Творчество Тауфика Айди: жанровая типология и система образов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Галиуллин, Рустем Гусманович
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Галиуллин, Рустем Гусманович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИСТОКИ ЖАНРА САЯХАТНАМЕ И СВОЕОБРАЗИЕ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК Т. АЙДИ.
1. 1. К вопросу определения жанра «путешествия» в литературоведении.
1. 2. История формирования и эволюция жанра в татарской литературе.
1. 3. Картина татарского мира в саяхатнаме Т.Айди. Типология жанра.
ГЛАВА II. ДЕТЕКТИВНЫЙ СЮЖЕТ В ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ТВОРЧЕСТВО Т. АЙДИ.
2. 1. Жанр детектива и особенности его развития в татарской литературе.
2. 2. Роль детективного сюжета в романе «Жало змеи» и в повести «Круг»
Т. Айди.
2. 3. Система образов и художественная природа прозы Т.Айди.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Литературно-художественное и публицистическое наследие Зарифа Башири2012 год, кандидат филологических наук Галимов, Салават Фарагатович
Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова: начало XX века2007 год, кандидат филологических наук Бикташев, Рустем Ильгизарович
Соотношение исторического и художественного в романе Нурихана Фаттаха "Свистящие стрелы"2007 год, кандидат филологических наук Хайрутдинова, Резеда Рафаилевна
Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова2002 год, кандидат филологических наук Абдурагимова, Минара Насрулаевна
Трагедия в стихах в татарской драматургии: зарождение и развитие2012 год, кандидат филологических наук Шаехов, Ленар Миннемохимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Тауфика Айди: жанровая типология и система образов»
Каждая национальная литература гордится именами писателей, творчество которых в своем роде является уникальным. Этот критерий определяется не столько популярностью, сколько соответствием духовным потребностям читателя. В моменты исторических переворотов, смены общественно-политических реалий, произведения писателей, которые предвидели перспективу развития событий, становятся особенно знаковыми. XX век в историческом плане стал таким показательным периодом. Так, в начале XX века, среди выдающихся мастеров пера мы по праву можем назвать Г. Тукая, Г. Исхаки, Г. Камала, Г. Ибрагимова, Дэрдменда, Ф. Амирхана и многих других представителей так называемого «золотого века» татарской литературы. Они же способствовали и расцвету литературной критики, становлению татарского театра, национальной драматургии, внесли весомый вклад в развитие периодики и других областей. Все это привело к росту национального самосознания татарского народа. К сожалению, время преобразований продлилось недолго. Революции, массовые преследования представителей интеллигенции 30-х гг., приход к власти большевиков в корне изменили ситуацию в стране. Социалистическая идеология оказала свое влияние и на литературу, которая в течение почти семидесяти лет была под жестким контролем. В таких условиях часть писателей была вынуждена покинуть страну, другая творила тайком, третья же приспособилась под «заданный» общественно-политический курс.
Следующий переломный момент в отечественной истории связан со второй половиной столетия, когда постепенно начали сходить на нет идеологические установки и барьеры. В этот период были возвращены имена репрессированных или запрещенных писателей, в период «оттепели» и на волне демократических преобразований появились авторы, которые начали изображать реальные события через образные преломления.
Начиная с 1980-х гг. возрастает интерес татарской нации к своему прошлому, культурному наследию. Общественно-исторические события диктовали новое, более широкое осмысление явлений прошлого. Демократические преобразования оказали благотворное влияние и на литературный процесс. Как отмечают авторы вузовского учебника по истории татарской литературы XX века: «В 1980-2000-е гг. татарская литература в плане тематики и приемов, которые были использованы, претерпевает отраслевые изменения. С одной стороны, написанные на новой волне произведения, перекликаясь с исследованиями татарской литературы начала XX века, широко преобразуя на национальной основе философичность, приемы, созданные западными и восточными культурами, продолжают традиции «золотого века». С другой стороны, обращение к национальной действительности, повышенное внимание к прошлому и настоящему воздействует на тематику и проблематику произведений» [ЗаЪидуллина, 2011, б. 25]. Одновременно для кругозора писателей открылся ранее запретный зарубежный мир, а вместе с этим жизнь и быт бывших соотечественников.
На протяжении долгих столетий, в силу ряда причин, люди были вынуждены переселяться с обжитых и родных мест. Тому были причиной и политика христианизации, репрессии, голод, пленение, изгнание и т.д. Безусловно, такие катаклизмы не могли не сказаться на жизни и мировосприятии нации. Для татарского народа тема переселенцев или мухаджиров имеет давнюю и грустную историю. Однако до последнего десятилетия XX века многие факты и события, касающиеся истории татарского народа, были скрыты от взора общественности. Лишь отдельные представители татарской интеллигенции сумели найти возможность для восстановления исторической справедливости. Среди таких неутомимых людей был и писатель, журналист, яркий публицист, известный общественный деятель Тауфик Рамазанович Айдельдинов (Т. Айди).
На формирование творческой индивидуальности писателя немаловажное значение оказали факты из его биографии. Он родился 1 мая 1941 года в Шатуринском районе Московской области, провел детство в деревнях Апастовского района Татарстана, Азовском районе Омской области, учился в казахской школе Сибири. С детства остался сиротой. Т. Айди получил библиотечное образование в городе Елабуга и проработал по этому направлению в Апастовском районе. С 1965 г. работал слесарем, аппаратчиком на казанском заводе «Оргсинтез». Заочно окончил отделение татарского языка и литературы Казанского государственного университета, параллельно трудился на стройке, в милиции. После завершения учебы в университете, у Т. Айди было желание устроиться в редакцию, однако его не приняли. В итоге он начал работать сторожем, чернорабочим. В 1983-85 гг. в Москве Т. Айди окончил высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Он работал в школах, в республиканском доме народного творчества. В 1985-1997 гг. писатель выполняет должность редактора отдела прозы журнала «Казан утлары» («Огни Казани»), а в 1997-1998 гг. - заместителя главного редактора журнала «Татарстан». С 1998 по 2001 гг. является исполнительным директором личной типографии «Аваз» («Возглас») [Эдиплэребез, 2009, б. 71]. Также он являлся членом правления общества «Ватан» («Родина»), деятельность которого была направлена на налаживание дружеских связей с зарубежными государствами и проживающими в них татарами.
Начало творческого пути Т. Айди можно связать с 1967 годом, когда в журнале «Ялкын» («Пламя»), газете «Яшь ленинчы» («Молодой ленинец», ныне «Сабантуй») появились его рассказы для детей. Через республиканскую печать читатели начали знакомиться с его статьями и очерками. Писательскую славу Т. Айди принесла повесть «Круг» («Божра», 1980), за которую он был удостоен премии на республиканском конкурсе. За это произведение он был награжден специальными дипломами МВД СССР, Союза писателей СССР.
Почти все виды деятельности писателя в той или иной степени нашли отражение в его творческой карьере. Т. Айди вошел в историю татарской литературы как автор масштабных «путешествий», детективных произведений, рассказов. Его перу также принадлежат многочисленные очерки, эссе и заметки в периодике 70-90-х годов XX века.
Актуальность темы исследования. Наука о литературе не стоит на месте, время постоянно выдвигает перед исследователями все новые задачи, вытекающие из самой логики развития литературы. Одной из них является изучение творчества так называемых писателей второго ряда, перу которых принадлежали произведения художественного и публицистического характера. Многие из них являлись передовыми общественными деятелями и выступали на страницах периодической печати. Исследование литературного наследия и публицистических заметок, статей таких авторов позволяет более полно понять атмосферу рассматриваемого периода. Эти писатели как бы являются рупорами своего времени. Именно к ним примыкает и наследие Т. Айди. Актуальность темы заключается в том, что творчество писателя не в полной мере оценено в татарской литературоведческой науке, и тем более не исследован столь важный аспект в его творческой деятельности, как система образов и типология жанров. Исследование последних не только позволяют раскрыть картину мира в восприятии автора, но также проследить развитие отдельных жанров в татарской литературе. В частности, это касается жанра путешествий (саяхатнаме) и произведений с детективным сюжетом.
