Заимствованный материал в отечественном марше для военно-духового оркестра: оркестровые средства воплощения и особенности восприятия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Петропавловский, Андрей Владимирович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат наук Петропавловский, Андрей Владимирович
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования заимствованного
материала в марше для военно-духового оркестра
1. Оркестровые средства в духовой музыке
2. Заимствованный материал в контексте истории развития
отечественного марша для военно-духового оркестра
3. Виды заимствованного материала в марше для военно-духового
оркестра
ГЛАВА 2. Оркестровое воплощение заимствованного материала в
марше для военно-духового оркестра
1. Оркестровое воплощение заимствования народной песни
2. Оркестровое воплощение цитаты
3. Оркестровое воплощение адаптации
4. Оркестровое воплощение аллюзии и комплексного сочетания
разных видов заимствованного материала
ГЛАВА 3. Особенности восприятия заимствованного материала при реализации военно-духовым маршем своего функционального предназначения
1. Реализация военно-духовым маршем с заимствованным
материалом функции воспитания
2. Реализация военно-духовым маршем с заимствованным
материалом функции просвещения
3. Заимствованный материал в процессе реализации военно-
духовым маршем своего функционального предназначения
Заключение
Литература
Приложение 1. Нотные примеры
Приложение 2. Список военно-духовых маршей с заимствованным
материалом
А. Произведения с идентифицированными источниками
заимствованного материала
Б. Произведения с неидентифицированными источниками
заимствованного материала
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Творчество Б. А. Диева в контексте духовой музыки России второй половины XX века2021 год, кандидат наук Кашкаров Денис Сергеевич
Трактовка саксофона в произведениях для симфонического и духового оркестров2018 год, кандидат наук Баярсайхан Сух-Очир
Сбережение оркестровых средств как принцип инструментовки в жанрах отечественной духовой музыки2008 год, кандидат искусствоведения Тихомиров, Сергей Сергеевич
Формирование служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров (1918–1980-е годы)2019 год, кандидат наук Малютин Антон Сергеевич
Эволюция инструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х годов XIX века2000 год, кандидат искусствоведения Ермоленко, Александр Леонидович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Заимствованный материал в отечественном марше для военно-духового оркестра: оркестровые средства воплощения и особенности восприятия»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Отечественный марш для военно-духового оркестра как центральный жанр военной музыки издавна проникал в различные сферы общественной жизни, которые тем или иным образом были связаны с массовыми мероприятиями культурно-досуговой и военной направленности. Он является одним из наиболее демократичных, поистине народных жанров. В нем заключен огромный патриотический заряд, сконцентрирован значительный потенциал воздействия на слушателя. В число его лучших образцов входят «Походный марш Красной Армии» С.Н. Василенко, «Юбилейный марш» («Ворошиловский марш») М.М. Ипполитова-Иванова, «Походный (торжественный) марш» Н.Я. Мясковского, «Марш для спартакиады» С.С. Прокофьева, марш «Зангезур» А.И. Хачатуряна, «Торжественный марш» Д.Д. Шостаковича и др.
Особую область военно-духовой маршевой музыки составляют марши, объединенные общим признаком - наличием интертекстуального фрагмента в виде заимствованного материала (ЗМ). Отечественный военно-духовой марш с ЗМ является ярким, многогранным, специфическим феноменом в музыкальном искусстве. Проникновение в него элементов чужого текста опирается на традицию, которая прослеживается в творчестве отечественных композиторов, создававших марши для симфонического оркестра. Среди произведений подобного рода можно отметить «Суворовский марш» A.C. Аренского, «Торжественный марш» М.П. Мусоргского, «Славянский марш» П.И. Чайковского. Эта традиция подхвачена мастерами отечественного военно-духового марша Б. А. Диевым, Н.П. Ивановым-Радкевичем, И.В. Петровым, С.А. Чернецким и др. Большое ко-
личество созданных на сегодняшний день произведений данного жанра свидетельствует об особой притягательности марша для отечественных композиторов.
Марш для военно-духового оркестра - жанр, зародившийся в армейской среде и неразрывно связанный с ней на протяжении всего своего развития. Военная служба является достаточно сложной системой, включающей в себя обширный комплекс компонентов, направленных, в первую очередь, на воспитание и обучение армейского коллектива, что предопределяет точки ее соприкосновения с упомянутым жанром. Она в силу своей специфики накладывает определенный отпечаток на существование военно-духового марша, обусловливая его особое функциональное предназначение. В контексте реализации этих функций большую роль играет введенный в марш ЗМ, который способен особым образом воздействовать на слушателя.
Марши с ЗМ занимают значительное место в репертуаре отечественных военно-духовых оркестров, которые достаточно часто исполняют их во время своих выступлений, в том числе и для аудитории, не связанной с военной службой. Одной из причин этого является их популярность среди массового слушателя не только в нашей стране, но и за рубежом, что обусловлено большим потенциалом эмоционального воздействия ЗМ на слушателя.
Музыкальные заимствования - тема, достаточно часто обсуждаемая в музыкознании. Подтверждением этому является большое количество работ, посвященных данной проблеме. Среди них особо можем отметить труды М.Г. Арановского [6; 7], A.B. Денисова [42; 43], Л.П. Казанцевой [64; 65], А.Л. Крыловой [79], Е.В. Назайкинского [96], Л.Н. Шаймухаметовой [138], А.Г.Шнитке [141] и др. Вместе с тем в подобных исследованиях использование ЗМ в марше для военно-духового оркестра как самостоятельная, специфическая проблема не рассматривается.
Также достаточно важным для современного музыкознания является направление, изучающее проблематику жанра марша для военно-духового оркестра. К разработке этих проблем обращались Е.С. Аксенов [1], В.М. Дульский [48], В.Н. Емельянов [52; 53], С.С. Тихомиров [127], B.C. Чугреев [137] и др. Эти авто-
5
ры рассматривают жанр марша в основном с точки зрения инструментовки и особенностей распределения оркестровых средств, но вопросов воплощения ЗМ они не касаются.
Непосредственно исследованию ЗМ в марше для военно-духового оркестра посвящено сравнительно небольшое количество трудов. К ним относятся работы З.И. Городецкой и Л.Л. Магазинер [35], а также В.И. Тутунова [130]. В этих исследованиях в качестве заимствования рассматривается только народно-песенный материал, в то время как круг источников заимствования в действительности значительно шире. Кроме того, в данных трудах не проводится классификация видов ЗМ, недостаточно внимания уделяется особенностям его восприятия, наконец, не освещаются вопросы его воплощения средствами музыкальной выразительности.
