Традиции подготовки детей мордовского народа к будущей семейной жизни во второй половине 19 - начале 20 вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чекмаева, Юлия Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 243
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чекмаева, Юлия Викторовна
Введение.
Глава I. Теоретические основы подготовки мордовских детей к будущей семейной жизни во второй половине 19 — начале 20 вв.
1.1 Понятие народных традиций в воспитании.
1.2 Особенности брачно-семейных отношений у мордовского народа во второй половине 19 - начале 20 вв.
Глава II. Пути подготовки детей к будущей семейной жизни в традициях мордовского народа во второй половине 19 — начале 20 вв.
2.1 Традиции подготовки детей к созданию семьи.
2.2 Традиции организации трудовой деятельности детей в мордовской семье во второй половине 19 — начале 20 вв.
2.3 Обрядовые традиции мордовского народа и их воздействие на процесс подготовки детей к будущей семейной жизни.
2.4 Традиции физической подготовки мордовских детей к будущей семейной жизни.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Традиционные способы и формы социализации детей и подростков у мордвы2002 год, доктор исторических наук Беляева, Надежда Федоровна
Русский фольклор в культурной традиции населения Мордовии: на примере Большеберезниковского района2008 год, кандидат филологических наук Гаврюшова, Светлана Александровна
Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века2004 год, доктор исторических наук Мокшина, Елена Николаевна
Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы: конец XIX - начало XX в.2008 год, кандидат исторических наук Серов, Алексей Александрович
Обычное право русского населения Мордовии: историко-этнографический аспект2011 год, кандидат исторических наук Спицина, Ольга Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции подготовки детей мордовского народа к будущей семейной жизни во второй половине 19 - начале 20 вв.»
В настоящее время человечество переживает бум развития техники, уникальных технологий и адекватных времени экономических систем. В России происходит развитие и укрепление производственно-рыночных отношений на основе и реализации принципов свободы и демократии с одной стороны, и обострения социально-экономических проблем общества - с другой. Но эта ситуация вызвала и целый ряд негативных явлений: возрастающая криминализация, безработица, наркотизация, снижение уровня физического здоровья и психического состояния молодежи, проявление бездуховности.
Одна из причин такой дисгармонии - отрыв человека от собственных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций своего народа. Определенная часть молодых людей утратила родной язык, принадлежность к своему народу, отдает предпочтение западному образу жизни.
Только сочетание достижений научно-технического прогресса и испытанных веками этнокультурных традиций может обеспечить стабильное развитие общества. Возврат к духовности сегодня — это жизненная необходимость. Многолетнее отчуждение народов от своих этнодуховных корней привело к глубокой деформации личности. Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания педагогов и родителей, ведутся поиски новых подходов в создании концепций воспитания нового поколения людей с духовным видением мира. Определяя содержание воспитания, важно выделить такой аспект, как приобщение к общечеловеческим ценностям, которые формировались коренным населением.
В связи с изменениями в области идеологии и культуры общество начинает проявлять интерес к духовным ценностям, которые в течение долгого времени были вытеснены из человеческого сознания.
Актуальность исследования. Пристальный интерес ученых к проблемам духовности, народности, национального менталитета обусловливает необходимость осмысления культурных ценностей народов России (в том числе мордовского) в их историческом аспекте, раскрытия богатейших сокровищниц национального искусства. В контексте сказанного большое значение приобретает выявление накопленных мордовским народом традиций подготовки детей к будущей семейной жизни, их национальной специфики и самобытности.
В силу особых природных условий формирования, истории, религии каждый народ специфичен. Существует необходимость учитывать традиционные особенности воспитания детей в современных условиях. Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением, воспитанием детей и подготовкой их к будущей семейной жизни.
Традиционное воспитание в первую очередь связано с семьей, одной из важнейших составляющих жизни каждого человека. В последние годы происходит разрушение института семьи, у молодых людей сокращается потребность в создании, развитии и сохранении взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Для аргументации вышесказанного следует обратиться к данным, опубликованным территориальным органом федеральной службы государственной статистики по республике Мордовии [148], где представлены данные по количеству заключаемых браков и разводов за период с 1990 по 2009 гг. Итак, на 1000 браков в 1990 году приходилось 25 % разводов, а в 2002 г. - уже 98 %. С 2003 по 2009 гг. ситуация стабилизировалась на отметке 50 %.
Что касается заключаемых браков в рассматриваемый период, то тенденция их численного сокращения очевидна: 1990 г. - 90 %, 2002 г. - 62 %, с 2002 по 2009 гг. - 70 % на 1000 человек.
Представленные материалы приводят к выводу, что число зарегистрированных браков сократилось на 20 %, а разводов - увеличилось на
25 %. Это говорит о том, что сокращается потребность людей в образовании семей, и доказывает необходимость возврата к истинным человеческим ценностям, важнейшим из которых является семья.
Семья служит источником социальных идеалов и образцов поведения. Велико ее значение в организации совместного быта, трудовой деятельности, уклада жизни. Именно здесь ребенок получает свое представление о мире, закладывается фундамент человеческой личности, происходит его подготовка к будущей семейной жизни.
Данная проблема имеет не только теоретический, но и практический интерес. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории [48; 3].
Традиционная обрядность являлась самой простой и доступной формой передачи народной культуры и поэтому широко использовалась как средство укрепления единства социальной группы и коллективного сознания, как форма регуляции поведения. Обычаи, обряды, устно-поэтическое творчество выступают основами культуры воспитания.
Те или иные аспекты проблемы народных традиций подготовки мордовских детей к будущей семейной жизни привлекали внимание многих исследователей:
В работах многих авторов до 1917 года рассматривались в основном родильные обряды, приемы лечения детей, способы имянаречения, ряд вопросов семьи и семейных отношений.
Большой интерес представляют работы В.Н. Майнова [68, 69], которые посвящены нормам обычного права мордвы, взаимоотношению детей и родителей, роли отца и матери в воспитании, положению девушек, месту и роли общины в традиционной культуре.
Относительно целостная картина обрядов и обычаев детского цикла представлена в работах Т.Т. Федяновича [127, 128].
Проблемам бытовой культуры сельской мордвы посвящены исследования В.А. Балашова [4].
Значительный интерес представляют монографии Н.Ф. Мокшина, рассматривающие обычаи и обряды имянаречения, истоки религиозного мировоззрения мордовского народа [78, 79].