Степень разработанности темы. Творчество Т. Айди в данной работе рассматривается на примере наиболее активных жанров, в которых он совершенствовал свою писательскую деятельность: это саяхатнаме, роман, повесть. Несмотря на то, что 1980-90-е годы произведения Т. Айди неоднократно являлись объектом оценки публицистов, критиков, говорить о полноте раскрытия всего творчества не приходится, ибо до сих пор никто не исследовал наследие Т. Айди как единое художественное мироощущение с научной точки зрения.
Всю литературу, которая в той или иной степени связана с именем Т. Айди, можно условно разделить на несколько групп. Первая из них вбирает в себя материалы по биографии писателя: это краткая информация в биобиблиографическом справочнике татарских писателей, статьи М. Ахметзянова, А. Галлямовой, Л. Хамидуллина, Н. Фаттаха [Эдиплэребез, 2009, б. 71-73; Ахметзянов, 1998, 6.229-237; Галлэмова, 1994, б. 50-51; Хэмидуллин, 2011, б. 83-91; Фэттах, 1991]. Активная общественная позиция Т. Айди, на фоне исторических событий второй половины XX века, обстоятельно рассмотрена в работе А. Галлямовой. В частности, она акцентирует внимание на роли Т. Айди среди активистов татарской молодежи, которые яростно отстаивали позицию становления государственности Республики Татарстан. В своей работе она приводит письмо Т. Айди из государственного архива: «Если бы не было продолжительного колониального гнета, фанатической исламской религии и других препятствий, татарская национальная культура развивалась бы более успешно и заняла более достойное, более высокое место в мировой культуре. Разобщенность татарского народа и то, что Татарстан не является союзной республикой, сегодня, при сравнении с культурой равных и меньших национальностей - узбеков, казахов, азербайджанцев, - нас очень тревожит, тревожит то, что вышеуказанные нации в этой области оставляют нас» [Галлямова, 2012, с. 190-195].
Вторая группа материалов состоит из статей периодики, сборников, в которых содержатся отзывы на романы и повесть писателя. Среди них особо стоит отметить А. Синугыла, Т. Галиуллина, Ф. Мусина, С. Муллагалиева, X. Тухфи, Р. Галиуллина, М. Ахметзянова и других [Синугыл, 1991; Галиуллин, 1995, б. 210-224; Мусин, 1989; Муллагалиев, 1991, б. 148-149; Техфи, 1991, б. 149-150; Галиуллин, 2007; Эхмэтжанов, 2000].
К третьей группе можно отнести работы, освещающие саяхатнаме Т. Айди. Это статьи М. Усманова, Р. Файзуллина, Б. Рахимовой, Г. Тавлина, Н. Фаттаха, Я. Халитова, Н. Давлета, А. Гилязова, Б. Камалова, И. Амирхана, Р. Хисматуллиной, М. Миначева, М. Ахметзянова, Р. Мустафина,
Р. Низамиева, 3. Рамеева, Л. Бадертдиновой и других [Госманов, 2001, б. 161168; Фэйзуллин, 2006, 6.136-141; Рахимова, 2003; Рахимова, 2004, б. 163-169; Рэмиев, 1999; Тавлин, 1992; Халитов, 1995; Дэулэт, 1995; Гыйлэжев, 1996; Гыйлэжев, 2001; Гыйлэжев, 2002; Камалов, 1999; Эмирхан, 1999; Хисмэтуллина, 2001; Миначев, 2001; Эхмэтжан, 1998,6.229-237; Эхмэтжанов, 2000; Мустафин, 2001; Низамиев, 2001, 6. 58-59; Рэмиев, 1999; Бэдертдинова, 2000].
В теоретическом плане наиболее полно разработана статья М. Усманова «Жанрныц язмышы Ьэм яцаруы» («Судьба и обновление жанра»). Здесь он не только анализирует саяхатнаме Т. Айди, а преподносит их как логическое продолжение в развитии татарских произведений подобного жанра. Ученый говорит о том, что Т. Айди смог разрушить идеологические барьеры, связанные с зауженностью представлений о татарах, сужением границ проживания нации рамками республики. Он отмечает, что: «Творчество Т. Айди на этом поприще имеет свое непоколебимое место» [Госманов, 2001, б. 168].
С точки зрения значимости для татарской литературы и культуры в целом, следует выделить публицистику Р. Файзуллина, А. Гилязова, Б. Рахимовой, Б. Камалова и других. В одной из своих статей, А. Гилязов вспоминает слова поэта X. Туфана, который дал характеристику творчеству Т. Айди при принятии его в Союз писателей: «Т. Айди хорошо знаком с литературой и языком тюркских народов, много читает, переводит с оригинала, регулярно общается с деятелями сфер науки и культуры братских нам наций. Поэтому знает то, что неизвестно аксакалам, с ним интересно беседовать, полезно советоваться. Его произведения богаты как энциклопедия, которая бы освещала татарскую диаспору, наши культурные взаимосвязи» [Гыйлэжев, 2000, б. 381]. Сам А. Гилязов, оценивая творчество писателя, обращает на качества, присущие его произведениям в разном жанре: «Это его искренность, правдивость, неравнодушие к описываемым событиям и тем, кто является их главным действующим лицом» [Гыйлэж;ев, 2000,6.380].
О значимости саяхатнаме Т. Айди, рассмотрев его книги «Водят нас судьбы» и «Райский остров», в статье «Китапларда сэяхэтнамэлэр» («В книгах - саяхатнаме»), рассуждает текстолог, литературовед 3. Рамеев: «Он (Т. Айди - Р.Г.) не просто обыкновенный путешественник. В этих книгах он выступает как трепетный литератор, публицист, который гордится достижениями многовековой истории татарской литературы, именами Кул Гали, Тукая, Джалиля, представляя прошлое и настоящее родной нации -татарского народа» [Рамеев, 1999].
Безусловно, большинство из статей написано в связи с юбилейными датами, выходом книг. Многие из них одновременно обращаются и ко всему творчеству Т. Айди. Есть и отдельные четверостишия поэтов, посвященные деятельности писателя [Хеснияр, 2006]. Л. Бадертдинова в своей статье говорит об актуальности произведений писателя для будущего поколения и возможности их использования в педагогике [Бэдертдинова, 2000]. Однако даже такой объемный список не позволяет воссоздать целостную картину творчества. Ибо и широта охвата статей периодической печати не ставит перед собой таких задач. Тем более, что творчество не оценено с точки зрения литературоведческой науки.
Цель данной работы: исследование творчества татарского писателя Т. Айди в разработке системы образов и жанрового многообразия. Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Проследить жизненный и творческий путь писателя на фоне исторических и общественно-политических событий последней четверти XX века;
2. Проанализировать произведения Т. Айди;
3. Рассмотреть путь становления и развития жанра саяхатнаме в татарской литературе;
4. Определить место путешествий Т. Айди в истории национальной литературы, публицистики и рассмотреть картину мира в его произведениях;
5. Раскрыть жанровую типологию произведений писателя;
6. Выявить роль сюжета в детективных прозаических произведениях автора, начиная от первых опытов, саяхатнаме до создания крупных произведений с яркими образами современников;
7. Дать характеристику системе образов в произведениях Т. Айди;
8. Исследовать художественные приемы, применяемые автором, и раскрыть их своеобразие.
Объектом исследования является творческое наследие Т. Айди в панораме развития татарской литературы XX столетия.
Предметом являются литературно-публицистические и художественные произведения писателя: его романы, повесть, рассказы, очерки, саяхатнаме, эссе, статьи, заметки и т.д., с точки зрения их особенностей, жанровой специфики, системы образов, анализа.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в монографическом плане представлено творчество Т. Айди в плане изучения системы образов и жанровой типологии его произведений. Для более полного охвата богатого и разнообразного наследия мастера слова, к исследованию были также привлечены и публицистические работы писателя. Впервые выявляется творческая индивидуальность Т. Айди в системе жанров, в которых он работал наиболее активно.
