Учение о добре и зле в философии Н. А. Бердяева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Плетнева, Наталья Викторовна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат философских наук Плетнева, Наталья Викторовна
Введение.С. 3-11.
Гл. I. Смысл этического в философии Н.А.Бердяева.С. 12-59.
§ 1. Место этики в философии Н.А.Бердяева.С. 13-45.
1.1.1. Нравственно-философские построения 1899 - 1904 гг.С. 15-22.
1.1.2. Концептуализация смысла этического в 1904 - 1920-х гг. . С. 23-30.
1.1.3. Место этики в философии зрелого Н.А.Бердяева.С. 30-45.
§ 2. Сущность сверх-морализма Н.А.Бердяева.С. 45-59.
Гл. II. Теоретическое и нормативно-этическое содержание добра и зла в философии Н.А.Бердяева.С. 60-108.
§ 3. Постановка и решение Н.А.Бердяевым проблемы добра и зла.С. 61-91.
2.3.1. Философские предпосылки теоретизации Н.А.Бердяевым добра и зла, эволюция его представлений о добре и зле.С. 61 -67.
2.3.2. Критика формально-логической структуры морали в философии зрелого Н.А.Бердяева.С. 67-82.
2.3.3. Определения добра и зла в философии зрелого Н.А.Бердяева.С. 82-88.
2.3.4. Проблема определения нравственной ценности поступка в контексте постановки и решения Н.А.Бердяевым проблемы добра и зла.С. 88-91.
§ 4. Характер добра и зла в основополагающих типах этики, представленных в философии Н.А.Бердяева.С. 91 -108.
2.4.1. Ценностно-императивное содержание добра и зла в «этике закона».С. 91-98.
2.4.2. «Изживание» добра и зла как дихотомии ценностного сознания в «этике искупления» и «этике творчества».С. 98-108.
Гл. III. Конкретные вопросы нравственной жизни.С. 109-158.
§ 5. Особенности «конкретных вопросов этики» в философии
Н.А.Бердяева.С. 110-127.
§ 6. Объективированное зло - война как насилие.С. 127-145.
§ 7. Самоубийство как предельное выражение зла.С. 145-158.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Нравственно-религиозное учение Л.Н.Толстого: теоретическое содержание и нормативный смысл2011 год, доктор философских наук Гельфонд, Мария Львовна
Идея гуманизма и традиции русской этической мысли1999 год, доктор философских наук Желобов, Андрей Петрович
Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века2001 год, кандидат философских наук Булгакова, Ирина Яковлевна
Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли2007 год, кандидат философских наук Лямцев, Евгений Владимирович
Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза2008 год, доктор философских наук Симонова, Светлана Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение о добре и зле в философии Н. А. Бердяева»
Проблема добра и зла является одной из центральных для этики. Эти категории занимают важное место среди основных универсалий культуры: в них выражаются представления о собственно человеческом бытии, через них человек определяется в своем существовании. Как философия, так и религия усматривают в различении добра и зла корень человеческого духа. Проблематика добра и зла была принципиальной и для Н.А.Бердяева; она проходит почти через все его творчество.
В европейской мысли добро и зло определяются, как правило, через соотношение с идеалом, с общим и универсальным стандартом. Вместе с тем, и само добро выражает этот стандарт, что заставляет задуматься о природе и содержании данного стандарта, особенностях соотношения с ним понятий добра и зла. Учение Бердяева о добре и зле является оригинальным по сравнению с классическими для этики представлениями о них. Он подверг в нем сомнению идею безусловности и абсолютной ценности добра, показав добро как непременно определенное ко злу. Бердяев не случайно называл свою этику «парадоксальной»: в качестве начала, которому призвана противодействовать мораль, им было указано не только зло, но и добро, а человек представлен как существо, виновное не только в зле, но и в добре. Он рассматривал вопрос о действительном содержании добра и зла как один из основополагающих для понимания человеческого существования, которое раскрывается в своей подлинности «по ту сторону добра и зла» как свобода, творчество и любовь. Осмысливая метафизику добра и зла, Бердяев поставил вопрос о реальности добра и зла не только как ценностных представлений, но и онтологических сил.
Значимость темы, выбранной для данного исследования, определяется важностью проблемы добра и зла, в обсуждение которой в XX веке Бердяев внес заметный вклад.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является целостная реконструкция и анализ учения Бердяева о добре и зле. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:
- комплексный анализ произведений Бердяева для выявления положений, предметом которых служат добро и зло;
- реконструкция проблематики добра и зла в философии Бердяева;
- анализ развития взглядов Бердяева на проблему добра и зла в контексте эволюции его философского мировоззрения;
- определение понятий «добро» и «зло» в философии Бердяева и обоснование их содержания;
- выявление места и роли учения о добре и зле в философии Бердяева;
- теоретический и нормативно-этический анализ представленных в произведениях Бердяева типов нравственного сознания: «этики закона», «этики искупления» и «этики творчества», определение места и сущности проблематики добра и зла в каждой из них;
- нормативно-этический анализ конкретных вопросов нравственной и политической жизни (на материале учений о войне и самоубийстве) в контексте постановки и решения Бердяевым проблемы добра и зла.
