Украинизация школьного образования на Кубани в период с 1921 по 1932 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Алдакимова, Ольга Викторовна

  • Алдакимова, Ольга Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Сочи
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 215
Алдакимова, Ольга Викторовна. Украинизация школьного образования на Кубани в период с 1921 по 1932 гг.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Сочи. 2004. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алдакимова, Ольга Викторовна

Введение.3

Глава 1. Создание и развитие школы для украиноязычного населения в контексте социокультурной ситуации на Кубани.

1.1. Условия и причины введения украиноязычной школьной системы. 18

1.2. Историко-педагогический анализ украинизации образования в Кубанском округе.51

1.3. Украиноязычная школа как этно-социокультурный феномен на Кубани.66

Глава 2. Концептуально-теоретическое, учебно-методическое и кадровое обеспечение процесса украинизации школьного образования в Кубанском регионе.

2.1 Особенности учебно-методического обеспечения украиноязычных школ на Кубани. 82

2.2. Подготовка учительских кадров для украинских школ в Кубанском регионе. 144

2.3. Причины дезукраинизации и реорганизации школьной системы Кубани.162

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Украинизация школьного образования на Кубани в период с 1921 по 1932 гг.»

Актуальность проблемы. Современная ситуация в российском образовании характеризуется радикальным обновлением его структур, переоценкой идеологических ценностей, духовно-нравственных ориентиров. Наличная социальная реальность. обуславливает необходимость воспитания у школьников высокой личностной рефлективности, способности противостоять негативному влиянию, созданию устойчивых этнических смысложизненных установок, укреплению патриотических традиций. Средством решения данной проблемы является создание и развитие национальных школ, "национальная ориентированность" которых заключается не только в изучении родного языка, но и приобщении обучающихся к этнокультурным традициям.

Еще 60-е в годы XIX века К.Д. Ушинский указывал на опасности, грозящие России, в силу отсутствия действительно национальной школы, которой, как полагал великий русский педагог, должна быть присуща прежде всего "народность", подразумевающая целостное единство таких компонентов, как: 1) охраняемый и развиваемый национальный язык; 2) историческая роль, миссия народа; 3) специфическая организация государственной жизни и особенности протекания социальных процессов; 4) тип связи индивида с обществом; 5) психологический склад, народный характер; 6) культивируемый семейный уклад; 7) естественно сложившаяся система воспитания, содержание общественного мнения.

Однако процесс создания национальных школ в дореволюционный период не имел достаточных теоретико-методологических и практическо-методических оснований.

Осознавая это, педагоги кубанского региона находятся в поиске новых методологических подходов, стратегий и технологий, соответствующих общим гуманитарным тенденциям развития мира, усилению социальной роли образования, изменению положения конкретной личности в обществе, в системе его педагогических отношений.

Одним из наиболее активно обсуждаемых вопросов в науке, и в практике является вопрос формирования национального характера, а соответственно, и проблема восстановления национальной школы, возвращения к инвариантным ее моделям.

История создания и развития национальных школ представляет глубокий интерес для исследователей. Именно сегодня происходит процесс возрождения национальных традиций на Кубани. Педагогам предстоит создать систему национального воспитания. Каждой нации, как объединению людей, обладающему общностью территории, языка, государственного и общественного устройства, свойственен особый характер, присуща некая проникающая в душу каждого национальная идея. Она являет собой средоточие самосознания и целенаправленной воли нации, идеальное выражение сущности ее души, понимания своего места и предназначения в этом мире, цели и смысла бытия.

Полноценная национальная идея - это не просто символ коллективного самосознания, но и реальный духовный объединитель, выразитель совокупного образа народного духа, его интеллектуального и нравственно-эстетического потенциала, благодаря которому осуществляется воспитание любви к Родине. Познание, взращивание и укоренение идеальных ценностей своего народа открывает подрастающим поколениям пути постижения особенностей духа и национальных идей других народов. Такое межнациональное и интернациональное взаимное познание ведет к духовному и жизненному сближению, к взаимообогащению культур и, главное, к человеческому всеединству на основе общей любви. Нельзя познать дух и полюбить человечество, не познав и не полюбив духа своего народа и отечества. Стало быть, в содержательном плане национальные идеи других народов являются важнейшей основой национально-гражданского и всечеловеческого воспитания.

В последние годы число столкновений между различными этносами не только не уменьшается, но даже увеличивается, конфликты грозят охватить новые регионы и государства, принять глобальный характер. Глубинные традиции российского образования связаны с ощущением государства как духовно-соборного единства. Личность человека немыслима вне нации, без осознания консолидирующей роли народа, национального самосознания, понимания своей причастности к судьбе своей страны. Изменения, происходящие в образовательной системе, связаны с государственной образовательной политикой и предусматривают обновление содержания образования, стимулируются инновационные процессы в образовательных учреждениях, уточняется само понятие "национальная школа".

Согласно национальной доктрине образования в России, одной из важнейших задач школы является воспитание человека культуры, приверженного к общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатства культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществить межличностное и межкультурное общение.

Обращаясь к истории, следует отметить, что эффективный опыт устройства школ с преподаванием на украинском языке существовал на Кубани в 20-30-е гг. XX века. Кубанский регион многонационален. В Кубанской области в исследуемый нами период русский язык считали родным 41,8% всего населения здесь проживающего, а украинский 49,1%. В сельской местности Кубанской области, в соответствии с данными переписи 1926 года по народностям и родному языку, проживало 1644380 украинцев, что составляет 54,1% от общего числа жителей Кубани [28]. Согласно приведенных выше данных мы определили для себя, что именно Кубань, как регион с украиноязычным населением, представляет научный интерес для нашего исследования. Для кубанского образовательного региона наиболее актуальным является анализ процесса формирования и развития украиноязычных национальных школ в период с 1921 по 1932 год.

Конструктивное исследование феномена национальной школы показывает, что проблема развития, становления и реорганизации национальных школ всегда были предметом пристального исследования ученых.

Источниковой базой для написания диссертации явились неопубликованные документальные материалы, хранящиеся в Государственном архиве Краснодарского Края, Архивных отделов администрации городов Армавира и Новороссийска. В их фондах хранятся документы высших партийных и государственных органов Краснодарского краевого комитета ВКП(б), Куб-ревкома, Краснодарского отдела народного образования.

