Возможности самореализации художника в условиях социокультурных изменений в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Замай, Вера Васильевна

  • Замай, Вера Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 185
Замай, Вера Васильевна. Возможности самореализации художника в условиях социокультурных изменений в современной России: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2005. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Замай, Вера Васильевна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические основания исследования личности художника и художественного творчества

1.1. Феномен личности: социально-философский аспект изучения.

1.2. Художественное творчество как особый вид деятельности в культуре.

1.3. Личность как субъект художественно-творческой деятельности

Глава II. Художественно-творческая деятельность в современных социокультурных условиях России.

2.1. Трансформация социокультурной ситуации: философско- культурологический анализ.

2.2. Художник в контексте новых социокультурных реалий.

2.3. Правовое обеспечение художественно-творческой деятельности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возможности самореализации художника в условиях социокультурных изменений в современной России»

Актуальность темы исследования. Значительные социально-политические трансформации постсоветского периода, коренным образом изменившие социокультурное пространство России, поставили перед всем обществом в целом и отечественной наукой в частности ряд серьезных задач, решение которых имеет принципиальное значение как в области теории, так и в области практики.

Сегодня повышенный интерес исследователей во всех сферах гуманитарного знания вызывает проблема реализации креативного потенциала творческой личности как одного из факторов социокультурной динамики. В контексте данной проблемы вопросы самореализации художника, представляющего собой один из реальных типов творческой личности, в новых социокультурных условиях нуждаются в глубоком и всестороннем философ-ско-культурологическом осмыслении.

В настоящее время в результате демократических преобразований Россия постепенно переходит к построению гражданского общества и правового государства, либеральной рыночной экономике, соблюдению прав человека, освоению мировых культурных ценностей, активному участию в процессах глобализации и применению новых информационных технологий. В то же время годы реформ привели и к ряду негативных последствий. Одной из главных проблем современного переходного периода общественного развития, происходящего в условиях мировой «антропологической катастрофы», является отмечаемый сегодня многими исследователями кризис национально-культурной идентичности.

Поиск национально-культурной идентичности связан с задачей возрождения духовности, характеризующей сущностные качества отдельной личности и общества в целом. С начала 90-х годов XX века в России на фоне кардинальных политических и социально-экономических изменений, с утратой прежних идеологических ориентиров отчетливо проявились признаки духовного кризиса: трансформация ценностно-смысловых оснований культуры; нарастающее нивелирование иерархии духовных ценностей и идеалов; идеологическая дезориентация широких слоев населения в пространстве многообразных, зачастую взаимоисключающих идейных позиций, противоречивых оценок прошлого и настоящего страны. Очевидно, что в сложившейся социокультурной ситуации именно искусству, выполняющему важнейшие социальные функции, обладающему уникальной способностью формировать новые картины мира, принадлежит неоценимая роль в решении ци-вилизационной антропологической проблемы, в выработке новой национальной идеологии, преодолении кризиса идентичности и духовности. В связи с этим значительно возрастает роль и общественный статус креативной личности художника.

Кроме того, период, который переживает сегодня российское искусство, а также вся сфера культуры в целом (учитывая становление новейшей культурной парадигмы), вне всякого сомнения, может быть назван переломным. Кардинальные изменения, произошедшие в жизни нашего общества в последние два десятилетия, отразились и на процессах художественного творчества. Поэтому интересным и актуальным представляется выявление открывающихся в результате значительных социокультурных трансформаций возможностей самореализации художника - основного субъекта художественно-творческой деятельности, формирующей ценностно-смысловые основы современной социокультурной картины мира.

Степень разработанности проблемы. Тема становления личности и ее творческой самоактуализации, выявления ее сущностных качеств и структурных компонентов, исследования внутренних и социальных возможностей реализации креативного потенциала личности занимает одно из центральных мест в различных областях человекознания.

В философии, начиная со времен Протагора, провозгласившего человека «мерой всех вещей», пожалуй, нет ни одного мыслителя, который в своих работах той или иной мере не касался бы вопросов познания бытия человека как личности, как феномена социального.

В рамках философской антропологии, основоположники которой (М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, А. Портман, Э. Кассирер, Э. Фромм и др.) опираются на прагматическую антропологию И. Канта, на традиции романтизма и «философию жизни» (Ф. Шеллинг, И.Г. Фихте, В. Дильтей, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), феноменологию Э. Гуссерля и экзистенциализм М. Хайдеггера, предложено целостное рассмотрение человека, интегрированного в определенную культурно-историческую среду, в плотную сеть социальных отношений.

Разноплановые и многомерные проблемы личности исследуются в целом ряде работ современных отечественных и зарубежных ученых и философов. Философско-антропологические и социально-философские проблемы личности рассматриваются в трудах B.C. Барулина, Б.Н. Бессонова, В.Ж. Келле, A.A. Миголатьева, Ю.В. Сычева, И.Т. Фролова и др.; исследованию жизненных проблем личности посвящены работы К.А. Альбухановой-Славской, JI.H. Когана, Ю.М. Резника и др.; особое место в изучении личности занимают, с одной стороны, исследования междисциплинарного направления, получившего название персонологии (Д. Зиглер, Г. Линдсей, С. Мад-ди, Г. Олпорт, Л. Хъелл и др.), с другой - исследования личности в отечественной психологии (А.Г. Асмолов, А.Г. Ковалев, A.B. Петровский и др.); и, наконец, труды по социологии и социальной психологии личности (Г.М. Андреева, A.A. Белик, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.)

В контексте проблем самореализации личности большой научный интерес вызывает исследование личности художника, личности особого типа, являющейся субъектом художественно-креативной деятельности.