Состояние исследовании по основной проблематике работы. В отечественной литературе нет специальных исследований, посвященных учению Бердяева о добре и зле. Более того, и в целом его этика еще не стала предметом продуктивного систематического анализа. Тем не менее, в нашей литературе можно выделить ряд работ, в которых уделено внимание этике Бердяева и его подходу к проблеме добра и зла. Важное значение для осмысления его учения о добре и зле имеет статья В.Н.Назарова, посвященная работе Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»; в ней «принцип сомнения в изначальности и беспроблемности добра» положен в основу систематизации его этики1. Необходимо упомянуть работу О.В.Вишняковой «Этика Бердяева», предпринявшей едва ли не первую в отечественной литературе попытку в рамках монографического исследования систематически представить этику Бердяева, что, однако, осуществлено как «следование мыслям» Бердяева и их рубрикация без какой бы то ни было концептуализации . В работе И.Д.Добродеевой «"Новая этика" Н.Бердяева» проанализированы религиозно-нравственные основы «трех этик» Бердяева, добро и зло в его философии представлены как воплощение метафизического раскола в человеческом духе . П.П.Гайденко в своих исследованиях пришла к заключению о нравственной несостоятельности «новой этики» Бердяева, в рамках которой отвергается принцип различения добра и зла, лежащий в основе этических учений4. В.П.Шкоринов в работе «Этический иррационализм Н.Бердяева» проанализировал эволюцию его миросозерцания и сделал вывод о том, что он выработал оригинальную этико-философскую концепцию, являющуюся по своей внутренней логике экзистенциалистской5.
Отдельно надо назвать работы русских философов - современников Бердяева, его соратников и оппонентов. Существенную помощь в анализе философии Бердяева оказывает В.В.Зеньковский; в его «Истории русской философии» Бердяеву посвящен отдельный раздел; в нем Зеньковский специально указал на этическую ориентированность философии Бердяева и на ее противоречивость, вызванную «презрением» к реальному миру и повлекшую дуализм в моральных
1 Назаров В.Н. «О назначении человека: Опыт парадоксальной этики» //' Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. С. 331-332.
2 Вишнякова О.В. Этика Бердяева. - М.: Гардарики, 2000. См. также: Вишнякова О.В. Концептуальна ли этика Бердяева? // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1993. № 1. С. 94-95. Добродеева И.Ю. «Новая этика» Н.Бердяева // Этос религиозного опыта / Т.Б.Любимова, А.Н.Лазарева, Д.Н.Казаков и др.; Отв. ред. И.Н.Михеева. - М.: ИФРАН, 1998. С. 56-67.
4 Гайденко П.П. Мистический революционаризм Н.А.Бердяева И Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. С. 10. См. также об этом: Гайденко П.П. Проблема свободы в экзистенциальной философии Н.А.Бердяева // Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1995. С. 448-467.
5 Шкоринов В.П. Этический иррационализм Н.Бердяева II Очерки истории русской этической мысли. - М,: Наука, 1976. С. 357. Об экзистенциализме Н.А.Бердяева см. также: Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. - М.: МГУ, 1976, а также вышеназванные работы П.П.Гайденко. построениях Бердяева1. Систематически реконструировав миросозерцание Бердяева, Н.О.Лосский пришел к заключению, что «величайшая заслуга» его состоит в том, что он показал, «как мало добра в нашей добродетели»2. Заслуживают внимания и статья Г.П.Федотова «Бердяев-мыслитель», где утверждается цельность «метафизического миросозерцания» Бердяева, обусловленная его основной жизненной интуицией - «острым ощущением царящего в мире зла»3, а также отзыв иером. Иоанна (Шаховского) на книгу «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», в котором этика Бердяева концептуализируется через идею творчества4. Представляет интерес реконструкция системы философских воззрений Бердяева Ф.А.Степуном, который в качестве основы его миросозерцания выделил понятия Бога, свободы и зла5. В предисловии П.Б.Струве к книге Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском» дан продуктивный анализ воззрений молодого Бердяева, в результате чего показана необходимость метафизического обоснования его этики6.
Теоретические источники диссертационного исследования. Осмыслению морали как таковой и разработке методологической и проблемной базы настоящей диссертации способствовали такие, оказавшие влияние на позицию автора, фундаментальные исследования, как «Идея морали и базовые нормативно-этические программы» Р.Г.Апресяна, где формулируется идея морали как системы ценностей, ориентирующих человека на духовно возвышенный идеал человеческого единения7, а также ряд его статей в энциклопедическом
1 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. Г. 2. С. 355, 344,347 и др.
