Влияние немецкой философии на формирование концепции личности славянофилов в начале XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Чистякова, Татьяна Леонидовна

  • Чистякова, Татьяна Леонидовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 154
Чистякова, Татьяна Леонидовна. Влияние немецкой философии на формирование концепции личности славянофилов в начале XIX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 2002. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Чистякова, Татьяна Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ФИЛОСОФСКОГО ДИАЛОГА РОССИИ И ГЕРМАНИИ.

§ 1. Философская основа социально-политической концепции второй четверти XIX века.

§ 2. Идейно-философское наследие мыслителей второй четверти XIX века.

§ 3. И.В. Киреевский и понимание проблемы личности в русской философии.

ГЛАВА II. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РОССИИ И ГЕРМАНИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ 20-50 ГГ.

XIX ВЕКА.

§ 1. Влияние гегельянства и шеллингианства на формирование проблемы личности в русской философии (20-50-х гг. XIX века).

§ 2. Немецкая и русская философия о понятии личности.

§ 3. Философия Шопенгауэра и русские мыслители

20-50-х годов XIX века (сравнительный анализ).

§ 4. Роль культуры в формировании личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние немецкой философии на формирование концепции личности славянофилов в начале XIX века»

Актуальность проблемы. Проблема личности, ее место и роль в общем развитии мироздания является одной из самых значительных задач, которую поставило перед собой человечество. Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на ее понимание. Проблема личности становилась предметом наиболее глубоких теоретических споров, исследований особенно в переломные периоды истории, во времена кризисов, социальных взрывов, научно-технических скачков, поскольку именно в это время наиболее остро ощущается потребность в философской теории, осмысливающей человека во всей совокупности, в органическом единстве с самим собой, с природой и обществом, позволяющей определить цель человеческого существования, осознающей его возможности и перспективы.

Представители различных философских школ, писатели, естествоиспытатели сходятся в признании человека уникальным творением Вселенной, преобразующим мир. Поскольку преобразование связано не только с положительными, но и с негативными последствиями, российское общество встало перед проблемой формирования нового мировоззрения, определения места своей культуры и философии, поиска отличительных черт русского в сокровищнице мирового. В этом контексте представляется важным рассмотреть взаимопроникновение философских идей России и Германии начала XIX века, когда русскими философами формируется и особенно активно развивается понятие личности.

В то же время отношение к проблеме личности характеризуется и особенностями развития самой эпохи. Поэтому решение столь важной проблемы требует сопоставления всех существующих концепций личности, выработанных в различных философских школах как России, так и Германии, необходимости раскрытия уникальности каждой из них, сравнения (сопоставления) общих черт с учетом национального и интернационального своеобразия. Ставя своей целью исследование концепций личности, сформулированных в русской философской мысли различными школами в начале XIX века, автор в работе показывает и анализирует не только их содержание, но и черты влияния немецкой философии в лице И. Канта, Ф.В.И. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, J1. Фейербаха, А. Шопенгауэра на русскую философскую мысль, выделения самостоятельных черт и обшей направленности философских концепций личности первой половины XIX века, учитывая то, что русская философия к западным идеям всегда относилась критически.

Таким образом, сравнительный анализ проблемы личности в русской и немецкой философии предоставляет возможность более глубоко осознать эту проблему последующим поколениям философов.

Степень разработанности проблемы. О взаимосвязи русской и немецкой философии в период XIX века написано достаточно много монографий, диссертационных исследований, научных статей. Что касается проблемы личности, влияния немецкой философии начала XIX века на ее формирование в условиях России, а также на творческое наследие русских философов первой половины XIX века, то данная проблема раскрыта недостаточно. Критическое осмысление взаимосвязи русской и немецкой философии диктуется как прошлым, так и настоящим временем, уточнением исходных понятий и принципов, выявлением взаимовлияния и особенностей. Поэтому сравнительный анализ концепции личности в русской и немецкой философии предполагает выявление глубинных основ различия в формах функционирования философской мысли России и Германии. Это выявляется при анализе творчества русских мыслителей первой половины XIX века.

Проблема личности привлекала русских философов начала XIX века с момента проникновения в Россию трудов немецких классиков (Шеллинга, Канта, Гегеля, Фейербаха). Необходимо отметить значительный вклад в исследование взаимосвязи русской и немецкой философии в XIX веке Ф.И. Щербиц-кого, К.Н. Бестужева-Рюмина, А.Н. Веселовского, Д.И. Писарева, Н.В. Шелгу-нова, И.С. Тургенева. Во второй половине XIX века таких мыслителей, как Вл.С. Соловьев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. Белый. В XX веке исследования взаимосвязи философских идей по проблеме личности славянофилов и немецкой классической мысли нашли свое отражение в работах Н.А. Бердяева, C.JI. Франка, П.И. Левицкого, О.Г. Флоренского, И.О. Лосского, В.В. Зеньков-ского. В последней трети XX века эту проблему исследовали А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров, А.И. Новиков, С.Н. Иконникова, Б.В. Емельянов, Н.А. Коваленко, В.О. Гошевский, Е.В. Закондырин, О.Д. Мачкарина, А.Ф. Замалеева.

