Трагедия в стихах в татарской драматургии: зарождение и развитие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Шаехов, Ленар Миннемохимович

  • Шаехов, Ленар Миннемохимович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 191
Шаехов, Ленар Миннемохимович. Трагедия в стихах в татарской драматургии: зарождение и развитие: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Казань. 2012. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шаехов, Ленар Миннемохимович

Введение.

Глава первая. Татарская трагедия в стихах в контексте жанра в мировой литературе.

Глава вторая. Татарские трагедии в стихах, основанные на религиозных сюжетах, мифах и легендах.

Глава третья. Татарские трагедии в стихах, отображающие историю татарского народа и образы его исторических личностей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трагедия в стихах в татарской драматургии: зарождение и развитие»

Общественно-политические преобразования, начавшиеся в конце XIX -начале XX века в России (отмена крепостного права в 1861 году, первая русская революция в 1905-1907 годах и т.д.), широкое распространение среди татарского народа просветительского движения, связанного с именами прогрессивно мыслящей передовой интеллигенции: Ш.Марджани, К.Насыри, Х.Фаизханова, Р.Фахретдинова и других, привели к консолидации и формированию единой татарской нации и изменению текущего культурного и литературного процесса. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения в национальном самосознании татарского народа и его интенсивное развитие.

Татарская интеллигенция горит желанием вывести татарскую культуру и литературу на мировой уровень. В связи с этим усиливается интерес к изучению, наряду с восточной литературой, и литератур других народов, в частности, русской и европейской. Татарские писатели осваивают новые жанры, бывшие до сих пор не характерными для татарской литературы. Новая ступень просветительского движения - джадидизм также способствует серьезным преобразованиям в татарской общественной жизни, которые происходят в условиях жесткой борьбы таких противостояний, как застой и прогресс, старое и новое. Именно в этот кризисный период возникает новая самостоятельная отрасль литературы - татарская драматургия, театральное искусство1.

Таким образом, возникновение в татарской литературе драматургии обусловлено коренными преобразованиями, происходившими в стране, в жизни народа, связано с изменениями в мировоззрении интеллигенции,

1 Арсланов М.Г. Тылсым. Татар театры: режиссёрлар Ьэм драматурглар. Казан: Мэгариф, 2008.210 6. которая хотела видеть свою нацию передовой среди других народов. Конечно, национальная драматургия возникла не на пустом месте. Для этого были все предпосылки. Татарская литература, сформировавшаяся на базе устного народного творчества, обрядах и фольклорных играх, на эпической поэзии (кыйсса, эпос, дастан, роман в стихах), была уже готова в своем развитии к принятию такой сложной формы, как драматургия, и к созданию произведений этого жанра в своей тюрко-татарской мусульманской среде.

На татарском литературном поприще один за другим появились такие драматургические жанры, как драма, комедия, трагедия. Резкий рост национального самосознания татарского народа (последняя четверть XIX века) находит свое отражение в жанре драмы, конкретнее - мелодрамы (произведения Г.Ильяси, Ф.Халиди, М.эль-Казани, Я.Вали, Г.Камала, Г.Исхаки), а начало интенсивного национального прогресса (начало XX века) рождает жанр комедии (Г.Камал, Г.Исхаки, И.Богданов), позже - трагедии (Г.Исхаки, Ф.Бурнаш). По мнению В.Белинского, «драматическая поэзия является у народа уже с созревшею цивилизаъ^иею, в эпоху пышного цвета его исторического развития»1, что и происходит с татарской нацией.

В литературе усиливается стремление с помощью новых жанровых форм противостоять укоренившимся в течение веков консервативным порядкам, воспитывать его и просвещать. В первых сценических произведениях поднимаются проблемы свободы личности, особенно положение женщины в обществе, проблема создания семьи, основанной на добровольном взаимном согласии, любви и уважении.

Правда, из всех литературных жанров к трагедии татарская драматургия обращается в последнюю очередь. Это связано со сложностью формы и содержания этого жанра, сюжета, строящегося на непримиримом конфликте, а также с такими специфическими особенностями, как трагический герой, трагическая ошибка, трагический пафос.

1 Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3 т. М.: ОГИЗ. 1948. Т. 2. С. 57.

Возникшая в начале XX века татарская трагедия развивается в двух формах - стихотворной и прозаической. Так, первые произведения в жанре трагедии - пьеса Г.Исхаки «Зулейха» (1912) написана прозой, а пьеса Ф.Бурнаша «Тагир и Зухра» (1917-1918) имеет стихотворную форму.

Представленная работа - первое монографическое исследование, посвященное целостному и комплексному исследованию татарской трагедии в стихах. В этом заключается актуальность работы.

Работ, посвященных исследованию путей развития и современного состояния жанра трагедии в стихотворной форме, практически не существует, если не учитывать упоминания об этом в трудах, посвященных изучению творчества отдельных писателей. Это является недостающим звеном в исследовании татарской драматургии, которую необходимо воссоздать.

