Традиционная калмыцкая элита в пространстве Российской империи в ХVIII – начале ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Дорджиева, Елена Валериевна

  • Дорджиева, Елена Валериевна
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 1334
Дорджиева, Елена Валериевна. Традиционная калмыцкая элита в пространстве Российской империи в ХVIII – начале ХХ века: дис. доктор исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2010. 1334 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Дорджиева, Елена Валериевна

Введение

Глава I

Глава II

Глава III

Глава IV

Глава V

Традиционная калмыцкая элита как объект изучения: теоретико-методологические, историографические и источниковедческие аспекты

§ Теоретико-методологические основы исследования

§ Историографические и источниковедческие аспекты проблемы

Социальная характеристика традиционной калмыцкой элиты

§ 1. Происхождение и социально-правовой статус нойонов

§2. Состав и численность традиционной элиты калмыков

§3. Уровень образования нойонов

§4. Знатная калмыцкая семья

Хозяйство и служебная деятельность нойонов

§ 1. Хозяйство нойонов

§2. Служебная деятельность нойонов

Социокультурный облик и психологический портрет нойонов

§ 1. Обряды и обычаи жизненного цикла

§2. Особенности быта и традиции повседневности

§3. Эволюция социальной психологии нойонов Калмыцкие нойоны в контексте политической жизни империи и региона

§ 1. Центральная власть и традиционная калмыцкая элита: развитие взаимоотношений в XVIII веке

§2. Трансформация взаимоотношений имперской власти и нойонов в XIX - начале XX века

§3. Власть в системе политических представлений нойонов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная калмыцкая элита в пространстве Российской империи в ХVIII – начале ХХ века»

Актуальность темы исследования. Формирование гражданской нации в России предполагает реализацию государственных программ интеграции этнических общностей в рамках федеративного государства и гражданского общества. Необходимость наполнения национальной политики новым содержанием, соответствующим задачам модернизации российского общества, повышает практическую и теоретическую актуальность исторических исследований этнополитических процессов. В этом плане богатый материал для изучения важности роли этнополитических процессов дает многонациональная Российская империя, устойчивое развитие и сохранение целостности которой, во многом, зависело от интеграции этнических общностей, состояния и характера межнациональных отношений.

Идеал этнически единого национального государства возник только в XIX в. и принес впоследствии человечеству немало бед и несчастий. — констатирует А. Каппелер. - Исследование многонациональных государств, может быть, заставит вспомнить об альтернативных принципах образования государства и общества и прояснит тем самым проблематику этнически ограниченного национального государства. Для этой цели как нельзя более подходит в качестве многонационального государства Россия с ее невероятным этническим многообразием, охватывающим Европу и Азию, четыре мировые религии и целую шкалу различных образов жизни и экономических укладов»1.

Анализ имперских унифицирующих механизмов позволяет изучить реальное многообразие структур, представленных в пространстве Российской империи. Особый интерес вызывает опыт интеграции инородных социумов, который обозначил для власти проблему существования периферийных элит, легитимирующих свои претензии на политическое участие ссылками на традицию. Необходимость сохранения традиционной аристократии была связана с потребностью в наличии буфера между имперской властью и инородными подданными.

Исследовательский интерес к Калмыкии и ее традиционной элите не случаен. Актуальность подобной темы определяется совокупностью факторов: важностью роли взаимоотношений центральной власти и периферийных элит, одной из которых являлась традиционная калмыцкая, определявших степень интеграции разных традиций в рамках имперской культуры, в определенной мере влиявших на стабильность империи;

- своеобразием традиционного калмыцкого общества и его элиты по сравнению с другими периферийными обществами и региональными элитами Российской империи, на примере которых вырабатывались классические концепции модернизации и интеграции в России; необходимостью использования научного анализа для совершенствования региональной и национальной политики, корректировки ее целей, адекватного определения ее ресурсов и механизмов.