2 Лосский НО. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991. С. 288. См. также: Лосский И.О. Мысли Н.А.Бердяева о назначении человека // Н.А.Бердяев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. С. 460^67.
3 Федотов Г.П. Бердяев-мыслитель // Н.А.Бердяев: pro et contra. Кн. 1. С. 437.
4 Иером, Иоанн (Шаховской). О назначении человека и путях философа // Там же. С. 367 379.
5 Степун Ф.А. Учение Николая Бердяева о познании // Там же. С. 491.
6 Струве П.Б. Предисловие к книге Н.А.Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском» // Бердяев H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском. - М.: Канон +, 1999. С. 5-78.
7 Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М. ИФРАН, 1995. словаре «Этика»1; монография О.Г.Дробницкого «Понятие морали. Историко-критический очерк», в которой на основе историко-этического и философски-критического осмысления различных теорий морали дано ее определение как способа нормативной регуляции и раскрыты механизмы ее функционирования (существенную помощь в реализации цели и задач настоящего исследования оказал раздел данной монографии «Экзистенциалистское понимание "подлинной" нравственности»2); ряд работ А.А.Гусейнова, в которых заостряется внимание на проблеме необходимости и способности человеческого разума определить абсолютные основания морали, задается новая парадигма понимания роли философии и этики в структуре взаимоотношений человека и мира3; работы Л.В.Максимова, способствующие осознанию методологической недопустимости смешения процедур объяснения и обоснования при любых этико-философских построениях4.
Основные источники диссертационного исследования. Исследование осуществлено на основе анализа всего многообразия работ Бердяева, которые целесообразно сгруппировать в соответствии с основными этапами его творческой биографии.
Первый этап (1899—1904 гг.) творчества Бердяева как время определения философских приоритетов отразился в книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском», таких статьях, как «А.Ф.Ланге и критическая философия», «Борьба за идеализм», «К философии трагедии. Морис Меттерлинк», «Этическая проблема в свете философского идеализма».
1 См. Этика: Энциклопедический словарь. Статьи «Мораль», «Добро» и др.
1 Дробнищий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк // Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г.Апресян. - М.: Гардарики, 2002. Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема // Мораль и рациональность. - М.: ИФРАН. 1995. С. 4863; Гусейнов А.А. Мораль и разум // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. -СПб.: РХГИ, 1999. С. 126-141; Гусейнов А.А. Философия как этика (Опыт интерпретации Ницше) // Фридрих Ницше и философия в России: Сборник статей. - СПб.: РХГИ, 1999. С. 159-178.
4 Максимов Л.В. Аргументация и обоснование в моральном рассуждении // Мораль и рациональность. С. 22-32; Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. - М.: Философское общество СССР, 1991.
Второй этап (1904-1920-е гг.) ознаменовался началом разработки Бердяевым «творческого понимания христианства», что выразилось в появлении статей: «О новом русском идеализме», «Трагедия и обыденность», «О новом религиозном сознании», книг: «Новое религиозное сознание и общественность», «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Судьба России», «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», сборника «Духовный кризис интеллигенции».
Третий этап (1920-е-1948 г.) - этап окончательной выработки философского миросозерцания Бердяева, углубления концепции связан с появлением статьи «Кошмар злого добра (О книге И.Ильина «О сопротивлении злу силою»), книг: «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения», «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности», «О рабстве и свободе человека. Опыт персона-листической философии», «Самопознание (опыт философской автобиографии)», «Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого», «Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация)», «Царство Духа и царство Кесаря», сборника «На пороге новой эпохи».
К отдельному блоку источников следует отнести произведения Ф.Ницше, прежде всего такие, как «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» и «К генеалогии морали. Полемическое сочинение». Без их анализа была бы затруднена разработка проблематики сверх-морализма, как особой характеристики постановки и решения проблем нравственной жизни в философии Бердяева.
Методологические установки исследования. Для реализации названных щ цели и задач предприняты следующие шаги.
Во-первых, учение Бердяева о добре и зле проанализировано на основе тщательного изучения его работ, посвященных как проблемам этики, так и иным философским проблемам.
Во-вторых, реконструкция проблематики добра и зла произведена в контексте целостного философского мировоззрения Бердяева и выделения его ключевых характеристик.
Рассуждения Бердяева, обладающие внутренней цельностью и согласованностью (что, в частности, показывает и настоящее диссертационное исследование), систематизированы, упорядочены в исследовании в формальном плане. Отсутствие внешней систематичности философии Бердяева связано с его представлением о предмете своих исследований как цельной жизни Духа, Свободы-экзистенции. Необходимость указанных действий обусловлена также парадоксальностью и афористичностью философии Бердяева, что выступает, по его убеждению, как форма его философии, необходимо предполагаемая содержанием. В этой связи следует обратить внимание на характеристику им своей философии, существенную для понимания его этического учения. Согласно этой характеристике, в его философии «есть противоречия, которые вызываются самим ее существом и которые не могут и не должны быть устранены»'.Значительная смысловая нагрузка, которую несет в себе каждый афоризм, парадокс философии Бердяева, вызывает необходимость тщательного анализа всех смысловых пластов этих афоризмов и парадоксов, в связи с чем в различных частях настоящего диссертационного исследования приводятся порой одни и те же высказывания Бердяева, но каждый раз предпринимается их осмысление в новом контексте, в ином ракурсе.