Особого внимания при исследовании проблем культурного развития национальных меньшинств в 20-е гг., заслуживают материалы подотдела (затем Совета) по просвещению национальных меньшинств при Кубнаробразе. Его доклады, отчеты, обзоры, информация о состоянии просвещения национальных меньшинств в целом по Кубанской области и дают возможность проводить сравнения и анализ, увидеть общие трудности, а также специфику отдельных процессов в проведении образовательной и просветительной работы в исследуемый период.

Благодаря этим материалам существует возможность установить, какое место занимала работа по просвещению национальных меньшинств в общей культурной деятельности, показать ее специфику.

Важную группу источников представляют специальные сборники документов: "Народное образование в РСФСР", "Культурное строительство в РСФСР", "Народное образование в СССР", "Протоколы совещаний наркомов просвещения союзных и автономных республик", Еженедельник Народного Комиссариата просвещения РСФСР, Бюллетень Северо-Кавказского краевого совета народного просвещения. Однако для большинства названных сборников документов характерно либо полное отсутствие, либо крайне бедная публикация материалов, отражающих деятельность государственных и партийных структур, занимающихся просвещением национальных меньшинств в 20-е годы.

Для изучения проводимой национальной политики и мероприятий по ее реализации большое значение имеют материалы съездов Советов, съездов Российской Коммунистической партии (б) в 20-х гг.

В диссертации использованы материалы Всероссийской переписи населения в 1920 и Всесоюзной переписи населения 1926 гг.

Использованы в работе и материалы периодической печати - газет и журналов, издававшихся в 20-е гг. В них содержатся сведения о жизни и быте нерусских национальностей, проблемах, их волновавших, сложностях возникавших в школьной и культурно-просветительной работе на местах, об участии в этой деятельности самих национальных меньшинств. Помимо небольших заметок, писем, хроник, очерков и т.д. периодические издания публиковали обзорные статьи, отчеты органов народного образования, съездов, конференций. Все это позволяет собрать не только эмпирический материал, но и дает возможность окунуться в атмосферу тех лет, получить информацию о различных сторонах общественно-политической и хозяйственной жизни, настроениях на Кубани. Однако автор диссертации, привлекая материалы периодической печати, учитывал своеобразие этого вида источника и использовал его только после проверки, соотнося с другими сведениями.

Степень научной разработанности проблемы.

Попытка реализации новых подходов в создании национальных школ была предпринята после завершения процесса ликвидации безграмотности и введения в стране всеобщего начального образования. Разработкой концепции национальной украинской школы на Кубани занимались как отдельные исследователи, так и государственные образовательные структуры, в частности, Кубано-Черноморский отдел народного образования, отдел образования Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета. Подвижником развития национального образования на Кубани был педагог и культуровед

В.А.Ваганян. Важную роль в украинизации кубанской школы, в создании ее новой концептуальной модели сыграли М.И. Лола, М.Н. Березин, J1.H. Соколов, Г.Г. Павлюк.

В послевоенное советское и постсоветское время исследованием вопросов развития национальных кубанских школ занимались В.Г. Гальцев, И.И. Горлов, В.И. Лях, А.И. Манаенков, H.A. Волобуева.

В рамках изучения истории этнических и культурно-бытовых процессов культурного строительства в годы советской власти проблемой развития национальных школ занимались Ю.А. Болдырев, A.B. Авраменко, A.B. Баранов, А.И. Кузнецов, И.Я. Куценко, В.Е. Щетнев, Е.В. Смородина.

Проблема национальной школы стала объектом острых дискуссий в России, в процессе которых ученые (Белозерцев Е.П., Вейт М.А., Гончаров В.Н., Сластенин В.А., Семененко В.Ф., Гузенкова Т.С., Сорокина Л.Н.) пытаются определить стратегические задачи развития школьного образования. Поставленные задачи требуют специальных исследований по истории развития национальной школы.

Вопрос о развитии национальной украинской школы на Кубани в период 1921-1932 гг. специально не исследовался. Между тем, именно в этот период, социокультурные процессы обусловили становление новой парадигмы школьного образования - национальной школы, учитывающие поликультурную ситуацию в Кубанском регионе.

К сожалению, необходимо отметить, что в исследованных автором архивных фондах, имеется недостаточное количество материалов, иллюстрирующих специфические формы и методы работы в украиноязычных школах национальных меньшинств, учебные планы и программы этих школ и другой информации. Наличие этих сведений позволило бы более полно осветить и проанализировать учебно-воспитательный процесс в украиноязычных учебных заведениях. Заведующие национальными секциями и их уполномоченные при проведении обследований были обязаны собирать информацию о культурно-просветительной и школьной работе и представлять эти сведения. Однако в этих отчетах и обзорах вопросам просвещения национальных меньшинств уделялось крайне мало места и внимания. В основном это количественные характеристики (где и сколько действует школ, изб-читален и т.п.), практически нет информации о методах и содержании работы учебных и культурных заведений национальных меньшинств.

Анализ разработки проблемы становления и развития украиноязычного образования на Кубани позволил выделить следующее наличное противоречие: между социальной востребованостью исследования опыта создания ку-бано-украинских школ и необходимостью уточнения ценностно-смысловых аспектов развития российской системы образования. Данное противоречие выдвигает на первый план следующие проблемы: существует ли потребность создания славяноязычных школ в России? Есть ли необходимость выработки смыслоцентрированой концепции профессиограмы современного учителя национальной школы? Как можно использовать опыт создания украиноязычных школ на Кубани в развитии Российского национального образования.

Выделенное противоречие и проблемы позволили сформулировать тему диссертационного исследования - "Украинизация школьного образования на Кубани в период с 1921 по 1932 гг."

Объект исследования: развитие национального образования в Кубанском регионе.

Предмет исследования: украинизация школьного образования на Кубани в период с 1921 по 1932 гг.

Цель: изучить причины, условия, концептуальные, содержательные, методические основы и практика создания и развития кубано-украинской школы, ее характеристики как этнокультурного феномена.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующий задачи диссертационного исследования:

• рассмотреть социально-исторические и социокультурные предпосылки создания украинских школ в Кубанском регионе;

• выявить специфику этно-социокультурного феномена украиноязычной национальной школы на Кубани;

• провести историко-педагогический анализ процесса украинизации школ в кубанском округе;

• изучить особенности подготовки учительских кадров для кубано-украинской школы;

• выявить причины дезукраинизации образования на Кубани и реорганизации региональной школьной системы.