Как бы мы не относились к поиску исторических параллелей, нельзя не признать, что сегодня опыт традиционной калмыцкой элиты XVIII — начала XX в. представляет значительный интерес, причем не только сугубо научный. Одной из характеристик исторического пути развития региона является патернализм в отношениях, которые сложились между властью и народом. Трехкратная победа К.Н. Илюмжинова на президентских выборах, его губернаторство, назначение в 2010 г. главой республики политика из его ближайшего окружения; разобщенность оппозиционных сил; поддержка населением идеологии национального развития и стратегии политической элиты, направленной на ее реализацию, позволили нерегиональным исследователям сформулировать тезис о возрождении ханской власти в Калмыкии, устойчивости ее политической культуры. При этом выводы и интересы авторов, пишущих о возрождении ханской власти в Калмыкии, их подходы к концептуализации регионального пространства зачастую 5 политически мотивированы. Какой в действительности была ханская власть? Какую роль в политической жизни региона играла традиционная калмыцкая элита? Каков ее вклад в развитие калмыцкой культуры, в процессы интеграции и модернизации традиционного общества? Наличие подобных вопросов говорит о возрастающем интересе к истории традиционной калмыцкой элиты, незаслуженно забытой в советское время. Сегодня свидетельством общественного внимания в республике является монументальная пропаганда (установка памятников Аюке-хану). Значительный резонанс вызвала проведенная в 2002 г. в Элисте международная научная конференция «Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе России», приуроченная к 360-летию со дня рождения Аюки-хана.

Степень научной разработанности проблемы. История традиционной калмыцкой элиты в пространстве Российской империи в контексте интеграции и модернизации кочевого общества не стала предметом специального исследования. Отдельные аспекты хозяйства, культуры и быта нойонов привлекали внимание исследователей, но обобщающих работ, посвященных их истории, не существует. Литературу, связанную с нашей тематикой, уместно разделить на предметные зоны. Можно выделить три основные сферы изучения истории калмыков в целом и их традиционной элиты в частности.

Традиция этнографического описания калмыков. Исходной точкой в развитии этого направления стали труды путешественников XVIII в. и участников академических экспедиций 1768-1774 гг., которые познакомили» россиян с калмыками, открыв серию публикаций, описавших не только природу, но и общественное устройство, повседневную жизнь кочевников. В XIX - начале XX вв. оно получило развитие в работах администраторов и миссионеров, побывавших в Калмыцкой степи или связанных с ней своей деятельностью. Наблюдая быт калмыков, авторы обратили внимание на повседневность, нравы, брачные отношения, 6 религиозные взгляды калмыков. Наиболее интересны для нас те страницы заметок, где описаны статус и права нойонов, их хозяйственная деятельность, быт, досуг, обычаи. В советский период ряд авторов придерживался означеннойтрадиции.

Исследования общественных отношений, социально-политической истории калмыков, взаимоотношений с правительством, военной службы на благо империи. Начало этому направлению положила книга В.М. Бакунина, посвященная описанию калмыцкого народа, его политической истории, деятельности ханов и нойонов, положила=начало~изучению взаимоотношений власти с ханами и нойонами. Социальные отношения, культура, хозяйственная деятельность владельцев получили в этом труде фрагментарное описание. В исследование политической истории калмыков внесли свой вклад в XIX в. ученые-востоковеды. В работах советских историков затронуты вопросы добровольного вхождения, калмыков в состав России и образования ханства, эволюции правительственной политики по отношению к калмыкам, разные аспекты их социально-политической жизни, общественного строя, военной службы. Постсоветские региональные авторы, обратившиеся к этой тематике, акцентировали внимание на истории Калмыцкого ханства.

Исследования хозяйственной деятельности калмыков в XIX - начале XX в. были основаны на материалах Кумо-Манычской экспедиции 1860-х гг. Дореволюционные авторы обратились к изучению экономики Калмыкии, скотоводства, землепользования, промыслов, торговли. Ряд советских авторов придерживался мнения о том, что калмыцкое общество к моменту вхождения в состав России имело довольно сложную классовую структуру и переживало стадию развитого феодализма. Постсоветские исследователи описали важный процесс вовлечения калмыцких улусов в орбиту всероссийского рынка и последствия реформы 1892 г., отменившей личную зависимость калмыков-простолюдинов от владельцев.

Собственно история калмыцких нойонов и зайсангов стала привлекать внимание исследователей лишь в первом десятилетии XXI в. Начало ее разработки было положено в интересной диссертационной работе, посвященной анализу социально-экономического и политического положения нойонов и зайсангов в калмыцком обществе после исхода в Китай, и ряде газетных публикаций об отдельных представителях традиционной элиты.