Обрядовая культура мордвы достаточно подробно рассмотрена в работах Г.А. Корнишиной [52, 53].
Определенный вклад в изучение народной педагогики внесли фольклористы К.Т. Самородов [113], А.Д. Шуляев [138, 139] и др.
Большая роль принадлежит материалам М.Е. Евсеева [35].
Трудовая деятельность мордовского народа, а именно, промыслы и занятия изучены Лузгиным A.C. [65, 66].
В изучение народных традиций воспитания детей у мордвы огромный вклад внесла Н.Ф. Беляева [8, 9, 10, 11].
Однако подготовка детей к будущей семейной жизни в традициях мордовского народа малоизученна.
Актуальность исследования обусловлена разрешением противоречий между:
- утратой современной семьей традиционных ценностей воспитания, недооценкой накопленного опыта воспитания и необходимостью активизации субъектной позиции при максимальном использовании прогрессивных традиций народного воспитания;
- потребностью изучения подготовки детей к будущей семейной жизни в традициях мордовского народа и отсутствием системных исследований данной проблемы;
- востребованностью специалистов, способных к взаимодействию с семьей с учетом ее специфики при подготовке детей к будущей семейной жизни и недостаточной подготовкой кадров для требуемой работы.
Отмеченные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Традиции подготовки детей мордовского народа к будущей семейной жизни во второй половине 19 — начале 20 вв.».
Проблема исследования: каковы теоретические основы, структура, содержание традиций подготовки детей к семейной жизни у мордовского народа во второй половине 19 - начале 20 вв.? Решение ее составляет цель исследования.
Объект исследования: семейное воспитание детей у мордовского народа
Предмет исследования: процесс традиционной подготовки детей мордовского народа к будущей семейной жизни во второй половине 19 -начале 20 вв.
Задачи исследования были определены в соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования:
1. Раскрыть на основе анализа философской, психолого-педагогической, этнологической литературы формирующий потенциал традиций мордовской народной педагогики в организации подготовки детей к семейной жизни в исследуемый период.
2. Определить особенности брачно-семейных отношений у мордовского народа.
3. Выявить и обосновать группы ценностно-образующих традиций подготовки детей к семейной жизни у мордовского народа во второй половине 19 - начале 20 вв.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретический анализ источников, сравнение, обобщение историко-педагогического опыта, систематизация, изучение архивных материалов, нормативно-правовых актов, беседа, наблюдение, обобщение.
Источниковедческая база исследования включает в себя законодательные и нормативно-правовые акты Российской федерации, Республики Мордовия, монографии, произведения классиков педагогики, диссертации, статьи, материалы из фондов Мордовского научноисследовательского института языка, литературы, истории и экономики, Российского Географического Общества, Российского Государственного Архива Древних Актов, Ковылкинских архивов, краеведческие этнографические работы.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о единстве общего, особенного и единичного; системный подход, характеризующийся поиском и нахождением целостных, взаимосвязанных педагогических фактов и явлений; комплексный подход к построению методов и способов изучения явлений действительности; этнологический; культурологический и аксиологический подходы.
Теоретической основой исследования выступают:
- учение о целостном педагогическом процессе (Ю.К. Бабанский, В.И. Жог, B.C. Ильин, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.) диалогический и субъект-субъектный подход в воспитании (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, JI.H. Толстой, Н.Е. Щуркова и др.)
- принцип народности в воспитании (Н.Ф. Бунаков, А.Н. Джуринский, Я.А. Коменский, И.Ф. Лесгафт, Д.И. Латышина, С.А. Рачинский, В.А. Сухомлинс-кий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.)
- теоретические проблемы этноса и этнических отношений, стереотипов и установок (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумелев, И.С. Кон и др.)
- идеи о целостном изучении образа жизни семьи как социального и педагогического явления (И.В. Бестужев-Лада, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, В.А. Сластенин и др.)
- признанные в психолого-педагогической литературе положения о культурно-опосредованном подходе к организации семейного воспитания и формирования социокультурных навыков (Л.И. Божович, Г.Н. Волков, Д.И. Латышина, Н.М. Лебедева, В.Г. Крысько, Т.Г. Стефаненко и др.)
Этапы исследования:
Первый этап (2007-2008 гт.) — определение поля исследования, уточнение методологических подходов и категориального аппарата, постановка цели, задач исследования.
Второй этап (2008-2009 гг.) — сбор, систематизация и анализ историко-педагогического материала по теме исследования.
Третий этап (2009-2010 гг.) — обобщение и формулировка выводов, литературное оформление диссертационной работы.
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, их научная новизна:
- аргументированно доказана актуальность, выявлены сущность и предназначение традиций народной педагогики мордвы в подготовке детей к семейной жизни во второй половине 19 - начале 20 вв.;
- определены характерные особенности мордовской семьи в исследуемый период: самобытность, прочность, устойчивость, многодетность, главенство старшего мужчины в семье, высокий статус его жены, равноправие полов, теплота отношений между всеми ее членами, уважение и почитание родителей при свободном контакте с ними;
- впервые выделены группы ведущих педагогически-центрированных традиций мордовского народа по подготовке детей к будущей семейной жизни: ориентирование ребенка с ранних лет на создание семьи в будущем (наблюдения за образом жизни своих родителей, их взаимоотношениями, фольклорные произведения по семейной тематике); включение детей в празднично-обрядовую культуру (свадьба, обряды первого года жизни детей и др.); раннее вовлечение детей в трудовую деятельность (виды детского труда в семье); процесс физической подготовки детей к будущей семейной жизни;
- установлено, что подготовка детей мордовского народа к семейной жизни, основанная на традициях народной педагогики есть сложный, системный педагогический процесс, включающий в себя следующие этапы:
1). Ёлмашабат (пер. с морд, «младенчество») — характерно наблюдение детей за жизнью всех членов семьи, простые игры, формирующие речь и основные физические навыки.
2). Шабат (пер. с морд, «детство») — привлечение к трудовой деятельности, знакомство с ремеслами, игры, помогающие учиться строить взаимоотношения со сверстниками, родственниками, соседями, знакомыми и чужими взрослыми людьми.
3). Отюшабат (пер. с морд, «подростковость») - активный домашний и сельскохозяйственный труд, овладение основными навыками того или иного ремесла, участие в посиделках, общинных и семейных обрядах, праздниках.
