Влияние билингвизма на формирование образа мира коренных народов Сахалина: На материале нивхов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Трутнева, Ирина Валерьевна
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Трутнева, Ирина Валерьевна
Введение.
Глава 1. Методологические подходы к проблеме образа мира в психологии.
1.1. Образ мира как научная категория. Структура, содержание, подходы к исследованию.
1.2. Образ мира как психолингвистическая проблема.
1.3. Формирование образа мира в условиях билингвизма.
1.4. Традиционная языковая культура как фактор образа мира нивхов
Глава 2. Исследование влияния билингвизма на формирование образа мира современных нивхов.
2.1.Методология, методы и организация исследования.
2.2. Результаты исследования особенностей функциональной организации восприятия и переработки информации как фактора, определяющего образ мира нивхов.
2.2.1. Исследования типов репрезентации по невербальному поведению и употребляемым предикатам (НЛП).
2.2.2. Исследование функциональной организации мозга (Тест И.П.Павлова).
2.2.3. Исследования типов межполушарной ассиметрии (Методика выявления соотношения сигнальных систем Е.А. Климова.).
2.2.4. Исследования типов межполушарной асимметрии. Методика «Определение стиля обучения и мышления».
2.3. Исследование динамических смысловых систем сознания как единиц образа мира нивхов (Методика предельных смыслов (МПС).
2.4. Исследование тематической апперцепции образа мира.
2.5. Исследование индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и построение образа мира нивхов.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Культурные основания толерантности миноритарных народов Сахалина и Приамурья: на примере нивхского этноса2010 год, кандидат культурологии Островерх, Виктор Алексеевич
Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин2005 год, кандидат психологических наук Меняшев, Андрей Евгеньевич
Коллективные представления нивхского этноса: взаимодействие человека, социума и природы2002 год, кандидат исторических наук Филимонов, Алексей Геннадьевич
Функционирование мифологического сознания нивхов в ритуалах, музыкальном фольклоре и орнамент, конец XIX - начало XXI века2003 год, кандидат культурологии Рудь, Наталья Петровна
Музыкальные инструменты в системе традиционной культуры нивхов2010 год, кандидат искусствоведения Мамчева, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние билингвизма на формирование образа мира коренных народов Сахалина: На материале нивхов»
Понятие «образ мира» прочно вошло в, психологию, но процесс формирования образа мира до сих пор остается предметом изучения многих исследователей (А.Н.Леонтьев, 1945, 1969, 1975; А.В.Петровский, 1970, 1987; М.Коул, 1977; А.А. Леонтьев, 1973; С.Скрибнер, 1997; М.И. Исаев, 1973; B.C. Агеев, 1983; Г.Д. Гачев, 1988; В.Гумбольдт, 1985; Т.Г.Стефаненко, 1991), выявляются; связи между типом культуры и полушарной спецификой мозговой организации (А.Р. Лурия, 1973; В.Л. Деглин, 1979; Л.С. Выготский, 1982; Н.Брагина, 1988; Т. Доброхотова, 1988; М;К. Кабардов, 1989; Т.В.Ахутина, 1989), а также их влияние на процесс формирования образа мира.
Под образом мира понимается отображение в психике человека предметного мира, опосредствованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии (А.А. Леонтьев, 1973; Буй Динь Ми, 1973). Образ мира и его отдельные части в большинстве случаев формируются, и поддерживаются фактором языка. (И.А. Зимняя, 1985; Т.В; Черниговская, 1979; М.И. Исаев, 1973). Носители разных языков воспринимают мир по-разному, а различные языковые системы многими путями выделяют и отсеивают разнообразные аспекты многогранной реальности (А. Колыхалова, 1996), а, следовательно, каждая неповторимо влияет на процесс формирования образа мира.
Под билингвизмом понимается «владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения» (Вайнрайх У., 1999. С. 42.), «способность употреблять для общения две языковые системы» (Верещагин Е.М:, 1969. С. 19). До последнего времени проблема билингвизма рассматривалась преимущественно в рамках лингвистики, при этом был накоплен достаточный материал, позволяющий говорить о влиянии билингвизма на коммуникативные качества личности, её социализацию в условиях многоязычия. В условиях билингвизма в орбиту человеческих интересов вовлекаются совершенно новые, зачастую несхожие культурные пласты (В.А; Аврорин, 1972, 1975). Существенное значение в последние; годы приобрело изучение феномена двуязычия в психолингвистике (Н;И; Жинкин, 1958, 1967; А.А. Залевская, 1979; А.А. Леонтьев, 1977; Д.А. Леонтьев, 1996).
Психология, в частности, нейропсихология, без; учета особенностей мышления билингва не может адекватно оценивать и корректировать многие факты, речевой и мыслительной деятельности человека, кроме того, интерес психологов к билингвизму вызван тем, что на данных двуязычия можно гораздо успешнее продвигаться по пути экспериментальной проверки целого -ряда теоретических положений в понимании природы языка и речи; а так же их влияния на процесс формирования образа мира (А.А. Леонтьев, 1977; М.И. Исаев, 1973; T.F. Стефаненко, 1991).
