Женские характеры в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Кульбашная, Елена Валерьевна

  • Кульбашная, Елена Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 178
Кульбашная, Елена Валерьевна. Женские характеры в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 2012. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кульбашная, Елена Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Поэтика характера женщины в ранних произведениях С.Н. Сергеева-Ценского

§1. Портретная характеристика героинь С.Н. Сергеева-

Ценского

§2. «Новое время» - «новые» характеры. Ценностные ориентации

женщин в поэмах С.Н. Сергеева-Ценского

Глава II. «Мысль семейная» в ранних произведениях С.Н. Сергеева-Ценского

§ 1. «Поколение за поколением»: Тема женской судьбы в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского

§2. Особенности художественной реализации материнской темы

в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского

§3. Дом для женщины и дом без женщины: мотив разрушения

семейного очага

Глава III. Стихия женщины и стихия природы: гармония или противостояние?

§ 1. Природа в поэме «Лесная топь» как средство создания образа

главной героини

§2. «Поле» в художественной концепции С.Н. Сергеева-Ценского: «помазанье на длинную печаль жизни» (на материале

поэмы «Печаль полей»)

§3. Природные реалии в поэме «Валя» как составляющая образной характеристики героинь

Заключение

Примечания

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женские характеры в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского»

Введение

С.Н. Сергеев-Ценский (1875-1958) вошёл в историю отечественной словесности как яркий самобытный писатель, писатель с большим и порой очень горьким жизненным опытом, долгим и сложным литературным путем. Его творчество завораживает органичным сплетением мрачного и светлого: художник рассказывает о косных провинциальных устоях, вызывающих тягостные размышления, и в то же время очаровывает опоэтизированными природными зарисовками, настраивающими на лиричный лад. «С одной стороны, в его произведениях выражается вера в грядущее преображение жизни, с другой — проявляются настроения упадка, безверия, безысходности. Чувством тоски проникнуты ранние рассказы», - отмечает A.A. Волков [1]. «Думы и грёзы» - название, которое начинающий литератор С.Н. Сергеев-Ценский дал своему сборнику стихов, может стать эпиграфом ко всему его творчеству.

В центре внимания писателя - судьбы самых разных людей. «Кажется, нет такого слоя населения, такого сословия, нет такого рода занятий, представителей которых не вывел бы Сергеев-Ценский в том или ином своем произведении. Кого-кого только не увидит читатель на страницах его книг! <.. .> Тут и древние старики, и люди так называемого среднего возраста, и молодёжь, и дети - школьники и дошкольники. Без преувеличения можно сказать, что такую "смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний" мы обнаружим в русской литературе только ещё у Чехова и у Лескова», - отмечает Н.М. Любимов [2].

В этом своеобразном калейдоскопе лиц, характеров, судеб особое место занимают женские образы, значимость которых в его творчестве, как нам кажется, весьма велика. Как отмечает Ю.М. Лотман, «характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурой эпохи. С одной стороны, женщина с её напряжённой эмоциональностью живо и непосред-

ственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни. С другой стороны, женский характер парадоксально реализует и прямо противоположные свойства. Женщина —жена и мать — в наибольшей степени связана с надысториче-скими свойствами человека, с тем, что глубже и шире отпечатков эпохи»

[3].

Исследователи творчества писателя отмечали, что женские образы в его произведениях не часто являются центральными. Тем не менее, в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского представлены яркие самобытные героини, каждая из которых обладает самостоятельным жизненным, эстетическим, эмоциональным содержанием.

Женские образы С.Н. Сергеева-Ценского в том или ином ключе вызывали интерес некоторых исследователей - П. Плукша, И. Шевцова, Ю. Шпрыгова, Л. Хворовой, О. Нарбековой. Однако этот интерес к обозначенному аспекту творчества С.Н. Сергеева-Ценского носит фрагментарный характер, и до сих пор нет отдельного специального исследования, изучающего данную сторону художественного наследия писателя.

Между тем, анализ образа русской женщины в творчестве С.Н. Сер-геева-Ценского позволит открыть новые грани идейного смысла произведений автора, раскрыть самобытность его художественного творчества. Обращение к женским образам поможет установить более четкую логику эволюции художника, выявить его отношение к гуманистической проблематике, социальным катаклизмам и пр.

Творчество С.Н. Сергеева-Ценского в последнее десятилетие изучается достаточно активно.

Актуальность такого прочтения определяется местом и ролью творчества С.Н. Сергеева-Ценского в общем литературном процессе начала XX века. В современном ценсковедении предпринимаются удачные по-

пытки сравнительно-типологической методики изысканий, вследствие чего вскрываются творческие параллели и поэтико-философские соприкосновения С.Н. Сергеева-Ценского, как с современниками, так и с маститыми классиками. Творчество писателя, таким образом, логично ставится в контекст русской классики.

В современных исследованиях осуществляется также последовательное выявление тех трагических фальсификаций, которые были допущены советским ценсковедением. В частности, в изысканиях JI.E. Хворо-вой, Н.М. Немцовой, Е.П. Тырновецкой, О.В. Нарбековой имеют место архивные документы, ранее абсолютно неизвестные читателю.

В русской литературе образ женщины традиционно занимает принципиально важное место. Галерея прекрасных самобытных героинь, созданных творческим гением A.C. Пушкина, И.А. Гончарова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, H.A. Некрасова, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Толстого и других замечательных писателей стала достоянием не только отечественной, но и мировой литературы. Интерес со стороны исследователей к женским образам никогда не ослабевал. Так происходит и в последнее десятилетие. Обращение к женщине, «женскому» (и эта проблема актуальна не только для художественной литературы, но и медицины и психологии, а также для философии, социологии, публицистики; о многом говорит даже рождение терминов «женская проза», «женская журналистика»), написано значительное количество диссертационных исследований, обращенных именно к «женскому» в русской литературе в самых разных аспектах.

Такая тенденция имеет глубокие как отечественные, так и зарубежные корни. Еще в 1938 году немецкий мыслитель В. Шубарт, рассуждая об образцах человеческих идеалов у разных народов, писал: «У китайцев это мудрец, у индусов - аскет, у римлян - властитель, у англичан и испанцев -

аристократ, у немцев - солдат, Россия же предстает идеалом своей женщины» [4].

Каждая культура содержит и «тёмный», и «светлый» лики женственности. Женский образ в каждой культуре предельно антиномичен: одну половину женского лика, по мысли Б. Фридан, составляет «образ добропорядочной, чистой женщины, достойной преклонения, и вторую - женщины падшей, с плотскими желаниями» [5].

Женские интенции занимают заметное место в русской культуре. Писатели, поэты, скульпторы, художники, режиссеры воссоздавали образ женщины в различных ипостасях. «Голос женщины звучал в разные времена с разной силой, с разной тональностью, каждая эпоха прислушивалась к её голосу по-своему», - отмечает В.Н Кардапольцев [6].