4). Ott (пер. с морд, «молодёжь») — девушки и юноши владеют всеми необходимыми умениями и навыками, которые необходимы для создания своей семьи;
- рассматриваемый педагогический процесс направлен на формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры;
- реализован системный подход в целенаправленном изучении народных традиций подготовки мордовских детей к семейной жизни во второй половине 19 — начале 20 вв., охватывающий различные сферы деятельности семьи и общества.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены имеющиеся теоретические представления о традициях мордовского народа по подготовке детей к семейной жизни во второй половине 19 - начале 20 вв.;
- дано определение традиций воспитания детей по подготовке к семейной жизни;
- раскрыт педагогический потенциал семьи и общества у мордовского народа, обусловленный особенностями исторического развития этноса и его своеобразием;
- выявлен и обобщен позитивный опыт воспитания мордовских детей по подготовке их к семейной жизни в исследуемый период.
Практическая значимость исследования.
Полученные автором результаты исследования могут быть использованы при разработке: методических материалов для детей, обучающихся в общеобразовательных и специализированных средних школах республики Мордовии;
- соответствующих программ спецкурсов для студентов высших и средних педагогических образовательных учреждений;
- рекомендаций для родителей по использованию народных традиций подготовки детей к семейной жизни.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, системным взглядом на историко-педаготческую действительность; системно-структурным подходом в анализе изучаемых явлений; многоаспектным рассмотрением проблемы; применением методов исследования, адекватным объекту, предмету, цели, логике исследования; объемом собранного материала, его разносторонним анализом.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Традиции мордовского народа во второй половине 19 - начале 20 вв. позволяли осуществлять сложный процесс подготовки детей к семейной жизни. Системное и последовательное педагогическое воздействие, направленное на формирование субъективно-значимого опыта, обеспечивает приобщение ребенка к ценностям народной культуры, приоритетными среди которых выступают семейные.
2. Особенности брачно-семейных отношений у мордовского народа в исследуемый период воспроизводятся из поколения в поколение, детерминируя традиции подготовки детей к семейной жизни. Комплекс ведущих детерминант включает в себя самобытность, устойчивость многодетность семьи, теплоту отношений между ее членами.
3. Среди комплекса традиций подготовки детей к семейной жизни на данном историческом этапе выделяются четыре ведущие группы: ориентирование ребенка с ранних лет на создание семьи; включение детей в празднично-обрядовую культуру с семейную тематику; раннее вовлечение детей в трудовую деятельность; целенаправленное физическое воспитание детей.
4. На личностном уровне готовность к семейной жизни выступает как качественное образование, характеризующееся освоением детьми и подростками принятыми в данной социокультурной среде традициями семейной жизни.
5. Целенаправленная и эффективная подготовка детей мордовского народа во второй половине 19 - начале 20 вв. традиционно обеспечивалась пролонгированными усилиями семьи и всего общества.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования были обсуждены на:
- заседаниях кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета, а также конференциях:
- международной: «Методологическая культура педагога: история и современность» (Самара, 2008г.);
- IV Всероссийской, посвященной году семьи (Стерлитамак, 2008 г.);
- Всероссийской, посвященной 100-летию со дня рождения российского ученого-педагога С.И. Архангельского (Москва, 2009 г.).
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Традиционно-обрядовая культура в системе мордовского этноса: Структура, субъекты, составные компоненты2001 год, доктор исторических наук Корнишина, Галина Альбертовна
Положение мордовской женщины в семье и обществе в конце XIX - 30-х гг. XX в.2008 год, кандидат исторических наук Булычева, Ольга Юрьевна
Уклад жизни мордвы Саратовской области: историко-этнографическое исследование2013 год, кандидат исторических наук Махалов, Сергей Анатольевич
Брачно-семейные отношения в обычном праве мордвы конца XIX - начала XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Мокшина, Юлия Николаевна
Традиции городской молодой семьи: Социологический аспект2005 год, кандидат социологических наук Фадеева, Юлия Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чекмаева, Юлия Викторовна
Выводы по 2 главе
Во 2 главе подробно рассмотрены составляющие подготовку детей мордовского народа к будущей семейной жизни во второй половине 19 — начале 20 вв.
Морально-психологический уклад мордовской семьи основывался на важнейших принципах: ее самобытности, прочности, родственной любви, теплоте отношений между всеми ее членами, общности духовных интересов. Эти качества отмечали многие исследователи: В.А. Ауновский, В.Н. Майнов и др. Залогом благополучных семейных отношений было заключение браков по любви. В традиционном быту супруги в большинстве случаев являлись партнерами как в домашнем хозяйстве, так и в деле воспитания детей.
Существенным моментом создания атмосферы мира и спокойствия являлось то обстоятельство, что родители не стремились удовлетворить потребности одного за счет ущемления интересов другого. Логика здоровых семейных отношений сводилась к тому, что сначала обновку справляли старшим, а затем детям, исходя из возраста. И каждый ребенок терпеливо ждал своей очереди, веря, что придет время, и он получит новую одежду. Чувство справедливости ко всем в семье - важнейшая черта семейного воспитания. Кстати, бытовое сознание осуждало родителей, если у них дети разодеты, а сами ходят в обносках. В народной традиции собственное родительское благосостояние, их самочувствие считались важнейшим условием воспитания.
Важным фактором подготовки детей к будущей семейной жизни служил бытовой ритм. В любой семье существовал разумный порядок жизни с определенными правилами и привычками, которые были обыденны, просты и легко усваиваемы и выполнимы.
Основные требования к моральному облику детей наиболее ярко выражены в устно-поэтическом творчестве, где фактически дана программа нравственного воспитания при подготовке к созданию семьи. Уже в первых колыбельных песнях, пестушках, потешках, которые дети слышали с самого рождения, содержалось перечисление необходимых физических, трудовых и моральных качеств, которые нужны при создании и сохранении своей будущей семьи. В песнях свахи на свадьбах детально описан образ идеальной невестки. Девочки, слушая, усваивали для себя, какой надлежит быть девушке, чтобы быть желанной невестой и достойной молодой женой.