Традиционная культура; мировоззрение и письменность коренных народов Сахалина складывалась как насыщенная образами, что позволяет говорить о доминировании правополушарного типа переработки информации, (JI.Я. Штенберг, 1933; Е.А. Крейнович, 1960). В то же время русский язык, признанный левополушарным (А.Л. Сиротюк, 2003; Т.В. Черниговская; 1979), глубоко проник в культуру нивхов, вытесняя традиционную культуру коренных,малочисленных народов Сахалина;
Если в 30-е годы прошлого столетия мы могли говорить о национально-русском билингвизме (Л.Я. Штенберг, 1933), когда нивхский язык был родным, русский - вторым языком, с помощью которого нивхи могли расширять свои представления о мире, то в 60-70-е годы нивхский: язык был практически вытеснен русским (Ч.М. Таксами 1959, 1975; Е.А^Крейнович, 1960), и нивхская интеллигенция воззвала к пересмотру языковой политики: «Культура моего народа погибнет на глазах у бездеятельного моего поколения!» (В.Санги, 1989) Сегодня билингвизм коренных народов
Сахалина приобрел противоположный статус — русско-нивхский билингвизм, который формируется целенаправленно в процессе обучения по схеме «русский язык — родной, нивхский — второй, «не родной» язык». Влияние на формирование образа мира столкновения двух типов мышления, которые закреплены в языке, двух стратегий переработки информации есть проблема настоящего исследования.
Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также теоретическая и методическая не разработанность, обусловили выбор темы нашего исследования: «Влияние билингвизма на формирование образа мира коренных народов Сахалина (на материале нивхов)». Системный подход к осмыслению природы таких явлений как язык, культура, межполу тарная асимметрия позволяют нам увидеть влияние билингвизма на процесс формирования образа мира.
Объектом исследования является: образ мира и факторы, его определяющие и закрепляющие.
Предмет исследования: особенности образа мира нивхов в условиях монолингвизма и билингвизма.
Выдвинуты следующие гипотезы:
1. Язык выступает культурным носителем и хранителем образа: мира на уровне этнического сознания.
2. Билингвизм является фактором, который позволяет сохранить этнический образ мира нивхов в ситуации интегрирования русской культуры в традиционную.
Цель исследования: выявить особенности образа мира нивхов в условиях монолингвизма и билингвизма.
Задачи:
1. Исследовать образ мира нивхов.
2. Исследовать влияние нивхского языка на особенности формирования образа мира нивхов.
3. Определить тип право/левополушарной стратегии восприятия и переработки информации нивхов.
Методологической основой исследования являются общенаучные принципы познания; теоретические разработки в области общей психологии и психологии сознания (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, В.П. Зинченко, В.Ф. Василюк, В.В. Столин), принципы культурно- исторической теории Л.С. Выготского, идея "образа мира" А.Н. Леонтьева, психосемантический подход к исследованию и. описанию сознания как системного, обладающего культурно - исторической природой образования знаковых и символических средств, имеющего уровневое строение (В.Ф.Петренко, 1988), психосемантический подход к исследованию сознания (Ч. Осгуд, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев).
В соответствии с гипотезами и задачами исследования были выбраны следующие методы исследования:
• Диагностика типов репрезентации по невербальному поведению и употребляемым предикатам (НЛП).
• Тест И.П. Павлова;
• Методика выявления соотношения сигнальных систем Е.А. Климова;
• Методика «Определение стиля обучения и мышления» Авторы:: Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл. Кафедра психологии обучения университета штата Джорджия (США).
• Методика предельных смыслов (МПС): разработанная Леонтьевым Д.А.;
• Модифицированный нами вариант теста тематической апперцепции: (ТАТ), созданный X. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г.;
• Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98» В.М. Воробьёва, Н.Л. Коноваловой.
Набор методов математической статистики, использованный для обработки фактического материала, определялся целью исследования, содержанием конкретных задач, характером собранных данных. Процедура осуществлялась с использованием кластерного анализа, факторного анализа, частотного анализа; корреляционного анализа, благодаря пакету прикладных компьютерных программ Microsoft Excel 7.0, предназначенному для работы с табличными данными. А также методами непараметрической статистики (Е.В; Сидоренко, 2003). Описание конкретных результатов с указанием уровней» значимостиl приведено в: соответствующих параграфах. Таким образом, адекватность использованных в. исследовании диагностических методов и приемов; математической статистики позволила с математической эффективностью решать поставленные задачи.
Исследованием было охвачено более 150: человек, проживающих на. территории Сахалинской области в г. Южно-Сахалинск, г. Оха, пос. Ноглики, пос. Чер-Унвд, с. Некрасовка.
Достоверность и надежность результатов. Соответствие полученных эмпирических результатов общепринятым научным критериям валидности и надежности достигалось использованием апробированных методик, а также путем привлечения достаточно представительных; выборок испытуемых.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые исследованы особенности образа мира нивхов. Выявлено влияние билингвизма на образа мира. Показано, что на уровне образа мира возникают внутренние, конфликты, обусловленные накладыванием одной системы: мировоззрения (русской) на другую систему мировоззрения (нивхскую). Обнаружена неспособность нивхов справиться с данными внутренними противоречиями приводит к состоянию дезадаптации, неустойчивой этнической самоидентификации.