Идеал русской женщины долгое время соответствовал канонам «Домостроя» - известного памятника средневековой дидактической мысли: «Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу» [7]. В женщине ценилась преданность мужу, забота о детях, домовитость.

В воззрениях на женщину русская философская мысль Средневековья следовала во многом тенденциям, заложенным в Священном Писании и сочинениям отцов церкви. Логичным был взгляд, что женщина создана в помощь мужчине, она во многом несовершеннее его, и потому во всём должна ему следовать.

Эта тенденция меняется лишь в XVIII веке. Интеллектуальный фон этих перемен составили переориентация философской мысли от богопо-знания к познанию природы и человека, утверждение теории естественного права, способствовавшей пробуждению интереса к философии семьи, трансформация представлений о взаимоотношениях души и тела [8]. Конечно, свою роль сыграла и заданная Петром Великим ориентация на Европу, и влияние западной мысли, и фактор женщины на российском престоле.

В XIX веке роль женщины в обществе кардинально меняется, и это в немалой степени связано и с событиями войны 1812 года, когда она проявила себя как защитник Отечества, и, несомненно, с подвигом декабристок, поднявших планку нравственных требований к русской женщине.

В этот период в русской мысли обозначается дискуссионность взглядов на сущность женского начала. Показательным является суждение Ф.М. Достоевского о борьбе «идеала Мадонны» с «идеалом содомским» -так великий писатель характеризует впечатления, которые рождает женщина в душе мужчины. Комментируя понимание сущности женского начала великим писателем, H.A. Бердяев пишет: «В трагедии мужского духа женщина означает раздвоение» [9]. И эта идея будет характерна для многих русских мыслителей.

В XIX веке женщина объявляется чуть ли ни спасительницей мира: «И если мы, русские, чем и можем хвалиться в нашей убогой жизненной среде, то только образом русской женщины. <.. .> Нигде никогда не бывало, да нигде и не может быть женского образа чище, проще, задушевнее, величавее и прекраснее», - писал П.А. Бакунин [10].

Именно XIX век подарил миру образ Татьяны Лариной - идеал жертвенности, верности мужу и долгу, «апофеоза русской женщины» (Достоевский). В это же время заговорили и о тендерных характеристиках «русской души» [11].

На рубеже XIX - XX веков в русской литературе формируется иной образ женщины. В целом литература рубежа веков дарит миру амбива-лентныи образ женщины, заставляющий рассуждать о его неоднозначности: это и воплощение «вечной женственности» эпохи декаданса; и женщина-ребёнок - дань романтической традиции; женщина сочетает в себе ангела и демона, мужское и женское начало. В ней обнаруживаются черты пассивности, подчинения, природы, рода, чувства, инстинктивности, бессознательного, конкретного мышления, милосердия. Женщину характери-

зуют с помощью не вполне человеческих качеств, и в этом отношении вполне показательно суждение Н. Бердяева: «Женщина существо совсем иного порядка, чем мужчина. Она гораздо менее человек, гораздо более природа» [12].

Сочинения видных мыслителей этой эпохи часто изобилуют предостережениями по поводу смешения двух ликов женственности. B.C. Соловьёв разграничивает «поклонение женской природе самой по себе» и «истинное почитание вечной женственности» [13]; С.Н. Булгаков говорит о необходимости отличать «женщину» от «самки», «чистую женственность» от «дурной женственности» [14]; H.A. Бердяев указывает на противоположность «соблазняющей и расслабляющей женственности Евы» и «женственности Девы Марии» [15]. Эта же оппозиция («Прекрасная Дама» - «Астарта») так характерна для творчества A.A. Блока.

Обращенность культуры Серебряного века к осмыслению женственности не случайна. Все философские понятия этой эпохи - Богочеловече-ство, Всеединство, Соборность, Творчество - предполагали высокую оценку женственности как метафизического принципа.

Несомненно, веяния эпохи не могли не оказать влияния на образ женщины, рождённый писательским гением С.Н. Сергеева-Ценского.

В первой четверти XX века на страницах своих поэм в прозе «Лесная топь» (1906), «Печаль полей» (1909), «Валя» (1909 - 1913) художник обращается к образу женщины. В большинстве литературоведческих работ советского периода (Ю.Д. Анипкин, В. Борисова, A.A. Волков, П.Дегтярев, H.H. Замошкин, Н.М. Любимов, П.И. Плукш, Г.Г. Степанов и др.) авторы рассматривают творчество С.Н. Сергеева-Ценского, акцентируя внимание на реалистичности изображаемых лиц и ситуаций, социальной проблематике произведений. В характеристиках персонажей на первый план выходит их отношение к существующему миропорядку, а поступки и характеры героев объясняются условиями среды, их сформиро-

вавшей. Авторы значительной части исследований этого времени старались не замечать тех аспектов творчества писателя, которые не вписывались в рамки общепринятой литературоведческой концепции. И только в постсоветский период появился ряд заметных работ, авторы которых предприняли попытку освобождения читательского представления о С.Н. Сергееве-Ценском от привычных догм, демонстрируя объективный подход к анализу произведений и взглядов писателя (исследования Л.Е. Хво-ровой, О.В Набрековой, Н.М. Немцовой и др.).

Цель настоящей работы - анализ женских характеров в раннем творчестве С.Н. Сергеева-Ценского.

Сформулированная цель реализуется в решении следующих задач:

1) выявить основополагающие поэтические средства выражения характера русской женщины в ранних произведениях С.Н. Сергеева-Ценского;

2) раскрыть особенности нравственно-философского содержания женских образов в «Лесной топи», «Печали полей», «Вале»;

3) охарактеризовать женские персонажи с позиции системы ценностей, которая сформирована отечественной литературой;

4) определить специфику изображения женщины в раннем творчестве, связанную как с субъективными факторами формирующегося мировоззрения писателя, так и рожденную особенностями серебряного века, существенно трансформировавшими облик женщины, сформированный в свою очередь эстетикой предшествующего столетия;

5) осмыслить природные реалии как важнейшие составляющие образных характеристик героинь.

Материалы для исследования - ранняя проза С.Н. Сергеева -Ценского, а также в некоторой степени - эпистолярное наследие и публицистика.

В качестве объекта исследования выбраны произведения, в которых наиболее ярко отразились ранние художественные и мировоззренческие представления С.Н. Сергеева-Ценского о женском характере, о значении женского начала и его роли в современном ему обществе. Это произведения «Лесная топь» и «Валя», в которых образ женщины является центральным, а также поэма «Печаль полей», где образу женщины уделяется значительное внимание, важное для анализа обозначенной проблематики в прозаическом наследии писателя. Хронологический объект исследования - ключевые произведения 1905 - 1914 годов (в этом году писатель был призван в армию), то есть те, которые в традиционном ценсковедении принято называть «ранними». Роман «Бабаев» - центральное, ключевое произведение писателя этих лет, в диссертации не рассматривается, поскольку в нём нет характеров, которые можно было бы назвать определяющими для специфических оценок масштаба диссертационного сочинения. Этот роман скорее, так сказать, «мужской».