Традиции подготовки детей к созданию семьи составляли много элементов:
- нравственные устои семьи,
- взаимоотношения членов семьи,
- высокий статус отца в семье и в обществе,
- уважение и почитание матери,
- сотрудничество супругов в воспитании детей,
- постоянное использование разнообразных жанров и видов богатого мордовского фольклора, в котором фактически дана программа подготовки детей к созданию семьи: четко выражены и предъявлены требования к невестке, иллюстрированы взаимоотношения супругов, родителей с детьми, отношения к бабушкам и дедушкам, зависимость от отца, почитание предков и др.
В мордовской культуре трудовая подготовка детей, которая имеет важнейшее значение в будущей семейной жизни, имеет древние традиции, которые были определены хозяйственно-культурным типом и уровнем социально-экономического развития. Традиции и обычаи были вплетены в процесс жизни. Воспитание детей осуществлялось в контексте с реальной трудовой деятельностью.
Всю трудовую подготовку детей к будущей семейной жизни можно условно разделить на следующие составляющие:
- произведения устного народного творчества;
- обряды, связанные с сельскохозяйственными работами и трудовой деятельностью;
- игры;
- личный пример старшего поколения;
- обычай взаимопомощи;
- коллективные работы;
- общественное мнение;
- раннее приобщение к труду.
Система трудового воспитания не была идеальной, существовало много отклонений от традиций. В бедных семьях из-за нехватки рабочих рук дети вынуждены были выполнять трудоемкую работу, а девушки и женщины занимались традиционно мужскими делами.
Следует перечислить трудовые навыки, которыми должны были владеть молодые люди до вступления в брак.
Юноша:
- быть ловким и бесстрашным охотником;
- обладать навыками рыболовства;
- владеть навыками всего спектра полевых работ;
- выпасать скот;
- знать основы пчеловодства;
- изготовление орудий труда, посуды, предметов домашнего обихода, обуви;
- очень почетно было владеть каким-либо ремеслом (как правило развитым на данном территории проживания).
Девушка:
- должна уметь прясть, вязать, вышивать, изготавливать ткань;
- поддерживать чистоту и порядок в доме и дворе;
- обладать навыками ухода за детьми;
- ведение огорода (выращивание овощей, фруктов, ягод);
- владеть умением приготовления разнообразной пищи (от простой похлебки до замысловатых обрядовых пирогов);
- уметь ухаживать за домашним скотом;
- оказание помощи в полевых работах (пахота, косьба, жатье).
Обычаи и обряды составляют неотъемлемую часть народной культуры мордвы. Они во многом зависят от социально-экономических условий жизни общества.
Наряду с обрядами, связанными с хозяйственной деятельностью, присутствуют ритуалы, отмечающие возрастные и социальные изменения в жизни людей: рождение, брак, достижение совершеннолетия, похороны и другие.
Дети не только являлись свидетелями, но и непосредственно участвовали во многих из них. Что, естественно, накладывало свой отпечаток в развитии каждого малыша. У них формировались представления о том, что и как будет происходить в их собственной будущей семье.
Огромную роль в формировании мировоззрения детей при подготовке их к будущей семейной жизни играли «молодежные дома»: «Рождественский дом», «Дом девичьего пива» и другие. В них осуществлялась значимая для общества в целом функция обучения и воспитания молодого поколения. В игровых формах прививались нормы морального, психологического, эстетического порядка, приобретались навыки общения в ритуальной жизни, в сфере искусства.
Взаимоуважение и взаимоподдержка лежат в основе семейной обрядности, которая являлось неотъемлемой частью подготовки мордовских детей к будущей семейной жизни во второй половине 19 - начале 20 веков.
Народные традиции физического воспитания при подготовке детей к будущей семейной жизни во второй половине 19 — начале 20 вв. отражали социально-экономические, природно-климатические условия жизнедеятельности мордовского народа. Обладая этнической спецификой, они способствовали созданию его физического типа. Определяющую роль играла материальная база мордвы.
Воспитание здорового потомства считалось одним из важнейших в системе народных ценностей. Готовили, прежде всего, здоровых мужчин и женщин.
Физическая сила и здоровье являлись приоритетными в выборе невест и женихов.
Важнейшими факторами воспитания были:
- гигиена;
- питание;
- режим дня;
- игры;
- демонстрирование силы;
- трудовая деятельность.
Игры, народные праздники и развлечения служили не только средствами укрепления здоровья детей, развития их физических и волевых качеств, но и школой приобретения практического опыта. Необходимо подчеркнуть, что раннее включение детей в трудовую жизнь ограничивало время для игр, развлечений. По большей части дети играли в свободное от работы время, в период праздников.
125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенный материал позволяет сделать ряд выводов. В рамках традиционной культуры на основе межпоколенного опыта мордовский народ создал целенаправленную систему воспитания и развития детей. Она определялась природно-географическими и социально-экономическими условиями, нормами обычного права и этическими соображениями. Взгляды на брак, семью, детей образовали традиционную демографическую модель поведения.
В народном мировоззрении вступление в брак и заведение детей являлись обязанностью человека, мерилом общественного веса.
Идеалом мордовской семьи считалось наличие большого потомства. Дети — это опора в хозяйстве, гарантия спокойной старости, связь поколений.
Имеющиеся статистические данные дают основание утверждать о высокой степени рождаемости, что являлось условием выживания из-за детской смертности. Мысль о том, что самое трудное и ответственное связано с воспитанием и подготовкой детей к их будущей жизни выражена в различных произведениях устного народного творчества. Педагогическая культура пронизывала все стороны жизни: фольклор, обычаи, обряды, праздники, религиозные воззрения. Воспитательные традиции проявлялись в отношении к природе, в народных ремеслах, в одежде, законах гостеприимства и др.
Один из основополагающих аспектов народной педагогики - раннее включение детей во все сферы жизни. Дети учились, не только слушая и наблюдая, сколько непосредственно принимая участие. Крестьянская организация труда предусматривала, чтобы младшие учились у старших, старшие - у отца, деда. Чувство уважения к труду, к людям труда воспитывалось с раннего детства.
Важнейшим условием успешного воспитания признавался эмоционально-психологический климат семьи. Семейные отношения строились по принципу повиновения старшим, на основе любви и уважения. Не страх перед физической силой, а боязнь огорчить родителей - взгляд, определяющий взаимоотношения родителей и детей. Нравственная опека над детьми продолжалась в течение всей жизни.
Современные родители считают, что смысл воспитания — это создание максимально комфортных условий и чтении ему нравоучений. Народная мудрость утверждает, что воспитывает проявленное состояние души родителей.