Практическая i значимость Полученные в результате настоящего исследования материалы могут быть использованы для налаживания межкультурного диалога с ныне существующими представителями нивхского этноса, и, прежде всего - при поиске оптимального сочетания его культурного опыта с сохранением элементов традиционной культуры. Положения, выносимые на защиту:
- Нивхский язык влияет на особенности восприятия нивхами мира.
- Образ мира нивхов имеет свои специфические особенности, которые отличаются от образа мира русских.
- Особенности строения образа мира нивхов зависят от особенностей право/левополушарной стратегии переработки информации и восприятия.
- В процессе адаптации к русской культуре, меняется мировоззрение нивхов и их образ мира.
- На< уровне их образа мира возникают внутренние конфликты, обусловленные накладыванием одной системы мировоззрения (русской) на другую систему мировоззрения, (нивхскую). Неспособность нивхов справиться с данными внутренними противоречиями приводит к состоянию дезадаптации, неустойчивой этнической самоидентификации.
- Состояние дезадаптации не наблюдается у тех нивхов, которые сохранили свой язык, они имеют устойчивую этническую самоидентификацию.
- Билингвизм выступает фактором психологической адаптации нивхов в условиях экспансии русского языка, а также фактором формирования устойчивой этнической самоидентификации.
Апробация положений,, выводов и. конкретных материалов исследования осуществлялась путем их непосредственного включения в учебный процесс самим диссертантом; в учебной работе со студентами отделения психологии Института педагогики СахГУ; в докладе на IV межвузовской научно-методической конференции, Южно-Сахалинск, 2003; межвузовской научно-практической конференции «Проблемы психического здоровья молодёжи в XXI веке», Пенза, 2003; региональной научно-практической конференции «Стратегия развития Дальнего востока: возможности и перспективы. Наука и образование. Культура и социальные проблемы.», Хабаровск, 2003; научно-практической конференции «Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Психологическое обеспечение различных сфер деятельности человека», Магнитогорск, 2003; IX городской научно-практической конференции «Научный поиск-2004: новые направления и результаты исследований»; в 8 публикациях. Теоретические и практические выводы рассматриваемой проблемы освещались в специальном лекционном курсе «Этнопсихолингвистика», лабораторно-практических занятиях, апробировались при выполнении студентами курсовых и дипломных работ.
ГЛАВА-li МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБРАЗА МИРА В ПСИХОЛОГИИ
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Медвежий праздник нивхов: Вторая половина XIX в. - нач. XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Тэмина, Марина Григорьевна
Мифотворчество как феномен культуры тунгусо-маньчжуров и нивхов юга Дальнего Востока России XIX - XX вв.2005 год, доктор культурологии Скоринов, Сергей Нестерович
Представления о пространстве и времени людей, проживающих в различных географических условиях2010 год, кандидат психологических наук Панкова, Светлана Юрьевна
Сравнительный анализ семантического пространства национального сознания: На примере нанайского и русского этносов2005 год, кандидат психологических наук Шабурова, Ирина Константиновна
Верования и ритуалы коренных народов юга Дальнего Востока: этнокультурные компоненты и современное состояние: вторая половина XIX - XX в.2005 год, доктор исторических наук Березницкий, Сергей Васильевич
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Трутнева, Ирина Валерьевна
выводы
- Под образом мира имеют в виду некоторую совокупность, упорядоченную систему представлений человека о мире, о себе, о других людях, о вселенной и т.д., которая опосредует, преломляет через себя; любое внешнее воздействие; Построение образа мира в индивидуальном сознании связано с процессом отражения: на уровне знаково-символической деятельности и языком. Общественный субъект, отражает мир не напрямую, а; через системы значений, выработанные в культурно-историческом: развитии и зафиксированных в знаково-символических средствах. Образ мира отражен в сознании человека и закреплен в языке. Образ мира и: язык образуют единство : в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою > внешнюю материальную форму. Образ мира не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Носители разных языков, следовательно, воспринимают мир' по-разному, а различные языковые системы многими путями выделяют и отсеивают разнообразные аспекты многогранной' реальности. В настоящее время важнейшими этнодифференциирующими признаками стали восприниматься родной язык и культура. В обыденном сознании; часто происходит отождествление языка и народа. Язык не только отражает мир, но интерпретирует его, создавая особую реальность, в которой живет человек.
- Образ мира нивхов и процесс его формирования имеют свои специфические особенности. Они; связаны непосредственно> с условиями существования одного: из древнейших народов России, с мощными культурными; традициями,, передающимися из; поколения в поколение, с влиянием родного нивхского языка и< право/левополушарной стратегией-восприятия и переработки, информации. Нивхи преимущественно предрасположены к правополушарной стратегии восприятия и обработки информации, их родной язык так же «правополушарный». Переход нивхов на русский язык, уменьшение роли и распространения; нивхского языка приводит к снижению уровня самоидентификации среди индивидов, владеющих только русским «левополушарным» языком, в то же время нивхи, владеющие и пользующиеся русским и нивхским языками, устойчивый, неразобщенный образ мира.