Проблема ЗМ в марше для военно-духового оркестра многогранна. В ней пересекаются области интересов инструментовки и аранжировки, теории жанра и стиля, сферы музыкальной композиции и драматургии, психологии музыкального восприятия и пр. Для достижения глубокого понимания особенностей марша с ЗМ, причин распространенности заимствований в данном жанре, а также специфики способов и средств воплощения чужого текста необходим всесторонний комплексный анализ соответствующего музыкального материала.
Использование ЗМ в марше для военно-духового оркестра является весьма актуальной темой и с практической точки зрения. В первую очередь она важна для композиторской деятельности. Композитор, обращаясь к заимствованию, стремится с его помощью достичь соответствующего замыслу художественного эффекта. При этом в средствах обращения с ЗМ для воплощения данного замысла в связи с отсутствием музыкально-теоретических исследований в этой области он вынужден ориентироваться исключительно на собственный интуитивный опыт.
Помимо композиторов, данная тема также важна для инструментаторов1 и аранжировщиков. Работая над военно-духовым маршем с ЗМ, им необходимо
1 Термин «инструментатор» характерен для исследований, посвященных проблематике инструментовки в духовой музыке. Среди них можно отметить работы А.Г. Гилева [30].
6
учитывать структурные, семантические, драматургические и др. особенности чужого материала и характер его взаимодействия с авторским текстом. Однако в существующих работах по инструментовке и аранжировке для духового оркестра отсутствуют рекомендации, касающиеся специфики воплощения заимствований оркестровыми средствами.
Наконец, тема диссертации существенна для исполнителей, в роли которых в данном случае выступают руководители армейских военных оркестров. Военному дирижеру для исполнительской интерпретации музыкального произведения, представляющего собой марш с ЗМ, важно учитывать разнообразие и специфику видов заимствований, а также особенности их воплощения с помощью оркестровых средств. Все это может способствовать в процессе исполнения музыкального произведения более глубокому раскрытию его содержания, реализации художественного замысла композитора, а также достижению необходимого эмоционального воздействия на слушателя.
На сегодняшний день существует проблема, связанная с отсутствием всестороннего музыкально-теоретического осмысления вопросов заимствования в военно-духовом марше. Вследствие этого композиторы, инструментаторы, аранжировщики и исполнители-дирижеры, сталкиваясь с ЗМ в марше для военно-духового оркестра, вынуждены действовать эмпирически, интуитивно опираясь на свой личный опыт. При этом систематизация знаний в этой области и выявление существующих здесь закономерностей может способствовать повышению эффективности, результативности как при воплощении ЗМ в ходе создания и исполнения маршевой музыки, так и при его воздействии на слушателей в процессе реализации военно-духовым маршем своего функционального предназначения.
Объектом исследования является отечественный марш для военно-духового оркестра. Это марш, сочиненный отечественными композиторами или
С.С. Тихомирова [127] и др. Так, Гилев даёт следующее определение: инструментатор - это «музыкант, обладающий специальными теоретическими знаниями и практическими навыками в области инструментовки» [30, с 5].
композиторами-иностранцами, которые, как правило, служили в нашей стране в должности военных капельмейстеров, и первоначально предназначенный для исполнения отечественными военно-духовыми оркестрами. Военно-духовой марш отличается от марша для духового оркестра, во-первых, возможностью исполнения любым из регламентированных штатным расписанием составов (от 12 до 60 человек), тогда как обычный духовой оркестр имеет больший состав (от 40 до 100 человек), во-вторых, функциональным предназначением, обусловленным нацеленностью на реализацию воспитательной, просветительской и служебно-строевой функций военной музыки в воинском коллективе, а также за его пределами.
Предметом исследования является заимствованный материал как фрагмент своего или чужого текста, помещенный в марш для военно-духового оркестра, несущий в себе семантику текста-первоисточника и воплощаемый с помощью различных средств выразительности.
Материалом исследования являются произведения в жанре марша для военно-духового оркестра, созданные отечественными композиторами в период с конца XVIII до начала XXI в. Жанр марша широко распространен в различных областях музыкального искусства, включая симфоническую, камерную, народную музыку, однако доминирующую позицию он получил в военной музыке. При этом в области военно-духовой маршевой музыки лидирующее положение занимает отечественная композиторская школа. Хронологические рамки исследования обусловлены временем создания известных на сегодняшний день отечественных маршей с ЗМ для военно-духового оркестра.
Цель исследования — выявление специфики оркестровых средств воплощения и особенностей восприятия заимствованного материала в отечественном марше для военно-духового оркестра. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
— дать характеристику оркестровым средствам, используемым в духовой музыке;
- проследить эволюцию и осуществить периодизацию исторического развития отечественного военно-духового марша с ЗМ с точки зрения первоисточника и содержания заимствования;
- выполнить классификацию и выявить характерные черты видов ЗМ, используемых в военно-духовом марше;
- проанализировать отечественные марши для военно-духового оркестра с
ЗМ;
- классифицировать способы оркестрового воплощения видов ЗМ в военно-духовом марше;
- рассмотреть процесс и разработать модель эффективной реализации военно-духовым маршем с ЗМ своего функционального предназначения;
- составить рекомендации по практическому осуществлению эффективной реализации военно-духовым маршем своего функционального предназначения.
В соответствии со спецификой работы ее методологический базис строится на комплексном подходе и основывается на совмещении методов исследования из общей инструментовки (Г.И. Банщиков, М.И. Глинка, Л.Ф. Дунаев, H.A. Римский-Корсаков), инструментовки для духового оркестра (Е.С. Аксенов, Л.Ф. Дунаев, Н.П. Иванов-Радкевич, С.С. Тихомиров, В.С Чугреев), аранжировки для духового оркестра (Д.А. Браславский, Г.Я. Корнилов) и инструментоведения (Л.Ф. Дунаев, В.Н. Емельянов, Б.Т. Кожевников).
Исследование опирается на ряд теоретических положений, включающих закономерности, приемы и способы оркестрового изложения материала, а также технические и выразительные возможности инструментов духового оркестра, используемых в перечисленных областях музыкознания.
Наряду с этим методологической основой диссертации служат методы общенаучного познания, разработанные в рамках исследований проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование основано на трудах по истории отечественной военной музыки (Б.Т. Кожевников, Н.К. Сурин, В.И. Тутунов, Х.М. Хаханян) и теории жанров (М.Г. Арановский, Е.В. Назайкин-ский, О.В. Соколов), раскрывающих жанровые особенности марша, а также рабо-
9
тах посвященных проблемам заимствований в музыкальных текстах (A.B. Денисов, Л.П. Казанцева, А.Г. Шнитке), обозначающих предпосылки и характерные черты применения ЗМ.
