем. и англ. / О. Розеншток-Хюсси. М.; СПБ.: Университетская книга, 2000. -608 с. - (Книги света).
84. Рорти Р. Философия и будущее / Р. Рорти // Вопросы философии. -№6.-1994.-С. 29-34.
85. Садлер У.А. От одиночества к аномии / У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон // Лабиринты одиночества: Сб. ст., пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. - С. 21-51.
86. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии: пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. - 639 с. - (Мыслители XX века).
87. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Проблема человека в западной философии: Сб.ст., переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общая ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С 319-344.
88. Смирнов С.А. Путь в структурах повседневности / С.А. Смирнов // Человек. 2004. - № 6. - С. 23-34.
89. Современная западная философия: Словарь. 2 изд., перераб. и доп.; сост и отв. ред.: B.C. Малахов, В.П. Филатов. -М.: ТОН, Остожье, 2000. 544 с.
90. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. — М.: Политиздат, 1992. 543 с.
91. Табачникова С.В. Забота о себе / С.В. Табачникова // Этика: Энциклопедический словарь; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.-С. 144-145.
92. Терещенко Н.А. Об историческом времени, «обратном плавании» и непредсказуемости прошлого / Н.А. Терещенко // Общество и современность: вопросы мировоззрения, экономики и культуры: Сб.ст. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993.-С. 59-63.
93. Терещенко Н.А. Постмодерн как ситуация философствования / Н.А. Терещенко, Т.М. Шатунова. СПб: Алетейя, 2003. - 192 с. - (Серия «Интеллектуальная история в текстах и исследованиях»).
94. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в областимифопоэтического: Избранное / В.Н. Топоров. М.: Издат. группа «Прогресс» -«Культура», 1995.-624 с.
95. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия / Н.Н. Трубников. М.: Наука, 1987. - 255 с.
96. Уваров М.С. Схождение как обретение диалога. Русский проект Электронный ресурс. / М.С. Уваров // «Русская и европейская философия: пути схождения»: сб. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/ruseur23.html, свободный.
97. Филиппов А. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы Электронный ресурс. / А. Филиппов. -Режим доступа: http://vmw.ruthenia.ru/logos/number/20002/09.html, свободный.
98. Философская антропология: Учеб. пособие; под ред. С.А. Лебедева. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.-423 с.
99. Фокина Т.П. Время в командно-административной системе как типе культуры / Т.П. Фокина // Время и преемственность в развитии культуры: Сб. ст. Саратов: Саратов, гос. ун-т, 1991. - С. 12-25.
100. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: пер.с фр. В.П. Визгина (4.1), Н.С. Автономовой (4.2) / М. Фуко. СПб.: A-cad, 1994. -406с., 1л. портр.
101. Фуко М. Что такое просвещение Электронный ресурс. / М. Фуко. -Режим доступа: http://www.archipelag.ru/authors/foucault/?library=2487, свободный.
102. Хайдеггер М. Бытие и время: пер. с нем. В.В. Бибихина; изд. 2, испр. / М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2002. - 451 (+ XI) с.
103. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. - 447 с. - (Мыслители XX века).
104. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - С. 445.
105. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии: Сб.ст., переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. - 544, 2. с. - С. 314-356.
106. Чернявская Ю.В. «Этническое время» в хронотопе народа / Ю.В. Чернявская // Человек. № 1. - 2006. - С. 78-88.
107. Чоран Э.М. 1963 / Молитва неверующего (Записные книжки 19571972 гг.) / Пред. и пер. с франц. Б.Дубина Электронный ресурс. / Э.М. Чоран. -Режим доступа: http://magazines.russ.rU/dmzhba/2001/5/choran.html, свободный.
108. Чоран Э.М. Две истины Электронный ресурс. / Фрагменты книги "Разлад" / Пер. с фр. Н. Мавлевич / Э.М. Чоран. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/inostran/2001/l/choran.html, свободный.
109. Чоран Э.М. Разлад Фрагменты книги Электронный ресурс. / Вступит, заметка и пер. с фр. Б. Дубина / Э.М. Чоран. Режим доступа: http://magazines.mss.rU/druzhba/2002/9/choran.html, свободный.
110. Шелер М. Положение человека в Космосе: пер. А. Филиппова / М. Шелер // Проблема человека в западной философии: Сб. ст., переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. - С. 3195.
111. Щукин В.Г. О филологическом образе мира (философские заметки) / В.Г. Щукин // Вопросы философии. № 10 - 2004. - С. 47-64.
112. Эйнштейн А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1965. -360 с.
113. Эпштейн М. Хроноцид. Пролог к воскрешению времени Электронный ресурс. / М. Эпштейн. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/october/2000/7/epsht.html, свободный.
114. Яковлева М.Г. Сакральный ландшафт: антропо-физика социального бытия: Автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.11 / М.Г. Яковлева; Казан, гос. ун-т. Казань, 2004. - 21 с.
115. Ямпольский М.В. Наблюдатель. Очерки истории видения / М.В. Ямпольский. М.: Ad Marginem, 2000. - 270 с.
116. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории: пер. с нем. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - (Мыслители XXв.).-С. 288-418.
117. Jameson F. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism / F. Jameson. London-New York: Verso, 1993. - 439 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.