Теоретической базой исследования послужили труды ученых-литературоведов В.Е. Хализева, JI.B. Чернец, С.Н. Бройтмана, В.П. Мещерякова, А.Б. Есина, А.Г. Ахмадуллина, Д.Ф. Загидуллиной,
A.M. Закирзянова и других. В работе были использованы литературоведческие словари под редакцией A.B. Луначарского,
B.М. Кожевникова, А.И. Николюкина, Л.И. Тимофеева и C.B. Тураева, А.Г. Ахмадуллина, Т.Н. Галиуллина и Д.Ф. Загидуллиной, словарь-тезаурус
Н.Ю. Русовой. В плане анализа жанра саяхатнаме были изучены работы В.М. Гуминского, Н.М. Масловой, В.А. Шачковой, В. Михайлова, К.А. Панцерева, М. Усманова, А.Х. Алеевой, Т. Галиуллина, А. Шарипова и других. Среди теоретиков, освещающих жанр детектива, можно выделить работы А. Адамова, С. Моэма, А. Вулиса, Ф. Мусина, Ф. Хатипова, Р. Галиуллина и др. Основными методами исследования стали сравнительно-исторический, сравнительно-типологический и системный методы, использован принцип целостного анализа художественных произведений.
Научно-практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов в различных областях знаний: литературоведение, журналистика, история, обществознание и т.д. Конкретные выводы относительно жанрового своеобразия могут быть применены при составлении учебников по истории литературы и публицистики, теоретических курсов. Анализируемый материал также может быть использован и при издании научной монографии по творчеству Т. Айди.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творчество Т. Айди представляет собой динамичный процесс, продолжавшийся на протяжении всего идейно-эстетического развития писателя, начиная от первых опытов очерков, саяхатнаме до создания оригинальных произведений с яркими образами современников.
2. Выделяются несколько этапов развития художественного мышления Т. Айди, определяемые образной системой и жанровым многообразием.
3. Картина мира саяхатнаме обеспечивается расширением проблемного поля - выходом к татарской диаспоре зарубежья, а в романах и повестях - противостоянием национального начала и диктующего свои условия режима.
4. Исходным моментом реализации сюжетов является столкновение героев-антигероев (антагонистов), намечающее перспективу реализации внутренней энергии татарского народа.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой новых подходов, связанных с исследованием актуальной в современном литературоведении категории жанра и его реализации в образной и стилевой системе, возможностью применения полученных результатов при изучении истории татарской литературы второй половины XX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях и докладах на конференциях: итоговая конференция ученых Казанского (Приволжского) федерального университета (2011), конференция молодых ученых и аспирантов Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ «XXI гасыр фэне: Филология Ьэм сэнгать белеме мэсьэлэлэре» («Наука XXI века: проблемы филологии и искусствоведения»), межрегиональной научно-практической конференции «Казан университетыныц татар филологиясе галимнэре: классик филология Ьэм КФУныц татар филологиясе Ьэм тарихы факультеты галимнэре» («Классическая филология и ученые факультета татарской филологии и истории Казанского федерального университета»), региональной научно-практической конференции «Хаков укулары - 2011. Студент Ьэм аспирантларныц Казан дэулэт университетыныц атказанган профессоры Вахит Хеяокэт улы Хаков истэлегенэ багышланган тебэкара фэнни-гамэли конференциясе» («Хаковские чтения - 2011. Региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов, посвященная памяти заслуженного профессора Казанского государственного университета Вахита Хозятовича Хакова»). По теме диссертационного исследования опубликовано 6 статей, в том числе одна в ведущем рецензируемом издании, утвержденном ВАК МОиН РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах: 1920-1970 гг.2004 год, кандидат филологических наук Кочесокова, Мадина Петровна
Принципы и приемы создания художественной картины мира в прозе Ф. Сафина и Н. Гиматдиновой2013 год, кандидат филологических наук Ситдикова, Чулпан Фаритовна
Теоретические аспекты жанрового многообразия азербайджанского романа2011 год, доктор филологических наук Шарифова, Салида Шаммед кызы
Мифологизм в татарской прозе конца XX - начала XXI веков2005 год, кандидат филологических наук Давлетшина, Лейла Хасановна
Становление и развитие чувашской повести2002 год, кандидат филологических наук Абрамов, Валентин Александрович
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Галиуллин, Рустем Гусманович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование творчества Т. Айди в плане жанровой типологии позволило выявить уникальность индивидуального авторского мышления. В писательскую деятельность Т. Айди влился из общественно-политической жизни, представляя все реалии истории своего народа. Как отмечает большинство исследователей, он заранее предчувствовал те события, которые несли демократические перемены в стране. Начиная с очерков, статей в периодике, Т. Айди постепенно пришел к осознанию необходимости для истории татарской литературы более масштабных жанровых объединений. В итоге Т. Айди вошел в историю татарской литературы как автор своеобразных саяхатнаме и продолжатель традиции детективного жанра в татарской литературе.
Саяхатнаме писателя явили собой некий ответ на пробелы в осмыслении истории татарского народа. Шаг за шагом, открывая новые страны, Т. Айди по крупицам собирает факты о татарах, о жизни и трагической судьбе отдельных представителей нации, о родственных народах. История страны, природа, климат и другие подробности выступают лишь фоном в произведениях. Главная цель путешественника - собрать как можно более полный материал о каждом герое повествования, донести его до читателя, запечатлеть в сознании татар. Безусловно, иногда Т. Айди и увлекается фактами. Однако именно они позволяют в сравнительном плане представить всю сущность описываемой картины. Для Т. Айди важна каждая деталь. Поэтому, в отдельных саяхатнаме, некоторые герои пересекаются. Неизменным же остается образ повествователя. Он всегда требователен к себе, внимателен к людям, любознателен. Саяхатнаме Т. Айди характерна синкретичность, то есть сплетение литературного, публицистического, документального, исторического и других начал. Это мешает строго определить жанровую принадлежность. Однако бесспорен тот факт, что в них доминирует художественность и публицистичность.
В путешествиях Т. Айди главными героями являются реальные представители татарской нации, оказавшиеся с силу ряда причин вне своей родины. Писателю интересна судьба каждого такого человека. Он общается с ними, ведет беседы, диалоги, которые в последствии находят место в произведениях автора. Т. Айди старается обратить внимание читателя на то, что ждет этих людей в дальнейшем, каково их будущее. Поэтому он так спешит запечатлеть «живую» историю татарской нации, объединить народ. Вспомним, что идея объединения народа присутствовала в разное время в трудах многих передовых общественных деятелей, просветителей. В частности, история помнит проект Г. Исхаки о создании единого государства Идель-Урал. Однако, автор путешествия, безусловно, понимает и то, насколько исчерпан духовный потенциал народа, потерявшего свою независимость и государственность. Путем раскрытия многих исторических тайн через документально-публицистические саяхатнаме, Т. Айди старается внести свою лепту по возрождению татарской нации. В отличие от публицистических произведений, здесь автор описывает не то, что ему хочется, а то, что он видит. При этом в своей интерпретации, со своей точки зрения. В этом подчеркивается художественность его саяхатнаме.
Исторические события, биографические факты проникают и в художественные произведения Т. Айди. Точность, информативность саяхатнаме нашли отражение в его повести, романах. Также, как и в путешествиях, в этих произведениях автор поднимает проблему татарского и родственных народов за рубежом. Романы и повесть Т. Айди наполнены глубокими переживаниями за судьбу всей нации и каждого ее представителя. Если в саяхатнаме автор позволяет себе размышления и лирические отступления, проза писателя проникнута пейзажными зарисовками и сопоставлением состояния природы с душевными переживаниями героев. Все это позволяет говорить о единстве творческой ориентированности писателя. Следует заметить, что писатель глубоко эрудирован, начитан. Он знаком с историей как своего, так и чужих народов, осведомлен о важнейших исторических событиях.