Их дополняют работы по интертекстуальности, рассматривающие ЗМ как объект межтекстовых связей и особенности его видоизменения на синтаксическом и семантическом уровнях (И.В. Арнольд, J1.C. Дьячкова, Е.В. Пономарёва), по филологии, раскрывающие основы классификации элементов чужого текста в искусстве (Г.А. Левингтон, Ю.М. Лотман, З.Г. Минц). Для решения поставленных задач исследования также необходимы положения общей психологии (П.А. Корчемный, А.Г. Маклаков) и психологии музыкального восприятия (A.A. Володин, Л.В. Саввина, Е.В. Назайкинский), позволяющие вскрыть механизмы и особенности восприятия слушателем различных видов ЗМ. Рассмотрению феномена применения чужого текста в аксиологическом, воспитательном и просветительском ракурсе способствует обращение к трудам по эстетике (Платон, Аристотель, А.Ф. Лосев). Привлечение теоретических положений из различных областей научного знания предполагает наличие междисциплинарных пересечений.
Положения, выносимые на защиту.
1. В процессе исторического развития отечественного марша для военно-духового оркестра жанровая и тематическая трансформация музыкального материала, используемого в качестве ЗМ, связана с социально-политическими изменениями, проходящими в государстве, со сменой этических, эстетических и ценностных ориентиров общества.
2. Обозначенный в исследовании критерий точности семантического и синтаксического соответствия заимствования оригинальному тексту позволяет классифицировать и систематизировать виды ЗМ в марше для военно-духового оркестра согласно их потенциалу узнаваемости.
3. Оркестровые средства, используемые композитором при создании марша для военно-духового оркестра с целью модификации ЗМ, обеспечивают необходимое воздействие на слушателя. С помощью изменения фактурного, тембрового, регистрового и т. д. облика заимствования можно регулировать предполагаемое
влияние на восприятие для воплощения образного содержания произведения и создания у слушателя необходимого психоэмоционального состояния.
4. В связи с выполнением маршем воспитательной и просветительской функций, при всех различиях рода деятельности, социального положения, музыкальных предпочтений, возраста, национальной принадлежности и т. д. слушателя при восприятии марша проявляется общая закономерность: чем выше интеллектуальный уровень развития слушателя, тем более сложные виды заимствований доступны ему для понимания и осмысления.
Научная новизна работы определяется тем, что она является первым исследованием, посвященным ЗМ в марше для военно-духового оркестра. В ней впервые:
- дана всесторонняя характеристика оркестровых средств, используемых в духовой музыке;
- прослежена эволюция и осуществлена периодизация исторического развития отечественного военно-духового марша с ЗМ;
- проведена классификация заимствований, используемых в военно-духовом марше, на основе критерия точности воспроизведения заимствованного текста;
- систематизированы отечественные марши для военно-духового оркестра, в которых использован ЗМ, по видам заимствования;
- классифицированы способы воздействия оркестровыми средствами на ЗМ при его воплощении в марше для военно-духового оркестра;
- разработана модель эффективной реализации военно-духовым маршем с ЗМ своего функционального предназначения;
- составлены практические рекомендации, способствующие эффективной реализации военно-духовым маршем своего функционального предназначения.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических проблем ЗМ в марше для военно-духового оркестра. К ним прежде всего относятся периодизация исторического развития данного жанра и классификация видов заимствований на основе предложенного критерия точности и потенциала
узнаваемости. Кроме того, в ходе анализа музыкальных произведений проведена систематизация способов воздействия оркестровых средств на ЗМ при его воплощении в военно-духовом марше. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, открывают перспективу для дальнейшего изучения данной проблематики.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов в музыкальной педагогике. Материалы диссертации способны пополнить курс инструментовки для духового оркестра сведениями об оркестровых средствах воплощения ЗМ, а также расширить представления о жанре марша при изучении курса истории отечественной военной музыки.
Кроме того, рассмотрение особенностей воплощения и восприятия различных видов ЗМ может быть полезным для различных форм практической музыкальной деятельности. Для композитора определенную ценность может иметь представленная в работе систематизация средств воплощения ЗМ, позволяющая осознать те или иные возможности достижения необходимого художественного эффекта при реализации художественного замысла в процессе сочинения военно-духового марша с использованием заимствований. Некоторые обобщения данного исследования могут быть полезными для исполнителя — военного дирижера, так как способны повлиять на интерпретацию музыкального произведения, трактовку выражаемых в нем образов, а также на формирование репертуара военно-духового оркестра для обеспечения эффективной реализации военно-духовой музыкой своего функционального предназначения.
Апробация работы. Работа обсуждалась на кафедре теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова, а также на кафедре гуманитарных и социальных наук Саратовского военного института внутренних войск МВД России. Материалы работы были апробированы в ходе проведения лекционных занятий по теме «Эволюция отечественного военного марша с использованием заимствованного материала» по предмету «История военной музыки» для музыкантов военного оркестра и курсантов Саратовского военного института внутренних войск МВД России. Результаты исследования нашли применение в дирижерской практике: ряд произведений, рассмат-
риваемых в диссертации в качестве аналитического материала, включен в репертуар военного оркестра Саратовского военного института внутренних войск МВД России. Тематика исследования обсуждалась на всероссийских научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы искусствознания: Музыка. Личность. Культура» (Саратов, 2011), «Слово молодых ученых» (Саратов, 2012) и «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен» (Астрахань, 2014). Основные положения работы нашли отражение в научных статях, три из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура работы. Исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения, где представлены нотные примеры и список военно-духовых маршей с заимствованным материалом.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАИМСТВОВАННОГО МАТЕРИАЛА В МАРШЕ ДЛЯ ВОЕННО-ДУХОВОГО ОРКЕСТРА
Проблематика исследования ЗМ, используемого в отечественном марше для военно-духового оркестра, включает в себя различные теоретические аспекты и может иметь разные ракурсы. Прежде чем приступить к рассмотрению тех аспектов, которые непосредственно отвечают теме исследования, обозначим некоторые ключевые понятия.