Значительный вклад в разностороннее рассмотрение самобытности художественного субъекта и специфики процессов художественного творчества как вида социальной деятельности внесли: Аристотель, М.М. Бахтин, А. Бергсон, H.A. Бердяев, Г. Гегель, И.В. Гете, И.Г. Гердер, И. Кант, Б. Кроче, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Ж.-П. Сартр, B.C. Соловьев, Л. Фейербах, Б. Эйхенбаум и многие другие; а также современные отечественные философы и культурологи - В.В. Ванслов, Е.В Волкова, Ю.Д. Воробей, Е.С. Громов, A.B. Гулыга, А.Я. Зись, С.Н. Иконникова, H.H. Киященко, O.A. Кривцун, Н.Л. Лейзеров, И.Н. Лисаковский, A.C. Мигунов, В.М. Петров, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Е.Г. Яковлев и др.1

Вместе с тем необходимо отметить, что в силу сложности искусства, его особой роли в жизни человека и общества, вопросы сущности и специфики художественного творчества, природы художественного таланта, отличительных качеств личности художника остаются во многом не решенными.

1 См.: Ванслов В.В. Постижение искусства. - М., 2005; Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. - М., 1988; Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества - М., 1984; Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М., 1986; Гулыга A.B. Принципы эстетики. - М., 1987; Зись А .Я. На подступах к общей теории искусства. - М., 1995; Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. - СПб., 1996; Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. - М., 1983; Кривцун О. А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. - М., 1992; Лисаковский И.Н. Художественная культура: Термины. Понятия. Значения: Словарь-справочник. - М., 2002; Мигунов A.C. Искусство и процесс познания - М., 1986; От философии жизни к философии культуры / Отв. ред. В.П. Визгин. - СПб., 2001; Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время / Отв. ред. H.A. Хренов - М., 2003; Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования.- М., 1996; Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства России второй половины XX века. История и методология). -СПб., 2001; Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. -М., 1991.

Актуальные сегодня для России проблемы трансформации общества, социокультурной динамики и социокультурного «перехода» исследуются в трудах зарубежных философов и ученых - Д. Белла, П. Сорокина, Э. Тоф-флера, Э. Шилза, П. Штомпки и др.;' в работах современных отечественных исследователей - Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, A.C. Ахиезера, Т.Г. Богатыревой, Б.А. Вороновича, К.Х. Делокарова, З.Т. Голенковой, А .Я. Гуреви-ча, Б.С. Ерасова, B.JL Иноземцева, Н.И. Лапина, JI.H. Москвичева, И.В. На-местниковой, A.A. Оганова, В.М. Розина, К.Б. Соколова, H.A. Хренова, В.Н. Шевченко, которые исходят из того, что развитие культуры определяет социальные изменения, влияет на формируемые новые стандарты социального, новые смыслы бытия, общения, деятельности, в том числе художественного творчества.

Наряду с этим заметно возросло внимание к ключевым проблемам интеллектуально-творческой жизни России, личности как субъекта культурных отношений, что отражено в трудах Г.С. Батищева, Г.Д. Гачева, K.M. Долгова, В.К. Егорова, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, В.А. Крутикова, В.М. Межуева, Э.Я. Мозговой, С.С. Неретиной, Э.В. Сайко, В.В. Сильвестрова, М.Б. Туровского и др.2

1 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. — М.,1999; Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений- Санкт-Петербург, 2000; Тоффлср Э. Шок будущего. - М., 2001; Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. — М., 1972; Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.

2 См.: Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества - СПб., 1997; Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. - М., 1994; Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. - М., 2001; Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. - М, 2002; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991; Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996; Круг-ликов В.А. Образ "человека культуры". - М., 1988; Межуев В.М. Философия культуры: эпоха классики - М., 2003; Мозговая Э.Я. Философия культуры. Культура как мера развития человека и общества // Философия: Курс лекций: Часть II: Социальная философия.- М., 2000; Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. - СПб., 2000; Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э.В. Сайко. - М., 2002; Сильвестров В.В.

С учетом достигнутого уровня разработки вопросов, сопряженных с темой диссертации, необходимо указать на малочисленность специальных работ в философско-культурологической парадигме по проблематике возможностей самореализации художника в современных социокультурных условиях России. Представленное исследование является попыткой восполнения данного пробела.

Гипотеза. Переходные периоды социально-экономического и культурного развития, когда происходит распад прежней картины мира, характеризуются не только негативными явлениями, но порождают и глобальные конструктивные тенденции. Поэтому переходность выступает особой ситуацией, в которой складываются новые социальные возможности самореализации личности художника, неоднозначные по своей направленности, в силу чего требующие глубокого и всестороннего философско-культурологического осмысления.

Объектом исследования выступают радикальные социокультурные изменения, происходящие в переходный период развития России на рубеже XX - XXI веков.

Предметом исследования являются формирующиеся социальные возможности художественно-креативной деятельности, возникающие в результате современных социокультурных трансформаций.

Цель и задачи исследования. Сказанное выше определило цель и задачи данной работы.

Цель исследования заключается в выявлении существующих и потенциальных возможностей самореализации художника как творца новой социокультурной реальности в период кардинальных общественных изменений. В связи с этим возникает необходимость решения следующих задач:

Философское основание теории и истории культуры. - М., 1990; Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М., 1997.

- раскрыть и обосновать с позиций социально-философского подхода сущностные качества и характерные черты личности художника, включенного в социокультурный контекст;

- исследовать специфику процессов художественного творчества как особого вида социальной деятельности в культуре в условиях радикальных социокультурных изменений;

- осмыслить в рамках социально-философской парадигмы общекультурную ситуацию в России на рубеже XX — XXI веков;

- проанализировать и оценить социальные условия художественно-креативной деятельности на переходном этапе развития российского общества, в том числе одно из приоритетных направлений государственной культурной политики - правовые ресурсы законодательства, регулирующие отношения по созданию, распространению и сохранению произведений искусства.