Следует отметить, что анализу диалога немецкой и русской философской мысли в последние годы посвящен целый ряд статей и диссертационных работ. Так, в докторской диссертации В.Г. Безносова исследуется проблема личности в наследии Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. Диссертация О.Д. Мачкариной анализирует взаимосвязь русской и немецкой философской мысли по проблеме личности конца XIX века - начала XX века, диссертационное исследование А.А. Сусловой посвящено проблеме личности в наследии И. Канта. В последнее десятилетие много работ посвящено различным аспектам личности в творчестве Н.А. Бердяева, Вл.С. Соловьева, JI. Шестова, В.В. Розанова, Н.О. JIoc-ского.

Таким образом, по истории русской философии накоплено достаточное количество работ, раскрывающих различные аспекты связей русской и немецкой философии по проблеме личности, но требующих дополнительного осмысления и систематизации для воссоздания полной картины сложного процесса взаимообогащения. В то же время недостаточно фундаментальных работ, в которых исследование взглядов немецких мыслителей русской философией сочеталось бы с анализом формирующихся концепций личности в России начала XIX века. Представленную работу можно считать попыткой соединения основных философских точек зрения воедино и представления целостной точки зрения по проблеме влияния немецкой философии начала XIX века на формирование концепции личности в русской философии.

Научная новизна исследования. Значимость исследования обусловливается самой постановкой проблемы личности и ее актуальности в решении целого ряда мировоззренческих проблем в современную эпоху. Предпринятая попытка целостного исследования данной проблемы базируется на основе сравнительно-исторического анализа восприятия идей немецких философов первой половины XIX века русскими мыслителями. Автор выясняет и описывает основные направления диалога русских мыслителей с И. Кантом, Ф.В.И. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем, JI. Фейербахом, исследует особенности восприятия и осмысления этих идей как отдельными философами, так и различными школами, определяет принципы философского диалога, устанавливает общие черты и своеобразие основных положений русской философии первой половины XIX века.

В работе анализируются предпосылки, обусловливающие поиск решения проблемы личности как в Германии, так и в России в начале XIX века. Обращается особое внимание на противоречивость процесса становления духовной традиции: с одной стороны, самобытность, с другой - открытость и глубокая религиозность. В диссертации отмечается, что русская философская мысль, искавшая пути духовного освобождения личности, во многом восприняла идеи немецкой философии как своеобразную точку отсчета.

В центре внимания научного исследования лежит влияние концепций личности Канта, Гегеля, Шеллинга, Фейербаха на русскую культуру и философию, а также отношение между содержанием философских концепций мыслителей, контекстом самой эпохи и духовными ориентирами. На основе сравнительно-исторического анализа концепции личности в учениях как отдельных мыслителей, так и различных школ начала XIX века, устанавливаются органические связи и взаимовлияние, доказывается тот факт, что русские мыслители в своих теориях исходили не только из основных положений русской философии, но и во многом опирались на достижения западной философии. Комплексный анализ проблем личности дает возможность увидеть, во-первых, противоречия, слабые и сильные стороны культуры народов России и Германии начала XIX века, во-вторых, ее творческий характер и религиозную устремленность. Сравнительный анализ позволяет выявить глубокие основы различия философской мысли в России и Германии, установить связи русской и немецкой философии и осознать роль этих связей в решении мировоззренческих проблем.

Практическая значимость работы. Положения и выводы диссертационного исследования могут послужить материалом для дальнейших исследований проблемы личности как по отдельным философским школам, так и по отдельным мыслителям. Диссертационный материал может быть использован в курсе лекций по истории русской философии, а также для составления программ и написания учебно-методических пособий по русской философии первой половины XIX века.

Цели задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ состояния русской философии начала XIX века и влияния немецкой философской мысли на формирование концепции личности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются взаимосвязанные задачи:

1. Рассмотрение нравственных традиций в философских концепциях славянофилов.

2. Осмысление влияния конкретных исторических событий начала XIX века на формирование гражданской позиции русских мыслителей.

3. Определение глубины связей русской и немецкой философских мыслей.

11

4. Выявление на основе комплексного анализа общих и особенных черт понятия личности русскими и немецкими философами.