- Процесс формирования образа мира нивхов происходит в условиях русского монолингвизма и русско-нивхского билингвизма, встает проблема этнической самоидентификации. В поисках позитивной социальной идентичности индивид стремится самоопределиться, обособиться от других, утвердить свою автономность, т.е. самоидентифицироваться. Наиболее естественным для человека является стремление сохранить и восстановить позитивную этническую идентичность, т.е. идентификацию со своей группой.
- Нивхи, в настоящее время, стремятся сохранить биэтническую идентичность, т.е. различные способы поддержания индивидом связей с двумя культурами: русской и нивхской. Человек с биэтнической идентичностью рассматривается как индивид, в восприятии которого происходит частичное совмещение двух культур, что позволяет органично сочетать разные ракурсы в восприятии мира, овладевать богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценности собственной (конструктивная маргинальность); чаще же культурные гибриды балансируют между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них. Подобные маргиналы, путаясь в идентичностях, часто испытывают внутриличностные конфликты, симптомами которых являются дезорганизованность, ощущение неприступной стены, неприспособленности и неудачливости, отчужденность, отчаяние, бессмысленность существования, агрессивность.
- Сохранение нивхского языка позволяет сохранять устойчивую самоидентификацию со своим этносом в условиях «промежуточного положения» между двумя группами и их культурами, накладыванием одной системы мировоззрения (русской) на другую систему мировоззрения (нивхскую). А утрата родного языка вводит маргинальную личность в кризисную ситуацию, в результате которой человек чувствует себя отчуждённым от обеих культур, становится дуальной личностью, обладающей «двойственным сознанием», что приводит к неустойчивости и противоречивости его образа мира, проявляющегося в психической неуравновешенности.
- Билингвизм выступает важнейшим фактором формирования и сплочённости этноса в условиях адаптации к русской ментальности, русскому варианту существования нивхов. Механизм идентификации нивхов со своим этносом, как способ этнической самозащиты, действует как на индивидуальном уровне, так и на уровне различных подгрупп этноса и на общеэтническом уровне. Устойчивая самоидентификация является мощным средством сохранения целостности этноса и одним из условий его развития и самоутверждения в мире. Психологическое отождествление членов этноса друг с другом и со всем этносом приводит к единству образа мира и действий, к их взаимной эмпатии, готовности взаимовыручки, а наличие двух основных языковых систем позволяет малочисленному коренному народу устранить внутренние психологические конфликты, стать «сплачивающими» маргиналами.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Трутнева, Ирина Валерьевна, 2004 год
1. Аврорин В.А. Двуязычие и школа // Проблемы двуязычия и многоязычия. -М.-1972.-С. 49-62.
2. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. — Л. — 1975.
3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та. - 1990.
4. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. — М.: Изд-во Моск. унта. 1983.
5. Агеев В. С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1987. — С. 177-188.
6. Агеева Р. А. Страны и народы: Происхождение названий. М.: Наука. — 1990.
7. Адькор Я. П. Л.Я. Штенберг как исследователь народов Дальнего Востока// См. в кн. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: ДАЛЬГИЗ. - 1933, - C.XI-XXXVI.
8. Аклаев А. Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций / Под ред. Л. М. Дробижевой. М.; Институт этнографии АН СССР. - 1990. Вып.Г. - С. 12-38.
9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева М.: Изд-во «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1996. - 384с.
10. Андреева Г. М. Методологические проблемы и практика социально-психологических исследований//Теоретические и / методологические проблемы социальной психологии. М.:Изд-во МГУ. - Л977. - С.45-47.
11. Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. — М.: МГУ. 1981.
12. Андреева Г.М. Психология социального познания М.: Аспект Пресс. -2000. - 288с. - С.256-276.
13. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Аспект Пресс. -1996.-376с.
14. Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М.: Наука. - 1987.
15. Арутюнов С. А. Фантом безэтничности // Расы и народы. М.:Наука. -1989. Вып. 19. — С.22-24.
16. Арутюнян Ю. В., Дробилсева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. — М.: Аспект Пресс. 1998.
17. Архипова Н. Концепт «болезнь» в наивной языковой картине мира носителя диалекта /Н.Г. Архипова// Вестн. Амур, ун-та. — 2002, вып. 16 — С.78-81.
18. Аршавский В.В. Популярные механизмы формирования полиморфизма межполушарной ассиметрии мозга человека.// Мир психологии. 1999. -№1- С.29-45.
19. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: МГУ. - 1989., - 158с.
20. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М. — 1975.
21. Базиева А.Т., Исаев М.И. Язык и нация М.: «Наука». - 1973. - 247с.
22. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. -Л.: Наука.- 1985.-С.7-21.
23. Балансе Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука. - 1979. - 218 с.
24. Балансе JI. Я., Деглнн В. Л., Черниговская Т. В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Сенсорные системы. -Л.: Наука. -1979.-46с.
25. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М. — 1986.
26. Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. — Нальчик: Эльбрус. 1983.
27. Беккер Э.Г., Алиткина Л.А., Быконя В.В., Ильяшенко И.А. Морфология селькупского языка. Южные диалекты. Ч. I. Томск. — 1995.
28. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. — М.: Российский гос. гуманит. ун-т. — 1998.
29. Белик А. А. Психологическая антропология: История и теория. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. — 1993.