Выполненная работа, безусловно, не претендует на всеохватность и полноту анализа женских персонажей в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского. Это связано с тем, что во многих произведениях писателя женщина не является сюжетным центром или ключевым связующим звеном фабулы, и в этом случае героини находятся в тесной связи с другими действующими лицами. Следовательно, необходимо в таких случаях изучать образы героинь не изолированно, а в кругу других персонажей произведения в целом. Акцент делается на ярких женских образах, в которых типичность осмыслена автором всесторонне, что помогает полноценнее разобраться в творчестве художника в целом, почувствовать неоднозначность его творческой натуры и выбранной художественной манеры.

Предмет исследования - своеобразие женских образов в раннем творчестве, их содержание, связь с миром природы и с обществом.

В качестве теоретико-методологической базы использовались работы русских и зарубежных философов H.A. Бердяева, И.А. Ильина, Д.С. Лихачёва, B.C. Соловьёва, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, О.В. Рябова, В.Н. Кардапольцевой, в которых изучаются особенности русского характера, а также осмысливается образ русской женщины в культурной и исторической традиции.

В процессе работы над диссертацией был учтён опыт исследований советских и современных ценсковедов Н.М. Любимова, О.В. Нарбековой, Н.М. Немцовой, П.И. Плукша, Е.П. Тырновецкой, В. П. Цыганника, Л.Е. Хворовой, Ю.М. Шпрыгова, посвященных изучению различных аспектов творческого наследия писателя и, в частности, касающихся в некоторой степени осмысления женских характеров в раннем творчестве.

Учтена многолетняя творческая деятельность кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» в области ценсковедения.

В процессе исследования применялись текстологический, культурно-исторический, сравнительно - исторический, культурно - аксиологический методы и подходы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней исследовательское внимание направлено на самобытность женских характеров в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, раскрывается их уникальность и идейно-художественная значимость в рамках специального диссертационного сочинения. Работа дает представление о важнейшей части самобытной прозы писателя, выявляя функциональную значимость русского женского характера в прозе талантливого художника слова. Исследование обозначенной проблемы способствует расширению представлений о художественном методе писателя, его подходе к миру и человеку.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она способствует более глубокому пониманию художественно-философских аспек-

тов поэтики прозы С.Н. Сергеева-Ценского, позволяет оценить специфику его прозы как оригинальное эстетическое явление эпохи начала XX века в аспекте общекультурной доминанты и в системе собственных, авторских открытий. Диссертация уточняет в этой связи некоторые мировоззренческие установки писателя, специфику его символики, факторы её «врастания» в общую «реалистичность» повествования. Материалы и выводы помогают полнее представить такое теоретическое понятие как «художественный мир» этого автора, глубже проникнуть в индивидуальную специфику его творчества.

В теоретическом плане работа в достаточной степени акцентирует также роль пейзажа в художественном произведении, поскольку С.Н. Сер-геев-Ценский обладал оригинальным, пожалуй, не похожим ни на кого воображением художника. Отсюда и констатация - подтверждение факта, высказанного в работах JI.E. Хворовой, О.В. Нарбековой о том, что рассматриваемые произведения, их как формальные, так и содержательные признаки, «вырастают» из пейзажных полотен. Другими словами, первичен пейзаж, а указанные признаки воспринимаются как «вторичные». В связи с этим в работе уточняются функции взаимодействия пейзажных элементов с другими атрибутами поэтической выраженности (в частности, с портретными характеристиками).

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в процессе дальнейшего научного изучения творчества С.Н. Сергеева-Ценского. Кроме того, материалы исследования полезны при составлении лекций, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных роли образа женщины в русской литературной традиции, а также для осмысления других актуальных вопросов постсоветского цен-сковедения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Несмотря на то, что все три рассматриваемые произведения имеют отношение к раннему творчеству, все они, тем не менее, представляют разные моменты эпохи «великого слома», как духовного, так и социального. «Лесная топь» характеризует состояние духовного спада и растерянности общества и конкретной личности (в данном случае - женщины) в эпоху поражения революции 1905-1907 годов. В «Печали полей» ощущается смутное предчувствие начала великой трагической катастрофы для России - первой мировой войны, а роман «Валя» создавался много лет, с перерывом для самого писателя, призванного в армию. Все эти перипетии существенным образом не отразились на пульсации отдельных деталей облика главных героинь - Антонины («Лесная топь»), Анны («Печаль полей»), Вали, Натальи Львовны («Валя»). Схожие поэтико - философские тенденции, рассматриваемые в диссертации, присущи всем упомянутым героиням. Следует признать в этой связи некую эстетическую целостность эпохи начала века, воссозданную молодым С.Н. Сергеевым-Ценским в трагических красках.

2. В том числе и через психологию женских характеров автор пытается вскрыть глубокие социально - нравственные проблемы современного ему общества предреволюционной эпохи. Его, в частности, серьезно волнует кризис семейных отношений, утрата в женщинах материнского чувства, их свободное и своевольное отношение к супружеским обязанностям, к браку в целом. Изображая отношения в семье, автору важно воссоздать утрату должных естественных связующих звеньев в преемственности поколений - уважения младших к старшим, признания их авторитета, уважения и понимания старшими новых тенденций в «лагере детей».

3. Женские характеры, воссозданные С.Н. Сергеевым-Ценским, помогают также читателю осознать некий «анахронизм» в отношениях между мужем и женой, особенно в крестьянских семьях («Лесная топь»), со-

поставить их специфику с отношениями в среде других сословий («Печаль полей» и «Валя»). Наряду с серьёзной деградацией института семьи в целом и негативным отношением к ней автора следует подчеркнуть, однако, и упомянутый анахронизм (на уровне бытовых, а не законодательных реалий): деспотичность мужчины в доме, частое отсутствие равноправия в отношениях, нередко и отсутствие так называемой «физиологической любви». Всё это естественным образом провоцировало представительниц

/"' КА К*

слабого пола к крайней решительным, неординарным, а иногда и из ряда вон выходящим поступкам (как, например, убийство матерью своей дочери в «Лесной топи»).

4. Как и у других писателей - современников раннего С.Н. Сергеева-Ценского (в первую очередь И.А.Бунина) в специфике построения женских характеров, как и в повествовании в целом, очевидна постоянная и глубокая грусть по всему уходящему и одновременно напряженное ожидание будущего, полного роковых предчувствий. Ощущение грусти, тоски, фактическое постоянство мортального мотива: смертельный, безвременный финал всех без исключения молодых женщин (кроме Натальи Львовны), а также детей, делают большинство произведений раннего С.Н. Сергеева-Ценского трагически роковыми с налётом откровенной безысходности.

