Жанровые особенности современной советской повести о Великой Отечественной войне тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Торшин, Анатолий Александрович

  • Торшин, Анатолий Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 201
Торшин, Анатолий Александрович. Жанровые особенности современной советской повести о Великой Отечественной войне: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Москва. 1985. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Торшин, Анатолий Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Великая Отечественная война сквозь призму современности. Проблема героического

ГЛАВА П. Многоплановость характеров •

ГЛАВА Ш. Поэтика и жанровая специфика современной повести о Великой Отечественной войне.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые особенности современной советской повести о Великой Отечественной войне»

Четыре десятилетия отделяют нас от дня окончания Великой Отечественной войны, но ее трагедии и героика, картины каящо-дневного подвига фронта и тыла не стираются в памяти народа. Немалая заслуга в этом цринадлежит советскому искусству, в частности нашей военной прозе, лучшие произведения которой отличают правдивость изображения мицувшего, коммунистическая партийность, исторический оптимизм и реальный гуманизм. Еще одна существенная особенность советской военной литературы состоит в том, что, живописуя события войны, она несет на себе отпечаток нашего времени.

Современная эпоха отмечена "небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, дэух политических курсов - социализма и империализма, Цдет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы"*. Не случайно ШУ1 съезд КПСС, определяя 1фуг основных задач общества зрелого социализма, в числе важнейших назвал активное противодействие насаждаемым западной пропагандой настроениям аполитичности, духу потребительства, идеологии национализма и шовинизма. Решение этой сложной задачи, - подчеркивалось на июньском (1983) Плецуме ЦК КПСС - требует п. обновления, обогащения, актуализации содержания идейно-воспитательной работы, ее форм и методов, усиления наступательности всей нашей про

1 Материалы Пленума ЦК КПСС (14-15 июня 1983 г.). - М.: Политиздат, 1983, с. 7. пагацды"*.

Советская военная проза, тысячами незримых нитей связанная с духовной жизнью народа, постоянно находится на передовых ; рубежах идеологической борьбы. Буржуазные историки и советоло-I ги упорно пытаются исказить причины, ход и результаты второй мировой войны, умалить роль Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии, исказить сущность человека социалистического общества, принизить его творческие возможности. Наша военная литература и повесть, в частности, совместно с исторической наукой на протяжении четырех десятилетий успешно противостоят этим попыткам, говоря правду о советском человеке, напоминая о чудовищных последствиях минувшей войны и предостерегая от повторения этого безумия. Прав А.Дцамович, утверждая, что литература о войне "теперь уже совершенно определенно стала лите2 ратурой против войны".

В постановлении ЦК КПСС "О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" подчеркнуто, что в условиях обострения идеологической борьбы ". все возрастающее значение приобретает воспитание трудящихся в духе советского патриотизма и пролетарского социалистического интернационализма, дружбы народов СССР. Необходимо формировать у каждого советского человека четкие классовые позиции, высокую политическую бдительность, непримиримость к империализму, убежденность в правоте и непобедимости социализма" . Современная

1 Материалы Пленума ЦК КПСС (14-15 июня 1983 г.). - М.; Политиздат, 1983, с.30.

2 Дружба народов, 1982, № 5, с.230.

3 Правда, 1984, 17 июня, сЛ. советская повесть о Великой Отечественной войне решает эти задачи комплексно. Проблемы войны и мира в ней пересекаются с проблемами нравственными, ее антивоенный пафос сочетается с пафосом воспитания нового человека. Это ее качество в полной мере отвечает одной из главных целей и одному из важнейших условий коммунистического строительства - "формированию идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и щзасоты"*.

Все сказанное определяет необходимость пристального всестороннего изучения современной советской повести о Великой Отечественной войне.

В последнее время советская военная проза привлекает к себе все возрастающее внимание литературоведов и критиков. Свидетельство тому - большое число работ, посвященных произведениям военной тематики. Среди них проблемно-теоретические исследования, монографии историко-литературного плана и работа критико-биографического характера, а также сборники статей. В своей совокупности эти исследования охватывают обширный материал и ставят широкий круг проблем, касающихся как творчества отдельных писателей и стадиального состояния литературы о Великой Отечественной войне, так и общих тецценций развития военной прозы. Эти работы представляют большой интерес, но, безусловно, не исчерпывают всех возможных направлений исследования литературы о войне. Наиболее изученной на данный момент является литература периода Великой Отечественной войны. Здесь

1 Материалы Пленума ЦК КПСС (14-15 июня 1983). - М.: Политиздат, 1983, с. 35. нравственной проблематики^), и исследование проблем, связан2 ных с гуманистическим пафосом советской военной прозы , и рассмотрение принципа историзма в изображении человеческих характеров и судьбы народной на войне, постижение особенностей психологизма военной прозы в ее соотнесении с современным литературным процессом^, и проблема донументализма^, и изучение процесса взаимодействия военной прозы и прозы дере5 венской, осмысление вклада последней в освоение военной темы . Характерно, что жанровый аспект в <|уццаментальных исследованиях советской военной прозы новейшего периода не получил той всесторонней разработки, о которой можно говорить в отношении литературы периода Великой Отечественной войны. Только И.К.Кузьмичев обратился к этой проблеме. Но и он сосредо Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. - М.: Сов.писатель, 1975. - 246. о

Бочаров А. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. 2-е изд. - М.: Сов.писатель, 1978. - 456 с.

Иванова Л. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. - М.: Наука, 1979. - 200 с. Адамович А. 0 современной военной прозе. - М.: Сов. писатель, 1981. - 439 е.; Минокин М.В. Современная советская проза о подвиге народа. - М.: Просвещение, 1982. - 176 с. 5

Адамович А. Война и деревня в современной литературе. - Минск: Наука и техника, 1982. - 199 с. с

Кузьмичев И.К. Герой и народ. Раздумья о судьбах эпопеи. - М.: Современник, 1973. - 336 с. точил свое внимание лишь на жанре романа. Таким образом, в существующих исследованиях советской военной прозы жанр повести не стал объектом специального изучения. Работы критико-биографического характера* содержат интересные наблюдения над характерологией и поэтикой отдельных произведений этого жанра, но не выявляют его типологии. Да это и не нходит в задачи исследований такого рода.

Сказанное, однако, не означает полного отсутствия в нашем литературоведении опыта специального исследования советской военной повести. Напомним разделы коллективного исследования "Современная русская советская повесть" под редакцией М.А.Ррозновой и В.А.Ковалева (Л., 1975), монографию B.C.Синен-ко "Русская советская повесть 40-х - 50-х годов. Апология и поэтика жащш" (Уфа, 1970), первую часть работы Н.Л.Лейцерма-на "Современная художественная проза о Великой Отечественной войне" (Свердловск, 1974), а также ряд каццидатских диссертаций . Но перечисленные работы либо вообще не затрагивают Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. - М.: Сов.писа-тель,1980. - 288 е.; Лазарев Л. Военная проза К.Симонова. - М.; Худож.лит.,1974.-239 е.; Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. - М.: Худож.лит.,1979. - 208 е.; Лазарев Л. Это наша судьба. Заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. 2-е изд., доп.- М.: Сов.писатель,1983. - 392 е.; Горбунова E.H. Юрий Боццарев. Очерк творчества. - М.: Сов.писатель, 1981. - 352 с. р

Цветков A.B. Стилевое своеобразие современной повести о Великой Отечественной войне. - М.,1974; Слабковская Е.Г. Поэтика военных повестей В.Быкова.-Иркутск,1975; Меркулова Т.В. Современная советская повесть о Великой Отечественной войне (1970-1976). - М., 1978; Боццарь B.C. Проблема нравстввеного выбора в повести 60-70-х годов о Великой Отечественной войне.-М.,1979; Цуземский B.C. Поэтика современной советской повести о Великой Отечественной войне (конфликт,художественное время и пространство).-Киев,1979. интересующий нас период в развитии жанра военной повести, либо захватывают лишь самое его начало. Что же касается кандидатских диссертаций, непосредственно посвященных военной повести 70-х годов, то сами форлдглировки их тем говорят о том, что осмысление общих тенденций развития этого жанра не входило в круг основных задач диссертантов.