5. Выделение того особенного, что отличает русских философов первой четверти XIX века от немецких.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Чистякова, Татьяна Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце XX - начале XXI века перед человечеством встал целый комплекс сложнейших проблем - псевдогосподство человека над природой, терроризм, криминализация общества, экологическое и духовное разложение человека. Как отмечает известный философ М.А. Петрова: "Происходит изменение самой человеческой природы в сторону утраты в ней собственно человеческого и преобладание животного. Появилась опасность, что человек забудет, что он человек".1 Отсюда закономерно вытекает проблема личности и возможные условия ее существования. Закономерно особое внимание к данной проблеме и русской философской мысли, подлинным временем зарождения которой является начало XIX века, и первыми представителями которой стали славянофилы И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. и А.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин.

Славянофильство как феномен философской мысли сформировалось на основе национальной традиции Древней и средневековой Руси. Теоретической базой славянофилов послужили труды восточных мыслителей церкви и немецкая философия и прежде всего Шеллинг, Кант, Гегель и Шопенгауэр. Многие славянофилы обучались в Германии и слушали лекции Гегеля и Шеллинга, поэтому взаимосвязи русской и немецкой философии сложились с 20-50-х годов XIX века, с этого же периода в Россию проникает не только философская мысль, но и немецкая культура.

Осмысливая и впитывая все лучшее из немецкой философии и культуры, славянофилы сосредоточили свое внимание на сущности назначения личности. Петрова М.А. Проблема человека в философии: Текст лекций. СПб., 1994. С. 17.

Постоянное сопоставление русской и немецкой культуры заняло главенствующее место и стало частью общей проблемы соотношения Запада и России в решении фундаментальных проблем.

Влияние немецкой культуры отразилось не только на творчестве И. Тургенева. В полной мере оно проявилось и в поэзии Ф. Тютчева, А. Фета, А. Григорьева. Под влиянием шеллингианства именно поэзия позволила раскрыть общее через отдельное, выступила против отвлеченного рационализма, осознала личность не абстрактной единицей, а существом глубоко укорененным в национальной почве.

Через немецкую философию, зарождающаяся русская национальная философская мысль приходила к пониманию самоценности личности, что позволяло снять проблему "лишнего человека". Под влиянием Шеллинга П.Я. Чаадаев приходит к выводу о неповторимости и уникальности каждой личности, в то же время личности, ограниченной рамками всемирно-исторического закона. Трудами В.Ф. Одоевского и славянофилов немецкая философия дала толчок для философского пробуждения России. В их творчестве была впервые высказана мысль о целостности человека, о связи гармоничности личности с условиями, которые должны соответствовать природе самого человека.

В немецкой школе - Гегеля, Шеллинга, Канта - формировались взгляды не только славянофилов, но и западников А.И. Герцена, Т.Н. Грановского и В.Г. Белинского, которые перешли от проблемы освобождения к проблеме личности и к решению проблемы человека вообще. Вслед за Гегелем славянофилы А. Хомяков, И. Киреевский соотносят все индивидуальное в человеке, его личность со всеобщим, обладающим разумом, представляют специфически русское толкование свободы. Проблема общины в связи с концепцией личности наиболее полно освещена в трудах Ю.Ф. Самарина. Сравнительный анализ позволяет увидеть, что гегелевский, чисто абстрактно-логический подход к пониманию места личности в мире начал преодолеваться в конце 40-х годов XIX века и среди русских мыслителей в том числе. В то же время славянофилы поставили вопрос о совершенствовании человека и испытывали уважение к достоинству личности, утверждали не свободу от общества, а свободу самого человека в обществе, которую ограничивали общиной. В целом именно славянофилы западноевропейскому типу личности представили свой тип, сложившийся в России, соответствовавший русской духовной культуре. Славянофильская концепция личности не ограничивалась сопоставлением русской и немецкой философии одной лишь сферой логического, она шла дальше - к самому бытию личности, раскрывая глубинные различия русской и немецкой мысли.

Значительно обогатила русскую философскую мысль философия И. Канта, особенно трактовку личности: такова идея синтеза чувственного и рационального в познании, гуманистические принципы в этике и, конечно же, идея бесконечной ценности личности. В конце 40-х - начале 50-х годов XIX века в структуре философской мысли все большее значение приобретают идеи Фейербаха и Шопенгауэра, которые позволили русским мыслителям ответить на сложные вопросы, вставшие перед русским обществом в тот исторический период.

Признание необходимости и правомерности методологического пути познания присутствует практически у всех русских мыслителей XIX-XX веков. Вслед за славянофилами эту линию продолжили Вл. Соловьев, П. Флоренский, братья Трубецкие, Н. Федоров, Вл. Эрн, Н. Булгаков, Н. Бердяев, Н. Лосский, В. Зеньковский, Л. Карсавин, С. Франк, И. Ильин и многие другие.