Исследование прозаических произведений Т. Айди позволяет рассмотреть вклад автора в развитие детективной литературы. Если на его первое детективное произведение - повесть «Круг» в некотором роде оказала влияние социалистическая идеология, роман «Жало змеи» можно смело назвать продолжением классического детектива в татарской литературе. Сюжетная и образная композиция данных произведений отвечает требованиям рассматриваемого жанра.
Исторические события нашли отражение в романе «Взятка дьяволу». Здесь, как и в саяхатнаме, внимание акцентируется на коллизиях судьбы татарской нации.
Анализ произведений Т. Айди позволяет говорить о его системе образов, которая представлена в творчестве писателя. В саяхатнаме автора напрямую заняли место реальные исторические личности, представители татарского народа разной направленности. Их писатель представляет в своем видении, размещает в путешествиях документальные факты и события. Своего рода «реалистичность» образов находит отражение и в образной системе прозаических произведений. На примере детективных прозаических произведений «Круг» и «Жало змеи» можно говорить о двух моментах. Во-первых, изображая следователей, преступников, стоить помнить о том, что писатель сам проработал какое-то время в правоохранительных органах. Во-вторых, изображение героев связано с теми впечатлениями, фактами, которые Т. Айди подытожил после поездок по странам Азии («Жало змеи»), Европы («Встреча в Вене»). В некоторых произведениях, даже можно встретить параллели в образной системе. Так, о представителях татарской нации в Германии после Великой Отечественной войны говорится в путешествии «Йертэ безне язмышлар (Алмания дэфтэреннэн)» («Водят нас судьбы (Из Германской тетради)») и романе «Взятка дьяволу» (здесь можно проследить прототипов героев).
В творческом процессе немаловажное значение играют и взаимосвязи. Обращаясь к этому вопросу, выявляется круг общения Т. Айди, и тех, кто понастоящему объективно оценил его творчество. Среди таких мастеров пера видные писатели, историки, публицисты М. Усманов, Н. Фаттах, А. Гилязов, Б. Рахимова, Ф. Мусин, Т. Галиуллин и другие.
Творчеству Т. Айди присуща тяга к объективности. Наряду с тем, что в своих произведениях он отстаивает свою точку зрения, писатель оценивает события и глазами, и видением других героев. Так, саяхатнаме Т. Айди изобилуют диалогами, письмами, лирическими отступлениями.
Своими произведениями Т. Айди вошел не только в историю татарской литературы, но также оставил значительный след в публицистике и литературе наших братских народов. Все это подтверждает, что творчество Т. Айди имеет масштабный характер, и его нужно оценивать с разных точек зрения и методами различных областей знания.
Рассмотренные в исследовании типология жанра и система образов являются одной из таких ступеней. Писатель на протяжении долгих лет своей деятельности сумел предложить читателю свое видение и свою картину татарского мира на широком фоне. Данное исследование не претендует на полноту освещения всего творческого наследия Т. Айди. В дальнейшем представляется возможным анализ способов и форм репрезентации концепции личности в саяхатнаме и в прозе автора в общем контексте литературы рубежа ХХ-ХХ1 веков.
Представленное же исследование творчества Т. Айди позволяет утверждать, что благодаря высокой эрудиции, отточенной литературной технике, глубокому постижению традиции и индивидуальности, Т. Айди открыл новую страницу в общей книге многовековой татарской культуры, создал свою неповторимую картину мира татарской нации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Галиуллин, Рустем Гусманович, 2012 год
1. Айди Т. Взятка дьяволу: Роман / Пер. с татар. Г. Садыковой. Казань: Аваз, 2000. 358 с.
2. Эйди Т. АЬ, туган каумем газиз! Казан: Аваз, 1999. 333 б.
3. Эйди Т. Безгэ ни булды? Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. 184 б.
4. Эйди Т. Бож;ра: (повесть). Казан: Татар, кит. нэшр., 1978. 207 б.
5. Эйди Т. Венада очрашу: Бэян // Казан утлары. 2001. №5. Б. 100-123.
6. Эйди Т. Дачада: Хикэя: кече яшьтэге балалар очен. Казан: Аваз, 2000. 29 б.
7. Эйди Т. Елан угы: роман. Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. 368 б.
8. Эйди Т. Иблискэ ришвэт: роман. Казан: Аваз, 2000. 375 б.
9. Эйди Т. Идел-Йорттан еракта: Хикэя // Идел. 2001. №4. Б. 4-9.
10. Эйди Т. Иертэ безне язмышлар. Казан: Аваз, 1999. 318 б.
11. Эйди Т. Кайда да кадерле. Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. 176 б.
12. Эйди Т. Кайту: Хикэя // Мэдэни щжга. 2001. 13 апрель.
13. Эйди Т. Кардэшлэр кочагында. Казан: Аваз, 2000. 380 б.
14. Эйди Т. Ожмах утравы. Казан: Аваз, 1999. 317 6.
15. Гайнуллин М. Дуслыкта коч. Публицистик мэкалэлэр, эдэби очерклар. Казан: Татар, кит. нэшр., 1973. 248 б.
16. Галиуллин Т. Хаж,га зыярэт шэхси эшме? // Дэгъва. Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. Б. 106-130.
17. Гарифуллин С. Европаны аркылыга-буйга. Сэяхэтнамэ // Казан утлары. 2010. № 12. Б. 160-163.
18. Зэйдулла Р. Мин дэ булдым Истанбулда // Идел. 1994. № 7. Б. 54-59.
19. Исмэгыйль ara сэяхэте / Текст басмага эзер. Э.Х. Алеева // Эзлэнулэр, уйланулар, табышлар. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. Б. 74-96.
20. Исхакый Г. Ислам мэмлэкэтлэрендэ // Мицнегулов X. Гаяз Исхакыйныц меЬажирлектэге ижаты. Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. Б. 75-137.
21. Камал Г. Истамбул мэктуплэре // Казан утлары. 1999. № 4. Б. 167-179. Кэрими Ф.Г. Морза кызы Фатыйма. Сайланма эсэрлэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 1996. 414 б.
22. МицнегуловX. Деньяда суземез бар. Казан: Татар, кит. нэшр., 1999. 336 б. Мэхмутов М. Татарлар Америкада// Мирас. 1993. № 4. 102-105. Мэндиев М.С. Ж^ир йезендэ алты кыйтга. Юлъязмалар. Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. 122 б.
23. Мушинский Э. Яцгырлы Финляндиядэ: Сэяхэтнамэ // Казан утлары. 2006. №4. Б. 149-154.
24. Нарыков Э. Дуслар янында // Совет эдэбияты. 1958. № 7. Б. 76-88. Нури 3. Румыниядэ ун кен // Совет эдэбияты. 1958. № 12. Б. 83-93. Очерки Марджани о восточных народах. Казань: Татар, кн. изд-во, 2003. 175с.
25. Рэшитов Э. Сэяхэтнамэ. Казан: Татар, кит. нэшр., 1978. 80 б. Фэйзуллин Р.Г. Ж^ырларда ил гаме: Эдэби-публицистик мэкалэлэр Ьэм юл язмалары. Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. 264 б.
26. Фэйзуллин Р. Сайланма эсэрлэр 6 томда. Т. 6: Юлъязмалар. Нэсер-парчалар. Эцгэмэлэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. 414 б.
27. Фэйзуллин Р. Хуш, Италия! Исэнме, Ватан! // Казан утлары. 1986. № 12. Б. 140-153.
28. Фэхреддинев P.C. Болгар вэ Казан тереклэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1993. 287 б.
29. Хэкимщанов Ф. «Анадолу ж;ирендэ» // Мирас. 1992. № 5. Б. 114-117. Хэлим А. Урта Азиядэге уртакларымда: (Сэяхэтнамэ) // Мирас. 2004. № 4. Б. 112-115.
30. Хэлим А. Урта Азиядэге уртакларымда: (Сэяхэтнамэ) // Мирас. 2004. № 6. Б. 74-83.
31. Хэлим А. Урта Азиядэге уртакларымда: (Сэяхэтнамэ) // Мирас. 2004. № 7. Б. 94-97.