Степень разработанности темы. Жанр трагедии в мировой литературе имеет древнюю историю. Изначально он возник в стихотворной форме и «до XIX столетия трагедия - это по преимуществу высокий поэтический жанр»1. Правда, как правило, жанр трагедии писатели использовали намного реже, чем драму или комедию. Так как трагедия строится на сложном сюжете, и в ней поднимаются общечеловеческие проблемы глобального масштаба, национальные проблемы, основанные на глубоко трагических, философских, политических, общественных и исторических противоречиях.

Жанр трагедии в мировом и русском литературоведении изучен довольно основательно. Первые научные исследования в этой области начались еще в Древней Греции. Например, хорошо известен трактат Аристотеля «Поэтика», в котором одна из двух глав посвящена жанру трагедии и произведениям древнегреческих трагиков. Жанр трагедии рассматривается также в работах многих зарубежных ученых и в XX веке - Х.К.Балдри, Дж.Р.Грина, О.Теплина, Д.Уайлза, П.Пави и других, российских ученых - И.Ф.Анненского, Н.Г.Бояджиева, В.Волькенштейна, М.Ю.Давыдовой, И.А.Елисеева,

1 Хализев В Е Теория литературы: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2004. С. 84.

Д.В.Михалевского, С.А.Ошерова, Ф.А.Петровского, Л.Г.Поляковой, С.И.Радцига, Ю.В.Стенника, Н.Д.Тамарченко, В.Е.Хализева, В.Н.Ярхо и других.

В татарском литературоведении эта проблема изучена слабо. Долгое время единственной работой, посвященной жанру трагедии, оставалась монография театроведа Х.Махмутова «Жанр трагедии в татарской драматургии»1. Этот труд нуждайся в обновлении и переосмыслении с точки зрения современного литературоведения, так как создан в соответствии с требованиями социалистического реализма, и в нем освещен в основном только начальный этап развития жанра трагедии в татарской литературе. В последние годы жанр трагедии в татарской драматургии рассматривается в научных исследованиях литературоведа А.Закирзянова (статьи «Татарская

2 3 трагедия» и «Жанр трагедии в современной татарской драматургии» , а также статья о жанре трагедии в «Словаре литературоведческих терминов и понятий»4). Все другие опубликованные на сегодняшний день работы татарских литературоведов: М.Арсланова, А.Ахмадуллина, М.Гайнутдинова, Ф.Галимуллина, Т.Галиуллина, Б.Гиззата, Х.Госмана, А.Даутова, Д.Загидуллиной, Р.Зариповой, Р.Игламова, Р.Мустафина, Г.Рахима, М.Хабутдиновой, Х.Хайри, Н.Ханзафарова, Р.Харрасовой, Ф.Хатипова, Н.Юзиева, А.Яхина и других рассматривают отдельные произведения, написанные в жанре трагедии или содержат лишь упоминания о некоторых проблемах жанра в творчестве конкретных писателей. Обобщающих работ, посвященных изучению трагедии именно в стихах, в татарском литературоведении на данный момент нет.

1 Мэхмутов h К Татар драматургиясендэ трагедия жанры. Казан: Казан ун-ты нэшр., 1965. 1116.

2 Закирщанов Э Татар трагедиясе // Казан утлары. 2010. №3. 138-144 б.

3 Закирэщанов Э Рухи таяныч: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 2011. 59-67 б.

4 Эдэбият белеме: терминнар Ьэм тешенчэлэр сузлеге. Казан: Мэгариф, 2007. 188-190 б.

Цель данной работы: восполнить одно из недостающих звеньев в исследовании развития татарской литературы и определить условия возникновения, пути развития и современное состояние жанра трагедии в стихотворной форме в татарской драматургии как составной части мирового и национального литературного процесса.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- выявить характерные особенности жанра трагедии, изложенные в научных трудах на татарском, русском и иностранных языках, и выделить существенные отличительные признаки жанра трагедии в стихах;

- рассмотреть историю возникновения и развития жанра трагедии в стихотворной форме в мировой литературе (творчество античных трагиков);

- изучить историю развития жанра трагедии в европейской, русской литературе и выявить предпосылки для возникновения этого жанра в татарской литературе;

- провести всесторонний комплексный анализ всех созданных в татарской драматургии до настоящего времени произведений в жанре трагедии в стихах с учетом достижений современного литературоведения;

- определить состояние развития в татарской драматургии жанра трагедии в стихах, его основные особенности и наметить перспективы дальнейших исследований в этой области.

Объектом изучения являются двенадцать трагедий в стихах татарских писателей, написанных в промежутке 1917-2003 годов: Ф.Бурнаш «Тагир и Зухра» (1917-1918), Х.Такташ «Трагедия сыновей земли» (1921), К.Тинчурин «Ропот» (1922-1923), С.Шакуров «Зухра-звезда» (1968), А.Баян «Золотой кашбау» (1980-1986) и «Черная птица» (1989-1991), Г.Рахим «Молния среди ясного дня» (1983-1985), И.Юзеев «Последняя ночь» (1968-1972), «Улетела из клетки мироздания» (1980-1991), «Встреча с вечностью» (1982), «Душа» (1995-2001) и «Влюбленные конца света» (2003).