В 20-50-е годы XIX века Россия переживала переходную эпоху, во многом схожую с сегодняшней Россией. Ныне, в период очередной резкой ломки устоявшихся идеологических, социально-политических и экономических принципов, весьма важно учитывать опыт мыслителей прошлых веков. Думается, что многие идеи славянофилов имеют не только узкоспециальный интерес. Они могут оказать свое воздействие на выработку новой концепции развития современного российского общества. Многие идеи славянофилов могут быть использованы в современной философии России, но что самое важное - в реальной жизни общества. Актуальный взгляд славянофилов на основные черты национальной идеи, своеобразие исторической судьбы Отечества, безусловно, являются важными для понимания и анализа процессов, происходящих в сегодняшней России, и в этой связи В.В. Розанов отмечал: "Любовь не умирает. А славянофильство есть просто любовь русского к России. И она бессмертна". 1

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чистякова, Татьяна Леонидовна, 2002 год

1. Абрамов, А.И. Гегель и славянофилы об отношении философии и религии / А.И. Абрамов // Актуальные проблемы истории русской философии. - М., 1987.- 162 с.

2. Аксаков, И.С. Письма к родным. 1844-1849 / И.С. Аксаков. М., 1988.

3. Аксаков, И.С. Поли. собр. соч. Т. I—III / И.С. Аксаков. М., 1861-1880.

4. Аксаков, И.С. Сочинения. Т. I-VIII / И.С. Аксаков. М., 1886-1887.

5. Аксаков, И.С., Аксаков К.С. Литературная критика / И.С. Аксаков, К.С. Аксаков.-М., 1981.- 383 с.

6. Анненкова, С.И. Жанры публицистики К.С. Аксакова / С.И. Анненкова // Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII начала XIX вв. -Л., 1974.-360 с.

7. Антонов, М.Ф. Проблема нравственного идеала в трудах И.В. Киреевского / М.Ф. Антонов. Новосибирск, 1990. - 32 с.

8. Аринин, А.Н. Прошлое, настоящее и будущее: Историко-философская мысль России XIX-XX века / А.Н. Аринин, В.М. Михеев. М., 1995. - 232 с.

9. Арнаухин, С.В. Очерки русской философии XVIII-XX вв. / С.В. Арнаухин, Б.В. Емельянов, Р.Н. Холстина. Екатеринбург, 1994. - 138 с.

10. Ю.Ахутин, А.Ф. София и черт (Кант перед лицом религиозной метафизики) / А.Ф. Ахутин // Россия и Германия: опыт философского диалога. Немецкий культурный центр имени Гете. М., 1993. - 350 с.

11. П.Бабиев, Ю.В. Основные проблемы русской философиии 30-40-х годов XIX века: Автореф. дис. . д-ра филос. наук / Ю.В. Бабиев. Пенза, 1997. - 47 с.

12. Бажов, С.И. Концепция кризиса рационалистической философии в славянофильской доктрине (на материале творчества И.В. Киреевского) / С.И. Бажов // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX начала XX века. -М., 1989.-241 с.

13. Беленцев, А.В. Социально-философское учение славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова: Автореф. дис. . канд. филос. наук / А.В. Беленцев. -Ставрополь, 1997. -23 с.

14. Белинский, И.В. Поли. собр. соч.: В 12 т. / И.В. Белинский. М., 1956.

15. Библер, B.C. Кант Галилей - Кант (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования) / B.C. Библер. - М., 1991. - 317 с.

16. Благова, Т.Т. Родоначальники славянофильства: Хомяков и Киреевский / Т.Т. Благова. М., 1986. - 192 с.

17. В поисках истины: Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992. -383 с.

18. Веселовский, Алексей. Западное влияние в новой русской литературе /

19. A. Веселовский. М., 1916.-272 с.

20. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия /

21. B. Виндельбанд. М., 1993. - 105 с.

22. Власенко, А.И. Иван Киреевский и славянофильская мысль в России 30-50-х годов XIX века: Автореф. дис. . канд. культурол. наук / А.И. Власенко. -М., 1997.-27 с.

23. Володин, А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века / А.И. Володин. М., 1973. - 302 с.

24. Вышеславцев, Б.Т. Этика преображенного Эроса / Б.Т. Вышеславцев. М., 1994.-367 с.

25. Гаврюшин, Н.К. Русская философия и религиозное сознание / Н.К. Гаврю-шин // Вопр. философии. 1993. - № 1. - С. 65-68.

26. Гайденко, П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П.П. Гайденко. М., 1990.- 127 с.

27. Галактионов, А.А. Русская философия IX-XIX вв. / А.А. Галактионов. 2-е изд., испр. и доп. - Л., 1989. - 743 с.

28. Галактионов, А.А. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли / А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров // Вопр. философии. 1966 - № 6. - С. 120-130.