Духовая музыка — одно из ярких явлений как в отечественной, так и в мировой музыкальной культуре. За свою многовековую историю отечественная духовая музыка стала ее неотъемлемой составляющей, и занимает достойное место среди других направлений и жанров музыкального искусства. На протяжении достаточно продолжительного периода развития музыкальной культуры отечественная духовая музыка обрела достаточную популярность и являлась частым гостем на концертных площадках. Один из значительнейших ее пластов - музыка для военно-духового оркестра. Военные оркестры русской, советской, а сегодня Российской армии во все времена достойно представляли нашу Отчизну на различных международных музыкальных форумах.
В нашем исследовании в число ключевых понятий входят «военно-духовой оркестр» и «военно-духовая музыка». Специфика понятия «военно-духовой оркестр» касается в первую очередь состава военно-духового оркестра, который определяется соответствующими руководящими документами военного ведомства, где строго оговорена его штатная структура. Согласно этим документам, военно-
духовой оркестр на сегодняшний день может насчитывать от 12 до 60 исполнителей. Кроме этого, специфика военно-духового оркестра, по сравнению с духовым, заключается в более широком его применении, которое не сводится только к концертным выступлениям на специально оборудованных площадках. И, наконец, военно-духовой оркестр является неотъемлемым атрибутом повседневной жизни и деятельности воинского коллектива, средством обучения и воспитания войск. Таким образом, военно-духовой оркестр, в сравнении с духовым, способен решить больший диапазон задач, для него характерны наличие специфических выполняемых лишь им функций, а также регламентированный соответствующими документами количественный состав. Под «военно-духовой музыкой» мы подразумеваем исполняемый военно-духовым оркестром репертуар.
Разработке теории жанров посвящены труды видных отечественных музыковедов, например, М.Г. Арановского [8; 10], Е.В.Назайкинского [96] и др. В данном исследовании мы будем придерживаться взглядов Е.В. Назайкинского. Он считает, что жанры — «это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения» [96, с. 94]. Согласно Назайкинскому каждый жанр выполняет ряд функций, которые ученый распределяет по трем группам: коммуникативные, тектонические и семантические функции. Соответственно определенной функциональностью обладают и жанры военной музыки. Наиболее значимыми для них, на наш взгляд, являются коммуникативные функции, которые связаны с организацией художественного общения.
Перечисленные функции свойственны и одному из центральных жанров военно-духовой музыки - маршу. Назайкинский характеризует этот жанр следующим образом: «Военный походный марш - это не только активный двухдольный ритм <...> в темпе 120 ударов в минуту, не только сложная трехчастная форма с "соло басов" или кантиленными мелодиями баритонов в средней части. Это и
15
способ организации движения, и энергичная, синхронизированная поступь движущейся колонны, это мужественные лица солдат и сверкающие медью инструменты идущего впереди духового оркестра. Это, в сущности, и весь стоящий за картиной марша традиционный армейский уклад» [96, с. 105]. Приведенное высказывание достаточно емко и предельно концентрированно указывает на жанровые признаки марша. В нем раскрывается одна из основных функций этого жанра - служебно-строевая, направленная на достижение строевого слаживания подразделений. Тем самым мы можем констатировать то, что жанр военно-духового марша непосредственно выступает отражением среды своего бытования.
В приведенном высказывании Назайкинского говорится о походном марше, однако видовое разнообразие этого жанра гораздо шире. Основными видами современного марша для военно-духового оркестра являются: строевой марш (и его разновидность - колонный марш, который обычно пишется в размере 6/8), исполняемый при прохождении войск; походный марш, используемый во время праздничных шествий; встречный марш, применяемый при выносе и относе Боевого Знамени, а также приветствии начальников; концертный марш, предназначенный для исполнения в концертных условиях, как правило, не применяемый для сопровождения каких-либо церемоний и воинских ритуалов, особенно на открытом воздухе; похоронный (траурный) марш, исполняемый на траурных мероприятиях.
Одним из приемов, позволивших военно-духовому маршу обрести широкую популярность, явилось введение в него ЗМ. Этот прием играет важную роль для решения в ходе развития музыкального материала ряда художественных задач. Композиторы в зависимости от характера этих задач придают чужому тексту то или иное воплощение, которое осуществляется с помощью оркестровых средств и связано с попаданием чужого музыкального текста в «инородную» жанровую, стилистическую и т. п. среду. Трансформация ЗМ этими средствами, в сравнении с оригиналом, может быть весьма разнообразной и зависит от конкретного художественного замысла композитора.
Под художественным замыслом, как правило, понимают нацеленность композитора на реализацию в произведении определенного образа либо системы об-
разов. Художественный замысел формирует концепцию музыкального произведения, является главным его смыслом, причиной его создания. ЗМ, включенный автором в произведение, составляет неотъемлемую часть художественного замысла.
Исходя из цели диссертации, направленной на выявление средств воплощения и особенностей восприятия ЗМ в марше для военно-духового оркестра, в данной главе мы рассмотрим ряд теоретических аспектов, способствующих ее достижению. Мы, во-первых, обозначим оркестровые средства, используемые в духовой музыке, и в частности те, которые могут участвовать в воплощении ЗМ, во-вторых, рассмотрим историю развития отечественного военно-духового марша с ЗМ, в-третьих, выявим виды ЗМ, характерные для подобной маршевой музыки.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Национальный колорит в произведениях для духового оркестра1999 год, кандидат искусствоведения Чугреев, Владимир Сергеевич
История оркестровой педали как элемента функциональной музыкальной ткани2011 год, кандидат искусствоведения Буймистр, Сергей Владимирович
Тембр тромбона в оркестре М. И. Глинки: Полифункциональность и колористика1999 год, кандидат искусствоведения Ульянов, Виктор Семенович
Инструментовка как средство художественной выразительности в современной духовой музыке1998 год, кандидат искусствоведения Гилев, Александр Геннадиевич
Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне2005 год, кандидат искусствоведения Лаптев, Роман Геннадьевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петропавловский, Андрей Владимирович, 2015 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенов, Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша / Е.С. Аксенов // Труды факультета. - М..: ВДФ, 1970. - Вып. 10. - 132 с.
2. Алексеев, Э.Е. Нотная запись народной музыки: Теория и практика / Э.Е. Алексеев. — М.: Советский композитор, 1990. - 168 с.
3. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры / Э.Е. Алексеев. - М.: Советский композитор, 1988. - 238 с.
4. Апостолов, П.И. Введение / П.И. Апостолов // Советская военная музыка. Под. общ. ред. Б.Т. Кожевникова. - М.: ВДФ, 1977. - С. 5-15.