Предмет исследования составляют установленные в результате анализа перечисленных произведений пути развития и особенности жанра трагедии в стихах в татарской драматургии.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринято комплексное всестороннее исследование становления и путей развития одного из древнейших жанров мировой литературы - трагедии в стихах в татарской драматургии. Кроме того, впервые в данной работе по-новому, исходя из достижений современной литературоведческой науки, проанализированы абсолютно все существующие в татарской драматургии произведения, написанные в жанре трагедии в стихах.

Теоретико-методологическую основу работы составляют труды зарубежных, российских и татарских ученых, посвященные исследованию древнегреческой и римской, европейской и русской трагедии, отдельным татарским образцам жанра. Она складывается как из общего диалектического метода, так и специальных - логического, исторического, системно-структурного, сравнительного и других методов познания. В диссертации применялись также социологические методы анализа эмпирических данных, в частности, функционально-типологический анализ жанра трагедии.

Научно-практическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в изысканиях в области татарской драматургии, в частности, трагедии, а также в качестве специального курса по драматургии, преподаваемого в высших учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предпосылками для возникновения жанра трагедии являются: достаточно высокий уровень национальной культуры, наличие крупного культурного центра, находящегося на вершине своего исторического развития, подъем национального самосознания, общественно-политические преобразования, направленные на обновление жизни общества, наличие подготовленных писательских кадров.

2. Возникновение и развитие жанра трагедии в стихах в татарской драматургии является неотъемлемой частью мирового и национального литературного процесса.

3. Татарские трагедии в стихах условно делятся на две группы: 1) произведения, основанные на религиозных сюжетах, мифах и легендах; 2) произведения, отображающие историю татарского народа и образы его исторических личностей;

4. Произведения первой группы были написаны после Октябрьской революции 1917 года до установления в стране сталинского режима, а создание трагедий второй группы обусловливается повышенным вниманием к истории татарского народа и его историческим личностям в годы демократических преобразований в конце прошлого века.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в докладах на научных конференциях: 1) «Новый взгляд из XXI века: трагедия «Тагир и Зухра» Ф.Бурнаша» (научно-итоговая конференция факультета татарской филологии и истории Казанского государственного университета, 2008); 2) «Трагедия «Душа» И.Юзеева: художественное оформление произведения» (международная научная конференция «Татарская культура в контексте европейской цивилизации», Казань, 2009); 3) «Скрытое содержание в трагедии «Ропот» К.Тинчурина» (научно-итоговая конференция факультета татарской филологии и истории Казанского государственного университета, 2009); 4) «Художественное оформление трагедий И.Юзеева «Последняя ночь» и «Улетела из клетки мироздания» (Всероссийская научно-практическая конференция «Особенности реализации стандартов второго поколения в системе начального и среднего общего образования», Стерлитамак, 2010); 5) «Образ Тукая в татарских трагедиях в стихах» (международная научно-практическая конференция «Наследие Габдуллы Тукая и национально-культурные взаимосвязи», посвященная 125-летию со дня рождения Г.Тукая, Казань, 2011); 6) «Если сумеешь услышать, и камень сможет рассказать» (региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Хаковские чтения -2011»),

Основное содержание диссертационной работы изложено в 13 статьях (в том числе 1 статья в издании, утвержденном ВАК Министерства образования и науки РФ).

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Шаехов, Ленар Миннемохимович

Заключение

В данной диссертационной работе рассмотрено, где, когда и при каких условиях возник жанр трагедии (античные трагедии) и пути его развития в мировой литературе (русской и европейской). Учитывая опыт мировой литературы, установлены условия возникновения жанра трагедии в татарской литературе. По результатам исследования тематики, проблематики, сюжетов произведений татарских писателей с точки зрения современного литературоведения определены пути развития жанра татарской трагедии в стихах.

Всего в данной работе проанализировано двенадцать трагедий в стихах, условно разделенных на две группы: произведения, основанные на религиозных сюжетах, мифах и легендах; и произведения, изображающие историю татарского народа и его исторических личностей. Кроме того, на основе различных научных источников определены основные особенности, признаки, разновидности и т.д. жанра трагедии и сформировано определение термина «трагедии в стихах».

Правда, для возникновения жанра трагедии в литературе того или иного народа, в первую очередь, необходимо, чтобы у этого народа развитие культуры было на достаточно высоком уровне, чтобы он имел крупный культурный центр, переживал национальный подъем и «крушение великой целостности1», то есть чтобы старое себя изжило, новое вышло на арену.

С этой точки зрения, для возникновения татарской трагедии были созданы все условия. Во-первых, для возникновения жанра трагедии имеется прочная основа - сформированная в течение веков устное народное творчество, эпическая поэзия. Во-вторых, в начале XX века татарский народ переживает

1 См.: Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX - XX вв. М.: РГГУ, 2001. С. 34. большой национальный подъем. В-третьих, схоластическая, консервативная система восприятия мира разрушается, новое поколение с современными взглядами несет обновление, отрицая невежественность и, как следствие этого, духовное рабство. В-четвертых, очень сильное влияние на процесс формирования татарской трагедии оказывают русские и европейские трагедии. В результате были созданы первые татарские трагедии (Г.Исхаки, Ф.Бурнаш).