Гипотеза исследования: содержание процесса украинизации и дезукраинизации школьного образования на Кубани определялось, с одной стороны, потребностями в сохранении этнической культуры казачьего и иного-родческого украиноязычного населения региона, а с другой стороны - национально-культурной политикой формирующегося советского социалистического государства.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения в области изучения истории отечественного образования (К.Д. Ушинский, П.А. Столыпин, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, H.A. Корф, H.A. Константинов, М.Ф Шибаева, А.Н. Джуринский, К.И. Бузаров, И.А. Шоров, Э. Шеуджен, JI.A. Степашко, A.B. Ососков, Ю.И. Салов, В.Г. Гальцев), научные подходы к решению проблем историко-педагогического источниковедения (М.И. Анисов, C.B. Иванов, В.И. Жураев,

A.И. Пискунов, JI.E. Шепелев, М.Ф. Шабаева и др.), методология педагогических исследований (А.Н. Арсеньев, Ф.Ф. Королев, B.C. Леднев, Б.Б. Кома-ровский, H.H. Данилов, Н.И. Болдырев, Н.А.Сорокин и др.), историко-педагогические концепции развития образования на Кубани (В.Н. Ведута,

B.Е. Щетнев, В.Н. Ратушняк, В.И. Черный, И.И. Горлова, А.И. Манаенков, В.И. Лях, A.A. Сенцов, H.A. Волобуева и др.).

Хронологические рамки диссертационного исследования - 19211932 гг. Начальная временная граница обусловлена тем, что фактически мирная деятельность по возрождению народного хозяйства и создание органов народного образования начинается с 1921 года, сразу после окончания Гражданской войны на территории Кубани и восстановления Советской власти. Конечная дата исследования связана с изменениями, произошедшими в политике Советского Союза (иногда их называют "второй революцией"), повлекшими за собой резкие перемены во всех сферах общества, образования и утверждение командно-административного режима. Кроме того, в 1926-1928 гг. разрабатывался план введения всеобщего начального обучения среди национальных меньшинств Кубани, которому предшествовал процесс нивелировки национальной политики в работе с нерусским населением, выразившийся в сокращении числа школ и культурных учреждений для национальных меньшинств и штата работников, проводивших работу среди них.

В избранный для исследования период, 1921-1932 гг., сложилась система школ для национальных меньшинств (украинского населения, в частности), а также были выработаны формы и методы ведения этой работы, накоплен практический опыт на местах, велась разработка учебных планов для национальных школ с учетом специфики региона, велась подготовка педагогических кадров для украинских школ.

Территориальные границы исследования - Кубано-Черноморская область. В 1924 году были проведены административно-территориальные преобразования Юго-Восточной области (края), согласно которым вместо Куба-но-Черноморской области на ее территории было образовано четыре округа: 1 )Армавирский, 2) Кубанский, 3) Черноморский, 4) Майкопский. Центром края, переименованного в октябре 1924 года в Северо-Кавказский, становится город Ростов-на-Дону. Это изменило административный статус Краснодара. С 1924 по 1930 Ростов-на-Дону был центром Кубанского Округа и одновременно - Краснодарского района, а после ликвидации округов с 1930 по сентябрь 1937 г. оставался районным центром в составе Северо-Кавказского, а с 1934 г. - Азово-Черноморского края. [120, С. 490]

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами использовались методы системного анализа проблемы смысла профессиональной педагогической деятельности педагогов национальных школ, ее категориальное и структурно-функциональное строение; моделирования процесса формирования концепции профессиональной деятельности учителя национальной школы; теоретического обобщения результатов историко-педагогического исследования; эмпирические методы: анализ документации и продуктов учебной деятельности, психометрические и проективные методы диагностики функционирования образовательного учреждения.

Личный вклад автора заключается в получение научных результатов определяется разработкой концептуальных положений историко-педагогического исследования, анализом дидактических и диагностических материалов кубано-украинских школ, разработкой методических рекомендаций к использованию результатов исследования в современном образовательном процессе.

Этапы исследования: исследование выполнялось поэтапно с 1998 по 2004 гг. на базе Государственного архива Краснодарского края, Государственного архива Луганской области, Архивных фондов Отдела администрации города Армавира и города Новороссийска, Фондов Армавирского краеведческого музея, Фондов краеведческого музея города Луганска.

На первом этапе (1998-2001 гг.) изучалось состояние проблемы национального образования в России и на Кубани.

На втором этапе (2001-2002 гг.) осуществлялось концептуальное осмысление истории украиноязычного образования.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) обобщены и концептуально систематизированы материалы истории украинизации кубанского образования.

На четвертом этапе (2003-2004 гг.) изучены особенности подготовки учительских кадров для кубано-украинской школы, выявлены возможности использования данного опыта в процессе создания современных национальных школ, определены причины дезукраинизации образования на Кубани и реорганизации региональной школьной системы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: полученные результаты исследования содержат в себе решение крупной научной проблемы - исследование закономерностей создания и функционирования украиноязычной национальной школьной системы на территории Кубани, описание ее моделей.

В исследовании разработаны следующие направления:

• изучены социально-исторические и социокультурные предпосылки создания украинских школ в кубанском регионе;

• обоснована периодизация становления и развития украиноязычного образования в Кубанском регионе;

• выявлена специфика украиноязычной школы на Кубани как этнокультурного феномена;

• проведен историко-педагогический анализ процесса украинизации школ в Кубанском округе;

• выявлены особенности подготовки учительских кадров для кубано-украинской школы;

• определены причины дезукраинизации образования на Кубани и реорганизации региональной школьной системы.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении содержания феномена украиноязычной школы на Кубани, выявлении специфики ее создания и развития, подготовки учительских кадров для этих школ, выделения и выявления причин украинизации и дезукраинизации кубанского образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке концепции внедрения опыта создания и развития национальноориентированного образования в Северо-Кавказском регионе, выявлении условий обеспечения подобного образования, смыслопоисковой направленности содержания и средств профессиональной подготовки учителей для национальной школы.