5. Арановский, М. Мышление, язык, семантика / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. - С. 90-128
6. Арановский, М.Г. Музыкальный текст структура и свойства / М.Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 344 с.
7. Арановский, М.Г. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики / М.Г. Арановский // Вопросы теории и эстетики музыки. - М.: Музыка, 1977. - Вып. 15. - С. 55-94.
8. Арановский, М.Г. Симфонические искания. Проблема жанра в советской музыке 1960-1975 гг. / М.Г. Арановский. - Л., 1979. - 287 с.
9. Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии / М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1991.-320 с.
10. Арановский, М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М.Г. Арановский // Музыкальный современник. - М., 1987. -Вып. 6.
11. Аржанова, O.K. Функции цитат, реминисценций и аллюзий в сюжетооб-разовании прозаического произведения: дис. ... канд. филол. наук / O.K. Аржанова. - Самара, 2002. -183 с.
12. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстаульность / И.В. Арнольд. - СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 1999. - 443 с.
13. Асмус, В.Ф. Государство. Комментарии / В.Ф. Асмус // Платон. Сочинения в трех томах. -М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - Ч. 1. - С. 579-613.
14. Банщиков, Г.И. Законы функциональной инструментовки: учебник / Г.И. Банщиков. - СПб., 1997. - 238 с.
15. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1994.-616 с.
16. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке: В 2 т. / Г. Берлиоз. - М.: Музыка, 1972. - Т. 1. - 306 с. - Т. 2. - 527 с.
17. Браславский, Д. А. Основы инструментовки для эстрадного оркестра / Д.А. Браславский. - М.: Музыка, 1967. - 324 с.
18. Василенко, С.Н. Инструментовка для симфонического оркестра: В 2 т. / С.Н. Василенко; общ. ред. Ю.А. Фортунатова. - М.: Музгиз, 1952-59. - Т. 1. -395 с. - Т. 2. - 624 с.
19. Вейсман, А.Д. Греческо-русский словарь / А.Д. Вейсман. - С.-Петербургъ: Издаше автора, 1899. - 694 с.
20. Веприк, A.M. Трактовка инструментов оркестра / A.M. Веприк. - 2-е изд. -М.: Музгиз, 1961. -20 с.
21. Вилковир, Е.Б., Иванов-Радкевич, Н.П. Общие основы инструментовки для духового оркестра / Е.Б. Вилковир, Н.П. Иванов-Радкевич. - 2-е изд. - М.: Музгиз, 1937.-263 с.
22. Владимиров, М.В. Руководство по инструментовке для духового оркестра. 2-е изд. / М.В. Владимиров. - М.: ГМИ, 1932. - 116 с.
23. Власова, Е.С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование / Е.С. Власова. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2010. - 456 с.
24. Военная педагогика и психология. - М.: Воениздат, 1986. - 240 с.
154
25. Военная психология и педагогика: учебное пособие / П.А. Корчемный. -М.: Изд-во Совершенство, 1998. - 384 с.
26. Володин, A.A. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: автореф. дис. ... канд. психол. наук/A.A. Володин. — М., 1972.-36 с.
27. Володин, A.A. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука / A.A. Володин // Музыкальное искусство и наука: сб. науч. трудов. - Вып. 1.-М.: Музыка, 1970. - С. 11-38.
28. Воробьев, И.С. Социалистический «большой стиль» в советской музыке (1930-е - 1950-е гг.). Исследование / И.С. Воробьев. - СПб.: Композитор, 2013. -688 с.
29. Геварт, Ф.О. Руководство к инструментовке: Пер. П. Чайковского / Ф.О. Геварт // Чайковский, П.И. Полное собрание сочинений. - М.: Музгиз, 1961. -Т. 3.-360 с.
30. Гилев, А.Г. Инструментовка как средство художественной выразительности в современной духовой музыке: дис. ... канд. искусствоведения / А.Г. Гилев. - Ростов-на-Дону, 1998. - 195 с.
31. Гиро, Э. Руководство к практическому изучению инструментовки / Э. Гиро. 3-е изд. Пер. с франц. Г. Конюса, ред. и доп. Д. Рогаль-Левицкого — М.: Музгиз, 1934.-346 с.
32. Глейх, Ф. Руководство к новейшей инструментовке, или правила к изучению всех употребляемых в оркестре инструментов / Ф. Глейх. Пер. с нем. 2-е изд. - СПБ.: М. Бернард, 1880. - IV. - 91 с.
33. Глинка, М.И. Заметки об инструментовке / М.И. Глинка. - М.: ВУВК, 1949.- 14 с.
34. Глоточкин, А.Д. Психологическая подготовка советских воинов / А.Д. Глоточкин // Шеляг В.В., Глоточкин, А.Д., Платонов, К.К. Военная психология. - М.: Военное издательство, 1972. - 400 с.
35. Городецкая, З.И., Магазинер, Л.Л. Народная песня в маршах / З.И. Городецкая, Л.Л. Магазинер // В помощь военному дирижеру. - М.: ИВД, 1956. -Вып. III.-С. 31-53.
36. Городецкая, З.И., Магазинер, JI.JI. Типичные черты жанра, композиции и музыкального языка маршей / З.И. Городецкая, JI.JT. Магазинер // В помощь военному дирижеру. - М.: ИВД, 1955. - Вып.2. - С. 50-109.
37. Горчаков, С.П. Об особенностях переложения фортепианных произведений для духового оркестра: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С.П. Горчаков. -М., 1957. - 15 с.
38. Грачев, В.Н. О технических приемах интерпретирующего стиля / В.Н. Грачев // Проблемы инструментовки. - М., 2000. - Вып. 2. - С. 34-65.
39. Грубер, Р. Г.-Ф. Гендель / Р. Грубер. - Л.: Музгиз, 1936. - 125 с.
40. Губарев, И.В. Духовой оркестр / В.И. Губарев. - М., 1963. - 79 с.
41. Дедюлина, М.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика» / М.А. Дедюлина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 136 с.
42. Денисов, A.B. Музыкальные цитаты. Справочник / A.B. Денисов. -СПб.: Композитор Санкт-Петербург. 2013. - 244 с.
43. Денисов, A.B. Семантика и функции цитаты в музыкальном тексте проблемы исследования / A.B. Денисов // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: сб. науч. ст. - Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. C.B. Рахманинова, 2006.-С. 162-171.
44. Дзюн Т. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: Опыт инертек-стуального анализа: дис. ...канд. искусствоведения / Т. Дзюн — М., 2003. — 226 с.