Следовательно, изучение современной советской военной повести в избранном нами аспекте является одной из актуальных задач литературоведения. Особая значимость такого исследования определяется возможностью глубже понять тенденции развития рассматриваемого жанра и увидеть многообразие форм их конкретного воплощения, а также соотнести движение жанровых форм с духовными запросами времени и общей литературной традицией. В плодотворности такого подхода убеждает ряд серьезных исследований, прослеживающих на конкретном литературном т материале развитие отдельных жанров в советской литературе .

Объект нашего исследования (современная повесть о Великой Отечественной войне) требует некоторой конкретизации. Термин "современная советская литература" не отличается однозначностью и используется то в более широком традиционном значении (период после XX съезда КПСС), то в более узком значении (последние 15-10 и даже 5 лет).

История русского советского романа. - М.-Л.: Наука,1966, т.1-2;Советский роман.Новаторство.Поэтика.Апология.-М.: Наука,1978.- 693 с.{Современная русская советская повесть. Под ред.М.А.Грозновой и В.А.Ковалева. -Л.:Наука,1975. - 264 е.; 1^сская советская повесть 20-30-х годов.Под ред.Ковалева В.А. - Л.:Наука,1976.-454 е.; Русский советский рассказ.Очерки истории жанра.-Л.:Наука,1970. - 736 с.;Мы перечислили лишь академические коллективные исследования, созданные на материале советской литературы.Список же монографий настолько велик,что привести его здесь не представляется возможным.

Не вдаваясь в детали многолетней полемики по вопросу периодизации советской литературы, обратим внимание лишь на один ее момент, имеющий непосредственное отношение к определению хронологических границ исследуемого нами объекта. При всем многообразии точек зрения участников полемики, большинство из них выделяют 70-е годы либо как начало нового самостоятельного периода в развитии нашей литературы*, либо как особую стадию в границах периода, берущего начало в середине 9

50-х годов . Кто из исследователей ближе к истине, покажет время. Для нас же важно, что литература 70-х - начала 80-х годов обладает рядом ярко выраженных специфических черт (усиление историзма и психологизма, тяга к эпичности), которые выделяют ее в литературном процессе последних десятилетий и позволяют исследователям говорить об особой стадии или периоде литературного развития. Эти особенности пронизывают всю многослойность литературного процесса, проявляясь и в жанре повести, что дает основание для определения хронологических рамок исследуемого материала и уточнения нижних границ периода. В литературоведении не раз отмечалось, что деление лите Ковалев В. Навстречу современности. Статьи о советской литературе. - М.: Современник,1982, с.55; Огнев В. 0 периодизации русской советской литературы. (Полемические размышления). -Вопросы литературы,1982,№4,сЛ54-168; Суровцев Ю. Литературный процесс и его периодизация.-Вопросы литературы,1983, № 10, с.113-145; Ершов Л.Ф. Память и время. - М.: Современник, 1984, с. 177-189. о

Метченко А.И., Бугров Б.С., Герасименко А.П.,Зайцев В.А. Современная советская литература. 70-е годы (актуальные проблемы). - М.: изд-во Моск. ун-та, 1983. - 231 с. ратурного процесса строго по десятилетиям, хотя и имеет свои "привлекательные стороны", не всегда точно соответствует ступеням литературного развития. Это утверждение правомерно и в отношении литературы 70-х. На наш взгляд, ближе к истине те исследователи, которые полагают, что ". как ни своеобразна и неповторима проза семидесятых, вряд ли верно отрывать её от црозы предшествующего десятилетия, именно там, а точнее ска -зать, к концу 60-х годов сложились почти все черты и законо -мерности, характеризующие современную литературу"*. Итак, для нас современная литература - это литература с конца 60-х го -дов по настоящее время.

Многолик жанр военной повести рассматриваемого периода,и настоящая работа не претендует на всеобъемлющее его исследо -вание. В центре нашего внимания находятся лишь наиболее яркие произведения этого жанра. Особый акцент при этом делается на творчестве К.Симонова, В.Быкова, Б.Васильева и В.Кондратьева, в произведениях которых, с нашей точки зрения, с наибольшей полнотой отражается эволюция современной военной повести. Литературный контекст работы составляют произведения А.Адамовича, В.Астафьева, Н.Арсеньева, Г»Бакланова, С.Баруздина,Ю.Бондарева, Д.Гранина, А.Иванова, В.Кожевникова, С.Крутилина, В.Михалковского, Б.Носова, В.Распутина, В.Смирнова, И.Шамяки-на и других. В плане сопоставления к анализу также цривлека -ются военные повести 40-х-средины 60-х годов, созданные Ю.Бондаревым, В.Быковым, В.Горбатовым, В.Василевской, Э.Казакевичем, Л.Леоновым, В.Пановой, К.Симоновым, Л.Соболевым. Эльяшевич А. И роман, и повесть, и рассказ. - Литера -турное обозрение, 1981, № 4, с.47. .

- 12

Объект исследования и его теоретико-литературный аспект определяют круг основных задач работы: I* Анализ концепции человека в современной повести о Великой Отечественной войне: изначальность этой задачи обусловливается, с одной стороны, человековёдческой сущностью литературы, с другой, - тем, что жанр, как и другие категории, характеризующие литературную форму в её содержательности, определяется в конечном итоге художественной концепцией мира и человека; 2. Исследование поэтики военной повести рассматриваемого периода: постановка этой задачи логически вытекает из задачи предыдущей (собст -венно,само разграничение их весьма условно, ибо литературный характер и поэтика, как известно, составляют нерасторжимое целое); 3. Решение двух предшествующих задач создает необходимые предпосылки для выявления типологии исследуемого жанра, что и является ключевой задачей работы.

Цель исследования: через осмысление идейно-эстетической концепции наиболее значительных литературных произведений определить тенденции развития рассматриваемого жанра в послед -ние полтора десятилетия.

Цель и задачи исследования определяют структуру работа. Диссертация состоит из введения* трех глав и заключения. Глава первая "Великая Отечественная война сквозь призму современности. Проблема героического" посвящена рассмотрению традиционной для военной литературы проблемы ратного подвига совет -ского народа и определению того нового, что вносит в её ос -мысление современная повесть.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Торшин, Анатолий Александрович

- 169 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная военная повесть - явление глубоко самобытное, органически сочетающее в себе литературную традицию и то новое, что внесено в литературу эпохой зрелого социализма. Основное содержание повести о Великой Отечественной войне изначально составляло изображение героического, но чем больше дистанция времени, тем шире становится круг проблем, ею под -нимаемых. Это закономерно, ибо война неисчерпаема в своих проявлениях, и каждая новая эпоха высвечивает в ней новые грани. Литература военного времени, как мы уже отмечали, была непосредственным откликом на происходящее, чем и объясняется преобладание в повести тех лет изображения героического поведе -ния советского воина в его единоборстве с врагом. Первое послевоенное десятилетие выдвинуло перед литературой задачу об -общения опыта отгремевших сражений. Успешно справившись с этой задачей, советская литература,однако,была еще не в со -стоянии рассмотреть войну в контексте отечественной и мировой истории. Философский подход к событиям Великой Отечественной войны оказался по силам советской литературе лишь в 70-е годы. Конец 50-х - 60-е годы прошли под знаком расцвета исповедального начала и художественного исследования нравственных аспектов минувшей войны. Повесть в этом отношении пролагала дорогу роману. Военная повесть последних полутора десятилетий характеризуется мировоззренческой четкостью позиций авторов, глубиной нравственно-философского осмысления бытия человека на войне, историчностью художественного видения, психологизмом, оригинальностью художнических решений, что определяет значи -тельность её вклада в развитие современной советской литера туры.

Новаторский характер современной повести о Великой Отечественной войне проявился в решении ею основополагающей проблемы советской военной литературы - проблемы героического. Идя от традиционного понимания подвига, современная во -енная повесть существенно углубляет его истолкование. Она уделяет всё больше внимания исследованию нелегкой душевной работы, которая героическому порыву предшествует и его сопровождает. Подвиг, таким образом, осмысливается как всем видимый результат, к которому герой приходит через преодоление, себя, своей растерянности перед лицом обрушившейся беды, своего страха, наконец.

