Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве И. Бродского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Карасева, Анастасия Сергеевна

  • Карасева, Анастасия Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 155
Карасева, Анастасия Сергеевна. Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве И. Бродского: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Волгоград. 2012. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Карасева, Анастасия Сергеевна

Содержание

Введение

Глава I. Традиции Достоевского в раннем творчестве И. Бродского

1.1. Петербург Достоевского в творчестве Бродского

1.2. Мотив и черты безумия в поэме И. Бродского «Шествие»: диалог с романом Достоевского «Идиот»

1.3. Тема двойничества в ранних поэмах И. Бродского

1.4. Тип «подпольного человека» Достоевского

в ранней лирике И. Бродского

Глава II. Рецепция Достоевского в творчестве Бродского 1972-1996 годов

2.1. Биографический миф Достоевского

в творческой интерпретации И. Бродского

2.2. Метафизика денег в творчестве Бродского

2.3. Взаимодействие традиции Достоевского и идей кальвинизма

в творчестве Бродского

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве И. Бродского»

Введение

Преемственность - одна из 'наиболее характерных особенностей творчества Бродского, обусловленная его сознательной установкой. В 1992 году, выступая на конференции в Массачусетсе, Бродский так обозначил один из главных эстетических принципов художественного творчества: «Подлинный поэт не бежит влияний и преемственности, но зачастую лелеет их и всячески подчеркивает. Нет ничего физически (физиологически даже) более отрадного, чем повторять про себя или вслух чьи-либо строки»1 (VII, 180). Эта мысль неоднократно повторяется с некоторыми вариациями во многих устных (интервью, беседы) и письменных (эссе, статьи) высказываниях поэта. Данная творческая установка Бродского актуализируется в его поэтическом наследии, свидетельствующем об особом механизме восприятия традиций в произведениях поэта.

Интертекстуальность лирики Бродского наиболее основательно изучена в книге А. М. Ранчина ««На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского»2. Исследователь проводит параллели произведений Бродского как с текстами философских трудов (Платон,. Кьеркегор, Шестов и др.), так и с русской поэзией (творчество Кантемира, Державина, Пушкина, Лермонтова, Ходасевича, Маяковского, Хлебникова и др.).

Существует также немало работ, демонстрирующих разнообразие межтекстуальных3 связей произведений поэта со словесным творчеством

1 Здесь и далее тексты Бродского цитируются по изданию: Сочинения И. Бродского: в VII т. - СПб.: Пушкинский фонд, 1997-2001. Римская цифра обозначает том, арабская -страницу. '

2Ранчин А. «На пиру у Мнемозины»: Интертексты Бродского. - М.: Новое литературное обозрение, 2001.

3 См.: Фокин А-. А. Творчество Иосифа Бродского в контексте русской поэтической традиции: Учебное пособие. - Ставрополь: Издательство СГУ, 2002; Горелов О. С. Петербургский текст в художественной концепции И. Бродского: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Иваново, 2010; Подгорская А. В. Иосиф Бродский и русская рождественская поэзия: Дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. - Магнитогорск, 2005; ГавриловаН. С. Англоамериканский мир в рецепции И. Бродского: реальность, поэзия, язык: Дис... канд. филол. наук: 10.01.01.-Томск, 2007. ' '

различных эпох и культур: с произведениями Овидия4, Данте5, Джона Донна6, Байрона7, У. X. Одена8,Чехова9, Цветаевой10, Ахматовой11 и др. В многочисленных литературно-критических статьях и исследованиях сопоставляется творчество И. Бродского и А. Пушкина12, Е. Баратынского13.

Связь творчества двух художников, Ф. М. Достоевского и И. Бродского, являющихся ключевыми фигурами русской литературы, берёт начало из «точки пересечения социального с метафизическим, по сути, из той же точки, откуда

4 Ичин К. Бродский и Овидий. - URL:http://netrover.narod.ru/lit3wave/4_4.htm

5 Прозорова H. В тени Данте. А. Блок и И. Бродский. - URL: http://www.utoronto. ca/tsq/31 / irozorova31 .shtml

См.: Шайтанов И. Уравнение с двумя неизвестными: поэты-метафизики Джон Донн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы. - 19&8. - № 6. - С. 3-24; Нестеров А. Джон Донн и формирование поэтики Бродского: За пределами «Большой элегии» // Иосиф Бродский и мир: Метафизика, античность, современность: Сборник статей. - СПб.: Звезда, 2000. -С. 151-171; Львофф Б. Джон Донн и Иосиф Бродский. - URL: http://proza.ru/2009/02/16/101.