45. Диев, Б.А. Музыкальное оформление парадов Советской Армии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Б.А. Диев - М., 1955. - 16 с.
46. Дмитриев, Г.П. О драматургической выразительности оркестрового письма / Г.П. Дмитриев. - М.: Советский композитор, 1981. —174 с.
47. Должанский, А.Н. Симфоническая музыка Чайковского: Избранные произведения / А.Н. Должанский. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1981. - 208 е., нот.
48. Дульский, В.М. Обработка и инструментовка строевого марша-песни / В.М. Дульский. - М.: ВДФ, 1987. - 91 с.
49. Дунаев, Л.Ф. Становление инструментовки-науки и её развитие в отечественном музыкознании: автореф. дис. ... док. искусствоведения / Л.Ф. Дунаев. — М., 1999.-48 с.
50. Дунаев, Л.Ф. Творческое наследие Н.П. Иванова-Радкевича - новый этап в развитии инструментовки для духового оркестра / Л.Ф. Дунаев // В помощь военному дирижеру. - М.: ВДФ, 1975. - Вып. XIV. - С. 7-61.
51. Дьячкова, Л.С. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения / Л.С. Дьячкова // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. трудов. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — Вып. 12.-С. 17-40.
52. Емельянов, В.Н. Современные черты инструментовки строевого марша: учебное пособие / В.Н. Емельянов. - М.: ВДФ, 1996. - 32 с.
53. Емельянов, В.Н. Трактовка тембра в увертюрах советских композиторов для духового оркестра / В.Н. Емельянов // В помощь военному дирижеру. — М.: ВДФ, 1983.-Вып. XXII.-С. 23-51.
54. Ермоленко, А.Л. Эволюция инструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х гг. XIX в.: дис. ... канд. искусствоведения / А.Л. Ермоленко - М., 2000.- 183 с.
55. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003.-272 с.
56. Зубов, Г.Н. О положении военной музыки в России / Г.Н. Зубов. - СПб, 1903.-31с.
57. Зудин, Н.А. Составы военных оркестров и пути их усовершенствования / Н.А. Зудин // Труды факультета. - Вып. VIII. - М.: ВДФ, 1965. - 58 с.
58. Иванов, И.П. Звено в бесконечной цепи / И.П. Иванов. - Рязань, 1994. -С. 26-28.
59. Инструменты духового оркестра. Инструментоведение: учебное пособие / Б.Т. Кожевников. -М.: Музыка, 1984. - 124 с.
60. История русской музыки / Под ред. А.И. Кандинского. Коллектив авторов. - М.: Музыка, 1972.-Т. 1.-596 с.
61. Ихильчик, Г.И. Руководство к военной инструментовке / Г.И. Ихильчик. -СПб., 1904.-55 с.
62. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.С. Каган. — Л., 1971.-768 с.
63. Казанов, М.М. Симфонии советских композиторов для духового оркестра: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / М.М. Казанов. -М., 1955. - 14 с.
64. Казанцева, Л.П. Автор в музыкальном содержании: монография / Л.П. Казанцева. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 248 с.
65. Казанцева, Л.П. Полистилистика в музыке XX века (методические рекомендации) / Л.П. Казанцева. — Красноярск: Красноярский государственный институт искусств. 1986. - 32 с.
66. Калинкович, Г.М. H.A. Римский-Корсаков - инспектор военно-морских хоров Морского ведомства / Г.М. Калинкович // Труды института. - Вып. I. - М.: ИВД, 1952.-С. 7-96.
67. Кант, И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? / И. Кант // Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, - 1966. - Т.6. - С. 26-35.
68. Каре, А. История оркестровки / А. Каре . — 2-е изд. - М.: Музыка, 1990. -304 с.
69. Кац, Б. Об интертекстуальности последней симфонической темы Брамса / Б. Кац // Выбор и сочетание: открытая форма. Сб. ст. к 75-летию Ю.Г. Кона. -Петрозаводск - СПб.: Изд-во Музфонда, 1995. - С. 102-108.
70. Кожевников, Б.Т. Материалы по истории русской военной музыке в XVIII веке / Б.Т. Кожевников // Труды факультета. - М.: ВДФ, 1960. - Вып. IV. -С. 161-191.
71. Кожевников Б.Т., Хаханян Х.М. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века / Б.Т. Кожевиков, Х.М. Хаханян // Труды факультета. - М.: ВДФ, 1961.-Вып. 5.-С. 82-138.
72. Колесников, А. Фестиваль в Альбервилле / А. Колесников // Красная звезда. - 1978. - 22 июля.
73. Конен, В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века / Дж. В. Конен. - М., 1994. - 160 с.
74. Корнилов, Г.Я. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров / Г.Я. Корнилов. - М.: ВДФ, 1988. - 114 с.
75. Корнилов, Г.Я. К вопросу о взаимодействии фактуры и тембра в музыке для духового оркестра / Г.Я. Корнилов // В помощь военному дирижеру. - М.: ВДФ, 1983.-Вып. XIX.-С. 103-127.
76. Коробейникова, О.М. Историческое цитирование как способ решения культурного кризиса современности (на примере южноуральских художников) / О.М. Коробейниова // Искусствознание: теория, история, практика. - 2011. - № 1 (01).-С. 65-68.
77. Краснощёков, В.И. Вопросы хороведения: учебник / В.И. Краснощёкое. - М.: Музыка, 1969. - 299 с.
78. Крауклис, Г.В. Симфонические поэмы Ф. Листа / Г.В. Крауклис. - М.: Музыка, 1974. - 141 с.
79. Крылова, А.Л. Функции цитаты в музыкальном тексте / А.Л. Крылова // Советская музыка. - 1975. - № 8. - С. 92-97.
80. Кулапина, О.И. Основы ладогармонической системы русской народной музыки / О.И. Кулапина. - Саратов: Саратовская государственная консерватория (институт) имени Л.В. Собинова, 2004 - 356 с.
81. Кюи, Ц.А. Концерт Корсакова в Кронштадте / Ц.А. Кюи // Санкт-Петербургские ведомости. - 1874. - № 303. - С. 4.
82. Левингтон, Г.А. К проблеме литературной цитаты / Г.А. Левингтон // Материалы XXVI научной студенческой конференции. Литературоведение. Лингвистика. - Тарту, 1971. - С. 52-54.
83. Лосев, А.Ф. Античная музыкальная эстетика / А.Ф. Лосев. - М.: Музгиз, 1960.-304 с.
84. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.
85. Лысань, Г.А. Составы военного оркестра русской гвардии в первой половине XIX века: Рукопись / Г.А. Лысань. - М.: ВДФ, 1957. - 53 с.