29. Гарднер, К. Между Востоком и западом: Восхождение даров русской души / К. Гарднер. М., 1993. - 124 с.

30. Гегель, Г.В.Ф. Философия духа: В 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. М., 1974-1977.

31. Белинский, И.В. Поли. собр. соч.: В 12 т. / И.В. Белинский. М., 1956.

32. Библер, B.C. Кант Галилей - Кант (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования) / B.C. Библер. - М., 1991. - 317 с.

33. Благова, Т.Т. Родоначальники славянофильства: Хомяков и Киреевский / Т.Т. Благова. М., 1986. - 192 с.

34. В поисках истины: Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992. -383 с.

35. Веселовский, Алексей. Западное влияние в новой русской литературе /

36. A. Веселовский. М., 1916. - 272 с.

37. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия /

38. B. Виндельбанд. М., 1993. - 105 с.

39. Власенко, А.И. Иван Киреевский и славянофильская мысль в России 30-50-х годов XIX века: Автореф. дис. . канд. культурол. наук / А.И. Власенко. -М„ 1997.-27 с.

40. Володин, А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века / А.И. Володин. М., 1973. - 302 с.

41. Вышеславцев, Б.Т. Этика преображенного Эроса / Б.Т. Вышеславцев. М., 1994.-367 с.

42. Гаврюшин, Н.К. Русская философия и религиозное сознание / Н.К. Гаврю-шин // Вопр. философии. 1993. - № 1. - С. 65-68.

43. Гайденко, П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П.П. Гайденко. М., 1990.- 127 с.

44. Галактионов, А.А. Русская философия IX-XIX вв. / А.А. Галактионов. 2-е изд., испр. и доп. - Л., 1989. - 743 с.

45. Галактионов, А.А. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли / А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров // Вопр. философии,- 1966-№ 6.-С. 120-130.

46. Гарднер, К. Между Востоком и западом: Восхождение даров русской души / К. Гарднер. М., 1993.- 124 с.

47. Гегель, Г.В.Ф. Философия духа: В 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. М., 1974-1977.

48. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. М., 1990. - 524 с.

49. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. М., 1974-1977.

50. Гегель и философия в России: 30-е гг. XIX в. 20-е гг. XX в. - М., 1974. -264 с.

51. Гершензон, М.О. Славянофильство / М.О. Гершензон // Вопр. философии. -1997.-№ 12.-С. 68-72.

52. Голосовкер, ЯЗ. Достоевский и Кант / ЯЗ. Голосовкер. М., 1963. - 102 с.

53. Гошевский, В.О. и др. Проблема человека в русской философии первой половины XIX века / В.О. Гошевский. Мурманск, 1995. - 316 с.

54. Гулыга, А.В. Г.В.Ф. Гегель / А.В. Гулыга. М., 1970. - 272 с.

55. Гулыга, А.В. И. Кант / А.В. Гулыга. М., 1981. - 280 с.

56. Гулыга, А.В. Шеллинг / А.В. Гулыга. М., 1984. - 317 с.

57. Даниленко, Т.П. Основные черты социальной философии славянофильства в 30-50-е гг. XIX века. Критический анализ: Автореф. дис. . канд. филос. наук / Т.П. Даниленко. М., 1984. - 17 с.

58. Дмитриев, С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм / С.С. Дмитриев // Вопр. истории 1993. - № 5. - С. 24-40.

59. Достоевский, Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. / Ф.М. Достоевский. JI., 1972— 1980.

60. Дудзинская, Е.А. Славянофилы в общественной борьбе / Е.А. Дудзинская. -М., 1983.-272 с.

61. Еремеев, А.Э. И.В. Киреевский. Литературные и философско-эстетические искания (1820-1830) / А.Э. Еремеев. Омск, 1996. - 170 с.

62. Зеньковский, В.В. Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский. М., 1997.-367 с.

63. Золотарев, А.А. О Гегеле и гегельянстве / А.А. Золотарев // Вопр. философии. 1994.-№ 5 - С. 115-116.

64. Иванова, А.А. Философские открытия Достоевского / А.А. Иванова. М., 1995.-316 с.51 .Иванов-Разумник, К. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX века: В 2 т. / К. Иванов-Разумник. Пг., 1918.

65. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М., 1991. - 338 с.

66. Иконникова, С.Н. Диалоги о культуре / С.Н. Иконникова. Л., 1987. - 203 с.

67. Иосифова, Т.С. Юрий Федорович Самарин в общественной жизни России: Автореф. дис. . канд. истор. наук / Т.С. Иосифова. М., 1991. - 23 с.

68. Каменский, З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг / З.А. Каменский. М., 1980. - 326 с.

69. Кант и философия в России / Сост. А.В. Гулыга. М., 1994. 271 с.