30. Белик А. А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Под ред. С. Я. Козлова, П. И. Пучкова. М.: Наука. - 1991. - G. 24-51.
31. Белик А. А. Психологические направления в этнологии США. От исследования «культура-и-личность» к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде / Под ред. Е. А. Веселкина, В. А. Тишкова. — М.: Наука. 1989. - С. 190-240.
32. Белинская Е.П.; Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. — М., Московский психолого-социальный институт; — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000. - 208 с. - С.75-107.
33. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга. — 1997. — С.271-284.
34. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Под ред. Е. М. Чехарина. — М.: Наука.-1990.-С.43-271.
35. Берестнев Г.И. Самосознание личности в аспекте языка //Вопросы языкознания. 2001 №1- с.60-85.
36. Берштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука. -1988.
37. Бобров В.В. К проблеме этногенеза шорцев // Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и культур. Т.Н. Новосибирск. —1995.
38. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов и на страницах молодежной прессы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1991. № 3. С.3-11.
39. Бороздина П.А. В двух измерениях: Современное двуязычное творчество // Вестник Воронеж, гос. унив-та. Сер. 1. Гуманитар, науки. Воронеж.1996. Вып. 2. С.78.
40. Бороноев А.О. Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. — 1995. -С.170-177.
41. Брагина Н., Доброхотова Т. Функциональные асимметрии человека. М. - 1988.
42. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука. — 1983.
43. Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности. М. — 1971.
44. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс. - 1977.
45. Буй Динь Ми. Леонтьев А.А. Экспериментальное исследование роли языка в перцептивной и мнемической деятельности// Общая и прикладная психолингвистика. М. - 1973.
46. Бурыкин А.А. Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проблемы сохранения и развития языков. — СПб. — 1997.
47. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. — 1995.
48. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. Вып. VI. Языковые контакты. М. - 1972. — С. 25-60.
49. Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев. — 1979.
50. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. -М.: Прогресс. 1989.
51. Вартанян И. А. Черниговская Т. В. Слухоречевые функции в свете концепций о функциональной; специализации полушарий // Руководство по физиологии. — Л.: Наука. — 1989.
52. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии: Нейролингвистический анализ. ;— М.: Медицина. 1971. -216 с.
53. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М. - 1969. - 160 е.
54. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Собрание сочинений в 6 т., т. 2. — М.: Педагогика. 1982.
55. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М.: Русские словари. — 1997.
56. Величковский Б.М. Функциональная организация познавательных процессов. Автореф. дисс. .докт. психол. наук. М. - 1987,
57. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. -М.: Русский язык. 1990.
58. Бороноев А. О., Павленко В; Н. Этническая психология. СПб.: Союз. -1997.
59. ВайльП., Генис А., 60-е. Мир советского человека. — М; — 1998.-С. 298.
60. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. — М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+».— 1998: — С. 195-308.
61. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. - 1956.
62. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М. — 1984.
63. Выготский Л.С.Лекции по психологии. — СПб.: Союз. — 1997.
64. Вяткин Б.А., Хотинеи В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.//Психологический журнал. 1996. №5. - С. 6975.
65. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М; - 1966.
66. Гасанов И. Национальные стереотипы и образ врага.// Психология национальной нетерпимости:Хрестоматия/ Сост. Ю.В. Чернявская. Мн.: Харвест. - 1998. - с.187-208.
67. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. — М.: Советский писатель. 1988.
68. ГийомГ. Принципы теоретической лингвистики. М. - 1990.
69. Глозман Ж.М. Культурно-исторический подход как основа нейропсихологии XXI века/ Ж.М. Глозман //Вопросы психологии. 2002. №4 -С.62-68.
70. Голдберг Л. Р., Шмелев. А. Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. — 1993. Т. 14. № 4. С.32-39.
71. Голубева Н. Дорога, ведущая к дому. Вуз для коренных народов Сахалина. //Южно-Сахалинк. 2002. - 6 декабря.
72. Грозина Н. Две стороны медали: об обучении и воспитании детей малочисленных народов Севера Сахалина.// Губернские ведомости. 2001. — 11 декабря.
73. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. Пер с нем яз. — М.: Прогресс. 1985.-405с.
74. Гусейнов Г., Драгунский Д. Новый взгляд на старые истины // Ожог родного очага / Под ред. Г. Гусейнова, Д. Драгунского. М.: Прогресс. -1990.-С. 7-28.
75. Дадье Б. Люди между двумя языками // Иностранная литература. 1968. №4.-С. 245.
76. Деглин В. Функциональная асимметрия уникальная особенность мозга // Наука и жизнь. - 1975. № 5.
77. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. С. А. Арутюнова и др. М.: ИНИОН СССР. - 1979. - С. 23-44.
78. Дешериев Ю.Д. Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проблемы сохранения и развития языков. — СПб. — 1997
79. Дешериев Ю.Д. Введение // Развитие национально-русского двуязычия. -М. 1976.
80. Дешериев Ю.Д. Проблема создания системы билингвистических понятий и вопросы методики ее применения в исследовании // Методы билингвистических исследований. М. - 1976. - С. 20-33.
81. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. - С. 75-86.
82. Дробижева JI. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. - С. 313.
83. Дробижева Jl. М., Аклаев А.Р, Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль. - 1996.