Традиционная педагогика — это не только любовь к ребенку, но и создание ситуаций, с которыми он сталкивается в жизни, подстраховка его в случае трудностей.
Уважение к старшим - отличительная черта культуры многих народов. Воспитание глубокого сыновнего и дочернего долга являлось основополагающим в формировании морально-нравственного облика детей. По традиции, мордва в состав семьи включала одиноких родственников. Авторитет старших среди детей был очень велик, непослушание — крайне редкое явление.
В отличие от современного человека, наши предки были богаты духовно, были более чистыми и здоровыми. Первоисточником для них являлся окружающий мир. Именно поэтому воспитание человека начиналось с осмысления мира, постижения его законов, осознание себя его частью. Огромная роль в духовности людей принадлежала религиозно-этическим представлениям, которые определяли мораль, нормы поведения.
В педагогической практике народ использовал широкий спектр методов и приемов. Наиболее действенными являлись: личный пример старших, строго продуманная организация быта детей. Своеобразными уроками служили обычаи и обряды, народные праздники. Традиционная обрядность является одним из наиболее специфических и устойчивых признаков этноса. Именно через нее происходило постоянное воспроизводство его этических показателей. Под воздействием обрядности формировались личностные ориентации, нормы морали, национальное самосознание, система ценностей.
Велика была роль в воспитании устно-поэтического творчества. В нем народная память сохранила духовный опыт народа, его педагогические воззрения. До наших дней дошли пословицы, поговорки, сказки, легенды, предания.
В народной педагогике большое значение придавалось воспитанию чувства собственности, созданной трудом. Кража считалась одним из самых тяжких преступлений.
В народной педагогике много рациональных зерен, много доброго, вечного, разумного. Исключение из практики воспитания многих народных традиций, обычаев, праздников нанесло ущерб развитию не только национальной культуры, но и формированию личности, способствовало разрушению связи между поколениями.
Следует сказать, что в последние годы в Республике Мордовия идет большая работа по возрождению народного самосознания. Создаются и успешно гастролируют детские и взрослые этнические ансамбли мордовской песни и пляски. По всей республике функционируют множество мастерских, возрождающих уникальные народные промыслы. В школах в качестве обязательного предмета в начальной школе введен курс по изучению мордовского языка. Власти республики и муниципальных районов разрабатывают и претворяют в жизнь национальные проекты, такие, как «Образование», «Здравоохранение», «Жилье» и др., открываются музеи, проводятся экскурсии, с помощью которых дети и взрослые узнают и запоминают имена национальных героев, пропагандируется мордовская национальная культура: функционируют рестораны с национальной кухней, развивается книгопечатание, выпускающее очень качественную продукцию, работает СМИ, транслируемые и печатаемые на родных мокшанском или эрзянском языках. Все это способствует развитию края, возникновению у людей гордости за свою родную землю, желания жить здесь и вкладывать свои силы в развитие республики.
В связи с изменениями в области идеологии и культуры общество начинает проявлять интерес к тем духовным ценностям, которые в течение долгого времени были вытеснены из нашего сознания. История показала, что они не могут быть заменены ничем другим.
Особенно актуальной становится проблема формирования национального, этнического самосознания подрастающего поколения.
Именно учебные заведения должны стать хранителями национальных традиций, способствовать воспитанию чувства гордости за родной язык, историю и культуру своего народа.
Было проведено исследование в одной из современных школ р. Мордовия (СОШ № 3 г. Ковылкино) на предмет использования культурных традиций в современном учебно-воспитательном процессе.
Начиная с первых дней обучения, дети начинают знакомиться с историей мордовского народа, его бытовыми, культурными особенностями, с историей развития родного города. Для формирования лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма, ответственности за судьбу своего народа необходимо знать свои исторические корни. Процесс формирования ценностей национальной культуры сопрягается с рядом критериев, которые определяют развитие личности:
1. Целостность знаний о народной истории и культуре.
2. Отношение к самому себе как представителю своего народа.
3. Творческая активность личности в усвоении народной культуры.
Внедрение национально-регионального компонента в данном учебном заведении ведется по нескольким направлениям:
- введение учебных предметов, направленных на изучение истории, культуры и природы родного края;
- проведение факультативных курсов краеведческого содержания, разносторонне отражающих специфику республики;
- внеклассная работа, кружки, секции и мероприятия, целью которых является формирование национальной культуры у учащихся;
- исследовательская работа детей.
Национально-региональный компонент — часть государственного образовательного стандарта, поэтому рабочие программы, разработанные по каждой из дисциплин, включенных в учебный план, содержат региональный компонент. Учителя постоянно на уроках и во внеурочное время в процессе обучения вводят элементы национального воспитания.
Например, предметы «Литература», «Русский язык и культура речи». В программе по литературе предусмотрены часы, знакомящие с творчеством писателей Мордовии: 3. Дорофеева, К. Абрамова, Т. Кирдяшкина и др. Основным средством воздействия является слово, вызывающее эмоции у детей. Поэтому проводятся поэтические вечера («О, родной язык могучий», «Час с музой»), беседы, классные дискуссии, театрализованные представления («Великий инязор Пургаз», «Степан Эрзя», «Праздники и будни Араповых»), организуются встречи с писателями и поэтами-земляками, инсценируются национальные и религиозные праздники мордовского народа и т.д. На уроках русского языка используются научные материалы Н.Ф. Мокшина, И.Д. Воронина, статьи из газет «Известия Мордовии», «Голос Примокшанья», отрывки из художественных произведений мордовских писателей.
Уроки географии интересны тем, что на них рассматриваются лесные, водные и земельные ресурсы республики. Определяется численность и воспроизводство населения Мордовии. Подробно анализируются развитие сельского хозяйства и промышленности, как в районе, так и по республике.
В преподавании краеведческого материала обращаются к архивным документам и воспоминаниям старожилов, которые помогают воссоздать прежний облик, обычай, язык, культуру родного края.
Беседы о роли этнического наследия проводятся на классных часах: «Достопримечательности Мордовии», «Ковылкинские легенды», «Символы нашей Республики, нашего города», «Великие даты и великие люди Мордовии», «Непобедимый адмирал (с Ф.Ф. Ушакове)» и т. д.
В школе действуют такие кружки, как «Литературное краеведение», «Масторова», «Резьба по дереву», «Мордовская вышивка», «Национальные танцы» и др.