В течение XX века татарская трагедия (хотя и с некоторыми перебоями во времени) получает развитие в стихотворной и прозаической форме. Что касается стихотворной формы трагедии, то она сначала в 20-е годы XX века начинает активизироваться, но уже с конца 30-х годов в результате начавшихся репрессий, уничтожения религиозных деятелей и творческой интеллигенции, смерти Х.Такташа в молодом возрасте, гибели в сталинских лагерях Ф.Бурнаша и К.Тинчурина, приводит к тому, что традиции трагедии на полвека исчезают с арены татарской литературы. Вместе с первыми татарскими трагиками исчезает и школа, которую они начали формировать.

Великая Отечественная война, тяжелые послевоенные годы сплачивают все нации, живущие на территории СССР, весь народ поднимается на борьбу с бедствием, обрушившимся на страну. В эти годы трагедии практически не создаются. Имеются только пять трагедий Наки Исанбета, написанные в прозаической форме.

Жанр трагедии в стихах возвращается в татарскую драматургию только в 70-е годы XX века, после «хрущевской оттепели», за счет новых писательских кадров и в 80-90-е годы переживает заметный подъем в своем развитии. Если в период, когда жанр трагедии только возник в татарской литературе, трагедии в стихах были основаны на религиозных сюжетах, мифах и легендах, то на втором этапе развития на литературном поприще появились произведения, посвященные истории татарского народа и его историческим личностям. Причина - усиление внимания к истории татарского народа, его историческим личностям; писатели, ученые, общественные деятели начинают серьезно изучать историческое прошлое своего народа.

В последние годы, правда, наблюдается некоторая вялость в развитии жанра трагедии. Видимо, это объясняется тем, что читатели и зрители больше предпочитают такие жанры, как комедия, музыкальная драма. К тому же происходящий в мире процесс глобализации, улучшение условий жизни, изменение образа мышления людей также оказывает свое влияние.

В результате проведенного диссертационного исследования получены следующие выводы:

- жанр трагедии возникает у народа с высокоразвитой культурой, в пик подъема его национального самосознания и исторического развития;

- в начале XX века в татарской литературе возникла новая литературная форма - драматургия, вместе с тем и трагедия, появлению которой способствовало изучение, наряду с восточной, русской и европейской культуры, освоение татарскими писателями новых видов творчества;

- татарскую трагедию в стихах представляет творчество писателей и поэтов Ф.Бурнаша, Х.Такташа, К.Тинчурина, С.Шакурова, И.Юзеева, А.Баяна, Г.Рахима;

- татарские трагедии в стихах, основанные на религиозных сюжетах, мифах и легендах, отвечают основным требованиям античной трагедии: стихотворная форма, сюжеты, основанные на древних мифах, легендах и эпической поэзии;

- татарские трагедии в стиха>, посвященные истории татарского народа и его историческим личностям, представляют важную национальную и историческую значимость;

- И.Юзеев - самый плодотворно работавший писатель в жанре трагедии в стихах, и поднявший этот жанр в татарской драматургии на несколько ступеней выше;

- возникновение и развитие жанра трагедии в стихах в татарской драматургии является неотъемлемой частью мирового и национального литературного процесса.

Как видим, татарская трагедия в стихах, начавшаяся с сюжетов, основанных на религии, мифах и легендах, в 80-е годы прошлого столетия принимает национальный характер и начинает развиваться именно в этом направлении. В результате беззаветного труда наших преданных своей нации поэтов создаются произведения, описывающие героическую историю татарского народа и героические трагические судьбы его исторических личностей. Следовательно, татарская трагедия в стихах является неотъемлемой частью большого литературного наследия - татарской трагедии.

При обсуждении вопросов, касающихся татарской трагедии в стихах, особого внимания заслуживает творчество народного поэта РТ Ильдара Юзеева. Среди проанализированных в данной работе двенадцати произведений пять принадлежат именно ему. Основная отличительная черта творчества поэта - создание бессмертных образов татарских исторических личностей, национальных героев, горевших общими идеалами и переживших общую трагическую судьбу.

Первые шаги в исследовании путей развития жанра трагедии в татарской драматургии уже сделаны. В дальнейших исследованиях в этом направлении необходимо рассмотреть татарские трагедии, написанные в прозаической форме, с привлечением тех результатов, которые получены в данном диссертационном исследовании, и таким образом восполнить недостающее звено в комплексном исследовании жанра трагедии в татарской драматургии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шаехов, Ленар Миннемохимович, 2012 год

1. Баян Э. Каракош // Баян Э. Сайланма эсэрлэр: 5 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 2 т. 306-349 б.

2. Баян Э. Алтын кашбау // Баян Э. Сайланма эсэрлэр: 5 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 3 т. 7-64 б.

3. Бурнаш Ф. ТаИир-ЗеЬрэ // Бурнаш Ф. Сайланма эсэрлэр: 2 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1959. 2 т. 5-98 б.