Таким образом, история традиционной калмыцкой элиты в Российской империи в контексте интеграции и модернизации кочевого общества практически не изучалась в отечественной и зарубежной историографии. Существующие на данный момент оценки и характеристики мало информативны, носят поверхностный иллюстративный характер, не раскрывают ни реального положения нойонов, ни результатов их хозяйственной и служебной деятельности, ни особенностей созданных ими адаптационно-деятельностных моделей культуры, ни их социокультурного облика, ни опыта их взаимодействия с властью и интеграции в имперское пространство, ни роли в процессе социальной модернизации кочевого общества.

Между тем, недостаток научных исследований периферийных элит в Российской империи, а в нашем случае традиционной калмыцкой элиты, несомненно, ослабляет концептуальный потенциал не только новой истории империи, но и исторической науки в целом. Настоящая диссертация -попытка уменьшить территорию необъясненного при изучении традиционной калмыцкой элиты, как одной из периферийных элит Российской империи.

Целью диссертационной работы является исследование традиционной калмыцкой элиты в Российской империи в XVIII - начале XX века в контексте интеграции и социальной модернизации калмыцкого общества.

Задачи исследования: на основе анализа состояния теоретической базы современной империологии и концепций модернизма и неомодернизма сформулировать теоретические подходы к изучению традиционной калмыцкой элиты в пространстве Российской империи; определить как степень соответствия традиционной калмыцкой элиты теоретической модели периферийной элиты империи, так и ее особенности; сформировать социальную характеристику калмыцкой элиты, включающую исследование сословно-правового статуса, численности, личного состава, имущественного и социального положения, уровня образования, знатной семьи и матримониальных связей; оценить социально-психологические мотивы, ценностные ориентации, последствия межкультурных контактов и другие факторы, влиявшие на различные формы хозяйственной и служебной деятельности нойонов; изучить социокультурный облик традиционной калмыцкой элиты и изменение ее социальной психологии в процессе трансформации калмыцкого общества в России в XVIII - начале XX в., соотношения традиций и новаций в социально-психологическом облике, стереотипах мышления и поведения нойонов; выявить нормы политического поведения традиционной калмыцкой элиты, их зависимости от макросоциальных факторов, опыт взаимодействия в регионе власти, традиционной калмыцкой элиты, местного населения, других акторов (переселенцев, казаков); сравнить различные модели имперской власти в регионе: традиционную форму «непрямого правления» в XVIII в., прямой контроль имперского центра в ХЕК в., возврат к непрямому правлению в новой форме в начале XX в.

Объектом исследования выступает традиционная калмыцкая элита, под которой имеется в виду сравнительно небольшая социальная группа — нойоны (владельцы улусов, т.е. подвластных людей, составлявших их домен), занимающие ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни калмыцкого общества в XVIII - начале XX в.

Предметом исследования является адаптационно-деятельностная модель культуры, созданная традиционной калмыцкой элитой в процессе интеграции калмыцкого общества в социально-экономическое, политическое и социокультурное пространство Российской империи и его социальной модернизации.

Хронологические рамки исследования охватывают XVIII — начало XX в. В XVIII в., когда власть практиковала в регионе традиционное «непрямое» правление, социокультурный облик калмыцкого нойонства характеризовался традиционными, предмодерными чертами. Однако уже в этот период под влиянием социокультурного окружения в калмыцкое общество, и в первую очередь в культуру нойонов, проникают новые явления. В результате исхода 1771 г., введения прямого управления регионом, расширяющейся колонизации в первой половине XIX в. возникает проблема идентичности оставшихся в России калмыков, что влечет за собой корректировку адаптационно-деятельностной модели культуры традиционной элиты. В изменившихся условиях второй половины XIX -начала XX в. нойоны сталкиваются с проблемой приспособления к капиталистическому миру. Реакции и ответы на вызовы модернизации, найденные традиционной элитой, позволяют иначе взглянуть на нее. Мы видим не безнадежно укорененную в прошлом местную знать, а новую модернизированную элиту, вовлеченную в имперскую экономическую и политическую среду, усваивающую новые способы мобилизации ресурсов для успешного экономического развития и при этом стремящуюся под лозунгами национального и демократического движения сохранить важные элементы национальной культуры и традиционного общественного порядка.