При разработке учебных курсов дисциплин "История педагогики", "История образования и педагогической мысли", а также дисциплин национально-регионального уровня, как "Кубановедение", "История Кубани". Кроме того, некоторые результаты исследовательского анализа и выводы могут быть использованы при составлении программ воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования обеспечивались опубликованием научных трудов соискателя в сборниках материалов следующих научно-практических конференций: Развитие социально-культурной сферы Кубани (Армавир, 1996); Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани (Армавир, 2003); Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона (Ростов-на-Дону, 2004); Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. X Годичное собрание Южного отдела РАО. XXII региональные психолого-педагогические чтения (Сочи, 2003); Проблемы современной педагогической науки и систем образования (Харьков-Донецк, 2003); Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе (Краснодар, 2004).

Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Армавирского государственного педагогического университета в 2000, 2001, 2004 гг., используются при чтении лекций по истории педагогике в Луганском национальном педагогическом университете, использовании при составлении программы по Кубановедению в МОУ-СОШ № 23 г. Армавира.

Достоверность результатов исследования обеспечивается ориентацией автора на современные методологические подходы к проблемам истории педагогики, формирования ценностно-смысловой структуры личности учителя национальной школы, и педагогического проектирования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-исторические и социокультурные предпосылки создания украинских школ в Кубанском регионе состоят в количественном преимуществе украиноязычного казачьего и иногороднего населения на территории Кубани, его потребности в сохранении этнокультурной самобытности, получения образования на родном языке, заинтересованности государства в удовлетворении данной потребности и наличии содержательного и учебно-методического обеспечения функционирования украиноязычных школ.

2. Специфика украиноязычной школы на Кубани как этно-социокультурного феномена заключается в том, что учащиеся были лишь частично подготовлены к обучению на украинском литературном языке, являясь носителями одного из южнорусских наречий - кубанского народного говора и считавшими себя особым этносом, доминирующим в регионе.

3. Результаты историко-педагогического анализа украинизации школ в кубанском регионе свидетельствуют о том, что данный процесс был противоречив: с одной стороны он способствовал активизации школьного образования на Кубани, укреплению образовательных и образовательно-организационных связей его с украинской образовательной системой, но с другой - обеднял содержание и учебно-методическое обеспечение кубанского школьного дела в силу того, что большая часть учебного материала существовала на русском языке.

4. Особенностями подготовки учительских кадров для кубано-украинской школы были: необходимость обучения их литературному украинскому языку, формирования у них новых этнокультурных установок, включения их в процесс взаимодействия украинской образовательной системы и украиноязычных школ на Кубани.

5. Причинами дезукраинизации образования на Кубани и реорганизации региональной школьной системы были изменения ориентации социальной политики советского государства.

6. Периодизация украинизации школьного дела на Кубани может быть представлена следующим образом:

I - этап. С октября 1917 года по август 1918 года: активизация кубанского сепаратизма, в том числе в образовательной сфере, возникновение в общественном сознании населения региона стремления к созданию украиноязычных школ.

II этап. С августа 1918 по апрель 1921 гг. Период сохранения наличного школьного образования. Попытки Кубанской Рады решить вопрос об украинизации кубанских школ.

III этап — апрель 1921 - август 1927 гг.: введение в программы ЕТШ преподавания основных учебных дисциплин на украинском языке.

IV этап - сентябрь 1927 - декабрь 1932 гг. реализация процесса украинизации кубанского школьного образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка сокращений и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Алдакимова, Ольга Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследована крупная научная проблема - становление и развитие украиноязычного школьного образования на Кубани: теория и практика. Исследование позволяет утверждать, что национальная школа - это уникальное явление, цель которого заключается в формировании национального самосознания и воспитании лучших национальных качеств. Анализ, проведенный в исследовании, дает представление о сложности выбранной темы, для раскрытия которой, помимо философской литературы, был использован материал целого ряда наук: педагогики, этнопедагогики, этнографии, этимологии, фолькристики, истории. Это позволило решить поставленные в начале исследования задачи и утвердительно ответить на вопрос о социально-исторических и социокультурных предпосылках создания украинских школ в Кубанском регионе. Для этого был применен несколько иной методологический подход, нежели тот, который используется в этнографических, педагогических исследованиях. Проведено изучение общекубанских лексических фразеологических и фольклорных фондов, которыми пользуются в равной мере носители обоих языков. Осуществлен историко-лингвистический анализ фразеологии кубанского казачества, отражающий его историю, быт, духовную культуру. Понимание этнопедагогики не только как способа передачи знаний, умений, навыков, но и как процесса и результата познавательной деятельности этноса, позволило значительно расширить спектр изучаемых вопросов, связать проблемы развития этнопедагогики с проблемами развития этноса, более полно рассмотреть структуру народной педагогики. Определенное значение имеет герменевтический метод, позволивший раскрыть смысл и значение элементов этнопедагогики.

В связи с этим был разработан следующий подход к изучению украиноязычной национальной школы: изучение генезиса становления национальной школы, поиск противоречий, обусловивших ее развитие, рассмотрение борьбы по ликвидации неграмотности среди национальных меньшинств, реализация программы культурной революции, как основного источника развития украиноязычной национальной школы.

Анализ предпринятых мероприятий по становлению национальной школы на Кубани, позволил сделать вывод о том, что достигнутые результаты к 1931 году и успехи в деле образования народов, населяющих Кубань, были довольно внушительными, и в обществе формировалась эффективно прогрессивная модель национальной школы. Однако, в результате национальной политики, начатой в конце 20-х годов, общество, перейдя к тоталитарным принципам руководства, реализовало формально-бюрократическую модель образования, и практически ликвидировало национальную школу у сорока этносов в России, в том числе у национальных меньшинств, населяющих регион.

Согласно большевистской национальной политике признавать и поддерживать национальность в других народах, преимущественно малых, началась с кампании "украинизации" Кубани, через силовое и искусственное насаждение украинского языка. Насильственная "украинизация" закончилась тем, чем только может обернуться всякое насилие над естественным ходом жизни: духовным и общим ее расстройством, тем, что кубанцы остались, по сути, без определения национальной принадлежности (паспортно-документальной) и родного (украинского) языка.