Попытка систематизации философии Бердяева не должна рассматриваться как стремление сгладить ее «недостатки». Методологические процедуры, осу
1 Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Междунар. отношения, 1990. С. ществленные в настоящем диссертационном исследовании - выявление в философии Бердяева причинно-следственных связей и логических соответствий, могут применяться к философии Бердяева в качестве одной из познавательных моделей.
Одним из методологических шагов, предпринятых в данном исследовании, является также, вследствие всего вышеизложенного, схематизация рассуждений Бердяева как сведение их к простейшим составляющим.
В-третьих, систематизация взглядов Бердяева о добре и зле осуществлена на основе анализа эволюции его мировоззрения.
В-четвертых, место и роль учения о добре и зле в философии Бердяева определено в ходе выяснения особенностей «сверх-морализма» как одной из ключевых установок его философии, что, в свою очередь, было достигнуто благодаря сравнительному анализу концепций Бердяева и Ф.Ницше.
В-пятых, реконструкция теоретического и нормативно-этического содержания проблематики добра и зла осуществлена посредством анализа критики Бердяевым агатологической и деонтологической этики.
В-шестых, на основе философского анализа учения Бердяева о добре и зле предпринят нормативно-этический анализ постановки и решения им таких «конкретных нравственных проблем», как война и самоубийство.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, включающих семь параграфов, Заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Онтологические и методологические основания современной философской этики2011 год, доктор философских наук Надточий, Игорь Олегович
Рецепция нравственного учения И. Канта в русской философии конца XIX - начала XX вв.: историко-философский анализ2013 год, кандидат философских наук Самойлов, Дмитрий Вячеславович
Проблема добра и зла в учении Н.О. Лосского2005 год, кандидат философских наук Цепелева, Надежда Валерьевна
Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии В.С. Соловьева2001 год, кандидат философских наук Явчуновская, Илона Валерьевна
Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции2006 год, доктор философских наук Курабцев, Василий Леонидович
Заключение диссертации по теме «Этика», Плетнева, Наталья Викторовна
Заключение
Подводя итоги исследования, необходимо еще раз подчеркнуть сделанные в ходе предпринятого анализа выводы.
1. Основной интуицией философии Н.А.Бердяева, «остро ощущавшего царящее в мире зло», является, как показано в исследовании, интуиция «ущем-ленности бытия злом».
2. Результатом систематизации и реконструкции положений философии Бердяева, предметом которых являются добро и зло, а также их рационализации является вывод о том, что данные положения обладают внутренним смысловым единством и непротиворечивостью.
3. Анализ теоретического и нормативно-этического содержания понятий добра и зла в философии Бердяева показывает, что добро греховного мира в его миросозерцании осмыслено как во многом «злое».
4. Определения добра и зла в философии Бердяева не являются выражением классической - агатологической и деонтологической - традиции, и его подход к проблеме их определения коррелятивен, на мой взгляд, с философией экзистенциализма и персонализма.
5. Проблематизация Бердяевым феномена самоубийства показывает его как наибольшее зло в мире объективации. Проблему самоубийства следует признать смысловым завершением учения Бердяева о добре и зле.
6. Идея творческого призвания человека, то есть идея необходимости выхода за рамки эмпирических добра и зла как ключевая идея философии Бердяева обосновывается им благодаря осмыслению добра и зла. Представление о небезусловности и неабсолютной ценности добра играет при этом важнейшую роль. Положения философии Бердяева, предметом которых являются добро и зло, необходимо должны быть признаны, вследствие сказанного, теоретическим центром его философии.
7. Опосредованность человеческого сознания дихотомией добра - зла является аксиомой. Как показал Ф.Ницше, любые представления, даже такие как, например, представления о метафизических реальностях или представления гносеологии предопределены указанной бинарностью. В данном случае в виду не имеются представления о, так сказать, «добродетельной» и «недобродетельной» жизни. Речь идет о дихотомиях бытия - небытия, порядка - хаоса, движения - покоя, цели - бесцельности, истины - не-истины и т.д. Поэтому, думается, задавшись целью построить ту или иную систему философского мировоззрения, философ должен прежде всего ответить самому себе на вопрос о том, каковы его представления о добре и зле. Вследствие сказанного первостепенная по значимости роль представлений о добре и зле в миросозерцании любого философа и, в том числе, Бердяева, становится очевидной.