Таким образом, избранные хронологические рамки исследования позволяют на региональном примере показать эволюцию социальной психологии и культуры традиционной элиты, связанную как с влиянием

10 общероссийских социально-экономических и политических процессов, так и региональных особенностей.

Территориальные границы исследования ограничены месторасположением и размещением на географической карте Российской империи в XVIII - начале XX в. Калмыцкой степи. Как известно, в XVIII в. калмыки кочевали в междуречье Волги и Яика, степях Нижнего Поволжья и Предкавказья. Поселения крещеных калмыков в течение XVII-XVIII столетий появились в районе Чугуева, на Дону, Яике, Тереке, в Оренбургской губернии, Ставрополе-на-Волге (современный г. Тольятти Самарской области). В XIX - начале XX в. калмыцкие кочевья располагались в пределах Астраханской и Ставропольской губерний. Таким образом, в основе выделения Калмыцкой степи как изучаемого микрорегиона -этнические границы. Такое региональное измерение, на наш взгляд, позволит увидеть процессы и идентичности, которые плохо укладываются в рамки национальных исторических нарративов. При этом интерес к концептуализации регионального пространства в нашем случае не мотивирован политически, мы не намерены привлекать историю для обоснования позиции в территориальных спорах с соседями или при обсуждении перспектив укрупнения административных единиц. Напротив, автор стремиться по возможности сохранить дистанцию между своим ремеслом и современным политическим дискурсом.

Теоретико-методологические основы исследования базируются на полипарадигмальном подходе в рамках системных исследований.

Значительными разрешающими возможностями для решения поставленной нами проблемы обладает концепция неомодернизма, разработанная в трудах

Ш.Эйзенштадта, П. Штомпки, Э. Тиракьяна, которая выступает в качестве макрообъяснительной модели исследования, признающей многообразие форм и траекторий трансформации общества. С теорий немодернизма согласуются разработанная C.B. Лурье концепция констант ментальности, модернистская концепция этничности Ф. Барта, классификация этнических

11 процессов Ю.В. Бромлея. Характеризуя кочевое общество и его элиту, мы так или иначе будем обращаться к наработкам отечественного и зарубежного кочевниковедения. Востребованными оказались методы и подходы новой социальной истории, в сферу интересов которой входят такие вопросы, как человек и его положение в обществе, проблемы духовной жизни в широком плане, человек в различных взаимосвязях и ситуациях, в социальной среде и в системе однородных групп, в семье и в повседневной жизни. Интегральная модель, к которой склоняется автор, подразумевает анализ всех уровней социальной реальности, активность действующих лиц в сравнительно-историческом аспекте. Последние интерпретируют и преобразуют навязываемые властями правила, роли, ценности, символы в соответствии со своими нуждами, желаниями и обстоятельствами. При рассмотрении психологических сюжетов нашего исследования мы опирались на принципы исторической психологии. Анализ привлеченных нами современных работ, в которых психологические модели применяются для описания и объяснения исторических событий, показал, что историческая психология обнаруживает воздействие психосоциального отношения на социальную норму и временами почти полное слияние кланово-семейных и социально-производственных контактов. Перечисленные концепции, а также многие новации современных империологов были использованы в диссертации в качестве ее теоретического основания.

Итак, методология исследования включает:

- теорию модернизации, как макрообъяснительную модель;

- системный анализ, предусматривающий рассмотрение традиционной калмыцкой элиты в контексте интеграции калмыцкого общества в экономическое, политическое, социокультурное пространство Российской империи и его социальной модернизации;

- компаративистский анализ как имперской политики в отношении традиционных элит кочевников (калмыцкой, казахской, кабардинской), так различных моделей имперской власти в регионе в XVIII -начале XX в.

Поскольку помимо традиционных приемов исторического исследования используются концептуальные подходы и методы других гуманитарных наук (этнологии, социологии, исторической психологии, политологии, культурной антропологии), исследование носит междисциплинарный характер.