7 Вайль П. Босфорское время (Стамбул - Байрон, Стамбул - Бродский) // Иностранная литература. - 1998. - № 2. - С. 231-245.

8 Соколов К. В. И. Бродский и У. X. Рден: к проблеме усвоения английской поэтической традиции: Дис... канд. филол. наук: 10.01.01. - Владимир, 2003.

9 Степанов А. Бродский о Чехове: отвращение, соревнование, сходство // Звезда. - 2004. -№ 1.-С. 156-170.

10ЗахарьянН. A/M. Цветаева и И. Бродский: невербальные компоненты стиля: Дис... канд. филол. наук: 10.01.01. - Иваново, 2005.

пПолухинаВ. П. Ахматова и Бродский: к проблеме притяжений и отталкиваний // Больше самого себя. О Бродском. - Томск: ИД СК-С, 2009. - С. 259-269; Лакербай Д. Ахматова -Бродский: проблема преемственности// Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. - СПб.: Звезда, 2000. -С. 172,185.

12Жолковский А. К. «Я вас любил...» Бродского // «Блуждающие сны» и другие работы. -М.: Наука, 1994. - С. 205-224; Ранчин А. «Я родился и вырос в балтийских болотах, подле...»: поэзия Иосифа Бродского « «Медный всадник» Пушкина // Новое литературное обозрение. - 2000. - № 45(5). - С. 166-180; Семенова Е. Еще о Пушкине и Бродском // Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность: Сборник статей.Соколов К. В. И. Бродский и У. X. Оден: к проблеме усвоения английской поэтической традиции: Дис... канд. филол. наук: 10.01.01. - Владимир, 2003. - СПб.: Звезда, 2000. - С. 131-138.

13Ичин К. «Запустение» Баратынского в поэзии Иосифа Бродского // Возвращенные имена русской литературы.Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвуз. сб. научн. трудов. -Самара, 1994. - С. 178-185; КургановЕ. Бродский и Баратынский // Звезда. - 1997. - № 1. -С. 200-209; Иличевский А. Метафизика крика и метафизика плача (Евгений Баратынский и Иосиф Бродский: метафора поэт-недоносок и метафора поэт-ястреб) // Новый берег. - 2006. -№ 13. - URL:http://magazines.russ.ru/bereg/2006/13/ili24.html

начинаются взаимоотношения наследия Достоевского с контекстом истории и культуры XX века вообще»14.

Проблема «Бродский и Достоевский» нашла отражение в работах ряда исследователей. Р. Я. Клейман в статьях «Достоевский в творческой интерпретации Иосифа Бродского: эхо преемственности»15 и «Достоевский и Бродский: встреча гениев , . в беспредельности»16 обнаруживает в художественном мире поэта множество «непосредственных цитат и прямых заимствований», восходящих к творчеству Достоевского. Е. Погорелая в статье «Ранний Бродский: Лирическоё' "я" и герои романов Ф. М. Достоевского» ставит цель выявить влияние Достоевского на творчество Бродского 19601972 гг., подчеркивая, что именно в этот период «формировались самосознание, творческие и нравственные установки поэта»17. Исследователь доказывает сходство героя Бродского со многими романными персонажами писателя, обозначает общие мотивы их творчества. Однако в данной работе рассматривается только один, аспект заявленной проблемы, связанный с интерпретацией образа лирического героя Бродского.

Отдельные переклички творчества Бродского с традицией Достоевского отмечены в работах JI. Лосева, А: Белого, О. Горелова.

В работе Л. Лосева «Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии»18 подчеркивается особое отношение Бродского к наследию Достоевского на протяжении всего творческого пути поэта.

А. Белый в статье «Плохая физика И. Бродского»19 выявляет связи между

стихотворением «Разговор с небожителем» и романом Достоевского «Братья

____ *, t ■

14Погорелая Е. Ранний Бродский: Лирическое «я» и герои романов Ф. М. Достоевского. -URL: http://www.ctuxu.ru/article/art/rannjj_brodskij.htm

15 Клейман Р. Я. Достоевский в творческой интерпретации Иосифа Бродского: эхо преемственности // Достоевский и XX век. - Т. 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2007. - С. 495-513.