32. Хэлим А. Урта Азиядэге уртакларымда: (Сэяхэтнамэ) // Мирас. 2004. № 8. Б. 109-115.
33. Хэлим А. Урта Азиядэге уртакларымда: (Сэяхэтнамэ) // Мирас. 2004. № 9. Б. 112-116.
34. Хэлим А. Урта Азиядэге уртакларымда: (Сэяхэтнамэ) // Мирас. 2004. № 12. Б. 60-63.
35. Хэлим А. Урта Азиядэге уртакларымда: (Сэяхэтнамэ) // Мирас. 2005. № 1. Б. 71-75.
36. Хвсэен М. Казагстанныц чирэм жирлэрендэ // Совет эдэбияты. 1958. № 8. Б. 65-77.
37. Хеснияр 3. Кытайлар безне белэме? // Мэйдан. 2006. № 7. Б. 95-97. Шэйхетдин Д. Ерак сэфэр, ак юллар: (Сэяхэтнамэ) // Мирас. 2005. № 2. Б. 91-94.
38. Юные В. 6000 кон чит иллэрдэ: сэяхэтнамэ, публицистика Ьэм хикэялэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 2000. 317 6.
39. Юные М. Энж;е эзлэучелэр. Повестьлар, хикэялэр Ьэм юл язмалары. Казан: татар, кит. нэшр., 1979. 174 б.
40. Юнысов М.З. Юлда уйланулар: Ирекле жанр. Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. 415 б.1. На русском языке
41. Адамов А. Мой любимый жанр детектив. Записки писателя. М.: Советский писатель, 1980. 312 с.
42. Алеева АХ. Восток и тюркский мир в татарских саяхетнамэ / А.Х. Алеева // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 149, Серия «Гуманитарные науки», Кн. 4, 2007. С. 149-153.
43. Алеева А.Х. Путешествие Исмагил ara в Индию (Исследование языка татарских путевых записок XVIII в. «Исмагил ara сэяхетнамэсе»), Казань, 1993. 166 с.
44. Алеева А.Х. Татарская путевая литература об Индии (17-18 вв.) // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 150, Серия «Гуманитарные науки», кн. 8, 2008. С. 13-22.
45. Бикташев Р.И. Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова (начало XX века). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Казань, 2007. 29 с.
46. Введение в литературоведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. М.: Высш.шк., Издательский центр «Академия», 1999. 556 с.
47. By лис А. В мире приключений. Поэтика жанра. М.: Советский писатель, 1986. 334 с.
48. Галиуллин Т. Н., Гали Б.Т. «Саяхатнаме» — литературное путешествие в историю // Ученые записки Казанского Государственного университета. Том 150, Серия «Гуманитарные науки», кн. 6, 2008. С. 137-143.
49. Галлямова А.Г. История Татарстана: модернизация по-советски (вторая половина 1940-х первая половина 1980-х гг.). Казань: Магариф, 2010. С. 190204.
50. Гуминский В.М. Открытие мира, или Путешествия и странники: О русских писателях 19 в.. Москва: Современник, 1987. 286 с.
51. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Флинта:Наука, 2005. 248 с.
52. Закирзянов A.M. Основные направления развития современного татарского литературоведения (кон. XX нач. XXI в.). Казань: Ихлас, 2011. 320 с.
53. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие М.: Флинта: Наука, 2002. 200 с.
54. Иванова Н.В. Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века (тематика, поэтика). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 2010. 26 с.
55. Исхакова А.Х. Некоторые лексические особенности «Путевых записок Исмагил Бикмухаммед углы». (Материалы IV конференции молодых научныхработников ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР). Казань, 1976. С. 145-147.
56. Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке. М.: Советский писатель, 1973. 543 с.
57. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Ленинград: Наука: Ленинградское отделение, 1988. 717 с.
58. Краснощекова Е. «Письма русского путешественника». Проблематика жанра: Н.М. Карамзин и Лоренс Стерн // Русская литература. 2003. № 2. С. 3-18.
59. Литературная энциклопедия. Гл. ред. A.B. Луначарский. В 11 т. Том 9. М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. 832 с.
60. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.И. Николюкина. Институт науч. инф. по общест-м наукам РАН. М.: НПК «ИНтелвак», 2001. 1600 стб.
61. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.
62. Миннегулов X. Записи разных лет (Татарская литература: история, поэтика и взаимосвязи). Казань: Идел-Пресс, 2010. 407 с.
63. Михайлов В.А. Эволюция жанра литературного путешествия в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Волгоград, 1999. 24 с.
64. Михелъсон В.А. Эстетическая концепция древнего «хождения» и русский путевой очерк // Эстетические взгляды писателя и художественное творчество. Сборник статей. Книга вторая. Краснодар, 1977. С. 3-18.
65. Моэм С. Упадок и разрушение детектива // Вопросы литературы. 1989. № 8. С. 236-257.
66. Мустафин Р. Неизвестный известный писатель // Казанские ведомости. 2001. 4 мая.
67. Основы литературоведения: Учеб.пособие для филологических факультетов пед. ун-тов / Под общ.ред. В.П. Мещерякова. М.: Московский лицей, 2000. 372 с.
68. Панцерев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра. Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. унт, 2004.21 с.
69. Прокофьев Н.И. Хожение: путешествие и литературный жанр // Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. / Сост., подгот. текста, пер., вступ. Статья и коммент. Н.И. Прокофьева. М.: Сов. Россия, 1984. С. 5-20.
70. Русова Н.Ю. От аллегории до ямба: Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. М.: Флинта: Наука, 2004. 304 с.
71. Сим Жиын. Образ пути и его значение в творчестве Пушкина: «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», «Стихи, сочиненные во время путешествия» // Русская литература. 2003. № 2. С. 66-80.
72. Скибина О.М. Поэтика жанра путевого очерка 80-90-х годов XIX века // Филологические науки. 2002. № 5. С. 102-111.
73. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, C.B. Тураев. М.: Просвещение, 1974. 510 с.
74. Старцев А.И. Радищев в годы «Путешествия». М.: Советский писатель, 1960. 266 с.
75. Татарская энциклопедия: в 6-и томах. Т. 5. Казань, 2010. 374 с.
76. Усманов М.А. Записки Исмагила Бекмухамедова о его путешествии в Индию. // «Ближний и Средний Восток. История. Экономика», Сб. Статей. М., 1967. С. 88-92.
77. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. М.: Высш. шк., 2000. 398 с.
78. Хисамова Ф.М. Путевые записки рапорт Абдулнасыйра Субханкулова о поездке в Бухару (начало XIX в.) // Фэнни язмалар. 2001. Казань, 2002. С. 324329.
79. Шадрина М.Г. К вопросу о становлении и развитии жанра путешествий // Русский язык в школе. 2003. № 3. С. 78-83.
80. Шачкова В.А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. №3. С. 277-281.1. На татарском языке
81. XVIII йез татар эдэбияты: Проза. Казан: Г. ИбраИимов исем. Тел, эдэбият Ьэм сэнгать институты. 2012. 444 б.
82. Алеева, 2008а Алеева Э.Х. Галиэсгар Камалньщ «Истанбул мэктуплэре»ндэ жанр хасиятлэре // Эдэби мирас Ьэм текстология: (мэкалэлэр жыентыгы). Казан, 2008. Б. 4-18.
83. Алеева Э.Х. Исмэгыйль ara сэяхэте II Эзлэнулэр, уйланулар, табышлар. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. Б. 73-74.
84. Алеева, 20086 Алеева Э. X. Сэяхэтнамэлэр жанры усешендэ Мехэммэт МэЬдиев юлъязмалары Ьэм аларныц сэнгатьчэ эшлэнеше // Эдэби мирас Ьэм текстология: (мэкалэлэр ж;ыентыгы). Казан, 2008. Б. 68-81.
85. Алеева Э.Х. ШиЬабетдин Мэржанинец Гарэбстанга сэфэре вакытында язылган сэяхэтнамэсенец жанр узенчэлеклэре // Фэнни Татарстан = Фэнни Татарстан. 2003. № 3/4. Б. 105-110.