8. Вполне отдавая себе отчет в предопределенности сознания философа и любого другого человека дихотомией добра - зла, Бердяев пытался осмыслить закономерности работы такого сознания и вытекающие из этого намерения, решения, поступки человека. Более того, он задался целью ответить на вопрос о том, что представляют собой добро и зло как таковые. Он показал, что ответ на данный вопрос в рамках сознания, находящегося в своеобразном плену у бинарности, невозможен. Бердяев честно признался - и в этом состоит одна из его главных заслуг, - что суждение о добре и зле с точки зрения добра является неправомерным. Данное положение, являющееся очевидным, как будто бы забывается традиционной этикой, что выглядит по меньшей мере странно. Бердяев показал подлинную подоплеку такого - порой искреннего, а порой злонамеренного - замалчивания, что выразилось в критике им «морали закона».
9. В философии Бердяева содержатся размышления об эмпирических и метафизических добре и зле. И так как человек представлен Бердяевым как основной предмет философии - в силу того, что весь мир измеряется им через человека, - становится очевидным, что проблематизация добра и зла в философии Бердяева распространяется на весь объем его философствования, а философия превращается в оригинальную систему этики.
10. При этом необходимо сделать вывод, согласно которому метафизические представления Бердяева непосредственно повлияли на предпринятую им концептуализацию понятий добра и зла - при условии их исключения из философии Бердяева его осмысление добра и зла вряд ли могло бы быть объяснимым и обоснованным.
11. Философия Бердяева показывает, что разум, находящийся в своеобразном плену у дихотомии «добро - зло», осознал свои границы, задавшись целью ответить на вопрос, что есть добро и зло сами по себе. А фундаментальный
1 ~ анализ противоречии и недостатков морали , провозглашающей своей основной целью победу над злом при помощи разума и никак на протяжении тысячелетий не могущей с ним совладать, предпринятый Бердяевым, показал необходимость выработки принципиально новых актов сознания, которые должны помочь человеку справиться с угрозой его существованию, назревшей сегодня.
Как писал в статье, посвященной Бердяеву, архим. Киприан, «можно вообще не принимать экзистенциально-персоналистского подхода к философии, но нельзя пытаться подчинять его тем требованиям, которые сами по себе ему л противоположны» . Предпринятая рационализация учения Бердяева о добре и зле должна быть поэтому обозначена в качестве неизбежного следования стандартам академической философии, в явном противоречии с которыми находится философия Бердяева как описание живого опыта экзистенции. Закончить исследование хочется словами Л.Шестова, размышлявшего о Бердяеве и фило
1 «На такой уровень обобщения мало кому дано подниматься», - отметил игумен Вениамин (Новик). См. Игумен Вениамин (Новик). Мужество человека, публициста, философа. С. 47. Архим. Киприан. Верующий вольнодумец // Н.А.Бердяев: pro et contra. Кн. 1. С. 447. софии: «По прочтении книги нужно забыть не только все слова, но и все мысли автора и только помнить его лицо»1.
1 Шестов Л. Похвала глупости. По поводу книги Николая Бердяева «Sub specie aeternitatis» / П.А.Бердяев: pro et contra. Кн. 1. С. 180.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Плетнева, Наталья Викторовна, 2003 год
1. Бердяев НА. Борьба за идеализм // Бердяев Н.А. Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.). - -Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907. - 5-34.
2. Бердяев Н.А. Два типа миросозерцания (По поводу книги Л.Франка «Предмет знания») // Вопросы философии и психологии. -М. : Типо-литогр. Т-ваИ.Н.Кушнеров и К, 1916.-С. 117-132.
3. Бердяев Н.А. Две морали // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996. - 195-208.
4. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 364-462.
5. Бердяев Н.А. Дух и сила // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996. - 160-172.
6. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. - М.: Канон +, 1998.-400 с.
7. Бердяев Н.А. Из записных книжек // Диалог. 1991. № 18. - 44-47.
8. Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996. - 5-155.
9. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 529-544.
10. Бердяев НА. Кошмар злого добра (О книге И.Ильина «О сопротивлении злу силою») // Путь. 1926. № 4. - 78-87.
11. Бердяев Н.А. Кризис рационализма в современной философии (Виндельбанд. Прелюдии) // Бердяев Н.А. Sub specie aeterni-tatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.) - -Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907. - 290-304.
12. Бердяев Н.А. К философии трагедии. Морис Меттерлинк // Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.) - -Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907.-С. 35-58.
13. Бердяев Н.А. А.Ф.Ланге и критическая философия // Мир Божий. 1900. № 7. - 64-76.
14. Бердяев Н.А. Личное благо и сверхличные ценности // Русская мысль. 1917. Ноябрь-декабрь. - 98 -113.
15. Бердяев НА. Личность и общинность (коммюнотарность) // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996. - 235-261.
16. Бердяев НА. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 381-528.
17. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - 23-28.
18. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М.: Канон +, 1999. - 464 с.
19. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002 . -С. 545-628.
20. Бердяев Н.А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан // Человек. 1993. № 5. - 62-77.
21. Бердяев Н.А. О духовной буржуазности // Философские науки. 1991. № 5 . - С . 108-118.
22. Бердяев Н.А. О затруднениях свободы // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996.-С. 269-275.
23. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. - М.: Республика, 1993. - 20-252.
24. Бердяев Н.А. О новом религиозном сознании // Бердяев Н.А. Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.) - -Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907.-С. 338-373.
25. Бердяев Н.А. О новом русском идеализме // Бердяев Н.А. Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.) - -Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907.-С. 152-190.
26. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). - Париж: YMCA - Press, 1947. - 219 с.
27. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персона- листической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - 4-162.
28. Бердяев Н.А. О реализме // Бердяев Н.А. Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.) - -Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907. - 1-4.
29. Бердяев Н.А. О самоубийстве. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-24 с.
30. Бердяев Н.А. О свободе творчества // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996.-С. 276-285.
31. Бердяев Н.А. О творческой свободе и фабрикации душ // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996. - 286-295.
32. Бердяев Н.А. Парадокс лжи // Человек. 1999. № 2. - 102- 108.
33. Бердяев Н.А. Письма к М.О.Гершензону // Вопросы философии. 1992. № 5. - 119-136.
34. Бердяев Н.А. Проблема человека. К построению христианской антропологии // Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 21-37.
35. Бердяев Н.А. Пути гуманизма // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996.-С. 180-194.
36. Бердяев Н.А. Раздор мира и христианство // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: РХГИ, 1996. -С. 209-219.
37. Бердяев Н.А. Разум и здравый смысл // Бердяев Н.А. Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.) - -Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907. -С. 428-437.
38. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. - 4-220.
39. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с. 167-
40. Бердяев Н.А. Сартр и судьба экзистенциализма // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. -СПб.: РХГИ, 1996. - 296-309.
41. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. - М . : Мысль, 1990. - 175 с.
42. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 15-334.
43. Бердяев Н.А. Спасение и творчество (Два понимания христианства) // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. -С. 629-654.
44. Бердяев Н.А. Столкновение рока и разума // Человек. 1999. № 5. - 72-78.
45. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском. - М.: Канон+, 1999. - 79-302.
46. Бердяев Н.А. Судьба России // Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. - 222-532.
47. Бердяев НА. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М . : Республика, 1994.-С. 318-362.
48. Бердяев Н.А. Трагедия и обыденность // Бердяев Н.А. Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.) - -Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907. -С. 247-275.
49. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. - М . : Има-пресс, 1990. - 285 с.
50. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 14-228.
51. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-351 с.
52. Бердяев Н.А. Фрагменты // Бердяев Н.А. Собр. соч. - Париж: YMCA-Press, 1991. Т. 2. - С . 119-136.
53. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995.-383 с.
54. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. - М.: Республика, 1993. - 254-357.
55. Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви). - М.: Прометей, 1989. - 158 с.
56. Бердяев НА. Этическая проблема в свете философского идеализма // Бердяев Н.А. Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.) - -Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1907. - 59-99.
57. Философский дебют Н.А. Бердяева (письма 1899-1900 гг.) // Вопросы философии 1993. № 4. - 113-121. Работы, посвященные этике Н.Л.Бердяева
58. Вишнякова О.В. Концептуальна ли этика Бердяева? // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1993. № 1. - 94-95.
59. Вишнякова О.В. Этика Бердяева. - М.: Гардарики, 2000. - 184 с.
60. Добродеева И.Ю. «Новая этика» Н.Бердяева // Этос религиозного опыта / Т.Б.Любимова, А.Н.Лазарева, Д.Н.Казаков и др.; Отв. ред. И.Н.Михеева. - М.: ИФРАН, 1998. - 56-67.
61. Иером. Иоанн (Шаховской). О назначении человека и путях философа // Н.А. Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - С . 367-379.
62. Назаров В.Н. «О назначении человека: Опыт парадоксальной этики» // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова.-М., 2001 . -С . 331-332.
63. Шкоринов В.П. Этический иррационализм Н.Бердяева // Очерки истории русской этической мысли. - М.: Наука, 1976. - 79-102. Работы, посвященные философии Н.А.Бердяева в целом или какому-либо ее аспекту
64. Беленкова О.А. Творческая личность Н.А.Бердяева // Философский космос России. Памяти Н.А.Бердяева (1874-1948) / Материалы научной конференции. - Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1998. - 56-61.
65. Васильев Д.Ю. Идея эроса в философской системе Н.А.Бердяева // Философский космос России. Памяти Н.А.Бердяева (1874-1948) / Материалы научной конференции. - Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1998. -С. 141-148.
66. Игумен Вениамин (Новик). Мужество человека, публициста, философа (К 50-летию земной кончины Николая Бердяева) 1948-1998 // Невский наблюдатель. 1998. № 1 (3). - 46-51.