Клейман Р. Я. Достоевский и Бродский: встреча гениев в беспредельности // Достоевский и русское зарубежье XX века: Сборник ст. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. - С. 260-279. 7 Погорелая Е. Указ. соч. - URL: http://www.ctuxu.ru/article/art/rannij_brodskij.htm

18 Лосев Л. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. - М.: Молодая гвардия, 2006.

19 Белый А. Плохая физика И. Бродского // Нева. - 2007. - № 5. - С. 190-205.

Карамазовы». Подчеркивая идейную близость лирического героя Бродского с образом Ивана Карамазова, исследователь обнаруживает переклички на уровне расстановки .персонажей в тексте поэта и главе «Поэма о Великом Инквизиторе» из романа Достоевского.

В диссертационной работе О. Горелова «Петербургский текст в художественной концепции И.. Бродского»20 выявляется несколько общих мотивов в изображении города на Неве Бродским и Достоевским. Исследователь делает вывод, что Бродский воспринимает Петербург через призму "умышленности", "призрачности" Достоевского, Блока и т. д.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, тем, что, феномен преемственности чрезвычайно значим для литературы XX века в целом и для творчества Бродского в частности; с другой стороны, в многочисленных научных трудах, посвященных творчеству Бродского, проблема традиции Достоевского в художественном мире поэта

заявлена, но исследована далеко це полно.

*

Объектом исследования в диссертации являются поэтические и прозаические произведения Бродского, созданные им на протяжении всего творческого пути.

Предмет исследования - традиции Достоевского в творчестве Бродского. Материалом диссертации послужили стихотворения и поэмы Бродского, его эссе, статьи, лекции, интервью, письма; прозаические произведения Достоевского: повести «Двойник», «Записки из подполья», романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», рассказ «Бобок», эпистолярное наследие писателя.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить особенности восприятия традиций Достоевского в художественном мире Бродского на различных этапах творческого развития поэта.

—___——---■ п'

20 Горелов О. С. Петербургский текст в художественной концепции И. Бродского: Дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01-Иваново, 2010.

• . 6

^

Цель исследования определила его задачи:

- рассмотреть систему тем, образов и мотивов в творчестве Бродского,

1

восходящих к творчеству Достоевского: образ Петербурга; мотивы безумия; тему двойничества;

- определить тип лирического героя Бродского в контексте художественной характерологии Достоевского;

-проанализировать интерпретацию биографического мифа Достоевского в творчестве Бродского;

- рассмотреть тему «метафизика денег» у Бродского в свете традиции Достоевского и идей протестантизма;

- проследить взаимодействие идей Ж. Кальвина и Ф. М. Достоевского в

** >

произведениях поэта.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных литературоведов по проблемам теории традиции (А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, М. М. Бахтина, А. С. Бушмина, Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, В. Е. Хализева, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы,

A. М. Ранчина, А. К. Жолковского,' И. П. Смирнова, В. Н. Топорова, Н. А. Фатеевой, Ю. Кристевйр, X. Блума); работы по творчеству Ф. М. Достоевского (М. М. Бахтина, Г. М. Фридлендера, А. М. Буланова, Б. Н.Тихомирова, Р. Г. Назирова, Т. А. Касаткиной, Л. И. Сараскиной,

B. Н. Захарова, С. В. Белова, И. Л. Волгина) и по творчеству Бродского (Р. Я. Клейман, А. М. Ранчина, Л. Лосева, Я. А. Гордина, В. П. Полухиной, А. А. Фокина, М. Крепса, Р. Р. Измайлова, Е. Келебая, Н. Г. Медведевой).

В работе используются комплекс дополняющих друг друга методов исследования, среди которых основными является историко-типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональныйи метод, основанный на интертекстуальном подходе.'. •.

В данной диссертационной работе мы употребляем термины «традиция», «влияние», «преемственность» не как тождественные, но синонимичные. В

отечественном литературоведении (в работах А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, А. С. Бушмина, В. Е. Хализева21 и др.) за словом «традиция» прочно закрепляется значение «преемственность».

Мы основываемся на суждении А. С. Бушмина, согласно которому «в своем прямом значении слова "влияние", "традиция" характеризуют прежде всего те влияния, которые . осуществляются, так сказать, в процессе самодвижения общественной жизни, независимо от воли и желания отдельных лиц, испытывающих их на себе»22.

«Произведение уходит своими корнями в далекое прошлое. Великие произведения литературы подготавливаются веками, в эпоху же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного созревания»23, - писал М. М. Бахтин. Ученый подчеркивает, что «Говорящий - это не библейский Адам, имеющий дело только с Девственными, еще не названными предметами, впервые дающии им имена» .