84. Жинкин Н.И Внутренние коды языка и внешние коды речи. М.: Рапз. — 1967.
85. Жинкин Н.И. Грамматика и смысл. /Язык и человек. М. - 1970.
86. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. - 1958,
87. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М. - 1982.
88. Залевская А.А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике. — Калинин. 1979.
89. Зимняя И.А Речевой механизм в схеме порождения речи// Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языков М. - 1969
90. Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего становления образа себя и мира как реализация сознания .//Мир психологии. 1999.№1 - С.97-103.
91. Золотарев A.M. Podoeofi строп и первобытная мифология. — М.: Наука. — 1994.
92. Ильина Л.А. Языковой контакт как фактор конвергентного развития языков народов Сибири (на примере селькупского языка). Томск. - 1995.
93. Ионин Л. Г. Социология культуры. М.: Логос. — 1996.
94. Ионин Л. Культурный шок : конфликт этнических стереотипов.// Психология национальной нетерпимости :Хрестоматия/ Сост. Ю.В. Чернявская. Мн.: Харвест. - 1998. - С.104-114.
95. Исаев М. Этнолингвистическая панорама России и нового зарубежья /М.И. Исаев//Рус. словесность. 2001 № 6 - С. 64-68.
96. Исаев М. Этнолингвистическая панорама России и нового зарубежья /М.И. Исаев//Рус. словесность. 2002 №2 - С. 64-68.
97. Исаев М. Этнолингвистическая панорама России и нового зарубежья /М.И. Исаев//Рус. словесность. 2002 № 6 — С. 68-71.
98. Исаев М.И. О языках народов СССР. М.: Наука. - 1978. - 222с.
99. История и культура народов севера Дальнего Востока Сб. статей .Отв. ред. А.И. Крушанов. — М.: Наука. 1967 - 218с.
100. Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности и склонности. М: - 1989.
101. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. — 1988. N 6.
102. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М. — 1998. — 784 с.
103. Климчук Ф. Д. Этнос и перепись: парадоксы статистики // Ожог родного очага / Под ред. Г. Гусейнова, Д: Драгунского. М.: Прогресс. - 1990. - С. 92-106.
104. Колыхалова. А. Язык и права человека в современном мире. — М. — 1996.
105. Кон И. С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская Энциклопедия. 1983. - С. 812.,
106. Костяков М.М; Енисейско-самодийские лексические общности // Советское финно-угроведение. — 1984. — № 3.
107. Ш.Коул М. Культура и мышление: Психол. очерк /М.Коул, С. Скрибнер. -М.: «Прогресс». — 1977 -261с.
108. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН». - 1997.
109. ПЗ.Крейнович Е.А. Выражение пространственной ориентации в нивхском языке./ Вопросы языкознания.№ 1. — 1960. 89с.
110. Крейнович Е.А. Гиляцкие числительные. JI. — 1932. — 24с.
111. Крейнович Е.А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М. Наука. - 1973.-495с.
112. Крейнович Е.А. Нивхгу. Ю-Сах.: Сах. кн. изд-во. — 2001. - 520с.
113. Крейнович Е.А. Об инкорпорировании и примыкании в нивхском языке./ Вопросы языкознания.№ 3. — 1966. — 51с.
114. Крюков М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М.: Наука. - 1989. Вып. 19. - С.5-18.
115. Лайгун Н.А., Чиркова Т.В. Лингвокраеведение в вузе и в школе на материале субстрактной топонимии Сах. обл. — Южно-Сахалинск: Сах. кн. изд-во. 1999. -64с.
116. Лебедева Н. М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество/ Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад. - 1997. - С.104-115.
117. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. М.: Старый сад. - 1998.
118. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН. 1993.
119. Лебедева Н. М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад. - 1997. - С. 271-289.
120. Леви-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-Пресс. 1994.
121. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М. — 1930.
122. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика. - 1994.
123. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука. — 1985.
124. Левкович В. П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественнаяпрактика / Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович. — М.: Наука. — 1985. -С. 138-153.
125. Левкович В.П, Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. 1973. № 5. — С.123-131.
126. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика. 1983. Т. 2. - С.251-261.
127. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл. - 1997.
128. Леонтьев А.А Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания/УВопросы порождения речи и обучения языку. М. - 1967.
129. Леонтьев А.А Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. — М. 1970.
130. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл. - 1999. - 287 с.
131. Леонтьев А.А. Папуасские языки. М. - 1974:
132. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М. 1969.
133. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения//0емантическая структура слова: психолингвистические исследования. — М. 1971.
134. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М. 1969.
135. Леонтьев А.Н. Восстановление движения. — М. — 1945.
136. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика. -1983.
137. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика. - 1983. - 384 с.
138. Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. - 87 с.
139. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики. М. - 1947.
140. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. — М. 1950.
141. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ. - 1977.-565 с.
142. Леонтьев А.Н. Психология образа / Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. N 2. -С. 3-13.
143. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева. — М.: Изд-во Московского университета. — 1994.-228 с.
144. Леонтьев А.Н. Философская энциклопедия т.З. Мышление. -М., 1964.
145. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. - № 3. - С. 11-21.
146. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. — М.: Смысл. — 1999. — 36 с.
147. Ли Тоан Тхачг. Пространственная модель мира: когниция, культура, этнопсихология (на материале вьетнамского и русского языков). — М. — 1993.
148. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис, Издательская группа. «Прогресс». 1992 .
149. Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн: Александра. 1992 . Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. — С. 102-109.
150. Лотман Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры // Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн: Александра. — 1992 . Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 386-406.
151. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., изд-во МГУ. - 1962.
152. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М. - 1963. - 478 с.
153. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М. - 1975.
154. Лурия А.Р. Речь и мышление. М. - 1973.
155. Лурия А.Р. Язык и сознание/ А.Р. Лурия; Под ред. Е.Д. Хомской. -Ростов- на- Дону: Феникс. 1998. - 413с.
156. Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс. - 1997.
157. Лях Н.Ю. Особенности восприятия слов в шуме и функциональная асимметрия мозга: роль лингвистических факторов. Автореф-дисс. канд. психол. наук. — СПб. 1996.
158. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. — М.: Прогресс. 1992. — 280 с.
159. Мамардашвили М. Картезианские размышления. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура». — 1993. 352 с.
160. Мартине А. Распространение языка и структурная лингвистика // Зарубежная лингвистика. Вып. III. 1999. - С. 43 - 55.
161. Материалы по истории Дальнего Востока (История, археология, этнография, филология). Владивосток. - 1973. - 332с.
162. Нагишкин Д.Д. Храбрый Азмун. Нивхская сказка. Южно-Сахалинск. -1978.
163. Нарушевич А.Г. Категория одушевлённости, неодушевлённости и языковая картина мира //Рус. яз. в шк. 2002- №3 — С. 75-78.
164. Науменко Л. И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад. - 1997. - С. 76-88.
165. Национальные традиции в культуре народов Дальнего Востока: Сб. науч. трудов. Владивосток. — 1987. - 136с.
166. Новикова Н.С., Черемисина Н.В. Многомирие в реалии и общая типология языковых картин мира //Филосов. Науки. 2000 - №1 - С.40-49.
167. Овчинникова Н.Г. Шамро Ф.Ф. Национально-культурные коннотации слова в условиях билингвизма.//Лингвистические исследования: Эволюция и функционирование языка. Екатеринбург. — 19941 — С.96-105.
168. Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. — М. — 1997.
169. Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М.: Наука. -1971.
170. Панфилов В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. М.: Наука - 1982.
171. Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания: Гносеологические аспекты. — М.: Наука. — 1977.
172. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ. - 1988. — 207с.
173. Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. - № 4. — С.30-44.
174. Петровский А.В. Общая психология: Учебное пособие для пединститутов. М.: Педагогика. — 1970.
175. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. 1987.- № 1. - С. 15-26.
176. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс».- 1996. 512 с.
177. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. СПб: Союз. — 1997. - 256 с.
178. Пилсудский Б.О.- исследователь народов Сахалина (Материалы международной научной конференции 31 октября- 2 ноября 1991 Г. Южно-Сахалинск) Т.2 Южно-Сах. 1992/ Сахалинский области, краев, музей). -1992.- 144с.
179. Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. — 1993.
180. Познякова Т.Ю. Русский язык в языковом опыте билингва.//Русская речь. 1999 - №5 - С.62-68.
181. Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. — 1995. - С.66-83.
182. Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Материалы межвузовской конференции. 11-13 мая 1969 ( отв. ред. проф. А.Д.Дульзон). — Томск, изд. Томск, ун-та. 1969. - 242с.
183. Прокофьев Г.Н. Селькупская грамматика. — JI. — 1935.
184. Розен М.Ф., Малолетко A.M. Географические термины Западной Сибири. Томск. - 1986.
185. Розенцвейг В.Ю. Основные вопросы теории языковых контактов // Новое в лингвистике. Вып. VI. Языковые контакты. М. — 1972. - С.5-24.
186. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт. - 1992. - 256 с.
187. Романова О. JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. - 1994.
188. Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета / Под ред. С. Л. Удовика. М.: Рефл-бук. — Киев: Ваклер. -1996.-С.7-46.
189. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. — СПб: Питер КОМ. -1999.-456с.
190. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР. - 1957. -310 с.
191. Санги В.М Девочка-лебедь. Ю-С. - 1982; - 15с.(на нивхском и русском языках)
192. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж. - 1996. - С. 15.
193. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Издательская группа «Прогресс», Универс. — 1993.
194. Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. — М. 1990.
195. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь». 2003. - 350с., ил.
196. Силкин Б. Человечество теряет языки / Б. Силкин //Знание-сила. 2000 №11 -С.79-83.
197. Сиротюк A. JI. Нейропсихологическое и психологическое сопровождение обучения. М.: Т. ц. Сореро. - 2003. - 288с.
198. Ситарам К. С., Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 2. - С.51-64.
199. Ситарам К. С., Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 3. - С.60-68.
200. Ситарам К. С., Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 4. - С. 106-116.
201. Ситарам К. С., Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 5. - С. 100-107.
202. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. — 1986. № 6. - С.25-36.
203. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. Минск: Харвест.- 1998.-800 с.