4. Рэхим Г. Аяз конне яшен // Рэхим Г. Сайланма эсэрлэр: 2 т./ кереш суз авт. С.Хэким. Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. 2 т.: поэзия. 270-312 б.

5. Такташ Ь. Ж^ир уллары трагедиясе // Такташ Ь.Х. Эсэрлэр: 3 т. Тезэт. Ьэм тулыл. 2 нче басма. Казан: Татар, кит. нэшр., 2010. 1 т.: шигырьлэр Ьэм поэмалар / томны тез., текст., иск. Ьэм ан,л. эзерл. Н.Садыйкова; кереш суз авт. Р.Гаташ. 27-69 б.

6. Тинчурин К. Зар // Тинчурин К. Эсэрлэр: 3 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. 1 т.: драмалар Ьэм комедиялэр / томны тез., кереш суз авт. Иэм иск. эзерл. Б.Гыйззэт. 412-506 6.

7. Шэкуров С. ЗоЬрэ йолдыз: трагедия 8 куренештэ. Казан: Татар, кит. нэшр., 1968. 112 б.

8. Юзеев И. Ахырзаман гашыйклары // Ян,а татар пьесасы: альманах. Казан: Идел-Пресс, 2004. 1 кисэк. 398-435 б.

9. Юзеев И. Бэгырь // Юзеев И. Сайланма эсэрлэр: 5 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 4 т. 380-415 б.

10. Юзеев И. Мэцгелек белэн очрашу // Юзеев И. Сайланма эсэрлэр: 5 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 3 т. 309-374 б.

11. Юзеев И. Очты денья читлегеннэн // Юзеев И. Сайланма эсэрлэр: 5 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 3 т. 260-308 б.

12. Юзеев И. Соцгы тен // Юзеев И. Сайланма эсэрлзр: 5 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 4 т. 322-379 б.1. Научная литература1. Словари1. На немецком языке:

13. Neues grosses Lexikon in Farbe. Koeln: Buch und Zeit Verlagsgesellschaft mbH, 2004. 960 S.1. На русском языке:

14. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 320 с.

15. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева; редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.

16. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н.Николюкина; Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2003. 1600 стб.

17. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия: Рипол классик, 2005. 1456 с.

18. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. 504 с.

19. Русско-татарский словарь: ок. 47000 слов / Э.М.Ахунзянов, Р.С.Газизов, Ф.А.Ганиев и др.; под ред. Ф.А.Ганиева. М.: Рус. яз., 1984. 736 с.

20. Татарская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Х.Хасанов, ответ, ред. Г.С.Сабирзянов. Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2005. Т. 2: Г-Й. 656 с.

21. Татарско-русский словарь: в 2 т. Казань: Магариф, 2007. Т. 1 (А-Л). 726с.

22. Татарско-русский словарь: в 2-х т. Казань: Магариф, 2007. Т. 2 (М-Я). 728 с.1. На татарском языке:

23. Эдэбият белеме: терминнар Ьэм тешенчэлэр сузлеге. Казан: Мэгариф, 2007.231 б.

24. Эдэбият белеме сузлеге / тез.-ред. А.Г.Эхмэдуллин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. 238 б.

25. Миллият сузлеге: ацлатмалы сузлек. Казан: Мэгариф, 2007. 575 б.

26. Синонимнар сузлеге / тез.-авт. Ш.С.Ханбикова, Ф.С.Сафиуллина. Казан: Хэтер, 1999. 256 б.

27. Татар теленец ацлатмалы сузлеге: 3 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1977. 1 т. 476 б.

28. Татар теленец ацлатмалы сузлеге: 3 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1979. 2 т. 726 б.

29. Татар теленец ацлатмалы сузлеге: 3 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1981. 3 т. 832 б.

30. Татар энциклопедия сузлеге / баш мехэррир М.Х.Хэсэнев; я^аваплы мехэррир Г.С.Сабиржднов. Казан: TP ФА Татар энциклопедиясе институты, 2002. 830 б.

31. Урманче Ф.И. Татар мифологиясе. Энциклопедик сузлек: 3 т. Казан: Мэгариф, 2008. 1 т. (А-Г). 303 б.

32. Урманче Ф.И. Татар мифологиясе. Энциклопедик сузлек: 3 т. Казан: Мэгариф, 2009. 2 т. (Д-С). 343 б.

33. Научно-теоретическая литература1. На английском языке:

34. Вaldry Н.С. The Greek Tragic Theatre. New York: W.W. Norton & Company, Inc.,1971. 143 p.

35. Green J.R. Theatre in Ancient Greek Society. London & New York: Routledge, 1994. 234 p.1. На русском языке:

36. Анненский И.Ф. История античной драмы: курс лекций. СПб.: Гиперион, 2003. 416 с.

37. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. 224 с.

38. Ахмадиев Р.Б. Современная башкирская драматургия (природа конфликта и многообразие жанровых форм): автореферат дис. на соиск. уч. ст. док. филол. наук. Уфа, 2003. - 66 с.

39. Ахмадуллин А.Г. Горизонты татарской драмы: статьи. Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. 216 с.

40. Ахмадуллин А. Татарская драматургия: истоки и формирование социалистического реализма. М.: Наука, 1983. 264 с.

41. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3 т. М.: ОГИЗ, 1948. Т. 2.: статьи и рецензии (1841-1845). 931 с.

42. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения (Италия, Испания, Англия). Л.: Искусство, . 973. 471 с.

43. Волькенштейн В. Драматургия. Изд. исп. и доп. М.: Советский писатель, 1960. 338 с.

44. Гайнутдинов М.В. Татарская литература зыбких времен (1917-1929 гг.). Казань: Экоцентр, 2001. 135 с.

45. Греческая трагедия: Эсхил. Софокл. Эврипид. М.: Государственное изд-во художественной лит-ры, 1950. 751 с.

46. Есин А.Б. Приципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. 9-е изд. М.: Флинта: Наука, 2008. 248 с.

47. Заббарова Л.М. Татарские театральные коллективы в ТАССР: 1930-е гг. Казань: Татар, кн. изд-во, 2011. 150 с.

48. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа Х1Х-ХХ вв. / отв. ред. М.Ю.Давыдова. М.: РГГУ, 2001. 436 с.

49. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна; перевод с англ. М.: БММ АО, 1999. 582 с.

50. Кильмухаметов Т.А. Драматургия Мустая Карима (своеобразие жанровой эволюции). Уфа: Башк. кн. изд-во, 1979. - 224 с.

51. Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы: драма и действие. Л.: ЛГИТМиК, 1976. 159 с.

52. Миннегулов Х.Ю. Записи разных лет (Татарская литература: история, поэтика и взаимосвязи). Казань: Идел-Пресс, 2010. 407 с.

53. Миннегулов Х.Ю. Татарская литература и Восточная классика (Вопросы взаимосвязей и поэтики): монография. Казань: изд-во КГУ, 1993. 384 с.

54. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция / А.И.Немировский. М.: Мир книги, Литература, 2006. 496 с.

55. Михалевский Д.В. Неизвестная античность. Великий миф о великой трагедии. СПб.: Алетейя, 2005. 320 с.

56. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1.: литературные памятники / сост., редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьяна; пер. с нем. 832 с.

57. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Сер.: Классика. М.: Лист Нью, 2004. 544 с.

58. Рамазанов Г. Размышляя о современности и вечности. // Дружба народов. 1986. № 11. С. 266-267.

59. Репертуар Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала (1906-2006) / сост. И.Илялова. Казань: Татар, кн. изд-во, 2006. 64 с.

60. Сенека Л.А. Трагедии. М.: Наука, 1983. 431 с.

61. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: эпоха классицизма. Д.: Наука, 1982. 167 с.

62. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.

63. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д.Тамарченко. Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.

64. Торшин A.A. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. 256 с.

65. Хабутдинова М.М. Проблема личности в творчестве Хади Такташа: автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Казань, 1998. - 19 с.

66. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2004. 405 с.

67. Шамов С.Ш. Салих Сайдашев. Драма жизни / сост. Л.М.Шаехов; предисл. Ш.Монасыпова. Казань: Татар, кн. изд-во, 2010. 255 с.

68. Ярхо В.Н. Трагедия / Древнегреческая литература: собрание трудов. Сер.: Античное наследие. М.: Лабиринт, 2000. 352 с.1. На татарском языке:

69. Ал яулык, зэцгэр шэл: татар совет эдэбияты: 20-30 нчы еллар драматургиясе. Казан: Мэгариф, 2005. 351 б.

70. Арсланов М.Г. Тылсым. Татар театры: режиссерлар Ьэм драматурглар. Казан: Мэгариф, 2008. 287 б.

71. Эдэбият теориясенэ кереш: урта мэктэпнец тел-эдэбият укытучылары очен кулланма. Казан: Татар, кит. нэшр., 1987. 303 б.

72. Эдиплэребез: биобиблиографик белешмэлек: 2 т./ тоз. Р.Н.Даутов, Р.Ф.Рахмани. Казан: Татар, кит. нэшр., 2009. 1 т. 751 б.

73. Эдиплэребез: биобиблиографии белешмэлек: 2 т./ тез. Р.Н.Даутов, Р.Ф.Рахмани. Казан: Татар, кит. нэшр., 2009. 2 т. 735 б.

74. Эхмэдуллин А.Г. Дереслеккэ иренгу юлында: мэкалэлэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 1993. 255 б.

75. Эхмэдуллин А.Г. Куцеллэрне уятыр: хэзерге татар драматургиясе: монография. Казан: Мэгариф, 2007. 223 б.

76. Эхмэдуллин А. Офыклар кицэйгэндэ: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 239 б.

77. Эхмэдуллин А. Сэхнэ эдэбияты Ьэм тормыш: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1980. 304 б.

78. Эхмэдуллин А. Фэтхи Бурнаш. Казан: Татар, кит. нэшр., 1967. 176 б.

79. Эхмэдуллин А. Фэтхи Бурнаш: и жаты Ьэм тормыш юлы турында очерк. Тулыл. 2 нче басма. Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. 176 б.

80. Эхмэт^ан М. Тормыш мизгеллэре. Казан: ТаРИХ, 2002. 444 б.