О борьбе между «поколениями поэтов» как основе существования поэзии вообще говорит американский литературовед X. Блум: «Истинная история поэзии - это история о поэтах как поэтах, страдающих от других поэтов (или идей - А. К), подобно тому, как истинная биография - это история о том, как некто страдает от своей семьи или от им же самим же избранного замещения семьи любимым и друзьями'»25.Исследователь выделяет «шесть стадий преодоления страха влияния поэта перед своим предшественником:

-Клинамен, поэтическое перечитывание, или недонесение, в собственном смысле слова. Поэт отклоняется от своего предшественника, читая его

21

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989; Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977.; Бушмин А. С. Преемственность в развитии литературы. - Л.: Худ. лит., 1975; Хализев В. Е. Теория литературы - М.: Высшая школа, 1999.

22Бушмин А. С. Указ. соч. - С. 131. ' 1

Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. - Т. 5. -М.: Русские словари, 2002. - С. 198-199.

24Бахтин М. М. Указ. соч. - Т.5. -С. 322;

25 % ^

Блум X. Страх влияния (теория шЗэзии). Карта перечитывания. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1998-С. 31.

стихотворение так, что по отнршению к нему исполняется клинамен. Он проявляется в исправлении поэтом собственного стихотворения, исходящем из предположения, что до определенного пункта стихотворение предшественника шло верным путем, но затем ему следовало бы отклониться как раз в том направлении, в котором движется новое стихотворение.

-Тессера, дополнение и антитезис. Таким прочтением родительского стихотворения поэт антитетически дополняет своего предшественника, стремясь сохранить термины, - но переосмыслить их, как если бы его предшественнику не удалось пойти достаточно далеко.

- Кеносис, прерывающий механизм, похожий на защитные механизмы,

которые вырабатывает сознание, пытаясь избежать принудительного

t , t ■

повторения, кеносис, таким образом - шаг к разрыву с предшественником.

- Даймонизация, или движение к персонализированному КонтрВозвышенному, как реакция на Возвышенное предшественника. Позднейший поэт открывается тому, что он считает силой родительского стихотворения, принадлежащей не самому родителю, но сфере бытия, стоящей за этим предшественником. Он устанавливает такое отношение своего стихотворения к родительскому, что уникальность раннего стихотворения становится сомнительной.

i

-Аскесис, или действие самоочищения, направленное на достижение состояния одиночества.

- Апофрадес, или возвращение мертвых. Позднейший поэт в конце своего пути, уже отягощенный одиночеством воображения, удерживает свое стихотворение открытым стихотворению предшественника»26.

Сам Бродский полемизировал с данной теорией американского литературоведа: «Боязнь влияний, боязнь зависимости - это боязнь - и болезнь - дикаря, но не культуры, которая вся - преемственность, вся - эхо. Пусть кто-нибудь передаст это господину Харалду Блуму» (VII, 180). Поэту

26 Блум X. Указ. соч. - С. 18-19.

идеологически ближе понимание традиции, предложенное Т. С. Элиотом в эссе «Традиция и индивидуальный талант»: «<...> традиция - понятие более широкое. Ее нельзя унаследовать.<А.>...обрести ее можно лишь путем серьезных усилий. Она прежде-. всего предполагает чувство истории<.. .>, а чувство истории в свою очередь предполагает понимание той истины, что прошлое не только прошло, но продолжается сегодня; чувство истории побуждает писать, не просто осознавая себя одним из нынешнего поколения, но ощущая, что вся литература Европы, от Гомера до наших дней, и внутри нее -вся литература собственной твоей страны существует единовременно и образует единовременный соразмерный ряд. Это чувство истории, являющееся чувством вневременного, равно как и текущего, - вневременного и текущего вместе, - оно-то и включает писателя в традицию. И вместе с тем оно дает писателю чрезвычайно отчетливое ощущение своего места во времени, своей современности»27.

Однако традиция может как осознаваться художником, так и проявляться бессознательно. В. Е. Хализев подчеркивает: «Причастность традиции проявляется не только в виде ясно осознанной ориентации на определенного рода ценности, но и в формах •стихийных, интуитивных, непреднамеренных. Мир традиций подобен воздуху, которым люди дышат, чаще всего не задумываясь о том, каким неоценимым благом они располагают»28. Принципиально важно и то, что «творческие связи писателей, в зависимости от близости или различия их Общественных позиций, идейно-эстетических воззрений и индивидуальных особенностей, могут приобретать характер контактных или контрастных, а порой и конфликтных отношений»29.