В 2000 году был открыт музей, содержащий множество экспонатов, представляющих ценность в национально-культурном плане. Дети всех возрастов с большим интересом и энтузиазмом способствуют развитию музея.
Особое место в национально-региональном компоненте занимают предметы эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство и труд.
Формирование у учащихся основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит народному искусству, которое хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Искусство — это великая память народа. Все, что оставили предки, должно войти в нашу жизнь. С раннего детства необходимо «погрузить» ребенка в культуру своего народа, а также приобщать, воспитывать уважение к культуре древних народов.
В начальной школе в качестве обязательного введен предмет «Мордовский язык». Он изучается со 2-го по 4-ый класс по 2 часа в неделю. Используются учебники:
- А. Исайкина, М. Мбалысина «Лихтебряня» для 2 класса;
- А. Исайкина, М. Канайкина «Валдоня» для 3 класса;
- А. Исайкина, М. Канайкина «Пайгоня» для 4 класса.
Для детей возраста 9-10 лет разработан этнокультурный курс, рассчитанный на один год обучения (Приложение 4.1).
Данный курс включает в себя разделы: «Народные праздники» (11 ч.), «Фольклор» (9 ч.), «Семья в народных традициях» (12 ч.). После изучения каждого раздела проводится зачетный урок. На изучение темы «Народные игрушки» предусмотрено 2 часа. Второй час посвящен практической работе по изготовлению детьми народных игрушек по их желанию. Каждая тема
раздела «Народные праздники» рассчитана на 2 часа. Один час — теоретический, второй — подготовка к театрализованному представлению по мотивам народных праздников.
В воспитании уважения к этнокультурному наследию мордовского народа ставятся следующие задачи:
1. Усвоить знания истории, быта, традиций, национальной психологии, необходимых для представления об образе жизни народа.
2. Воспитать чувство уважения к человеку - творцу рукотворного мира. Воспитать чувство гордости за богатую историю и культуру своего народа.
3. Формировать критическое отношение к любым проявлениям национализма и шовинизма.
4. Сформировать общие представления об основных мировоззренческих (философских, религиозных, нравственных и др.) категориях, воплотившихся в самобытных чертах материальной и духовной культуры.
5. Научить использовать заложенный в этнокультуре потенциал, связывать традиции и современность, сохранять связи с прошлым во имя будущего, максимально сблизить его с жизненными интересами молодого поколения.
Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта призвана стать основой современных учебно-воспитательных систем. Это не значит, что надо использовать весь арсенал народных средств и методов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с современными представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.
Вопросы укрепления семейных отношений, пропаганда семейных ценностей для Республики Мордовия являются одним из важных направлений их деятельности.
Совместно со специалистами различных направлений работники органов загс республики регулярно проводят праздники «День Матери», Международный день защиты детей, «День семьи», «День влюбленных», организуют мероприятия по чествованию юбиляров семейной жизни, торжественные регистрации новорожденных и т.д. Большая работа по пропаганде семейных ценностей проводится отделами загс администраций Темниковского, Ковылкинского, Инсарского муниципальных районов органами загс г. Саранска. Так, например, на базе Саранского Дворца бракосочетания в 2007 году начала работать Школа семейных отношений «Искусство быть вместе».
Большое внимание органы загс республики уделяют сохранению и развитию национальных традиций в семейных отношениях. Мордовский народ бережно хранит свои уникальные традиции по проведению национальных праздников и обрядов, передавая их из поколения в поколение. С этой целью по желанию граждан органы загс Республики Мордовия проводят торжественные ритуалы государственной регистрации актов гражданского состояния с элементами национальных обрядов мордовского народа. Корреспондентами телепрограммы «Сияжар» и газеты «Эрзянь Правда» был снят фильм «Эрзянь свадьба», в котором показан обряд проведения национальной свадьбы села Мурань. В сюжет фильма вошли национальные свадебные традиции других сел Кочкуровского района. Этот фильм занял первое место среди 40 фильмов, представленных на четырнадцатый Российский фестиваль Финно-угорских народов.
К проведению ритуала национальных свадеб и других обрядов работники отдела загс администрации Кочкуровского района привлекают фольклорные ансамбли «Сюлгамо» села Мурань, «Гайге вайгель» села Новая Пырма, работников районного Дома культуры. Поскольку отдел загс Кочкуровского района регулярно проводит обряды и праздники с элементами национальной культуры для них, на фабрике «Мордовские узоры», изготовлен в национальном стиле ритуальный костюм.
На районном стадионе «Юность» села Кочкурово был проведен ритуал национальной свадьбы. С элементами национальной культуры мордовского народа проведен в селе Мурань обряд праздника «Золотая свадьба». Все больше в районе и республике приобретает популярность праздник «Имянаречение». Вместе со свидетельством о рождении ребенка родителям вручаются государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, памятные подарки.
Вопросам сохранения и развития национальных праздников и обрядов, применения элементов национальной культуры в современных семейных праздниках и ритуалах уделяется большое внимание. Для демонстрации вышесказанного следует привести планы мероприятий в Год семьи министерства образования, комитета по делам молодежи и основных мероприятий по Республике Мордовия (Приложение 4.2, 4.3, 4.4).
Итак, в республике Мордовия ведется активная работа по возрождению и сохранению народной культуры. Особое внимание уделяется восстановлению традиционных семейных ценностей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чекмаева, Юлия Викторовна, 2011 год
1. Агеева P.A. Какого мы роду племени? Народы России. Имена и судьбы. М.: «Academia», 2000. 424с.
2. Архив Российского Географического Общества ф.53 л.114-115
3. Ауновский В.А. Этнографический очерк мордвы-мокши//Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 год. Симбирск, 1869. 187с.
4. Балашов В.А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1992. -253с.
5. Белинский В.Г. Сборник статей и высказываний о Крылове И.А. М.: Наука, 1944.-386с.
6. Белов B.C. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. — Ставрополь: СГУ, 1997. -140с.
7. Белореченский И. Исторический очерк с. Лобазь Бузулукского уезда. Самарские епархиальные ведомости. 1875. № 1
8. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. Саранск: издательство Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, 2001. — 186с.
9. Беляева Н.Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995. -200с.
10. Беляева Н.Ф. Традиционные приемы по уходу за детьми и их воспитанием у мордвы (конец 19 начало 20 вв.): Дис. . канд. пед. Наук - Саранск, 1986. - 174с.