67. Гайденко П.П. Проблема свободы в экзистенциальной философии Н.А.Бердяева // Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997. - 448-467.
68. Ермичев А.А. Критика бердяевского персонализма периода его зарождения // Научные записки Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при ЛГУ. Выпуск 1. — Изд-во ЛГУ, 1970. -С. 108-120.
69. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева: (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). - М.: Знание, 1990.-64 с.
70. Ермичев А.А. «Я всегда был ничьим человеком...» // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - 8-22.
71. Зеньковский В.В. Проблема творчества. По поводу книги Н.А.Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - 118-127.
72. Иванова И.И. Еретический характер философского свободомыслия Н.А.Бердяева // Идейное наследие русской философии: труды кафедрального историко-философского семинара. - СПб.: Издательско-торговый Дом «Летний сад», 2000. - 98-110.
73. Ивонин Ю.П. Природа философского знания в контексте теории культуры Н.А.Бердяева // Философия и ее место в культуре. -Новосибирск: Наука, 1990.-С. 210-231. 1 7 1
74. Ивонин Ю.П. Творчество, культура и цивилизация в философской концепции Н.А.Бердяева // Вечные философские проблемы. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 76-94.
75. Ильин И.А. О сопротивлении злу. Открытое письмо В.Х.Даватцу // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1.-С. 344-357.
76. Ильин И.А. Кошмар Н.А.Бердяева // Н.А.Бердяев: pro et contra.-СПб.: РХГИ, 1994.КН. 1 . -С. 339-343.
77. Архимандрит Киприан. Верующий вольнодумец // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - 447-450.
78. Котельников В.А. Блудный сын Достоевского // Вопросы философии. 1994. № 2 . - С . 175-182.
79. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. - М.: МГУ, 1976.-203 с.
80. Левин П. Свобода «беззаботности» // Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 344-350.
81. Лосский И.О. Мысли Н.А.Бердяева о назначении человека // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн.1. - 460-467.
82. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Введение в философскую антропологию Н.Бердяева // Человек. 1997. № 3. - 57-66.
83. Семенов СМ., Семенова А.Н. Философская антропология Н.А.Бердяева и славянофильство // Философский космос России памяти Н.А.Бердяева (1874-1948) / Материалы научной конференции. - Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1998. - 31-34.
84. Соловьев А.П. Об интуитивно-мифологических аспектах эсхатологической метафизики Н.А.Бердяева // Философский космос России памяти Н.А.Бердяева (1874-1948) / Материалы научной конференции. - Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1998. - 129-131.
85. Степун Ф.А. Учение Николая Бердяева о познании // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - 483-500.
86. Сушко А. Человек и ценности в философии Н.А.Бердяева. и Ф.Ницше // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1991. № 6. - 67-71.
87. Федотов Г.П. Бердяев-мыслитель // Н.А.Бердяев: pro et contra. -СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - С . 437-446.
88. Франк Л. Знание и вера // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1.-С. 217-220.
89. Черный Ю.Ю. Методологические основы философии Н.А.Бердяева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. № 6. - 80-81.
90. Шестов Л. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - С . 411-436.
91. Шестов Л. Похвала глупости. По поводу книги Николая Бердяева «Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.)» // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - 169-181.
92. Яковенко Б.В. Философское донкихотство // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1994. Кн. 1. - 226-237. > Мемуары
93. Бердяева Л.Ю. Профессия: жена философа. - М.: Мол. гвардия, 2002. -262 с. Работы Ф.Ницше
94. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1990. Т. 2. - 407-524.
95. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1990. Т. 2 . - С . 238-406.
96. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1990. Т. 2. - 556-630. Работы, посвященные философии Ф.Ницше
97. Визгин В.П. Жизнь и ценность: опыт Ницше // Жизнь как ценность. - М.: ИФРАН, 2000. - 7-30.
98. Гусейнов А.А. Философия как этика (Опыт интерпретации Ницше) // Фридрих Ницше и философия в России: Сборник статей. -СПб.:РХГИ, 1999.-С. 159-178.
99. Мотрошилова Н.В, «По ту сторону добра и зла» как философская драма // Фридрих Ницше и философия в России: Сборник статей. -СПб. : РХГИ, 1999. - С . 221-295.
100. Свасьян К.Л. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1990. Т. 1. - 5-46. Работы, посвященные теории морали и отдельным проблемам этики
101. Апресян Р.Г. Вина // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. - М., 2001. - 67-68.
103. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М.: ИФРАН, 1995.-353 с.
104. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. - М., 2001. - 275-282.
105. Апресян Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали // Этическая мысль. - Вып. 2. - М.: ИФРАН, 2001. - 27-40.
106. Апресян Р.Г. Свобода // Этика: Энциклопедический словарь > / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. - М., 2001. - 421 -424.
107. Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995.-С. 125-156.
108. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. - М.: Республика, 1994. - 14-152.