5. Тема дома, широко представленная в раннем творчестве, явилась символическим индикатором пульсирующего по всему поэтическому пространству мотива разрушения, либо его предчувствия. Дом раннего С.Н. Сергеева-Ценского не только не спасает, но и губит; его покинула благодать, в нем нет теплоты, напротив, очевидна безжизненная пустота. Мор-тальный мотив в данном аспекте усиливается реминисценцией тишины, которая у раннего С.Н. Сергеева-Ценского носит трагическую окраску и символизирует кризис, застой отношений внутрисемейных. Аксиома кредо раннего писателя такова: дом без женщины не только не может сущест-

вовать, но и сама женщина является разрушительницей домашнего очага и даже становится причиной несчастий мужчин (поведение Антонины в «Лесной топи» и Вали в одноименной поэме, роковая трагедия Анны из «Печали полей»).

6. Способы построения женских характеров раннего С.Н. Сергеева-Ценского характеризуются следующими особенностями: через детали портретных характеристик, поданных штрихообразно, «пунктирно», «разбросанных» по всем текстам произведений - к осмыслению и типизации основополагающих психологических черт того или иного характера в целом.

7. Оригинальность формирования женского характера раннего С.Н. Сергеева-Ценского невозможно констатировать без учёта той основополагающей роли, которую играют в произведениях развёрнутые пейзажные характеристики. Природные компоненты, имеющие в произведениях различные способы воплощения: от философии заглавия и малых художественных деталей до развёрнутых сюжетно-композиционных средств выражения - одно из важнейших средств раскрытия женских образов в рассматриваемых произведениях. Тот или иной конкретный природный компонент с символико-философским наполнением ассоциируется с именем конкретной женщины: ЛЕС («Лесная топь») - с Антониной, ПОЛЕ («Печаль полей») - с Анной, МОРЕ - с Натальей Львовной («Валя»).

Сформулированные положения для защиты «провоцируют» содержание рабочей гипотезы. Констатируемые особенности построения женских характеров в ранней прозе С.Н. Сергеева-Ценского, специфика их подачи (роковой трагизм, холод одиночества, разрушение семейных отношений, давящая на повествование мортальная аура, массовый уход из дома как один из стабильных факторов философии разрушения, во многом обусловлены не только и возможно не столько общей поэтико - философской доминантой серебряного века, поскольку, несмотря на некоторую

схожесть с писателями-современниками, он всё-таки был в основном и целом продолжателем традиций, заложенных в веке девятнадцатом, а скорее трагическими и даже фатальными перипетиями ранней собственной личной жизни. Неслучайно, что сам С.Н. Сергеев-Ценский, оставшись круглым сиротой, потеряв всех близких родственников, вынужденный уйти из дома, всегда категорически не любил вспоминать своё детство, писать биографию, а Тамбовщину покинув навсегда, и больше никогда не возвращался. Речь в данном случае идет не о том, что С.Н. Сергеев-Ценский не любил Тамбов, а о более сложном чувстве, которое по каким-то причинам не «пускало» его на родину. Рассматриваемые произведения «Валя» и «Лесная топь», написанные на тамбовском материале, несут откровенную печать трагичности вполне очевидно, прежде всего, по вышеназванным причинам.

Кроме того, одиночество по жизни, непонимание окружающих, боли и обиды, причинённые ими, отсутствие любящей женщины, несчастная любовь закрепили за С.Н. Сергеевым-Ценским имидж одинокого скитальца (имеется в виду, прежде всего пафос его раннего творчества, формирующий его как «биографического автора»), схожего с его особенно любимым М.Ю. Лермонтовым (версия Л.Е. Хворовой).

Крымский материал («Валя») создает уже иное настроение, несмотря на отмеченные перипетии мрачности и безысходности.

Апробация работы. Основные её положения были апробированы в 9 научных публикациях (4 из них - опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК), а также в ходе XIII Научно-практической конференции «Грани творчества» (Тамбов, 2009), Международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (Одесса, 2010). Кроме того, материалы диссертации были опубликованы также в научном журнале аспирантов и преподавателей (Курск. 2011) и апробированы в рамках II Международной заочной научно -

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кульбашная, Елена Валерьевна, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I

1. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. в 12-ти томах. - М.: «Правда», Библиотека «Огонек», 1967.

2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. В 30 т. Т. 14. - Л., 1976.

3. Горький М. Сказки об Италии. Поли. собр. соч. Художественные произведения. — М.: Наука, 1971. — Т. 12.

4. Мориак Ф. Мартышка. Перевод с франц. Н. Жарковой и Н. Немчиновой. / Ф. Мориак. М.: Прогресс, 1975., - 92с.

5. Толстой Л.Н. Анна Каренина. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1998. -

886 с.

Российский государственный архив литературы и искусства

6. РГАЛИ Ф. 1161. Оп.1. Ед.хр. 104: С.Н. Сергеев-Ценский. В грозу - Невидимый: Рассказ. Автограф и машинопись. - Август, 1922.

7. РГАЛИ. Ф.1161. Оп.1 Ед.хр. 235: С.Н. Сергеев-Ценский. Тетрадь с набросками к романам «Валя» и др.

8. РГАЛИ. Ф. 1161. Оп. 1 Ед.хр. 237: С.Н. Сергеев-Ценский. Тетрадь с набросками к романам «Валя» и др.

9. РГАЛИ. Ф. 1161. Оп. 1 Ед.хр. 238: С.Н. Сергеев-Ценский. Тетрадь с набросками к романам «Валя» и др. 1921.

10. РГАЛИ. Ф.1161. Оп.1. Ед.хр. 242: С.Н. Сергеев-Ценский Тетрадь с записями о романах «Преступная красота», «Беззаконная красота» и др. 1931.

11. РГАЛИ. Ф.155. Оп. 1. Ед.хр. 470: Сергеев-Ценский - Горн-фельду: Письма. 1914 - 1923.

12. РГАЛИ. Ф. 1610. Оп. 1. Ед.хр. 29: Сергеев-Ценский - Зайцеву: Письма. 1923 - 1925.

13. РГАЛИ. Ф. 1328. On. 1. Ед.хр. 313: Сергеев-Ценский - Полонскому: Письма.

II

14. Анипкин Ю.Д. Проблема счастья в дореволюционном творчестве С.Н. Сергеева-Ценского // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. - Симферополь: Крым, 1965. С. 24- 27.

15. Анипкин Ю.Д. С.Н. Сергеев-Ценский: к 100-летию со дня рождения / Ю.Д. Анипкин. - М.: Знание, 1974. 64 с.

16. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. - М.: Индрик, 1994. Т. 2.-801 с.

17. Архангельская Н.Е. Проблема греха и его искупления в поэме С.Н. Сергева-Ценского «Лесная топь» // Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края / Под общей ред. проф. Л.В. Поляковой. - Тамбов, 1993. Вып. II. С. 88-93.

18. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. - М., 1995. -383 с.

19. Бердяев H.A. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») // H.A. Бердяев о русской философии. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. Ч. 2. - 287 с.

20. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества. - М., 1989 - 624 с.