Исследуя истоки массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны, современная повесть видит их в гуманистическом характере воспитания в социалистическом обществе, в единстве долга воинского и нравственного, в во -инской и культурной традиции, утверждающей высокие патриотические чувства в сознании народа. В этом новом взгляде на проблему героического со всей очевидностью сказался присущий нашему времени повышенный интерес к проблемам этического характера. Однако неверно было бы утверждать, что нравственная проблематика искусственно привнесена в опыт войны. Она за -ключена в самом этом опыте и лишь до времени оставалась вне художественного исследования, ибо казалась не столь сущест -венной в ряду других проблем, поставленных войной. Вхождение в литературу писателей с личным опытом войны стало одним из факторов, определивших выдвижение этических проблем в центр художественного исследования. Но тому есть и другая объективная причина - вступление нашего общества в стадию зрелого со

- 171 циализма, необходимость формирования нового человека. Современная военная повесть в освоении актуальной жизненной проблематики идет, таким образом, в передовых рядах советской литературы.

Характерно, что в минувшее десятилетие повесть о Великой Отечественной войне постановку нравственных проблем сочетает с глубоким исследованием проблем социальных и психологических, прослеживает взаимосвязь героя-поколения, героя-народа, героя-истории человечества. Эта взаимосвязь осмысливается повестью диалектично.

Постановка широкого круга нравственных проблем определила в военной повести не только появление новых аспектов в осмыслении героического, но и интерес к новым сторонам жизни человека на войне, новым областям человеческих отношений (например: "женщина и война",, "война и любовь"). Выдвижение этих проблем не только расширяет диапазон художественного исследования, но и усиливает антивоенный пафос современной военной повести. "Война и любовь" - уже сама постановка этой проблемы несет в себе мысль о противоестественности войны. Эта мысль получает свое развитие в произведениях, рисующих картины че -ловеческого счастья, которого война лишила героев. Но война,-подчеркивает современная повесть, - несла с собой не только физическое уничтожение людей, причиняя тем самым жгучую боль их близким. Она уродовала и судьбы тех, кто оставался жить.

Тема "война и любовь" входит в более широкую тему "женщина и война". Творческая разработка этой темы открывает новые возможности для более глубокого осмысления минувшей войны, и современная повесть успешно использует их. В повестях перед читателем предстают яркие самобытные народные женские

- 172 характеры; писатели раскрывают беспредельные возможности че -ловека, борющегося за гуманистические идеалы социализма. При сопоставлении с героическим поведением женщин еще более от -вратительными кажутся трусость, подлость, двоедушие изменников Родины. Повесть наших дней глубоко проникает в сущность от -ступничества, вскрывает его нравственно-психологические корни. Предатели и дезертиры изображаются современными прозаиками дифференцированно. В большинстве случаев это не идейные враги советской власти, а либо подонки, признающие только власть силы, либо мародеры, увидевшие в служении фашистам неограничен -ные возможности для обогащения за чужой счет, либо люди,слом -ленные пребыванием в концлагерях для военнопленных, либо трусы, спасающие себе жизнь ценою измены. При этом особо подчеркива -ется, что всех их объединяет извращенность или недоразвитость нравственных представлений. Иначе говоря, главный корень пре -дательства современная повесть видит в нравственной несостоя -тельности конкретных индивидумов.

Развенчивая изменников Родины, современная повесть противопоставляет им человека труда с его народной нравственностью и . идеалами социализма. Человек труда на войне - эта тема так или иначе затрагивалась советской военной литературой на протяжении всей её сорокалетней истории. Но только современная повесть в ряде своих произведений сделала эту тему основным предметом художественного исследования. Обращение к осмыслению человека труда на войне глубоко закономерно и связано со стремлением писателей утвердить мысль о том, что созидательный творческий труд является основой для формирования в человеке выооких нравственных качеств патриота и гражданина и определяет весомость его вклада в развитие общества.

- 173

Поле художественного исследования современной повести о Великой Отечественной войне простирается, таким образом, от первых дней советской власти до современности, от внутреннего мира человека и его ближайшего окружения до рассмотрения судьбы отдельной личности в её связи с судьбой народной и историей человечества. Она поднимает широкий круг социальных, нравственных и философских проблем, рассматривая их как еди -ное целое. Столь ощутимые сдвиги в содержании военной повести наших дней повлекли за собой и существенные изменения в её поэтике.

Основным конфликтом современной военной повести по-прежнему остается единоборство советского народа с фашистскими захватчиками. Но вместе с тем в ней всё шире исследуются конфликты нравственные и психологические. Становление личности молодого человека в экстремальных условиях войны и нравственное противостояние персонажей, в котором раскрываются истоки подвига и предательства - вот те коллизии, которые привлекают особое внимание современных прозаиков. Характерной чертой военной повести наших дней является и её тяготение к поликонф -ликтности. При этом она не изменяет своей природы. В военной повести четко выделяется центральный конфликт и на него уже нанизываются конфликты частные. Значение последних - ярче выявить главное противостояние и шире обосновать его разрешение. Наряду с отмеченным расположением конфликтов встречаются произведения с иной иерархией конфликтных зон. Так, в частности, наблюдается тенденция к включению основной коллизии произве -дения в пересечение более широких конфликтных полей. Послед -ние очерчиваются пунктиром, но само их наличие обеспечивает восприятие изображенного в произведении центрального конфлик

- 174 та как частного проявления более широких противоречий эпохальр/ ного характера. Не менее интересной и перспективной представ -ляется тенденция к выражению основного конфликта эпохи через множество частных противоречий. В произведениях такого рода на первый план выступает повседневность военного времени. Писатели исходит из мысли, что Великая Отечественная война не ос -тавила вне сферы своего прямого или опосредованного воздейст -вия ни одного человека в нашей стране. Внимательное изучение повседневной жизни военного времени позволяет понять, благодаря чему советский народ выстоял и победил. Таким образом, ут -верждение, что на смену изображению открытого столкновения воюющих сторон в современной повести пришло исследование конфликтов нравственных и психологических, вовсе не означает ослабления внимания писателей к главному конфликту воссоздаваемой эпохи. Напротив, в результате отмеченных сдвигов исследование этого конфликта становится еще более полным и разносторонним, а изображение человека на войне более глубоким и объемным.

Отмеченные изменения в характере и структуре конфликта современной военной повести определенным образом сказались на своеобразии её сюжетно-композиционной организации.

Сюжет современной повести о Великой Отечественной войне по-прежнему динамичен, но достигается это не столько быстрой сменой событий, сколько интенсивностью переживаний персонажей. Изложение материала в ней идет в русле хроникального или концентрического повествования. Наблюдается достаточно прочная взаимосвязь между типом конфликта и характером сюжетостроения. Так действие, концентрирующееся вокруг одного ведущего характера при ограниченном числе второстепенных, как правило, имеет в своей основе психологический конфликт. Сюжетная организация, которую мы условно определили как двуголосие, преимущественно воссоздает конфликт нравственный или нравственно-психо -логический. Множественность же персонажей при одном или не -скольких ведущих характерах чаще всего связана с воплощением социального конфликта.

Основная особенность пространственно-временной организа -ции современной военной повести заключается в осуществлении в ней двух тенденций: с одной стороны, стремления к расширению пространственно-временных границ, с другой, - к их сжатию. Сужение пространства и времени связано, как правило, с воплощением нравственного конфликта. Выдвижение же на первый план конфликта социального влечет за собой прямо противоположное явле -ние.

Четыре десятилетия, прошедшие после окончания Великой Отечественной войны, сделали её достоянием истории, активно воздействующей на духовную жизнь современного общества. Эта связь прошлого с настоящим подчеркивается военной повестью наших дней средствами композиционной организации - прямым соот -несением времени нынешнего с временем минувшим. Здесь и движение от прошлого к настоящему, запечатленному эпилогами произ -ведений, и выход от современности к прошлому, и слияние того и другого. Непосредственное соотнесение двух временных планов в произведениях современной повести о Великой Отечественной войне служит раскрытию того, что дал великий подвиг советского народа современности.