86. Алиева Э.Х. Татар кулъязма сэяхэтнамэлэрнец текстологик узенчэлеклэре // Татар эдэбияты текстологиясе мэсьэлэлэре: (Урта гасырлар XX йез башы). Казан, 2006. Б. 50-54.
87. Алиева, 2011а Алиева Э. Хаж;намэлэр жанрыныц формалашуы Ьэм усеше // Эдэби мирас Ьэм текстология. Икенче чыгарылыш. Казан, 2011. Б. 3-16.
88. Ахунов Г. Мэгълуматлар доньясы, яки безгэ ни булды // Ватаным Татарстан. 1992. 29 май.
89. Эдэбият белеме сузлеге / Тез.-ред. А.Г.Эхмэдуллин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. 238 б.
90. Эдэбият белеме: Терминнар Ьэм тешенчэлэр сузлеге. Казан: Мэгариф, 2007. 231 б.ддиплэребез: биобиблиографик белешмэлек: 2 томда: 1 том / тез. Р.Н.Даутов, Р.Ф. Рахмани. Казан: Татар, кит. нэшр., 2009. Б. 71-73.
91. Эмирхан И. Иертэ безне язмышлар // Мэдэни ж;омга. 1999. 17 декабрь. дхмэтэцан М. Купкырлы калэм иясе // Килер бер кон. Казан: Татар, кит. нэшр., 1998, Б. 229-237.
92. Эхмэтщэнов М. Иблискэ ришвэт // Ватаным Татарстан. 2000. 9 июнь. Эхмэтщанов М. Халкым сине онытмас, Тэуфикъ туган // Мэдэни ж;омга. 2001. 10 август.
93. Батулла Р. Эсэрлэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 2007. Т. 2: Мэкалэлэр, сэяхэтнамэлэр. 2007. 431 б.
94. Бэдертдинова Л. МеИащфлэр эзеннэн йереп. //Мэгърифэт. 2000. 30 июнь. Гайнетдин М. Хакыйкать юлыннан (Эдэби тэнкыйть). Казан: Татар, кит. нэшр., 2001. 319 б.
95. Гайнуллин М. Кенчыгыш Ьэм татар эдэбияты // Совет эдэбияты. 1958. № 9. Б. 82-93.
96. Галиев Э. Йертэ безне язмышлар // Идел. 2001. №9. Б. 54-59. Галиуллин P.P. Татар эдэбиятында детективньщ эволюциясе. Казан: РИЦ «Школа», 2007. 160 б.
97. Галиуллин Т. Мохэммэт МэЬдиев йолдызлыгы. Роман-эссе // Казан утлары. 2012. №3.61-116 6.
98. Галиуллин Т. Уткэнецнэн гыйбрэт ал. / Т. Галиуллин // Дэгъва. Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. Б. 210-224.
99. Галлэмова Э. Кара болытларга кадалган хатлар // Идел. 1994. № 12. Б. 50-51. Гомэров И. 19 гасыр татар эдэбиятында сэяхэтнамэ жанры // Фэнни язмалар 2001. Казан, 2002. Б. 205-209.
100. Гомэров И. Г. Мэгърифэт ж;ырчысы: Гали Чокрыйныц тормыш Ьэм иж;ат сэхифэлэре. Казан: РИЦ «Школа», 2006. 144 б.
101. Госманов М. Жанрныц язмышы Ьэм яцаруы // Казан утлары. 2001. № 1. Б. 161-168.
102. Гыйлэж;ев А. Бар татарда асыл егетлэр / Эйди Т. Кардэшлэр кочагында. Казан: Аваз, 2000. Б. 375-381.
103. Гыйлээщев А. Куцел яктылыгын раслау // Мэдэни ж;омга. 1996. 26 гыйнвар. Гыйлэж;ев А. Татарньщ асыл улларынын, берсе: Тэуфикъ Эйдинен, тууына 60 ел // Ватаным Татарстан. 2001. 25 май.
104. Гыйлэж;ев А. Тэуфыйк Эйдигэ хатлар // Идел. 2002. № 5. Б. 40-43. Гыймадиев А. Ибне Батутаныц Идел буена сэяхэте // Татарстан. 1997. № 8. Б. 68-72.
105. Гыймадиев A.M. Татар сэяхэтнамэсе Иэм чит ил авторлары // Мирза Казем-бек и отечественное востоковедение: Докл. и сообщ. междунар. науч. конф. Казань, 2001. С. 233-235.
106. Даутов Р. Эдипнен; жыентыкларына керми калган эсэрлэреннэн берсе // Казан утлары. 1999. № 4. Б. 166-167.
107. Дэулэт Н. Халыкларны якынайта // ШэЬри Казан. 1995. 4 апрель. Закирщанов d.M. 3. Бигиевныц «Мавэраэннэ1гердэ сэяхэт» юлъязмасында милли яцарыш мэсьэлэлэре // Фэнни язмалар 2003. Казан, 2004. Б. 110-115.
108. Занидуллина Д.Ф., ИбраЬимов М.И., Эминева В.Р. Эдэби эсэргэ анализ ясау: Урта гомуми белем биру мэктэбе укучылары, укытучылар, педагогикаколледжлары Ьэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма. Казан: Мэгариф, 2005. 111 6.
109. Занидуллина Д.Ф., Йосыпова Н.М. XX гасыр татар эдэбияты тарихы: дэреслек. Казан: Казан университеты, 2011. Т. 2: XX йезнен, икенче яртысында татар эдэбияты. 198 б.
110. Зэйдулла Р. Кардэшлэр кочагына // Идел. 2000. № 5. Б. 41.
111. Исхакый Г. МавараэннэИердэ сэяхэт // Мирас. 1998. № 2. Б. 27-28.
112. Камалов, 1999а Камалов Б. Иллэр гизэрнец яца китабы // Ватаным Татарстан. 1999. 17 сентябрь.
113. Камалов, 19996 Камалов Б. Илгизэр калэм иясенец яца китабы // ШэЬри Казан. 1999. 15 октябрь.
114. Мэгъсум Нэжип улы Насыйбуллин / Тез. Ф. Галимуллин, Г. Ризванов. Казан, 1995. 72 б.
115. Мэхмутов М.И., Хэмзин К.З., Сэйфуллин Г.Ш. Гарэпчэ-татарча-русча алынмалар сузлеге. 2 томда. 2 т. Казан: Иман, 1993. 854 б.
116. Миначев М. Тозакта килеш. Тэуфикъ Эйди Ьэм татар гавамы // ШэЬри Казан. 2001. 27 июль.
117. Мщнегулов X. Гаяз Исхакыйныц Меселман Кенчыгышына сэяхэте // Гаяз Исхакыйныц мвЬаж;ирлектэге и^аты. Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. Б. 65-75.
118. Мщнегулов X. Бэхтияр эдип: ЗаЬир Бигиевнец тууына 130 ел. // Казан утлары. 2000. № 10. Б. 171-177.
119. Мщнегулов X Гаяз Исхакыйныц меселман кенчыгышына сэяхэте // Казан утлары. Казань. 2004. № 4. Б. 140-146.
120. Муллагалиев С. Кузлэремне ачты // Казан утлары. 1991. № 9. 148-149 б.
121. Мусин Ф. Детектив турында//Казан утлары. 1985. №10. Б. 164-182.
122. Мусин Ф.М. Кемеш кезге: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. 256 б.
123. Низамиев Р. Биеклектэ калу // Татарстан. 2001. № 10. Б. 58-59.
124. Рэмиев 3. Китапларда сэяхэтнамэлэр // Татар иле. 1999. № 44-45.
125. Рэхимова Б. Ул беренче иде // Казан утлары. 2004. № 6. Б. 163-169.
126. Рэхимова Б. Ул беренче иде // Мэдэни ж;омга. 2003. 7 март. Сэяхэтнамэлэр / тез. Мэрданов Р.Ф. Казан: «Милли китап» нэшрияты, 2011.84 6.