Методологические и теоретические основы исследования. Выявление и оценка современных социальных условий самореализации художника стали возможными на основе философско-антропологического и деятельно-стного подходов; на базе культурологического анализа, с использованием системного, сравнительно-исторического и структурно-функционального методов исследования.

Для теоретического анализа рассматриваемых в диссертационном исследовании проблем большое значение приобретают идеи, а также концепции таких видных философов и ученых, как Н. Бердяев, М.М. Бахтин, П. Валери, JI.C. Выготский, И.А. Ильин, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, C.JI. Рубинштейн, B.C. Соловьев, П.А. Сорокин, 3. Фрейд, работы современных отечественных исследователей - Б.Г. Ананьева, B.C. Барулина, Е.Я. Басина, Л.П. Буевой, А. Гениса, М.С. Кагана, М.Н. Липовецкого, Н.Б. Маньковской, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, К.К. Платонова, К.Э. Разлогова, К.Б. Соколова,

С.Н. Титова, А .Я. Флиера, Ю.У. Фохт-Бабушкина, H.A. Хренова. Их труды определили методологическую базу данного исследования.

Для решения поставленных задач автором используется междисциплинарный подход, поскольку раскрытие темы данного исследования предполагает обращение к различным областям гуманитарного знания — философии, культурологии, общей и социальной психологии, искусствоведению, эстетике, антропологии, социологии.

Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе возможностей самореализации художника в условиях социокультурных изменений в современной России. В качестве элементов новизны можно выделить следующее:

- уточнены с позиций социально-философского подхода атрибутивные качества личности, являющиеся базовыми также для личности художника, определяющие ее креативность, обосновывающие ведущую роль фактора индивидуальной творческой активности в процессах социокультурной динамики;

- раскрыта и показана специфика художественного творчества как особого вида социокультурной деятельности, отличающегося сложностью и многогранностью, значимость которого существенно возрастает в переходные периоды развития общества и культуры;

- выделены на основании деятельностного подхода отличительные черты личности (художественный талант, мастерство, развитый эстетический вкус, высокие нравственные качества — первостепенные внутренние условия самореализации художника), позволяющие ей быть субъектом художественно-творческой деятельности, опредмечивать свой духовный мир, личностный смысл в произведениях искусства, имеющих общественное значение;

- в рамках социально-философской парадигмы осмыслена социокультурная ситуации в России на рубеже XX - XXI веков, проанализированы значительные изменения в политической, социально-экономической и культурной областях жизни модернизирующегося российского общества;

- выявлены, оценены и систематизированы социальные возможности самореализации художника (расширение пространства свободы художественного творчества, внедрение рыночных механизмов в сферу культуры, активное использование в процессах художественно-креативной деятельности новейших информационных технологий), формирующиеся в результате радикальных социокультурных трансформаций на современном переходном этапе развития России.

- проанализировано современное состояние российского законодательства в сфере культуры как важного механизма государственной культурной политики; выделены конструктивные тенденции законотворческого процесса, обеспечивающего правовое регулирование культурных отношений, способствующего раскрытию креативного потенциала личности художника.

Теоретическая значимость исследования. Осмысление формирующихся социальных возможностей самореализации художника на современном этапе создает теоретические предпосылки и основу для анализа механизмов социокультурных изменений в современном российском обществе и шире - в условиях радикальных трансформаций общества и культуры.

Проделанная работа позволяет представить ряд теоретико-методологических обобщений относительно сущностных качеств личности, специфики художественного творчества, а также внутренних и общественных условий самореализации личности художника; выявить тенденции развития культуры и направлений культурной политики на ближайшую перспективу. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей подготовки исследований в области социальной философии и культурологии.

Практическое значение исследования определяется возможностью использования материалов диссертации в научных трудах по философии и культурологии, при подготовке вузовских специальных курсов по теории и истории культуры, философии и психологии искусства, соответствующих учебников, учебных и методических пособий. Отдельные теоретические положения диссертации могут быть использованы также при формировании основных направлений государственной или региональной культурной политики в области поддержки профессионального искусства.

Апробация работы. Основные положения работы были апробированы автором в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях: I - IV «Культурологические чтения» (Москва, ИППК МГУ, 1997 - 1998 г.г.); III Международная научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира»; «Электронная культура и новые гуманитарные технологии XXI века» (Москва, октябрь 2004г.); круглый стол «Философские и психологические вызовы динамики современной культуры». Телемост Россия -США (Москва, январь 2005 г.); научно-методологические семинары «Культура и культурная политика» (Москва, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2004 — 2005 гг.); а также на заседаниях фракционной комиссии по вопросам культуры Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и специальных Парламентских слушаниях (1998 - 2003 гг.).

Результаты работы представлены в 6 публикациях автора, общим объемом - 4,4 п.л.

Диссертация прошла обсуждение на совместном заседании кафедр философии и теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте РФ 25 января 2005 года (протокол № 7) и была рекомендована к защите на заседании Диссертационного совета Д-502.006.07 22 февраля 2005 года (протокол № 1).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из двух глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Замай, Вера Васильевна

Заключение

Рассмотрение проблематики художественного творчества как особого вида общественной деятельности, все возрастающей роли художника в современном мире, формирующихся социальных возможностей самореализации личности художника в условиях кардинальных социокультурных изменений переходных периодов, безусловно, - задача непростая. В данной работе предпринята попытка исследовать эти вопросы в контексте современной российской социокультурной ситуации.

Учитывая сложноорганизованный духовный мир художника, специфику художественно-креативной деятельности и, несмотря на трудности, которые испытывает сегодня российская культура, нами отмечается, что в результате современных социокультурных трансформации в России возникают новые социальные возможности, в целом способствующие раскрытию творческого потенциала личности художника.