86. Магазинер, Л.Л., Ноздрунов, Б.М., Тутунов, В.И. Творчество для духовых оркестров / Л.Л. Магазинер, Б.М. Ноздрунов, В.И. Тутунов // Советская военная музыка. Под. ред. Кожевникова Б.Т. - М., 1977. - С. 269-370.
87. Мазель, Л.А. О мелодии / Л.А. Мазель. - М., 1952. - 299 с.
88. Макаров, Е. П. Концертные сочинения советских композиторов для духового оркестра / Е.П. Макаров // Труды института. - Вып. I. - М.: ИВД, 1952. -С. 97-159.
89. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. -СПб: Питер, 2005. - 583 с.
90. Матвеев, В. Военные оркестры на флоте / В. Матвеев // Советская военная музыка. - М., 1977. С. 115-131.
91. Мейлах, Б. С. Художественное восприятие как научная проблема / Б.С. Мейлах // Художественное восприятие. — Л.: Наука, 1971. — С. 388.
92. Минц, З.Г. Александр Блок и русская реалистическая литература XIX в.: автореф. дис. ... док. филол. наук / 3. Г. Минц. - Тарту, 1972. — 45 с.
93. Михайлов, Н.М. И трубы поют / Н.М. Михайлов // Советская Культура. - 1980.-6 мая.
94. Надольская, О.Н. О судьбе некоторых заимствованных музыкальных терминов в русском языке / О.Н. Надольская // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сборник научных трудов. - Саратов, 2003. - С. 160-165.
95. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
96. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
97. Ноздрунов, Б.М. Творчество в послевоенный период / Б.М. Ноздрунов // Советская военная музыка под. ред. Кожевникова Б. Т. — М.: ВДФ, 1977. - С. 327371.
98. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 2006. - 944 с.
99. Петров, А.П. Элементарное руководство к инструментовке / А.П. Петров. - Спб.; М.; Лейпциг; Лондон: Циммерман, 1909. - 82 с.
100. Платон, Государство / Платон // Сочинения в трех томах. — М.: Мысль, 1971.-Т. З.-Ч. 1.-С. 327^145.
101. Пикалов, М.В. Оперно-хоровое творчество русских композиторов ХТХ века / М.В. Пикалов. - Орел, 1992. - 184 с.
102. Полозов, С.П. Тезаурусная модель музыкального развития личности / С.П. Полозов // Искусствознание: теория, история, практика. - Челябинск, 2011. — С. 69-72.
103. Полозов, С.П. Просвещение, информация и музыкальное развитие личности / С.П. Полозов // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г.Л. Болычецевым «Народной консерватории» в Курском крае). Курский государственный университет. — Курск, 2010. - С. 4751.
104. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" Мурадели»: [от 10 февраля 1948 г. № 62. п. 33]. - М.: Госполитиздат, 1950. -С. 24-31.
105. Праут, Э. Элементарное руководство к изучению инструментовки: Рус. пер. О. Кеннемана / Э. Праут. - М., 1900. - 136 с.
106. Приказ МВД России «Об утверждении Положения о военно-оркестровой службе внутренних войск МВД России» [от 30.12.2008 г. №1175]. — М., 2008.-32 с.
107. Раку, М. Г. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа / М. Г. Раку // Музыкальная академия. - 1999. - № 2. - С. 9-27.
161
108. Римский-Корсаков, H.A. Основы оркестровки / H.A. Римский-Корсаков // Полное собрание сочинений. — Т. III. - M., 1959. - 805 с.
109. Рогаль-Левицкий, Д.Р. Современный оркестр: В 4 т. / Д.Р. Рогаль-Левицкий. - М.: Музгиз, 1953-56. - Т. 1. - 480 е.; Т. 2. - 446 е.; Т. 3. - 355 е.; Т. 4. -313 с.
110. Румянцев, С. Полистилистика как форма художественного обобщения / С. Румянцев // Вопросы теории музыки Сб. Трудов ГМПИ им. Гнесиных. -Вып. 30. - М., 1977.- С. 20-30.
111. Ручьевская, Е.В. Функции музыкальной темы / Е.В. Ручьевская. - Л., 1977.- 159 с.
112. Рыжкин, И.Я. Развитие музыковедения в области военной музыки / И.Я. Рыжкин // Советская военная музыка. - М., 1977. - С. 383-406.
113. Саввина, Л.В. Семиотика интертекста звукоорганизации музыки XX века / Л.В. Саввина // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. — Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова, 2009.-С. 108-118.
114. Саков, C.B. Оркестровое tutti: дис. ... канд. искусствоведения / C.B. Саков.-М., 2004. - 181 с.
115. Сальников, Г.И. Инструментовка и сочинение для духового оркестра / Г.И. Сальников. - Ровно, 2002. - 223 с.
116. Сальников, Г.И. Основные принципы переложения симфонических произведений для духового оркестра: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Г.И. Сальников. - М., 1966. - 20 с.
117. Свечков, Д.В. Духовой оркестр / Д.В. Свечков. - М.: Музыка, 1977. -
271 с.
118. Семенов, H.H. О некоторых перспективах развития трудовой деятельности / H.H. Семенов // Коммунист. - 1973. - № 15. - С. 69-77.
119. Семенов, Ю.С. К вопросу о формировании инструментовки как отрасли музыкальной практики и теории в эпоху барокко / Ю.С. Семенов // Музыка ба-
рокко и классицизма. Вопросы анализа: Сб. трудов ГМГТИ. Вып. 84. - М.: ГМПИ, 1986.-С. 56-90.
120. Соколов, В. Г. Работа с хором / В.Г. Соколов. - М.: Музыка, 1967. -
229 с.
121. Соколов, О. В. К проблеме типологии музыкальных жанров / О.В. Соколов // Проблемы музыки XX века. — Горький, 1977.- С. 12-58.
122. Сохор, А.Н. Воспитательная роль музыки / А.Н. Сохор. Изд. 2-е, доп. -Л..: Музыка, 1975. -64 с.
123. Сохор, А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия /
A.Н. Сохор // Художественное восприятие. - Л.: Наука, 1971. - 388 с.
124. Стасов, В.В. Европейский концерт / В.В. Стасов // Избранные сочинения. - М.: Искусство. - Т. 1. - 1952. - С. 177-178.
125. Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н. Суминова. - М.: Академический проект, 2006. - 480 с.