А. Ранчин считает, что творчество Иосифа Бродского «характеризуется

и ft • «

контрастным сочетанием демонстративной традиционности, вторичности по

27 Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория

литературы XIX-XX века. - М.: МГУ, 1987. - С. 171.

28Хализев В. Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999 - С. 57.

29Хализев В. Е. Указ.соч. - С. 58.

отношению к поэтической традиции и антитрадицинализма. Установка на

• I

традиционность, на принципы риторической эстетики ("готовое слово") проявляется как в повторяющихся образах и поэтических формулах, так и в подражании стихотворцам прошлых эпох. Стремление к обновлению традиции выражено в соединении лексиди из противоположных стилевых пластов, в сложных метафорических конструкциях, в отличительной для Бродского

Г Г ^ кк и «

поэтике суждении , которой свойственно сочетание квазирациональнои афористичности: с ассоциативностью метафорической и метонимической природы»30. Таким образом, исследователь обозначает несколько важных проблем в восприятии поэтом влияния предшественников: общий контрастный характер творчества, установка на традиционность и стремление к обновлению традиции.

Научная новизна исследования«определяется тем, что в диссертации впервые комплексно и системно рассматриваются традиции Достоевского в творчестве Бродского на различных уровнях: мировоззренческом, идейном, мотивном, пространственном, интертекстуальном. Впервые выявляются типологические параллели героев творчества Бродского с персонажами прозы Достоевского и с мифологизированным образом Достоевского.

Личный' вклад соискателя состоит выявлении и систематизации

1

основных тем, мотивов и образов творчества Бродского, восходящих к традиции Достоевского, формировании на этой основе авторской концепции.

Теоретическая значимость обусловлена углублением представлений о восприятии традиции русской .литературы XIX века в творчестве поэтов и писателей XX века, о механизмах ее актуализации, о различных типах воздействия классической русской прозы на художественный мир авторов последующего столетия.

30 Ранчин А. М. Традиции русской поэзии XVIII - XX веков в творчестве И. А. Бродского: Дис.... докт. филол. наук: 10.01.01. - Москва, 2001. - С. 3.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут стать базой для дальнейшего изучения поэтики Бродского, а также могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания курса истории русской литературы XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

»

1. Значительное место в творчестве Бродского занимают темы, образы и мотивы, восходящие к творчеству Достоевского: петербургская тема у Бродского, которая соотносится р представлением Достоевского о Петербурге как о «месте, в котором жить нельзя»; мотивы безумия, восходящие к традиции Достоевского, что актуализируется через прямое обращение поэта к образу князя Мышкина, через черты «безумного текста», в котором у Бродского/Достоевского происходит смещение границ реального и ирреального; тема двойничества, которая интерпретируется как один из главных инструментов самораскрытия героя Бродского.

2.Лирические персонажи Бродского напрямую соотносятся с типом героя в творчестве Достоевского - это '-^подпольный человек» у Бродского, который идеологически и психологически близок к героям романов «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», а также повести «Записки из подполья».

3. Бродский дает свою интерпретацию образа Достоевского, опираясь на мифологизированную биографию писателя, сформированную в русской литературе XX века.

4. Тема «метафизики денег» реализуется у Бродского в контексте традиции Достоевского и идей протестантизма. Герой Бродского, преодолевая «идею Ротшильда», приводит к протестантской концепции призвания/признания, согласно которой смысл жизни каждого человека состоит в том, чтобы выполнить свое призвание, и если он идет по верному пути, то Бог его награждает признанием в обществе.

I

12

5. В творчестве Бродского параллельно реализуются традиции русского классика и идеологическое воздействие кальвинизма. Через взаимодействие идей Достоевского и Ж. Кальвина в произведениях Бродского возникает свое видение божественной природы мира, а его лирический герой обнаруживает непреодолимость раздвоенности собственного сознания.

Апробация работы

Теоретические положения и практические результаты исследования были представлены в виде докладов .на международных научных конференциях: XXVI Международных Старорусских чтениях «Достоевский и современность» (Старая Русса, 21 - 24 мая 2011 г.), XXXV Международных чтениях «Достоевский и мировая культура» (Санкт-Петербург, 10-13 ноября 2010 г.), VI Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (Волгрград, 31 октября 31-2 ноября 2011 г.); IV Международной конференции (заочной) «Восток - Запад: Пространство природы и пространство культуры в русской литературе и фольклоре» (Волгоград, 19 ноября 2010 г.), Международной научно-исследовательской конференции «Иосиф Бродский .в XXI веке» (Санкт-Петербург, 20 - 23 мая 2010 г.), Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. X Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, 12-14 мая 2009 г.). Основные положения работы отражены в 6 публикациях (три из них - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ).