В первую очередь, это - появившаяся в результате демократических преобразований нескованная цензурными или эстетическими ограничениями свобода художественного творчества: свобода выбора тем, способов изображения действительности, жанров и форм художественных произведений, свобода самоопределения художника в своих политических и эстетических пристрастиях, в создании альтернативных творческих союзов, способствующих развитию искусства, созданию и сохранению многообразия творческих подходов, совершенствованию художественного мастерства. Не менее важным, в связи с отменой цензуры, представляется возвращение в художественную жизнь современного российского общества запрещенных в советский период произведений искусства, богатой и многообразной культуры Русского зарубежья, восстанавливающее целостность русской художественной культуры, укрепляющее духовную связь между русскими художниками разных поколений и эпох, преодолевающее разрыв традиций, без которых новаторство невозможно. Падение «железного занавеса», культурный обмен и сотрудничество открывают для российского художника множество реальных перспектив: быть не изгнанником и «невозвращенцем», а свободно перемещаться в мировом пространстве, участвовать в различных международных культурных мероприятиях, жить и работать за рубежом, обогащать свой духовный мир всеми ценностями мировой культуры.

Все эти разновидности свободы дополняются свободой выбора, обретаемой аудиторией искусства. В новых социокультурных условиях публика получает возможность обращаться к тем произведениям, интересоваться теми авторами, которые кажутся наиболее значительными и талантливыми. Подобная ситуация, характеризуемая как соревнование предпочтений, как конкуренция между художественным спросом разной направленности, также стимулирует развитие художественного творчества в динамичном ключе.

Одним из завоеваний демократизации общества стало развитие и совершенствование законодательства в области культуры как важного механизма государственной культурной политики, на современном этапе достаточно адекватно отражающего сложившуюся социально-экономическую ситуацию и во многом, создающего благоприятные условия для художественного творчества.

С упразднением цензуры и жесткого государственного контроля в России начинают утверждать себя рыночные отношения, в том числе и в сфере культуры. Действие рыночных механизмов отмечено не только негативными явлениями, но и реальными экономическими возможностями самореализации художника, расширяющими пространство творческой свободы, выбор экономических и эстетических вариантов художественно-креативной деятельности.

Особое место среди внешних возможностей самореализации художника занимает активное внедрение в процессы художественно-творческой деятельности новейших компьютерных технологий и сети Интернет, помогающих в решении художественно-творческих задач, обеспечивающих, в условиях все усложняющегося мира, быстрое и качественное создание и свободное распространение художественных ценностей, служащих важным техническим средством развития искусства как особого вида общественной деятельности.

Вместе с тем новые возможности порождают новые и усугубляют старые проблемы в области художественного творчества. Сложность формирующихся рыночных отношений, когда рыночный механизм все еще не может в достаточной степени способствовать созданию культурных ценностей, обеспечивать сохранение и распространение культурного наследия; незавершенность законодательной базы, регулирующей отношения по созданию произведений искусства; недостаточность судебной практики в сфере защиты авторских и смежных прав; отсутствие последовательной политики и координации деятельности органов государственной власти в сфере культуры; трудно складывающаяся система меценатства; слабость творческих союзов — всё это негативно влияет на процессы художественного творчества.

Поэтому очевидно, что поиск механизмов и способов решения данных проблем, основанный на глубоком философско-культурологическом анализе современного социокультурного пространства России, а также выявление новых тенденций в области общественных возможностей самореализации креативной личности художника - тема дальнейших исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Замай, Вера Васильевна, 2005 год

1. Аванесова Г.А. Динамика культуры: Учебное пособие. Серия: Науки о культуре и человеке. Вып. 2. М.: Диалог-МГУ, 1997. - 59 с.

2. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. -М.: Изд-во РАГС, 2004. 424 с.

3. Адаскина A.A. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. 1999. № 6. — С. 100-109.

4. Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. A.B. Дранова. М.: Республика, 2001. - 527 с.

5. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

6. Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.- 479 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2002. 288 с.

8. Андреева Г.Н. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. - 363 с.

9. Аристотель. Поэтика. Этика. Политика. Риторика. Категории. — Минск: Литература, 1998.- 1391 с.

10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.

11. Астапенко П.Н, Культура и творчество личности. Учебное пособие. М.: «Учебно-методический и издательский центр» Учебная литература», 1999.- 196 с.

12. Астафьева О.Н. Синергетический дискурс современных информационно-коммуникативных процессов // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания.

13. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 419-443.

14. Астафьева О.Н. Массовая культура как феномен переходных периодов: проецирование синергетического подхода на социокультурную практику // Теория и практика культуры. Вып. 2. М.: Изд-во РАГС, 2004.- С. 34-63.

15. Ахиезер A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. - № 9. — С. 29-45.

16. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. - 256 с.

17. Базеян Г.А. О психологических особенностях художественного сознания //Вопросы психологии. -2001. № 4. - С. 81-91.

18. Басин Е.Я. «Двуликий Янус» (О природе художественного творчества)- М.: Магистр, 1996.- 172 с.

19. Басин Е.Я. Творчество и эмпатия.//Вопросы философии. 1987. — № 2. - С. 54-66.

20. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997.- 463 с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.- 445 с.

22. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. - 140 с.

23. Белик A.A., Резник Ю.М. Социокультурная антропология: Истори-ко-теоретическое введение. М.: Союз, 1998. - 319 с.

24. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1982.-606 с.

25. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социал. прогнозирования / Пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М. : Academia, 1999.-786 с.

26. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. Пер с нем / Под ред. Ю.А. Здорового. — М.: «Медиум», 1996. 238 с.

27. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. В.А. Флеровой. — М.: КАНОН-пресс: Куликово поле, 1998. 384 с.

28. Бердяев H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека. — Харьков: Фолио. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 688 с.

29. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.- 607 с.

30. Березин В. Массовая и элитарная // Октябрь. 2000. - № 1. - С. 190-192.