Историко-современный характер военной повести наших дней проявляется и в отдельных её жанровых модификациях, в числе которых на первый план выдвинулись в минувшее десятилетие герои-ко-романтическая, лирико-философская, социально-психологиче

- 176 екая и нравственно-психологическая повести. Каждая из них обладает своими характерными чертами. Героико-романтическая повесть отличается героическим содержанием, интересом к бытовому плану жизни, идеализирующим способом художественного обобщения, пре -обладанием принципа контраста в группировке образов, повышенной экспрессивностью речи и психологизмом. Лирико-философской повести свойственны осмысление человека на войне в нравственно-философском аспекте, постановка проблемы добра и зла, жизни и смерти, бессмертия и забвения, ярко выраженное лирическое начало, проявляющееся в общем тоне повествования и в лирико-публицисти -ческих отступлениях, тяготение к образам-символам и сценам символического звучания, психологизированный диалог и философски насыщенный монолог. Для социально-психологической повести ха -рактерны осмысление войны как исторического этапа в социальном и духовном развитии нашего общества, показ событий исторического масштаба через судьбы нескольких персонажей, сосредоточен -ность на исследовании взаимосвязи герой-поколение-народ, создание характеров, выражающих наиболее существенные стороны действительности, отсутствие напряженного внешнего конфликта, хронологическая организация сюжета, тяготение к расширению пространственно-временных границ при известной фрагментарности повеет -вования. Нравственно-психологическая повесть предполагает ис -следование человека в ситуации нравственного выбора, острый нравственный конфликт, двухплановость сюжетно-композиционной организации с подчинением внешнего плана внутреннему, психологи -ческому, нравственно насыщенные монолог и диалог. При очевидном различии типологии перечисленных жанровых разновидностей военной повести их объединяет стремление передать связь эпох, подчерк -нуть духовную преемственность поколений и утвердить выдвинутые

- 177

Великой Отечественной войной высокие требования к человеку и его жизненной позиции в качестве критериев оценки идейно-нравственного облика нашего современника.

Еще одним существенным качеством военной повести наших дней является усиление в ней эпического начала. В жанровой системе повести эта тенденция проявилась в активизации жанра социально-психологической повести, рождении повести документально -психологической, появлении жанра, синтезирующего в себе приметы социально-психологической и нравственно-психологиче -ской повести и романа-судьбы, а также в циклизации повествовательных форм.

Присущие современной военной повести обостренное историческое видение, углубленное осмысление жизни в плане нравственном и философском, ярко выраженный психологизм и тяга к эпичности определяют значимость этого жанра в художественном исследовании прошлого и современности, что представляется особенно важным в условиях обострения идеологической борьбы, когда наше общество заинтересовано в наиболее полной реализации всех потенциальных возможностей художественной литературы в деле воспитания моло -дого поколения в духе социально-нравственных идеалов социализма.

- 178

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Торшин, Анатолий Александрович, 1985 год

1. Маркс К. Писбмо В.Блосу. 10 ноября 1877 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.34, с.238-242.

2. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.350-354.

3. Ленин В,И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч.,т.2,с.1-14.

4. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.- Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

5. Ленин В.И. Социализм и война. Полн.сббр.соч., т.26, с.311-318.

6. Ленин В.И. Речь памяти Я.М.Свердлова на экстренном заседании ВЦИК 18 марта 1919 г. Полн.собр. соч., т.38, с.74-79.

7. Ленин В.И. Задачи союза молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с. 298-318.

8. Ленин В.И. Письмо к съезду. Полн.собр.соч., т.45, с.343-348.

9. Материалы ШУ съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1971, с.82-91.

10. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.:Политиздат,1976, с.71-80.

11. Материалы ХШ съезда КПСС. М. Политиздат, 1981, с.57-64.

12. Материалы Пленума ЦК КПСС (14-15 июня 1983 г.). М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

13. Материалы Пленума ЦК КПСС (10 апреля 1984 г.). М.: Политиздат, 1984. - 31 с.140 литераяурно-художественной критике. Постановление пленума ЦК КПСС (21 января 1972 г.). Вопросы литературы, 1972, № 3, с.3-5.

14. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС (26 апреля 1979 г.).- М.: Политиздат, 1979. 15 с.

15. О творческих связях литературно-художественных дурналов с практикой коммунистического строительства: Постановление ЦК КПСС (23 июля 1982 г.). Вопросы литературы, 1982, № 8, с. 3-7.

16. О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Постановление ЦК КПСС. Правда, 1984, 17 июня, с.1.

17. Горбачев М.С. Живое творчество народа. М.: Политиздат, 1984. - 46 с.

18. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Комь^нист, 1984, № 14, с.3-11.

19. Адамович А. Война и деревня в современной литературе. -Минск: Наука и техника, 1982. 199 с.

20. Адамович А. Забытое и незабытое: 0 военной теме в современной литературе. Беседа с писателем А.Адамовичем. -Литературная газета, 1979, 31 октября, с. 6.

21. Адамович А. О современной военной прозе. М.: Сов.писатель, 1981. - 439 с.

22. Айтматов Ч. Слагаемые новаторства. Литературная газета, 1977, 5апереля.

23. Акимов В. Где же искать ответ? Звезда, 1968, № 5, с. 207-213.- 180

24. Аннинский JI. Нечто о состязании жанров. Литературная Россия, 1964, № 32.

25. Антопольский Л.Б. 0 чем говорит повесть. М.¡Знание, 1978, с.3-45.

26. Апухтина Б.А. Современная советская проза. (60-е начало 70-х годов). - М.: Высшая школа, 1977. - 174 с.

27. Архангельская H.A. Герой, деяние, сюжет:/ Некоторые особенности сюжетостроения современной повести/. Уч.записки Свердловского педин-та, 1968, сб.73, с.4-34.

28. Архангельская H.A. Конфликт, сюжетная ситуация, авторская позиция в современной повести. В кн.: Метод и мастер -ство. Вып.З. Вологда, 1971, с.227-243.

29. Бакланов Г. Загадка простоты: Статьи. М.:Сов.писатель, 1984. - 280 с.

30. Барабаш Ю.Я. Народ и война. В кн.: Армия и литература. Сб.литературно-критических статей. - М.:Воениздат, 1971, с.124-160.

31. Барабаш Ю.Я. 0 народности литературно-критического очерка. М.: Сов.писатель, 1970, с.231-303.

32. Баранов В. Обогащение концепции личности в литературе развитого социализма. В кн.: Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма.

33. М.:Наука, 1980, с.355-381.

34. Бахарева Л., Сенчина Л. Проблемы сюжетологии. Вопросы литературы, 1979, № 7, с.306-310.

35. Белая Г.А. Связь чувств с действиями. (К проблеме пси -хологизма в современной военной прозе). В кн.: Литература великого подвига. Вып.2. М.:Худож.лит., 1975, с.67-89.

36. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983, с.12-42.

37. Биккенин Н. Война-мораль-литература. В кн.: Перспектива: 0 советской литературе зрелого социализма. - М.: Сов. писатель, 1983, с.239-305.

38. Богатко И.А. Мужество века: (Актуальность современной советской прозы о войне). М.:Просвещение,1979. - 80 с.

39. Бондарев Ю.В. Поиск истины. Изд.2-е, доп. М.:Современ. -ник, 1979. - 303 с.

40. Бондарев Ю.В. Человек несет в себе мир. М.: Молодая гвардия, 1980. - 256 с.

41. Бондарь В.С. Проблема нравственного выбора в повести 60- 70-х годов о Великой Отечественной войне: Автореф.дис. . канд.филол.наук. М.,1979. - 20 с.

42. Борщуков В.И. Социалистический реализм сегодня (новые качества историзма в осмысливании опыта войны). В кн.: Великая Отечественная война в современной литературе. -М.: Наука, 1982, с.5-51.

43. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. М.:Сов.писатель, 1982. -- 423 с.

44. Бочаров А.Г. Сквозь призму поликонфликтности. Октябрь, 1976, № 7, с.176-194.

45. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: концепция личности в современной советской прозе. М.: Худож.лит., 1977,с.121-180.

46. Бочаров А.Г. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. 2-е изд. М.: Сов. писатель, 1978. - 456 с.- 182

47. Буханцов H.G. В списках живых (0 современной прозе о войне). Литературная газета, 1980, 20 февраля, с.6.

48. Буханцов Н.О. Типология русской советской повести: Авто-реф.дис. . канд.филол.наук. М.,1972. - 22 с.

49. Быков В. Великая академия жизнь. - Вопросы литературы, 1975, № I, с.126-144.

50. Васильев Б. Долг чести: /Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателя/. Театр, 1980, № 2, с.11-15.