127. Синугыл д. Канлы тарих эзлэреннэн // Социалистик Татарстан. 1991. 31 май. Тавлин Г. Биек дуваллар артында // ШэЬри Казан. 1992. 31 гыйнвар. Татар эдэбияты тарихы. 6 томда. Т. 1. 1984. 567 б.
128. Татарстан Язучылар берлеге идарэсе. Тэуфикъ Эйди // Мэдэни ж;омга. 2001. 6 апрель.
129. Танирж;анов Г. Тарихтан эдэбиятка. Казан: Татар, кит. нэшр., 1979. 168 б. Тэуфикъ Эйди //ШэЬри Казан. 2001. 6 апрель. Б. 4. Т. Эйдигэ 50 яшь // Казан утлары. 1991. № 5. Б. 188.
130. ТвхфиХ. Язмышлар Ьэм ялгышлар // Казан утлары. 1991. № 9. Б. 149-150. Тукай Г. Эсэрлэр. 5 томда. Казан: Татар, кит. нэшр., Т. 5: Истэлеклэр. Юлъязмалар. Хатлар. Мэсэллэр Ьэм балалар ечен хикэялэр (1902-1913). 1986. 368 б.
131. Фэйзуллин Р. Эйдэуче: (Тэуфикъ Эйдинен, куптомлыклары чыгу уцаеннан) // Казан утлары. Казан. 2006. № 5. Б. 136-141.
132. Фэттах H. Узе булып калды // ШэЬри Казан. 1991. 14 май. Фэсхиев И. Миллэт ускэндэ усэр, миллэт яшэгэндэ яшэр.: ЗаЬир Бигиевнец тууына 130 ел. // Мэдэни щжга. 2000. 13 октябрь.
133. Фэхреддинев P.C. Болгар вэ Казан тереклэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1993. 287 б.
134. Халитов Я. Кызык Ьэм файдалы // ШэЬри Казан. 1995. 4 апрель. Хатипов Ф. Мелкэтебезне барлаганда // Мелкэтебезне барлаганда: Ижади портретлар, тэнкыйди-теоретик мэкалэлэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. 273 б.
135. Хафизов С.Х. XIX йезнец икенче яртысында татар прозасы: Югары мэктэплэрнен татар теле Ьэм эдэбияты булеге студентлары ечен уку ярдэмлеге итеп тэкъдим ителэ. Уфа, 1979. 79 с.
136. Хэбибуллина Ч. Миргазиян Юные маринист-эдип // Фэнни язмалар - 2002. Казан, 2003. Б. 163-166.
137. Хэмидуллин JI. Миллэтем дип янып яшэде // Гасырлар авазы. 2011. № 1/2. Б. 83-91.
138. Хэмидуллина А., Хэсэнова Ф. Ф. Хэзерге татар эдэбиятында XIX гасырныц сэяхэтнамэ жанры традициялэре // Milli тэсЬшэт / Татар дэулэт гуманитар институты; Татар тюркология мэркэзе. Казань. 2006. № 12. Б. 37-38.
139. Хисмэтуллин X. Сэяхэтнамэлэр / X. Хисмэтуллин // Борынгы татар эдэбияты. Казан, 1963. Б. 522-526.
140. Хисмэтуллина Р. Тэуфикъ Эйди, татар халкы Ьэм милли хэрэкэт // ШэЬри Казан. 2001. 1 июнь.
141. Хеснияр 3. Кытайлар безне белэме? // Мэйдан. 2006. № 7. Б. 95-97. Шэрипов d.M. XVIII йез эдэбиятыныц кайбер жанрлары (Сэяхэтнамэ Иэм васыятьнамэ) // Татар теле Ьэм эдэбияты. бнчы китап. Казан, 1977. Б. 98-106.
142. Эзлэнулэр, уйланулар, табышлар / Тез. А.К. Тимергалин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. 295 б.
143. КУШЫМТА Т. Эйдинец басылып чыккан язмалары
144. Перспективный был парень // Советская культура. 1975. 27 мая.
145. Сэхнэгэ мэзэк кирэкме? // Социалистик Татарстан. 1976. 11 март.
146. Игезэк Абдуллиннар // Казан утлары. 1976. № 8. Б. 122-128.
147. Ьаман куз алдында // Казан утлары. 1976. № 12. Б. 167-169.
148. Хезмэте сэхнэ курке // Казан утлары. 1976. № 12. Б. 162-167.
149. Былбыллар сайратучы // Казан утлары. 1977. № 8. Б. 134-141.
150. Бояфа. Мажаралы повесть // Казан утлары. 1978. № 7. Б. 4-73.
151. Гаделлек Ьэм ирек ж;ырчысы // Казан утлары. 1978. № 7. Б. 125-126.
152. Тылсымлы сурэтче // Казан утлары. 1979. № 3. Б. 114-121.
153. Заманныц кайнар сулышы // Социалистик Татарстан. 1979. 22 июнь.
154. Татар сэхнэсе // Татарстан яшьлэре. 1979. 26 июль.
155. Атомны йегэнлэуче // Казан утлары. 1979. № 8. Б. 143-150.
156. Якты эз // Казан утлары. 1979. № 8. Б. 179-180.
157. Тылмач кына тугел // Казан утлары. 1979. № 10. Б. 183-186.
158. Тел дигэн дэрья бар // Казан утлары. 1980. № 3. Б. 89-100.
159. Нинди матур син, денья // Кызыл тац. 1980. 15 август.
160. Хэрэкэтнец шигъри гузэллеге // Азат хатын. 1980. № 9. Б. 12-13.
161. Карацгылык патшасыныц сердэше. Очерк // Казан утлары. 1980. № 10. Б. 120-123.
162. О татарах живущих в Сибири // Вечерняя Казань. 1981. 10 марта.
163. Мэрзия ханым истэлеге // Казан утлары. 1981. № 7. Б. 119-123.
164. Аталар Ьэм уллар //Казан утлары. 1981. № 12. Б. 94-101.
165. Чулпан чэчзге кебек // Азат хатын. 1981. № 12. Б. 9-10.
166. Тансык булэк // Кызыл тац. 1982. 8 апрель.
167. Уз йезен саклап // Казан утлары. 1982. № 7. Б. 162-164.
168. Тылсымлы кеч. Очерк // Казан утлары. 1982. № 11. Б. 102-110.
169. Татар китабы тарихы // Социалистик Татарстан. 1983. 24 июль.
170. На радость людям // Знамя Труда. 1985. 23 июня.1Со
171. Мэскэудэ туган «хыял» // Социалистик Татарстан. 1985. 27 июль.
172. Дэверлэрне буйлап килэчэккэ // Казан утлары. 1986. № 3. Б. 162-170.30. ©метне аклаган калэм. А. Расихка 70 яшь // Казан утлары. 1986. № 9. Б 159-160.
173. Рожденный по необходимости // Лоомиц. 1986. №11.
174. Ямь // Азат хатын. 1987. № 2. Б. 16-18.
175. Ьенэрле Элэзэн // Казан утлары. 1986. № 9. Б. 116-124.
176. Асылташлар сере // Социалистик Татарстан. 1987. 22 январь.
177. И, кадерле як! // Казан утлары. 1987. № 3. Б. 87-93.
178. Заманнарга куелган Ьэйкэл // Казан утлары. 1987. № 5. Б. 182-188.
179. Китап Ьэм укучы // Социалистик Татарстан. 1987. 7-8 июль.
180. Дэртле, дэрманлы эдип. М.Хэсэновка 60 яшь // Казан утлары. 1987. №11 Б. 125.
181. Кардэш халыкларныц берсе // Татарстан яшьлэре. 1988. 7 июль.
182. Укытучы, матбугат эшчесе, язучы // Казан утлары. 1988. № 5. Б. 178.41. «Кызганычка каршы». // Социалистик Татарстан. 1988. 23 июль.
183. Сихри кеч // Казан утлары. 1988. № 8. Б. 100-108.
184. Укучы Ьэм китап // Татарстан яшьлэре. 1988. 28 август 4 сентябрь.
185. Эдэбиятыбыз компасы // Казан утлары. 1989. № 5. Б. 116-120.