70. Кантор, В.К. Личность и власть в России: Сотворение катастрофы / В.К. Кантор // Вопр. философии. 1998. - № 7. - С. 14-22.

71. Керимов, В.И. Историософия А.С. Хомякова / В.И. Керимов. М., 1989. -60 с.

72. Киреевский, И.В. Избр. произведения / И.В. Киреевский. М., 1984. - 230 с.

73. Киреевский, И.В. Критика и эстетика / И.В. Киреевский. М., 1978. - 160 с.

74. Китаев, В.А. Славянофилы накануне отмены крепостного права / В.А. Кита-ев. Горький, 1981.-72 с.

75. Кожинов, В.О. О главном в наследии славянофилов / В.О. Кожинов // Вопр. философии. 1969. - № 10. - С. 113-131.

76. Коплетон, Ф. Русская религиозная философия: Избранные аспекты / Ф. Ко-плетон // Русская философия: Зарубежные исследования. М., 1994. - 157 с.

77. Котельников, В.А. Достоевский и Киреевский / В.А. Котельников // Рус. литература. 1981. -№ 4. - С. 57-76.

78. Кошиле, В.А. Эстетические и литературные взгляды воззрения русских славянофилов (1840-1850) / В.А. Кошиле.-Л., 1984,- 195 с.

79. Кузнецов, В. Славянофильство как оно есть / В. Кузнецов // Вопр. литературы,- 1969.-№ 10.-С. 131-145.

80. Кузнецов, П.В. Метафизический нарцисс. П.Я. Чаадаев и судьба философии в России / П.В. Кузнецов // Вопр. философии. 1997. - № 8. - С. 175-190.

81. Кулешов, В.И. Славянофилы и русская литература / В.И. Кулешов. М., 1976.-288 с.

82. Курилов, А.С. Теоретико-литературные взгляды и творчество славянофилов 1830-1850 гг. / А.С. Курилов. -М., 1978. 172 с.

83. Лазарев, В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга / В.В. Лазарев. М., 1990.- 168 с.

84. Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии / С.А. Левицкий. -М., 1996.-496 с.

85. Левицкий, С.А. По ту сторону славянофильства и западничества / С.А. Левицкий // Посев. 1994. -№ 6. - С. 65-74.

86. Лекторский, В.А. Вместо предисловия / В.А. Лекторский // Россия и германия: опыт философского диалога. -М., 1993. С. 3-18.

87. Леницкий, П.И. Славянофильство и западничество. Опыт системного обозрения того и другого / П.И. Леницкий. Киев, 1882. - 255 с.

88. Леонтович, В.В. История либерализма в России / В.В. Леонтович. М., 1995. -548 с.

89. Ломунов, К.Н. Славянофильство как научная проблема / К.Н. Ломунов // Литературные взгляды и творчество славянофилов: 1830-1850 гг. М., 1078. -С. 5-70.

90. Лосский, Н.О. История русской философии / И.О. Лосский. М., 1991. -478 с.

91. Лосский, И.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский // Условия абсолютного добра. М., 1991. - 64 с.

92. Любутин, К.Н. Фейербах: философская антропология / К.Н. Любутин. -Свердловск, 1988. 125 с.

93. Макаров, М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева / М.Г. Макаров // Филос. науки. 1992. - № 2. -С. 74-89.

94. Манн, Ю.В. Иван Киреевский / Ю.В. Манн // Вопр. литературы. 1965. -№ 11.-С. 130-154.

95. Манн, Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830 годы) / Ю.В. Манн. -М., 1969.-304 с.

96. Миллер, Ф. Основы учения первоначальных славянофилов / Ф. Миллер // Русская мысль, 1880.-№ 1.-С. 77-101; № 3. - С. 1-44.

97. Милюков, П.Н. Разложение славянофильства / П.Н. Милюков. Пб., 1902. -308 с.

98. Мюллер, Э.И. Киреевский и немецкая философия / Э.И. Мюллер // Вопр. философии. 1993. - № 5. - С. 114-129.

99. Нестушилов, К.Е. Киреевский в общественной борьбе 30-40-х гг. XIX в.: Автореф. дис. . канд. ист. наук / К.Е. Нестушилов. СПб., 1995. - 14 с.

100. Новиков, А.И. История русской философии / А.И. Новиков. М., 1988. -314с.

101. Одоевский, В.Ф. Русские ночи / В.Ф. Одоевский // Соч.: В 2 т. М., 1981.89.0йзерман, Т.И. Людвиг Фейербах о религии и путях человеческой эмансипации / Т.И. Ойзерман // Обществ, науки. 1990. -№ 3. - С. 154-163.

102. Парамонов, Б.М. Славянофильство и кризис русской религиозной философии: Автореф. дис. . канд. филос. наук / Б.М. Парамонов. Л., 1971.-26 с.