21. Богачер М. Певец «обреченных» (О творчестве С. Сергеева-Ценского) // Русский язык в советской школе. 1931. № 4. С. 33-48.

22. Борев Ю.Б. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов/ Ю.Б. Бореев. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 575 с.

23. Борисова В. С.Н. Сергеев-Ценский // Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 10 т. Т.1. -М.: Худож. лит, 1955. С. 5-23.

24. Брызгалова Г.Ф. Стереотипы народно-разговорной речи в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского // Актуальные вопросы русской филологии. М., 1975. С. 34-39.

25. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М. Изд-во. Республика, 1994. - 415 с.

26. Бурлаков Н.С. Некоторые особенности рассказа С.Н. Сергеева-Ценского // Русская литература XX века: Дооктябрьский период. - Калуга: Изд-во Калужского пед. ин-та, 1968. С. 239-246.

27. Вайсберг М.Я., Тартаковская М.Е. С.Н. Сергеев-Ценский - художник. - Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1977. - 110 с.

28. Ванюков А.И. Повесть в эпической системе С.Н. Сергеева-Ценского: (Типология и поэтика жанра) // Кредо. - Тамбов, 1996. № 6-7. С. 9-17.

29. Вислова A.B. На грани игры и жизни: (Игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века» // Вопросы философии. 1997. № 12.-520 с.

30. Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк. - М.: Вече, 2006. - 528 с.

31. Волков А. Выдающийся мастер слова // Известия, 1955. 30 сентября.

32. Волков А. Продолжатель работы русских классиков // Известия, 1958. 9 июля.

33. Волков A.A. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. - М.: Просвещение, 1964. - 503 с.

34. Волков A.A. С.Н. Сергеев-Ценский // Сергеев-Ценский С.Н. Избранное. -М.: Гослитиздат, 1950. С. 3-10.

35. Гаврилов В.Н. Писатель, художник, педагог: К 110-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - Киев, 1985. №9. С. 72-74.

36. Галанов Б.Е. Живопись словом: Человек, пейзаж, вещь. - М., 1972.-343 с.

37. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века: Пособие для гуманитарных вузов. - СПб.: Специальная литература, 1997. - 320 с.

38. Горнфельд А.Г. Путь Сергеева-Ценского // Русское богатство. 1913. №12. С. 121-152.

39. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. -Нижний Новгород, 1996. - 480 с.

40. Гуревич И.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972. -

145 с.

41. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок. 1500 ил. - М. Астрель: Транзит-книга, 2006. - 348 с.

42. Дегтярев П. Властелин словесных тайн. К 110-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского // Радуга. - Киев, 1975. № 10. С. 145 -156.

43. Дегтярев П. О творчестве С.Н. Сергеева-Ценского // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России: Эпопея. - Симферополь: Таврия, 1985. С. 745-751.

44. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX - начала XX веков. Л.: Советский писатель, 1977. - 368 с.

45. Дорожкина В.Т., Полякова Л.В. Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков. Справочник. - Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграф-издат», 2006 . - 170 с.

46. Дробчик И. Мастер пейзажа // Русская речь. 1978. № 3. С. 30-32.

47. Ефремин А. С. Сергеев-Ценский: К 30-летию литературной деятельности // Новый мир. 1932. №3. С. 203-216.

48. Жиляев Г.Е. О некоторых особенностях мастерства С.Н. Сер-геева-Ценского // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. - Симферополь: Крым, 1965. С. 12-17.

49. Замошкин Н.И. Огонь в одежде слова // Дружба народов. 1965. № 6. С. 90.

50. Замошкин Н.И. С.Н. Сергеев-Ценский. - М.: ГИХЛ, 1942. -

204 с.

51. Замошкин Н.И. Спутники нашей жизни. - М.: Советский писатель, 1964.-211 с.

52. Замошкон Н.И. Сорокалетие (О С.Н. Сергееве-Ценском) // Октябрь. 1940. С. 162-179; № 12. С. 142-157.

53. Захарова В.Т. Импрессионизм в ранней прозе Сергеева-Ценского // Художественный текст и культура: Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции. - Владимир: Изд-во Владимирского пед. ин-та, 1993. С. 71-73.

54. Зверева Е.А. Природа в художественном мире С.Н. Сергеева-Ценского (на материале романа «Обреченные на гибель») // Природа и человек в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. С. 297-300.

55. Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа // Филологические науки. 1994. № 5-6.

56. Иванов-Разумник Р.В. Жизнь надо заслужить // Заветы. 1913. №9. Отд. II. С. 132-154.

57. Ильина С.А. Тема юродства в поэме С.Н. Сергеева-Ценского «Лесная топь» // Актуальные проблемы русской филологии: юбилейный сборник к 80-летию профессора Н.Г. Блохиной. -Тамбов: Издат. Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. С 165-169.

58. Калашникова A.A. Властелин словесных тайн // В мире книг. 1975. №9. С. 71-72.

59. Калашникова А.А. С.Н. Сергеев-Ценский и русские писатели // Литературная Россия. 1976. № 9. 27 февраля. С. 20.

60. Кардапольцева В.Н. Образ женщины в русской культуре // Каргопольцева В.Н. Женские лики России. - Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2000. - 153 с.

61. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. - М.: Наука, 1975.-280 с.

62. Клейменова Г. К вопросу социальной направленности поэмы С. Сергеева-Ценского «Печаль полей» // Краткие сообщения и доклады о научно-исследовательской работе за 1962 год. Приложение к отчету о научно-исследовательской работе за 1962 год: Гуманитарные науки. - Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1965. С. 81-86.

63. Клейменова Г. Поэма С. Сергеева-Ценского «Печаль полей» // Труды Иркут. гос. ун-та: Серия литературоведения и критики. Т. XXXIII. Вып. 4. С. 107-130.

64. Козлов В.К., Путнин Ф.В. Творческий путь С.Н. Сергеева-Ценского // Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 12-ти т. Т. 1. - М.: Правда, 1967. С. 3-26.

65. Колтоновская Е.А. Из новейшей литературы. Сергеев-Ценский //Русская мысль. 1913. № 12. С. 95-110.

66. Котляр А. О мнимо слабых // Худ. литература. 1933. № 7. С. 14-15.

67. Котляр А. Философия обывательщины // Худ. литература. 1935. С. 13-15.

68. Кранихфельд В.П. Поэт красочных пятен (С.Н. Сергеев-Ценский) // Современный мир. 1910. № 7. С. 108.

69. Кранихфельд В.П. Сергеев-Ценский // Кранихфельд В.П. В мире идей и образов: В 3-х т. Т. 2. - СПб, 1912. С. 94-131.

70. Крылатые фразы и афоризмы отечественного кино. - М: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. - 831 с.

71. Куликов А.И. Сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» (психоаналитический этюд). // Российский психоаналитический вестник, 19931994. №3-4. С. 123-130.

72. Купер Дж. Энциклопедия символов. Серия «Символы». Книга IV. - М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995. - 397 с.

73. Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Родные просторы // Зализняк Анна А., Левонтина И.Б.. Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. - М.: Языки славянской культуры. 2005. С. 64 - 76.

74. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. - 480 с.

75. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1994. - 245 с.

76. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.

77. Любимов Н.М. Несгораемые слова: об искусстве С.Н. Сергеева-Ценского // Сергеев-Ценский С.Н. Сорб. соч.: В 12-ти т. Т. 12. - М.: Правда, 1967. С. 516-529.

78. Любимов Н.М. Сергеев-Ценский - художник слова // С.Н. Сергеев-Ценский. Собр. соч. В 12 т. Т. 12. -М.: Правда, 1967. С. 428-438.

79. Макаренко Г.С. С.Н. Сергеев-Ценский. Критико-биографический очерк. - Симферополь: Крымиздат, 1957. - 218 с.

80. Маршак С.Я. Воспитание словом (статьи, заметки, воспоминания) // Собр. соч. в 8-ми т. Т. 7. - М.: Художественная литература, 1971. -254 с.

81. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

82. Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. - Симферополь: Крым, 1965. - 64 с.

83. Материалы третьей научной конференции, посвященной творчеству С.Н. Сергеева-Ценского. - Симферополь: Крым, 1968. - 90 с.

84. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. - СПб: Искусство, 1999. - 727 с.

85. Михайлов И. К 85-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского (Об архиве писателя) // Литература и жизнь. 1960. 30 сентября. -159 с.

86. Михайлов О. Страницы русского реализма. Заметки о русской литературе XX века. — М.: Современник, 1982. — 282 с.

87. Михеев Ю.Э. Могучий талант // Тамбовская правда. 1985. 29 сентября. С. 3.

88. «Могучий, нестареющий русский талант». К 130-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. - Тамбов: ТОИПКРО, 2005. - 77 с.

89. На пути к преображению. О Сергееве-Ценском // Красная газета. 1927. 29 марта.

90. Нарбекова О.В. «Бумеранг от реализма к мистицизму»»: мистическое в романе С.Н. Сергеева-Ценского «Преображение» // Гуманитарные науки: проблемы и решения. Вып. II: Сборник научных статей. - СПб: Нестор. 2004. С. 209. С. 207 - 211.

91. Нарбекова О.В. «Красота» как духовно-нравственная категория в дилогии С.Н. Сергеева-Ценского «Преображение» // Художественное слово в современном мире: сб. науч. ст. - Тамбов: Изд-во Там. гос. техн. ун-та, 2002. - Вып. 4. - С. 6-8.

92. Нарбекова О.В. Философия жизненной правды в понимании героев романа С.Н. Сергеева-Ценсокого «Валя» // Художественное слово в соврменном мире: сб. науч. ст. - Тамбов: Изд-во Там. гос. техн. ун-та, 2002.-Вып. 5.-С. 3-5.

93. Никифор (Бажанов) арх. Иллюстрированная библейская энциклопедия / Архимандрит Никифор (Бажанов) - авт.-сост. - М.: Эксмо, 2008. - 640 с.

94. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 75000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд. -М.: Рус .яз., 1986. - 797 с.

95. Панкеев И.А. Тайны русских суеверий. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Олимп: Астрель: ACT, 2007. - 278 с.

96. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство: Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. - М.: Наука, 1972.-125 с.

97. Писакина Г.Ю. Начало пути: раннее творчество С.Н. Сергеева-Ценского // Актуальные проблемы общего, исторического, сопоставительного языкознания и литературоведения. - М., 1988. С. 374-381.

98. Писакина Г.Ю. Предоктябрьское десятилетие в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского: творческие искания и духовный кризис писателя // Проблемы художественного метода русской литературы конца XIX -XX века. Тезисы докладов Крымской научной конференции 18-29 сентября 1990 года. - Симферополь, 1990. С. 54-56.

99. Плукш П.И. С.Н. Сергеев-Ценский - писатель, человек. - М.: Современник, 1975. - 237 с.

100. Плукш П.И. Сергей Николаевич Сергеев-Ценский: жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1968. - 280 с.

101. Полякова JI.B. Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков. Компендиум (Краткое изложение авторского курса лекций). - Тамбов: ТОИПКРО, 2004. - 244 с.

102. Полякова Л.В. «Могучий, нестареющий русский талант». К 130-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского [Электронный ресурс] URL: http://sputnik.master-telecom.ru, свободный. Загл. с экрана.

103. Полякова JI.B. «Я с Россией до конца...» // Литературная Россия. 1995. 22 сентября. № 38. С. И.

104. Поповкин Е.Е. Сергеев-Ценский. Литературный портрет. -Симферополь: Крымиздат, 1955. - 63 с.

105. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 208с.

106. Пресняков О.П. С.Н. Сергеев-Ценский // История русской советской литературы: В 4-х т. Т. 2. - М.: Наука, 1967. С. 316-334.

107. Русская мысль в век Просвещения. М., Наука, 1991. - 289 с.

108. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1: От стимула к реакции: Ок. 7000 стимулов / Ю.Н. Краулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф, Тарасов. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. - 784 с.

109. Рябов О.В. Миф о русской женщине в отечественной и западной историософии [Электронный ресурс]. URL: http//www.a-z.ru/women_cdl/html/filologich_nauki_4.htm, свободный. Загл. с экрана.

110. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI - XX века). Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999. - 359 с.

111. Рябова Т.Б. Материнская и отцовская любовь в русской средневековой традиции // Женщина в российском обществе. 1996. № 1. С 2732.

112. Сваровская С.А. Особенности сюжетостроения малой прозы 1910-х годов (на материале творчества С. Подъячева, И. Шмелева, С. Н. Сергеева-Ценского) // Художественное слово и литературный процесс. -Томск: изд-во Томского ун-та, 1998. Вып.8. С. 22-40.

113. Сваровская С.А. Своеобразие пантеистической концепции бытия в реалистической прозе предоктябрьского десятилетия // Проблемы художественного метода русской литературы конца XIX - начала XX века.

Тезисы докладов Крымской научной конференции 18-29 сентября 1990 года. - Симферополь, 1990. С. 89-92.

114. Сергеев-Ценский в жизни и творчестве: воспоминания современников / ред.-сост. A.B. Прямков. - Тамбов: Тамб. кн. изд-во, 1963. -192 с.

115. Слобожанинова JI. Щедрый художник // Урал. Свердловск, 1975. С. 115-117.

116. Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца XVIII - начала XX в.): Более 4500 образных слов и выражений / H.H. Иванова, O.E. Иванова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. - 666 с.

117. Смирнов A.C. О реалистической символике в «Преображении России» С.Н. Сергеева-Ценского // Филологические науки. 1975. №5 (89). С. 3-10.

118. Степанов Г.Г. «Ваял, а не писал» // Литературная Россия. 1984. № 14. 30 марта. С. 19.

119. Степанов Г.Г. Дорогой длинною: Трилогия о С.Н. Сергееве-Ценском. - Краснодар, 1985. - 416 с.