31. Бесклубенко С.Д. Социальная природа искусства. М.: Знание, 1976.-63 с.

32. Бессонов Б.Н. Назначение человека. М.: Изд-во РАГС, 1995. - 104 с.

33. Блок А. записные книжки. М.: ВАГРИУС, 2000. - 158 с.

34. Богатырева Е.А. Немецкая философия на рубеже веков: концепции искусства и культуры / Министерство культуры Российской федерации. Российский институт культурологи. М., 2004. - 136 с.

35. Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие. — М.: -Изд-во РАГС, 2001.- 171 с.

36. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. - 389 с.

37. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 462 с.

38. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / «Круглый стол» ученых «Духовность, художественное творчество, нравственность»//Вопросы философии. 1996.- №2.- С. 3-9.

39. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

40. Букш С.А. Творчество как вид социальной деятельности: Дис.канд. философ, наук.-М., 1998.- 131 с.

41. Бунин И.А. Книга. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3-М.: Правда, 1988.-542 с.

42. Валерии П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993.- 507 с.

43. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Под ред. Б.Ю. Кагарлицкого. СПб.: Унив. кн., 2001. - 414 с.

44. Ванслов В.В. Постижение искусства. — М.: Знание, 2005. 144 с.

45. Волков Ю. Ценности и идеология гуманизма // Власть. 2000. - № 7.- С. 57- 62.

46. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988.- 240 с.

47. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 176 с.

48. Воронович Б.А. Витальное и ментальное в структуре человека // Философская антропология. Социальная теория и современность. Вып. 24. М.: Изд-во РАГС, 1996. - С. 37-57.

49. Выготский JI.C. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. — 416с.

50. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (Исторический обзор и современное состояние) // Вопросы психологии. -1975. №2.-С. 147-158.

51. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс, 1994.-479 с.

52. Гегель Г. Эстетика. Тт. 1 -4 / Под ред. М. Лифшица. М., 1968 - 1973.

53. Геллнер Эрнест. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Ad Marginem, 1995. - 222 с.

54. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени // Иностранная литература. 1996. - № 9. - С. 206-253.

55. Генис А. О массовой культуре как таковой. http://www.zerkalonedeli.com/nn/show/241/21751/oT 15.09. 2004.

56. Гердер И.Г. Избранные сочинения / Пер. с нем. В.М. Жирмунского. M.-JL: Гослитиздат, 1959. - 392 с.

57. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 352 с.

58. Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: Федеральный и региональный аспекты: Автореф. дис. . д-ра философ. наук. М., 1997. - 42 с.

59. Грачев С. Компьютер убийца искусства? // Аргументы и факты. -2004.-№30.- С. 240.

60. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. -М.: Мысль, 1982.- 188 с.

61. Гройс Б. Вечное возвращение нового // Искусство. 1989. - № 10. - С. 1 -2.

62. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества. -М.: «Когито-Центр», 2003. 187 с.

63. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-239 с.

64. Грэм Гордон. Философия искусства. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. - 256 с.

65. Гуков Л.Д. выступление в ходе дискуссии «Либеральные реформы и культура». http: // www. liberal.ru/sitan.asp?Num=232 Исследование фонда «Либеральная миссия» 06.06.2002. от 15. 09. 2004.

66. Гулыга A.B. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. - 285 с.

67. Гуревич П. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. -1997. -№ П. С. 34-44.

68. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2004. - 399.

69. Данилов-Данильян В.И. выступление в ходе дискуссии «Добро изло массовой культуры» // Культурологические записки. 2003. - Выпуск 8.-С. 230-241.

70. Делокаров К.Х., Комиссарова Г.А. Философия и мегатенденции современной цивилизации. М.: Фон, 1998. - 66 с.

71. ДерридаЖ. Страсти // Socio-Logos 96: Альманах. М.: 1996. - С. 258-301.

72. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990.- 180 с.

73. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / Глав, ред и авт. проекта С.Я. Левит. — М.: Унив. кн.; Иерусалим Gesharim, 2000. 463 с.

74. Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 1040 с.

75. Дуков Е.В., Жидков B.C., Осокин Ю.В., Соколов К.Б., Хренов H.A. Введение в социологию искусства: Учебное пособие для гуманитарных вузов. СПб.: Алетейя, 2001. - 256 с.

76. Егоров В.К. Философия культуры России: Контуры и проблемы-М.: Изд-во РАГС, 2002. 665 с.

77. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

78. Есин С.Н. Культура и власть. М.: Изд-во Литературного института, 1997. - 248 с.

79. Жидков B.C., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб.: Алетейя, 2001. - 636 с.

80. Жидков B.C., Соколов К.Б., Ченосвитов П.Ю. Человек в виртуальной реальности // Культурологические записки. 2003. - Выпуск 8. - С.9-45

81. Журавлев В.В. Проблема человека в современном российском обществе // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. -М.: Гнозис, 1997.- С. 65-70.

82. Заславская Т.И. Инновационный потенциал России и проблемы гражданского общества // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М.: ООО «Северо-Принт», 2000. - С. 18-29.

83. Захаров А.В. Массовое общество в России (история, реальность, перспективы) // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». -М.: Гуманитарий, 2003. С. 86-101.

84. Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства. М.: Изд-во «ГИТИС», 1995.-296 с.

85. Иванов В.Д., Мусаханов Л.Р. Баланс художественной культуры (на материале экспертного опроса по советскому искусству 1970-х) // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. СПб.: Але-тейя, 2001. - С. 111-132.

86. Иконникова С.Н. История культурологии : Идеи и судьбы : Учеб. пособие / С.-Петерб. гос. акад. культуры. СПб. : СПбГАК, 1996. - 264 с.

87. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

88. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. — М.: Жизнь и мысль, 2001. 512 с.

89. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. - 255 с.

90. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 255 с.

91. Иноземцев В.Л. Философия глобальных проблем. Вторые Фролов-ские чтения. Глобализация — наивная мечта XX века // Человек. — 2003. -№ 5.-С. 38-44.

92. Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред Н.А. Хренов. М.: Наука, 2002. - 467 с.

93. Итон М. Искусство и неискусство. // Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века антиэссенциа-лизм, перцептуализм, институционализм. Антология. — Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997. - С. 271-287.

94. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербрг: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

95. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

96. Каган М.С. Философия культуры / Акад. гуманит. наук и др. СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.

97. Камю Альберт. Записные книжки. М.: ВАГРИУС, 2000. - 206 с.

98. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 367 с.

99. Карпухин О.И. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства // Социально-политический журнал. -1998.-№3.-С. 141-50.

100. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М.: Гардарики, 1998. 780 с.

101. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224 с.

102. Киященко Н.И. Введение к новой рубрике // Философские науки. -2000. №> 2. - С. 42-46.

103. Киященко Н.И. Динамизм соотношения: народные, массовые, и элитарные культура и искусство // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: Гуманитарий, 2003. - С. 16-57.

104. Кнабе Г.С. Местоимения постмодерна. — М.: Российск. гос. гума-тин. ун-т, 2004. 52 с.

105. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

106. Коваленко В.А. Организация творческого мышления // Вопросы философии. 2002. - № 8. - С. 78-87.

107. Коваль Б.И. Вступительное слово // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М.: ООО «Северо-Принт», 2000.-С. 5-16.

108. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

109. Коган JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1998. - 283 с.

110. Коген Г. Эстетика чистого чувства // Современная западноевропейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г. Яковлева М.: Книжный дом «Университет», 2002. - С. 54-60.

111. Козловски П. Культура постмодернизма. М.: Республика, 1997. - 240 с.

112. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

113. Кондаков И.В. «Смута»: к типологии переходных эпох в истории русской культуры // Переходные процессы в русской художественной культуре, М.: Наука, 2002.-С. 135-165.

114. КоневВ.А. Культура и Интернет//Арт-менеджер.-2002.-№1.-С. 10-16.

115. Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. — 372 с.

116. Кривцун О. А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. М.: Наука, 1992. - 299 с.

117. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Интрада, 2000. - 160 с.

118. Кругликов В.А. Образ "человека культуры" / Отв. ред. Б.Т. Гри-горьян; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1988. - 150 с.

119. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу М.: Московская школа политических исследований, 2002. - 320 с.

120. Культурологические записки. Выпуск 8. Российский «масскульт» — 2000 и новые технологии. М., 2003. - 281 с.

121. Культурная политика. Проблемы теории и практики. Государственный институт искусствознания. С.-Петербург: «Дмитрий Буланин»,2003.- 165 с.

122. Куприянов В. Нечто ничто, или Снова о постмодернизме // Новый мир.- 1997.- № 10.-С. 237-241.

123. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2001.-286 с.

124. Курицын В. Пересекая границы традиционного и вербального // Постмодернисты о посткультуре. М.: Изд-во Р. Элинина, 1996. - С. 71-85.

125. Лакшин В Л. Литературно-критические статьи. — М.: Гелиос, 2004. — 672 с.

126. Лапин Н.И. Проблемы социокультурной трансформации // Вопросы философии . № 6. - С. 3-17.

127. Лебедев В.И. Познание личности: Учебное пособие для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с.

128. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2004. - 345 с.

129. Ливергант Е.А., Давтян М.Б. Интернет и кино в России // Культурологические записки. 2003. - Выпуск 8. - С. 86-96.

130. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - 152 с.

131. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 1998. — 159 с.

132. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1997. - 317с.

133. Лисаковский И.Н. Художественная культура: Термины. Понятия. Значения: Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 239 с.

134. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. — СПб.: Блиц, 1999.- 191 с.

135. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ла-домир, 1994. - 544 с.

136. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон.- М.: Ладомир, 1994. 716 с.

137. Лосев А.Ф. Дерзновение духа. М.: Политиздат, 1988. - 366 с.

138. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство-СПБ, 1994.- 399 с.

139. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь , 2002.-538 с.

140. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки / Под общ. редакцией Ю.П. Сенокосова. М.: «Лабиринт». 1996.-432 с.

141. Манн Ю. В. Русская философская эстетика. -М.: МАЛП, 1998. 381 с.

142. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. - 346 с.

143. Маньковская Н.Б. Симулакр в искусстве и эстетике // Философские науки.- 1998.-№3-4.-С. 63-75.

144. Маркузе Г. Одномерный человек. / Пер. с анг. A.A. Юдина. М.: ACT: Ермак, 2003. - 331 с.

145. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер с анг. — М.: Евразия, 1997. 430 с.

146. Массовая культура: Учебное пособие М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.-304 с.

147. May В. Интеллигенция, история, революция. Очерки современной России // Новый мир. 2000. - № 5. - С. 140-167.

148. Межуев В.М. Философия культуры: эпоха классики М.: Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2003. - 200 с.

149. Межуев В.М. выступление в ходе дискуссии «Добро и зло массовой культуры» // Культурологические записки. 2003. - Выпуск 8. - С. 224-230.

150. Меликов И.М. Творчество и духовный мир человека действительности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002.- № 2. С. 76-87.

151. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к творчеству // Вопросы психологии. 1998. - № 1. - С. 76-82.

152. Мелих Ю.Б. Персонализм Л.П. Карсавина и европейская философия. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 272 с.

153. Миголатьев A.A. Проблема свободы и ответственности человека // Социально-политический журнал. 1998. -№ 4. - С. 49-63.

154. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 126 с.

155. Мильдон В. Мед и молоко. Судьба художника в современной эстетике // Вопросы философии. 2004. - № 1. — С. 97-112.