109. Гусейнов А.А. Мораль и разум // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления / Под ред. И.Т.Каса-вина и И.В.Поруса. - СПб.: РХГИ, 1999. - 245-262.
110. Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема // Мораль и рациональность. - М.: ИФРАН, 1995. - 48-63.
111. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы ^ философии. 1994. № 6. - 98-102.
112. Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: Ежегодник. - М.: ИФРАН, 2000. - 4-15. 175.
113. Гусейнов А.А., Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. - М . , 2001. - С . 388-391.
114. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк // Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. Труды / Сост. Р.Г.Апресян - М.: Гардарики, 2002. - 11-342.
115. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Сочинения в 2 т . - М . : Медиум, 1993. Т. 1.-С. 301-479.
116. Максимов Л.В. Аргументация и обоснование в моральном рассуждении // Мораль и рациональность. - М.: ИФРАН, 1995. - 22-32.
117. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико- когнитивные аспекты. — М.: Философское общество СССР, 1991. -136 с.
118. Мунъе Э. Манифест персонализма. - М.: Республика, 1999. - С . 267-410.
119. Мунье Э. Персонализм // Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: Республика, 1999. - 459-538.
120. Мур Дж. Э. PRINCIPIA ETHICA // Мур Дж. Э. Природа моральной философии. - М.: Республика, 1999. - 22-222.
121. Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры / Под общей редакцией Бруно Коппитерса, Ника Фоушина, Рубена Апресяна. - М.: Гардарики, 2002. - 407 с.
122. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М . : Политиздат, 1990. - 319-344.
123. Скворцов А.А. Этические проблемы войны в русской религиозной философии XX века // Этическая мысль. - Вып. 2. - М.: ИФРАН, 2001. - С . 216-230. V -с Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. - М . , 2001. -С. 154-156.
124. Скрипник А.П. Свобода воли // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. - М., 2001. - 426-430.
125. Столяров А.А. Свобода воли // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. - М., 2001. - 424-426.
126. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - 63-176.
127. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше // Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - М.: ООО « Издательство ACT», 2000.-С. 207-307. Историко-философские работы
128. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. - М.: Республика, 1994. - С . 154-324.
129. Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека // Вопросы философии, 2002. № 2. - 102-118.
130. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.
131. Ильин В.Н. Бердяев и судьбы русской философии // Звезда. 1993 .№11. -С . 124-144.
132. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М.: Мысль, 1980. - 284 с. V .4^
133. Лосев А.Ф. Русская философия // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 245-260.
134. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
135. Михайлов М. Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм // Иностранная литература. 1990. № 4. - 67-80.
136. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления / Под ред. И.Т.Касавина и И.В.Поруса. - СПб.: РХГИ, 1999. -С. 35-45.
137. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. № 2. - 67-78.
138. Серебрянников В.В. Социология войны. - М.: Ось-89, 1988. - 2 1 5 с .
139. Франк Л. Сущность и ведушие мотивы русской философии //Философские науки. 1990. № 5. - С . 34-41.
140. Шестов Л. Афины и Иерусалим. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2001. - 400 с.
141. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии) // Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - М.: ООО « Издательство ACT», 2000 . -С . 308-451. Работы, характеризующие особенности современной философской мысли
143. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии, - М,: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. -191с.
144. Киселев Г.С. Новая религиозность как проблема сознания // Вопросы философии. 2002. № 5. - 173-182.
145. Назаров В.Н. Этика магов (Этюд о неогуманизме) // Начала. 1991. № 1 . - С . 19-24.
146. Шохин В.К. «Проект» персонологической антропологии и философия ценностей // Вопросы философии. 2002. № 6. - 41-56. Работы на иностранных языках
147. Davy М.-М. Nicolas Berdiaev Thomme du hui Tieme jour. - Paris, 1964.
148. Cain L. Berdjaev en Russie. - Paris, 1962.
149. Calian C. The Significance of Eschatology in the Thought of N.Berdyaev. - Leiden, Brill, Netherlands, 1965.
150. Klimow A. Nicolas Berdiaeff ou la revoke contre I'objectivation. -Paris , 1967.
151. Lowrie D. Rebellious Prophet. A Life of N.Berdyaev. - N.Y., 1960.
152. Nucho F. Berdyaev's Philosophic: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. - Anchor Book, Garden City, 1960.
153. Richardson D. Berdyaev's Philosophy of History An Existentialist Theory of Social. Greativity and Eschatology. - M., Nijhoff, The Hague, 1968.
154. Segundo J.-L. Berdiaeff. Une reflexion chretienne sur la per- sonne. - P., 1963.
155. Stem Н. Die Gesellschaftsphilosophie N.Berdjajews. - Koln, 1966.
156. Vallon M. An Apostle of Freedom. Life and Teachings of N.Berdyaev. Philosophical Library. -N.Y. , 1960. V
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.