11. Беляева Н.Ф. Традиционные способы и формы социализации детей и подростков у мордвы. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002.-100с.
12. Бердяев H.A. Судьба России. М.: «Мысль», 1990. 346с.
13. Блок A.A. Поэзия заговоров и заклинаний//Собрание сочинений. Т.6. М.: «Правда», 1971.-350с.
14. Большая советская энциклопедия в 30 томах. Под ред. А.М. Прохорова, издание 3-е. Т. 18 — М.: «Советская энциклопедия», 1974. — 632с.
15. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Москва-Воронеж, 2004. — 280с.
16. Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М.: Просвещение, 1983. 441с.
17. Булычева О.Ю. Положение мордовской женщины в семье и обществе в конце XIX 30-х гг. XX в.: дис. . канд. ист. наук: Саранск, 2008 -236с.
18. Бутузов Ф. Из быта села Живайкина Жадовской волости Корсунского уезда Симбирской губернии. Казань, 1893 — 324с.
19. Виноградов Г.С. Народная педагогика (отрывки и наброски). -Иркутск: Восточно-Сибирское отделение русского географического общества, 1926. — 430с.
20. Вихляев В.И. Древнейшая мордва. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. — 230с.
21. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М: Академия, 1999. 168с.
22. Вопросы этнической истории мордовского народа. М: издательство академии наук СССР, 1960. — 255с.
23. Ганцкая O.A. Семья: структура, функции, типы // Советская этнография. 1984. № 6
24. Гребенникова И.В. Этика и психология семейной жизни. М: «Просвещение», 1987. -255с.
25. Голицын Ф.С. Мордва в Хвалинском уезде Саратовской губернии//Саратовский сборник. Т.1. Саратов, 1881. 567с.
26. Гребнев М. Мордва Самарской губернии. Историко-этнографический очерк//Самарские Епархиальные ведомости, 1987. № 1
27. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: «Просвещение», 1991.-158с.
28. Гумилев М.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: «Институт Ди-Дик»,1997. 637с.
29. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. М.: «Издательство дом Рикол Классик», 2002. — 784с.
30. Девяткина Т.П. Мокшанские свадебные обряды и песни. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1969. — 333с.
31. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М.: «Академия», 1998 -176с.
32. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: «Владос», 2000 — 432с.
33. Закон Республики Мордовия от 30 ноября 1998 г. № 48-3 "Об образовании в Республике Мордовия"34. «Закон Российской Федерации об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1
34. Евсеев М.Е. Избранные труды. Т.5. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1966. 410с.
35. Ефимова М.В. Устное народное творчество. Мордва.Мокша и эрзя. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. — 128с.
36. Еремкин A.B. Поэтика мордовской литературной сказки; автореф. дис. . канд. фил. наук. М., 2008. - 16с.
37. Жиганов М.Ф. Из истории хозяйства мордвы в XIII-XVT вв. М.: «Наука», 1963. —350с.
38. Жуковская Н.Л. От Карелии до Урала. Рассказы о народах России. М: «Флинта», «Наука», 1998. 320с.
39. Заварюхин Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993. — 492с.
40. Ивашкина H.A. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: дис. . канд. пед. Наук. М., 2008. — 157с.
41. Инжеватов И.К. Время водило его пером. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1971. 297с.
42. Кенеман A.B. Детские подвижные игры народов СССР. М:1. Просвещение», 1988. 239с.
43. Киселев A.B. Формирование и развитие традиционных религиозных представлений русского населения Верхнего Поволжья 19-20 вв. Ярославль, 2003. 181с.
44. Кларин В.М., Пискунов А.И., Плохова М.Г. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. М.: «ТЦ Сфера», 2007. 496с.
45. Ксенофонтова A.A. Мордва 18 — начало 20 вв. в восприятии русских наблюдателей (опыт этнопсихологического исследования): Дис. . канд. псих. Наук. Саранск, 2003
46. Ковылкинский районный архив ф.39 л.23-78
47. Кожанова Н.Е. Воспитательный потенциал семьи. М.: «Прометей», 1993.-46с.
48. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 1964. 175с.
49. Колмыков В. Лапти мордовские, броские и ноские//Народное творчество. 1994.- № 4
50. Кон И.С. Этнография детства. М.: Наука, 1983.- 200с.
51. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, форма бытования. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000. — 130с.
52. Корнишина Г.А. Традиционная обрядовая культура мордвы. Мордва. Мокша и эрзя. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. — 85с.
53. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 Педагогика и психология В.Г. Крысько. - 2-е изд., стер. М.: Academia, 2004. - 313с.
54. Куклин В.Н. Изготовление плетеной обуви у мордвы в XIX начале XX вв. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1997. — 52с.
55. Кукушкин B.C. Этнопедагогика. Москва — Воронеж, 2002. — 304с.
56. Кулешова Г.П. Роль этнокультуры в развитии наций и межнациональных отношений: Дис. . канд. пед.наук. Саранск, 1995.-149с.
57. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М: «Высшая школа», 1981.-225с.
58. Лаллукка Сеппо Восточно-финские народы России: анализ этнодемографической ситуации/пер. с англ. Леденевой Л.Л., Головановой C.B. СПб: «Европейский дом», 1997. — 391 с.
59. Латынина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. М: «Гардарики», 2003. 603 с.
60. Латышина Д.И. История педагогики и образования. М: «Гардарики», 2007.-527 с.
61. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора Академии наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. СПб., 1771.
62. Листова Т.А. Русские народные традиции и современность. М: «Наука», 1995.-302 с.
63. Ломгилина E.H. Нравственная культура мордовского этноса: Дис. . канд. пед. Наук. Саранск, 1994
64. Лузгин A.C. Промыслы Мордовии. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993. —68с.
65. Лузгин А. Промыслы и мастеровые люди Мордовии. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2009. — 80с.
66. Люлякина С.М. Расскажу тебе. Стихотворения, песни, сказы. Перевод с мордовского-эрзя А. Пудина. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1986. 89с.
67. Майнов В.Н. Очерки юридического быта мордвы. СПб., 1885. 481с.
68. Майнов В.Н. Один день среди мокши//Древняя и новая Россия. — СПб, 1878 №10
69. Макаркин Н.П. Мордва: мокша, эрзя. Саранск: Мордовское книжноеиздательство, 2004. — 991с.