120. Степанов Г.Г. Юность поэта. - Краснодар: Книжное изд-во, 1975.-192 с.

121. Степун Ф.А. С.Н. Сергеев-Ценский. Преображение. - Симферополь: Крымиздат, 1923 // Современные записки. 1924. Кн. XVIII. Критика и библиография. С. 429-434.

122. Тартаковская И.Е. Художественная деталь в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского // Актуальные проблемы филологических наук. - Ташкент: Изд-во Ташкентского гос. пед. ин-та им. Низами, 1977. Т. 195. С. 101-103.

123. Усиевич Е. О Сергееве-Ценском // Усиевич Е. Писатели и действительность. -М.: Худож. лит., 1936. С. 164-212.

124. Усиевич Е. Творческий путь Сергеева-Ценского // Литературный критик. 1935. № 3. С. 80-112.

125. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2009. - 960 с.

126. Федюкова Н.Ф. Проблема трагического в дооктябрьском творчестве Сергеева-Ценского // Материалы третьей научной конференции, посвященной творчеству С.Н. Сергеева-Ценского. - Симферополь: Крым, 1968. С. 31-37.

127. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс: Б.и., 1991. -601 с.

128. Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Федоров. - М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 2001. - 720 с.

129. Фридан Б. Загадка женственности. - М., Изд-во. Прогресс. 1994. -496 с.

130. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа. 1999. -

240 с.

131. Хворова Л.Е. «О сходстве несходного» Традиция как способ изучения специфики творческой индивидуальности писателя: Теоретический аспект// Державинские чтения. Филология. Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов (февраль, 1998). - Тамбов: Изд-во

ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. С. 18.

132. Хворова Л.Е. С.Н. Сергеев-Ценский и A.C. Хомяков: к вопросу преемственности поэтико-философских аспектов // Поэтические школы Тамбова. Прецедентные феномены тамбовских писателей в современной русской литературе: сб. науч. ст. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. С. 89-97.

133. Хворова Л.Е. Эпопея С.Н. Сергеева-Ценского «Преображение России» в контексте русской литературы. - Та мбов: Изд-во Тамб. го с. техн. ун-та, 2000. - 173 с.

134. Цыганник В.П. Живые строки // Радуга. - Киев, 1985. № 9. С. 138-141.

135. Чалмаев В.А. «С солнцем в крови» // Сергеев-Ценский С.Н. Неторопливое солнце: Роман, повести, рассказы. - М. 6 Современник, 1985. С. 5-18.

136. Чалмаев В.А. Певец преображенной России К 100-летию со дня рождения русского писателя Сергея Николаевича Сергеева-Ценского / В. Чалмаев // Литературная Россия. 1975. 26 сентября, №39.

137. Чацкина С. О пантеизме Сергеева-Ценского// Северные записки. 1913. №5. С. 233-242.

138. Чуковский К. Поэт бесплодия // Книга о современных писателях.-СПб., 1914. С. 73-88.

139. Шаныгин А. Творчество С.Н. Сергеева-Ценского накануне первой русской революции// Ученые записки Ленинградского пед. ин-та им. А.И. Герцена. 1960. Т. 108. 4.2. С. 3-40.

140. Шевцов И.М. Беспокойство// Огонёк. 1975. №39. - С. 15.

141. Шевцов И.М. О Сергееве-Ценском (Грустные заметки)// Молодая гвардия, 1996. №1. - С. 247-254.

142. Шевцов И.М. Орел смотрит на солнце: О Сергееве-Ценском. -М.: Молодая гвардия, 1963. - 336 с.

143. Шевцов И.М. Подвиг богатыря: О Сергееве-Ценском. - Тамбов: Книжное изд-во, 1960. - 446 с.

144. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. - М.: ООО «Издательство ACT»; - Харьков: ООО «Торсинг», 2003. - 591 с.

145. Шорыгина М.И. A.M. Горький и С.Н. Сергеев-Ценский // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. - Симферополь: Крым, 1965. С. 3-7.

146. Шорыгина М.И. Властелин словесных тайн // Русская речь. 1975. №5. С. 77-81.

147. Шпрыгов Ю.М. Чувство родины // Аврора. 1975. №9. С. 65-67.

148. Шубарт В. Европа душа Востока. -М., Изд-во. Русская идея. 1997. С 183-184.

149. Щербина В.Р. С.Н. Сергеев-Ценский // Щербина В.Р. Эпоха и человек. Литературно-критические очерки. М. Советский писатель, 1961. С. 203-300.

150. Щербина В.Р. Сергеев-Ценский // Новый мир. 1943. №10-11. С. 122-163.

151. Энциклопедический словарь символов / Авт.-сост. H.A. Истомина. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»,

2003.- 1056 с.

152. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / Авт.-сост. В. Андреева и др. М.:000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»,

2004.-624 с.

153. Эпштейн M. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высшая школа, 1990. - 303 с.

154. «Я с Россией до конца...»: С.Н. Сергеев-Ценский и современность / Под ред. Л.В. Поляковой. - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им.Г.Р. Державина. 1995. - 170 с.

III

155. Анипкин Ю.Д. Мировосприятие и стиль раннего С.Н. Сергее-ва-Ценского (1898 - 1914): дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01 -М., 1970. -276 с.

156. Берестовская Д.С. Литературно-критические взгляды С.Н. Сер-геева-Ценского: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 -М., 1971.-318 с.

157. Буркина O.A. Эволюция концепции человека в прозе С.Н. Сер-геева-Ценского первой трети XX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. -Тамбов, 2002.- 196 с.

158. Гончарова H. А. Ономастическое пространство как проявление языковой личности автора: на материале произведений С.Н. Сергеева-Ценского: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2007. - 189 с.

159. Жиляев Г.Е. Художественная проза С.Н. Сергеева-Ценсокго (Проблематика и поэтика): дис... д-ра филол. наук: 10.01.01. - Армавир, 1969.-725 с.

160. Зверева Е.А. Роман С.Н. Сергеева-Ценского «Обреченные на гибель»: нравственно-философский и поэтический контекст. Дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2002.-204 с.

161. Иванов H.H. Взаимодействие эпического и лирического в русской прозе 1910-х годов: (На материале произведений М.Горького, С.Н. Сергеева-Ценского, А.Н. Толстого): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. -М., 1990.- 176 с.

162. Калашникова A.A. Проблема личности в дооктябрьском творчестве С.Н. Сергеева-Ценского: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М.. 1978.- 188 с.

163. Клейменова Г.В. Творчество С.Н. Сергеева-Ценского (1898 -1913): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Иркутстк, 1966. - 356 с.

164. Краснослободцева Т.А. Ф.М. Достоевский в художественном мире С.Н. Сергеева-Ценского: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2005. - 190 с.

165. Нарбекова О.В. Дилогия С.Н. Сергеева-Ценского «Преображение»: Развитие замысла, художественно-философской концепции, характеров: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2004. - 198 с.