186. Усэргэ мэйдан кирэк! // Татарстан яшьлэре. 1989. 4 июль.
187. Якты нурлар эзлэгез // Казан утлары. 1989. № 9. Б. 141-152.47. «Теркиядэ барысы да бар!» // Татарстан яшьлэре. 1989. 7 декабрь.
188. Елан угы. Роман // Казан утлары. 1990. № 4. Б. 12-85.
189. Елан угы. Роман // Казан утлары. 1990. № 5. Б. 12-87.
190. Елан угы. Роман // Казан утлары. 1990. № 6. Б. 58-128.
191. Уяну галэмэте // Татарстан яшьлэре. 1990. 20 октябрь.
192. Хакыйкатькэ яца адым // Казан утлары. 1990. № 10. Б. 131-140.
193. Габдерашит Ибрагим //Идель. 1991. № 1. С. 30-31.
194. Исэнме, Гагаузстан! // Казан утлары. 1991. № 5. Б. 110-133.
195. Теркиядэ ял итегез! // Татарстан яшьлэре. 1991. 21 февраль.
196. Ефэк юлы серлэре // ШэЬри Казан. 1991. 7 декабрь.
197. Тыелган исем Ьэм иж;ат // Казан утлары. 1992. № 2. Б. 172-173.
198. Огни духовности // Известия Татарстана. 1992. 18 июня.59. «Кэсеп итуче генэ морадына ж;итэ» // Ватаным Татарстан. 1992. 19 июнь.
199. Кученулэрдэ узгэреш // Казан утлары. 1992. № 8. Б. 87-90.
200. Дабружддан сэлам! // Ватаным Татарстан. 1992. 25 сентябрь.
201. Йертэ безне язмышлар. Сэяхэтнамэ // Казан утлары. 1992. № 11. Б. 78-119.
202. Яшерен васыять // ШэЬри Казан. 1992. 9 декабрь.
203. Кардэшлэребез авазы // ШэЬри Казан. 1993. 6 гыйнвар.
204. Килэчэккэ ©мет // Татарстан. 1993. № 2. Б. 87-90.
205. Теп дошманыгыз татармы? // Татарстан яшьлэре. 1993. 25 март.67. «Заман» деньяга килгэн яца тэрэзэ // Ватаным Татарстан. 1993. 31 июль.
206. Терек рухыныц кезгесе // Заман-Татарстан. 1993. № 7.
207. Рэшат Нури Гентэкин // Заман-Татарстан. 1993. № 7.
208. Илнец сееклесе // Заман-Татарстан. 1993. № 7.
209. Татарныц Равиле бар! // Заман-Татарстан. 1993. № 7.
210. Мехэммэт Гайнуллин // Казан утлары. 1993. № 8. Б. 87-90.
211. Хэзинэлэр уртак (Терек-татар багланышлары) // Казан утлары. 1993. №11. Б. 156-170.
212. Хэзинэлэр уртак (Терек-татар багланышлары) // Казан утлары. 1993. №12. Б. 160-167.
213. Пэйэми Сафа // Заман-Татарстан. 1993. № 8.
214. Теркиядэ мэгариф // Заман-Татарстан. 1993. № 8.
215. Тарихи вакыйга // Заман-Татарстан. 1993. № 8.
216. Сэет Фаикъ Абасыянык // Заман-Татарстан. 1993. № 9.
217. Нэж;ип Фазыл Кысакерэк // Заман-Татарстан. 1993. № 10.
218. Рэшат Гомэр Сэйфетдин // Заман-Татарстан. 1993. № 12.
219. Терки нигезне ныгытыйк// Заман-Татарстан. 1993. № 13.
220. Уйларыбыз уртак булсын // Казан утлары. 1994. № 1. Б. 185.
221. Улемсез исем // Казан утлары. 1994. № 2. Б. 147.84. «Ясэви» // «Заман». 1994. 11 март.
222. Байлар кайда ял итэ? // «Заман». 1994. 18 март.
223. Ah, туган каумем газиз! Эссе // Казан утлары. 1994. № 6. Б. 155-164.
224. Кардэшлэр кочагында. Сэяхэтнамэ // Казан утлары. 1994. № 8. Б. 39-105.
225. Теркия Беек миллэт мэядгесенэ // Заман-Татарстан. 1994. № 36.
226. МинЬаж; маж;аралары, яки Якты йолдыз нурында ялтырарга тырышуныц бер галэмэте // Татарстан хэбэрлэре. 1995. 20 гыйнвар.
227. Рухы сынмаган керэшче // Казан утлары. 1995. № 4. Б. 168-169.
228. Инкыйраз кезгесе // Казан утлары. 1995. № 4. Б. 182-189.
229. Татар китабын ни кетэ? // ШэЬри Казан. 1995. 9 июль.
230. Дустыбыз Мэхмэт Чавуш // Казан утлары. 1995. № 6. Б. 153-154.
231. Дуслыгыбызны ныгытучы // Заман-Татарстан. 1995. 12 август.
232. Кечкенэ дэ теш кенэ. Эстониягэ сэяхэт // Казан утлары. 1995. № 9. Б. 78-131.
233. Жрнгиз Дагж;ыга 75 яшь // Казан утлары. 1995. № 9. Б. 187-188.
234. Тарихлардан килгэн бергэлек // Мэдэни жомга. 1995. 15 сентябрь.
235. Нужно ли разжигать страсти? // Молодежь Татарстана. 1995. № 36.
236. Гыйбрэтле хезмэт // Татарстан. 1996. № 1. Б. 60-62.
237. Муса Акъегет Теркиядэ // Казан утлары. 1996. № 4. Б. 169-172.
238. Казан егете АКШта // Татарстан яшьлэре. 1996. 18 июнь.
239. Лукавство истине не поможеть // Татарские края. 1996. № 40.
240. Халкыбыз хакында яна суз // Казан утлары. 1997. № 1. Б. 170-177.
241. Биектау йолдызлары // Казан утлары. 1997. № 5. Б. 148-162.
242. Биектау урлзре // Татарстан. 1997. № 5. Б. 15-25.
243. Рухы сынмаган керэшче // Казан. 1997. № 5/6. Б. 86-88.
244. Рухы нык ургэ менэ // Казан утлары. 1997. № 6. Б. 175-185.
245. Файдалы багланыш // Татарстан. 1997. № 7. Б. 23-26.
246. Фэрит Габдерэхим // Татарстан. 1997. № 7. Б. 85.110. «Татарстан» татарлар ечен чыга // Татар иле. 1997. № 18.-4-!<оЪ
247. Ерактан кучтэнэч // Татар иле. 1998. № 2-3.
248. Жорж Сименон хакында кыскача // Татарстан. 1998. № 2. Б. 91.113. «Ьилял» нур сибэ // Ватаным Татарстан. 1998. 26 июнь.
249. Кайда рэхэт яшилэр? // Мэдэни жомга. 1998. 24 июль.
250. Себер узебезнеке // Казан утлары. 1998. №7. Б.123-134.
251. ЯЪуд бэхете // Мэдэни жомга. 1998. 7 август.
252. Табигатьтэ тигезлек юк//Мэдэни жомга. 1998. 14 август.
253. Халыкара эдэби премиялэр яисэ безгэ тэтемэгэн булэклэр // Идел. 1998. №11. Б.70-71.
254. Ьавадагы торнадан кулдагы тургай яхшырак // Татар иле. 1998. № 28.120. 0мет бары узебездэ // Мэдэни жомга. 1999. 23 июнь.
255. Татарча сейлэшэбезме? Дересен язабызмы? // Мэдэни жомга. 1999. 12 февраль.
256. Эйди Т., Сибат Р. Туксанынчы еллар эдэбияты (Анкетага жаваплар) // Казан утлары. 1999. № 2. Б. 156-161.
257. Y3 жырыбыз узэктэ // Казан утлары. 1999. № 6. Б. 118-125.
258. Куркумы? Ацламаумы? // Мэдэни жомга. 2000. 21 гыйнвар.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.