Проведенное исследование позволило рассмотреть, как решалась проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышение методологической и методической культуры всего педагогического корпуса. Эти задачи успешно решались в регионе в 20-30-е гг., но не утратили своей остроты и актуальности в настоящее время. Реализация программы культурной революции на Кубани требовала постоянного мониторинга общественного мнения с тем, чтобы комитеты по образованию руководствовались знанием конкретных ситуаций, могли ввести законодательные постановления.

Исследование историко-педагогического материала в фондах Государственного архива Краснодарского края позволило рассмотреть вопросы проектирования, развития и корректировки образовательно-воспитательного процесс, а также воспроизвести традиционные нормы и ценности образования и воспитания детей украинской национальности. Это позволило выделить следующие этапы развития украиноязычной национальной школы:

Обращение к анализу проблем национального образования с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования моделей образования.

В проведенном нами исследовании решены поставленные во введении задачи: выявлены ведущие тенденции и социально-педагогические условия развития украиноязычной школы и, в связи с этим выявить общие и специфические черты культурно - просветительской работы среди национальных меньшинств и становления национальных украинских школ в регионе в 20-е гг. на Кубани, определить тенденции и динамику процесса украинизации школ на Кубани в период 1921-1932 гг.; Предпринятый анализ позволил сделать вывод о том, что достигнутые результаты в деле образования и воспитания украиноязычного населения, были внушительными, в обществе формировалась прогрессивная модель национальной школы. Однако в результате продолжения новой национальной политики, начатой в тридцатые годы, общество, перейдя к тоталитарным принципам руководства, реализовало формально-бюрократическую модель образования и практически ликвидировало национальную школу у сорока этносов в России.

Исследуя деятельность органов руководства образовательной и культурно - просветительской политики в Кубанском регионе по проблемам обеспеченности педагогическими кадрами и контроля за учебно-воспитательным процессом в украинских школах в исследуемый период, нами выявлено, что, именно в этот период, особенно получили развитие структуры методической службы, созданные в первые годы работы комитетов национальных меньшинств. Становлению и развитию национальных школ на Кубани способствовали учительские съезды, различные союзы и общества, институт учителей-инструкторов, система летних курсов по подготовке учителей для украинских школ, а также специально созданные педагогические техникумы и украинские отделения в Краснодарском педагогическом институте. Плановость и всеобщий охват учителей активными формами подготовки стали основой для создания институтов усовершенствования. Изданы первые нормативные документы и учебники для украиноязычных школ.

Изучение исторического опыта существования национального образования в исследуемый период показывает, что для решения проблем национальных институтов образования необходимо, чтобы не только школа сообразовывала свою деятельность с общественными институциями, но и партии, социальные и религиозные движения были призваны педагогизироваться, проникнуться осознанием всей ответственности за формирование и сохранение смысла жизни этноса, взаимодействовать с учреждениями образования. Именно тоталитарные принципы руководства государственными структурными подразделениями послужили основной причиной реорганизации украиноязычного образования на Кубани.

История региона поистине является наглядным примером и указанием на то, как тесно и нерасторжимо связаны русский и украинский языки и, что всякое их насильственное расторжение не обходится без ничем не оправданной утраты в равной мере для языков и культур обоих народов. Языковая ситуация на Кубани лишь с большей наглядностью и определенностью обнажило то, что происходило по всей России - лишение народа своей культуры через изымание его языка, лишение той духовной основы, без которой народы остаются беззащитными. Как понятно, происходит это не в силу каких-то недоразумений или нежелания людей жить цивилизованно, то есть в согласии со своей, а не чьей-то природой, вовсе не из-за того, что люди якобы сами себе добра не желают. Ведь, по сути, в мгновение ока, вопреки воле людей и их сопротивлению национальная культура украиноязычного населения на Кубани оказалась подавленной.

Перепись населения 1926 года свидетельствовала о том, что в Черноморской области Краснодарского края, что процент украинского населения был до 54,1%, в 1933 году после репрессий и террора на Кубани (Занесение станиц на Черные доски) украинское население было записано русским. С этого времени население, имеющее украинские корни считает себя русским. При очередном обмене паспортов в 1979 году в графе "национальность" можно было изменить запись о смене национальности с "русского" на "украинца", но только с разрешения Верховного Совета Украинской Советской Социалистической Республики. Президиум Верховного Совета УССР разрешал смену национальности только в тех случаях, если родители были украинской национальности. При очередном обмене паспортов в 2000-2004 гг. графы "национальность" в паспорте нет.)

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алдакимова, Ольга Викторовна, 2004 год

1. Аврамовский A.A. Станичные и поселковые школы Оренбургского казачьего войска в X1. в.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск. 1998.

2. Армавирский краеведческий музей. О.Ф. 4038. Единая трудовая школа. Положение о Единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республике. Екатеринодар. Нарком Кубано-Черноморского Отдела Народного Образования. 1918.

3. АКМ. О.Ф. 4038. К Новому учебному году. // Замураев. Армавир: За комбинат. 1930.

4. АКМ. О.Ф. 4071. Стенографический отчет V-ro пленума Северо-Кавказкого краевого исполнительного комитета. Ростов н/Д. Севкрайиспол-ком., 1926.

5. АКМ. О.Ф. 4072., Отчет за время с 1-го Октября 1924 г. по 1-ое Октября 1925 г. Армавир. Гостипография. 1926.

6. АКМ. Ф. 22305. Примерный учебный план Единой трудовой школы. Армавир. Гостипография. 1921.

7. Архивный Отдел администрации города Армавира. // Отклики Кавказа. 1917. №90, 134, 135.

8. АОАА. Ф.2.-Оп.-1.,д.105. с.22.

9. АОАА. Ф.2. Оп. - 1., д. 105. с.23.

10. АОАА. Ф.2. Оп. - 1., д.105. с.25. U. АОАА. Ф.2. - Оп. 1. д.105. с.21.

11. Бардадым ВН. Этюды об Екатеринодаре. Краснодар. 1992.

12. Барсенков A.C., Вдовин А.И., Корецкий В.А. Русский вопрос в национальной политике. XX век. М., 1993.

13. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1999.

14. Бобков В.А. Проблема классного руководства в истории советской школы и педагогики (1917-1931 гг.): Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1977.