I

Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым

материалом. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка " *

использованнои литературы.

» ■;

___ * * _

, Глава I. Традиции Достоевского в раннем творчестве И. Бродского

1.1. Петербург Достоевского в творчестве Бродского

Образ Петербурга как метафизического пространства и литературная традиция его изображения тесно переплетены в творчестве И. Бродского, что уже неоднократно отмечалось в.. работах исследователей (В. Кулле, М. Берга, М. Панариной, А. Ранчина, М. Кеннен, О. Горелова и др.). Сам поэт заметил в интервью 1991 года: «И всякий человек, который берется за перо в Ленинграде, так или иначе чувствует себя во власти традиции или принадлежащим традиции, он не может отказаться от этого»31.

До возникновения термина «петербургский текст» в трудах русского ученого начала XX века Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» и «Быль и миф Петербурга» появляются определения «Петербург Достоевского» и «Петербург Пушкина». Описанию «Петербурга Достоевского» посвящена отдельная одноименная книга, в которой исследователь обозначает свою исследовательскую установку - «читать город как текст». Анциферов выделяет два подхода к анализу художественного произведения: «Первый - эстетический (вещь как бы отрывается от своего творца, от своей эпохи, проходит через века и становится нашей), второй - историко-культурный (историк, отрешаясь от своего времени через труд и интуицию, подходит к вещи, взятой в связи с эпохой, породившей ее). Путь обратный»32. Сам исследователь выбирает

к*

«обратный путь», убеждаясь, что «внимательное посещение тех мест, которые, с одной стороны, влияли на душу писателя, с другой стороны, быть может, непосредственно преломились в его творчестве, окажет, при известных условиях, большое содействие постижению художественного произведения»33.

31

Бродский И. Большая книга интервью. Составление В. Полухиной. - М.: Захаров. 2000. -С. 142.

Анциферов Н. П. Петербург Достоевского // Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. - М.: Книга, 1991. - URL: http://lib.rus.ec/b/146052

33Анциферов Н.П. Указ. соч. - URL: http://lib.rus.ec/b/146052

Понятие «петербургский текст» входит в широкий научный оборот только

* . _ _

в 1984 году, вышли статьи В. Н.Допорова «Петербург и "Петербургский текст русской литературы"» и Ю. М. Лотмана «Символика Петербурга и проблемы семиотики города».

Согласно исследованиям В. Н. Топорова, понятие «петербургский текст» включает в себя «не просто усиливающее эффект зеркало города, но устройство, с помощью которого и совершается переход а геаПЬш ас! геаНога, преосуществление материальной реальности в духовные ценности»34. В статье

«Петербург и "Петербургский текст русской литературы"» ученый выделяет

ряд мотивов35, свойственных этому сверхтексту. Первый из них: мотив несовместимости с Петербургом, «за чем стоит нечто более общее и универсальное - несовместимость этого города с мыслящим и чувствующим человеком, невозможность жизни в Петербурге». Другим структурообразующим мотивом Петербургского текста можно считать мотив искусственности Петербурга, ощущение которой естественно возникает в том числе в «лабиринтной ситуации», но вызвано оно более глубинной причиной: борьба/противоречие природы и культуры.

Обозначая «наиболее значительные именно в традиции Петербургского

текста имена», В. Н. Топоров называет Пушкина и Гоголя — «основателями

* ■.

традиции», а Достоевского - ее «гениальным оформителем, сведшим воедино в своем варианте Петербургского текста свое и чужое», а также «первым сознательным строителем Петербургского текста как такового»36. Во многом опираясь на традицию Достоевского, исследователь выделяет целые блоки в системе художественного языка «петербургского текста»: Внутреннее состояние:

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карасева, Анастасия Сергеевна, 2012 год

Справочная литература

238. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Русский язык, 1989.

239. Достоевский: эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Составитель Г. К. Щенников. - Челябинск: Металл, 1997. - 272 с.

1

240. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - 647 с.

241. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.

242. Фасмер М. Этимологический оловарь русского языка в 4тт. - М.: Прогресс, 1987. , ,.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.