Источниковую базу исследования составили как опубликованные документы, так и архивные материалы, извлеченные из 46 фондов 8 архивохранилищ (12 фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА), 7 фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), 4 фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), 3 фондов Архива внешней политики Российской империи при МИД РФ (АВПРИ), 2 фондов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), 9 фондов Национального архива Республики Калмыкия (НА РК), 8 фондов Государственного архива Ростовской области (ГА РО), 1 фонда Государственного архива Псковской области (ГА ПО). Привлеченные источники можно объединить в следующие группы: 1) законодательные акты, 2) экономико-географические и статистические описания, 3) материалы делопроизводства государственных учреждений, 4) источники личного происхождения, 6) летописи, 7) периодика. Их детальной характеристике посвящен § 2 главы 1.

Научная новизна диссертации определяется тем, что она представляет собой первую специальную работу, где дана комплексная характеристика традиционной калмыцкой элиты в контексте проблем особенностей социальной модернизации и интеграции российской провинции.

Новизна диссертации и личный вклад автора в научную разработку истории традиционной калмыцкой элиты проявились также в следующем:

- в обосновании концепции нелинейного развития социальной модернизации и интеграции калмыцкого общества в пространство Российской империи;

-в выделении различных стратегий региональной политики власти в XVIII-начале XX в.;

- в определении адаптационно-деятельностной модели культуры традиционной калмыцкой элиты;

- в построении и введении в научный оборот обобщенного психологического портрета нойона;

-в создании генеалогической росписи и компьютерной базы данных традиционной калмыцкой элиты;

-в систематизации и формализации эпистолярного наследия нойонов.

Исследовательская гипотеза

Российская империя не ставила своей задачей ассимиляцию всех покоренных народов, она устанавливала социально-статусные и политико-иерархические границы между ними, выделяя государствообразующий народ - «цемент империи» и прочие «старшие» и «младшие» народы, подлежащие интеграции и модернизации. Принимая отмеченную тенденцию в качестве отправной точки и исторического ориентира, автор в то же время считает необходимым внести в указанную теоретическую модель уточнения и дополнения, характеризующие специфику модернизации калмыцкого общества, обусловливающую более сложный характер интеграционного процесса. Суть исследовательской гипотезы состоит в следующем:

1) Процесс интеграции калмыков носил нелинейный характер, сопровождался волнообразным подъемом этнической активности и временным усилением сепаратистских черт. Важную роль в этом процессе сыграла традиционная калмыцкая элита, вместе с тем она же выступала в роли «этнического антрепренера», инициируя этническую активность под влиянием политической ситуации.

2) Влияние модернизации на интеграционный процесс нельзя оценить однозначно, поскольку процессы социально-культурной стандартизации могли сочетаться с возрождением этнокультурной самобытности калмыков;

3) Калмыцкий вариант экзогенной модернизации носил защитный характер, для которого характерно применение культурных новшеств ради сохранения глубинных основ традиционного порядка.

4) Тот факт, что проводником модернизационных изменений в калмыцком обществе стала традиционная элита, говорит о способности традиционных институтов приспосабливаться к современным условиям, свидетельствует о гибкости традиции.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту.

1. Власть преследовала в Калмыцкой степи цели административной интеграции. Совмещение задач интеграции и учета этнических традиций в региональной политике достигалось за счет эшелонирования различных реформ во времени, поэтому возникла поэтапная модель развития интеграции калмыцкого народа с учетом особенностей характера и темпов модернизации традиционного общества.

2. Государство использовало непрямые формы правления, сохраняло в организации жизни в Калмыцкой степи традиционные формы легитимации в XVIII в. Хотя они были значительно подорваны административными реформами первой половины XIX в., однако сохранились вплоть до 1892 г.

3. В контактной ситуации в регионе взаимодействовали как активные акторы власть, традиционная калмыцкая элита, местные чиновники, переселенцы. Оказывали влияние на развитие контактной ситуации и акторы, находящие за пределами Калмыцкой степи: крымский хан, турецкий султан, китайский император, Далай-лама, а также соседние кочевые народы и казаки.

4. Традиционная калмыцкая элита сыграла важную роль в интеграционном процессе, который отличался нелинейным характером, сопровождался разрывами, связанными с ростом сепаратизма.

Последовательное ограничение прав региональной элиты привело ее к

15 эксплуатации этиополитических проблем. В 1771 г. нойоны оказались в роли «этнических антрепренеров», инициировавших негативную этническую мобилизацию - исход в Китай.