51. Воробьёва H.H. Принцип историзма в изображении характера. Классическая традиция и современная литература. М.: Наука, 1978, с.104-120, с.220-236.

52. Воронов В. Разговор идет о повести. Литературное обозрение, 1973, № 12, с.71-74.

53. Воронов В. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60-80-х годов. М.: Сов.писатель, 1984, с.5-105.

54. Гей Н.К. Типический характер и проблема художественно -сти. В кн.: Социалистический реализм и классическое наследие. - М.: Худож.лит., i960, с.21-88.

55. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. -М.:Наука, 1975, с.269-281.

56. Гейдеко В. Постоянство перемен: Социально-нравственные проблемы современной русской советской прозы. М.: Современник, 1978. - 223 с.

57. Глинкин П. Страницы подвига: Очерк русской прозы 19411945 гг. М.,1978. - 232 с.

58. Глинкин П. Эпос народного подвига. Основные тенденции развития русской прозы о Великой Отечественной война в послевоенное десятилетие. Русская литература, 1971,1. I, с.23-44.

59. Гончарова A.A. Нравственно-психологическая повесть в современной советской прозе. Автореф.дис. . канд. филол. наук. М.,1971. - 20 с.

60. Горбунова E.H. Юрий Бондарев. Очерк творчества. М.:Сов. писатель, 1981. - 352 с.

61. Гринберг И.Л. Вадим Кожевников. Рассказчик и его герои.- М.: Сов.Россия, 1972. 174 с.

62. Гура В. Ради жизни, во имя человека. Заметки о современной военной прозе. В кн.: Армия и литература.- М.:Воениздат, 1971, с.234-245.

63. Дедков И. Быков верен Быкову. Литературное обозрение, 1978, № 12, с.38-44.

64. Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. М.: Сов.писатель, 1980. - 288 с.

65. Дементьев А. Статьи о советской литературе. М.: Худож. лит., 1983, с. 394-413.

66. Добин Е. Сюжет и действительность. Л.: Сов.писатель, 1976, с.183-298.

67. Драгомирецкая Н.В. Воплощение времени. В кн.: Проблемы художественной формы и социалистического реализма, т.1.- М.: Наука, 1971, с.263-300.

68. Дремов А.К. Партийность литературы и современность. М.: Худож.лит., 1980. - 272 с.

69. Егорова Л.П. К проблеме положительного героя. В кн.: Проблема положительного героя в советской многонациональной литературе 60-70-х годов. - Ставрополь, 1983, с.3-28.

70. Ермаков Г. Все для людей. Нева, 1969, № 5, с.171-175.

71. Ермилов В. Размышления над современной повестью. М.:Сов. писатель, 1963. - 127 с.

72. Ермолаева Н., Куприяновский Н. В раздумьях о литературе и войне. Работы литературоведов и критиков, посвященные теме Великой Отечественной войны в литературе. -Вопросы литературы, 1976, № 6, с.218-235.

73. Ершов Л.Ф. Основные тенденции развития современной русской прозы. В кн.: Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов / межвузовский сборник. - Л.:Изд. Ленинградского ун-та, 1981, с.3-21.

74. Ершов Л.Ф. Память и время. М.'.Современник, 1984,с. 177189.

75. Журавлев С.И. Идейно-нравственные проблемы и художественное своеобразие современной советской прозы о Великой Отечественной войне (Бондарев, Быков): Автореф.дис. . канд.филол.наук. М. ,197.7. - 22 с.

76. Журавлев С.И. Проблема героизма в современной советской прозе о Великой Отечественной войне. В кн.: Традиции и новаторство советской литературы. М.,1976, с.17-26.

77. Журавлева A.A. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны: Героический пафос прозы военных лет. М.: Просвещение, 1978. - 128 с.

78. Зобов P.A., Мостепаненко A.M. 0 типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства. В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.:Наука, 1974, с.11-25.

79. Золотусский И.П. Быков против Быкова. Литературное обо1. WJ-X,зрение, 1978,38-44.

80. Золотусский И.Г1. Час выбора. М. Современник, 1976.- 319 с.

81. Иванова Л. Литература о войне в идейно художественных исканиях современной прозы. В кн.: Великая Отечественная- 185 война в современной литературе.- М.:Наука, 1982,с.52-79.

82. Иванова Л. С временем сверяя шаг: Проблема формирования социалистического сознания в современной прозе о Великой Отечественной войне. В кн.: Литература великого подвига. Вып.Ш. - М.:Худож.лит.,1980, с.89-113.

83. Иванова Л. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1979. - 200 с.

84. Иванченко А*П. Принципы изображения человека в советской военной прозе. В кн.: Концепция человека в эстетике социалистического реализма. - М.:Мысль,1977,с.72-100.

85. Идашкин Ю.В. Грани таланта: 0 творчестве Юрия Бондарева. М.: Худож.лит.,1983. - 231 с.

86. Идашкин Ю.В. Истоки подвига: Сборник критических статей. -М.: Сов.Россия, 1973, с.23-31.

87. Иезуитов А.Н. Проблема характера в современной советской литературе. М.-Л.: АН СССР, 1962, с.3-65.

88. Казанчиев Д.Е. Концепция личности в советской повести 60-х годов: Автореф.дис. . канд.филол.наук. М.,1973,- 20 с.

89. Киселева Л. Об особенностях психологизма в прозе 70-х годов. В кн.: Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. - М.:Наука, 1980,с.160-194.

90. Ковалев В.А. Навстречу современности: Статьи о советской литературе. М.Современник, 1982, с.45-54.

91. Ковалев В.А. 0 периодизации истории русской советской литературы.- В кн.:Проблемы русской советской литературы.50-70-егоды.- Л.:Наука, с.10-11, с.22-23.

92. Коган А. Верность времени,верность теме: 0 Константине Симонове.- В кн.:Оружием слова. Военно-патриотическая тема в советской литературе.- М.:Худож.лит.,1978,с.I96-2II.

93. Коган А. Перечитывая войну: Литературно-критические очерки. М. :Худож. лит. , 1975, с.239-314.

94. Козлов И. Вечно великое. Великая Отечественная война в русской советской прозе. - М.:Знание, 1968. - 63 с.

95. Козлов И. Война, время, литература: Тема Великой Отечественной войны в современной художественной прозе. Новый мир, 1975, № 5, с.234-246.

96. Козлов И. В сердце каждого из нас: Заметки критика о военной прозе последних лет. Литературная газета,1980,7 мая, с.4.

97. Козлов И. На войне и без войны: Заметки о военно-патрио -тической художественной литературе. В мире книг, 1978, № 2, с. 67-69.

98. Колпаков А. Главная линия творчества. Октябрь, 1969, № 4, с.200-206.

99. Комина Р.В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. М.:Высшая школа, 1978, с.167-168.

100. Коновальчук Ю.В. Жанровая типология современной военной повести .(Вторая половина 50-зе 60-е годы). - В кн.: Русская литература XIX-XX веков и вопросы ее типологии. -Днепропетровск, 1975, с.114-131.

101. Коновальчук üj.B. Природа героического характера и трагического конфликта в повестях и рассказах 60-х годов о Великой Отечественной войне. В кн.: Проблемы художественного мастерства. - Днепропетровск, 1972, с.14-20.

102. Коновальчук Ю.В. Природа и типология конфликтов в современной военной повести. В кн.: Вопросы русской литературы. - Львов, 1975, с.35-42.

103. Коновальчук Ю.В. Русская советская военная повесть 19561971 годы. Жанр,конфликты, характеры: Автореф.дис. . канд.филол.наук. Киев,1976. - 27 с.

104. Конфликт в современной повести: диссертация. Урал,1973, № 7, с.164-181.

105. Коробов В.И. Юрий Бондарев. М.Современник, 1984.-368 с.

106. Краткий словарь по эстетике. М.:Просвещение,1983,с.30-31.

107. Кросс Я., Смелков lü. На чем стоит повесть. Литературное обозрение, 1975, № 10, с.4.

108. Косолапов В.А. Летопись мужества: Заметки о военно-пат -риотической теме в советской художественной прозе. М.: Знание, 1976. - 118 с.

109. Куземский B.C. Поэтика современной советской повести о Великой Отечественной войне. Конфликт, художественное время и пространство: Автореф.дис. . канд.филол.наук.- Киев, 1979. 24 с.