103. Песков, A.M. Германский комплекс славянофилов / A.M. Песков // Вопр. философии. 1992.-№ 8.-С 105-120.

104. Песков, A.M. У истоков русского философствования: шеллингианские таинства любомудров / A.M. Песков // Вопр. философии. 1994. - № 5. - С. 89118.

105. Петров, М.А. Проблема человека в философии: Текст лекции / М.А Петров. -СПб., 1994.-25 с.

106. Пирожкова, Т.В. Революционеры-демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике / Т.В. Пирожкова. М., 1984. - 162 с.

107. Подорога, B.JI. Метафизика ???? : коммуникатив стратегии в философской культуре XIX-XX века / В.Л. Подорога. М., 1993. - 317 с.

108. Розанов, В.В. Алексей Степанович Хомяков: к 50-летию со дня кончины его // Литературные очерки о писательстве и писателях / В.В. Розанов. М., 1995.-701 с.

109. Самойлов, А.Д. И.В. Киреевский и его собрание народных песен / А.Д. Самойлов. Л., 1971. - 360 с.

110. Самородов, В.Н. Чаадаев: интеллектуальная провокация и ее последствия на пороге XXI века / В.Н. Самородов // Наука и бизнес на Мурмане. 1997. -№4.-С. 51-59.

111. Сахиров, В.И. О бытовании шеллингианских идей в русской литературе /

112. B.И. Сахиров // Контекст: 1977. М., 1978. С. 210-226.

113. Скороходова, С.И. Историософия И.В. Киреевского: Автореф. дис. . канд. филос. наук / С.И. Скороходова. М., 1997. - 22 с.

114. Скэндлан, Дж. П. Нужна ли России русская философия / Дж. П. Скэндлан //Вопр. философии. 1994.-№ 1.-С. 61-65.

115. Славянофильство и современность. СПб., 1994. - 261 с.

116. Сладкевич, Н.Г. Славянофильская критика 40-50-х годов / Н.Г. Сладке-вич // История русской критики. М., 1958. - С. 326-346.

117. Смирнова, З.А. П.Я. Чаадаев и русская общественная мысль первой половины XIX века / З.А. Смирнова // Вопр. философии. 1968. № 1.1. C. 111-122.

118. Смирнова, З.А. Проблема разума в философской концепции Чаадаева / З.А. Смирнова // Вопр. философии. 1998. - № 11. - С. 91-101.

119. Смирнова, З.А. Русская мысль первой половины XIX века и проблема исторической традиции (Чаадаев, славянофилы, Герцен) / З.А. Смирнова // Вопр. философии. 1995. - № 9. - С. 99-105.

120. Соколовский, И.Ф. Мистицизм и иррационализм философии ранних славянофилов / И.Ф. Соколовский // Социально-философские аспекты критики религии.-Л., 1986.-С. 113-130.

121. Соловьев, B.C. Русская идея / B.C. Соловьев // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.-822 с.

122. Соловьев, Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права / Э.Ю. Соловьев. М., 1992.

123. Старикова, Е.В. Литературно-публицистическая деятельность славянофилов / Е.В. Старикова // Литературные взгляды и творчество славянофилов 1830-1850 гг.-М., 1978.-С. 67-167.

124. Стенник, Ю.В. Об истоках славянофильства в русской литературе XVIII века / Ю.В. Стенник // Славянофильство и современность. СПб., 1994.-С. 5-23.

125. Страда, В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе / В. Страда // Вопр. философии. 1993. - № 7. - С. 57-63.

126. Суслова, Л.А. Философия Канта как наука о человеке (методологический аспект): Автореф. дис. . д-ра филос. наук / Л.А. Суслова. М., 1993. - 45 с.

127. Сухов, А.Д. Хомяков, философ славянофильства / А.Д. Сухов. М., 1993. -88 с.

128. Тарасов, Б.Н. Чаадаев / Б.Н. Тарасов. М., 1986. - 447 с.

129. Тиме, Г.А. Творчество И.С. Тургенева и немецкая литературно-философская мысль XVIII-XIX вв. (генетические и типологические аспекты): Автореф. дис. . д-ра филос. наук / Г.А. Тиме. СПб., 1995. - 23 с.

130. Трубецкой, С.Н. Письмо о славянофильстве / С.Н. Трубецкой // Вопр. философии. 1996. - № 1.-С. 147-150.

131. Ульянов, Н.И. "Басманный философ" / Н.И. Ульянов // Вопр. философии. 1990.-№ 8.-С. 74-89.

132. Ушакова, J1.A. Грановский в борьбе со славянофилами / JI.A. Ушакова // Уч. записки Томского ун-та. 1959. - № 31. - С. 191-197.