5. В XIX в. с наступлением времени политической стабилизации уменьшились угрозы этнического сепаратизма. Исход калмыков 1771 г. породил так называемый «кризис идентичности» и стимулировал сплочение калмыков в рамках традиционных общностей - этнической, этиополитических, конфессиональных. Если в первой половине XIX в. этническое самосознание реализовывалось в сфере бытовой культуры, то в эпоху модернизации оно стало быстро перемещаться в политическую сферу. Представители традиционной элиты с трибуны Государственной думы заявили о необходимости отмены системы попечительства и создании национальной автономии. Вместе с тем, они инициировали переход от традиционных форм самоидентификации калмыков к новым, национально-гражданским.

6. Под влиянием сил модернизации привилегированный слой традиционного калмыцкого общества медленно эволюционировал в социально-политическую группу переходного типа. Хотя она по-прежнему характеризовалась как традиционная, но уже обладала способностью вырабатывать свои собственные системные характеристики, образуя новый механизм самовоспроизводства и поддержания стабильности.

7. Первыми в калмыцком обществе приспосабливались к требованиям модернизации представители традиционной элиты, которые, казалось бы, напротив должны были выступать в качестве консервативной силы. Существенные перемены произошли в их социокультурном облике: уровне образования, образе жизни, политическом поведении. Показателем их гражданской позиции стала благотворительная деятельность и меценатство.

8. В ответ на вызовы модернизации традиционная калмыцкая элита сформировала адаптационно-деятельностную модель культуры, в которой нашел отражение процесс социально-культурной стандартизации и актуализация этнокультурной самобытности.

9. Очевидно, что калмыцкая модель модернизации имела целый ряд специфических особенностей, обусловленных динамикой местного исторического процесса.

10. Формирование калмыцкой интеллигенции в последней трети XIX - начале XX в., включавшей в первую очередь представителей традиционной элиты, свидетельствовало о важных внутренних изменениях, связанных с модернизационными процессами в регионе. Привилегированное положение нойонов способствовало развитию инноваций в калмыцком обществе, упорядочению новационного процесса.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы.

Диссертация вносит определенный вклад в разработку проблемы взаимодействия власти и периферийных элит Российской империи. Исследование позволит глубже понять роль периферийной элиты в процессе интеграции инородного социума в пространство империи и модернизации традиционной культуры.

Обоснованные в диссертации идеи и выдвинутые гипотезы могут служить отправной точкой для новых конкретных исследований периферийных элит и национальных окраин Российской империи. Материалы диссертации могут оказаться востребованными в учебном процессе. Выводы автора могут быть полезны для политической практики, совершенствования региональной и национальной политики.

Апробация работы и реализация результатов диссертационного исследования

По теме диссертации опубликовано 37 научных работ, включая 2 монографии. Личный вклад автора в эти работы составил 58,25 п.л. Полученные в ходе работы над диссертацией научные результаты были представлены на многочисленных научных конференциях, как российских, так и международных.

Диссертационный материал использован в преподавательской деятельности автора, при чтении спецкурсов: «Исход калмыков в Китай в 1771 г.», «Традиционная калмыцкая элита в пространстве Российской империи в XVIII - начале XX в.».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой Истории России исторического факультета МИГУ 27 сентября 2010 г.

Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и источников и двух приложений (таблицы и генеалогической росписи). Объем диссертации 667 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Дорджиева, Елена Валериевна

Заключение 608

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Дорджиева, Елена Валериевна, 2010 год

1. Влияние модернизации на интеграционный процесс нельзя оценить однозначно, поскольку процессы социально-культурной стандартизации могли сочетаться с возрождением этнокультурной самобытности калмыков;

2. Калмыцкий вариант экзогенной модернизации носил защитный характер, для которого характерно применение культурных новшеств ради сохранения глубинных основ традиционного порядка.

3. В ответ на вызовы модернизации традиционная калмыцкая элита сформировала адаптационно-деятельностную модель культуры, в которойнашел отражение процесс социально-культурной стандартизации и актуализация этнокультурной самобытности.

4. Очевидно, что калмыцкая модель модернизации имела целый ряд специфических особенностей, обусловленных динамикой местного исторического процесса.

5. Каппелер А. Россия — многонациональная империя. — М., 2000. С.9.Глава I.ТРАДИЦИОННАЯ КАЛМЫЦКАЯ ЭЛИТА КАК ОБЪЕКТИЗУЧЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕАСПЕКТЫ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.