110. Куземский B.C. Сюжетно-композиционное своеобразие современных русских повестей о Великой Отечественной войне. .- В кн.: Вопросы русской литературы, вып 2(30). Львов, 1977, с.88-96.

111. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. 2-е изд. М.:Сов. писатель,1978, с.374-406, с.594-604.

112. ИЗ. Кузнецов Ф.Ф. С веком наравне: Критика прозы. Критикакритики. М.Московский рабочий,1981,с.267-284,с.308-334.

113. Кузнецова С. К проблеме героического. Молодой комму -нист, 1972, № 4, с.102-108.

114. Кузьменко Ю.Б. Советская литература вчера, сегодня,завтра.- М.:Сов.писатель,1981. 440 с.

115. Кузьмичев И.К. Герой и народ. Раздумья о судьбах эпопеи. М.:Современник, 1973, с.10-34, с.118-327.

116. Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет (I94I-I945). Горький: Горьковское кн.изд.,1962.-455 с.

117. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жан -ров, их историческая судьба. Горький: Вятское кн.изд., 1983, с.53-134, с.203-207.

118. Курбатов В.Я. Миг и вечность: Размышления о творчестве В.Астафьева. Красноярск:Красноярское кн.изд.,1983,с.53-84.

119. Кургинян М. Сущность и формы конфликта. В кн.: Современная советская литература в, духовной жизни общества раз -витого социализма. - М.:Наука, 1980,с.135-159.

120. Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. М.:Худож. лит., 1979. - 208 с.

121. Лазарев Л.И. Военная проза Константина Симонова. М.: Худож.лит., 1974. - 239 с.

122. Лазарев Л.И. Это наша судьба: Заметки о литературе, по -священной Великой Отечественной войне. 2-е изд.,доп. -М.:Сов.писатель, 1983. 392 с.

123. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев • Право на искренность. -М.: Сов.Россия, 1975, с.39-64.

124. Лебедева М.Н. Русская советская литература периода Великой Отечественной войны. М.:Высшая школа, 1964.-102 с.

125. Лейдерман Н.Л. Современная художественная проза о Вели -кой Отечественной войне,часть I: Пособие по специальному КУРСУ» Свердловск: Свердловский госпедин-т,1973.-144 с.

126. Леонов Б.А. Героизм, патриотизм, народность: Героико-пат-риотическая тема в русской советской прозе 60-80-х годов.- М.: Московский рабочий, 1984, с.8-18.

127. Леонов Б.А. Эпос героизма. М.-.Просвещение, 1975.-271 с.

128. Леонов Л. Слава России: Собр.соч. в 10 т. М: Худож.лит., 1972, тД), с.109-111.

129. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. М.:Сов.писатель, 1975. - 246 с.

130. Любацкая Г. Идеалы молодых. Заметки о современной повести.- Звезда, 1972, № б, с.195-204.

131. Максимова Н.В. Проблема авторского гуманизма в повести В.Астафьева "Пастух и пастушка". В кн.: Вопросы русской литературы. - Львов, 1975, с.50-56.

132. Матвейчук М.И. Герой и конфликт в русской советской пове -сти 60-70-х годов о Великой Отечественной войне: Автореф. дис. . канд.филол.наук. Киев,1975. - 21 с.

133. Матвейчук М.И. Трагический конфликт в современной повести о войне. В кн.: Вопросы русской литературы. Львов,1974, с.45-51.

134. Меркулова Т.В. Современная советская повесть о Великой Отечественной войне (1970-1976): Автореф.дис. . канд.филол. наук. М.,1978. - 20 с.

135. Метченко А. Кровное и завоеванное: Из истории советской литературы. М.:Сов.писатель, 1971. - 4,72 с.

136. Метченко А. Пора зрелости. В кн.: Перспектива: 0 совет -ской литературе зрелого социализма. - М.:Сов.писатель,1983, с.183-205.

137. Минокин М.В. Современная проза о Великой Отечественной войне . М., 1980, с.38-45.

138. Минокин М.В. Современная советская проза о подвиге народа.- М.:Просвещение, 1982. 176 с.

139. Михайлов 0. Юрий Бондарев. М.:Сов.Россия,1976.- 134 с.

140. Молчанова H.A. Повествование в рассказах-В.Астафьева "Царь рыба". В кн.: Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. - Л.:изд-во ЛГУ, 1981,с.164-175.

141. Новиков В.В. Движение истории движение литературы: На -следие и стилевое богатство современной советской литературы. - М.:Сов.писатель, 1982, с.273-330.

142. Новиков А.Н. Проблема героического в современной советской прозе о Великой Отечественной войне. В кн.: Идеологическая работа партии и литература развитого социализма.

143. М.:Мысль, 1978, с.132-158.

144. Новиков В.В. Советская литература на современном этапе. Изд.2-е, доп. М.:Худож.лит., 1981, с.40-66.

145. Новикова Е.Г. 0 некоторых особенностях дифференциации и взаимодействия малых и средних прозаических жанров (к постановке вопроса). В кн.: Проблемы метода и жанра. -Томск: Томское изд-во, 1983, с.123-134.

146. Овчаренко А. На вершине семидесятых: Зрелость реализма. -В кн.: Перспектива: 0 советской литературе зрелого социализма. М.:Сов.писатель, 1983, с.306-349.

147. Овчаренко А.И. Социалистический реализм. М.:Сов.писатель, 1977, с.33-47.

148. Овчаренко А.И. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М.; Сов.писатель, 1968,с. 162-232, 5.-35

149. Огнев В. 0 периодизации русской современной литературы (Полемические размышления). Вопросы литературы, 1982, № 4, с.154-168.

150. Огнев В. Память войны: Военная тема в советской литературе. Юность, 1979, № 5, с.72-75.

151. Озеров В.М. Правда социализма в наступлении: Актуальные вопросы идеологической борьбы в области литературы. В кн.: Идеологическая работа партии и литература развитого социализма. - М.:Мысль,1978, с.17-35.

152. Оскоцкий В. Не слишком ли долгое это прощание?(Проза В.Распутина). Вопросы литературы,1977,№ 2,с.34-49.

153. ОскоцкийВ. По праву памяти: Нравственные уроки "военной прозы". Нева, 1979, № 7, с.192-204.

154. Павловский А. Присяга победой! В кн.: В середине семи -десятых. Литература наших дней.- Л.:Лениздат,1977,с.57-94.

155. Панков А. Будни фронтовые: 0 современной военной прозе. Литературная газета, 1979, 27 июня, с.4.

156. Панков А. Вечное и злободневное: Современная проза: конфликты, темы, характеры. М.:Сов.писатель, I98I,c.I4I-I52.

157. Панков А. "Одиссея" Клавдии Вилор. (О повести Даниила Гранина). В кн.'.Литература великого подвига.Вып.Ш. - М.:Худож. лит., 1980, с.288-295.

158. Панков В.К. Народный героизм и литература. М.:Сов.писа -тель, 1977* - 263 с.

159. Петров С.М. Проблема человека и литература социалистического, реализма. В кн.: Концепция человека в эстетике социа -листического реализма. - М.:Мысль, 1977, с.5-32.

160. Петров С.М. Социалистический реализм в художественной литературе. М.:. Сов.писатель, 1976. - 216 с.

161. Плоткин Л. Литература и война: Великая Отечественная война в русской советской прозе. М.:Сов.писатель, 1967.-358 с.

162. Плукш П.И. Формирование и развитие социалистического pea -лизма. М.:Просвещение, 1973. - 336 с.

163. Понхадзе М.Д. Проблема выбора и своеобразие психологизма в прозе о Великой Отечественной войне. В кн.: Концеп -ция человека в эстетике социалистического реализма. -М.: Мысль, 1977, с.100-125.

164. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров. -Вестник Московского ун-та. Серия IX. Филология,1978, №4, с.12-18.

165. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство. В кн.: Краткая литературная энциклопедия, т.9, 1978, с.772-780.

166. Романов А.А. Гармоническое развитие личности и художест -венные искания в современной советской прозе. В кн.: Идеологическая работа партии и литература развитого со -циализма. -М.:Мысль, 1978, с. 159-183.