70. Малиев Н.М. Общие сведения о мордве Самарской губернии. Казань, 1878.- 149с.
71. Маскаев А.И. Мордовская народная сказка. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1947 —366с.
72. Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1964 — 52с.
73. Матвеев П. Очерки юридического быта Самарской губернии//3аписки РГО. Т.8. СПб, 1978. 420с.
74. Мельников П.И. Очерки мордвы. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1981 — 136с.
75. Минх А.Н. Народные обычаи, обряды суеверия и предрассудки Саратовской губернии. СПб., 1980. — 214с.
76. Мишанин Ю.А. Этнокультура мордвы в журналистике России XIX -начало XX вв. Саранск: издательство Мордовского университета, 2001.-168с.
77. Мокшин Н.Ф. Основные этапы формирования и развития мордовского этноса: Дис. . канд. пед. наук. Саранск, 1986.
78. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы Х1Х-ХХ вв. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1977. — 280с.
79. Мокшина Ю.Н. Брачно-семейные отношения в обычном праве мордвы конца 19 начала 20 вв: Дис. . канд. пед. наук. - Саранск, 2003
80. Мордва. Н.Ф. Мокшин // Народы России. Энциклопедия. Гл. редактор В.А.Тишков М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 479с.
81. Мордва. Историко-этнографические очерки. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1981. —336с.
82. Мордва. Мокша и эрзя. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. 869с.
83. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта. Сост. Л.В. Седова. Саранск: Мордовскоекнижное издательство, 2009. — 336с.
84. Мордовские народные песни. Ред. А. Пискунова, В. Левин. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1969. 342с.
85. Мордовские народные сказки. Сост. К. Самородов. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1978. — 413с.
86. Мирская Н.М. Мордовские народные сказки. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1984. 399с.
87. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.
88. Николаев С.Д. Мордовская семья в середине XIX в.//Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1990.-176с.
89. Никишенков A.A. Традиционный этикет народов России XIX — начала XX вв. М.: «Старый сад», 1999 - 137с.
90. Новая философская энциклопедия. Т.4. М.: «Мысль», 2001. 605с.
91. Новый энциклопедический словарь. А.Е. Махов и др. М.: Наука, 2002. - 1455с.
92. Обухов A.C. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. Монография. М: «Прометей», 2005. 319с.
93. Оганесян A.A. Культурология. М.: «Приор», 2000. - 430с.
94. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1989. -543с.
95. Очерки истории Мордовской АССР. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1978.— 865с.
96. Педагогический словарь. М: издательство Академии педагогических наук, 1960. 767с.
97. Первушкин В.И. История культуры мордвы-мокши 12-16 вв: Дис. . канд. ист. наук. Пенза, 1995. - 194с.
98. Петеребургский И.М. Орудия земледелия мордвы. М.: «Наука», 1989.-53с.
99. Песни Мордовии. Сост. Л.П. Киркжов. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1959. — 167с.
100. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
101. Прозина Н. Картинки мордовского быта. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1986. — 388с.
102. Психолого-педагогический словарь. Минск: «Современное слово», 2006.-928с.
103. Пургасов Д.В. Жизнь дореволюционной мордвы. История, предания, быт, обычаи, верования. М.: «Просвещение», 1995. 120с.
104. Рагозин В. Волга от Оки до Ками. Т.З. СПб., 1881. 598с.
105. Розанов В.В. Семья как истинная школа//Антология по истории педагогики в России (первая половина XX в.). — М.: Высшее образование, 2000. — 52с.
106. Российский Государственный Архив Древних Актов, ф.350, оп.1, д.357: 313
107. Рубрук Г. Путешествие в восточные страны. СПб, 1911. — 745с.
108. Рукописный фонд Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики
109. Русские писатели о мордовском народе. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1957.— 230с.
110. Рыбников H.A. Крестьянский ребенок. Очерки по педагогике крестьянского ребенка. М.: «Мысль», 1930. 290с.
111. Садохин А.П. Этнология. Учебный словарь. М.: «Гардарики», 2002. -208 с.
112. Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1980. — 168с.11,4. Семенов-Тян-Шанский П.П. Географическо-статистический словарь Российской Империи. СПб, 1885. — 360с.
113. Семейно-бытовые обряды и праздники. Саранск: Мордовское книжное116.117.118.119.120.121.122.123,124125,126127128129издательство, 1990. — 144с.
114. Смирнов М.И. Родильные крестьянские обряды. Казань, 1980. — 75с. Смирнов И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк. Казань, 1895.-158с.
115. Советский энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова A.M. M.: «Советская энциклопедия», 1985. 1599с.
116. Тимофеев Л.И., Тураев C.B. Краткий словарь литературоведческих терминов. -М.: «Просвещение», 1978. — 223с.
117. Тимошина Т.Г. Использование прогрессивных традиций народной педагогики мордвы в воспитании гуманности у младших школьников. Казань, 2000. 37с.
118. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: «Мысль», 1987. — 351с.
119. Трирогов В.Г. Мордовские общины//Русская старина. Кн.6. Саранск:
120. Мордовское книжное издательство, 1980. — 152с.
121. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. Т. 3, М.: «Астрель: ACT», 2000.1424с.
122. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. T. 1.-М.: Учпедгиз, 1953. 638с.
123. Федянович Т.П. Традиционные семейные обряды мордвы: Дис. . канд. пед. наук. М, 1974
124. Фирстов И.И. Некоторые особенности промысловых занятий пореформенного мордовского крестьянства. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1932. — 91с.
125. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М: «Мысль», 1979. - 367с.
126. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении. Уфа, 1859. 298с.
127. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М: «Гардарики», 1998.-400 с.
128. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX вв. М.: «Мысль», 1957. - 383с.
129. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб: «Искусство-СПБ», 2000 -296с.
130. Шахматов A.A. Мордовский этнографический сборник. СПб: Типография Императорской Академии наук, 1910. 321с.
131. Шкредина Н.О. Социально-культурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (по сведениям Западно-Европейских авторов) 16-18 вв. Дис. . канд. пед. наук. -Саранск, 2004. 150с.
132. Шуляев А.Д. Традиционная необрядовая лирика//Мордовское устное народное творчество. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1987.-464с.
133. Шуляев А.Д. Жизнь и песня: Поэтическая система традиционной народной лирики мордвы. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1986: - 172с.
134. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. М: «Виттан», 1996.-202с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.