133. Федоров, B.C. О философских аспектах славянофильство в свете современной науки / B.C. Федоров // Славянофильство и современность. СПб., 1994.-С. 92-105.

134. Федотова, И.А. Философско-богословские взгляды А.С. Хомякова и современное православие: Автореф. дис. . канд. филос. наук / И.А. Федотова СПб., 1995.- 16 с.

135. Федчин, B.C. Проблема человека в русской общественной мысли (XIX в. начало XX в.) / B.C. Федчин. - Иркутск, 1993. - 208 с.

136. Фейербах Л. Собр. произведений: В 3 т. / Философия Канта и современность / Сост. М.М. Григорьян. М., 1974.

137. Фет, А. Сочинения: В 2 т. / А. Фет. М., 1982.

138. Философия Канта и современность / Под ред. Т.И. Ойзермана. М., 1994. -469 с.

139. Философия Шеллинга в России / Под общ. ред. В.Ф. Пустырникова. СПб., 1998.-526 с.

140. Фихте, И.Г. Назначение человека / И.Г. Фихте; Под ред. Н.О. Лосского. СПб., 1905.- 134 с.

141. Флоровский, Г. Из прошлого русской мысли / Г. Флоровский. М., 1998. -431 с.

142. Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. Вильнюс, 1991.-599 с.

143. Франк, С.Л. Сущность и содержание русской философии / С.Л. Франк // Филос. науки. 1990. - № 5. - С. 20-27.

144. Холодный, В.И. Идея соборности и славянофильства / В.И. Холодный. -М., 1994.- 13 с.

145. Хомяков, А.С. Сочинения: В 2 т. / А.С. Хомяков; Сост. Е.В. Харитонова. М., 1994.

146. Хорунжий, С.С. Неопатриотический синтез и русская философия / С.С. Хорунжий // Вопр. философии. 1994. - № 5. - С. 78-88.

147. Хорунжий, С.С. Трансформация славянофильских идей в XX веке / С.С. Хорунжий // Вопр. философии. 1994. - № 11. - С. 52-62.

148. Хорунжий, С.С. Хомяков и принцип соборности / С.С. Хорунжий // Вопр. философии. 1992. - № 2. - С. 72-84.

149. Цимбаев, Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России / Н.И. Цимбаев. М., 1978. - 264 с.

150. Цимбаев, Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века / Н.И. Цимбаев. М., 1986. - 269 с.

151. Чижевский, Д.И. Гегель в России / Д.И. Чижевский. Париж: Б.и., 1939. -172 с.

152. Шапошников, Л.Е. Идеология славянофилов и современное производство / Л.Е. Шапошников. М., 1985. - 64 с.

153. Шапошников, Л.Е. Православие и философский идеализм: Несостоятельность философской апологетики православия / Л.Е. Шапошников. Горький, 1986,- 142 с.

154. Шапошников, Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков / Л.Е. Шапошников. Н. Новгород, 1992. - 221 с.

155. Шапошников, Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самопознания / Л.Е. Шапошников. СПб., 1997. - 199 с.

156. Шатиталов, С.С. Драматические произведения славянофилов / С.С. Ша-титалов // Литературные взгляды и творчество славянофилов: 1830-1850 гг. М., 1978.-С. 369-448.

157. Шеллинг, Ф.В. Сочинения: В 2 т. / Ф.В. Шеллинг; Сост. А.В. Гулыга. -М„ 1987.

158. Шпет, Г.Г. Очерк развития русской философии / Г.Г. Шпет // Соч. М., 1989.- 601 с.154

159. Щамутали, А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX века / А.Н. Щамутали. Л., 1977. - 256 с.

160. Щукин, В.Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки / В.Г. Щукин // Вопр. философии. 1996. -№ 1. - С. 135-146.

161. Щукин, В.Г. На заре русского западничества / В.Г. Щукин // Вопр. философии. 1994. - № 7.-С. 135-149.

162. Янов, А.Л. Загадка славянофильской критики / А.Л. Янов // Вопр. литературы. 1969. -№ 5.-С. 91-116.

163. Янов А.Л. Славянофилы и внешняя политика России в XIX веке / А.Л. Янов//Полис, 1998.-№6.-С. 158-171.

164. Яновский, Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. Страница русской общественно-литературной мысли 1840-1850-х годов / Ю.З. Яновский. М., 1981.-373 с.

165. Bergmann, G. The Metaphysics of Logical Positivism / G. Bergmann. N.Y., 1954.

166. Bradley, P. Appearance and Reality / P. Bradley. Oxford, 1969.

167. Parsons, H.L. Philosophers and Marxism / H.L. Parsons // The New World Review. -1969. -№ 3.

168. Goerdt, W. Russische Philosophic. Grundlagen. Verlag Karl Alber, Freiburg / W. Goerdt. Munchen, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.