167. Саватеев В.Я. Созвучность времени: Некоторые черты и проблемы развития современной советской прозы. М.:Знание, 1984. - 64 с.

168. Сахаров В.И. Обновляющий мир: Заметки о текущей литературе. М.¡Современник, 1980. - 288 с.

169. Салынский 0. Дом и-дороги. Вопросы литературы, 1977, № 2, с.4-34.

170. Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль: 0 советской прозе наших дней. М.:Сов.писатель,1978. - 263 с.

171. Сидоров Е.Ю. 0 положительном герое современной советской литературы. В кн.: Концепция человека в эстетике социалистического реализма. - М.:Мысль, 1977, с.54-72.

172. Синенко B.C. Возможности художественного синтеза. В кн.: Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов.- Л.:изд-во ЛГУ, 1981, с.48-61.

173. Синенко B.C. О повести наших дней. М.-.Знание, I97I.-48 с.

174. Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х годов, вопросы поэтики и типологии жанра. Ученые записки/ Баш -кирский госун-т,вып.44, серия филологических наук,№ 17(21). Уфа, 1970.

175. Синенко B.C. Современная русская повесть: Вопросы поэтики жанра. Филологические науки, 1969, № I, с.3-12.

176. Славковская Е.Г. Поэтика военных повестей В.Быкова: Автореф. дис. . канд.филол.наук. Иркутск, 1975. - 19 с.

177. Смирнова J1. Новые проблемы новые герои: 0 современной советской повести. - Ученые записки/ МОПИ, вып.10, т.265, Советская литература. М.,1970, с.193-209.

178. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.:Нау-ка, 1978. - 693 с.

179. Современная советская литература. 70-е годы./ Метченко А., Бугров Б., Герасименко А., Зайцев В. М.:изд-во МГУ,1983.- 231 с.

180. Старкова Е. Жить и помнить: Заметки о прозе В.Распутина.- Новый мир, 1977, № II, с.236-248.

181. Старков А.Н. Нравственный поиск героев Даниила Гранина. -М.: Худож.литГ', 1981, с.112-1391

182. Суровцев Ю. Литературный процесс и его периодизация: 0 принципах определения. Вопросы литературы, 1983, № 10,с.113-145.

183. Суровцев Ю. Возможности "камерной" повести. Звезда,1971, № I, с.191-201.

184. Суровцев Ю. Родные братья, но не близнецы. Звезда, 1968, № 5, с.198-207.

185. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Сов.писатель,1973. 525 с.

186. Терпелова A.A. Герой и жанр: 0 некоторых особенностях повести 50-60-х годов. Ученые записки/ Московский педин-т, 1971, № 456, с.244-257.

187. Тимофеев Ji.И. Основы теории литературы. М. :Просвеще -ние, 1976. - 448 с.

188. Топер П.М. Время и подвиг: Вопросы сопоставительного рассмотрения литературы о Великой Отечественной войне. -Знамя, 1981, № II, с.21^-228.

189. Топер П.М. Ради жизни на земле: Литература о войне. Традиции. Решения. Герои / П.Топер 2е изд.,доп. и перераб.,,- М.: Сов.писатель, 1975. 568 с.

190. Топер П. Цена победы: 0 некоторых аспектах трагического в литературе о Великой Отечественной войне. В кн.: Литература великого подвига. Вып.П. - М.:Худож.лит.,1975,с.89-117.

191. Трефилова Г. Динамика жанровых форм и .¡некоторые стилевые тенденции прозы. В кн.: Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. - М.:Наука, 1980, с.195-226.

192. Турков A.M. Вечный огонь. М.¡Современник, 1984,с.243-254.

193. Уваров В.А. Нравственное воспитание и духовный мир героя советской прозы 70-х годов. В кн.: Идеологическая работа партии и литература развитого социализма. - М.¡Мысль,1978, с.110-131.

194. Ульяшов П. . И в этот миг онончится война: Современная проза о Великой Отечественной войне.- Знамя,1977,№5,с.231-241.

195. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционных форм. М.:Искусство,1970. 223 с.

196. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.:Наука,1982,с.75-121.

197. Утехин Н.П. Черты неповторимого. М.: Современник, 1980. - 207 с.

198. Финк Л.А. Константин Симонов. Творческий путь. 2-е изд., перераб. М.:Сов.писатель, 1983, с.254-283.

199. Фрадкина С.Я. Русская советская литература периода Бели -кой Отечественной войны. Метод и герой. Пермь: Кн.изд-во, 1975. - 317 с.

200. Хабин В.Н. Повесть Л.Леонова "Взятие Великошумска" и развитие советской военной прозы. Вестник Московского ун-та/ Серия 9. Филология. 1981, № 3, с.47-55.

201. Хайлов А. Голоса повести. Подъем, 1971,№2,с.104-110.

202. Хайлов А. Грудью заслонившие страну: Концепция человека в современной прозе о Великой Отечественной войне. В кн.: Литература великого подвига. Вып.П. - М.:Худож.лит., 1975, с.44-67.

203. Хмелюк Н.Д. Образ героини в советской литературе. Киев, Вища школа, 1983. - 176 с.

204. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы, изд.4-е. М.:Худож.лит.,1977. - 446 с.

205. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.:Сов.писатель, 1976. - 366 с.

206. Цилевич Л.М. Событие, как пространственно-временная категория. В кн.: Пространство и время в литературе и искусстве. - Даугавпилс: Педин-т, 1984, с.6-7.

207. Цилевич Л.М. Сюжетность как литературная категория. В кн.: Сюжет и художественная система. - Даугавпилс: Педин-т,1983, с.3-10.

208. Чалмаев В.А. Героическое в советской литературе. М.: Знание, 1964. - 32 с.

209. Чалмаев В.А. Мир в свете подвига: 0 героическом пафосеи художественном новаторстве советской литературы. М.: Сов.писатель, 1965, с.8-15.

210. Чалмаев В.А. Огонь в одежде слова: 0 народности, гражданственности, проблемах мастерства современной прозы. М.: Современник, 1973, с.205-312.

211. Чалмаев В.А. Отблеск пламени: Военно-патриотическая тема в советской литературе. М.: Воениздат, 1978, с.37-99, с.132-156, с.242-249.

212. Чернец Л.В. Литературные жанры. Проблема типологии и поэтики. М.:МГУ, 1982. - 192 с.

213. Чупринин С. Шестидесятые семидесятые: Война вслед войне. - Новый мир, 1981, Ш 5, с.237-248.

214. Шагалов A.A. Измерение человечности: Нравственный выбор героя современной прозы. М.¡Современник,1983.- 325 с.

215. Шагалов А. Уроки мужества: По страницам книг современной прозы о войне. Молодая гвардия,1984,№ 5,с.264-281.

216. Шляховская Н.М. Духовный облик героя в литературе эпохи развитого социализма. Одесса: 0ГУ, 1983. - 112 с.

217. Щербина В.Р. Пафос героического. В кн.: Литература великого подвига, вып.1. - М.:Худож.лит.,1970,с.71-107.

218. Щербина В.Р. Писатель в современном мире: Литература.Идеология. Культура. М.: Сов.писатель,1973. - 573 с.

219. Щербина В.Р. Эпоха и человек: Литературно-критические очерки. М.: Сов.писатель, 1961, с.5-54.

220. Эльсберг Я. Проблема "нового человека" в литературе. В- 197 кн.: Литература и новый человек. М.: АН СССР, 1963, с. 5-32.

221. Эльяшевич А. И роман, и повесть, и рассказ. Литературное обозрение, 1981, № 4, сЛ5-19.

222. Эльяшевич А. Что .есть повесть? Звезда, 1968, № 5, с.190-198.

223. Якименко Л.Г. Бессмертный подвиг народа и наша литература. В кн.: Оружием слова. Военно-патриотическая тема в советской литературе. - М.: Худож.лит., 1978, с.215-254.

224. Якименко Л.Г. Герой и новаторство советской литературы.- М.: Худож.лит., 1964. 320 с.

225. Якименко Л.Г. За быстро текущим днем. М.: Сов.писатель, 1980, с.72-109.

226. Якименко Л. Литературная критика и современная повесть: Суждения, оценки. Новый мир, 1973, № I, с.238-250.

227. Якименко Л. Правда истории и память сердца. В кн.: Армия и литература. - М.: Воениздат, 1971, с.246-255.