15. Бондарь B.B. Войсковой город Екатеринодар 1793 1867 гг. Историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений Российской империи. - Краснодар. 2000.

16. Бондаренко В.М. Летняя работа сельских опытных школ Наркомпроса РСФСР (1918-1932 гг): дис. . канд. пед. наук. М. 1970.

17. Будет ли существовать Россия. // О России и русской философской культуре. М., 1990.

18. Бюллетень Сев.-Кав. краев, совета народного просвещения.1930. № 4.С.13-14.

19. Бюллетень Северо-Кавказского крайсовнарпроса. 1931. № 14. С.23.

20. Ваганян В.А. Не согласен ни с одним из моих оппонентов. М., 1927. С.35.

21. Ваганян В.А. О национальной культуре. М., 1927.

22. Ваганян В.А. О национальной культуре. М., 1927.

23. Вахтеров В.П. Всеобщее обучение. М., 1901.

24. Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи (формирование традиционного состава населения). Армавир. 1995.

25. Виноградов В.Б. Страницы истории Средней Кубани. Армавир. 1993.

26. Волобуева H.A. Становление всеобщего начального образования на Кубани в период с 1917 по 1931 годы. Дис. канд. пед. наук. Сочи. 2002.

27. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Т. V, М., 1928, С. 252-255, Табл. X.

28. В станицах создать большевистские, урожайные колхозы.//"Красное знамя". Краснодар. 1926. 30 апреля.

29. Галин С.А. В.И.Ленин о культурной революции. М.: Политиздат. 1980.

30. Галъцев В.Г. Социально-экономическое и культурное развитие народов Северного Кавказа. // Вопросы истории. 1954. № 10.

31. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладнуюфилософию. -М.: Школа-Пресс, 1995.

32. Гессен С.И. Судьба коммунистического идеала образования. // Новый град. Париж, 1933. №-6.

33. Государственный архив Краснодарского Края. Р-5. — Оп. 1. Д. 210. С. 1-16. щ 35. ГАКК. Р.-96, Оп.-1, Отд. Хр. 453, Л.-41-42.

34. ГАКК- Ф. р.-365. Оп.1. Д.642. Л.28.

35. ГАКК.- Ф.р. 365. Оп. 1. Д. 573.Л. 2.

36. ГАКК. Ф.р. -365. Оп.1. Д. 573. Л. 1.

37. ГАКК Р.-365, Оп.1, Д.588, Л.5.

38. ГАКК. Ф.Р. 890. - Оп. 1. - Д. 255.• 41. ГАКК. Ф.р. - 365. - Оп. 1. - Д. 577, - Л. 48.

39. ГАКК Ф.р. 158.-Оп. 1.-Д.6. Л.92.

40. ГАКК. Ф.р.- 365, - Оп. 1, - Д. 588, - Л.8.

41. ГАКК. Р. 365. Оп.1., Д.573. Л. 123.

42. ГАКК- Ф.р.- 365, Оп. 1. Д. 588.Л. 16.

43. ГАКК. Ф.р. 365. - Оп.1. - Д. 573, Л. 7.

44. ГАКК. Ф.р. 365.- Оп. 1. - Д. 572, - Л. 1. от 5.04.21.

45. ГАКК-Ф.р. 365.Оп. 1.Д. 577. Л. 1.

46. ГАКК. Ф.р. 890.-Оп. 1.-Д. 118, - Л. 448, Л. 454.

47. ГАКК. Ф.р. 890.-Оп. 1.-Д. 13.-Л. 38,39.

48. ГАКК. Ф.р.-365. Оп.1 - Д. 573. Л.З.

49. ГАКК. Р. 365.,Оп.1.,Д.573, Л.9.от 24.10.1921.

50. ГАКК. Ф.р. 365,Оп. 1. - Д.624.Л. 27. Щ 54. ГАКК- Ф.р. 365. Оп. 1. Д. 577.Л. 11.

51. ГАКК. Ф.р. 365.- Оп. 1. Д. 57. Л. 50.

52. ГАКК. Ф.р. 365.- Оп. 1. Д. 577. - Л. 5. 22.11.1921.

53. ГАКК-Ф. Р-5. Оп. 2. - Д. 66. Л. 11-13.

54. ГАКК. Ф. 5.-Оп.-1. - Д.321.- Л.7.

55. ГАКК И Красное знамя, 21.07.28. №167 (2463). Совещание по вопросу Украинизации Кубани.

56. ГАКК. И Красное знамя. 29.07.1928. № 17 (2470).

57. ГАКК. Ф. - 1998. - Оп. 1. Ед. хр. 599. - Л. 272, 273.

58. ГАКК Политика Советской власти по национальным делам. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1572. Л. 34.

59. ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. - Спр. 4597. Арх. 28, С. 2-3.

60. ГАКК. Циркуляр НКП №18 от.30/УШ-27г.

61. Государственный архив Российской Федерации Ф. 3316. Оп. 22. - Д. 966. - Л. 33

62. ГАРФ. Ф. 1336. Оп. 22. - Д.964. - Л. 10.

63. ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 128. - Д.6. - Л. 114-115. 68 .ГАРФ. Ф. 1235.-Оп. 125. - Д.118. - Л. 18.

64. ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 22. - Д.98. - Л. 2.

65. ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 22. - Д. 966. - Л. 38.

66. ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 22. - Д. 965. - Л. 60.

67. Государственный архив Тамбовской области. Ф. Р 321. Оп.1. Д. 130. Л.4

68. Голод 1932-1933 годов на Украине. Киев, 1990.

69. Горлова И.И., Лях В.И., Манаенков А.И. Культура Кубанских станиц (1794-1917 гг.) Краснодар, 1993.

70. Григорьева А.Н. Традиционное воспитание и школа казаков Северного Кавказа. Исторический аспект, современные проблемы: Дис. . канд. пед. наук. Пятигорск. 1999.

71. Губогло М.Н. Национальные группы в СССР // Коммунист. 1989. № 10.

72. Гулъченко Н.И. Роль армянской общины в общественной жизни Армавира середины XIX начала XX вв. // Историко-археологический альманах. Вып. 6. - Армавир. 2000.

73. Державный архив Луганской Области. Р. 401, Оп. 19. Л. 9.