156. Михайлов М.А. выступление в ходе дискуссии «Добро и зло массовой культуры» // Культурологические записки. 2003. - Выпуск 8. - С. 256- 258.

157. Мозговая Э.Я. Философия культуры. Культура как мера развития человека и общества // Философия: Курс лекций: Часть II: Социальная философия / Отв. ред. В.Н. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2000. - С. 272 -296.

158. Морфология культуры. Структура и динамика / Под общ. ред. Э.А. Орловой. М.: Наука, 1994. - 415 с.

159. Наместникова И.В. Межкультурная коммуникация в контексте диалога культур (социально-философский аспект). — М.: Союз, 2003. — 223 с.

160. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб.: Изд-во Русского Христианского ин-та, 2000. - 343 с.

161. Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-439 с.

162. Николаев П.А. Культура как фактор национальной безопасности России. Эмоциональные заметки. М.: ГУ МДМ, 2002. - 100 с.

163. Николаева Е.В. Переходная культура и миф о начальном времени // Между обществом и властью: массовые жанры от 20-х к 80-м годам XXвека. M.: «Идрик», 2002. - С. 301-326.

164. Ницше Ф. Избранные произведения: Пер. с немецкого. — СПб.: Азбука- классика, 2003. 766 с.

165. Оганов A.A. Эстетическое в системе духовных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. — № 6. - С.59-85.

166. Одиссей: Человек в истории. 2001: Русская культура как исследовательская проблема / РАН. Ин-т всеобщ, истории; Глав. ред. А.Я. Гуревич. М.: Наука, 2001.-413 с.

167. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.-461 с.

168. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Изд.-МГИК, 1994. 214 с.

169. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 509 с.

170. От философии жизни к философии культуры / Отв. ред. В.П. Виз-гин. СПб.: Алетейя, 201.-395 с.

171. Павлов И.П. Павловские среды. Протоколы стенограммы физиологических бесед. В 3 т. Т. 1. М., Л., 1949. - 467 с.

172. Паустовский К. Золотая роза. О писательском труде. М.: «Сов. писатель», 1956.- 229 с.

173. Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время / Отв. ред. H.A. Хренов, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. М.: Наука, 2003. - 495 с.

174. Петров В.М. Техницизм или психологизм? (Дилемма либо синтез во взглядах на технологическое и социокультурное развитие?) // Культурологические записки. 2003. - Выпуск 8. - С.46-85.

175. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996. - 158 с.

176. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.

177. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 254 с.

178. Плеснер X. Ступени органического и человек.: введение в философскую антропологию. М.: РОССПЕН, 2004. - 367 с.

179. Покровский Н. В зеркале глобализации // Отечественные записки. —2003.-№ 1.-с. 51-65.

180. Психология художественного творчества: Хрестоматия. — М.: Хар-вест, 2003. 725 с.

181. Разлогов К.Э. Массовая культура, СМИ и бизнес в контексте культуры мира // Год 2000: на пути к культуре мира и ненасилия. М.: Элит-Клуб, 1998.-С. 146-158.

182. Рерих Н.К. Об искусстве. М.: Международный Центр Рерихов, 1994.- 128 с.

183. Розанов В.В. Собрание сочинений: Среди художников. М.: Республика, 1994. - 494 с.

184. Розин В.М. Личность и ее изучение. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 232 с.

185. Россия в поисках стратегии: общество и власть / Под редакцией Г.В. Осипова. М.: РИД ИСПИ РАН, 2000. - 472 с.

186. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. и др.: Питер, 2003.- 508 с.

187. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 712 с.

188. Руднев В.П. Виртуальные реальности // Словарь культуры XX века.- М.: АГРАФ, 1997. С. 53-55.

189. Рыжков В.А. Четвертая республика. Очерк политической истории современной России. М.: Ad Marginem,2000. - 255 с.

190. Рязанцев А. Реаниматор // Premiere. 2004. - № 72. - С. 46-47.

191. Сайко Э.В. Субъект и субъектная составляющая в становлении икультурно-историческом выполнении пространственно-временного континуума социума // Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э.В. Сайко. -М.: Наука, 2002.- С. 13-39.

192. Сартр Ж.-П. Ситуации: Сб.: Пер. с фр. -М.: Ладомир, 1997. 400 с.

193. Сильвестров В.В. Философское основание теории и истории культуры. М.: ВЗПИ, 1990. - 242 с.

194. Симонов А. Заметки о цензуре и около // Индекс. Досье на цензуру. -2004.-№20.- С. 63-68.

195. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии // Философские науки. 1998. - № 3-4. - С. 17-39.

196. Смирнова Л.Н. Человек: субъективность, духовность, целостность // Философская антропология. Социальная теория и современность. Вып. 24. М.: Изд-во РАГС, 1996. - С. 169-177.

197. Смирнова Л.Н. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа: Дис. . канд. философ, наук. -М., 1997. 151 с.

198. Соколов Э.В. Ортега-и-Гассет. Век элитарного искусства и массового общества // Человек. 2002. — №6. - С. 78-95.

199. Соловьев B.C. Сочинения в 2т. Т. 1. М.: Мысль 1990. - 892 с.

200. Сорочкин Б.Ю. Экономическое обеспечение культурной деятельности

201. Культура и культурная политика в России. Серия «Научные доклады». №115. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - С. 41-49.

202. Социальная стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. Ин-т социологии РАН. М.: Лет. сад, 2003. - 365 с.

203. Станиславский Константин. Записные книжки. М.: ВАГРИУС, 2001.-206 с.

204. Степанян К. Постмодернизм — боль и забота наша // Вопросы литературы. 1998. - № 5. - С. 32-54.

205. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.