204. Смирнов С.Д. Мир образа: проблемы активности психического отражения. — М. 1985.
205. Смоляк А, В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). М.: Наука. - 1991.
206. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М.: «Просвещение». -1968.-248с.
207. Соловьёва Ю.В. Особенности интелекта детей живущих в разных социокультурных условиях./Соловьёва Ю.В., Талызина Н.Ф. //Мир псих. 2002. №1 С.73-83.
208. Сорокин П. Национальный вопрос как проблема национального равенства.// Психология национальной нетерпимости:Хрестоматия/ Сост. Ю.В. Чернявская. -Мн.: Харвест. 1998. - С.253-267.
209. Социальная организация и культура народов Севера Сборник статей. -М. "Наука". - 1974. - 292с.
210. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат. - 1972. -303с.
211. Стефаненко Т. Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И; Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та. - 1993. - С.З-27.
212. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. — М.: Изд-во Моск. Ун-та. — 1987. С. 242-250.
213. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект». — 1999. 320с.
214. Стрелков Ю.К. Время, деятельность, образ мира. М. - 1998.
215. Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.: Наука. - 1990. - Вып. 20. - С.5-39.
216. Таксами Ч. М. Возраждение нивхской народности. Ю-Сахалинск.: Сахалинское кн. изд. - 1959. - 68с.
217. Таксами Ч. М. Живые родники: О культуре коренных жителей Сахалина и Курильских островов. — Ю-Сахалинск.: Сахалинское кн. изд. — 1989. — 72с.
218. Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов.- Л.;. Наука.-1975.
219. Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах на материале ритуала ндембу // Семиотика и искусствометрия / Под ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова М.: Мир. - 1972. - С. 50-81.
220. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН. 1997.
221. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1/2. - С. 3-38.
222. Ткачёва Л.Ф. Психологические особенности изучения русского языка украинскими детьми в условиях билингвизма.//Вопр. психологии. 1991 -№6- С.38-44.
223. Тулъвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления.- Таллин: Валгус. 1988. - 124с.
224. Убрятова Е.И. Историческая грамматика якутского языка. Якутск. -1985.
225. Убрятова Е.И. Язык норильских долган. — Новосибирск. — 1985.
226. Уорф Б.Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике / Под ред. В.А. Звегинцева. — М.: Изд-во иностранной литературы. — 1960. Вып.1. — С.169-182.
227. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике / Под ред. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во иностранной литературы. - 1960. Вып.1. - С.135-168.
228. Филимонов А.Г. Коллективные представления нивхского этноса: взаимодействие человека, социума и природы. Автореф. дис. канд. истор. наук. Владивосток. - 2002.
229. Филиппова Т.М. Тюркские заимствования в селькупском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л. - 1991.
230. Хайдеггер М. Время и бытие. М. - 1993. - 447 с.
231. Ханазаров К.Х. Критерии двуязычия и его причины // Проблемы двуязычия и многоязычия. М. - 1972. — С. 119-124.
232. Холл Э. Как понять иностранца без слов // Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.: Вече, Персей, ACT. - 1995. - С.225-429.
233. Хомский Н. Язык и мышление. М.: изд-во МГУ. - 1972.
234. Хохряков П. Язык и психология. Казань. - 1889.
235. Цюрупа А. Ксенофобия как проявление инстинкта этнической изоляции// Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/ Сост. Ю.В. Чернявская. Мн.: Харвест. - 1998. - 58-62.
236. Черниговская Т. В., Деглин В. J1. Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга // Ученые записки ТГУ, Труды по знаковым системам. — Тарту. 1986.
237. Черниговская Т. В., Ротенберг В. С., Шапиро Д. И. Смысл — текст — смысл: функциональная асимметрия мозга и расплывчатые категории // Всесоюзный симпозиум по искусственному интеллекту. — Переславль-Залесский. — 1988.
238. Черниговская Т.В. Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты. Дисс. . доктора биол. наук. — Спб. 1993.
239. Шабес В.Я. Соотношение когнитивного и коммуникативного-компонентов в речемыслительной деятельности. Событие и текст. Автореф. дисс. доктора психол. наук. — JL — 1990.
240. Шафаревич И. Теория «малого народа».// Психология национальной нетерпимости:Хрестоматия/ Сост. Ю.В. Чернявская. — Мн.: Харвест. — 1998. — С.380-457.
241. Широбокова Н.Н. История тюркских языков Сибири: в трудах Е.И. Убрятовой //Гуманитарные науки в Сибири. — 1997. № 4.
242. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т.З. С.-Пб. - 1903.
243. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: ДАЛЬГИЗ.- 1933.-86с.
244. Штернберг Л.Я. Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора. 1908.
245. Штернберг Л.Я. Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора. 1900.
246. Щерба JI.B. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. JI. -1958.- 182с.
247. Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. — JI. — 1974.
248. Эльманович В.И. Нейролингвистическое програмирование (методическое пособие для начинающих). С-Пб. - 1994.
249. Этнокультурные контакты народов Сибири /Под ред. Ч. М. Таксами JI.1. Наука. 1984. - 142с.
250. Этнопсихолингвистика. — М. — 1988.
251. Этнопсихолингвистические проблемы семантики. -М. 1978.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.