81. Бакиров М.Х. Татар фольклоры: югары уку йортлары очен дэреслек. Казан: Мэгариф, 2008. 359 б.

82. Бэйрэмова Ф. Мишэрнен, беек улы: фэнни-публицистик язмалар, драматургия. Казан: Аяз, 2001. 144 б.

83. Бурнаш Ф. Сайланма эсэрлэр: 2 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1959. 1 т./ кереш мэкалэ авт. Б.Гыйззэт. 278 б.

84. Бурнаш Ф. Сайланма эсэрлэр: 2 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1959. 2 т. 300 б.

85. Габдулла Тукай: тормыш Ьэм иж;ат елъязмасы. Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. 271 б.

86. Гайнетдин М. Хакыйкать юлыннан: эдэби тэнкыйть. Казан: Татар, кит. нэшр., 2001. 319 6.

87. Гали Г. Зар // Кызыл Татарстан. 1924. 29 май.

88. Галиэсгар Камал исемендэге Татар дэулэт академия театры. Йез ел: 2 т. Казан: Заман Татар, кит. нэшр., 2009. 1 т.: спектакльлэр. 568 б.

89. Галиэсгар Камал исемендэге Татар дэулэт академия театры. Йез ел: 2 т. Казан: Заман Татар, кит. нэшр., 2009. 2 т. 368 б.

90. Галимуллин Ф. Эле без туганчы.: 1920-1930 еллар эдэби хэрэкэтенэ бер карані. Казан: Татар, кит. нэшр., 2001. 320 б.

91. Галимуллин Ф. Офыкларны алдан куреп: тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. 200 б.

92. Галимуллин Ф. Тэрэзэдэн якты беркелэ. // Мирас. 1997. № 12. 43-47б.

93. Галиуллин Т. Безнец тормыш узе ^ыр: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1982. 152 б.

94. Галиуллин Т. Гомер учагы: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. 208 б.

95. Галиуллин Т.Н. Дэвамлылык: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1987. 168 б.

96. Галиуллин Т. ИлЬам чишмэлэре: монография. Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. 365 б.

97. Галиуллин Т. Шагыйрьлэр Ьэм шигырьлэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 1985.208 б.

98. Галиуллин Т.Н. Шигърият баскычлары: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Мэгариф, 2002. 231 б.

99. Галиуллин Т.Н. Яктылык: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / кереш суз авт. Д.ЗаЬидуллина. Казан: Татар, кит. нэшр., 2011. 319 б.

100. Галиуллин Т. Яца урлэр яулаганда. Казан: Татар, кит. нэшр., 1972. 152б.

101. Госман X. Егерменче еллар да татар поэзиясе. Казан: Казан универ. нэшр., 1964. 397 б.

102. Госман X. Шигърият гомере. Казан: Татар, кит. нэшр., 1978. 208 б.

103. Даутов А.И. Илдар Юзеев шигъриятендэ романтизм. Казан: «ИНТЕЛПРЕСС» нэшр., 2002. 152 б.

104. Жрлэлиева М.Ш. Эдэбиятта тойгы катламнары: укытучылар, педагогика колледжлары Ьэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма. Мэгариф, 2005. 111 6.

105. Жрлэлиева М.Ш. Эдэбиятыбызныц ж;ырлы чишмэлэре. Мэгариф, 2001. 128 6.

106. Ж^элил М.М. Эсэрлэр: 5 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. 1 т.: шигырьлэр (1921-1941) / кереш суз авт. Р.Э.Мостафин. 431 б.

107. Ж^элил М.М. Эсэрлэр: 5 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. 2 т.: шигырьлэр (1941-1944), либреттолар, шагыйрь архивыннан. 382 б.

108. Закиржднов Э.М. Рухи таяныч: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 2011. 287 б.

109. Закиржднов Э. Татар трагедиясе // Казан утлары. 2010. № 3. 138-144 б.

110. Зарипова Р. Эхсэн Баянов шигърияте // Фэн Иэм тел. 2008. № 1. 30-37б.

111. ЗаЬидуллина Д.Ф. Донья сурэте узгэру: XX йез башы татар эдэбиятында фэлсэфи эсэрлэр: монография. Казан: Мэгариф, 2006. 191 6.

112. ЗаЬидуллина Д.Ф. Мэктэптэ татар эдэбиятын укыту методикасы. Яцадан эшл. Ьэм тулыл. 2 нче басма. Казан: Мэгариф, 2004. 367 б.

113. Идегэй: татар халык дастаны. Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. 254 6.

114. Игламов Р. Хакыйкатьне эзлэу юлыннан // Казан утлары. 1983. № 1. 156-161 б.

115. Исхакый Г. Эсэрлэр: 15 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. 4 т.: пьесалар. 496 6.

116. Камал Г. Эсэрлэр: 3 т. Тезэт. Ьэм тулыл. 2 нче басма. Казан: Татар, кит. нэшр., 2010. 1 т.: пьесалар. 366 б.

117. Котб. Хесрэу вэ Ширин: шигъри роман. Казан: Мэгариф, 2003. 367 б.