206. Сычев Ю.В. Мир современного человека, новый опыт философской антропологии // Философская антропология. Социальная теория и современность. Вып. 24. М.: Изд -во РАГС, 1996. - С. 57-91.

207. Сычев Ю.В. Что такое человек: социально-философский взгляд. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2001. - 171 с.

208. Титов С.Н. Искусство: объект, предмет, содержание. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 206 с.

209. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 560 с.

210. Третьяков И.А. «Цветущая сложность» глобального мира или свалка культуры? Интернет в свете теории социокультурной стратификации // Культурологические записки. 2003. - Выпуск 8. - С. 97-111.

211. Трофимова Е.И. Стилевые реминисценции в русском постмодернизме 1990-х годов // Общественные науки и современность. — 1999. — № 4. С.169-176.

212. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. — М.: РОССПЭН, 1997.- 439 с.

213. Фейербах Л. Сочинения: В 2 т . Т.1 / РАН . Ин-т философии. М.: Наука, 1995.-502 с.

214. Философия: Учебник / Под общ. ред. JT.H. Москвичева. М.: Изд-во РАГС, 2003. - 684 с.

215. Философские основания эстетики постмодернизма: Научно-аналитический обзор / РАН, ИНИОН. М.: ИНИОН РАН, 1993. - 41 с.

216. Фихте И.Г. Сочинения. В 3 т. Т. 1. Работы 1792-1801 гг. М.: Ла-домир, 1995. — 665 с.

217. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие. — М.: Акад. проект, 2000. 459 с.

218. Флиер А.Я. Культура // Культурология. XX век. Т. 1. СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. — С. 336-338.

219. Флиер А.Я. Массовая культура: к определению понятия // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. 1998. - № 3- 4. - С. 24-32.

220. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства России второй половины XX века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001. - 556 с.

221. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.

222. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. — 397 с.

223. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1998. - 558 с.

224. Фромм Э. Душа человека / Общ. ред . П.С. Гуревича. М.: Республика, 1992.- 429 с.

225. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.

226. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с анг. И.Б. Грин-шпун. -М.: Апрель Пресс: ЭКСМО- Пресс, 1999. 591 с.

227. Хренов H.A. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.

228. Хренов H.A. Опыт культурологической интерпретации переходныхпроцессов // Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред H.A. Хренов. М.: Наука, 2002. - С. 11 -55.

229. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. — СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.

230. Художественная жизнь современного общества. В 4 томах. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономики. С.-Петербург: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 1998. - 352 с.

231. Художественная жизнь современного общества. В 4 томах. Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня / Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. С.-Петербург: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 1998. - 213 с.

232. Художественная культура XX века: Сборник статей / Под ред. В.В. Ванслова. М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2002. - 368 с.

233. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997. - 606 с.

234. Цивилизация, культура, личность / Отв. ред. В.Ж. Келле. РАН. Ин-т человека. М.: Едиториал УРСС, 1999. - 222 с.

235. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1995. - 528 с.

236. Чернышов Ю. От настольного издательства к виртуальному // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М.: Традиция, 2001. - С. 246-251.

237. Шапинская E.H. массовая культура в теоретических исследованиях // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». — М.: Гуманитарий, 2003. С. 58-85.

238. Шевченко В.Н. Перспективы гуманизации российского общества // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М.: Гно-зис, 1997.- С. 56-64.

239. Шевченко В.Н. Духовность, деятельность, культура // Свободная мысль. 1993. - № 5. - С. 81-88.

240. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.- 490 с.

241. Шеллинг Ф. Сочинения / Пер. с нем. М.И. Левиной, A.B. Михайлова. М.: Мысль, 1998. - 1663 с.

242. Шендрик А.И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ; Единство, 2002. - 519 с.

243. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.-С. 341-359.

244. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993.—479 с.

245. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с анг. под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 416 с.

246. Эйхенбаум Б. М. О литературе. Работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1987.-540 с.

247. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте. М.: Захаров, 2003. - 447 с.

248. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. 1988.-№ 10.-С. 88-103.

249. Эпштейн М. Постмодернизм в России. М.: Издательство Р. Элинина, 2000. - 368 с.

250. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. 2004. - № 2. - С. 16-28.

251. Яголовский С.Р. Эмоции в творчестве // Мир психологии. — 2002. -№ 4. С. 65-70.

252. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социал. реальности: Учеб. для вузов. М.: Доб-росвет,1998. - 595 с.

253. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М.: Высшая школа, 1991.-225 с.

254. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. - 464 с.

255. Яковлев Е.Г. Совершенство незавершенного // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. - № 2. - С. 70-76.

256. Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», 9 октября 1992 г // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. — № 46. — Ст. 2615.

257. Закон «Об авторском праве и смежных правах», 9 июля 1993 г // . Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской

258. Федерации. — № 32. Ст. 1242. . 258. Налоговый кодекс Российской Федерации, 5 августа 2000 г // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 32. — Ст. 3340.

259. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», 22 октября 2004 г. Парламентская газета - 2004. - 27 октября.

260. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», 25 июня 2002 г // Собрание законодательства Российской Федерации. № 26. — Ст. 2519.

261. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», 26 мая 1996 г // Собрание законодательства Российской Федерации. N 22. — Ст. 2591.

262. Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей», 15 апреля 1993 г// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. № 20. - Ст. 718.

263. Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», 20 апреля 1998 г // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 16. — Ст. 1799.

264. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии», 22 августа 1996 г // Собрание законодательства Российской Федерации. № 35. - Ст. 4136.

265. Федеральный закон «О библиотечном деле», 29 декабря 1994 г // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. — Ст. 2.

266. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», 23 ноября 1994 г // Собрание законодательства Российской Федерации. — №1. Ст. 1.

267. Федеральный закон «О народных художественных промыслах»,6 января 1999 г // Собрание законодательства Российской Федерации. №2. Ст. 234.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.