228. Якименко Л.Г. Философия исторического оптимизма и концепция человека. В кн.: Концепция человека в эстетике социалистического реализма. - М.: Мысль, 1977, с.32-54.

229. Якименко Л. Художественная летопись бессмертного подвига.- В кн.: Армия и литература. Вып.2. М.: Воениздат, 1978, с. 62-94.

230. Яновский Н.Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества. М.: Сов.писатель, 1982, с.101-146.Ш

231. Авижгос Й. Потерянный кров. Роман. М.: Худож.лит., 1980. - 555 с.

232. Адамович А. Каратели. Повесть. Дружба народов, 1980, № I, с.55-172.

233. Адамович А. Хатынская повесть. Дружба народов, 1972, № 9, с.76-194.

234. Арсеньев Н., Винокуров Е. По законам военного времени. Повесть. Октябрь, 1980, № II, с.3-68; № 12, с.122-157.

235. Астафьев В. Звездопад. Повесть. Астафьев В. Собр.соч.в 4-х томах. М.: Молодая гвардия, 1979, т.1, с.219-298.

236. Астафьев В. Пастух и пастушка. Повесть. Астафьев В. Собр.соч. в 4-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1979, т.1, с. 299-438.

237. Бакланов Г. Навеки девятнадцатилетние. Повесть. - В кн.: Бакланов Г. Военные повести. - М.: Сов. писатель, 1981,с. 175-288.

238. Бакланов Г. Пядь земли. Повесть. В кн.: Бакланов Г. Военные повести. - М.: Сов.писатель, 1981, с.289-396.

239. Баруздин С. Повести о женщинах. М.: Сов.писатель, 1975. - 240 с.

240. Бек А. Волоколамское шоссе. Повесть. М.: Воениздат, 1959. - 246 с.

241. Боццарев Ю. Батальоны просят огня. Повесть. Боццарев Ю. Собр.соч. в 4-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1973,т.1, с.41-242.

242. Боццарев Ю. Берег. Роман. М.: Молодая гвардия, 1976. -412 с.

243. Боццарев Ю. Горячий снег. Роман. Боццарев Ю. Собр.соч. в 4-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1973, т.З, с.3-386.

244. Боццарев Ю. Последние залпы. Повесть. Боццарев 10. Собр. соч. в 4-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1973,т.1, с.243-410.

245. Быков В.Альпийская баллада. Повесть. В кн.: Быков В. Третья ракета. Альпийская баллада. Сотников. - М.: Молодая гвардия, 1972, с.97-200.

246. Быков В. Волчья стая. Новый мир, 1974, № 7, с.5-80.

247. Быков В. Дожить до рассвета. Повесть. Нева, 1972, № II, с.6-84.

248. Быков В. Его батальон. Поввсть. М.: Молодая гвардия, 1976, сЛ21-287.

249. Быков В. Знак беды. Повесть. Дружба народов, 1983, № Э, с.б-Ш; № 4, с.80-128.

250. Быков В. Обелиск. Повесть. М.: Правда, 1973. - 63 с.

251. Быков В. Пойти и не вернуться. Повесть. Нева, 1978, № 5, с.19-115.

252. Быков В. Сотников. Повесть. Новый мир, 1970, № 5, с. 65-161,

253. Быков В. Третья ракета. Повесть. М.: Гослитиздат,1962. 47 с.

254. Быков В. Фронтовая страница. Повесть. Октябрь, 1963, № 9, с.67-106.

255. Васильев Б. А зори здесь тихие. Повесть. М.: Сов.писатель, 1977. - 143 с.

256. Васильев Б. В списках не значился. Роман. Юность, 1974, № 2, с.3-19; № 3, с.32-57; № 4, с.29-66.

257. Васильев Б. Встречный бой. Повесть. Юность, 1979, № 5, с.3-16.

258. Воробьев К. Убиты под Москвой. Повесть. Новый мир,1963, № 2, с.46-75.- 200

259. Гончар 0. Знаменосцы. Роман. Гончар 0. собр.соч.в 5-ти томах. М.: Худож.лит., 1973, т.1, с.29-450.

260. Горбатов. Непокоренные. Повесть,. М.: Сов.Россия, 1978. -173 с.

261. Гранин Д. Клавдия Вилор. Повесть. Л.г Сов.писатель,1980. 175 с.

262. Закруткин В. Матерь человеческая. Повесть. М.: Худож. лит., 1971. - 64 с.

263. Иванов А. Вражда. Повесть, Иванов А. Собр.соч. в 5-ти томах. - М.: Молодая гвардия, 1981, т.5, с.7-212.

264. Казакевич Э. Звезда. Повесть. М.: Молодая гвардия, 1965. - 95 с.

265. Кожевников В. Особое подразделение. Повесть. Знамя, 1969, № 3, с.3-64; № 4, с.3-79.

266. Кожевников В. Петр Рябинкин. Повесть. Знамя, 1968, № 6, с.8-76.

267. Кожухова 0. Двум смертям не бывать. Повесть. Молодая гвардия, 1972, № II, с.8-55; № 12, с.56-100; 193-243.

268. Кожухова 0. Ранний снег. Роман. М.: Воениздат, 1972. -317 с.

269. Колосов М. Три круга войны. Повесть. М.: Сов.писатель,1981. 464 с.

270. Коццратьев В. Борькины пути-дороги. Повесть. В кн.: Коццратьев В. Сашка. Повести и рассказы. - М.: Сов.писатель, 1981, с.283-342.

271. Коццратьев В. Встречи на Сретенке. Повесть. Дружба народов, 1983, № 12, с.6-89.

272. Коццратьев В. Отпуск по ранению. Повесть. В кн.: Кондратьев В. Сашка. Повести и рассказы. - М.: Сов.писатель,1981, с.343-433.

273. Коццратьев В. Сашка. В кн.: Коццратьев В. Сашка. Повести и рассказы. - М.: Сов.писатель, 1981, с.177-282.

274. Коццратьев В. Селижаровский тракт. Повесть. В кн.: Кондратьев В. Сашка. Повесть и рассказы. - М.: Сов.писатель, 1981, с.41-120.

275. Коновалов Г. Истоки. Роман. М,: Сов.Россия, 1972. -694 с.

276. Крутилин С. Апраксин бор. Роман. М.: Молодая гвардия, 1976. - 496 с.

277. Леонов Л. Взятие великошумска. Повесть. М.: Современник, 1984. - 93 с.

278. Михальский В. Баллада о старом оружии. Повесть. Октябрь,1979, № 7, с.113-148.

279. Носов Е. Усвятские шлемоносцы. Повесть. М.: Молодая гвардия, 1980. - 239 с.

280. Панова В. Спутники. Повесть. Л.: Худож.лит., 1973. -302 с.

281. Райт-Ковалева Р. Человек из Музея Человека. Повесть. -М.: Сов.писатель, 1982. 336 с.

282. Распутин В. Живи и помни. Повесть. М.: Сов.писатель,1980. 207 с.

283. Симонов К. Дни и ночи. Повесть. -М.: Худож.лит., 1978. -254 с.

284. Симонов К. Живые и мертвые. Роман. Симонов К. Собр.соч. в 10-ти томах. - М.: Худож.лит., 1981, т.4-6.

285. Симонов К. !Сак называемая личная жизнь. Роман. М.: Московский рабочпй, 1978. - 544 с.

286. Смирнов В. Щду и надеюсь. Повесть. В кн.: Смирнов В. Дну и надеюсь. Повести. М.: Воениздат, 1977, с.5-150.

287. Смирнов В. 1^евожный месяц вересень. Повесть. М.: Молодая гвардия, 1971. - 335 с.

288. Федин К. Костер. Роман. М.: Сов.писатель, 1978. - 640 с.

289. Чаковский А. Блокада. Роман. Чаковский А. Собр.соч. в 6-ти томах. - М.: Худож.лит., 1976, т.4-6.

290. Шамякин И. Брачная ночь. Повесть. В кн.: Шамякин И. Торговка и поэт. Повести. -М.: Сов,писатель, 1977, с. 2X9-334.

291. Шамякин И. Торговка и поэт. Повесть. В кн.: Шамякин И. Торговка и поэт. Повести. - М.: Сов.писатель, 1977, с.7-218.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.