126. Сурин, Н.К. Русская военно-церемониальная музыка (1750-1917 гг.) / Н.К. Сурин // В помощь военному дирижеру. - Вып. XXI. — М.: ВДФ, 1983. — С. 53-71.
127. Тихомиров, С.С. Сбережение оркестровых средств как принцип инструментовки в жанрах отечественной духовой музыки: дис. ... канд. искусствоведения / С.С. Тихомиров. - Ростов-на-Дону, 2008. — 193 с.
128. Тутунов, В.И. 250 лет военно-оркестровой службы в России / В.И. Ту-тунов // Труды факультета. - Вып. 5. - М.: ВДФ, 1961. - С. 4-29.
129. Тутунов, В.И. История военной музыки России: учебник / В.И. Тутунов; под общ. ред. Е.С. Аксенова. — М.: Музыка, 2005. - 496 с.
130. Тутунов, В.И. Русская народная песня в произведениях советских композиторов для духового оркестра / В.И. Тутунов // В помощь военному дирижеру.
- Вып. XVII.-М.: ВДФ, 1978.-С. 114-140.
131. Тутунов, В.И. Творчество в период Великой Отечественной войны /
B.И. Тутунов // Советская военная музыка. Под. ред. Кожевникова Б.Т. - М., 1977.
- С. 293-327.
132. Фомина, З.В. Философия музыки: учебное пособие для студентов и аспирантов музыкальных вузов / З.В. Фомина. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени J1.B. Собинова, 2011. -208 с.
133. Холопова В.Н., Чигарёва Е.И. Альфред Шнитке / В.Н. Холопова, Е.И. Чигарева. - М.: Советский композитор, 1990. - 346 с.
134. Худолей, В.Р. Стилистические черты инструментовки для духового оркестра в творчестве советских композиторов 40-х - 80-х гг. / В.Р. Худолей // В помощь военному дирижеру. - Вып. XXV. - М.: ВДФ, 1987. - С. 98-163.
135. Цуккерман, В.А. Тембр и фактура оркестровки в музыке H.A. Римского-Корсакова / В.А. Цуккерман // Советская музыка. — 1960. - №3. — С. 35-52.
136. Чигарева, Е.И. Полистилистика / Е.И. Чигарева // Теория современной композиции: учебное пособие. — М.: Музыка, 2005. - С. 431-450.
137. Чугреев, B.C. Национальный колорит в произведениях для духового оркестра: дис. ... канд. искусствоведения / В. С. Чугреев. -М., 1999. - 215 с.
138. Шаймухаметова, JI.H. Семантический анализ музыкальной темы / JI.H. Шаймухаметова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 258 с.
139. Шварцкопф, Б. О некоторых лингвистических проблемах, связанных с цитацией (на материале русского языка) / Б. Шварцкопф // Sign, Language, Culture. - Paris: Mouton, 1970. - С. 658-673.
140. Шнитке, А.Г. Коллаж и полистилистика / А.Г. Шнитке // Музыкальные культуры народов. Традиция и современность. -М.: Советский композитор, 1973. -С. 47-66.
141. Шнитке, А.Г. Полистилистические тенденции в современной музыке / А.Г. Шнитке // В.Н. Холопова, Е.И. Чигарёва Альфред Шнитке. - М.: Советский композитор, 1990.-С. 327-331.
142. Шостакович, Д.Д. Знать и любить музыку / Д.Д. Шостакович. - М.: Молодая гвардия, 1958. - 15 с.
143. Farmer, H.G. Military musik / H.G. Farmer. - London, 1950. -71 p.
144. Jadassohn, S. Lehrbush der Instrumentation / S. Jadassohn. - Zweite Auflage. - Leipzig, 1907. - 399 s.
145. Kühn, C. Das Zitat in der Musik der Gegenwart - mit Ausblicken auf bildende / C. Kühn // Kunst und Literatur. - Hamburg, 1972. - 125 s.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ
Пример 1. Н.П. Иванов-Радкевич. «Родная Москва».
Флейты
Гобои
Малый барабан
Тарелки и Большой барабан
Флейты Гобои
Кларнеты (Б)
Фаготы Саксофоны альт (Еч) Саксофоны тенор (В) Саксофон баритон (Ез)
Валторны (Г)
Трубы (В)
Тромбоны
Малый барабан
Тарелки Большой барабан
Корнеты (В)
1 еноры (В) Баритоны (В)
Басы Контрабасы
Пример 6. Г.И. Пучков. «Русский марш».
Трубы В I, II
Корнет В I
Корнет В II
1---—^___— 'Х ________
> > ГГ
р—ч 1 +- 1 -1- I т-7
Пример 6а. Г.И. Пучков. «Русский марш».
Пример 7. Б.А. Диев. «Солдатская дружба».
Е
Валюрны И
III
IV
Тромбоны
III
Ьасы I II
1
зт
* ±
т/
-Ж
7П/
а2
а2
-—7 --»
.2=
Ь
а2
V
Пример 8. В.Н. Грачев. «Суворов-марш».
Пример 9. С.А. Чернецкий. «Марш гвардейцев-минометчиков».
Пример 9а. М.И. Блантер. «Катюша».
Пример 10. Г.И. Пучков. «Русский марш».
И
Пример 10а. К. Сидорович. «Однозвучно гремит колокольчик».
3 3
Валторны 1-
Трубы В
Тромбоны
Басы
Ш
» {
т
да1
■¿ЕЕЕЕ^г
-¿--Л
-|_ I-
^ V" г*.-
Пример 14. С.А. Чернецкий. «Марш танкистов».
Ш
Корне! В I
Тенор В
te
a2
^ g
m
a,
№
Ж
S s s s
4—r- i
и
i—r
i—Г-
*—- *
Ш
■ф-
Флейта |
Гобои
Кларнет В1
Фа! от 1 II
Альты Гs ' II
Басы I II
Контрабас
'il
i
«
♦ihv
41 i
«m
Hb, ibk,
I
»»4
ш.
tllfcv
i-
:
«
ill üuü
llv
!\
ra
«Ufr
н\ы
«IIb-
«frlffi
т
ii
ÍJ
! I
i
fb
•lu-)-
si
( »
fVsfo
Г1
00
*p : Г
_l_L
$ sSfc €w>
Флейш
Кларнеты В
II
III
а2 к
—-
г ^
а2
а2
Саксофоны-альты 1> I II
Саксофон-тенор В
Валторны И I II
Трубы В 1 II
Тромбоны
Малый барабан
Тарелки и Большой барабан
__-7
41
н—
Т? (>
У--«—7-
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.