118. Максуд М. Дэулэт татар театрында «Дир уллары» // Безнец байрак. 1923. 17 апр.

119. Мэхмутов h.K. Татар драматургиясендэ трагедия жанры. Казан, 1965. 1116.

120. Мэхмутов h. Сэет Шэкуров драмалары // Казан утлары. 1971. № 2. 139-144 6.

121. Мицнегулов X. Деньяда суземез бар.: мэкалэлэр, чыгышлар, юлъязмалар. Казан: Татар, кит. нэшр., 1999. 336 б.

122. Мортазин В., Ченэкэй Т. Татар театры тарихыннан. 2 нче басма. Казан: Татар, кит. нэшр., 1996. 87 б.

123. Нуриев Р. Татар классик драматургия поэтикасы: монография. Казан: Татар дэулэт гуманитар институты нэшр., 1999. 213 6.

124. Рэхим Г. Нэлэтлэр шагыйре (Ъади Такташ хакында) // Безнец юл. 1923. № 10-11. 65-82 б.

125. Рэхим Г. Нэлэтлэр шагыйре (Ъади Такташ хакында) / гарэп графикасыннан кириллицага кучеруче Л.Гайнанова. // Мирас. 1996. № 1-2. 4967 6.

126. Сайади. ТаИир-ЗоЬрэ (Бабахан дастаны). Казан: Раннур. 192 6.

127. Сараи С. Гелстан. Лирика. Дастан. Казан: Татар, кит. нэшр., 1999. 296б.

128. Сеюлэрец чыннан булса.: XX йоз башы татар драматургиясе. Казан: Мэгариф, 2003. 351 б.

129. Такташ h. Эсэрлэр. Казан: Татгосиздат, 1950. 1 т. 343 6.

130. Такташ h.X. Эсэрлэр: 3 т. Тезэт. Ьэм тулыл. 2 нче басма. Казан: Татар, кит. нэшр., 2010. 1 т.: шигырьлэр Ьэм поэмалар / томны тез., текст., иск. Ьэм ацл. эзерл. Н.Садыйкова; кереш суз авт. Р.Гаташ. 407 б.

131. Татар эдэбияты тарихы: 6 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. 1 т.: урта гасырлар дэвере. 567 б.

132. Татар эдэбияты тарихы: 6 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. 4 т.: татар совет эдэбияты (1917-1941). 568 б.

133. Татар эдэбияты тарихы: 6 т. Казан: Раннур, 2001. 6 том: 60-90 нчы еллар эдэбияты. 544 б.

134. Татар эдэбияты: Теория. Тарих / Д.Ф.ЗаЬидуллина, Э.М.Закир^анов, Т.Ш.Гыйлэж;ев, Н.М.Йосыпова. Тулыл. 2 нче басма. Казан: Мэгариф, 2006. 319 б.

135. Татар драматурглары: биобиблиографик белешмэлек / тез. Ф.Ганиева, Р.Яруллина, А.Саттарова; кереш суз авт. Ф.Ганиева. Казан: Татар, кит. нэшр., 2007. 271 б.

136. Татар пьесалары антологиясе: беренче китап. Казан: Татар, кит. нэшр., 1987. 734 6.

137. Татар театры (1906-1926). Тулыл. 2 нче басма. Казан: Мэгариф, 2003. 308 б.

138. Тинчурин К. Эсэрлэр: 3 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. 1 т.: драмалар Ьэм комедиялэр / томны тез., кереш суз авт. Ьэм иск. эзерл. Б.Гыйззэт. 542 б.

139. Тукай Г. Эсэрлэр: 5 т. Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. 1 т.: шигырьлэр, поэмалар (1901-1908). 408 б.

140. Ул дэрья да бу дэрья: борынгы эдэбият. Казан: Мэгариф, 1999. 343 б.

141. Фэйзуллин Р. Сайланма эсэрлэр. Казан: Татар кит нэшр., 2001. 5 т. 399 6.

142. Ханзафаров Н. Без ацлыйбыз аны. // Татарстан. 1997. № 12. 55-61 б.

143. Харрасова Р. Кэрим Тинчурин ижатында мифологизм // Фэнни Татарстан. 2002. № 3/4. 159-163 б.

144. Хатипов Ф.М. Эдэбият теориясе: югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары очен кулланма. Казан: Мэгариф, 2000. 351 б.

145. Хэйруллин Х.Ф. Ьади Такташ (Атаклы кешелэр тормышы). Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. 176 б.

146. Ьадиев В. Тиранны щщгэн шагыйрь // Социалистик Татарстан. 1982. 16 фев.

147. Шакиров Э. Татар сэхнэсе даЬие // Казан утлары. 2011. № 7 138-143б.

148. Шэех Л. Мутиннар // Татарстан яшьлэре. 2006. 25 март.

149. Шэех Л. Очты денья читлегеннэн // Мэдэни жомга. 2009. 24 апр.

150. Юзиев Н. Сэнгатьчэ матурлык Ъэм осталык: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1969. 272 б.

151. Юзиев Н.Г. Шигърият доньясы: тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1981. 312 б.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.