166. Немцова Н.М. Концепция мира и человека в художественно-философских исканиях С.Н. Сергеева-Ценского и М. Горького: На материале переписки 1910-1930-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2003.- 194 с.

167. Писакина Г.Ю. Дооктябрьское творчество С.Н. Сергеева-Ценского (Становление художественного самосознания писателя): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 1989. - 199 с.

168. Плукш П.И. С.Н. Сергеев-Ценский (Жизнь и творчество): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 1965.-373 с.

169. Поддячая Н. А. Жанровое своеобразие прозы С.Н. Сергеева-Ценского 1900-1920-х годов: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2006.- 180 с.

170. Пронина Е.А. Ранняя проза С.Н. Сергеева-Ценского: поэтика неореализма: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2000. - 186 с.

171. Смирнов A.C. «Преображение России» С.Н. Сергеева-Ценского (концепция, жанр, стиль): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. -M., 1973.-215 с.

172. Тырновецкая Е.П. Модель художественного времени позднего A.C. Пугкина в «Крымских рассказах» С.Н. Сергеева-Ценского: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2003. - 205 с.

173. Хворова JI. Е. Проза С. Н. Сергеева-Ценского 20-х - начала 30-х годов: Мир художника, реальность бытия: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 - Тамбов, 1995. - 197 с.

174. Хворова J1.E. Эпопея С.Н. Сергеева-Ценского «Преображение России» в культурно-аксиологической парадигме русской литературы: дис.... д-ра филол. наук: 10.01.01. - М., 2000.-341 с.

175. Чеснокова Н. В. Антропоцентрическая концепция творчества С.Н. Сергеева-Ценского: Лингвистический аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01.-Тамбов, 2003.- 191 с.

176. Цыганник В.П. Публицистика С.Н. Сергеева-Ценского: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Киев, 1986. -200 с.

177. Шорыгина М.И. Становление реализма С.Н. Сергеева-Ценского: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 1964. - 373 с

178. Шпрыгов Ю.М. Творчество С.Н. Сергеева-Ценского 1898 -1934 годов (Путь к социалистическому реализму): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01.-Л., 1967.-443 с.

179. Яковлева Е. Е. Выражение категории пространства в современном русском языке: На примере художественных произведений С.Н. Сергеева-Ценского: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Тамбов, 2003. -204 с.

IV

180. Афанасьева Ю. Ю. Проза М.С. Жуковой: женский мир и женское мировидение в русской литературе второй трети XIX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Томск, 2006. - 214 с.

181. Березкина Е. П. Типология женских образов в народническом романе: На материале творчества H.A. Арнольди, С.И. Смирновой, Н.Д. Хвощинской, O.A. Шапир: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - Улан-Удэ, 2004.-167 с.

182. Воробьева Н. В. Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Пермь. 2006. -257 с.

183. Гущина Т. В. Художественно-эстетические функции женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Орел, 2004. - 203 с.

184. Давлетова А. Р. Эстетические версии женского портрета в рассказах 60-90-х годов XX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 2007.-204 с.

185. Двойнишникова Т. Ф. Женские образы Ф.М. Достоевского: итоги и перспективы изучения: на материале русского и англоязычного литературоведения 1970-2000-х гг.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. -Улан-Удэ, 2006. - 299 с.

186. Игнатьева А. В. Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Сургут, 2008. -224 с.

187. Идрисова M. М. Концепция женского мира в русских романах В.В. Набокова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 - Махачкала, 2007. -152 с.

188. Капустина О. Б. Новый женский тип и поэзия конца XIX - начала XX веков: дис.... канд. филол. наук:: 10.01.01. Иваново, 2007. 177с.

189. Коломийцева Е. Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков: история развития и типологические особенности: автореф. дис. ... доктора филол. наук: 10.01.10, 10.01.01. - Краснодар, 2008. - 46 с.

190. Кошкарова Е. Г. Идейно-художественный диапазон «женской темы» в прозе современных русских писательниц и оценках литературной критики: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - Псков, 2005. - 197 с.

191. Лобанова Ю. А. Роль женских архетипов в метасюжете инициации героев Ю. Олеши: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Барнаул, 2007.-179 с.

192. Лукьянова Л. В. Проблема женских характеров в рассказах А. П. Чехова: В свете дискуссии по «женскому вопросу»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Б.м.- 190 с.

193. Лю Хуан-Син. Женские образы в прозе Чехова: В аспекте тендерной проблематики: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 2002, -165 с.

194. Мамаева О. В. Феномен женской автобиографической литературы в русской культуре второй половины XVIII - начала XIX века: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - СПб., 2008.-253 с.

195. Обидин Д. Л. Особенности романтической поэтики и женская лирика первой половины XIX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. -М., 2007.-252 с.

196. Павлова Н. И. Беллетристика Е.П. Летковой как явление женской прозы конца XIX - начала XX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тверь, 2005. - 172 с.

197. Пак Чжин Хван. Женские образы в прозе А.П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - СПб., 2005. - 280 с.

198. Пензина О. В. Женская проза второй половины XIX века: тендерный аспект авторства: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 - М., 2009. -177 с.

199. Пушкарь Г. А. Типология и поэтика женской прозы: тендерный аспект: на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - Ставрополь, 2007. - 234 с.

200. Ровенская Т. А. Женская проза конца 1980-х - начала 1990-х годов: Проблематика, ментальность, идентификация: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 2001. - 220 с.

201. Сазонова В. С. Поэтика конфликта в «женских» пьесах А.Д. Салынского: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2004. - 162 с.

202. Селезнева Е. Н. Женская парадигма прозы Е.И. Замятина в контексте русских народных культурных традиций: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01.-Тамбов, 2007.- 167 с.

203. Симонова О. А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 2008. -263 с.

204. Смирнов В. А. Литература и фольклорная традиция, вопросы поэтики: Архетипы «женского начала» в русской литературе XIX - начала XX вв. Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Бунин: дис. ... доктора филол. наук: 10.01.01.- Иваново, 2001. - 310 с.

205. Солоненко JI. В. Поэтика древнерусских женских житий: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Владивосток, 2006. - 176 с.

206. Сунь Личжэнь. Художественное своеобразие женских образов в романах И.А. Гончарова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Волгоград, 2006. -186 с.

207. Тао Ли. Принципы художественной характерологии и типология женских образов в романах И. С. Тургенева 1850-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Волгоград, 2002. - 123 с.

208. Шаталова А. В. Женский мир прозы С.П. Залыгина: поэтико-аксиологический аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Мичуринск, 2008.-209 с.

209. Шин Янг Ми. Женские образы в драматургии А. В. Вампилова: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. -М., 2002. - 124 с.

210. Широкова Е. В. Художественные эксперименты в русской женской прозе конца XX века: Поэтика языка и времени: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Ижевск, 2005. - 151 с.

211. Эфендиева Г. В. Художественное своеобразие женской лирики восточной ветви русской эмиграции: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. -М, 2006.-219 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.