74. ДАЛО. Р.850, Оп. 7. Л. 4, 7.

75. Декреты Советской власти. Т. 1 М., 1957.81 .Демидов В. А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. 1917-1923 гг. -Новосибирск, 1983.

76. Демидов В.А., Познанский B.C. Народы Сибири на путях интернационализма. Новосибирск, 1990.

77. Десятый съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1963;

78. Екатеринодар-Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях. Материалы к Летописи. Краснодар: Кн. изд-во, 1993.

79. Иванов Е.М. Армавир мой город родной. Записки краеведа. - Армавир. 1996.

80. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). -М., 1994.

81. История народов Северного Кавказа, (конец XVIII-1917 г). М., 1988.

82. История Кубани XX век: Очерки. Под ред. А.М.Авраменко, А.В.Баранов, Ю.А.Болдырев. Краснодар. 1998.

83. Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в Х1Х-ХХ веках. Этно статистическое исследование. СПб., 1996.

84. Казачий словарь-справочник. Т.З: РАА - Ятовь/ Сост. Г.В. Губарев. Ред.-изд. А.И.Скрылов. - Репринт. Воспроизведение изд. 1969. - М.: ТО "Созидание", 1992.

85. Карапетян JI.M. Малочисленные народы и национальные меньшинства. // Этнополис. 1993. № 1.

86. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2.-М. 1983.

87. Красовицкая Т.Ю. Государственные органы руководства просвещения национальностей РСФСР (1917-1922)., Дис. канд. пед. наук: М., 1976.

88. Крупская Н.К. Основы политпросветработы. Собр. Соч. Т. 7. М. 1959.

89. Крупская Н.К. Собр. Соч. Т. 2. М., 1959.

90. Крупская Н.К. О национальной и интернациональной культуре. Просвещение национальных меньшинств в РСФСР. М., 1928.

91. К подготовке школы I ступени к новому учебному году. II Сборник руководящих материалов: Краснодар, 1928, №6.

92. Ктиторов Н.С. История Армавира (досоветский период 1839-1918), -Армавир. 2002.

93. Кубань: 1920-е годы J Сборник научных трудов. Краснодар. 1996.

94. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. Краснодар. 1967.

95. Кубанский холокост. Трагедия станицы Полтавской. Кубань земля казачья. // Родная Кубань. Литературно-исторический журнал "Кубанские новости". № 3. 2002.

96. Кузнецов А.И. Малые народы и национальные меньшинства // Расы и народы. Вып. 11.- М., 1981.

97. Культурное строительство в РСФСР. 1917 1927 гг. В 2 х частях. -М., 1983.

98. Культработа среди нацменов. II "Трудовой путь", г. Армавир, 23 октября, 1924 года.

99. Кульчицкий (Мазовецкий) К. Автономия и федерация в современных конституционных государствах. М., 1907.

100. Куценко И.Я. Культурное строительство на Кубани (1921-1925гг). Ав-тореф. Дис. канд. ист. наук. Ростов н/Д., 1963.

101. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высш. Шк., 1991.

102. Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. Полн. собр. соч. Т.31.

103. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч. Т.24.

104. Ленин В.И. Нужен ли обязательный государственный язык? Полн. собр. соч. Т.24.

105. Ленин В.И. О культурно-национальной автономии. Полн. собр. соч. Т.24.

106. Ленин В.И. О праве нации на самоопределение. Полн. собр. соч. Т. 25.

107. Ленин В.И. Национальный состав учащихся в русской школе. Поли, собр. соч. Т.24.

108. Лукманова Х.Х. Осуществление всеобщего начального обучения в Башкирии (1917-193 6 гг.) Дис. . канд. пед. наук. Казань., 1975.

109. Луначарский A.B. Десятилетие революции и культура. М., 1927.

110. Луначарский A.B. Ленин и народное образование. М., 1960.

111. Луначарский A.B. Марксизм и религия. М., 1971.

112. Макарова Г.П. Народный комиссариат по делам национальностей. 1917-1923 гг. -М, 1987.

113. Малиновский Л.В Национальные меньшинства: теория и практика. // Коммунист. 1990. № 10.

114. Малиновский Л.В. Немецкая деревня в Сибири в период социалистического строительства. 1925 1930 гг. Автореф. Дис. . канд. ист. наук. -Томск. - 1967.

115. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 42.

116. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе. Дис. д-ра пед. наук: Барнаул. 1999.

117. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. Т. 2.

118. Нам И.В. Национальные меньшинства в Сибири в период борьбы за победу Советской власти (март 1917 середина 1918 гг.). Автореф. Дис. . канд. ист. наук. Томск, 1982.

119. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. М., "Педагогика", 1974.

120. Народное просвещение в РСФСР к 1925-1926 учебному году. Отчет РСФСР за 1924-1925-1926 гг.

121. На что следует обратить внимание. II Кубанская школа. Общественно-педагогический журнал. Екатеринодар., № 4, 1915.

122. Население и хозяйство Кубанского округа: Стат. Сб. 1924-1926 гг./ под ред. В.И.Смирновского. Т.2. Краснодар, 1928.

123. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.). Екатерино дар-Красно дар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях. Материалы к летописи. Краснодар: Кн. изд-во. 1993.

124. Отчет о прохождении учительской конференции некоторых округов Кубанской области. // Вопросы просвещения. Ростов н/Д. - 1926. - № 3-4.

125. О работе по комплексным программам в советских трудовых школах. II Вопросы просвещения. Северо-Кавказское КрайОНО. Ростов н/Д. - 1926. № 2.

126. О недостатках в деле украинизации Кубани.//Еженедельник, №36, 1927 г.

127. О подготовке учительских кадров для укринизированных школ. II Всеобщее образование. М., 1990. - № 2.

128. О родном языке населения Кубани./знамя. Ростов-на-Дону, 1926.-18 сентября.

129. Щ 135. Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 года. Краснодар. 1996.

130. Панькин А.Б. Проектирование национально-региональной образовательной системы на основе принципа этнокультурной коннотации: Дис. . д-ра пед. наук: Элиста, 2002.

131. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998.

132. Ф 138. Первые курсы по подготовке учителей в украинские школы. 1917г. //

133. Волны Кубани. Непериодический сборник украинской общины Кубани. -Прага, 1927.

134. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Кубанская область. С.П.6., 1905, Гл. IV.

135. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Кубанская область. Спб., 1905. Т. 10. Гл. VIII.

136. Подосиновикова H.B. Использование педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани XIX- начала XX веков в современной школе. Дис. . канд. пед. наук: Краснодар, 1998.

137. Постановление об увеличении численности учителей для школ национальных меньшинств. И Известия ЦИК Союза ССР, ВЦИК. 1925. - 2 декабря.

138. По страницам истории Кубани (краеведческие очерки). Краснодар, 1993.

139. Протоколы Совещаний наркомов просвещения союзных и автономных республик. 1919-1924 гг. М., 1985.

140. Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. Ч. I. С древнейших времен до 1917 года. Краснодар, 1994.

141. Реформа средней школы и национального воспитания. II Вестник воспитания. 1916. № 3.

142. Русский Ггосударственный архив социально-политической истории -Ф. 64. On. 1. - Д. 249. - Л. 105.

143. Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения. Под ред. Проф. Ратушняка В.Н. Краснодар. "Перспективы образования". 2004.

144. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: изд-во Владос -Пресс, 2003.

145. С любовью к общей Матери-Родине. Генерал Кутепов. // Литературная Россия. 1994. № 1-2.

146. Скрипник H.A. Статьи и выступления. .Т. 1. Харьков, 1931.

147. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989.

148. Сталин И.В. В борьбе за Октябрь. Рига, 1980.

149. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. Собр. соч. Т. 2. М., 1951.

150. Сталин И.В. Национальный вопрос и ленинизм. М., 1953.

151. Степанова Е.Б. Образование и просветительская работа среди нац. меньшинств Томской губернии и округа в 1920-е гг. Дис. канд. пед. наук: -Томск. 1966.

152. Стучка П.И. Ленинизм и национальный вопрос. М., 1926.

153. Съезды Советов РСФСР в постановлениях и резолюциях. М., 1939.

154. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных ССР. Сборник документов 1917-1936 гг. В 3-х т.

155. Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. Граница. 1998.

156. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание 19271939 гг. Документы и материалы: в 5 т. Ноябрь 1929-декабрь 1930. М., 2000. Т.2.

157. Трехбратов Б.А. Северо-Кавказское село в революции 1905-1907 гг. Ростов-н/Д. 1987.

158. Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала XX века. Краснодар. 2000.

159. Тузмухамедов P.A. Национальные меньшинства под защитой международного права. //Государство и право. 1996. № 2.

160. Украинизация и политико-образовательная работа на Кубани. II Новым путем.— 1927.— №2.

161. Украинизация и делопроизводство Кубани. II Еженедельник Народного Комиссариата просвещения РСФСР. 1925. № 9.

162. Украинский национальный конгресс в Киеве 6-8 апреля 1917 года. II "Печатник", Екатеринодар, 1917.

163. Ушинский К.Д. Собр. соч., Т.З. M., 1984.

164. Ушинский К.Д. Что сделано в России для народного образования? Собр. соч., Т.2.-М., 1984.

165. Участие рабочих в колхозном строительстве и украинизации Кубан-щины. II Украинский исторический журнал. 1989. - № 87.

166. Хрестоматия по истории Кубани. Документы и материалы. Ч. I. -Краснодар, 1975.

167. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России./ Сост. и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. М., 1986.

168. Черкизьянова И. В. Немецкие национальные школы в Сибири, конец XIX века-1938 г. Дис. канд. ист. наук. Омск, 1998.

169. Шаумян С.Г. Национально-культурная автономия. М.,1959.

170. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. Екатери-нодар, 1913.

171. Шпрингер Р. Национальная проблема: Борьба национальностей в Австрии. СПб., 1999.

172. Штукерт А.Н. Педагогическое образование в системе национальных немецких школ Поволжья, дис. канд. пед. наук. Саратов, 1998.

173. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до 1917 года. Краснодар, 1997.

174. Этнокультурные проблемы Северного Кавказа: социально-исторический аспект // Под ред. д-ра ист. наук, проф. А.И. Шаповалова. -Армавир: Издательство АГПИ, 2001.

175. Этнос, язык, культура: проблемы социальной и культурной антропологии. Материалы второй Всероссийской научной конференции 14-15 сентября 2000 г. Выпуск 2. Славянск-на-Кубани, 2000.

176. Этнос, язык, культура: культурные смыслы в народном языке и художественных текстах. Материалы четвертой Всероссийской научной конференции 28-30 июня. Выпуск 4. Славянск-на Кубани, 2002.

177. Абгбуллаева Е. Гаспринського у розвиток нацюнально'1 ocbîth навчання кримськотатарського народу. // Вшьна Украшська школа. 1999. № 9.

178. Готування вчительских Kadpie. II Всесвгг. 1990. - № 2.186. 1ванис В. Боротьба Кубаш за незалежшсть . Кшв. 2000.

179. Козак Мамай. Упорядники: В.В. СХгпф1ренко, В.К.Чумаченко. Навчаль-ний пос1бник-хрестомат1я з yKpaÏHCKoi Л1тератури. Кшв-Донецьк-Краснодар, 1998.

180. Павлюк А. II "Новим шляхом". Украшський громадсько-педагопчний журнал. Краснодар, 1930.

181. Сергтчук В. Украшизащя Pocii. Полгтичне ошуканство украшщв росшською бхльшовицькою владою в 1923-1932 роках. Украшська видавнича спшка. Кшв, 2000.

182. Лола M. II "Новим шляхом". Масова робота коло укршшзацп в районах, що украпшуються. Краснодар, 1930.

183. Березт M. II "Новим шляхом". Участь робггниюв у колоспному бувдвництв1 й укршшзащя райошв кубанщини. Краснодар, 1930.

184. Соколов Л.//"Новим шляхом". На що треба звернути увагу. Краснодар, 1930.

185. Павлюк Г. II "Новим шляхом". Недолши в робот1 осв1тян коло колектив1заци. Краснодар, 1930.

186. Украшська читанка. Наше слово. Частина II. Кшв, 1918.

187. Xewii Кубани // Неперюдичний зб1рник громади украшщв з Кубаш. -Прага, 1927.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.